Медицина история возникновения кратко. Понятие о медицине. Развитие и направление клинической медицины

История медицины – это наука о развитии, совершенствовании медицинских знаний, медицинской деятельности разных народов мира на протяжении всей истории человечества, которая находится в неразрывной связи с философией, историей, естествознанием, развитием культуры. По сути, история медицины изучает закономерности развития медицины и врачевания, их историю с древнейших времен до современности. Медицинская эмблема – это условное изображение, которое символизирует медицинскую сферу, принадлежность к медицинской профессии, различные отрасли в области медицины, какие-то отдельные медицинские специальности. Существует ряд общих медицинских эмблем: 1) изображение змеи, в том числе в сочетании с чашей, с треножником Аполлона, свечой, зеркалом, посохом; 2) изображение сердца на ладони; 3) изображение горящей свечи, символизирующие какое-то определенное направление в области медицины: а) символы терапии – ландыш, флорентийский младенец, пеликан, уринарий (сосуд для сбора мочи), рука, которая прощупывает пульс; б) символы хирургии – капля крови, различные хирургические инструменты, пентаграмма; в) различные военно-медицинские эмблемы, эмблемы различных медицинских обществ. Первые надписи и изображения, которые олицетворяли медицину, появились на монетах в Древней Греции. Наряду с богами и правителями чеканилась змея. В некоторых случаях она была одна, в некоторых – с треножником Аполлона, в других – с посохом Асклепия. Рассмотрим змею как медицинскую эмблему. В первобытном обществе она была одним из главных тотемных животных. В мифологии древних цивилизаций (Вавилон, Египет, Месопотамия, Китай, Индия) достаточно часто отражалась связь между змеей и плодородием. Змея – существо двойственное, мудрое и коварное, которое способно как предать, так и помочь. Змея олицетворяла знание, мудрость, бессмертие, могущество. Если же обратиться к Вавилону, то змея была эмблемой бога врачей. Со змеей связывали омоложение, выздоровление, мудрость. В Египте змея была символом бога Тота. Этот бог был покровителем врачей. А вот Богиня здоровья и жизни (Изида) изображалась со змеями, которые олицетворяли вечную жизнь. Еще одна эмблема – жезл Гермеса (у римлян – жезл Меркурия). Надо сказать, что в эпоху Возрождения врачи считали себя торговцами, а Гермеса – соответственно своим покровителем. Рассмотрим еще одну эмблему – эмблему Всемирной организации здравоохранения: эмблема представляет собой посох, который расположен вертикально и обвит змеей. Изображается на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара (это эмблема ООН). Гуманизм медицины как науки воспитывает чувство гордости и уважения к врачебной профессии.

2. Предпосылки развития медицины в первобытной общине

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу. Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека». Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины: 1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы; 2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться; 3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после – железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату. С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д. Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Следующим периодом развития было получение людьми огня. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Так, из поколения в поколение передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие из них можно употреблять в пищу, какие нет; какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

3. Палеопатология

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага. История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм в переводе с индейского обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье. Существует мнение, что первобытные люди отличались крепким здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как пале-опатология. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

4. Зачатки народной медицины

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже – анимизм. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов. Таким образом, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное. Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и без «теоретических и религиозных» верований. С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и т. д. вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней. Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое представлено в приказах Минздра-всоцразвития РФ. Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине. Таким образом, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

5. Краткие сведения из жизни Гиппократа

В истории развития медицины вряд ли можно найти еще одно имя, с которым связывалось бы чуть ли не зарождение медицины. Речь здесь пойдет о Гиппократе II Великом, вошедшем в историю, как Гиппократ. Этот великий врачеватель жил около 2500 тысяч лет назад во времена, когда эллинская культура достигла апогея своего развития. Временная периодизация относит этот период к V–IV вв. до н. э. Тогда достигла расцвета не только медицина, практически любая отрасль человеческой деятельности шла вперед семимильными шагами и имела своих представителей, вошедших в историю: выдающимся политиком того времени был Пе-рикл (444–429 гг. до н. э.), общепризнанными тогда и впоследствии философами признаны Демокрит, Анаксагор, Горгий, Сократ, Эмпедокл, в поэзии выделились Эсхил, Софокл, Аристофан, в области зодчества прославились Пракситель, Фидий, Поликпет, в истории это была эпоха Геродота и Фукидида. Великими же коллегами Гиппократа стали Эврифон, Праксагор, а последователями – Герофил, Эрасистрат. Однако как бы ни превозносили вклад Гиппократа в медицину, о самом Гиппократе до наших дней дошли очень ограниченные сведения, не позволяющие даже с точностью установить дату его рождения и смерти: одни данные свидетельствуют о том, что он умер в возрасте 104 лет, другие – о том, что он скончался в 83 года. Предполагается, что он родился в первый год XX Олимпиады. Местом его рождения был остров Кос (в дальнейшем расцвет косской врачебной школы связывают именно с именем Гиппократа). В переводе с греческого имя великого врачевателя переводится как «укротитель коней». Долгое время после его смерти не было ни одного источника, содержавшего в себе сведения о биографии Гиппократа. Лишь спустя более 600 лет после смерти Гиппократа врач Соранс о. Кос (около II в. н. э.) впервые записал биографию врачевателя, а продолжили его дело лексикограф Свида (X в.) и прозаик, филолог И. Цеце (XII в.). Поскольку провести полный анализ его деятельности и работ они не могли, их рассказы носят отпечаток легендарности и тайны, которые окружали личность Гиппократа. Из наиболее достоверных источников известно, что он являлся потомком великого Асклепия в семнадцатом колене по отцу, а по матери принадлежал к роду Гераклидов (т. е. потомков Геракла). Кроме того, ему приписывают родственные связи с властителями Фессалии и македонским двором. Учителями Гиппократа в медицинском искусстве стали его дед Гиппократ I и отец Гераклид. Когда он покинул родной дом и покончил с домашним обучением, дальнейшее познание медицинского искусства он продолжил в Книде, а позже у Геродика и философа-софиста Гор-гия. Широкое поле для применения и совершенствования своих знаний Гиппократ получил, став странствующим врачом. Слава о нем быстро распространялась по побережью Восточного Средиземноморья. После длительных странствий он уже в старости остановился в Ларисе (Фессалия), где и провел остаток жизни.

6. Создание «Гиппократова сборника»

Неоднократно имя Гиппократа упоминалось в сочинениях его современников: о нем упоминали Платон, Диокл из Каристы, Аристотель. В их работах находили сравнения Гиппократа с великими скульптурами и политиками Древней Эллады. Стезю медицины Гиппократ выбрал себе не случайно, ибо все его предшественники по роду, начиная с самого Асклепия, были врачами. Все семь Гиппократов оставили после себя работы о врачебном искусстве, ровно как и многие другие врачеватели того времени, однако истории неизвестно ни одной работы, которая совершенно точно принадлежала бы перу Гиппократа II Великого. Эта неопределенность объясняется тем, что все врачи того времени писали анонимно, ибо знания передавались изначально только внутри семейных врачебных школ, т. е. от отца к сыну и немногим желающим обучаться врачебному искусству. Таким образом, труды эти были предназначены «для домашнего пользования», их автора знали в лицо. Лишь в III в. до н. э. в Александрийском хранилище рукописей литераторы, филологи, историки и врачи того времени составили первый сборник древнегреческих медицинских сочинений. Работа была тогда проведена колоссальная, так как в Александрию свозились рукописи со всего света. Общее число папирусных свитков, подлежащих в дальнейшем переработке и переводу, вскоре превысило 700 тыс. Среди этого огромного количества произведений было найдено 72 сочинения на медицинскую тему. Все они были написаны на греческом языке, а точнее на ионийском диалекте примерно в V–IV вв. до н. э. Ни под одним из этих сочинений не было подписи автора. Выделить из них те, которые могли бы принадлежать перу Гиппократа, было практически невозможно: ни одно сочинение не совпадало по манере письма, глубине и стилю изложения, философской и медицинской позиции с остальными. Более того, были найдены открытые разногласия в обсуждении многих вопросов вплоть до прямо противоположных мнений. Это еще раз подтверждало то, что все они принадлежали разным авторам. Потеряв надежду установить авторство работ, историки объединили все эти медицинские тексты в один сборник и назвали его «Hyppokratiki sillogi», или «Гиппократов сборник» в честь великого греческого врача. Позднее название и текст сборника были переведены на латинский язык, и он стал более известен как «Corpus Hippocraticum». Чтобы этот великий труд не затерялся в изобилии других литературных достояний того времени, он неоднократно переписывался, причем не только на греческом, но и на арабском, латинском и итальянском и многих других языках мира. И только через восемнадцать столетий, в 1525 г., когда было изобретено книгопечатание, он был впервые издан в Риме на латинском языке. Издание сразу приобрело огромную популярность через год после его выпуска на греческом языке в Венеции, после чего он стал чуть ли не самым известным и читаемым произведением во всей Европе.

7. «Прогностика и учение о темпераментах»

Одно из произведение «Гиппократова сборника», которое стало основой диагностики заболеваний, – это «Прогностика» (от греч. prognosis – «начальное знание»). Это первый труд по древнегреческой терапии. В книге даются подробные описания прогноза различных заболеваний, постановки диагноза, способы осмотра, опроса больного, наблюдения за ним, а также методы «лечения у постели больного». Именно из этого сочинения вошли в века некоторые диагностические признаки, дошедшие до наших дней. Например, «лицо Гиппократа» (названо не по внешнему сходству, а в честь Гиппократа). Это классическое описание лица умирающего человека, а ныне оно применяется и в отношении людей с некоторыми определенными заболеваниями (метастазирующим раком желудочно-кишечного тракта и т. д.). «О воздухе, водах, местностях» – сочинение, имеющее, скорее, эколого-географическое название, на самом деле первый труд, посвященный вредному воздействию факторов окружающей среды на организм человека. В произведении подробно описаны различные «типы людей» в зависимости от местности, в которой они живут. Как человек, обошедший большое количество стран, он мог сделать некие обобщающие выводы по поводу возникновения определенных болезней у людей, населяющих, например, морские побережья, высокогорные районы, пустынные территории. Также он смог связать частоту появления отдельных заболеваний со временем года и даже биологическими и суточными ритмами. Таким образом, Гиппократ определил, что люди «разных типов» имеют различную предрасположенность к заболеваниям, а следовательно, искал как способы лечения, которые могли бы быть применимы ко всем людям, так и различные виды подхода к лечению одного и того же заболевания, возникшего у людей разных типов. Также он впервые сделал предположение о четырех телесных соках, по преобладанию одного из них в организме – деление людей на различные типы. Эта теория легла в основу гораздо позднее сформированного учения о четырех темпераментах. Это было уже в Средневековье. Учение гласило, что если в организме преобладает слизь (от греч. phlegma – «слизь»), то человек имеет темперамент флегматика; если преобладает кровь (от греч. sanguis – «кровь»), то человек – «сангвиник»; если преобладает желчь (от греч. chole – «желчь»), то характер человека холерический; если в организме много черной желчи (от греч. melaine chole – «желчь»), то тип темперамента будет меланхолическим. Основа этой системы ошибочно приписывается к заслугам Гиппократа, так как даже если он и пытался делить людей на типы, то не по темпераменту, а по предрасположенности к заболеваниям. Кроме того, названия темпераментов в труде «О воздухе, водах, местностях» не содержатся, потому что некоторые слова (типа sanguis) имеют латинское происхождение, а следовательно, Гиппократом они употребляться не могли. В дальнейшем от теории темпераментов сохранились лишь названия различных «типов людей». И. П. Павлов связал их с преобладанием процессов возбуждения и торможения, а также с возможными типами телосложения.

8. «Эпидемиология в семи частях»

В такой работе, как «Эпидемиология в семи частях», можно найти описание 42 различных заболеваний, которые были наиболее изучены, так как наблюдения за больными этими заболеваниями велись отдельно и все данные записывались как своеобразные истории болезни. В отличие от современных понятий под эпидемиями тогда понимались не инфекционные заболевания, а болезни, которые были наиболее широко распространены среди народонаселения. К таким болезням относились чахотки, параличи, болотные лихорадки, глазные, простудные, кожные, венерические и другие заболевания. Здесь были описаны истоки клинического подхода к лечению заболеваний. Древние греки задумывались не только о лечении, но и о причинах возникновения болезней, т. е. о возможном их предупреждении. Причины делились на общие, зависящие от качества и условий той среды, в которой обитали жители отдельно взятой местности (что-то наиболее общее, чем пользуются все, т. е. то, что попадет в организм с дыханием), и индивидуальные, которые зависели от образа жизни, условий труда, питания и проживания каждого отдельно взятого человека. Особое внимание в Древней Греции уделяли физическому воспитанию, гигиене, закаливанию. Особенно это было применимо к мужчинам, которым с пеленок прививали любовь к Родине и готовность защищать ее в любой момент. Наиболее суровые способы воспитания были в Спарте, где дети с 7 лет находились на попечении государства и получали образование в воинских отрядах. Среди медицинских текстов того времени были найдены сочинения по хирургии (от греч. cheir – «рука», ergon – «дело»). В основном внимание уделялось изучению способов лечения переломов, ран, вывихов, повреждений черепа. Тогда впервые были описаны приспособления для выравнивания вывихнутых суставов, например, «скамья Гиппократа». Много писали о повязках (от греч. desmurgia – «учение о повязках»). Виды повязок, описанные в «Гиппократовом сборнике», применяются и до сих пор, например, «шапочка Гиппократа». Древние греки изучали также заболевания зубов, десен, полости рта. Уже тогда пытались устранять дурной запах изо рта, а также применялись местные средства для лечения заболеваний полости рта: наркотические анальгетики, травяные настои и отвары, вяжущие средства и др. Представления древнегреческих врачей о внутреннем строении тела человека были довольно скудными, поскольку они не вскрывали трупы. В этой области они сильно отстали от индийских врачей, которые уже за несколько веков до Гиппократа ввели вскрытие трупов в практику с целью изучения внутренних болезней. Однако преимущество греков было в том, что они достигли больших успехов в диагностике и лечении внутренних болезней, опираясь на данные осмотра, расспроса, физикальных методов исследования. «Гиппократов сборник» содержит в себе сведения по фармакологии, в нем находят описание более чем 250 растительных лекарственных средств, а также препараты животного, минерального происхождения.

9. Основы медицинской этики

Основы современной врачебной этики и деонтологии уходят корнями также в древний период. Тогда существовало пять основных трактатов, в которых содержались сведения о том, какими моральными, физическими, духовными качествами должен обладать настоящий врач. Это были такие сочинения, как «Клятва», «О враче», «Закон», «Наставления», «О благопричинном поведении». В этих трудах в основном говорилось о необходимости воспитания врачом в себе таких качеств, как решительность, опрятность, отвращение к пороку, презрение к деньгам, изобилие мыслей, отрицание страха перед богами, ибо хороший врач сам приравнивается к богу. Истинный врачеватель должен был постигать знания не только из области медицины, но и все те, которые полезны и могут пригодиться, а также уметь все сведения, известные ему, держать в уме и применять их по необходимости. Однако излишнее применение этих знаний на практике, когда они могли причинить вред, осуждалось, ибо первым законом врачевания был закон «прежде всего не вредить». Кроме того, врач не должен был особое внимание уделять денежному вознаграждению, особенно если больной находится в тяжелом состоянии или нищ (оказание помощи неимущему было святым делом). Наряду со знанием своего дела человек, занимающийся медициной, должен был опрятно, достойно выглядеть, дабы у людей не оставалось сомнений в его профессиональных качествах. Все нормы, изложенные в «Клятве» и других работах, посвященных врачебной этике, соблюдались неукоснительно, ибо люди опасались не только гнева соотечественников и расправы со стороны правительства, но и кары богов. В современном мире в каждом государстве существует своя клятва врача, которая отражает уровень развития медицины, национальные и религиозные традиции, но все они сохраняют общие черты с древнегреческой клятвой. Таким образом, «Гиппократов сборник» содержит в себе довольно-таки мало произведений, авторство которых можно приписать Гиппократу, да и названия, упоминающиеся там, – «Клятва Гиппократа», «Скамья Гиппократа», «Гиппократова медицина» – появились не потому, что были тем, что изобрел непосредственно Гиппократ, а потому, что многие открытия того времени связывались с именем Гиппократа как с именем наиболее известного тогда врача. Эти названия прославляли одновременно и эпоху, в которую появились те или иные новшества. Поэтому Гиппократ – в большей степени легенда Древней Эллады, однако легенда прекрасная и благородная. Ни в коем случае не стоит умалять его заслуги в становлении и развитии мировой медицины.

10. «Клятва Гиппократа»

Особое место во врачебном деле Древней Греции занимала «Клятва Гиппократа», или «Клятва будущего врача», которую давал каждый, закончивший свое обучение медицинскому ремеслу поприще. «Клятва» не была придумана Гиппократом, он лишь обобщил в единый текст все ее основные черты, которые существовали задолго до его врачебной практики. Литературное же оформление она впервые получила все в той же Александрийской библиотеке в III в. до н. э. Любая клятва того времени предполагала поддержку богов, которые должны были стать первыми карателями в случае клятвопреступления. Врачебная клятва содержала в себе упоминания о богах, имевших прямое отношение к медицинскому искусству, и тех, кто им занимался. Это были Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакея. Имеются предположения, что свое название «Клятва Гиппократа» получила еще и потому, что в ней упоминается Асклепий, предок Гиппократа II Великого в семнадцатом колене. Давая «Клятву» в конце своего обучения, врач обеспечивал себе доверие со стороны общества и предоставлял гарантию высокого уровня профессионализма. «Клятва» в переводе с древнегреческого звучит следующим образом: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, ученые уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного замысла и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

11. Роль христианства в древней Руси

Историческая характеристика рассматриваемого периода Восточные славяне основали свое государство в начале IX в. Благодаря летописям до нас дошли сведения об этом событии, а государство стало известно как Киевская Русь. На Руси были значительные продвижения в социально-экономическом плане: стали разделяться земледелие и ремесло, общины постепенно мельчали, формировались слои населения, различавшиеся доходами, а потому получили развитие раннефеодальные отношения. Крупнейшими центрами торговцев и ремесленников были Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Псков, в которых росло народонаселение, а следовательно, и спрос на товары общего пользования. Наиважнейшей исторической вехой был великий путь «из варяг в греки», который соединил Русь с Византией и Скандинавией. Объединение этих земель было проведено первым киевским князем Олегом (882–912 гг.). Это объединение и завершило формирование Киевской Руси. Все земли восточных славян были объединены и приняты в состав Киевской Руси окончательно при Владимире Красное Солнышко (978-1015 гг.). Им же для формирования единой народности было принято решение о переходе Киевской Руси к единой религии – христианству в византийском его варианте. Некоторые причины принятия христианства: 1) социальное неравенство людей требовало оправдания и объяснения; 2) единое государство требовало единой религии; 3) изоляция Руси от христианских европейских стран. Принятие единой религии стало хорошим политическим ходом для налаживания контактов с византийской культурой, да и с самой Византией. Выбор религии был не случаен, так как еще со времен правления князя Игоря (912–945 гг.) многие его приближенные, а также и жена его, княгиня Ольга, правившая Русью после смерти Игоря и приходившаяся Владимиру родной бабкой, были христианами. В Киеве уже была церковь св. Ильи, однако распространение, принятие и утверждение единой религии всем славянским народам было процессом затяжным и болезненным и длилось более века. В середине IX в. на Руси была создана славянская азбука – кириллица. Несмотря на то что до крещения на Руси были предпосылки письменного объяснения, начало славянской письменности относят именно к это-мупериоду. Заслугу эту стоит отнести на счет Константина (в монашестве Кирилла (827–869)) и брата его Ме-фодия, которые и придумали кириллицу, состоявшую изначально из 38 букв, для того чтобы доступно можно было проповедовать христианскую религию людям, не владеющим иными языками, кроме славянского. Так как в проповедничестве христианства более всего на тот момент нуждалась Моравия (посол к Кириллу и Мефодию с просьбой о создании азбуки был отправлен именно оттуда), она первая приняла кириллицу, и в болгарском государстве был учрежден День славянской письменности, который с течением времени приобрел всенародные масштабы и празднуется в странах со славянской культурой и письменностью 24 мая.

12. Знаменательные события в древнерусском государстве

С той поры в Европе официально были утверждены три монарха высшего ранга – император священной Римской империи, цесарь Византии и великий князь Киевский. Это облегчало обмен политической и культурной информацией между странами, а также дало начало такому феномену, как русская средневековая культура. Через Русь проходили античные рукописи, которые переводили монахи. Их труды, написанные на пергаменте, сохранились и до наших дней. Важнейшим событием того времени была организация в Софийском соборе, построенном в честь победы над печенегами, первой библиотеки (1037 г.). Организовал ее Ярослав Мудрый, который вообще был очень заинтересован в распространении письменности и культуры на земле русской. Позже его внучка Янка Всеволодовна организовала первую женскую школу при Андреевском монастыре (1086 г.). Судя по археологическим раскопкам, грамотность на Руси получила очень широкое распространение, так как найденные при раскопках берестяные грамоты принадлежали перу не только князей, но и простых ремесленников. Получив высокое развитие, Древнерусское государство просуществовало до 1132 г., когда после смерти Мстислава Владимировича оно стало распадаться на феодальные владения, которые положили начало периоду феодальной раздробленности. Никакого положительного значения это на тот момент не имело, так как Русь потеряла политическую независимость и подвергалась монгольскому нашествию – татарского Хана Батыя (1208–1255 гг.). Однако на Руси со временем складывались следующие предпосылки объединения. 1. Политические: 1) общее стремление к освобождению от ордынского ига; 2) единство Руси в культуре, религии, языке. 2. Экономические: 1) развитие городов; 2) заселение и освоение земель на северо-востоке; 3) расширение феодальных владений и рост феодально-зависимого населения; 4) переход к трехполью и рост урожайности; 5) подъем торговли. Важнейшие даты рассматриваемого периода 882 г. – поход князя Олега на Киев. После того как он убил Аскольда, он стал княжить в Киеве до 912 г. 988 г. – принятие христианства на Руси. 1072 г. – создание кодекса законов – «Русская Правда». Она была создана сыновьями Ярослава Мудрого. Начало XII в. – создание «Повести временных лет». 1223 г. – битва на Калке. Монголо-татары разгромили русское войско. 1237–1240 гг – нашествие Хана Батыя на Русь. Начало монгольского-татарского ига. 1240 г. – Невская битва. 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище, где Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями. 8 сентября 1380 гг. – Куликовская битва. Дмитрий Иванович Донской разгромил войско монголо-татарского хана Мамая. 1382 г. – нападение золотоордынского хана Тохта-мыша на Москву, разорение Москвы.

Медицина – это одна из важнейших сторон социальной жизни общества. Медицина как наука существует ровно столько, сколько существует человечество. Уровень развития медицинских знаний всегда напрямую зависел от уровня социально-экономического развития.

Сведения о начальных этапах становления медицины мы можем почерпнуть из древних рисунков и древних лечебных принадлежностей, которые были найдены археологами. Также информацию о медицине прошлых времён мы узнаём из письменных источников: произведений мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, в летописях, былинах и думах.

На первых этапах становления медицины использовались в основном методы наблюдения. Первые диагнозы ставились после осмотра внешних проявлений болезни, в отличие, например, от современных стоматологов, которые могут поставить диагноз на основании ваших ощущений, если вы знаете всё о своей улыбке.

В разных точках мира медицина развивалась обособленно. В Китае уже в 770 году до н.э. существовала книга по медицине. Не смотря на то, что все методы и советы по лечению в этой книге в основном основывались на легендах и мифах, там всё же имелась подлинная информация о человеческом здоровье. Доподлинно известно, что в 5 веке до н.э. в Китае проводились даже хирургические операции с использованием первых форм современных методов хирургии.

В 618 году до н.э. врачи Древнего Китая впервые заявили о существовании инфекционных заболеваний, а в 1000 году до н.э. Китайцы проводили даже прививки от оспы.

В другой стране Азии, Японии, медицина развивалась не так успешно. Основные знания Японцы черпали из опыта китайской медицины.

Самый настоящий прорыв в медицине произошёл в Древней Греции. Здесь появились первые школы врачей, которые сделали доступным медицинское образование светским людям.

Именно благодаря деятельности одной из таких школ Гиппократ получил все свои знания о медицине. Роль этого мыслителя в становлении медицины нелегко переоценить. В его трудах объединяются все разрозненные накопленные сведения о лечении людей. Гиппократ выделил причины болезней. Основной причиной, по его мнению, являлось изменение соотношения жидкостей в организме человека.

Выводы Гиппократа стали основой современной практической медицины, а его описание хирургии приводит в удивление даже современных врачей. Гиппократ описал методы лечения, которая широко используются даже в наше время.

Разумеется, немало известных учёных внесли свой вклад в развитие медицины и после Гиппократа. Благодаря их труду, современная медицина достигла небывалых высот. Кроме того, для подготовки врачей используются современные технологии.

На сегодняшний день многие жители нашей страны считают, что попасть к хорошему доктору - это большая удача, сродни выигрышу в лотерею. Надо сказать, что медицина в Россиив настоящее время приходит в упадок, поэтому о внимательных и высококвалифицированных врачах многим пациентам остается только мечтать. Все полнее проявляется деление на богатых и бедных, не говоря уже о других сторонах жизни обычного человека. В связи с этим платные клиники, предлагающие пациенту качественное обслуживание в виде длительного приема и назначения ряда диагностических мероприятий, пользуются все большей популярностью.

История медицины в России зафиксировала случай, когда один известнейший терапевт 19 века встречал на пороге пациента со словами: «Здравствуйте, больной с митральным пороком сердца». Конечно, такие доктора - это редкость.

Также немаловажен уровень образования будущих врачей. Введение порядка обучения докторов общей практики всего за один год не только существенно понизит качество медицины в целом, но и может увеличить уровень смертности среди населения. Например, чтобы стать врачом, в 18 веке нужно было учиться от 7 до 11 лет.

XVIII век. Зарождение

Впервые термин «медицина» в нашей стране был употреблен при Петре I. Сам император придавал большое значение врачебному делу, открыв в 1707 году госпитальную школу, а в 1764 - медицинский факультет в Московском университете. Медицина в России тех времен преобразовывалась из народной в научную. Если раньше условное обучение ограничивалось только хирургией, то при в учебном заведении начали преподавать следующие науки:

  • фармакологию;
  • неврологию;
  • зуболечение;
  • челюстно-лицевую хирургию;
  • физиологию и анатомию;
  • судебную медицину.

Многие специалисты выезжали за границу и перенимали опыт иноземных врачей. Сам император довольно плотно занимался изучением лечебного дела и с успехом проводил стоматологические манипуляции и операции как простым людям, так и представителям знати.

XVIII век. Развитие

Развитие медицины в России шло полным ходом. В конце 18 века было открыто несколько госпиталей, больницы и первая психиатрическая клиника. Именно с появлением последней и началось зарождение психиатрии как науки. В это же время стало обязательным проведение вскрытия больного после его смерти.

Несмотря на бурную деятельность, демографическая ситуация была неутешительной в связи с эпидемиями оспы и чумы. Медицинские деятели того времени, например С. Г. Зыбелин, связывали широкое распространение болезней, а также высокую детскую смертность с отсутствием надлежащей гигиены среди населения.

В 90-х годах 18 века Московскому университету, который на тот момент стал крупнейшим центром образования и науки, было разрешено присваивать степени доктора медицинских наук. Первым получил это почетное звание Ф. И. Барсук-Моисеев. Медицина в России стала пополняться квалифицированными кадрами.

Реформа медицины XVIII века

В 18 веке был сформирован принципиально новый подход к организации врачебной помощи, обучении лечебному и аптекарскому делу. Создавались Аптекарские приказы, Канцелярии главной аптеки, Медицинская канцелярия, а также проводились реформы в организации учебного процесса и формирования лечебных учреждений. Так, в 1753 году П. З. Кондоиди учредил новую систему образования, по которой студенты проводили в стенах университета 7 лет и по окончании сдавали обязательные экзамены.

XIX век. Начало

Медицина в Россиив начале 19 века стала развиваться более быстрыми темпами. Для того чтобы изучать требовалась специальная литература. Стала издаваться периодика и первые пособия по анатомии, авторами которых являлись медицинские светила того времени И. В. Буяльский и Е. О. Мухин.

Тщательно изучались акушерство и гинекология. Результаты исследований и опытов стали прорывом в предупреждении и лечении заболеваний женских половых органов. Были проведены эксперименты в отношении деятельности центральной нервной системы, что дало объяснение всем процессам, происходящим в организме.

Исследователи в этой области (И. Е. Дядьковский, Е. О. Мухин, К. В. Лебедев и другие) сформулировали и развивали положение рефлекторной теории.

М. Я. Мудров основал метод диалога с больным, который позволил еще на стадии расспроса выявить основные признаки заболевания и его этиологию. В дальнейшем этот способ усовершенствовал Г. А. Захарьин.

XIX век. Развитие

Развитие медицины в России ознаменовалось пополнением списка диагностических мероприятий. В частности, Г. И. Сокольский выделил метод перкуссии в исследовании заболеваний грудной клетки. В связи с этим ученый опубликовал труд «О врачебном исследовании с помощью слуха, особенно при посредстве стетоскопа», который был издан в 1835 году.

В начале 19 века был сформирован институт защиты от чумы, оспы и других опасных заболеваний путем вакцинации. Многие профессора, создавая средство, считали своим долгом опробовать его на себе. В связи с этим героически погиб один из русских врачей М. Я. Мудров, кончина которого была величайшей потерей для России.

В 1835 году указом цензурного комитета была определена суть преподавания в медицинских университетах, которая сводилась к божественной природе человека. Фактически это означало, что история медицины в России должна была закончиться на этом этапе. Однако врачи продолжали свои исследования и добивались потрясающих результатов.

Итоги XIX века

В 19 веке были заложены основы всех современных научных положений в медицине, включая дерматологию, гистологию и даже бальнеологию. Благодаря разработкам известнейших ученых того времени стали применять наркоз, методы реанимации и физиотерапии. Также были сформированы такие науки, как микробиология и вирусология, которые начали развиваться уже позднее.

Состояние медицины в России в 20 веке

Мнения

Однако современная медицина в России не может обеспечить высокое качество обслуживания, поэтому многие специалисты считают, что изменения нужно начать именно с образования. Также врачи видят в реформе откат к старой системе обслуживания, которая предполагала разделение на больницы для бедных и богатых.

Проблемы медицины в России заключаются не только в недостаточном финансированииучреждений здравоохранения, но и в полном равнодушии некоторых врачей к пациентам. Судя по истории развития лечебного дела, многие доктора положили жизни на изучение и разработку новейших методов исследования организма и его избавления от разного рода заболеваний. К сожалению, в современной медицине наблюдается тенденция к монетизации жизни.

Медицина – это наука, изучающая здоровье и болезни человека, определяющая нормы этих двух состояний, а также ищущая способы сохранить и укрепить здоровье, излечить заболевание, а также не дать ему распространиться.

История медицины

Медицина существует столько, сколько существует человечество. Как только человек получил одно из тех свойств, которое отличает его от животного – способность к сопереживанию – появилось и желание помочь страдающему близкому. Посредством наблюдений, опытов с окружающими растениями и предметами, люди накапливали информационную базу. Эти полезные знания и навыки стали передаваться избранным членам племени – так появились жрецы.
Имея весьма ограниченные данные (в сравнении с сегодняшним днем), и естественное человеческое желание дать разгадку сути явлений, жрецы объяснили начало заболеваний проникновением в тело больного злых духов. Так, в сплетении мифа и реальных знаний, зарождалась медицина.

Медицина и религиозные учреждения были тесно связаны до 20 столетия.

С возникновением городов жрецы ушли в храмы, людям же требовалась ежедневная – близкая и доступная – помощь. Так возникала светская медицина, а в деревнях и среди низших слоев общества – то направление, которое сейчас принято называть «народной медициной», а именно знахарство.

Больших достижений достигли медики развитых древних культур – Древней Индии и Китая, Египта, Древней Греции и Римской империи. Последовательно перенимая накопленную информацию, медики совершенствовали свои навыки, углубляли знания, передавая опыт в книгах.

Потрясающие факты:
  • Уже в 5 веке до н.э. врачи делали операции под наркозом, проводилось успешное обеззараживание прооперированного пациента.
  • В Древней делали пластические операции: медики могли восстановить поврежденное ухо или нос.
  • В Древнем проводили трепанацию черепа

Средневековье стало шагом назад для медицины. Научные книги уничтожались, народные лекари признавались колдунами и ведьмами. Медицина, ущемленная и забитая, ютилась в монастырях. Однако и в Средние века жажда знаний жила в людях. Гонимые церковью алхимики (например, Парацельс) занимались опытами, многие из которых были медицинскими.

В период Ренессанса научные знания древних стали понемногу возвращаться, многое переняли у арабских врачей, которые в свою очередь стали преемниками древних индусов.

Сегодня медицине оказывается всесторонняя поддержка общества и государства. Впереди решение огромного количества задач, как по лечению болезней, так и по профилактике их возникновения.

Области медицины

Вот только некоторые разделы медицинской науки:

Официальная, нетрадиционная и
народная медицина

Научно доказанные методы лечения относятся к официальной медицине. Однако существует множество способов помощи человеку, испытанные веками, но до сих пор полностью не изученные, а потому, при всем многообразии примеров эффективности, не признанные официальной наукой.

К методам нетрадиционной медицины относятся:

  • акупунктура – воздействие на органы через определенные точки концентрации энергии на теле человека, в т.ч. иглоукалывание, рефлексотерапия;
  • гомеопатия – лечение подобного подобным, принятие в малых дозах препаратов, вызывающих те же симптомы, что имеет болезнь;
  • Натуральная медицина (натуропатия) – лечит природными средствами; включает многие методы, в том числе ароматерапию, лечение пиявками, фитотерапию, грязелечение.

Народную медицину часто относят к нетрадиционной медицине. Её методы и способы лечения – часть народной мудрости, передаваемая из поколения в поколение. К профессионалам народной медицины можно отнести знахарей, к методам – лечение , заговоры, молитвы. Средства народной медицины долгое время сознательно дискредитировались представителями официальной науки, и такая пропаганда была необходима, чтобы победить антинаучные суеверия.

Однако в этой борьбе были утрачены многие рецепты, эффективность которых доказана на сегодняшний день.

Поэтому сейчас мы вновь вспоминаем забытые рецепты травников в поисках замены химически синтезированных лекарств , чтобы снизить медикаментозную нагрузку. В защиту методов народной медицины можно также привести тот факт, что многие «научные» методы, практиковавшиеся именитыми врачами, в последствие оказались вредными, ненужными, опасными.

К примеру, знаменитое лечение кровопусканием, или варварский метод терапии сумасшедших, заключавшийся в долгом раскручивании больного на устройстве типа карусели.

Современные задачи медицины

Сегодня люди хотят не только вылечить заболевание, но и как можно дольше сохранить здоровье. Если в Средние века продолжительность жизни составляла примерно 30 лет, то сейчас мы хотим дожить до 90, при этом ожидая, что мы будем сохранять активность и качество жизни здорового человека.

Современная медицинская наука ищет способы продления жизни, а не только методы лечения заболеваний.

Только в последние годы было дано удовлетворительное определение понятия медицины: «Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продолжения жизни 1 . В этой фразе для точности, нам кажется, следует после слова «мер» добавить слово «общества», так как по существу медицина является одной из форм деятельности общества по борьбе с заболеваниями.

Можно повторить, что врачебный опыт, медицинская наука и практика (или искусство) имеют социальное происхождение; они охватывают не только биологические знания, но и общественные проблемы. В человеческом существовании нетрудно заметить, что биологические закономерности уступают место социальным.

Обсуждение этого вопроса не является пустой схоластикой. Можно утверждать, что медицина в целом не только наука, но и практика (причем древнейшая), которая существовала задолго до развития наук, медицина как теория - не только биологическая, но и социальная наука; цели медицины - практические. Прав Б.Д. Петров (1954), утверждая, что медицинская практика и медицинская наука, возникшая в результате критического критического обобщения, неразрывно связаны.

Г.В. Плеханов подчеркивал, что влияние общества на человека, его характер и привычки бесконечно сильнее прямого влияния природы. То, что медицина и заболеваемость людей носят социальный характер, казалось бы, не вызывает сомнений. Так, Н.Н. Сиротинин (1957) указывает на тесную связь болезней человека с социальными условиями; А.И. Струков (1971) пишет, что болезнь человека - очень сложное социально-биологическое явление; а А.И. Германов (1974) считает ее «социально-биологической категорией».

Словом, социальный аспект болезней человека не вызывает сомнения, хотя каждый патологический процесс в отдельности - биологическое явление. Приведем еще высказывание С.С. Халатова (1933): «Животные реагируют на природу как чисто биологические существа. Влияние же природы на человека опосредовано социальными закономерностями». Тем не менее попытки биологизации болезни человека все еще находят защитников: например, Т.Е. Векуа (1968) отличие медицины от ветеринарии видит в «качественном отличии человеческого организма от организма животных».

Приводимые ссылки на мнения многих ученых уместны, потому что отношения пациента и доктора иногда могут создавать иллюзию, что врачевание - как бы совершенно частное дело; такое невольное заблуждение могло встречаться у нас до Великой Октябрьской социалистической революции и существует теперь в буржуазных государствах, в то время как знания и умение врача - целиком социального происхождения, так и болезнь человека обычно обусловлена образом жизни и влиянием различных факторов конкретной общественной среды; физическая среда в значительной степени также социально обусловлена.

Нельзя не напомнить о значении социалистического мировоззрения для врачебного дела и понимания болезни и понимания болезни человека. Н.А. Семашко (1928) писал, что взгляд на болезнь, как на социальное явление важен не только как правильная теоретическая установка, но и как плодотворная рабочая доктрина. От этого взгляда ведут свои научные корни теория и практика профилактики. Это учение делает из врача не ремесленника от молоточка и трубочки, а общественного работника: раз болезнь есть социальное явление, то и бороться с ней нужно не только лечебными, но и социально-профилактическими мероприятиями. Социальный характер болезни обязывает врача быть общественником.

Социально-гигиеническое исследование доказывает социальную обусловлен ность состояния здоровья людей. Достаточно вспомнить известный труд Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845) 2 . С помощью медико-биологического анализа устанавливается механизм действия факторов среды (климат, питание и т.п.) на биологические процессы в организме. Однако нельзя забывать о связи и единстве социальных и биологических условий жизни человека. Жилище, питание, производственная среда представляют собой факторы социальные по происхождению, но биологические по механизму воздействия на анатомо-физиологические особенности человека, т.е. речь идет об опосредовании организмом социальных условий. Чем выше социально-экономический уровень современного общества, тем эффективнее организация среды для условий жизни человека (даже в космосе). Поэтому метафизичны и ненаучны как биологизм, так и абстрактный социологизм при решении проблем медицины. В перечисленных фактах можно заметить решающее значение в понимании теории медицины и здравоохранения, общее мировоззрение, учет социально-экономических оснований, классовый подход.

Описание болезней в античное время и современная терминология. Практический опыт врачей накоплен в течение нескольких тысячелетий. Можно напомнить, что деятельность античных врачей совершалась уже на большом опыте предшественников. В 60 книгах Гиппократа, в которых, по-видимому, отразились и труды его учеников, обнаружено значительное число наименований внутренних болезней, которые, как предполагалось, были достаточно известны читателю. Гиппократ не описывал их симптоматологию, у него имелись только истории болезни конкретных больных и множество практических и теоретических замечаний. Отмечены, в частности, следующие, условно говоря, нозологические единицы: перипневмония (пневмония), плеврит, гнойный плеврит (эмпиема), астма, истощение (фтизис), ангины, афты, насморк, скрофулез, абсцессы различного вида (апостемы),рожа, цефалгия, френит, летаргия (лихорадка с сонливостью), апоплексия, эпилепсия, тетанус, судороги, мания, меланхолия, ишиас, кардиалгия (сердце или кардия?), желтуха, дизентерия, холера, непроходимость кишечника, нагноение живота, геморрой, артрит, подагра, камни, странгурия, отечность (асцит, отеки), лейкофлегмазия (анасарка), язвы, раки, «большая селезенка», бледность, жирная болезнь, лихорадки - непрерывная, ежедневная, терциана, квартана, жгучая лихорадка, тиф, эфемерная лихорадка.

До деятельности Гиппократа и его школы врачи различали не менее 50 проявлений внутренней патологии. Довольно длинное перечисление различных болезненных состояний и соответственно разных обозначений приведено для того, чтобы конкретнее представить большие успехи наблюдений, хотя и примитивных, врачей древних цивилизаций - более 2500 лет тому назад. Это полезно осознать и тем самым быть внимательным к тяжким трудам наших предшественников.

Положение медицины в обществе. Забота людей о лечении ранений и заболеваний существовала всегда и достигала некоторых успехов в разной степени в связи с развитием общества и культуры. В древнейших цивилизациях - за 2–3 тыс. лет до н.э. - уже существовали некоторые законодательства, регулирующие медицинскую практику, например кодекс Хаммурапи и др.

Довольно подробные сведения о древней медицине были обнаружены в папирусах Древнего Египта. Папирусы Эбертса и Эдвина Смита представляли сводку медицинских знаний. Характерным для медицины Древнего Египта была узкая специализация, существовали отдельные целители для лечения поражений глаз, зубов, головы, желудка, а также лечения невидимых болезней (!) (возможно, они относятся к внутренней патологии?). Эта крайняя специализация считается одной из причин, задержавших прогресс медицины в Египте.

В Древней Индии наряду со многими эмпирическими достижениями медицины хирургия достигла особенно высокого уровня (снятие катаракты, удаление камней из мочевого пузыря, пластика лица и т.д.); положение целителей, по-видимому, всегда было почетным. В Древнем Вавилоне (по кодексу Хаммурапи) была высокая специализация, а также были государственные школы целителей. В Древнем Китае существовал обширный опыт врачевания; китайцы были первыми фармакологами в мире, они уделяли большое внимание профилактике болезней, считая, что настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь; их целители различали около 200 видов пульса из них 26 для определения прогноза.

Повторяющиеся опустошительные эпидемии, как, например, чума, временами парализовали население страхом перед «божественным наказанием». «В древности медицина, по-видимому, была настолько высока и польза ее настолько очевидна, что врачебное искусство входило в религиозный культ, составляло принадлежность божества» (Боткин С.П., изд. 1912). В начале европейской цивилизации, со времени античного периода Древней Греции вместе с исключением религиозных воззрений на болезни медицина получила самую высокую оценку. Свидетельством этого было высказывание драматурга Эсхила (525–456 гг.) в трагедии «Прометей», в которой главный подвиг Прометея состоял в научении людей оказывать лечебную помощь.

Параллельно с храмовой медициной существовали врачебные школы достаточно высокой квалификации (Косская, Книдсская школы), помощь которых была особо очевидна в лечении травмированных или раненых людей.

Положение медицины и лечебной помощи, в частности в эпоху римского владычества, было очень низким. Рим был наводнен множеством самозванных целителей, часто мошенников, и выдающиеся ученые того времени, например Плиний старший, называли врачей отравителями римского народа. Следует отдать должное государственной организации Рима в попытках улучшения гигиенических условий (знаменитые водопроводы Рима, клоака Максима и т.п.).

Средние века в Европе по существу ничего не дали для теории и практики медицины. К этому еще следует отметить, что проповедь аскетизма, презрение к телу, забота главным образом о духе не могли способствовать развитию лечебных приемов, за исключением открытия отдельных домов призрения для больных и издания редких книг о лечебных растениях, например книги XI века М. Флоридуса «О свойствах трав» 3 .

Освоение медицинских знаний, как и всякое обучение, соответствовало общепринятому схоластическому методу. Студенты-медики обязаны были первые 3 года изучать логику, затем уже книги канонизированных авторов; врачебной практики не было в учебном плане. Такое положение, например, было даже официально установлено в XIII веке и в последующее время.

В начале эпохи Возрождения мало было изменений в учебе по сравнению со средними веками, занятия были почти исключительно книжные; схоластика, нескончаемые абстрактные словесные хитросплетения переполняли головы учащихся.

Необходимо, однако, отметить, что наряду с весьма повышенным интересом к рукописям древности начались усиленные научные изыскания вообще и изучение строения человеческого организма в частности. Первым исследователем в области анатомии был Леонардо да Винчи (его изыскания остались скрытыми несколько столетий). Можно отметить имя Франсуа Рабле - великого сатирика и врача. Он публично произвел вскрытие трупа и проповедовал необходимость изучения анатомии умерших за 150 лет до рождения «отца патологической анатомии» Г. Морганьи.

О государственной организации обучения и здравоохранения в эту эпоху мало известно, переход от мрачного средневековья к новой медицине совершался медленно.

Положение медицинской помощи в XVII–XVIII веках было довольно жалким, бедность знаний маскировалась заумными рассуждениями, париками и торжественными мантиями. Это положение врачевания достаточно правдиво изображено в комедиях Мольера. Существовавшие больницы давали скудную помощь больным.

Только во время Великой французской революции 1789 г. начинается государственная регламентация медицинского образования и помощи; так, например, с 1795 г. по декрету было введено обязательное обучение студентов у постели больных .

С возникновением и развитием капиталистического общества медицинское образование и положение практического врача приняли определенные формы. Обучение медицинскому искусству - платное, а в некоторых государствах - даже очень дорогое. Больной лично платит врачу, т.е. покупает его умение и знания для восстановления своего здоровья. Следует отметить, что большинство врачей руководствуются гуманными убеждениями , но в условиях буржуазной идеологии и быта они должны продавать свой труд пациентам (так называемый гонорар). Эта практика иногда приобретает отвратительные черты «чистогана» у врачей вследствие стремления к все большей наживе.

Положение целителя в первобытных общинах, среди племени, было почетным.

В полудиких условиях, не так уж давно, безуспешное лечение приводило к смерти и врача. Например, в царствование царя Ивана IV два зарубежных врача были казнены в связи со смертью леченных ими царевичей, они были зарезаны «аки овцы».

Позже, в период крепостничества, пережитков феодализма, отношение к врачу часто было пренебрежительное. Еще в конце XIX века В. Снегирев писал: «Кто не помнит, как врачи стояли у притолоки, не смея сесть…» Г.А. Захарьину принадлежит честь борьбы против унижения врачей.

Положение «купли-продажи» в медицинской практике было в дореволюционной России. Отклонение деятельности врача от правил гуманности (иногда и от элементарной честности) отмечено в сочинениях Д.И. Писарева, А.П. Чехова и др. Однако врачам и широкой общественности известны жизнь и идеальное поведение большинства врачей (например Ф.П. Гааза и др.), а также поступки врачей-ученых,подвергавших себя опасным для жизни экспериментам для развития науки, знакомы имена многочисленных врачей России, добросовестно работавших на селе. Однако практика буржуазных отношений всюду преобладала, особенно в городах.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала новые, самые гуманные правила медицинской практики. Все отношения врача и больного, искаженные буржуазной идеологией и практикой, круто изменились. Создание системы государственного здравоохранения, обеспечивающего бесплатную медицинскую помощь, установило новые отношения врача и больного.

Забота о здоровье населения у нас составляет одну из важнейших задач государства, а врач стал исполнителем этой серьезной задачи. В СССР врачи не являются людьми так называемой свободной профессии, а общественными деятелями, работающими в определенной социальной области. Соответственно изменились и взаимоотношения между врачом и пациентом.

В заключение, упоминая о высокой ценности врачебной профессии, следует напомнить начинающим врачам или учащимся, что эта деятельность трудна как по возможностям успеха, так и той обстановке, в которой придется жить врачу. О некоторых трудностях нашего труда красноречиво писал еще Гиппократ (изд. 1936): «Есть некоторые из искусств, которые для обладающих ими тяжелы, а для пользующихся ими благодетельны и для обыкновенных людей - благо, приносящее помощь, а для занимающихся ими - печаль. Из числа этих искусств есть и то, которое эллины называют медициной. Ведь врач видит ужасное, касается того, что отвратительно, и из несчастий других пожинает для себя скорбь; больные же, благодаря искусству, освобождаются от величайших зол, болезней, страданий, от скорби, от смерти, ибо против всего этого медицина является целительницей. Но слабые стороны этого искусства трудно узнать, а сильные - легко, и эти слабые стороны известны одним врачам…»

Почти все высказанное Гиппократом достойно внимания, тщательного продумывания, хотя эта речь, по-видимому, больше обращена к согражданам, чем к врачам. Тем не менее будущий врач должен взвесить свои возможности - естественное движение помощи страдающим, неизбежную обстановку тяжелых зрелищ и переживаний.

Трудности медицинской профессии ярко описали А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков; их переживания полезно продумать каждому врачу - они дополняют сухое изложение учебников. Знакомство с художественными описаниями медицинских тем совершенно необходимо для повышения культуры врача; Е.И. Лихтенштейн (1978) дал хорошую сводку высказываний писателей об этой стороне нашей жизни.

К счастью, в Советском Союзе врач не является «кустарем-одиночкой», зависимым от органов полиции или самодуров российских, а представляет собой труженика, достаточно почитаемого, участника государственной системы здравоохранения.

1 БСЭ, 3-е изд.- Т. 15.- 1974.- C. 562.

2 Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-изд.- Т. 2.- C. 231–517.

3 Одо из Мена/ Под ред. В.Н. Терновского.- М.: Медицина, 1976.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®