Экономические блага. Статистика потребления материальных благ и услуг

Опосредствующим звеном между потребностями людей и ресурсами, при помощи которых их можно удовлетворить, является процесс производства .

Некоторые ресурсы являются готовыми для потребления благами. К ним можно отнести воздух, солнечный свет, воду. Но большинство ресурсов требуют некоторого видоизменения или воздействия со стороны человека, прежде чем станут готовыми для потребления благами. Прежде чем потребить многие полезности, требуют затрат труда на их добывание и присвоение. Под трудом, прежде всего, следует понимать «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Первоначально труд существует в чистой форме, а затем принимает форму производства. Исторически исходными и на сегодня самыми простыми формами труда были и есть собирательство, охота, рыболовство. Они обеспечивают присвоение готовых продуктов природы. В таком случае имеется труд, но нет производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ. В данном процессе человек видоизменяет вещество природы. При этом изменение вещества природы может происходить как под действием сил природы, так и под действием труда человека. Процесс труда невозможен без непосредственного участия человека, в то время как процесс производства может продолжаться и без него. Например, выращивание пшеницы требует относительно небольшого времени участия человека в процессе производства. Это в основном посев семян и уборка урожая и какие-то гидрохимические работы, предусмотренные технологией производства. В остальное время выращивание пшеницы происходит без участия человека, под действием сил природы.

Таким образом, производство не сводится только к труду. Процесс труда является главным, но не единственным составляющим процесса производства. Важная роль в производстве отводится природному фактору.

Процесс труда как главный элемент процесса производства невозможен без наличия трех простых его моментов: предметов труда, средств труда и собственно самого труда человека.

Предметы труда – это то, что преобразуется в процессе производства материальных благ. В процессе труда человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их до пригодного для потребления состояния. Предметы труда, претерпевшие уже воздействие человеческого труда, но предназначенные для дальнейшей обработки, называются сырым материалом, или сырьем . Например, железная руда в шахте – предмет труда, но не сырье, так как она еще не подвергалась воздействию человеческого труда. А железная руда, предназначенная для использования, например, в металлургии – это уже сырье и предмет дальнейшей переработки.

Человек воздействует на предметы труда не голыми руками. То, что он помещает между собой и предметами труда и воздействует с помощью этого на предметы труда, называется средствами труда .

Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда – машины, инструменты, т. е. орудия производства. При помощи их человек непосредственно воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся также производственные здания, дороги, коммуникации и т. п., так называемая сосудистая система процесса производства. Орудия производства относятся к активной части средств труда, а здания, сооружения и т. п. – к пассивной.

Предметы и средства труда в совокупности называются средствами производства . В процессе производства они выступают как вещественный фактор .

Третьим компонентом процесса труда является сам труд или целесообразная деятельность человека. Труд – исключительное достояние человека. Человек – и в этом одно из главных его отличий от животного – трудится сознательно, т. е. целесообразно опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, производит и воспроизводит необходимые ему средства существования.

Для того, чтобы трудиться, люди должны быть носителями рабочей силы. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, которые запускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо материальные блага. В процессе производства рабочая сила выступает как личный фактор.

Таким образом, впроцессе производства средства производства являются вещественным, а рабочая сила личным фактором производства. Заметим, что не все ресурсы являются факторами производства, а только те, которые используются в процессе производства.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – изд. 2-е. – Т. 23. – С. 188.

Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками, представляющими отдельные отрасли знания, каждая из которых может быть полным хозяином в ограниченной сфере, в точно отмежеванных ей пределах исследования.

Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей.

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение разного рода их потребностей.

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т. д., а с другой - в соответствующем пополнении жизненного расхода, при этом экономический субъект (т. е. человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т. е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений). И объясняется такое поведение следующим.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена. Удовлетворение потребностей в них не требует никаких усилий и пожертвований. Это свободные и даровые блага. Пока сохраняются такие условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода "редкости"). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия на добывание и приспособление их к потребностям. Эти блага называются хозяйственными. Именно они интересуют практика-хозяйственника и экономиста- теоретика. Утрата этих благ составляет потерю, ущерб, возмещение которых требует новых усилий, затрат, пожертвований. От них зависит благосостояние людей, поэтому хозяйственник обращается с ними бережно, экономно, расчетливо.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая теория выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение - это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий человек принимает участие в произведенном продукте. Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ. Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис. 2.1.1).

Но прежде чем охарактеризовать взаимосвязь данных четырех стадий, важно отметить, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный; постоянно повторяясь, оно исторически развивается - идет от простейших форм (добычи первобытным человеком пищи с помощью первобытных средств) до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства (и с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы) можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.

Производство вообще есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.

Хотя производство вообще - это абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и потому избавляет нас от повторений.

Всякое производство характеризуется взаимодействием трех простых элементов: труда, предметов труда и средств труда.

Труд человека играет решающую роль в процессе производства. Он является основополагающим условием жизни общества. Именно труду принадлежит активная, творческая, созидательная роль. Труд - источник богатства. Все материальные блага и услуги являются результатом труда человека. Еще древние понимали особую роль труда. Например, известны слова Горация: "Смертным ничего не дается без большого труда" (рис. 2.1.2).

Взаимодействие рабочей силы и средств производства реализуется посредством технологии и организации производства. Технология отражает техническую сторону производства и представляет собой способ воздействия человека на предметы труда, основанный на использовании механических, физических, химических свойств средств производства. Организация производства обеспечивает единство, взаимодействие всех работников, участвующих в производстве, связанных между собой разделением труда, а также организацию использования рабочей силы и средств производства. Через такие формы, как специализация, комбинирование, кооперация, концентрация производства и т. д. развивается взаимосвязь производства по отраслевому и территориальному направлениям. Совершенствование сложной и гибкой системы организационных связей является важным условием экономического роста.

Общественный характер производства, что дает основание для существования понятия "общественное производство", объясняется тем, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе в системе общественного разделения труда и специализации.

Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что означает специализацию в производстве тех или иных благ.

Именно в силу организации, кооперирования и разделения труда производство носит общественный характер. Поскольку производство всегда носит общественный характер, люди независимо от их воли и сознания вступают в нем в определенные отношения друг с другом и не только по системной организации факторов производства, но и по общественной форме участия в нем и характеру присвоения его результатов.

Сегодня серьезно возрастает значение энергии и информации. До недавнего времени основной двигательной силой и главным источником энергии, применяемой в производстве, были механические и особенно электрические двигатели. В 1924 г. в Лондоне на Международной энергетической конференции немецкий физик О. Винер подсчитал, что механические двигатели всего мира в то время, когда на земле проживало не более 2 млрд, человек, заменяли труд приблизительно 12 млрд, человек. C тех пор мощность механических двигателей на земном шаре значительно возросла, стали использоваться более мощные источники энергии, такие как атомная, внутриядерная, лазерная, энергия химических процессов и др. Подсчитано, что к концу XXI в.

атомные электростанции будут давать до 45% всей электроэнергии мира. Огромное значение сегодня играет информация, которая выступает условием работы современной системы машин, включающей в свой состав управляющее устройство, и условиям повышения качества, квалификации рабочей силы, а также необходимой предпосылкой успешной организации самого процесса производства.

Соотношение и взаимосвязь четырех стадий хозяйственной деятельности человека выражается в следующем.

Производство - исходный пункт хозяйственной деятельности, потребление - конечный пункт, распределение и обмен, опосредствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством - появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.

Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но, в свою очередь, они не пассивны по отношению к производству, а оказывают активное обратное воздействие на производство. В самом общем виде, согласно принятым методам учета, структура общественного производства может быть представлена следующим образом (рис. 2.1.3).

В материальное производство, согласно официальной статистике, входят отрасли и предприятия, где производятся материальные блага: это промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, а также отрасли, оказывающие материальные услуги: транспорт, связь, коммунальное и личное подсобное хозяйство. Такое решение вопроса далеко не бесспорно, и в экономической литературе высказываются позиции, отрицающие правомерность отнесения отраслей народного хозяйства, представляющих сферу обращения (т. е. торговлю, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки) к материальному производству на том основании, что их главная функция - купля-продажа не создает нового продукта и не увеличивает стоимость товара.

От сферы материального производства следует отличать непроизводственную сферу, или сферу нематериального производства. К ней относятся: здравоохранение, просвещение, наука (дискуссионно), культура, искусство, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию, спорт и т. д.

Труд, затрачиваемый в сфере материального производства и создающий материальные блага, выступает как труд производительный.

Непроизводительный труд - это труд, не участвующий в создании материальных благ.

Производительный и непроизводительный труд является общественно полезным трудом, необходимым для развития общества, воздействующим на повышение эффективности совокупного общественного продукта труда.

Общественно полезными могут быть не только вещи, материальные блага, но и услуги материального (ремонт, транспорт, хранение) и нематериального характера (услуги образования, здравоохранения, культуры, быта). Производственные потребности удовлетворяются научными, информационными, транспортными и другими услугами. Совокупность всех услуг образует сферу услуг.

Производственные и личные услуги - это составная часть общественного продукта, а труд, затрачиваемый на их производство, выступает как часть производительного, общественно полезного труда.

HTP обусловила быстрое развитие сферы обслуживания, которая не создает самостоятельного материального продукта, но выполняет важные общественные функции. К этой сфере относятся производственная и социальная инфраструктуры.

Для современного воспроизводства существенную роль играет также сфера военной техники. Кроме того, в некоторых странах (с моноспециализацией - например, нефть) выделяют и нулевое подразделение - добычу нефти.

Минимально допустимым для общественного воспроизводства является наличие в воспроизводстве двух подразделений: Iu II. I - это производство средств производства, II - производство предметов потребления. Такое деление обусловлено тем, что средства производства и предметы потребления выполняют существенно различные функции в процессе воспроизводства. Если первые служат для воспроизводства преимущественно вещественных, материальных элементов производительных сил, то вторые - для воспроизводства личного фактора производства.

Все вышеизложенные процессы осуществляются при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Учение о среде человеческого хозяйства различает естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены: во-первых, природой; во-вторых, общественной организацией.

Естественная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные условия, условия наследственности, количество населения, качество питания, жилища, одежды и т. д. Мы уже знаем, что человек осуществляет свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Так, известно, что площадь земного шара равна 510,2 млн. кв. км, причем большая часть (3/4) приходится на моря. При этом различны почвенные условия земной коры, ограничен объем полезных ископаемых, разнообразна флора и фауна (леса, пушнина и т. д.) - все это обусловливает определенные условия хозяйствования.

Разнообразны и климатические условия жизнедеятельности людей. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный - 38,5, холодный - 12,2%.Климат обусловливает продолжительность и результативность сельскохозяйственных работ. Так, продолжительность сельхозработ в Европе колеблется от 11 до 4 месяцев (в России - 4 месяца, в Германии - 7, Южной Англии - 11 месяцев). Продолжительность определяет и время замерзания судоходных рек, что непременно сказывается на результатах хозяйственной деятельности (Волга замерзает на 150 дней, Рейн - на 26 дней, а реки Архангельской области - на 200 дней). По расчетам Гумбольта, поле бананов, произрастающих в южных широтах, может прокормить в 133 раза больше людей, чем равное по размерам поле пшеницы. На урожайность влияет и количество осадков. Так, в Тульской области сравнительно сухой климат (не более 200 мм дождей), в дождливые годы урожайность повышается почти в 1,5 раза. Наиболее благоприятными для хозяйственной деятельности считаются регионы со средними осадками (от 250 до 1000 мм), к ним относятся: Центральная и Западная Европа, Восточный Китай, восточная половина США.

Весьма существенную роль при достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. В древней Спарте убивали детей слабого телосложения, а на острове Кон- дии существовал закон, по которому отбирались молодые люди обоего пола, отличавшиеся красотой и силой. Их принуждали вступать в брак с тем, чтобы улучшить "породу" людей. Наука сегодня, безусловно, признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психические качества, не только здоровье, но и болезни (диабет, артрит, рак, склероз, эпилепсия, истерия и др.). Бедность, сопряженная с плохим питанием, дурные гигиенические условия отражаются не только на росте смертности и заболеваний настоящего, но и будущего поколения. Очень важно помнить, что все реформы по улучшению положения населения оказывают свое благотворное влияние не сразу, а постепенно.

C позиции современной науки о жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и связь человека с космосом. Мысль о жизни и жизнедеятельности людей как космическом явлении существовала уже давно. В конце XVII в. голландский ученый X. Гюйгенс в своей работе "Космотеорос" отмечал, что жизнь это космическое явление. Эта идея получила всестороннее развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере. Ноосфера -это новое явление на Земле. В ней человек впервые становится крупнейшей геологической силой, ибо он своим трудом и мыслью может коренным образом перестраивать свою жизнь, менять условия жизнедеятельности по сравнению с прошлым. Мощь человека на Земле, согласно этому учению, связана не с его материей, а с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом - его трудом.

Отделить человека от природы можно только мысленно. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все они неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием с окружающей их материально - энергетической средой. Вне нее в природных условиях они существовать и тем более заниматься хозяйственной деятельностью не могут. Материально Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Космическое вещество попадает на Землю и оказывает влияние на жизнедеятельность людей, а земное (результаты этой жизнедеятельности) уходит в космическое пространство, так называемое "дыхание Земли". Состояние биосферы всецело зависит от жизнедеятельности на Земле. Усиление сознания, мысли в хозяйственной деятельности людей, создание форм, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду, ведут к новому состоянию биосферы - ноосфере (царству человеческого разума).

Биологическое единство и равенство всех людей - это закон природы. Отсюда осуществление идеала равенства, а хозяйственной жизни - принципа социальной несправедливости закономерно и неизбежно. Идти же безнаказанно против выводов науки нельзя. Именно это и обусловливает неизбежность реформ в хозяйственной деятельности.

В XXI в. человечество своей жизнедеятельностью становится единым целым, ибо сегодня нет ни одного уголка Земли, где бы человек не мог бы жить и работать, возросла связь, сообщение с помощью радио, телевидения, ЭВМ, информации и т. д. Все это благодаря технике, созданной умом человека. В этих условиях на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, и в развитии мировой экономики главными проблемами являются глобальные общечеловеческие.

Важность и значение естественней среды хозяйственной деятельности безусловны, но не следует преувеличивать их влияние, ибо человек так хитро создан, что его организм приспосабливается к тем или иным условиям, развиваются знания людей о свойствах материалов, умение ими пользоваться на основе развития науки и техники, роста уровня социальной культуры, которые могут облегчать или затруднять их борьбу с природой.

Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основным из которых являются отношения собственности. Именно эти отношения и определяют социальную среду хозяйственной деятельности, что находит свое отражение на результативности хозяйствования. Адам Смит писал, что "человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких интересов, как есть побольше и работать поменьше". Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования "посткоммунистических" стран, где до недавнего времени преобладала "ничейная" общественная собственность. Частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.

Существенное влияние на условия хозяйственной деятельности оказывают различного рода государственные организации, устанавливающие законы, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, а также общества, товарищества, партии и профсоюзы, требующие улучшения условий труда. Замена абсолютно бюрократической системы хозяйствования свободными учреждениями как бы "очищает" социальную атмосферу, освобождая хозяйственников от гнетущего чувства связанности и подчинения, пробуждая в них личную инициативу, деловой размах, а у наемных рабочих поднимает чувство собственного достоинства, приучает к последовательному и настойчивому, хотя и более спокойному и корректному, отстаиванию своих интересов.

Отношения собственности порождают дифференциацию производителей, появляются бедные и богатые. Воспитание, образование и средняя продолжительность жизни в этих социальных группах различны. Воспитание же и образование, содействуя физическому и умственному развитию, улучшают организм человека, делают его более способным к труду и отражаются на наследственности. Поэтому, учась в вузах, Вы, уважаемые студенты, приносите пользу не только себе, но и своим детям, внукам, потомкам! Французский физиолог Флоренс утверждал, что при благоприятных условиях человек в конце XIX в. мог прожить 100 лет, средняя же продолжительность жизни тогда составляла 40 лет (для сравнения: сегодня во Франции - 76 лет, в России - 69,5 лет). Французский доктор Дипсон показал, что средняя продолжительность жизни богатых в конце XIX в. составляла 57 лет, а бедных - 37 лет.

Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отдыха. Заповедь Моисея гласит, что седьмой день недели должен посвящаться отдыху: "Не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих". У евреев кроме дня субботнего был еще и субботний год (каждый седьмой и юбилейный 50-летний). В это время повелевалось прощать долги под страхом великих наказаний.

В период появления капитализма рабочий день составлял 15, 16, 17 и более часов в сутки. Сегодня наши фермеры трудятся столько же.

Стремление к "неразумному" увеличению рабочего дня вызвано ошибочной уверенностью, что прибыль зависит от длины рабочего дня. Несомненно то, что человек может и должен работать без ущерба для своего организма только известное, определенное количество часов в день. Предполагается, что в течение суток человек должен работать 8 часов, спать 8 часов, отдыхать 8 часов. Если эти границы превышаются, то человек сокращает жизненный период, в течение которого он будет способен к труду, и сделается жертвой преждевременной смерти. Чрезмерное физическое напряжение вызывает расширение легочной ткани, большие вены придавливаются, к сердцу поступает меньше крови, увеличивается кровяное давление, сильные сердцебиения, расстройство печени, селезенки. Продолжительное сидячее положение с наклоном туловища вперед ведет к расстройству кровообращения в груди, брюшной полости, вызывает затруднение дыхания, неправильность пищеварения, геморрой, судороги, боли в желудке и т. д., не менее вредно и постоянное стояние во время работы.

Таким образом, поведение "экономического человека" определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом и всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов в том, что первые проявляются через деятельность людей, которые определяются сознанием, проявляются обычно в среднем как тенденции и носят (большинство из них) исторически переходящий характер.

Цивилизация вынуждена постоянно потреблять миллионы тонн биологического и минерального сырья, чтобы продолжать свою эволюцию, улучшать жизненный уровень человечества. Сырьё – это постоянная забота, постоянная «головная боль» цивилизации. За сырьем надо лететь к далеким планетам, надо создавать автоматические геологические аппараты, совершенствовать технику по добычи сырья, из руд необходимо выплавлять металлы, тратить неимоверно большое количество энергии для получения многих других материалов. Экономить пластическое и энергетическое сырье можно посредством создания миниатюрных объектов потребления и производства. На создание металлургического комбината сейчас требуется миллионы тонн бетона и стали. В космическую эру миниатюрный завод по производству стали, вмещающийся на борту ракеты, будет иметь массу не более 10 тонн. Для создания миниатюрного производства или материального блага потребуется меньшее количество стали, бетона, алюминия надо будет добывать меньше железных руд, бокситов, силикатных минералов, чем для создания современного завода или товара. Следовательно, минеральных запасов планеты хватит землянам на большее количество лет.

Чтобы снизить количество потребляемого минерального сырья человечество перейдёт на создание миниатюрных материальных благ и производственных комплексов. Но идеалом для человечества было бы не уменьшение потребления минерального сырья, а полный отказ от потребления минерального сырья.

Два условия для эволюции общества без сырья

Идеальной ситуацией для человечества был бы полный отказ от потребления сырья в будущем. Имеются два главных условия, при исполнении которых космическое человечество имеет возможность полностью отказаться от потребления минерального и любого другого сырья.

Во-первых, ликвидация потребления сырья цивилизацией произойдет, если будут созданы вечные объекты потребления. Если человечество сможет достигнуть предела познания законов Вселенной, тогда дальнейшее развитие науки больше не сможет улучшить качество материальных благ и средств производства, то оно обязательно создаст вечные объекты потребления и перестанет потреблять сырье для производственного создания объектов потребления. Следовательно, можно будет полностью ликвидировать все виды промышленного производства: добывающую промышленность, производство материалов, производство средств производства и производство материальных благ.

Во-вторых, ликвидация потребления сырья цивилизацией произойдет, если производство будет использовать, как сырье только материалы «вторичного сырья», которые будут получаться из переработки старых конструкций, из металлического лома. При этом жизнедеятельность цивилизации должна проходить абсолютно без отходов. Вся техника, которая устарела или сломалась, должна переплавляться и из этого материала должны создаваться совершенно новые виды производства и объекты потребления. Если не будет необходимости использовать дополнительное количество металлов и других веществ, то прекратится потребление руд и других полезных ископаемых из недр планеты, а человечество станет развиваться в замкнутой системе производства с потреблением вторичного сырья. Человечество перестанет зависеть от химического сырья планет. Следовательно, можно будет полностью ликвидировать добывающую промышленность, производство материалов, но необходимо оставить производство средств производства и производство материальных благ.

Вечная «жизнь» вещей в космическом пространстве

Особенно длительный срок службы у объектов потребления, которые находятся в космическом пространстве. В космосе на материю не действует коррозия, гравитационные силы, землетрясения, вибрация, ветер и пыль, влага и смена температур. Только космическое излучение и редкие мелкие метеориты воздействуют на обшивку корабля. То, что находится внутри космического корабля, внутри капсулы из толстого слоя стали, может функционировать уже сейчас сотни лет. В будущем внутри космического корабля, где существует невесомость, объекты потребления смогут функционировать миллиарды лет. Подлетев к планете на небольших звездолетах, космическое человечество в первую очередь создаст огромный стальной город – спутник в непосредственной близости от атмосферы планеты. Огромный космический город будет быстро вращаться по круговой орбите вокруг планеты. Только на короткое время (примерно на 1 год - сайт) планета будет служить источником разнообразного минерального сырья, когда караван космических кораблей подлетит к планете. На поверхности планеты, в период создания огромного количества вечных предметов потребления, необходимо создать все виды производства, начиная от добывающей промышленности, и кончая производством объектов потребления. Население будет находиться внутри орбитального космического города. Все полученные на поверхности планеты объекты потребления транспортными ракетами будут доставляться с поверхности планеты на космический город – спутник. После создания всех необходимых и вечных материальных благ, производство на поверхности планеты надо навсегда остановить, законсервировать. Созданными однажды материальными благами будет вечно пользоваться космическое человечество. При наличии вечных предметов потребления на космическом корабле цивилизация будет состоять только из двух частей:

Цивилизация = Материальные блага + Население.

Возможно ли в будущем создать вечные объекты потребления и вечные средства производства? Если сейчас японские радиотехнические аппараты имеют срок гарантийной службы более 20 лет, то почему через 100 тысяч лет нельзя создать телевизоры и другие объекты потребления с бесконечным сроком службы? Представьте, что на всех товарах будет написано: «Гарантийный срок службы 1 миллиард лет». Таким образом, одним объектом потребления смогут пользоваться тысячи поколений людей, а следовательно, их производство будет остановлено. Если миллиард лет общество будет полностью удовлетворено данным количеством объектов потребления (при условии отсутствия увеличения численности населения), и миллиард лет предметы потребления будут удовлетворять их в качественном отношении, то все это время необходимость в производстве будет отсутствовать. Исчезнет производство, а как следствие этого обязательно отпадет необходимость в потреблении сырья. Если цивилизации не нужны минеральные полезные ископаемые других планет, то необходимость в перемещении в пространстве также пропадет.

Цивилизация опять обретет оседлую, стационарную жизнь. Начнется эра компактного проживания человечества. Остановится процесс разъединения человечества в космосе, ликвидируется процесс деградации общества от разрыва социальных связей. Старение общества прекратится.

ВЫВОД . Создание вечных объектов потребления полностью изменит производственные отношения внутри цивилизации. Производственный процесс остановится. Далее произойдет полное прекращение потребления сырья, и кочевая жизнь цивилизации сменится на оседлую, стационарную, на одном месте, без перемещения. Тогда старение цивилизации также остановится, и общество будет жить внутри Вселенной вечно, без ограничения во времени.

Научно-технический прогресс не дает возможности создать вечные материальные блага

Но существует главное препятствие для создания вечных материальных благ – научно-техническое развитие человечества. Наука открывает новые законы природы, которые совершенствуют старые средства производства и старые материальные блага. Сразу после научного открытия производство приступает к созданию совсем других, более совершенных искусственных объектов. (Например, на замену дисковых телефонов были созданы кнопочные, далее – телефоны с запоминающим номера устройствами, с автоответчиком, с определителями номера. Потом появились радиотелефоны, мобильные, сотовые телефоны). Однако и эти (бывшие самые совершенные) средства производства и материальные блага вскоре становятся устаревшими, и возникает необходимость создавать еще более совершенные технические средства. И так до бесконечности, так как "абсолютно идеального, а поэтому вечного товара" создать человечеству, по-видимому, никогда не удастся.

В обществе происходит бесконечное совершенство средств производства и техническая модернизация материальных благ . Если человечество когда-либо достигнет предела познания, предела развития науки, то можно будет создать предельно совершенные в техническом отношении средства производства и материальные блага. Тогда уже после этого образца товара – что-то лучше создать будут невозможно! Только после достижения «крайнего предела познания» будут созданы действительно вечные материальные блага. Только тогда начнется эра экономического изобилия (коммунизма) для человечества. Однако не известно, достигнет ли общество в далеком будущем предела познания?

Предел познания и экономическое изобилие (коммунизм)

До тех пор, пока есть спрос на товар в обществе, будет функционировать массовое, товарное производство этого товара. До тех пор, пока действует производство можно утверждать, что изобилия этого вида товара нет, что изобилия (коммунизма) на этот товар пока не наступило, так как какая-то часть населения этот товар еще не приобрела. Действительно, производство является барометром коммунистического, индустриального, технотронного общества. При полном коммунистическом изобилии производство должно остановиться, так как при изобилии каждый человек должен быть обеспечен всеми необходимыми материальными благами, и тогда теряет смысл дальнейшая деятельность производства. Пока в обществе функционирует производство по созданию более совершенных материальных благ, можно однозначно утверждать, что полного материального изобилия (коммунизма) еще не наступило, так как не все население еще имеет в личном пользовании этот товар! Если работает производство, значит, существует дефицит каких-то товаров внутри общества. Пока в обществе есть спрос на какой-то товар нельзя говорить о полном изобилии, о коммунизме!

Обратим внимание на политическое значение процесса полного обеспечения общества вечными объектами потребления. Эта эпоха развития общества подразумевает такое его состояние, когда каждый член общества от новорожденного до старика будет предельно удовлетворён вечными объектами потребления. Цивилизация с предельной обеспеченностью материальными благами – это коммунизм. Поэтому можно утверждать, что с того момента, когда цивилизация обеспечит последнего своего гражданина всеми вечными объектами потребления, общество начнет существовать при коммунистическом (индустриальном) общественно – экономическом строе. Но коммунизма человечество никогда не сможет достичь, если процесс познания макрокосмоса и микрокосмоса бесконечен! По отношению к познаваемости мира в философии существуют две противоположные позиции: оптимистическая и пессимистическая. Оптимисты утверждают, что мир медленно познаётся и через многие тысячелетия будет познан до предела, до конца. Им противостоят пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм (от греческого: «а» – отрицание, «gnosis» – знание). Агностики отрицают способность мозга познать бытие. Скептики также отрицают возможность познания мира человеком после какого-то предела, тем более они отрицают существование возможности человеческого интеллекта познать все законы Вселенной до «крайнего предела», после которого уже не останется законов, которые будут неизвестны человечеству. Кто прав в этом споре – пока не известно.

Предположим, что предела познания человечество достигло! Как это отразится на производственной деятельности общества? В этой книге доказывается, что пока не достигнуто предела познания бытия, пока наука не познала все законы макромира и микромира, до тех пор будет отсутствовать главное условие для создания вечных материальных благ. Если цивилизация никогда не сможет достигнуть предела научного познания Вселенной, то открытие новых законов приведет к созданию более качественных объектов потребления и тогда деятельность производства приобретет тенденцию к вечному развитию во времени и в пространстве. Тогда общество будет испытывать дефицит то в одном новейшем техническом средстве, то в другом. Производство будет стараться удовлетворить потребности общества, а это будет означать, что общество постоянно будет нуждаться в минеральном сырье для производства. При постоянной деятельности производства по созданию все новых и новых товаров, нельзя отказаться от постоянного потребления сырья «из внешней среды». Для создания вечных материальных благ сначала надо выполнить обязательное условие, которое состоит в предельном научном познании бытия. Полный отказ человечества от потребления сырья в космосе может произойти только при условии остановки научно – технического прогресса по причине достижения предела научных знаний о Природе.

Если человечество сможет достигнуть предела познания Вселенной на микро и макро-уровне, то оно обязательно создаст вечные объекты потребления. Только тогда можно создать предельно совершенную технику, которая не станет со временем лучше прежней, не будет никогда модернизироваться и совершенствоваться, даже через миллион или миллиард лет. Предел познания приведет к пределу совершенства материальных благ. Качество материальных благ будет предельно высокое. Одна из характеристик хорошего качества товара является длительность его службы, долговечность. Предел достижений, совершенства, качества товара – это неимоверно большая длительность срока службы (жизни) техники, товара. Не исключена возможность, что в будущем будут созданы технические средства, которые внутри космического корабля, в невесомости, могут функционировать миллиарды лет без ремонта. Так как наука достигнет своего крайнего предела развития, то техническое средство будет считаться «максимально современным» миллиарды лет. Его не нужно менять по причине морального старения. При условии предела познания бытия и создания технических средств, обладающих бесконечно длительным сроком службы, возможно возникновение вечных объектов потребления. После создания вечных объектов потребления цивилизация перестанет потреблять сырье для производственного создания объектов потребления. Производство станет ненужным.

Опишем модель будущего при реальном существовании "предела познания бытия". Предположим, что предел познания законов макромира и микромира Вселенной существует. Предположим, что на современном этапе развития общества человечество познала 0,0000001% всех законов природы и общества, через миллион лет познает 70%, через 10 миллионов – 90%, а через 100 миллионов лет – 100%. Дальнейший научно-технический прогресс будет происходить на базе полного знания всех законов макромира и микромира. Следовательно, все средства производства (В) и технические предметы потребления (Б) будут предельно совершенны, и на протяжении остальной жизни человечества, на протяжении нескольких миллиардов лет, они не будут претерпевать никаких изменений, не будут модернизироваться, улучшаться. При этих условиях объекты потребления и производства будут иметь постоянную конструкцию, и функционировать на базе одних и тех же технологических принципов.

Если объект потребление будет иметь «предельное совершенство» по конструктивным параметрам, по внутреннему составу, вечен по длительности функционирования, то такой материальный объект будет бесконечно долгое время обслуживать человечество. Следовательно, качественное состояние материальных благ будет неизменное, стационарное и вечное на протяжении миллиардов лет. По всей вероятности, человечество сначала создаст идеальную конструкцию объекта потребления (например, телевизора), потом многие тысячелетия будет дорабатывать эксплуатационную надёжность и долговечность данного технического средства, а уже после этого предельно совершенная техника будет служить человечеству в неизменном виде миллиарды лет.

ВЫВОД . Полный отказ человечества от потребления минерального сырья в космосе может произойти только при условии остановки научно-технического прогресса по причине достижения предела научных знаний о Природе. Если человечество сможет достигнуть предела познания макромира и микромира, то оно обязательно создаст вечные объекты потребления и перестанет потреблять сырье для производственного создания объектов потребления. Это будет означать возникновение эры коммунистического изобилия в обществе.

Предположим, что предела познания Природы никогда не будет достигнуто! Как это отразится на производственной деятельности общества? Теперь обратим внимание на противоположную гипотезу. Предположим, что предела познания не существует! Выше уже было доказано, что невозможно достигнуть коммунистического изобилия без создания вечных и идеальных объектов потребления. В свою очередь вечные товары невозможно создать без обязательного условия – без достижения предела познания макромира и микромира, без развития науки до максимального уровня, дальше которого ничего узнать уже нельзя. Можно ли достичь изобилия материальных благ при условии, когда предела познания Природы и общества не достигнут? Нет, нельзя! Бесконечность развития науки делает невозможным достижение изобилия материальных благ! Научно-технический прогресс может быть бесконечен во времени и в пространстве. Наука постоянно создает вещи с новыми свойствами. На этом основании можно утверждать, что спрос на товары – вечный процесс во времени, а постоянное потребление товаров с коротким сроком службы вызывает их постоянное производство. Морально устаревшая техника будет выбрасываться на свалку, если даже она продолжает хорошо работать.

Если научный прогресс является вечным явлением, то истинного коммунизма, то есть полного изобилия материальных благ, человечество не достигнет никогда, ни практически, ни теоретически.

Опишем модель будущего при отсутствии "предела познания бытия". Предположим, что на современном этапе развития человечество познала 0,0000001% всех законов природы и общества. На базе этих знаний человечество полностью изменяет технологию производства каждые 100 лет. Сначала на смену ручного труда пришла мускульная сила животных (сила коня, вола, верблюда), потом начала «эксплуатироваться» механика, паровой двигатель, механизмов, усиливающих мышечную силу человека (1800 – 1900 годы). Потом наступил век электрических машин, радио и кибернетических аппаратов (1900 – 2000 годы). Потом наступит век полной автоматизации производственных процессов и сферы услуг (2000 – 2100 годы). На современном низком уровне знаний законов человечество каждые 100 лет полностью обновляет производственные механизмы и бытовую технику. Тогда можно утверждать, что через 10 миллионов лет, когда человечество познает 90% всех законов природы и общества, необходимость в обновлении вещественного мира будет возникать в тысячи раз быстрее, то есть каждые несколько часов.

Каким бы совершенным не было бы производство, но быстро поменять весь окружающий мир объектов потребления и все средства производства оно никогда не сможет, так как каждый человек будет владеть миллиардов ми тонн материальных благ и средств производства. Следовательно, истинного коммунизма человечество никогда не достигнет. Спрос будет всегда опережать возможности производственной материализации научных идей. Не успеет производство создать новую модель техники, как она тут же устаревает и становится не современной, так как учеными и компьютерами будет сконструирована вторая, еще более совершенная модель машины. Через миллионы лет человеческий мозг «захлестнет» колоссальный поток информации о новых и новейших товарах и технических средств.

Предположим, что предела познания материи нет! Человечество никогда не достигнет предела познания, никогда не сможет знать всех законов развития Природы. И через 3 миллиарда лет человечество будет знать какую-то небольшую часть всех законов, но никогда не сможет знать все. Электрон будет делиться миллиарды раз на мелкие и мельчайшие элементарные частицы, и познать предел состава материи никогда не удастся. Микромир (электрон, протон, нейтрон - сайт) также безграничен в познании, как и макромир, как космическая организация материи – галактики, Вселенная. Можно предположить, что для полного познания бытия человеческому обществу необходимо просуществовать 30 миллиардов лет, а длительность существования цивилизации ограничено только 3 миллиардами лет. Следовательно, глобальные биологические законы старения общества не дают цивилизации достаточно времени, чтобы она познала до конца весь существующий во Вселенной макромир и микромир. Общество погибнет раньше, нежели достигает абсолютного предела познания бытия. Человечество погибнет в «атмосфере безграничности познания». Поэтому можно рассуждать так: сколько бы много человечество не познало, у него всегда впереди будет оставаться 100% не познанного. Если научно-технический прогресс является бесконечным движением, то коммунизма никогда не наступит.

Исходя из позиции бесконечности познавательного процесса, можно утверждать, что за все время существования общества, не будет достигнут истинный коммунизм, главным экономическим симптомом которого является абсолютное изобилие материальных благ. Темпы модернизации техники с каждым годом возрастают. Они могут быть очень высокие, но мысль, идея всегда будет «бежать» быстрее, чем ее практическое воплощение «в металле». Спрос будет всегда выше реального обеспечения новой техникой. Это аксиома, и с ней спорить нельзя ни сейчас, ни через миллионы лет. Если цивилизация не достигнет предела научного познания Вселенной, то открытие новых законов приведет к созданию более качественных объектов потребления, и тогда деятельность производства приобретет тенденцию вечного развития во времени и в пространстве. Каждый новый объект потребления будет по качеству лучше старого, и в итоге «предельно идеального» товара получить человечеству никогда не удастся.

ВЫВОД . В космическом обществе будет существовать процесс вечного совершенства материальных благ и производства. Всегда человечество будет стремиться к созданию «предельно идеальной» техники и машин, но никогда не достигнет цели. Тогда коммунизм является желанным, но недостижимым состоянием общества!

Способ добывания средств к жизни (пищи, одежды, жилища, орудий производства и т. п.), необходимых для существования людей, для того чтобы общество могло жить и развиваться. Способ производства составляет основу общественного строя и определяет характер этого строя. Каков способ производства, таково и само общество. Каждый новый, высший способ производства означает новую, высшую ступень в истории человечества.

Со времени возникновения человеческого общества существовали и сменили друг друга ряд способов производства: (см.), (см.), (см.) и (см.). В современную историческую эпоху па смену отжившего свой век капиталистического способа производства приходит новый, социалистический способ производства, который уже победил в СССР (см.).

Способ производства имеет две стороны. Одну сторону способа производства составляют (см.) общества. В них выражается отношение человека к предметам и силам природы, используемым для создания жизненно необходимых материальных благ. Другую сторону способа производства составляют (см.), отношения между людьми п процессе общественного материального производства.

Состояние этих отношений даёт ответ на вопрос, в чьём владении находятся средства производства - в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов, которые используют их для эксплуатации других лиц, групп, классов. Марксизм подверг резкой критике представления о том, что способ производства сводится к одним производительным силам, что последние могут якобы существовать без производственных отношений. Такова, например, богдановско-бухарипская концепция, сводящая способ производства к производительным силам, к технологии, а законы развития общества - к «организации» производительных сил.

На деле в способе производства неразрывно связаны две его стороны, не существующие одна без другой. Каждый исторически определённый способ производства есть единство производительных сил и производственных отношений. Но это единство диалектично. Возникая на базе производительных сил, производственные отношения оказывают огромное воздействие на развитие самих производительных сил. Они или тормозят их развитие или способствуют ему. В ходе развития способа производства производственные отношения закономерно отстают от производительных сил, являющихся наиболее подвижным элементом производства.

В силу этого на известной ступени развития способа производства возникает противоречие между двумя его сторонами. "Устаревшие производственные отношения начинают тормозить дальнейшее развитие производительных сил. Противоречие между новым уровнем производительных сил и старыми производственными отношениями может быть преодолено лишь путём замены старых производственных отношений новыми, соответствующими новым производительным силам. Новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил.

Противоречие, конфликт между производительными силами и производственными отношениями в рамках единого способа производства составляет самую глубокую основу социальных революций в антагонистических формациях. При социализме противоречие между двумя сторонами способа производства не превращается в противоположность, не доходит до конфликта. Социалистическое государство и Коммунистическая партия, исходя из объективных экономических законов развития, имеют возможность своевременно преодолевать нарастающие противоречия между старыми производственными отношениями и новыми производительными силами путём приведения производственных отношений в соответствие с новым характером и уровнем производительных сил. (См. также

Благо - это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность - реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.

Примеры благ - продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).

С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго - это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг - выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.

Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.

1. Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача - отобрать из числа недостойных более достойных).

2. Нет и не может быть единого мерила (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Как известно, изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими - часто как зло. В современной экономике разнообразие обращающихся в ней благ чрезвычайно велико. Поэтому блага целесообразно классифицировать по различным критериям.

На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая - связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.


С учетом этого можно выделить две подгруппы нематериальных благ: внутренние и внешние. Внутренние блага - это способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.). Внешние блага - это все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.).

О благах первой группы обычно говорится, что они потребляются, исчезают, а о благах второй группы - что они используются и при этом постепенно изнашиваются.

Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).

Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).

Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.

Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).

Для многих благ существует естественный предел делимости - единичное благо, штука (одна книга, одна кассета и т.п.). Некоторые блага делимы почти абсолютно: «хлеба краюху - и ту пополам». Существуют также блага, которые крайне трудно отнести к делимым (например, пути сообщения, магистральные нефте- и газопроводы, линии электропередачи). Достаточно изъять любую его часть, разрезать «поперек» - и все благо исчезает как предмет потребления (использования). В зависимости от характера (способа) получения блага субъектами различают две их категории (группы) - экономические и неэкономические.

1. Экономические блага - это блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности людей, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Иначе говоря, по отношению к экономическим благам в той или иной степени существует проблема редкости, обусловливающая соответствующее поведение человека - выбор в условиях ограниченных ресурсов (кондиционированный воздух, электрическое освещение, водопроводная вода).

2. Неэкономические (даровые или свободные) блага - это блага, которые предоставляются внешней средой (природой) без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (атмосферный воздух, солнечный свет, вода в открытых водоемах и т.д.).

В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды.

1. Частные блага - это такие блага, которые доступны только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами. Примеры - зубная щетка, пара обуви, находящиеся в чьей-либо собственности. Маловероятно, чтобы кто-либо еще покусился (помимо их владельца) на их использование (потребление).

2. Общественные блага - это такие блага, доступ к которым не может быть ограничен, а их потребление может осуществляться одновременно многими субъектами. Примеры - знания, национальная безопасность. Блага «общие ресурсы» - это специфические блага, которые доступны (принадлежат) всем, но потребляются они только одним субъектом. Примеры - грибы в лесу, птицы в небе, рыба в реке. Блага «естественные монополии» - это специфические блага, доступные (принадлежащие) одному субъекту, а пользоваться им могут одновременно многие. Примеры - система кабельной сети, трубопроводные системы.

Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека - это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения - это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др. Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам.

Можно выделить следующие критерии классификации:

По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

По объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);

По возможности реализации (реальные, идеальные);

По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);

По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу . Ее наглядная интерпретация - в виде «пирамиды Маслоу» - имеет пять уровней. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.