Философия. Основные философские направления

Предмет философии.

Философия

Предмет философии

По количеству признаваемых первоначал

· Монизм (признает одно первоначало: Бог, Абсолют, Мировой разум, Материя и т.д.)

· Дуализм (признает два первоначала: Инь и Ян, Дух и Материя, Тьма и Свет и т.д.)

· Плюрализм (признает много первоначал: стихии, атомы, монады, дхармы и т.д.)

По качеству признаваемых первоначал

· Материализм (материя первична, дух вторичен)

· Идеализм (дух первичен, материя вторична)

o Объективный идеализм: духовное начало существует вне и независимо от нашего сознания

o Субъективный идеализм: духовное начало – само человеческое «я»

По методу познания

  • Эмпиризм (опирается на чувственный опыт – факты, наблюдения, эксперименты)
  • Рационализм (опирается на разум – аксиомы, доказательства, теоремы)
  • Иррационализм (опирается на «сверхразумные» источники познания – интуицию, откровение, озарение)

По пониманию Бога

  • Теизм (Бог как личность)
  • Деизм (Бог как безликая первопричина мироздания)
  • Пантеизм («Бог во всем»)
  • Атеизм (Бог – фикция)

По характеру философской системы

  • Метафизика – поиск предельных оснований бытия и познания (попытка постичь мир в его завершенности и однозначности)
  • Диалектика – отыскание истины в столкновении противоположностей (попытка постичь мир в его развитии и противоречивости)

Функции философии.

Разные исследователи выделяют разные функции философии. Их достаточно много. Большинством мнений главными признаются следующие функции философии.

Мировоззренческая – заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами философские концепции отличаются двойственным характером, выражающимся в тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.

Методологическая – состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия, которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение. К таким методам относится исторический метод. Функции философии во многом направлены на прояснение содержания главных принципов науки и практики.

Гуманистическая – проявляется довольно ярко и реализуется в предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной к людям. Поэтому она не ограничивает себя сугубо научным подходом, а также широко используется этический и эстетический подходы.

Практическая – заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.

Прогностическая – формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.

Критическая – относится и к другим дисциплинам, и к самой философии. Со времен античности актуальным принципом этой науки является постулат о подвергании всего сомнению. Под этим понимается не абстрактный нигилизм, а конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании

Жизнь и учение Конфуция.

Конфуций жил с 552 по 479 годы до нашей эры. Он родился (скорее всего) в аристократической семье. Это было время, которое получило название «период весны и осени» . Патриархальная власть императора сдавала свои позиции, а на ее место пришло властвование правителей отдельных царств. Отцом Конфуция был 63-летний чиновник Шу Лянхэ, а матерью 17-летняя наложница Янь Чженцзай. Очень скоро отец скончался и мат во избежание гнева законной супруги покинула дом вместе с сыном. Мальчик с детства много работал, жил в бедности и нужде. К нему очень рано пришло осознание того, как важно быть культурным и образованным человеком. Конфуций много времени тратил на самообразование и размышления. В молодые годы он служил министром юстиции в царстве Лу. Эта была эпоха перемен.

Имя мыслителя звучит как Кун Фу-цзы (Мастер Кун). Латинскую форму Конфуциус ввели миссионеры-иезуиты в XVI веке. Это имя со временем преобразовалось в Конфуций, а учение получило название конфуцианство.

Конфуций был основателем философской школы рю (цзю) – «моралисты, ученые». Основой построения совершенного общества, по его мнению, была гуманность (чжэн или рен). Важное место в общественном устройстве занимали концепция ли – выполнение ритуалов и обрядов, и ци – соблюдение нравственных норм в повседневной жизни. В качестве примера и эталона Конфуций приводил истинного джентльмена, высокоморального человека, который всегда поступает так, как считает нужным, независимо от обстоятельств и последствий. В основу конфуцианства легло почитание древней мудрости. Наблюдая за раздором и междоусобицами, которые царили тогда в Китае, философ обратил свой взгляд в глубину веков, когда были мир и гармония. Мечтой Конфуция было восстановить принципы правления, которыми руководствовались императоры Вень и Ву.

Тянь (небеса) Конфуций называл главной духовной целью человека. Основной задачей правителя (тяньцзы – «сын неба») было поддержание порядка. Свое учение он считал небесным, так как человек всегда должен стремиться к гармонии со вселенной. Но самое главное – это осознать свою цель и стремиться к ее достижению.

«Луньюй» - «беседы и суждения» - сборник наставлений и рассуждений на тему нравственности и общества. Это своеобразный кодекс поведения идеального человека. По одной из версий автором этой книги был сам Конфуций, по другой – его последователи. Повествование ведется в виде наставлений Мастера своим ученикам. Термин чжен – «человечный, гуманный».

Конфуций делит людей на три категории:

1. шень-рен – мудрец;

1. цзюнь-цзы – благородный человек, во всем следующий истине;

2. cяо-рен – «маленький человек», живущий не думая о моральных ценностях.

Сократ, его жизнь и учение.

Сократ - (жил в 469-399 годах до нашей эры), древнегреческий философ из Афин, один из родоночальников диалектики. Отыскивал истину путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о его учении - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Метод диалектики использовала для отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода (Майевтика).

Цель философии Сократа - самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на досократовскую и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 веков к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода: «досократики»), а последующего поколения софистов 5 века - к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина. В конце жизни Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты).

Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений.Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:

§ необходимостью каждому “познать самого себя”

§ “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.

С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке - методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

Познание самого себя, по Сократу, - это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле - знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании.По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше - к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.

Философия Г. В. Ф. Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии.

Создал систематическую теорию диалектики - науки, основанной на логике, системе понятий, разуме «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления - главный системообразующий принцип в философии

Г. В.Ф. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе).

Первооснова мира - Абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) - безличностная, вневременная творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания.

Она внутренне (имманентно) присуща всем проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей.

Центральное понятие диалектики Г. В.Ф. Гегеля - развитие как характеристика деятельности абсолюта.

Общая схема мирового развития заключается в:

1) сверхвременном движении абсолютной идеи в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие - ничто - становление; качество - количество - мера; сущность - явление - действительность - понятие - объект - идея, завершающаяся абсолютной идеей);

2) погружении себя в природу - в состояние инобытия и возвращение в себя через воплощение в человеке в формах психической деятельности (в мышлении, в осознании себя, обретении воли и других личностных качеств) («субъективный дух»);

3) сверхиндивидуальном «объективном духе» (право, мораль и нравственность - семья, гражданское общество, государство) и «абсолютном духе» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа).

Противоречие по И. Канту - внутренний источник развития, описываемого в виде триады.

Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем Г. В.Ф. в новых трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». (Основатель теории противоречия - Гераклит. Смысл диалектического противоречия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета.) Противоречие пронизывает всю философию Г. В.Ф. Гегеля.

Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себп и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики. История - «прогресс духа в сознании свободы, последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов.

Осуществление буржуазно-демократических требований Г. В.Ф. Гегель видел в компромиссе с феодально-сословным строем в рамках конституционной монархии.

Философия Л. Фейербаха.

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

большой интерес к социально-политическим вопросам;

убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Предмет философии.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Предмет философии - все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство

Основные философские направления.

Агностицизм – философское учение, сторонники которого отрицают способность человека к объективно-истинному познанию.

Аксиология – философское учение о происхождении и эволюции ценностей, их структуре и месте в обществе.

Антропоморфизм одна из фундаментальных характеристик мифологического сознания, которая заключается в переносе психо-физиологических качеств человека на предметы природы и уподобление их человеку.

Антропоцентризм – характеристика философских концепций, рассматривающих человека как центр и высшую цель Вселеннойэ

Артефакт – понятие, обозначающее все созданное человеком.

Герменевтика – (от греческог – объяснять) – искусство и теория истолкования текстов, название одного из направлений в современной философии, которое понимание рассматривает как условие социального бытия.

Гносеология – теория познания, раздел философии, изучающий возможности, формы и способы познания мира человеком.

Гуманизм – фундаментальная характеристика философии Возрождения, система представлений о самоценности человека, его праве на свободное творчество в сфере природного и социального бытия с целью его совершенствования в соответствии с принципами разума.

Дуализм – философское учение, сторонники которого признают существование двух равноправных и независимых друг от друга субстанциальных начал мира: духа и материи.

Диалектика – философское учение о фундаментальных закономерностях развития мира и человека, философский метод, основанный на принципах противоречивости всего сущего, взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости явлений и процессов.

Идеализм – понятие для обозначения философских учений, авторы и сторонники которых атстаивают первичночть духовного (сознания) над материальным. Родоначальником идеализма в философии традиционно считают Платона.

Иррационализм – (от латинского irrationalis – неразумный) – философский принцип, ограничивающий либо отрицающий разумность человека и рациональность мира и утверждающий алогичность бытия.

Креационизм – (от латинского creatio творить) – фундаментальный принцип средневековой философии, религиозно-философское учение о сотворении мира Богом из ничего.

Логос – понятие древнегреческой философии, введенное Гераклитом для обозначения космического закона, придающего миру единство, гармонию и красоту.

Логика – наука о правилах и законах мышления.

Монизм – философская концепция, сторонники которой отстаивают существование одного и единого (материального или идеального) начала бытия.

Материализм – направление в философии, сторонники которого отстаивают первичность материи над духом (сознанием).

Метафизика – философская теория о первых условиях бытия, началах всего сущего, которое постигается не чувствами а разумом. В новоевропейской философии выступает как метод, основанный на требовании рассматривать вещи обособленными, неименными и постоянными.

Миф – архаическое повествование о деяниях богов и героев, в которых отображены представления древних людей о происхождении и существовании мира. Исторически первый тип мировоззрения, основывающийся на вере в существование сверхъестественных сил. Характерными чертами его являются антропоморфизм, синкретизм, и супранатурализм.

Номинализм – философское учение средневековой схоластики, утверждающее, что реально существуют только отдельные, единичные вещи, а понятия (универсалии) существуют только в мышлении как имена (латинское nomen – имя) этих вещей.

Натурфилософия – первая форма античной философии, философия природы, объектом которой выступали умопостигаемые условия ее существования.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога с миром, растворяющее Бога в мире.

Плюрализм – философская концепция, которая признает и отстаивает наличие нескольких и даже множества субстанциальных начал бытия.

Провиденциализм – один из фундаментальных принципов средневековой философии, религиозно-философское учение о предопределенности всего сущего, его подчиненности воле Бога, который перманентно правит миром, человеческой историей и судьбой каждого человека.

Психоанализ – влиятельное направление в постклассической философии, которое природу человека выводит из бессознательного как главного мотиватора его поведения.

Рационализм – способ философствования, который основой познания и поведения человека признает разум.

Реализм – философское учение средневековья, отстаивающее реальное существование общих понятий (универсалий), образующих иерархию духовных сущностей во главе с Богом.

Ревеляционизм – принцип средневековой философии, религиозное учение о божественном откровении как источнике всех возможных истин и самом надежном способе познания.

Редукционизм (от лат. Reduktio – отступление назад, возвращение к первоначальному состоянию) – методологический принцип сведения высших форм существования к низшим.

Религия – исторический тип мировоззрения, основанный на вере в существование потустороннего мира, заселенного сверхъестественными силами, которые обуславливают существоание мира и определяют поведение человека.

Секуляризация – процесс освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии и церкви, а социальных институтов и отношений от религиозного санкционирования.

Сенсуализм – способ философствования, рассматривающий чувства в качестве единственного источника истинного познания.

Скептицизм – философское учение, сторонники которого отрицают наличие механизмов соотношения знаний и объективной реальности и на этом основании сомневаются в способности человека к истинному познанию и утверждают его гипотетический харктер.

Субстанция (от лат. Substantia – сущность, то, что лежит в основании) – то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира.

Субъективный идеализм – направление в философии, отстаивающее зависимость мира и его свойств от сознания человека. Крайним выражением субъективного идеализма является солипсизм, признающий только существование единственного Я.

Схоластика – этап в развитии средневековой философии, форма религиозного философствования, для которой харктерно принципиальное подчинение философии,азума богословию и стремление соединить религиозные догматы с рационалистическими средствами познания.

Философия – теоретическая форма мировоззрения, наука об универсальных законах развития природы, общества и мышления.

Экзистенциализм – влиятельное направление в постклассической филдософии ХХ в., философия существования.

Эмпиризм направление в теории познания, представители которого признают опыт источником познания и утверждают, что содержание его представляет собой описание этого опыта.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия в системе культуры

Раздел і философия в системе культуры.. тема философия как феномен культуры цель изучения темы усвоить и осмыслить причины и условия формирования философии ее структуру и статус в современной..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Усвоить и осмыслить причины и условия формирования философии, ее структуру и статус в современной культуре
Социокультурные предпосылки возникновения и развития философии, ее связь с историческими формами социальной практики. Проблема генезиса философии. Основные концепции происхождения философии. Связь

Определение путей эволюции социально-политической и философской мысли Беларуси в национальном и общеевропейском контексте
Социокультурные условия формирования белорусской философской мысли, яе духовные источники и основные этапы развития. Философско-эстетические и этические исследования на территории Беларуси Х – ХІІІ

На основе анализа онтологической проблематики осмыслить роль философии в рациональбном постижении мира человеком
Мир как объект философского постижения, основные стратегии его познания. Метафизика и онтология, эволюция их статуса в историко-философской традиции. Бытие как философская категория и культурологич

Понять сущность человека и способы и формыего присутствия в мире
Человек как предмет философского познгания. Эволюция философских представлений о человеке. Образ человека в истории философии и культуры. Философская антропология, ее предмет, цели и задачи.

Раскрыць сущность сознания как способа духовной ориентации, познгания и преобразования мира человеком
Проблема сознания и способы ее решения в философии. Субстанциальный, функциональный и социокультурный подходы к анализу сознания. Способы асмысления проблемы сознания в современной философии.

Определить место социальной проблематики в рамках философских знаний и выявить специфику общества как саморазвивающейся системы
Общество как предмет философского познания, его специфика. Эволюция представлений о природе общества в истории философии. Основные исследовательские программы в обществоведении: натуралистическая,

Осмыслить феномен культуры как содержания социальной жизни и сферы осуществления человеческой свободы
Понятие культуры, варианты его интерпретации. Аксиологический, семиотический, социологический, деятельностный подходы к анализу и оценке культуры. Культура как сфера специфически человечес

Философия и мировоззрение
Так что же такое философия? Чтобы понять это, необходимо обратить внимание на те вопросы, которые с самого начала она ставит перед собой. Философия сориентирована не на исследование конкретных пред

Предмет философии в его исторической динамике
Ответ на вопрос о том, что изучает философия, необходимо искать в ее статусе теоретического типа мировоззрения. Мировоззрение же всегда обращеноь к основаниям мира и человека, к первичным условиям

Структура философии
Одновременно с процессом формирования и исторических модификаций предмета философии происходит и ее структуризация, те есть становление и развитие основных разделов философских знаний. Уже античная

Методы философского исследования
Своеобразие и специфика предмета философии подводит нас к выводу о том, что 1) этот предмет существенно отличается от предмета конкретных наук и 2) что познание этого предмета требует иных, чем кон

Статус философии в современной культуре
Отличительной чертой нашего времени является его трагичность. ХХІ век, в который мы недавно вошли, только подчеркивает эту трагичность. А нарастающее осознание того, что это не просто хронологическ

Философская мысль цивилизаций Древнего Востока
Предпосылки возникновения и развития философии формировались в период перехода древнего общества от века бронзы к веку железа. По мнению Чанышева все древние сообщества века бронзы имеют р

Основные этапы развития античной философии
Предпосылки возникновения античной философии формировались в IX – VII вв. до н.э. в процессе становления и укрепления общества века железа. Этот процесс в европейском средиземноморье происходил зна

Периодизация античной философии
Традиционно в истории античной философии выделяют три основных этапа. Первый этапохватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим.

Философия европейского средневековья
Путь к пониманию средневековой философии проходит не через строго очерченные хронологические границы ее развития. Такое ограничение просто невозможно. Действительно, когда начинается средневековье?

Философия Возрождения: особенности и круг проблем
Пенессанс – это эпоха рождения новой цивилизации, которая принципиально отличалась от традиционного средневекового общества. Основой этой цивилизации является промышленность с широким разделением т

Новоевропейская философия
Основные черты философии XVII века и ее связь с исторической практикой XVII век был периодом мощного подъема новой индустриальной цивилизации, основания которой формировались в э

Идеалы просветительской философии
Просвещение как эпоха и как интеллектуальное движение, в которое были втянуты все страны цивилизованной Европы,– явление такое сложное и многозначное, что его характеристику можно начинать с самых

Западноевропейская философия второй половины ХІХ века
Переосмысление классического философского наследия вообще и классической немецкой философии, в частности, начинается примерно в середине ххІ в. и осуществляется в двух направлениях

Социокультурные предпосылки формирования белорусской философской мысли
Интеллектуализация духовной жизни Беларуси осуществляется под мощным влиянием христианства. Крещение старобелорусских земель не только укрепляло торгово-экономические связи с христианским миром, но

Основные этапы развития белорусской философской мысли
Ранний этап становления белорусской философской мысли связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климентия Смолятича. Этическая тематика здесь преобладает над всеми другими тем

Философское учение о бытии
Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами,

Проблема субстанции в философии
Первым и общим признаком бытия является существование. Но что выступает его первопричиной, адиной первоосновой? Для обозначения такой первоосновы в истории философии пользовались категорией субс

Философское учение о материи
Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессенеоднократно меняло свое содержание. Первоначально под матеорией понимали опре

Существуют две основные концепции происхождения философии. Существует формальное единство этих концепций. Оно проявляется даже в их названии: мифогенная, гносеогенная, то есть обе видят возникновение философии структурно одинаково – как генезис. Необходимо заострить внимание на следующем: речь идёт о генезисе философских идей. То есть возникновение философии считается объяснимым через описание процесса формирования (генезис) особого философского предмета (некоторое формально содержательное единство – то есть не только «о чём», но ещё и «как»). Сам процесс генезиса предстаёт как переход «От мифа к логосу». Эта формула и является общей для всех концепций.


Что можно в целом сказать об этой формуле и о генезисе как таковом? Он представляет появление философии как естественно-исторический процесс, то есть:

1) это линейный процесс;

2) с необратимой сменой стадий (был Миф, появился Логос – и Миф более невозможен);

3) где стадии поступательным образом сменяют друг друга;

4) согласно каузальной зависимости, а значит

5) непрерывность (которая все объясняет) обеспечивается тем, что в любой последующей стадии нет ничего того, что не было бы заложено в предыдущей .

Почему «от мифа»? Философия возникает путём происхождения, но про-исходить нужно откуда-то. Поскольку до философии был господствующим миф, философии остаётся исходить «от мифа». При этом «от мифа» можно происходить , развивая миф, о чём и будет говорить мифогенная концепция, либо «от мифа» можно отталкиваться – гносеогенная концепция. Вторая часть формулы: «Логос» – это результат развития «первобытного» состояния, который сам первобытным уже не является. Это предметное мышление, способное к рефлексии и оформленное в понятиях, мышление, продуцирующее идеи. То есть это то, что и есть философия.

На какие вопросы следует отвечать, чтобы получить концепцию происхождения философии, понятой вышеуказанным образом? А. Н. Чанышев предложил пять вопросов: «Из чего?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Почему?».

Вопросы «Когда?» и «Где?» -- о пространстве и времени должны вскрыть исторические условия, а точнее причины возникновения философии. «Из чего?» -- вопрос о «субстрате» философии, то есть об источнике ее содержания. «Как?» -- освещение логики процесса перехода субстрата («из чего») под воздействием исторических условий («когда--где») от первобытно-аморфного к понятийно-оформленному состоянию. Все вместе ответит на вопрос «Почему?». Не трудно заметить, что таким образом можно спрашивать только о происхождении предмета (в данном случае -- предмета философии). Итак, сама эта структура (равно как и то, что за ней скрывается) является общей для всех концепций. Они лишь по-разному отвечают на вопрос «Из чего?».

Гносеогенная концепция. Ее сторонниками являются, например, Богданов и Г. Спенсер. Эта концепция восходит к просветительскому рационализму, склонному отождествлять философию с научным рационализмом вообще. Как концепция возникновения философии она была оформлена позитивистами, а потому сводила философию к науке (теоретическому естествознанию). С точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом, по мере того, как оно аккумулировалось, стало мифу противоречить, и в конце концов эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. То есть философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов.

Недостаток (внутренний) гносеогенной концепции в том, что ей не удается выстроить генетическую цепочку, хотя она на это и претендует. Как объяснить умозрительный характер философии, который никак не вытекает из опыта? Из прикладных знаний (а только такие и были) никак не может возникнуть сам принцип общей теории (тем более, стремящейся говорить о первоначалах). Таким образом, генезисной цепочки не получилось, и это такой недостаток, который грозит обернуться провалом всей концепции.

В самом деле, есть ли прямая преемственность между эмпирическим опытом и философской рефлексией? Возможны ли причинно-следственные связи от пранауки к философии? Если науку понимать в европейском смысле, то этот тезис следует перевернуть: только философская рефлексия может пересмотреть опыт и из прикладных знаний сделать науку, что и случилось в Греции. Таким образом, философия сама является фактором появления науки.

Итак, следует признать, что гносеогенная концепция не состоялась хотя бы потому, что существенно модернизирует античность с позиций позитивизма. Она называет причиной философии то, что само могло возникнуть только в результате функционирования последней.

Мифогенная концепция, сторонниками которой являлись Корнфорд, Томсон, Лосев, а ниточка тянется от Гегеля, является гораздо более серьезной и не имеет недостатка гносеогенной. Для этой концепции философия выступает как высшая стадия мифа, до которой тот добрался путем естественного развития. Философию здесь понимают, как «Логос мифа», «мифологию в зеркале рефлексии», «понятийно оформленное мифологическое мировоззрение» – и проч., и проч. Короче говоря, философия здесь появляется тогда, когда натурфилософы начинают на абстрактном языке излагать Гесиода, делая из «Теогонии» теорию, то есть зрелище для ума.

Мифогенная концепция имеет преимущества по сравнению с гносеогенной – она отвечает своему названию – то есть показывает генезис как непрерывный процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии. Миф и философия связаны сущностно, т.к. оба заняты соотнесением человека и сущего в целом. Это то, что авторы называют мировоззренческой функцией. Налицо множество переходных форм – спектр от классического мифа до классической философии разворачивается непрерывно.

Но у мифогенной концепции есть другой недостаток – философия в ней перестает быть новостью, а миф объявляется изначально предрасположенным к философствованию. Реакцией на эти трудности было появление компромиссной концепции, которая попыталась объяснить их односторонностью мифогенного и гносеогенного подходов. А чтобы избежать проблем было предложено объединить две концепции, как дополняющие друг друга, в одну. Философия, также, как и миф, появилась в качестве мировоззрения, но объясняла она мир, опираясь на объективное знание, к тому же абстрактно оформленное. То есть натурфилософы говорили о мире в целом, описывая его через взаимодействие природных сил, и излагали свои идеи в понятиях.

Но такого рода компромисс не мог снять проблемы, которую влечет за собой генезисный ход сам по себе: если философия возникает из чего-то внешнего, то она не философия, если из чего-то внутреннего, то она не возникает. Эта трудность генезисного подхода имела другую сторону, именуемую ориентализмом. С чем ни связывай источник философии – с мифом ли или с эмпирическим знанием, – Греция не являлась «монополистом» в обладании ни тем, ни другим, ни даже тем и другим одновременно. И тогда приходилось говорить о восточных корнях философии или, точнее, об отсутствии всяких корней -- получалось, что философия вечна. Иначе необходимо признать, что предфилософия была решительно везде, но не развилась в философию потому, что не умела абстрагироваться от чувственно-конкретных образов. Но каков генезис способности к абстракции, рефлексии, теоретичности? Фактор, решающим образом влияющий на движение «от мифа к Логосу», автоматически возводящийся в ранг главной и единственной причины (других-то нет), размещается авторами концепций в социально-экономической сфере. Таким образом, причиной того, что предфилософское состояние оформилось в философию, является особая степень развитости греческой экономики. Речь идет о цепочке: железо -- товарно-денежные отношения-- рабство, детерминистически действующей на состояние умов, поскольку деньги и разделение труда предполагают навык абстрактного мышления.

Подведём итог. Итак, речь шла о принципиальном единстве двух существующих концепций. Оно заключается в реализации одного и того же мыслительного хода – генезисного. При этом все концепции объясняли возникновение философии генезисом идей.

Наиболее распространенной и влиятельной является мифогенная концепция (Гегель, А.Ф. Лосев, Дж. Томсон и др.). В ней отражен тот факт, что философия не могла появиться на пустом месте. Ее возникновение было подготовлено такой универсальной формой духовного освоения мира человеком и духовой жизни первобытной эпохи, как мифология .

Поэтому необходимо остановиться на том, что такое мифология и какова ее роль в возникновении философии.

Мифология представляет собой художественно-образную переработку в сознании людей окружающей их действительности. Она носила синкретический, нерасчлененный характер. В ней переплетались и были нераздельно слиты зародыши всех последующих форм мировоззрения: религии, нравственности, искусства, философии и науки. Интеллектуальное своеобразие мифа заключалось в том, что мысль в нем выражалась в конкретно-чувственном эмоциональном образе, в метафоре.

Огромное историческое и культурное значение мифологии связано с тем, что в ней были поставлены важнейшие мировоззренческие вопросы, касающиеся устройства мира, возникновения человека и его места в нем, проблемы существования богов и их места в мире, исторических событий в жизни того или иного народа. В силу этого можно дать следующую классификацию мифов:

· космологические мифы. Они отражали представления древних людей о том, как устроен мир, из чего все произошло, что такое природа, как она устроена и др. При этом природные явления обожествлялись и олицетворялись;

· антропологические мифы. В них зафиксированы представления древних о возникновении человека, его своеобразии по сравнению с другими живыми существами, стадиях жизненного пути, понимание жизни и смерти, роли судьбы и богов в жизни человека. Важным вопросом был также вопрос о соотношении души и тела, происхождении души, ее природе и значении для человека;

· социально-культурные мифы. Они были посвящены культурным достижениям людей, связанным с освоением огня, различных ремесел, земледелия, обрядовой стороной жизни и т.д.;

· исторические мифы. В них образно, с участием конкретных героев и богов, описывались наиболее значимые исторические события в жизни того или иного народа.

Кроме отмеченного синкретизма мифологического сознания и художественно-образного восприятия действительности, для более глубокого их понимания необходимо отметить также, что миф соединяет в себя правду-истину с вымыслом. Реальные явления жизни в мифе причудливым и органическим образом смешивались с фантазией. В мифах также не различаются естественное и сверхъестественное. Деятельность людей и богов рассматриваются и воспринимаются как одинаково реальные, происходящие на самом деле. Души умерших людей живут рядом и влияют на ход событий.

Характерным для мифа является отсутствие линейного восприятия времени как текущего от прошлого к настоящему и будущему. Существовало круговое его восприятие, означающее вечное возращение, т.е. повторение одних и тех же циклов, что объясняется слитностью древнего человека с природой, жизнь которой и навязывает представления о цикличности времени.

Историко-культурное значение мифологии огромно. Являясь наиболее древней формой духовного освоения мира человеком, она увязывала отдельные представления о мире в единую, образную картину мира, способствовала сохранению и передаче социального опыта, культуры от поколения к поколению.

Особенно следует отметить то, что в рамках мифа развивается мышление древних людей. Прежде всего это способность к диалектическому мышлению – в мифах фиксируются устойчивые пары противоположностей: жизнь - смерть, день - ночь, свет - тьма, порядок - хаос и др. Закладываются также основы причинно-следственного (генетического) мышления - все новое рождается от брачного союза противоположностей. В рамках мифологического мышления развивается также способность к абстрагированию (отвлечению). В мифологических образах происходит слияние общего и единичного. Так, например, бог времени Хронос олицетворяет время вообще, Зевс - грозные силы природы.

Рассматривая особенности мифологии как наиболее раннего типа мировосприятия и мировоззрения, сторонники мифогенной концепции происхождения философии обосновывают свой главный тезис: «От мифа к логосу».

Действительно, все последующие формы общественного сознания зародились в рамках мифологии и были пронизаны мифологическим мировосприятием, предполагавшим безусловное доверие к мифам со стороны людей. Тем не менее, в рамках данной концепции, сложно объяснить, как из чувственного восприятия мира, характерного для мифологии, возникает качественно новый тип рационалистического восприятия мира, основанного на универсалиях и критическом отношении к знанию.

Другой духовной предпосылкой зарождения философии явилась религия. Она – одна из древних форм мировоззрения, особый способ духовного освоения мира человеком, основанный на вере. Вера – это особое чувство, переживание, эмоциональное состояние, характеризующие внутренним согласием, принятием предмета веры.

Особенность религиозного мировоззрения состоит в том, что мир в религии удваивается, он делится на естественный, видимый мир, и сверхъестественный, невидимый, мир земной и мир небесный, посюсторонний и потусторонний. Природа религии очень сложна, ее возникновению способствовали гносеологические, психологические и социальные основания.

Психологические корни религии связаны с неискоренимой потребностью человека в счастье, положительных эмоциональных состояниях, стремлении избавиться от леденящего душу страха. Несоизмеримость человека и мира порождает веру в существование могущественных высших сил, которые управляют миром и в руках которых человек – игрушка. Для того чтобы защитить себя от их произвола, человек начинает поклоняться им, молить их о пощаде.

В ощущении своего бессилия перед могуществом природы человек делал предметом своего почитания и поклонения ее стихии, окружающие вещи, растения, животных. Тень, упавшая от него на землю, наводила на мысль, что у него есть бессмертный двойник, а затем - о наличии в собственной осязаемой оболочке некого духа, души, способных покидать ее и переселяться в других людей, животных. Возникла вера в духов, пребывающих во всех неодушевлённых предметах - камнях, деревьях. Эту веру в одухотворённость вещей или анимизм (от греческого anima - душа) англий­ский историк культуры Эдуард Тейлор назвал "первой философией перво­бытного человека".

В древности возникли и другие верования. Одним из наиболее распространённых верований был тоте­мизм . Тотем означает почитаемое первобытным родовым сообществом животное, от которого зависело их существование и которому поклонялись, как прародителю рода. В тотемизме отражалось своеобразие жизни первобытных общин с особенностями их охотничьего быта.

В более позднее время формируются представления о всесильных и всеведущих богах, способных стать источником благодати и одновременно - кары для тех, кто не достоин. Религия превращается в «сердце бессердечного мира», в стража и гаранта общественной нравственности.

Рассматривая мифологию и религию как формы духовной жизни первобытных людей, важно подчеркнуть, что они явились необходим этапом в эволюции человеческого сознания и познания.

Миф возникает на основе чувственного восприятия мира. Это особое мироощущение, которому была придана словесная форма. Сознание, ещё не оснащённое достаточными знаниями, но наполненное мифи­ческими представлениями, уже угадывало в фактах природы и общественной жиз­ни необходимые общественные связи, вскрывало определённую упорядоченность. Подмечались периодичность физиологических процессов организма, ритмичность трудовых действий, повторяемость дня и ночи, времён года, сезонов возделывания земли, сбора урожая, охоты и рыболовства.

Восприятие людьми циклов и ритмов, с которыми они затем стали соотносить свое взаимоотношение с окружающим ми­ром, можно признать первым всеобъемлющим обобщением в истории человечества.

Многие причи­ны существования предметов и явлений природы были неизвестны древнему чело­веку, но только ощущались им, при чём с точки зрения либо пользы, либо вреда, которые они могли принести. А в таком случае невозможно было не заподозрить за любым явлением мира сознательно действующую волю. Мысль о ней наводила на предположение о наличии за всем окружающим живого, мыслящего существа - божества.

Бог - тоже обобщение, причём такое, в котором выражено признание господства над миром сверхъестественных сил. В этом вся суть религиозного сознания.

Однако, чтобы проникнуть внутрь мира, постичь существо глубинных связей, его внутреннюю закономерность, причинную обусловленность вещей и событий, требовалась иная сила абстракт­ного мышления, ещё не доступная в условиях первобытной жизни. Такова суть мифогенной концепции происхождения философии.

Представители другой, социогенной концепции , считают, что решающую роль в возникновении философии сыграли социально-экономические факторы. С этой точки зрения философия появилась на той ступени культурной эволюции человека, когда с развитием производительных сил начали исчезать общинно - родовые связи, и на месте первобытного коллективизма стало формироваться новое общество, основанное на частном владении и использовании рабского труда. Новые обществен­ные отношения обусловили более высокую производительность человеческой деятельности. В свою очередь это привело к отделению умственного труда от физи­ческого, резкому социальному расслоению, выделению родовой знати, возникновению городов-полисов.

Эти обстоятельства социальной жизни древнего общества способствовали возникновению и развитию новых психических функций и нового уровня мышления.

Ж.-П. Вернан, сторонник концепции социогенного происхождения философии, связывает возникновение таких важных психических функций, как произвольное запоминание, активное внимание и отвлеченное (абстрактное) мышление с изменениями в общественной жизни древних греков, прежде всего с возникновением городов – государств. Важное значение имело становление демократии с ее состязательностью, борьбой мнений и свободой критики. Закономерным следствием этих социальных процессов становиться возникновение греческой теоретической мысли, а на ее основе - не только философии, но и астрономии, математики и других форм, и типов рациональности.

Современное понимание происхождения философии немыслимо без решения вопроса о том, почему философия зародилась почти одновременно в нескольких регионах мира. Ответ на этот вопрос следует искать в общих закономерностях развития конкретных обществ Запада и Востока.

К таким общим закономерностям можно отнести, прежде всего, переход от первобытности к цивилизации, от присваивающей экономики к экономике производящей, породившей радикальные изменения в социальной, этнической и духовной жизни людей. При этом важное значение имеет появление городов, в рамках которых возникают принципиально новые формы жизнедеятельности, формирующие познавательные потребностей людей, и прежде всего их способности к абстрактному, рациональному мышлению, мышлению в форме понятий, преодолевающего эмпиризм и чувственную конкретность первобытного мышления.

Для того, чтобы ответить на вопрос о зарождении философии следует ответить на три вопроса:

  1. Когда и где?
  2. Из чего?
  3. Почему?

Когда и где?

Философия зарождается приблизительно в 8-6 в до н.э. в трех центрах древних цивилизаций: Индия, Китай и Древняя Греция. Хотя были и другие цивилизации, но формирование философской мысли там не прослеживалось. Существуют разногласия по времени возникновения из-за неоднозначности различия между мифом и и философским мышлением. Самой системной философии предшествовала предфилософия - совокупность дискурсивных мыслей, где каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что порождает последовательность и системность размышлений. Философия Древней Греции считается более теоретичной на фоне философия Востока.

Из чего?

К источникам философии можно отнести:

народное творчество в целом и особенно мифы

накапливающийся опыт

Философия изначально проявляет себя через размышления в литературных произведениях, например у Гомера и Гесиода, т.е. изначально были древние летописи. Далее, для выражения философских систем формируется особый язык - понятийно–логический, тогда как в мифах используется язык образов. На этот счет Гегель высказался символично и достаточно точно «Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения». Существует три основных концепции происхождения философии:

  • Мифогенная
  • Гносеогенная
  • Теологическая

Но однозначного приоритета для философов ни одна из концепций над другими не имеет

Мифогенная. Философия как закономерная трансформация из логики собственного развития мифа. Меняется форма изложения, тогда как проблемы поднимаемые в мифах (происхождения мира, отношения человека и мира, цели существования) остаются. В последующем персональные размышления отдельных людей, благодаря системности изложения становятся обобщающей филосфоской теорией. Эту концепцию можно назвать концепцией рационализации мифа и её придерживались Гегель, Лосев, Коннфорд.

Гносеогенная. Философия как результат обобщения знаний по космогонии, медицине и прочим актуальным вопросам для древней Греции. Пропагандировалась Богдановым.

Теологическая. Концепция возникает с момента зарождения богословской традиции и придерживается мысли, что философия это последующая реализация человеком дара божьего.

Каждая концепция имеет «за» и «против» и современная научная мысль объединяет их, считая, что философия возникла под воздействием нескольких факторов - мифологии, накопления знаний, науки.

Почему?

Действительно требовала системного теоретического обоснования и мифологическая разрозненность образов уже не удовлетворяла, тех кто мог не заботиться о хлебе насущном. Свободно время от труда позволяла человеку проявлять свой творческий дух в размышлениях о смысле бытия и обустройстве мира.

Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса». А Пифагор высказал следующую мысль: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть».


Прежде всего, обратим внимание на то, что философы высказывали и высказывают свое философское осмысление общества с позиции своего мировоззрения, интересов определенных социальных сил, которые они выражали. Это наглядно проявилось в различных их идеях, концепциях, школах.

Иррационализм

Это философское направление наложило большой отпечаток на мышление многих философов, на концепции, школы. По высказываниям самих сторонников иррационализма, это понятие обозначает то, что находится по ту сторону человеческого разума, что непостижимо ему и не может быть понято (Шеллинг, Ницше, Шопенгауэр, Кьеркегор). Игнорируя веру в человеческий разум, созидательную деятельность человека, иррационалисты утверждают, что в окружающей людей действительности, в самом обществе, его истории все хаотично, лишено закономерностей управления, ибо все подчинено так называемой «слепой воле». В этом философском направлении игнорируется объективный ход истории, отрицается, как было сказано, деятельная роль человека, его содействие социальному прогрессу в соответствии с требованиями социальных законов.

«Философия жизни»

Представителем этой концепции был немецкий философ Ф.Ницше (1844-1900 гг.). Ницше сделал попытку внести в историю так называемый «поток жизни» «естественный, ничего реально не содержащий». Он подвергает критике демократизацию, христианство, идеологию. Философия Ницше складывается в период усиления иррационалистических направлений в буржуазной философии. Основными понятиями в его философии были «мир», «жизнь», «вещь», «становление», «человек». Ницше считал, что в основе мира лежит воля - движущая сила «становления» как стремления к власти и расширению своего «Я». В философии Ницше «жизнь» подменяет понятие «бытие», которым оперирует материалистическая философия. У Ницше эти понятия противопоставляются, отрываются друг от друга. Ницше утверждал, что жизнь есть становление бытия. Он пишет: «Нет бытия, есть только становление - жизнь», понятие «жизнь» - это первооснова всего, в том числе самого общества. Он считал, что «жизнь» есть такое творческое созидание, в котором человек познает самого себя, свои силы, возможности, находит путь к душе, космосу, абсолюту.

Но это не все и, пожалуй, не главное в его философии. Главное в том, что, как пишет Ницше, «жизнь есть стремление к чувству власти», а это стремление, но Ницше, требует переоценки морали общества. По его учению, человек должен быть свободен от норм морали и моральных обязательств перед другими, ибо это не сочетается с «волей власти», ибо стремлению человека к власти должно быть подчинено сознание человека, его чувства, мораль. По учению этого философа, стремление к власти должно быть жизненным девизом человека, власть должна проявляться, - писал Ницше, - даже тогда, когда вы идете к женщине и берете с собой плетку. Однако, по мнению Ницше, на это способен не каждый человек, не каждый удовлетворяет этим требованиям; на это способен лишь так называемый сверхчеловек, причем человек арийской расы, способный подчинить себе другого.

Концепция «Мировой воли»

Выступая против историзма, автор этой концепции немецкий философ А. Шопенгауэр считал, что началом всего является мировая воля. Сущность мира, общественная жизнь проявляются как мировая воля на разных ступенях ее объективности. В своем труде «Мир как воля и представление» он выступал против диалектики Гегеля и против гегелевского историзма. Шопенгауэр считал, что жизнь человека обречена на вечное страдание и оно неотвратимо. То, что считается счастьем, - лишь временное освобождение от страдания, за которым неизбежно следует новое страдание, поэтому и напрасны борьба, стремление людей к счастью, благополучию. Он утверждал, что человек изолирован от окружающей его среды, в том числе и социальной. Он сам создает свой мир, свое суеверие, богов, демонов, святых. С растворением индивидуальной воли, считал Шопенгауэр, в воле мировой человек переходит в ничто, в небытие, а за ним в небытие переходит весь окружающий мир, так как без субъекта нет объекта.

Экзистенциализм. (Философия существования)

Из этой концепции мы выделим те ее положения, которые относятся к обществу и его жизни. Одним из видных представителей этой концепции является Ж. П.Сартр. Касаясь социальных проблем, он считал, что кризисы в обществе как катастрофические события происходят по причинам неустойчивости, уязвимости индивидуального бытия, существования человека, а также в силу хрупкости, неустойчивости бытия общественного. Сартр утверждал, что за все, что происходит в обществе, его истории несет ответственность «свободный человек» свободный от морали, нравственных норм поведения, которые он сам определяет. Свободно существующий человек существует независимо от общественных обязательств, потому что он есть сам по себе и ничто, кроме него самого, не определяет ни его мораль, ни мотивы его поступков, желаний. Во всем этом «самосуществующая» личность противопоставлена социальной среде, в которой она живет, - это во-первых. Во-вторых, суть экзистенциализма - индивидуализм, переоценка себя, своих возможностей, своей роли в обществе.

Философия истории А.Тойнби (1889-1975 гг.)

В философии истории английского философа Тойнби очевидно влияние Шопенгауэра. В свою очередь идеи, воззрения Тойнби оказали влияние на многих западных философов и получили широкое распространение. По утверждению Тойнби, каждая цивилизация проходит ряд этапов: стадию возникновения, стадию роста, стадию надлома и гибели, уступая место другой цивилизации. Движущей силой развития цивилизаций он называл «творческое меньшинство» как носитель жизненною порыва - это социальная верхушка, элита, стоящая во главе общества и увлекающая за собой остальную массу людей.

Рассматривая цивилизации в их движении, изменении, Тойнби отрицал единую цивилизацию, по его же мнению, не существует и единой истории человечества, а есть, как уже сказано, лишь история замкнутых отдельных цивилизаций. В качестве критерия развития он считал Божественный Логос, а ответ людей на Логос и есть содержание общественного прогресса, самоопределения и движения цивилизаций, в том числе развития и самоопределения личности.

Взгляды Тойнби на общественную жизнь нашли свое конкретное проявление в том, что, как уже было сказано, не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных, замкнутых цивилизаций, которых, по его мнению, было много (более 20), а затем он свел их к пяти цивилизациям: китайской, индийской, исламской, русской и западной.

Психологическое направление

Представители этого направления американский социолог Л.Уорд (1841-1913 гг.) и его последователь француз Г.

Тард (1843-1904 гг.) искали объяснение социальных процессов, событий в психологии общественных классов, социальных групп, наций.

Л.Уорд утверждал, что причиной, обуславливающей человеческую деятельность, являются желания, которые он рассматривал как первичное в удовлетворении потребностей людей в пище, одежде, тепле и т.д. Он писал, что в таких областях, как социальные свободы, творческая деятельность, эстетические потребности, действуют особо сложные желания. Эти желания, как пишет Уорд, порождают волю, а желание и воля - та сила, что определяет развитие общества. Далее он пишет о том, что человек, хотя и осознает свои желания, влечения, почти бессилен перед ними, не может ими управлять, по сути, слепо им следует. Но тут же пишет, что человек должен уметь управлять своими поступками, действиями, так как этого требует цивилизация. Л.Уорд выдвинул проблему законов и принципов социальных действий людей, осуществление которых происходит под влиянием все тех же желаний, влечений, воли.

Другой представитель психологического направления Г.Тард писал, что движущей силой социальных групп, общества в целом является индивидуальная и групповая психика людей, их психологический настрой. Он также считал, что в процессе взаимодействия человека и социальной группы они подражают друг другу, и это есть способ их существования и развития. Он пишет: «Подражание - таков основной элементарный общественный процесс» (Тард Г. Законы подражания. СПб, 1892. С. 141). История общества, по его утверждению, ° представляет собой непрерывную цепь подражания, а в едином процессе подражания действуют соответствующие законы, главный из которых выражает «стремление к бесконечному распространению».

Свое видение мы наблюдаем у сторонников теории «постиндустриального общества» (Д.Белл, У.Ростоу, Дж.Гелбрейт и др.). Вкратце содержание этой концепции в том, что на первое место ставятся не материальные основы, не движущие силы современного общественного процесса, а сфера обслуживания, информационность, стремление к прибыли, и как бы за скобки выносятся негативные явления такого общества, его духовное состояние и многое другое. В этой связи уместно сослаться на вредные и для общества в целом, и для конкретных людей те формирующиеся уродливые рыночные отношения начального этапа, которые можно наблюдать в России, складывающиеся вопреки ее национальным интересам, когда погоня за прибылью является самоцелью. Расширяется сфера криминального капитала, наступает кризис экономики, финансовой сферы, обвал духовности, надвигается угроза развала государства и т.д.

Бытие предстает как многоуровневый процесс, который не может быть сведен только к предметно-вещественному миру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и несводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята как исторически развивающаяся и изменяющаяся. Природа, человек, общество – суть основные формы бытия. И, если природа является исторически первой предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности, она существовала до, существует вне и независимо от сознания, общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ и теми отношениями, в которые люди вступают в процессе этого производства. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) и отношениями между людьми. Общественное бытие возникает вместе со становлением человеческого общества и существует независимо от индивидуального или общественного сознания. В свою очередь, индивид застает его как «сумму условий и обстоятельств» своего конкретно-исторического существования. Общественное бытие – это объективная общественная реальность, первичная по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения. Одной из важнейших категорий, характеризующих общественное бытие, является труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов для удовлетворения своих потребностей. Испокон веков труд, его организация, осуществление и последствия находятся в центре человеческого существования. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.

Само общественное бытие рассматривается в неразрывной связи с другими формами бытия: неорганической и органической. Развитие общества невозможно без непрерывного взаимодействия со сферой неорганики (косной материей) и органической формой бытия. В наличном бытии, бытии «здесь» и «теперь» три формы бытия (неорганическая материя, живая и социальная) существуют одновременно, воздействуя друг на друга. Конечность жизни отдельного человека сопряжена в рамках социального бытия с бесконечностью существования человечества в целом. В свою очередь, становление и развитие общественного бытия, в частности «мира искусственного», предполагает непрерывное «оттеснение природных границ».

Общественное бытие имеет конкретно-исторический характер и пронизано актуальными проблемами современности. Общественное бытие как онтология социальной жизни, отражает необратимый исторический процесс. Особенностью общественного бытия является его осознанное развертывание в социальном пространстве и историческом времени той или иной эпохи. Именно поэтому общество должно быть понято в единстве его предметности и процессуальности, т.е. не только как результат жизнедеятельности индивидов, но и как конкретно-исторический цивилизационный процесс развития.

Основоположниками марксизма стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их труды легли в основу этого мировоззрения. Основная идея теории состоит в необходимости создания такой политической и экономической системы, которая упразднила бы частую собственность и всеми материальными лагами люди пользовались сообща. Это, конечно, очень грубое пояснение теории, но отражает ее весьма полно. Марксизм затрагивает не только политику и экономику, но и этику, историю и религию. Это целостное мировоззрение.

После Маркса и Энгельса Ленин внес самый большой вклад в развитие марксизма. Несмотря на то, что Ленин, как никто другой был последовательным сторонником марксизма, он расходился с Марксом в некоторых вопросах. Прежде всего, Ленин был убежден, что не надо ждать, пока рабочий класс совершит революцию своими силами. Он считал, что коммунистическая партия должна взять на себя руководства революцией. Более того, после ее победы, именно коммунистическая партия должна руководить обществом.

И, кроме того, Ленин полагал, что капитализм вовсе не распался, а успешно развивается, поэтому революция скорее произойдет в аграрной стране, как Россия, чем в развитых промышленных странах.

Но эти расхождения вполне объясняются тем, что Ленин жил гораздо позже в исторических аспектах, поэтому он видел, как развивается общество, начало формирования которого было описано основоположникам марксизма. И, более того, еще Энгельс писал, что философия марксизма « дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования».

Материалистическое восприятие действительности

В природе нет ничего сверхъестественного или нематериального. Реальность изначально материальна. При этом признается существование разума, который не просто физиологический процесс. Это продукт деятельности мозга, который прекращается после смерти человека. Ф.Энгельс: «Не если возникает вопрос, что же такое мысль и сознание и откуда они берутся, то становится очевидным, что они являются продуктом человеческого мозга и что сам человек есть продукт самой природы».

Таким образом, отрицается существование Творца и поддерживается дарвиновская теория эволюции. Марксизм подчеркивает особое значение науки в познании окружающего мира и что все идеи должны проверяться практикой.

Диалектика

Это представление о том, что действительность находится в непрерывном изменении и движении. Развитие происходит в результате взаимодействия противоборствующих сил: тезиса и антитезиса. В результате их столкновения возникает «синтез». Примером синтеза» является эволюция биологических видов, например. Этот же принцип действует и в процессе экономического и социального развития человечества. Процесс неизбежных изменений идет в соответствии научно-обоснованными законами развития общества.

Экономический детерминизм

Это идея о том, что все в жизни и развитии общества определяется экономикой. Все: религия, форма правления, доминирующие мировоззрения и взгляды, законы, - все определяют не «идеи», а экономическая система. Даже «человеческую природу».

Классовая борьба

«Вся история человечества была историей борьбы классов» писал Ф.Энгельс. В результате диалектического взаимодействия классов (тезис и антитезис) возникает новый социально-экономический строй (синтез). Потом новый строй проходит цикл развития и после эпохи своей зрелости, снова возникает противостояние классов, которое приносит изменения и наступает новый экономический строй.

Маркс и Энгельс утверждали, что наступление социализма и коммунизма неизбежно. Потому что в соответствии с открытыми ими законами Маркс диалектика гарантирует неизбежный приход социализма. Однако он наступит тогда, когда капиталистическое общество до конца израсходует свой потенциал в развитии средств производства и эксплуатации пролетариата. Когда же это произойдет, рабочий класс непременно восстанет. Причем именно в развитых странах.

Маркс, опускал мирный переход от капитализма к социализму. Но при этом понимал, что капиталисты не отдадут власть без борьбы, поэтому революции неизбежны.

Марксистская этика

Как любые атеисты, марксисты отрицают любую мораль, основанную на заповедях образе бога. Основной этики является экономика. Мораль - просто служит отражением классовых интересов буржуазии. Для марксиста нравственным является то, что приближает коммунизм. Следовательно, ложь, террор, убийства являются нравственными, если они служат делу коммунизма.

Основной недостаток марксизма - это то, что он считает, что в человеческой природе нет ничего неизменного, за исключением нескольких биологических инстинктов. То есть природа человека зависит от того, какая экономическая ситуация в стране, какая экономическая система господствует. Из этого следует тот вывод, что со сменой экономической системы меняется и природ человека.

Мы видим, что еще с самого начала возникновения, марксизм позиционировал себя как развивающееся учение. Так и Ленин рассматривал его не только как систему принципов и положений, но и как инструмент развивающегося познания, методом анализа и обобщения нового исторического опыта.

Структурно марксизм состоит из трех частей: философии, политэкономии и научного коммунизма. Рассматриваемый нами аспект, философский, на примере основной философской работы В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».