Дидактическая игра что птица цель. Дидактическая игра «Кто лишний?». Упражнение «Помоги дятлу найти еду»

методическая разработка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Купино Шебекинского района Белгородской области»
КАРТОТЕКА ЗАГАДОК, ИГР, УПРАЖНЕНИЙ И

ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

по теме "ПТИЦЫ"

(Из опыта работы воспитателя

«Приобщение детей к

Подготовила: Ишкова Т.И., воспитатель

2016 год

КАРТОТЕКА ЗАГАДОК, ИГР И ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

по теме «ПТИЦЫ»

для детей дошкольного возраста

Копилка загадок о птицах

Цель:
развитие логического мышления, памяти, речи. У них есть крылья, голова, Две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песенки с деревьев.
(Птицы)
Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. - Как зовут тебя?
(Снегирь)
На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нём? Хоть кругом и красота, Но такая высота! Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться – Два могучие крыла У хозяина …
(Орла)
Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды, С первым снегом тут как тут! (
Снегирь)
Хоть я не молоток – По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
(Дятел)
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
(Сорока)
Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни, и полёт Вошли в стихотворения.
(Жаворонок)
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это?
(Соловей).

Что за весенняя чёрная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится?
(Грач)
На шесте - веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поет отец- Он и летчик, и певец.
(Скворец)
Непоседа птица эта, Одного с березой цвета: Верещунья, белобока, А зовут ее…
(Сорока)
Я птица мирная, Хоть и бесквартирная. Гнёзда строить не мастак, Полечу я на чердак. Станет солнце пригревать, Так люблю поворковать (
Голубь
) Из-за гор высоких И морей глубоких, Из-за рек могучих И лесов дремучих К нам весной летят певцы Долгожданные…
(Скворцы)
У нее глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днём. (
Сова)
Кто-то скачет вдоль дорожки, Семечки клюет и крошки. «Здесь не страшно, не робей!» - Крикнул другу…
(Воробей)
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (
Воробей
Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой
. (Снегирь)
Северные гости Клюют рябины грозди, Так нарядны и ярки, На головках – хохолки! (
Свиристели)
Кто в берете ярко-красном, В черной курточке атласной. На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. (
Дятел
) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (
Синичка
) Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома. Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками в болото.
(Аист)
Вот со странностями птица – Посудите, впрямь чудна: Днём спокойно отоспится, Ночью – бодрствует она.
(Сова
) Посмотрите – выше крыш Небо режет быстрый ….
(Стриж)
Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет!
(Цапля)

В лесу на ветке она сидит, Одно «ку-ку» она твердит, Года она нам всем считает, Птенцов своих она теряет. «Ку-ку» то там то тут, Как птицу эту зовут?
(Кукушка)
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины.
(Ласточка)
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (
Воробей)
В небе осенью курлычут, За собою в небо кличут. Долго манят нас вдали… Кто скажите?
…(Журавли)
Символ мира – это он И отличный почтальон. А ещё и в дождь и в холод Путь домой отыщет
(Голубь)
Пёстренькая птичка В чужое гнездо снесла яичко
(Кукушка)
На головке - хохолок, Хвост - как желтый лоскуток. Зимовать к нам прилетели Что за птицы?
(Свиристели)

Дидактические игры по теме «ПТИЦЫ»

Игра
– это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Назвать птицу.

Цель:
учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал:
картинки птиц (домашние птицы, воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет
Кто чей?

Цель:
развивать умственные способности, определять, чей птенец, активизация словаря детей.
Материал:
картинки домашних птиц и их птенцов.
Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им подобрать детенышей. Ребенок называет птицу и детеныша.
Чего не хватает?

Цель:
воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь; активизация словаря.
Материал:
картинки птиц без какой – либо части тела.
Ход игры:
Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) / Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
Четвертый лишний

Цель:
Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Материал:
карточки с разнообразными объектами.
Ход игры:
Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
Кто как разговаривает

Цель:
развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. Материал: картинки домашних птиц.
Ход игры:
Перед детьми выставляются картинки домашних птицы Утка (кря-кря) – крякает; Гусь … .) - … . Петух ….) - …. Курица) - … .
Чья птичка дальше улетит?

Цель.
Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Материал:
Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Ход игры:
Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).
Один – много

Цель:
закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление, умение употреблять существительные во множественном числе.
Материал:
картинки домашних птиц.

Ход игры:
детям предлагаются по очереди картинки с изображением одной птицы и картинки с изображением нескольких птиц, при этом задается вопрос «Кто это?» Цыпленок – цыплята Курица - …. Индюк - …. Гусь - …. Утенок - …. Гусенок - ….
Угадай птицу

Цель:

Ход игры:

Какой птицы не стало.

Цель:
продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
Материал:
карточки с изображением птиц, наборное полотно.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.
Птичий двор

Цель:
закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Наши уточки с утра … Наши гуси у пруда … А индюк среди двора … Наши гуленьки вверху … А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споёт …! В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.
Собери птичью семью

Цель:
развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
Материал:
карточки с изображением домашних птиц.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки, назвать всех птиц, а затем собрать птичью семью.
Кто как голос подает?

Цель:
развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь.
Ход игры:
Воспитатель называет известные птицы, а дети называют, как они издают звуки. Воробей - чирикает, ворона - каркает, голубь - воркует, синица - свистит, утка - крякает, соловей - поет, кукушка - кукует.
Четвёртый лишний

Цель:
развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок. 1. заяц, ёж, лиса, шмель; 2. трясогузка, паук, скворец, сорока; 3. бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5. пчела, стрекоза, енот, пчела; 6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7. таракан, муха, пчела, майский жук; 8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9. лягушка, комар, жук, бабочка; 10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Счет птиц

Цель:
закрепление согласования числительных с существительными
Материал:
карточки с цифрами от 1 до 5, картинки с изображением птиц.
Ход игры:
Воспитатель показывает карточку с цифрой, а дети согласовывают существительное с числительным: Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.
Угадай птицу

Цель:
развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:
Педагог называет определения, а дети должны угадать, о какой птице идет речь (как вариант игры – подобрать соответствующую картинку). Подумай, о ком можно так сказать: Серая, умная, громкоголосая – Пёстрая, хищная, большеглазая – Шустрая, белобокая, длиннохвостая – Длинноклювый, пёстрый, красноголовый – Маленький, красногрудый, черноголовый – Маленькие, шумные, коричневые – Желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая – Краснопёрый, чернокрылый, с перекрещивающимся клювом.

Объясни словечко

Цель:
развивать логическое мышление, активизация словаря.
Ход игры:
Педагог предлагает разъяснить значение слов: красногрудый, - перелетные, - зимующие, кормушка, -бескормица, -черноголовый.
Что лишнее

Цель:
развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Материал
:карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.
Ход игры
:Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему? ». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.
Кто потерял?

Цель:
продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач. Научить детей распознавать, какой птице принадлежат перья (петух, гусь, павлин, утка) из данной коллекции.
Материал:
картинки петуха, гуся, павлина, утки, изображения перьев данных птиц.
Кто где живет

Цель:
уточнить и расширить знания детей о птицах развивать речь детей, обогащать их словарь;
Материал:
картинки птиц, модули среды обитания птиц
Ход игры:
Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями «болото» - цапля, аист, журавль «водоем» - лебедь, дикая утка, чайка «лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд «город» - воробей, голубь, ворона «птичий двор» - курица, гусь, индюк.
«Покормите птиц»

Цель
: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.
Ход игры
: дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц, и ставит вопрос: какая, птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины

Подвижные игры по теме «ПТИЦЫ»

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Инвентарь
: маска кошки. На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3, 5-4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4-5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии - это воробышки в гнездышках. Педагог произносит: Вылетайте из гнездышек, воробышки! Поклюйте зернышек, воробышки! Быстро летайте, Крыльями махайте! Раз-два, раз-два, Крыльями махайте! Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны - воробышки расправляют крылышки, - разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносив «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.
Примечания.
1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.
Игра малой подвижности «Где спрятался воробей? »

Инвентарь:
пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10-15 см) . Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит: Скачет шустрый воробей Все быстрей, быстрей, быстрей! Крошки хлеба поклевал, Над землею полетал, На березе посидел. Кыш. Куда-то улетел! Вас прошу, мои друзья, Вы найдите воробья! После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения. Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два! Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс. Маленькие птички, Выполняют взмахи руками. Раз-два, раз-два! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши. Маленькие птички, Выполняют взмахи руками. Раз-два, раз-два! Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс. Маленькие птички, Выполняют взмахи руками. Раз-два, раз-два! Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.
Примечание.
После слов педагога «Разлетайтесь кто куда! » дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.
Ветер и птицы

Цель
. Развитие координации движений.
Оборудование.
Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры.
Педагог распределяет детей на группы: одна группа – птички, друга – ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в сои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребёнок будет бегать при повторении игры, но если он окажется не внимательным, флажок передается новому победителю.
Подвижная игра «Голубь».

Цель:
упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».
Ход игры
. Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».
Подвижная игра «Птицелов»
Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» - водящий, ко-торому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами: Во лесу, во лесочке, На заснеженном дубочке Птицы сидели, Тихо песни пели. Вот птицелов идет - В плен нас возьмет.
Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».
Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Цели:
упражнять в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества – ловкость, быстроту.
Ход игры
. В середине площадки рисуется болото, в котором живут лягушки. По сторонам площадки нарисован ручей, в стороне – гнездо цапли. По сигналу ведущего «Лягушки прыгают в болоте!» играющие бегают и прыгают по площадке, изображая лягушек. По сигналу «Цапля идет!» «цапля», перешагнув ручей, прыгает и ищет «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», перепрыгивают «ручеек», стараясь спрятаться. «Цапля» пытается поймать «лягушек».
«Сокол и голуби»

Цель
: упражнять детей в беге с увертыванием.
Ход игры:
На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают другого сокола.
«Перелет птиц»

Цель
: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.
Ход игры:
Дети бегают по площадке – это «птицы». По сигналу воспитателя: «Ветер, буря!» дети подбегают к гимнастической стенке (пенькам) и быстро залезают на нее – прячутся. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло». Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 4–5 раз.
Пальчиковые игры по теме «ПТИЦЫ»
Я зимой кормлю всех птиц Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. Воробьи – воробушки,
Серенькие перышки! Клюйте, клюйте крошки У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить? Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик. Шевелят выпрямленными пальцами рук. Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот. Подуть на раскрытые ладони. Погладить тыльные стороны рук поочередно. Хлопки в ладоши. Потереть ладоши друг о друга. *** Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.
Ну-ка, посчитай-ка!
Десять птичек – стайка. Вот ворона, галка тут, Здесь воробушки живут. Голуби воркуют, По теплу тоскуют. Сидя на снегу глубоком, Растрещалася сорока. Красногрудый снегирек Солнышку подставил бок. Свиристели прилетали, Всю рябину обклевали. А синица-озорница Со сестрицами резвится. Дятел дерево долбит, Молча клест в гнезде сидит Хлопки в ладоши. Ладони открыты, пальцы растопырены. Загибать пальцы поочередно.
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли… В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник – посмотри – Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг, со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу, в столовой нашей, Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Прилетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье. Удары кулачками друг о друга сверху. Раскрыть ладошки. Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев. Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ по теме «ПТИЦЫ»

«Воробей»

Цели
. Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания за воспитателем. Совершенствование умения выполнять прыжки на двух ногах. Закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выйти на ковер и встать в круг. Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем. Воспитатель поощряет проявления инициативы и самостоятельности. Шустро скачет воробьишка, Прыгают по кругу на двух ногах. Птичка - серая малышка. По двору шныряет, По два поворота головы влево- Крошки собирает. Вправо на каждую строчку. ***
«Птички»
Летели птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились
Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели Песенки запели. Имитируют движения по тексту ***
«Утки»

Цели.
Координация речи с движением. Совершенствование навыка договаривания словосочетаний. Расширение и уточнение глагольного словаря {качались, брызгались, плескались). Закрепление умения приседать без опоры. Развитие подражательности, творческого воображения.
Описание.
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер, выразительно произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вслед за педагогом и договаривают словосочетания. Воспитатель побуждает детей к произнесению текста. Особое внимание уделяется развитию подражательности. Ути-ути-утки, Вперевалку идут по кругу друг за другом. Уточки-малютки На волнах качались, Приседают. Встают, Брызгались, плескались. машут руками, как крыльями.

Наталья Столярова
Картотека подвижных игр по теме «Птицы»

Картотека подвижных игр по теме «Птицы »

Подвижные игры для младшего дошкольного возраста

Подвижная «Птички»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Раз-два, раз-два!

Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

Игра малой подвижности «Гуленьки»

Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение Текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону :

Ой, люли, люли, люленьки!

Прилетели к нам гуленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произносит :

Они стали ворковать,

Ване спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Ванечке поспать.

Дети останавливаются, педагог произносит :

Первая гуля говорит :

«Надо кашкой накормить» .

Дети имитируют еду ложкой.

А вторая говорит :

«Ване спать надо велеть» .

Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.

А третья гуля говорит :

«Погулять надо сходить» .

Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3-4 круга (диаметр кругов 1-1,3 м) - это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит :

Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички - Воробушки да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов - вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит»

птиц то на одной , то на другой стороне площадки : дети присажи-ваются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, - клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит :

Милые птички, Воробушки да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.

Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета) . 2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Инвентарь : маска кошки.

На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3,5-4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4-5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии - это воробышки в гнездышках. Педагог произносит :

Вылетайте из гнездышек,

воробышки!

Поклюйте зернышек,

воробышки!

Быстро летайте,

Крыльями махайте!

Раз-два, раз-два,

Крыльями махайте!

Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны - воро-бышки расправляют крылышки, - разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносив «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.

Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»

Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.

Воробей с березы Прыгают на двух ногах, руки вниз.

На дорогу прыг!

Больше нет мороза - Хлопают в ладоши.

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке Выполняют наклоны влево-вправо,

Быстрый ручеек, руки на пояс.

И не зябнут лапки - Прыгают на двух ногах, руки вниз.

Скок-скок-скок!

Высохнут овражки - Хлопают в ладоши.

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки - Выполняют «пружинку» , руки на

Чик-чирик! пояс.

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»

Инвентарь : пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10-15 см) .

Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит :

Скачет шустрый воробей

Все быстрей, быстрей, быстрей!

Крошки хлеба поклевал,

Над землею полетал,

На березе посидел.

Кыш. Куда-то улетел!

Вас прошу, мои друзья,

Вы найдите воробья!

После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.

Подвижные игры для старшего дошкольного возраста

Подвижная игра «Ласточки»

Ласточки летели, Дети бегут по кругу, машут руками.

Все люди глядели.

Ласточки садились, Приседают, руки опускают за спиной.

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели. Бегут по кругу, взмахивают руками.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Подвижная игра «Голуби и кот» .

Считалочкой выбираем водящего.

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

Воробушек - пташка, серая рубашка.

Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!

На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей - «домиков для голубей» . По сигналу педагога «Голуби, летите!» «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей» . По второму сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы » летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот» .

Подвижная игра «Птицелов »

Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов » - водящий, ко-торому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу , голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами :

Во лесу, во лесочке,

На заснеженном дубочке

Птицы сидели ,

Тихо песни пели.

Вот птицелов идет -

В плен нас возьмет.

Дети разбегаются, а «птицелов » пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом , а «птицелов » угадывает, какую «птицу » он поймал. Затем выбирается новый «птицелов » .

Игра «Птицы в клетке »

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики» . По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу й выходят из клетки . Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Птицелов »

Играющие делятся на 3-4 группы по 4-6 человек в каждой. Каж-дая группа детей выбирает для себя какую-либо перелетную птицу , крику которой они хотели бы подражать. (Например, первая группа - «гуси» , характерный крик - «га-га-га» , вторая группа - «утки» , характерный крик - «кря-кря» , третья группа - «кукушки» , характерный крик - «ку-ку» , четвертая группа - «журавли» , характерный крик - «курлы-курлы» .) Все дети встают в круг, в центре которого - водящий-«птицелов » с завязанными глазами. «Птицы » произвольно ходят, кружатся по площадке вокруг «птицелова » и произносят :

Птицы крылья расправляют ,

К югу птицы улетают ,

Птицы весело поют .

Ай! Птицелов идет !

Птицы , улетайте!

«Птицелов » хлопает в ладоши, играющие-птицы замирают на месте (прятаться за какими-либо предметами нельзя, а «птицелов » начинает их искать. Тот игрок, которого найдет водящий, подражает крику птицы , которую он выбрал. «Птицелов » старается угадать название птицы и имя пойманного им игрока. Пойманный игрок становится водящим-«птицеловом » . Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Скворцы и кошка»

Выбираются 3-4 ребенка - «скворца» , один ребенок - «кошка» . На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3-4 человека берутся за руки, образуют круги - «скворечники» . В каждом размещаются по 1-2 «скворца» . «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов» . «Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов» . Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3-4 раза.

Филин и пташки

Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы , которую выбрали, играющие летают по площадке.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица , и только тогда пойманный становится филином.

Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц , голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.) . Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т. д.) . Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.

Вариант. Дети делятся на 3-4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят : «Мы сороки, где наш дом?» ; «Мы чайки, где наш дом?» ; «Мы утки, где наш дом?» Филин называет место, где птицы должны жить . Птицы летают по площадке , на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать .

Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пределах 10.
Развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями игроков своей команды, соблюдать правила викторины.
Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей; формировать экологическое осознанное отношение к природе к её обитателям, воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам – нашим друзьям.
Словарная работа: пернатые, перелётные, зимующие, гнездо, скворечник, фишки, край, область, слайд, экран.
Материал: карта Самарской области; макет дерева, плоскостные изображения птиц к нему; магнитофон, аудиозапись с голосами птиц; аудиозапись музыки М.Глинки «Жаворонок»; экран, проектор, подборка слайдов на компьютере с изображением: сороки, павлина, аиста, щегла, пеликана, страуса, соловья, клёста, стрижа, пингвина; 2 набора бумажных деталей скворечника, магнитная доска, магниты; медали - золотые и серебряные по количеству игроков в командах; костюм сороки; фишки; шапочки птиц (сова, синица, воробей, ласточка).
Предварительная работа: наблюдение за птицами; беседы о жизни пер-натых; экскурсии к месту гнездования птиц; рассматривание карты Самарской области; изготовление родителями воспитанников кормушек и скворечников; участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Встречаем скворцов»; разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о птицах; изготовление атрибутов к викторине; создание слайдов по теме занятий; дидактические игры о птицах.

Ход викторины:

Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Дорогие друзья! Посмотрите, мы с вами живём в удивительном, замечательном крае (показывает на карте). Скажите, как называется область, в которой мы живём?
Дети: Самарская область.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Как вы думаете, чем богат наш край?
Дети: Лесами, животным миром, реками, озёрами.
Воспитатель: Умницы! Да, у нас очень богатый растительный и животный мир. Много озёр, рек, лесов, лугов, к которым нужно бережно, заботливо относиться. А ещё в нашей области живёт много птиц. Скажите, почему мы называем птиц нашими друзьями?
Дети: Птицы уничтожают вредных насекомых и гусениц, сохраняя листву деревьев и кустарников. Они радуют нас своим чудесным пением.
Воспитатель: Почему птиц зовут пернатыми?
Дети: Потому что их тело покрыто перьями.
Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в игре – викторине «Наши пернатые друзья» и проверить, насколько хорошо вы знаете птиц родного края. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время проведения викторины.
Дети:
- Слушать вопрос до конца.
- Поднимать руку, не выкрикивать с места.
- Не перебивать товарищей.
- Не подсказывать.
- Можно дополнить того, кто отвечает.
- Фишки подсчитывать в конце игры.
Воспитатель: Пожалуйста, разделитесь на две команды и придумайте название им. Название должно быть связано с названием нашей викторины
«Наши пернатые друзья». Не забудьте выбрать капитанов команды.
Дети делятся на команды и рассаживаются друг против друга. Затем представляют свои команды и капитанов.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на дерево прилетели птицы, живущие в Самарской области. Каждая птичка принесла с собой конкурсное задание. Один игрок от команды называет птицу и снимает её с дерева, а я читаю задание. За победу в конкурсе команде вручается фишка. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек. Начинаем.
Птица поползень. Конкурсное задание «Отгадалки». Каждой команде предлагается отгадать по 3 загадки о птицах. Победителем становится команда, которая отгадает все загадки.
-Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач)
-На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля)
-Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
-Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка)
-Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)
-Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

Птица чайка. Конкурсное задание «Назови пословицы, поговорки о птицах». Команды по очереди называют пословицы, поговорки. Выигрывает та команда, которая назовёт их больше.


-Грач, на горе – весна на дворе.
-Лес без птиц и птицы без леса не живут.
-Птицы – украшение леса.
-Птиц мы будем беречь от губительных встреч.
-Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Птица сова. Конкурсное задание «Угадай птицу по голосу». Каждой команде предлагается угадать трёх птиц, прослушав аудиозапись их голосов. Выигрывает та команда, которая правильно назовет всех птиц.
Птица кукушка. Поэтический антракт. Дети из каждой команды читают 2-3 стихотворения о птицах.
Соловей.
Прилетевший соловей
С каждым часом веселей,
Льются трели без конца…
Чуть-чуть обидно,
Что крылатого певца
В зарослях не видно.
В.Мусатов.
Люблю птиц.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
А. Ладонщиков
Синица.
Ты с модницей с этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится-
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится синица.
Е.Ильина.
Снегирь.
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий, знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь-
Рад красавиц красногрудый
Житель севера- снегирь.
Е.Ильина.
Птица скворец . Конкурс капитанов «Сделай скворечник». На магнитной доске из готовых бумажных деталей капитаны выкладывают скворечники. Выигрывает тот, кто быстро и точно справится с заданием.
Птица снегирь. Конкурсное задание «Не ошибись». Каждой команде предлагается на экране с помощью проектора изображения 5 птиц. Надо выбрать из них, птиц Самарской области. Выигрывает команда, которая правильно назовет птиц Самарской области.
Примерный перечень птиц:
-сорока, павлин, аист, снегирь, пеликан;
-страус, соловей, клёст, стриж, пингвин.
Физминутка. Игра «Раз, два, три птицу покажи». Под музыку М.Глинки «Жаворонок», дети «летают» врассыпную. Музыка останавливается, дети замирают, изображая птиц нашего края. Ведущий спрашивает, какую птицу дети изображают. Игра повторяется три раза.
Птица ворона. Конкурсное задание «Назови приметы связанные с птицами». Команды по очереди называют приметы. Выигрывает та ко-манда, которая назовёт их больше.
-Вороны садятся на снег – к оттепели.
-Вороны садятся на вершины деревьев- к морозу.
-Ласточки летают низко- пере дождём.
-Вороны и галки садятся на низкие ветки- к ветру.
-Увидел грача – весну встречай.
Птица ласточка. Конкурсное задание «Как человек заботится о пти-цах». Игроки каждой команды перечисляют действия людей, обозначающих их заботу о птицах. Победителем становится команда, которая назовёт больше действий. (Оберегают гнёзда, заготавливают корм на зиму, подкармливают птиц зимой, изготавливают и вывешивают кормушки, скворечники).
Птица галка. Конкурсное задание «Объяснялки». По два игрока от команды заходят за ширму, надевают шапочки птиц (сова, воробей, синица, ласточка) и загадывают описательные загадки про этих птиц игрокам другой команды. После того, как команда дала ответ, ребёнок выходит из-за ширмы. Выигрывает команда, которая отгадает загадки.
Птица кукушка. Конкурсное задание « Отвечай быстро». Каждой команде предлагается быстро ответить на 5 вопросов. Выигрывает команда, которая даст правильные ответы.
Вопросы для первой команды:
-чем птица рулит? (Хвостом);
-какая птица приносит весну? (Грач);
-как зовут детёныша птицы? (Птенец);
-как называется домик скворца? (Скворечник);
-как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Зимую-щие).
Вопросы для второй команды:
-как называют птиц, которые улетают осенью в тёплые края? (Перелёт-ные);
-какую птицу называют лесным доктором? (Дятел);
-как называется дом ласточки? (Гнездо);
-какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка);
-чем покрыто тело птицы? (Перьями).
Воспитатель : Посмотрите, ребята, все птички с нашего дерева улетели. Наша викторина подошла к концу. Со всеми заданиями вы справились отлично, молодцы! Вы много знаете о птицах нашего края. Давайте посчитаем, сколько фишек набрала каждая команда. Дети считают фишки, в этот момент влетает сорока (подготовленный ребёнок).
Сорока: Я тут мимо пролетала
Вас, ребятки, увидала.
Очень рада я за вас
Много знаете про нас.
Я хочу вам дать совет
Береги природу с малых лет!
Где гнездимся, не шумите,
Гнёзда наши берегите!
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
Ребята, пожалуйста, запомните правила.
Не подходите близко к гнёздам птиц, не трогайте их, не разоряйте. Не ловите и не уносите домой птенцов, в природе о них заботятся птицы.
Воспитатель: Спасибо тебе, сорока – белобока за полезные советы. Кто же у нас стал победителем? Капитан каждой команды объявляет количество фишек. Называется победитель викторины.
Сорока: Я поздравляю команду победительницу и вручаю им золотые медали. А другой команде – серебряные, они тоже блестят.
Воспитатель : Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Птицы»

Цели:

Расширить знания детей о птицах.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о величине (большой-маленький), цвете (желтый, красный, синий, зеленый), положении в пространстве (верх-низ, вправо-влево), геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество цифрой (1 и 2).
Совершенствовать навыки рисования пальчиками и карандашами, наклеивания, лепки.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитывать желание помогать птицам.

Оборудование:

Картинки демонстрационные (ворона, кукушка, воробей, соловей, скворец).
Картинки с изображением павлина, разные по цвету и величине пуговицы.
Прищепки, силуэтные изображения птиц.
Картинки с изображением большого и маленького гнезд, карточки с цифрами 1 и 2, вырезанные из картона яйца.
Силуэтное изображение яйца, разрезанное на две части.
Пластиковый яйца, мелкие игрушки-птицы.
Картинка-фон для рисования ягод, красные пальчиковые краски.
Изображение чайки на палочке.
Парные картинки с изображением птиц.
Картинка фон с кормушкой, клей, крупа, птицы, вырезанные из бумаги.
Картонная заготовка «птица», вырезанные из бумаги крылья, клей. Черный пластилин.
Силуэтные изображения рыб.
Картинки-фоны с изображением скворечника на одном краю листа и птиц на другом краю, карандаши.
Картинка с изображением дятла, ствола дерева с жуками и гусеницей, которые залеплены пластилином, стеки.
Картинка с изображением схемы скворечника, геометрические фигуры из цветного картона, соответствующие схеме.
Картинка-заготовка с изображением синицы, пластилин черного цвета, желтые пальчиковые краски.
Колокольчики.
Аудиозаписи голосов птиц, песня из м/ф «Кто же такие птички?», «Мы насыплем птичкам крошки», «Соловей» Алябьева.

Слушание голосов птиц

Посмотрите на картинку - это птица ворона. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как ворона «кар-р».

Посмотрите на картинку - это птица воробей. Послушайте его голос. Попробуйте сами сказать как воробей «чик-чирик».

Посмотрите на картинку - это птица кукушка. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как кукушка «ку-ку».

Дидактическое упражнение «Чей голос?»

В разных местах комнаты размещаются изображения птиц. Воспроизводится аудиозапись голоса одной из птиц, а дети должны найти глазами соответствующую картинку, а затем подойти к ней.

Дидактическое упражнение «Яйца в гнездах»

Вот перед вами гнезда. Сосчитайте их. Сколько гнезд на картинке? Два гнезда. А гнезда одинаковые или разные. Разные. Одно гнездо большое, другое маленькое. Покажите большое гнездо. Покажите маленькое гнездо.

В маленькое гнездо положите одно яйцо, а в большое гнездо положите два яйца.
Положите цифру 1 под гнездо, в которой одно яйцо. А какую цифру положим под гнездо с двумя яйцами? Цифру 2.

Дидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей»

Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Игра «А что внутри яйца?»

Возьмите из корзинки яйцо, раскройте его и посмотрите, что там внутри.

Дети раскрывают пластиковые яйца и находят внутри игрушки, изображающие птиц. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить.

Пальчиковое рисование «Ягоды для птицы»

Зимой птицы лакомятся ягодами, оставшимися на ветвях деревьев. Давайте нарисуем побольше ягод для птиц.

Игра с прищепками «Птичка»

Прикрепите птичке прищепки так, чтобы у нее появился клюв, лапки и красивый хвостик.

Аппликация «Птицы на кормушке»

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Намажьте клеем поверхность кормушки, насыпьте сверху крупу. Сейчас слетятся птички, зернышки клевать. Наклейте птиц на картинку.

Музыкальное упражнение «Мы насыплем птичкам крошки»

Дети звенят в колокольчики под музыку.

Конструирование «Скворечник»

Люди помогают птицам, когда кормят их. А еще люди помогают птицам, когда строят для них домики и вывешивают на деревьях. Вот домик - скворечник - для птицы скворца.
Давайте выложим скворечник из геометрических фигур.


Какие геометрические фигуры вы использовали? Какого цвета квадрат? Треугольник, круг, прямоугольник?
А теперь возьмите палочку и приделайте скворечнику жердочку, на которую птица будет садиться. А вот и скворец прилетел к вам в скворечник.

Изобразительная деятельность «Помоги птицам прилететь в скворечник»

Возьмите в руки скворечник, домик для птичек, и приложите его к дереву. Молодцы. Давайте приклеим его. А теперь возьмём карандаши и нарисуем дорожку от каждой птицы к скворечнику.

Динамическая пауза «На в дорогу мне торопиться»

Дети двигаются под музыку, изображая полет птицы (ходьба, бег, подскоки).

Слушание музыки: «Соловей» Алябьева.

Воспроизводится соответствующая аудиозапись.

Посмотрите на картинку внимательно и подумайте, кто на картинке не птица? Как вы догадались? А кто это?

А теперь вам нужно найти на рисунке птицу, которая отличается от других птичек. Где она?

Дидактическая игра «Найди пару»

Выберите себе картинку с птицей. Найдите своей птице другую точно такую же вторую птицу.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой.

А вот птица, которую зовут павлин. У павлина красивый хвост.

А мы сделаем еще красивее, когда разложим пуговицы на перьях павлиньего хвоста.

Конструирование из бумаги «Птица»

Приклейте своей птице глазки из черного пластилина по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (После окончания работы предлагается обыграть поделку).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом.

Изобразительная деятельность «Синица»

Из кусочка черного пластилина дети делают глаз птице. А желтой краской пальчиком закрашивают птице брюшко.

Упражнение «Помоги дятлу найти еду»

Дятел ищет жучков и червячков под корой дерева. Возьмите стеки и снимите верхнюю часть коры, чтобы найти под ней еду для дятла.

Гимнастика для глаз «Чайка»

А вот морская птица чайка. Давайте проследим глазами за ее полетом.
Вот чайка полетела вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела. Закружилась над волнами.

Динамическая пауза «Чайки ловят рыбу»

А сейчас дети превращаются в птиц - чаек. Чайки птицы морские, больше всего они любят кушать рыбу, которую сами ловят в море. Отправляйтесь за рыбой. Поймайте и принесите две рыбы. (Воспитатель спрашивает у ребенка сколько рыб он поймал и какого они цвета).

Картотека

дидактических игр по теме «Птицы»

для детей среднего дошкольного возраста.

Составила:

воспитатель ГБОУ СОШ№10 СПДС «Алёнушка»

Будак Татьяна Михайловна

«Где какая птица находится»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»

Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.

Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь был между сорокой и голубем и т. д.

«Кто из птиц лишний»

Цель : упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Ход игры : педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.

«Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

«Продолжи, найди причину»

Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки .

Ход игры. Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Воспитывать любовь к природе родного края.

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

« Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

«Узнай птицу по силуэту»


Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.


Ход игры : детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

«Кто чем питается?»

Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Ход игры.

На двух кругах расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

«Птицы представляются».

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока : Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

«В мире птиц»

Цель : закрепить знание детей о птицах.

Ход игры : На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

«Зимующие и перелетные птицы»

Цель : закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки .

Ход игры.

На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

«Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /

Ход игры.

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

«Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

Ход игры.

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.

«Что лишнее»

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование : карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры :

Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок) . Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки) . Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки) . После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

«Скажи ласково»

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Ход игры :

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

Толстая шея – толстенькая шейка

Короткий хвост – короткий хвостик

Светлые перья – светленькие пёрышки

«Четвёртый лишний»

Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.

Ход игры :

Воробей, грач, сорока, синица

Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, кукушка, дятел

Ворона, скворец, синица, галка

Соловей, голубь, сорока, воробей

Синица, аист, дятел, снегирь и т.д.

«Кого не стало»

Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже

Ход игры :

На доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.