Колонна Траяна в Риме: фото, описание, где находится? Колонна Траяна: каменный комикс Древнего Рима

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных действий в 155 сценах повествует о победе императора над коварным, но доблестным врагом.

В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы.


Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.
Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.

Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут».

В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть.

Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины – пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума.

Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал – его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии.



Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, – драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки.

Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, – загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело.

Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, – а их ни много ни мало 2662.

С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд – иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, – говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. – Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал».

Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток – не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», – подытоживает ученый.



Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император – главный герой истории. Он появляется в 58 сценах – дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, – объясняет Коарелли, – но и просвещенным человеком».

Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях.

У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, – особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, – говорит Коулстон. – Но все эти интерпретации – типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды».

Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности – к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, – убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, – говорит Коулстон, – на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской».

По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя.

Легионеры – основа военной машины Рима – преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы – на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина!

Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий – к римлянам или к дакам.

У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил.



Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился – достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, – рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. – Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов».

Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов – гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, – говорит Менегини. – Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ».

Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды – но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян.

У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие.

Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров – армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну.

Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне.

Этот зеленый оазис – терраса, высеченная в скале, – был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий – смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь – каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков – святая святых дакской вселенной.

Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции – архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, – говорит Флореа. – Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров.

Ученые не обнаружили следов возделанных полей – зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно.

Сегодня все здесь объято зеленью – и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы.

Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе – и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна.

«Римляне смели все на своем пути, – рассказывает Флореа. – От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева».



За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку – деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы.

Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд.

Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу.

«Его голова была доставлена в Рим, – писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. – Так Дакия стала подвластной римлянам».

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом
с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается
над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных
действий в 155 сценах повествует о победе импера-
тора над коварным, но доблестным врагом.
Эндрю Карри. Журнала National Geographic


Колонна Траяна стоит в Риме уже почти две тысячи лет. Она стала памятником апогею имперского могущества Древнего Рима, высшей стадией его развития, маркируя начало затянувшегося на века процесса разрушения великой империи. Колонна Траяна не только архитектурный памятник, она еще и образец имперской пропаганды, которая продолжает действовать до сих пор, например, являясь одним из краеугольных камней румынской национальной идентичности. Колонна стала и знаковой вехой в развитии искусства. Может это звучит странно, но она — предтеча современной кинематографии. Ее создатели для яркого и увлекательного изображения истории двух дако-римских войн применили все основные современные кинематографические приемы, чем и заложили, по факту, основы современного киноискусства. Даже современные типографские шрифты и те корнями прорастают из использованных в оформлении колонны:

«Сенат и народ римский (воздвигли эту колонну) императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому,
великому понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, императору в 6-й раз, консулу в 6-й раз, отцу отечества, для того, чтобы
было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений»


Эта надпись - предмет культа у современных шрифтовиков. Буквы выполнены римским капитальным письмом эпохи совершенства этого стиля (114 г. н. э.), и считается, что именно тогда были заложены основы современного искусства создания шрифтов.
Кстати, по «случайному» совпадению название National Geographic на обложке одноименного журнала набрано подобным шрифтом.

Вот обо всем этом и хочется поговорить поподробнее, но для начала краткая историческая историческая справка. Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Может показаться, что она монолитна, к примеру, как наша Александровская , но это не так. Колонна Траяна выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.

National Geographic сделал анимационную реконструкцию процесса строительства колонны, благодаря чему мы можем увидеть и ее устройство, и используемые при создании технологии:

Building an Ancient, Mysterious Monument. National Geographic


Обратили внимание, что колонна цветная?
Да, это только кажется, что древнее искусство было благородных светло-мраморных тонов. Реальность же была куда более пестрой. Вот, например для иллюстрации статуя Цезаря, как мы ее привыкли видеть, и рядом то, как ее видели древние римляне:

Статуя Августа из Прима Порта. Начало I в. н.э. Рим, Ватикан. Современное состояние и реконструкция


Но реконструкция первоначального облика скульптур древнего мира - тема отдельная, мы же вернемся к колонне Траяна. Изначально она была увенчана орлом, позже — статуей Траяна, а с 1588-го года — статуей апостола Петра. Изображенный на колонне рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов):
Секции, хотя наверное точнее было бы назвать их сериями, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя.
Рассказ идет, в основном, о действиях римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2500 человеческих фигур. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов и костюмов как римлян, так и даков того времени.

Иллюстрация из журнала National Geographic


Перспективой скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа и крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую чёткость и размеры, и расположены одна над другой. Подробнее об изображенной на колонне истории войн с даками поговорим отдельно, а пока, в завершение, два изображения колонны: одно, с гравюры XVIII века:

Колонна Траяна - один из самых известных и хорошо сохранившихся древнеримских памятников, дошедших до нас. Когда я стою перед ней, то перед глазами у меня нет-нет, да и промелькнёт картина не нынешнего, а античного Рима с громадой и великолепием его императорских форумов. Это, конечно, секундное наваждение, и вновь - я вижу лишь развалины, в которых трудно угадать былое величие. И только Колонна Траяна стоит, как ни в чём ни бывало, стоит уже больше 1900 лет, практически не изменившись с тех пор. Несомненно, этот монумент заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.

Достиг пика своего могущества: правление Траяна положило начало «золотому веку» империи. После завоевания Дакии (нынешней Румынии) в 106 г территория государства достигла своих максимальных за всю историю размеров, а военная добыча была баснословной - даки владели золотыми копями. жил на широкую ногу, империя процветала.

Траян стал императором достаточно неожиданно, до него выходцам из провинции это никогда не удавалось. Но так уж сложились обстоятельства, и наверное, к лучшему: в истории Траян остался строгим, но справедливым правителем, любимым армией и народом.


Быть «счастливее Августа и лучше Траяна» желал сенат последующим императорам. Что говорить, если даже нетерпимые к язычникам христиане, впоследствии поминали императора добрым словом. По распространённой легенде Папа Григорий Великий, будучи не в силах вынести мысли, что такой справедливый правитель горит в аду, страстно молился за Траяна, и в итоге тому было даровано спасение. Рождение такой легенды в то время стоило многого: даже спустя 500 лет, когда Римской империи уже не существовало, Траян пользовался уважением и любовью людей.

Однако мы знаем, что римскому императору для того, чтобы остаться в веках, мало было победить врагов, проявлять щедрость и милосердие - нужно было ещё оставить после себя что-то монументальное, достойное великолепия и масштабов римской архитектуры. Что же оставил Риму после себя император Траян?

Форум Траяна

Как известно, ещё Юлий Цезарь заметил, что старый римский Форум становится тесноват для бурно развивающегося города. Он же и начал строить практически впритык к старому Форуму новый, названный впоследствии Форумом Цезаря. Так началась история «императорских форумов» Рима: с тех пор многие императоры вносили свою лепту в это строительство. В результате, по соседству со старым Форумом образовалось огромное, плотно застроенное пространство, включавшее Форум Цезаря, Форум Августа и др. В контексте моего рассказа нас, конечно, интересует Форум Траяна - последний из императорских форумов.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что если старый Римский Форум сравнительно неплохо сохранился, и туристов впускают теперь туда, как в музей, то от императорских форумов, в общем, мало что осталось. Огромная их часть скрыта под современной улицей Форо Империали, проложенной во времена Муссолини.


Если идти по этой улице от Колизея, то по левую руку можно наблюдать не особо впечатляющие развалины Форума Цезаря. От Форума Августа и Форума Нервы и вовсе практически ничего не дошло до нас. Правда, археологические работы ведутся в этих местах и поныне, и возможно, когда-нибудь в Риме попытаются воссоздать что-то из былых строений, пока же всё, что нам остаётся - напрягать воображение.
Из сооружений Форума Траяна до наших дней невредимой дошла только Колонна. Зато контуры его расположения и сейчас выделяются довольно ясно. Предлагаю вам вооружиться реконструированной схемой Траянского форума и взглянуть на его нынешние обломки другим взглядом.


Как видно, Форум Траяна представлял собой большую площадь, со всех сторон окружённую портиками - стандартный стиль для римской архитектуры. Строился Форум на золото, добытое во время войны с даками, и во славу победы над ними, что нашло отражение в украшении и оформлении отдельных элементов комплекса. Весь замысел форума (включая Колонну) и его реализация принадлежит знаменитому античному мастеру - Аполлодору из Дамаска.

Центральным входом на Форум служила триумфальная арка Траяна (1), которую венчала статуя императора, правившего упряжкой золотых коней. Выглядело всё это примерно вот так.


К сожалению, арка не сохранилась, но место, где она находилась, мы можем отыскать. Если мы идём в сторону Колонны Траяна со стороны Колизея, то в какой-то момент увидим, как от широкой via dei Fori Imperiali отходит вправо улица чуть поменьше - via Alessanrina. Чуть дальше этой развилки, примерно там, где сейчас виднеется статуя одного из императоров, и располагалась арка Траяна.


Подойдём к этому месту поближе. Сейчас справа виднеются постройки хорошо сохранившегося рынка Траяна (2), который в наши дни работает, как музей - рекомендую вам его посетить.


В прежние же времена здания рынка было не видно за массивной колоннадой (3). Вид развалин, открывающихся перед нами, едва ли может дать представление о впечатлении, которое производила эта площадь Форума на жителей и гостей античного Рима. Зато нам известно, что спустя 250 лет после строительства форума, когда уже не был столицей империи и клонился к упадку, город посетил император Констанций II, и из всего увиденного, его больше всего восхитил именно Форум Траяна.


Так площадь выглядела тогда, а вот что мы видим на этом месте в наши дни.


В центре площади располагалась конная статуя императора (4). Она тоже не дошла до нас, однако археологи откопали постамент этого памятника и сделали вывод: статуя Траяна была, по крайней мере, в три раза больше конного монумента Марка Аврелия, оригинал которого сейчас находится в Капитолийском музее. Посмотрите на этот памятник, чтобы представить себе размер не дошедшей до нас композиции.


Портик на противоположном от арки конце площади назывался Базиликой Ульпия (5). Как вы, наверное, знаете, в то время базиликами называли отнюдь не религиозные учреждения. Кстати, Форум Траяна отличался от прочих тем, что на нём не было храмов - только большое свободное пространство, ограниченное со всех сторон колоннадой. Увы, и от Базилики Ульпия не осталось ничего. Есть, однако, предположение, что отдельные элементы, украшавшие её, мы и сейчас можем увидеть в Риме. Речь идёт о некоторых фризах и скульптурах на Арке Константина рядом с Колизеем. На этой арке вообще собраны фрагменты памятников разных времён, и некоторые из них наверняка когда-то украшали Форум Траяна.

Через Базилику Ульпия посетители попадали в довольно тесный двор, в центре которого и размещалась Колонна Траяна (6). По бокам от Колонны симметрично располагались два одинаковых здания библиотеки (7), в одном из которых хранились рукописи на латинском, а в другом - на греческом языках (традиционное устройство книгохранилищ в Римской империи).


Сейчас мы видим Колонну Траяна издалека, в отдалении от зданий, на большой площади, и кажется, что так было всегда. А вот древние римляне видели её заключённой со всех сторон в узкое пространство небольшой площадки. То есть, получается, смотреть на Колонну народ приходил, почти как в музей. Давайте же узнаем, что в ней особенного?

Колонна Траяна

Колонна Траяна состоит из двадцати установленных друг на друга огромных цилиндров, вытесанных из каррарского мрамора, весом около 40 тонн. Думаю, вы легко сможете себе представить, какие трудности пришлось преодолеть строителям. Блоки были скреплены между собой металлическими фиксаторами, однако в Cредние века металл растащили. Между прочим, та же история случилась и с Колизеем, и остаётся только восхищаться античными строителями: даже без этих крепежей их творения выдержали испытание временем.

Внутри колонны находится винтовая лестница из 185 ступеней, позволяющая подняться на самый верх, к сожалению, публику туда не пускают. Наверху мы видим статую св. - её установили по указанию Папы Сикста V уже в XVI веке. Изначально там, конечно же, находилась статуя самого Траяна, но в Cредневековье она была утрачена.


Разумеется, главное в Колонне Траяна - это рельефные изображения, оформленные в виде непрерывной ленты, огибающей колонну снизу доверху. Тематика изображений связана с различными эпизодами войны с даками (война эта, кстати, была очень непростой, полностью покорить врагов римлянам удалось только со второй попытки). Лента делает 23 оборота вокруг колонны - говорят, что если её «развернуть» на земле длина составит 200 метров. Рельеф Колонны Траяна часто метко называют «гигантским античным комиксом», и может быть, для людей той эпохи подобные изображения и вправду представляли то, что для нас сейчас кино и комиксы вместе взятые. Тем более - обращу на это ваше внимание - изображения на Колонне Траяна в те времена были ярко раскрашены, как и многие другие античные памятники, которые мы привыкли видеть лаконично одноцветными. На картинке ниже показано, как примерно выглядела Колонна Траяна в годы расцвета Рима.


При всём этом, стоит отметить, что римляне создавали сооружения, подобные Колонне Траяна, не столько для того, чтобы народу было на что поглазеть, сколько из религиозно-нравственных соображений. Этим они выказывали уважение к богам, чтили традиции и, попросту говоря, выполняли свой долг перед государством (как они его понимали).

Считается, что изображения создавались, когда все 20 блоков колонны уже были собраны. Так, можно заметить, что ширина ленты с фризом неодинакова на разных уровнях колонны. Причём, лента сначала сужается снизу вверх, а наверху наоборот присутствуют несколько расширенных витков. Эту странность можно объяснить, предположив, что мастера сначала просто экономили место, а увидев, что всё прекрасно помещается, - расслабились.


Сюжетов на фризе очень много. Представлено, по сути, доскональное описание кампаний: подготовка и снабжение армии, мелкие и крупные сражения, осада крепостей, строительство мостов через Дунай и т. д., вплоть до триумфа. Сам Траян тоже часто появляется на картинках. Я с удивлением узнала, что для историков фриз Колонны Траяна - ценнейший источник информации о предметах той эпохи, тактике римской армии, быте людей и т.д.


Рассмотреть сюжеты Колонны Траяна во всех подробностях невозможно. Фактически, стоя внизу, мы можем разглядеть лишь малую их часть. Не знаю, как с этим обстояли дела в древности, возможно, с верхних уровней Ульпиевой Базилики или библиотек (если эти уровни существовали) всё было прекрасно видно. Но скорее всего, римлян подобные вопросы вообще не интересовали: как я уже говорила, отношение к таким сооружениям у них было скорее ритуально-почтительным, чем любознательным.

Однако, если вы всё же захотите рассмотреть «комикс» Траяна детально, рекомендую вам посетить Музей Римской Цивилизации в Риме. Там выставлены полные слепки всех изображений с Колонны Траяна. Также их копии можно увидеть в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Национальном музее в Бухаресте. Румыны, потомки даков, кстати, очень гордятся своей былой связью с Римской империей - даже нынешнее название их страны прозрачно намекает на это. И ведь владели римляне Дакией всего 100 лет, но маленький народ до сих пор гордится столь славной страницей своей истории.


Стоя у Колонны, обратите внимание на надпись на её постаменте. Она, помимо прочего, сообщает нам о том, что при строительстве Форума Траяна были проведены работы огромного масштаба - срыт целый холм, высотой как раз с колонну. О каком холме идёт речь, историки спорят до сих пор. Предполагается, что перешеек высотой 30 метров соединял два холма - Капитолий и Квиринал - его и срыли при сооружении Форума; однако существуют и другие версии.

Надпись на постаменте интересна ещё и тем, что стиль написания букв на ней в 90-х годах XX века вдохновил одного дизайнера на создание распространённого и сейчас шрифта под названием Trajan. Даже таким своеобразным способом шедевры Древнего Рима до сих пор влияют на нашу жизнь.


Как добраться до Колонны Траяна

Удобнее всего добраться до Колонны Траяна (1) следующим образом: доехать на метро до остановки Colosseo (2) и пройти вверх по via dei Fori Imperiali (3) примерно 10 минут.


Колонну видно издалека, в любом случае вы её не пропустите. Курсирует здесь и множество автобусов, например, такие маршруты, как 51, 85, 87, останавливаются буквально в нескольких десятках метров от Колонны. Рассмотрите её внимательно и не торопясь, окиньте взором развалины императорских форумов. Между прочим, в Риме можно найти и другую колонну, сооружённую позже, но в таком же стиле - Колонну Марка Аврелия. А если вы бывали в Париже, то наверно видели Вандомскую колонну - она также сделана «по мотивам» Колонны Траяна.

Мы сейчас стоим в самом центре Рима, и у вас есть множество вариантов, куда пойти. Я уже рекомендовала вам посетить Рынок Траяна (4), или можно подняться на Алтарь Отечества (5) - «пишущую машинку», «свадебный торт» - как его только не называют за помпезный внешний вид. Там работает несколько музеев, но главное - с обзорной площадки открывается отличный вид на Рим.


В двух шагах от Колонны Траяна расположены и главные римские музеи - Капитолийский (6), Римский Форум (7), Колизей (8). Так что день у вас получится насыщенным и полным новых впечатлений, чего я вам от души и желаю!

August 29th, 2016

Колонна Траяна - один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных действий в 155 сценах повествует о победе императора над коварным, но доблестным врагом.

Вот что гласит официальная версия. В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы.

Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.

Фото 2.

Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут».

В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть.

Фото 3.

Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины - пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума.

Колонна Траяна - один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал - его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии.

Фото 4.

Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, - драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки.

Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, - загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело.

Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, - а их ни много ни мало 2662.

Фото 5.

С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд - иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, - говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. - Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал».

Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток - не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», - подытоживает ученый.

Фото 6.

Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император - главный герой истории. Он появляется в 58 сценах - дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, - объясняет Коарелли, - но и просвещенным человеком».

Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях.

Фото 7.

У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, - особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, - говорит Коулстон. - Но все эти интерпретации - типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды».

Фото 8.

Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности - к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, - убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, - говорит Коулстон, - на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской».

Фото 9.

По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя.

Легионеры - основа военной машины Рима - преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы - на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина!

Фото 10.

Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий - к римлянам или к дакам.

У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил.

Фото 11.

Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился - достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, - рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. - Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов».

Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов - гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, - говорит Менегини. - Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ».

Фото 12.

Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды - но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян.

У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие.

Фото 13.

Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров - армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну.

Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне.

Фото 14.

Этот зеленый оазис - терраса, высеченная в скале, - был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий - смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь - каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков - святая святых дакской вселенной.

Фото 15.

Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции - архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, - говорит Флореа. - Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров.

Ученые не обнаружили следов возделанных полей - зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно.

Фото 16.

Сегодня все здесь объято зеленью - и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы.

Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе - и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна.

Фото 17.

«Римляне смели все на своем пути, - рассказывает Флореа. - От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева».

За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку - деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы.

Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд.

Фото 18.

Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу.

«Его голова была доставлена в Рим, - писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. - Так Дакия стала подвластной римлянам».

Фото 19.

А теперь неофициальная версия: Троянская колонна как выяснилось, была возведена не раньше, а даже позже второй половины 13 века. Фигуры людей, изображенные на ней – это повествование об известной всем Троянской войне, которая произошла в 13 веке, т.е. знаменитые Крестовые походы – вот что в действительности изображено мастерами сооружения. Это не просто очередные догадки, есть несколько весомых аргументов, которые никак не могут опровергнуть данное предположение.

Фото 20.

Неопровержимые факты возникновения троянской колонны:

Вот результат анализа профессиональных фотографий изображений на колонне Траяна, сделанных в XIX и XX веках. Обнаружились интересные факты. Вот некоторые из них.

1) Странно, что на самой колонне НЕТ НИ ОДНОЙ НАДПИСИ, не упомянуто ни одного имени, ни одного названия. Единственная надпись есть лишь на цоколе, рис.8.15, рис.8.16. Кстати, любопытно сравнить состояние цоколя в XIX веке с его видом в XX веке, рис.8.17. Видно, что в XX веке цоколь заметно отреставрировали. То обстоятельство, что на самой колонне никаких надписей нет, превращает ленту изображений, винтообразно обвивающую колонну снизу доверху, рис.8.18, в длинный ряд "военных картинок". Сражения, перемирия, религиозные ритуалы, пожары, взятия городов, вереницы пленных и т.п. В частности, заявление историков, будто некоторые фигуры изображают самого императора Траяна, является лишь гипотезой, не подкрепленной никакими конкретными аргументами. Повторим, что надписей нет.

2) Скорее всего, колонна и некоторые барельефы на ней отлиты из бетона "под мрамор", рис.8.19. Видны участки, где "облезает кожа", то есть отваливается верхний тонкий слой более дорогого бетонного покрытия, наложенного на грубую бетонную основу, рис.8.20, рис.8.21. Не исключено, что некоторые изображения были изготовлены на еще не совсем застывшей поверхности колонны (или панелей). Возможно, техника была смешанной: отливки из бетона переплетались с фрагментами натурального мрамора с резьбой. Колонну Траяна могли сделать в эпоху Реформации, но при этом, вероятно, опирались на какие-то старые изображения.

Фото 21.

3) По-видимому, барельефы колонны Траяна действительно следовали какой-то старой традиции. На это указывает следующий яркий факт: на многих щитах "античных" римских воинов видны османские=атаманские полумесяцы, звезды и христианские кресты. В скалигеровской версии появление такой символики на "античном, языческом" вооружении солдат категорически невозможно. Зато в нашей реконструкции именно так и должно быть. Приведем лишь несколько из многочисленных примеров: на рис.8.22 полумесяц виден наверху щита. На рис.8.23 по два полумесяца изображено на щите в центре и щите справа. Кроме того, еще на одном правом щите изображены звезды. В центре рис.8.24 мы видим сразу четыре щита, на которых изображены полумесяцы со звездами. На щите справа - христианские кресты. На рис.8.25 полумесяц виден на щите в центре и щите справа внизу. См. также рис.8.26, рис.8.27, рис.8.28, рис.8.29, рис.8.30, рис.8.31, рис.8.32.

По-видимому, полумесяцы со звездами и христианские кресты на колонне Траяна обратили на себя внимание современных историков. И сильно "напрягли их", поскольку указывали на противоречия внутри скалигеровской версии. Выход нашли такой: упорно (очень упорно) молчать об этом факте. Во всяком случае, в известной нам литературе о колонне Траяна на данную тему хранится полное молчание.

4) Любопытно также, что за последние сто лет колонна Траяна сильно повредилась. Сравнение фотографий XIX века с фотографиями XX века ясно показывает, что изображения заметно разрушились. Появилось много выщербин, каверн, рис.8.33, рис.8.34, а также трещин, которых нет на старых фотографиях, приведенных в . Это замечание согласуется с нашим утверждением, что колонна Траяна отнюдь не такая древняя, как нас пытаются сегодня уверить. Ей, вероятно, вовсе не около 1800 лет, а не более пятисот лет. Скорость разрушения, по-видимому, более или менее постоянна. За последние сто лет рельефы заметно поветшали.

ВЫВОД. Известная колонна Траяна изготовлена в эпоху XVI-XVII веков по мотивам каких-то старых, не дошедших до нас, изображений. Посвящена, скорее всего, знаменитой Троянской войне XIII века, то есть Крестовым Походам на Царь-Град и победе Руси-Орды с союзниками.

Фото 22.

источники

Новая эпоха в римском искусстве открылась с приходом императора Ульпия Траяна, выходца из Испании. Свою карьеру Траян начал с простого легионера, он вел непрерывные войны: в Дакии - на территории современной Румынии, в северной Аравии, в Парфии. Колоссальная добыча, однако, не могла компенсировать обеднение

Италии, разорение ее земледельцев. При Траяне усилился сенат, с которым император стремился не вступать в конфликты, и вся ориентация культуры стала республиканской.

В 100 году нашей эры Плиний Младший писал в панегирике Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце». Однако здесь образ оказался точнее слова.

На мраморном портрете Траяна из Остии гениальная рука мастера в каждой черте оставляет печать громадного ума, воли, силы духа. Старый ветеран, каким нередко изображали Траяна, превращается в императора, властелина - и не спасает ни внешняя простота стиля, ни мнимое возвращение к наружной скромности республиканцев (характерна короткая прическа с челкой). Можно утверждать совсем другое: никогда прежде образ императора не поднимался на такую высоту. Но никогда и Рим не был так могуч, как при Траяне. При нем он приобрел самые обширные границы в своей истории. Впоследствии их могли только удерживать и сохранять, но не расширять.

Траян много строил. Возможно, при нем были сооружены два прекрасных моста в Испании - акведук в Сеговии и мост в Алькантаре. Эти мосты, очень пропорциональные, основанные на точном инженерном расчете, несмотря на свою суровость, овеяны поэзией, тонким чувством природы. У моста в Алькантаре был найден храмик и обломок надписи архитектора: «Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим».

Но в самом Риме лучшим памятником эпохи Траяна остался его Форум - последний императорский форум. Сооружался он по проекту выдающегося архитектора, судя по имени, сирийца - Аполлодора Дамасского.

Форум Траяна разительно отличается от старого римского. Официально-строгий, симметричный, парадный, он прославлял военные подвиги императора. На Форум входили через триумфальную арку, что сразу настраивало на торжественный лад, и попадали на окруженный колоннадой квадратный двор. В центре его стояла позолоченная конная статуя императора. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой: весь двор был выложен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора. Сзади площадь замыкалась не простым портиком, а боковой стеной базилики Ульпия. На Форуме не было храма в честь высших богов. Почитался, как бог, сам Траян. Статуи пленных даков, в виде атлантов, среди бронзовых щитов, оружия и прочих трофеев, напоминали о неземном величии правителя Рима.

Напоминала об этом и посвященная ему колонна, сооруженная в 113 году. Ее верхушка с позолоченным орлом, позднее замененная шестиметровой статуей Траяна, и цветными рельефами виднелась над золоченой кровлей базилики между зданиями двух библиотек - латинской и греческой. Колонна, древний образ «мировой оси», обособляется от стен и выходит на форум. Римский правитель и есть та ось, на которой держится мир, - могучая, пестрая, разноязыкая империя.

Подобно арке Тита, колонна Траяна была и гробницей - в ее Цоколе стояла золотая урна с его прахом, и его надгробием, и летописью его эпохи. На высоту 38 метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию.

На колонне Траян фигурирует 90 раз, и везде он - в гуще народа. Колонна - это подробный и точный рассказ о военных подвигах императора. На спирально развернутом вокруг ствола большой триумфальной колонны фризе, как на гигантской ленте, последовательно представлены эпизоды двух военных кампаний по завоеванию Дакии. На длинном, двухсотметровом, полотне ленты помещено свыше двух с половиной тысяч фигур. Непрерывность рассказа о событиях первой и второй войны в Дакии нарушается одной-единственной паузой - фигурой крылатой Победы со щитом, на котором она пишет имя победителя. Это повторение темы Победы из Брешии, выполненной незадолго до этого. Если греческая Ника представляла собой крылатого гения, вестника благорасположения богов, то римская Победа изображалась в виде задумчивой, пишущей женщины. Это сама История, отмечающая факты и сохраняющая память о них для потомков.

Скульптор изображает события войны, не подразделяя их на эпизоды, не заостряя внимания на кульминационных моментах. Быть может, у него нет определенного плана, и он изображает происшедшее так, как оно приходит ему на ум. На высоком цилиндрическом стволе колонны, символизирующей прочность и величие империи, разворачивается оживленное, но не резкое движение света и тени. События лишь слегка волнуют неподвижную гладь невозмутимой поверхности истории. Слишком пристальное внимание к отдельным фигурам, возможно, замедлило бы ход повествования. В намерения художника, по-видимому, как раз и входило не отвлекать внимание зрителя на детали, чтобы сделать сразу понятным реальный смысл этого военного дневника, через который красной нитью проходит не столько тема военной славы, сколько бесконечная смена дней с их мучениями и надеждой.

Обобщенная пластика отвечает требованиям скорей психологического, чем визуального восприятия: ведь для обозрения колонны требуется немало времени. Волнообразное движение краев ленты рельефа следует ходу соподчиненных друг другу эпизодов. Это одновременно и земля для изображенных сверху, и небеса для изображенных снизу событий. Скульптор неослабно следит за их непрерывным движением, определяющим пространственные и световые константы. Повествование в свою очередь развивается волнообразно. Оно то убыстряется, то замедляется, но никогда не останавливается. Несмотря на свой триумфальный характер, оно не щадит никого. Победы и неудачи, жестокость варваров и насилие римлян находят в нем одинаковое отражение. Художник ставит своей целью не изображение того, что он видел или видит, а того, что он знает или о чем слышал.

Пространство у него никогда не выступает в виде пейзажа, запечатленного во всем разнообразии и пестроте. Это просто место, где происходят те или иные события. Зрителю важно знать, что перед легионами разлилась река, которую надо перейти вброд, что дальше высится крепость, которую предстоит взять, или растет лес, который надо срубить, чтобы сделать частокол для лагеря. Но скульптор изображает не течение реки или ее берега, а волну, захлестывающую легионеров, не крепость, а часть стены, с которой осажденные взирают на нападающих. Обычные пропорции здесь уже ни к чему. Для правдоподобия штурм крепости следовало бы изобразить с высокой стеной, с копошащимися у ее подножия и выглядывающими сверху фигурками. Скульптор же пренебрегает подлинными пропорциями и изображает стену в виде чуть более высокой, чем сами фигуры, ограды. Сражающиеся выглядят гигантами на фоне ее, потому что роль их в повествовании гораздо важнее.

Свет также поставлен в зависимость от повествования: словно луч фонаря скользит по поверхности фигур, выхватывая или сглаживая те или иные подробности. В любой скульптуре (особенно если она должна находиться под открытым небом) степень освещенности зависит от погодных условий, наклона и отражающей способности поверхности. Обрабатывая тем или иным способом поверхность (придавая ей гладкость, шероховатость, неровность и т. д.), скульптор обуславливает ее способность принимать, поглощать, направлять, отражать или рассеивать свет, то есть проделывает работу, аналогичную той, которую выполняет художник с помощью красок. Элемент колоризма, хотя и не выраженный в красочном разнообразии, включается таким образом в пластическую структуру формы. Подобное, в том числе и колористическое, выявление образа становится тем более необходимым, что художник не представляет визуальную действительность, а передает в зрительных образах услышанный им рассказ. При этом он использует весь богатый опыт работы с натуры эллинистического искусства, не потому что он помогает ему видеть, а потому, что помогает сделать наглядными изображаемые факты, повысить их доходчивость.

Кем же был и откуда происходил этот первый выдающийся мастер древнеримской скульптуры? Это был явно не римлянин, и происходил он не из Греции и не из Малой Азии, откуда приезжали многие мастера, работавшие в Риме. Р. Бьянки Бандинелли, воссоздавший образ этого мастера, дал глубокий анализ атмосферы, пронизывающей созданную им художественную историю эпохи Траяна. «Новой и высоко поэтической особенностью этого повествования явилось человеческое, почти простонародное, так сказать, сострадание к побежденным, понимание постигшего их несчастья, ибо им больше всего симпатизирует сам художник - достигший наибольшего совершенства и новизны именно в сценах несения и оплакивания убитых или раненых предводителей варваров, а также бегства населения, изгоняемого из родных и насиженных мест».

«Во времена Траяна, - подчеркивает все тот же Бьянки Бандинелли, - великий художник, унаследовавший лучшие традиции эллинистического искусства, впитывает и переплавляет в горниле своих художественных поисков некоторые особенности древнеримского провинциального искусства и создает новый художественный язык, который отождествляется нами с наиболее типичными проявлениями искусства того времени и который, должно быть, представлял, с одной стороны, завершение более чем вековых мучительных исканий, а с другой - начало нового периода. Этот период, отличающийся от предшествующего, получил в истории Древнего Рима название позднеантичного. Этим названием обычно обозначают искусство, начинающееся с конца II века нашей эры и просуществовавшее до эпохи императора Константина и даже более позднего времени. Памятником, открывающим этот поздний период, является колонна Антонина. Но колонна Антонина ведет свое происхождение непосредственно от колонны Траяна, и та по праву может считаться памятником, возвещающим начало позднеантичного периода в истории Древнего Рима».

В сущности, демократизм и республиканские идеалы времени Траяна тоже были видимостью, оболочкой. Траян опирался не на народ как таковой, а в основном на армию. И его Форум, и колонна ясно говорят, что в лице Траяна правитель Рима резко возвысил себя над остальными, создал вокруг себя ореол непобедимой, божественной силы. Но его сила была не мания величия вроде Нероновой, а сила дальновидного и мудрого полководца.