Рынок и социальная защищенность. Социальная защита населения

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

">Федеральное государственное бюджетное образование учреждение

">высшего профессионального образования

">«Российский государственный социальный университет»

Кафедра: «Экономики и финансового права»

">Реферат

">Тема: «Социальная защита и социальная защищенность граждан: социологический аспект»

">Выполнил студент Елдашева О.Б.

">Руководитель Деникаева Е.А.

">Дедовск 2013г.

;color:#ec1c24">Сущность социальной защиты населения

;color:#000000">Экономика должна функционировать в целях удовлетворения потребностей ее организатора – человека. В силу несовершенства экономических законов производства, распределения, обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства: нехватка и невозможность приобретения первоочередных предметов потребления, невозможность получения медицинской помощи при высоком уровне развития отрасли, безработица, нехватка жилья при наличии пустующих квартир, лишения и страдания в старости и т. д.

;color:#000000">Смягчение последствий несовершенства организации общественного производства в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан, т. е. путем придания общественному производству большей ;color:#000000"> социальной справедливости. ;color:#000000">Между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует определенное противоречие. Достижение эффективности часто приводит к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов и к обострению социальных отношений. С другой стороны, государственное вмешательство с целью повышения социальной защищенности людей зачастую приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

;color:#000000">Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства, материальных благ и их распределения. ;color:#000000">Сущность социальной защищенности состоит в законодательном ;color:#000000"> обеспечении ;color:#000000"> экономических, политических, социальных и иных прав, ;color:#000000"> свобод ;color:#000000"> и интересов граждан. ;color:#000000">Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, но, как показывает мировая практика, в Конституции права граждан зачастую только сформулированы. Их реализация не всегда является фактом.

;color:#000000">В нашей стране система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

;color:#000000">В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

;color:#000000">Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, обычно имеет дело с установленным законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных условий предоставляется помощь в виде компенсации в денежной и натуральной формах либо в форме каких-либо услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. ;color:#000000">Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.

;color:#000000">Следует различать два понятия: «социальная защищенность» и «социальная защита».

;color:#000000">Социальная защищенность ;color:#000000"> – это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека.

;color:#000000"> ;color:#000000">Социальная защита ;color:#000000"> – это более конкретное понятие, которое сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

;color:#000000">С точки зрения трудового вклада в общественное производство, существует два вида социальной защищенности: ограниченная и абсолютная. ;color:#000000">Ограниченная социальная защищенность ;color:#000000"> – это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума жизненного уровня, защита от тяжелых физических лишений. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. ;color:#000000">Абсолютная социальная защищенность ;color:#000000"> представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-либо лицу или категории граждан. ;color:#000000">Цель ;color:#000000"> абсолютной защищенности – застраховать отдельных членов общества от возможного уменьшения уровня доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т. е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидированы рыночные отношения.

;color:#ec1c24">Субъекты и объекты социальной защиты

;color:#000000">К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, а также отдельных личностей, именуемых правозащитниками. ;color:#000000">Во-первых, ;color:#000000"> главным объектом социальной защиты является все население страны. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. ;color:#000000">Во-вторых, ;color:#000000"> к объектам социальной защиты относятся отдельные группы и слои населения. Отсюда проистекает, например, социальная защита военнослужащих, работников образования и т. д. ;color:#000000">В-третьих, ;color:#000000"> объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, неработающие пенсионеры, женщины, безработные и т. д.

;color:#000000">Рассмотрим подробнее роли и функции субъектов социальной защиты.

;color:#000000">Главным субъектом социальной защиты, как уже отмечалось, является государство. Однако роль государства при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты различна. Если обеспечение ограниченной защищенности требует от государства поддержания и развития рыночного механизма, то осуществление абсолютной защиты предполагает ограничение данных рыночных отношений и даже сводит их на нет. В первом случае государственное участие является опосредованным. Государство разрабатывает и принимает меры социальной защиты, например, правовые акты, регулирующие трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда, характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения. В настоящее время в развитых странах защита первого вида гарантирована всем. Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован: болезнь, несчастный случай, безработица и т. д.

;color:#000000">При обеспечении абсолютной защищенности, ;color:#000000"> государство объединяет в себе собственника, законодателя и исполнителя. Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тотального планирования. Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходимых для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник определяет не только цели, достойные осуществления, но и социальный статус человека и даже отдельных социальных слоев общества, а следовательно, и уровень их социальной защиты.

;color:#000000">В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. Создание для всех граждан гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободы выбора жизненного поприща. Чем больше мы стремимся к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность. Таким образом, в подходе к определению меры социальной защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии» могут оказаться тяжелее самой болезни.

;color:#000000">Важнейшим субъектом трудовых отношений являются профсоюзы. Их деятельность по защите интересов работников регламентируется международными конвенциями, национальными законами и трудовыми договорами (соглашениями) с работодателями. Профсоюзы призваны решать широкий круг социально-экономических проблем для повышения уровня социальной защиты работников. Это: размер и формы оплаты труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска, медицинское страхование и т. д.

;color:#000000">Деятельность профсоюзов характеризуется «встроенной» в рыночный механизм социальной ориентацией. Это находит свое отражение в технологии заключения коллективных трудовых договоров, которая предполагает определенный элемент борьбы. Коллективные договоры являются сегодня одним из главных средств осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов сначала фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в законодательстве.

;color:#000000">Интересы предпринимателей в системе общественных интересов заключаются в сохранении и увеличение уровня и масштаба доходности предпринимательского дела. Реализация этих целей требует учета требований профсоюзов. Поэтому предприниматели вынуждены активно участвовать в сохранении достигнутых стандартов уровня жизни трудящихся. Для этого, ;color:#000000"> во-первых ;color:#000000">, работодатели участвуют в создании различных страховых фондов. ;color:#000000">Во-вторых, ;color:#000000"> способствуют улучшению условий труда, медицинского и бытового обслуживания непосредственно на предприятиях. ;color:#000000">В-третьих, ;color:#000000"> вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и дополнительные выплаты.

;color:#000000">

;color:#000000">Только взаимодействие субъектов социальной защиты способно позитивно сказаться на уровне социальной защиты населения.

;color:#ec1c24">Особенности развития социальной защиты населения в России

;color:#000000">Развитие института социальной защиты в пореформенной России осуществлялось в большей степени стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.

;color:#000000">Несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита», не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. Характерным примером этого являлась принятая в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программа социальных реформ на 1997–2000 гг., где понятие «социальной защиты» сводилось лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.

;color:#000000">Отсутствие правильного представления о характере института социальной защиты и его содержании ведет к смешению и произвольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия значения данного института.

;color:#000000">В советский период, термин ;color:#000000"> «социальное обеспечение» ;color:#000000"> использовался в широком смысле для определения всей совокупности социальных, экономических и др. отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.

;color:#000000">В эпоху развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в системе планового ведения хозяйства, не может использоваться ни для определения совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной защиты, ни для ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».

;color:#000000">Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».

;color:#ec1c24">Виды и организационно-правовые формы социальной защиты

;color:#000000">Институт социальной защиты характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм.

;color:#000000">К видам социальной защиты ;color:#000000"> относятся:

;color:#000000"> медицинская помощь и обеспечение по временной нетрудоспособности (например, на случай болезни или несчастного случая на производстве);

;color:#000000"> социальная помощь в случае потери кормильца, по старости и инвалидности;

;color:#000000"> социальная поддержка материнства и семьи вообще;

;color:#000000"> социальная защита безработных.

;color:#000000">Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, жилья, лечения).

;color:#000000">К организационно-правовым формам ;color:#000000"> социальной защиты можно отнести:

;color:#000000"> социальное страхование;

;color:#000000"> социальная помощь;

;color:#000000"> государственное обеспечение;

;color:#000000"> обязательные накопления;

;color:#000000"> частные формы социальной поддержки.

;color:#000000">Социальная защита осуществляется в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различных услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

;color:#000000">Основные признаки государственного обеспечения нетрудоспособных лиц – финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти. В странах с рыночной экономикой государственное обеспечение имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

;color:#000000">Социальное страхование ;color:#000000"> широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

;color:#000000">Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования может участвовать государство.

;color:#000000">Приведенные организационно-правовые формы являются ;color:#000000"> классическими. ;color:#000000">В нашей стране принято говорить о социальном обеспечении, считая ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения социальное страхование и национальную систему социального обеспечения, финансируемую в основном за счет налогов. Подобное положение закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

;color:#000000">В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как ;color:#000000"> социальная помощь. ;color:#000000">Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

;color:#000000">Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть ;color:#000000"> провидентные фонды – обязательное (принудительное) накопление средств ;color:#000000"> на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

;color:#000000">Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

;color:#000000">

;color:#000000">Таким образом, социальная защита – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальные изменения, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

">Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство предоставляет населению России, следующие.

">1. Минимальная оплата труда

">2. Пенсии.

">3. Пособия

">4. Стипендии.

">6. Компенсация потерь от стихийных бедствий (в отдельных случаях),

">7. Пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы предприятий и организаций.

">8. Медицинское страхование.

">9. Защита условий труда.

">10.Социальное обслуживание лиц пожилого возраста иинвалидов, оказание медицинских услуг и т. п.

;color:#000000">Социальная защищенность населения

;color:#000000">Социальная защищенность - эта категория, как и многие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо, как нам представляется, разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме его реализации.

;color:#000000">Состояние социальной защищенности характеризуется как объективными, так и субъективными показателями.

;color:#000000">К первым относятся реальные условия для удовлетворения жизненно важных потребностей.

;color:#000000">Это реальная возможность социального функционирования в соответствии с условиями и нормами данного общества. Она обеспечивается как политикой доходов и заработной платы для трудоспособного населения, так и политикой льгот, дотаций, нематериальных форм помощи для уязвимых слоев населения.

;color:#000000">К субъективным показателям относятся восприятие и оценка личностью этих реальных условий.

;color:#000000">Это самооценка индивидов, семей и групп, ощущение ими своего социально го статуса, что в значительной мере зависит от уровня притязаний индивидов, а также от сравнения их сегодняшнего положения с положением других людей или собственным положением в предшествующий период.

;color:#000000">Объективные и субъективные показатели иногда могут совпадать, но иногда - расходиться.

;color:#000000">Социальная защищенность должна быть показателем не только возможности удовлетворения жизненно важных личных потребностей. Прежде всего, необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан.

;color:#000000">Такая трактовка данной категории имеет конституционный оттенок. И это правомерно. Но их реализация - проблема, которая должна еще решаться. Следовательно, социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека

;color:#000000">Социальная защищенность является основой взаимодействия человека и социума, практическим воплощением социальной политики и критерием психологического самочувствия людей.

;color:#000000">Социальная защищенность выступает как:

;color:#000000">* многомерное социальное бытие во взаимодействии экономической, политической и духовной сфер;

;color:#000000">* уровень межличностных отношений человек - общество;

;color:#000000">* качество социальных институтов.

;color:#000000">Другими словами, это одновременно и совокупное состояние, и цель, и средство стабильного существования человека в социуме.

;color:#000000">Социальная защищенность - не привилегия отдельных: индивидов или слоев, она должна быть образом жизни большинства населения. Вне сомнения, что уровень и качество социальной защищенности членов общества прямо зависят от уровня развития и экономической эффективности общественного производства.

;color:#000000">Социальная защищенность, касающаяся всех и каждого в социуме, независимо от принадлежности к той или иной социальной, этнической, религиозной, половозрастной группе, имеет ряд объективных показателей.

;color:#000000">К ним относятся:

;color:#000000">* распространяемый на всех гарантируемый минимум материального обеспечения, достигаемый, прежде всего усилиями самого человека;

;color:#000000">* взаимная ответственность общества и человека;

;color:#000000">* стабильность общества как следствие его управляемости

;color:#000000">* защищенность от экстремизма, анархии, бездуховности;

;color:#000000">* реальные, реализуемые свободы личности, ее самоопределение и самовыражение;

;color:#000000">* права на жизнь, труд, безопасность, уважение, независимость, поддержку и помощь общества в том случае, когда сам человек не справляется со своими жизненными проблемами;

;color:#000000">* умение и желание пользоваться правами и свободами, осознавать и отстаивать свои интересы;

;color:#000000">* свободный и ответственный социальный выбор как: неотъемлемое свойство личности.

;color:#000000">В рыночной экономике возрастает роль социальной защищенности всех слоев населения, в особенности наименее обеспеченных. Система социальной защищенности включает: обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей, дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.

">Заключение

"> Сущность социально-экономической защищенности граждан состоит в

">законодательном обеспечении их экономических, политических, социальных и

">иных прав и интересов. Различают два вила социально-экономической

">защищенности: ограниченную и абсолютную. Ограничения социально-

">экономическая защищенность - это обеспечение всем членам общества

">гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических

">лишений.

"> Абсолютная защищенность представляет собой обеспечена государством

">относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан.

"> Субъектами социально-экономической защищенности являются;

">государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные

">общества и объединения потребителей.

"> Источники социально-экономической незащищенности подразделяются на

">две группы? ‘абсолютные и относительные, К абсолютным источникам относятся

">те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на

">защищенность граждан - снижает ее. Это прежде всего безработица, инфляция,

">милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы.

"> Вторая группа включает такие источники, которые только при ухудшении

">их динамики становятся. источниками незащищенности. Это несправедливое

">распределение доходов, сан *елке уровня личного потребления, сокращение

">объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального

">обеспечения и сокращение социальной помощи, обострение жилищной проблемы.

3.3. Социальная защищенность детей.

Правовая база системы защиты детства включает в себя международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства и Декларацией прав ребенка.

«Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономических трудностей, существующих в России уже десять лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения социальной защиты детей.

Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблена. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но идут они в основном на питание, одежду. Обувь, а на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия средств не остается».

Уменьшилось число детских учреждений, уменьшается с каждым годом число вводимых школ, детских садов, яслей, больниц. Год от года все меньше выпускается детских и юношеских художественных фильмов, сокращаются тиражи детских изданий и учебников. Все это отнюдь не способствует укреплению социальной защищенности детей.


3.4. Социальная защищенность пожилых людей.

Социальная защита пожилых людей включает в себя выплату пенсий и различных пособий; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социального обслуживания населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов трудящихся.

В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 995 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах. Но назвать пожилых людей в России социально защищенной группой никак нельзя. В 90-е годы двадцатого века пенсионное обеспечение в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она выплачивается не вовремя. Службы социальной помощи престарелым людям финансируются в очень маленьком объеме.

3.5. Социальная защищенность инвалидов.

«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

В зависимости от принадлежности к той или иной группе инвалидности решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». По нему инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства, инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность и т. д. Но даже этот пункт не выполняется: городской транспорт не рассчитан на людей в инвалидных колясках, инвалидных колясок не хватает для всех, пенсии по инвалидности ниже прожиточного минимума, работа для людей с ограниченными возможностями предоставляется только учреждениями, где имеются специальные квотируемые государством вакантные места.

Таким образом, мы можем говорить о том, что инвалиды в современных условиях Российской Федерации являются социально незащищенной группой населения, существуют минимальные условия для их самостоятельной жизни и самореализации.


4. Социальная работа в системе социальной защиты населения.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов. Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их защиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под социальной работой понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.).

Социальная работа в развитых странах занимает важное место в системе социальной защиты населения. Она хорошо финансируется, в том числе и из частных источников. В России же больше развита система денежной помощи непосредственно получателям – нуждающимся в ней. Причем, как правило, этих денежных пособий не хватает на самое необходимое, так, пенсии по старости ниже прожиточного минимума. Система же социального обслуживания населения развита мало, а выплата денежных дотаций (например, по безработице) приводит зачастую к тому, что человек привыкает к роли иждивенца и уже не желает сам о себе заботиться. Развитие социальной работы в России позволило бы этого избежать, ведь специалист по социальной работе способен научить человека заботиться о себе самостоятельно, если это необходимо. Социальная работа помимо материальной помощи оказывает и психологическую, и правовую, и моральную помощь, чего не делают деньги, получаемые людьми в виде пенсий и различных пособий и дотаций. А ведь социальная защищенность подразумевает не только защиту в экономическом плане.

Таким образом, социальная работа в России должна занять лидирующее место в системе социальной защиты населения.

Функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях. В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, ...

Экономических возможностях. В таких условиях система социальных льгот не оказывает существенного влияния на уровень жизни действительно нуждающихся слоев населения. 2. Направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации 2.1 Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации Определяющее значение в поддержке...

Участие в опросе по очень важной проблеме. С помощью Ваших ответов мы надеемся выполнить цель нашего исследования - узнать Ваше отношение к введению с 1 июля 1998 года повременной оплаты за телефонные переговоры и выявить возможные последствия этого нововведения. Результаты опроса будут опубликованы в обобщенном виде. Техника заполнения анкеты: обвести выбранные ответы кружочками: 000 Заранее...





Перестройки еще неустоявшихся социально-экономических отношений в нашем обществе. Поэтому по примеру США в условиях рыночной экономики Российское государство должно принять на себя общую социально-экономическую ответственность за комплексную систему социального обеспечения населения в общенациональном масштабе, которую сам по себе рынок создать не в состоянии. Общая социально-экономическая...

В современном российском обществе социальная защита населения является одной из самых актуальных проблем. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.). Происходящие в обществе изменения затронули экономическую, политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих производственных и общественных организаций и общественного сознания, что, в свою очередь, обуславливает и перспективы общественного развития. Демократические преобразования и введение рыночных отношений в комплексе оказали огромное влияние на социум - причем как в позитивном, так и негативном плане. С одной стороны, произошло резкое сокращение социальной защищенности довольно большой части населения, и в первую очередь трудящихся, что может весьма негативно сказаться на дальнейшем развитии общества. А с другой стороны - произошло существенное изменение общественнополитического сознания, позволяющее не только сделать происходящие позитивные изменения необратимыми, но и скорректировать возможные негативные отклонения. Проблемы социальной защищенности российских граждан: современное состояние В мире существует два основных документа, которые определяют международные обязательства государств в области социальных и гуманитарных прав. Это Европейская социальная хартия, принятая в 1961-ом году и обновленная в 1996-ом, а также Конвенция международной организации труда (МОТ). Отличие Конвенции МОТ от Хартии заключается в том, что в Хартии определяются основополагающие принципы социальных прав граждан, тогда как Конвенция МОТ их детализирует. Еще до вступления в Совет Европы Россия провозгласила, что обязуется обеспечивать своим гражданам все стандарты в области прав человека, установленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в том числе и социальных прав. А при вступлении в Совет Европы Россия обязалась ратифицировать Европейскую социальную хартию и с момента вступления проводить политику в соответствии с закрепленными в ней принципами. Что же мы имеем на сегодняшний день? Если рассмотреть законодательство и проанализировать Конституцию РФ, то, в принципе, за исключением отдельных мелких погрешностей, мы вполне соответствуем высокому правовому уровню Европы, ибо декларируем полную социальную защищенность своих граждан по всем параметрам. Другое дело, что далеко не всегда эти высокие обязательства выполняются. «В Хартии провозглашается, что должны соблюдаться естественные права человека. В частности - естественные права наемного работника. К таковым относится, в частности, выплата заработной платы. Согласно Хартии, каждый наемный работник имеет право на получение достойного вознаграждения за свой труд. Но, даже опуская слово «достойного», далеко не каждый наемный работник получает сегодня просто вознаграждение за свой труд. Это самое главное право, которое на сегодняшний день нарушено в Российской Федерации. Известно, что государство задолжало бюджетникам за несколько месяцев». Еще характерными нарушениями являлось несоблюдение сроков выплаты заработной платы, введение принудительных «отпусков» без сохранения содержания, побуждение работников к увольнению «по собственному желанию» и другие нарушения Кодекса законов о труде. А ведь это одно из основных социальных прав граждан, из которого следуют многие другие «гарантии». Вторая позиция, которая не соответствует принципам Хартии - это получение достойного пенсионного обеспечения. «Даже дискутируя по поводу того, что же можно считать достойным или недостойным, понятно: пенсия и социальная помощь со стороны государства не могут быть ниже прожиточного минимума. Если люди получают пенсию или социальное пособие ниже прожиточного минимума, то они просто не могут на эти деньги прожить. Таким образом признать достойным такое социальное обеспечение никак нельзя. Глобальное нарушение этого принципа в состоит в том, что существует целый ряд выплат, в том числе и пенсии, которые должны быть достойными, а на самом деле не дотягивают даже до прожиточного минимума. Если же говорить о том минимуме, которым должен быть обеспечен каждый гражданин страны по жизненным показаниям, то есть о так называемой потребительской корзине, то тут также имеется много интересного. Существуют нормы ВОЗ - Всемирной Организации Здравоохранения - по потреблению белков, жиров, углеводов. Каждая страна обязана гарантировать своим гражданам необходимый набор этих элементов. Однако и в этом вопросе имеются большие недостатки. Не один год проводились дискуссии, как же эту самую корзину рассчитывать, чтобы, с одной стороны включить туда все необходимое для поддержания жизнедеятельности человека в существующих условиях, а с другой - не перегружать бюджет, поскольку от этой основополагающей цифры должны рассчитываться все социальные пособия». Один из основополагающих принципов социальной политики стран-членов Совета Европы - обеспечение граждан медицинской помощью. Даже в тех странах, где медицинская помощь является платной, люди, не имеющие возможности оплатить медицинские услуги, по той или иной причине не имеющие страховку, получают медицинское обслуживание бесплатно от государства, либо получают страховку, которая дается государством. Многие на сегодняшний день не получают даже примитивного лечения в рамках того обязательного медицинского страхования, которое существует. Не по всем позициям дела обстоят так плохо - по некоторым Россия выглядит вполне прилично. Например, Россия более или менее решила проблему обеспечения безработных. Во всяком случае защита права каждого гражданина на труд и система занятости в общем-то реализуются: согласно официальным данным, количество вакантных мест у нас не меньше, чем количество претендующих на получение работы. По сравнению с 1993 г. существенно снизилась социальная защищенность населения, доступность для него социальных благ и услуг. По официальным данным за чертой бедности, то есть имея доходы ниже прожиточного уровня, проживает более 39 млн. чел., а 53 млн., или 36% населения не могут удовлетворить свои основные жизненные потребности даже на минимальном уровне. Социальным феноменом России стали «новые бедные», к числу которых был отнесен каждый четвертый работающий, но не зарабатывающий при этом на жизнь. Причем к этой категории относятся преимущественно работники бюджетной сферы, научные кадры». Поэтому социальные последствия проводимых реформ требуют системы конкретных государственных мер, направленных на обеспечение соблюдения социально-экономических прав и социальной защиты граждан. Социальная защищенность различных категорий населения в России. В связи с социальными и экономическими потрясениями в России численность и спектр социально незащищенных групп людей значительно расширились, поэтому здесь рассмотрены проблемы социальной защиты конкретных категорий населения: детей, пожилых, работающих, женщин и инвалидов. Социальная защищенность работающего населения На фоне усиливающейся социально-имущественной дифференциации населения, проблемы социальной защиты трудящихся приобретают весьма актуальное звучание. Остро стоит вопрос о социальной справедливости в сфере труда, так в ней решаются не только экономические, но и социальные проблемы общества, сами они достаточно тесно переплетены между собой, так что без решения социальных, не решить и производственных. В этих условиях одним из насущных требований трудящихся становится требование о социальной защищенности человека. Причем, социальная защита должна включать в себя не столько выплату денежных сумм и компенсаций, сколько создание правовых и экономических условий, которые стимулировали бы само стремление трудиться эффективно, обеспечивая тем самым и свое благосостояние, и благосостояние всего общества, обеспечение защиты трудовых прав граждан, основных социальных гарантий в области доходов населения, а также недопущения массовой безработицы. Согласно Декларации прав и свобод человека, принятой государством, а значит и обязательным для претворения в жизнь, каждый человек имеет право на труд и его результаты, на благоприятные условия труда и защиту от безработицы, на достаточный и достойный уровень жизни, улучшение условий жизни и социальную защищенность, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и утраты кормильца, а также при рождении ребенка, на охрану здоровья, включая бесплатное пользование широкой сетью здравоохранения. В связи с этим принят ряд законодательных актов, направленных на защиту трудовых прав и гарантий работников наемного труда.

Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И СТРАН ЗАПАДА Общие положения:

  1. Опыт СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТ! ПЕНСИОНЕРОВ в РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДА Общие положения
  2. ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ Общие положения
  3. Опыт СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН в России Общие положения
  4. Патрик Бьюкенен. СМЕРТЬ ЗАПАДА: ЧЕМ ВЫМИРАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И УСИЛЕНИЕ ИММИГРАЦИИ УГРОЖАЮТ НАШЕЙ СТРАНЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ, 2002

Социальная защищенность -- это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости и т. д.

Социальная защищенность -- проблема макроэкономическая, поэтому она должна опираться на правовую основу в рамках всей страны. Исходные принципы социальной защищенности надлежит разрабатывать высшим законодательным и исполнительным органам власти. Однако конкретные программы реализации социальной помощи могут иметь и общенациональный, и региональный характер.

Объектами социальной защиты должны быть все основные показатели уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.п.

Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство должно предоставить населению России, следующие.

  • 1. Государство должно установить такие правила «игры» в экономической системе, чтобы сам российский рынок был социально ориентированным, поскольку Конституция Российской Федерации нашу страну провозгласила социальным государством.
  • 2. Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., предприняла попытку дать каждому человеку на земле не только равные политические права, о чем так заботится «западный мир», -- эта декларация предприняла попытку отстаивать экономические, социальные и культурные права для каждого человека, живущего на Земле.
  • 3. Высшим выражением социальной направленности государства должна быть сама государственная власть. Между тем в современной России произошло сращивание государственных чиновников с преступным миром. Социологические анализы показывают, что общие затраты на взятки в год, отдаваемые гражданами России на всех рынках бытовой коррупции, достигают астрономических величин и стали обычным экономическим преступлением. По данным Генпрокуратуры РФ, объем рынка коррупции в России ныне сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается свыше 240 млрд долл.
  • 4. Важнейшей формой социальной гарантии является минимальная оплата труда и соответственно минимальный прожиточный минимум.
  • 5. Социальная защита населения предполагает регулярную выплату заработной платы хотя бы один раз в месяц.
  • 6. Социальная защита населения предполагает индексацию доходов населения в условиях инфляции.
  • 7. С точки зрения социальной защищенности населения России, которое вымирает со скоростью более 700 тыс. человек в год, особое значение имеют уровень и динамика цен на лекарства. Цены на лекарства растут. Система льгот при покупке этих товаров пенсионерами, ветеранами, инвалидами практически не действует. Как правило, по льготным ценам нужных лекарств в аптеках нет.
  • 8. Одной из самых важнейших форм социальной защиты населения являются пенсии. Это основная форма социального обеспечения людей пенсионного возраста и инвалидов.

Средний размер назначенных месячных пенсий в настоящее время практически сравнялся с величиной прожиточного минимума пенсионера, но составляет всего 1/4 часть средней начисленной заработной платы. У людей, которые выйдут на пенсию после 2013 г., трудовая пенсия будет состоять из трех частей: а) базовой части, одинаковой для всех и финансируемой из бюджета за счет Единого социального налога в размере 6%; б) страховой части, перечисляемой организациями из Единого социального налога в размере 10%; в) накопительной части, направляемой на пенсионные нужды из Единого социального налога в размере 4%. Остальные 6% этого налога идут на другие социальные нужды.

9. В современных условиях громадное социальное значение приобретает жилищная проблема. Практически все жилье стало товаром. Бесплатно получает жилье небольшая часть населения.

Национальный проект по обеспечению жильем основную ставку делает на покупку квартир с использованием кредита. Узловой экономической и социальной проблемой становится рост цен на само жилье и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Из года в год растет квартирная плата, плата за электроэнергию, водоснабжение и канализацию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, уборку мусора и т.д. Причем на многие виды услуг цены повышаются несколько раз в году.

10. В социальном аспекте громадное значение приобретают условия труда в России. Декларация Международной организации труда (МОТ) провозглашает право на ведение коллективных переговоров, упразднение принудительного труда, недопущение дискриминации в области труда, создание надлежащих условий труда всем работникам, создание особых условий для труда инвалидов, запрещение эксплуатации детского труда. Почти 11 млн. россиян -- инвалиды, и только один из десяти инвалидов имеет возможность устроиться на работу, как правило, низкооплачиваемую.

Следует помнить о том, что в труде человек проводит одну третью часть своей жизни. Уже из этого следует громадная социальная значимость условий труда, охраны труда, забота о том, чтобы человек испытывал счастье в труде, ибо личный, свободный труд -- важнейшая часть нашей жизни.

  • 11. Один из важнейших социальных аспектов -- забота о безработных. Человеку труда надоело ждать и стоять у ворот неработающего завода; ему надоело ждать, пока он снова станет за станок; ему надоело бастовать и ждать пособия по безработице.
  • 12. Особую социальную озабоченность вызывает морально-этическое разложение детей России: это наркомания, пропаганда секса, передача в частные руки средств массовой информации, радио, телевидения, киностудий.

Наши СМИ соревнуются в том, кто больше и смачнее расскажет о веревке, на которой повесился человек, а не о том, почему человек ушел из жизни. С видом эстетов работники телевидения рассуждают о войнах, катастрофах, убийствах, сексе, безнравственности. Но ни один из них не рассуждает о целомудрии и любви. И это ли не признак морального разложения самих эстетов от российского телевидения.

  • 13. Социальной проблемой стали катастрофы всех форм и всех видов. Горят самолеты, тонут корабли, гибнут подводные лодки, идут под откос поезда, взрываются дома, гибнут невинные люди от взрыва самодельных средств террористов.
  • 14. Вечной социальной проблемой является забота о престарелых и инвалидах не только с точки зрения их денежных доходов, а с точки зрения их социального обслуживания, оказания им помощи в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Следует различать три основных формы этих социальных учреждений:
    • - стационарные учреждения, предназначенные для постоянного проживания людей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании;
    • - реабилитационные центры для инвалидов молодого возраста;
    • - отделения социальной помощи на дому.

Становится очевидным, что Россия не может не заботиться о социальной безопасности, которая не менее важна, чем безопасность военная, продовольственная или какая-либо другая.

В России во все времена ценилось чувство социальной справедливости. В этом -- одна из особенностей российского менталитета, и прежде всего менталитета русского народа, который всегда утверждал мысль: все делить по справедливости. В России почти с детства человек обретает это чувство справедливости. Оздоровление экономики надо начинать с человека, и прежде всего с человека труда, с человека, который создает все блага, все услуги, все ценности. Нельзя допускать положения, чтобы большая часть населения целой страны жила в условиях материально -- за чертой бедности, социально -- с чувством нарушенной справедливости. Подобные условия народ может терпеть в чрезвычайных условиях, но всю жизнь эти условия все население огромной страны выдержать не может. Хотелось бы верить, что и Россия найдет в себе силы решить и разрешить все узловые вопросы социальной проблемы своей страны.

Высшей целью функционирования государства и права является гармонизация интересов всех социальных субъектов. Здесь на первый план выступает проблема человека как гражданина, его гражданских прав и обязанностей, а также ответственности перед ним государства.

В статье 7 Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Понятие «социальное государство» новое для российского законодательства. Впервые оно определено в Конституции РФ 1993 г. и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей .

Формулировка «определенная социальная политика», данная Б.Н. Топорниным в комментарии Конституции РФ, на наш взгляд, несколько неудачна. Социальная политика государства – это деятельность государства, ориентированная на человека, его благополучие. Суть социальной политики состоит в наиболее полном удовлетворении возрастающих материальных и духовных потребностей человека .

Под достойной жизнью обычно понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности . Нам представляется, что в формулировке «достойная жизнь» категория «достоинство» выступает как оценочное понятие, положительно характеризующее все стороны жизнедеятельности человека, гражданина, личности. Поэтому нет смысла пытаться перечислить эти стороны, так как в данном случае предполагаются материальные и духовные основы существования человека в обществе и государстве. Главным же условием обеспечения достойной жизни людей, на наш взгляд, является гарантированность всей совокупности прав и свобод и возможность их надежной защиты.

Традиционно под социальными правами понимают «совокупность прав человека (или только гражданина конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ, к которым обычно относятся право на социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, право на медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и инвалидов». Это так называемые права «второго поколения». Их защита имеет иную природу и механизмы в отличие от защиты классических прав (политических, личных). Если классические права можно обеспечить путем их законодательного закрепления и защиты в судебном порядке, то гарантированность социальных прав со стороны государства находится в прямой зависимости от состояния экономики . Многие западные юристы считают, что социальные права невозможно гарантировать как субъективные права юридическими средствами. В подтверждение своей точки зрения они указывают на то, что конституции большинства стран формулируют социальные права не как субъективные права, а как объективные обязанности органов государства.

В данном случае мы сталкиваемся с узким пониманием «социального» в правах конкретных лиц и их групп. Более широко трактовать социальные права нам позволяет анализ самой категории «социальное». В социологии под ней понимается «совокупность тех или иных свойств или особенностей данного общества, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни» .

Важным элементом социального государства является законодательное оформление социальной политики. К основным направлениям проводимой социальной политики, которыми должен руководствоваться законодатель, следует отнести:

1) обеспечение достойного существования человека;

2) свободное развитие личности;

3) социальную справедливость.

Реализация социальной политики по указанным направлениям имеет своей целью создание условий социально-правовой защищенности личности. Наличествующая социальная защищенность в свою очередь будет являться результатом социальной политики, цели которой в данном случае будут достигнуты.

Деятельность всех социальных субъектов, в том числе и государства, регулируется правом, которое выступает как общезначимое. Идея общезначимости права направлена на создание условий социально-правовой защищенности всех членов общества.

В нашей юридической литературе нет четких различий между терминами «социальная защищенность» и «социальная защита». Зачастую они рассматриваются как синонимы.

Социальная защита – категория социально-экономическая и правовая. Одни авторы считают, что социальная защита личности – это форма деятельности государства, обеспечивающая предоставление индивиду максимально возможных условий для материального обеспечения. Другие под социальной защитой понимают целенаправленную деятельность государства в лице его институтов, направленную на всемерное обеспечение процесса формирования и развития личности, необходимость учета воздействия на личность негативных факторов и поиск путей их нейтрализации, предоставление возможностей для самоопределения и самоутверждения в жизни. Третьи представляют социальную защиту как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение социально-приемлемого уровня жизни .

Что касается сущности понятия «социальная защита», то традиционно оно рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная защита совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. В узком же смысле под социальной защитой понимается политика государства, направленная на обеспечение существования тех групп населения, которые находятся в особо трудном материальном положении.

Следует отметить, что в нашем законодательстве социальная защита трактуется преимущественно в узком смысле. В юридической литературе, наоборот, предпочтение отдается широкому пониманию этой проблемы. Причем каждый автор стремится внести что-то свое, показать свое видение.

На наш взгляд, несмотря на схожесть понятий «социальная защита» и «социальная защищенность», их следует различать. Социальная защита – это вид деятельности государства и его институтов. Социальная защищенность представляет уже не деятельность, а состояние. Причем это состояние понимается в двух смыслах: объективном и субъективном .

Социальная защищенность в объективном смысле – это реальное состояние дел в государстве, обществе, которое характеризует уровень охраны прав человека, гражданина. Субъективный аспект социальной защищенности позволяет определить психологическое состояние личности относительно ее социальной защищенности. Здесь уместнее употреблять понятие «чувство социальной защищенности».

При сравнении двух понятий традиционным является вопрос о том, какое из них шире. В нашем случае такое сравнение также необходимо для лучшего усвоения сути исследуемой проблемы.

Если исходить из того, что социальная защита – это деятельность государства и его институтов, направленная к известной цели, а социальная защищенность – состояние дел в обществе, государстве по охране прав человека, то напрашивается вывод о том, что результат этой деятельности говорит о состоянии проблемы, то есть о социальной защищенности. Следовательно, социальная защита является необходимой составляющей социальной защищенности как показателя уровня охраны прав человека.

Изложенное свидетельствует о том, что содержание рассматриваемых нами категорий различно по своей сути. Между тем их объединяют общие ориентиры (критерии). Говоря о мере социальной защиты и социальной защищенности, мы должны исходить из общепринятых норм и международных стандартов. В основе как социальной защиты, так и социальной защищенности лежит требование социальной справедливости, которая сама во многом реализуется через эти институты. Результатом, критерием эффективности социальной защиты и социальной защищенности является социальное благополучие населения.

В юридической литературе институт социальной защиты в отличие от института социальной защищенности более или менее изучен. Его исследованием занимаются В.П. Юдин, С.Н. Соловьева, Г.А. Коробов, Е.Н. Милинкова. Работы этих авторов касаются в основном вопросов правового регулирования государственной системы социальной защиты и практики социальной защиты населения в РФ.

Глубокий анализ института социальной защиты дал В.П. Юдин в работе «Социальная защита: понятие, сущность, границы». «Система социальной защиты, – пишет автор, – складывается как механизм для регулирования социальных отношений между работающими, социальными группами населения и государством, проявляющихся в экономической, социальной, культурной и других областях общественной жизни» .

О важности и глубине исследования института социальной защиты свидетельствуют встречающиеся в юридической литературе суждения по поводу создания отрасли социального права . Действительно, в социальном государстве такая отрасль права не только возможна, но и необходима в силу важности и обширности регулируемых ею общественных отношений. Так, в западных странах, в частности в Германии, многие годы действует Социальный кодекс. Жизнь показывает, что такое законодательное регулирование социальной политики говорит об эффективности осуществления социальной функции в большинстве стран Запада.

Однако проблема социальной защищенности не получила должного освещения в юридической литературе. Большинство правоведов отождествляют социальную защищенность с социальной защитой. Достаточно убедительное, на наш взгляд, теоретическое обоснование различия исследуемых категорий дал В.П. Юдин (социальная защита как вид деятельности государства и его институтов и социальная защищенность как реальное состояние дел в государстве по защите прав человека). При этом социальную защищенность рассматривается им как многоплановое явление. То есть, когда речь идет о социальной защищенности личности, имеются в виду не только правовые средства защиты, но и политические, экономические, организационные и даже психологические средства и методы, направленные на защиту прав человека.

Таким образом, анализ соотношения понятий «социальная защита» и «социальная защищенность» показывает, что – это различные по смыслу и содержанию категории. Социальная защищенность как показатель состояния дел в государстве по охране прав и интересов граждан этого государства в конкретный период времени включает в себя все защитные механизмы, в том числе и систему социальной защиты, результат действия которых позволяет определить уровень защиты всех сфер нашей жизнедеятельности.