VII. Метод интервьюирования. Метод интервью, как метод психоаналитической диагностики

В 2014 году интервью стало для меня представлять повышенный интерес.

Во-первых, за последний год я взял ровно 10 интервью у самых разных людей: от священника до заключенного в тюрьме. Кроме того, мой диплом на втором высшем по журналистике - об интервью.

Так что мне приходилось сталкиваться с этим жанром журналистики достаточно много. Сложнее всего было писать диплом. Зная, что эту работу, кроме меня и дипломного руководителя (да еще рецензента) никто читать не будет - мне было особенно сложно заставить себя написать 50 с лишним страниц. Ведь я уже привык, что каждый текст имеет какой-то отклик, реакцию людей в соц.сетях или блоге. А тут столько сил - и такая маленькая отдача.

В тот момент я подумал: «А что, если всю информацию, которую я использую в дипломе давать частями в блоге. Делиться полезным.» Это совсем другое дело и это меня воодушевило. Ведь я просмотрел десятки очень классно сделанных и интересных разговоров профессиональных и не очень журналистов.

Я не считаю себя лучшим в этом жанре. Но при этом определенный опыт имею. А учиться лучше всего на примерах у самых лучших.

Что будет в рубрике «Разбираем интервью?»

Интервью - это искусство. Разговорить человека, понять его, почувствовать и создать интересный разговор - это интервью и именно это искусство. В Украине, судя по моему диплому исследованию крутых интервьюеров не так и много.

Интересное интервью — это искусство

  1. Анализ самых удачных примеров интервью ;
  2. Изучение ошибок интервьюеров;
  3. Интересные нюансы интервью (формулировка вопросов, одежда, манера держать себя и многое другое)

Так нагляднее.

Для начала мы будем вместе изучать классные интервью профессионалов со всего мира.

Ларри Кинг - король интервью

Кто не знает Ларри Кинга - тот не знает короля интервью и ток-шоу.

Программа Ларри Кинга «Larry King now»

За свою жизнь он провел более 50 тысяч интервью с политиками, актерами, звездами шоу-бизнеса, спорта и любыми известными личностями.

Его программа Larry King Live выходила с 1985 года по 2010 без перерывов и по этой причине даже попала в Книгу Рекордов Гиннеса.

Интервью с Майком Тайсоном и Эвандером Холифилдом

Сегодня на десерт у нас Ларри Кинг и его разговор с Майком Тайсоном и Эвандером Холифилдом.

Посмотрите. Комментарии ниже.

Интервью четко разбито на части. Это срежиссированный спектакль.

Часть первая.

  • Обращение и втяжка

«Сегодня у нас в гостях Майк Тайсон по прозвищу «Железный Майк». Позже к нам присоединится Эвандер Холифилд по прозвищу Реально Крутой»

  • Прямые вопросы

«Почему так тяжело завязать с наркотиками и алкоголем? Мне это незнакомо. Почему?»

«Недавно вы позволили проникнуть в вашу жизнь для съемки сериала «Быть Майком Тайсоном». Зачем?»

«Вы любите бить людей?»

Часть вторая. Появление в студии Холифилда. И обсуждение той злополучной ночи, когда Тайсон дважды кусал Эвандера.

  • Умелое раскачивание сложной темы.

Сложная тема - почему Майк откусил ухо Эвандеру.

Но еще сложнее - разговорить обоих.

Ларри Кингу это удалось. Не буду пересказывать, лучше посмотреть самим.

Смотрите с 7:50 до 13:30

Часть третья

Обсуждение того, что происходит в боксе сейчас.

Шутки. Например тут (19:34)

Майк как гремучая змея. Он наказывает за любую ошибку на ринге. Чувствует слабину и сразу контратакует - говорит Холифилд

Я и вас могу подловить - шутит Майк Тайсон

Я теперь боюсь уходить отсюда - очень уместно ответил на шутку Ларри Кинг.

  • И о Кличко также немного поговорили.

«Мы их не очень любим, потому что они не американцы. Мы не привыкли к такому боксу. Они не рискуют, но они выигрывают бои» (20:10 и дальше)

Часть четвертая.

Самая скучная на мой взгляд.

Пригласили дядьку, Янга Берри, филантропа, который занимается благотворительностью. И он уже начал рассказывать о своей деятельности. Тут менее всего можно что-то обсуждать.

Выводы-шмыводы

Ларри Кинг - явно не боксер. Но этот тощий ботан в очках и подтяжках говорил на равных с одними из лучших спортсменами мира.

А кроме того, у него получилось создать непринужденную беседу, словно друзья на кухне вечером за чашкой чая.

Вот это и есть - отличное интервью.

Пишите в комментариях, какие интервью вы хотите разобрать вместе.

И спасибо, что уделили время обучению интервью на примерах.

Коротко обо мне: Предприниматель, коммерческий писатель, маркетолог. Автор двух блогов ( и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово” . Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться опытом на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или любой текст вы можете по почте или напишите в личку в удобной вам соцсети.

Важным методом сбора информации является интервью. Интервью [< англ. interview] в научных исследованиях разновидность беседы с целью сбора материала для изучения и обобщения. В беседе идет разговор, то есть взаимообмен информацией, каждый из участников может задать или ответить на вопрос. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.

Интервьюер – лицо, которое проводит интервьюирование. Интервьюирование в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью метода интервью. Метод интервьюирования полезен, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов ученика. Так как интервью не предполагает ряда уточняющих вопросов, как в беседе.

Интервью по целям делят на интервью мнений (изучают отношение людей к явлениям) и документальное интервью (уточняют факты, события). Документальное интервью отличается большей достоверностью информации.

Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос (в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке).

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования, когда необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: оно следует основному принципу измерения – сделать информацию сопоставимой; оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса.

Метод анкетирования

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).

Виды анкет. Выделяются анкеты-интервью , когда исследователь сам заполняет анкету, уточняя мысли собеседника, выявляя правильность понимания вопроса, выясняя мотивы ответа. Прессовая анкета – отправляется по почте, в конверт закладывается пустой конверт с написанным обратным адресом.

Анкетные данные тем достовернее, чем больше лиц опрошено. Типичными недостатками метода анкетирования являются неточность в формулировке вопросов, что порождает ошибочные ответы. Порой бывает обилие вопросов, сходных по содержанию, вызывающих недоумение и механические ответы без серьезных раздумий. Неумелая мотивировка важности анкетного опроса ведет к попытке угадывания ответов, какой нужен исследователю. И, наконец, неорганизованность в проведении опроса приводит к шуму, консультациям, списыванию друг у друга.

Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности, но помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить». Такие ответы предоставляют респонденту возможность уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается в полузакрытый. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения ответа? Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины? Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое возможно, то необходимо предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При необходимости следует один вопрос раздробить на целый блок вопросов. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?

Композиция анкеты проверяется по следующим критериям. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты? Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока? Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?

Итак, в процессе педагогического исследования необходимо применить наиболее оптимальный комплекс методов, которые позволяли бы получать разносторонние сведения, могли бы отражать динамику развития формируемых качеств во времени, а также позволили бы анализировать ход экспериментально-педагогического процесса, его результаты и его условия, в которых он функционирует. На разведочном этапе, на этапе проверки экспериментальных данных этому наилучшим образом соответствуют опросные методы исследования (беседа, интервью, анкетирование). Начинающему исследователю важно только позаботиться о следующем: выбранные методы должны соответствовать объекту, предмету и общим задачам проводимого исследования; соответствовать современным принципам научного исследования; соответствовать этапу исследования; гармонично дополнять другие методы в единой методической системе.

Беседа - вид опроса, строящегося на продуманном и тщательно подготовленном разговоре исследователя с компетентным лицом (респондентом) или группой лиц с целью получения сведений по изучаемому вопросу.

Беседа должна проводиться в атмосфере непринужденного и взаимного доверия по заранее намеченному, продуманному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. При подборе собеседника следует находить возможность общения с теми респондентами, которые хорошо осведомлены о предмете исследования и проявляют желание обсудить интересующие исследователя вопросы. Проводящий беседу должен хорошо знать предмет исследования и суметь завоевать доверие собеседника, задавая четко сформулированные вопросы. Исследователь должен быть тактичным, корректным и всегда помнить о том, что его задача - собрать необходимые сведения, а не поучать или спорить.

Беседа ведется без записи ответов собеседника, целесообразно использовать магнитофон (диктофон). Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, поэтому благоприятной обстановкой является привычная среда: спортзал стадион, бассейн, место прогулки и т.п.

Таким образом, эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и, особенно, психологической подготовленности, уровня теоретических знаний, от мастерства ведения беседы и даже отличной привлекательности.

Интервьюирование - проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.

При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

Опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным (при этом понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные - позднее);

Вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;

Вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

При опросе следует придерживаться следующих правил:

1) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине;

3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов;

4) отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующее за очередным вопросы;

5) интервью должно быть кратковременным (с учащимися как правило не более 15-20 мин, со взрослыми не более 30 мин);

6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);

7) если интервьюирующий не понимает ответа, то он может задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например, "Что Вы хотели этим сказать?", "Объясните немного подробнее?");

8) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз (нельзя разъяснять отвечающему вопрос); если вопрос остается не понят и после повторного чтения, против него следует написать: "Вопрос не понят".

9) ответы записываются в вопросник только во время опроса в заранее подготовленную графу вопросника.

Анкетирование - метод получения информации посредством письменных ответов на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.

Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Приступая к составлению анкеты необходимо:

Хорошо знать самому исследуемую проблему,

Уяснить цель опроса (Какой хочешь получить ответ?),

Предусмотреть выявление зависимости от социального положения, пола, стажа опрашиваемых,

Учесть возраст и подготовленность опрашиваемых,

Продумать место и время проведения опроса,

Проконсультироваться со специалистами.

Классификация вопросов:

1) по содержанию (Прямые вопросы нацелены непосредственно на решение задач исследования. Например, в анкету может быть включен вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, играет скоростно-силовая подготовка в беге на короткие дистанции?". Однако респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы, поэтому иногда предпочтительнее косвенные вопросы. В этом случае косвенный вопрос прозвучал бы, например, так: "Каково Ваше мнение о сравнительной важности развития скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в системе подготовки бегунов на короткие дистанции?");

2) по степени свободы ответа (Открытыми называются вопросы, не ограничивающие ответа респондента. Например: "В какой сфере деятельности Вы хотели бы специализироваться после окончания вуза?" Такие вопросы позволяют получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов, но в определенной степени подобные ответы, часто носящие пространственный характер, затрудняют последующую обработку полученных результатов.

Вопросы принято называть закрытыми , если возможность выбора заранее ограничивают определенным числом вариантов ответов. Например, "Довольны ли Вы тем, как проводятся занятия по специализации?" При этом могут быть указаны варианты ответов: очень доволен, доволен, безразличен, недоволен, очень недоволен. В большинстве случаев вопросы ставятся таким образом, что респонденту необходимо бывает ответить только "да" или "нет". Например, на вопрос: "Желаете ли Вы после окончания института работать по специальности?" - варианты ответов: 1 -Да; 2 - Нет; 3 - Не знаю. Могут быть вопросы и с "веером" ответом. Например, на вопрос: "Какими видами спорта желают заниматься современные школьники?" - может быть предложен перечень видов спорта (список не должен быть более десяти пунктов);

3) по цели (для получения новой информации: для подтверждения каких-то данных; для проверки на лживость);

4) по форме (дезъюктивные - выбор одного варианта ответа, конъюктивные - выбор нескольких вариантов ответа, шкалированный вопрос для перевода качественного показателя в количественный).

При шкалированном вопросе используется оценка ответов по балльной системе (чаще всего по пятибалльной). Например, на вопрос: "Сильно ли развита сила воли Ивана Ивановича?" - варианты ответов: 5 баллов - "да"; 4 - "больше да, чем нет"; 3 - "не знаю, не уверен"; 2 - "больше нет, чем да"; 1 - "нет").

Вопросы должны быть лаконичны и точны, соответствовать образовательному уровню респондентов. Следует избегать: подсказывающих вопросов, формулировки двух вопросов в одном, большого объема вопросов (ответ на анкету не должен превышать 40 мин).

Слабой стороной анкет является их стандартный характер, отсутствие живого контакта с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы. Кроме того, рассылая анкеты, исследователь не знает, как к ней отнесутся, возвратят ли ее заполненной.

Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны и по содержанию, частично, перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность ответов. Кроме того, следует проверить анкету первоначально на небольшой группе людей. Вся анкета должна быть построена так, чтобы располагать респондентов к откровенности, но и не подсказывать им ответ. При этом опрашиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них, поэтому анкеты можно сделать анонимными.

При самой процедуре анкетирования следует:

Не давать советоваться и обсуждать,

Учитывать условия проведения (ситуационные - неправильно выбрано время; социологические - не тот и манера; психологические - настрой людей),

Помнить, что анкетирование не должно проводиться не чаще двух раз в год.

Полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методами математической статистики и могут служить основой для выявления имеющей место тенденции и формулирования определенных выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов тем меньше, чем больше охвачено респондентов и чем представительнее их состав. В литературе об интервьюировании и анкетировании особое внимание уделяется технике составления вопросов и ответов на них, чтобы результаты опросов можно было подвергнуть не только качественной, но и количественной обработке.

Метод тестирования (англ. test - проба, испытание) - метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест - краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности - их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида - почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования :
а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:
– клинические – направлены на выявление акцентуаций;
– глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;
– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;
б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;
в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;
2) по степени формализации :
а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);
б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;
в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.



Анкетирование как метод социально-психологического мышления.

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при:
1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;
2) необходимости опросить большое число людей.
Способы анкетирования:
1) рассылка анкет по почте;
2) распространение анкет в СМИ;
3) вручение анкет по месту жительства или работы.

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

Контент-анализ. Сущность метода и типы документов.

§ Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

§ Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода

§ фиксация определенных единиц содержания,

§ изучает документы в их социальном контексте,

§ может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Введение

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово “консультирование” уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое. Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта та часть, которая включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Психологическое консультирование, как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультационной психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справится с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль.

2. Интервью как основной метод психологического консультирования

Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные

(по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Описывая интервью как основной метод психоло­гического консультирования, мы исходим из следую­щих предварительных соображений: психолог-кон­сультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводит­ся в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и клиен­том. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, со­ставят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиен­та или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контек­сте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контек­стом, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так - подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Итак, в ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появ­ления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.

3. Пятишаговая модель процесса интервью

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий:

раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.

Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют - «Привет!».

Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью - «Чего вы хотите добиться? »

Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществ­ляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.

Пятая стадия интервью - обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа - «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирова­ния известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остано­вимся поподробнее на каждой стадии интервью. Первая стадия «Привет!» - это установление кон­такта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуа­цию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как лю­бая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь могут быть следующие:

1) психолог занимает позицию над клиентом;

2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;

3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, то есть он готов следовать за клиентом.

В ходе интервью может осуществляться измене­ние позиций, но это будет ситуация профессионально­го интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

Обычно к признакам хорошего интервью относят­ся следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситу­ации интервью.

Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») - ме­тод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистра­цию и анализ ответов на вопросы, а также изучение осо­бенностей невербального поведения опрашиваемых.

Признаки:

В отличие от обычной беседы процедура интервьюиро­вания:

Имеет четкую цель,

Предполагает предварительное планирование действий по сбору информации,

Требует обработки полученных результатов.

Особенности:

субъективный метод, так как в нем чрезвычай­но велик риск получения недостоверного, преднамеренно или случайно искаженного сообщения.

* с одной стороны, респондент (от англ. «отвечающий», «оп­рашиваемый») - человек, участвующий в опросе в роли источника информации, - может отклониться от истины в силу целого комплекса причин. Среди них:

Податливость реальному или воображаемому давле­нию опрашивающего;

Склонность к выражению социально одобряемых мне­ний;

Влияние на ответы имеющихся поведенческих устано­вок и стереотипов мышления;

Неотчетливое осознавание собственных мнений, пози­ций и отношений;

Незнание каких-либо фактов или ложная информи­рованность;

Антипатия к исследователю;

Сомнения в последующем сохранении конфиденци­альности сообщения:

Сознательный обман или преднамеренное умолчание;

Невольные ошибки памяти.

* с другой стороны, интервьюер - лицо, непосредственно проводящее опрос, - также способен стать субъектом все­возможных искажений собираемых данных. (как и в эксперименте)

Классификация видов интервью .

1. В зависимости от условий проведения данная процедура может быть:

Единичной или многократной,

Индивидуаль­ной или групповой.

2. По цели организации, выделяют:

Собственно исследова­тельского интервью;

Диагностическое - ис­пользуемое на ранних этапах психотерапии как средство проникновения во внутренний мир клиента и понимания его проблем,

Клиническое - являющееся терапевтичес­кой беседой, способом оказания психологической помо­щи в осознании человеком внутренних затруднений, кон­фликтов, скрытых мотивов поведения, путей саморазвития личности.

3. По форме общения интервью подразделяются на:

- Свободное интервью представляет собой беседу, в кото­рой исследователь имеет возможность самостоятельно из­менять направленность, порядок и структуру вопросов, до­биваясь необходимой эффективности процедуры. Характе­ризуется гибкостью тактики построения диалога в преде­лах заданной темы, максимальным учетом индивидуальных особенностей респондентов, сравнительно большей есте­ственностью условий опроса.



Существенным его недостатком является затрудненность сопоставлений всех полученных результатов, обусловлен­ная широкой вариативностью задаваемых вопросов. Пре­имущество же свободного интервью заключается в предо­ставлении респондентам наилучших возможностей для формулирования собственных точек зрения и более глубо­кого выражения своих позиций.

В силу указанных особенностей свободное интервью обычно используется на начальных стадиях психологичес­кого исследования.

- Стандартизированное интервью предусматривает прове­дение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов. Интервьюеру не разрешается изме­нять формулировки или порядок вопросов, а также зада­вать новые вопросы. Все условия процедуры регламентированы.

Как следствие, обеспечивается высокая степень сопос­тавимости всех индивидуальных результатов, сокращается до минимума количество ошибок при формулировании вопросов, повышается надежность (релиабильность) итогов опроса. Все это приобретает особое значение в тех случаях, когда необходимо опросить большое количество лю­дей, используя для обработки информации средства статистики.

Однако мнения респондентов при этом обычно не получают полного выражения, а самому опросу становится присущ несколько формальный характер, затрудняющий достижение хорошего контакта между исследователем и опрашиваемыми.

Полустандартизированное интервью основано на исполь­зовании двух видов вопросов. Одни из них - обязательные, основные - должны быть заданы каждому опрашиваемому, другие - «подвопросы», уточняющие - применяются в бе­седе или исключаются из нее интервьюером в зависимос­ти от ответов на основные вопросы.

Тем самым достигается определенная вариативность опроса, возможность учета индивидуальных особенностей респондентов и изменений коммуникативной ситуации. В то же время полученные таким образом сведения сохраня­ют значительную сопоставимость. Исследователь активно управляет диалогом, при необходимости фокусируя вни­мание опрашиваемых на каких-либо дополнительных ас­пектах обсуждаемых проблем. Однако при этом он не выхо­дит за пределы заранее составленного перечня вопросов.

Деятельность опрашивающего при проведении полустан­дартизированного интервью до некоторой степени напо­минает общую схему функционирования компьютерных программ (если... то... в противном случае). Если респон­дент сказал (или не сказал) что-либо или проявил (не проявил) какую-либо поведенческую реакцию, то ему за­дается предусмотренный вопрос. Если он повел себя как-то иначе, то ему задается другой вопрос и т.д.

Интервью чаще всего имеет такую структуру:

Введение в беседу: установление контакта, информи­рование о целях опроса и условиях его проведения, форми­рование установки на сотрудничество, ответы на возника­ющие у респондента вопросы;

Основная фаза интервью: подробное исследование осуществляемое по заранее разработанному плану;

Завершение беседы: снятие возникшего напряжения выражение благодарности и признательности за участие в работе.

Классификация вопросов.

1. По отношению к цели исследования выделяют:

Процедурные (или функциональные), направленные на оптимизацию хода опроса (в том числе выявляющие степень информированности респондента в условиях его проведения, знания цели интервью, а также способствующие установлению и поддержанию контакта с интервьюером)

Тематические (информацион­ные), по ответам на которые в дальнейшем делаются те или иные психологические выводы.

2. По своему содержанию вопросы подразделяются на:

Выявляющие фактическую информацию о социаль­ном положении респондента и событиях его прошлой жиз­ни;

Выясняющие субъективные мнения опрашиваемого, мотивы его поведения, жизненные позиции, отношения к себе и к другим;

Уточняющие интенсивность мнений, отношений, эмо­циональных реакций.

3. В зависимости от характера ответов вопросы могут пред­полагать получение:

Кратких, односложных, нераспростра­ненных ответов

Распространенных, пространных, более детально выражающих мнения и позиции респондентов.

4. По форме ответов существуют вопросы:

Закрытые, где опрашиваемый должен лишь сделать свой выбор из пред­лагаемых вариантов ответов, не выходя за его пределы;

Открытые, при которых опрашиваемый сам формулирует свой ответ.

Правила составления вопросов для интервью :

1) каждый вопрос должен быть логически однознач­ным, не содержащим в себе нескольких относительно авто­номных частей, требующих различных ответов;

2) следует избегать употреблений малораспространен­ных иностранных слов, специальных терминов, слов с нео­пределенным значением, затрудняющих работу респонден­тов;

3) нельзя задавать излишне пространных вопросов, так как опрашиваемый может не запомнить их целиком и от­ветить только на часть или же вообще отказаться от ответа;

4) предпочтение отдается конкретным вопросам перед абстрактными или обобщенными;

5) в случаях необходимости получения сведений дис­куссионного характера или не вполне приемлемых для пуб­личного выражения респондентом, целесообразно прида­вать вопросу маскирующий оттенок. Это достигается вве­дением в обсуждение соответствующей воображаемой си­туации, касающейся самого опрашиваемого (скажем, в бу­дущем) или любого неопределенного лица (к примеру, «од­ного студента», «юношу вашего круга» и т.п.), идентифика­ция с которым не представляла бы для него особых затруд­нений;

6) вопросы относительно сложные, неинтересные для респондента или воспринимаемые им как слишком лич­ные, не стоит выносить в начало интервью. Известно, что чем далее опрашиваемый вовлекается в интервью, тем труд­нее ему отказаться от продолжения беседы;

7) если речь заходит о предмете, в котором опрашивае­мый недостаточно компетентен, иногда желательно сделать соответствующее предисловие, пояснив ему на примерах или в других словах излагаемый в вопросе материал;

8) следует стремиться к тому, чтобы все варианты пред­лагаемых ответов были в равной степени приемлемы для респондента, не означали для него потерю престижа, ос­корбление самолюбия;

Примечание: Особую проблему представляет фиксация информации в интервью.

Так, маскировка технических средств регистрации от­ветов (к примеру, скрытая магнитофонная запись) не со­ответствует этическим принципам психологического ис­следования. Открытая же запись с помощью видеокамеры, диктофона или магнитофона приводит к тому, что рес­понденты чувствуют себя весьма стесненно, дают иска­женные ответы. Аналогично влияют на их поведение стенографирование хода интервью или ведение исследовате­лем дословных записей. В то же время фиксация информа­ции только по памяти, по окончании процедуры опроса зачастую приводит к целому ряду существенных искаже­ний материала.

Возможно, несколько более предпочтительным являет­ся кодирование содержания ответов и поведенческих реак­ций респондентов при помощи условных обозначений на специальных бланках. При этом исследователь, исходя из заранее предусмотренных категорий, ограничивается в боль­шинстве случаев графическим соотнесением воспринима­емой информации с тем или иным разрядом данных из имеющихся на бланке. Самих ответов он не записывает, за исключением тех, которые «не вписываются» в составлен­ный им перечень.