Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Личность как объект и субъект социального развития

В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид - отдельно взятый человек.

Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.

Это сложнейшее понятие, изучение которого проходит на стыке природного и общественного. Более того, представители различающихся школ и направлений рассматривают его через призму предмета своей науки.

  1. Социально-биологическая школа (З. Фрейд и др.), связана с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.
  2. Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид) , в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:
  • представления о том, как его воспринимают другие люди;
  • представления о том, как они его оценивают;
  • как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории“зеркального Я” личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы .

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

  1. Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс) , по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
  2. Антропологическая школа (М. Лундман) , не разделяющая понятия “человек” и “личность”.
  3. Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.
  4. Социологический подход , которым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли.

Исходя из вышеприведенных теоретических положений, можно определить личность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека .

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

  1. собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
  2. специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);
  3. нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы — это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее и роль .

Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус , т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции , на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей . Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности , а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этимогут быть внутриролевые , межролевые и личностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости.В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности , т. е. качества,которыми обладают многие индивиды , находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

Социальный тип личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный ,базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер - это ядро структуры характера,свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера :рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительский и рыночный .Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций .

  1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.
  2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
  3. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

Показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества

Рассмотрим разные концепции, представленные , — М. Вебером и К. Марксом.

М. Вебер видит в роли субъекта общественной жизни только отдельных индивидов , которые действуют осмысленно. А такие социальные тотальности, как “классы”, “общество”, “государство”, по его мнению, целиком абстрактны и не могут подвергаться социальному анализу.

Другое решение данной проблемы содержит теория К. Маркса . В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода.

Тем не менее нужно обязательно иметь в виду, что в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать и тогда тормозит исторический процесс.

Как же представлена в этой теории интересующая нас проблема: личность и общество. Мы видим, что личность здесь признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект , но и объект общества . Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений . Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все-таки остается. Согласно Марксу, история есть и не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

А теперь вернемся в реальную действительность, жизнь современных россиян XXI в. Советское тоталитарное государство рухнуло. Возникли новые общественные условия, ценности. И оказалось, что многие люди не могут их воспринять, освоить, усвоить, найти свой новый путь в столь сложное время. Отсюда и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества — преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства.

Очевидно, пройдет время и люди научатся жить в новых социальных условиях, искать и находить смысл жизни, но для этого нужен опыт свободы. Она породила вакуум существования, сломав традиции, сословия и прочее, она же и научит, чем его заполнить. На Западе люди уже делают некоторые успехи в этом направлении — они дольше учились. Очень интересные идеи на этот счет высказывает австрийский ученый доктор В. Франкл. Он считает, что для человека свойственно стремиться к тому, чтобы жизнь его была осмысленной. Если смысла нет — это тяжелейшее состояние личности. Нет никакого общего для всех людей смысла жизни, он уникален для каждого. Смысл жизни, считает Франкл, нельзя придумать, изобрести; его нужно найти, он существует объективно вне человека. Напряжение, которое возникает между человеком и внешним смыслом, — нормальное, здоровое состояние психики.

Несмотря на то, что смысл жизни каждого уникален, путей, которыми человек может сделать свою жизнь осмысленной, не так уж и много: что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); что мы берем от мира (в смысле переживаний, ценностей); какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить. В соответствии с этим можно выделить три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношений. Реализация ценностей (или хотя бы одной из них) может помочь осмыслить человеческую жизнь. Если человек делает что-то сверх предписанных обязанностей, привносит что-то свое в работу, то это уже осмысленная жизнь. Однако смысл жизни может дать и переживание, например, любовь. Даже одно-единственное ярчайшее переживание сделает осмысленной прошлую жизнь. Но глубже третья группа ценностей — ценности отношения. К ним человек вынужден прибегать тогда, когда не может изменить обстоятельства, когда попадает в экстремальную ситуацию (безнадежно болен, лишен свободы, потерял любимого человека и т. п.). При любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию, ибо жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.

Вывод можно сделать достаточно оптимистический: несмотря на духовный кризис у многих людей современного мира, выход из этого состояния все-таки найдется по мере того, кaк люди будут осваивать новые свободные формы жизни, возможности самореализации своих способностей, достижения жизненных целей.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все разнообразные виды деятельности ицели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:

  1. стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни, заработать очередной миллион;
  2. стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, покорить очередную вершину и т. п.;
  3. стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:

  • объективных социальных условий, которые общество (государство) может предоставить личности для ее самореализации;
  • принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);
  • социально-психологических качеств самой личности.

Например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненногоблагополучия. В демократическом обществе с развитымирыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха . В социальном обществе (государстве),в котором для подавляющего большинства граждан решеныосновные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации .

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от техили иных обстоятельств. Так, индивид в полной мере реализовал стратегиюжизненного успеха и решил ориентироваться на новую стратегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии(потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.).

ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности

    Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

    Типология личности

    Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества

    Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом факторов:

1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

3) личность представляет собой индикатор общественного развития.

Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов .

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня :

1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.

К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Человек - биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид - отдельно взятый человек.

Социология рассматривает человека не как биологический организм, а как социальное явление - социальную сущность.
«Человек» - понятие, обозначающее определенный вид живой природы. «Человеческий индивид» - обозначает отдельного представителя человеческого вида, определенную часть человеческого сообщества.
Вместе с тем, каждый человек обладает своими особенными индивидуальными чертами, выделяющими его из человеческого сообщества.

Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”

в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. При этом следует отметить, что чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами. И наоборот, чем оно более развито и демократично, тем больше возможностей у его членов к развитию своей индивидуальности. Следовательно, личность - продукт социальной жизни, который активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.
На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др.
Затем - коллективы учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые. Далее - трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями.
Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь. Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.
Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации - процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.
Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям.
Поэтому можно утверждать, что личность является не только продуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом.
Следовательно, социализация - процесс усвоения личностью социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей (в широком понимании - культуры) общества, в котором личность осуществляет свою жизнедеятельность.
Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей.


Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Социальный тип личности - это отражение совокупности повторяющихся существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность

По К. Марксу, личность - это не только субъект, но и объект общественного развития. Ее жизнедеятельность определяется обществом в виде социальных условий существования, наследием прошлого, объективными законами истории. Личность влияет на ход исторического развития через практику, освоение в процессе труда объективного мира, его преобразование.

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1. Личность как социальная система. Структура личности

2. Личность в системе социальных связей и отношений

3. Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

1. Личность как социальная система. Структура личности

Что такое личность и какова ее сущность? Прежде всего следует подчеркнуть, что «личность» − одно из тех понятий в социологии, которое трактуется неоднозначно.. Существуют различные подходы к определению личности, пониманию ее сущности.

Рассмотрим два основных подхода – нормативный и социологический. Первый связывает это понятие с набором положительных признаков, относящихся к сознанию и деятельности человека. Отсюда даются определения, в которых личность характеризуется набором положительных черт, таких, например, как высокая нравственность, сознательность, ответственность и т.д.

Суть второго подхода состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами.

Таким образом, в первом случае личность рассматривается как нормативное понятие, во втором же – личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного взаимодействия с обществом и другими людьми.

Второй подход наиболее важен с точки зрения социологии, в которой отдельный человек рассматривается не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, несущей отпечаток некоторых социально-типичных черт.

Развитие человека как личности предполагает развитие взаимосвязи человека и общества. Отдельный человек может существовать, реально выявлять и развивать свои способности только в обществе других людей. Следовательно, социальную сущность человек приобретает только в обществе и при помощи общества.

Человек – существо не только биологическое, но и социальное. «Личность, – как справедливо отмечал Е.А.Ануфриев, – понятие преимущественно социальное. Оно характеризует человека как субъекта социальной жизни. И когда о человеке говорится как о личности, то имеется в виду прежде всего то, как проявляются в его конкретной деятельности экономические, идейно-политические, моральные и иные общественные отношения». (См.: Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. − М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 99).

Общий уровень социального развития человека непосредственно связан с его индивидуальным бытием. Поэтому очень важно рассмотреть диалектическое соотношение социального и индивидуального в человеке как условие его личностного развития. И начать это следует с анализа понятий «индивид» и «индивидуальность».

Словом «индивид» обозначается человек как единичный представитель какого-то целого – биологического рода или социальной группы. Понятие же «индивидуальности» охватывает те специфические природные и социальные качества и особенности человека, которые сложились у него на основе унаследованных биологических предпосылок и его индивидуального социально-экономического положения в историческом процессе развития.

По вопросу о том, являются ли понятия «индивидуальность» и «личность» однозначными, существуют различные точки зрения. Исходным моментом для социологической науки служит то, что каждый человек, обладающий сознанием и способный к самостоятельному действию в обществе, является личностью.

Согласно другой точке зрения только избранные лица, выдвинувшиеся из массы других людей, благодаря своей выдающейся деятельности и способностям, социальному положению или специфическим индивидуальным качествам, становятся личностями.

Такое утверждение теоретически ошибочно и практически вредно, потому что неизбежно приводит к делению людей на «элиту» и «безличных», анонимных индивидов. Социологическая наука подходит к личности как к исторически конкретной индивидуальной целостности, занятой своей практической деятельностью и выступающей в роли субъекта познания и развития. Человек формируется как личность в той степени, в какой он при данных общественных условиях практически действует как субъект общественного и собственного развития.

Из всего этого можно сделать вывод, что личность является субъектом общественных отношений, своеобразной частицей общества, в которой отражаются все явления общественной жизни. Следовательно, личность нельзя рассматривать изолированно от общества, от социальных условий, в которых она формируется и действует. Это значит, что в свойствах общества отражаются свойства личности, и наоборот. Но при этом личность никогда не поглощается обществом. Более того, оно активно содействует развитию личности, создает все необходимые условия для ее социализации.

Исследование личности немыслимо без изучения ее структуры. Только при помощи раскрытия структуры личности можно понять ее отдельные элементы и взаимосвязи между ними. Различные формы бытия человека предопределяют наличие нескольких структур: органической, психологической, социальной. Нас сейчас интересует социальная структура личности, важнейшими элементами которой являются индивидуальное сознание, ценностная ориентация, деятельность и культура.

Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием. По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды, откуда сознание индивида черпает жизненный материал. Для индивида общественное сознание предстает в виде суммы знаний и опыта, политических, правовых, нравственных и других принципов, норм, оценок и традиций.

Индивидуальное сознание отличается от общественного не только меньшим объемом, но и способом отражательной деятельности, хранения информации. Это обусловлено своеобразием внутреннего духовного мира личности, заключающегося в тех свойствах и состояниях, посредством которых человек усваивает мир и воздействует на него.

Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Совокупность ценностных ориентаций есть направленность личности, которая выражается в миропонимании, нравственных принципах, политических взглядах. В обобщенном виде направленность выступает как убеждение. Направленность как один из ведущих элементов в структуре личности оказывает определяющее воздействие на другие ее элементы: на объем знаний, характер деятельности, стиль поведения и т.д.

В свою очередь культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. А последняя является способом реализации его потребностей и интересов.

2. Личность в системе социальных связей и отношений

Для того чтобы исследование проблемы взаимосвязи и взаимодействия личности и общества было достаточно полным, необходимо показать положение и роль личности в системе общественных связей, представляющих собой совокупность социальных контактов и социальных взаимодействий.

Будучи задействованной в системе социальных связей, личность постоянно общается с другими людьми, занимает определенное положение и выполняет различные социальные роли и функции в обществе.

Социальная роль личности выступает как совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека в обществе и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.

Известно, что деятельность личности происходит в различных сферах общественной жизни: материальной, (экономической), социальной, политической и духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определенное место и положение, соответствующее ее физическому, интеллектуальному, нравственному потенциалу или способностям, а следовательно, в каждой из сфер личность выступает в конкретной роли. Так, в сфере материально-производственной личность может выступить как производитель материальных благ (рабочий, фермер, кооператор и др.); в политической – в роли общественного деятеля (депутата парламента, члена партии, избирателя и т.п.); в социальной – в роли учителя, врача, инженера, работника торговли и т.д.; в духовной – как создатель и потребитель духовных ценностей (художник, ученый, читатель библиотеки, участник художественной самодеятельности и т.д.). И при определении и оценке социальной роли, конечно же, следует исходить из совокупности выполняемых личностью ролей и функций.

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом личности. Социальный статус – это понятие, которое показывает место личности в системе социальных связей и отношений и определяемую им систему социальных функций личности.

Обретение личностью социального статуса происходит, с одной стороны, благодаря наследуемым признакам, т.е. социальному положению, происхождению, принадлежности к определенному полу, национальности, этносу, а с другой – благодаря собственным усилиям (получению образования, профессии).

В социологии считается, что социальные роли и функции, статус образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры, свойств.

Следует подчеркнуть, что социальные роли, функции и статус личности возникают не сами по себе. Они являются своеобразным предписанием той социальной среды, в которой находится личность. Выполнение этих предписаний возможно лишь при наличии у человека определенных способностей, уровня подготовки, необходимых социальных качеств. И в зависимости от этого общество, социальная среда делают отбор личностей, обладающих всеми требуемыми свойствами и качествами.

Но общество и социальная среда не ограничиваются только отбором людей для выполнения тех или иных ролей и функций, они также осуществляют контроль за их исполнением в соответствии с принятыми в обществе ролевыми ожиданиями. Это значит, что каждая личность несет ответственность перед обществом за исполнение своих ролей и функций, Иными словами, выполнение личностью предписанной социальной роли и социальных функций оценивается степенью ее ответственности перед обществом, другими людьми.

Понятие «социальная ответственность» используется для обозначения меры социальности, степени свободы совокупной деятельности. Как показывает социальная практика, далеко не каждый индивид готов нести бремя ответственности за результаты своей деятельности, за последствия своих поступков. Высокий уровень развития демократии, подлинная свобода создают возможности для формирования нового типа личности, отличительными чертами которой являются высокий уровень сознания, готовность активно участвовать в общественной жизни, взять на себя ответственность за результаты своей деятельности перед обществом.

Ответственного человека характеризуют высокая внутренняя организация, самодисциплина, обязательность, единство слова и дела и т.д. Именно эти качества в совокупности делают социальные роли и функции личности более эффективными.

3. Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

Сущностная характеристика личности, ее взаимодействие с обществом будет неполной без анализа природы, причин и механизмов ее отчуждения как особого социального феномена.

Следует подчеркнуть, что проблема отчуждения личности в современной общественной, в том числе и социологической, науке является одной из мало разработанных. Причина тому заключалась в том, что в советские годы в официальной идеологии господствовало мнение, что отчуждение как социальное явление имманентно и присуще только капитализму и что социализм делает невозможным отчуждение личности. Именно это было одной из главных причин того, что наши ученые продолжительное время не обращались к этой теме.

Общее определение отчуждения впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс в своей работе «Немецкая идеология». (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. − Т.3. – С. 32.) Отчуждение, по их мнению, есть «консолидированное нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчеты». Иными словами, отчуждение – это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда личности отчуждается от нее и превращается в противостоящую ей силу.

Существуют различные источники и причины отчуждения. Таковыми, например, являются отношения собственности. Социально-экономическое отчуждение возможно в условиях, когда на основе существующих различных форм собственности происходит имущественное, социальное расслоение, противопоставление интересов большинства членов общества интересам меньшинства, в руках которых находится основная доля национального богатства, используемая не в интересах общества, а в собственных интересах.

Основой и причиной отчуждения могут быть и субъективные факторы. Так, экономическая и социальная политика государства, проводимая не в интересах всех граждан, а в интересах коррумпированных слоев, групп общества, ведет к противопоставлению экономически и политически господствующей элиты основной массе населения.

Говоря об отчуждении в России в недалеком прошлом, следует сказать, что в его основе лежали процессы, характерные для тоталитарных систем. В условиях административно-командных методов хозяйствования, когда абсолютизировались государственные формы собственности, сложилась ситуация, при которой происходило отчуждение человека от собственности. Государственная собственность нашла бессодержательную форму, исключавшую реальную заинтересованность в ее эффективном использовании и приумножении, которая привела к потере чувства хозяина, что и привело к экономическому отчуждению.

Аналогичное произошло и в социально-политической и духовной жизни. Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства привело к отстранению основной массы членов общества от реального участия в осуществлении власти, в решении государственных и общественных дел. А деформация социальных ценностей, расхождение слова и дела привели к психологическому отчуждению, понижению статуса знания, профессионализации значимости нравственного содержания труда. В результате люди самоустранились от общественных дел, личность предстала в роли пассивного исполнителя.

Что касается причин духовного отчуждения, то следует подчеркнуть то, что оно было порождено негативными процессами в духовной сфере и связано прежде всего с деформацией сознания. Под влиянием комплекса экономических, социально-политических факторов произошел определенный процесс в сознании и поведении личности, что нашло свое отражение в потере веры в идеалы, изменении ценностной ориентации, развитии равнодушия и т.д. И одной из основных причин этому является тотальный контроль над духовной сферой, ограничение свободы социального творчества. Таким образом, господство административно-командной системы, деформация экономических, политических и духовных отношений привели к отчуждению личности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Радикальные преобразования во всех сферах жизни положили начало преодолению отчуждения личности. И сегодня уже более или менее четко просматриваются пути решения этой проблемы. Все обновления, проводимые в стране, должны помочь устранить истоки и причины отчуждения личности.

И решается эта проблема по следующим направлениям:

Экономическое отчуждение преодолевается в результате экономических реформ (разгосударствления, приватизации, введения многообразных форм собственности и др.), которые способствуют возрождению и развитию чувства хозяина;

Реформа политической системы, демократизация всех сфер общественной жизни обеспечивают преодоление политического отчуждения. В результате преобразований в области политической жизни (совершенствование избирательной системы, расширение и гарантия прав и свобод граждан) создается надежная основа для создания подлинного народовластия и превращения каждого человека в активного субъекта политической жизни;

Проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий труда и жизни людей, создания необходимых предпосылок и возможностей для удовлетворения основных социальных запросов и нужд граждан;

Отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, предотвращения коммерциализации культуры, обеспечение широкого доступа людей к искусству, науке, образованию, всемерного повышения уровня общественного и индивидуального сознания.

Итак, нами была сделана попытка рассмотреть важнейшие аспекты проблемы взаимоотношений личности и общества, дать целостную характеристику личности, ее места в системе социальных связей, показать механизмы взаимодействия личности и общества, истоки и причины отчуждения личности, формы его проявления и пути преодоления.

Глубокое знание этих вопросов, по нашему мнению, должно помочь студенту правильно разобраться в чрезвычайно сложном механизме взаимодействия личности и общества, четко определить свою жизненную позицию, свое место в системе реальных общественных отношений.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Раскройте соотношение понятий «человек» и «личность».

2. Охарактеризуйте основные составляющие «системы личности».

3. В чем состоит социальная зрелость личности?

4. Дайте характеристику личности как субьекта деятельности и общественных отношений.

5. В чем заключается социализация личности?

Индивид и индивидуальность

Индивид (- неделимое, особь) - это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Индивидуальность - своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Содержание понятия индивид и его связь с понятием индивидуальность
Индивидом обозначается представитель человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую организацию. К индивидным характеристикам человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индивидные качества характеризуют устойчивость психических процессов и свойств и в терминах индивидных свойств личности можно описать первичный уровень психологических характеристик жизненных сил человека.

Индивидные характеристики человека являются врожденными, но человек – социальное существо, поэтому даже врожденные характеристики опосредуются воздействиями процесса социализации. Они характеризуют человека как специфическое существо, отличающееся от других людей и сформировавшееся в результате взаимодействия генетических и фенотипических свойств в процессе онтогенеза. Индивидуальность – это совокупность врожденных и приобретенных черт, которые составляют своеобразие психики и личности, делают ее неповторимой, уникальной.

Личность как субъект общественной жизни.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.Личностью становятся в процессе социализации.

От социализации следует отличать адаптацию – ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования , обучение – процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире , а также взросление – социальнопсихологическое становление человека в возрасте от 10 до 20 лет.

Процесс социализации проходит несколько стадий – жизненных циклов: детство, юность, зрелость, старость. По степени достижения результата различают начальную(раннюю) и продолженную (зрелую) социализацию.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя. Вторичной – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т.д.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичные институты – семья, школа. Вторичные - церковь, армия, СМИ.

Агенты и институты выполняют две основные функции:

1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения