Проект «Культура речи современной молодежи» Введение. Влияние сми на речь современного школьника

Научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее»

Речевая культура современных школьников

Яркаева Виктория Эдуардовна,

МАОУ Вагайская СОШ

5 класс

Научный руководитель:

Акбашева Татьяна Павловна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ Вагайская СОШ

Российская Федерация, село Вагай

2017

Содержание

    Введение

    Сленг и его возникновение

    Электронная речь

    Заключение

    Использованная литература

    Приложение

Введение

Для данной научно-практической работы мы выбрали тему «Речевая культура современных школьников».

Речевая культура - это зеркало отражающее уровень языковой и общей культуры человека. Современные школьники забывают о нормах литературного языка, коверкая родной русский язык. Вот почему эта тема становится актуальной.

Гипотеза. Использование в речи нелитературных слов влияет на:

    общую речевую культуру учащихся и в связи с этим на культуру поведения;

    неграмотность речи.

Цель исследования - определить уровень владения учащимися нормами речевой культуры.

Задачи:

    расширить представление о речевой культуре;

    провести наблюдение за речью школьников среднего звена;

    составить список слов, засоряющих речь;

    провести опрос среди учащихся 5-6 классов;

    сделать выводы по теме исследования.

Объект исследования - речь учащихся школы Вагайской школы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

    теоретический (изучение научной литературы);

    эмпирический (наблюдение за речью учащихся).

Практическая значимость. Материал данной работы можно использовать на уроках русского языка при изучении темы «Лексика».

1.Начинает раздражать собеседников и становится неинтересным для окружающих.

2.Создает образ человека неуверенного в собственных силах. Его речь напоминает бессмысленный поток воды.

3.Часто путается в своей же речи. Если вы приведете свою речь в порядок, то ваши мысли также будут ясными, доступными для окружающих.

жизни - этакий борец за истину.

рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков. «Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

Сленг и его возникновение.

Наряду с литературным языком существует огромный лексический пласт, называемый сленгом. Отвечая на вопрос: «Сленг – что это такое?», следует заметить, что это слова, которые не являются общеупотребительными, ими пользуется обычно конкретный, определённый круг лиц в просторечье. Хотя в некоторых случаях он встречается и в художественной литературе, если автору необходимо передать живую речь персонажа.

Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает «речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку».

Сленговые слова и выражения начали появляться, когда распространились многочисленные неформальные молодёжные движения: стиляги, хиппи, панки, рокеры, эмо, готы и другие.

Рассмотрим в таблице некоторые слова и выражения, относящиеся к определённому молодёжному движению:

Все эти слова и выражения данные субкультуры используют с целью выделиться из толпы, показать свою исключительность и неповторимость (наряду с одеждой).

Подростковый или, по-другому, школьный сленг можно услышать в любом дворе, где встречаются ребята, примерно, одного возраста. Сленги подростков (примеры):

Молодые люди создали свой сленг, как языковый жест противостояния официальной идеологии. Таким образом, и появился в России сленг.

Электронная речь

21 век – компьютерный век. Школьники всё чаще предпочитают живому общению «электронное» общение. Переписываясь в социальных сетях, они не следят за своей письменной речью. В сообщениях школьников можно встретить следующие слова:

Как видно из данной таблицы, «электронные слова» - это сокращения. Такое общение – это огромная беда, так как школьники точно так же начинают писать и на уроках (например, в сочинениях). И с этой бедой необходимо бороться.

Мы составили следующую схему со способами избавления от «врага»:

    Необходимо осознать, что в речи есть нелитературные выражения (для этого можно записать свою речь на диктофон и прослушать).

    Надо расширять словарный запас. Для этого читаем как можно больше художественной литературы.

    Когда разговариваем, не надо торопиться. Необходимо думать над каждым словом, которое собираемся произнести.

    Помощь семьи (родителей) также важна. Родители должны следить за речью своих детей.

    Если писать изложения и сочинения, с «врагом» будет легче справиться.

    И надо развивать уверенность в себе. Ведь зачастую неуверенные в себе люди «прикрываются» нелитературными словами.

Заключение

Мы пришли к следующим выводам:

    речевая культура учащегося влияет на его успеваемость и поведение;

    необходимо избавляться от слов и выражений, засоряющих нашу речь;

    мы нашли оптимальные способы борьбы с ненужными в нашей речи словами и выражениями;

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

Использованная литература

    2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

    Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

    Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

Приложение

Анкетирование

а) мне не хватает слов

б) я сильно волнуюсь

в) они вошли в подростковую моду

г) нужно за короткиц срок без подготовки сказать что-важное

д) меня переполняют эмоции.

Результаты анкетирования мы отобразили в следующей диаграмме:


Проект «Культура речи современной молодежи»

Введение.

Объектом изучения нашего проекта являются инновации в разговорном языке молодежи. Выбранная нами тема является актуальной, потому что нельзя игнорировать процессы, происходящие в родном языке, а главное - нужно помнить, что не только мы влияем на наш язык, но и он, в свою очередь, - на нас.

Цель данного проекта состоит в изучении причин возникновения и употребления сленга в языке современной молодежи.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда задач:

Проследить пути развития сленга в России;

Выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании;

Изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется молодежь с.Октябрьское Поворинского района.

^ Основная часть

Причины возникновения и употребления молодежного сленга

В юном возрасте хочется быть не таким, как все, отойти от «скучного» мира взрослых, родителей, учителей. Поэтому среди молодых создается специфическая лексика – сленг. Для того чтобы быть включенными в молодежное сообщество, стать в нем «своим», молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно, владеть и пользоваться молодежным жаргоном.

Молодых привлекает то, что запретно или даже опасно, что находится за пределами представлений общества. Так, вместо велосипеда появляется велик, вместо джинсы - джины. Происходит замена «чужих» стандартных номинаций на «свои» эмоциональные и образные: таранить – «нести что-либо»; зырить – «смотреть», «наблюдать».

^ Этапы развития молодежного сленга (с 20-х годов ХХ века – по настоящее время)

Молодежные жаргоны - явление не новое в историческом развитии языка. В России первые исследования молодёжного жаргона относятся к 20-м годам ХХ века. Ряд исследований речи учащихся показал, что в язык школьников 20-х годов проникали жаргонные слова через общение с беспризорниками. Примерами могут служить сленговые слова из повести Л. Пантелеева «Республика ШКИД»: тискать- воровать, накатить – пожаловаться.

Следующий этап развития молодёжного жаргона – 50-е годы ХХ века. Это так называемый жаргон «стиляг», замкнутых групп молодежи. Для членов подобных групп были характерны поиски «легкой» жизни, увлечение модными вещами, западной джазовой музыкой. В результате некоторые наиболее экспрессивные словечки получили распространение в среде молодёжи, например чувак, чувиха – парень, девушка, стильно одетые; хилять-ходить, гулять

Третий этап – начало 70-80 годов, период застоя («брежневские времена»). В эти годы пришло к нам молодежное движение хиппи. В русский язык проникло много иностранных слов, например, хиппи, хипповать - вести себя независимо, пренебрегая общими правилами; видак- видеомагнитофон.

Четвертый этап приходится на 90-е годы и практически продолжается до сегодняшних дней. Эту волну в современном русском языке часто называют «жаргонным бумом» и связывают с криминализацией российской действительности. В сегодняшней речи и из уст юнца и из уст вполне интеллигентного человека мелькают такие слова и словечки, как «Не грузи!» « Не гони!» «Не тормози!» Понятно всем, хотя ни одно из слов не употреблено в своем литературном значении.

Причиной появления новых слов является стремительное развитие компьютерных технологий. Например, появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах и расширить свой круг общения. Происходит усвоение соответствующей нормы речи, например, чат,глюк, «аська».

Проблемой молодежного сленга занимаются такие известные языковеды, как И.Р.Гальперин, А.Н.Мазурова, Э.М.Береговская.

^ Результаты анкетирования учащихся по выявлению причин использования сленговых слов

Для выявления причин использования сленговых слов учащимися МКОУ «Октябрьская сош» мы провели анкетирование среди учащихся 8-11 классов в возрасте 14-17 лет. Количество анкетируемых – 30.

Доминирующими позициями стали ответы: «Потому что окружающие меня люди так говорят», «Хочу выглядеть крутым», «Это модно».

Учащиеся пользуются сленговыми словами при разговоре со сверстниками Такой результат позволяет еще раз убедиться в том, что сленг употребляется людьми определенной возрастной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

Использование сленговых слов в речи учащихся вызвано тем, что на языке сленга говорят окружающие их сверстники, слова кратки и эмоциональны, при помощи их легче выразить свои мысли.

Сленговые слова, употребляемые учащимися, связаны с социумом и учебой, то есть составляют общебытовой словарь.

Таким образом, все поставленные в исследовании задачи реализованы, цель нашего исследования достигнута.

Мы не думаем, что сленг это что-то вредное. Сленг был, есть и будет в нашей лексике, это заметно из текста нашего проекта. Современного школьника без сленга представить невозможно. Главные достоинства сленга – выразительность и краткость.

Но любой культурный человек может и обязан выразить любую свою мысль на литературном языке. Если человек постоянно выражает свои мысли языком сленга, ему очень сложно правильно и грамотно выразить свое мнение, поэтому необходимо всячески бороться с любыми проявлениями жаргонизации речи учащихся.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев Д.И. Аббревиатуры как новый тип слов// Развитие словообразования современного русского языка. - М., 2006, с.13-38.

  2. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 2006. - 3. - С.32-41.

  3. Борисова - Лукашанец Е.Г. Лексические заимствования и их нормативная оценка (на материалах молодежного жаргона 80-90 годов). - М, 2005. - 102 с.

  4. Грачев М.А., Гуров А.И. Словарь молодежных сленгов. - Горький, 2004. - 366 с..

  5. Мазурова А.И. Словарь сленга, распространённого среди неформальных молодежных объединений // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. - М., 2004.

  6. Матюшенко, Е.Е. Современный молодёжный сленг как атрибут молодежной субкультуры / Е.Е. Матюшенко // Вестник СНО. 19 / сост. О.В. Иванковская. - Волгоград: Перемена, 2003. - 19. - С. 97-102 (0,4 п.л.).

  7. Никитина Т.Г. Толковый словарь молодежного сленга. - М.: АСТ, 2003. - 736 с.

  8. http//www.filosofia.ru/i молодежный сленг как показатель общества

КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

1) Использование школьниками жаргона – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами “ детской болезнью, существует опасная тенденция жаргонизации литературного языка. Действительно, есть о чем беспокоиться: такие слова, как “зашибись”, “улет”, “отпад”, “супер”, “круто”,”классно”,”клево” и многие другие постепенно вытесняют литературные выражения.

2) Психологи утверждают, что достаточно четырех правил для борьбы с употребление матерных слов:

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

Запоминать стихотворения, афоризмы .

Причины употребления жаргонных слов.

Причин употребления учащимися большого количества жаргонных слов несколько:

1. Социальные факторы. Сейчас т. н. общий жаргон становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле - и радиоэфире. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций.

2. Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком. Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений. Учителю важно показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение.

3. Расширение сферы общения молодежи. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление Интернета позволило молодежи зависать в чатах (от английского слова chat – болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то нет ничего удивительного в том, что происходит усвоение соответствующий нормы речи.

Диагностика отношения учащихся к жаргонной речи

Для изучения отношения к жаргонной речи в классе предложите обучающимся заполнить приведенные ниже анкеты. Результаты анкетирования (которое можно провести анонимно) станут основой для классного часа на тему культуры речи учащихся.

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

3. А в разговоре с взрослыми?

 Самоутвердиться.

 Обмениваться информацией.

 Иногда.

 Иногда.

 Им не важно, как я говорю.

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Нормально.

 Мне все равно.

10. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся №2

 Не всегда.

 Не думал(а) об этом.

 Не думал(а) об этом.

 Не думал(а) об этом.

Система работы по формированию речевой культуры школьников.

Система работы педагога по формированию речевой культуры школьника на уроке состоит из следующих компонентов:

1.Диагностика степени сформированности речевой культуры школьников с целью разработки программы коррекции при планировании дальнейшей работы на основе полученных данных.

2.Развитие положительной учебной мотивации каждого ученика.

3.Организация активной речевой деятельности, формирование умений:

Осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания);

Собирать материал для речевого высказывания в соответствии с замыслом, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио – и телепередачами, научными и публицистическими материалами., произведениями искусства, в т. ч. художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел;

В соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации;

Видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом. Работа над повышением речевой культуры будет осуществляться успешнее, если дать школьникам определенный ориентир, сформировать представление о том, какой должна быть культурная речь.

1. Обогащение словарного запаса учащихся. Под этим следует понимать не только количественное увеличение потребляемых слов, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего.

2. Деятельность учащихся на любом уроке оценивается с позиции речевого этикета, учитывается культура высказывания по предмету, умение практически оценивать своё высказывание и высказывания окружающих, т. е. проводится языковая рефлексия, связанная с оценкой уместности и правильности речевой деятельности.

3. Использование тестового контроля, который интенсифицирует процесс обучения.

Памятка для учащихся

2.Логика.

3.Разнообразие.

4.Точность.

5.Выразительность.

6.Уместность.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические , лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

- «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»

- «Наше условие – долой сквернословие!»

Мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат;

Материться – добиться, злиться, больница, лечиться и т. п.

Кто использует мат, тот, бесспорно, глуповат!

Мат – дорога в ад!

Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться!

Мат, конечно, не забава, а для школьников отрава!

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

2. Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

3. А в разговоре с взрослыми?

4. С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

 Самоутвердиться.

 Выглядеть лучше в глазах сверстников.

 Обмениваться информацией.

 Придать своей речи живость, юмор.

5. Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Иногда.

6. Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Иногда.

7. Как относятся родители к Вашей речи?

 Им не важно, как я говорю.

 Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

 Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

8. Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Та, которую я слышу по телевидению и радио.

9. Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

1. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся № 1

2. Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

3. Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

4. А в разговоре с взрослыми?

5. С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

 Самоутвердиться.

 Выглядеть лучше в глазах сверстников.

 Обмениваться информацией.

 Придать своей речи живость, юмор.

6. Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Иногда.

7. Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Иногда.

8. Как относятся родители к Вашей речи?

 Им не важно, как я говорю.

 Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

 Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

9. Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

 Та, которую я слышу по телевидению и радио.

10. Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

11. Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

Анкета для учащихся №2

1. Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

2. Для чего Вы их употребляете?

 Считаю, что это модно, современно.

 Они нужны в речи для связи слов.

 Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

 Делают речь понятнее для друзей.

 Другое__________________________________________

3. Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

 Не всегда.

4. Могли бы Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

5. Стараетесь ли Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

6. Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

 Не думал(а) об этом.

Анкета для учащихся №2

1. Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

2. Для чего Вы их употребляете?

 Считаю, что это модно, современно.

 Они нужны в речи для связи слов.

 Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

 Делают речь понятнее для друзей.

 Другое__________________________________________

3. Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

 Не всегда.

4. Могли бы Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

5. Стараетесь ли Вы обойтись без них?

 Не думал(а) об этом.

6. Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

 Не думал(а) об этом.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Звуча у Пушкина так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке!
Е. Евтушенко

Актуальность проекта

Русский писатель Константин Паустовский говорил, что по отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о культурном уровне, но и о гражданской ценности человека, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер ничем не сдерживаемой речевой стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения.

Язык и время – извечная проблема исследователей. Язык живёт во времени, но и время отражается в языке. Язык изменяется. Но как изменяется?

Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими одноклассниками, слыша речь односельчан, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Появляется опасение, что наше поколение скоро трансформирует язык А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в язык симпсонов, шреков и т.п.

Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие “мелочи”. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. У большинства молодых людей сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.

Чего ждать от молодёжи, если и политики не умеют грамотно говорить. Иной раз невозможно понять, что хочет сказать представитель власти.

Проблема сокращения русского языка является актуальной в наше время. Вторжение жаргонных слов в общелитературный язык, поток заимствований, вплетение вульгарных слов, просторечных слов ломают все языковые законы и социологические каноны. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

Анализ анонимного анкетирования учащихся 8-11 классов нашей школы показал, что 49% употребляют в своей речи нецензурные слова. (Приложение 1)

Почему же сквернословие стало на столько “модным”?

В ответе на данный вопрос можно назвать несколько причин:

Негативное влияние социальной среды 66%

Безответственность отдельных СМИ 49%

Недостатки семейного воспитания 54%

Психологические особенности подросткового возраста 62%

Непонимание отрицательной стороны сквернословия 55%

Стрессогенность современной жизни 65%

На вопрос “Нужно ли искоренять сквернословие?” большинством голосов был выбран ответ “да”. Независимо от возраста ученики выбирали этот вариант ответа. Даже самый “бунтарский” возраст, представители которого чаще остальных голосовали за сквернословие, в своём абсолютном большинстве считают, что с ненормативной лексикой следует бороться. И это даёт определённую надежду.

Целью социального проектирования является привлечение внимания школьников к актуальности проблемы языковой культуры, а также включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению проблемы силами самих школьник ов.

Главная цель проекта: повышение языковой культуры учащихся школы через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них.

Задачи проекта:

Изучить уровень речевой культуры школьников и их отношение к проблемам культуры языка;

Сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста;

Сформировать в школе атмосферу нетерпимости к сквернословию;

Способствовать повышению социальной активности учащихся школы, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение участников проекта работать в команде;

Привлечь к сотрудничеству в реализации проекта учащихся школ района, учреждения культуры и общественность.

Целевая группа проекта: учащиеся МБОУ “Тогульская средняя общеобразовательная школа. Выгоду от проекта также получат учащиеся других школ, жители района, учреждения культуры.

Деятельность по проекту

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Механизм реализации проекта

Ожидаемый результат

1. Положительные изменения в речевой культуре учащихся школы

2. Положительные изменения в культуре общения учащихся со сверстниками, людьми старшего возраста;

3. Готовность учащихся принимать участие социально полезной деятельности, умение работать в группе

4. Удовлетворенность участников своей деятельностью по реализации идей проекта

5. Готовность социальных партнеров, родителей, учащихся других школк сотрудничеству в решении различных проблем.

План оценки проекта.

Учитывая трехэтапность проекта, запланировано проведение промежуточной и итоговой оценки проекта.

Промежуточная оценка будет проведена после завершения подготовительного этапа проекта.

Основные объекты мониторинга:

Сроки выполнения работ,

Качество результатов.

Регулярность мониторинга:

Отчетность ответственных за выполнение работ (в соответствии с календарным планом),

Промежуточная оценка по результатам подготовительного этапа,

Итоговая оценка проекта по завершении проекта.

Коррекция отклонений – при выявлении отклонений в реализации проекта по содержанию и срокам.
В качестве критериев оценки будут использованы следующие:

  1. Достижение цели проекта – заинтересованное, активное участие ребят в мероприятиях проекта.
  2. Решение задач проекта – сравнение индикаторов достижения с результатами работ по проекту.

3. Сформированность мировоззрения участников проекта - активное участие школьников в просветительских мероприятиях проекта.

Для оценки будут использованы следующие методы:

  • изучение данных мониторинга проекта,
  • обсуждение промежуточных результатов проекта на заседаниях творческих групп,
  • анкетирование и тестирование участников проекта,
  • сбор отзывов в “Почтовый ящик проекта”.

Для освещения результатов проекта будет проведено общешкольное коллективное творческое дело по итогам проекта, на котором участники проекта расскажут о целях и задачах проекта, достигнутых результатах. По завершении проекта информация о результатах проекта будет опубликована сайте школы в электронной газете “School planet”, газете “Сельские огни”.

Как отдельные результаты проекта, так и весь проект в целом, могут быть тиражированы в других школах.

Партнеры по проекту.

1. Молодежная Дума Тогульского района.

2. Районная газета “Сельские огни”.

3. Районная библиотека.

Смета расходов

Приложение 1

Анкета

Вопрос Варианты ответов Кол-во ответов %
1. Используете ли вы в своей речи просторечные слова? Да
Нет
2. Пользуетесь ли ненормативной лексикой? Да
Нет
3. Почему же сквернословие стало на столько “модным”? - Негативное влияние социальной среды.

Безответственность отдельных СМИ.

Недостатки семейного воспитания.

Психологические особенности подросткового возраста.

Непонимание отрицательной стороны сквернословия.

Стрессогенность современной жизни.

4. Нужны ли русскому языку иностранные слова-сорняки? Да
Нет
5. Нужно ли искоренять сквернословие? Да
Нет
6. Какие способы повышения культуры речи вы предлагаете Более глубоко изучать русский язык в школе.

Ввести строгое наказание за использование ненормативной лексики в общественных местах.

Юнусов Ильназ

Руководитель проекта:

Тарасова Мария Станиславовна

Учреждение:

ГБОУ Табынская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Автор посвящает исследовательскую работу по русскому языку "Современная речь школьника" изучению особенностей речевого портрета учащихся. Теоретическая часть проекта была подкреплена анкетированием, результаты которого помогли автору раскрыть языковую личность опрошенных.

Данный исследовательский проект по русскому языку "Современная речь школьника" раскрывает понятия "языковая личность", "речевой портрет" в современной лингвистике, мнение различных исследователей и как данные термины взаимосвязаны с изучением языковой картины мира.


В проекте по русскому языку "Современная речь школьника" ученик 7 класса выявил различные сферы употребления жаргонизмов в лексике опрошенных учащихся - сфера школы, сфера досуга, сфера быта, сфера оценки, которые также делятся на подгруппы.

В итоге работы "Современная речь школьника", автор приводит словарь школьного жаргона, где даёт определения некоторым лексическим единицам.

В своей исследовательской работе о современной речи школьников автор умело использует наблюдение, проводит анализ, обработку и обобщение полученной информации, проводит опрос среди одноклассников.

Введение
Глава 1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.
1.1. «Речевой портрет» в современной науке.
1.2. Языковая личность и речевой портрет.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников.
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение


Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника.

Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.

Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных школьников Табынской коррекционной школы – интернат.

Предметом исследования стали особенности современных слов и речевого поведения обучающихся, проявляющиеся в процессе общения.

Цель работы - описать и проанализировать речевой портрет обучающихся Табынской коррекционной школы – интернат.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач :

  • изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике;
  • анализ слов современного школьника и выявление его особенностей;
  • представление особенностей речевого поведения школьников.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение значений слов.

Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.

Глава 1. Понятие «речевой портрет »в современной науке

1.1. «Речевой портрет » в современной науке

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, который принадлежит к определенной социально-возрастной группе (студент, школьник и пр.) Вследствие этого в науке органично вошло такое понятие, как «речевой портрет ».

По мнению С.В. Леорды , «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность .

Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик человека.

Г.Г. Матвеева понимает под речевым портретом «выбор определенных слов и выражений в определенных ситуациях».

Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения.

Объектом изучения могут стать и герои литературных произведений. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевым характеристикам в русской литературе уделяет внимание М.Н. Панова. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов.

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «основным компонентом личности ».

Многие исследователи уделяют внимание только одной стороне речи. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова в хрестоматии «Русский речевой портрет » уделяют внимание описанию произносительных особенностей. Основываясь на магнитофонных записях, исследователи выявляют характерные черты, в которых отражается речевая особенность человека.

Таким образом, понятие«речевой портрет » не ново в науке. При описании речевого портрета говорящего рассматриваются языковые и речевые особенности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является анализ наиболее ярких элементов (слов, выражений).

1.2. Языковая личность и речевой портрет

Именно в последнее время в науке сформировалось особое направление, которое изучает языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.

Термин «языковая личность » получает в современной науке различные определения.

В отечественной науке термин был впервые употреблён В. В. Виноградовым в работе «О художественной прозе ».

Языковая личность – это личность, которая выражается в языке и через язык.

В современной науке языковая личность –это понятие, связанное с изучением языковой картины мира. о Полное описание языковой личности по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает:

а) характеристику языка;
б) строение языкового компонента на основе текста.

Языковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения.

В основе разграничения понятий «языковая личность » и «речевой портрет » лежит, прежде всего, необходимость различения языка и речи.

Понятия «языковая личность » и «речевой портрет » взаимосвязаны, по мнению В.В. Виноградова.

Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можносделать вывод,речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.

Глава 2. Особенности лексикона современных школьников

2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника

С. И. Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон »:

1. Это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.

В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования нами было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер:

1. Слова сферы школы

Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:

  • наименования учителей (очумелые ручки – учитель труда , царица сложной науки учитель математики, физрук – учитель физкультуры).
  • наименования учебных предметов (физра - физкультура, литра - литература, матем - математика );
  • наименования других процессов и предметов учебного процесса (зубрилка – очень умный человек, или ученик, усердно занимающийся учёбой), столовка - столовая, камчатка – последние парты, скатать - списать);
  • наименование отметок (двояк – «двойка », трояк – «тройка », пятак – «пять »).

2. Сфера отдыха.

К сфере отдыха в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как: комп (компьютер), лопата (большой телефон),музон – музыка, лайкни (означает «мне понравилось »), скинь фото (означает «отправить фотографию »), все норм – всё нормально, отпад – используется для выражения эмоционального состояния

3. Сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

  • слова, называющие части тела (смайл - лицо; крылья – руки, лыжи,- ноги).
  • слова, называющие одежду, обувь (картофан - куртка; кроссы-кроссовки, боты – ботинки) . Данные слова были широко распространены в сленге молодежи.
  • слова, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть- скопировать на флеш-карту; телик - телевизор )

Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство школьников употребляют в своей речи жаргонные слова. Причем, девочки используют таких слов меньше, чем мальчики.

Мы выяснили, с какой целью обучающиеся употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для того, чтобы стать «своим » в классе, группе.

Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м .

Таким образом, результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Заключение

Молодежный сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники.


По результатам исследования можно сформулировать отдельные выводы относительно употребления молодежного сленга обучающимися:

  • используя в своей речи слова, обучающиеся школы не всегда знают значения того или иного понятия;
  • наиболее часто сленг используется как средство общениясо сверстниками, в кругу друзей, на улице, и является необходимой частью устной речи школьной молодёжи.

Язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь – вещи разные. А молодежный сленг – лишь часть «большого » языка. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.

Список использованной литературы

  1. Будагов Р. А. . Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.
  2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г . Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
  3. Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004. - с.4-34
  4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
  5. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. – М.: Наука, 1995. – 128 с.
  6. Колесов В.В . Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.
  7. Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
  8. Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь », 1995.
  9. Ларин Б. А . К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.
  10. Левикова С.И . Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
  11. Леорда С.В . Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Наука. №6, 2006.
  12. Матвеева Г.Г . Скрытые грамматические значения и индентификация социального лицапортрета ») говорящего. – дис.докторафилол.наук. – СПб.: Филин, 1993. – с. 58-60.
  13. Никитина Т. Г . Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – .: ФПб, 1998.
  14. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М.: Наука, 1991. – с. 74-75.
  15. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.
  16. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
  17. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф.дис.канд.филолог.наук // Краснодар: ФПб, 2007. – с. 12-14.