Что такое социальная значимость. Социальная значимость проекта Значение социальной защиты в жизни общества

Социальная значимость

Социальная значимость ее удовлетворения особенно возрастает при социализме.  

Социальная значимость и острота жилищной проблемы предопределяют и серьезность нашего отношения к ней. Обеспечить к 2000 году каждую семью отдельной квартирой или домом - задача сама по себе огромная, но посильная. В текущей пятилетке и особенно в последующие увеличатся масштабы жилищного строительства и реконструкции жилого фонда. Необходимо всемерно поощрять строительство кооперативного и индивидуального жилья. Здесь кроются большие резервы расширения жилищного строительства. Правильно поступают там, где поддерживают возведение молодежных комплексов. Заинтересованность и энергия молодых могут сделать очень многое и в этом плане.  

Социальная значимость и острота жилищной проблемы предопределяют и серьезнрсть нашего отношения к ней. Обеспечить к 2000 году каждую семью отдельной квартирой или домом - задача сама по себе огромная, но посильная. В текущей пятилетке и особенно в последующие увеличатся масштабы жилищного строительства и реконструкции жилого фонда. Необходимо всемерно поощрять строительство кооперативного и индивидуального жилья. Здесь кроются большие резервы расширения жилищного строительства. Правильно поступают там, где поддерживают возведение молодежных комплексов. Заинтересованность и энергия молодых могут сделать очень многое и в этом плане.  

Социальная значимость проблемы делает очевидной роль общественных наук.  

Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других стадных животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.  

Социальная значимость труда включает в себя понимание общественного значения выполняемой работы. В данном случае важно, как относится к работнику руководитель, замечают ли его вклад в общее дело коллеги, ценят ли вообще в организации добросовестный труд.  

Социальная значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.  

Социальная значимость проблемы делает очевидной роль общественных наук. Проблема охраны природы тесно связана с политикой, идеологией, социальной сферой и в первую очередь - с экономикой.  

Социальная значимость политического лидера прямо зависит от уровня политической культуры и активности масс. Высокая политическая культура, существование устойчивых демократических традиций, наличие гражданского общества и политической оппозиции сужают возможности для некомпетентного лидерства, различного рода волюнтаризма, злоупотребления властью, ii вместе с тем создается возможность для проявления в политике индивидуальных способностей и дарований.  

Социальная значимость малых предприятий обусловлена, прежде всего, самим фактом сосредоточения в этом секторе преобладающей части рабочих мест.  

Социальная значимость массового технического творчества и его экономическая целесообразность огромны. Два этих фактора в условиях социалистического общества неразрывно связаны друг с другом. Технические новшества способствуют созданию материально-технической базы коммунизма, а непосредственное участие в массовом техническом творчестве помогает формированию у человека наиболее ценных для общества черт характера.  

Социальную значимость для населения каждого из факторов потребительских свойств жилой застройки определяют в нормативных баллах по десятибалльной шкале. Для этого эбрабатывают данные социологического опроса - шселения, а при их от -: утствии - устанавливают экспертно. Именно тервый метод использо - ан при выявлении бал-юв значимости, приве - 1енных в табл. 8.1: был фоведен выборочный трос жителей одного из айонов, расположенно-о в центре Москвы.  

Социальную значимость может иметь и нерелевантная информация, т.е. ложная информация или несущественная (для данного положения дел) истинная информация. Если ложная информация распространяется преднамеренно, то она называется дезинформацией. Информационный шум (истинная, но не существенная информация) и дезинформация могут существенно уменьшить положительное воздействие информации как социально-экономического ресурса и также способствовать превращению информационного неравенства в социальное.  

Особую социальную значимость имеет распространение государственного надзора на сферу бытового обслуживания населения. При установлении в ходе проверки несоответствия изделий, изготовленных, отремонтированных, прошедших техническое обслуживание, чистку, крашение, обработку, требованиям нормативно-технической документации, отсутствия необходимых для оказания услуги условий, а также наличия возврата изделий от заказчиков за отчетный период текущего или предшествующего года предприятию запрещают оказание проверенной услуги до устранения нарушений стандартов и метрологических правил.  

Особую социальную значимость имеет безработица среди молодежи.  

1.4 Социальная значимость.

В современных условиях общему переосмыслению социально-экономического значения образования, квалификации и роли сложного труда более других способствовала теория «человеческого капитала», рассматривающая общие и специальные знания наемных работников в качестве важнейшего фактора роста эффективности производства.

Формирование теории человеческого капитала в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли проходило в конце 50-х начале 60-х годов нынешнего века. Возникновение и формирование концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря публикациям американских экономистов, представителей «чикагской школы» Т.Шульца и Г.Беккера. которым в научной литературе отводится роль «первооткрывателей» данной концепции.

Понятие «человеческий капитал» прочно утвердилось в экономической литературе и обозначает имеющийся у человека определенный запас здоровья, знаний, навыков и умений, которые используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту его производительности труда и тем самым влияют на рост доходов данного человека.

Социальная значимость

Социальная значимость. Социально значимо все то, что улучшает общественное сознание Социальную значимость определяет аудитория Социально значимые программы – программы, которые нужны разным слоям населения Социальная ответственность – помощь человеку в решении его проблем Социальная журналистика - разработка наиболее болезненных для общества вопросов.

Журналистика

«Российская газета» - Реклама в Российской газете «Неделя». Распространение Российской газеты. «Неделя» - газета для семейного чтения. Контакты рекламной службы «Российской газеты». График выхода цветных тематических выпусков. «Российская Бизнес-Газета» выходит с марта 1995 года. Технические требования к рекламным материалам. Технические требования к материалам, поступающим в отдел верстки. Общественно-политическое издание «Российская газета».

«Социальная журналистика» - Повысят эффективность. Социальная журналистика. Аналитика. Закрытые информационные зоны. Общенациональные социально-значимые проекты. Недостаток информации. Определение наиболее социально-значимых тем. Обращение СМИ к социально-значимым темам. Социально-значимые темы. Социальная значимость. Журналистика соучастия.

«Журналистика 18 века» - Литературные журналы. «Вопросы» Д.И. Фонвизина и «Ответы» Екатерины. «Друг честных людей, или Стародум». Бездельники принимаются везде равно с честными людьми. В чем состоит наш национальный характер. События, связанные с возникновением журнала. Журнал «Зеркало света». Журнал «Собрание новостей». Положение периодической печати. Вертопрах, обегающий с полудня. «Санкт-Петербургский вестник». Материалы Екатерины II.

«Пресса» - Авторские статьи. Общая характеристика работы с прессой. Пресс-конференции. Докладчики. Список рассылки материалов. Материалы для прессы. Работа с прессой. Способы привлечения внимания. Написание релиза. Ньюз-релиз. Оперативное распространение информации. Пресс-специалист. Мероприятия с участием журналистов. Размещение историй в прессе.

«Журналистика» - Проблематика печатных СМИ. Социальные характеристики аудитории. Содержание издания. Схема управления. Основы журналистики. Объединенная редакция. Что предшествует созданию издания. Журналистские жанры. Основа редакционной политики. Аудитория прессы. Организация работы редакции. Планирование работы редакции. Жанры печатных СМИ. Особенности газетно-журнального текста. Основные принципы верстки. Композиционно-графическая модель издания.

«Основы журналистики» - Тезаурус современного журналиста. Разные виды социальной коммуникации. Основы творческой деятельности журналиста. Информация. Масса. Перемещения людей и товаров. Коммуникация. Что такое журналистика. Контент СМИ. СМИ. Средство сообщения. Система предприятий и средств сбора и доставки информации. Информация, коммуникация, социальная коммуникация. Публицистика. Социальная коммуникация. Реклама. Введение в теорию журналистики.

Всего в разделе «Журналистика» 6 презентаций

Социальная значимость.

Социальная значимость понимается как способность человека оказывать влияние на ход дел в обществе.

Социальная значимость с точки зрения общественных интересов может быть как положительной, так и отрицательной. Вообще говоря, желательно, чтобы люди стремились к положительной социальной значимости, когда их деятельность приводила бы к полезным для общества результатам. Но на практике воспитать всех «законопослушными» не удается.

Социальная значимость – главный стимул деятельности людей как социальных существ. Она означает способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Любая деятельность, так или иначе влияющая на развитие общества, является социально значимой.

Социальная значимость заключается в:

Создании благоприятных условий для населения, получении образования в интересах общества и государства, забота об образовании - приоритетное направление демократического государства, образование положительно воздействует на социальные процессы, подготовке квалифицированных специалистов, воздействие на изменение производительных сил и всей системы производственных отношений. , воспитании и социализации обучающихся, их самоидентификации, посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.

Развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Социально-экономического развития России среднее профессиональное образование играет значительную роль в обеспечении модернизации экономики и качества человеческих ресурсов, создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности. Система среднего профессионального образования не только играет важную роль в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и способствует удовлетворению образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями.

На современном этапе одной из наиболее важных тенденций развития образовательной системы является регионализация, сущность которой состоит в последовательной ориентации деятельности учебных заведений на нужды региона с формированием на этой основе единой, многофункциональной, скоординированной системы образования как органичной составной части регионального социально-экономического комплекса. Регионализация выступает как очередной этап социальной институционализации в системе среднего профессионального образования, когда утверждаются определенные процедуры, системы контроля за выполнением норм, функций.

Тенденция регионализации играет значительную роль в развитии средней профессиональной школы, что обусловлено, с одной стороны, многочисленностью средних специальных учебных заведений и их распределением по территории страны, с другой стороны - значимостью среднего профессионального образования как одного из системообразующих элементов региональных социально-экономических структур.

Принципы образовательной политики в России:

Общедоступность (доступность обучения без национальных и возрастных ограничений);

Приспособленность системы образования к потребностям учащихся;

Право человека на свободное развитие, приоритет общегуманистических ценностей;

Светский, а не религиозный характер обучения;

Свобода и плюрализм обучения (свободный выбор образовательных учреждений учащимися);

Самостоятельность образовательных учреждений.

В современных условиях общему переосмыслению социально-экономического значения образования, квалификации и роли сложного труда более других способствовала теория "человеческого капитала", рассматривающая общие и специальные знания наемных работников в качестве важнейшего фактора роста эффективности производства.

Формирование теории человеческого капитала в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли проходило в конце 50-х начале 60-х годов нынешнего века. Возникновение и формирование концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря публикациям американских экономистов, представителей "чикагской школы" Т.Шульца и Г.Беккера. которым в научной литературе отводится роль "первооткрывателей" данной концепции.

В отечественной экономической литературе проблеме человеческого капитала долгое время не уделялось сколь-нибудь серьезного внимания. Лишь вх годах стали появляться отдельные исследования, посвященные рассмотрению тех или иных аспектов западной теории человеческого капитала и экономики образования. Специфика таких исследований заключалась в том, что большинство из них носило характер критического разбора буржуазных концепций человеческого капитала и экономики образования с позиций, обусловленных методологическими установками политической экономии социализма. Однако данное обстоятельство вовсе не умаляет научной значимости проведенных исследований, выполненных на высоком научном уровне. К разряду таких исследований можно отнести работы таких авторов, как В.С.Гойло. А.В.Дайновский Р.И.Капелюшников. Корчагин В.П., В.В.Клочков, В.И.Марцинкевич.

Понятие "человеческий капитал" прочно утвердилось в экономической литературе и обозначает имеющийся у человека определенный запас здоровья, знаний, навыков и умений, которые используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту его производительности труда и тем самым влияют на рост доходов данного человека.

социальная значимость

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011 .

Смотреть что такое «социальная значимость» в других словарях:

ЗНАЧИМОСТЬ - ЗНАЧИМОСТЬ, значимости, мн. нет, ср. (неол. книжн.). Обладание значением. Социальная значимость. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. … Толковый словарь Ушакова

социальная диалектология - ед. Раздел социолингвистики, одной из основных изучаемых проблем которой является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры. Общий для всех язык это идеал, всегда отвлеченность, схема, за которой скрывается и личная … Учебный словарь стилистических терминов

Социальная психология и общество (журнал) - Социальная психология и общество Специализация: взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество» Периодичность: 4 раза в год Язык: русский … Википедия

ЗНАЧИМОСТЬ - ЗНАЧИМОСТЬ, и, жен. (книжн.). То же, что значение (во 2 знач.). Социальная з. воспитания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. … Толковый словарь Ожегова

Социальная дистанция - Данный термин был введен известным социологом Георгом Зиммелем. Социальная дистанция является неким понятием, которое характеризует положение социальных групп и индивидов в социальном пространстве, их соотношение, то есть уровень их близости или… … Википедия

Социальная экология (наука) - Существует несколько определений социальной экологии. Социальная экология научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой… … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РЕФОРМИРУЕМОЙ РОССИИ - Исследования Новосибирской экономико социологической школы / Ред. кол.; отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. 736 с. Монография отражает содержательный и методологический вклад Новосибирской… … Социология: Энциклопедия

значимость - и; ж. = Значение. Общественная, социальная з. чего л. Выполнить работу, исключительную по своей исторической значимости. Сознание собственной значимости. З. афоризмов. Хорошо разбираться в значимости слов … Энциклопедический словарь

значимость - и; ж. = значение Общественная, социальная зна/чимость чего л. Выполнить работу, исключительную по своей исторической значимости. Сознание собственной значимости. Зна/чимость афоризмов. Хорошо разбираться в значимости слов … Словарь многих выражений

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - (лат. distantia расстояние), степень ощущаемого отличия собственной социальной группы от той, к которой принадлежат др. участники взаимодействия. В социальной психологии термин «Д. с.» используется для сравнит. описания психологич.… … Философская энциклопедия

Проблемы социальной значимости предприятия в управлении национальной экономикой государства

Статья просмотрена: 2213 раз

Библиографическое описание:

Кузурманов С. В. Проблемы социальной значимости предприятия в управлении национальной экономикой государства // Молодой ученый. - 2011. - №6. Т.1. - С.. - URL https://moluch.ru/archive/29/3332/ (дата обращения: 28.03.2018).

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. В условиях глобализации экономических процессов переход к устойчивому развитию экономики Российской Федерации требует нового подхода к регулированию экономических и социальных отношений, включающего процедуры выбора и реализации приоритетов хозяйственной политики, механизмы стимулирования инновационной активности, обеспечивающих экономический рост. Эта необходимость обусловливается поиском путей для выхода из системного кризиса, который поразил социально-экономическое устройство Российской Федерации: в процессе реформирования экономики сокращены объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, снижен промышленно-производственный потенциал во многих отраслях экономики, функционирование которых является определяющим для народного хозяйства в целом.

Целью представленного исследования является общая характеристика социальной значимости предприятия в управлении национальной экономикой государства.

Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

рассмотреть структуру национальной экономики и факторы, влияющие на ее развитие;

охарактеризовать роль предприятия в экономике государства;

рассмотреть социальную значимость предприятия.

Структура работы определяется целью и задачами исследования состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Структура национальной экономики и факторы, влияющие на ее развитие

Прежде чем рассматривать структуру национальной экономики, необходимо дать ее понятие. В настоящее время национальная экономика расценивается как структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам 1 .

Национальная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из множества макроэкономических элементов и подсистем, связанных друг с другом. 2

Ранее использовалось выделение отраслевой структуры народного хозяйства. Признание экономики России рыночной и ее интеграция в мировое экономическое пространство потребовало перехода к новой классификации отраслей хозяйства, соответствующей международному учету и статистике. Начиная с 2003 года, объектом классификация являются виды экономической деятельности. Функционально-видовая (отраслевая) структура национальной экономики отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами видов экономической деятельности. В составе отраслевой структуры выделяются: сфера материального производства; сфера материальных услуг; сфера социальных услуг.

Воспроизводственная структура экономики отражает деление составных частей национального продукта по их функциональному назначению. К элементам воспроизводственной структуры относятся, кроме того, необходимый и прибавочный продукт, а также фонды возмещения, накопления и потребления.

Субъектно-территориальная структура выражает деление национальной экономики на экономические районы, в которых фиксируются устойчивые связи отраслей и предприятий, источников сырья и энергии с рынком сбыта с наличием трудовых ресурсов.

Институциональная структура национальной экономики сочетает в себе общие механизмы регулирования рынка и специфические инструменты, различающиеся в зависимости от особенностей и фаз развития национальных экономических систем. Она является результатом метаконкуренции или конкуренции институтов 1 .

Центральными для национальной экономики являются проблемы экономического роста. Развитие общества и экономики оказывает влияние на набор факторов, оказывающих влияние на экономический рост. На современном этапе развития экономики большое влияние на экономический рост оказывают следующие факторы: природные ресурсы; увеличение численности населения, объемов трудовых ресурсов; увеличение степени концентрации капитала в рамках национальной экономики; научно-техническая революция, которая является основополагающим фактором экономического роста, поскольку связана с выходом экономики на качественно иной виток своего развития.

Главная задача государства состоит в том, чтобы максимально полно использовать существующие экономические факторы, ориентировать экономический рост на реализацию интересов всего населения. В тоже время на характер и глубину структурных изменений национальной экономики оказывают влияние не только экономические факторы, но и процессы, происходящие в социальной и политической сферах жизни общества. Роль предприятия в экономике государства

Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тес­ной производственной, кооперированной, коммерческой и дру­гой взаимосвязи между собой и государством.

Предпринимательство является сильным фактором роста рыночной экономики а, следовательно, роста ВВП и налоговых платежей, что, в свою очередь, обеспечивает платежеспособность государства как инвестора и проводника масштабных социальных программ. В рыночной экономике как определенном организационном механизме предпринимательские отношения и предпринимательское поведение занимают особое место и не тождественны рыночным отношениям. Предприниматели – это особые субъекты рынка, о которых Й. Шумпетер говорил, что они отличаются от рутинных субъектов рынка инновационным поведением, благодаря которому рыночная экономика развивается, растет, причем именно интенсивно, качественно, а не только экстенсивно, количественно. Суть предпринимательства состоит в изобретательстве, новых идеях, в том, что предприниматели создают новое качество экономического роста, обязанного больше новым технологиям и эффективному управлению, чем просто добросовестному выполнению рыночных договоров 1 .

Сегодня в развитых и динамично развивающихся странах признана особая роль предпринимательства в достижении страной социально-экономической эффективности.

С макроэкономических позиций предприятия служат основой для:

увеличения национального дохода, ВВП, валового национального продукта;

возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;

обеспечения обороноспособности государства;

простого и расширенного воспроизводства;

развития национальной науки и ускорения НТП;

повышения материального благосостояния всех слоев граж­дан страны;

развития медицины, образования и культуры;

решения проблемы занятости;

решения многих других социальных проблем.

Решение социальных проблем предприятия будут выполнять только в том случае, если они эф­фективно функционируют. Не случайно предпринимательское сознание и поведение, в основном характерное для сектора малого и среднего бизнеса, тщательно культивируется и защищается в современной экономической политике.

Сегодня на правительственном уровне признано понимание предпринимательской культуры как фактора устойчивого социально-экономического роста страны. Поэтому в современном мире, отличающемся беспрецедентной социальной динамикой, в том числе динамикой рыночной экономики, резко повысившей свою восприимчивость к технологическому прогрессу и инновационному развитию, актуальна защита предпринимательской культуры, в результате которой предпринимательство может выполнять свою миссию создания в национальной экономике устойчивого импульса к качественному росту. Социальная значимость предприятия

Социальная значимость предприятия в экономике государства обусловлена тем, что любое эффективно функционирующее предприятие обеспечивает рабочие места и достойную жизненную среду, своевременное пополнение бюджета за счет уплаты налогов, поставку продукции на рынок, строительство объектов социальной сферы. В связи с этим, появление у хозяйствующего субъекта экономических проблем сказывается, в первую очередь, на социальной сфере. В качестве примера можно привести события в г. Пикалево летом 2009 года.

С конца 2008 года в Пикалево была остановлена деятельность трех заводов: «Пикалевский цемент», «БазэлЦемент-Пикалево» и «Метахим». Все три предприятия спроектированы как единый технологический комплекс и зависят от переработки глинозема на Пикалевском глиноземном заводе, входящем в «БазэлЦемент». Из 22 тыс. жителей Пикалево на этом производственном комплексе работают 4,5 тыс. человек. Таким образом, налицо высокая социальная значимость комплекса предприятий, от которого зависит и городской бюджет, и доходы населения.

С остановкой работы заводов около 4000 работников остались без средств к существованию. В мае 2009 года в связи со сложной экономической ситуацией была прекращена подача горячей воды. В результате в городе сложилась критическая ситуация, которая привела к прямому обращению жителей Пикалево к Президенту России Д. Медведеву.

В результате вмешательства в июне 2009 г. премьер-министра В. Путина главой холдинга «Базовый элемент» было подписано принципиальное соглашение с «ФосАгро» о поставках сырья, а местные власти в срочном порядке погасили все долги по зарплате рабочим. На рассмотрение в Государственную думу был внесен законопроект, предполагающий национализацию и объединение предприятий Пикалева. Антикризисная комиссия правительства утвердила перечень моногородов, где в 2010 году будет действовать программа господдержки.

Причин возникновения рассматриваемой ситуации несколько:

отправной точкой в критическом повороте истории Пикалевского комбината стал 2004 год, когда он перестал существовать как единый комплекс. «Передел собственности» и конфликты, связанные с финансовой деятельностью предприятий осенью 2008 г. привели к остановке производства, что и послужило причиной социального взрыва в Пикалево;

наличие слабых звеньев в аппарате управления: отсутствие механизма обратной связи; недостаток данных реальной полевой социологии; данные различных мониторингов не дают полной картины; местные органы власти зачастую не докладывают федеральным о проблемах конфликтах, с которыми не в силах разобраться самостоятельно;

аппарат госуправления и местные власти оказались неготовыми к решению проблемы моногородов. Данную проблему можно разделить на две: проблема ресурсов и проблема компетенций;

политическая система в широком смысле не способна решать частные проблемы. Отсутствует система диагностики социальных настроений, обратная связь не выстроена;

низкое правовое сознание и правовой нигилизм общества. Отсутствие возможности защиты своих прав наемными работниками от бизнеса было в значительной степени инспирировано государством. Зачастую работники не обращаются в суд, предпочитая решать проблемы путем митинга.

Необходимо отметить, что непосредственное управление ситуацией с уровня главы Правительства, решение вопросов о выплате задолженностей по заработанной плате может спровоцировать недобросовестных руководителей к созданию аналогичных ситуаций на других предприятиях. Последствиями этого может стать дестабилизация внутриэкономической ситуации в стране.

Таким образом, частный случай рассматриваемого моногорода демонстрирует сразу несколько патологий в развитии российского общества, власти и системы управления.

Для преодоления указанных проблем и предотвращения развития подобных ситуаций в других моногородах целесообразно принять следующие меры:

регламентировать глубину переработки апатитного концентрата. Если ввести правило об обязательной переработке 90% концентрата, владельцы использующих его предприятий вынуждены будут искать возможности для его переработки. Такие предприятия, как правило, сосредоточены в небольших городах, подобных Пикалево;

восстановить (преобразовать) другие, помимо конфликтующих, предприятия, которые могут быть поставщиками для Пикалевского комбината. В частности, речь может идти об освоении нового месторождения на Кольском полуострове;

принять меры по диверсификации и модернизации экономики моногородов. Необходимо создавать и развивать отрасли, в которых колебаний нет. Для этого, прежде всего, необходим комплексный анализ ресурсов, которыми располагает город;

обязать местные органы власти поселений, на территории которых находятся градообразующие предприятия, разработать и ежегодно предоставлять в Правительство РФ уточненные планы развития таких предприятий, а также отчетность по ним (рентабельность, наличие или отсутствие задолженностей по заработной плате, иных долгов и т.д.);

ввести особую процедуру совершения гражданско-правовых сделок с градообразующими предприятиями (выдача разрешения на совершение сделки компетентным органом при условии наличия экономического обоснования сделки);

перейти к точечному финансированию социально значимых проектов и предприятий.

Заключение

В процессе исследования данной темы напрашиваются следующие основные выводы.

Национальная экономика – это целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая совокупным экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей все сложившиеся формы общественного труда. Структура национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики.

Экономику государства можно упрощенно рассматривать как совокупность предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. От того, насколько эффективно работают предприятия и каково их финансовое состояние, зависит состояние экономики и индустриальная мощь государства.

Решение социальных проблем является главной задачей государства. Вместе с тем, причиной любого кризиса связанного, в том числе и с отсутствием решений в социальной сфере, является несовершенство управляющей структуры вертикали власти. Учитывая, что предприятий без непосредственного участия государства социальные проблемы решить не удастся, мы полагаем, что они, тем не менее, не должны влиять на национальную экономику. Решение указанной проблемы – в повышении социальной ответственности и социальной значимости предприятий.

Градов, А.П. Национальная экономика: Учебник [Текст] / А.П. Градов. – СПб: Питер, 2007.с.

Капелюшников, Р.Н. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем) [Текст] / Р.Н. Капелюшников. – М.: ИМЭМО РАН, 1991. – С. 78.

Петросян, Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты [Текст] / Д. Петросян // Вопросы экономики.. - № 2. – С..

Стенькин, С.И. Особенности института предпринимательства и экономическая политика государства [Текст] / С.И. Стенькин // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2007. - № 3. – С..

Юрьев, В.М., Бабаян, В.Г., Дюба, С.М. Закономерности и антиэнтропийный механизм факторов роста в экономике [Текст] / В.М. Юрьев, В.Г. Бабаян, С.М. Дюба // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. Т. 9. Вып. 3. – Тамбов, 2004. – С. 334 – 336.

2 Юрьев В.М., Бабаян В.Г., Дюба С.М. Закономерности и антиэнтропийный механизм факторов роста в экономике / В.М. Юрьев, В.Г. Бабаян, С.М. Дюба // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. Т. 9. Вып. 3. – Тамбов, 2004. – С. 335.

1 Капелюшников Р.Н. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем) / Р.Н. Капелюшников. – М.: ИМЭМО РАН, 1991. – С. 78.

1 Стенькин С.И. Особенности института предпринимательства и экономическая политика государства / С.И. Стенькин // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2007. - № 3. – С. 94.

Что такое социальная значимость проекта?

Будучи 6 лет председателем экспертного совета клуба инвесторов, в критериях оценки проектов гос.чиновниками в требованиях к конкурсам и грантам с гос.финансированием постоянно встречал "социальную значимость". На её основе очень часто чиновники отвергают проекты, или требуют извратить их суть в угоду своим интересам. Знает ли кто-то определение соц.значимости?

Предлагайте ваши варианты формулировки.

Задача - создать определение и навязать его чиновникам через СМИ, Википедию, практику работы экспертных советов.

В разделе дискуссии запустил дискуссию на тему, присоединяйтесь.

Актуальность, значимость социального проекта

Актуальность, значимость социального проекта.

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 2 им. Героя Советского Союза

I. Социальный проект. Одним из интерактивных методов в обучении является метод социальных проектов. Хочу еще раз сказать о преимуществе интерактивных методов в обучении. Далеко в прошлое уходят от нас пассивные методы, когда учитель на уроке берет все в свои руки и как «глухарь на току», говорит целый урок. Современные дети живут в потоке избыточной информации. В современном образовании интерактивные методы вытесняют пассивные методы и даже активные. Сравним следующие показатели усвоения знаний (схема «Пирамида обучения»). Отсюда следует вывод, что интерактивные методы позволяют достичь хороших результатов. Здесь очень хорошая мотивация (занимаюсь потому, что интересно). Учащиеся занимают очень активную позицию, а педагог выступает как лидер и организатор процесса.

Проектирование вооружает ребенка навыками, наиболее рациональными способами решения сложных жизненных проблем, а потому проектное обучение должно непременно активно поддерживаться и рассматриваться.

В основе социального проекта лежит социальная проблема и пути ее разрешения.

«Не существует такой проблемы, от которой нельзя было убежать»

Начало проектной деятельности связано с обнаружением трудности, некомфортности ощущения себя. Под трудностью понимают прямое неудобство, неудовлетворенность, то, что не устраивает человека (ребенка) в его социальной жизни.

Таким образом, социальный проект можно рассматривать как деятельность по преобразованию социальной действительности.

В настоящее время конкурсы социальных проектов проходят очень часто и среди учащейся молодежи, и взрослых. Они стали реальным механизмом взаимодействия общества и власти.

II. Разработка и реализация проекта «Проблема правонарушений несовершеннолетних»

Я хочу рассказать вам о разработке и реализации проекта «Проблема правонарушений несовершеннолетних».

Основные этапы работы над проектом.

Без изучения возможностей команды, которая непосредственно берется за реализацию проекта, начать работу невозможно.

Кто про свои дела кричит

всем без умолку,

В том верно мало толку…

Великий человек лишь

громок на делах,

И думает свою он крепко

Над проектом работали учащиеся 11-Б класса гуманитарного профиля:

пять старшеклассниц, занимающих активную жизненную позицию. Они отличались хорошей учебой, являлись членами районной молодежной организации «Молодая гвардия». Техническое и информационное обеспечение проекта осуществлял восьмиклассник Замолотских Максим.

Я собираю участников и предлагаю им поучаствовать в районном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России». Мы проанализировали разные направления. Детей заинтересовала молодежная политика. Понятно почему, ведь они лидеры, члены «Молодой гвардии». Неоднократно являлись участниками Всероссийских акций, посвященных Дню независимости России, Дню Конституции.

Определились и с темой проекта «Проблема правонарушений несовершеннолетних». «Правонарушения, рост подростковой преступности … С этим злом нужно бороться!» - говорят участники проекта. (а в глазах появляется искорка)

Как не преступить черту закона?

Как избежать правонарушений?

Проблематизация является первым этапом над проектом – необходимо оценить имеющие обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение проблемы».

А теперь появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности.

Следующий этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно-значимую цель, что еще больше укрепляет мотив деятельности.

Формирование соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Формирование правовой культуры учащихся

Формирование активной гражданской позиции

Снижение числа правонарушений – позитивная динамика

Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляет приступить к деятельности. Мы стали вместе планировать. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.

а) Постановка задач, исходящих из целей:

Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

Решение задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования

б) Определение последовательности предстоящих шагов – участники предлагают сами:

Изучить проблему правонарушений в Липецкой области, нашем городе, нашей школе;

Изучить нормативно-правовую базу;

Использование общественных ресурсов;

Проведение мероприятий, направленных на формирование правовой культуры.

в) Выбор способов работы (технология):

Встреча с начальником ПДН майором милиции;

Определение динамики правонарушений, составление диаграмм;

Социологический опрос среди взрослых;

Интервью с начальником отдела молодежи

Разработка проекта по трем направлениям;

Выбор форм проведения мероприятий.

· Учащиеся сначала изучили правовые нормы, законы, которые еще лучше давали возможность разобраться в проблеме.

· Изучение проблемы правонарушений в Липецкой области, определение причин правонарушений (объективные и субъективные)

· Встреча с начальником с ПДН. Информация дала возможность представить реальную картину, понять, что проблема серьезная. Вместе с участниками проекта мы оценили динамику за 3 года

· Интервью с. Он познакомил с программой «Молодежь Усманского района», рассказал, что делается в районе, городе по решению данной проблемы.

· Проведение социологического опроса среди населения в возрасте от 20 до 45 лет. Социологический опрос показал, что детей нужно воспитывать на доверии, прививать основы правовой культуры, чтобы в будущем у детей не было конфликтов с законом.

· Анкетирование среди учащихся в возрасте 15 лет

· Наступает важный момент – разработка системы мер, которая способствовала разрешению данной проблемы. Для школы приемлемы 2 подхода к профилактике правонарушений: информационный и социально-педагогический. Учащиеся выбирают информационный. Разработан проект по 3 направлениям: «Государство», «Семья», «Школа». Самым интересным для детей стало осуществление своего плана в направлении «Школа». Вот здесь и раскрылись их лидерские качества, креативность их мышления, сценические способности и организаторские качества. Я хочу рассказать лишь о некоторых интересных мероприятиях, целью которых стало формирование правовой культуры:

Сюжетно-ролевая игра «Наши права»;

Школьная акция «Уважай закон».

Это завершающий этап работы. Участники проекта сравнивают полученный результат со своими замыслами. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончанию работы. Эмоций много, дети стали говорить о том, что получилось хорошо. По ходу корректировали, предлагали внести изменения. Но тут у участников появилась и грустная нотка, они вспомнили, что скоро окончат школу. Сожалеют о том, что мало времени: «Мы могли бы сделать очень многое». Я вношу свои коррективы, поясняя, что в школе действует программа по профилактике правонарушений и дальнейшая реализация проекта возможна в рамках данной программы. Дети остались довольны, что начатое ими дело будет продолжаться.

Проблема правонарушений актуальна в наши дни. Правонарушения происходят по разным причинам. Очевидно, школа не может остаться в стороне от данной проблемы.

· Приоритетным направлением государственной политики в области воспитания является внедрение инноваций, способствующих формированию Человека – гражданина

· Реализация проекта социально значима, она принесет пользу, позволив реализовать задачи гражданско-правового воспитания молодых граждан

· I место в районном этапе Всероссийской акции «Я - гражданин России»

· Участники проекта совершенствовали свои организационные, общеинтеллектуальные, коммуникативные навыки

· Проект направлен на реализацию программы развития школы «Социализация личности школьника», он внес свой вклад в гражданско-правовую социализацию

Данный проект лишь часть той большой работы над серьезной проблемой, которую мы реализуем совместными усилиями. Участники проекта правильно определили схему решения: школа и семья при активной поддержке государства. Есть определенные, позитивные сдвиги. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно еще больше прилагать усилий.

IV. Подведение итогов. Домашнее задние

Подводя итоги, я хотела бы сказать, что социальный проект - это очень полезный, интересный и эффективный метод. Используйте его в своей работе. Я предлагаю поработать над такими темами:

2. Демографическая проблема

3. Судьба города в наших руках

4. Связь поколений

5. Все краски жизни (профилактика асоциальных явлений)

Составить алгоритм проекта:

Какое время может понадобиться на выполнение данного проекта?

Что учащийся сможет делать самостоятельно, и в чем вы будете ему помогать?

Какие у учащегося имеются ресурсы (что он уже знает и умеет, чего еще не знает и не умеет, как он сможет добыть необходимые знания, умения и навыки) ?

Какие приращения в предметных знаниях приобретет учащийся?

Какие общеучебные навыки будут развиваться в ходе данного проекта?

Что такое социальная значимость

Синонимы к слову «социальная значимость»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ухоженный - это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Синонимы к слову «социальная значимость»:

Предложения со словом «социальная значимость»:

  • Так, может быть, социальная значимость этих немногих событий была настолько велика, что все прочие события меркнут перед ними?
  • Прежде всего это связано с распространённостью заболевания и социальной значимостью глаукомы.
  • Только в последнее время учёные начали осознавать социальную значимость археологических исследований.
  • (все предложения)

Сейчас модным стало употребление слов «социально значимый». Но что они значат? О каких преимуществах или специфике они нам говорят? Какие задачи выполняют социально значимые проекты? Всё это мы рассмотрим в рамках данной статьи.

Общая информация

Давайте обратимся к самому главному законодательному документу - Конституции. Согласно ей, государство берёт на себя обязанности по обеспечению своих граждан базовыми потребностями. К таковым относятся еда, образование, работа, жилье, здоровье, защита от внешних и внутренних угроз и так далее. Поэтому всё, что работает на выполнение этой задачи, - это социально-значимый объект.

Следует отметить, что когда эти слова применяют по отношению к проблеме, то это значит, что она волнует не одного человека, а как минимум значительную часть общества. Как пример, можно привести низкие пенсии, высокий уровень преступности и так далее. Среди объектов для нас интерес (в рамках данной статьи) представляют те, что имеют определённое социальное значение, поскольку, обеспечивают потребности человека в жизненно важных услугах, продуктах и товарах:

  1. Объекты здравоохранения, социально обеспечения, образования.
  2. розничная торговля, заведения общественного питания и бытового обслуживания.
  3. Объекты культуры, досуга и физической культуры.
  4. Кредитно-финансовые ритуального и похоронного обслуживания населения.

Как видите, на титул «социально значимый» может претендовать довольно много различных организаций и заведений.

Классификация

А как же проводится разделение на отдельные типы? Для этого используется группирование по похожим параметрам. А если приходится говорить о людях? Тогда большое значение имеют социально значимые качества. В качестве примера можно рассмотреть процесс подготовки учителей. Ведь это важные специалисты, от деятельности которых зависит будущее общества. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы они обладали всеми необходимыми для работы качествами и навыками.

Пример социальных качеств

Итак, учитель должен уметь:

  1. Организовывать процесс воспитания детей школьного возраста, а также мероприятия, что направлены на увеличение адаптивных возможностей у них, развивая умения конструктивно взаимодействовать на межличностном уровне.
  2. Осуществлять консультационно-просветительскую работу с родителями, чтобы сотрудничать в процессе воспитания ребенка.
  3. Оперативно решать педагогические задачи, что требует знаний не только правил и законов, но и значительной доли импровизации и творчества.
  4. Конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Что такое социальный проект?

Так называют открытое пространство, где может происходить взаимодействие различных людей, которые в обычной жизни не пересекаются. Социально значимые проекты способствуют их объединению для решения какой-то конкретной проблемы. Участниками процесса могут быть как общественные институты, так и отдельные люди или их объединение. Если развивать затронутую ранее ситуацию с педагогами, то можно в качестве примера рассмотреть работу библиотеками, детскими домами или развивающими центрами и так далее. Так, подобный социально значимый проект может работать в таких направлениях:

  1. Силами студентов и преподавательского состава организовывать и проводить праздничные и развлекательные мероприятия для детей сотрудников университета, в школах, детских садах и так далее.
  2. Проводить консультации и оказывать помощь родителям с детьми в решении проблем.
  3. Студенты-педагоги могут попробовать свои силы в подготовке учеников ещё в момент обучения в университете и посмотреть, как они смогут заинтересовать своих подопечных.

Во время таких проектов можно проверить совокупность социально значимых качеств, которыми обладает один конкретный человек. На основании наблюдения студенту можно дать рекомендации относительно его работы и направления деятельности.

Социально значимые темы

Так называют определённые вопросы, которые беспокоят значительное количество людей. Так, если болит зуб - это проблема отдельного человека. А вот если стоматологическая отрасль страны пребывает в упадке - то это недостаток для всей страны. Тогда такими темами начинают заниматься социально значимые организации. Таковыми можно считать объединение стоматологов или движение за высококачественную медицину. Ещё одним показателем важности темы можно назвать регулярно возникающие дискуссии, конфликты и так далее. Как пример, можно вспомнить о коррупции. Все относятся к ней негативно (по крайней мере, на словах), хотят её исчезновения - но это всё никак не происходит. Поэтому бурлят дискуссии об этом явлении, причем очень часто они перерастают в яростные перепалки и взаимные обвинения. Что ж, как знать, возможно, это просто своего рода шоу, представление для отвлечения народа.

Мотивация

Итак, человек может принимать участие в чем-то социально значимом и важном. В основе его деятельности лежит мотивация. Она может выражать широкий спектр потребностей: в самореализации, в общении, в применении своего лидерского потенциала и так далее. Причем участие может выражаться в значительном диапазоне действий, начиная от работы грубой силой и заканчивая ценностно-ориентированным проявлениям. Следует отметить, что мотивационная активность, которая не подкреплена глубинной потребностью, является, как правило, ситуативной, непродолжительной и легко может перестать существовать. Благодаря этому можно наблюдать большое количество всевозможных инициатив, которые были брошены ещё до того, как их довели до конца. Немало этому поспособствовали трудности реализации.

Заключение

Как видите, социально значимое "что-то" имеет определенную важность. Конечно, в наших условиях наибольшее внимание уделено именно темам. Так, как не вспомнить экономический кризис, который продолжается уже два года, заморозку накопительной части пенсии (продолженную до 2019-го) и иные проблемы, которые упорно не хотят решаться. С ними могли бы помочь справиться социально значимые проекты, но, увы, в наших реалиях они не являются чем-то излишне распространённым и масштабным. Хотя с чего-то ведь следует начинать. Возможно, кто-то из читателей этой статьи сможет придумать свежее решение какой-то социально значимой темы или же предложит проект, которые позволит ответить на большое количество вопросов, актуальных на сегодняшний день. Как бы там ни было, необходимо учиться и думать, что делать со сложившимся положением. Причем не прятать свои мысли в далёкий ящик, а выносить их на суд общества. Ведь даже если у одного человека нет сил реализовывать что-то, это не значит, что кто-то другой не возьмется за решение проблемы. А вместе даже горы свернуть будет намного легче.

Попробуем разобраться с формулировкой: что значит «социально значимые объекты»? В настоящее время они являются подлинными артериями для общества. Без их возведения не может обойтись ни один населенный пункт нашей страны.

Перечень

На самом деле социально значимые объекты представлены в большом количестве. Появились они сразу после возникновения человеческой цивилизации, за историю своего существования модернизировались и расширились по количеству. На сегодня социально значимые объекты - это:

  • школы;
  • больницы;
  • театры;
  • библиотеки;
  • цирки;
  • суды;
  • храмы;
  • музеи;
  • мемориалы;
  • дворцы детского творчества и спорта

Также к ним можно отнести и здание администрации конкретного населенного пункта.

Значимость медицины для общества

На настоящий момент социально значимые объекты представляют собой в первую очередь учреждения здравоохранения. Именно они имеют огромное значение для сохранения здоровья населения, то есть являются основой существования всего человеческого общества. Независимо от того, будет ли это областная больница, либо небольшой фельдшерский пункт, со стороны населения к такому объекту приковано пристальное внимание.

Образование

Анализируя социально значимые объекты, нельзя оставить без должного внимания учреждения образования. С их помощью люди приобретают знания, умения, навыки, которые необходимы им для успешной социализации.

Строительство социально значимых объектов: детских садов, школ, учреждений дополнительного и последипломного образования — это важная задача государства. Без выделения денег на подобное строительство невозможно будет формировать гармонически развитых, духовно богатых людей, следовательно, у государства не будет шансов на развитие и процветание.

Строительство храмов

Рассуждая над тем, какие социально значимые объекты необходимо возводить в наши дни, нельзя обойти стороной строительство и восстановление церквей. В последние годы в России наблюдается тенденция восстановления храмов. Люди, понимающие, что важна не только материальная, но и духовная составляющая, все чаще приходят в храмы. Люди готовы вкладывать деньги в строительство, реставрацию церквей, так как они осознают, что духовная гармония — это необходимое условие для саморазвития и самосовершенствования.

Безопасность социально значимых объектов — это важная задача, для решения которой необходимо привлечение помощи государства.

Дворцы спорта

В России в наши дни повышается интерес к здоровому образу жизни. Сегодня модно быть спортивным, успешным человеком, не имеющим вредных привычек.

В реестр социально-значимых объектов входят не только учреждения образования и здравоохранения, сюда же относятся и спортивные центры. В них может прийти любой гражданин, проживающий на территории РФ, записаться в одну из многочисленных спортивных секций. Социальная значимость подобных объектов состоит в том, что они помогают людям сохранять здоровье. Здоровый человек будет приносить обществу пользу, следовательно, государству не придется тратить деньги на его лечение.

Музей

Что представляет собой этот социально значимый объект? Закон РФ охраняет различные раритеты, имеющие историческую и общественную ценность. Именно они представлены в экспозициях музеев, являются достоянием народа. Исторические ценности выполняют социальную функцию, повествуя об укладе быта предков. Знакомство подрастающего поколения с музейными экспонатами имеет существенное воспитательное значение. Среди частых гостей музея — ученики начальной школы и средних классов.

Цирки и театры

Такие социально значимые объекты являются не только местом для развлечения населения. Театральные постановки выполняют воспитательную роль, пробуждают в человеке высокие чувства. Юные зрители, пришедшие на представление, улавливают причинно-следственные связи между определенными событиями, получают собственный опыт от чужих ошибок. Безусловно, государство должно изыскивать меры материальной поддержки «храмам культуры», а не оставлять их без пристального внимания и финансирования.

Социальная инфраструктура

Она представляет собой совокупность предприятий и объектов, обеспечивающих функциональную жизнь и деятельность населения, способствует формированию интеллектуального развития каждого человека.

Именно объекты социальной инфраструктуры способствуют созданию условий, необходимых для нормального функционирования разных сфер жизни.

Принято подразделять социальную инфраструктуру на «точечную» и «линейную».

Первый вариант — это непосредственно сами объекты: средние и высшие учебные заведения, больницы и поликлиники, школы, развлекательные центры, дворцы творчества. Линейной социальной инфраструктурой именуют сети железных дорог, связи, линии электропередач.

В производственных организациях в большей степени используется точечная инфраструктура, а для экономики необходимы обе разновидности.

Основные объекты социальной инфраструктуры

К ним принято относить следующие элементы:

  • предприятия торговли;
  • культурно-массовые комплексы;
  • водообеспечение и канализацию;
  • различные виды пассажирского транспорта;
  • объекты здравоохранения;
  • финансовые организации;
  • стадионы, плавательные бассейны, дома отдыха

В паспорта социально значимых объектов включают всю основную информацию, касающуюся строительства, обслуживания, источников финансирования.

Рассматривать социальную инфраструктуру можно по уровням социальной организации человеческого общества.

В управлении применяют и общие показатели, и расчетные параметры, характеризующие обеспеченность конкретных объектов инфраструктуры. Ее разработка позволяет изучать связь материальной базы с содержательными процессами в развитии социального общества.

Среди основных требований, которые к ним предъявляются, — доступность инфраструктуры. Процесс разработки доступной среды предполагает продумывание малейших деталей, чтобы человек был окружен средствами связи: транспортом, досуговыми организациями, необходимой информацией. В настоящее время в РФ реализуется программа «Доступная среда», направленная не только на формирование толерантного отношения к инвалидам среди здоровых членов общества, но и на доступ инвалидов к социально-значимым объектам, вовлечение таких людей в общественную и культурную жизнь.

В сферах физической культуры, образования, социальной защиты, информатизации, здравоохранения реализуются специальные государственные программы.

Существует два варианта адаптации объектов социальной инфраструктуры для жизни и деятельности инвалидов:

  • ремонтно-строительные работы;
  • предоставление социально значимых услуг

К примеру, теперь с помощью планировочных и инженерных средств детский сад, школа, поликлиника стали доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка доступности

На базе строительных нормативных документов была создана технология оценки организаций и объектов, имеющих право на оказание населению определенных социальных услуг.

Объект паспортизации — это организация, которая поставляет конкретный пакет социальных услуг, располагается в объекте недвижимости либо в какой-то его части. Если у организации есть сразу несколько сооружений, все они описываются с позиции доступности для инвалидов как отдельные объекты социальной инфраструктуры.

В настоящее время выделяют шесть частей такого объекта:

  • участок, который прилегает к сооружению;
  • одни либо несколько входов в здание;
  • пути эвакуации, маршруты передвижения по зданию;
  • санитарно-гигиенические помещения;
  • участки целевого посещения сооружения;
  • система средств связи на объекте

Все требования указаны в СНиП в 2001 г., утверждены Министерством регионального развития РФ. Территория, которая непосредственно прилегает к участку, состоит из нескольких элементов: входов, лестниц, пандуса, путей передвижения; автостоянки и парковки. Существуют определенные требования к данной зоне. В частности на участок с социально значимым объектом должно быть несколько входов, чтобы инвалиды могли спокойно передвигаться по нему. Также предполагается наличие пешеходных и транспортных путей, места для отдыха, расположения транспорта.

Социально значимые объекты являются показателем стабильности общества. Именно они являются демонстрацией заботы со стороны государства о своих гражданах.

Государство должно выступать гарантом доступности всех социально значимых объектов: детских садов, школ, техникумов, поликлиник, театров, музеев, спортивных школ для обычного человека.

Всеобщность и доступность — это основные столпы жизни любого развитого государства. Сложно представить себе развитую страну, в которой нет достаточного количества учреждений культуры, здравоохранения.

В европейских государствах особое внимание уделяют именно социальным объектам, создают комфортные условия для жизни и работы населения. Подобный подход оправдывает себя. Население, которое имеет возможность саморазвиваться, следить за своим здоровьем, имеет высокую трудоспособность, приносит государству существенную пользу.

Социальная значимость понимается как способность человека оказывать влияние на ход дел в обществе.

Социальная значимость с точки зрения общественных интересов может быть как положительной, так и отрицательной. Вообще говоря, желательно, чтобы люди стремились к положительной социальной значимости, когда их деятельность приводила бы к полезным для общества результатам. Но на практике воспитать всех «законопослушными» не удается.

Социальная значимость – главный стимул деятельности людей как социальных существ. Она означает способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Любая деятельность, так или иначе влияющая на развитие общества, является социально значимой.

Социальная значимость заключается в:

Создании благоприятных условий для населения, получении образования в интересах общества и государства, забота об образовании - приоритетное направление демократического государства, образование положительно воздействует на социальные процессы, подготовке квалифицированных специалистов, воздействие на изменение производительных сил и всей системы производственных отношений. , воспитании и социализации обучающихся, их самоидентификации, посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.

Развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Социально-экономического развития России среднее профессиональное образование играет значительную роль в обеспечении модернизации экономики и качества человеческих ресурсов, создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности. Система среднего профессионального образования не только играет важную роль в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и способствует удовлетворению образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями.

На современном этапе одной из наиболее важных тенденций развития образовательной системы является регионализация, сущность которой состоит в последовательной ориентации деятельности учебных заведений на нужды региона с формированием на этой основе единой, многофункциональной, скоординированной системы образования как органичной составной части регионального социально-экономического комплекса. Регионализация выступает как очередной этап социальной институционализации в системе среднего профессионального образования, когда утверждаются определенные процедуры, системы контроля за выполнением норм, функций.

Тенденция регионализации играет значительную роль в развитии средней профессиональной школы, что обусловлено, с одной стороны, многочисленностью средних специальных учебных заведений и их распределением по территории страны, с другой стороны - значимостью среднего профессионального образования как одного из системообразующих элементов региональных социально-экономических структур.

Принципы образовательной политики в России:

Общедоступность (доступность обучения без национальных и возрастных ограничений);

Приспособленность системы образования к потребностям учащихся;

Право человека на свободное развитие, приоритет общегуманистических ценностей;

Светский, а не религиозный характер обучения;

Свобода и плюрализм обучения (свободный выбор образовательных учреждений учащимися);

Самостоятельность образовательных учреждений.

В современных условиях общему переосмыслению социально-экономического значения образования, квалификации и роли сложного труда более других способствовала теория "человеческого капитала", рассматривающая общие и специальные знания наемных работников в качестве важнейшего фактора роста эффективности производства.

Формирование теории человеческого капитала в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли проходило в конце 50-х начале 60-х годов нынешнего века. Возникновение и формирование концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря публикациям американских экономистов, представителей "чикагской школы" Т.Шульца и Г.Беккера. которым в научной литературе отводится роль "первооткрывателей" данной концепции.

В отечественной экономической литературе проблеме человеческого капитала долгое время не уделялось сколь-нибудь серьезного внимания. Лишь в 70-80-х годах стали появляться отдельные исследования, посвященные рассмотрению тех или иных аспектов западной теории человеческого капитала и экономики образования. Специфика таких исследований заключалась в том, что большинство из них носило характер критического разбора буржуазных концепций человеческого капитала и экономики образования с позиций, обусловленных методологическими установками политической экономии социализма. Однако данное обстоятельство вовсе не умаляет научной значимости проведенных исследований, выполненных на высоком научном уровне. К разряду таких исследований можно отнести работы таких авторов, как В.С.Гойло. А.В.Дайновский Р.И.Капелюшников. Корчагин В.П., В.В.Клочков, В.И.Марцинкевич.

Понятие "человеческий капитал" прочно утвердилось в экономической литературе и обозначает имеющийся у человека определенный запас здоровья, знаний, навыков и умений, которые используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту его производительности труда и тем самым влияют на рост доходов данного человека.