Гибкое сознание. Почему люди по-разному воспринимают информацию

Испокон веков люди мыслят по-разному, действуют по-разному и преуспевают по-разному. А потому рано или поздно возникает вопрос: почему люди разные, почему некоторые из них более умны или порядочны и нет ли чего-то такого, что делает их такими раз и навсегда? Мнения экспертов на этот счет разнятся. Некоторые утверждают, что у подобных отличий есть физические предпосылки и, следовательно, они неизбежны и неизменны. На протяжении веков2 к числу таких физических оснований относили шишки на черепе (френология), размер и форму черепа (краниология), а сегодня - гены.

Другие ученые указывали на огромные различия в жизни людей, в их опыте, образовании, а также в способах обучения. Возможно, вы удивитесь, узнав, что активным защитником данной позиции являлся Альфред Бине, изобретатель IQ-теста. А разве IQ-тест создавался не для определения «богом данных» умственных способностей детей? На самом деле нет. Бине, француз, работавший в Париже в начале ХХ века, составил этот тест для выявления учеников парижских муниципальных школ, которым обучение не приносило должной пользы, чтобы для этих детей разработали новые образовательные программы, способные помочь им войти в «колею». Он не отрицал наличие индивидуальных интеллектуальных особенностей, но верил, что обучение и тренировки способны привести к коренным переменам в умственных способностях детей. Вот цитата из одной из его основополагающих книг, «Современные идеи о детях», в которой он обобщает свою работу с сотнями школьников, испытывающих трудности с усвоением учебного материала:

«Некоторые современные философы... утверждают, что индивидуумы наделены фиксированным количеством умственных способностей и это количество нельзя увеличить. Мы должны реагировать и протестовать против такого бесчеловечного пессимизма... С помощью практики, обучения и прежде всего методики мы способны улучшить наши внимание, память, суждения и стать более умными, чем были прежде».

И кто прав? Сегодня большинство экспертов склоняются к мнению, что нельзя ставить вопрос «или-или». Природа или воспитание, гены или среда. С момента зачатия между тем и другим идет постоянное взаимодействие. Более того, как сказал знаменитый нейробиолог Гилберт Готлиб5, в процессе нашего развития гены и среда не просто взаимодействуют - гены требуют участия среды, чтобы они могли работать правильно.

Тем временем ученые выяснили, что люди наделены гораздо большими способностями для того, чтобы всю жизнь учиться и развивать свой мозг, чем предполагалось ранее. Конечно, каждый человек обладает своим, присущим только ему генетическим «приданым». На старте люди могут иметь разный характер и разные наклонности, но уже ясно, что опыт, обучение и их личные старания способны помочь им преодолеть разрыв. Как пишет Роберт Стернберг, современный гуру в области изучения интеллекта, основным фактором, от которого зависит, достигнет ли человек уровня компетентности в той или иной области, «является не какая-то заранее данная ему способность, а его целенаправленные усилия». Или, как признавал его предшественник Бине, не всегда люди, которые поначалу были самыми умными, оказываются самыми умными в итоге.

Экология жизни: Здоровье и красота. Строение сустава определяет объем и амплитуду движений и тут уж ничего не поделать. Кто-то легко приседает до земли, а другой испытывает боль при умеренном приседе - знак импинджмент-синдрома или защемления.

Изучаем строение тазобедренных суставов

Все люди анатомически разные. И скорее всего, вы уже слышали об анатомических различиях в строениях суставов, которые мешают сесть вам в идеальную бабочку как у соседки по йоге слева. Более того, упражнения, которые фантастически сработают для одного, практически невыполнимы для другого и почти бесполезны для третьего.

Определяется ли это регулярностью или частотой занятий, а может гибкость суставов зависит исключительно от "артроза" и эластичности связок? Гибкость и амплитуда движений снижаются с возрастом - избитая истина, в которой мы привыкли не сомневаться. Однако, по своему личному опыту, я ежедневно вижу довольно гибких женщин 40-60 лет и тревожно "нерастянутых" девушек около 20.

Сделайте несколько приседаний и обратите внимание на следующее: как широко вы расставляете ноги, корпус вперед или вертикально вверх, на каком уровне приседания пяткам приходится отрываться от пола, куда направлены коленные чашечки - вперед, внутрь или наружу? Можете ли вы сесть на корточки и насколько вы устойчивы в этом положении? Стопы полностью на полу?

А теперь обратимся к простым анатомическим вариациям, которые во многом определяют разные рисунки движения.

Важный базовый принцип работы сустава таков: вы не в силах растянуть кости. Если только сломать. Поэтому, строение сустава определяет объем движений и тут уж ничего не поделать.

Обычно шейка бедра, вернее, угол под которым она присоединяется к тазу, прилично индивидуален.

Выделяют три категории:

  • coxa valga (более вертикальная позиция);
  • coxa vara (горизонтальная позиция);
  • и усредненное положение - угол 40-50, которое называют нормальным (как и все среднее, посмею сказать).

Забавнее всего, что, по статистике, именно нормальный угол встречается реже. Погружаясь глубже в анатомические дебри, я замечу, что тема антеверсии и ретроверсии таза (раскрытая в предыдущих постах) тесно завязана с настоящей. Угол между головкой бедра и длинной костной оси может быть направлен вперед - головка спереди по отношению к телу бедренной кости - антеверсия; или назад - головка бедра сзади тела кости) - ретроверсия. Степень отклонения, вы уже догадались, тоже широко варьирует.

Вертлужная впадина - круглая выемка на боковой поверхности таза, куда вставляется бедра также может обладать разным дизайном - быть открытой больше кзади (мах ногой назад выразительнее) или вперед (нападать на такого лучше сзади, потому что удар ногой вперед запомниться ярче). Различии простираются аж до 30 градусов, поэтому амплитуда движений сильно различается тоже.

Куда вам легче махать ногой вперед? назад? в сторону?

Но и это не все, матушка-природа одарила нас разной формой вертлужной впадины - круглая, овальная, С-образная, глубокая и более плоская. Да, это тоже влияет на рисунок движения. Ну и заодно - правое и левое не обязаны быть одинаковыми.

Да, кто-то легко приседает до земли, а другой испытывает боль при умеренном приседе - знак импинджмент-синдрома или защемления. Если приседание или даже сгибание в тазобедренных суставах вызывает боль, я бы посоветовала избегать подобных движений во избежание травмы. опубликовано

18. Почему люди по-разному рассказывают об одном и том же эпизоде!

Психолог Элизабет Лофтус объясняет это следующим образом: «Это происходит потому, что мы часто видим вещи не такими, какими они являются на самом деле». Возможно ли, чтобы некий волшебный фильтр, образованный слагаемыми человеческой личности, незаметно вершил работу по отбору информации? Избирательность памяти кажется загадкой для любого человека, который плохо знает себя. Поскольку память субъективна и большую часть времени свободна от необходимости подчиняться объективной реальности, наши воспоминания дают четкое представление о нашей личности: нашей системе ценностей, наших взглядах, культуре, предрассудках и пр. Это особенно верно для ситуаций, которые длятся всего несколько секунд и не дают времени на размышления. Объективная оценка действительности требует времени и развитой наблюдательности. Только в определенных контекстах с четко установленными объективными критериями (работа, учеба) мы находим некий универсальный стандарт, согласно которому должен происходить отбор информации, подлежащей записи. Но даже в этих случаях у разных людей можно заметить разницу в интерпретации воспринимаемой информации и в расстановке акцентов. Это объясняется тем, что работа памяти происходит на двух совершенно независимых уровнях - эмоциональном и логическом, над которыми мы можем осуществлять лишь относительный и частичный контроль.

Это напоминает мне американскую пьесу «Дозволено каждому». На сцене совершается убийство, и актеры отказываются сотрудничать с детективом. Тогда он обращается к зрителям и просит нескольких свидетелей из их числа дать показания. Создается впечатление, что все видели совершенно разные вещи - особенно когда дело доходит до деталей. Такое положение вполне типично для обычного внимания - пассивного и несосредоточенного. Механизм его работы можно усовершенствовать с помощью активного наблюдения. Вы можете тренироваться в умении сосредоточиваться, наблюдать и запоминать картины действительности, используя объективные критерии - как это делают театральные критики и детективы.

Даже история не свободна от субъективных оценок историков. Хорошей иллюстрацией может служить история Рашомона в фильме Куросавы. У каждого из его героев есть своя версия одного и того же происшествия, и в результате зритель так и остается в неведении относительно подлинного хода событий. Любому адвокату по уголовным делам известно, что иногда бывает просто невозможно докопаться до истины, погребенной под множеством противоречивых свидетельских показаний.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

Из книги Турбо-Суслик. Как прекратить трахать себе мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

3. Почему люди видят сны? Теперь читателю нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка ослабить напряжение Ид галлюцинацией осуществления какого-нибудь желания. Ид непрерывно стремится к удовлетворению и наяву, и во сне. В часы бодрствования его прямому выражению

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

Сказочка о корневом эпизоде Потрясающе много людей теряют годы на такое глупое занятие, как «поиск корневого эпизода». Почему-то огромная масса народу верит в то, что есть какой-то «корневой» эпизод, который можно разрулить, и автоматически разрулятся все их сегодняшние

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

Почему люди верят? Если Г. Л. Менкен был прав, предполагая, что «страстно верить в явную ложь - основное занятие человечества», то мы должны задаться вопросом, почему это происходит. Если, например, люди верят в несуществующую экстрасенсорную интуицию, то возникает

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

3. Почему люди видят сны? С учетом всего вышесказанного читателю теперь должно быть нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка ослабить напряжение Ид с помощью галлюцинации исполнения какого-нибудь желания. Ид стремится к удовлетворению непрерывно, как наяву, так

Из книги Интроверты [Как использовать особенности своего характера] автора Кейн Сьюзан

ПОЧЕМУ ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ ИЛИ УМАЛЧИВАЮТ Причины существования барьера Дети чувствуют себя не жертвами, а ответственными за происшедшее. Дети боятся, что взрослые им не поверят. Дети верят в угрозы со стороны обидчиков. Дети не хотят расстраивать взрослых. Дети

Из книги Вредные люди вокруг нас [Как с ними бороться?] автора Гласс Лилиан

Глава 7 Почему на Уолл-стрит произошел крах, а Уоррен Баффет по-прежнему процветает Интроверты и экстраверты по-разному мыслят (и реагируют на дофамин) Токвилль понимал, что в мире постоянного действия и принятия решений, который сформировался под влиянием

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

Почему эти люди вредны? По моему глубокому убеждению, настоящих злодеев на свете немного. Все мы родились невинными, прелестны­ми, счастливыми, открытыми, добродушными и милыми. Исследования показали, что младенцы не рождаются злы­ми и ненавидящими.Мы не знаем,

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

3 Любовь к домашним животным Почему люди (и только люди) любят своих питомцев Считайте животных-компаньонов почти людьми - и не слишком ошибетесь. М. Б. Холбрук Июль 2007 года. Антуан, молодой француз чуть за двадцать, подходит к девушке, прогуливающейся по большому

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Почему люди разные? Испокон веков люди мыслят по-разному, действуют по-разному и преуспевают по-разному. А потому рано или поздно возникает вопрос: почему люди разные, почему некоторые из них более умны или порядочны и нет ли чего-то такого, что делает их такими раз и

Из книги Быть или иметь? [Психология культуры потребления] автора Кассер Тим

Почему люди опаздывают? Любой, даже самый ответственный человек иногда опаздывает. Но одно дело, когда опоздание – исключение из правила или следствие объективных внешних причин, другое – когда человек опаздывает регулярно, независимо от обстоятельств. В первом случае

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

Почему люди по-разному усваивают материалистические ценности Учитывая, что массированному воздействию культурных месседжей, поощряющих материалистическое отношение к жизни, подвергается практически каждый из нас, возникает вопрос, почему же одни принимают

Из книги Антистресс в большом городе автора Царенко Наталья

Из книги автора

Почему мужчины и женщины мыслят настолько по-разному Одной из наиболее болезненных причин для стрессов в современном мире являются ссоры и конфликты между влюбленными, мужьями и женами, братьями и сестрами, отцами и дочерьми… и все из-за чего? Из-за совершено различного

Из книги автора

Почему мы болеем настолько по-разному. Уход в болезнь и бегство от болезни Болеют, безусловно, все – никто не застрахован ни от простуды, ни от несчастного случая.Однако вот ведь парадокс: для одних из нас любая, даже самая пустяковая болезнь – тяжелый удар, нарушение

Пишет об интересных и полезных вещах. Изучает Адизеса и не только. Считает, что каждый человек может заниматься тем делом, которое приносит ему удовольствие. Стоит только сильно этого захотеть.

Однажды у Адизеса спросили: " Почему люди по-разному воспринимают информацию? "

Ицхак Адизес

Я узнал о восприятиях от своих , когда они только учились ходить. Однажды старший из них, Топаз, сидел на стуле, размахивая ложкой и разбрасывая вокруг себя содержимое своей тарелки. Неожиданно он указал на что-то и закричал: «Мое». Я был удивлен тем, что мой сын стал проявлять капиталистические наклонности в таком раннем возрасте. Почему он оказался таким материалистом, таким любителем частной собственности? Что происходит с его воспитанием? Почему его первыми словами были не слова «любить» или «давать»? Затем, приблизительно через пятнадцать месяцев, мой второй сын, Шохам, повел себя точно так же примерно в том же самом возрасте.

Несколько лет спустя, когда я читал лекции по всему миру, я узнал, что дети кричат «мое» примерно в одном и том же возрасте во всех странах и на всех языках. Мне захотелось выяснить, почему это происходит.


Получив многолетний опыт работы в разных , я понял, что взрослые – это просто подросшие дети. Они также постоянно кричат «мое». После нескольких лет наблюдений я сделал следующее открытие. Ситуация может восприниматься тремя разными способами или посредством любой их комбинации.

Первое восприятие реальности определяется словом «есть» (существует). Это сегодняшняя . Она существует сейчас. Например, вы слушаете меня в данный момент, однако «есть» – это не обязательно то, что «должно быть», которое соответствует второму восприятию. Возможно, когда вы слушаете меня, вам приходит на ум, что вы «должны» в данный момент работать или делать что-то еще.

Возможно, вы «должны» находиться со своими детьми. Какой-то слабый голос в глубине вашего говорит, что вы «должны» делать вместо того, что вы сейчас делаете.

Третье восприятие определяется тем, что вы «хотите» делать. В то время как вы слушаете меня и думаете о том, что вы должны находиться в офисе, в действительности вы «хотите» быть в отпуске. Это очень похоже на внутренний конфликт. Это конфликт между тем, что вы «делаете», тем, что, по вашему мнению, вы «должны» делать, и тем, что вы «хотите» делать. И это вызывает болезненные ощущения.

В истории можно найти немало примеров войн, начатых вследствие. К примеру, действия Гитлера в конце Второй мировой войны. Он руководил военными действиями в Европе, измеряя расстояния на карте пальцами, игнорируя реалии и безжалостно казня людей, сообщавших ему плохие новости.

Люди с разными стилями воспринимают реальность по-разному. Например, какую тенденцию демонстрируют Предприниматели E? Что определяет их действия: «хочу», «должно быть» или «есть»? Они руководствуются своими желаниями. Они путают «хочу» и «есть». Их стиль определяется следующей формулой: «Так как я это “хочу”, то это “есть”». Вот почему типичный E может сказать: «Мы продали товаров на миллион долларов». Если A попросит показать ему контракт, то E ответит: «Мы должны встретиться с клиентом на следующей неделе, чтобы принять окончательное решение».

Вы понимаете, что здесь происходит? E путает «хочу» и «есть». «Так как я это “хочу”, то это “есть”». E может также заявить: «Мы являемся лидерами в своей отрасли». Но что он имеет в виду? Что мы уже «являемся» лидерами, что мы «должны быть» лидерами или мы «хотим» ими стать?

Да, вы правы. Это напоминает мне одного , заявившего на собрании: «Мы лучшая компания в отрасли». Так как эти слова вызвали недоумение присутствующих, то он быстро поправился: «У нас есть все необходимое для того, чтобы стать лучшими».

А кто воспринимает то, что должно быть, как будто это есть на самом деле? Разумеется, Администратор (A). Если вы спросите его: «У нас есть решение этой проблемы?» – то он может вам ответить: «Конечно, есть. Мы потратили на него миллион долларов, не так ли?» Вы можете подвергнуть сомнению его заявление: «Минутку. Я знаю, что мы “должны” иметь решение, потому что потратили на него миллион долларов, но вопрос не в этом. Мы действительно имеем решение?» Ведь фактически мы имеем решение только тогда, когда оно работает.

Представитель какого типа менеджеров воспринимает то, что «есть» как данность? Производители (P). Для них есть только то, что есть. Независимо от того, что они хотят и что должно быть.

А кто постоянно ходит вокруг да около, так, что вы не можете понять, «есть» ли то, во что они верят, является ли то, что «есть», тем, чего они «хотят», или тем, что, по их мнению, «должно быть»? Интегратор (I). Он способен понимать различия и то, что говорят разные люди, потому что они не обладают эксклюзивным процессом, посредством которого он приходит к реальному положению дел. В то же время он не раскрывает своих мыслей, так как сначала хотят прочитать ваши. Он понимает то, что «есть», иначе. Это может породить серьезную неразбериху. Неразбериха обусловлена тем фактом, что разные люди воспринимают мир по-разному.

Все, что люди воспринимают, имеет для них эмоциональную окраску. Мало того, разные люди не просто видят один и тот же мир в разном эмоциональном цвете, они просто видят разные вещи. Иногда не замечают того, что воспринимают другие, и, напротив, видят то, что как будто скрыто от всех. Восприятие одного и того же события отличается у гражданского служащего и военного, у женщины и мужчины, старшего и младшего ребенка в семье, богатого и нищего, сытого и голодного.

Народная мудрость хорошо описывает эти явления – видеть соломинку и не замечать бревна, у страха глаза велики, любовь слепа. Какие же объяснения дает психология?

Люди имеют разные потребности, ожидания, страхи. Каждому человеку для различения разных сигналов нужна их разная сила. Например, чтобы услышать свое имя, достаточно невысокой громкости и даже намека на звуковой образ имени, а для того, чтобы расслышать неприятную просьбу, нужна большая громкость и четкость сигнала. И люди не притворяются глухими — они, правда, так слышат.

За избирательное восприятие отвечает бессознательная часть психики, которая лучше всего знает истинные потребности человека.

Основные механизмы избирательности восприятия

  1. Здоровая настороженность. Прежде и лучше всего распознаются стимулы, указывающие на угрозу физической или психологической целостности человека. Прошлый опыт усиливает бдительность — пуганая ворона куста боится.
  2. Настрой на достижение. Достаточно быстро и качественно воспринимаются сигналы о возможности удовлетворения потребностей. Человек распознает полустертый текст, невнятную речь, если от них зависит исполнение желания.
  3. Психологическая защита. Хуже всего распознаются и больше всего искажаются стимулы, несущие информацию о возможном неудовлетворении потребностей, обманутых ожиданиях, неудовольствии. Человеку неприятно видеть нечто, и он не видит — не верит глазам своим, не замечает препятствий.

Параметры, которые часто искажаются в восприятии

  • Пространство. Приятные объекты кажутся ближе, поэтому люди часто говорят себе «дойду», видя красивую гору.
  • Размеры. Бедным людям монеты представляются крупнее, чем богатым. Женщины с положительным отношением к своей фигуре оценивают себя более тонкими, а женщины, недовольные собой, видят себя толще, чем на самом деле. По рисункам детей видно, кто, особенно крупный, имеет для него значение в семье.
  • Время. 6 часов без доступа в Интернет подростки воспринимают как вечность, в ночь в социальных сетях как всего-то пару часов.
  • Причинно-следственные отношения. Причиной успехов люди склонны считать себя, а источником неудач – других или обстоятельства.
  • Вероятность события. У каждого человека своя шкала редких, частых, невероятных событий – погодных явлений, благородных и низких человеческих поступков, социальных перемен. Важность события искажает восприятие его вероятности. Каков шанс встретить рыцаря на белом коне? А девочки прогнозируют это как обязательное событие.
  • Неопределенная информация – широкое поле для субъективного восприятия. На этом построены знаменитые тесты чернильных пятен Роршаха, в которых каждый видит свой образ.

Что дают искажения восприятия?

Равновесие принципов настороженности, восприимчивости, психологической защиты позволяет человеку сохранять положительный эмоциональный фон, ориентироваться в реальности, уклоняться от опасностей и удовлетворять свои потребности.