Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа. Живопись периода великой отечественной войны

В канун Дня Победы.

На фотографии справа Л.Утесов 1942 г.

Нельзя не затронуть время Великой Отечественной Войны. В эти годы искусство не прекращало своего развития. Профессия артиста обрела новое общественное значение и нашла себе применение на линии огня.
В труднейших условиях, нередко в непосредственной близости от врага работники искусства дали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами по трудным дорогам войны. Почти 4000 концертных бригад, включавших около 45 тысяч певцов, танцоров, музыкантов, выезжали на фронты Отечественной войны. «Трудно поверить, но 15-16 апреля 1942 года в армии проходили смотр художественной самодеятельности, 320 номеров было показано на его заключительном концерте», – можно прочитать в газете «Советская культура», опубликованной в послевоенное время.
Самодеятельные и профессиональные коллективы песни и пляски, артисты балетов и театров, музыканты, композиторы, студенты художественных учебных заведений – все они служили трём направлениям: служебно-строевой функции, общественно-церемониальной функции, культурно-просветительской деятельности, которые сложились непосредственно в военных ансамблях, оркестрах и хорах на протяжении их развития. Одни концертные бригады выступали перед воинами в городах и провожали музыкой и песнями маршевые роты, отправлявшиеся на фронт, другие постоянно давали концерты на самих фронтах, в госпиталях, третьи участвовали в воинских церемониалах, общественно-политических мероприятиях, парадах и погребениях павших воинов.
В Великую Отечественную Войну множество, различных, культурных направлений, существовавших в советской стране, «переплелись» друг с другом. Это связано с тем, что многие видные композиторы, известные артисты, балетмейстеры, музыканты в годы войны связали свою судьбу и творчество с армией и флотом. Ярким примером, характеризующим этот период, является фильм М.Слуцкого «Концерт фронту» 1942 года.


Композиторы: В.Мурадели – руководил в годы войны ансамблем песни и пляски Военно-Морского флота; Н.Будашкин – возглавлял ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота. В годы войны продолжали свою активную творческую деятельность А.В.Александров, явившимся автором двух важнейших и наиболее распространенных произведений служебно-строевого репертуара периода войны: «Гимн Советского Союза» и «Священная война»; а также С.Чернецкий, написавший за четыре года войны свыше 50 маршей. В числе участников фронтовых концертных бригад можно выделить таких солистов Большого театра, как М.Михайлова, И.Козловского, С. Лемешева, многих солистов Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Среди исполнителей русских, лирических эстрадных песен и романсов – Л.Русланова, К. Шульженко, Г.Виноградов. Среди балетмейстеров, ставивших в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях наиболее известны: Р.В.Захаров, внесший в свои постановки сочетание хореографических фрагментов с нетанцевальными, режиссерски решенными сценами, и П.П.Вирский, создавший обобщающий образ армии-освободительницы, многонациональной по составу. Особенно интересно творчество и деятельность эстрадно-джазовых оркестров (популярных в то время как исполнителей вальсов, танго и фокстрота): Я.Б.Скоморовского (в 1941-45 годах руководивший джаз-оркестром в составе Центрального ансамбля Военно-морского флота), В.Ф.Коралли, Н.Г.Минха (руководивший в годы войны Театром Балтийского Флота), А.Н.Цфасман (возглавлявший джаз-оркестр всесоюзного радиокомитета).
Известные эстрадные певцы выступали под музыку военных ансамблей. Джазовые оркестры стали аккомпанировать танцорам военных организаций. Артисты балета, танцуя перед обычными людьми и воинами, наполняли свою хореографию героико-патриотической направленностью. Танцоры эстрадных направлений, работая вместе с артистами военных ансамблей, вносили в их хореографию различные формы выражения танца через виртуозные движения, акробатические поддержки, сложные технические приемы, развившиеся до войны на советской эстраде.
Репертуар и выразительные средства танцев, в связи с этими явлениями, в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях значительно расширились и обогатились. В песенном и музыкальном репертуаре военных ансамблей, наряду с маршами, народным фольклором и классической музыкой, стали исполняться романсы, советское танго (сочетавшее в себе культуру романсов и маршевой музыки), фокстрот, появились тесные, неразрывные связи между жанрами симфонической, оперной, камерной и духовой музыки. Танцевальный репертуар стал строиться не только на почве народного танца, но и на сочетании элементов классического и разных жанров эстрадного танца, что отлично видно в появлении многих номеров и танцевальных сюит на военную тему в военных ансамблях и в самодеятельных коллективах после войны.
Великая Отечественная Война заложила основной «фундамент» в творчество военных ансамблей песни и пляски.

«Зал переполнен». Спектакль филиал ГАМТ «Без вины виноватые»



13 августа 1941 года Концерт артистов фронтовой бригады в действующей армии. Фото В. Малышева



1942 год. Фронтовая актёрская бригада театра имени Ф. Г. Волкова



Ансамбль погран войск Ленингр округа в 1942 году, который обслуживал воинские части действующей армии. Руководитель преподаватель Консерватории А.В.Михайлов

Артисты театра им. Евг. Вахтангова у фронтовиков


Аэростат на площади Свердлова в Москве

Выступление фронтовой бригады

Г.Ф.Фесечко и.о. директора консерватории (1943-1944) у места разрыва снаряда в здании Консерватории 25 сент 1943 года. Фойе Большого зала

Занятия в блокадном Ленинграде

Казанские артисты фронт под Москвой

Кантеле.

Композитор Блантер М., поэт Светлов М., композитор Хренников Т., редактор корпусной газеты Козловский М.

Малый театр

Маскировка Государственного Академического Большого театра

Махмуд Эсамбаев (сидит слева)фронт бригада



Писатель К.М.Симонов, артистка В.В.Серова и художница А.С.Вишневицкая

Праздничный эстрадный концерт фронтовой бригады Москонцерта. 1943 г

Спектакль «Свадебное путешествие» для лежачих раненых фронтового филиала театра театра им. Е.Вахтангова

Театр Вахтангова у фронтовиков



Три танка, построенные на средства коллектива Свердловского государственного театра музыкальной комедии

У Бранденбургских ворот. Выступает поэт Долматовский Е

Фронтовая бригада Ленинградской консерватории. Брянский фронт. 1942 год.

Фронтовая конц. бригада в Севастополе. В ценрте - В.Козин

Художники Кукрыниксы на фронте

Цирк на фронте.

К.И. Шульженко

Яхонтов В.Н. выступает перед командой краснофлотцев на борту эсминца.

Люди всегда будут помнить войну и подвиги героев. Война затронула каждую семью, испытывая ей духовно и физически. Полное отчаянье от потерь, голод и при этом боевой дух, патриотизм, неистовая радость победы — всё это, конечно, не могло отразиться на творчестве того времени. Впрочем, и сейчас, прошлое находит свое отражение в искусстве, пусть и не так ярко. Выдающиеся художники во время войны создавали шедевры, которые впоследствии прославили их на весь мир.

Картины времен отражают идеи и духовный настрой людей, живших в ту драматическую эпоху. Художники показывали в своих полотнах одновременно трагизм жестокой войны и героический подвиг народа, вставшего на защиту родной страны. Созданные в разных направлениях, они объединяют стремление художников отразить эмоциональный фон, основой которого было обострённое чувство патриотизма. Авторы использовали различные стили: бытовой, жанровый, пейзажный, портретную живопись, исторический реализм.

Живопись этого периода

Каждая картина о Великой Отечественной войне - одновременно символ, призыв и отражение эмоций. Многие полотна были созданы непосредственно в военные годы. Они передавали зрителям мощный патриотический посыл.

Например, картина А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942). На холсте - фашистский самолёт, из которого лётчик стреляет по полю со стадом и маленьким пастушком. Картина выражает гнев, понятный любому советскому человеку, ненависть к бессмысленной жестокости врага.

Многие полотна внушали призыв, вдохновляли людей на самопожертвование во имя родной страны. Таково произведение А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Написанная непосредственно в ходе военных событий, эта картина о Великой Отечественной войне показывает уличный бой в Севастополе. Противостояние бойцов-черноморцев и фашистов на холсте - символ отчаянного мужества советских людей.

Знаменитое полотно «Таня», созданное Кукрыниксами в 1942 г., изображает подвиг замученной фашистами юной партизанки Зои Космодемьянской. Картина показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян, циничную жестокость немцев.

Жанровая живопись эпохи

Великая Отечественная война в картинах представлена не только батальными сценами. Множество полотен показывают короткие, но пронзительные сюжеты из жизни людей в пору тяжёлых испытаний.

К примеру, полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы, 1944) показывает сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле. Убегая, мародеры поджигают бесценные исторические здания.

Ещё одна о Великой Отечественной войне — «Ленинград. Зима 1941-1942. Очередь за хлебом» (Я. Николаев, 1942).


Измученные голодом люди, ожидающие хлеба, мёртвое тело на снегу - таковы были жуткие реалии блокадного города-героя.

Знаменитое полотно «Мать партизана» (М. Герасимов, 1943) показывает гордость и достоинство русской женщины, её моральное превосходство над фашистским офицером.

Портретная живопись

Портретная тема в сороковых годов несла на себе общую для искусства тех лет идею. Художники писали полководцев-победителей, героических тружеников, солдат и партизан. Простых людей писали, используя средства реализма и символизма. Портреты военачальников были парадными, например, портрет маршала Г. К. Жукова (П. Корин, 1945). Ф. Модоров написал целую серию портретов партизан, а В.Яковлев - изображений простых солдат.

Если обобщить, картина о Великой Отечественной войне в какой-то мере отражает характерную для того времени советскую идеологию. Но главная их мысль - гордость за воинов и тружеников, сумевших ценой огромных жертв победить и сохранить человеческие черты: гуманизм, веру, национальное достоинство.

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства.

Массовый героизм людей дал искусству как человековедению столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополняется новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего.

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие - в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага - не менее опасное, чем настоящее. В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.

Большую роль в развитии искусства, начиная с первых военных лет, сыграла театральная драматургия А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова и др. По их пьесам «Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города», «Русские люди», «Нашествие» позже по этим пьесам были поставлены фильмы.

Кино - наиболее массовый вид искусства тех лет - сыграло огромную роль в духовной жизни сражающегося народа. Документальные фильмы, кинорепортажи, кинохроника боевых и трудовых буден, созданные, в том числе, и непосредственно на фронте или в партизанских отрядах, поднимали стойкость и самоотверженность советских воинов, патриотизм трудящихся тыла.

Мастера художественного кино также внесли значительный вклад в дело победы над врагом. Такие фильмы, созданные ими в период войны, как «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Два бойца», «Зоя», «Парень из нашего города», «Нашествие», «Жди меня» и другие памятны всем ветеранам фронта и тыла и не потеряли своего патриотического значения и после победы над фашизмом.

Звезды «Мосфильма» рыли окопы и тушили зажигательные бомбы, как и другие советские граждане. Когда началась война, Любовь Орлова и Григорий Александров были в Риге. Они сразу же поспешили добраться до Минска, который уже подвергался бомбардировкам с воздуха, а затем выехали в Москву. Орлова сразу стала копать траншеи неподалеку от студии «Мосфильм», а Александров лежал без сознания, пострадав от взрыва авиабомбы во время ночного дежурства в отряде противовоздушной обороны.

Лидия Смирнова в это время была занята на съемках фильма по пьесе Симонова «Парень из нашего города», уже отснятого наполовину. Она также ходила на ночные дежурства, и ей приходилось хватать «зажигалки» руками в асбестовых перчатках. А когда она была свободна от дежурств и съемок, то вместе с другими актрисами собирала шерстяные перчатки и носки для солдат. Когда мужчины с «Мосфильма» уходили в 21-ю Киевскую ополченскую дивизию, актрисы, провожая их, устраивали концерты в военкоматах.

Еще одна восходящая звезда Мария Ладынина снималась в музыкальной комедии «Свинарка и пастух», которую ставил ее муж Иван Пырьев. В мае 1941 г. начались съёмки на Кавказе. На обратном пути в Москву к ним в купе зашел проводник и сказал, что началась война. Они стали обсуждать вопрос, правильно ли теперь снимать и выпускать на экраны комедию, когда люди сражаются и умирают на фронте? Они решили прекратить съемки, а некоторые были намерены уйти на фронт добровольцами.

Но руководство решило съемки фильма продолжать. Много волнений испытывали люди в те дни. Родителей Ладыниной после взятия Вязьмы захватили немцы. Когда приходили плохие новости с фронта, актрисы часто ходили с красными заплаканными глазами, и Пырьев ругался: «Не плакать, черт вас возьми! Невозможно же снимать комедию, если актрисы все плачут». Фильм «Свинарка и пастух» впервые вышел на экраны 7 ноября 1941 г., в день парада на Красной площади, он имел огромный успех у солдат на фронте и с тех пор остается одним из самых популярных советских фильмов…

Новый шаг к постижению правды войны художественный кинематограф сделал в фильме «Она защищает Родину» (1943). Важность этой картины, снятой режиссером Ф. Эрмлером по сценарию А. Каплера, заключалась прежде всего в создании героического, подлинно народного характера русской женщины -Прасковьи Лукьяновой, - воплощенного В. Марецкой.

Напряженные поиски новых характеров, новых способов их решения увенчались успехом в фильме «Радуга» (1943), поставленном М. Донским по сценарию Ванды Василевской С Н. Уживий в главной роли. В этом произведении были показаны трагедия и подвиг народа, в нем появился коллективный герой - вся деревня, ее судьба стала темой фильма.

«Непокоренные» фильм М. Донского (1945) - первый фильм, который снимался в только что освобожденном Киеве. Правда о фашизме пришла к М. Донскому не только через литературу, Кино вплотную приблизилось к войне.

«В логической цепи: война - горе - страдание -ненависть - месть победа трудно вычеркнуть большое слово - страдание», - писал Л. Леонов. Художники понимали, какие жестокие картины жизни освещает радуга. Понимали они теперь и что стоит за похожими на радугу огнями салютов.

Патриотизм народа, его любовь к отчизне и ненависть к врагу требовали однако не одних только драматических или, тем более, трагедийных красок. Война обострила жажду человечности. На экранах возникали коллизии лирические и юмористические. Юмор и сатира в массовых изданиях нередко занимали центральные полосы. Комедийные фильмы были признаны и желанны на фронте и в тылу, но их было мало. Несколько новелл из «Боевых киносборников», «Антоша Рыбкин» и «Новые похождения Швейка» (1943), созданным на Ташкентской студии, и экранизациями чеховских «Свадьбы» (1944) и «Юбилея» (1944).

Не остались в стороне от событий и работники театрального искусства. Созданные ими в творческом содружестве с драматургами новые спектакли («Накануне» А. Афиногенова, «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонов, «Фронт» А. Корнейчука, и другие) показывали героизм советского народа в войне, его стойкость и патриотизм. За годы войны на фронте и в тылу состоялось огромное число театрально-художественных выступлений концертных бригад и отдельных исполнителей.

В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. На передовой между боями выпускались газеты, плакаты, придумывались карикатуры. В тылу были организованы две всесоюзные выставки («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш».

Главная пропагандистская роль отводилась плакату и политической карикатуре. Вскоре после начала войны по инициативе М. Черных стала выходить серия «Окна ТАСС». В первые два года плакат имел драматическое, даже трагическое звучание (В.Г. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»). После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката (Л. Голованов «Дойдем до Берлина!»). За 1941-1945 гг. только центральные издательства выпустили свыше 800 плакатов общим тиражом более чем 34 млн. экземпляров.

Широчайшую известность приобрели работы Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). 24 июня москвичи увидели плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Соколова Н. «Кукрыниксы»Слева, снизу, как бы из норы вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист - договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище.

Кукрыниксы создали одно из лучших своих живописных произведений, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946). На фоне израненного снарядами величественного фасада собора жалкими кажутся суетящиеся поджигатели, и взывает к мщению груда искореженных обломков памятника «Тысячелетие России». Художественные недостатки этой картины искупаются ее искренностью и подлинным драматизмом.

В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом, напоминавшие о неизбежности гибели, бесславном конце завоевателей. Так, центральную часть триптиха П. Корина занимает фигура Александра Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением «Нерукотворного Спаса» (1942-1943, ГТГ). Позже художник скажет: «Я писал его в суровые годы войны, писал непокоренный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».

Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. В годы войны получили широкое распространение такие формы оперативной наглядной агитации, как военный и политический плакат, карикатура. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению плакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И.Тоидзе) и многие другие. Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС».

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти: Уже 24 июня был напечатан в газете «Правда» плакат с следующим сюжетом сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. В числе плакатных листов Июня 1941-го работа А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Найдено удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. «Советская Пропаганда» Каталог плакатов СССР 1941-1945Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной. Другой известный плакат А. Кокорекина «Бей Фашистского Гада!» -- варьирует описанный выше, но нарисован он более объемно, конкретно всего же за годы войны художник выполнил не менее 35 плакатных листов. Среди первых военных плакатов -- работа Н. Долгорукова «Врагу не будет пощады!». Это плакат из тех, где изображение человека играет подчиненную роль. Здесь важны правильный отбор деталей, остроумие сюжета, динамика движения, цветовое решение. Накануне великой отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину, За Честь, За Свободу!».

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет- Родина Мать зовет. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа -- в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага.

Таковы плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!».

«Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной. Художники -- плакатисты не оставили без внимания и тему партизанского движения. К числу наиболее известных плакатов относятся: «Партизаны! Бейте врага без пощады!» В. Корецкого и В.Гицевич,» От народной мести не уйти врагу!«И.Рабичева, «Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!..» А. Кокорекина. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В. Корецкого «Будь героем!», «Народ и Армия непобедимы!», «Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник и друг!». Великая Отечественная война: 1941-1945: Энциклопедия для школьников И.А. Дамаскин, П.А.Кошель

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

Надо отметить, что руководство страны переориентировало деятельность историков, философов, юристов на пропаганду патриотизма, которая стала мощным средством мобилизации духовных сил народа на борьбу с врагом. Были внесены новые элементы в методы пропаганды. Классовые, социалистические ценности заменялись обобщающими понятиями «Родина» и «Отечество». В пропаганде перестали делать особый упор на принцип пролетарского интернационализма (в мае 1943 г. был распущен Коминтерн). В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма независимо от характера их общественно-политических систем.

После нападения фашистской Германии на СССР все учреждения культуры Ярославской области перестроили свою работу с учётом военного времени.

Акварель Сергея Светлицкого "Ярославль. Улица Крестьянская". 1942

Музеи войны

Музеи, являвшиеся важнейшими культурно-просветительскими центрами в крае, после начала войны свернули свои исследовательские программы. Пе-рестали строиться новые экспозиции и выставки. Причи-ны такого положения дел заключались, прежде всего, в том, что сократились штаты сотрудников, музеи отда-вали свои помещения для военных нужд. Оставшиеся со-трудники в первые годы войны продолжали заниматься только лекционной работой.

В 1943 г. в Ярославском областном краеведческом музее(ныне — музей-заповедник) стали восстанавливать постоянную экспозицию. Возобно-вил работу отдел природы. В нем были представлены ра-боты ученых-дарвинистов: Мичурина — о выведении но-вых сортов растений; Лысенко — о яровизации и срезах картофеля, а также работы Державина, Цицина, Ивано-ва. На экспозиции было представлено разнообразие жи-вотного и растительного мира Ярославской области, по-лезные ископаемые, осадочные породы, геологические разрезы. Были выставлены и кости мамонта, найденные на территории края.

В 1943 г. в церкви Ильи Пророка была представлена экспозиция по истории Ярославля в XVII веке. Это было сделано не случайно: проводилась историческая парал-лель с событиями польского нашествия . Представлены были образцы одежды, мебели, утвари, знакомившие с бытом той эпохи. Отражено было и такое событие как формирование народного ополчения, а также прикладное искусство эпохи.

Во время войны в Ярославском областном музее не прекращалась фондовая работа. В 1944 г. было приобре-тено много новых экспонатов: картины начала XIX в., изображавшие птиц и выполненные из перьев, фарфоро-вые изделия фабрики Кузнецова, выпущенные к 100-ле-тию войны 1812 г. с изображением вступления Наполео-на в Москву, фотографии с видами городов края конца XIX в.

Пополнились коллекциями живописных работ худо-жественные собрания: рисунками академика Никольско-го на тему« Ленинград в дни блокады», работами графи-ка Юдовича на темы« Ленинград в 1942 г.» и «Имение поэта Некрасова в Карабихе». Поступило много картин с видами уголков Ярославского края.

Было собрано много современных документов, фото-графий, вещей, писем , портре-тов ярославцев-орденоносцев, трофейных вещей.

В 1945 г. музей подготовил выставку« Ярославская об-ласть в дни Великой Отечественной войны». На выставке было представлено 2500 экспонатов. Среди них были образ-цы изделий шейных предприятий, сапожных мастерских, артелей, занимавшихся изготовлением трикотажа, работы надомниц. Представлены были портреты передовиков про-изводства. Экспонировалось много детских игрушек. В ма-кетах, схемах, картах была представлена работа предпри-ятий Ярэнерго, Ярстроя, Главлесснаба. В отделе сельского хозяйства были представлены образцы продукции.

Продолжалась работа по восстановлению деятельно-сти отделов музея. Уже осенью 1946 г. начали работу от-дел социалистического строительства, исторический и от-дел Великой Отечественной войны. Большую роль в вос-становлении работы музея сыграли Н. В. Кузнецов, А. К. Сакулин, А. А. Романычева и другие.

В годы войны работали и другие музеи края. Так, в 1943 г. Переславский краеведческий музей получил 148 произведений художников — учеников Д. Н. Кардов-ского . Большинство картин было посвящено Великой Оте-чественной войне. В картинной галерее при музее решено было создать специальный раздел« Заслуженный деятель искусства республики, профессор Д. Н. Кардовский и его ученики». Собирались материалы о нем, его деятельности в Академии художеств.

В 1944 г. Переславский музей снова возобновил свер-нутую в 1941 г. экспозицию на тему« Русское шитье и ткани XVIII—XX вв. », в которой были представлены образцы русских набоек, тканей, вышивки, картины, вы-шитые шелком. Военные условия диктовали соответст-вующую тематику. В историческом отделе была открыта новая экспозиция« Отечественная война 1812 г.», где бы-ли представлены вооружение, обмундирование солдат и офицеров. Представлена была также коллекция рус-ских и английских карикатур на военные темы, портре-ты героев войны, в том числе — Повалишиных, урожен-цев Переславля.

В 1944 г. краеведческий музей Углича также попол-нялся новыми экспонатами. На выставке, посвященной Великой Отечественной войне, были выставлены 12 аква-релей художника Бучкина на военные темы. Как и в других музеях, здесь строились выставки о военном про-шлом страны. Была представлена Семилетняя война и со-бытия, связанные со взятием Берлина в 1760 г., в связи с чем был выставлен редкий экспонат — прусский офицерский палаш, на эфесе которого была монограмма Фридриха II.

События 1812 г. также были представлены в музее. Эта выставка располагалась в церкви Димитрия на крови, где демонстрировалась траурная колесница, в которой вез-ли в Петербург тело фельдмаршала М. И. Кутузова, и под-линное знамя одного из русских пехотных полков. Здесь же экспонировался портрет жены Кутузова, а также ка-минные часы, принадлежавшие ему.

Внимание органов власти к памятникам истории и культуры не ослабевало и в годы войны. Продолжала ра-ботать Комиссия по учету и охране памятников искусства.

Проведенное Комиссией весной 1943 г. обследование го-родов Ярославля, Тутаева, Ростова Великого показало, что здесь многие памятники находились в угрожающем состоя-нии и требовали скорейших работ по их реставрации.

Библиотеки

Формы работы библиотек не изменялись даже в военное время, их дея-тельность регламентировалась приказом Наркомпроса« О работе массовых библиотек в военное время». Библио-течные работники проводили лекции и беседы, знакомили население с положением на фронтах, организовывали вы-ставки патриотической направленности.

Областная библиотека формировала передвижные биб-лиотеки для госпиталей и даже для лагерей военноплен-ных, расположенных в окрестностях города. В 1942 г. был проведен сбор книг для районов Калининской облас-ти, освобожденной от немцев. Заметно повысился интерес к литературе на оборонные темы. Библиотека пополнила свои фонды на 2500 экземпляров именно такими книгами.

Возрос интерес к таким книгам, как« Война и мир» Л. Толстого, военные записки Дениса Давыдова, «Напо-леон» Е. Тарле, «Чапаев» и «Мятеж» Д. Фурманова. Библиотека устраивала специальные выставки на тему Великой Отечественной войны, где были разделы, посвя-щенные героическому прошлому русского народа, рус-ским полководцам, современным военным событиям. В 1942 г., например, у такой выставки было проведено 18 бесед патриотической направленности с читателями.

Библиотека помогала читателям, изучавшим военное дело. Был создан уголок, посвященный противовоздуш-ной обороне. Здесь были кроме книг представлены маке-ты, дававшие сведения об устройстве гранаты, огнетуши-теля. Показаны были образцы взрывчатых веществ. Пла-каты рассказывали о поведении населения во время воздушных налетов.

Работники читального зала областной библиотеки про-водили лекции о международном положении, о событиях на фронтах Великой Отечественной войны. К весне 1942 г. такие лекции прослушало более двух тысяч человек.

Работники библиотек Ярославской области при помощи комсомольских организаций проводили сбор книг среди ме-стного населения для воинских частей, госпиталей, сани-тарных поездов. В 1942 г. сбором книг занимались активисты ярославских библио-тек им. Крылова, им. Чехова, библиотеки Заволжского района. Свыше 6 тысяч книг переда-ли из Рыбинска. Из этих книг были сформированы библио-теки-передвижки для воинских частей.

Клубная работа

Рабочие и сельские клубы, дома культуры, избы-читальни также ве-ли большую культурно-просветительскую работу, направленную, прежде всего на патриотическое воспитание населения области. Этой работой занимались как профессиональные работники, так и добровольные помощники-комсомольцы, учащиеся, местная интеллигенция.

В 1942 г. в районах области проводился колхозный обо-ронно-антифашистский кинофестиваль, в программе кото-рого были художественные, хроникальные и фильмы по научно-оборонной тематике. Зрители увидели фильмы о ве-ликих полководцах А. Невском, А. Суворове, Минине и Пожарском, а также о героях гражданской войны. Был показан фильм антифашистской направленности« Се-мья Оппенгейм».

Среди учебных фильмов по обороне были продемонстрированы« Борьба с вражескими танками», «Рукопашный бой», «Лыжник-боец» и др. В хронике были показаны военные киножурналы, боевые киносборники. Зрите-ли увидели торжественное заседание Моссовета 6 ноября и парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.

В 1943 г. в Ярославском районе прошел кинофести-валь, посвященный дню Конституции. Руково-дил им Г. Гришин, начальник отдела управления кино-фикации Ярославской области. Перед началом киносеан-сов с докладами и беседами выступали партийные и комсомольские работники. Большинство представленных фильмов были на военную тематику.

Много внимания в клубах уделялось лекционной рабо-те. Так, силами интеллигенции Большесельского района только за три месяца 1941 г. было прочитано около 150 лекций и докладов на оборонную тематику. При 19 из-бах-читальнях района были созданы оборонные кружки, драматические и хоровые коллективы.

За 1944 г. сельские избы-читальни и клубы провели 19 300 лекций, 21 148 бесед на сельскохозяйственные, по-литические, культурные темы. Кроме того, важную роль в их работе играли коллективы художественной самодея-тельности, которые организовывали массовую культурную работу. Прежде всего речь идет о выступлениях в воин-ских частях, госпиталях, а также на предприятиях и в колхозах.

Довольно регулярно во время войны проводились смот-ры художественной самодеятельности. В Ярославле такие смотры проходили в 1942 и в 1943 г. В последнем участво-вали коллективы комбината« Красный Перекоп », где весь-ма популярным был ансамбль песни и пляски, созданный в 1941 г., а также клубов« Гигант», «Североход», паровозо-ремонтного завода. Это были самые профессионально силь-ные коллективы. Концертные бригады этих клубов только в первые месяцы войны дали от 200 до 500 концертов.

Подобные смотры проходили и в сельской местности. Особенно активно развивалась самодеятельность в Мышкинском районе. Здесь в 1944 г. в смотре участвовало не-сколько десятков творческих коллективов. Лучшие были представлены на областной олимпиаде. Мышкинский дом культуры выступил инициатором социалистического соревнования между домами культуры. Наркомпрос РСФСР одобрил и поддержал эту инициативу.

Дома культуры соревновались по нескольким направлени-ям: лучшая постановка культурно-просветительной работы, организация лекторских групп, встречи с фронтовиками, обсуждение кинокартин, наглядная агитация, выставки и т. п.

В налаживании культурно-просветительской работы активно участвовали комсомольцы. В Рыбинском районе в 1943 г. комсомольцы при клубах, избах-читальнях и красных уголках создали более ста творческих круж-ков. Особое внимание уделялось обучению военному делу.

Аналогичную работу проводил и коллектив Дома Крас-ной армии г. Ярославля. В первую очередь дом обслуживал военные части через поездки концертных бригад. При Доме Красной армии был создан методический кабинет художе-ственной самодеятельности, в котором в качестве консуль-тантов работали профессиональные театральные актеры, композиторы, другие работники искусств.

Литературная жизнь

Вгоды войны большинство литераторов оказалось на фронте. Они про-должили свою деятельность во фрон-товых газетах или стали политработниками.

Несмотря на трудности военного времени, в 1942 г. Ярославский Дом Красной армии и Дом народного твор-чества подготовили к печати сборник песен о героях Ве-ликой Отечественной войны. Сборник был составлен яро-славскими поэтами и композиторами. В него вошло 17 песен со словами и нотами. Так, красноармеец М. Жа-ров написал песню« Моряки идут в бой», музыку к кото-рой написал А. Нужин. В сборнике была помещена и песня о ярославце герое-летчике М. Жукове, «Ярославская-ополченческая». Намечено было выпустить 10 тысяч листовок с текстами песен и нотами.

Многие ярославские писатели ушли в действующую армию, среди них В. А. Смирнов , М. С. Лисянский , А. А. Кузнецов, А. М. Флягин и другие. Многие стали военными корреспондентами. Так, А. Кузнецов был кор-респондентом газеты« Известия». Редактором газеты 243-й дивизии« В бой за Родину» был В. Смирнов. Затем эту газету редактировал М. Лисянский, который на фронте написал много стихов и опубликовал их в двух сбор-никах. Редактором фронтовой газеты был П. Лосев. Кор-респондентом газеты 234-й стрелковой дивизии« За От-чизну» работал А. Кузьмин, который на фронте написал книгу стихов« Слово о мужестве».

Иногда поэты-фронтовики на короткое время приез-жали в Ярославль. В июле 1944 г. А. Жаров и С.Ва-сильев выступали на литературном вечере, проходившем в театре им. Волкова. Они поделились со слушателями впечатлениями о фронтовой жизни, читали свои произве-дения. Затем они выступали на предприятиях города, встречались с партийным и комсомольским активом, писателями и журналистами.

Ярославские писатели А. Кузнецов, А. Флягин, В. Шульдешов не вернулись с фронта.

Театр в годы войны

В военные годы Ярославский театр имени Волкова не остался в стороне от новых задач. Многие актеры ушли на фронт. В ряды Ярославской коммунистической дивизии вступили режиссеры С. М. Оршанский, Д. М. Манский , актеры В. К. Мосягин, С. П. Аверичева , В. П. Митрофанов, В. Е. Соколов и другие.

Театр стал готовить фронтовые концертные бригады. Первая поездка на фронт состоялась в 1942 году. Ярославцами было дано 40 спектаклей в воинских частях, за что бригаду наградили гвардейским знаком. В после-дующие два года состоялось еще три поездки на фронт.

Аналогичная работа шла и в самом Ярославле. Арти-сты давали концерты и спектакли, участвовали в сборе средств на постройку эскадрильи« Советский артист» и специального самолета« Театр имени Волкова».

Помимо Волковского театра на фронт выезжали и дру-гие коллективы: Рыбинский драматический театр, Яро-славский передвижной театр, Ростовский драматический театр. Вместе они дали за годы войны около 4 тысяч спек-таклей и концертов. Ростовский театр выезжал в освобож-денные от немцев районы и был передан со всем составом и имуществом в город Елец, освобожденный от немцев.

В годы войны на сцене Волковского театра ставились такие патриотические пьесы как« Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова. Особую роль в их постановке сыграл режиссер И. А. Ростовцев . Помимо этих пьес в репертуаре военных лет были спек-такли« Фельдмаршал Кутузов», «Полководец Суворов», «Генерал Брусилов». Последний был впервые показан на театральной сцене.

В 1944 г. при многих театрах были созданы студии. Появилась такая студия и при Волковском театре. Она стала кузницей кадров молодых актеров для разных театральных коллективов. В ней преподавались русская и зарубежная литература, история театра, французский язык, целый ряд профессиональных предметов: пластика, фехтование и т. п. Поступить в студию могли все желающие с образованием не ниже 7 классов.

Студия стала выполнять и задачу по обслуживанию школьников. Первым спектаклем стала постановка« Хру-стальный башмачок» по сказке« Золушка». Это был му-зыкальный спектакль, к работе над которым были при-влечены композитор Б. М. Назимов, художник А. Г. Но-виков, балетмейстер О. Г. Сударкин.

Помимо выездов на фронт активная театральная работа проходила и в пределах области. Так Ростовский городской театр только в 1942 г. поставил 52 спектакля. Это были пьесы Островского, Горького, Герасимова. Театр выезжал в Борисоглебский, Гаврилов-Ямский, Петровский и Ростов-ский районы, где было показано 40 постановок. Эти спек-такли посмотрели около 35 тысяч зрителей.

Несмотря на военное время города области обменива-лись театральными коллективами. В 1942 г. в Ярославль приехал Рыбинский театр. Он показал музыкальную ко-медию« Взаимная любовь». Откликом на военные собы-тия стало появление на афише театра пьесы Липскерова« Надежда Дурова» и пьесы« День придёт» — об оккупации немцами Франции. В Ярославле состоялась и премьера спектакля« Шут Балакирев» по пьесе А. Ма-риенгофа.

В районы области неоднократно выезжал и Ярослав-ский областной колхозно-совхозный театр. В его репер-туаре были постановки одноактных пьес на оборонные и антифашистские темы. Только за 1942 г. коллектив по-бывал в 200 колхозах, совхозах, МТС и детских домах. Он дал более 300 спектаклей, которые посмотрели свыше 100 тысяч зрителей. Во время поездок выпускались бое-вые листки, проводились беседы, осуществлялась помощь коллективам художественной самодеятельности.

За годы войны Ярославский театр кукол показал 1638 спектаклей — играли в госпиталях, заводских цехах, школах и детских домах. Осуществили 13 новых постановок.

В театральной жизни участвовали и самодеятельные театральные коллективы. Так большой популярностью у зри-телей пользовались постановки театрального кружка Давыдковского дома культуры Ярославского района. Помимо клуба они показывали спектакли в соседних сельсоветах. В 1942г., например, деньги от своих постановок коллектив перечислил на постройку танковой колонны.

Драматический коллектив Мышкинского дома культу-ры в 1942 г. дал около 50 спектаклей. В его ре-пертуаре были пьесы Симонова, Корнейчука, отражавшие военно-патриотическую тематику. Из своих рядов они сформировали агитбригады, которые выступали перед тру-жениками сельского хозяйства во время полевых работ.

Музыкальная жизнь

Активную работу вели и музыкальные коллективы области. Ведущее положение в этой сфере культуры играла Ярославская филармония . Она сформировала для выступлений в действующей армии несколько концерт-ных бригад. Кроме того, музыкантами обслуживались во-инские эшелоны и госпитали. Филармония помогала многим самодеятельным музыкальным коллективам.

Много концертов давалось и на территории области. В 1942г. концертная бригада филармонии проехала по маршруту Северной железной дороги. Артисты выступали на станциях Берендеево, Беклемишево, Петровск, Космынино и др. Рад концертов она дала в поселках торфоразработчиков и лесорубов.

В 1944 г. ансамбль филармонии под руководством Я. С. Ростовцева, курсировавший по железной дороге, дал концерты на освобожденных от фашистов территориях. Кон-церты проходили в Брянске, Орле, Калуге и других городах. Кроме того, они дали более 70 концертов для железнодорож-ных рабочих Московско-Киевской магистрали и чехословац-кой военной бригады, находившейся на территории СССР.

Во время войны в филармонии был открыт музыкаль-ный лекторий, который посещали в основном жители районов резинокомбината , фабрик« Красный Перевал» и «Красный Перекоп ». Приезжали слушатели из некото-рых сельских районов. Затем он был преобразован в уни-верситет музыкальной культуры.

В начале 1945 г. был объявлен Всесоюзный смотр самодеятельных хоров и вокалистов. К нему активно гото-вились и ярославское коллективы. На фабриках и заво-дах были созданы новые хоры и вокальные группы. Осо-бенно активно готовились к смотру ансамбль песни и пляски фабрики« Красный Перекоп», народный хор ав-тозавода , тутаевской фабрики« Тульма», Гаврилов-ямский хор ветеранов фабрики« Заря социализма».

Заметную роль в музыкальной жизни области играли коллективы, эвакуированные с оккупированных террито-рий. Например, в 1942 г. эстонские музыкальные кол-лективы вели большую концертную работу. Это были ан-самбль песни и танца, джаз-оркестр, симфонический ор-кестр, работавшие в госпиталях, воинских частях.

В Переславле с ноября 1942 г. работали художествен-ные музыкальные ансамбли Литвы: симфонический ор-кестр, джаз-оркестр, танцевальный коллектив, хор. Вы-ступали эти коллективы со специальными программами не только в Переславле, но и в других городах области.

В Данилове размещался белорусский ансамбль песни и танца, созданный в г. Белостоке из кружков художест-венной самодеятельности. В его репертуаре были белорус-ские песни, песни народов СССР, песни о Великой Отече-ственной войне. В январе 1944 г. коллектив дал большой концерт, посвященный 25-летию Белорусской ССР.

Художественная жизнь

В военные годы многие художники ушли на фронт. В действующей армии были А. А. Шкоропад, Н. И. Кирсанов. На фронте погибли П. С. Опарин, И. А. Жуков.

Но в то же время в области регулярно проходили художественные выставки, целью которых было показать военные события, героизм советских солдат на фронтах и в партизанских отрядах.

В 1942 г. к 25-летию Октябрьской революции в Яро-славле была открыта выставка картин ярославских худож-ников, посвященная Великой Отечественной войне. Были представлены работы художников Гришина« Под прямой наводкой», «Пришли»; Дружинина« Разгром пар-тизанами немецкого обоза»; Шиндыкова« Партизаны в засаде»; Ефремова« С поля боя». В выставке участвовали ко-стромские, ленинградские, эстонские художники. Выде-лялись на выставке работы ленинградских графиков Юдовича и Хигера, акварелиста Светлицкого, скульпторов Козловского, Воиновой.

В 1943 г. Ярославское отделение Союза художников открыло выставку, посвященную Великой Отечественной войне. В ней также участвовали художники разных городов. Ленинградский график Юдович представил на вы-ставку серию гравюр на тему« Ленинград в дни блокады». Костромской художник Шлеин — ряд пейзажей города в дни войны и портреты героев.(До 1944 года территория нынешней Костромской области входила в состав Ярославской.) В выставке участ-вовал и непосредственный участник войны художник Дру-жинин с картиной« К передовой линии».

Ярославский художник Шиндыков представлял свои работы в 1944 г. на выставке в Третьяковской галере. За картину« В тылу врага» он был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

Салова Ю.Г. Культурное развитие Ярославского уезда (района) // Ярославский район: страницы истории / под ред. А.М. Селиванова. - Ярославль, 1999, ч. 3.

Федюк Г.П., Герасимова А.А. "На поприще ума…": сто лет истории Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова. - Ярославль, 2002.

Ярославский Союз художников. Альбом. - Ярославль, 2003.

Летопись Великой Отечественной войны 1941 - 1945: по материалам ярославской областной газеты «Северный рабочий» / авт.-сост. О.В. Кузнецова, вст. ст. А.В. Григорьева. - Ярославль - Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2005.

Ярославский художественный музей. - Ярославль, 2007.

Страницы истории Рыбинского музея / авт. Г.Б. Михайлова, А.Б. Козлов, С.Н. Овсянников. - Рыбинск: РДП, 2010.

Ярославская область в годы Великой Отечественной войны / Сост. Г. Казаринова, О. Кузнецова. - Ярославль: Индиго, 2010.

4 года из 1000: Ярославцы в Великой Отечественной войне. Кн. 1-2. - Ярославль: Ярновости, 2010-2011.

Искусство XX века: живопись, графика, скульптура: экспозиционно-выставочный проект / Яросл. художеств. музей; авт. текстов Нина Голенкевич, Татьяна Лебедева, Наталья Пискунова, отв. за изд. Марина Полывяная. - Ярославль, 2011.

Ярославский художественный музей, 1919-1969: сборник документов и материалов / Яросл. художеств. музей, Гос. архив Яросл. обл.; редкол.: Н. П. Голенкевич и др.; сост. И. Н. Котова; авт. вступ. ст. Н. П. Голенкевич, И. Н. Котова; науч. консультанты Н. П. Рязанцев, Ю. Г. Салова. - Ярославль: 2К, 2013.

Породнились Нева с Волгою. Ярославское эхо блокады / авт.-сост. Ю.П. Беляков. - Ярославль: Индиго, 2013.

Великая Отечественная война и Ярославский край. - Рыбинск: Медиарост, 2015.

Ваняшова М.Г. В пламени военных лет. Волковский театр в годы Великой Отечественной войны. - Ярославль, 2015.

Сквозь огонь и стужу: Ярославские журналисты-фронтовики / сб. статей и воспоминаний / сост. И.В. Пухтий. - Ярославль, 2015.

Григорьев А.В. Танцующие в круге: площадь Волкова в истории Ярославля. - Ярославль: Северный край, 2016.

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее.

В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей.

Широко использовались отечественные традиции. Так, «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги.

Плакат стал как бы клятвой каждого бойца. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и образ плаката и настроение на оптимистичное и, даже, юморестическое. B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943).

В годы войны появились значительные произведения станковой графики. Это и быстрые документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это и портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров - богатейшая летопись войны, впоследствии переведенная частично в гравюру. Это и пейзажи войны, среди которых особое место занимают изображения блокадного Ленинграда. Так появилась графическая серия Д. Шмаринова «Не забудем, не простим!» (уголь, черная акварель, 1942), возникшая из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях, но окончательно завершенная уже после войны: пожарища, пепелища, плачущие над телами убитых матери и вдовы - все сплавилось в трагический художественный образ.

Особое место в военной графике занимает историческая тема. В ней раскрывается наше прошлое, жизнь наших предков (гравюры В. Фаворского, А. Гончарова, И. Билибина). Представлены также архитектурные пейзажи прошлого.

В живописи военных лет тоже были свои этапы. В начале войны - в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живописная зарисовка». Художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была большая искренность, страстность, восхищение людьми, стойко выдерживающими нечеловеческие испытания, прямота и честность художественного видения, желание быть предельно добросовестным и точным.

В годы Великой Отечественной войны выдвинулось много молодых художников, они сами были участниками боев под Москвой, великой битвы за Сталинград, они форсировали Вислу и Эльбу и брали штурмом Берлин.

Конечно, в первую очередь развивается портрет, потому что художники были потрясены мужеством, нравственной высотой и благородством духа наших людей. Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военной годины,- белорусских партизан Ф. Модорова и воинов Красной Армии В. Яковлева, портреты тех, кто боролся за победу над фашизмом в тылу, целая серия автопортретов. Обыкновенных людей, вынужденных взяться за оружие, проявивших в этой борьбе лучшие человеческие качества, стремились запечатлеть художники. Позже появились парадные, торжественные, иногда даже патетические изображения, как, например, портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина (1945).

В 1941-1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в его картине «Фашист пролетел» (1942).

В жанре пейзажа в военные годы работают и старейшие мастера (В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля, Н. Крымов, А. Куприн, И. Грабарь, П. Петровичев и др.), и более молодые, вроде Г. Нисского, создавшего несколько экспрессивных, очень выразительных полотен.

Выставки пейзажистов в годы войны говорят об осмыслении ими пейзажа в новом образе, принадлежащем суровому военному времени. Так, эти годы сохранили и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром, как «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К.Ф. Юона (1942), запечатлевший тот памятный для всех советских людей день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и почти все погибли.

Не лишена определенной плакатности, столь чуждой искусству живописи, и картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942), созданная в дни, когда шел «бой... святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». В самой теме причина огромного эмоционального воздействия картины.

Знаменательно, что дух войны, пронизанность одной мыслью - о войне - передается художниками иногда в характере простой жанровой картины. Так, Б. Неменский изобразил женщину, сидящую над спящими бойцами, и назвал свое произведение «Мать» (1945): она может быть и матерью, охраняющей сон своих собственных сыновей-солдат, но это и обобщенный образ всех матерей тех воинов, что сражаются с врагом.

Через обыкновенное, а не исключительное изображает он повседневный подвиг народа в этой самой кровопролитной из всех бывших на земле войн.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946). Художественные недостатки этой картины искупаются ее искренностью и подлинным драматизмом.

К концу войны, намечаются изменения, картины становятся сложнее, тяготеют к многофигурности, так сказать, «разработанной драматургии».

В 1941-1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.