Подборка дидактических игр по художественному творчеству. Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду

Валентина Малышева
Подборка дидактических игр по художественному творчеству

1. «Разноцветные прищепки»

2. «Камушки на берегу»

3. «Волшебные карандаши»

4. «Краски настроений»

5. «Волшебный рисунок»

6. «Цветовая угадайка»

7. «Весёлые зайчата»

Арт – игра «Разноцветные прищепки»

Цель игры : показать важность подбора нужного цвета , продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование : прищепки 28 штук, окрашеных в разные цвета (которых должно быть 7 видов) . Распределение должно соответствовать настоящему времени.

Возраст : 3–5 лет.

Ход игры : воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает прищепки. Каждому участнику достается по 7 штук. На столе располагаются круги из картона, окрашенные в те же цвета, что и прищепки. Детям предлагается прикрепить свои прищепки к кругам в соответствии с цветом. Побеждает тот, кто первым справится с заданием Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.

«Камушки на берегу»

Цель игры : научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Оборудование : большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры : взрослый показывает детям картинку и говорит : «По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«Волшебные карандаши»

Цель игры : закрепить знания о радуге, цвета и их оттенки, распределение цвета от светлого к более тёмному и наоборот, развивать восприятие, память, сообразительность.

Оборудование : цветные карандаши разного цвета, 7 видов, рисунок «После дождя»

Ход игры : детям предлагается рассмотреть красивые карандаши. Отметить, что из них можно сложить радугу (цвета по порядку и обратно) .

"Краски настроений"

Цель игры : закреплять умение определять при помощи цвета характер, эмоциональное состояние, чувства, настроение.

Оборудование : Фланелеграф. Картинки, на которых изображены известные детям сказочные герои в разных настроениях. Карточки с изображением различных эмоций Весёлая танцевальная музыка (в записи) .

Ход игры : детям предлагается изменять выражение лица сказочных героев, переворачивая, передвигая детали на фланелеграфе.

«Цветовая угадай-ка»

Цель игры : закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Активизировать речь детей.

Игровой материал : круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой, круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки

Ход игры:

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве королевы Палитры живут разные краски : основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и зелёная краски.

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила : после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет : основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру : круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

«Волшебный рисунок»

Цель : учить выкладывать из магнитных бус на магнитной доске контурное изображение любого предмета окружающей действительности, развивать мышление, творческое воображение , восприятие, закрепить умение видеть контурную линию предмета

Оборудование : магнитная доска, бусы на магнитах, картинки с изображением домика, елочки, солнышка, облака и т. д.

Ход игры : ребёнку предлагаются. Контурно ребёнок выкладывает на предложенной основе какой-либо предмет, одушевлённый или неодушевлённый (для детей младшего возраста выкладывание по образцу)

"Веселые зайчата"

Цель игры : формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование : маски зайчат для каждого участника, футболки разного цвета для каждого игрока.

Ход игры : воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть футболки и маски зайчат.

Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от зайчат , называет цвет, который должен совпадать с цветом футболки одного из игроков, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится тот зайчонок, который смог выполнить все задания.

В случае, когда игра проводится среди детей 3-летнего возраста, роль водящего может взять на себя сам руководитель.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественному творчеству «Лучики для солнышка» Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству в первой младшей группе «Рябинка» «Лучики для солнышка» Цели: Познакомить.

В этом году мне было предложено принять участие в конкурсе конспектов непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству.

Использование авторских дидактических пособий для развития речедвигательных функций детей с нарушениями речи В литературе имеются многочисленные сведения о том, что при речевых нарушениях ручная моторика детей часто оказывается несовершенной. В.

Конспект НОД по художественному творчеству «Осенний лес» Конспект НОД по художественному творчеству «Осенний лес». Цель: учить отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья.

НОД по художественному творчеству «Ежик» Цель: формировать интерес ценностное отношение к изобразительному искусству. Задачи: учить детей печатать ладошкой ежика, закрепить знание.

Светлана Филимонова
Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников

Подготовила : воспитатель 1 кв. категории

Филимонова С. А.

В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования , таких как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок. Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше , чем в интеллектуальном или физическом развитии . И даже если малыш в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому кроха вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства , формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности , обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактические игры и игровые упражнения . Ниже представлен игровой комплекс , который необходимо использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время.

Дидактическая игра «Волшебные картинки»

Программные задачи .

Материал : картинки со схематичными или стилизованными изображениями.

Организация игры

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать название для них. С каждым разом предъявлены детям изображения все более абстрактны, чем усложняется задание. При этом дети могут не только давать названия рисункам, но и сами делают небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре- взрослым или детям.

Дидактическая игра «Что на что похоже?»

Программные задачи : развитие метафорического мышления, являющего для ребенка основой воображения.

1 вариант

Материал : разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, ракушка, апельсин, лист дерева, кирпичик, палочка, кусочек меха)

Организация игры

На начальном этапе ознакомления детей с этой игрой необходим наглядный игровой материал . В дальнейшем игра проходит только в словесном варианте, т. е. без опоры на наглядность.

Правила игры просты – нужно ответить на вопрос : «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?» , «Чем?» ).

Выигрывает тот, кто во- первых, назовет наибольшее количество предметов, чем либо напоминающих исходный; во-вторых сразу находит средство по нескольким признакам.

2вариант.

Материал : плотная картонная коробка с прорезями для рук по бокам

Организация игры

Определение предметов наощупь. Ребенок запускает руки в «волшебный» сундучок и ощупывая предмет, высказывает свое предложение о нем (что это может быть? На что похоже? Что еще бывает таким) . Один и тот-же предмет может быть исследован несколькими детьми. По результатам их предложений делается обобщение, предлагая детям определится с конечным выбором, и затем воспитатель предъявляет предмет для опознания.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Программные задачи : активизация образного восприятия

Материал : спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры, диаметра, зерна или сухие плоды растений, ниточки (2-5см, мелкие камешки.

Организация игры

10-12 предметов из исходного игрового набора (однородные или в различной вариативности) кучкой бросают на стол с небольшой высоты или на листе бумаги. При падении предметы складываются в разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» (дифференцировать) и назвать получившееся изображение.

Дидактическая игра «Дорисуй»

Программные задачи : активизация образного восприятия (поиск образных сравнений) .развитие метафорического мышления.

Материал : листы с нарисованными на них какими-либо геометрическими фигурами.

Организация игры

Ребенку дается лист с нарисованной геометрической фигурой и предлагается её превратить во что-нибудь, т. е. дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом на основе рожденного при восприятии образа. В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий или переплетений. Содержание задания не изменяется – ребенок создает целостное изображение.

Дидактическая игра «Добавление»

Программные задачи : развитие наблюдательности , внимания, формирование умения словесно оформить результаты сравнения, обогащение словарного запаса детей.

Организация игры

Воспитатель называет или показывает картинки с изображением нескольких предлагаемых предметов, объектов, а ребенок добавляет что-либо необходимое, в зависимости от условий того или иного заданного объединения : например, лиса, волк, заяц, медведь. Что надо добавить, чтобы получить лес? Деревья, траву, грибы, других животных, птиц и т. п.). Объекты для объединения можно предлагать в форме загадки. Например, две ноги, туловище, голова, что надо добавить, чтобы получился человек, животное; четыре ноги – чтобы получился стол, шкаф, собака и т. д.

Этот вариант может быть использован в графической форме . Ребенку предлагают лист бумаги, на котором изображен незавершенный сюжет какого-либо события, явления, или не до конца прорисованные предметы, которым необходимо придать некоторую целостность, законченность. «Набросок» дорисовывается ребенком в соответствии с замыслом, родившемся на основе восприятия и придумывается восприятия, и придумывается название. Можно поступить так : вместе с предъявлением незаконченного изображения ребенку сообщается тема, в соответствии с которой, он должен дополнить рисунок до целостного. Даже если всем детям созданы одинаковые «наброски» , то у всех детей картины будут различны.

Дидактическая игра «Рисунки по кругу»

Программные задачи : развитие внимания , наблюдательности, творческого воображения .

Материал (на каждого ребенка)

Организация игры

Участвуют дети 3-5 человек. Каждый получает лист бумаги и карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 мин. Подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый лист с рисунком, ребенок продолжает его в течении 1-2 мин. И вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз в зависимости от количества участников игры, до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первый начал рисовать (листы в начале игры подписать) . Можно спросить детей, каков был их первоначальный замысел, и как шло его изменение по ходу игры. Круговым способом могут быть выполнены не только рисунки, но и коллажи.

Дидактическая игра «Я хочу рисовать»

Программные задачи : развитие творческого воображения , воспитание чувства юмора.

Материал : чистый лист бумаги, простой графитный карандаш (на каждого ребенка)

Организация игры

Каждый из участников игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а взрослый пытается объединить все сказанное в единый сюжет. Например один ребе нок говорит, что он хотел бы нарисовать аквариум, другой – медведя, третий – ракету. По ходу рисования дети могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать объекты Взрослый сообщает «Рисуем аквариум, в котором живут медведи, летают на ракете» и т. д. (медведь в маске для подводного плаванья, ластах) Обычно подобное рисование сопровождается детским смехом, сочинением веселых историй.

Особая функциональная роль в творческой деятельности принадлежит эмоциям и чувствам, которые не только сопровождают собственно-творческий акт , так называемый, «внутренний и внешний эмоциональный фон» , от них зависит и продолжительность интереса к данному виду деятельности и психическое развитие ребенка . На тесную связь творчества с эмоциональной сферой ребенка указывал еще Л. С. Выготский, писавший, что «психология детского возраста отметила важный для развития деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии».

Дидактическая игра «Настроение»

Программные задачи : учить детей распознавать эмоциональное состояние людей и животных, использовать его при придумывании разнообразных рассказов.

Материал : картинки, иллюстрации, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний (у людей и животных) .

Организация игры

Перед составлением рассказов по картинкам сначала вспомнить, как по внешнему виду отличить например, испуганного человека от удивленного, веселого от грустного, злого от доброго. Воспитатель может рассказать какую либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям определить настроение, сопутствующее им. Например, разбилась сказка, убежал щенок, мама заболела, ребята подрались и т. д. можно использовать и такой вариант или рассказать как по внешнему виду распознать смелого и трусливого льва (у смелого хвост победоносно поднят вверх, лапы широко расставлены, гордый вид, гордый вид, голова высоко поднята, грива развивается ); злого и ласкового кота, глупого и умного ворона и т. д. В процессе игры можно использовать уже готовые рисунки и самостоятельную зарисовку.

В последующих играх сначала придумывают рассказ, по одной картине, затем исходное количество увеличивается и варьируется (выкладывается в различной последовательности) в процессе развития сюжетной линии .

В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов используют графические модели различных эмоций. Если кружочки приклеить или нарисовать на отдельных кубиках, то с их помощью можно разыграть и мини спектакли.

Дидактическая игра «Эмпатийное рассказывание»

Программные задачи : обучение анализу ситуации и пониманию, почему у разных людей бывает отличная от других реакция на происходящие событие, упражнять в придумывании рассказов, учитывая различные позиции, взгляды на происходящее событие и осмысливать собственную точку зрения.

Материал : картинки с изображением людей и животных, находящихся в различных эмоциональных состояний.

Организация игры

Ребенку показывают картинку и спрашивают «Что случилось?» . Предлагается составить рассказ.

В дальнейшем на одной картинке могут быть совмещены несколько изображений, отражающих отличные друг от друга состояния. Задание остается то же, оно лишь немного усложняется за счет дополнительных вопросов : «А как бы ты отреагировал? Какое настроение было бы у тебя в этой ситуации?»

Дидактическая игра «Путешествие»

Программные задачи : помочь осмыслить воображение на картинке, познать из состояние героев, их настроение, отношение к событию.

Материал : сюжетные картинки мастеров живописного жанра, картины из цикла «Животные» , иллюстраций к сказкам, и т. д.

Организация игры

Предлагается детям представить, что они вдруг оказались на месте развертывания событий , отраженных в картине, и рассказать, что они услышали, почувствовали и т. п., находясь рядом с каким-либо объектом, героем. Можно предложить продумать события, которые могли произойти с героями картины до и после момента их запечатления на картине.

Отдаленное прошлое и будущее лучше «раздробить» на более мелкие события, как бы преодолевая их пошагово

ЦИКЛ УПРАЖНЕНИЙ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Цель этого цикла – обогатить социальный опыт ребенка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Человек – самое сложное и неизученное до конца природное образование. Ребенку необходимо помочь найти достойное место в жизни и осознать свою личную позицию, свое назначение в этом мире, почувствовать свою неповторимость, индивидуальность, значимость.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬ»

Программные задачи : помочь детям познать свою индивидуальность, особенность, отличие от других.

Организация игры

Детям предлагается представить какую-либо ситуацию, ощущения и описать их словами или изобразить на бумаге.

Задания могут быть такими :

1. Представь, что ты можешь записать свои любимые звуки на магнитофон. Опиши как они будут звучать.

2. Представь, как звучит мягкое и пушистое облако.

3. Представь и изобрази звук из соленого огурчика

4. Представь как выглядит смех, доброта, печаль, острая боль, красота, счастье.

5. Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги, до друга, до мамы?.

Подобные задания помогут понять и по достоинству оценить каждого ребенка, который как бы открывает для взрослого и для самого себя новые, неопознанные ранее грани своей индивидуальности. Обязательно обратить внимание на то, что все по разному выполнили единое задание и каждый результат по-своему интересен, не похож на остальных.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Если бы….»

Помимо развивающей направленности этот вариант игры имеет особое диагностическое значение. Дети, как никто другой, моментально включаются в предполагаемые обстоятельства и действуют в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы : «Если бы я был волшебником…» . (Каким? Зачем? Что делал бы) . «Если бы я оказался на необитаемом острове…» (Что бы там увидел? Что бы стал делать) . «Если бы вдруг исчезло время.» (Что здесь хорошего? Что плохого) . «Если бы я стал невидимым…» и т. д.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Способы передвижения »

В животном мире есть разные способы передвижения : бег, ходьба, ползанье и т. п. Попробуйте передвигаться так же, как это делают например

Медведи;

Воробьи;

Кенгуру;

Лягушки;

Кузнечики.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Сказочные истории»

Составление детьми сюжета сказок предполагает овладение приемами драматургии литературного текста (повторы, зачин, концовка, варианты волшебных превращений, контрастность образов героев сказки). Развитие сюжета требует использования широкого спектра приемов творческого воображения (гиперболизация, агглютинация, реконструкция, типизация и т. п.) и работы творческого мышления (обобщение, схематизация, конкретизация и др.) .

Цель : учить придумывать разные варианты окончания сказки.

Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию для дошкольников 5-7 лет «Украсим сервиз»




Описание игры:
Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию «Украсим сервиз» комплексная, состоит из нескольких вариантов, позволяющих использовать её с детьми разного уровня развития, а также поддерживать длительную мотивацию детей к данной игре.
Возраст детей: Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Цель игры : приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления, творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии; содействие развитию самостоятельности и творческой активности детей; вызов радостного настроения, эмоционально-положительного состояния.
Задачи:
- расширять познавательные способности детей по оформлению чайного сервиза;
- развивать способность находить посуду к каждому отдельному набору;
- украшать предметы по образцу;
- обогащать представления детей о многообразии способов украшения;
- побуждать придумывать новые виды украшений для посуды;

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов и вариантов композиции;
- развивать умения украшать сервиз, учитывая выбранный стиль и сюжет;
- формировать интерес к рисованию и опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Материалы:
- карточки с изображением чайного сервиза;
- отдельные картинки с чайником, сахарницей, блюдцами и чашками из одинаковых сервизов;
- картинки с силуэтом посуды из чайного сервиза;
- разные украшения, вырезанные из бумаги и ткани (цветочки, кружки, квадраты, бабочки, бантики и так далее).
- ножницы, цветная бумага или картон, ткань для самостоятельного создания элементов декора;
- фишки за правильные ответы.

Ход игры:

1 вариант игры:

Дети рассматривают картинки чайных сервизов, имеющих разный стиль украшения и сюжет (с цветочками, с горохом, с животными). Детям предлагается назвать посуду, входящую в состав чайного сервиза (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница). Затем воспитатель просит выделить основные признаки каждого набора (по цвету, сюжету, величине, расположению изображения). За правильные ответы дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры их будет больше.
Цель игры: знакомство с понятием сервиз, определение признаков его классификации, выделение художественно-эстетическим особенностей оформления посуды из одинакового сервиза.

2 вариант игры:

Перед детьми выкладываются предметы из разных чайных сервизов. Все предметы перемешаны и лежат в общей массе в центре стола. Дети самостоятельно отбирают предметы к одинаковым сервизам, объясняя при этом свои действия. Воспитатель просит некоторых детей рассказать о своём сервизе.
Цель игры: развитие способности классифицировать предметы по художественно-эстетическому оформлению; развитие мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения; совершенствование умений рассуждать, доказывать, обосновывать свои решения.

3 вариант игры:

Дети украшают силуэт посуды по предложенным образцам, используя готовые украшения.
Цель игры: развитие способности оформления чайного сервиза по образцу.
В этом варианте игры дети постепенно начинают развивать фантазию, изменяя оформление предметов по собственному желанию (меняя цветовую гамму, расположение элементов декора).

4 вариант игры:

Дети украшают чайный сервиз, выкладывают орнамент по собственному замыслу, создавая оригинальные дизайнерские решения.
Цель игры: развитие творческого воображения по украшению предметов; закрепление знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.

5 вариант игры:

Дети самостоятельно создают элементы декора для своего сервиза и украшают его.
Цель игры: развитие воображения по созданию украшений и использования их для оформления предметов; продолжение закрепления знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.


Методическая ценность игры: Разработанная дидактическая игра «Украсим сервиз» соответствует ФГОС ДО. Она в игровой деятельности развивает творческий потенциал ребёнка, образное и ассоциативное мышление, самостоятельность и творческую активность. Её актуальность заключается в том, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования в представленной игре решаются основные задачи художественно-эстетическое развития детей: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной). В игре можно выделить и основные направления художественно-эстетического развития ФГОС ДО: приобщение к искусству; изобразительная и конструктивно-модульная деятельность.
В игре «Украсим сервиз» используются разнообразные средства реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- организация атмосферы творчества и мотивация игры;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- учёт индивидуальных особенностей детей;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Таким образом, игра способствует взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра и конструирование).
С помощью дидактической игры «Украсим сервиз» дети прежде всего учатся рисовать. Она развивает творческое начало в детях, так необходимое в жизни.

Дидактические игры и упражнения, являясь одновременно и методом, и формой обучения, представляют собой специфический инструмент в педагогическом процессе, средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Дидактическая игра содействует развитию . Ребенок, включенный в ситуацию игры, гораздо легче усваивает учебный материал. Охотно, без принуждения, дети выполняют игровые правила и действия, что способствует более эффективному усвоению знаний, формированию представлений, овладению умениями и навыками.

«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ»

(На выявление, закрепление или формирование знаний об изделиях мастеров декоративно-прикладного искусства).

Дидактическая задача: различать и называть образцы изделий белорусского и русского декоративно-прикладного искусства, определять материалы, из которых они сделаны; классифицировать в зависимости от принадлежности к белорусским или русским промыслам.

Материал: 2 бумажные объемные куклы-девочки (выполненные на основе бумажных конусов) в русской и белорусской национальной одежде; набор карточек с изображением изделий белорусских и русских мастеров (20-26 штук): глиняные игрушки, матрешки, шкатулки, деревянные ложки, декоративные тарелки, куклы из соломы и льна, вышитые изделия и др.

Первый вариант (на выявление представлений о декоративно-прикладном искусстве Беларуси и России).

В игре принимают участие двое детей. Перед одним из них раскладываются куклы, а другой получает набор карточек. Один ребенок показывает карточку, а второй должен сказать, что на ней изображено и из какого материала сделано, а затем положить карточку возле одной из кукол.

Взрослый фиксирует результат и предлагает детям поменяться ролями. Игра продолжается, в конце педагог подводит ее итог.

Второй вариант (на закрепление и формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве Беларуси и России).

В игре могут принимать участие двое или больше детей. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе лицевой стороной вверх. По сигналу (словесному, музыкальному или др.) дети должны быстро подобрать куклам соответствующие предметы. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.

Примечание

При проведении коллективных игр с большим количеством детей необходимо увеличить число кукол и карточек с изделиями. Увеличив размер кукол и карточек, можно проводить игру на полу и включать ее в игры-занятия.

Третий вариант (на закрепление и формирование знаний, представлений).

Играют 6-8 детей (2 команды по 2-4 человека). Куклы расставляются на некотором расстоянии одна от другой. Карточки перемешаны и разложены на столе лицевой стороной вниз. Дети из первой команды берут карточку, рассматривают ее и, не показывая, описывают изображенный на ней предмет. Дети из второй команды по описанию должны догадаться, что изображено на карточке, и решить, которой из кукол этот предмет надо отдать. Рассмотренную карточку они кладут возле выбранной ими куклы. Следующую карточку описывают дети из другой команды. После того, как рассмотрены и разложены возле кукол все карточки, детям предлагается все проверить. Выигрывает та команда, дети которой правильно описали карточки и разложили их возле каждой куклы.

Примечание

У каждой команды должно быть по две куклы в белорусском и русском костюмах.

«ПРОДОЛЖИ РЯД»

(На выявление знаний о белорусском и русском узорах).

Цель дидактической игры: выявить представления детей о характере белорусского и русского (дымковская и хохломская роспись) узоров, умения в изображении элементов росписи.

Материал: набор карточек (всем участникам по одной), каждая из которых разделена на 3 полосы. В верхней части каждой полосы изображены по два декоративных элемента: на одной - белорусские, на другой - дымковские, на третьей - хохломские; разноцветные карандаши или фломастеры; 2-4 куклы в белорусском и русском костюмах.

Примечание

При необходимости допускается перед началом упражнения уточнение узоров, к которым принадлежат изображенные на карточках элементы; задание можно усложнить - предложить 2-3 играющим посоревноваться, кто вспомнит и нарисует больше элементов белорусского и русского узоров. При выполнении игрового задания дети должны сидеть так, чтобы не видеть работы друг друга.

«СОСТАВЬ КАРТИНКУ»

(На закрепление знаний об изделиях белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов).

Дидактическая задача: закрепить представления об изделиях белорусских промыслов, классифицировать их по принадлежности к традиционному материалу, из которого они сделаны; активизировать ощущение формы и цвета.

Материал: 6-9 карт (25х25 см) с изображением изделий декоративно-прикладного искусства Беларуси: из глины (игрушки, украшения, посуда и др.), из соломы (куклы, птицы, животные, предметы быта, декоративные изделия), из льна (куклы, салфетки, цветы и др.). Картинки с изображением изделий разрезаны на несколько частей, 6-9 картинок такого же размера с изображением только контуров изделий, которые размещены на разрезанных картах.

Детям предлагается составить из частей одну-две картинки так, чтобы появился предмет, контур которого изображен на карточке, находящейся у играющего.

Примечание

В игру можно ввести элемент соревнования - кто быстрее составит картинку (несколько картинок); разрезанные части картинок и картинки с контурным изображением предметов можно использовать для упражнений в индивидуальной работе.

«НАЙДИ ТАКОЙ УЗОР»

(На выявление и формирование знаний об элементах белорусского узора).

Дидактическая задача: узнавать и называть элементы белорусского узора, находить их и фрагменты одинаковых узоров разных предметов. Способствовать активизации имеющихся в опыте детей представлений.

Материал: 7 карточек, на которых изображены образцы узоров с элементами белорусского орнамента; 14 силуэтных изображений предметов, из которых каждые два (разные по форме) имеют одинаковые узоры, соответствующие одному из образцов (рис. 3).

Первый вариант (принимают участие один или несколько детей).

На столе раскладываются карточки лицевой стороной вниз. Разрисованные узорами силуэты предметов расставляются на полке стенда лицевой стороной к детям. Ребенку предлагается взять одну из карточек, внимательно рассмотреть на ней узоры и выбрать из расставленных на полке силуэтов предметы, на которых есть такой же узор.

Второй вариант (участвуют несколько детей).

Ребенок выбирает одну из карточек и, не показывая ее остальным детям, описывает узор, изображенный на одной из полосок карточки. Другой (другие) участник(и) игры должен быстро отыскать один или два силуэтных предмета, украшенных описанным узором, и положить карточку рядом с ним.

Третий вариант (участвуют две команды).

Карточки расставляются на полках стенда на большом расстоянии одна от другой. Силуэты предметов раздаются поровну каждой команде. Один ребенок из какой-нибудь команды вслух описывает любой из узоров на карточке, дети второй команды должны рассмотреть свои силуэты. Те, у кого оказался такой же узор на предметах, быстро ставят свои силуэты предметов рядом с описанной карточкой.

Если все сделано верно, карточку надо повернуть обратной стороной к детям (чтобы они повторно не описывали один и тот же узор). Следующим описывает карточку ребенок из второй ко-манды, и игра проходит в описанном выше порядке до тех пор, пока у детей не закончатся карточки. Выигрывает та команда, дети которой быстрее и правильнее выполнили задание.

Примечание

При организации дидактической игры с элементами соревнования можно отмечать каждый правильный ответ, правильное выполнение задания фишкой и предложить детям в конце игры самим подсчитать их.

«ЧУДО-ПТИЦА»

(На формирование и закрепление знаний в области декоративно-прикладного искусства).

Цель дидактической игры: формировать знания о белорусском и русском декоративно-прикладном искусстве; группировать силуэтные изображения по принадлежности к белорусскому и русскому узорам.

Материал: 3 силуэта птицы, у каждой разрисовано крыло белорусским, дымковским и хохломским узорами; на месте хвоста контуром обозначены перья (5-6 у каждой птицы); набор перьев, вырезанных из плотной бумаги (15-18 штук) и украшенных теми же узорами, которые украшают крылья каждой птицы.

Первый вариант (задание выполняет один ребенок).

Ребенку предлагается вернуть любой из птиц перья хвоста, которые унес злой Ураган, и превратить ее опять в красивую чудо-птицу. Для этого ребенок должен выбрать те перья, которые по узору подходят к ее крылу, и разложить их на хвосте так, чтобы они совпали с формой и величиной нарисованных на хвосте контурных перьев, прокомментировать свой выбор.

Второй вариант (играет небольшая группа детей).

По словесному сигналу «Перышко» каждый из детей начинает выбирать перья для своей птицы и составлять из них хвост. Выигрывает тот, кто правильно подберет по узору перья и быстрее выполнит задание.

«МАГАЗИН СУВЕНИРОВ»

На формирование и закрепление представлений о характере русской ( , хохломской и гжельской) и белорусской.

Дидактическая задача: узнавать и называть знакомые элементы белорусского и русского узоров; упражнять в классификации предметов, изделий, изображенных на карточках, по принадлежности к белорусскому или русскому декоративно-прикладному искусству.

Материал: набор карточек с изображением изделий белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов (глина, солома, лен, нитки, дерево и др.)- 10-12 штук; набор карточек с изображением изделий, украшенных дымковской, хохломской и гжельской росписью, - 10-13 штук. Вместо карточек с изображением изделий по возможности следует использовать натуральные предметы; 4 столика, оборудованных в виде подиумов, застланных салфетками, набор кубиков и брусков разной величины - подставки для изделий (или 4 стенда с полочками, если игра будет проводиться с картинками); коробка-посылка с письмом и спрятанными в ней изделиями (или заменяющими их карточками).

Первый вариант

В этом случае можно уменьшить количество карточек или предметов.

Ребенок (несколько детей) получает игровое задание: все изделия надо распределить для 4 витрин, т.е. на 4 группы, а по какому признаку их разделить, он должен догадаться сам. Если ребенок не справляется с заданием, педагог может оказать ребенку необходимую помощь.

Второй вариант (в игре-занятии может принять участие подгруппа детей).

После распределения изделий (картинок) детей делят на 4 подгруппы и предлагают им принять участие в рекламе изделий магазина сувениров. Каждая подгруппа оформляет свою витрину, используя определенные изделия (карточки), придумывает название витрины, зазывалки, выполняет эмблему, рекламу, используя специально приготовленные материалы (ножницы, бумагу, клей, фломастеры, маркеры, цветную бумагу, вырезки из старых журналов, открытки и др.).

После оформления витрин можно организовать рекламирование изделий с помощью белорусских и русских песен, плясок, стихов, частушек.

«БАБОЧКИ»

(На закрепление элементов узора белорусского и русского орнамента).

Дидактическая задача: стимулировать проявление способности к самостоятельному анализу элементов белорусского и русского узоров и их композиции, дополнять образ недостающими частями по общему признаку - характеру узора.

Материал: 12 бабочек из плотной бумаги или картона, у которых разрисована узором только одна пара крылышек, расположенных с одной стороны; 26 крылышек, 12 из которых украшены такими же узорами, как и крылышки у бабочек; наборы фломастеров или карандашей.

Первый вариант (принимает участие один ребенок или небольшая группа детей).

Создается игровая ситуация: злая волшебница заколдовала бабочек, и у каждой из них пропал узор на двух крылышках. Бабочкам можно помочь, если среди разложенных на столе крылышек найти такие же, как те, что остались у бабочек, и закрыть ими нераскрашенные части крылышек.

Второй вариант (принимают участие несколько детей).

Детям раздается по 2-3 бабочки каждому. Вводятся элементы соревнования: кто быстрее найдет крылышки своим бабочкам. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.

Примечание

После игры целесообразно раздать бабочек и предложить дорисовать узор на крылышках, повторив узор, изображенный на одной из половинок бабочки.

«КТО БОЛЬШЕ?»

(на формирование или закрепление умений находить сходство и различие в декоративных композициях).

Цель дидактической игры: находить сходство и различие в несложных декоративных композициях, включающих элементы белорусского и русского узоров, упражнять в их воссоздании.

Материал: 6-8 карточек с нарисованными в цвете декоративными композициями. На одной половине карточек изображены узоры, включающие элементы белорусского орнамента, на остальных карточках - узоры, включающие элементы русского узора (дымковская и хохломская росписи); листочки бумаги, наборы фломастеров или цветных карандашей.

Первый вариант (дети могут сидеть рядом).

Показываются две карточки с равными по композиции белорусскими узорами. Дети по очереди называют отличия узоров, затем их сходство (по использованию элементов, по их расположению, цвету и др.). Выигрывает тот, кто последним назовет какой-либо признак отличия или сходства.

Второй вариант (участвуют 2-4 детей). Каждому из детей дается по две карточки с вариативными узорами, включающими одинаковые и разные элементы. У одного ребенка на обеих карточках должен быть только белорусский или только русский узор. Предлагается рассмотреть свои карточки и нарисовать на листочках бумаги все элементы узора, которые не повторяются на карточках (или, наоборот, изобразить только те элементы, которые повторяются на двух карточках у ребенка).

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Чем может быть…»

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

«Портрет из пуговиц»

Цель:учить выполнять аппликации из пуговиц. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

«Фантазёры»

Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т.д. .

Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение.

«Необычные картины»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры: на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

«Волшебные кляксы»

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Фантастические гипотезы»

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?

«Необыкновенный полет»

Цель: развивать фантазию.

Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?Дети отвечают.

«Сказочные истории»

Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

«Художник в зоопарке»

Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.Дети выполняют.

«Сказочная птица»

Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.

Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

«Волшебные очки»

Цель: развивать действие соотнесения по форме.

Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.

«Назови отличие»

Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов.

Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.

«Веселое соревнование»

Цель: учить создавать многое из одного.

Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.

«Незаконченный сюжет»

Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.

Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.) и просит их дополнить другими деталями до создании целостного предмета или сюжета.

«Придумай узор»

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Педагог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй — горох, третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

«Составление изображений объектов»

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

«Придумай животное»

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

«Лоскутное одеяло»

Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.

Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

«Картина из дырок»

Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).

«Ощипанный портрет»

Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.Дети выполняют.

«Облака-загадки»

Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.

Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.

«Превращения»

Цель: учить создавать образы через опредмечивание условных символов.

Дети рассматривают карточки с условными изображениями предметов и высказывают предположения о том, что это может быть.

«Любимая игрушка»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.

Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.

«Наоборот»

Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.

Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.

«Фантастическое животное»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Как можно изменить рисунок, чтобы сделать его необычным и забавным?

«Буквы в рисунках»

Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.

Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов.

Педагог показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца и т.п. Дети исправляют ошибки.

«Двойное изображение»

Цель: учить видеть образ в рисунке.

Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.

«Камушки на берегу»

Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.

Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дополнить их разными деталями, рассказать, что было на берегу.

«Обведи свою ладонь и оживи»

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

Творческое задание «Подбери слова к картине»

Детям предлагают с помощью прилагательных, слов — сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.

Творческое упражнение «Узнай птицу»

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

Какой характер у той или иной птицы?

С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

Кто враги?

О чем она поет?

Из чего и как строит гнездышко?

Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы — «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.