Открытый урок по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"(1 класс). Конспект урока по окружающему миру "почему радуга разноцветная"

МКОУ Мирнинская СОШ

Открытый урок

"Почему радуга разноцветная".

(Окружающий мир.1 класс.)

Составила

Кишулько Татьяна Петровна

Учитель начальных классов

2014 г.

Цель: формировать первоначальное представление о свете и цвете Задачи : познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений; воспитывать интерес к изучению нового. Тип урока: решение частных задач Оборудование: Мультимедиопроектор, полоски цветной бумаги, краски, цветные карандаши, фломастеры, песня, стихи, презентация, альбомные листы.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность: - описывать чувства, возникающие при виде радуги; - называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок; - осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.

Формирование УУД: Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности. Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться. Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

1. Организационный момент

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, многое должны узнать.

2. Актуализация знаний

Я приготовила вам задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.
Начнём наш урок со сказки.
Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по листве..
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота показались на пути,
В них ни въехать, ни войти (радуга)
- Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса . - Какие явления природы вы знаете? – О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.) - Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
- Поговорим о радуге.
Слайд 1 - Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
- От какого слова происходит слово радуга? (радость). Почему возникло затруднение? Что нам поможет?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
– Дети, кто из вас видел радугу? Слайд 2

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Слово « радуга» похоже на слово « радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга . Какие приметы вы знаете? Слайд 3

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 4

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

4. Решение проблемного вопроса – Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?

– А кто из вас знает, как это происходит? Слайд 5

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд №6 Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

5. Физкультминутка. Радуга.
В небе дождь, гроза. Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
По траве босиком, прямо в небо прыжком.

6. Постановка проблемного вопроса

Сколько цветов у радуги? (семь)

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

7 . Решение проблемной ситуации. Слайд 7

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

8. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга? (Да.)

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

9. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ выбираете вы?

в) Планирование проекта.

– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе отмечены дуги радуги. Сколько дуг нарисовано? (7)

– Определим цвета наших полосок. (Дети отмечают буквами названия цветов.)

г) Практическая работа. В это время звучит песня «Кто построил радугу»

(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

10. Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.

В небе дождь, гроза, закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей выбегай из дверей,
По траве босиком, прямо в небо прыжком

Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.
И выходит на луга семицветная дуга.

Теплым майским днем барабанщик-гром
Словно молотом бьет по туче: «Бом!».
Туча дождик льет, ветер краски трет
И рисует РА- и рисует ДУ- и рисует ГУ. Радугу!
Ленты разноцветные над землёй парят,
Люди изумленные в небеса глядят.
Радуга раскинула ровный полукруг,
Ореолом праздничным распахнулась вдруг.
Чудо разноцветное, таинство Земли,
Диво безответное в солнечной пыли. Радуга умытая видится вдали.
Коромысло дивное на плечах Земли.

Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла. Летний дождь прошел с утра, выглянуло солнце. Удивилась детвора, посмотрев в оконце, - Семицветная дуга. Заслонила облака

11 . Закрепление нового.

А . Работа парами. В конверте разноцветные полоски.

Задание . Помогите Муравьишке собрать радугу.

Проверка по слайду – слайд № 8

Б. Работа в тетради /А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./

Задание № 2. Прочитайте задание. Раскрасьте шарики и вагончики.

Проверка.

12. Тест. Слайд № 9
- Туча – это темное, густое облако;
да нет
- Ситничек – это сильный проливной дождь; да
нет
- Ветер дует, потому что качаются деревья; да
нет
- В радуге оранжевый цвет идет после синего; да
нет
- Радуга состоит из пяти цветов; да
нет
- Ветер – это движущийся воздух;
да нет
- Эхо бывает только в горах; да
нет
- Звуки издают только живые существа;
да нет
- Радуга образуется, когда солнечные лучи
попадают в небе на капельки дождя.
да нет

Проверка. Слайд № 10

13. Рефлексия
Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке?
– Кто для себя сделал открытие?

§ 1 Что такое радуга

Ребята, замечали ли вы, что после сильного дождя, когда выглядывает солнце, на небе возникает удивительно красивая семицветная дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут ее - РАДУГА. Вы все наверняка ее видели. Давайте порассуждаем…

Когда бывает радуга? Какое настроение она у вас вызывает?

Появление радуги - это настоящее чудо… ЧУДО ПРИРОДЫ!

Откуда она взялась? Кто ее построил так быстро и так красиво? Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

§ 2 Почему радуга разноцветная

Почему радуга разноцветная? Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!

§ 3 Как получить радугу

Радуга - природное явление.

Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу.

Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

Радугу можно увидеть в лужах на асфальте; в брызгах фонтана; от компьютерного диска

§ 4 Краткие итоги по теме урока

Важно запомнить следующее:

1. У радуги 7 цветов.

2. Все цвета расположены в определенном порядке и не меняются местами. Чтобы запомнить порядок следования цветов радуги есть стишок-подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

3. Радуга появляется при попадании солнечных лучей в капельки дождя.

Список использованной литературы:

  1. А.А. Плешаков «От земли до неба» М. Просвещение, 2002.
  2. Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г.
  3. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М, 2005г.
  4. Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г.
  5. А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика– Пресс»1987,1990,1991,1992.

Использованные изображения:


Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о том, почему появляется радуга, о разнообразии цветов и последовательности цветов радуги.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: называть цвета радуги; отображать последовательность цветов радуги; понимать причины возникновения радуги.

высказывать предложения о причинах возникновения радуги; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Метапредметные

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (отображение последовательности цветов радуги), составлять план и последовательность действий.

Познавательные: высказывать предложения о причинах возникновения радуги; работать в паре; логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебников, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти); сочинять сказочную историю по рисунку в учебнике.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество.

Личностные результаты

Понимать целостность картины мира; получать эстетическое удовлетворение от наблюдения явлений природы.

Основные понятия и определения

Семь цветов радуги

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как возникает радуга. Научимся пере- числять цвета радуги в правильной последо-вательности. Вспомните, когда и где вы видели радугу. Какие чувства у вас вызывает появление ра-дуги? Из каких цветов состоит радуга?

Изучение нового материала

Почему радуга разноцветная?

Рассмотрите рисунок. Назовите цвета ра-дуги, начиная сверху. Прочитайте фразу-под-сказку и с её помощью перечислите цвета радуги.

Постарайтесь запомнить эту фразу.

« КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН»

Почему же радуга разноцветная?

Выскажите предположения и сравните их с объяснением Мудрой Черепахи.

Вырежите цветные полоски и расположите их так, чтобы получился кусочек радуги. Сделайте то же самое, закрыв листом бумаги слова слева. Поменяйте полоски местами и
предложите соседу по парте исправить ошибки.

красный. оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

Придумайте сказочную историю по рисунку

Вывод

Солнечные лучи, попадая в небе на ка-пельки дождя, распадаются на разноцвет-ные лучики. Так возникает радуга.

1.Как возникает радуга? 2. Какая фраза может подсказать нам последовательность цветов радуги? 3. Перечислите цвета радуги, используя фразу-подсказку.

Потомучка о природе 10. Почему радуга разноцветная

Почему радуга разноцветная

Волшебное явление - РАДУГА

МИФ Откуда берется радуга .

а ) Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем небольшое исследование.

Работать будем в парах. Возьмите конверт под номером 1.

Используя все вложенные в него картинки попробуйте создать настроение летнего дня после дождя.

(дети работают с раздаточным материалом: дом, дерево, солнце, туча и разноцветные волнистые полоски семи цветов)

Какие возникли затруднения? (не могут правильно расположить цвета радуги)

Для чего у вас появились полоски 7 цветов? Что они обозначают?

- Как вы думаете, а почему я вам дала не прямые, а волнистые полоски?

Б ) – Давайте мы рассмотрим, как радуга образуется при помощи луча и призмы. Призма это прозрачное стекло, заменяющая капельку воды. Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета.

Что нам заменяла призма? (Капельку воды)

Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (Распался на цветные лучики)

Кто же главный “художник” в природе? (Солнце)

Почему же радуга разноцветная?

Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга.

Какие же мы молодцы. Нам просто необходимо немного отдохнуть

3. Физминутка

Давайте вернемся к нашей радуге, которая у вас получилась на парте. А почему у каждой пары получилась своя радуга?

Бывает ли такое в реальной жизни?

Из каких цветов состоит радуга?

Как их правильно расположить?

4 . Решение проблемной ситуации. Продолжение изучения нового материала.

Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:

« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Кто догадаете, как подсказка может нам помочь?

По первым буквам этих слов определяется порядок цвета. И запомните ребята цвета всегда идут по порядку и никогда не могут поменяться местами.

Работа в парах (исправление ошибки, на доске появляется радуга.)

Вот теперь исправьте ошибки в своей радуге.

5. Обобщение ответов учащихся

Ребята, а на какое слово похоже слово радуга?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.