Ислам и мусульманство - в чем разница? История вероисповедания. Когда использовать слово ислам и мусульманин? Многоженство в разных странах мира

В чем разница между исламом и мусульманством Вы узнаете в этой статье.

Разница между исламом и мусульманством

Почти четверть населения мира исповедует религию, которая была открыта Пророку Мухаммеду и впоследствии записана в Коран. Но несмотря на число верных последователей, многие жители Запада не имеют четкого представления о том, какая разница между исламом и мусульманством.

Между Исламом и мусульманами действительно мало различий:

1. Ислам и мусульманство — оба слова, используют для описания религии, открытой пророком Мухаммедом.Он начал ее проповедовать в Мекке в начале 7 века нашей эры. Откуда же взялись разные названия для одного понятия? Все дело в особенностях арабского языка. Эти слова, хоть и означают одно и то же, имеют незначительное семантическое отличие, да и происхождение у них разное.

2. Ислам и мусульмане имеют одинаковое происхождение в арабском глаголе s-l-m.

3. Илам — это акт подчинения воле Бога, тогда как мусульманин — это человек, который участвует в акте подчинения.

Когда использовать слово ислам и мусульманин?

Слово ислам обычно используется в разговоре, чтобы обозначить религию или сообщество верующих в целом. Например: «Исламская община в городе будет праздновать Ид на следующей неделе». Она также используется, когда речь идет о религии как о существительном для себя. Например: «Ислам основан на высказываниях пророка Мухаммеда, записанных в Коране».

Мусульманин обычно используется в разговоре, чтобы квалифицировать или различать человека. Например, «Помните мусульманина, который работает в банке?». Также слово «Мусульманин» может быть использовано как простое описание религиозных убеждений. Например: «Он христианин, но она мусульманин». Потому что мусульмане — это сообщество меньшинств во многих странах и на большей части Запада. Описывая кого-то, как мусульманина, также могут размышлять о образе жизни и выборе одежды в дополнение к их религиозным убеждениям.

Ислам : грамматически говоря, должен относиться только к религии или действиям, совершаемым во имя этой религии, а не к человеку, который практикует эту религию. Исламское сообщество и исламское искусство правильно, исламского человека нет.

Монашество является религиозной практикой, по которой верующий отказывается от мирской жизни и полностью посвящает себя поклонению Всевышнему в стенах монастыря.

В рамках авраамических религий (иудаизм, христианство и ислам) монашество было институционализировано только христианской церковью, которая взяла для себя в качестве примера и идеала описанные в Ветхом и Новом заветах практики. Однако в священных писаниях иудеев и христиан монашество как обязательный институт не прописано.

В иудейской традиции примеры отшельнической жизни в братской общине существовали, но они не предполагали отказ от вступления в брак и полное отрешение от земных обязанностей. Иудаизм в целом не поддерживает монашеский обет безбрачия. Вместе с тем две тысячи лет назад среди иудеев был распространён обет назорейства, который заключался в полном отказе человека от винограда и произведённых из него продуктов, стрижки волос и прикосновения к мертвым. Однако люди, придерживавшиеся этого обета, не становились отшельниками и могли жениться, владеть имуществом. Более того, сама эта практика зачастую была ограниченной по времени. Тем самым обет назорейства нельзя назвать монашеством в полном смысле этого слова.

В христианстве практика монашества была введена в начале IV века, однако и до этого традиции аскетического, отшельнического образа жизни были известны весьма продолжительное время. Они были во многом вдохновлены учением (Исы, а.с.) и направлены на посвящение человеком самого себя Богу посредством затворничества и отказа от мирских радостей и забот.

Когда Пророк Мухаммад (с.г.в.) получил вопрос от мусульман о том, каково место монашества в исламе, наш Создатель объяснил всё в следующем аяте:

«Потом Мы отправили по их следам Наших посланников, и отправили Ису (Иисуса) , сына Марьям (Марии) , и даровали ему Инджил (Евангелие) . В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого, но они поступили таким образом, дабы снискать довольство Аллаха (или Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха) . Но они не соблюли его должным образом. Тем из них, которые уверовали, Мы даровали их награду, но многие из них являются нечестивцами» (57:27)

В разных источниках приводятся наряду с этим слова Заключительного Божьего посланника (с.г.в.): «В исламе нет места для монашества». Их Пророк (с.г.в.) произнёс в контексте тех своих сподвижников, которые хотели покинуть свои семьи, отказаться от всего мирского и подобно монахам.

В другом известном высказывании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) говорится, что предыдущие поколения людей потерпели неудачу из-за излишнего аскетизма. «Они выдвигали к себе излишние требования, пока Всевышний не дал им подлинных трудностей. Теперь вы можете увидеть их в храмах и монастырях. Поэтому поклоняйтесь Аллаху, не придавайте Ему кого-либо в качестве равного сотоварища, выполняйте паломничество, будьте праведными, и все ваши дела будут хорошими для вас» (хадис приводится в книге Али ибн Малика аль-Хинди «Канз уль-Уммал» [Сокровище тех, кто делает благие поступки]).

Аскетизм в жизни мусульман

Одним из ключевых положений ислама является представление человека как социального существа, развитие которого может идти только посредством вовлечённости человека в общественную жизнь. При этом в становлении личности практикующего мусульманина важную роль играет концепция воздержания (зухд), предполагающая ведение человеком простой жизни, не заточенной на бесконечное приобретение предметов роскоши, бессмысленное повышение статуса и достатка. В жизни верующего эти вещи могут быть значимыми – например, для реализации какого-либо важного проекта, – но подменять ими ценности благочестия, покорности к воле Всевышнего ни в коем случае нельзя.

Ислам базируется на ценностях умеренности, воздержания собственных страстей и исправления совершённых ошибок. И хотя аскетизм как таковой присущ исламской системе ценностей, он не предполагает отказ от того, что разрешено Всевышним, и становление отшельником. Вместе с этим верующий не становится также пленником мирского, ставя его на первое место. Его жизнь в какой-то мере является постоянным поиском необходимого баланса в отношениях между мирским и вечным. Именно об этом свидетельствует весьма примечательный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Лучшими из вас являются те люди, кто не оставляет мирское – ради вечного, и вечное – ради мирского» (приводит Анас). Таким образом, мусульманин видит в мирских благах инструмент реализации коранических призывов об улучшении окружающего его мира, творении добрых поступков, что позволит ему достичь довольства Аллаха в Судный день. Затворничество и полное посвящение себя Богу в исламской системе ценностей не имеет ни практической, ни духовной пользы.

Ислам входит в тройку наиболее многочисленных и почитаемых мировых религий. И несмотря на то, что этому не так много лет, как, к примеру, христианству, по количеству последователей религиозное течение стоит на втором месте. Многие из нас часто слышат и иное название, которое ассоциируется с этой религией. Одинаков ли смысл слов “ислам” и “мусульманство”, в чем разница между этими понятиями и есть ли она вообще?

Исторический экскурс

История ислама началась приблизительно в VII веке нашей эры в Западной Аравии, где царило язычество, идолопоклонничество, и все еще не было государственного строя. В каждом племенном союзе существовали свои божества, изваяния которых собирали в Мекке.

Согласно историческим данным, в 610 году в священном городе появился человек по имени Мухаммед, назвавший себя пророком и посланником Аллаха – единого Бога. Он призывал племена сплотиться во имя единства вероисповедания и сформировать моральные догмы, которые могли бы помочь избавиться от неравенства и постоянной междоусобной борьбы. Однако знати и ростовщикам Мекки проповеди Мухаммеда были отнюдь не выгодны, отчего пророк, собрав своих немногочисленных последователей, вынужден был спасаться бегством от преследований язычников и искать укрытия в городе Ясриб (Медина) . Именно там ему удалось найти поддержку, сплотить жителей города и создать первую общину. Проповеди Мухаммеда быстро набирали популярность, ислам стал все больше распространяться среди арабского населения. После восьми лет ожесточенной, изнуряющей войны между исламистами и многобожниками в 630 году Мекка сдалась, впустив новую веру и став "центром" ислама, который объединил всех арабов.

Уже после смерти пророка, исламисты образовали свое государство – Халифат, которое крепло из года в год, воодушевленное новым религиозным течением. Благодаря захватническим кампаниям, проводимым мусульманами, ислам быстро стал находить последователей на территориях Балканского полуострова, Индии, Северной Африки, Средней и Передней Азии, Закавказья.

Оба эти слова происходят из арабского языка и оба, естественно, относятся именно к религии. Вся загвоздка в том, что “ислам” (по-арабски - الإسلام‎) – это истинное название религии, его этимология сводится к словам “принятие” и “примирение”. А вот название “мусульманин”, или “муслим” (арабское - مسلم), характеризует приверженца ислама и дословно переводится как “тот, кто покоряется (предается) Аллаху”. Однако при переводе их на другие, в том числе, славянские языки, возникла некая путаница, что привело к разночтению этих слов и чуть ли не сформировало у людей мнения о том, что это названия или же разных течений одного вероисповедания.

Таков ответ на закономерный вопрос о том, что такое ислам и мусульманство, в чем разница между ними и почему некоторые считают эти слова названиями разных религиозных течений.

Что обычный человек знает про мусульман? Он видит по телевизору, что есть Мекка, Рамадан, Ураза-байрам и так далее. То есть только внешние вещи. В чем суть этой веры, мы решили расспросить религиоведа Юрия МАКСИМОВА

- В чем наши общие представления об исламе категорически неверны?
- Безусловно, и в среде христиан, и в среде мусульман существует множество заблуждений относительно веры соседа. Но вместе с тем христиане все же главную суть ислама понимают. Простой пример. Все христиане знают, что мусульмане верят в Аллаха и в то, что Мухаммед - его пророк. А это ни много ни мало - ташшахуд, мусульманское исповедание веры. А если попробуете отыскать мусульманина, который бы знал христианский символ веры, - вам придется изрядно потрудиться. Мусульмане в подавляющем большинстве не знают и не понимают христианства. У христиан тоже, конечно, встречаются заблуждения об исламе. Самое распространенное, какое мне доводилось слышать, - что мусульмане во время рамадана не постятся ночью потому якобы, что считают, будто Аллах их не видит. Это, конечно, абсурд, ни один образованный мусульманин такого не скажет.


- Существуют ли для мусульман такие религиозные понятия, как грех, душа, таинство? В чем их специфика?
- Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение. Это касается в общем-то почти всех религий, но ислама - особенно. Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», - христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи. Если этого не знать, при разговоре неизбежно возникает и нарастает взаимное непонимание. Поскольку каждый априори считает, что оппонент имеет в виду под употребляемым словом именно то, что имеет в виду он сам!
Душа в исламе называется нафс. Нафс - это естественная сторона человека, которая всегда подстрекает его к тому, чтобы делать зло. Эта, с точки зрения мусульман, естественная сторона души есть источник отрицания всякого добра в человеке. Они говорят, что «нафс создана таким образом, что она желает все недозволенное». Об этом говорится и в Коране: «...ведь душа побуждает ко злу...» (Коран 12.53)! Кроме того, мусульмане учат о предсуществовании душ, то есть о том, что сначала были сотворены души людей, а потом они вселяются в тела. Надо ли объяснять, насколько это далеко от христианского учения о душе? Христиане считают душу, наоборот, более возвышенной частью человека.
Что касается греха, здесь еще больше различий. Например, ислам отрицает понятие первородного греха. И в Коране, и в Библии описывается грехопадение прародителей. Однако в Коране этому факту не придается такого общечеловеческого значения, как в Священном Писании христианства. Адам покаялся и был прощен. Его неведение было упразднено, грех исчез. Первый грех в исламе не мыслится как первородный - открывший путь всем последующим грехам. По сути ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах - равно источник и добра, и зла.
В самом понимании греха также есть отличия. По мусульманскому учению грех - это неведение божественного закона. Исповедание ислама и исполнение предписанных ритуалов автоматически очищает мусульман от совершенных грехов, поэтому у них нет покаяния, исповеди, ничего подобного. Христианство же никогда не рассматривало грех лишь как неведение. Религиозный опыт не только христиан, но всего человечества убеждает в том, что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь умом.
Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. И это логично. Христианское понятие таинства основано на христианском представлении о Боге как являющемся и явленном в мире. На представлении о благодати, о божественных энергиях, коими Он действует в мире. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может.


Основатель ислама араб Мухаммед жил в VI-VIIвв по Р.Х. Его учение, по его мнению, восстанавливает истинную веру в Авраама, который, как сказано в Коране, “не был ни иудеем, ни христианином”. Коран 3:60.
Ангел Джабраил показывает Али (племянника и зятя Мухаммеда, особенно почитаемого в исламе) пророку Мухаммеду. Миниатюра рукописи “Хамсе” Низами

- Есть ли в исламе понятие святости? В чем особенность мусульманского представления о ней? Ходатайствуют ли их святые за них перед Аллахом?
- Богословие ортодоксального ислама не признает культа святых. Тем не менее он занимает определенное место в суфизме. Это мистическое направление, которому свойственны ряд своеобразных представлений. Например, учение о растворении мистика перед лицом Аллаха, в результате чего некоторые суфии отождествляли себя с Богом, об относительности шариата, об оправдании диавола. Наиболее строгие мусульманские законоведы и богословы даже не признавали суфизм исламом. Однако в ряде стран он получил распространение и оказал влияние на так называемый «народный ислам». Несмотря на чуждость культа святых кораническому исламу, он все же носит на себе неизгладимый отпечаток общего мусульманского мировоззрения. Проводить параллели суфийских «вали» с христианскими святыми можно лишь с большими оговорками. Хотя учение суфизма не имеет строгих рамок и допускает весьма широкий разброс взглядов, большинство суфиев отрицали, что «вали» будут ходатайствовать перед Аллахом за мусульман, это исключительная прерогатива Мухаммеда в день последнего Суда.


В священной книге ислама прописана необходимость вести войну за всемирное распространение ислама. На илл.: ткань с изображением всадника и пленника, XVI в.

- Прописано ли в Коране, что надо «убивать неверных»? Откуда вообще взялась такая общеизвестная установка? И что входит в понятие «неверный»? Где окажутся души «неверных», которых убил шахид?
- Да, это прописано в Коране и в Сунне - втором, после Корана вероучительном источнике ислама. Например, характерен следующий хадис из Сунны, свидетельствующий, что Мухаммед сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммед Его слуга и Его Посланник, не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы), не будут есть то, что мы убиваем (ритуальной пищи. - Ред.), и не будут молиться как мы. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них». То есть утверждается необходимость войны против всех немусульман. Так же и в Коране говорится: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4.74). Мухаммеду самому было приказано: «О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» (Коран 8.65). Неверный - это немусульманин. По учению Мухаммеда все неверные окажутся в аду, где будут мучиться вечно. Рай же только для мусульман.


- Существует ли религиозный спор между ваххабизмом и «мирным» течением в исламе?
- Начнем с того, что такого разделения в исламе нет. Не существует «мирного» и «немирного» ислама. Нет таких течений. Есть «мирные» и «немирные» мусульмане. Причем первые являются «мирными» чаще всего в силу внерелигиозных причин. В самих источниках ислама прописана необходимость ведения войны за всемирное распространение ислама. Есть мусульмане, которые этим предписаниям следуют, есть те, которые не следуют. Но серьезного богословского спора между ними нет и быть не может. Потому что по священным источникам ислама все очевидно. Термин «ваххабизм» сейчас стал своеобразным журналистским клише, которым клеймят любого мусульманина, застигнутого за совершением теракта. Собственно исторические «вахаббиты» представляли собой последователей авторитетного суннитского богослова Абд эль-Ваххаба, который воспроизводил идеи ханбалитов - одной из законных и признанных правовых школ в исламе. Ныне ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Мусульмане вполне признают саудовских богословов мусульманами. Хотя, конечно, исламское общество («умма») не монолитно, и как среди христиан встречаются верящие в гороскопы, так и среди мусульман встречаются те, кто не считает ваххабитов мусульманами. Но это не те, кто определяет отношение уммы.


- Европейская культура подразумевает наличие границ и моральных устоев внутри человека. На Востоке, напротив, сильно подавление извне: государством, родней, имамами, селением, тейпом. Верно ли, что это одна из причин агрессии и несдержанности мусульман? Можно ли вообще сказать про мусульманина, что он агрессивен и несдержан?
- Тейп - это понятие исключительно чеченское. Деление на «Запад» и «Восток» вообще в данном контексте некорректное. Между грузином, арабом и китайцем различий больше, чем между каждым из них и европейцем. В странах мусульманского мира немало христиан, они существуют почти в каждом народе, и даже от 8 до 10 процентов арабов являются христианами. При этом модель поведения их существенно отличается от исламизированных соплеменников. При этом некоторые европейские народы, например, черногорцы, сохраняют до сего дня деление на племена, однако мы не слышим о черногорских террористах каждый день по телевизору. Здесь надо просто называть вещи своими именами и искать причину в идеологии, а не в национальности или исторических предпосылках. Что касается второй части вопроса, мусульмане - это живые люди. И, как любые люди, они - разные. Есть среди них достойные, есть мирные, есть добропорядочные. Но если говорить в целом, то ответ на ваш вопрос будет очевиден для всякого, кто более или менее регулярно следит за новостями. Хотя в новостях сообщают еще далеко не обо всем касательно данной темы.

- Возможна ли сейчас православная миссия среди мусульман, и какая?
- Православная миссия среди мусульман существовала всегда. Так, например, уже один из ранних сподвижников самого Мухаммеда, Убайдаллах ибн Джахиз уверовал во Христа и принял крещение. Он был первым, но далеко не последним мусульманином, кто обратился к свету истины. После возвращения в Х веке Антиохии в состав Византийской империи, практически все местное арабо-мусульманское население добровольно перешло в Православие. А в 935 году целое арабское бедуинское племя бану Хабиб числом около пятидесяти тысяч человек перешло к грекам, приняло христианство и стало сражаться против своих прежних единоверцев. Для Русской Церкви миссия среди мусульман традиционна. Уже свт. Михаил Киевский в X веке посылал монаха Марка проповедовать Христа булгарам-мусульманам, в результате чего приняли крещение четыре князя булгарских. Свт. Петр Московский вступал в публичные диспуты с мусульманскими проповедниками и одерживал в них победы. Свт. Макарий Московский крестил последнего хана Казани - Едигера-Мухаммеда и пекся об устроении проповеди Православия среди татар. В результате более чем четырехсотлетней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди татар образовалась новая этноконфессиональная группа - кряшены, состоящая из православных татар. В настоящее время на территории России их проживает порядка 320 тыс. К обращенным из ислама народам относятся и гагаузы, и большая часть осетин, и даже часть моздокских кабардинцев.
А некоторые мусульмане, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых. Например, среди арабов это преподобномученик Христофор Савваит и мученики Абу Тбилисский, Антоний-Равах и Варвар. Из булгар св. Авраамий Болгарский. Из турок - мученики Омир, Ахмед Писец и Константин Агарянин. Из албанцев - мученик Иоанн Албанский. Из татар - мученики Петр и Стефан Казанские и преподобный Серапион Кожеозерский, основавший Кожеозерский Богоявленский монастырь на Севере России и воспитавший семь святых для Русской Церкви.
Но и в наши дни происходит миссия среди мусульман. Возьмем Индонезию. Двадцать лет назад в Православие обратился первый индонезиец. Пятнадцать лет назад, приняв монашество и священническую хиротонию, он вернулся на родину, начал проповедовать и за эти годы обратил 2,5 тыс. человек, создал несколько приходов, построил храмы, подготовил к рукоположению других индонезийцев - в мусульманской стране возникла Православная Церковь! Другой пример - в 1990-х годах в Грузии в результате миссионерской деятельности большинство грузинских мусульман перешли в Православие, так что даже в один день крестились 5 тыс. мусульман. В исламизированных районах Болгарии, а также в Албании идет сейчас православная миссия, которая приносит явные плоды. Кое-что делается и у нас в России. Например, вот уже несколько лет в Москве по благословению священноначалия происходят молебны на татарском языке для православных татар. Но, конечно, активной и целенаправленной миссии среди мусульман Русская Церковь сейчас не ведет. Хотя возможности для этого есть.



Мусульманин у себя дома. Вся жизнь мусульман определена Шариатом – тщательно разработанным сводом правил, регулирующим практически все сферы жизни, в том числе и семейные. В обязанности мужа входит полное содержание жены и детей. Многоженство разрешено, но не обязательно, как считают европейцы. На илл.: Миниатюра рукописи “Шахнаме” Фирдоуси. 1341

- Вы создали сайт , рассматривающий ислам с позиций Православия. Есть ли диалог между мусульманами и православными? Какие вопросы являются «острыми» для мусульман?
- Диалог на личном уровне никогда не прекращался. Многие православные пересекаются в своей жизни с мусульманами, естественно, что между ними иногда возникают разговоры на тему веры. Если же вы имеете в виду более общий уровень, то, насколько я понимаю, Межрелигиозный совет России не занимается богословскими диспутами, а посвящен совместному решению внерелигиозных проблем. Кроме того, издается полемическая противохристианская литература у мусульман, а также есть некоторые опыты в полемике с исламом у христиан. Это нормально. Так было и прежде.
Основные пункты мусульманских нападок на христианство не претерпели изменений за минувшие столетия. Они считают учение о Троице уклоном в многобожие; Христа - пророком, а не Сыном Божиим; отрицают распятие Христа; отрицают первородный грех; таинства Церкви.
Что касается вопросов, которые затрагивали христианские апологеты, начиная со святых отцов, они актуальны и сегодня. Святые отцы, в частности, указывали, почему Мухаммед не может считаться пророком, а Коран - богооткровенным писанием; критиковали учение о предопределении и представления о Боге в исламе, критиковали мусульманскую эсхатологию; осуждали нравственные и ритуальные заповеди ислама как богопротивные; осуждали культ насилия в исламе.
Это лишь основные, узловые пункты, разумеется. В большей степени диалог с мусульманами должен, на мой взгляд, преследовать цель донести до собеседника суть нашей веры. Разъяснить ее. Дабы не оставалось непонимания и невежества. Ну и, конечно, обязанность христианина - защищать свою веру, если на нее нападают или хулят.

Поговорим о мусульманах-европейцах. Насколько вам кажется убедительной ситуация с массовым принятием ислама европейцами, описанная Чудиновой. Насколько параллельна описанная ситуация с тем, что происходило в мавританской Испании. - Напомню, что книга Елены Чудиновой - это литературное произведение в жанре фантастики. Это своего рода форма выражения беспокойства автора по поводу тех процессов, которые сейчас происходят в Европе, да и у нас тоже. Относительно удачности или неудачности формы можно дискутировать, но то, что все основания для такого беспокойства есть, показывают, в частности, последние события во Франции. Что касается второй части вопроса - ныне европейцы уже не те, что были тысячу лет назад. Карл Мартелл, король франков, который остановил наступление арабов на Европу, был бы очень удивлен образом жизни и образом мысли своих потомков. Испанский король Педро Первый, в честь блистательной победы которого на гербе Арагона появились отрубленные головы мавров, вряд ли понял бы своих потомков, изменяющих герб ради того, чтобы «восстановить климат доверия между мусульманами и христианами». Европейцы Средневековья и нынеш ет. Среди новостей, например, встречались цитаты из речей погромщиков, что они «сжигают только машины иноверцев, а те машины, на которых есть мусульманские знаки, не трогают». Какую религию исповедует большинство алжирцев и арабов - не секрет. При этом мне лично известно, что арабы-христиане, живущие во Франции, в беспорядках участия не принимали. Выводы, на мой взгляд, очевидны.


В 935 году целое арабское племя бедуинов числом ок. 50 000 человек приняло христианство. На рис.: Караван у источника Моисея, Давид Робертс, XIX в.- Кто чаще обращается: мусульмане в христианство или христиане в ислам?
- Несколько лет назад в личном разговоре с главой Church Mission Society (официальный орган англиканской Церкви, занимающийся внешней миссией) Марком Оксброу я спрашивал об этом. Господин Оксброу ответил мне, что его ведомство проводило исследования, которые позволяют говорить, что на самом деле по всему миру количество обращающихся из ислама в христианство превышает количество обращающихся из христианства в ислам. В свою очередь, в том, что касается России, глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Кирилл в одном из своих интервью также сообщил, что на сегодня этнических мусульман, обращающихся в Православие, больше, чем этнических православных, принявших ислам. А недавно секретарь Межрелигиозного совета России Р. Силантьев даже заявил, что число принявших христианство этнических мусульман в нашей стране составляет аж два миллиона.
Один из западных аналитиков заявил, что в последние годы количество принимающих христианство мусульман превышает количество подобных случаев за все время существования ислама. Но следует признать, что количество добровольно обращающихся из христианства в ислам также беспрецедентно велико. Хотя в подавляющем большинстве случаев отношение к христианству этих людей ограничивается крещением в младенчестве.

- Есть ли у мусульман свобода воли как религиозное понятие?
- Нет. Мусульмане верят в предопределение. И весьма конкретное. Оно охватывает все поступки человека и события его жизни и касается как целого, так и частностей. По мусульманской мифологии, прежде чем создать мир, Аллах сотворил особую скрижаль и перо, которое «записало судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю». Именно поэтому они верят, что Аллах является творцом всех действий всех людей, животных и тому подобного в мире. Именно поэтому говорят, что, так как все в мире предопределено и сотворено Аллахом, то и добро и зло равно исходят от него. Христианство придерживается совсем других взглядов. Господь сотворил нас свободными.

Вопросы задавала Анна ПАЛЬЧЕВА

В священных преданиях говорится, что обрезание мусульман мужчин — это неотъемлемая часть сунны (духовного пути) самого пророка Мухаммеда, а также его предшественников.

Самым же первым пророком, прошедшим через обрезание в исламе (хитан), был Ибрахим (в Библии он известен как Авраам). Согласно сборникам хадисов (мусульманских легенд), Ибрахим удалил крайнюю плоть, уже будучи восьмидесятилетним старцем.

Сборники хадисов Абу Дауда, Харба и Ахмада утверждают, что сам посланник Аллаха Мухаммед требовал сделать обрезание всем приверженцам ислама мужского пола, даже если они пришли к вере во взрослом возрасте.

Также из тех же источников известно, что он на седьмой день после рождения внуков зарезал овец и лично удалил у детей крайнюю плоть.

В каком возрасте делают обрезание у мусульман? Традиционно у всех народов, которые верят в Аллаха и его пророка, обрезание совершали до достижения мальчиков совершеннолетия.

Есть данные, что еще в начале нашей эры обрядом не пренебрегали арабы, персы, турки еще во времена Османской империи. Праздник обрезания у мусульман обязательно сопровождался ритуальными жертвоприношениями.

Священная книга – Коран – хранит полное молчание по поводу мусульманского обрезания. Однако другие древние источники описывают обряд обрезания в исламе и аргументируют его необходимость достаточно подробно.

Как называется обрезание у мусульман? Хитан, как мы уже говорили выше. С сутью обрезания у мусульман мы разобрались, далее вы можете увидеть, как происходят поздравления с обрезанием у мусульман.

Галерея

Ниже представлено фото обрезания у мусульман:


Теперь, когда вы видели на фото, как делают обрезание мужчинам у мусульман, давайте поговорим о терминологии данного обряда.

Определение термина Ваджиб

Ваджиб – это обязательное в шариате – кодексе мусульманских законов религиозной направленности – правило, для выполнения которого имеются веские доказательства. Совершение ваджиба является почетным действием и поощряется среди мусульман, а отрицание его считается серьезным грехом.

Среди шиитов обрезание у мужчин у мусульман относится к категории ваджиба: они утверждают, что необрезанный мужчина не может считаться правоверным приверженцем Аллаха и паломничество в Мекку ему запрещено.

Что такое Суннат обрезание?

В исламской терминологии Суннат – это желательный поступок, намерение, не подлежащее беспрекословному выполнению . Это слово дало название целому течению среди мусульман – суннитам.

Многие из исламских богословов, относившихся к нему, полагают, что обрезание – личное дело каждого мусульманина и отказ от этой процедуры никоим образом не вызовет гнев Аллаха.

Обязательно ли делать обрезание мусульманину? Согласно другим приверженцам ислама — коранитам, не обязательно. Они негативно относятся к обрезанию, потому что оно не упоминается в Коране.

Кораниты говорят о том, что эта священная книга расценивает человека как совершенное творение Аллаха, не нуждающееся в искусственных доработках.

Почему делают обрезание мусульманам?

Для мусульман обрезание является своеобразным символом веры, символизирующим связь между ними и Аллахом. Мужчина, совершивший обрезание, выполнил волю высшего божества и сунну пророка Мухаммеда, тем самым очистившись от земной скверны.

Так, зачем делают обрезание мусульманам мужчинам? Некоторые богословы считают удаление крайней плоти знамением завета Аллаха, некой особой отметкой на теле, свидетельствующей о божьей защите.

Что означает обрезание у мусульман? Отсекая материальное в виде кожи вокруг пениса, мусульманин искореняет в своем сердце зло – зависть, гнев, лицемерие, любовь к власти и наживе, гордыню, соперничество и культивирует в душе любовь к великому Аллаху.

Как видите, ответ на вопрос: «Для чего мусульмане делают обрезание?» — прост: «Чтобы искоренить все плохое и защитить себя от зла».

Плюсы обряда

Для мусульман обрезание по исламу имеет целый ряд несомненных преимуществ:


Важно! Некоторые женщины-мусульманки отказываются от брака с необрезанным представителем мужского пола, объясняя это верностью древним традициям и даже неэстетичным видом пениса.

Во сколько лет делают обрезание у мусульман?

Многих интересует вопрос: «Когда делать обрезание у мусульман?», отвечаем: «Четкого указания на возраст, в котором производится обрезание, в мусульманской традиции не существует».

Однако исламские богословы советуют правоверным родителям провести обряд как можно раньше после рождения , если здоровье младенца позволяет.

Лучше всего в соответствии с преданиями о жизни пророка Мухаммеда сделать удаление крайней плоти на седьмой день после появления мальчика на свет.

Справка! Есть существенные отличия от этого правила. Арабы делают обрезание в 5-6 или 12-14 лет, мусульмане малайского происхождения – в 10-13 лет, персы – в 3-4 года, жители Турции – в 8-13 лет.

Некоторые современные имамы советуют отказаться от процедуры обрезания в возрасте от 3 до 7 лет, объясняя это возможной психологической травмой.

Можно ли пройти Хитан будучи уже взрослым?

Обрезание может сделать и взрослый мужчина. При обращении в исламскую веру это не является в большинстве случаев необходимым условием, однако если будущий мусульманин чувствует, что таким образом укрепится его связь с Аллахом, хитан проводят в любом возрасте.

Вот мы и подошли к самому главному: «Как происходит обрезание у мусульман?». В отличие от еврейского народа, у мусульман нет четко регламентированной процедуры обрезания.

Поэтому время и место проведения обряда могут быть самыми разными. Исламские богословы сходятся в том, что кожные покровы вокруг полового члена должны быть отсечены таким образом, чтобы головка оставалась полностью оголенной.

Важно! В отличие от обрезания у евреев, к проведению хитана допускают не только мужчин-мусульман, но и представителей другого вероисповедания.

Как делают обрезание мусульмане? В младенчестве анестезирующие препараты во время такой операции использовать не рекомендуется: для грудного ребенка крайне сложно правильно рассчитать дозу, что может привести к летальному исходу. В более старшем возрасте допустима местная анестезия.

Кто делает обрезание у мусульман? Сегодня в большинстве случаев мусульманам делают обрезание в медицинских учреждениях, квалифицированные врачи.

Чем делают обрезание мусульманам? Данный обряд выполняется при помощи следующих средств:


Некоторые взрослые мусульмане предпочитают во время хитана обходиться без обезболивания: это послужит доказательством их силы воли.

После завершения обряда обязательно устраивается праздничное торжество. Обрезание в исламе практикуется реже, чем в иудаизме, однако во многих культурах до сих пор поощряется и считается частью правильного религиозного воспитания.