Слова с пропущенной непроизносимой согласной. Дидактические материалы по русскому языку для начальной школы. Буква непроизносимого согласного в корне слова

В современной орфографии правило формулируется таким образом:

Для того чтобы не разрушился смысл слова, надо в целости сохранить его составные части (корень и т.д.) или слоги. Например:

Сол нце - сол нечный Со-Ла на Че » - в значении «общая среда, или энергия для человеков».

Серд це - серд ечный . Древняя смысловая расшифровка слова: «Середа Че » - в значении «середина человека», при том, что Ц = Ч .

Позд ний - опозд ать . Древняя смысловая расшифровка слова: «По ЗаДа… » - в значении «по тому, что после имеющегося, данного…».

Груст ный - груст ить . Чест ный - чест ь .

В обоих случаях содержится в корне звукосочетание «ст », которое в древнем полнозвучии реконструируется в «СоТа » - в значении «сочетание, соединение твердое, устойчивое».

Видите, пропуск какой-либо буквы равнозначен потере древнего осмысленного слога, т.е. разрушению смысла слова .

А когда говорят об «исключениях», то в первую очередь вспоминается банальная фраза о том, что в русском языке исключений больше, чем правил. Это, конечно же, говорит о том, что полная формализация русского языка в принципе невозможна. Похоже, особенно наглядно это увидели сейчас, при попытке «компьютеризации» русского языка. Если в школе худо-бедно вытягивают на «троечника», на посредственность, то компьютерное «правописание» (или проверка правописания) и вовсе сталкивает людей на уровень бездумия (или слабоумия).

Во вторую очередь, сейчас нередко приходится сталкиваться с ограниченностью современного формального (знакового, плоского) подхода к объемному, многомерному Живому Русскому Языку, когда современное языкознание не в состоянии убедительно и логично объяснить даже некоторые простые явления, списывая их в разряд «исключений из правила».

Например:

Блес нуть (хотя блеск, блестеть ), Плес нуть (хотя плескать ), Лест ница (хотя лесенка ).

Так бывает, когда смыслы утрачиваются, а «необъяснимые» явления начинают объяснять «разрушениями» или искусственными обоснованиями. Например, говорят, что в подобных словах исторически произошло упрощение групп согласных, типа: блес(т, к) нуть.

Но при этом не хотят подумать о древнем состоянии Языка, когда корни слов выделяли не формально, жестко, однозначно, а очень гибко, по смыслу, с учетом объема контекста.

Поэтому речь нужно вести не об «упрощении групп согласных », а о разном смысловом наполнении слова в контексте .

К примеру, если «ЛеСъ » - это, по смыслу составляющих слово звуков речи, «гармоничная структура восходящей энергии». А вот «Бъ-Лесъ-Тъ » - это «устойчиво во все стороны направленный ЛеС», т.е. светящийся, сияющий. Когда Т меняется на К , получается «Блес-Къ » (в конце редуцированный звук О), т.е. «светящаяся оболочка ЛеСа» или его сияние.

Такие же смысловые нюансы, уместные каждый в своем месте по смыслу, в случае: Плеснуть (модель древней формы «По- Лес-Н …») и Плеск По- Лес-Ко »).

Точно так же в случае Лест ница и Лес енка разговор пойдет не о «чередовании» «С - СТ » или упрощении, а о том, что современный русский язык утратил древний смысл слова «Лес». Лес - это не «земля, заросшая деревьями », как считается в современном словаре, а прежде всего, по смыслу, «восходящие энергии ». Именно поэтому в сказках для перехода в другой мир поднимались по «мировому древу» или просто «высокому, до самого неба, дереву», т.е. «восходили по лесу », отсюда и «лестница (или лествица )», отсюда же и «лесина (или лесенка )». С разными смысловыми нюансами.

В итоге, выходит, что к формальному правилу о непроизносимых согласных в словах, по недоразумению «привесили в нагрузку» или чтобы нарочно запутывать (чтоб было где недоумевать и спотыкаться ищущим смысл школярам, не понимающим, чего хотят от них учителя!) «исключения», которые к рассматриваемому правилу никакого отношения не имеют.

Кстати говоря, такая же ситуация со словами: лосниться и лоск , кануть и капнуть , сгинуть и гибнуть .

Их нельзя рассматривать в рамках одного правила с непроизносимыми согласными звуками.

Но обосновывать подробно каждый случай, как проделали свыше, уже нет особой необходимости. Понятно и без этого.

Плохо только, что современный формальный (бессодержательный или бессмысленный) подход порождает бездумное отношение к письму, т.е. когда немало школьников и выпускников школ непроизносимые согласные ищут там, где их нет и не может быть , например, в таких словах, как:

чудесн ый (чудесен), опасн ый (опасен), прекрасн ый (прекрасен), вкусн ый (вкусен)…

Статистически чаще ошибаются в словах: честв овать (честь), участв овать (участие)…

А вот случаи с иностранными словами предлагается просто запомнить:

дерматин, инцидент, прецедент, трансцендентальный…

Хотя они тоже объяснимы по смыслу, мы стараемся уделять внимание преимущественно словам и написаниям Живого Русского Языка.

Теперь о различении кажущихся в произношении похожими слов, у которых разное происхождение и смысл:

ровесн ик

(от слова ровесный - диал. «одинаковый», от рово - «временна я мера», имевшего в косвенных падежах наращение -ес-). Или же иначе, «Рово Вес» как «равный вес», как бы сбалансированный, равновесный.

сверст ник

(от др.-русск. съвьрстьныи - «одинаковый по длине, возрасту», которое восходит к общеслав. верста - «мера длины», с помощью суффикса -ИК - совр. -НИК). Иначе: «с Версты» - т.е. тот, с кем пройдено одинаковое расстояние.

яст ва

(«разнообразные кушанья» - устар.; образовано с помощью суффикса -ТВ- от Ясти с корнем: Яс-);

яв ственный

(от Яв ь, Яв иться с помощью суффикса -СТВ -; ср. также с родственными: яв ный, яв ление)

участ вовать

(«сотрудничать в чём-либо»; ср.: составная част ь). Здесь корень: част ь , далее суффикс -ВОВА -.

чувст вовать

(«способность ощущать, испытывать внешние воздействия»). Здесь корень Чув -; далее суффикс -СТВ -.

шествовать

(«торжественно идти»). Здесь корень: шест , далее суффикс -ВОВА -. Отсюда же шеств ие, путешеств ие с суф. -В-.

шеф ствовать

(«оказывать помощь, быть шефом»); от слова Шеф (франц. Chef, или англ. chief). Отсюда же шеф ство с суф. -СТВ-.

косн ый

(от Косой : «тяготеющий к старому, привычному»: косный чиновник ). Корень Кос - и суф. -Н -.

костн ый

(от Кость : кост ный мозг, кост ная ткань). Корень Кост - и суф. -Н -.

В этих примерах нужно видеть, прежде всего, состав слов (корень и т.д.)!

Ну и несколько примеров с иностранными словами:

И, напоследок, о еще одном случае, в котором часто допускают ошибку, не замечая ни формального состава слова, ни смысла слова.

Правописание непроизносимых согласных

Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).

Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.

Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.

Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.

ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ

1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).

2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.

3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).

ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).

2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.

3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).

Упражнение

1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно чес_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча_с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас сер_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)

4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужас_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

5. Он хотел только того, что получали его сверс_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически ровес_н ик века – в Аргентине.

7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым праз_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихвас_н уть силой. Разгружают рожь - отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое - под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)

9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрас_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали - его арестовали тут же, ночь он провел в ихней арес_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)

11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около крас_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

12. У бога есть длинная лес_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

13. Усталое со_н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За звез_н ый кров над головой. (Г. Иванов)

15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрас_н ый, И в этой глупости несчас_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)

16. Но вот почу_с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра_с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня пос_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». (А. Чудаков)

19. Увы, закон земной свершая, В безвес_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)

20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекрас_н ый климат. (А. Чудаков)

21. Соглядатай праз_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)

22. Четыре деревни одна за другой однообраз_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)

23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжалос_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)

24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекрас_н ая. (А. и Б. Стругацкие)

25. И вдруг снова, гораздо уже я_с твенней, чем прежде, донесся человеческий крик – команда или, может, ругательство... (В. Быков)

26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, кос_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)

27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает кос_н ый материал. (Ю. Домбровский)

28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль блес_н уть… (М. Ю. Лермонтов)

29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на пас_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

но пишутся в тетрадке.

В русском языке есть слова, имеющие сочетания трёх или четырёх согласных, один из которых Д,Т,Л,В не произносится. Это, например, сочетания стн, здн, стл, вств, нтск, ндск в словах доблестный, поздно, счастливый, здравствуйте, дилетантский, голландский. Для проверки непроизносимого согласного необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо:

Не слышен звук –

Так проверяй,

опас?ный => опасен => опасный
грус?ный => грусть => грустный

Злост ный, неизвест ный,

Мест ный, уст ный, чест ный.

Груст ный и ненаст ный,

Радост ный, несчаст ный.

Сол нце, чув ство, празд ник,

Серд це и проказн ик,

Лест ница и звёзд ный,

Здрав ствуйте и позд ний.

От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных нет , например: вкусный, гласный, искусный, косный, опасный, ровесник, словес-ность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Вкусный, гласный, интересный ,

безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный –

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.

Задания:

1.Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка

прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

2.Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

звёз...ный пирог
влас...ный поворот
опас...ный вечер
счас...ливый возглас
вкус...ный писатель
радос...ный денёк
чудес...ный небосклон
поз...ний рассказ
интерес...ный случай
извес...ный голос

3.От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

город – городской
дети –

ярость –

грусть –

ненастье –

несчастье –

капуста –

уста –

честь –

лесть –

4.Вставьте пропущенные буквы.

Лес...ница, праз...ник, окрес...ность, сер...це, чес...ность, со...нце, поез...ка, мес...ность, чу...ство, извес...ность, капус...ник, де...ство.

5.Вставь пропущенные буквы.

Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з....лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

Тест «Непроизносимые согласные».

1. Укажи слово с непроизносимой согласной Т:
1) опас...ность
2) мес...ный
3) чудес...ный

2. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) со...нце
2) ненас...ный
3) интерес...ный

3. в каком слове есть непроизносимый согласный В?
1) уча...ствовать
2) чу...ство
3) путеше...ствовать

4. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) окрес...ность
2) небес...ный
3) ужас...ный

5. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) чес...ный
2) радос...ный
3) вкус...ный

6. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) учас...ник
2) рес...ницы
3) счас...ливый

7. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) пас...бище
2) сер...це
3) поз...ний

8. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) звёз...ный
2) ярко блес...нул
3) здра...ствуйте

Правило


Например:

Например:
.



Например: чудесно, любезный.

ИСКЛЮЧЕНИЯ :
Не чуде
сн о, не прекра сн о,
А ужа
сн о и опа сн о
Букву Т писать напра
сн о
В словах вку
сн ый, интере сн ый.

Правило

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.
Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.
Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например:
звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко .

Некоторые слова проверить нельзя.
ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница, праздник.

Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Например: чудесно, любезный.

ИСКЛЮЧЕНИЯ :
Не чуде
сн о, не прекра сн о,
А ужа
сн о и опа сн о
Букву Т писать напра
сн о
В словах вку
сн ый, интере сн ый.

безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства. Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло).


В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, капус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.
В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

Запиши слова и запомни, как они пишутся

СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

Запиши слова и запомни, как они пишутся

СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

Запиши слова и запомни, как они пишутся

СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

Запиши слова и запомни, как они пишутся

СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

Запиши слова и запомни, как они пишутся

СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте-рес.но, тес.ный, прес.ный, не-бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

Контрольное списывание
Зимний вечер

Контрольное списывание
Зимний вечер

Короток зимний день. Синий сумрак выпол… из леса и повис над сугробами. Ре….ко хрус….нул сне…. под н….гами. М….ро…. кр….пч….л. В….юга нам….ла больш….е сугробы под звёз….ным небом. Поз….ним веч….ром мы под….ехали к ст….ро….ке л….сника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было т….пло и уютно. Глеб Иванович уг….стил нас вкус….ным чаем.

Контрольное списывание
Зимний вечер

Короток зимний день. Синий сумрак выпол… из леса и повис над сугробами. Ре….ко хрус….нул сне…. под н….гами. М….ро…. кр….пч….л. В….юга нам….ла больш….е сугробы под звёз….ным небом. Поз….ним веч….ром мы под….ехали к ст….ро….ке л….сника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было т….пло и уютно. Глеб Иванович уг….стил нас вкус….ным чаем.

Контрольное списывание
Зимний вечер

Короток зимний день. Синий сумрак выпол… из леса и повис над сугробами. Ре….ко хрус….нул сне…. под н….гами. М….ро…. кр….пч….л. В….юга нам….ла больш….е сугробы под звёз….ным небом. Поз….ним веч….ром мы под….ехали к ст….ро….ке л….сника. В печке ярко пылал огонь. В маленькой избушке было т….пло и уютно. Глеб Иванович уг….стил нас вкус….ным чаем.

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.