Что характерно для штайнеровской вальдорфской педагогики. Становимся для ребенка примером. Суть вальдорфской школы

Образование в любой исторический период является важнейшим институтом общества, поэтому любые новые методики и технологии в этой сфере попадают под пристальное внимание как специалистов, так и простых граждан. Данный подход находит свое воплощение и при обращении и к такому явлению, как вальдорфская педагогика.

Ее появление после окончания первой мировой войны было связано, прежде всего, с тем, что сложившаяся к тому времени традиционная школа рассматривала учеников исключительно как объекты познавательного процесса, которые должны усвоить максимально возможное количество материала. Духовное, нравственное и отходило при этом на задний план.

Вальдорфская педагогика представляла собой своеобразную альтернативу традиционным методам и формам образования. В ее основе лежала модель постепенного саморазвития ребенка, для которого учитель превращался из строгого контролера в мудрого наставника. Первое подобное учебное заведение было открыто на территории табачной фабрики «Вальдорф Астория», впоследствии вальдорфские школы получили широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Основатель этой системы основной акцент делал на том, что наиболее губительным для ребенка является стремление родителей и учителей к тому, чтобы он как можно быстрее освоил всю школьную программу, обгоняя свои физические и психологические возможности. Вальдорфская же педагогика предлагала лишь сопровождать ребенка в процессе постижения им мира, постепенно раскрывая его творческий и

В целом вальдорфская методика придерживается следующих основных принципов:

  1. Главной составляющей образовательного процесса является воспитание. При этом основываться оно должно, прежде всего, на нравственных началах.
  2. До семи лет ребенку следует избегать излишних интеллектуальных нагрузок, так как в противном случае он со временем вырастет в человека, который может лишь воспроизводить чужие мысли, а не формировать собственное мнение. Прежде всего, любой ребенок должен почувствовать себя личностью.
  3. Нельзя злоупотреблять положительными и отрицательными оценками деятельности ребенка, так как вмешательство со стороны взрослых в процесс его становления должно быть минимальным.
  4. Вальдорфская педагогика не предполагает использования в процессе обучения и воспитания каких-либо подражательных форм. Для нее главное - чтобы ребенок сам постигал окружающий мир, ориентируясь исключительно на свое собственное представление о нем.
  5. Любой ребенок - уникален, каждый обладает своими неповторимыми способностями и талантами. Основная цель, которую ставит перед собой педагогика вальдорфской школы, состоит в том, чтобы сам ребенок нашел в себе и полностью раскрыл свои

Как и любое новое явление, вальдорфская педагогика, особенно на первых порах, испытала достаточно сильное давление со стороны представителей Однако дальнейшее развитие педагогической мысли показало, что многие идеи, заложенные Рудольфом Штайнером, оказались актуальными и востребованными. Главная из них - что любое образовательное учреждение должно во главу угла ставить процесс духовного и нравственного развития ребенка, а не обучения его основам всех наук.

На сегодняшний день вальдорфские школы имеются во многих развитых и развивающихся государствах. Посещают их дети как из достаточно обеспеченных, так и из бедных семей. Несмотря на то, что скоро этой методике исполнится уже сто лет, используемые в таких школах методы и формы образовательного процесса по-прежнему выглядят инновационно и привлекательно как для самих учителей, так и для родителей.

Первая Вальдорфская школа была основана в 1919 году Рудольфом Штейнером для детей рабочих и служащих табачной фабрики «Астория» в Вальдорфет по просьбе директора фабрики. С самого начала это была единая бессословная школа без деления со социальному статусу на учащихся народной, неполной средней школы и гимназии. Концепция вальдорфской школы включала детский сад и все дифференцированные отделения старшей ступени обучения.

К наиболее общим чертам педагогических исканий этого периода можно отнести следующие: - акцент на личность ребенка, его природу, создание благоприятных условий для развития всех его способностей; - демократизацию процесса обучения и воспитания, расширение детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений между учителем и учащимся; - культурологический подход к образованию, изучение человека как носителя культуры своего времени; - совместное обучение; - трудовое обучение и воспитание, подготовку ученика к роли хозяина; - заботу о нравственном, эстетическом воспитании, физическом развитии и Здором образе жизни; - усиление гражданского воспитания, введение курса «социальной науки», воспитание в духе сотрудничества и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы); - организацию воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей.

Вальдорфская школа имела свою специфику. В качестве теоретико-методологической основы она опиралась на антропософические принципы.

Основная идея антропософии – мудрость о человеке (греч. аnthropos– человек и 42 ннова – мудрость). В центре ее – человеческая сущность, открытая только посвященным. Понять эту сущность можно лишь интуитивно. Антропософическую идею Р. Штейнер называл «тайной наукой», которая должна подвести человека к постижению тайны мира.

Человек, по Р.Штейнеру, не конкретно- историческое существо и не совокупность общественных отношений, а внеисторическое, вневременное и постоянное явление, единство духа, души и тела. Познать высшую сущность человека возможно лишь через «сверхчувствительное духовное созерцание». Из этого антропософического принципа Р. Штейнер выводил цель воспитания – всестороннее развитие индивидуальности человека специальными педагогическими средствами (постоянными упражнениями в духовной концентрации и размышлении), что являлось, по его убеждению, предпосылкой духовного созерцания. Фазам физического развития человека было подчинено развитие мышления и морали.

Поэтому и школу Р. Штейнер рассматривал как часть «свободной духовной жизни», которая должна быть автономной, свободной от государственного давления.

Управление вальдорфской школой строилось на принципе самоуправления: в общественный совет входили родители, учащиеся, учителя и все те, кто способствовал развитию школы. На совете лежала правовая и государственная ответственность. Финансирование осуществлялось за счет средств фабрики «Астория» (в настоящее время вальдорфские школы финансируются в основном государством и частично за счет средств родителей).

За внутреннюю организацию работы школы нес ответственность коллегиум. В школе не было директора, ранговых различий среди учителей, различия в их оплате, не существовало разделения на учителей и управленцев. Велась интенсивная работа педагогических конференций, собиравшихся еженедельно и обсуждавших ключевые проблемы школьной жизни. Повышение квалификации учителей было вплетено в повседневный учебно-воспитательный процесс школы.

Р.Штейнер считал, что человек в принципе способен к саморазвитию и самопознанию. Поэтому основная задача школы состоит в побуждении сущностных сил ребенка, который сам находит пути и средства, чтобы справиться с жизненными трудностями.

Сначала все обучение и воспитание было связано с двигательными упражнениями, движениями ребенка; постепенно к обучению подключались процессы сознания. В дальнейшем дети много занимались трудом: шили, ткали, вязали, работали в саду, занимались столярным делом и т.п. В старших классах учащиеся проходили практику на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, социальной сфере. В ряде вальдорфских школ в последние годы общее образование стало дополняться профессиональным.

Большое внимание в педагогической концепции Р. Штейнера, в соответствии с его антропософическими принципами, уделялось вопросам архитектуры школьного строительства. Архитектура для него – это реальное выражение того, как человек вписывается и воспринимается просторами космоса. Природа, внешнее пространство воздействуют на человека определенным образом. Поэтому архитектура должна пластично и органично вписываться в общее пространство, окружающее человека. Стены, линии, свет, цвет и т.п. должны быть строго продуманы. Если в этом нет согласования, у человека возникают отрицательные эмоции, агрессия, стремление к разрушению.

Много интересного и полезного было внесено Р. Штейнером и его последователями в организацию учебного процесса в школе. Это начало школьного дня с ритмической зарядки (пение, игра на простейших музыкальных инструментах, ритмические движения и т.п.) для малышей; более сложные формы ритмической зарядки для старших школьников; «умственные тренинги», художественно-эстетические начало как принцип обучения и воспитания; большой удельный вес практической деятельности ребенка на уроке и во внеклассной, школьной работе; ритмическое построение учебных занятий и всего школьного дня; атмосфера доброжелательности, радости, любви к ребенку.

Педагогические находки, обоснованные гуманистическими посылками концепции Р. Штейнера, не потеряли своей актуальности и в наше время. Не случайно вальдорфские школы продолжают существовать и оказывать плодотворное влияние на разработку новых концепций школы применительно к задачам сегодняшнего дня. Целый ряд принципов и положений Р. Шнейнера получает свое дальнейшее развитие и более глубокое понимание. Это диалектика взаимодействия между социальной средой и личностью.

Дальнейшее развитие получает идея связи общего образования с профессиональным обучением. Целый ряд вальдорфских школ работает по концепции двойной квалификации. В них дается теоретическая подготовка и проводится производственная практика.

Вальдорфские школы существуют сегодня в Германии, Голландии, Швейцарии, Скандинавии, Англии, США, Австрии. Появились эти школы в Африке, Южной Америке, Японии. Активно стали внедряться в ряде городов России. Вальдорфская педагогика – это не только школы, но и детские сады, лечебно-педагогические учреждения, а также широкая издательская деятельность: книжные серии и брошюры для педагогов, психологов, врачей, родителей.

Инициаторы вальдорфского движения в России (в частности А.А. Пинский), активно внедряя идеи вальдорфской педагогики, видят вместе с тем реальные проблемы:

Проблема соответствия государственных образовательных стандартов тому уровню обученности, воспитанности и развития, которого учащиеся достигают в вальдорфских школах. Здесь возникает много вопросов: что оценивать, как оценивать, и в каких классах это целесообразно делать?;

Проблема внутришкольного управления. Как пишет А.А. Пинский: «…идея коллегиальности, направленная на повышение индивидуальной ответственности, может незаметно превратиться в средство деперсонализации ответственности, ее размышления»;

Проблема подготовки учителей, которые должны обладать, с одной стороны, глубокими знаниями философии, психологии, педагогики, частных методик, а, с другой стороны, быть носителями высокой культуры.

Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии:дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

Историческая справка

Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

О методике

У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей — помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.

Цель вальдорфской педагогики — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

Основные принципы вальдорфской педагогики:

Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесь выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно — подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения — они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами — считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей,«толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

Вальдорфская система образования базируется на принципах внимания, уважения и бережного отношения к детству ребенка. Данная система стремится развить творческий потенциал всех учащихся и укрепить их самооценку . В стенах детских учреждениях с вальдорфской системой обучения всегда царит атмосфера тепла, доброжелательности и спокойствия. Дети с большим желанием посещают вальдорфские школы и детские сады. В настоящее время по всему миру насчитывается около 2500 действующих дошкольных и школьных учреждений, выполняющие основные задачи вальдорфской системы образования.

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская система образования была создана в начале ХХ века на юге Германии . Толчком для ее возникновения стал период нестабильности в сфере образования. Сотрудники табачной компании «Вальдорф Астория» были обеспокоены тем, что их дети, посещая учебные учреждения, не получали должного педагогического внимания. Весь обучающий процесс был направлен только на постоянное заучивание материала. В результате такого обучения у учащихся не могли развиваться творческие способности и познавательная активность. О жалобах работников данной компании стало известно ее владельцу - Эмилю Мольта, который не боялся перемен и всегда стремился найти рациональный выход из сложившихся социальных трудностей. Эмиль Мольта мечтал создать новый тип школы , программа которой полностью соответствовала возрастным особенностям ребенка и отличалась гуманным отношением к подрастающему поколению. Новатор обратился с данной просьбой к педагогу Рудольфу Штайнеру. Обращение Мольта именно к этому педагогу было не случайным. Рудольф Штайнер вел активную педагогическую деятельность и имел богатый опыт частного преподавания.

Следует отметить, что Рудольф Штайнер давал частые уроки сыну одного венского коммерсанта, который страдал мигренями, нарушением поведенческих реакций и перенес гидроцефалию. Многие педагоги и врачи были уверены, что мальчик является полностью безнадежным, и не сможет нормально развиваться. Но Штайнер разработал специальную программу для мальчика и занимался с ним систематически на протяжении двух лет. В итоге его ученик «догнал» сверстников и вскоре получил высшее медицинское образование.

Рудольф Штайнер принял предложение Эмиля Мольта и разработал первую программу вальдорфской школы , которая была одобрена в 1919 году министерством образования и культуры. Новая школа под руководством Мольта была построена в течение года. Первого сентября педагоги вальдорфской школы приняли 256 учащихся и открыли 8 классов. В данном учреждении у 191 ученика родители трудились на табачной фабрике. Через некоторое время школа стала принимать детей из различных слоев общества.

Сегодня насчитывается в мире большое количество вальдорфских . В вальдорфской системе не существует строгих приемов для обучения ребенка . Вся методика направлена на развитие внутреннего мира малыша, а именно его творческих способностей, фантазии и интуиции. Детям прививается любовь к духовному началу и народной культуре.

Основные принципы и направления работы вальдорфской педагогики

Сторонники вальдорфской педагогики уверены, что детство является уникальным и неповторимым периодом в жизни человека, который требует выполнение особых задач и целей. При этом важно не ускорять развитие ребенка, а раскрывать и воспитывать способности малыша, характерные именно для данного возраста. В связи с этим, приверженцы вальдорфской системы обучения не спешат сразу обучать малышей письму и чтению, а также отрицательно относятся к использованию различных программ по интеллектуальному тренингу . Вальдорфская педагогика предполагает естественное развитие личности малыша и заложенных природой его способностей.

Дошкольные учреждения, использующие основы вальдорфской педагогики , в процессе работы применяют следующие принципы :

  • создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития;
  • по средствам личного примера и подражания;
  • использование многофункциональных игр;
  • создание атмосферы, которая способствует развитию игровой деятельности;
  • организация правильного ритма группы;
  • использование многообразных видов трудовой деятельности и основных навыков искусства.

Все вышеперечисленные положения в дошкольном учреждении вальдорфского типа не могут существовать отдельно друг от друга. Они органично переплетаются между собой и представляют собой гармоничную жизнь дружной семьи, а не обычную работу традиционного дошкольного заведения. Рассмотрим некоторые принципы вальдорфской педагогики более детально.

Создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития

Р. Штайнер еще в 1907 году высказал предположение, что основным движущим фактором для развития малыша является материнская любовь и внимание к нему окружающих. При этом любовь должна быть обязательно искренней, так как дети очень восприимчивые и на интуитивном уровне чувствуют любовь по условию. Таким образом, создание атмосферы любви является главным условием для правильно физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка . Вальдорфские дошкольные учреждения стремятся создать благоприятную атмосферу, которая приближена к домашней обстановке. Особое внимание уделяется личности педагога, который должен обязательно любить детей, быть творческой и яркой личностью, а также уметь устанавливать доверительные взаимоотношения со своими воспитанниками и их родителями.

Для создания необходимой среды, способствующей активному развитию ребенка, важное значения имеет художественное оформление и правильная организация пространства.

Воспитание по средствам личного примера и подражания

Малыши до 4 лет способны усваивать большое количество разнообразной информации. Но делают они это не через учебники или уроки, а благодаря постоянному взаимодействию с окружающими его взрослыми, постоянному общению со сверстниками, играя с различными предметами, слушая интересные истории и т.д. Следовательно, процесс обучения малыша взаимосвязан с его активной жизненной позицией . При этом существует два основных способа познания мира - подражание и пример. В вальдорфских учреждениях детям предлагают участвовать в разнообразных видах деятельности, подражание которым развивает у них креативное мышление, логику, мелкую моторику рук, внимание и прочие способности и навыки. Это может быть рукоделие, покраска шерсти, изготовление игрушек, ткачество и т.д. Малыши принимают активное участие в выпечке изделий из теста, ухаживают за растениями, делают различные поделки из природного материала, наводят порядок в группе и т.д.

При этом детей не заставляют принимать участие в выше перечисленной деятельности. Педагог начинает заниматься каким-то увлекательным делом, а малыши постепенно включаются в творческий процесс , благодаря познавательной активности и естественному любопытству. Каждый ребенок принимает участие в общей деятельности, исходя из индивидуальных особенностей и собственных возможностей.

Правильный ритм деятельности - источник гармонии

Деятельность в детских учреждениях вальдорфского типа разнообразна и отличается ритмичностью . Например, в понедельник планируется организация занятий по лепке, а во вторник - рисование акварельными красками. Малыши привыкают к последовательности и уже знают, что их будет ожидать в тот или другой день.

Использование многофункциональных игр.

Ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, вальдорфские детские учреждения побуждают малышей к активной игровой деятельности. При этом игра носит свободный характер , и кроха выбирает вид деятельности, который ему интересен на данный момент. Педагоги не используют игр по заранее запланированной программе, так как смысл и функции игровой деятельности теряются.

Следует отметить, что дети в вальдорфских учебных заведениях играют простыми игрушками, изготовленными из натуральных материалов . Часто дидактический материал для занятий мастерится руками воспитателей и их подопечных. Для этого применяются шишки, каштаны, поленья, желуди, сено и другой природный материал. Педагоги избегают игрушек правильной геометрической формы или с полностью сформированным образом. Ребенок должен научиться фантазировать и развивать творческое мышление для самостоятельного дополнения образа. Например, на вальдорфских куклах отсутствуют глаза, нос, рот. Малышу не навязывается внешний облик куклы. Он включает собственную фантазию и придумывает свою куклу , которая не похожа на другие. Также дидактический материал отличается многофункциональностью. Например, лоскуток синей ткани может превратиться в море, звездное небо или нарядное платье для куклы.

Кроме , воспитанники детских учреждений вальдорфского направления с удовольствием используют различные пальчиковые игры , подвижные и музыкальные занятия. Также дети любят лепить, рисовать, изучать народные забавы, организовывать театральные постановки и т.д. Следует отметить, что пластилин не используется для лепки . В данном процессе применяется специально подготовленный воск .

Как проходят будни и праздники в вальдорфском дошкольном учреждении

Если вы впервые посетили детский сад с вальдорфским направлением, то вас приятно удивит теплая и творческая атмосфера в нем. Педагоги всегда с радостью и нетерпением ждут своих воспитанников. Когда малыш заходит в группу, то звучит колокольчик, подвешенный над дверью. Воспитатель лично встречает каждого ребенка. При этом обязательно здоровается с ним за руку и приветливо улыбается, что означает: «Заходи, кроха, тебя все ждут и рады твоему приходу!».

Утро в вальдорфском детском саду начинается с нестандартной зарядки. Дети под различные ритмы активно двигаются , поют песни , читают веселые стихи.

Далее ребята принимают участие в свободной игре . Они занимаются теми делами, которые им интересны на данный момент: выкладывают дорожки из палочек, придумывают одежку для кукол, готовят тесто для пирогов, раскладывают по корзинам шишки и желуди, строят из стульев башни и т.д.

В это время воспитатели также не сидят без дела. Они занимаются различными «домашними» делами, а дети, заинтересовавшись их видом деятельности, начинают присоединяться к ним. Начинается процесс естественного подражания, который так важен для развития способностей малыша . Педагоги с ребятами шьют кукол, плетут корзины, составляют композиции из сухих листьев, делают различные поделки из шишек, разрисовывают камушки и т.д.

При этом воспитатели не говорят слова «нет» своим воспитанникам и поддерживают любую инициативу малыша. Существует всего три ситуации, по которым педагог может отказать:

  • если действия ребенка могут быть для его здоровья и жизни;
  • если действия малыша причиняют вред другим детям;
  • если в процессе активной деятельности может быть нанесен ущерб вещам (например, нельзя рисовать на мебели или стенах).

Когда период свободной игры завершается, выполняется совместная уборка игрушек и дети приступают к завтраку. Для трапезы используется глиняная посуда, самотканые скатерти и салфетки из натуральных тканей. Дети садятся за большой общий стол.

Затем дети переключаются на музыкально-ритмичные игры , организованные в интенсивном темпе. Далее малыши направляются на прогулку, где играют в подвижные игры, кормят птиц, строят замки из песка, ухаживают за цветами, занимаются огородничеством и т.д.

После прогулки на свежем воздухе , педагог рассказывает малышам интересную сказку или демонстрирует ее сюжет с помощью изготовленных кукол. Воспитатель одно произведение «проигрывает» в течение одной недели. Благодаря этому, дети знают в ней каждое слово и полностью «вживаются» в ее сюжет.

После обеда наступает тихий час . Детки отдыхают в уютных кроватях из натурального дерева и укрываются лоскутными одеялами ручной работы.

После сна проводится полдник и активные занятия с малышами: пальчиковые игры , игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и т.д. Затем педагоги предлагают малышам подвижные игры или игры-ожидания .

Каждый день в вальдорфском дошкольном учреждении насыщен интересными играми и делами, которые способствуют естественному развитию таланта ребенка . В данных учреждениях не существует серых и скучных будней.

Следует отметить, что обучающий материал педагогами подается блоками . Одному блоку посвящается целый день. При этом выделяют креативно-практичное направление, душевное и духовное. Ритм дня задает блок, находящийся на данный момент в изучении. Основной акцент вальдорфская система делает на эстетико-художественном направлении занятий.

Детские группы в вальдорфском саду разновозрастные . Малыши тесно взаимодействуют не только со сверстниками, но и с более старшими товарищами. Они активно подражают им в процессе выполнения различных , а также быстрее учатся самостоятельно одеваться и убирать за собой.

Праздники в данных детских учреждениях являются неотъемлемой частью общей жизни детей и их педагогов. Это мероприятия где дети, воспитатели и родители являются одновременно как хозяевами, так и гостями торжества. Они совместно украшают зал, пекут в группе угощения, разучивают песни, танцевальные движения и стихи. У педагогов нет заранее написанного сценария праздника, и детей не заставляют действовать по заготовленному плану. На праздниках всегда присутствует атмосфера домашнего тепла и любви.

Кроме традиционных календарных и народных праздников в вальдорфских учреждениях существуют особые мероприятия : день Урожая, праздник Мужества или праздник Фонариков. Особенно ярко проходит праздник - День Рождения . Ребенок с родителями приходит в группу, где рассказывает самые интересные и веселые события из жизни. Затем малыши и воспитатели поздравляют именинника небольшим концертом, играют в подвижные игры, водят хороводы и конечно угощаются домашней выпечкой.

Плюсы и минусы вальдорфского детского сада

Данные учебные учреждения отличаются от других дошкольных заведений некоторыми специфическими запретами:

  1. Запрет на раннее обучение до 7 лет . Ребенка не нагружают интеллектуальными тренингами. Он должен постигать окружающий его мир только опытным путем и как можно дольше оставаться в собственном образно-абстрактном мире.
  2. Запрет на СМИ . Кинофильмы и различные программы, транслируемые по телевидению, для маленького ребенка являются источником негативной информации. Она разрушает внутренний мир малыша, и он попадает в сильную зависимость к ним.
  3. Запрет на оценивание действий ребенка . Если малыш выполняет какие-либо задания, чтобы только получить от взрослого положительную оценку собственных действий, то он лишается возможности действовать естественно и непринужденно.

Применение вальдорфской системы в детском саде имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся следующие моменты:

  • уважение к личности малыша и его выбору;
  • отсутствие оценки действий ребенка и принуждения;
  • воспитание через подражание и личный пример воспитателей;
  • обучение новым навыкам и умениям происходит естественно и в доверительной обстановке;
  • создание свободного пространства для творческого развития малыша;
  • организация особого ритма в группах;
  • в детском коллективе находятся разновозрастные дети;
  • формирование эстетических способностей малыша и развитие его эмоциональной сферы;
  • в ходе трудовой деятельности формируются у ребенка его волевые качества.

К минусам вальдорфской системы можно отнести следующие моменты:

  • педагоги вальдорфского дошкольного учреждения не учат детей основам письма и счета, поэтому им будет трудно обучаться в традиционной школе;
  • тематика произведений, которую предлагают вальдорфские воспитатели для пересказа детям, ограничена;
  • рекомендуется книги детям не читать, а именно пересказывать сюжет сказки или истории;
  • в основе вальдорфской педагогики лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • сложный процесс адаптации ребенка со сверстниками, посещающие детский сад классического типа.

Особенности вальдорфской школы

После окончания вальдорфского детского учреждения малыши переходят в школу, в которых также используются принципы вальдорфской педагогики.

Начинают обучение в вальдорфской школе дети с семи лет . Процесс обучения длится в течение одиннадцати лет. Основным педагогам на протяжении восьми лет обучения является классный руководитель, который для детей выступает в роли наставника и друга.

Начальная вальдорфская уделяет мало времени изучению академических предметов . В течение двух лет детей знакомят с буквами и учат основам чтения. Также изучаются в игровой форме правила написания букв и счет.

Особое внимание вальдорфская система обучения в начальных классах уделяет изучению иностранных языков , игре на флейте, эвритмии и основам рукоделия. Занятия проходят в игровой форме. Для лучшего восприятия материала детьми используются стихи, песни, загадки и т.д.

Для работы на уроках и дома в начальной школе не применяются традиционные учебники . Старшеклассники могут использовать учебную литературу в качестве дополнения к изучению основных предметов.

В вальдорфских школах часто организовываются праздники , посвященные торжественным датам, религиозным событиям или природным явлениям. В данных мероприятиях принимают активное участие педагоги, дети и их родители. Школьники разучивают различные песни, стихотворения, играют на музыкальных инструментах, занимаются постановкой спектаклей и танцев, собственными руками создаются сценические костюмы и подарки.

В конце каждого семестра дети с классным учителем подводят итоги учебной деятельности. Организовывается выставка достижений учащихся вальдорфской школы, на которой демонстрируются сшитые на уроках рукоделия куклы, вылепленная из глины посуда, изготовленные из природного материала поделки и т.д.

Процесс обучения в вальдорфских школах не предполагает выставление оценок и не носит состязательный характер. После завершения учебного года педагог для каждого учащегося по итогам его деятельности и активности составляет подробный отчет-характеристику . Если ребенок переходит продолжать обучение в другое учебное заведение, то учитель выставляет итоговые оценки.

Вальдорфские школы отличаются от классических образовательных школ следующими особенностями:

  • учебный план составляется с учетом возрастных особенностей;
  • классный учитель ведет детей с первого до седьмого класса;
  • утверждение основной темы года для каждого из учебных классов;
  • художественно-эстетическая направленность обучения детей с 1 по 11 класс;
  • отмена системы оценок до 7 класса;
  • достижения в обучении одного ребенка не сравнивают с успехами другого учащегося;
  • художественно организованное школьное пространство;
  • для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план развития и обучения, учитывающий его индивидуальные особенности;
  • дети получают знания благодаря групповым диалогам, исследовательской деятельности и практическим занятиям;
  • преподаются по методу погружения в языковую среду;
  • на уроках происходит постоянная смена действий, ориентированная на ритмы;
  • постоянно работает школьный театр, позволяющий детям проявлять творческий потенциал и лучше развивать коммуникативные способности;
  • родители принимают активное участие в жизни школы и детей;

Вальдорфская школа признана гуманной школой , в которой уважают мнение и интересы ребенка, а также не применяют в обучающем процессе контроля, оценок и постоянного сравнения. Выпускники данных учебных заведений являются полноценными, свободными и самостоятельными личностями.

В вальдорфских школах все устроено иначе. Здесь нет тех, кто не любит учиться, не ставят оценок, нет второгодников. Ребята с первого класса создают поделки и рисунки своими руками невероятной красоты. Основная цель вальдорфской педагогики – сохранить детям детство.

Вальдорфские школы — характерные черты

Каждый ученик – личность. Учителя внимательно относятся к детям, в процессе обучения учитывают индивидуальные особенности развития. Важная роль отводится классному учителю. В идеальном случае он не меняется на протяжении 8 лет, обучает и опекает детей. Классный учитель ведет главный урок, который длится 2 часа. В 1–2 классах детей знакомят с буквами, преподают в разговорно-игровой форме 2 иностранных языка, но чтению учат только со 2-го класса. Предметы внедряются постепенно из художественной среды. И мальчики, и девочки учатся вязать спицами и крючком, играть на флейте, вышивать, знакомятся с ремеслами.

Учебный план

В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения учится путем передачи мяча по кругу.

Изложение академических предметов происходит эпохами, это означает, что на протяжении 2–5 недель дети изучают один предмет. Такой подход помогает ученикам глубже погрузиться, лучше понять и усвоить материал. Дети получают сконцентрированные знания по одной изучаемой теме и по одному предмету, у них есть время прочувствовать и осмыслить материал, закрепить его. При этом эпохами не преподаются дисциплины, требующие постоянного упражнения: языки, рукоделие, музыка и т. п. Они изучаются 2–3 раза в неделю после главного урока.

Предметы художественно-эстетического цикла, считающиеся в обычных школах второстепенными, здесь преподаются наравне с академическими, им отводится более трети учебного времени. Помимо этого, здесь учат предметы, которых нет в учебных планах обычных школ: эвритмия и рисование формы.

Отличительные черты вальдорфских школ

  • В средней школе (с 1 по 8 класс) не ставят оценок.
  • Обучение происходит без использования учебников. Учитель вправе сам выбирать, как и на основании каких источников подавать материал.
  • Ученики сами создают учебники. В них содержатся результаты выполнения домашних заданий, конспекты, делаются картинки. При этом красота оформления учебника не менее важна, чем его содержание.
  • В школах регулярно устраивают праздники: наступление зимы, таяние снега, созревание плодов, сбор урожая, Пасха, Рождество.

Перспективы

Ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы, чаще всего с гуманитарным уклоном. При этом выбранные профессии, которые выбрали ребята, – их любимые. Выпускники таких школ – открытые, творческие и креативные люди. Они очень коммуникабельны и прекрасно работают в коллективе.

Вальдорфская школа «Путь зерна»

Адрес: ул. Миклухо-Маклая, д. 20 А

Путь Зерна – вальдорфская школа и детсад, член Ассоциации Вальдорфских школ РФ. В школе царит особая атмосфера: дети души не чают в учителях, чувствуют уважение и доброту преподавателей. Здесь проводится много необычных празднований: урожая, фонариков, Рождество, рождественская ярмарка, Масленица, театральный фестиваль. В школу принимаются ребята с особенностями развития.

Особенности обучения

В школе используется адаптированная к стандартам образования РФ вальдорфская педагогика, подразумевающая:

  • индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • принцип несменяемости классного руководителя;
  • активное участие родителей;
  • принцип главного урока, преподавание «эпохами»;
  • образно-художественный подход к преподаванию;
  • разносторонность образования;
  • развитие волевой культуры учащихся через разнообразную практическую деятельность;
  • изучение музыки, живописи, эвритмии, знакомство с музыкальными инструментами, рукоделие;
  • отсутствие балльной системы;
  • изучение английского и немецкого языков.

Программа обучения существенно отличается от обычной образовательной, однако она утверждена Департаментом образования. В старших классах ученики готовятся к ЕГЭ и благополучно сдают их.

Частная школа «Согласие»

Адрес: Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Голубое, д. 14

Согласие – одна из первых негосударственных школ Зеленограда и вальдорфских школ РФ. Она была учреждена в 1994 году группой родителей для своих детей. Сегодня Согласие состоит из школы (обучение с 1 по 11 класс) и детсада (принимаются с 2 до 6 лет). Существуя на рынке более 20 лет, организация накопила огромный педагогический опыт, сформировала отличную команду. Школа постоянно растет и развивается, принимает активное участие в жизни города и вальдорфской ассоциации (российской и международной), членом которой она является.

Воспитанники школы осваивают обязательную общеобразовательную программу, занимаются искусствами и ремеслом, совершают образовательные поездки за границу, успешно сдают государственные экзамены.

Особенности обучения

Программа образования школы отвечает ФГОС. При ее составлении учитывались многолетние традиции западноевропейских и российских вальдорфских школ, исследования и разработки Давыдова, Выготского, Эльконина, Ушинского.

В «Согласии» существует специальное понятие «тема года». Она соответствует возрастным особенностям ребят и определяет содержание основных предметов. Так, в первом классе дети изучают народные сказки и знакомятся с русским фольклором, во втором – басни и легенды о Святых, в 3-м – Ветхий Завет, в 4-м – Русь до Крещения и скандинавскую мифологию, в 5-м – древние цивилизации, в 6-м – Древний Рим, в 7-м – эпоху Возрождения и Великие географические открытия. С 8 по 11 классы темой года являются спектакли по литературным произведениям. Перед летними каникулами каждый класс показывает спектакль по теме года.

В соответствии с принципами вальдорфской педагогики, ребята получают разностороннее образование, здесь много праздников, экскурсий, практических занятий. В школе изучают кузнечное и гончарное ремесла, вязание и вышивку, ткачество, рисование, послойную живопись, моделирование и конструирование швейных изделий, резьбу по дереву, дают навыки сельского хозяйства (от посева до выпечки хлеба). Воспитанники проходят выездную биологическую практику на биостанции МГУ, с/х и животноводческую практику, участвуют в межшкольных Олимпийских играх, рыцарских турнирах.

Школа святого Георгия Победоносца

Адрес: 3-й Хорошевский проезд, д. 1, корп. 3.

Рассматриваемый Центр непрерывного образования существует с 1994 года и входит в Ассоциацию Вальдорфских школ РФ. При школе работают хоровая, театральная, танцевальная, музыкальная студия, художественная и ремесленная мастерская.

Школа имеет богатую историю и собственные традиции. Ежегодно в декабре проходит Рождественская ярмарка, на которой демонстрируются поделки, созданные учащимися. Ученики показывают представления, посвященные Рождественскому празднику. Не менее масштабно и красочно здесь празднуют Масленицу. Руководство школы регулярно организует экскурсии и поездки в города Германии, на биодинамические фермы, по культурным достопримечательностям РФ.

Особенности обучения

Преподавание в школе базируется на принципах вальдорфской педагогики и предлагает обучение «эпохами» – последовательное изложение материала по одной учебной дисциплине в течение 2–4 недель. Такой подход помогает ребятам глубоко погрузиться в тему, лучше понять и запомнить материал.

Кроме основных общеобразовательных предметов, утвержденных минобразования РФ, дети изучают английский и немецкий язык, игру на различных музыкальных инструментах, живопись, рукоделие, театральное искусство, эвритмию, танцы, лепку из глины и резьбу по дереву.

Оценки в рассматриваемой вальдорфской школе не ставят до 9-го класса. Старшеклассники сдают ГИА и ЕГЭ и получают аттестаты.

Вальдорфская школа «Искусство жизни»

Адрес: ул. Профсоюзная, д.104

«Искусство жизни» – частная школа, образовательный процесс в которой построен на принципах вальдорфской педагогической системы. Здесь школьная жизнь яркая, насыщенная и интересная, проводятся концерты, ярмарки, праздники. Помимо учебы, ребята занимаются театральными постановками, делают своими руками игрушки и картины. Руководство организует культурно-образовательные поездки на каникулах в города РФ и западноевропейские страны. Воспитанники школы уже побывали во Владимире, Суздале, Греции и Италии.

Особенности обучения

Как и во всех вальдорфских школах, преподавание ведется эпохами.

Свободная школа

Адрес: г. Жуковский, ул. Строительная, д. 10

Идея создания Центра непрерывного образования, работающего по принципу вальдорфской педагогики, зародилась еще в 1989 году. В тот год была создана группа вальдорфского детсада. Преподаватели работали не только с малышами, но и с их родителями: рассказывали о принципах штайнеровской педагогики, проводили занятия по музыке, эвритмии, занимались рукоделием и искусствами. Спустя 3 года открылся первый класс «Свободной школы», учениками которой были выходцы из этой группы. В настоящее время «Свободная школа» является активным членом Ассоциации Вальдорфских школ РФ.

Особенности обучения

К концу 10-го класса ученики заканчивают изучение основной программы и весь 11-й класс занимаются подготовкой к ЕГЭ по выбранным дисциплинам. Выпускники школы поступают в гуманитарные, технические, социальные или художественно-эстетические ВУЗы.

Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского

Адрес: Москва, Стремянный переулок, 33/35

Вальдорфская школа им. А. Пинского расположена в исторической застройке Замоскворечья. Раньше здесь размещалась мужская школа №554, в которой учились такие известные личности, как А. Тарковский, А. Вознесенский, А. Мень. После этого здание находилось на длительной консервации, а в 1992 году в нем открылась вальдорфская школа. Ее первым директором стал советник министра образования А. А. Пинский.

Школа имеет хорошее материально-техническое оснащение и большую прилегающую территорию. Здесь находится много спортивных секций, кружков, существует несколько внеклассных коллективов.

Особенности обучения

Образовательный процесс в вальдорфской школе им. А. Пинского построен на принципах вальдорфской педагогики. Ученики изучают с первого класса 2 иностранных языка. Огромное внимание здесь уделено совместной и индивидуальной проектной деятельности, практическим занятиям, профориентации. Дети занимаются:

  • театральными постановками;
  • выращивают экологически чистые овощи и разбивают цветники на школьном участке;
  • изучают флору и фауну леса, породы минералов;
  • наблюдают за явлениями природы;
  • проводят измерения с помощью приборов и составляют геодезический план участка;
  • знакомятся с миром профессий.

Старшеклассники создают и защищают проекты в любой предметной области, проходят социальную практику в больницах, детсадах и детдомах. В 9-м классе ученики проходят языковую практику в Германии. Она предполагает участие вместе с немецкими школьниками в совместном проекте, его защиту сначала в Германии, потом в РФ. По окончании школы каждый воспитанник точно знает, кем он хочет быть во взрослой жизни.

Частная школа «Семейный лад»

Адрес: г. Москва, ул. Кулакова, д. 3 корп. 2

Учрежденная в 1990 году частная вальдорфская школа «Семейный лад» входит в Ассоциацию вальдорфских школ РФ. Здесь помогают детям раскрыть и развить способности, поверить в собственные силы.

В школе «Семейный лад» дети получают разностороннее образование. Помимо основных предметов, они занимаются музыкой, живописью и ремеслами, постановкой и демонстрацией спектаклей. В учебном плане школы предусмотрены походы, экскурсии и практика.

Особенности обучения

Руководство школы, составляя расписание, учитывает биологические ритмы. Такой подход помогает сохранить силы и здоровье, поддерживает интерес к учебе. На главном уроке дети изучают предметы из академического цикла (преподаются они эпохами: изучение одной дисциплины на протяжении 2–5 недель), после этого – искусства и иностранные языки. Практические занятия и лабораторные работы преподаются во второй половине дня.