Нетрадиционные формы проведения уроков. Положительные и отрицательные стороны традиционного урока

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока - его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в , подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону урока:

А) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

Б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

В) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

Г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

Д) техника на дом и проверка домашних заданий;

Е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять , делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение-это лишь первый этап контроля, второй-разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.

Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все “элементы” - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:

А) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

Б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования; в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются) ;

Г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

А) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

Б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

В) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

Г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

Д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

«Современный и традиционный урок: плюсы и минусы»

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного. Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Но для начала попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Структура традиционного урока:

    организационный момент;

    проверка домашнего задания;

    проверка знаний и умений учащихся;

    постановка цели занятия перед учащимися;

    организация восприятия новой информации;

    первичная проверка понимания;

    организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;

    творческое применение и добывание знаний;

    обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

    контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

    домашнее задание к следующему уроку;

    подведение итогов урока.

Проблема данной структуры (хотя она привычна) заключается в том, что педагог всегда ограничен во времени, он выполняет функцию передатчика информации. Высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, поддерживать интерес к проблеме на протяжении всего урока. Учитель работает с учащимися, обладающими средними способностями, не учитывая запросы отличников и не умеет заинтересовать детей со слабой мотивацией.

Итак, традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Так может и не стоит ничего менять?

Однако, как говорилось выше, современному педагогу необходимы изменения, т.к. требования, предъявляемые к качеству образования, уроку, выпускнику, высоки. Детям интересен педагог, умеющий думать, чувствовать, понимать мир как они, постигающие его стремительно.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

    демонстрирует универсальные и предметные способы действий

    инициирует действия учащихся

    консультирует и корректирует их действия

    находит способы включения в работу каждого ученика

    создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

    применяет развивающие технологии.

    обладает информационной компетентностью

В современном уроке меняется сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Сравним основные элементы традиционного и современного уроков:

Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Учитель выдвигает перед учащимися проблему

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Совместное планирование по образцу/памятке

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Выработать критерии проверки совместно с учащимися (алгоритмы проверки)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

По выявленным затруднениям учеников заполняются листы самооценки

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Рефлексия (инициатива исходит от ученика)

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности (не более трети от пройденного в классе)


Современный урок это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно- ориентированный подходы в обучении к своим ученикам, а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.

Современный урокэто не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

    Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

    Знание типологии урока

    Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

    Планирование воспитательной функции урока.

    Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

    Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

    Практическая направленность учебного процесса.

    Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

    Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

    Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

    Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

    Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

    Включение компьютеров в педагогические технологии.

    Дифференциация домашних заданий.

    Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

    Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

    Обеспечение эстетических условий

    Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

    Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

    Технологическая карта урока – что это.

Остановимся на одном из самых проблемных этапах урока: составлении технологической карты урока по ФГОС.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

От стиля преподавания учителя тоже многое зависит. Остановимся на этом более подробно.

Демократический стиль деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

Попустительский стиль деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

Авторитарные тенденции в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Каждый педагог должен понимать, что качество преподавания предмета, качество знаний учащихся зависят от многого, в том числе и стиля преподавания.

Так что же для нас современный урок?Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.

Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо просто провести урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя, который должен СЛЫШАТЬ- СЛУШАТЬ-ПОНИМАТЬ.

«Деление отрицательных чисел» - Верно ли выполнено деление? При делении чисел с разными знаками получиться отрицательный ответ. Думать нужно лучше. Найдите частное. Для любознательных... Запомни! ДЕЛЕНИЕ положительных и отрицательных чисел. Модуль числа. Решите уравнение: Ребята! При делении двух отрицательных чисел получится положительное число.

«Отрицательные числа» - Мы считаем отрицательные числа чем-то естественным, но так было далеко не всегда. Бомбелли и Жерар, напротив, считали отрицательные числа вполне допустимыми и полезными, в частности, для обозначения недостачи чего-либо. Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского ученого Рене Декарта.

«Сложение отрицательных чисел» - С помощью координатной прямой вычислите: 7 + (-5) = 1) 2 2) -2 3) 12 -1 + (-3) = 1) - 4 2) -2 3) 4. Сумма двух отрицательных чисел всегда меньше каждого из слагаемых. Физкультминутка. История возникновения отрицательных чисел. Сумма двух отрицательных чисел всегда больше каждого из слагаемых. Пример: -8,7 + (-3,5) = - (8,7 + 3,5) = - 12,2.

«Отрицательное число» - Из глубины времен… Задача о бережливом хозяине. Древняя Индия. История возникновения отрицательных чисел. Правила действий с положительными и отрицательными числами. Правила Брахмагупты (VII век н.э.) и Бхаскары(XII век н.э.). Древний Восток. Классная работа. Отрицательные числа в Древней Греции. Найдите значения выражений:

«Отрицательные местоимения» - Правописание (слитно, раздельно). НИ Без ударения ничего. Изменение по падежам. Обозначают отсутствие предмета, признака, количества. НЕ Под ударением нечего. слитно нет ПРЕДЛОГА НЕКЕМ. Некем (с), ничто (во), ничего (для), ничем (перед). Отрицательные местоимения. Вопросительно- относительные местоимения.

«Положительные и отрицательные числа» - Дома: Повторить правила сложения и вычитания; № 1109 (2 столбик); № 1111. Сумма двух противоположных чисел равна нулю. Вычислите. Небольшие недочеты, есть над чем работать. Решение самостоятельной работы. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 6 класс. Сумма отрицательных чисел всегда меньше каждого из слагаемых.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нетрадиционные формы проведения уроков

игра дискуссия экскурсия нетрадиционный урок

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок . Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме . При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы. Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения .

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематичность обучения

Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней предполагается за счет домашних заданий

Организационная четкость

Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога

Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Слабая обратная связь.

Усредненный подход.

Отсутствие индивидуального обучения

Особенности нетрадиционных уроков

Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала .

Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся , на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса .

Признаки нетрадиционног о занятия

· присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;

· кроме программного, используется и внепрограммный материал;

· организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;

· занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;

· в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;

· дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;

· требует серьезной предварительной подготовки.

Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно.

Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания , но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению.

А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

Творческие принципы нетрадиционных уроков:

· в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;

· необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;

· основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;

· важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;

· нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;

· педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;

· необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

· Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна и неполна. Мы выделим следующие виды нетрадиционных уроков:

· уроки-экскурсии ;

· уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых)) (например, уроки-

· уроки-дискуссии , круглые столы, диспуты, конференции;

· бинарные уроки;

· уроки-исследования;

· уроки взаимообучения учащихся;

· уроки-соревнования (викторины , конкурсы );

· уроки-семинары.

Поговорим подробнее о некоторых видах нетрадиционных занятий.

Экскурсия - форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на природе, в музее, на улицах города, в парках, на производствах и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира.

Готовя урок-экскурсию, педагог должен:

· определить его содержание, цель, задачи, довести их до учащихся;

· грамотно подобрать объекты, с которыми будет знакомить обучающихся;

· продумать методики показа объекта экскурсии и рассказа о нем, способы вовлечения учащихся в активное восприятие.

При подборе объекта(ов) показа педагогу важно провести его (их) оценку по следующим показателям (критериям):

1. Познавательная ценность для обу-чающихся.

2. Выразительность (внешняя вырази-тельность самого объекта или взаимодей-ствие экскурсионного объекта с окружаю-щей его средой).

3. Сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу).

4. Месторасположение (расстояние до объекта, транспортная доступность, удобство подъезда к нему).

Проводить экскурсию может сам преподаватель или экскурсовод, но именно педагог останется организатором и руководителем познавательной деятельности учащихся на протяжении всего мероприятия.

Если экскурсию будет вести сам педагог, то для подготовки ему нужно:

1. Интересно сформулировать тему урока-экскурсии.

2. Подобрать литературу и интернет-ресурсы для подготовки материала.

3. Самостоятельно ознакомиться с объектом показа (научиться легко ориентироваться на местности, хорошо узнать расположение залов, если экскурсия будет в музее).

4. Составить маршрут экскурсии.

5. Подготовить текст экскурсии.

6. Сделать комплект "шпаргалок" (портфель экскурсовода). В "шпаргалки" можно внести следующую информацию:

· наименование объекта;

· историческое событие, с которым связан объект, дата события;

· охрана памятника (на кого возложена);

· интересные факты, предания, связанные с объектом.

7. Составить методическую разработку.

8. Провести без группы пробную экскурсию.

Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели , возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ. Также урок-экскурсия должен включать самостоятельную работу обучающихся по плану: наблюдение, составление схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала (фотографирование) и т. д.

В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает ведущее место. По отношению к показу рассказ на экскурсии вторичен.

Он может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление. Убедительность рассказа достигается с помощью зрительных доказательств. Рассказ педагога всегда должен иметь четкий композиционный план.

В ходе проведения экскурсии можно использовать и другие приемы, позволяющие донести до учащихся содержание темы:

· встречи учащихся с участниками событий;

· прослушивание звукозаписей;

· участие обучающихся в ритуальных действиях.

Заканчивается урок-экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает полученные знания в общую систему изученного по теме, разделу; выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и оценки учащихся; оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит глубже ознакомиться с вопросом; намечает творческие задания: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, стенд, электронную презентацию, составить коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, выставок, музеев учебных заведений.

Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, - проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д.

Можно отметить следующие функции, которые игровая деятельность выполняет в развитии человека:

· развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· коммуникативная, освоение диалектики общения;

· функция самореализации;

· терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

· диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

· коррекционная: внесение позитивных изменений в структуры личностных показателей;

· функция межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

· функция социализации: включение в систему общественных отношений.

Технология проведения урока-игры состоит из нескольких этапов.
Этап подготовки урока-игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее осуществляется ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этические правила поведения.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход.

Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации учебной игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Этап анализа, обсуждения, оценки результатов игры - выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Обращается внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.

Деловую игру нельзя прервать на полпути, отложить ее окончание. Для деловой игры обязательно ее завершение, связанное с принятием необходимых решений, с их оценкой и рефлексией по поводу процесса принятия решений.

Деловая игра является перспективным методом обучения учащихся старших классов, студентов. Она должна использоваться для тренировки решения комплексных задач, усвоения нового материала и закрепления изученного, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра должна давать учащимся возможность понять учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, ролевые .

Имитация - подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, совета молодежного клуба и т. д. Можно имитировать события, деятельность конкретных людей (деловое совещание, проведение беседы, ведение пропаганды, агитации, спора).

Сценарий имитационной игры, кроме сюжета событий, должен содержать описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Ролевая игра - основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.

Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполнения ролей и теми чувствами и отношениями, которые возникают в ходе игры.

Существует три типа ролевых игр:

· прямые игры - моделирование элементов профессиональной деятельности;

· стратегические симуляции - принятие решений в определенных условиях: "Экологическая катастрофа", "Начальник - подчиненный" и т. д.

· собственно ролевые игры: участники игры получают различные индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях.

При использовании такой технологии занятия проводятся в форме либо суда, либо собеседования (например, "начальник отдела кадров" принимает на работу "сотрудника"), либо свободно развивающегося ролевого общения (диалога) между участниками. Такие игры позволяют активно вовлечь учащихся в процесс обучения, вызвать интерес к теме. В ходе ролевой игры обучаемый может определить свои сильные и слабые стороны, научиться взаимодействовать с людьми, решать конфликты. Ролевая игра, как и любая активная технология, имеет как положительные черты, так и недостатки.

Плюсы и минусы ролевых игр

В заключение урока - ролевой игры обучающиеся обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение каждого из участников в данной ситуации, продуктивность его работы. При этом хорошо, если начнут дискуссию "зрители", а закончит педагог, сделав критический разбор итогов ролевого общения, отметив достижения и неудачи.

Наблюдения могут быть более эффективными, если будет осуществлена видеозапись ролевой игры, а в случае необходимости - использована для обеспечения обратной связи и подтверждения тех или иных положений, а также для консультирования.

Метод ролевых игр позволяет ученику оказаться на месте другого человека, посмотреть как бы со стороны на себя и своего "героя", чью роль он исполняет. Это имеет большое значение для выбора эффективного сценария поведения в будущем.

Дискуссия - это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с определенными правилами и процедурой. Ее существенной чертой является сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения - спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

При проведении дискуссии важно договориться о коллективной солидарности, где каждый поддерживает решения команды и не высказывает свои личные возражения за пределами группы. Это помогает управлять напряженностью дискуссии и обучать сотрудничеству.

Групповая дискуссия используется как метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и специально созданных группах и как способ организации совместной деятельности обучаемых с целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ними задач.

Элементы дискуссии могут использоваться практически в любых формах обучения, в т. ч. в лекциях.

Лекции-дискуссии проводятся разными способами:

· выступают два преподавателя, защищающие различные точки зрения на проблему;

· выступает один преподаватель, но с разных позиций;

· выступает один преподаватель и учащиеся;

· учащиеся дискутируют друг с другом. В этом случае хорошо, если участники дискуссии представляют определенные группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы формирования ценностно-ориентированного единства, коллективистской идентификации, которые усиливают или даже порождают новые мотивы деятельности. Например, дискутируют сторонники и противники неформальной молодежной субкультуры.

Применение на уроке метода дискуссии требует наличия в группе, классе высокой дисциплины. Вряд ли данный метод может быть применим в коллективах, где нет привычки уважать мнение других людей, умения четко следовать логике разговора, выделять из сказанного главную мысль. Скорее данный метод эффективен для использования в старших классах. Дискуссия не только позволяет закреплять знания, вырабатывать умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свою точку зрения, но и формирует толерантность.

Бинарный урок основывается на межпредметных связях, интеграции предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии их мышления. Ведут его два или несколько специалистов-предметников. Я.А. Каменский сформулировал так называемое золотое правило успешного освоения материала : "Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению". Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого правила". Также в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Чтобы ее развить, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем чтобы они делали акцент на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль. На бинарном уроке создаются подобные условия развития учащихся.

Порядок подготовки бинарных уроков:

1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока. Так, например, в практике общеобразовательной школы для бинарных уроков были соединены следующие предметы и подобраны следующие темы: мировая художественная культура и география - тема урока "География народных промыслов"; география и экология - тема урока "Климатические пояса Евразии и адаптации организмов"; физика, экология - тема урока "Влияние температуры и ветра на состояние окружающей среды"; математика и информатика -"Вычисление площади поверхности и объема цилиндра"; русский язык и история - "Призыв к Правде, Добру и Справедливости в повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" и т. д.

2- й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут учащимся возможность, используя изученный материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.

3- й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Бинарный урок помогает в решении следующих задач:

· развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;

· расширяется кругозор у учащихся и педагогов;

· интегрирует знания из разных областей;

· способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;

· служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;

· развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

· развивает аналитические способности и изобретательность;

· обладает огромным воспитательным потенциалом;

· позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях. Трудности при планировании бинарного урока:

1. Теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на собственных ошибках.

2. Требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), полной психологической и методической совместимости педагогов.

3. Сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под расписание учебного заведения, решить вопрос об оплате труда педагогов.

4. Нет четкости в вопросе, по какому предмету выставлять оценку, полученную учащимся на этом занятии.

Целесообразно проведение бинарных уроков в профориентационной деятельности и в профессиональном образовании, т. к.:

· профессиональные знания будущих специалистов формируются в комплексе, тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает представления о целостном явлении, дробя его на не связанные фрагменты;

· форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения;

· бинарные уроки повышают потенциал учащихся, ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Они формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

· такие уроки дают возможность учителю самореализовываться в творческом процессе, способствуют формированию профессиональных компетенций студентов.

Человек в процессе обучения не в состоянии овладеть всеми знаниями, которые ему потребуются для жизни и работы. Возникает необходимость в интенсификации традиционного обучения, поиске резервов умственного развития обучающихся, в формировании у них навыков самостоятельной познавательной деятельности. Именно уроки-исследования могут помочь в решении этой задачи.

Неправильно отождествлять понятия исследовательская деятельность и урок-исследование . Исследовательская деятельность - понятие широкое, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок-исследование - это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением учащимися (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с заранее известным, но не знакомым ученикам результатом), ограниченная временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

· постановка проблемы;

· повторение теории, посвященной данной проблематике;

· подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;

· обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.

Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (знания добываются самостоятельно и поэтому являются личностно значимыми, а значит, прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, итогом урока-исследования должен явиться интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий истину в результате процедуры исследования.

Не каждый урок можно сделать уроком-исследованием. К такому виду деятельности необходима большая теоретическая подготовка, которую обучающиеся должны получить на традиционных учебных занятиях по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. На уроке-исследовании перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии педагога или самостоятельно должны исследовать пути и способы ее решения, т. е. построить гипотезу, наметить и обсудить способы проверки ее истинности, аргументировать, провести эксперименты, наблюдения, проанализировать их результаты, порассуждать, доказать. Это, например, могут быть задачи на самостоятельное "открытие" правил, законов, формул, теорем, самостоятельное выведение закона, формулы, открытие способа доказательства.

Знания, полученные учеником самостоятельно путем проб и ошибок, перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся в его памяти надолго. Педагог при такой форме урока станет организатором исследовательского поиска. Поставив проблему, педагог должен раскрыть направления ее решения, рассуждать вместе с обучающимися, высказывать предположения, обсуждать их вместе, опровергать возражения, доказывать истинность. Таким образом, он будет демонстрировать подросткам путь научного мышления, заставит их следить за движением мысли к истине, сделает их соучастниками научного поиска. В структуре урока-исследования можно выделить следующую последовательность действий:

· актуализация знаний;

· мотивация;

· создание проблемной ситуации;

· постановка проблемы исследования;

· определение темы исследования;

· формулирование цели исследования;

· выдвижение гипотезы;

· проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т. д.);

· интерпретация полученных данных;

· вывод по результатам исследовательской работы;

· применение новых знаний в учебной деятельности;

· подведение итогов урока; домашнее задание.

Предлагаемая учащемуся задача для исследования должна соответствовать его интеллектуальным возможностям. Если педагог почувствует, что учащиеся затрудняются выполнить задание, он должен ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблемности. Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме

1. Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.

2. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным.

3. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.

4. Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, группой, взаимное доверие и уважение.

5. Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.

6. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Педагог при организации исследования может использовать следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:

· подвести молодых людей к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;

· столкнуть противоречия в практической деятельности;

· изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

· предложить группе обучающихся рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиции командира, юриста, финансиста, педагога, родителя, врача и т. д.);

· побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

· поставить конкретные вопросы: на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

· поставить конкретные исследовательские задачи, например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.).

Уроки-исследования - прогрессивная форма нетрадиционного занятия , которая открывает в молодых людях способность генерировать идеи, вести научный поиск, использовать межпредметные связи и в дальнейшем вносить свой вклад в инновационное развитие науки, техники, культуры нашей страны. Любой педагог сталкивается с необходимостью опросить каждого обучающегося во время одного занятия по всему теоретическому материалу, но редко кому это удается. Изучение разных способов организации взаимоконтроля и взаимообучения позволило разработать авторскую методику так называемых уроков общения .

На таком уроке каждый учащийся должен изучить материал вместе с соседом по парте. Ребята будут читать учебник, сами отвечать на вопросы, разбирать представленные в параграфах решения задач, на их примерах решать другие, проверяя друг друга. Первые из подготовившихся пар будет опрашивать педагог. После чего из их числа он назначит помощников, которые примут участие в опросе остальных.

Методика проведения урока взаимообучения учащихся :

1. Начинается урок взаимообучения с рассаживания учащихся таким образом, чтобы за одним столом оказались ученики, приблизительно равные по своей подготовке и по скорости работы.

2. Педагог сообщает, как будет организовано занятие, а также представляет (на доске или с помощью проектора) вопросы, на которые необходимо дать ответ в ходе изучения материала, и дополнительные задания.

Хорошо, если преподаватель подготовит для обучающихся инструкцию (удобно иметь плакат с ее записью) о порядке действий на уроке. Инструкция может выглядеть так:

· прочти заданный пункт учебника;

· подготовь ответы на вопросы, указанные на доске;

· помоги подготовиться своему соседу;

· ответь соседу на все вопросы и выслушай его ответы на вопросы, исправляя ошибки;

· сообщи педагогу о готовности своей и соседа отвечать на вопросы;

· во время подготовки говори очень тихо.

3. Ученики приступают к работе. В это время педагог должен обходить класс, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости индивидуальную помощь.

4. Первые подготовившиеся ребята отвечают материал педагогу.

5. Педагог назначает ассистентами тех, кто хорошо ответил материал, и указывает, кого они будут опрашивать.

6. Ученики, хорошо ответившие ассистентам, также смогут стать ассистентами и опрашивать других учащихся по указанию педагога. Ответившие плохо готовятся снова и пересдают материал.

7. Обучающиеся, освободившиеся от работы, могут получить заранее подготовленные педагогом карточки с индивидуальным дополнительным заданием (задачей) и выполнить их.

Уроки взаимообучения обучающихся необходимы для развития у них самостоятельности , общительности , ответственности .

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и назначение урока в педагогическом процессе, его классификация и типы. Цели проведения уроков. Особенности проведения комбинированного урока, усвоения и закрепления полученных знаний, проверки и оценки материала, основные требования к нему.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Методика проведения урока. Сущность комбинированных уроков и его этапы. Комплекс комбинированных уроков по экономике для 11 класса. Доступность изложения методики с четкими этапами ее выполнения. Оценка эффективности методики проведения уроков.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2009

    Мотивы, познавательные интересы младших школьников. Нетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса. Особенности нетрадиционных уроков. Характеристика разных видов уроков. Порядок подготовки и проведения нетрадиционных уроков в школе.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2009

    Характеристика урока как основной формы обучения. Ознакомление с классификацией типов и форм современных уроков. Оценка их недостатков. Изучение особенностей нетрадиционных уроков. Рассмотрение на практике интегрированных и комбинированных уроков.

    реферат , добавлен 02.01.2012

    Основная характеристика форм организации обучения: понятие, классификация, типы и структуры уроков. Нетрадиционные формы организации урока и их современные формы. Виды нестандартных уроков, рекомендации по формированию интереса к обучению у школьников.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2012

    Типы, виды и структура уроков и их развивающие возможности. Традиционные типы уроков русского языка в начальной школе и их структурные компоненты. Нетрадиционные формы уроков русского языка. Специфика уроков русского языка в системе развивающего обучения.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Формирование интереса к иностранному языку, его влияние на эффективность процесса обучения. Классификация, характеристика и коммуникативные функции нетрадиционных уроков. Опыт применения нестандартных уроков в Ключевой средней школе Костанайской области.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2015

    Основные типы уроков. Организация учебной деятельности учеников на уроке. Условия эффективного проведения теоретических занятий по экономике. Коспекты-схемы как форма активизации преподавания экономических дисциплин. Пример подготовки и проведения урока.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку на начальном этапе. Специфика урока иностранного языка. О введении иностранного языка в начальной школе. Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2007

    Урок профессионального обучения как современная форма организации обучения, его разновидности и формы проведения. Планирование и методика проведения уроков профессионального обучения по теме "Стилизация в орнаменте", составление примерного конспекта.




Ситуация успеха на уроке предоставляет ребенку возможность: - выражать свое «я», - выдвигать разного рода инициативы, - брать на себя ответственность, - самоутверждаться с учетом сильных сторон его личности, - формировать взгляд на другого ребенка как на безусловную личность,. - сохранять свое здоровье.


Положительные стороны ситуации успеха на разных этапах урока 1.Организационный: - создание положительного настроя, - побуждение к новой деятельности с подчеркиванием предыдущих достижений, -усиление акцента на предстоящей работе, чем-то удивив, заинтересовав детей.


Здравствуйте, ребята, садитесь…. -Здравствуйте, ребята, мы сегодня отправимся в увлекательное «путешествие»…. -Здравствуйте, ребята, садитесь, вы вчера меня очень порадовали своими знаниями… Как можно по-другому поприветствовать друг друга? Орг. момент – камертон урока.


2. Проверка домашнего задания. -Предоставление возможности в устранении ошибок в задании, выполненном самостоятельно, что дает шанс получить более высокую оценку, - предупреждение и устранение подобных ошибок после их анализа в дальнейшем, что ведет к более успешному выполнению аналогичных заданий, - вызывание чувства относительной неудовлетворенности чем-то из предыдущей деятельности с целью улучшения результата.


3. Изучение нового. - Лавирование между известным и неизвестным, -предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, - скрытое инструктирование ученика в способах совершения действий, - обозначение важности усилий ребенка в совершаемой деятельности, -рассмотрение решений проблемы, предложенных детьми, - использование жизненного опыта ребенка.


4. Закрепление изученного. - Использование ситуации «от простого к сложному», - высокая оценка каких-либо деталей, (Успешное выполнение простого задания дает уверенность в том, что возможно выполнение сложного. Успех не результата в целом, а какой-то детали, тоже помогает почувствовать себя успешным.). -скрытая помощь учителя (опорные карточки, алгоритм действий,…).


5.Итог. - Аргументирование выставляемой отметки ученику, - оценивание действий ученика с акцентом на детали. - подчеркивание положительного личного опыта ученика,. - определение трудностей и выбор путей их преодоления, -рассматривание каждого ребенка при оценивании, как «персональную исключительность».


Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности? Учащийся начинает относиться к успеху как к чему- то само собой разумеющемуся; перестает переживать из-за возможного неуспеха; формируется уверенность в своем постоянном успехе появляется завышенная самооценка; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; требует, ждет постоянного подтверждения успешности своей учебной деятельности.


К снижению старательности и ответственности меньше времени уделяет выполнению домашних заданий вырабатывается небрежное отношение к учебному материалу. Поверхностный взгляд на самого себя и учебный материал. Снижается успеваемость, т.е. появляются "пробелы" в значениях.