Политические процессы. Общая характеристика политической системы российской федерации


Характеризуя особенности политического процесса в современной России, необходимо помнить, что его специфика во многом порождена особенностью переходного этапа от тоталитаризма к демократии. Из курса истории вы знаете, что с конца 80-х гг. XX в. началось движение нашего общества по пути демократических преобразований. Вехами этого процесса стали провозглашение политики гласности, прове-
дение выборов в высший орган власти - Съезд народных депутатов - на альтернативной основе, отмена 6-й статьи Конституции 1977 г., утверждавшей монопольное политическое положение КПСС в политической системе страны. Переустройство политической сферы на демократических началах, переход к новому типу политической системы оказались делом нелегким, длительным и неоднозначным. Перемены затронули базовые социальные, экономические и политические структуры, сам образ жизни миллионов людей в нашей стране, систему их ценностей. Однако произошедшие преобразования далеко не всегда оказывались к лучшему. Страна пережила тяжелейший спад в экономике (в 2000 г. валовой внутренний продукт России составлял всего 58% от ВВП РСФСР 1990 г.). Крушение устаревших общественных догм сопровождалось и разрушением социальных норм, регулиро-вавших различные стороны жизни людей. Серьезно постра-дал уровень жизни значительных слоев населения. В резуль-тате особенностью политических процессов в современной России является, по данным социологических исследований, крайне низкий уровень доверия граждан практически ко всем политическим институтам. Издержки радикальных экономических преобразований и демократизации (которые тем не менее нельзя считать более значительными, чем из-держки других революций) породили разочарование и недо-вольство нынешним положением, а у старших поколений нередко еще и ностальгию по советским временам. Вместе с тем в целом российское общество рубежа XX-XXI вв. оказалось обществом перспективного, а не ретроспективного идеала. Проводившиеся за последние годы опросы общест-венного мнения наглядно продемонстрировали, что более половины россиян считают, что без демократических процедур нормальная жизнь в обществе невозможна.
Большинство аналитиков сходится во мнении, что на пути становления российской государственности за минувшие 15 лет были сделаны важные шаги. Ее контуры обрели более четкие очертания. Принята новая Конституция РФ (1993 г.), в которой высшей ценностью провозглашены пра-ва, свободы, честь и достоинство человека. В свете произо-шедших в стране за последние годы трансформаций пер-спектива сползания к какой-либо форме диктатуры выглядит довольно спорной. Вместе с тем очевидно, что и переход к демократии в России еще далек от завершения. Главная проблема, стоящая перед Россией, по-прежнему, как и в начале 90-х гг. XX в., состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органичного сочетания рыночной экономики, политической демократии, правового госу-дарства и российских исторических и культурных тради-ций.
Особенностью политического процесса в современной России является достаточно причудливое сочетание элементов авторитаризма, во многом доставшихся в наследство от прежней советской политической системы, и демократии. Выдвигаются задачи реформирования правоохранительной и судебной систем, обеспечения прав граждан, создания условий для развертывания предпринимательства, что соответствует принципам демократии. Но все это сочетается с проявлением авторитарных тенденций, особенно в ряде регионов, а также на местном уровне. Существует мнение, согласно которому особенностью политических процессов в современной России является их «гибридный характер» в большинстве регионов страны. Отличительной характеристикой такого режима является его парадоксальная устойчивость, которая обеспечивается отсутствием явных внешних и внутренних факторов, способных сделать эволюцию режима в сторону авторитаризма или демократии последовательной. Таким образом, политический процесс и политический режим в современной России имеют очевидные признаки демократии - регулярные выборы, наличие политических прав и свобод, функционирование так называемой системной оппозиции. Но одновременно существующая система от-вечает интересам привилегированных групп - старой и но-вой бюрократии, крупного бизнеса, партийной элиты, генералитета. Политический процесс в этих условиях опи-рается на старые, привычные административные механизмы мобилизации и контроля, но при этом использует и новые, демократические институты. Многие эксперты обеспокоены возможностью серьезных дисбалансов и роста напряженнос-ти, стрессов политической системы страны, которой не хва-тает гибкости и адаптивности к условиям меняющегося мира и которой со временем может недоставать массовой поддержки.
Вместе с тем российские реалии дают и повод для оптимизма. Ряд демократических институтов прочно вошел в повседневную жизнь. У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе и свободе слова. Проводимая реформа избирательной системы может усилить роль партий в политическом процессе. И хотя демократия, демократический политический процесс в его развитых формах остаются для России делом будущего, перспективы для их развития достаточно благоприятны и во многом связаны с расширением возможностей и предпосылок само-организации людей, институтов гражданского общества.
Модель демократического процесса не может быть навязана сверху. Она должна расти снизу и вобрать в себя те нормы, ценности и процессы, которые содержат потенциал взаимного доверия и социальной интеграции.
S4W Основные понятия: политический процесс. яЙЩ Термин: агрегация.
Проверьте себя
1) Почему мы можем назвать политический процесс динамической характеристикой политической системы? 2) Какие факторы оказывают воздействие на политический процесс? 3) В чем особенности политического процесса в рамках демократических политических систем и систем диктатор-ского типа? 4) Каковы роль и место политических партий и групп интересов в политическом процессе? 5) Дайте харак-теристику основных типов политических процессов. 6) В чем состоят особенности политического процесса в современной России?
Подумайте, обсудите, сделайте
Один из ваших друзей заявляет, что рядовые гражда
не в нашей стране никак не включены в политический про
цесс и не принимают в нем никакого участия. Что вы мог-
ли бы возразить? Обоснуйте собственную точку зрения.
Часто можно услышать утверждения, согласно кото
рым партии не играют никакой значимой роли в рамках по
литического процесса в нашей стране. Насколько обоснова
на подобная точка зрения? Аргументируйте свой ответ.
Подумайте над тем, какие именно политические про
цессы протекают в данный момент в вашем родном городе
(регионе).
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями современных американских политологов о политическом процессе.
Выработка политического курса является ключевым мо-ментом политического процесса. Чтобы понять политику го-сударства, мы должны знать, как принимаются решения. ...Правительственные учреждения играют центральную роль в выработке политического курса. Влияние экономических, социальных и индивидуальных акторов (от лат. actor - дей-ствующий) оказывается важным, когда оно отражается на решениях, принятых в рамках правительственных институ-тов. Не будучи трансформированы государственными чинов-никами в законы или политический курс в соответствии с установленными правилами принятия решений, не могут стать эффективными ни претензии групп интересов на на-логовые льготы, ни требования защитить находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры либо фауны. Вместе с тем было бы неверным трактовать правительственные действия как нечто сугубо однонаправленное. Процесс взаимодейст-вия между правительством и гражданами имеет двусторон-
2. ний характер, включая в себя идущие вверх влияния и требования общества и спускающиеся вниз решения правительства. Хотя партии, группы интересов и другие акторы могут быть весьма активными в артикуляции и агрегации интересов, правительственные чиновники, законодатели и соответствующий штат служащих по большей части непосредственно инициируют и формулируют предложения относительно политического курса.
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р.
Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. -
М.: Аспект пресс, 2002. - С. 187-188.
РН Вопросы и задания к источнику. 1) Какие именно институты политической системы играют решающую роль в разработке политического курса? 2) Какими институтами осуществляется влияние на принятие решений правительственными учреждениями?
Выводы к главе II
1. Мир политики сложен и многообразен. Осмыслить по
литическую жизнь в целом, упорядочить представление о
взаимодействиях ее участников, рассмотреть взаимосвязи
политики с экономикой, социальной сферой, культурой,
уяснить способы поддержания стабильности в обществе по
зволяет понять политическая система. Оно охватывает со
вокупность политических институтов, норм, ценностей,
идей и отношений, в которых реализуется политическая
власть.
Демократическую политическую систему характеризуют свободные выборы, парламентаризм, принцип большинства, право меньшинства на оппозицию, гласность, правовое госу-дарство, развитое гражданское общество, гарантированность прав и свобод человека, приверженность общества демокра-тическим ценностям.
Важнейшее место в политической системе занимает го
сударство. Это политический институт, отличающийся от
гражданского общества, имеющий определенный аппарат,
обладающий верховной властью на определенной террито
рии, имеющий право издавать обязательные для всех граж
дан законы. Государство выполняет основной объем работ по
управлению обществом. Центральную роль в государствен
ном управлении играют бюрократические структуры, кото
рые призваны участвовать в подготовке политических реше
ний и их проведении в жизнь.
Активную роль в политической жизни играют полити
ческие партии - добровольные политические организации,
объединяющие лиц с общими интересами и идеалами, дея
тельность которых направлена на завоевание политической
власти либо на участие в ее осуществлении. Партии выра-жают интересы различных социальных групп, предлагают собственное видение целей политики и путей ее осуществле-ния, стремятся обеспечить себе поддержку избирателей, до-биться реализации своей политической программы на зако-нодательном и исполнительном уровнях. В партийных программах воплощены политические идеологии - системы понятий и идей, в которых определенные субъекты политики отражают в своем сознании политическую жизнь, осознают собственные политические позиции и видят ориентиры борьбы за свои интересы.
4. Политический лидер является, как правило, руково
дителем организации (обычно политической партии) или го
сударства, т. е. политическим руководителем. Политическое
лидерство - это постоянное влияние на людей; влияние од
нонаправленное от лидера на объект; широкое, охватываю-
щее все общество или большие группы людей; опирающее
ся на авторитет лидера.
Значительную роль в политике играет политическая элита - группа (или совокупность групп), выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Проявлением вовлеченности граждан в политические
отношения является политическое участие. Оно выступает
показателем демократизации. Политическое участие - мно
гомерное явление, включающее широкий набор действий,
связанных с влиянием в политике. Его формы и степень ак
тивности зависят от психологических, социальных, эконо
мических, культурно-исторических факторов. Политическое
поведение - это совокупность поступков, сознательных дей
ствий, направленных на достижение какой-либо социально
значимой цели, порождаемых традициями, ценностными
ориентирами, а также бессознательных действий, вызван
ных эмоциональным состоянием индивида. Утверждение в
сознании людей демократических ценностей во многом оп-
ределяет их ориентацию на демократические, правовые фор
мы политического поведения.
В современном обществе никакая общественно-полити
ческая организация и ни один политический деятель не мо
гут быть успешными в публичной политике без доступа к
СМИ.
Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.
7. Формой функционирования политической системы об-щества, развивающегося в пространстве и времени, является политический процесс. Это продолжительная во времени смена состояний политической системы или ее отдельных элементов, которая совершается под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Среди процессов, проис-ходящих в демократическом обществе, особое значение име-ет избирательный процесс. Он обеспечивает легальность и легитимность существующих государственных органов, по-казывает уровень доверия к политике правительства.
Вопросы и задания к главе II
Какова роль политической системы в жизни общест
ва? Чем отличаются ее функции от функций других сфер
деятельности людей?
Перечислите основные политические институты и оха
рактеризуйте роль каждого из них.
Как соотносятся политические институты с подсисте
мами политической системы?
Назовите субъектов политической жизни и охаракте
ризуйте возможности влияния на политику каждого из них.
Каково влияние политических партий, политических
лидеров и СМИ на политическое участие и политическое по
ведение граждан?
Какую роль играют идеологии в политике государств,
политических партий и в политическом поведении лю
дей?
На любом примере покажите взаимодействия, воз
никающие в политическом процессе между его участни
ками.
Готовимся к экзамену
1. Из перечисленного исключительным признаком государ
ства является:
право официально представлять все общество внутри
страны и за рубежом;
наличие бюджета;
защита интересов граждан;
существование в качестве политической организации.
2. Одной из форм политической идеологии являются:
политические конфликты;
политические объединения;
политические программы;
политические демонстрации.
3. Законодательство в Российской Федерации является
функцией:
Правительства;
Федерального Собрания;
Президента;
Конституционного суда.
4. Верны ли следующие суждения?
А. Следствием расширения функции государства в различных сферах является усиление роли государственного аппарата.
Б. Одним из негативных следствий усиления государственного аппарата является возможный рост его замкнутости.
Верно только А.
Верно только Б.
Верны и А, и Б.
Оба суждения неверны.
5. Дополните перечень признаков и ценностей демократии:
принцип народовластия;
принцип большинства;
... и т. д.
6. Напишите с использованием понятия «тоталитаризм» три
предложения, содержащие какую-либо информацию об этом
режиме.

Особенностью современного развития России явл-ся возник-ие режима, для кот. интересы гос-ва и общ-ва не совпадают. Это означает, что обществ. власть на этом этапе не имеет эффектив. политич. структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не явл-ся демократическим.

Россия получила в наследство правление коммунистич. партии и ограничен. автономию в составе Советского гос-ва. В рез-те сложилась ситуация, когда в гос. структурах выраж-ся не интересы партий, а социально-экономич. групп, имеющих непосредственный доступ к полит. власти.

Полит. власть, осущ-емая в России, не исп-ет методы традиц-го авторитаризма, а имеющий место политич. режим не может себя изолировать от некоторых черт современной либеральной демократич. политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов. Рождающаяся новая общественно-политич. реальность несет в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого. Эти особенности характ-ют неизбежный переходный период, так как для становления действительного демократич-го режима важна не просто политизация, сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и борьба активных политич. сил: только тогда стороны смогут заключить пакт, обеспечивающий дальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными методами.

Сосуществование режимной системы и демократич.о режима является непростым. С одной стороны, режимная система явл-ся глубоко авторитарной и стремится изолировать себя от эффект-го демократич. контроля (принцип функциональности); с другой стороны, для достижения законности и устойчивости режимная система исп-ет демократич. институты, такие как выборы и другие формы привлечения обществен. поддержки. Выборы сохраняют потенциал для превращения демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей явл-ся важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использ-ия голосов в качестве ресурса. Если бы  политич. потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.

Политич. режим совре­мен. России м. б. охарактеризован как демократиче­ский с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политич. корпоративизма. Авторитар­ность заложена в традициях российс. общ-ва. В современ­ных условиях тоска по «сильной руке» усил-ся ходом и на­правленностью реформ, за кот. подавляющему больш-ву населения приходится платить слишком большую цену. В рез-те реформ образовался в стране огромный разрыв между бога­тыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «средне­го класса» ведет к росту авторитарных настроений.

С др. стороны, в современ. России все отчетливее проявл-ся характер. черты де­мократии: строятся основы правовой государственности и созд-ся устои гражд. общ-ва; власть на федер. и местном уровнях выбираема и сменяема. Для усиления в России демократич. тенденций необх-мо проведение реформ, имеющих положит. рез-т для больш-ва людей: реформа административно-гос. аппарата, создание условий для эффективного функц-ия мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа и т.д.

25 . Президентский режим

Федерализм не является обязательным признаком констит. И. власти. Напротив, тот или иной способ раз­граничения полномочий «по горизонтали» - между центральными органами власти - это органически присущая ей особенность. По­этому базовым при выделении видов констит. И. власти служит различие между президентской и парламентской системами (президенциализмом -парламентаризмом), прояснить которое нам помогут несколько исходных определений. Следует сразу подчеркнуть, что эти опред-ия не претендуют на сколько-нибудь исчерпывающий характер. Выделяют признаки, совокупность которых отличает президентскую систему от всех прочих:

1) всенародные выборы главы гос-тва - През.;

2)През. определяет состав прав-ства и руководит его деятельностью;

3) президент имеет значительные полномочия в области законода-ства;

4) сро­ки нахождения у власти как През., так и парламента жестко фик­сированы и не зависят друг от друга. През. система приме­нялась - и по сей день применяется - во многих странах «третьего мира», в особенности в Лат. Ам.. Однако един. устойчивая либеральная демократия с такой системой США. На этом примере мы и рассмотрим президенциализм более подробно. Соответствуют ли США первому критерию президенциализма? Как известно, граждане США избирают не прези­дента, а особую коллегию, на которую и возлагается окончатель­ный выбор главы И. власти. Поэтому по 1 признаку США не подходит, полномочия широкие, вся полнота власти у И. вл-ти. Американская конституция предоставляет През. весьма широкие полномочия: главнокомандующим вооруженных сил, имеет право заключать междунар. договоры назначать послов, мин-ров и членов верховного суда. Власть През-та над прав-вом безгранична.+ адм Презид.(Фис Белого дома, совет Нац. Без-ти,э. совет амер. Президента не может быть распущен парламентом.

През. не может распустить парламент - Конгресс, за кото­рым амер. конституция закрепляет право принимать законы. Но может наложить вето на закон(партия През. Занимает обычно 1/3 мест в парламете,вето поэтому сложно преодолеть)-импичмент можно объявить През.

Взаим-вие между ветвями власти было как конфликт. Так и сотруднич-во, но никто не посигает на К. Достичь согласия с большинством в Конгрессе През помо­гают разнообразные способы:

1. контроль над правящей партией

2. личные контакты с отд. членами собрания,

3. косвенное дав­ление на них путем заигрывания с населением отд. избира­тельных округов или апелляции к общественному мнению в целом.

4.СМи –канал влияния През.

Многи старны вдохновились амер пример пытались копировать но нигде так не работает как США. Во многих странах она модифицировалась и возникли др.

«+» 1. наличие фигуры През.его вы­боры позволяют гражданам «наказать» или «вознаградить» преды­дущее политическое руководство, при парламентаризм ситуация, потерпевшая поражение партия продолжает входить в прав-тво.2. выборы повышают легитимность полит. сис-мы.

«-«Хуан Линц выделял: негибкость сроков пребывания у власти През.2. двойная демократическая легиимность_През и Конгересс)3. поощрение политических аутсайдеров 4. мажоритарный характер. Име­ется в виду, что политик, победивший на през. выборах бла­годаря поддержке бол-ва избирателей, получает всю полноту И. власти и может себе позволить игнорировать инте­ресы мен-ств.

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

1. Формирование политической идеологии всегда осуществляется целенаправленно и, как правило, специальной группой людей («идеологами»).

2. Кроме того, каждая идеология имеет свою орга-низацию, свой тип пропаганды и другие формы идеологического воздействия на массы.

3. Политическая идеология закрепляется в виде тех или иных социально-политических теорий, доктрин, кон-цепций, которые становятся конкретным воплощением идеолого-теоретического уровня политического сознания.

4. Для теоретичес-кого обоснования идеологии огромное значение имеет научный анализ политической действительности, который дает объектив-ный, непредвзятый подход к осмыслению реальных политических процессов и явлений.

5. Подлинно научный анализ политики спо-собствует выяснению объективных причин политических событий, разработке путей регулирования политических интересов в целях их постепенной и планомерной гармонизации.

Идеолого-теоретический уровень политического сознания играет мобилизующую функцию, способствует консолидации дея-тельности людей, придает ей определенную направленность. Имен-но на этом уровне разрабатываются прогнозы политического развития общества.

Идеология, как уже отмечалось, это систематизированная, упорядоченная совокупность идеалов, взглядов, оценок, ценнос-тей, теорий, концепций, целей, которая выражает интересы опре-деленных больших социальных групп, классов и других субъектов политики. Идеология как уровень общественного сознания отра-жает мировоззрение, умонастроение и жизненные позиции ее но-сителей. Политическая идеология отражает совокупность взгля-дов (и т.д.), но по отношению к политике и власти. Примерно с XVII в. начинается активное формирование политических идео-логий. Политическая идеология традиционно институционально формируется в соответствующих политических группировках, со-юзах, партиях, движениях. Однако эта связь не является одно-значной и застывшей, т.к. все эти объединения в ходе своей эво-люции могут изменять свою идеологию.

Политическая (идейно-политическая) доктрина — это систе-ма взглядов, определяющих направления и цели действия в конкретно исторических условиях данной эпохи. Это своеобразное вы-ражение идеологии языком конкретной политики. Политическая доктрина в обществе выполняет ряд специфических функций: аги-тационно-пропагандистскую, интеграционную и мобилизующую, директивную, культурно-воспитательную и т.д.

Политическая программа представляет собой доктрину, при-меняемую в конкретной ситуации, т.е. это изложение и конкрети-зация политической доктрины, разработка ее практической реа-лизации в конкретных исторических условиях.

Идейно-политическая концепция является по своей сути си-стемой взглядов, позиций, определяющей направления и цели дей-ствия в конкретных условиях по конкретным проблемам. Они предполагают в наибольшей степени персонифицированный подход и ограниченную сферу распространения.

Несмотря на огромное многообразие современных идейно-политических доктрин и концепций, они поддаются определен-ной систематизации в соответствии с их идеологическими основа-ми.

Политика и власть

Термин политика в переводе с греческого, как уже отмеча-лось, означает искусство управления государством, государствен-ные или общественные дела.

Однако этимология этого слова не раскрывает его сущности. В действительности в наше время мож-но говорить о политике в широком смысле слова как обществен-ном явлении и в узком — как теоретическом обосновании реаль-ной деятельности той или иной большой социальной группы, т.е. как о «практической политике». Для политологии главным явля-ется понимание политики как общественного явления.

Приступая к рассмотрению любой науки, обычно начинают с ее основополагающих понятий. Так, если для философии это материя и сознание, для политической экономии — способ произ-водства, то для политологии таковыми являются политика и власть. Определение основополагающих понятий представляет определен-ную трудность, т.к. их нельзя определить через другие понятия данной науки. Политика, являясь чрезвычайно сложным явлением, оказывает огромное влияние на судьбы миллионов людей. Альберт Эйнштейн как-то даже заметил, что «политика значительно сложнее физики». Она интегрирует различные стороны обществен-ной жизни, но не сводится ни к одной из них.

Кроме того, любая теория (марксистско-ленинская или буржуазная) интернациональна, всеобща по своему содержанию, по своей сути для всех стран и народов, выражающих ту или иную идеологию.

Не может быть она и «наднациональной». Она по своему глубинному содержанию, принципам и целям — интернациональна, а по форме — национальна, т.к. политическая борьба ведется, прежде всего, за разрешение соци-ально-классовых противоречий в национальных границах госу-дарств. При проведении национальной политики необходимо учи-тывать ее интернациональное содержание.

Овладение диалектикой теории и политики является решаю-щим условием успешной реализации политики в конкретных ис-торических условиях. Недооценка теории, нигилистическое отно-шение к ней в конечном итоге могут сбить с правильного полити-ческого курса и привести к тяжелым негативным последствиям и ошибкам в политике, в конкретных решениях тех или иных про-блем. Теория сама по себе не может изменить мир, но она может указать пути и ориентиры его изменения. Вера во всесилие и всемогущество последней создает возможность для появления мнения, будто политика может все или почти все. Подобного рода суждения носят название «импровизированной политики». По существу все проявления субъективизма и волюнтаризма на любом уровне руководства и есть не что иное, как импровизация в политике, зачастую при словесном признании политической теории. Не менее опасна и другая крайность — переоценка теории, ее абсолютизация. Теория не может знать все наперед, даже коллективная мысль не может предугадать все детали будущих событий.

Как бы правильно ни была намечена политическая линия, ее успешное осуществление зависит от того, как она будет проведена в жизнь, т.е. от искусства политического руководства.

Само понятие власть может трактоваться очень широко по своему значению. Это и власть родителей над детьми, и власть государственная, и власть над природой и т.д. Власть всегда пред-полагает существование взаимозависимости, имеет универсальный характер, что обусловливает ее верховенство над всеми другими регуляторами общественной жизни. Она по своему существу мо-жет быть присуща только социальному субъекту. Властные отно-шения — это естественная и необходимая сфера общественных отношений. Власть — естественная функция любого человеческо-го сообщества, обеспечивающая его единство и возможность фун-кционирования.

В самом широком смысле власть — это способность и воз-можность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воз-действие на поведение, деятельность людей с помощью каких-либо средств (авторитета, права, насилия и т.д.).

С усложнением структуры общества и возникновением про-тивоположных социальных интересов власть становится выражением интересов одной или нескольких социальных групп. Начи-нается борьба за власть, т.е. борьба за господство своих социальных интересов и целей. Тем самым общественная власть трансформи-руется в политическую, субъектом которой выступает социальная группа или класс.

Дальнейшее отделение власти от общества приводит к тому, что она сосредотачивается в руках определенной группы лиц, за-нимающихся только управлением, т.е. возникает государство как основной субъект власти, и мы говорим о государственной власти. Государственная власть носит юридически-императивный харак-тер и осуществляется через систему органов, отделившихся от общества и противостоящих ему.

Власть относительно самостоятельна по отношению к обще-ству, его экономическому базису, она может целенаправленно воздействовать на базис и способствовать его изменению.

Принято выделять следующие основные сущностные черты (или характеристики) власти:

1. Суверенитет, что означает независимость и неделимость власти. Власть не может быть разделена между субъектами, зани-мающими различные политические позиции.

2. Авторитет власти, т. е. общепризнанное влияние субъекта части во всех сферах жизнедеятельности общества, которое вы-ражается в том, что объекты власти готовы выполнять волю ее субъекта в силу признания легитимности власти. Авторитет власти может быть формальным и неформальным.

3. Волевой характер власти предполагает наличие осознан-ной политической программы, цели и готовности последователь-но добиваться ее осуществления. Можно говорить о том, что сила воли определяет и силу власти.

4. Принудительный характер власти различными средства-ми, вплоть до применения насилия. В различных политических системах формы принуждения могут быть разными: насилие, убеж-дение, подчинение, приказание, господство и т.д. Диктатура выс-тупает его высшей ступенью.

5. Всеобщность (или инклюзивность) власти означает ее фун-кционирование во всех сферах общественных отношений и поли-тических процессах, способность проникать во все виды челове-ческой деятельности, а также распространенность на всю террито-рию, ей подвластную.

Перечисленные черты власти раскрывают ее сущность и роль в обществе. Говорить о наличии власти в обществе можно лишь при наличии совокупности этих черт. Отсутствие какой-либо од-ной черты приводит к кризису власти и затем соответственно к безвластию, а это в свою очередь неизбежно приводит к смене власти

Государственная власть — это высшая форма политической власти, осуществляемая специальным, обособленным от общества аппаратом управления в границах установленной территории, имеющая свою внутреннюю структуру и субординацию и облада-ющая средствами организованного и законодательно закрепленного насилия.

Важное место при рассмотрении сущности властных отношений занимает вопрос о принципах осуществления власти. Среди них можно назвать: централизм, демократический централизм, самоуправление. Централизм предусматривает одностороннее воздействие субъекта власти на ее объект. Централизованное воздействие по своему характеру может носить ограниченный и неограниченный характер. Это зависит от степени обратного воздей-ствия на субъект властных отношений. Чем выше активность объек-та в формировании власти, тем больше ограничений имеет цент-рализованное управление. Традиционно централизм как принцип организации властных отношений связан с монархической фор-мой правления, авторитарным и тоталитарным политическими режимами.

Демократический централизм для своей действенной реали-зации предполагает осуществление на практике следующих ос-новных моментов: а) совместную выработку политических реше-ний между субъектом и объектом власти (осуществление согласо-ванных политических действий); б) централизованное регулиро-вание властных отношений сверху, направленное на реализацию принятых демократическим путем решений (подчинение меньшин-ства большинству); в) наличие возможности обратного воздей-ствия объекта на субъект властных отношений, что и придает цен-трализму подлинно демократический характер (своеобразный кон-троль низших органов власти за высшими); г) выборность всех властных органов на основе принятого всеобщего избирательного права. Осуществление принципа демократического централизма возможно, только в условиях демократических политических ре-жимов.

Самоуправление предполагает саморегуляцию общественным образованием своей жизнедеятельности. При этом можно гово-рить об организационном совпадении субъекта и объекта власт-ных отношений, которое выражается в функционировании само-управляемой системы, где происходит совмещение функций гос-подства и функции подчинения. Реализация этого принципа на практике возможна лишь при устойчивой политической системе и довольно высоком уровне политической культуры общества.

Политический статус личности

Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется определенными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается.

По проблеме роли личности в истории сложилось два классических подхода. В одном из них преувеличивалась роль личности в общественном развитии, создавая ее культ. Сторонники второй, наоборот, считали, что личность не играет никакой самостоятельной роли, а лишь поступает в соответствии со сложившимися условиями. Оба эти подхода, выражая крайние позиции, не смогли раскрыть истинную роль личности в политике.

Личность является продуктом исторического развития. Ее политическое сознание формируется под влиянием социальной и политической действительности. Человек в своей деятельности может и оказывает обратное влияние на политический процесс, а познав его объективные закономерности, способен управлять этим процессом.

Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки:

1. Материальные, сущность которых изложена в открытом К. Марксом законе развития человеческой истории о том, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, ис-кусством, религией и т.д.» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т:19. — С.350-351). История убедительно доказала, что для нормальной политической деятельности человеку необходимо, прежде всего, достижение определенного уровня благосостояния.

Один из круп-нейших американских политологов С.М.Липсет приходит к выво-ду, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования; более высокий уровень национального благосостояния служит необходимой базой для более высокой профессиональной подготовки управленческих кадров.

2. Социально-культурные предпосылки, к которым относятся социальная среда и образование. Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения.

Не менее важное место занимает и образование. Общеизвестно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Современная зарубежная политология на основе многочисленных исследований сделала общепризнанный вывод о том, что чем выше уровень образования личности, тем более она

политически ориентирована, активнее ее влияние на политику (С.М.Липсет, В.Кей, Г.Алмонд, С.Верба и др.)

3. Политико-правовые предпосылки определяют возможнос-ти участия личности в политике. К ним относится тип политичес-кого режима, сущность политической культуры, правовая обеспе-ченность гарантий прав и свобод личности, а также участие чле-нов общества на всех стадиях политического процесса.

Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как дей-ствительного субъекта политики. Участие личности в политике может быть различным, что выражается в ее отношении к власти, политической активности и влиянию.

Можно выделить несколько уровней политической активности личности (или различных типов политического статуса):

1. Рядовой член общества. Это человек с минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересо-ванностью политическими вопросами. В определенном смысле можно даже говорить об аполитичности такой личности.

2. Человек, принимающий определенное участие в полити-ческой жизни общества. Он может участвовать в деятельности общественного движения или организации. Его политическая ак-тивность проявляется в силу его принадлежности к этой органи-зации и не выходит за рамки ее деятельности.

3. Человек, являющийся членом политической организации, но участвующий самостоятельно в политической жизни. Его не-посредственное включение в политику определяется его возмож-ностями и конкретной ролью, которую он выполняет как член этой организации. Это уже осознанное включение в политику.

4. Общественный деятель, в частности, политический дея-тель. Это так называемая политическая деятельность «по совмес-тительству». Как правило, это руководитель общественной орга-низации. Имея определенную профессию, сферу занятий, основ-ную a ктивность своей деятельности он направляет на решение политических вопросов. Это может быть связано и с личными устремлениями, и с позициями как руководителя организации с целью повышения ее роли в политической жизни.

5. Профессиональный политик, для которого политика стала не только профессией, источником существования, но и главным занятием, смыслом всей его жизни. Это, прежде всего, руководи-тели политических партий, ответственные работники органов го-сударственного управления и т. д.

6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Традиционно лидер имеет формальный или неформальный авто-ритет и обладает фактическим влиянием на окружающих.

Выделенные типы политического статуса личности лишь схематично отражают ее роль в политике. В реальной политичес-кой практике все значительно сложнее.

Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функ­ций, которые задаются системой культуры, традициями, конфес­сиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этно­сов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.

Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена резко от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей цивилизационного развития России. В этих условиях полити­ческий процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

В условиях перехода России к многоукладной экономике и рынку статусная дифференциация дополняется социально-экономической, классовой, которая сталкивается с первой. Нарастающее экономическое неравенство в обществе, вызван­ное перераспределением государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности формируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил. Преж­няя политическая однородность разрушена, теперь ей проти­востоит государство как организованная сила. Однако, по­скольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса лю­бой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, – и вот сам правящий класс пытается самоорганизоваться, соз­дать партию власти.

Отсюда вытекает вторая особенность политического про­цесса в России – отсутствие консенсуса между его участниками относительно узаконенных целей и средств политического действия. В России не было традиции консенсуса, и ее невоз­можно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у за­рождающихся политических сил, а также в их неравных воз­можностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.


Новые политические силы, представляющие интересы за­рождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при пере­ходе к рыночной экономике, чем, например, работники госу­дарственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой эко­номики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политиче­ских сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализа­ции своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т.д.). Даже внутри правящего класса возникает борьба за соб­ственность, ресурсы и влияние, которая в октябре 1993 г. вы­лилась в вооруженное противостояние и разгон законодатель­ной власти президентскими структурами. Неизбежность подобного противостояния заложена в Конституции России (1993), в которой функции законодателей ничтожно малы по сравнению с исполнительной ветвью власти.

Третья особенность политического процесса в России со­стоит в его неструктурированности и высокой степени совме­щения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политиче­ской жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского обще­ства весьма условны. Во-первых, потому, что интересы граж­данского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников во­круг политического деятеля, чем на форму связи власти с гра­жданским обществом.

Отсутствие дифференциации и специализации политиче­ских ролей и функций у субъектов и носителей власти обу­словлено российской политической традицией, заключающей­ся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время – у монарха, а в совет­ское – у властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического господства монопольно властвую­щего органа приводило к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и в конечном счете к революциям.

В современных условиях ситуация концентрации полити­ческого господства в России не преодолена, несмотря на фор­мально-юридическую декларацию принципа разделения вла­стей и функций. Только теперь большинство политических функции конституционно сконцентрировано в руках прези­дента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражданского общества, недифференцированности групп интересов.

Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуни­кационной системы. Вертикально организованный политиче­ский процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы пред­ставительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях совет­ского тоталитарного режима единственным легальным кана­лом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умона­строения большинства общества, целенаправленно формиро­вать их. В период так называемой хрущевской оттепели система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имеют латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представ­лявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп интересов, связанных с «теневой экономикой».

Не создана разветвленная система представительства инте­ресов и в наши дни. А наибольшими возможностями здесь обладают правящая элита и бюрократия, контролирующие ре­сурсы и политическое влияние Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Ве­роятно, поэтому доминирующей формой политического представительства стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регио­нального, этнического характера. Реальные различия в мате­риальном, культурном, этническом, социальном, территори­альном аспектах групп и общностей приобретают латентные формы представительства. Длительное отчуждение граждан от власти, когда она формировалась закрыто, а участие масс в политике было принудительным, не могло способствовать становлению самостоятельных политических субъектов, выра­ботке культуры согласия между ними. При отсутствии развитой коммуникационной системы достичь согласия путем диалога бы­ло практически невозможно, поскольку участники политического процесса не представляли себе требований друг друга, И даже если согласие достигалось, то оно осуществлялось принуждением, навязыванием властью другим участникам политического процес­са ценностей подданнической политической культуры.

Пятая особенность политического процесса в России вы­ражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в фор­мировании проблем, так и в вынужденной интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию раз­личных субкультур участников политического процесса госу­дарство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем са­мым властные структуры делают поведение субъектов полити­ки предсказуемым.

Во взаимодействии «власть – общество» политическая ини­циатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие диф­ференциации политических ролей и функций институтов го­сударственной власти приводило к тому, что процесс принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной ответствен­ности» порождал традицию безответственности политиче­ской власти за последствия принимаемых решений. Кроме того, неструктурированность политического процесса обуслов­ливала появление неконституционных органов, которым принад­лежало исключительное право на принятие стратегических решений. В советское время таким властным органом было Политбюро ЦК КПСС, а в современных условиях это право есть, например, у Совета Безопасности.

Чрезмерная концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве революционных движений, а не политических оппонентов. Это является шестой особенно­стью российского политического процесса. Острое противо­борство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов – частной собственности, конкурен­ции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное неравенст­во углубляет конфликтность политических взаимодействий. Однако, поскольку пока еще доминирует культурно-идеологи­ческая мотивация политического участия в условиях несформированности зрелого гражданского общества, постольку ин­теграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или антипатии к лидерам, имиджу, символике и т.д.). Стремление правящей элиты монопольно кон­тролировать политический процесс порождает желание у оп­позиции использовать радикальные средства борьбы, для того чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке полити­ческого курса. При этом сохраняющаяся и заметно усиливаю­щаяся из-за разрушения привычных социальных связей и форм индивидуальной и групповой идентификации маргинализация общества повышает значение эмоциональных и сим­волических факторов политического взаимодействия. Их пре­обладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность прини­маемых политических решений.

Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического обще­ства обусло­вила ситуацию, когда лидеры были вынуждены придерживать­ся более четких взглядов во внешней политике, чем во внут­ренней.

Внешнеполитическая активность лидеров в переходных обществах обусловлена главным образом двумя обстоятельст­вами.

Во-первых , поскольку это лидеры посткоммунистиче­ского типа (т.е. их политический стиль формировался в усло­виях монопольного господства коммунистической партии), постольку они привыкли работать в условиях «социально-политического единства» общества, когда политические реше­ния просто навязывались обществу. Переход к рынку породил признаки появления социального многообразия интересов, которое требует от лидеров создания программ преобразования, не опирающихся на поддержку какой-либо одной социальной группы, а учитывающих интересы различных общностей. Пред­ложение обществу такой конструктивной и реалистической программы преобразований и способной тем самым создать широкую социальную базу реформам оказывается наиболее сложной и пока еще непреодолимой задачей для лидеров посткоммунистического типа. Отсюда – их явное стремление найти более простые решения, очевидные источники под­держки, например, в лице промышленно развитых стран, дав­но закончивших процесс модернизации.

Во-вторых , при несформированности социальной базы ре­форм внутри общества лидеры, чтобы остаться у власти, обра­щаются к помощи все тех же более развитых западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М.С. Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечелове­ческие ценности» основами своего внешнеполитического кур­са. Такой же логике следовал Б.Н. Ельцин, выступая с доктри­ной «партнерства во имя мира» с западными странами.

Однако уступки во внешней политике (даже в ущерб на­циональной безопасности, что нашло отражение в неконтро­лируемом расширении границ блока НАТО на восток) в обмен на финансовую поддержку правящего режима не продвигают страну по пути реформ, а лишь усиливают финансово-экономическую зависимость Рос­сии от западных стран, ослабляют национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся ока­зывать технологическую и инвестиционную поддержку, по­скольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. И, тем не менее, логика выживания посткомму­нистических лидеров у власти диктует именно такой или по­добный политический курс.