Какой должна быть школьная библиотека. Современная школьная библиотека в едином информационном пространстве школы (медиатека) Подготовила: Зав.библиотекой Бедова О.Н

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным в учебе. Зачастую это зависит именно от богатства школьной библиотеки. Следовательно, важно узнать, какие подвижки в библиотечном деле в школе наблюдаются?

Современное положение дел в школе

Разумеется, многие взрослые люди вспоминают о том, какие учебники и книги были в их детстве, во время обучения в школе. Чаще всего это были книжки, повидавшие многое с подранными корешками и вылезающими страничками. Кто-то обвинял самих учеников в том, что они неправильно обращаются с книгами, а кто поднимал глаза вверх, чтобы посмотреть на реакцию государства. Собственно, реакции не последовало до сих пор.

Современные школьники при невероятном развитии России на данный момент, все еще пользуются теми самыми учебниками, которые были у предыдущих поколений. Конечно, школьная программа регулярно меняется, в нее вносятся свои изменения, однако это никак не помогает детям.

Многие библиотекари свидетельствуют о том, что если в программе появляется новый учебник, то на каждую школу их предоставляется 5-10 штук. Небольшое количество, с учетом, что в одной параллели обычно обучаются больше сотни детей. Следовательно, в каждом классе лишь одному ученику достанется новый учебник. Чаще всего, это дети из неблагополучных семей, которые не имеют абсолютно никакой возможности приобрести учебную книгу самостоятельно. Все остальным детям, и, конечно, родителям, в преддверии нового учебного года, необходимо будет приобретать книги.

Кстати, современная школьная библиотека предоставляет и не слишком большой выбор классической литературы. Так, найти произведения классиков, таких как Пушкин, Достоевский, Толстой, удается далеко не всегда. Даже если в библиотеке и есть необходимая литература, на всех учеников ее не хватает.

Разумеется, подобная ситуация складывается не во всех школах. В элитных гимназиях и учебных заведениях, обладающих дополнительным финансированием государства, в этом плане все гораздо лучше. Чаще всего, в таких библиотеках и книги новенькие, и предоставляются они в том количестве, которое необходимо детям. В провинции дела обстоят гораздо хуже. Дело в том, что зачастую дети даже не могут найти книгу по школьной программе по литературе.

К чему это может привести в будущем? Для начала, важно отметить, что уже происходит заметное снижение количества читающих детей. Многие школьники настолько увлечены интернетом и его культурой, что обогащение литературными знаниями их мало волнует. К тому же, благодаря распространению в интернете разнообразных кратких содержаний, ребенок вообще может не читать величайшие произведения литературы, узнав об их смысле при помощи пары страниц текста.

Далее, благодаря скудности предоставляемого детям учебного материала, можно столкнуться с общим понижением успеваемости. Значит, что дети просто не будут испытывать желания учиться по старой и некрасивой литературе, которую даже неприятно взять в руки.

Для изменения сложившейся ситуации необходима не только инициатива, идущая со стороны взрослых, учителей, но и помощь государства. Все-таки, при правильном и равноценном финансировании, дети в провинциальных школах также смогут рассчитывать на хорошие учебники.

Популярность библиотек снижается еще и за счет того, что постепенно в обучение все больше вводятся компьютерные методы обучения. Во многих школах обязательным предметом, который должен присутствовать у каждого ребенка на уроке, стал планшетный компьютер. Сейчас легко можно скачать любой ученик в интернете и с его помощью изучать материал на уроке на планшетном компьютере. По всем параметрам, ситуация для российских библиотек удручающая.

Взгляд в будущее на разрешение проблемы

Школьная библиотека сегодня вполне имеет будущее, если на него уже сейчас обратится внимание правительства.

Так, например, при достойном финансировании учебных заведений, можно будет наконец избавиться от старых книг, приобрести новые и порадовать ими детей. Разумеется, важно, чтобы финансирование доходило и до сельских школ, где ситуация еще хуже, чем в городах. Там положение спасают учителя, которые приносят в школу свои библиотеки или приобретают необходимую литературу за свои средства.

Также очень важно, чтобы и детей привлекли к работе в библиотеке. Во многих школах проводятся специальные лекционные занятия в начале учебного года для того, чтобы рассказать детям, как работать с книгой, обращаться с ней, как вести себя в библиотеке? Это помогает не только повысить культурное воспитание ребенка, но и научить его правильному обращению с печатным изданием. Таким образом, жизнь книги и ее служба будет продлена.

Возможно, стоит внести какие-то регулярные сборы со стороны родителей, для того чтобы обогащать фонд библиотеки. В таком случае, можно приступить к реорганизации храма знаний в рамках каждой школы уже сейчас, не ожидая помощи от государства. Конечно, сложно рассуждать о перспективе развития библиотечной культуры в будущем, зная, что к этому нет никаких подвижек. Если только инициатива многих учителей подтолкнет Министерство образования к изменению сложившейся проблемы.

Любой ребенок заслуживает достойного и качественного образования. Однако представить подобное без книг просто невозможно. Поря уяснить, что библиотека – важная часть обучения детей по всей стране.

04.12.2015, ПТ, 11:25, Мск

Российские школьные библиотеки будут трансформированы в современные информационные центры, которые продвинут старую систему библиотек в новую цифровую эру. Концепция модернизации предполагает даже онлайн-игру с симулятором карьеры учеников. Преобразования могут открыть новые возможности для отечественных разработчиков.

В конце ноября 2015 г. Минобрнауки России, Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) и Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского организовали обсуждение проекта Концепции развития национальной сети информационно-библиотечных центров (ИБЦ). К 2020 г. школьные библиотеки будут модернизированы и превратятся в ИБЦ - информационные обучающие площадки нового поколения, где можно играть, учиться и общаться, используя новейшие технологии.

Концепция развития ИБЦ представляет школьную библиотеку как общественное пространство с зоной для совместной работы, медиатекой и базой знаний для учеников и педагогов. Обновленные библиотеки с высокотехнологичными устройствами, мягкой мебелью, игровой площадкой и бесплатным Wi-Fi должны привлечь педагогов и учеников, стать местом, в котором можно интересно и с пользой провести время.

Кроме того, в рамках модернизации национальной сети информационно-библиотечных центров впервые в России будут использоваться современные игровые технологии для решения сложной проблемы выбора будущей профессии. Для этого планируется создать специальную онлайн-игру, в которой пользователи смогут попробовать себя в разных профессиях, выстроить виртуальную карьеру, приобрести навыки профессионального общения и совместной работы над проектами. Сотрудникам библиотеки будет отводиться в этой игре ключевая роль.

Модернизация и требования времени

За последние 20 лет процесс обучения сильно изменился. Школьники учатся не только в школе, но и дома, и в процессе общения со сверстниками. Все шире используются информационные технологии, прежде всего, удаленное обучение, интернет- и мобильные устройства. Иногда школьники вовсе «отключаются» от школьной экосистемы, предпочитая обучение и общение вне школы. В то же время ученикам не хватает знаний об этике интернет-общения, навыков оценки информации и совместной работы, которые очень важны для будущей интеграции молодых людей в общество и для успешной карьеры. В большинстве стран идут поиски оптимальной модели школьного образования, которая могла бы решить эту проблему без негативного уклона в сторону полного контроля над инициативой и свободным временем детей.

Компьютер и интернет стали важной частью образовательного процесса

Библиотеки играют важную роль в создании дружелюбной и эффективной школьной экосистемы, а сотрудникам библиотек отводится роль лидера в обучении и работе с информацией. Российская концепция ИБЦ на первый взгляд учитывает все эти аспекты. Но сможет ли она помочь в адаптации сложившейся школьной системы к новым реалиям информационной эпохи?

Онлайн-игра - особое направление

Особое место в Концепции развития Национальной сети ИБЦ занимает ролевая онлайн-игра, которая поможет школьникам выбрать будущую профессию и понять принципы построения успешной карьеры. В игре пользователи смогут выбирать разные профессии, изучать их особенности и набирать игровые баллы на уроках, олимпиадах и в интеллектуальных играх.

За рубежом зоны для коворкинга (совместной работы) широко используются для практического обучения

Онлайн-игра будет построена на профессиональных траекториях из реальной жизни. Аналогами игровых сообществ и миссий станут группы по интересам и совместные обучающие проекты. При этом сотрудник библиотеки станет «мастером игры» и будет помогать выбирать оптимальные сценарии и решать проблемы.

По словам руководителя Библиотеки им К. Д. Ушинского, данный онлайн-проект совместит игру и обучение. При этом для работника библиотеки игра может стать средством привлечения школьников в библиотеку и одним из способов выстроить сотрудничество с учителями.

«Сейчас и дети, и взрослые любят играть в онлайн-игры, - отмечает Алексей Габов. - В проекте игры для ИБЦ можно совмещать учебу с "прокачкой" персонажа, и его развитие будет развитием самого школьника. Дополнительные "ачивки" (достижения) и игровые бонусы можно будет получать выполнением заданий на уроках, участием в олимпиадах или просто прочтением книг».

Сюжетная проработка - это дело будущего, сроки реализации и конкретного разработчика онлайн-игры пока назвать сложно. В идеале, в проекте должно быть большинство реальных ключевых профессий. Это должна быть полноценная расширяемая игровая вселенная, в которой есть и предприниматели, и госслужащие, и социальные работники, имитируется процесс найма и серьезная экономика. Создание такой уникальной игры - процесс долгий, и пока этот процесс на стадии концептуального проектирования.

В России и за рубежом существуют разные более простые образовательные игры. Эта сфера активно развивается, но пока это игровое обучение каким-то конкретным знаниям, то есть в игровую форму переводится получение отдельного образовательного модуля.

Современные ролевые онлайн-игры пользуются популярностью у детей и взрослых. Подобные игры можно использовать для обучения

К примеру, за рубежом есть игра Classcraft, но в ней акцент сделан не на профориентацию, а не работу в классе. Это не симулятор карьеры, а скорее вариант Dungeons & Dragons и других настольных ролевых игр. В основе игрового сюжета лежит выполнение домашних заданий, хорошее поведение на уроке и тому подобное.

Можно вспомнить игру Minecraft, которая введена в обязательную образовательную программу Финляндии. Или Second Life, которая тоже используется для образования. И то, и другое - игровые вселенные, но в них образование и выстраивание карьеры не являются основой игрового сюжета.

Инициатива и свобода

Концепция модернизации школьных библиотек предполагает привлечение школьников и педагогов к самостоятельному обучению и саморазвитию с использованием мультимедийных ресурсов, интернета и комфортных рабочих зон.

Каталогизация - отдельная серьезная проблема школьных библиотек, которую планируется решить в ИБЦ

В модернизированных библиотеках учитель сможет подготовить материалы к уроку, изучить новейшие методики, создать педагогическое портфолио для аттестации. Благодаря электронным сервисам упростится проверка знаний, накопление и распространение наиболее эффективных методик преподавания.

Для учеников новые библиотеки должны стать местом для общения и интеллектуального развития, площадкой, где можно научиться применять знания на практике. При этом вход в школьную библиотеку будет открыт всем желающим, а не только школьникам. Это касается и сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.


Некоторые технологии невозможно использовать дома. В библиотеке для них можно предусмотреть отдельные помещения

Авторы концепции ИБЦ особую роль отводят сотрудничеству с разработчиками и поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции: шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и т.д. Взаимовыгодное сотрудничество в этой области открывает возможности для всех участников и поможет быстро внедрять новые технологии в образовательный процесс. Таким образом, информационно-библиотечные центры станут для российских ИТ-компаний площадкой для тестирования и внедрения передовых разработок.

Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».

О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. За такими примерами не надо далеко ходить: жители Москвы уже могли оценить «библиотечную революцию» Бориса Куприянова, известного российского книгоиздателя и книгопродавца, которого чиновники призвали на помощь для того, чтобы спасти столичные районные библиотеки от вымирания.

Под руководством Бориса Куприянова часть московских районных библиотек превратилась в открытые публичные пространства, где посетители могут чувствовать себя так же свободно, как в кафе за чашечкой кофе. Общественность ахнула от непривычного дизайна, разработанного голландским архитектурным бюро, а Борис Куприянов не уставал повторять в интервью, что дизайн - только внешняя сторона дела, главное - изменение нашего отношения к функциям библиотеки.

На одной встрече с журналистами в Иркутске Куприянов сказал, что библиотека призвана сохранять не каталоги, а «ту великую практику, которая сопровождает человечество на протяжении семи тысяч лет» - чтение. И библиотекарь выполняет культурную миссию - он в каком-то смысле учит читать, демонстрируя потенциал и важность этого занятия.

Борис Куприянов

издатель и публицист, соучредитель книжного магазина «Фаланстер»

Самый главный критерий профпригодности библиотекаря - это не умение делать качественные библиографические сборники, а общая культура, любовь к книгам и знание литературы. Если человек назубок знает библиотечное дело, но не любит книги и читателей - он профнепригоден. Это принципиально важно. Будете ли вы доверять пилоту, который терпеть не может летать? Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле. Выходить из своих стен, предлагать новые практики, новые отношения.

Пример московских библиотек быстро переняли в других городах: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнекамске. Наряду с визуальным изменением пространства, такое простое решение, как предоставление читателям возможности самостоятельно брать книги с полок, стало настоящим прорывом.

Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Как привить современным детям любовь к чтению? Как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым и приспособленным для современного образования? Как учить детей информационной грамотности? - эти три вопроса, пожалуй, описывают круг задач, которые стоят перед современной школьной библиотекой.

Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:

  • Признать, что навыки поиска информации - одни из базовых, и библиотека - место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей - умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы - ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах. Один из самых ярких примеров такой смелости - чтение для собак, которое приобретает популярность в библиотеках разных стран. Да-да, маленькие дети могут не любить читать, но почти все любят животных и согласны прочитать внимательным четвероногим друзьям книжку-другую.

Бедина И.П.

Современная школьная библиотека, какая она? Значительные изменения в народном образовании, произошедшие в последние годы, повлияли на развитие школьной библиотеки. С появлением школ – гимназий, лицеев школ с углублённым изучением различных предметов или языков роль библиотеки стала рангом выше. Тенденции специализации учебного процесса требуют от библиотеки, с одной стороны, наличия узкоспециальной литературы, а с другой, совершенствования и технической оснащенности библиотеки. Так, какая же библиотека нужна школе, каким требованиям она должна отвечать, каким новым содержанием наполнятся, какое место занять в процессе обучения и воспитания школьников? На все эти вопросы невозможно ответить в рамках одной статьи, поэтому основной своей задачей я посчитала описать сложившуюся за многие годы систему работы нашей школьной библиотеки, отразив наиболее важные аспекты деятельности библиотекаря.

Школьная библиотека – это маленькая, но универсальная массовая библиотека, потому ей присущи все её черты и особенности. Сложность работы библиотекаря в ней состоит в том, что ему одному приходится заниматься сомой разнообразной деятельностью, начиная с оформления помещения библиотеки и заканчивая оформлением бухгалтерских документов и т.д. , никак не связанной с обслуживанием читателей. В связи с этим, по – моему главным в работе школьного библиотекаря является правильная организация всех сторон деятельности. При этом необходимо соблюдать баланс, равновесие, “ золотую середину” между многочисленными обязанностями и возможностями библиотеки, ведь обычно библиотекарь в школе один, и от его организованности зависит всё : помощи ждать не от куда. Я постаралась привести в систему все стороны работы школьной библиотеки и изобразила её в виде схемы, приведенной на рисунке.

Данная схема достаточно условна, однако она даёт наглядное представление о всех сторонах работы школьной библиотеки.

Несколько слов об основных принципах комплектования фонда, главные из которых:

многоэкземплярность программной литературы,

многоэкземплярность литературы по внеклассному чтению для учащихся младших классов,

наличие хрестоматий и сборников литературы, используемых в учебном процессе,

пополнение фонда новыми изданиями справочной литературы и литературы методического характера.

Фонд школьной библиотеки создаётся десятилетиями и требует как внимательного подхода к его оформлению, так и кропотливой и нервной работы по его сохранению. Сохранить фонд нисколько не легче, а может и труднее, чем его накопить.

Ведь при этом иногда приходится преодолевать безответственность читателей: учеников и учителей.

К сожалению, приходится использовать самые “жестокие” методы для того, чтобы заставить читателя вернуть книги в библиотеку.

Правильно скомплектованный фонд – это основа библиотеки, нет фонда – нет читателей, нет работы.

Основной книжный фонд нашей библиотеки насчитывает приблизительно 16 тыс. книг, 1.5 тысяч брошюр и около 20 тысяч учебников, балансовая стоимость фонда составляет 100 тыс. рублей. Количество читателей сохраняется из года в год и колеблется в пределах 850 – 900 читателей, что составляет 80 – 85% от списочного состава школы книговыдача за год составляет около 18 тыс. книг, посещаемость от 8 – 10 тысяч за учебный год.

Для того чтобы справится с таким объёмом работы одному человеку необходимо правильно организовать внутрибиблиотечную работу, которая не видна, но должна занимать ведущее место в работе библиотекаря. Каждый день библиотека должна быть готова к быстрому обслуживанию читателей.

Внутрибиблиотечная работа включает в себя:

Запись взятых читателями книг; расстановку читательских формуляров по классам; расстановка книг, сданных читателями, на полки; подбор читательских запросов по темам; заполнение дневника библиотеки (количество читателей, записавшихся в библиотеку) ; заполнение финансовых документов; подбор литературы для учителей к урокам; ведение каталогов и многое другое

Внутрибиблиотечную работу необходимо выполнять в течение дня и ничего нельзя оставлять “на завтра”.

Специфика обслуживания читателей в школьной библиотеке состоит в том неравномерности прихода читателей, когда за 15 минут перемены необходимо обслужить 15 –20 человек. Это очень непросто сделать, так как читательские запросы бывают самые разные. Если требуется книга конкретного автора или названия, то библиотекарь должен знать, есть она в библиотеке или нет, и поэтому может быстро обслужить читателя. Для более сложных запросов я использую картотеку читательских заявок, в которой указывается тема для подбора литературы. За книгами читатель приходит после уроков. Когда не удаётся подобрать нужную книгу из абонементного фонда, то читателю предлагается поработать в читальном зале, где в основном находится справочная литература от тематических словарей до универсальных энциклопедий. В нашей библиотеке накоплено большое количество словарей, справочников, энциклопедий по различной тематике. Разнообразие справочной литературы даёт возможность учащимся, не выходя из стен школы, разыскивать необходимый материал. Наиболее популярно у нас последнее издание “Детской энциклопедии” , выпускаемое издательством “Аванта” . Хочется отметить, что отсутствия финансирования в последние годы значительно усложняет приобретение новых томов энциклопедии. Но мы используем любую возможность для пополнения библиотеки. Так, на полученные от общешкольного сбора макулатуры деньги приобретены последние тома энциклопедии. Не буду подробно останавливаться на технологии обслуживания читателей, она примерно одинакова у всех. Отмечу попытку внедрения персонального компьютера (ПК) для организации каталогов и абонемента.

Как показано на схеме, работа с читателем имеет различные формы, не связанные непосредственно с выдачей книг. Библиотекарь рассказывает о новинках литературы, выходя в классы к учащимся с обзорами, приглашает ребят в библиотеку обратить внимание на новую выставку.

Выставки, как одна из важных форм развития у учащихся интереса к книге, рассказывают книжные фонды, знакомят с именами писателей, открывают новые имена и названия книг, сообщают о писателе – юбиляре, показывают возможности полиграфического искусства, приглашают войти в мир непрочитанных книг. Выставки можно разделить на цикловые и тематические, персональные и информационные. Интересно вести статистику, взятых с выставки книг. Из сделанных мною за последнее время выставок наиболее удачными получились выставки “ Петербург в русской поэзии” , “Душа Петербурга” , “ Москва златоглавая” , “По секрету всему свету”.

Ребята интересуются книгами, спрашивают книги с выставок, на некоторые из них даже образовалась очередь.

Одна из интересных форм работы библиотекаря совместно с учителем – это внеклассное чтение учащихся.


Рисунок – схема основных форм работы школьной библиотеки

Списание

За последние 5-6 лет, наверное, ни одно структурное подразделение школы не изменилось так кардинально, как библиотеки. Из хранилищ старых, потрепанных книг и учебников они превратились в информационные центры школ, гимназий, лицеев. Если раньше гордостью и пределом мечтаний библиотекарей были видеомагнитофоны с десятком видеокассет и музыкальные центры, то сейчас нормой становятся АРМ пользователей с выходом в Интернет и копировально-множительная техника. А хозяином и смотрителем всего этого богатства является школьный библиотекарь.

В библиотеке гимназии № 9, в которой я работаю уже восьмой год, новая эра - эра модернизации и информатизации - началась с декабря 2004 года - с момента появления первого АРМ библиотекаря (компьютера и принтера). Началась новая жизнь и у меня - школьного библиотекаря. Чтобы быть всегда чуть-чуть впереди пользователей - потребителей информации, знать чуть-чуть больше, приходилось (да и сейчас приходится) постоянно учиться, совершенствоваться, приобретать новые знания и умения в сфере ИКТ и применять их на практике, в библиотечной работе.

Библиотека преобразилась и внешне - удобная мебель, 2 читальные зоны - одна для детей, другая - для ребят среднего и старшего звена и учителей, компьютерная зона. Происходит замена ветхого книжного фонда, приобретаются детские книжки, напечатанные на хорошей бумаге, с яркими иллюстрациями. И это очень важно, ведь библиотека и печатные книги - понятия пока еще неразрывные.

Стремительно ворвавшиеся в размеренную жизнь школьных библиотек электронные информационные ресурсы - электронные издания (учебно-наглядные пособия, хрестоматии по литературе, энциклопедии, интерактивные карты и т.п.), ЭБД, Интернет-ресурсы - предоставили библиотекарям неограниченные возможности справочно-информационного обслуживания пользователей. Если раньше частенько было сложно найти какую-то информацию, то теперь, наверное, сложно ее не найти.

Копировально-множительная техника (в нашей библиотеке 8 единиц такой техники - подсчитала для отчета и сама ахнула - так много!) значительно облегчает повседневную библиотечную работу: с оформлением выставок, копированием текста, сканированием картинок и фотографий отлично справляются принтеры (особенно нежно мною любимый цветной принтер), сканер, копир, только нажимай необходимые кнопки.

А как изменилась работа с читателями! Презентации, видеоряды делают массовые мероприятия зрелищными, запоминающимися. Книжные выставки, викторины, обзоры - при их подготовке и проведении тоже можно использовать ИКТ.

Не забываю я и о библиотечной программе АИБС МАРК-SQL. Продолжаю создавать электронный каталог. Наверное, как нам обещали, когда-нибудь электронные каталоги городских школьных библиотек соединятся в единую библиотечную сеть, и библиотечные фонды станут открытыми. Только вот не знаю, хотела бы я выдавать из фонда своей библиотеки печатные или электронные издания ученикам других школ? Наверное, нет. Хотя жизнь так быстро меняется, меняя и нас самих…

Можно ли говорить о том, что все проблемы школьных библиотек остались в прошлом, и впереди - светлое будущее? Конечно, нет. Уходят одни проблемы, вместо них появляются другие.

Почти все школьные библиотеки расположены в небольших помещениях (обычный школьный кабинет), поэтому ограничен размер компьютерной зоны - для нашей библиотеки три АРМ пользователей - это предел. Уже устарели компьютеры, когда-то казавшиеся чудом техники - два компьютера необходимо заменить, нужны и новые принтеры к ним.

Интернет становится самым востребованным источником информации, но глобальная сеть породила проблему информационной безопасности детей и подростков. Если в школьной библиотеке ученики ищут необходимую информацию в Интернете, именно школьный библиотекарь должен обеспечить ее безопасность для физического и психического здоровья пользователей. Для этого сам библиотекарь должен свободно ориентироваться в информационном пространстве Интернета, владеть навыками быстрого и безопасного поиска информации.

В нашей библиотеке существует правило - ученики с 1 по 7 класс выходят в Интернет только в сопровождении учителя или библиотекаря. Кроме того, создаются базы данных безопасных сайтов, все АРМ снабжены памятками по безопасному поиску информации, проводятся индивидуальные беседы с учащимися перед выходом в Интернет.

Наверное, всех библиотекарей волнует проблема «нечтения» ребят. Перестали дети и подростки читать - не по программе, за оценку - с этим все нормально, а для души.

Из толпы первоклассников, каждую перемену стоящих в очередь, чтобы взять или поменять книгу, к пятому классу остается 15-20 читающих ребятишек (на всю параллель!), а к 10-11 классу - 1-3 постоянных читателя. Мне кажется, что и электронные книги эту проблему не решат. Свой досуг современные дети и подростки проводят за компьютером - играют или общаются в социальных сетях. Чтение теперь скорее наказание для детей, чем любимое занятие.

Говорят, что проблемы не надо решать, надо подниматься над ними. Поэтому, несмотря на все трудности своего бытия, школьные библиотеки живут - по-разному, но живут, и, надеюсь, будут жить, помогая и ученикам, и учителям в трудном деле народного образования.