Когнитивный поведенческий копинг включает в. Личностные особенности, стратегии преодоления стресса и источники социальной поддержки лиц, страдающих синдромом алкогольной зависимости

Психологическая защита включается автоматически и является неосознанной. Однако личность как социальное, сознательное и самостоятельное существо, способна разрешать конфликты, бороться с тревогой и напряжением целенаправленно. Для обозначения сознательных усилий личности используется понятие копинг-поведения (coping), или осознанных стратегий сов-ладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. (Само слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства».). Впервые термин «копинг» был использован при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. Р. Лазарус (1966) распространил его на множество ситуаций острого и хронического психологического стресса. Он определял механизмы совладания как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях угрозы, относящейся к физическому, личностному и социальному благополучию, как деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями окружающей среды и ресурсами организма.

При исследованиях стресса копинг-поведение нередко рассматривается как понятие, близкое по своему содержанию к психологической защите. Действительно, когда происходит любое стрессовое событие, нарушается гомео-стаз. Его нарушение может быть вызвано характеристиками стрессора или их восприятием. Организм человека реагирует на воспринятое нарушение либо автоматическими адаптивными ответными реакциями, либо адаптивными действиями, целенаправленными и потенциально осознанными . В первом случае речь идет о неосознанных поведенческих реакциях или защитных механизмах. Во втором случае имеет место осознанное поведение совладания. Основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых.

Для совладания необходимо, по крайней мере, соблюдение трех условий: во-первых, достаточно полного осознания возникших трудностей; во-вторых знания способа эффективного совладания именно с ситуацией данного типа и, в третьих, умения его своевременно применить на практике. Из сказанного понятно, насколько эффективность совладания зависит от того, является ли срабатывание данной защиты ситуативным или это уже элемент стиля личного реагирования на трудности.

Некоторые авторы напрямую определяют копинг-стратегии, как осознанные варианты бессознательных защит. Действительно, по мере развития и формирования самосознания личность способна осознавать то, что ранее осуществляла автоматично. Это положение лежит в основе многих психотерапевтических подходов, которые ставят своей целью дать пациенту знания о психологической защите, учат фиксировать проявление ее механизмов, осознанно и гибко использовать наиболее зрелые и эффективные из них.

В других случаях считается, что отношение между копинг-поведением и защитными механизмами более сложное. Совладание рассматривается не только как осознанный вариант бессознательных защит, но и как родовое, более широкое понятие по отношению к ним, включающее в себя как бессознательные, так и осознанные защитные техники . В рамках этого второго подхода механизмы психологической защиты выступают только как один из возможных способов реализации стратегии копинга. Так, проекцию и замещение можно трактовать как часть стратегии совладания по типу конфронтации, изоляцию и отрицание - как часть стратегии отдаления и пр. механизмов.

При разграничении механизмов психологической защиты и осознанных стратегий совладания В. А. Ташлыков (1992) предлагает следующую схему анализа.

Инерционность. Механизмы психологической защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники сознательного самоконтроля являются пластичными и приспособлены к ситуации.

Непосредственный и отложенный эффект. Механизмы психологической защиты стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения. При использовании сознательного самоконтроля человек может терпеть и даже доставляет себе мучения.

Тактический и стратегический эффект. Механизмы психологической защиты «близоруки», создают возможность только разового снижения напряжения (принцип действия - «здесь» и «сейчас»), тогда как механизмы совладания рассчитаны на перспективу.

Разная мера объективности восприятия ситуации. Механизмы психологической защиты приводят к искажению восприятия действительности и самого себя. Механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, а также способностью к объективному отношению к самому себе.

Таким образом, несмотря на близость сравниваемых понятий, их можно разделить. Кроме указанных критериев, надо отметить принципиальную возможность обучения совладанию - применению осознанных стратегий за счет овладения определенной последовательностью действий, которая может быть воспринята и описана человеком.

Стратегии совладания классифицируются на поведенческие, эмоциональные и когнитивные . Среди них выделяют конструктивные, относительно конструктивные и неконструктивные стратегии. В поведенческой сфере к конструктивным, адаптивным стратегиям относятся сотрудничество и поиск поддержки в социальной среде, к относительно конструктивным - отвлечение от трудностей и проблем, обращение к какой-либо деятельности, уход в работу, альтруизм; к неадаптивным - избегание, уединение. В когнитивной сфере активная переработка проблем, приспособление, обретение равновесия описываются как конструктивные, относительно адаптационными названы: сохранение самообладания, религиозность, придание смысла, проблемный анализ с поиском информации, более глубокое осознание собственной ценности как личности, отношение к трудностям как к вызову судьбы. Неадаптивные формы в когнитивной сфере - отвлечение и переключение мыслей на другие, игнорирование сложной ситуации, отказ от преодоления трудностей, растерянность. В эмоциональной сфере адаптивными формами являются протест, возмущение, оптимизм, равновесие, самоконтроль. Также способствуют преодолению ситуации эмоциональная разгрузка, отреагирование чувств. Подавление эмоций, покорность, фатализм, самообвинения определяются как неадаптивные.

Изучение поведения в трудных ситуациях ведется в настоящее время в нескольких направлениях. Это исследование когнитивных конструктов, обуславливающих способы реагирования на жизненные трудности; влияния личностных переменных; анализ самих трудных жизненных ситуаций.

Р. Лазарус (1976) выделяет два глобальных стиля поведения в проблемной ситуации: проблемно-ориентированный стиль и субъективно-ориентированный. Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечения других в свои переживания, использования алкоголя, наркотиков и т. д. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

«Разрешающие проблему» личности являются предметно-ориентированными, то есть заинтересованными в анализе сути происходящего людьми, тогда как «переживающие проблему» - личностью ориентированы и больше озабочены своим собственным состоянием или мнением окружающих. Кроме того, исследователи выделяют и третий базовый стиль реагирования - избегание.

Проведя исследовании 100 взрослых людей с высшим образованием, Р. М. Грановская и И. М. Никольская (1999) показали, что в трудных и неприятных жизненных ситуациях для нормализации самочувствия они склонны использовать пять комплексных стратегий совладания с внутренним напряжением и беспокойством.

Это, во-первых, взаимодействие личности с продуктами творчества -книгами, музыкой, фильмами, картинами, архитектурными сооружениями, другими предметами искусства. Совокупность этих стратегий можно обозначить термином «арттерапия», подразумевая под этим механизм комплексного воздействия продуктов творчества на психику человека (отвлечение от неприятных переживаний, переключение мыслей на другие темы, сопереживание, эмоциональное отреагирование, получение эстетического наслаждения, душевная гармонизация под влиянием цвета, звука, ритма, хорошей формы). К этим стратегиям близки еще две: терапия творческим самовыражением (пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рисование) и созерцание красоты явлений природы.

Достаточно часто взрослые также используют поведенческие стратегии. Сюда относятся «поиск социальной поддержки» (разговор и другие виды общения с близким человеком), «уход в работу» (учеба, работа, домашние дела), а также смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки, водные процедуры или другие виды физической активности или мышечного напряжения - расслабления с целью психического успокоения). Популярны также так называемые приемы «за-» (заесть, загулять, залюбить, затанцевать). Их можно трактовать как защиту, при которой эмоциональная разрядка осуществляется через активацию экспрессивного поведения.

Наиболее частой стратегией совладания, проявляющейся в интеллектуальной сфере, явилось обдумывание и осмысление причин возникшей ситуации, поиск выхода из нее, поиск позитивных моментов.

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Медико-психолого-социальный институт

Кафедра общей и клинической психологии

Курсовая работа

(по дисциплине «Общая психология»)

Особенности копинг-стратегии у студентов младших курсов

разных специальностей

Исполнитель: Канзычакова Елена Георгиевна,

студентка 2 курса группы П-21

специальности 030301

Научный руководитель: Фотекова Татьяна Анатольевна,

д.псх.н., доцент

Абакан 2007


Введение

1. Проблема копинг-стратегий в психологии личности

1.1 Основные подходы к толкованию понятия «сoping»

1.2 Классификация стратегий

1.3 Характеристика копинг-стратегий

2. Исследование особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей

2.1 Программа исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Актуальность темы заключается в том, что проблема совладающего поведения (копинг-поведения) со сложными ситуациями малоизученна. Первым кто заинтересовался в данной научной области и ввел понятие «сoping» был Абрахам Маслоу (2003). Затем продолжили изучение такие ученые, как Р.Лазарус и С.Фолкмен (Lazarus, Folkman, 1984), П.Коста и Р.Маккрей (Costa, McCrae,1992), У.Лер и Х.Томэ (Lehr, Thomae, 1993). В отечественной психологии изучение поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальнах ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова, 1994; Либина, Либин, 1998). Исследования в данной проблеме отечественных ученых, таких как, Тышкова М. (1987), Сидорова Е.Н. (1988), Хазова С.А. (2004) и Крюкова Т.Л. (2005), показали, что активное становление копинг-стратегий приходится на подростковый возраст.

Мы выбрали данную тему, чтобы восполнить знания, структуризировать теоретический материал для дальнейшего изучения проблемы копинг-стратегий, и тем самым, создавая основу для практической деятельности.

Объект исследования: копинг-стратегии.

Предмет: особенности копинг-стратегий у студентов младших курсов специальностей «Психология», «Социальная работа» и «Лечебное дело».

Целью данной работы является выявление особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов специальностей «Психология», «Социальная работа» и «Лечебное дело».

Приступая к выполнению курсовой работы, мы ставили перед собой задачи:

1)изучение теоретического материала по теме копинг-стратегии;

2)описать особенности копинг-стратегий у студентов специальности «Социальная работа»;

3)описать особенности копинг-стратегий у студентов специальности «Психология»;

4)описать особенности копинг-стратегий у студентов специальности «Лечебное дело»;

5)выявить различия копинг-стратегий у студентов разных специальностей.

Гипотезы курсового исследования: особенности копинг-стратегий у студентов, обучающихся разным специальностям различны. Также стратегии взаимосвязаны с особенностями личности и характера.

Методологическая основа – концепция Р.Лазаруса о роли когнитивных конструктов при изучении копинг-стратегий и гуманистическая психология А.Маслоу.

Методы исследования:

1. Копинг-тест Лазаруса.

2. Данные обрабатывались при помощи стандартного пакета ExcelWindows. Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

копинг личность студент


Глава 1. Проблема копинг-стратегий в психологии личности

1.1 Основные подходы к толкованию понятия «с oping »

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине ХХ в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу. Под «копингом» (от англ. tocope – справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.

Копинг-поведение – форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействий стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. (Малкина-Пых, 2004)

По представлениям А.Маслоу (2003), копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению. Так, психолог характеризовал копинг-поведение как целенаправленное и мотивированное действие, являющимся результатом научения. Также утверждал что, копинг в большей степени детерминирован переменными внешнего характера, которые определяются культурой и окружающей средой. Копинг-поведение предполагает, что предпринимаются усилия и используются определенные средства, а его цель – удовлетворение потребности или уменьшение угрозы. Копинг более управляем (подавляется, сдерживается, вытесняется), так как для него типичен сознательный характер.

В настоящее время выделяют три подхода к толкованию понятия «сoping». Первый подход трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. Этот подход нельзя назвать распространенным прежде всего потому, что есть сторонники склонны отождествлять копинг с его результатом. Второй же определяет копинг в терминах черт личности – как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большой поддержки среди исследователей. И наконец, согласно третьему подходу, копинг должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром. (С.К. Нартова-Бочавер, 1997)

По мнению ведущих специалистов в области изучения copingstyles («способов совладания») Р.Лазаруса и С.Фолкмена, нужно делать акцент на роли когнитивных конструктов, именно от них, в основном, зависят способы реагирования на жизненные трудности.

Наиболее известными отечественными исследователями, которые занимаются проблемой совладающего поведения, являются А.Либина и А.Либин. Материал этого раздела во многом опирается на их совместную статью «Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями» (А.Либина, А.Либин, 1998), в которой, в частности, дается определение психологии совладающего поведения: «Предметом психологии совладания как специальной области исследования является механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями».


1.2 Классификация стратегий

Существуют разнообразные виды копинг-стратегий, которые определяются спецификой стрессогенных ситуаций и индивидуальными характеристиками человека, особенностями его когнитивного реагирования и поведения в стрессовой ситуации. Были предприняты попытки классифицировать эти стратегии по ряду признаков.

По мнению ведущего специалиста в области изучения copingstyles («способов совладания») Р.Лазаруса (цит. по А.А. Реану и др., 2006), несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования.

Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

К.Матени с соавт. (цит. по Бодрову В.А., 2006, №3) высказали предположение, что преодоление стресса можно рассматривать с позиций оперативных и превентивных воздействий на стрессовую ситуацию и реакции человека на нее. Оперативное преодоление стресса предусматривает попытку ликвидации или снижения реакции на воздействующий стрессор; превентивное преодоление заключается в предотвращении влияния стрессора либо за счет изменения когнитивной оценки при восприятии требований ситуации, либо посредством повышения сопротивляемости, устойчивости к воздействию стресса. Авторы считают, что превентивное преодоление включает такие способы, как:

1) избегание стрессоров путем регулирования условий жизни и деятельности;

2) оптимизация уровня требований ситуации к человеку;

3) изменение поведения, вызывающего стресс;

4) развитие личных ресурсов для преодоления стресса.

В оперативном преодолении стресса они выделили следующие классы поведения:

1) контроль за воздействующими стрессорами и признаками стресса – оценка ситуации и выбор адекватной индивидуально предпочтительной стратегии поведения;

2) «наступление» на стрессоры – определение возможности прямого устранения стрессоров (решение проблемы, поиск недостающей информации и т.д.);

3) Организация ресурсов – мобилизация эффективных усилий по преодолению стресса;

4) Переносимость воздействия стрессоров – повышение устойчивости к ним путем когнитивной переоценки их воспринимаемой значимости, волевых усилий и т.д.;

5) Понижение возбуждения – уменьшение психической напряженности за счет применения методов коррекции состояния.

Г.Вебер (цит. по Бодрову В.А., 2006, №3) считает, что основной репертуар стратегий психологического преодоления стресса содержит следующие формы:

П.Вонг с сотрудниками (цит. по Малкиной-Пых, 2004) разработали концепцию преодоления стресса, которая включает превентивные, самопреобразующиеся, экзистенциональные и духовные стратегии – активные реакции человека, зависящие от его способности к символизированию, прогнозированию, саморефлексии, духовному проявлению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Классификация видов стратегий преодоления стресса («совладания»), разработанная Л.И.Анцыферовой (1994), построена с учетом особенностей когнитивного и поведенческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и рабочих ситуаций. Ею выделены преобразующие стратегии, приемы приспособления к трудным ситуациям, вспомогательные приемы самосохранения, «метастратегические техники» жизни, приемы совершенствования нравственного начала личности.

Автор отмечает, что «совладание – это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом… не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях» (Анцыферова, 1994, с. 16). Нужно и можно учить борьбе с жизненными трудностями, но какими приемами следует пользоваться, решает сам субъект, исходя из своих индивидуально-психологических особенностей, жизненного опыта, значимости событий и других факторов.

На основании анализа литературы по стратегиям совладающего поведения и результатов собственных исследований В.А.Бодрова (2006, №3) предлагается классификация некоторых наиболее типичных стратегий поведения и когнитивно-эмоциональных действий по преодолению трудных жизненных ситуаций (см. табл.).

Классификация стратегий преодоления стресса

Тип стратегий Превентивное преодоление Оперативное преодоление
I. Преобразующие

1) «антиципирующие»

2) перестройка когнитивной структуры

3) коррекция своих ожиданий

4) решение проблемы

5) «рационализация»

6) «компенсация»

7) практические действия и вербальные формы реагирования

8) «идущее вниз сравнение»

9) «идущее вверх сравнение»

II. Приспособление к трудным ситуациям 10) идентификация личности с более удачливыми людьми

11) снижение психической напряженности

12) «проекция»

13) «оппозиция»

14) «замещение»

15) изменение своего отношения к ситуации

16) изменение личностных свойств

17) установление социальных взаимосвязей

III. Контроль за стрессом

18) поиск необходимой информации

19) знание ощущений при стрессе, особенностей его проявления

20) знание: на чем фокусировать контроль

IV. «Самораскрытие» и «катарсис» 21) «катарсис»

22) «самораскрытие»

23) стимуляция адекватного поведения в стрессовых условиях

V. Избегание трудных ситуаций 24) «фокусирование на эмоциях»

25) «конструктивное отвлечение внимания»

26) «подавление» и «отрицание»

27) «интеллектуализация»

28) «пассивный протест»

VI. «Самопоражающие» стратегии 29) курение, прием наркотиков и алкоголя, самолечение

Табл. Классификация стратегий преодоления стресса

Предложенная классификация преодоления трудных жизненных ситуаций основана на их систематизации по признакам:

а) превентивной (профилактической), оперативной (коррекционной), комплексной (двухсторонней) направленности воздействий;

б) ориентированности приемов регуляции поведения по преодолению на личность (собственные эмоциональные переживания и установки в отношении стрессогенных ситуаций), решение проблемы (оценку или вмешательство в ситуацию) или поведение по избеганию трудных ситуаций;

в) активности или пассивности форм преодоления;

г) характера мобилизованных личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, социальных).

Некоторые стратегии достаточно четко дифференцируются по перечисленным признакам, другие же отражают полиморфизм признаков и обладают многофункциональными свойствами.

И.Г.Малкина-Пых в своих трудах (2004) выделяла три основных критерия, по которым строятся все классификации стратегий копинг-поведения:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг – направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

1.2. Проблемно-фокусированный копинг – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1. «Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2.2. «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

3. Успешный/неуспешный:

3.1. Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

3.2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько копинг-стратегий. Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

1.3 Характеристика копинг-стратегий

Преобразующие стратегии. Некоторые люди предпочитают использовать для преодоления стресса как практические действия в форме поиска рационального выхода из трудной ситуации, привлечения дополнительной информации, изменения субъективной значимости признаков ситуации, использования навыков психической саморегуляции и т.п., так и вербальные формы реагирования, воздействуя, например, на субъективный источник конфликтной ситуации силой убеждения, разъяснения.

Велико адаптивное значение стратегии антиципирующее совладание, благодаря которой осуществляется предвосхищение возникновения трудной ситуации, формируется психологическая готовность к встрече с негативным событием или предпринимается поиск путей ее предотвращения (Анцыферова, 1994).

Многие события являются стрессовыми потому, что они включают элементы, справиться с которыми люди бывают недостаточно подготовленными (Бодров, 2006, №2). В. Авдеев (1992) высказал соображение, что люди, уверенные в своей способности решить ту или иную проблему, проявляют большую эффективность в творческом анализе трудных ситуаций. В этом случае успех решения проблемы может по механизму обратной связи повысить уверенность в своей способности преодолеть стресс. Эту стратегию (решение проблемы) можно отнести к когнитивно-поведенческому процессу и обеспечения адаптивных способов реакции на проблемы. Их решение обусловливается наличием следующих способностей и умений: 1) осознать и понять содержание проблемы; 2) создать альтернативные ситуации; 3) концептуализировать релевантные средства достижения цели; 4) предвидеть последствия принятого решения; 5) реализовать принятое решение о характере поведения; 6) самостоятельно контролировать поведение и изменять (при необходимости) решение и цели. Успешность реализации перечисленных компонентов решения проблемы является основой проявления «самоэффективности».

Стратегия рационализации заключается в преобразовании информации, связанной с осознанием и использованием знаний только о той части реальности, которая отражает наиболее сложные и травмирующие события жизни. Рационализация – это поведение, когда человек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным, выгодным для себя способом. Как отмечает Р.М. Грановская, «главная особенность рационализации состоит в попытке постфактум создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить свое поведение, не подтверждаемое объективным анализом ситуации, или попытка оправдать неудачу и недостижение цели» (2000, с. 323). Осознаваемые в результате рационализации причины того или иного поведения основываются на совокупности искаженной информации и сведений, отражающих реальную обстановку. Такая информация создает у человека необоснованную уверенность в ее адекватности истинной ситуации и ошибочное представление о собственном поведении как хорошо контролируемом и не противоречащем объективным обстоятельствам.

Стратегии приспособления к трудным ситуациям. Одним из способов приспособления к трудной ситуации является осознанное изменение своего отношения к ней. Личность может убедить себя в наличии позитивных исходов трудной ситуации путем придания ей особого смысла, иногда не вытекающего из ее особенностей. Ряд личностных черт человека (застенчивость, тревожность, недостаточная решительность, впечатлительность, повышенная внушаемость и др.) могут способствовать развитию тяжелых переживаний, что и обусловливает сложность преодоления стресса.

Личностным приспособлением к трудной ситуации является изменение субъектом своей ролевой позиции, принятие определенной роли и последующее поведение в соответствии с выбранной ролью (стратегия изменения личностных качеств).

Стратегия снижения психической напряженности предусматривает использование методов психической саморегуляции (аутотренинг, десенсибилизация, когнитивная реструктуризация, биологическая обратная связь), эстетостимуляции (функциональная музыка, арттерапия и др.), которые способствуют нормализации механизмов психической регуляции функционального состояния и поведения субъекта.

Стратегии контроля за стрессом. Одной из основных стратегий контроля является поиск необходимой информации, определяемый когнитивной способностью к экстраполяции, вероятностному прогнозированию, предвидению хода развития событий для получения информации, которая будет снижать неопределенность в оценке их динамики, исхода и возникающего стресса.

Важное значение для преодоления стресса имеет знание того, на чем следует фокусировать контроль – стратегия выбора объекта контроля. Г. Селье (1979) говорил, что если все внимание направленно на угрозу воздействия стресса, то интенсивность развития дистресса возрастает; если же контроль сосредоточен на сенсорной информации о стрессе, то он не вызывает повышение дистресса. Более того, если контроль за стрессом включает конструктивные усилия, такие как определение места и времени возникновения проблемы и ее решения, то такой контроль может иметь положительное воздействие на результат преодоление стресса (Китаев-Смык, 1983).

Катарсис – это стратегия преодоления стресса и, в частности, тревоги, страха гнева им других негативных состояний путем переживания душевного волнения, высвобождения эмоций, приводящего к ослаблению влияния травмирующего фактора. В качестве посредника, эмоциогенного события или явления привлекается более значимая система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация становится не столь существенной (Грановская, 2000; Гринберг, 2002).

Стратегии избегания трудных ситуаций. Для защиты от отрицательных эмоций, борьбы с эмоциональными расстройствами, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, стрессогенными событиями, используются стратегии избегания, ухода, бегства от трудных ситуаций, которые могут применяться как в практической форме (реальное поведение), так и в психологической – путем внутреннего отчуждения, отстранения себя от ситуации или подавления мыслей о ней (Анцыферова, 1994; Коржова, 2006). Человек, который использует эти стратегии, обычно физически или мысленно покидает место возникновения стресса. Избегание не всегда ориентировано на реальную обстановку и может препятствовать преодолению стресса, если применяется в экстремальных ситуациях. Например, недостаточно обоснованное избегание конкретной трудной ситуации способно отрицательно повлиять на чувство самоуважения и самоэффективность, что вызывает дополнительный дистресс.

Одной из наиболее ранних форм защитного поведения, особенно выраженной у детей, является стратегия пассивного протеста, которая проявляется в избегании общения, отказа от пищи, игр (Тышкова, 1987). Обычно пассивный протест заключается также в стремлении к изоляции («поведенческий уход»), немотивированном отказе от выполнения требуемых действий.

Для устранения негативных эмоций, т.е. избегание стресса, человек может использовать контролируемые стратегии подавления, когда событие загоняется в глубину подсознательного, и отрицания, когда игнорируется стрессор и он отказывается от признания того, что произошло травмирующее событие. Эти защитные механизмы представляют собой нежелание принять объективную реальность такой, какая она есть.

Еще одним механизмом избегания является стратегия интеллектуализации, т.е. перевода чувств, переживаний в плоскость процесса мышления. Такое переключение блокирует негативные переживания, которые являются нежелательными для реализации действий по преодолению стресса. Однако чрезмерная интеллектуализация может стать причиной угнетения эмоциональной сферы в целом, что приводит к снижению чувственного контроля за развитием и проявлениями травмирующей ситуации.

Разнообразие трудных ситуаций и некоторые индивидуальные особенности человека определяют различия в используемых стратегиях преодоления стресса. Применительно к конкретной ситуации люди могут использовать разные стратегии, и один и тот же человек в различных ситуациях может применять либо разные стратегии, либо наиболее типичные для него, причем в ряде случаев для преодоления стресса в конкретной ситуации возможна реализация нескольких разнородных копинг-стратегий. Успешность использования какой-либо стратегии в одной конкретной сложной ситуации не гарантирует ее эффективность в других ситуациях.

Глава 2 . Исследование особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей

2.1 Программа исследования

С целью исследования особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей, нами были протестированы 114 учащихся возрастом примерно 18 лет, среди которых 49 человек – студенты специальности «Психология», 41 – специальности «Социальная работа» и 24 – студенты специальности «Лечебное дело». Схема проведения исследования включала в себя проведение опроса студентов с последующим выявлением особенностей копинг-стратегий. Тестирование испытуемых проводилось в группе, каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный тест-опросник с инструкцией.

В исследовании мы использовали копинг-тест Лазаруса. Респондентам предлагалось ответить на 50 вопросов (см. приложение), по которым определялись копинг-стратегии, такие как:

1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Полученные данные обрабатывались при помощи стандартного пакета ExcelWindows. Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.

2.2 Интерпретация полученных данных

В ходе исследования у студентов этих трех специальностей была выявлена следующая наиболее предпочитаемая копинг-стратегия: планирование решения проблемы.

Данные приведены в таблице: (см. ниже)

По результатам, приведенными в таблице, видно, что все участники исследования в меньшей степени используют такой вид копинг-стратегии, как бегство-избегание. Это свидетельствует о том, что студенты в трудных жизненных ситуациях пытаются каким-либо способом урегулировать, решить их, а не прибегнуть к избеганию проблемы. Также в меньшей степени прибегают к копинг-стратегии – дистанцирование. Показывающая исследователям, что лишь некоторая часть студентов пытаются приложить когнитивные усилия, чтобы отделиться от трудной ситуации и уменьшить ее значимость.


Минимальные значения обозначены жирным курсивом, а максимальные значения по копинг-стратегиям выделены подчеркнутым жирным шрифтом.

Наоборот, исследуемые используют копинг-стратегии, как планирование решения проблемы у студентов специальностей «Психология» и «Лечебное дело» и положительная переоценка у студентов специальности «Социальная работа». Это говорит о том, что большинство студентов используют преобразующие стратегии поведения, стараются справиться с трудными жизненными ситуациями, а не отделиться от нее.

Различия в стратегиях обозначены подчеркнутым жирным шрифтом, а тенденция в различиях по копинг-стратегиям выделены жирным курсивом.

По результатам, приведенными в таблице, видно, что у студентов специальности «Психология» по сравнению с «Социальными работниками» выше показатель планирование решения проблемы. Это означает, что психологи предпочитают применять произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

Сравнивая «Социальных работников» с «Лечебным делом», можно отметить различия в такой копинг-стратегии, как поиск социальной поддержки. Выше показатель у студентов «Лечебного дела», которые при сложных жизненных обстоятельствах прилагают усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Также, сравнивая эти группы, мы выявили тенденцию различия в копинг-стратегиях самоконтроль и бегство-избегание, где данные два показателя превышают у студентов «Лечебного дела».

Сопоставляя же студентов специальностей «Психология» и «Лечебное дело», обнаруживается отличие в одном из видов копинг-стратегии, как дистанцирование. Так, студенты «Лечебного дела» в большей степени, чем студенты «Психологии», останавливают свой выбор на том, чтобы когнитивными усилиями отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

Также мы рассмотрели корреляции с личностными особенностями и с особенностями характера. Данные показывают, что есть взаимосвязь между одними видами копинг-стратегии и некоторыми особенностями личности и его характера (см. табл.).

Корреляция копинг-стратегий с особенностями характера


По результатам, показанными в таблице корреляций № 1, видно, что есть взаимосвязь между копинг-стратегиями и особенностями характера. Тому есть подтверждение, например, конфронтационный копинг напрямую зависит от таких особенностей характера, как автократичность (т.е. желание иметь власть, успех, мотивация борьбы, агрессии, завоевывания) и скептичность (т.е. настойчивость в достижении цели). Важно отметить, что скептичность коррелирует со многими копинг-стратегиями – это дистанцирование, самоконтроль, принятие ответственности, бегство-избегание. Также конфронтационный копинг имеет обратную зависимость с конвенциальностью, т.е. добросердечность, несамостоятельность. Следующий копинг – дистанцирование тоже имеет обратную зависимость с конвенциальностью. Самоконтроль, как вид копинг-стратегии, отрицательно коррелирует с послушностью (т.е. незрелость, зависимость от других, несамостоятельность) и конвенциальностью. Люди с особенностями характера, как послушный и великодушный в трудных жизненных ситуациях нуждаются в социальной поддержке. А вот люди с соревнующейся особенностью характера (т.е. уверенность в себе, независимость), наоборот, не будут использовать копинг-стратегию бегство-избегание проблемы. Отзывчивые, великодушные люди, как показано в таблице, предпочитают положительно переоценивать сложные жизненные ситуации.

В следующей таблице № 2 мы постарались выявить взаимосвязь между копинг-стратегиями и личностными особенностями. Так конфронтационный копинг имеет связь с невротичностью, спонтанной агрессивностью, депрессивностью, раздражительностью, реактивной агрессивностью, открытостью, эмоциональной лабильностью, мускулинизмом-феминизмом. А вот с уравновешенностью данный копинг имеет обратную зависимость. Дистанцирование коррелирует с невротичностью, спонтанной агрессивностью,


Корреляция копинг-стратегий с личностными особенностями

Личностные особенности

Стратегии

Невротично-сть Спонтанная агрессивность

Депрессив-

Раздражительность Реактивная агрессивность Открытость

Эмоциональ-

ная лабильность

Мускулинизм.-феминизм

Общительно-

Уравновешен

Застенчивость Экстрарерсия-итнтров.

Конфронтационный

0,355 0,482 0,268 0,391 0,365 0,336 0,269 0,250 -0,135
Дистанцирование 0,242 0,326 0,261 0,318 0,350 0,213 0,052
Поиск соц.поддержки -0,014 -0,057
Принятие ответственности 0,426 0,339 0,379 0,392 0,372 0,370 -0,041 -0,050 -0,064
Бегство-избегание 0,313 0,407 0,323 0,276 0,385 -0,135 -0,059 -0,031
Планирование решения проблемы 0,256 -0,061
Положительная переоценка 0,273

раздражительностью, реактивной агрессивностью, открытостью, эмоциональной лабильностью. С общительностью же имеет обратную связь. Копинг-стратегия поиск социальной поддержки обладает обратную корреляцию с реактивной агрессивностью, т.к. человек с высоким показателем данной особенности характеризуется агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию; и с застенчивостью, т.к. у таких людей проявляются трудности в социальных контактах. Принятие ответственности коррелирует с личностными особенностями, как невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, открытость, эмоциональная лабильность; с мускулинизмом-феминизмом, общительностью и уравновешенностью имеет обратную взаимосвязь. Бегство-избегание взаимосвязан с невротичностью, спонтанной агрессивностью, депрессивностью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью. А с общительностью, уравновешенностью и экстраверсией имеет обратную зависимость. Копинг планирование решения проблемы коррелирует с реактивной агрессивностью и обратно взаимосвязан с застенчивостью. Положительная переоценка коррелирует с открытостью, т.е. человек с высокими оценками открытости стремится к доверительно-откровенному взаимодействию при высоком уровне самокритичности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) большинство студентов младших курсов используют в основном преобразующие копинг-стратегии такие, как планирование решения проблемы и положительная переоценка;

2) в меньшей степени студенты предпочитают бегство-избегание и дистанцирование;

3) выявлены различия между студентами специальностей «Психология» и «Социальная работа» в показателях планирование решения проблемы. Это означает, что студенты «Психологии» предпочитают применять произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме;

4) сравнивая «Социальных работников» с «Лечебным делом», можно отметить различия в такой копинг-стратегии, как поиск социальной поддержки. Выше показатель у студентов «Лечебного дела», которые при сложных жизненных обстоятельствах прилагают усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки;

5) сопоставляя «Социальных работников» с «Лечебным делом», мы также выявили тенденцию различия в копинг-стратегиях самоконтроль и бегство-избегание, где данные два показателя превышают у студентов «Лечебного дела»;

6) студенты «Лечебного дела» в большей степени, чем студенты «Психологии», останавливают свой выбор на том, чтобы когнитивными усилиями отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость;

7) выявлены корреляции с личностными особенностями и с особенностями характера. Данные показывают, что есть взаимосвязь между одними видами копинг-стратегии и некоторыми особенностями личности и его характера.


Заключение

Преодоление трудных жизненных ситуаций обеспечивается мобилизацией личных ресурсов, которые проявляются в определенных копинг-стратегиях и когнитивных действиях. Характер этих стратегий в значительной мере зависит от личностных особенностей, жизненного опыта и других психологических факторов, которые определяют индивидуальное своеобразие процесса преодоления.

Следовательно, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

В ходе нашего исследования у студентов трех специальностей «Психология», «Социальная работа» и «Лечебное дело» была выявлена следующая наиболее предпочитаемая копинг-стратегия: планирование решения проблемы. Все участники исследования в меньшей степени используют такой вид копинг-стратегии, как бегство-избегание. Это свидетельствует о том, что студенты в трудных жизненных ситуациях пытаются каким-либо способом урегулировать, решить их, а не прибегнуть к избеганию проблемы. Также в меньшей степени прибегают к копинг-стратегии – дистанцирование. Показывающая исследователям, что лишь некоторая часть студентов пытаются приложить когнитивные усилия, чтобы отделиться от трудной ситуации и уменьшить ее значимость. Наоборот, исследуемые используют копинг-стратегии, как планирование решения проблемы у студентов специальностей «Психология» и «Лечебное дело» и положительная переоценка у студентов специальности «Социальная работа». Это показывает нам то, что большинство студентов используют преобразующие стратегии поведения, стараются справиться с трудными жизненными ситуациями, а не отделиться от них.

Проведенное нами исследование дает практический материал для дальнейшего изучения проблемы копинг-стратегии. Тем самым создается теоретическая база для практической деятельности, направленной на дальнейшее изучение копинг-стратегий у студентов разных специальностей. Также исследование копинг-стратегий вносит существенный вклад в изучение стрессоустойчивости, а также позволяет расширить наши представления о субъектных аспектах личности.

Таким образом, цель данной курсовой работы была достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась лишь частично. В связи с тем, что выборка была у некоторых специальностей малочисленна. Мы считаем невозможным использовать полученные результаты на более широкую популяцию. Для этого необходимо дополнительное исследование.


Список использованной литературы

1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М.: Феликс, 1992. – 128с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн., 1994. №1. С. 3-18.

3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол. журн., 2006. Т.27. №2. С. 113-123.

4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса // Психол. журн., 2006. Т.27. №3. С. 106-116.

5. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – Служба доверия, 1994. – 316с.

6. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, Т.2.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 2000.

8. Гринберг Дж. Управление стрессом. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002, - 496с. – (Сер.: Мастера психологии).

9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 368 С.

10. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения. // Психол. журн., 2005. Т.26. №2. С. 5-15.

11. Либина А.В., Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. С. 190-204.

12. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 992с.

13. Матюшкин А.М. Классификация проблемных ситуаций // Вопр. психол. 1970. №5. С. 23-35.

14. Мотивация и личность. 3-е изд. / Абрахам Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 352с. – (Серия «Мастера Психологии»).

15. Нартова-Бочавер С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн., 1997. Т.18. №5. С. 20-30.

16. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психол. журн., 2005. Т.26. №6. С. 35-43.

17. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-еврознак, 2006 – 470 С.

18. Психология жизненных ориентаций человека / Е.Ю. Коржова. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. – 384 С.

19. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Общ. ред. Е.М. Крепса; Предисл. Ю.М. Саарма. – М.: Прогресс, 1979. – 124 С.

20. Сидорова Е.Н. Возрастные изменения у школьников поиска решения в проблемной ситуации // Вопр. психол. 1988. №1. С. 92-98.

21. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопр. психол. 1987. №1. С. 27-33.

22. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психол. журн., 2004. Т.25. №5. С. 59-69.

Первым, кто использовал термин «coping», был L. Murphy (1962). Он исследовал способы преодоления детьми требований, выдвигаемых кризи­сами развития. К ним относились активные усилия личности, направлен­ные на овладение трудной ситуацией или проблемой. Термин «coping»при этом понимается, как стрем­ление индивида решить определенную проблему.

R. S. Lazarus (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные воз­можности».

Таким образом, «копинг» – или «преодоление стресса» рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетво­ряющими этим требованиям (Coyne J., 1981). Н. Weber (1992) считает, что психологическое пред­назначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования. По мнению автора, главная задача «копинга» – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоро­вья и удовлетворенности социальными отношениями.

Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, по мнению R. Lazarus (1966, 1991, 1998), существуют два глобальных стиля реагирования. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль, на­правленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированньй стиль (emotion-focused) является следствием эмоцио­нального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, раство­рить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрица­тельные эмоции едой. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмо­циональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пыта­ется редуцировать эмоциональное напряжение.

По-разному оцениваются эмоционально-экспрессивные формы пре­одоления. Вообще, выражение чувств, принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса; исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности (Weber Н., 1992). Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека (Nakano К., 1991).

Говоря о полоролевых стереотипах реагирования на стресс, G. Blanchardfield (1991) и D. Seek (1992) отмечают, что женщины (и фемининные мужчи­ны) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и маскулинные женщины) – инструментально, путем преобразования внешней ситуации.

Р. Лазарус полагал, что взаимодействие между личностью и средой ре­гулируют два основных конструкта – когнитивная оценка и копинг. Авто­р различают два вида когнитивной активности: первичную и вторичную. Первичная оценка позволяет субъекту сделать вывод о том, что ему сулит стрессор – угрозу или благоденствие. Первичная оценка стрессорного воздействия заключается в вопросе – «что это значит для меня лично?». Стресс воспринимается и оценивается в таких субъективных параметрах, как масштаб угрозы или повреждения, которые приписываются событию, или оценка масштабов его влияния (Lazarus R., Folkman S., 1984). За восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности).

Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в по­становке вопроса «Что могу сделать в данной ситуации?», оцениваются собственные ресурсы и возможности решить задачу. Вторичная оценка яв­ляется дополнением первичной и определяет то, какими методами мы мо­жем влиять на негативные события, их исход и выбор ресурса преодоления стресса. Включаются более сложные процессы регуляции поведения: цели, ценности и нравственные установки. В резуль­тате личность сознательно выбирает и инициирует действия по преодоле­нию стрессового события (Perrez M., Reicherts M., 1992). Стадии оценки могyт происходить независимо и синхронно.

Р. Лазарус утверждает, что первичная и вторичная оценки влияют на форму проявления стресса, интенсивность и качество последующей реак­ции (Lazarus R., Folkman S., 1984).

Сходные взгляды высказывают и другие авторы (Rahe R., 1978; Wiedl K. H., 1991), в рамках которых излагается точка зрения о том, что индивидуальная когнитивная оценка определяет количество стресса, генерированного событием или ситуацией. Первый шаг в процессе когнитивной оценки представлен «поляризующим фильтром», который может усилить или ослабить значимость события. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

После когнитивной оценки ситуации индивид присту­пает к разработке механизмов преодоления стресса, то есть собственно к копингу. В случае неуспешного копинга, стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.

Из этого следует, что структура копинг-процесса начинается с восприятия стресса, далее – когнитивная оценка, выработка стратегии пре­одоления и оценка результата действий (Схема 2.).

Схема 2. Структура копинг-процесса

Как считает A. Bandura (1977), «ожидание личной эффективности, мастерства отражается как на инициативе, так и на настойчивости в купирующем поведении. Сила убеждения человека в своей собственной эффек­тивности дает надежду на успех». Убеждение в том, что подобных способностей не хватает (низкая самоэффективность), может привести к такой вторичной оценке, которая определит событие как неподдающееся управлению и поэтому как стрессовое (Бодров В. А., 1996). Если на стрессор возможно повлиять объективно, то такая попытка будет адекватной копинговой реакцией. Если по объективным причинам индивид не может повлиять на ситуацию и изменить ее, то адекватным функциональным способом совладания является избегание. Если человек объективно не мо­жет ни избежать ситуации, ни повлиять на нее, то функционально адекват­ной копинговой реакцией является когнитивная переоценка ситуации, придача ей другого смысла (Perrez M., Reichert M., 1992). По мнению авто­ров, успешная адаптация возможна тогда, когда субъект в состоянии объ­ективно и в полном объеме воспринимать стрессор (по Исаеву 1999, с. 18).

Виллсом и Шифманом предложено разделение копинга на антиципаторный и восстановительный. Антиципаторный копинг рассматривается как предвосхищаемый, предвидимый ответ на стрессовое событие, происхождение которого ожидается, как средство управления событиями, которые произойдут. Восстановительный копинг рассматривается как механизм, помогающий снова обрести психологическое равновесие после произошедших неприятных событий.

Эффективность копинг-поведения определяется спецификой ситуа­ции в конкретном случае. Как показывают исследования V. Conway и D. Теnу (1992), инструментальные стратегии преодоления эффективны в том случае, если ситуация контролируется субъектом, а эмоциональные умест­ны, когда ситуация не зависит от воли человека.

В зависимости от интерпретации си­туации либо как неизбежной, либо как преодолеваемой посредством ак­тивности и борьбы с ней, Лазарус и Фолкман различают два вида совладающего поведения. Целенаправ­ленное поведение на устранение или избегание угрозы (борьба или отсту­пление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой, рассматривается как активное копинг-поведение. Пассивное копинг-поведение представляет собой интрапсихические фор­мы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предна­значенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изме­нится ситуация. (Lazarus R., Folkman S., 1984).

A. Bandura (1977, 1986) убежден, что человек может себя предста­вить в любом эмоциональном состоянии. Автор считает, что стресс и тревога возрастают, в основ­ном, когда индивид верит, что он не может управлять приближающимися проблемами. Собственная оценка по отноше­нию к человеческим способностям справляться с жизненными событиями осно­вывается на предыдущем опыте действий в подобных ситуациях, вере в себя, на социальной поддержке людей, самоуверенности и рискованно­сти (Holroyd К., Lazarus R., 1982).

В целом большинство исследователей придерживается единой класси­фикации способов совладания:

    копинг, нацеленный на оценку;

    копинг, нацеленный на проблему;

    копинг, на­целенный на эмоции.

В 1998 году Шенпфлюг с соавторами предложил биокибернетическую модель копинга. Модель основывается на том, что среда и личность изменчивы, это определяет обоюдное влияние их друг на друга, то есть требования выражено влияют на личность, в то время как реакции личности влияют на среду. Согласно этой концепции, старые процессы регуляции перепрограммируются или начинается развитие новых регуляторных процессов, что может приводить к возникновению новых форм регуляции поведения.

Исследования, проведенные в Японии (Nacano К., 1991), показали, что активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, тогда как избегание и другие ко­пинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.

Многие исследователи в области принятия решения отмечают, что люди под воздействием стресса недостаточно часто используют рациональные когинг-стратегии (Slovic P., Fischhoff B., Liechtenstein S. C., 1977).

На основе анализа работ различных авторов, можно выделить три подхода к понятию «копинг»: определение копинга – как свойство личности, относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие (Billngs A., Moos R., 1984); рассмотрение копинга в ка­честве одного из способов психологической защиты, используемой для ос­лабления напряжения (Нааn N., 1977). К третьему подходу принадлежат R. Lazarus и S. Folkman (1984), согласно которым копинг пони­мается как динамический процесс, постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внутренними и (или) внешними тре­бованиями, которые оцениваются как напрягающие или предвосхищаю­щие ресурсы личности.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведен­ческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или ме­нее успешной адаптации.

Ежедневно человеку приходится сталкиваться с различными стрессовыми ситуациями. От этого никуда не деться, но можно научиться справляться с этим состоянием и уменьшать его негативные последствия. Каждый субъект использует разные копинг механизмы, которые присущи именно его характеру и темпераменту.

Борьба со стрессом

К огромному сожалению, детей этому не учат в школах. Именно по этой причине в мире столько людей с хроническим стрессом, который со временем перерастает в психическое расстройство или депрессию. Наш собственный организм на подсознательном уровне стремится побороть стресс, нужно всего лишь ему помочь. Помогает справиться совладающее поведение и с негативными последствиями стресса.

Понятие стресса

Чтобы понять, как работают копинг стратегии, нужно разобраться в том, что им предшествует. В жизни человек сталкивается с множеством стрессоров, но не все они наносят вред его психофизическому состоянию. Различают два типа стресса:

  • эустресс – положительный стресс, вызванный счастливыми событиями и радостью;
  • дистресс – отрицательный стресс, вызванный потерей, переживаниями, эмоциональным или физическим истощением.

В современном обществе принято избегать стресса или игнорировать его проявления, но такие действия обязательно приведут к ухудшению психофизического состояния индивида. Наслаивание проблем вызывает хронический стресс, который влияет на работу внутренних органов и систем.

В то время, когда человек испытывает влияние дистресса, его организм старается как можно быстрее от него избавиться. Именно так в психологии появился термин копинг стратегий. Методики совладания со стрессором описаны в работах многих психологов.

Копинг стратегии

Каждый человек переживает стрессовую ситуацию по-своему. Выбор копингового поведения в полной мере зависит от характера и темперамента субъекта, а также от среды его проживания и уровня воспитания. Совокупность всех этих критериев формирует в человеке некоторый уровень стрессоустойчивости. Её можно развивать и моделировать.

Если человек самостоятельно не может справится с воздействием стрессоров и его жизнестойкость слишком мала, то стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Специалист поможет определить модель копингового поведения и при необходимости её скорректировать.

Классификация копинг стратегий

Реакция на стресс это своего рода психологическая защита, а копинг стратегия определяет, какой именно будет эта реакция. Существует много различных классификаций, но самой оптимальной является классификация Г. Селье.

Он разделил копинговое поведение на такие группы:

  • эмоционально-фокусированное – регулирование реакции на стрессор, снижение её эмоциональности;
  • проблемно-фокусированное – исправление ситуации или события, которые стало причиной эмоционального возбуждения;
  • когнитивное – изменение своего отношения к ситуации, подмена стереотипов.

Копинг стратегия

Каждый из них эффективен по-своему в разных ситуациях. Если человеку угрожает реальная физическая опасность, в большинстве случаев он переходит к активным действиям для устранения раздражителя.

Основные группы копинг стратегий

Другими учёными Р. Лазарусом и С. Фолкманом копинговое поведение субъектов было поделено на 8 основных групп. Они были объединены по принципу реакции на стресс.

Каждая стратегия имеет свои особенности:

  1. Аналитический подход позволяет обдумать проблему и найти пути её решения. Такой метод чаще всего заканчивается на этапе размышлений, редко перерастая в более активную копинг стратегию.
  2. Конфронтационный копинг подразумевает агрессивную реакцию на происходящее, конфликт. Не является рациональным подходом к решению проблемы, наоборот, может ее усугубить. К конфронтации чаще всего сводятся стратегии подростков.
  3. Восприятие своей ответственности несёт в себе чёткое понимание своей вины или какой-то роли в развитии стрессовой ситуации.
  4. Контроль над эмоциями. Достаточно разрушительная стратегия поведения, т.к. накапливаемый внутри человека негатив отрицательно сказывается на его психофизическом состоянии.
  5. Оптимизм – положительная оценка любому событию в жизни субъекта. Такая поведенческая реакция способна снизить давление, образовавшееся в результате стресса.
  6. Поиск поддержки. Помощь близких или даже малознакомых людей играет огромную роль в борьбе со стрессорами.
  7. Отдаление от причины стресса. Эта стратегия мало поможет в избавлении от стресса, но позволит на некоторое время успокоиться и подумать о дальнейших действиях. Паллиативный метод выхода из стресса не эффективен в опасных ситуациях, которые несут угрозу жизни или здоровью субъекта.
  8. Бегство от стрессора тоже малоэффективно. Часто причина стрессового состояния кроется в самом человеке, и совладание с ним возможно только в его собственном подсознании.

Как будет развиваться реакция субъекта, во многом зависит от него самого. Также важна ситуация. Она может быть привычна для человека или же совсем неожиданна.

Активный и пассивный копинг

Все группы и стили копинга психологами принято делить на активную его форму и пассивную. Такая классификация имеет довольно обобщённые границы, но из неё можно понять, как именно настроен человек и что он обычно делает в стрессовой ситуации.

Активными стратегиями являются попытки поиска решения проблемы. Субъект совершает какие-либо действия для устранения стрессора, либо же для уменьшения его влияния. Также в эту группу входит изменение своего личного отношения к проблеме, если она не несёт реальной угрозы для жизни и здоровья человека.

В процессе пассивного копинга много сил расходуется на подмену понятий. Субъект старается игнорировать стрессор, что иногда бывает эффективным, но на недолгое время. Также наблюдается отстранение от внешнего мира и уход в себя. Пассивный копинг малоэффективен, если человек сталкивается с реальной угрозой.

Выгорание как механизм копинга

Стресс проникает в каждую сферу человеческой жизни, в том числе и профессиональную. На сотрудника во время рабочего процесса возложена определенная ответственность, поэтому стратегия бегства от стрессора не может быть применена. Для таких случаев существует термин «профессиональное выгорание».

Профессиональное выгорание

Роль выгорания заключается в контроле переутомления организма от работы. Эти не что иное, как проявление дистресса. Данное понятие можно рассмотреть на примере отношения сотрудников служб УИС (уголовно-исполнительной системы) к их работе, связанной с рисками и опасностью. Многие из них испытывают синдром выгорания уже на 3-4 год службы. Такое в психологии встречается довольно часто и в других профессиональных сферах.

Взаимосвязь соотношения стрессоустойчивости и рода деятельности всегда прямо пропорциональна. Чем больше стрессоров связано с рабочим местом, тем быстрее настанет этап выгорания. В спортивной деятельности выгорание может случиться из-за травмы и невозможности продолжать движение вперёд.

Факторы, влияющие на копинговое выгорание:

  • стаж работы;
  • уровень образования;
  • длина рабочего дня и рабочей недели;
  • привязанность к коллективу;
  • заработная плата;
  • менеджмент управления организацией и его уровень;
  • условия труда;
  • пол и возраст сотрудника и т.д.

В процессе перегорания субъект испытывает три его стадии. Они плавно сменяют друг друга и в конечном итоге приводят к хроническому дистрессу. Вначале возникает тревожное состояние. Оно формируется во время эмоционального напряжения, нездоровых отношений в коллективе и т.д. После человек переходит в состояние резистенции, а точнее избегает причин своего стресса. Это может быть сверхурочная работа или негатив со стороны другого сотрудника и т.д. Последним этапом является эмоциональное или физическое отношение. В это время у сотрудника снижается производительность, а сам он становится нервным и агрессивным.

Чем больше давления оказывается на человека, тем скорее снизится его трудоспособность и само желание работать. Помимо прочего люди с цинизмом реагируют на всё, что связано с их родом деятельности. Нередко от профессионального выгорания страдает и семья.

Стратегии копинга у детей и подростков

Детская психика значительно отличается от взрослой. Её высокая подвижность обусловлена несовершенством нервной системы. Особенно сильному стрессу подвергаются дети, сменяющие домашнюю обстановку на детский сад. Также стоит отметить и дистресс, который испытывают школьники и студенты. Ежедневная борьба с его проявлениями, вынуждает субъекта формировать собственные механизмы борьбы со стрессорами.

Ребенок не хочет в садик

Дети до 10 лет ищут спасение в лице матери и отца, а также других близких родственников. Со временем ребёнок отдаляется от родителей и справляется со стрессом при поддержке друзей. В более зрелом возрасте субъект предпочитает самостоятельно бороться со своим стрессом.

Формирование копинг стратегий

Техники копинга, конструктивные способы совладания и их роль в жизни человека описывается многими психологами. Ими была замечена взаимосвязь между возрастом, полом, социальным статусом субъекта и его копинговым поведением.

Семейный копинг очень важен, ведь именно в детстве закладывается модель поведения. Во взрослом возрасте он просто копирует копинг стратегию, которой придерживались его родители. Именно по этой причине необходимо на собственном примере показывать детям принципы совладания со стрессом и пути выхода из опасной ситуации.

Гендерные различия в копинг стратегиях также часто упоминаются в работах психологов. В данном случае это субъективный взгляд на происходящее. В эру эмансипации трудно разделить совладающее поведение на женское и мужское, но в силу особенностей работы долей мозга женщинам присущ пассивный копинг, а мужчинам активный.

Ресурсы копинга

Чтобы понять, как именно субъект выбирает стратегию в той или иной ситуации, достаточно понимать поведенческие стили, сформированные из нескольких стратегий. Во время стресса человек использует самую подходящую стратегию, выбор происходит на подсознательном уровне.

Механизмы копинга основываются на следующих ресурсах:

  • эмпатия – способность принимать иную точку зрение и находить с её помощью новые пути выхода из стресса (часто применима для детского возраста);
  • Я-концепция – уверенность в себе и своих силах;
  • аффилиация – уровень социальных потребностей индивида;
  • локус контроля – способность адекватно расценивать своё влияние на причину стресса;
  • конгитивные ресурсы – умственные ресурсы человека, уровень его образованности и воспитанности.

Каждый из этих ресурсов в общей сложности определяет модель поведения человека в стрессовой ситуации.

В процессе развития и становления личности стратегии копинга могут значительно меняться.

Последствия пассивных стратегий копинга

Человека, зажатого жизненными обстоятельствами, легко рассмотреть в толпе. За него говорит его внешний вид. Здоровая осанка остаётся в прошлом, а на смену ей приходит сутулость и опущенные плечи. Дистресс влияет не только на осанку, но и на работу внутренних органов и систем. Также стресс находит своё отражение и в психическом состоянии субъекта.

Если человек постоянно использует лишь пассивные стратегии копинга и просто уходит от проблем, не решая их, стресс обязательно вернётся. Перенос своего внимания на другие события в жизни субъекта также способствут накоплению эмоционального напряжения. Хронический стресс способен сильно нарушить работоспособность организма.

Заключение

Благодаря тому, что психология уже много лет изучает стратегии копинга и механизмы их осуществления, людям становится проще справляться со стрессом. Если субъект не может самостоятельно разрешить эту проблему, на помощь к нему готовы прийти специалисты. Работа с психологом, ориентированная на коррекцию стратегий совладания, помогает субъекту проще жить и безболезненно менять жизненный строй.

В природе каждого человека заложены базисные стратегии, которые тесно переплетены с инстинктом самосохранения и безусловными рефлексами. Такие поведенческие стратегии довольно трудно исправить, ведь они оттачивались десятилетиями и плотно засели в подсознании человека. Именно по этой причине рекомендуется с самого детства учить детей правильно выходить из стрессовой ситуации.

В нашей жизни являются явлением довольно частым. Переносят, ощущают их и говорят о них практически все люди. Причиной этого явления сегодня является всё, с чем ежедневно сталкивается человек, начиная с работы и семейных отношений и заканчивая обстановкой в стране и в мире вообще. Но организм человека устроен таким образом, что постоянно нуждается в равновесии. А происходящее в жизни, в том числе и отношение людей друг к другу, это равновесие систематически нарушает, вследствие чего организм просто вынужден работать на пределе своих возможностей, стремясь, одновременно с этим, поддерживать баланс всех физиологических и психических процессов, другими словами, функционировать практически без отдыха. Хорошая же новость состоит в том, что человек в состоянии преодолевать стрессовые ситуации практически любой тяжести, нейтрализуя давление, оказываемое на него внешними обстоятельствами. Но прежде чем мы расскажем о том, как обычно это происходит, скажем ещё несколько слов о стрессе.

А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем , где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.

Общая характеристика стресса

Стрессовое состояние характеризуется как напряжённое физическое и психическое состояние организма. Вообще, в минимальных дозах стресс нужен организму для поддержания его оптимального режима работы, но чрезмерных количествах он крайне отрицательно сказывается на благополучии и эффективности человека, вызывая, таким образом, .

Основоположником учения о стрессе является канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, согласно идеям которого, стресс является стимулом для достижения организмом устойчивости в ответ на воздействие негативных факторов.

Селье выделял два вида стресса:

  • Эостресс – стресс, вызывающий положительный эффект
  • Дистресс – стресс, вызывающий отрицательный эффект

Состоит стресс из трёх фаз:

  • Фаза сопротивляемости
  • Фаза истощения

Интересно то, что люди, обладающие , имеют возможность преодолевать стадию тревоги, тем самым избегая появления стресса.

Если же говорить о настоящем времени, то стресс выделяют эмоциональный и информационный. Первый связан с эмоциональной составляющей жизни человека, а второй – с огромным количеством информации, которое на него обрушивается. Но, каким бы ни был стресс, его воздействие на личность в большинстве случаев одинаково. В процессе изучения влияния стресса на человека и встал вопрос о его совладании с трудными жизненными ситуациями, и появилась теория копинга.

Теория копинга

Теория копинга, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами в жизни, появилась в во второй половине XX столетия. А само понятие «копинг» (от английского «to cope» — совладать, справляться) было введено известным американским психологом .

Под копингом принято понимать постоянно меняющиеся поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями, оценивающимися как напряжение или превышающими возможности индивида преодолеть их. Говоря более простым языком, копинг – это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для . Выбор активных действий повышает вероятность устранения человеком воздействия источников стресса на свою личность.

Детали данного навыка переплетаются с «Я-концепцией», эмпатией, условиями среды и . Согласно представлениям Абрахама Маслоу, копинг-поведение – это противоположность экспрессивному поведению.

Копинг-стратегии

Всего выделяется несколько копинг-стратегий, т.е. стратегий совладающего поведения:

  • Разрешение проблем как основной этап
  • Активные действия
  • Косвенное воздействие
  • Совладание

Поговорим о них более дательно.

Разрешение проблем

К разрешению проблем можно отнести также избегание проблем и поиск социальной поддержки. Копинг-поведение здесь реализуется через использование стратегий, берущих за основу ресурсы личности и среды. Одним из наиболее важных ресурсов среды является социальная поддержка, а к личностным можно отнести , оптимистическое мировоззрение, потенциал к , интернальный локус контроля, способность к межличностному взаимодействию и некоторые другие психологические структуры.

Когда источник стресса воздействует на человека, происходит первичное оценивание, исходя из которого, определяется тип ситуации – благоприятный или угрожающий. С этого момента начинают формироваться механизмы индивидуальной защиты. Процессы, характеризующие совладание личности с неблагоприятной ситуацией, являются частью эмоциональных реакций, от которых зависит эмоциональная стабильность. Направляются они на удаление, устранение или уменьшение действующего источника стресса, который на этом этапе оценивается вторично. Результат вторичной оценки заключается в том, что человек выбирает одну из трёх дальнейших стратегий поведения.

Активные действия

Активные действия человека направляются им на уменьшение или устранение опасности. К таковым можно отнести бегство или нападение, наслаждение или страдание, принятие или противостояние и т.п.

Косвенное воздействие

Косвенное или мысленное воздействие без активного вмешательства обусловлено внешним или внутренним торможением, каковым может являться вытеснение, когда человек просто уходит от проблемы, переоценка, когда человек переосмысливает проблему, переключение на другую форму деятельности, подавление, изменение направленности эмоций для их нейтрализации и т.п.

Совладание

Совладание происходит, как правило, без участия эмоциональной составляющей, но только в том случае, когда угроза для человека не оценивается им как реальная, например, когда он не соприкасается с предметами, не взаимодействует с людьми и т.д.

Каким был ни был защитный процесс, он всегда будет направлен на избавление человека от рассогласованности его побуждений и разобщённости чувств, предохранение его от получения и осознания болезненных и отрицательных эмоций и устранение напряжённости и тревоги.

Максимальная защита, дающая наибольший результат, в то же время является лишь мизерной долей того, на что вообще способно копинг-поведение. Эффективное применение копинг-стратегий способно повысить способность человека к адаптации, но лишь тогда, когда копинг-стратегии применяются , активно и в зависимости от конкретной ситуации.

Критерии эффективности копинг-стратегий

Есть довольно обширное количество классификаций копинг-стратегий, но все они основываются на трёх базовых критериях:

  • Эмоциональном или проблемном
  • Когнитивном или поведенческом
  • Успешном или неуспешном

Немного подробнее о каждом из них.

Эмоциональный или проблемный критерий

Копинг-стратегия, исходя из первого критерия, может быть либо эмоционально-сфокусированной, т.е. направленной на управление эмоциональными реакциями, либо проблемно-сфокусированной, т.е. направленной на решение проблемы или изменение ситуации, инициировавшей стресс.

Когнитивный или поведенческий критерий

Копинг-стратегия, исходя из второго критерия, может является скрытым внутренним копингом, когда проблема решается посредством воздействия на восприятие, или же является открытым поведенческим копингом, когда основной упор делается на изменение поведения.

Критерий успешности или неуспешности

Копинг-стратегия, исходя из третьего критерия, может быть успешной – использовать конструктивное поведение, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию, или же неуспешной – использовать неконструктивное поведение, которое стрессовую ситуацию преодолеть не позволяет.

Любую копинг-стратегию, которой пользуется человек, можно оценить, основываясь на вышеназванных критериях даже по той простой причине, что оказавшийся в стрессовой ситуации человек может применять как какую-то одну, так и сразу несколько копинг-стратегий.

Исходя из всего этого, можно допустить, что имеется прямая взаимосвязь между теми паттернами личности, посредством которых люди формируют своё отношение к трудностям и проблемам, возникающим в жизни, и тем, какая из копинг-стратегий ими выбирается. А чтобы понять, какую копинг-стратегию лучше всего использовать лично вам, нужно как можно и понимать свои реакции на те или иные события, происходящие в жизни.