Социальные интересы. Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Содержание человеческой жизни во многом определяется по его взаимоотношениям с окружающими. Качество взаимосвязей, в свою очередь, обуславливается психологическими особенностями, присущими индивиду. Они в числе прочего включают в себя и непосредственную реакцию человека на других. Она может быть позитивной или негативной. Особое значение отношение к окружающим имеет в работе психолога. Эффективная помощь невозможна без проявления искреннего интереса к личности человека, его проблемам. Это обусловлено необходимостью обеспечить психологически комфортные условия для развития внутренних ресурсов при решении актуальных вопросов. В этой связи особое значение имеют . Рассмотрим их подробно.

Терминология

Автором понятия "социальный интерес" считается австрийский психолог Сам он не мог дать точное определение термину. Он характеризовал его как чувство, присущее человеку. При этом Адлер придавал ему терапевтическое значение. По его мнению, социальный интерес - это признак психического здоровья. Он выступает в качестве основы интеграции индивида в окружение и устранения ощущения неполноценности.

Социальные интересы общества

Человек стремится познать все, что может удовлетворить его нужды. Социальный интерес - это одна из ключевых движущих сил жизнедеятельности любого индивида. Он непосредственно связан с потребностями. Нужды ориентированы на предмет удовлетворения, конкретный комплекс духовных и материальных благ. На условия, которые позволят их получить, в свою очередь, направлены .

Специфика

Интересы социальных групп обуславливаются наличием элемента сопоставления индивидов друг с другом. Каждому объединению присущи свои потребности. В рамках каждой из них участники стремятся создать определенные условия для их удовлетворения. Специфический социальный интерес - это неотъемлемый атрибут статуса индивида. Он присутствует во взаимосвязи с такими понятиями, как обязанности и права. От того, существуют в объединении, будет зависеть характер его деятельности. Однако в любом случае она будет ориентирована в первую очередь на сохранение или преобразование порядков, учреждений, норм, от которых зависит процесс распределения благ, удовлетворяющих те или иные потребности. В этой связи следует говорить и о дифференциации. Проявление действительности у каждого индивида различно. Здесь можно провести аналогию с разным уровнем дохода, условиях отдыха и труда, престижем, перспективами.

Особенности реализации

Рассматриваемая категория формирует основу для любых проявлений состязательности, сотрудничества, борьбы. Привычный социальный интерес - это устоявшийся институт. Он не подвергается обсуждению и признан всеми. В соответствии с этим, он получает статус законного. К примеру, в многонациональных странах представители разных этнических групп проявляют интерес к сохранению своей культуры и языка. Для этого создаются специальные классы, школы, в которых ведется соответствующее обучение. Любая попытка нарушить такой интерес, препятствовать его проявлению расценивается как посягательство на жизненный уклад социальной группы, общности, государства. Это подтверждается и историческим опытом. Он свидетельствует о том, что социальные группы не поступаются своими интересами добровольно. Это не зависит от нравственно-этических соображений, призывов к гуманизму, принятию во внимание особенностей другой стороны или объединения. Напротив, история указывает на то, что каждая группа стремится закрепить достигнутый успех в экспансии своего интереса. Зачастую это происходит за счет ущемления прав других объединений.

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

В качестве основных видов взаимоотношений выступают сотрудничество и соперничество. В них зачастую проявляются социально-экономические интересы индивидов. Соперничество часто отождествляют, например, с конкуренцией. Сотрудничество, в свою очередь, близко по значению к кооперации. Оно предполагает участие в одном деле и проявляется во множестве определенных взаимодействий между индивидами. Это может быть деловое партнерство, политический союз, дружба и так далее. Сотрудничество рассматривается как основа объединения, проявления взаимной поддержки и взаимопомощи. Соперничество возникает при несовпадении либо пересечении интересов.

Отличительные черты сотрудничества

В первую очередь кооперация индивидов предполагает наличие общего интереса и осуществление деятельности для обеспечения его защиты. В результате несколько человек объединяются единой идеей, задачами и целями. Так создаются общественные движения, политические партии. В рамках такого сотрудничества все стороны заинтересованы в достижении одного результата. Их цели определяют специфику деятельности. Зачастую сотрудничество предполагает достижение компромисса. В этом случае стороны самостоятельно определяют, на какие уступки они готовы пойти для реализации общего интереса.

Соперничество

В такой ситуации люди, преследуя свой социальный интерес, противостоят друг другу. Один участник старается превзойти другого, чтобы добиться поставленной цели. При этом интересы противоположной стороны рассматриваются как препятствия. Зачастую в рамках соперничества возникает неприязнь, зависть, озлобленность. Сила их проявления будет зависеть от формы, в которой выражается противостояние.

Конкуренция

Она несколько отличается от рассмотренной выше формы взаимодействия. Конкуренция предполагает признание интересов и прав противоположной стороны. При этом в рамках такого взаимодействия "противник" может быть и неизвестен. Примером может служить конкурс абитуриентов. В данном случае конкуренция обуславливается тем, что кандидатов больше количества предоставляемых вузом мест. При этом поступающие обычно не знают друг друга. Все их действия ориентированы на то, чтобы добиться от приемной комиссии признания их способностей. Конкуренция, таким образом, в большей степени предполагает демонстрацию своих умений и навыков, чем прямое влияние на соперника. Однако имеют место случаи, когда одна из сторон такого взаимодействия может пренебречь правилами. В такой ситуации участник осуществляет прямое воздействие на конкурентов для их устранения. При этом соперники стараются навязать друг другу свою волю, заставить отказаться от притязаний, изменить поведение и так далее.

Конфликты

Они с давних времен считаются неотъемлемым элементом социальной жизни. К вопросу о сути конфликта обращалось большое количество авторов. Так, например, Здравомыслов говорит о том, что такое противостояние представляет собой форму отношений между актуальными и потенциальными участниками социальных отношений, мотивы которых обуславливаются противостоящими нормами и ценностями, потребностями и интересами. Бабосов приводит несколько расширенное определение. Автор говорит о том, что представляет собой предельный случай противоречий. Он выражается в многообразии методов борьбы между индивидами и их объединениями. Конфликт ориентирован на достижение социальных, экономических, духовных, политических интересов и целей, устранение либо нейтрализацию предполагаемого соперника. Борьба предполагает создание препятствий для удовлетворения потребностей другой стороны. По мнению Запрудского, конфликт представляет собой скрытое либо явное состояние противоборство интересов, объективно расходящихся друг с другом, особую форму исторического движения к преобразованному социальному единству.

Выводы

Чем же объединены приведенные выше мнения? Обычно один участник имеет определенные нематериальные и материальные ценности. В первую очередь ими являются власть, авторитет, престиж, информация, деньги. У другого субъекта их или нет, или они есть, но в недостаточном количестве. Не исключено, безусловно, что обладание теми или иными благами может быть мнимым и существовать только в воображении кого-либо из участников. Однако если одна из сторон почувствует себя ущемленной в наличии каких-то ценностей, возникнет конфликтное состояние. Оно предполагает специфичное взаимодействие индивидов либо их объединений в рамках столкновения несовместимых интересов, позиций, взглядов - конфронтацию по поводу множества ресурсов жизнеобеспечения.

Польза и вред

В литературе присутствует два основных взгляда на конфликт. Одни авторы указывают на негативную его сторону, вторые, соответственно, на положительную. По сути, речь идет о благоприятных и неблагоприятных последствиях. Они могут быть интегративными или дезинтрегративными. Последние способствуют усилению ожесточения, разрушению нормальных партнерских отношений. Они отвлекают субъектов от решения актуальных и первоочередных задач. Интегративные последствия, напротив, способствуют усилению сплоченности, более четкому пониманию своих интересов, оперативному поиску выхода из сложных ситуаций.

Анализ

Изменения в общественных отношениях в современных условиях сопровождаются расширением области проявления конфликтов. Это обуславливается разными факторами. Если говорить о России, то предпосылками к расширению сферы выступает вовлеченность в общественную жизнь большого количества социальных групп и территорий. Последние населены и однородными по национальному составу и разнородными этносами. Межэтнические социальные конфликты порождают миграционные, конфессиональные, территориальные и прочие проблемы. Как указывают эксперты, в современной России имеют место два типа скрытого противодействия. Первое - конфликт работников и собственников производственных средств. Он обуславливается необходимостью адаптироваться к новым рыночным условиям, существенно отличающимся от существовавшей ранее модели хозяйствования. Во второй конфликт вовлечено бедное большинство и богатое меньшинство. Это противостояние сопровождает ускоренный процесс расслоения общества.

побудительные силы деятельности социальных групп, направленные на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей .

Отличное определение

Неполное определение

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ. С.И. - это форма, в которой индивид (социальная группа, сообщество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые ставит себе индивид (класс, общество).

Основная трудность в понимании интересов состоит в антиномии: с одной стороны, признано, что интерес является непосредственным побудительным мотивом деятельности человека, если иметь в виду материальную обусловленность его действий. С другой - интерес есть нечто внешнее, не зависящее от воли и сознания человека. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, является ли интерес в обоих своих качествах одним и тем же явлением, или одним термином обозначаются различные явления. По мнению А. Г. Здравомыслова, С.И. - это не просто социальное положение; это положение, рефлексирующееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие. В этом смысле С.И. является и объективным отношением, и одновременно субъективным побудителем, т.е. единством объективного и субъективного.

В структуре С.И. выделяют четыре основные момента: социальное положение субъекта, или совокупность его связей с обществом; степень осознания положения, которая может варьировать от непонимания через смутное ощущение до ясного осознания; мотивы деятельности, направленные на определенные объекты интереса; само действие, представляющее собой утверждение субъекта в объективном мире. С.И., таким образом, отражают социальное положение субъекта и определяются им же. Эту объективную зависимость С.И. индивидов от материальных условий их жизни можно квалифицировать как закономерность. Существует и вторая сторона данного вопроса - проблема включенности С.И. в процессы социально-экономического развития. С.И. могут сами влиять на общественные отношения, и это обратное влияние исследовано явно недостаточно (между тем оно нуждается в глубоком анализе). Проблема влияния С.И. на процессы социально-экономического развития связывается с проблемой субъекта исторического процесса, обладающего сознанием и способностью к целеполаганию.

Исходя из понимания того, что общественные отношения проявляются в виде С.И., можно сделать определенные выводы. Во-первых, С.И. всегда имеют своих носителей, т.е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в отношения между собой. Во-вторых, С.И. по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения (и выражающие их сущность общественные законы), проявляясь в С.И., обретают характер движущих сил общественного развития. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни общественные отношения как таковые еще не являются источниками движения. Они становятся ими, лишь выражаясь в С.И. субъектов действия. Так как С.И. есть форма выражения общественных отношений, то каждой общественной системе присущи своя особая структура С.И., свой специфический способ их взаимодействия.

В рамках определенного общественного устройства целесообразна структурализация С.И., связанная с: разделением труда и закреплением тех или иных родов деятельности за соответствующими социальными группами; формированием различных форм собственности и возникновением С.И. собственников; производством форм общения как компонентов, составляющих образ жизни людей; персонификацией общественных отношений, т.е. выработкой личностных типов, наиболее пригодных для данного способа производства, жизнедеятельности всего общества. Во всяком обществе, на основе развертывания его внутренних противоречий, складывается определенная иерархия С.И.; при этом удовлетворение и реализация С.И. более общего порядка есть условие удовлетворения С.И. меньшей степени общности. Вопрос о соотношении общих и частных С.И. имеет огромное значение для выработки стратегии социально-экономического развития и ее реализации в решении тактических вопросов. Общий С.И. выражает доминирующую тенденцию развития целого благодаря тому, что в нем наиболее полно выражается комплекс основных социальных противоречий. Вместе с тем неравномерность развития различных компонентов целого способна порождать противоречия между общими и частными С.И. Здесь опасны две крайности - игнорирование и недооценка общих интересов, выдвижение на первый план интересов составляющих частей и, напротив, отрыв общего интереса от своей собственной почвы, превращение общего интереса в абстрактный лозунг (идею), не подкрепляемый конкретными действиями в силу недостаточного развития, недостаточной подготовленности составных частей. И та, и другая крайности ведут к замедлению темпов общественного прогресса, к замедлению реализации как общих, так и частных С.И.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Стиль жизни

Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ», представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Как проявляется в действии стиль жизни индивидуума? Для ответа на этот вопрос мы должны ненадолго вернуться к понятиям неполноценности и компенсации, поскольку именно они лежат в основе наших стилей жизни. Адлер пришел к выводу, что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни - комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления - то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут - отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность - опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.



Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком - они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни: «Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть» (Adler, 1956, р. 133).

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни (Dreikurs, 1950). В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи. Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое - «степенью активности». Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, - это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы - два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь - как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес .Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, - социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl - термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

<Добровольная помощь в обеспечении питанием нуждающихся - одно из реальных проявлений социального интереса.>

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое «Я»

Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Фактически, оба они подчеркивали важность раннего опыта в формировании личности взрослого. Но, в отличие от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого «Я», входящей в систему взглядов Адлера.

Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди - это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер не полностью ответил на эти вопросы. Лучшим ответом на первый вопрос скорее всего будет следующий: творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением. В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.


Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интере-сы - это одна из важных движущих сил деятельности лю-бого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность мате-риальных и духовных благ, интересы человека, как правило, направлены на те общественные условия, которые позволяют удовлетворить соответствующую потребность. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).
Социальность интересов обусловлена тем, что в них всегда присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Таким образом, можно говорить о социальных интересах, т. е. интересах людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (поли-тическую партию, профессиональное объединение и т. п.). Набор специфических социальных интересов наряду с сово-купностью определенных прав и обязанностей - непремен-ный атрибут каждого социального статуса. В первую очередь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, соци-альные нормы, от которых зависит распределение благ, не-обходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся пер-спективах продвижения в социальном пространстве, отно-сится к проявлениям социальной дифференциации.
Социальный интерес лежит в основе любых форм состя-зательности, борьбы и сотрудничества между людьми. При-вычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким обра-зом статус законных интересов. Например, в многонацио-нальных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, от-крываются культурно-национальные общества. Любая по-пытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социаль-
ных групп, общностей, государств. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию, как правило, за счет интересов других групп и общностей. (Проиллюстрируйте это положение примерами.)
Современный мир представляет собой сложнейшую сис-тему взаимодействия реальных социальных интересов. Воз-росла взаимозависимость всех народов и государств. На пер-вый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации.

а) Социальная деятельность. Общение и обособлении как формы взаимодействия. Основным способом существования человека, проявления его социальной сущности является существование в форме деятельности. Для существования личности необходимо ее постоянное взаимодействие с социальной средой. Это взаимодействие осуществляется, с одной стороны, как потребление и познание социальной среды, а, с другой, как изменение этой среды.

Основными формами такого взаимодействия являются общение и обособление. В современной социологической литературе общение рассматривается как сложный и разносторонний процесс, проявляющийся в виде взаимодействия, взаимоотношения, взаимопонимания и сопереживания. Обособление – другая взаимопротивоположная сторона взаимодействия личности с социальной средой. Личность не только стремится к общению со своей средой, но и к обособлению, содержание которого заключается в приобретении человеком своей социальной сущности через формирование индивидуальности.

б) Потребности и интересы. Основным источником активности человека являются потребности. Именно потребности выступают в качестве непосредственной силы, приводящей в движение механизм человеческой деятельности. В самом общем смысле потребность – это отражение (проявление) противоречия между имеющимся (веществом, энергией, информацией) и необходимым для сохранения и прогрессивного изменения саморазвивающейся системы органического мира. Человеческая потребность есть проявление противоречия между имеющимся (веществом, энергией, информацией) и необходимым для сохранения и развития человека как биосоциальной системы. В реальной жизни (при осознании) она выступает как нужда, влечение, стремление к чему-то (веществу, энергии, информации). Необходимо подчеркнуть, что стремление к удовлетворению потребности связано не только с установлением равновесия в системе личность-среда (снятие напряжения через ликвидацию противоречия), но и с развитием личности.

Исходным моментом в этом процессе является то, что каждый индивид координирует свои поступки с конкретным состоянием социальной среды. Нормальное поведение любого человека представляет собой компромисс между возможностями, заложенными в обстоятельствах, и человеческими потребностями, постоянно нуждающимися в удовлетворении.

Проявление этих потребностей, а, следовательно, возможное поведение человека, представляет собой действие трех факторов: стремления к максимальной удовлетворенности, желания ограничиться минимумом неприятностей (избежать страданий), усвоенных культурных ценностей и норм, а также правил и норм, принятых в окружающей социальной среде. Важное значение для понимания сущности потребностей имеет их классификация.

в) Классификация потребностей. Материальные и духовные потребности. Попытки классифицировать потребности представляют значительную трудность. В самом общем виде различают потребности биологические и социальные. Биологические (физиологические) потребности – это потребности физического существования человека, требующие удовлетворения на уровне культурных и исторических стандартов общества и конкретной общности, к которой принадлежит человек. Биологические потребности иногда называют материальными. Речь идет о непосредственных потребностях людей, удовлетворение которых предполагает наличие определенных материальных средств – жилищ, продуктов питания, одежды, обуви и т. д.

Социальные (духовные) потребности предполагают стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, культуре, а также потребности в общении, признании, самоутверждении. Они отличаются от потребностей физического существования тем, что их удовлетворение связано не с потреблением конкретных вещей, не с физическими свойствами человеческого организма, а с развитием личности и общества как социокультурных систем.

г) Элементарные и вторичные потребности. Процесс образования потребностей включает в себя как возобновление уже имевшихся, так и появление новых потребностей. Для правильного понимания этого процесса все потребности можно разделить на два основных типа: элементарные и вторичные.

К элементарным относятся потребности в вещах и условиях существования, без которых личность погибнет: любая пища, любая одежда, любое жилище, примитивные знания, зачаточные формы общения и т. п. К вторичным относятся потребности более высокого уровня, предусматривающие возможность выбора.

Вторичные потребности возникают при достаточно высоких формах организации общественной жизни. При отсутствии выбора или возможностей его осуществления вторичные потребности либо не возникают, либо остаются в зачаточном состоянии.

Возможности удовлетворения элементарных и вторичных потребностей определяют уровень жизни, расположенный на шкале двух полярностей: нужда (недостаток в удовлетворении элементарных потребностей) и роскошь (предельно возможный при данном развитии общества максимум в удовлетворении вторичных потребностей).

Наряду с индивидуальными потребностями, в обществе возникают потребности групповые (от малых групп до страны в целом). При взаимодействии с другими группами (социальными общностями) они проявляются как общественные потребности. Осознаваясь индивидом, они выступают как социальный интерес. Рассматривая свойства человеческих потребностей, необходимо учитывать, что они существуют не на «паритетных» началах, а по принципу доминанты. Одни оказываются более насущными для субъекта, другие – менее.

д) Базовая потребность. В последнее время все большее внимание социологов привлекает идея выделения базовой потребности, которая может найти выход в удовлетворении любой другой из существующих потребностей. Идея выделения базовой потребности предполагает дать объяснение поведению личности в различных жизненных ситуациях.

Такой потребностью является потребность в самоутверждении. Через какую потребность находит выход базовая, определяющая потребность – зависит от многих факторов. Такими факторами могут быть способности личности, условия ее формирования и жизнедеятельности, цели, преследуемые обществом в процессе социализации личности. Именно потребность в самоутверждении детерминирует различные виды самореализации.

Потребность в самоутверждении, в отличие от других потребностей, не имеет заранее заданной направленности. Если, например, творческие потребности реализуются в творческой деятельности, потребность в вооружении навыками в познавательной деятельности, материальные – в потреблении материальных благ, то потребность в самоутверждении может удовлетворяться через удовлетворение любой из человеческих потребностей. Способ удовлетворения базовой потребности в самоутверждении зависит от способностей индивида, от уровня развития общества и т. д.

Самоутверждение может проявляться и в антисоциальной деятельности, в форме девиантного поведения. Жизнь знает немало примеров, когда самоутверждение личности происходили не по линии раскрытия ее сущностных сил, а в неумеренном потребительстве, жажде власти, аномическом сексуальном поведении и т. п.

е) Формы проявления потребностей. Разумеется, было бы неправильным считать, что потребности непосредственно определяют поведение человека. Между воздействием среды и деятельностью человека существует несколько промежуточных ступеней. Потребности субъективно проявляются в форме интересов, стремлений, желаний человека. Затем неизбежно следуют такие акты, как мотивация, установка и, наконец, действие.

Удовлетворяя потребности через фиксированную деятельность, личность формирует в своем сознании динамическую систему устойчивых чувств, привычек, умений и знаний, которые составляют опыт личности. Будучи составной частью сознания личности, опыт есть итоговая совокупность фиксированных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей. Социально обусловленный процесс аккумуляции, сохранения и воспроизведения опыта и знаний составляет память личности. Опыт прошлых поколений, не имеющий достаточного научного обоснования, переданный последующему поколению и используемый им, закрепляется в традициях.

ж) Мотивация социальной деятельности. Взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов образует механизм мотивации социальной деятельности. Под мотивацией понимается совокупность устойчивых побуждений (мотивов) личности, определяемая ее ценностной ориентацией. Через этот механизм происходит осознание личностью своих потребностей в качестве интересов. В механизме мотивации интерес выступает как сосредоточение внимания, как доминирующая потребность, возникающая в конкретной ситуации.

Интересы личностей проявляются в реальной жизни как социальные законы, выступают детерминантой их поведения, формируют цели деятельности. Цель в этом смысле понимается как ожидаемый и желаемый результат деятельности, обусловленный стремлением к его реализации (объективации).

Цель деятельности как идеальный прообраз будущего формируется на основе интересов социального субъекта.

Мотивы деятельности представляют собой отраженные в сознании людей потребности и интересы, выступающие как побудители к деятельности. Мотив выступает в качестве внутренней причины (побуждения) к деятельности. При переходе от интереса к цели деятельности могут возникать и внешние побудители или стимулы.

Стимул выступает в форме информации об изменении конкретной ситуации в обществе или группе или в форме прямого практического действия. Мотив – это стимул, преобразованный в цель. Мотив деятельности формируется через осознание индивидами содержания ценностных установок и выступает как фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.

з) Диспозиция личности. В результате взаимодействия мотивов и стимулов формируются диспозиции личности, выступающие в качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности. Диспозиция личности, выраженная в ее установке, проявляется в социальном поведении.

Диспозиция личности означает предрасположенность (установку) личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях на основе идеалов, норм и жизненных ценностей.

Поведение личности регулируется общей диспозиционной системой. В процессе жизнедеятельности личности ее диспозиционная система выполняет функцию регулятора поведения и проявляется как отношение к окружающей среде.

Отношение – это направленность активности (деятельности и поведения) конкретной личности на установление и поддержание связи с другими людьми на основе ее интересов. В этом смысле социальные отношения есть взаимодействие интересов субъектов (личностей), которые устанавливают связи между собой в зависимости от целей и убеждений, от понимания смысла своей деятельности.

Рассмотренные социально-психологические формы, в которых осуществляется переработка внешних воздействий личностью, образуют определенную социальную систему, обладающую особенностями, знание которых чрезвычайно важно для понимания механизма взаимодействия личности с социальной средой.

ЛИТЕРАТУРА

    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Уч. для вузов. – М., 2002.

    Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2009.

    Гидденс Э. Социология/ При участии К. Бердсолл: пер. с англ. Изд. 2-е. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

    Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Уч. пособ. М.: Центр социальн. прогнозир., 2003.

    Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). СПб., 2000.

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Уч. – М., 2005.

    Зборовский Г.Е. Общая социология: уч. для вузов. – Екатеринбург, 2003.

    Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология. Уч. пособие. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2007.

    Масионис Дж. Социология. 9 изд. – СПб.: Питер, 2004.

    Рахманова Ю.В. Социологическое исследование: методология, методика, техника. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб., 2002.

    Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Уч. пособ./ Под ред. В.А. Ядова. М.: Изд-во «Флинта» Моск. психол.-соц. инст., 2005.

    Социология/ Отв. ред. Воронцов А.В. СПб.: Изд-во «Союз», 2006.

    Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2007.

    Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2002.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

http://ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал.

http://soc.lib.ru/books.htm - Библиотека по социологии.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

    Библиотека публикаций: книги, статьи по социологии.

Социологческий словарь. http://www.rusword.org/articler/socio.php

    Социология по-новому. Библиотека социологической литературы. Учебники, статьи научных журналов. http://www.socioline.ru

    Социология, психология, управление. Электронная библиотека. http://soc.lib.ru