Какие черты характеризуют тоталитарное государство. Основные характеристики и черты тоталитаризма

В современной зарубежной политологии явление тоталитаризма изучено сравнительно глубоко. Для нас же, выросших и воспитанных в условиях тоталитаризма, представляет еще большую трудность увидеть в привычном, «естественном» способе политического существования жесткие черты, объединяющие его с фашистскими системами Германии, Италии, Испании, репрессивными государствами Южной Америки.

Исторический опыт и практика показывают, что тоталитарную систему нельзя изменить, реконструировать, ее можно только разрушить. Вслед за конструктивным преодолением тоталитаризма общество неизбежно должно прийти к демократизации всех сфер общественной жизни.

Характерные черты тоталитаризма

Известные западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956г.) выделили следующие признаки тоталитаризма:

официальная идеология, которая должна признаваться всеми;

монополия на средства массовой информации;

монополия на все средства вооруженной борьбы;

система террористического полицейского контроля;

централизованная система контроля и управления экономикой.

Можно дополнить предложенный список следующими видовыми чертами, присущими тоталитарному режиму:

чрезмерное огосударствление общественной жизни;

правовое закрепление руководящей роли одной партии;

осуществление насильственного господства власти над человеком во всех сферах жизни с помощью партийно-государственных институтов.

Теперь следует более подробно охарактеризовать черты, присущие тоталитарным режимам.

Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего -- режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта руководящая партия срастается с государством, концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего типа.

Господство идеологии и политики проявляется также и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.

Для тоталитарного режима характерна монополия на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, взгляд на идейных оппонентов как на политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т.п.

Согласно Х.Арендт, тоталитаризм - это, прежде всего система массового террора, обеспечивающая в стране атмосферу всеобщего страха. Страха тотального, пронизывающего все поры общества, оказавшегося под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора. Карательные органы в этой системе - материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих - тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры.

«Тоталитарные средства управления обеспечивают не только монополию на абсолютную власть, но и беспримерную достоверность того, что все команды будут всегда выполнены; тоталитаризм знаменит запутанной иерархией, множеством приводных ремней, которые обеспечивают полную независимость диктатора от всех подчиненных и делают возможными быстрые и непредсказуемые политические изменения».

существенные различия тоталитаризма и авторитаризма:

При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства;

Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению;

Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь «светлого будущего» или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру «патерналистичны»: царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.



Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.

Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.

Авторитаризм обычно несет в себе возможности эволюции в сторону демократизма. При этом сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который и создает предпосылки для перехода авторитарной власти к демократическим структурам.



Главные разновидности современных авторитарных режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.

Конституционно-авторитарный режим отличается немногим от олигархического. В конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент

Гражданское общество.

Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу. Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество » и «государство » попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество - это «подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Признаки гражданского права

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:

верховенство закона во всех сферах жизни общества:

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

взаимная ответственность личности и государства;

реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;

наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

законность и правопорядок в обществе.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.

Следует отметить, что гражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.

По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.

Структура гражданского общества охватывает:

Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

Общественные объединения и организации;

Политические партии и движения;

Сферу воспитания и негосударственного образования;

Систему негосударственных средств массовой информации;

Церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

Социальная система представляет собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей (семья, общественные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними;

Экономическая система представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта;

Политическая система представляет собой комплекс определенных субъектов политики (органов местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных общественных объединений) и отношений между ними;

Духовная система представляет собой комплекс соответствующих культурно-просветительских, научных и религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные отношения;

Информационная система представляет собой комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе (прежде всего негосударственные средства массовой информации).

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Общность и отличительные черты тоталитарных и авторитарных политических режимов.

Характеристика тоталитарного режима будет не полной, если не попытаться сделать сравнительный анализ его с режимом авторитарным. Назовем общие характерные черты тоталитаризма и авторитаризма :

Власть сосредоточена в руках правящей верхушки, принцип разделения властей игнорируется;

Не работает принцип выборности властных органов, хотя формально выборы могут и проводиться;

В деятельности государственных органов преобладают методы подавления, пресечения, репрессий и исключены из практики методы либерализма, сдерживания, достижения компромиссов;

Политические противники режима подвергаются преследованиям и репрессиям;

Права и свободы граждан обозначены лишь формально, при этом они значительно урезаны и ничем не гарантированы;

Средства массовой информации подконтрольны властям, существует официальная и скрытая цензура;

Права меньшинства ничем не защищены.

Однако эти общие моменты охватывают в основном чисто внешние признаки, не касаясь сущностных характеристик политических режимов. Поэтому необходимо четко обозначить существенные различия тоталитаризма и авторитаризма:

При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства;

Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению;

Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь «светлого будущего» или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру «патерналистичны»: царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.

Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.

Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.

Авторитаризм обычно несет в себе возможности эволюции в сторону демократизма. При этом сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который и создает предпосылки для перехода авторитарной власти к демократическим структурам.

Главные разновидности современных авторитарных режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.

Конституционно-авторитарный режим отличается немногим от олигархического. В конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент.

Введение ………………………………………………………………………….2

1.Характерестики и особенности тоталитарного режима……………………...5

1.2 Понятие тоталитаризма и его особенности…………………………………5

1.3 Характерные черты тоталитарного режима…………………………………6

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы……………………………………...……16

Введение

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

1 .Характерестики и особенности тоталитарного режима