Отчет на вторую категорию. Врачебные категории: порядок присвоения, надбавки. Аттестация врача

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУЗ стоматологическая поликлиника №2

ОТЧЁТ О РАБОТЕ ВРАЧА СТОМАТОЛОГА

ЗА 2008 – 2010г.

МАТВЕЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИОСИФОВНЫ

Калининград – 2011г

План отчета

1. Общие сведения ………………………………………………. 3

2. Оборудование кабинета и организация работы в

стоматологическом кабинете…………………………….. 4

3. Работа врача-стоматолога на терапевтическом

приеме. …………………………………………………………5-19

4. Санитарно-просветительная работа … …………………19-20

5. Санитарно-эпидемиологический режим работы

кабинета………………………………………………… ….. 21-22

6.Выводы ……………………………………………………… 23-28

1. Общие сведения

В стоматологической поликлинике №2 работаю с августа 1991г. Поликлиника №2 оказывает лечебно-профилактическую стоматологическую помощь взрослому населению.

Поликлиника расположена в двухэтажном приспособленном здании по адресу: ул. Пролетарская д.114. В поликлинике имеется компрессорная для подачи сжатого воздуха к стоматологическим установкам, централизованная моечная и стерилизационная, физиотерапевтический и рентгенологический кабинет, регистратура. Поликлиника работает в две смены с 7.45 до 20.15 суббота с 9.00 до 15.00.. Имеется 2 лечебных отделения и одно зубопротезное. В лечебных отделениях имеются 6 терапевтических кабинетов, 1 хирургический, 1 пародонтологический кабинет, кабинет острой боли. Лечебные кабинеты оборудованы современными бормашинами. Ко всем турбинным установкам централизованно подведен сжатый воздух.

2. Оборудование кабинета и организация работы в стоматологическом кабинете

Кабинет, в котором я веду прием стоматологических больных, соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Оборудован стоматологической установкой «Marus». Имеется холодная и горячая вода, необходимый инструментарий, набор современных отечественных и импортных анестетиков и пломбировочных материалов.

Нагрузка на приеме складывается из первичных талонов и повторных больных.

Я работаю по принципу максимального количества санаций при первом посещении.

Основными задачами на приеме являются:

1. Оказание квалифицированной помощи населению.

2. Проведение санитарно-просветительной работы, обучение гигиене полости рта.

3.Профилактика стоматологических заболеваний.


3. Работа врача-стоматолога на терапевтическом приеме.

В последние годы работа врача-стоматолога претерпела значительные изменения благодаря применению:

1. Турбинных установок, что дает возможность применения современных пломбировочных материалов и делает препарирование твердых тканей зуба безболезненным и быстрым.

2. Более эффективному обезболиванию (альфакаин, ультракаин, ортокоин, убестезин).

3. Современных пломбировочных материалов (композитам светового и химического отвержения).

4. Эндодонтическому пломбировочному материалу: пасты для пломбирования каналов зуба с антисептическими, противовоспалительными, восстановительными свойствами, гуттаперчивым штифтам и эндодонтическому инструментарию.

Веду прием пациентов со следующими заболеваниями:

1. Кариозное поражение тканей зуба.

2. Осложненные формы кариеса.

3. Травматическое поражение зубов.

4. Некариозные поражения тканей зубов.

5. Комбинированные разрушения тканей зуба.

В кабинете имеется набор отечественных и импортных пломбировочных материалов. Из отечественных использую чаще всего такие материалы: унифас, фосфат-цемент, силидонт, силицин,стомафил для пломб.

При глубоком кариесе для лечебной прокладки применяю препараты, обладающие противовоспалительным эффектом и способствующие образованию заместительного дентина: кальмецин, кальрадент, лайф, дайкал.

В работе отдаю предпочтение композитным пломбировочным материалам. Стеклоиономерные цементы стабилизируют процесс за счет того, что из них долгое время выделяются ионы фтора. Использую такие цементы, как стомафил, кетак-моляр, ветремер. Эти цементы используются как прокладочные, лечебные и реставрационные. Их преимущества: легкость в работе, повышенная адгезия, биосовместимость с тканями зуба, высокое фторовыделение, низкая растворимость, прочность.

Композитные материалы применяю химического и светового отверждения.

Из химических имеются:альфадент, унифил, компокур, харисма и др.

Из светоотверждаемых : геркулайт, филтек, валюкс,филтек-суприм, поинт,адмира.

Они имеют следующие положительные свойства: стабильность цвета, хорошее краевое прилегание, прочность, хорошая полируемость.

Требования к композитным материалам:

1. Хорошая адаптация.

2. Водостойкость.

3. Стабильность цвета.

4. Простая методика применения.

5. Удовлетворительность механической прочности.

6. Достаточность рабочего времени.

7. Необходимая глубина отверждения.

8. R-контрастность.

9. Хорошая полируемость.

10. Биологическая толерантность.

Стандартная схема применения композитных материалов:

1. Подготовка кариозной полости.

2. Выбор цвета.

3. Наложение прокладки.

4. Протравка.

5. Нейтрализация кислоты.

6. Высушивание.

7. Наложение адгезива.

8. Восстановление анатомической формы зуба.

9. Тонирование пломбы.

10. Строгое соблюдение инструкции.

Классификация композитов

Способ отверждения Назначение

Химический Свето- Класс А

· Порошок + отверждаемый для полостей I и II кл.

· Жидкость одна паста Класс В

· Паста-паста для полостей III и

Самым распространенным заболеванием в стоматологической практике является кариес зубов.

Наиболее распространенной классификацией является клинико-анатомическая, которая учитывает глубину распространения кариозного процесса:

· кариес зубов в стадии пятна;

· фиссурный кариес;

· поверхностный кариес;

· средний кариес;

· глубокий кариес.

Анатомическая классификация полостей по Блэку, учитывающая поверхность локализаций очага поражения:

1 класс - локализация кариозных полостей в области естественных фиссур моляров и премоляров, в слепых ямках резцов и моляров.

2 класс - на боковых поверхностях моляров и премоляров.

3 класс - на боковых поверхностях резцов и клыков без нарушения целостности режущего края.

4 класс - на боковых поверхностях резцов и клыков с нарушением целостности угла и режущего края коронки.

5 класс - в пришеечной области.

Основные принципы и последовательность местного лечения кариеса:

1. Обезболивание. Выбор метода обезболивания определяется клиническими и индивидуальными особенностями больного. На рабочем месте имеются как отечественные, так и импортные анестетики.

В настоящий период мы можем твердо сказать, что решена проблема лечения зубов без боли. Применяемые обезболивающие препараты на основе артикаина снимают болевые ощущения как при лечении кариеса любой локализации и глубины полости, так и всех форм пульпита. Эффективность приближается к 100%. На верхней челюсти применяются в основном инфильтрационная анестезия в области верхушки корня. На нижней челюсти наибольший эффект достигается анестезией возле мыщелкового отростка нижней челюсти. Методика: при максимально открытом рте вкол иглы на 2 см выше жевательной поверхности нижних моляров – вверх медиально в направлении слухового прохода. Продолжительность анестезии – 2-4 часа.

2. Раскрытие кариозной полости: удаление нависающих краев эмали, что позволяет расширить входное отверстие в кариозную полость.

3. Расширение кариозной полости . Выравниваются эмалевые края, иссекаются пораженные фиссуры.

4. Некроэктомия . Удаление из полости всех пораженных тканей и применение детектора кариеса для выявления поражённого дентина и не оставляющего следов на здоровых участках.

5. Формирование кариозной полости. Создание условий для надежной фиксации пломбы.

Задача оперативной техники - формирование полости, дно которой перпендикулярно длинной оси зуба (нужно определить направление наклона), а стенки параллельны этой оси и перпендикулярны дну. Если наклон в вестибулярную сторону - для верхних жевательных зубов и в оральную- для нижних более 10-15°, а толщина стенки незначительна, то правило формирования дна изменяется: оно должно иметь наклон в противоположную сторону. Это требование обусловлено тем, что окклюзионные силы, направленные на пломбу под углом и даже вертикально, оказывают смещающее действие и могут способствовать отколу стенки зуба. Это требует создания в направлении дна дополнительной полости для распределения сил жевательного давления на боле толстые а, следовательно, и более механически прочные участки тканей. В указанных ситуациях дополнительная полость может быть создана на противоположной (вестибулярной, оральной) стенке по поперечной межбугорковой борозде с переходом на сторону основной полости. Необходимо определить оптимальную форму дополнительной полости, при которой можно достигнуть наибольшего эффекта перераспределения всех компонентов жевательного давления при минимальном оперативном удалении эмали и дентина и наименее выраженной реакции пульпы.

Закономерность действия сил жевательного давления на ткани зуба и пломбировочного материала.

а - зуб расположен вертикально; б - зуб имеет наклон.

R, Q, Р - направление сил.

Часто патологический процесс выходит за пределы кариозной полости и в процесс вовлекается пульпа и периодонт.

В последние годы эмоциональное восприятие посещения кабинета стоматолога изменилось в лучшую сторону благодаря применению современных обезболивающих препаратов на основе артикаина. Низкая токсичность препарата, быстрое проникновение в ткани, быстрое выведение его из организма, высокий анестезирующий эффект позволяет проводить лечение стоматологических больных в более широком диапазоне: беременные женщины, пожилые люди, дети. Ультракаин не содержит консерванта, который вызывает аллергические реакции. Концентрация метабисульфата-антиоксиданта, вещества, препятствующего окислению адреналина, минимальная и составляет 0,5 мг на 1 мл раствора. Ультракаин в 6 раз эффективнее новокаина и в 2-3 раза лидокаина, быстрое наступление анестезии - 0,3-3 мин. позволяет поддержать благоприятный психоэмоциональный фон, возможность замены проводниковой анестезии на инфильтрационную при работе по нижней челюсти. Перечисленные выше свойства ультракаина позволяют применять его в широком спектре стоматологических заболеваний, в частности при лечении пульпитов.

Классификация пульпитов:

· ограниченный;

· диффузный.

2. Хронический

· фиброзный;

· гангренозный;

· гипертрофический.

3. Обострение хронического пульпита

Лечение пульпита:

I. Без удаления пульпы.

1. Сохранение всей пульпы.

2. Витальная ампутация.

II. С удалением пульпы.

1. Метод витальной экстирпации.

2. Метод девитальной экстирпации.

3. Метод девитальной апмутации.

Канал пломбируют, не доходя до верхушки 2 мм (сведения ММСИ им.Семашко) с учетом состояния переаппикальных тканей. Пломбировочные материалы

1. Пластичные:

Нетвердеющие;

Твердеющие.

2. Первичнотвёрдые.

Пластичные твердеющие материалы называются эндогерметиками или силерами.

Они делятся на несколько групп:

1. Цинкофосфатные цементы.

2. Препараты на основе оксида цинка и эвгенола.

3. Материалы на основе эпоксидных смол.

4. Полимерные материалы, содержащие гидроксид кальция.

5. Стеклоиономерные цементы.

6. Препараты на основе резорцин-формалиновой смолы.

7. Материалы на основе фосфата кальция.

Пломбирование каналов можно производить с помощью современных паст и гуттаперчевых штифтов. В своей практике я чаще всего пользуюсь эндометазоном, цинк-эвгеноловой пастой и пастой на основе резорцин-формалиновой смолы. Особенно хочется отметить работу с эндометазоном.

Эндометазон - пломбировочная паста, содержащая гормональные препараты, тимол, параформальдегид на жидкой основе эвгенола, анисовых капель. При пломбировании каналов этой пастой достигается хороший терапевтический эффект. Антибактериальные свойства формальдегида позволяют использовать его при лечении хронического периодонтита с костной деструкцией у верхушек корней. Гормональные препараты снижают боль и воспаление, действуют пластически на периодонт.

Пломбирование корневых каналов провожу методом латеральной конденсации, которая заключается в следующем.

1. Подбор основного гуттаперчевого штифта (Master- point).

Берётся стандартный гуттаперчевый штифт того же размера, что и последний эндодонтический, инструмент которым обрабатывалась апикальная часть канала (Master- file), и припасовывается в канале. Штифт не доходит до физиологической верхушки на 1мм.

2.Подбор спредера.

Спредер подбирается того же размера, что Master file, или на один размер больше, чтобы не выйти за верхушечное отверстие.Рабочая длина спредера должна быть на 1-2мм. короче рабочей длины канала.

3. Введение в канал эндогерметика.

В качестве эндогерметика использую АН +, эндометазон.Материал вводится в канал до уровня апикального отверстия и равномерно распределяется по стенкам канала.

4. Введение основного штифта в канал.

Штифт покрывается пломбировочным материалом и медленно вводится в канал на рабочую длину.

5. Боковая конденсация гуттаперчи.

В корневой канал вводится подобранный ранее спредер, при этом гуттаперча от тесняется к стенке канала.

6. Выведение спредера и введение дополнительного штифта.

7. Боковая конденсация гуттаперчи, выведение спредера и введение второго дополнительного штифта.

Операция повторяется до достижения полной обтурации канала, т. е. до тех пор, пока спредер не перестанет проникать в канал.

8. Удаление излишка гуттаперчи и пасты.

9.Рентгенологический контроль качества пломбирования.

10.Наложение повязки.

Классификация периодонтитов:

I. Острый периодонтит

· серозный;

· гнойный.

II. Хронический периодонтит

· фиброзный;

· гранулирующий;

· гранулематозный.

III. Обострение хронического периодонтита.

Острые периодонтиты и обострение хронического периодонтита однокорневых зубов лечу под анестезией в одно посещение с применением одной из перечисленных паст и гуттаперчевых штифтов, и направляю в хирургический кабинет для разреза в области проекции верхушки корня.

Лечение деструктивных форм периондонтитов провожу в несколько приёмов. Для временного пломбирования каналов использую кальцийсодержащие препараты: « Коллапан», «Каласепт», которые позволяют успешно справиться с околоверхушечной инфекцией и деструкцией костной ткани. Повторные R-снимки через 6 месяцев показывают или уменьшение деструкции костной ткани или восстановление структуры костных балочек, которые в дальнейшем образуют кость, что зависит от состояния иммунной системы данного пациента. Если консервативный метод не привёл к желаемому эффекту, тогда пациент направляется в хирургический кабинет для удаления кисты или кистогранулёмы.

Отдаленные результаты проверяю через 3-6 месяцев вместе с хирургом. После операции зубы становятся неподвижны, а через 3-6 месяцев на месте кисты на R-снимке видна костная ткань.

При лечении зубов с непроходимыми корневыми каналами использую депофорез гидроксида меди- кальция. Кроме того, этот метод применяется при сильном инфицировании содержимого канала, отломе инструмента в просвете канала (без выхода за верхушку).

Во время работы с пациентом объясняю ему избранный метод лечения и возможные осложнения, необходимость удаления корней и своевременного протезирования. Объясняю влияние вредных привычек на состояние полости рта.

Постоянное улучшение оснащенности кабинета и поликлиники оборудованием и стоматологическими материалами позволяет вести прием пациентов на современном уровне.

Работа с современными пломбировочными материалами

Пломбирование - это завершающий этап лечения кариеса и его осложнений, который ставит целью замещение утраченных тканей зуба пломбой.

Успех лечения в значительной степени зависит от умения правильно выбрать необходимый материал и рационально его использовать.

В последнее время широкое распространение получили светоотверждаемые композитные материалы, по ряду показателей великолепно имитирующие ткани зуба. Такие свойства как цветовая гамма, прозрачность, устойчивость к стиранию и полируемость значительно расширили возможности восстановления зубов без протезирования. Процесс восстановления разрушенных зубов непосредственно в полости рта в одно посещение получил название реставрации.

Пломбирование - чисто лечебная процедура, тогда как реставрация сочетает в себе элементы лечебной и художественной работы.

Этапы реставрации (пломбирования):

1. Подготовка пациента.

2. Подготовка зуба.

3. Реставрация (пломбирование).

Следует научить пациента правильно чистить зубы, удалить зубные отложения, в случае необходимости отправить в пародонтологический кабинет. Все хирургические вмешательства проводить до лечения. Оздоровление тканей десны важно и потому, что максимальный эффект достигается при сочетании ровных здоровых зубов и бледно-розовых десен.

Главным требованием при восстановлении зубов светоотверждаемыми материалами является точное и методичное соблюдение инструкции. Только при выполнении всех технологических этапов будет достигнута необходимая адгезия композита к тканям зуба и получен хороший косметический результат. Несмотря на некоторые различия в использовании композитов разных фирм, существуют общие принципы в работе.

Подготовка зуба к реставрации включает следующие манипуляции:

1. Удаление измененных тканей.

2. Формирование краев эмали.

3. Удаление налета с поверхности зуба.

4. Раскрытие призм.

5. Изоляция от влаги и высушивание.

6. Наложение прокладки.

7. Формирование основы реставрации.

8. Протравливание эмали зуба.

9. Внесение праймера.

10.Внесение адгезива.

Следует остановиться на некоторых этапах подготовки зуба, а именно раскрытии эмалевых призм. Это несколько условное выражение подразумевает снятие поверхностного тончайшего бесструктурного слоя эмали, которым покрыты пучки призм. Считается, что снятие бесструктурного слоя и последующее протравливание эмали кислотой создаст благоприятные условия для фиксации композита. Это особенно важно делать в тех случаях, когда композит наносится на значительную поверхность эмали (при гипоплазии, эрозии, отколе части коронки).

Протравливание эмали зуба производится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к материалу. Следует помнить, что нельзя допускать избыточного травления, так как изменяющаяся при этом структура эмали не обеспечивает оптимальные условия адгезии. Очень важным является тщательное удаление кислоты или геля. По времени промывание участка травления должно составлять не менее 20 сек. После этого проводится тщательное высушивание воздухом.

Протравливание дентина производится одновременно с протравливанием эмали. Этим достигается удаление смазанного слоя и образование межколлагеновых пространств, которые заполняются праймером.

Праймер вносится чистой кисточкой на дентин, а через 30 сек. воздухом из пистолета удаляются лишние летучие компоненты препарата, попадание праймера на эмаль не влияет на адгезию композита.

Внесение адгезива является завершающим этапом подготовки зуба к пломбированию. Адгезив вносится в полость кисточкой, а затем струёй воздуха

равномерно распределяется по стенкам. Если адгезив химического отверждения (двухкомпонентный), то в отсвечивании не нуждается, если же он светоотверждаемый (однокомпонентный), то отсвечивается лампой. Обычно это 10 сек.


Реставрация (пломбирование) зуба

Этот этап включает:

1. Введение анкера.

2. Внесение композита.

3. Отверждение композита.

4. Формирование поверхности реставрации.

5. Финишное отсвечивание.

1. При значительном разрушении зуба применяю анкерные штифты. Анкерные штифты имеют различные типы, размеры – длина и диаметр сечения варьируют от 1 до 10 единиц. Важный этап реставрации – подгонка анкера. Анкер должен плотно входить в канал на определенную глубину. Наиболее оптимальный считаю 2/3 корня у передней группы зубов и до ½ - у боковых. Анкерные штифты ввинчиваются до упора, специальным инструментом, распуская лепестки. Анкеры обязательно покрываю светоотверждаемым материалом Опак, чтобы избежать просвечивание его через слой основного композита.

2. Внесение композита производится с помощью гладилок, не имеющих дефектов. При глубоких полостях композит вносят послойно (до 3 мл). Это особенно важно со светополимеризующими материалами. Образующийся на поверхности композита “выпад”, называемый “слоем, ингибированным кислородом” обеспечивает соединение слоев композита без адгезива. Этой слой нельзя повреждать – стирать, загрязнять. Отверждение материала связана с усадкой, которая появляется в направлении от источника света.

3. Следующим этапом является шлифовка и полировка. Прежде всего, необходимо удалить излишки материалов с помощью боров. Важно создать основные детали формы поверхности: продольные полосы резцов, бугры и фиссуры моляров. После исправления погрешностей и повторной финишной обработки поверхность реставрации полируют пластиковыми или резиновыми головками. Контактные поверхности полируют с использованием штрипс и флоссов. Окончательная обработка реставрации ведется с помощью губок и полировочных паст. В конце работы проводится финишное отсвечивание. Максимальный эффект достигается при перпендикулярном положении пучка света.

4. Санитарно-просветительная работа

Для любой страны предупредить заболевание дешевле, чем его лечить, поэтому санитарно-просветительная работа должна быть государственной программой.

Врач-стоматолог обязан вести санитарно-просветительную работу с населением. На 70% состояние полости рта зависит от самого пациента. Прежде всего, как и чем он чистит зубы. В отечественных пастах используется высоко - щелочной мел с низкой белизной и большим содержанием высоко-абразивных окислов алюминия и железа. Поэтому наши пасты плохо пенятся и имеют сероватый цвет. Если ими пользоваться постоянно, могут привести к истончению эмали. Мел, используемый западными фирмами, лишен этих недостатков. В пасты введены антимикробные компоненты, экстракты растений, минеральные смолы, фтор.

Российские, болгарские, индийские пасты являются в 90% гигиеническими.

Я своим пациентам рекомендую пасты "Колгейт", "Бленд а мед", "Сигнал", "Пепсодент". В этих пастах содержится хлоргеседин - помогающий бороться с бактериальным налетом, очищающие вещества, фтор. Эффективность фторированных паст в борьбе с кариесом составляет 30%.

Провожу беседы с пациентами. Перечень бесед:

1. Гигиена полости рта.

2. Как правильно выбрать зубную щетку и пасту.

3. Профилактика стоматологических заболеваний.

Веду разъяснительную работу о вредных привычках.

За три отчётных периода мною были подготовлены и заслушены на врачебных конференциях рефераты на тему:

1. ВИЧ- инфекция в полости рта.

2. Техника обработки корневых каналов.

3. Ошибки и осложнения при инструментации канала.


5.Санитарно -эпидемиологический режим в кабинете

Стоматологический кабинет, в котором я работаю, соответствует санитарным нормам (24 кв. м.). Наличие холодной и горячей воды. Кабинет оснащен бактерицидной лампой, которая включается 3 раза в день на 30 минут. Имеются централизованные воздушные стерилизаторы. Ведется журнал их работы. Пользуюсь одноразовыми масками, перчатками, очками.

Ежедневно трехкратная влажная уборка с использованием 5% лизитола или аломинала 5% или септодор-форте.

Генеральная уборка 1 раз в месяц.

Соблюдаются правила личной гигиены и меры профилактики самозаражения СПИД и ВГ "В". При попадании крови на неповрежденную кожу рук, кровь надо снять сухим тампоном, затем протереть 70° раствором спирта или 0,5% спиртовым раствором хлоргексидина 2 раза, вымыть руки с мылом и обработать спиртом.

Если кровь попала на поврежденную кожу, необходимо выдавить из раны кровь, смазать 5% раствором йода, вымыть руки с мылом и обработать 70% раствором спирта.

Все манипуляции с больными проводятся в резиновых перчатках, маске, очках.

При попадании слюны на слизистые глаз, их необходимо промыть струёй воды или 1% раствором борной кислоты и ввести несколько капель азотно­кислого серебра. Слизистую носа рекомендуется обработать 1% раствором протаргола, рот и горло дополнительно (после полоскания водой) 70% раствором спирта или 1% раствором борной кислоты.

После снятия перчаток руки обрабатываются 70% спиртом и мылом.

Наконечники к бормашинам, пустеры, ультразвуковой инструментарий, безигольные шприцы после каждого пациента протираются стерильным тампоном, смоченным 70% спиртом (дважды). В конце смены в 6% перекиси водорода на 1 час.

Смотровые зеркала собираются в стакан-накопитель с 6% раствором перекиси водорода, затем промываются водой, моющедезинфицирующий раствор на 15 минут, прополаскиваются, осушиваются тампоном и погружаются в 0,5% спиртовой раствор хлоргексидина или 70% спирт на 30 минут. После этого перекладывают в емкость "чистые зеркала".

Современные асептические растворы, такие например, как септадор-форте, лизитол (5%) не требуют предварительной обработки моющим раствором.

Боры - после использования погружаются в емкость с раствором септадор-форте на 1 час. После промыть щеткой с тампоном 3-5 минут. После этого боры подвергаются предстерилизационной обработке и экспозиция 15 минут. Затем боры промываются щеткой. Орошение 10 минут дистиллированной водой, стерилизационно-воздушным методом при температуре 180° и 1 час в чашке Петри. Использованные боры помещаются в емкость "Дезинфекция боров".

Весь остальной инструментарий, используемый при лечении, подлежит полному циклу обработки по профилактике вирусных гепатитов и СПИДа. Сразу после использования инструменты ополаскиваются в дезрастворе с маркировкой "Промывание в дезрастворе" и погружаются в емкость "Дезинфекция инструментария" с лизитолом или аломиналом на 1 час. Потом промываются под проточной водой 3-5 минут.

Весь инструментарий, в том числе пульпоэкстракторы и каналонаполнители (вновь полученные) подлежит обеззараживанию с помощью спирта, промыванию водой, предстерилизационной обработке и стерилизации.

На врачебном столике не должно быть ничего лишнего. Столик должен протираться 6% раствором перекиси водорода или дезраствором.

Ватные тампоны должны быть стерильными (стерилизация паровым методом при температуре 120 градусов 20 минут, меняются через 6 часов).


Выводы

Реформы, проводимые в нашей стране с 90-х годов, затронули и стоматологическую службу стали работать рыночные факторы, появилась конкуренция, возможность пациентам выбирать клинику и лечащего врача.

В настоящий период мы можем твёрдо сказать, что решена проблема лечения зубов без боли. Применяемые обезболивающие препараты типа

«Ультракаин» снимают болевые ощущения как при лечении кариеса любой локализации и глубины полости, так и всех форм пульпита. Эффективность приближается к 100 % .

В конкурентной борьбе за пациентов следует обратить внимание на оказание высококвалифицированной стоматологической помощи в наиболее короткий срок, в результате чего число визитов к врачу-стоматологу сокращается до минимума за счёт эффективного использования современной технологии и материалов; как - то карпульная анестезия, позволяющая полностью снять чувствительность пациента к инструментальным манипуляциям врача и реставрация зубов композитными материалами, чьё преимущество заключается в том, что работа проводится в одно посещение и пациент не испытывает дискомфорта, связанного с наличием обточенных зубов. Раз в полгода пациент посещает стоматолога для полировки поверхности.

При проведении реставрационных работ используют материалы высокого класса и оборудование, позволяющее раскрывать полость зуба без вибраций.

Среди пациентов стоматологических клиник и кабинетов в последнее время возрос интерес к эстетической стороне лечение зубов, желание иметь пломбы абсолютно не отличающихся по цвету от естественных зубов.

В связи с этим обучение методам работы с композитными материалами остаётся серьёзной проблемой. В настоящее время создание имиджа высококлассного специалиста невозможно без внедрения в практическую деятельность светоотверждаемых композитных материалов новых поколений.

Участие во всероссийских стоматологических форумах, семинарах врачей стоматологов, врачебных конференциях в поликлинике позволяет нам шире познакомиться с достижениями в стоматологии, а также даёт возможность овладеть современными методами лечения стоматологических заболеваний.

За три отчётных года 2002 – 2004 на терапевтическом приёме.

Рабочие дни 165 134 187

Принято больных

1894 1425 1526
Принято первичных больных
Запломбировано зубов (всего) 1930 1465 1767
Запломбировано зубов по поводу кариеса 1540 1167 1315
Осложнённые формы кариеса 390 298 452

Вылечено зубов в одно посещение осложнённого

283 223 290
Всего санировано 228 133 150
Выработано УЕТ 8101,95 6900,25 10446,45
УЕТ на 1посещение. 4,3 4,8 6,8
УЕТ на 1 санацию 35,5 51,8 69,6

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ВЫВОДЫ

1.Отмечается уменьшение количества рабочих дней в 2003 году, так как в поликлинике проводился капитальный ремонт. Также на это сказалось увеличение количества отпускных дней в связи с предоставлением 12 дополнительных дней за работу с вредными материалами.

2. В 2003 отмечается уменьшение количества принятых больных в день в связи с реконструкцией поликлиники, переоснащением кабинетов современными стоматологическими установками. В своей работе стали

больше использоваться современные светополимерные материалы, которые требуют большёго времени на данную работу.

3. Снизилось количество поставленных пломб в день за счёт проведения профилактических и реставрационных работ с использованием современных светополимерных материалов для работы с которыми требуется больше времени.

4. Снизилось лечение по поводу кариеса на 14,6 % так как на 15,8% увеличилось лечение зубов с осложнёнными формами кариеса на ранее леченые зубы ампутационными методами и перелеченными корневыми каналами.

5. Увеличился показатель лечение зубов с осложнёнными формами кариеса благодаря применению современных эндодонтических инструментов, пломбировочных материалов для корневых каналов.

6.Применение современных анестетиков и эндодонтических инструментов позволило шире использовать метод односеансного лечения осложнённых форм кариеса по сравнению с 2003 г на 10,5% в 2004г. Более 64% осложнённых форм кариеса лечим в 1 посещение.

7. Приём пациентов ведётся в основном по обращаемости. Этим можно объяснить снижение количества санированных пациентов.

8. На увеличение количества УЕТ в день в 2004г. сказался переход работы по приказу № 277 и лечение осложнённых форм кариеса в 1 посещение.

9. Благодаря применению современных пломбировочных материалов, эндодонтических инструментов, депофореза, которые требуют неоднократного посещения врача-стаматолога увеличилось УЕТ на 1 санацию. Также на это сказалась работа по приказу №277.

В 2004г. увеличилось число зубов, вылеченных консервативным методом по поводу хронического гранулематозного периодонтита, благодаря применению современных пломбировочных материалов для корневых каналов, которые в своём составе содержат кальцийсодержащие препараты.

Если в 2002г. консервативным методом было успешно пролечено 11 зубов с DS: хронический гранулематозный периодонтит, то уже 2004г. 19 зубов. При лечении этих зубов также применялся метод депофореза. Применение метода депофореза и кальцийсодержащих препаратов позволяет успешно справиться с околоверхушечной инфекцией и деструкцией костной ткани. Повторные R – снимки через 6 месяцев показывают уменьшение деструкции костной ткани. Из 19 зубов через 12 месяцев у 14 отмечается восстановление структуры костных балочек, а через 24 месяца полное восстановление костной структуры у всех вылеченных зубов с DS: хронический гранулематозный переодонтит.

Аттестация врачей на категорию

Но, на самом деле присвоение той или иной категории не всегда прямо соответствует реальному уровню квалификации врача. Зачастую более высокая категория отражает снисходительность комиссии к Вашему «длинному» медицинскому стажу либо наличие «нужных знакомств». А более низкая категория может указывать на конфликтную ситуацию с главным врачом либо на сомнения в своей компетентности и страх перед экзаменом.

Ранжирование врачей по категориям, на мой взгляд(от автора ), характерно только для бесплатной медицины. Там, где медицинский персонал получает зарплату в зависимости от сложности и объёма выполненной работы, там, где установлены чёткие расценки на обследование и лечение, врач должен обладать только лицензией, подтверждающей его допуск и возможность оказывать предлагаемые услуги.

Тем не менее, современная культура, даже в обществе «бесплатной медицины», основана на принципе индивидуального соперничества. Поэтому всегда были, есть и будут врачи, обладающие амбициями и стремящиеся к успеху (в том числе, к защите более высокой квалификационной категории). Более высокая квалификационная категория вызывает чувство законной гордости, способствует самоутверждению, росту уважения/зависти среди коллег и маленькому материальному поощрению.

Что нужно для аттестации на категорию?

1. Иметь представление о порядке получения квалификационных категорий.

Для любителей бюрократических документов выложены:

· Письмо Минздрава № 2510/11568-01-32 «О применении положения о порядке получения квалификационных категорий» от 13 ноября 2001 года.

· Приказ Минздрава РФ № 82 «О центральной аттестационной комиссии» от 11 января 2005 года (в редакции приказа № 835 от 28.09.2010).

Обязательно полистайте полемическую статью профессора Н. Мелянченко «Квалификация врача - категория экономическая». Из статьи вы узнаете почему отсутствуют квалификационные категории в зарубежных странах и что такое система допусков.

Возможно, что лицензирование врачей (внедрение которого уже не за горами) и в нашей стране приведёт к отмене категорий. Очередная статья профессора Н. Мелянченко даст вам возможность подготовиться к конкурентной борьбе в мире допусков и лицензий.

2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.

Квалификационные требования для врачей подробно, вплоть до указания специальной литературы, расписаны в

Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским образованием раскрыты в приложении 4 к приказу Министерства здравоохранения № 249 от 19 августа 1997 года.

Крайне важно, чтобы полученное образование и специальность (базовая, основная и дополнительная) не противоречили номенклатуре специальностей, а сама специальность, по которой Вы собираетесь защищать категорию, соответствовала занимаемой должности специалиста. В противном случае возникнут проблемы как с защитой, так и с оплатой квалификационной категории.

Ознакомиться с номенклатурой специальностей можно в подразделе «Допуск к деятельности».

3. Пройти обучение на факультете усовершенствования врачей.

Это обязательное требование. К аттестации не допускаются врачи, не прошедшие усовершенствования по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение последних пяти лет. Советую сразу выбирать сертификационный цикл, чтобы после окончания обучения и успешной сдачи экзамена получить ещё и сертификат.

Согласно приказу Минздравмедпрома РФ от 16.08.1994 № 170 при аттестации на высшую, первую и вторую аттестационные категории врачи и медсёстры всех специальностей обязаны пройти тестирование по вопросам ВИЧ-инфекции (см. в приказе пункт 1.8). Приказ выложен на сайт и содержит информацию (классификация, диагностика и лечение ВИЧ, диспансерный учёт), достаточную для подготовки к аттестации на категорию.

Перечень учреждений, в которых можно пройти усовершенствование, содержится на странице Медвузы России. Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов. Там же приведён список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения.

4. Посмотреть примеры готовых аттестационных работ врачей и медсестёр.

Готовые аттестационные работы врачей и медсестёр выложены на веб-сайт именно в качестве примера и не предназначены для копирования или тиражирования. Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости.

5. Написать аттестационную работу.

Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

Фото с сайта doksmed.com

Минздрав уточнил отдельные вопросы аттестации на квалификационную категорию медицинских и фармацевтических работников, документ, определяющий особенности трудовых отношений с медицинскими работниками, опубликован в пятницу в системе "КонсультантПлюс".

С 25 января 2013 года согласно действующему с октября 2011 года Положению о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками, квалификационные категории присваиваются специалистам, которые обладают необходимыми знаниями, практической подготовкой, а также стажем работы по специальности, в следующей последовательности:

Вторая - специалистам с высшим и средним профессиональным образованием при стаже работы не менее трех лет;

Первая - специалистам с высшим профессиональным образованием при стаже работы не менее семи лет и специалистам со средним профессиональным образованием при стаже работы не менее пяти лет;

Высшая - специалистам с высшим профессиональным образованием при стаже работы не менее десяти лет и специалистам со средним профессиональным образованием при стаже работы не менее семи лет.

Наличие необходимого стажа работы позволяет врачу или медицинскому специалисту получить сразу первую или высшую квалификационную категорию, не оформляя предварительно документы, соответственно, на вторую или первую категории.

Эксперты Минздрава подчеркивают необходимость регулярной и своевременной аттестации и подтверждения полученной квалификационной категории. При несоблюдении сроков врач лишается выплат стимулирующего характера за ее наличие.

Комментарии (44)

    25.01.2013 17:07

    Только бабло!

    При несоблюдении сроков врач лишается выплат стимулирующего характера за ее наличие.

    Ой как страшно... У нас за первую доплата аж 512 рублей.

    25.01.2013 20:31

    Вася

    у нас 200 рублейй

    25.01.2013 22:26

    Надя Щербинка

    Фу,как грязно,хирург,военный.:(Я и не собираюсь на старость лет краснеть перед комиссией,во сне я эти экзамены вижу! Видела,как старушки за 60 со слезами выбегали от чудо-профессоров.Спасибо и так за оклады,надо больно стимулироваться ещё за 500:(:(:(

    26.01.2013 08:34

    Простофиля

    Что ж,надо отдать должное - одно из немногих более-менее внятных новостей. Хотелось бы уточнить: процедура получения/подтверждения категории будет упрощена или останется прежней, с обязательными формальностями,типа зачета в ГО и ЧС, санпросветработой, подкомиссиями и обязательным "одобрям" чиновников из горздрава? Или достаточно будет простой "угадайки" на компъютере?

    26.01.2013 12:10

    Доктор

    Стимулирующие выплаты должны оправдывать свое название и свое назначение, а разве может стимулировать врача высшей категории надбавка в 600 рублей?

    26.01.2013 12:10

    Эндохирург

    2_простофиля
    Что-то (жизненный опыт) мне подсказывает, что все мозги высушат, прежде чем получишь категорию. У нас, например, это всегда превращалось в цирковое представление, 30-40 харь, половина из них - "врачом ни разу не был", а ты в центре на табуретке отвечаешь на их вопросы. Да и "угадайка" у нас весёлая, если на все вопросы ответить реально правильно,а не как у них там заложено, то баллов не наберешь. Еще требовался отчет о проделанной работе с картинками (любят они это) за три последних года. Абсолютно точно знаю, что наличие категории ни в коей мере не отражает реального качества специалиста, весь этот антураж многих отталкивает, а он действительно противен, и люди - высококлассные врачи забивают на категорию.

    26.01.2013 12:48

    Простофиля

    2_Эндохирург
    И, всё-таки человек всегда надеется на лучшее. А вдруг свершится чудо и "цирковое шоу для 40 харь" превратится в нечто изящное,совершенное, нанотехнологичное и совсем необременительное...Р-р-р-раз! и, после 20-30лет тяжелой работы "на земле", красивая корочка, в которой ты обозначен как "Врач высшей категории" окажется в твоем портфолио... Но что-то мне подсказывает, что надежды, увы, мало...пресловутые "хари" не позволЮт...

    26.01.2013 13:34

    Эндохирург

    Для того чтоб свершилось чудо, надо было всего-то четко расписать процедуру сдачи экзамена. Например: экзамен на категорию проводится в компьютерном классе по единой разработанной МЗ программе для каждой специальности, для допуска к экзамену требуется: трудовая, паспорт. Результат выдает компьютер немедленно, категория тут же присваивается о чем делается запись в трудовой. Всё. За необеспечение условий или нарушение процедуры ответственному "по рогам". Тесты должны быть опубликованы на сайте МЗ. А вообще в дружеских республиках было так: 5 лет - 2я, 10-1я, 15-высшая, там тварья изгаляющегося над своими кормильцами было значительно меньше. Так мне иммигранты сказывали.

    26.01.2013 14:01

    2Эндохирург

    Можно и дальше двинуться - экзамен дистанционно, через интернет.
    Но этого мы не дождёмся, ибо ораве проверяющих-экзаминирующих-допускающих кушать хоцца по-более нашего, а к кормушке они много ближе.
    ЗЫ Дистанционнои учёбу проводить по массе специальностей можно. Это ещё и бабасики сэкономит. Но это уж полная фантастика.Минобр с ФУВами удавятся.

    26.01.2013 14:06

    Простофиля

    2_Эндохирург Представляете, как корежит сейчас кой-кого из категории ТТП (типа тоже врач), читающих Ваши пожелания, ведь это для них как плеснуть хорошую порцию кипящего бальзама на "заднюю голову"...Компъютер, заменяющий 40 чиновничьих харь - страшнее и придумать нельзя... АПОКАЛИПСИС!!!

    26.01.2013 14:42

    Врач-федерал

    "при несоблюдении сроков врач лишается выплат стимулирующего характера". А в самом минздраве до сих пор нет (после разделения минтруда и минздрава) аттестационной комиссии. А мы так называемые "федералы" со всех концов нашей необъятной Родины должны ехать ну эту комиссию в минздрав в Москву. Мало того, что эти поездки вообще абсурдны с точки зрения финансовых затрат, так и сама ат.комиссия отсутствует. Мечта - увидеть тестовые задания по своей специальности и сдать экзамен компьютеру в своем ближайшем городе!

    26.01.2013 14:45

    врач (работающий)

    я вообще всех послал, пришло время получать вышку. мне от категории ни холодно ни жарко - одна консультация стоит больше чем надюавка. Моим пациентам по-барабану какая у меня категория, заведующий я или ординатор - как шли, так и будут идти. Когда был перерыв в заведовании и 2 года работал простым врачом - было вообще айс.

    26.01.2013 15:05

    ВрачЪ

    ВрачЪ
    В Ростове ФУВ-фуфло полное.Приехали друзья- одногрупники из всех краев области, с которыми учился и заканчивал универ РОДНМИ еще, на вопрос -какие тесты или вопросы по специальности будут?- ответ был один и тот же:капусту сдавай и не умничай.Другой альтернативы нет и не будет.

    26.01.2013 16:24

    врач (работающий)

    и почем нынче опиум для народа?

    26.01.2013 16:40

    Ростовчанин

    Про Ростов подтверждаю. Сам имею 4 сертификата. Тесты не сдавал ни разу (без категорий).
    А в других не так разве?

    26.01.2013 17:50

    2простофиля

    Не корёжит их. Им фиолетово. Кормушку они не отдадут.

    26.01.2013 19:44

    ВрачЪ

    Все получится как всегда:по Черномырдину.
    В России любая аттестация-сертификация-квалификация означает одно и тоже: бабло- из карманов пациентов/населения/, через руки врачей/коллектор/,перекочует в карманы чинуш/т.е. за границы РФ/.Все.Занавес.

    26.01.2013 21:04

    Лора

    Ростовчане, зачем вы это пишите, подумайте о своих коллегах, которые будут учиться после вас, ведь прикроют лавочку! И кому станет лучше? Я не платила ни за категорию, ни за тесты, только "благодарность" преподавателям, по сколько-мы решали сами, ни кто не вымогал, училась в РостМГУ в 11году.

    26.01.2013 22:06

    Эндохирург

    Я никогда не платил, и не предлагали, правда последний раз маразматический дедушка меня чуть не вальнул. Каким методом вы останавливаете кровотечения из ВРВП? Теоретических в книжке описано много,- говорю ему, а вот практических раз-два, только зонд Блэкмора с последующей шунтирующей операцией. Вы картинку-то в пищеводе видели когда? Особенно при кровотечении,- я уже спрашиваю у него. Причину портальной гипертензии надо устранять а не последствия её. А в пищеводе эндоскопом барахтаться на высоте кровотечения - только время зря тратить. Если уж мы говорим о действительном кровотечении из ВРВП. Дедушка кафедральный, слышит только то, что ему хочется, а хочется ему про склеротерапию, он про это лекцию читал, короче, недоволен таким ответом. Ладно главный хирург встрял. Скоро на переаттестацию, вот и думаю забить что-ли, так всё это надоело, но 600 руб в месяц на 5 лет, вроде жалко терять.

    26.01.2013 23:20

    ВрачЪ

    Лора,подруга,не надо ля-ля.Лучше вспомни:философию, социологию и проч.немедицинскую фигню,у парней- военку, а на 4-5 курсе клинические дисциплины по больницам города: 20-ка, БСМП-2,8-ка,областная и т.д. А на ФУВе 2 главые вопросы по специальности:¨Скока-скока?¨ и ¨Почему так много в этот раз?¨

    26.01.2013 23:36

    Заведенная система порочна и зациклена на себе,сама себя поддерживает и разлагает изнутри.Как загнанная лошадка: и бежать вперед нету сил, и остановиться нельзя-помрёт.А что делать?- лично я- не знаю.Однако кормушку же эту не прикроют.В самом худшем случае-избавятся от 1-2х неугодных, для отстрастки и в назидание остальным.Типа чё-та делается:реформы, модернизация, улучшение-повышение уровня МО услуг, борьба и. т.п. слова -отмазки.

    27.01.2013 10:08

    Мнение

    А мы на своих не обижаемся. На повышении квалификации лекции очень достойные: по делу и четко, без воды. На аттестации тоже задают вопросы по существу, не выпендрежничают. Спрашивают: "Что делаете в данном случае, каково ваше мнение по поводу других способов лечения?". Если на аттестации гинеколог, то и вопросы будут, скорее всего, по гинекологии, если работаешь врачом-акушером - соответственно и спрос по акушерству. Пока никто не жаловался. Атмосфера очень спокойная. Денег, кстати, никто не вымогает. А вот с тестами будет небольшая проблема. Скорее всего, смешают все вместе: акушерство и гинекологию, рентгенологию и УЗдиагностику и т.п. Тут "поплыть" как нечего делать.

    27.01.2013 14:05

    2Мнение

    И мы в Ростове на своих не обижаемся. Бизнес - ничего личного.
    ЗЫ У меня одна корка от Новокузнецка. 4500 в кассу. Два свидания с преподавателем: первое - знакомство и заполнение бумажек, второе - прощание и получение корочки.
    Так что Ростов тут далеко не балая ворона.

    27.01.2013 19:51

    Богус

    to Эндохирург.
    Не знаю как там у вас с "40 харями". Свою высшую категорию я подтвержаю без общения с ними. Вовремя в облздрав подаю пакет документов. Через месяц месяц прихожу за удостоверением. Вот и все. Надеюсь, что процедура не сильно изменится. Федералам из бывшего 3 и 4 упраления МЗ сочувствую.

    27.01.2013 21:42

    Врач-федерал

    для Богуса
    врачи и медсестры федеральных леч. учреждений (а это ФМБА, клиники институтов, УФСИН, воинские части и госпитали, туберкулезные, роспотребнадзор-бывшие СЭС) со всей страны (от Камчатки до западных границ, от Крайнего севера до юга) мучаются поездками на аттестацию в Москву, в "любимый минздрав". Так когда-то решила Голикова, видимо не доверяя местным аттестационным комиссиям своих вассалов. До нее мы так же сдавали все в местных облздравах. К сожалению никакого отношения к 3 и 4 управлению мы не имеем. Финансовый абсурд этих поездок, усугубился отсутствием аттестационной комиссии в минздраве с уходом Голиковой. В облздравах наши документы не принимают!

    28.01.2013 07:04

    Эндохирург

    Богусу
    Повезло, у нас такая халява только для лиц с отягощенной родословной. Вышку подтверждать только очно.

    28.01.2013 11:45

    Доктор

    28.01.2013 12:10

    Простоврач

    Красивая картина в коридоре поликлиники с надписями на дверях: врач высшей категории, рядом - первой, на той же двери-второй! Что думать пациенту: последний врач уже протух?! Когда избавимся от сталинского наследия, когда всех делили по категориям! А ещё есть заслуженный! Да вот жаль ещё что отменили НАРОДНОГО! А такая была надежда во время перестройки, что всё отменят! Нееет! Окрепла бюрократия, ипуг прошёл и всё с начала! А самый прикол: согласие трудового коллектива! А сдавать надо только регулярные тесты при возможности готовится к ним! Нормальная библиотека с интернетом и т.д.! И при достойной зарплате, социальной обеспеченности и нормальной охране труда!

    28.01.2013 14:46

    28.01.2013 14:46

    А если вдруг кому-то придётся сдавать на сертификат по амбулаторной хирургии в Москве, знайте - жадного прохвёссора можно легко кинуть на всю сумму с чистой совестью.

    28.01.2013 19:31

    Старый хирург.

    А я,когда мне стукнуло 58лет просто положил на переаттестацию и нисколько не жалею.Коллеги, наш опыт,умение,наши знания никто не отнимет.Ну был я хирургом высшей категории почти 7лет назад,ну и что? Когда недоплачивают врачу десятикратно,поверьте,640р.значения не имеют. А в операционной я всё равно парюсь пять дней в неделю,не считая ночей,и оперирую не меньше,а больше.Доктора,простим их,пусть почудят ребята,другого они ведь делать не умеют,...немного жаль их...

    29.01.2013 00:00

    Владимир_

    Похоже, в Минздраве людей, понимающих нужды медицины не осталось вовсе.
    А мы на Вас, г-жа Скворцова, все-таки надеялись.
    Вы тоже примкнули к банде-хунте?

    29.01.2013 11:20

    Врач пенсионер

    29.01.2013 11:21

    Врач пенсионер

    Для того, чтобы подтвердить категорию, у нас в Новосибирской области N количество раз нужно съездить в областной центр:зарегистрировать работу в МЗ, лично отдать работу главному специалисту, пройти компьютерное тестирование, пройти пред.аттестационную комиссию на кафедре, пройти аттестационную комиссию и после всего этого лично получить документы в отделе кадров МЗ. А вы еще хорошо живете.

Но на самом деле присвоение той или иной категории не всегда прямо соответствует реальному уровню квалификации врача. Зачастую более высокая категория отражает снисходительность комиссии к Вашему «длинному» медицинскому стажу либо наличие «нужных знакомств». А более низкая категория может указывать на конфликтную ситуацию с главным врачом либо на сомнения в своей компетентности и страх перед экзаменом.

Ранжирование врачей по категориям, на мой взгляд, характерно только для бесплатной медицины. Там, где медицинский персонал получает зарплату в зависимости от сложности и объёма выполненной работы, там, где установлены чёткие расценки на обследование и лечение, врач должен обладать только лицензией, подтверждающей его допуск и возможность оказывать предлагаемые услуги.

Тем не менее, современная культура, даже в обществе «бесплатной медицины», основана на принципе индивидуального соперничества. Поэтому всегда были, есть и будут врачи, обладающие амбициями и стремящиеся к успеху (в том числе, к защите более высокой квалификационной категории). Более высокая квалификационная категория вызывает чувство законной гордости, способствует самоутверждению, росту уважения/зависти среди коллег и маленькому материальному поощрению.

Что нужно для аттестации на категорию?

1. Иметь представление .

Для любителей бюрократических документов выложены:

  • Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий » от 25 июля 2011 года.
  • Письмо Минздрава № 2510/11568-01-32 «О применении положения о порядке получения квалификационных категорий » от 13 ноября 2001 года.
  • Приказ Минздрава РФ № 810н «О центральной аттестационной комиссии » от 25 июля 2011 года.

Обязательно полистайте полемическую статью профессора Н. Мелянченко «Квалификация врача - категория экономическая ». Из статьи вы узнаете почему отсутствуют квалификационные категории в зарубежных странах и что такое система допусков.

С 1 января 2016 года отменяется сертификация и вводится аккредитация врачей . Очередная статья профессора Н. Мелянченко даст вам возможность подготовиться к конкурентной борьбе в мире допусков и лицензий.

2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.

Квалификационные требования для врачей подробно, вплоть до указания специальной литературы, расписаны в приказе Министерства здравоохранения СССР № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов» от 21 июля 1988 года - ознакомиться .

Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским образованием раскрыты в приложении 4 к приказу Министерства здравоохранения № 249 от 19 августа 1997 года - прочитать .

Крайне важно, чтобы полученное образование и специальность (базовая, основная и дополнительная) не противоречили номенклатуре специальностей, а сама специальность, по которой Вы собираетесь защищать категорию, соответствовала занимаемой должности специалиста. В противном случае возникнут проблемы как с защитой, так и с оплатой квалификационной категории. Ознакомиться с номенклатурой специальностей можно в подразделе «Допуск к деятельности ».

3. Пройти обучение на факультете усовершенствования врачей.

Это обязательное требование. К аттестации не допускаются врачи, не прошедшие усовершенствования по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение последних пяти лет. Советую сразу выбирать сертификационный цикл, чтобы после окончания обучения и успешной сдачи экзамена получить ещё и сертификат.

Перечень учреждений, в которых можно пройти усовершенствование, содержится на странице Медвузы России. Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов. Там же приведён список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения.
4. Посмотреть примеры готовых аттестационных работ врачей и медсестёр.

Готовые аттестационные работы врачей и медсестёр выложены на веб-сайт именно в качестве примера и не предназначены для копирования или тиражирования. Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости.

  • Примеры аттестационных отчётов врачей
  • Примеры аттестационных отчётов медсестёр

5. Написать аттестационную работу.

Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

  • О чём писать в своём аттестационном отчёте рассказано в документе «Примерная схема и содержание аттестационной работы»
  • Как должна выглядеть аттестационная работа можно узнать из файла «Стандарты и требования к оформлению аттестационного отчёта»

6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.

Бумаги, которые необходимо представить в аттестационную комиссию, содержатся в Списке документов для врачебной аттестации .

Успехов!

Перечень приказов по аттестации

Самый первый приказ, который мне известен, датирован 11 января 1978 года. Это был приказ МЗ СССР № 40 «Об аттестации врачей-специалистов».

Спустя 4 года выходит приказ МЗ СССР № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей». Приказ предусматривал 2 вида аттестации: обязательную и добровольную ().

В начале 1995 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издаёт приказ № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Этот приказ оставил только одну аттестацию - добровольную.

В 2001 году вышел приказ № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

Спустя 10 лет старый порядок был заменён на новый - Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий », который действует по настоящее время.

4.1 /5 (оценок: 21 )

эксклюзив

Супруги Галагановы - медицинские работники. Наталья Васильевна - фельдшер скорой помощи, Вячеслав Александрович - хирург. Многие годы они отдали сельскому здравоохранению Приморского края. За плечами семейной пары 20 лет крепкого брака, из которых 18 - совместная трудовая деятельности в Яковлевской центральной районной больнице.

Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 23 сентября 2011 г. Регистрационный N 21875. Опубликован в "РГ" N 216 от 28 сентября 2011 г. на с. 21)

I. Общие положения

1.1. Положение о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками (далее - Положение) определяет порядок получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками (далее - специалисты).

1.2. Получение квалификационных категорий специалистами осуществляется на основании проверки соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков (далее - квалификационный экзамен).

1.3. Квалификационный экзамен преследует цель стимулировать рост квалификации специалиста, улучшать подбор, расстановку и использование кадров в системе здравоохранения Российской Федерации, повысить персональную ответственность за выполнение профессиональных и должностных обязанностей.

1.4. Процесс получения квалификационных категорий обеспечивается аттестационными комиссиями и включает в себя процедуры получения квалификационных категорий - этапы оценки соответствия профессиональных знаний и навыков специалистов (далее - квалификационные процедуры).

1.5. Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, ведомственными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.6. Принципы квалификационного экзамена:

независимость и объективность экспертных оценок;

открытость квалификационных процедур;

последовательное присвоение квалификационных категорий;

соблюдение норм профессиональной этики;

соблюдение строгой последовательности квалификационных процедур, предусмотренных настоящим Положением;

высокая квалификация и компетентность лиц, осуществляющих квалификационные процедуры.

1.7. Система аттестационных комиссий включает в себя:

Центральную аттестационную комиссию, создаваемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

аттестационные комиссии субъектов Российской Федерации, создаваемые органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации;

ведомственные аттестационные комиссии, ведомственные аттестационные комиссии в субъектах Российской Федерации, в учреждениях здравоохранения, научных и образовательных медицинских учреждениях, создаваемые федеральными органами исполнительной власти и иными ведомствами по принадлежности.

1.8. Аттестационные комиссии состоят из экспертных групп, соответствующих специальностям (направлениям), по которым аттестационные комиссии осуществляют установленные квалификационные процедуры, и Координационного комитета аттестационной комиссии (далее - Комитет), осуществляющего координацию работы экспертных групп.

1.9. В состав экспертных групп входят работники органов управления здравоохранением, члены РАМН, руководители и специалисты медицинских, научных и образовательных организаций, обладающие познаниями, достаточными для проведения квалификационного экзамена по заявленным специальностям.

1.10. В состав Комитета входят председатель - председатель аттестационной комиссии, заместитель председателя - заместитель председателя аттестационной комиссии, ответственный секретарь - ответственный секретарь аттестационной комиссии, заместитель ответственного секретаря - заместитель ответственного секретаря аттестационной комиссии, члены Комитета.

В состав экспертных групп входят председатель, заместитель председателя, секретарь, члены экспертных групп.

При отсутствии председателя Комитета (экспертной группы) его полномочия осуществляет заместитель.

1.11. Персональный состав аттестационных комиссий и положения об их работе утверждаются приказом органа, при котором они создаются. Персональный состав аттестационных комиссий обновляется по мере необходимости.

Изменения в персональном составе утверждаются приказом органа, при котором они создаются.

1.12. Аттестационные комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с последовательностью квалификационных процедур, установленной настоящим Положением. Квалификационные процедуры направлены на оценку профессиональной квалификации, компетентности специалистов.

1.13. Специалист может получить квалификационную категорию как по основной, так и по совмещаемой специальности.

1.14. Квалификационные категории присваиваются в соответствии с действующей номенклатурой специальностей.

II. Порядок получения квалификационных категорий

2.1. Квалификационные категории присваиваются специалистам, имеющим уровень теоретической подготовки и практических навыков, соответствующих квалификационным характеристикам специалистов, и стаж работы по специальности:

вторая - не менее трех лет для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

первая - не менее семи лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее пяти лет для специалистов со средним профессиональным образованием;

высшая - не менее десяти лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет для специалистов со средним профессиональным образованием.

2.2. При присвоении квалификационных категорий используется следующая последовательность: вторая, первая, высшая.

2.3. Специалисты, изъявившие желание получить (подтвердить) квалификационную категорию, представляют в аттестационную комиссию:

заявление специалиста на имя председателя аттестационной комиссии, в котором указывается квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дату ее присвоения, личная подпись специалиста и дата (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Положению);

заполненный в печатном виде квалификационный лист, заверяемый отделом кадров (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Положению);

отчет о профессиональной деятельности специалиста, согласованный с руководителем организации и заверенный ее печатью, и включающий анализ профессиональной деятельности за последние три года работы - для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год работы - для работников со средним профессиональным образованием с их личной подписью (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Положению). Отчет должен содержать выводы специалиста о своей работе, предложения по улучшению организации оказания и качества медицинской помощи населению. Отчет должен содержать достоверные данные в описании работ, выполненных специалистом, рационализаторских предложений, патентов. В случае отказа руководителя медицинской организации в согласовании отчета о профессиональной деятельности специалиста руководитель выдает письменное разъяснение о причинах отказа, которое прилагается к остальной экзаменационной документации;

копии документов об образовании (диплом, удостоверение, свидетельства, сертификаты специалиста и другие документы), трудовой книжки, заверенные в установленном порядке;

в случае смены фамилии, имени, отчества - копия документа, подтверждающего факт смены фамилии, имени, отчества;

копию удостоверения о присвоении квалификационной категории (при наличии) или копию приказа о присвоении квалификационной категории.

2.4. Руководитель организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, создает условия для:

представления специалистом квалификационной документации, оформленной в соответствии с требованиями комплектности и правильности;

осуществления взаимодействия организации с аттестационной комиссией по поводу порядка получения квалификационной категории специалистом;

представления в аттестационную комиссию сведений о числе специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в медицинской организации и прошедших процедуру получения квалификационной категории (с указанием аттестационной комиссии и полученной квалификационной категории), а также специалистов, желающих получить (подтвердить) квалификационную категорию в следующем календарном году;

оповещения специалиста, изъявившего желание получить квалификационную категорию.

2.5. Требования, указанные в пункте 2.3 и 2.4 настоящего Положения, в части необходимости заверения представляемых специалистом документов и обеспечения взаимодействия организации с аттестационной комиссией не распространяются на специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения.

2.6. Документы, составляющие квалификационную документацию, должны быть аккуратно оформлены и сброшюрованы.

2.7. Квалификационная документация направляется в аттестационные комиссии посредством почтовой связи, а также непосредственно специалистом, должностным лицом организации, уполномоченным осуществлять взаимодействие организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, с аттестационной комиссией.

2.8. В целях сохранения ранее присвоенной квалификационной категории специалист направляет квалификационную документацию в аттестационную комиссию не позднее четырех месяцев до окончания срока действия квалификационной категории. При направлении экзаменационной документации позднее указанного срока дата квалификационного экзамена может быть назначена после окончания срока действия квалификационной категории.

III. Порядок заседания аттестационных комиссий

3.1. Заседание аттестационной комиссии назначается в срок, не превышающий трех месяцев с момента регистрации экзаменационной документации.

3.2. Специалисты федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляют квалификационную документацию в Центральную аттестационную комиссию.

Специалисты государственных учреждений, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют квалификационную документацию в соответствующие ведомственные аттестационные комиссии.

Специалисты, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность в организациях государственной системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, муниципальной системы здравоохранения, а также специалисты, осуществляющие профессиональную деятельность в частной системе здравоохранения, представляют квалификационную документацию в аттестационные комиссии субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуществляют свою деятельность.

3.3. Квалификационная документация, поступившая в аттестационную комиссию, регистрируется в журнале регистрации документов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Положению) после проверки ее соответствия требованиям комплектности и правильности оформления в течение 7 календарных дней. В случае, если квалификационная документация не соответствует указанным требованиям, представившему квалификационную документацию (должностному лицу организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, уполномоченному осуществлять взаимодействие организации с аттестационной комиссией) сообщаются причины отказа в приеме экзаменационной документации с разъяснением возможности их устранения.

Отказ в приеме квалификационной документации, поступившей в аттестационную комиссию, должен быть направлен специалисту в срок не позднее 14 календарных дней со дня поступления экзаменационной документации в аттестационную комиссию.

Для устранения недостатков квалификационной документации специалисту предлагается в месячный срок устранить установленные недостатки.

3.4. Контроль за соблюдением порядка регистрации, требований комплектности и правильности оформления квалификационной документации, представляемой в аттестационную комиссию, осуществляется ответственным секретарем соответствующей аттестационной комиссии.

3.5. Ответственный секретарь аттестационной комиссии не позднее одного месяца со дня регистрации квалификационной документации определяет экспертную группу аттестационной комиссии, соответствующую заявленной в квалификационной документации специальности (направлению), и согласовывает с ее председателем сроки квалификационного экзамена специалиста.

3.6. По результатам рассмотрения квалификационной документации председатель экспертной группы определяет членов экспертной группы для рецензирования отчета о профессиональной деятельности специалиста.

3.7. Председатель экспертной группы определяет необходимость привлечения независимых специалистов (экспертов) к осуществлению рецензирования отчета о профессиональной деятельности специалиста.

3.8. Рецензия на отчет о профессиональной деятельности специалиста подписывается участвующими в осуществлении рецензирования членами экспертной группы или независимыми специалистами (экспертами) и председателем экспертной группы.

3.9. Рецензия должна отражать:

владение современными методами диагностики и лечения, адекватными квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам второй, первой и высшей категорий;

участие специалиста в работе научного общества или профессиональной медицинской ассоциации;

наличие публикаций и печатных работ;

продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;

формы самообразования, используемые специалистом;

соответствие объема теоретических знаний, фактически выполняемых диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам по заявленной квалификационной категории.

3.10. Срок экспертизы квалификационной документации экспертной группой не может превышать 14 календарных дней.

3.11. По результатам рецензирования экспертная группа готовит заключение об оценке отчета специалиста и совместно с ответственным секретарем аттестационной комиссии определяет дату проведения заседания по специальности, заявленной в квалификационной документации.

Секретарь экспертной группы уведомляет специалиста о дате проведения заседания.

3.12. В рамках заседания экспертной группы осуществляется тестирование специалиста и собеседование.

Тестирование предусматривает выполнение тестовых заданий, соответствующих заявленной квалификационной категории и специальности, и признается пройденным специалистом при условии не менее 70% правильных ответов на тестовые задания.

Собеседование предусматривает опрос специалиста членами экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам, соответствующим специальности, заявленной в квалификационной документации.

3.13. На заседании экспертной группы секретарь экспертной группы ведет индивидуальные протоколы специалистов, проходящих квалификационные процедуры (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Положению). Каждый индивидуальный протокол заверяется членами и председателем экспертной группы.

3.14. Решение о соответствии специалиста заявленной категории принимается по результатам тестирования, собеседования и с учетом оценки отчета о профессиональной деятельности специалиста и заносится в квалификационный лист.

3.15. Экспертная группа аттестационной комиссии на заседании принимает одно из перечисленных решений:

присвоить вторую квалификационную категорию;

повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой;

повысить первую квалификационную категорию с присвоением высшей;

подтвердить присвоенную ранее квалифицированную категорию;

снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой квалификационной категории;

лишить квалификационной категории (второй, первой, высшей);

перенести сроки аттестации;

отказать в присвоении квалификационной категории.

3.16. При лишении, понижении или отказе в присвоении более высокой квалификационной категории в индивидуальном протоколе специалиста указываются причины, по которым экспертная группа аттестационной комиссии приняла соответствующее решение.

3.17. Оценка квалификации специалиста принимается открытым голосованием при наличии на заседании не менее 2/3 числа членов экспертной группы аттестационной комиссии.

3.19. При принятии решения о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании.

3.20. Специалист имеет право пройти повторный квалификационный экзамен, но не ранее чем через год после принятия решения о несоответствии квалификационной категории.

3.21. Индивидуальные протоколы экзаменующихся специалистов направляются ответственному секретарю аттестационной комиссии для подготовки протокола заседания аттестационной комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Положению). Протокол заседания экспертной группы заверяется членами экспертной группы и утверждается заместителем председателя аттестационной комиссии.

3.22. Замещение члена экспертной группы другим лицом, не входящим в ее состав, не допускается.

3.23. Проект приказа о присвоении квалификационной категории готовится ответственным секретарем аттестационной комиссии на основании ее решения. Орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квалификационной категории.

3.24. В течение недели со дня издания приказа о присвоении квалификационной категории ответственный секретарь аттестационной комиссии оформляет документ о получении квалификационной категории, который подписывается председателем аттестационной комиссии и заверяется печатью органа, при котором она создана.

3.25. Документ о присвоении квалификационной категории выдается специалисту или уполномоченному им лицу (на основании доверенности) при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя, либо направляется посредством почтовой службы (с согласия специалиста).

3.26. Выданный документ о присвоении квалификационной категории регистрируют в журнале регистрации документов.

3.27. В случае утери документа о присвоении квалификационной категории на основании письменного обращения специалиста в аттестационную комиссию в течение месяца выдается дубликат. При его оформлении на левой стороне вверху пишется слово "Дубликат".

3.28. Квалификационная документация, копии приказов о присвоении квалификационных категорий и иных организационно-распорядительных документов, касающихся работы аттестационной комиссии, хранятся в аттестационной комиссии в течение пяти лет, после чего подлежат уничтожению в соответствии с установленным порядком.

3.29. Специалист имеет право ознакомиться с представленными на него в аттестационную комиссию документами.

3.30. Решения аттестационных комиссий в тридцатидневный срок со дня их вынесения могут быть обжалованы посредством направления заявления с обоснованием причин несогласия в органы, при которых созданы аттестационные комиссии, а также в Центральную аттестационную комиссию.

3.31. В конфликтных случаях работник может обжаловать решение аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.32. Информация (справка, выписка из протокола и др.) о специалистах, получивших квалификационную категорию, может быть выдана по письменному обращению самого специалиста или запросу правоохранительных органов.

IV. Формы работы аттестационной комиссии

4.1. Аттестационная комиссия:

анализирует деятельность специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, представивших документы на получение квалификационных категорий;

обобщает опыт работы и реализации квалификационных процедур и осуществляет предоставление ежегодного отчета в орган, при котором она создана;

рассматривает необходимость проведения выездных заседаний.

4.2. Необходимость проведения выездного заседания определяется аттестационной комиссией на основании ходатайств организаций и иных структур, представляющих интересы специалистов. При изучении вопроса о необходимости проведения выездного заседания аттестационная комиссия вправе запрашивать данные о количественном составе специалистов, желающих получить квалификационную категорию, и специальностям (направлениям), заявленным на квалификационный экзамен.

4.3. Председатель аттестационной комиссии направляет в орган, при котором создана аттестационная комиссия, обоснование о необходимости (отсутствии необходимости) проведения выездного заседания аттестационной комиссии.

4.4. При подготовке обоснования о необходимости (отсутствии необходимости) учитываются:

уровень загруженности экспертных групп аттестационной комиссии и их членов по основному месту осуществления трудовой деятельности;

обстоятельства, по которым специалисты, желающие пройти квалификационный экзамен, не могут явиться по месту заседания аттестационной комиссии;

количественный состав специалистов, желающих пройти квалификационный экзамен;

сведения о квалификации указанных специалистов, представленные организациями, в которых они осуществляют профессиональную деятельность;

возможность соблюдения при выездном заседании аттестационной комиссии требований, в том числе квалификационных процедур, установленных настоящим Положением.

4.5. Орган, при котором создана аттестационная комиссия, принимает решение о проведении выездного заседания аттестационной комиссии и утверждает своим приказом персональный состав аттестационной комиссии и экспертных групп, сроки проведения выездного заседания аттестационной комиссии и ее задачи.