Где зародилась хохломская роспись. Хохлома: история промысла - История русских народных художественных промыслов

Хохлома - старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы - огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи - «золотая хохлома».

Хохломская Жар-птица.

История

Россия славится народными промыслами, и хохлома - самый известный вид русской народной живописи.

История промысла начинается в XVII веке, а его родина - левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.

Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло - олифу - и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.

Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала - олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.

Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.

Ложки, плошки и всё на свете.

Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.

Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:

  • обилие леса;
  • близость Волги - главной торговой артерии;
  • распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
  • местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.

Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.

Техника росписи

Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись - самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.

Этапы производства хохломской посуды:

  • изготовление посуды нужной формы;
  • сушка;
  • грунтовка белой глиной;
  • нанесение на поверхность олифы;
  • затирка алюминиевого порошка;
  • роспись;
  • нанесение несколько раз специального лака;
  • закаливание в печи до получения золотистого цвета.

При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона - красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.

Мастер наносит роспись на большующую ложку.

Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:

  • спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
  • стеблей;
  • цветов;
  • листиков.

Растительный орнамент.

Основные виды орнамента:

  • «травка» - узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
  • «листок, под ягодку» - причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
  • «кудрина» - роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;

Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.

Центры хохломской росписи - город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.

На Нижегородской ярмарке.

Изделия с хохломской росписью - замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.

Известная каждому россиянину яркая «золотая» роспись на деревянной посуде неизменно привлекает внимание. Сложно представить себе традиционную русскую культуру без таких ярких элементов национального декора. Изделия, украшенные замысловатыми узорами, популярны и за рубежом. Это визитная карточка нашего национального русского промысла.

История хохломской росписи, а также ее распространение и значение в современной жизни страны описаны в нашей статье.

Виды росписей

Народные промыслы не зря так называют, ведь они придуманы простыми людьми. Почти каждый уголок России славится своими особыми чертами и неповторимым стилем в творчестве умельцев.

История возникновения и развития хохломской росписи весьма интересна. Однако есть и другие виды. Представляем самые яркие, узнаваемые художественные промыслы, практикующиеся в России:

  • Гжель. Пожалуй, самый узнаваемый элемент декора в мире. Синие, воздушные, тонкие узоры на белом фоне пришли к нам из 14 века. Этот вид народного творчества уже сотни лет является неотъемлемым атрибутом русской культуры.
  • Жостовская. Это, пожалуй, самая красивая роспись на металлических предметах быта. Трудно себе представить русский купеческий дом без красочного подноса или самовара. Нашему взору предстают на черном фоне целые произведения искусства - яркие цветы и сказочные жар-птицы. Кажется, они готовы слететь с нарисованных веточек.
  • Хохломская роспись. Также весьма узнаваемый русский промысел. Яркие золотистые листочки, рябиновые гроздья, спелые красные ягодки клубники, рябины, крыжовника на деревянной утвари нравятся людям не только в России, но и далеко за ее пределами.
  • Городецкая роспись из городка Городец узнаваема благодаря своим позитивным фигуркам, изображающим простых русских людей. Игрушки и красочные человечки в нарядных сарафанах и рубахах всегда поднимают настроение. Это особый жанр русского прикладного искусства.
  • Федоскинская лаковая миниатюра - это веселое отражение русской жизни. Роспись на шкатулках и табакерках возвращает нас в мир кутежа, базаров и праздников. Тройки лошадей мчат красиво одетых мужчин и женщин прямо в центр народного гулянья.

Хохломская роспись

Ее два неотъемлемые элемента - дерево и «золото». Сегодня такая посуда - это, прежде всего, элементы декора. Удивительной красоты мебель, шкатулки, панно и картины тоже гармонично вписались в современные интерьеры наших квартир.

История хохломской росписи насчитывает не одну сотню лет. Однако и сейчас этот вид народного творчества не теряет своей актуальности. Как же появилось такое удивительное искусство в России?

Краткий экскурс в историю

Раньше крестьяне пользовались только деревянной посудой. Ложки, миски, кувшины и ковши были стандартной кухонной утварью в любой семье. Как же простая деревенская посуда вдруг стала произведением искусства? История возникновения хохломской росписи уходит своими корнями в далекий 17 век. Существовавшее в Поволжье одноименное село Хохлома стало ее родиной.

Поволжье - богатый лесами и живописными пейзажами край. Именно этот уникальный колорит стал предметом вдохновения. Бывшая Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами.

История хохломской росписи неразрывно связана с другими ремеслами Поволжья. Этот край славился своей резьбой по дереву и изготовлением различных деревянных предметов. Знаменит он и иконописцами. Есть предположение, что золотой цвет посуды позаимствован у этих мастеров из технологии золочения рам для икон. Тогда умельцы использовали серебряный порошок, которым покрывали отдельные детали на своих творениях. При взаимодействии с огнем серебро превращалось в «золото», то есть меняло свой цвет. Именно эту технологию стали использовать художники, расписывая деревянную посуду.

Техника нанесения хохломской росписи достаточно сложная. Серебряный порошок впоследствии заменили на более доступный материал - олово. Роспись делали раньше и выполняют сейчас вручную стойкими красками, которые выдерживают термическую обработку. Сначала наносятся контуры будущего узора. Затем заполняется краской фон, по которому тонкой кистью выводят стебли цветков, ставят яркие штрихи и точки. После нанесения рисунка красными, черными, коричневыми и зелеными красками изделие покрывают лаком и отправляют в печь. Лаком работу покрывают 5-6 раз, каждый слой тщательно просушивают.

Этапы развития

Как отмечено выше, в Поволжье было множество мастеров. Их секреты предавались из поколения в поколение, способствуя появлению новых профессионалов своего дела. История хохломской росписи, зародившись в 17 веке, начала активно развиваться. Этому способствовало большое количество мастеров и постоянное взаимодействие промыслов. Удачное расположение региона собирало на ярмарках огромное количество людей из разных городов. "Золотая" посуда с красными ягодами расходилась очень быстро, ее популярность росла во всех регионах страны.

История развития хохломской росписи не обошлась и без легенды. Она повествует, что в 17 веке бежал из столицы в Хохлому славный мастер Андрей Лоскут. Он писал иконы, но после введения канонов патриарха Никона решил оставить стольный город, так как ему не нравились новые порядки. В глуши Поволжья он занялся росписью посуды. Никон узнал об этом и послал солдат, чтобы те арестовали Андрея. Мастер заперся в избе и сжег себя, а перед смертью завещал беречь его искусство.

Сперва в Хохломе и близлежащих селениях делали посуду не такую красочную и яркую, какую мы видим сейчас. Дело в том, что серебряный порошок, который в процессе обработки становился «золотым», стоил очень дорого. Как правило, он наносился только в качестве окантовки изделий, так называемых, поясков. Объемность посуде придавали с помощью белил. В 19 веке научились делать золотистый фон из оловянного порошка. Этот материал стоил достаточно дешево. Поэтому его начали использовать для нанесения на все изделие. По нему рисовали всевозможные узоры. Белила применять перестали. В это время наметилось разделение труда. В одних селах заготавливали древесину, в других из нее вырезали предметы, а в третьих (в основном, в Хохломе) их раскрашивали, придавая конечный вид изделиям.

С массовым развитием промышленности посуда ручной работы была вытеснена заводскими товарами, которые стоили гораздо дешевле. Возродилась хохломская роспись в 20-е годы прошлого века. В это время были созданы школы, где обучали обработке дерева и нанесению рисунка. Мастера хохломской росписи не раз принимали участие в международных выставках. Благодаря их искусству у людей всего мира утвердилось мнение о том, что на Руси живут талантливые люди.

Современность

Золото на черном фоне, украшенное алыми ягодками и незамысловатыми ветками, так полюбилось русскому человеку, что сегодня популярно так же, как в прошлые времена. Некоторые мастера рисуют яркие узоры на красном фоне или на золотистом. Тематика сюжетов всегда посвящена природе. Это могут быть не только растения, но и птицы с ярким оперением. Часто в сюжетах используются гроздья спелых ягод или колосья, говорящие о богатстве родной земли. Делают нынче не только такую красивую посуду. На выставках мы можем видеть даже автомобили, расписанные хохломскими узорами.

Примеры работ

Историю хохломской росписи кратко можно рассмотреть в предметах быта, демонстрирующихся в музеях. Они дают ясное представление, как начинался этот народный промысел, как он развивался и менялся. Всегда поражает воображение богатый ассортимент посуды. Нашему взору предстают расписные чашки и кружки, тарелки разных диаметров и глубокие миски, солонки, бочонки и кувшины.

В настоящее время хохломская роспись стала элементом высокой моды. Это не только мужская и женская одежда, но и всевозможные элементы декора. Яркие хохломские узоры можно увидеть на чехлах для телефона, на женских украшениях и разных предметах интерьера.

Хохломские мотивы в текстиле также занимают не последнее место. Мастера используют современные технологии нанесения любимого рисунка практически на любые предметы. Желающие могут приобрести шторы, покрывала и постельное белье в "хохломском" стиле.

Хохломская роспись активно используется в мебельном производстве. Многие помнят детские столики и стульчики, украшенные знакомым рисунком. Сегодня шкафы, столы, комоды и стеллажи стали элементами "русского" интерьера.

Для детей

История возникновения хохломской росписи для детей весьма интересна. Незамысловатость и витиеватость элементов может быть очень познавательной для молодого поколения. Изучение основ народного мастерства с успехом осуществляется в кружках для детей. Малышам крайне интересно выводить яркие листочки и ягодки на черном фоне.

В росписи используется ряд элементов, которые развивают не только навыки рисования, но и фантазию маленьких художников. Орнаменты меняются. В итоге получаются красивые картинки. Дети не только рисуют узоры, но и непосредственно расписывают предметы, что значительно интереснее для развития творчества.

История хохломской росписи для детей содержит пояснения, как раньше люди представляли себе природу, как ее изображали. Малышей учат рисовать травку, капельки, кустики, ягодки, завитки, усики, кружочки. Из этих деталей они составляют узоры, расписывая бумажные ложки, тарелки, блюда.

Заключение

За триста лет своего существования хохломская роспись не только не потеряла своей актуальности, но и стала значительно разнообразнее. Замысловатые орнаменты и рисунки уникальны. Это наша история, наш отличительный знак. Красивая яркая посуда с хохломской росписью на современной кухне всегда уместна. Она создает ощущение уюта, наполняет атмосферу теплом и позитивом.

Производство деревянных изделий с Хохломской росписью состоит из нескольких этапов.

Прежде всего, необходимо сделать грубые бруски-заготовки из дерева. Это называется «бить баклуши». Затем мастер при помощи токарного станка снимает с заготовок излишки древесины и придает им нужную форму. Так появляются различные изделия: резные ковши, чашки, ложки, шкатулки. Неокрашенные изделия называются основой или «бельём».

После сушки основу покрывают жидкой очищенной глиной – «вапой», которая сохнет около 7-8 часов. Далее основа покрывается несколькими слоями олифы (льняного масла). Этот этап очень ответственный, так как от него в дальнейшем будет зависеть качество росписи и посуды в целом. Олифу наносят вручную специальным тампоном из вывернутой овечьей или телячьей кожи, быстро втирая ее в поверхность изделия. В течение дня эту операцию повторяют 3-4 раза. Последний слой олифы сушится до «небольшого отлипа», так чтобы олифа слегка прилипала к пальцу, но не пачкала его.

Следующий этап – обработка поверхности изделия для придания ему серебристого или золотистого цвета. Для придания заготовке серебристого оттенка в ее поверхность при помощи тампона из овечьей кожи втирают алюминиевый порошок. Процесс этот называется «лужением». Лужение придает заготовкам красивый бело-зеркальный блеск. Для получения золотистого цвета на деревянную заготовку наносится серебристо-оловянный порошок, затем заготовку покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи до получения медово-золотистого оттенка.

Итак, изделия готовы для росписи. В Хохломской росписи применяются масляные краски. Её характерными цветами являются красный и черный (киноварь и сажа). Также в узорах можно встретить коричневый, светло-зеленый и желтый цвета.

Выделяется два вида росписи – «верховая» и «под фон». При «верховой» росписи рисунок наносится на серебристый фон. Сначала рисуется основная линия – криуль, на которую затем «насаживают» различные элементы: листочки, усики, завитки, капельки (красным и черным цветом).

При росписи «под фон» сначала прорисовывают контур орнамента, а затем закрашивают фон черным цветом. Листочки и цветки при этом остаются золотыми.

Основные орнаменты, использующиеся в Хохломской росписи:

пряник (квадрат или ромб внутри чашки или блюда, украшенный стебельками, ягодами, цветами);

травка – узор из крупных и мелких травинок;

кудрина – листья и цветы в виде золотых завитков на красном или черном фоне;

крап: узор наносят специальным штампиком, изготовленным из пластинок гриба-дождевика или свернутым кусочком ткани.

Стоит отметить, что все изделия расписываются вручную и узор нигде не повторяется.

Заключительным этапом является покрытие изделий специальным лаком для получения золотистого оттенка. Лак наносится в 4-5 слоёв с промежуточной сушкой каждого слоя, затем изделия закаливают в печи при температуре 150-160 градусов в течение 3-4 часов до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета.

Так рождается «золотая» Хохлома.

Есть предположения, что способ делать «золотую» посуду нижегородские мастера знали еще в самом начале XVIII века. Но большинство исследователей утверждают, что «деревянное золото» пошло от старообрядцев, активно переселявшихся на Нижегородские земли.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Сначала для подобной росписи применялся порошок серебра, но это делало производство очень дорогим. Применение более доступного порошка олова позволило создавать крупные изделия.

При Советской власти на смену кустарному производству пришли фабрики, расположенные на родине хохломской росписи – в городе Семёнове и селе Сёмино.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Сейчас технология производства практически не изменилась. По-прежнему процесс изготовления хохломской посуды достаточно трудоемок и длителен.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Конечно, прогресс не стоит на месте: на смену оловянному порошку пришёл порошок алюминия, немного поменялся состав красок, появились новые грунтовки и лаки, появились электрические печи.

Но все основные традиции, идущие с далёкой древности, сохранены и лишь приумножены и усовершенствованы.

Этапы создания

Материал

Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия - липа. Прежде, чем она попадёт к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, дерево липу сушат не менее трёх лет. Только после этого она считается пригодной для изготовления качественных изделий.

Бельё и грунтовка

Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок. Будущие ложки, кружки, братины - всё проходит сушку в печах и шлифование.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Затем в заготовку втирается льняное масло. После просушки, на неё наносится вапа - грунт. Наносят вапу тампоном, который можно сделать из капронового чулка, но по старинной технологии, это был кусок мягкой овчины с подстриженной шерстью.

, CC BY-SA 3.0

После этого изделия сушат в течение семи-восьми часов и вручную обрабатывают олифой так же, с помощью тампона из кожи. Олифа должна полностью покрыть изделие, равномерно по нему распределившись.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Это очень ответственная процедура, от которой зависит прочность росписи и качество изделия. Олифа наносится на деревянную поверхность три-четыре раза, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его.

Лужение

Последний слой сохраняют липким не просто так. К этой плёнке легко пристает полуда.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Втирание полуды называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском.

Роспись

Итак, теперь заготовка выглядит серебряной. По этому фону можно начинать роспись.

В хохломской росписи используются в основном красная, черная, зеленая,желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Существует два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. При верховой росписи рисунок наносится орнаментом на поверхность. Фоновое считается более сложным. Художник закрашивает фон, оставляя те части, которые станут «золотыми» после обжига.

Лакирование

После росписи изделие покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся по-истине «золотыми».

Существует специальный пищевой лак МЧ-52, который запекается в печи. Он производится на лакокрасочных заводах.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Сначала посуду покрывают четырьмя-пятью слоями лака, тщательно просушивая каждый из них.

Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака — олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре.

И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 — 180 градусов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность. Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.

Как производят хохлому

Фотогалерея









Термины

Бельё - белая, неокрашенная деревянная заготовка

Баклу́ша - обрубок древесины (в основном липовой, осиновой или берёзовой), обработанный для выделки различных долблёных деревянных изделий (ложек и другой утвари).

Грунто́вка - состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность.

Вапа или вап (от греч. βαφα - окраска) - красящее вещество. Глагол вапить означает красить что-либо. Традиционно используется в хохломе, иконописи и набойках. Представляет собой купорос или отмученную мелкозернистую глину.

Полуда - измельчённый в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, тоже серебристый, лёгкий и дешёвый материал.

Особенности росписи

Мастера хохломского промысла имеют характерную позу при письме. Поэтому для удобства нужна небольшая скамеечка.

Практически вся роспись ведется на весу. Пролуженную заготовку опирают о колено, придерживая левой рукой, правой ведут роспись.

Такое положение позволяет мастеру легко поворачивать изделие в любую сторону и под любым наклоном. Рядом на столе удобно располагают кисти, краски, растворители, масло и другие материалы и инструменты, необходимые для выполнения росписи.

Современный технологический процесс хохломской росписи

  1. Выточенную или вырезанную прошлифованную заготовку грунтуют (методом окунания). В качестве грунтовки применяется глина (вапа) или грунтовка (№ 138).
  2. Про грунтованную заготовку протирают мягкой губкой и сушат при комнатной температуре 6-8 часов.
  3. Заготовку покрывают 2-3 раза олифой или смесью олифы и лака в равных частях.
  4. Промежуточная сушка при комнатной температуре в течении 5 часов.
  5. Втирание алюминиевого порошка мягкой кожей или замшей до получения зеркальной поверхности.
  6. Художественная роспись масляными красками, разведенными натуральной олифой.
  7. Сушка 24 часа на стеллажах при температуре 20-25°С или 1.5-2 часа в электропечи при температуре 100°С.
  8. Лакирование 3-5 раз лаком ПФ-283,с промежуточной сушкой и шлифовкой.
  9. Сушка 2-3 часа при комнатной температуре и 15-20 минут в электропечи при температуре 200°С или 3-4 часа в электропечи при температуре 130-140°С до появления золотистого оттенка.


Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.

Жостово




Истоки жостовской росписи восходят к началу 19 века. В то время в нескольких соседних деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникали ремесленные мастерские, которые занимались изготовлением расписных декоративных изделий из папье-маше, покрытых лаком. Художники расписывали шкатулки, портсигары, сахарницы и металлические подносы. Постепенно количество производимых подносов увеличивалось, тем самым вытесняя прочие изделия.
Основными мотивами росписи являются цветочные букеты. В начале 20 века с приходом советской власти деревни объединили в артель «Металлоподнос», а мастерам пришлось туго, когда им навязывались новые сюжеты для рисования, диктуемые тогдашними тенденциями реализма. Однако художникам удалось сохранить свою самобытность, а жостовские подносы перешли их разряда бытовых предметов в декоративные панно, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.

Хохлома





Хохлома зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название промысла пошло от деревни Хохлома, куда свозили готовые изделия с близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного уклада. Именно они владели секретами «золотой» росписи по посуде.
Кстати в основе росписи находится не золотистый, а серебристый оловянный порошок. Сверху него наносят специальный состав, затем подвергают тепловой обработке, и только потом начинают расписывать. Основные мотивы хохломы – это грозди рябины, ягоды, листочки и цветы.

Гжель




Гжель называют визитной карточкой России в сфере прикладных ремесел. Считается, что гжель берет свое начало еще с 14 века. Одни утверждают, что название произошло от реки Гжелька (Гжолка), на которой стояла деревня, где проживали мастера. Другие считают, что «гжель» - это перефразированное слово «жгель», т. е. обжиг керамики. В 60 км от Москвы есть «Гжельский куст», который состоит из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Их расписывали синим кобальтом в два способа: надглазурный и подглазурный. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом еще раз на глазурь. Промысел гжельской посуды процветал, т. к. богачи пользовались столовым серебром, а простой люд разнокалиберной грубой глиняной посудой. Со временем гжель стала доступной для всех слоев населения, но красоты и востребованности при этом не утратила.

Федоскино




Росписью лаками славится деревня Федоскино (Московская область). В 18 веке рядом с деревней находилась Лукутинская фабрика по производству лаковых козырьков для головных уборов. Затем она сменила направление, и 80 вольнонаемных рабочих занялись росписью изделий из папье-маше и дерева лаком. Удивительного свечения и блеска шкатулок и прочих миниатюр добивались путем «письма по сквозному». Так называлась техника, когда перед непосредственно самим рисованием на поверхность наносили тонкий слой сусального золота, перламутра. Самые популярные сюжеты для рисования связаны с жизнью простого народа.

Мезенская роспись





Как и многие другие народные промыслы, Мезенская роспись получила свое название от местности, в которой развивалась – в этом случае от названия реки Мезень, расположенной в Архангельской области. Техника, в которой работают мастера, восходит еще к древним славянским племенам. Основными орнаментами являются ромбы, крестики, солярные диски, повторяющиеся в определенной последовательности.
В мезенской росписи по дереву доминируют всего лишь два цвета – черный (сажа) и красноватый (охра). В основном наносят орнаменты на предметы быта: короба, прялки, ковшики. После разрисовывания утвари на нее наносят олифу, которая предохраняет рисунок от стирания и придает ей дополнительный блеск.
Многие современные художники продолжают заниматься старинными промыслами, привнося при этом нечто свое. Так художница из Ижевска