Таблица конспекта сюжетно ролевой игры по фгос. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект по сюжетно-ролевой игре. Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений

Конспект сюжетно-ролевой игры-ситуации

«Магазин овощей и фруктов»

Основная область: социализация

Интеграция областей: коммуникация, познание.

Задачи:

1. Закреплять умение наиболее достоверно отображать в игре социальные взаимоотношения.

2. Закреплять представления детей о профессии продавца, о роли покупателя.

3. Развивать у детей желание сделать что-то приятное и полезное для другого человека.

4. Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель», «покупатель-покупатель».

5. Закреплять правила поведения в общественных местах, продолжать формировать представления об этических нормах.

6. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, развивать нравственные чувства (ориетацию в понятиях «добро» и «зло»)

7. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

8. Формировать желание у детей наблюдать за социальными ролями взрослых

Предварительная работа:

  1. Беседы: «Определим какой магазин: промтоварный, продуктовый, смешанный», «Что готовим из овощей и фруктов», «Здоровье вашей семьи», «Вкусный арбуз»
  2. Дидактические игры: «Кто самый вежливый», лото «Сад и огород»
  3. Продуктивная деятельность: совместное с детьми и родителями создание предметно-развивающей среды для игры (изготовление ягод из соленого теста, пошив фартука и нарукавников для продавца, изготовление монет из цветного картона, чеки из бумаги).
  4. Чтение художественной литературы: Л. Уланова «Правильная покупка», Ю. Тувим «Овощи», Д. Хармс «О том, как старушка чернила покупала», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
  5. Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин»
  6. Словарная работа: касса, чек, витрина, ценник.

Основная работа:

Воспитатель вовлекает детей в сюжетно-ролевую игру через создание проблемной ситуации, далее во время распределения ролей становится сам непосредственным участником игры и принимает на себя роль продавца с согласия остальных участников игры (5 человек), затем эта роль передается ребенку.

Ход:

Дети и воспитатель сидят на стульях в кругу.

Воспитатель: Ребята, представляете, я вчера была в овощном магазине со своей дочерью, попросила ее самостоятельно купить пару огурцов, пару помидор для салатика и рассчитаться. Она испугалась и растерялась. Это конечно, не беда, мы будем тренироваться. Но я сразу подумала «А смогли бы ребята из моей группы самостоятельно купить что-нибудь и как часто они с мамами и папами ходят в магазин?»

Дети: отвечают по-разному.

Воспитатель : У меня предложение, давайте поиграем в магазин, заодно и посмотрим как и кто умеет совершать покупки. Но не в обычный, а в магазин овощей и фруктов. Это продуктовый или промтоварный магазин?

Дети : продуктовый.

Воспитатель : Верно. Можно я первая буду продавцом?

Дети : Да

Происходит распределение ролей. Возможно, что в процессе распределения дети выберут роли семейных или иных пар(папа-мама, муж-жена, мама-дочка и др.).

В группе стоит прилавок с эмблемой «Овощи и фрукты», на котором разложены фрукты, овощи, ягоды, развешаны ценники (ярлычки с кружечками), количество изображенных кружков соответствует стоимости товара, на прилавке стоят касса с лотком для монет и чеками, рядом стойка с пакетами, в которые складываются покупки, недалеко стоит подставка с листами цветной бумаги зеленого цвета и латок с большими мячами (как варианты предметов-заместителей). Рядом с «магазином», создана предметно-развивающая среда для игры в «Дом».

Воспитатель надевает фартук и манжеты. Детям-покупателям раздаются кошельки с монетами. Продавец занимает место за прилавком, покупатели выстраиваются в очередь. В очереди происходит взаимодействие в ролевом диалоге «покупатель-покупатель».

Воспитатель-продавец: В нашем магазине продаются только самые лучшие и свежие фрукты и овощи прямо из огорода(если зима, фразу пропускаем). Добрый день, что вы хотели?

1 ребенок-покупатель : Здравствуйте, дайте мне пожалуйста помидор.

Воспитатель-продавец: Хорошо, из всех овощей я больше всего люблю помидоры. Вам, наверное, на салатик?

1 ребенок-покупатель : Да

Воспитатель-продавец: Тогда нужно взять и лук к нему.

1 ребенок-покупатель : Давайте.

Воспитатель-продавец: Подскажите, сколько стоит, а то я ценник из-за прилавка не вижу.

1 ребенок-покупатель : 3 монетки помидор и 1 монетка лук.

Воспитатель-продавец: Отлично, и того…

1 ребенок-покупатель : 4 монетки.

Отдает деньги продавцу.

Воспитатель-продавец забирает деньги, складывает помидор и лук в пакет, выбивает на кассе чек, кладет в пакет и чек, отдает покупателю.

Воспитатель-продавец: спасибо за покупку, приходите к нам еще.

Предполагается, что ребенок-покупатель пойдет «Домой», где сможет выложить покупки и заново вернуться в магазин. Эта ситуация создает предпосылки для возникновения параллельной сюжетной линии – игры в «Дом».

2 ребенок-покупатель: Здравствуйте!

Воспитатель-продавец: Добрый день!

В игре, возможно, возникнет негативная ситуация, когда некоторые дети-покупатели не захотят придерживаться очереди, будут толкать друг друга, пытаясь залезть вперед. Естественно, воспитатель должен направить игру в позитивное русло и сказать фразу о том, что очереди нужно придерживаться, друг друга нужно уважать и не мешать работе продавца, так как труд продавца очень тяжелый.

Воспитатель-продавец: Что вы хотели?

2 ребенок-покупатель: Мне нужны яблоко и груша.

Воспитатель-продавец: Без проблем! Это очень полезные фрукты, в которых много витаминов. Яблоко есть кисло-сладкое и сладкое. Вам какое?

2 ребенок-покупатель: Сладкое.

Воспитатель-продавец: Хорошо. Яблоко – три монеты, а груша – 2 монеты, и всего…

2 ребенок-покупатель: 5 монет.

Воспитатель-продавец складывает покупки в пакет, 2 ребенок-покупатель протягивает 5 монет.

Воспитатель-продавец: Все верно, спасибо за покупку, приходите к нам еще. Досвидание.

2 ребенок-покупатель: Досвидание

Так как изначально дети знают, что это магазин овощей и фруктов, то просят они только их. Но так как обычно в магазинах овощей и фруктов продаются и ягоды, воспитатель, руководя игрой, сам предлагает детям-покупателям приобрести ягоды.

Воспитатель-продавец: Здравствуйте.

3 ребенок-покупатель: Здравствуйте.

Воспитатель-продавец: Что Вам подать?

3 ребенок-покупатель: Дайте мне морковь и банан.

Воспитатель-продавец: Значит Вам нужны и фрукты и овощи сразу?

3 ребенок-покупатель: Да.

Воспитатель-продавец: А почему бы Вам не купить еще и ягод. У нас подвезли свежую клубнику.

3 ребенок-покупатель: Да, пожалуйста.

На бананах и ягоде нет ценников. Предполагается, что игра будет строиться таким образом, что 3 ребенок-покупатель спросит цену товара.

3 ребенок-покупатель: А сколько у Вас стоит банан и ягода?

Воспитатель-продавец: Банан 3 монеты, ягода 1 монету, а стоимость моркови указана в ценнике.

3 ребенок-покупатель: 2 монеты.

Воспитатель-продавец: Итого шесть монет.

Воспитатель-продавец может назвать шесть монет с опережающим обучением, дав ребенку возможность задуматься, но если ребенок не может посчитать, можно сказать 4 и 2 монеты. Воспитатель- продавец упаковывает покупку.

Воспитатель-продавец: Всего доброго, кушайте на здоровье. Передайте привет своей жене.

3 ребенок-покупатель: Спасибо, передам. Досвидание.

Этот диалог может натолкнуть ребенка на мысль вовлечь в игру еще одного играющего, либо на создание им параллельной сюжетной линии игры в «Дом».

Воспитатель предлагает поменяться ролями и отдает вести главную роль продавца ребенку, а сам подключается к играющим, принимая дополнительную роль покупателя, и становится в очередь. Если сюжет начинает «пробуксовывать», воспитатель использует косвенное руководство игрой и влияет на общение продавца и 4 покупателя.

Воспитатель-покупатель (обращается к продавцу): Добрый день, не могли бы Вы обслужить нас быстрее, а то очередь длинная, а я опаздываю на работу.

Ребенок-продавец: Да, конечно. Что Вам?

Если 4 покупатель молчит, воспитатель-покупатель как бы выводит его на беседу.

Воспитатель-покупатель: Женщина, посмотрите сколько всего вкусного и полезного и апельсины и яблоки и груши и огурчики с помидорчиками на салат, только попросите у продавца, он мигом Вас обслужит.

4 ребенок-покупатель выражает свою просьбу.

Очень важно, чтобы дети умели вводить в игру предметы-заместители. Если этого не происходит, воспитатель, используя косвенное руководство или в прямом ролевом диалоге, способствует этому процессу.

Воспитатель-покупатель (обращается к другому покупателю): Вы знаете. Вчера я брала здесь такие вкусные арбузы и вам советую купить, не пожалеете. Такие круглые, а внутри красные, сочные, а косточки черные-черные, это значит спелые арбузы.

Ребенок–покупатель: Здравствуйте, дайте пожалуйста арбуз.

Ребенок-продавец может срезу сориентироваться и взять в качестве арбуза мяч, если этого не происходит, воспитатель ему помогает.

Воспитатель-покупатель: Вон, кажется, Вам в ящиках красивые арбузы подвезли (указывает на контейнер с мячами).

Ребенок-продавец: Да, конечно, сейчас подам.

Производится расчет.

Воспитатель-покупатель (продавцу): Здравствуйте, дайте мне тоже один арбузик за 3 монеты, на салатик свежий огурец за 2 монеты и зеленый салат, его что-то на прилавке у Вас нет, но мне он очень нужен.

Ребенок-продавец (не смог сам найти предмет-заместитель): У нас нет салата.

Воспитатель-покупатель (указывая на стойку с зеленой цветной бумагой): Как нет, а вон же он.

Ребенок-продавец : Сейчас подам. Стоит 1 монету. И всего 3 и 2 и 1 будет 5 монет.

Производится расчет, возможно при помощи воспитателя.

Воспитатель-покупатель (обращается к ребенку-покупателю): Мы с Вами из одного дома. Вы меня не узнали?

Ребенок-покупатель : Нет.

Воспитатель-покупатель : Жаль. Меня зовут Виктория. А Вас?

Ребенок-покупатель: Борис.

Воспитатель-покупатель : Очень приятно. Вы на машине?

Ребенок-покупатель может сориентироваться, найдя предмет-заместитель, но если не сможет, воспитатель помогает ему, вовлекая тем самым его в новую сюжетную линию, это может быть игра «Дорога» или «Заправка» или др.

Ребенок-покупатель: Нет.

Воспитатель-покупатель (составляет стулья в форме авто или складывает объемные мобили): А я на машине. Давайте я Вас довезу.

Ребенок-покупатель: С удовольствием.

Далее либо игра плавно переходит в другую сюжетную линию, либо эти линии проходят одновременно («Дом», «Поездка», «Заправка» и т.д.), количество детей увеличивается, на основе личных симпатий они объединяются в группы до 6-7 человек максимум.

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно – ролевой игры.

Тема: «Поликлиника».

Возраст: средняя группа.

Цель: продолжать формировать игровые умения в игровой ситуации.

Задачи: 1.Воспитывать умение играть сообща, взаимодействовать в игре.

2.Расширять представления детей о профессиях людей работающих в поликлинике.

3. Активизировать и расширить словарный запас детей.

Словарная работа : пациент, регистратура, аптекарь, окулист, лор, стоматолог.

Предварительная работа: изготовление атрибутов и карт символов к игре, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, экскурсии в медицинский кабинет, беседа о роли врачей.

Материалы и оборудование : халаты, шапочки, игровая мебель, строительный материал, телефон, карточки символы, медицинские инструменты, медкарты, куклы.

Ход беседы.

(Воспитатель привлекает внимание детей звуковым сигналом. В руках он держит куклу на голове у которой тепля шапочка).

Воспитатель: Ребята у моей куклы Кати очень сильно болят ушки. Вы не подскажите, что мне делать?

Дети: ее нужно лечить

Воспитатель: А кто же мне поможет ее вылечить и где?

Дети: врач в больнице (поликлинике)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в поликлинику. Для начала нам нужно распределить роли (если дети не могут определится воспитатель предлагает вытянуть жеребей).

Воспитатель: (после того как все роли распределили, воспитатель предлагает детям приступить к оборудованию своих кабинетов). Ну что же пусть наши работники поликлиники обустраивают свои кабинеты, а мы с вами пока отправимся домой.

(Постепенно воспитатель выходит из игры оставляя детям пространство для самореализации. Уделят внимание тем детям которые не изъявили желание играть.)


1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).

2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:

    воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;

    трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;

    использование художественного слова и художественной деятельности;

    развитие речи и активизация словаря.

3. Методические приёмы по руководству игрой.

Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.

    Подготовка материала к данной игре.

5. Подготовка воспитателя к данной игре:

    изучение методической литературы;

    составление плана игры, конспекта;

    приготовление атрибутов детьми с родителями.

Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.

6. Деятельность детей в игре.

Распределение по игровым группам. Перечень правил о каждой игре.

7. Ход игры.

8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.

«Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов»

Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

Проведение экскурсии по теме игры.

Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).

Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.

Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.

Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

Совместная с детьми игра.

Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

Постановка проблемных игровых задач.

Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.

Рассказ воспитателя об играх другой группы.

Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.

Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

Составление с детьми альбома по тематике игры.

Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

«Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками»

1. Тема игры.

2. Цель игры.

3. Задачи игры (примерные) :

Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

Развивать умение сюжетосложения.

Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.

Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

4. Игровое оборудование.

5. Ход игры:

Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).

Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)

6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).

Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

Цели и задачи сюжетно-ролевой игры в детском саду

Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом.

Дети играют в «Магазин игрушек». На столике расставляются товары (игрушки), к ним прикрепляются ценники (при условии, что дети уже знакомы с цифрами и числами; это могут быть готовые таблички-наклейки или самостоятельно подписанные листочки). На «прилавке» есть игрушечная касса с банкнотами и монетками. Дети распределяются роли: продавец, кассир, покупатели. Следует разыгрывание вымышленной ситуации: выбор товаров покупателями, помощь продавца, совершение покупки на кассе.

По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений. Однако первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни.

Первоначальная сюжетно-ролевая игра состоит из воспроизведения действия взрослых, увиденного малышом в повседневной жизни

Когда автор этой статьи стала мамой во второй раз, первому сыну едва исполнилось полтора года. Естественно, старший ребёнок наблюдал за младенцем и за тем, как за ним заботятся родители: купают, пеленают, кормят из бутылочки, укладывают спать. И в возрасте двух лет сын повторял с игрушками сценки обыденной жизни. Он качал медвежонка на руках и напевал мелодию колыбельной, давал ему соску и погремушку, катал в коляске. То есть ребёнок примерил на себя роль родителя.

В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками - разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения.

Ян Амос Коменский

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/05/11/aforizmy-ob-igre-i-obuchenii

Таблица: задачи сюжетно-ролевой игры

Возрастная категория детей Задачи
3–4 года
  • Формирование умения действовать в соответствии с предложенным сценарием.
  • Развитие фантазии, способности придумывать простой сюжет в условиях вымышленной ситуации.
  • Обогащение активного словарного запаса.
4–5 лет
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.
  • Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.).
  • Развитие навыка диалогической речи.
5–6 лет
  • Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.
  • Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх (из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).
  • Активизация диалогической речи.
6–7 лет
  • Развитие творческих способностей детей: желание использовать в игре музыкальные инструменты, добавлять элементы танца, пения.
  • Создание устойчивого интереса к профессиональной деятельности взрослых (игры в сотрудников полиции, спасателей, врачей, космонавтов, учёных и т. д.).
  • Создание мотивации к изготовлению декораций и атрибутов для будущих игр.

В сюжетно-ролевой игре дети закрепляют знания о профессии (продавец-кассир) и учатся культуре посещения магазина

Виды сюжетно-ролевых игр

По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-ролевые игры делятся на творческие, сюжетно-дидактические и интерактивные.

  • В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг: стать палеонтологами на раскопках, полететь на Марс, изобрести машину времени.

    Творческая игра «Путешествие в космос» начинается с того, что один из воспитанников объявляет себя капитаном и предлагает полететь на луну. Ребята соглашаются: мальчики строят космический корабль (из стульев или мягких модулей), девочки собирают в дорогу припасы. Когда всё готово, капитан командует: «Поехали!», и путешествие начинается. Ребята рассказывают о том, что видят в воображаемых иллюминаторах, показывают действие в невесомости. Внезапно случается поломка, корабль совершает посадку на ближайшей планете, космонавты исследуют неизвестную территорию.

    Воспитанники самостоятельно разработали замысел, подготовили предметы для игры и распределили роли

  • Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний. Воспитатель всегда руководит игрой этого вида: озвучивает обязанности для каждой роли, наблюдает за ходом игры, корректирует выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические игры строятся на основе игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая». Игра приобретает дополнительное содержание: познавательное (отличие фруктов и овощей в игре «Столовая» или «Огород»), математическое (посчитать количество предметов в игровой ситуации), языковое (актуально для групп, в которых изучается национальный язык).

    Дети автора статьи любят играть в «Супермаркет». Старший сын готовится к поступлению в школу, умеет складывать и вычитать в пределах 100 - он выполняет роль кассира, раскладывает по ячейкам игрушечные купюры. Дочка учится писать, она оформляет ценники для товаров, её роль в игре - покупатель. Сценарий игры классический: покупатель набирает товары в тележку, кассир пробивает, совершается покупка. Дидактическое содержание игры заключается в тренировке дочкой умений писать цифры и совершенствовании сыном вычислительных операций (сложение и вычитание).

    В игре происходит практическое применение математических знаний: получить сумму (сложение номинала банкнот или стоимости товаров), посчитать сдачу

  • Организация интерактивных игр обусловлена внедрением технических средств в образовательные процесс ДОУ (применением ИКТ). Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх обогащает игровой опыт дошкольников. На экран проецируются фотографии реальных мест (морские, тропические пейзажи, города и представители далёкий стран) и фантастические сюжеты (иллюстрации волшебной страны, эпохи динозавров, инопланетных рас).

    На интерактивной доске во время сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие» показываются видеофрагменты запуска ракеты и пребывания экипажа внутри корабля. Для развития игрового сюжета используются пейзажи различных космических явлений: метеоритный дождь, полёт кометы, чёрная дыра. Воспитанникам предлагается выполнить задания на интерактивной доске по теме предыдущих занятий: члены экипажа закрепляют знания о вращении планет, устройстве Солнечной системы.

    На доску проецируются космические пейзажи с целью максимального погружения детей в игровую среду и для закрепления знаний в небольших дидактических заданиях

По тематике сюжетно-ролевые игры условно делятся на деловые, современные, игры по интересам мальчиков и девочек.

  • Деловая игра - это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый член команды. Ответственность в выполнении профессиональных обязанностей и слаженность в работе коллектива - залог успешной работы (в условиях детского сада - работы-игры).

    Примеры деловых игр для младших и средних дошкольников: «Парикмахерская», «Продуктовый магазин», «Кафе», «Почта», «Гараж», «В автобусе», «Путешествие на корабле».
    Деловые игры для старших дошкольников требуют умения действовать по сговору и слаженно: «Операционная», «Школа», «Опытная лаборатория», «Спасательная бригада», «Редакция/Журналисты», «Космический экипаж».

    Дети действуют в рамках ролей - автомеханики, водитель

  • Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века. Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И мы можем наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных» и т. д.

    Современная сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» копирует модель профессиональных взаимоотношений «банковский оператор - клиент». Игра подходит для старших дошкольников, имеющих представление об оказании услуг в сберегательном банке (посещали с родителями): оплата квитанций, оформление банковской карты, выдача наличных, перевод средств и др. Некоторые атрибуты для игры педагог делает совместно с ребятами: терминал и банкомат (наклеивают на коробки распечатки-экраны с кнопками), бейджики для операторов, банкноты и монетки.

    Для игры используются старые банковские карточки, клавиатура и телефон, бутафорские банкноты и терминал

  • Игры разделяются по интересам - для мальчиков и для девочек - в возрасте 4–5 лет. Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки дома, традиционно женские профессии (медсестра, няня, воспитатель, сотрудник столовой). Для сюжетно-ролевых игр девочек требуется небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к ним (коляски, кроватки, посудка, одежда). Мальчики воспроизводят в играх мужскую модель поведения: защита население (игры военной тематики, в полицейских, пожарных), строительство, занятия с техникой и транспортом.

    Пишущая эти строки наблюдает каждый вечер несколько компаний в старшей группе, которую посещает сын. Девочки играют в «Дом моды», «Маникюрный салон», «Дочки-матери» в уголке игровой деятельности. Тогда как сюжетно-ролевые игры мальчиков имеют больший размах и выходят за пределы игровой зоны: их игры подвижны и часто шумны. Любимые игры сына и одногруппников - «Полицейские и воришки», «Строители», «Автомобилисты и инспектор».

    Мальчикам интересно играть в строителей с привлечением специальной техники, спецодежды и инструментов

    Со старшими дошкольниками воспитателю необходимо организовывать совместные сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек, чтобы формировалось представление о важности взаимодействия мужчин и женщин в быту, о профессионализме независимо от половой принадлежности. В играх «Семья» и «Встречаем гостей» дети примеряют различные возрастные роли (малыши, родители, тёти и дяди, старшее поколение родственников), развивают культуру общения со взрослыми, с гостями, напоминают, что домашние дела выполняются всеми членами семьи (мама готовит, стирает, гладит, папа чинит, делает ремонт, дети помогают). Патриотической подготовке воспитанников способствует игра в «Войну»: дети осознают значение каждого участника в этой сложной ситуации, девочкам отводятся роли на походной кухне и пункте медицинской помощи.

    В играх военно-патриотической направленности участвуют и девочки, и мальчики, ведь помочь родине может каждый

Когда проводить сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся между занятиями и в свободное время во второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.

Часто сюжетно-ролевые игры включаются в структуру речевых и творческих занятий. Роль воспитателя заключается в проговаривании условий и плана игры и в контроле за действиями детей, поскольку игра в этом случае является инструментом обучения.

Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития речи. На речевом занятии дети изучают наглядные материалы по названной теме, беседуют с воспитателем, узнают новые слова и поясняют их значение. Воспитатель предлагает погрузить в тему и поиграть, активно используя в диалогах новые слова.

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» применяется на речевом занятии по теме «Поликлиника» в средней группе. Дети распределяют роли: стоматолог, педиатр, окулист, пациенты. Воспитатель даёт задание: в диалоге врача и пациента должны быть использованы слова по теме занятия (названия медицинский специальностей, «осмотр», «симптомы», «диагноз», «рецепт»).

В сюжетно-ролевой игре дети применяют знания, полученные на речевом занятии по медицинской тематике

Для активизации фантазии и развития талантов сюжетно-ролевые игры проводятся на творческих занятиях: музыкальных, по хореографии и театральной деятельности. После ознакомления детей с определённой группой музыкальных инструментов им предлагается провести игру «Духовой/струнный/народный ансамбль», в подготовительной группе сюжетно-ролевая на музыкальном занятии усложняется.

Игра в подготовительной группе «Симфонический оркестр» предполагает знание воспитанниками профессиональных обязанностей дирижёра и взаимодействия его со всем участниками оркестра. Для исполнения ролей музыкантов (скрипачи, флейтисты, барабанщик и др.) дети должны быть знакомы со всеми группами инструментов и способами игры на них.

Музыкальные занятия и особенно занятия хореографического кружка включают сюжетно-ролевые игры-танцы. Дети выполняют под музыку движения в соответствии с тематикой композиции: «На лесной опушке» - дети изображают зайчиков, лисиц, медвежат, «Танец с саблями» - импровизация на военный сюжет, «Лесорубы», «Косари» - моделирование в танце трудовой деятельности.

Под музыку дети движут в соответствии с сюжетом танцы: волк ловит зайчат

Также сюжетно-ролевая игра является первой ступенью театрализованной деятельности дошкольников. С детьми проводятся игры-инсценировки по литературным произведениям (в театральном уголке или кружке дополнительного образования): «Теремок», «Репка», «Лиса и заяц», «Мойдодыр» и др.

Игра-инсценировка проводится по мотивам известной детям сказки

Проведение сюжетно-ролевых игр в детском саду

Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и игрушек. Для младших дошкольников предметы для конкретных игр подбирает воспитатель и располагает их в игровой зоне в свободном доступе, что стимулирует интерес к развёртыванию самостоятельной деятельности. Для детей 4–7 лет атрибуты хранятся в игровой зоне в секциях/коробках по темам («Посуда», «Инструменты», «Медицина»). Ребята старших групп с удовольствием изготавливают материалы для игр своими руками: мечи из картона, продукты из пластилина, нарисованные картинки заменители.

Игровая деятельность младших дошкольников активируется при помощи готового набора для сюжетно-ролевой игры

Методика организации сюжетно-ролевой игры

Воспитатель знакомится с перспективным планом развития и обогащения игровой деятельности, выявляет личных интересы детей и способность самостоятельного продумывания сюжета. С учётом полученных данных он приступает к организации сюжетно-ролевой игры в группе.

  1. Выбор темы игры, составление примерного плана игры с возможными вариантами сюжета.
  2. Подготовка игровой среды: предметы мебели, игровые атрибуты и заменители, детали костюмов, материалы для самостоятельного изготовления предметов по замыслу.
  3. Создание мотивации и начало игры:
    • воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию («Ребята, Чебурашка никогда не был в цирке, покажем ему представление?», «Жители острова Чунга-Чанга приглашают нас в гости!», «У кукол скопилось много грязной одежды, устроим для них прачечную!»);
    • проведение краткой беседы по теме игры («Какие номера исполняют в цирке?», «Что необходимо для морского путешествия?», «Какие бытовые приборы есть в прачечной?»);
    • руководство к игре (для младших дошкольников - прямое, для ребят постарше - косвенное): распределение ролей, обозначение примерного сюжета;
  4. Поддержание игровой ситуации: контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание;
  5. Завершение игры: анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала в инициативности и проявлении фантазии.

Видео: организация сюжетно-ролевой игры в детском саду на всех возрастных этапах

https://youtube.com/watch?v=RQ_AAg7vfdE Video can’t be loaded: Сюжетно ролевая игра в современном детском саду (https://youtube.com/watch?v=RQ_AAg7vfdE)

Картотека сюжетно-ролевых игр - таблица

Возрастная группа Методические приёмы Примерная тематика
Первая младшая (ясельная) Ролевое парное взаимодействие: воспитатель в качестве партнёра по игре развивает способности ребёнка, исполняет «ведущую» роль.
  • Бытовые сюжеты: «Дом», «Семья», «Мама и малыш», «Семейное чаепитие», «Выставка животных» (с плюшевыми игрушками), «Обед для кукол».
  • Профессии людей: «Магазин», «Почта», «Водитель и пассажир», «Строители», «В парикмахерской».
Вторая младшая Ролевой диалог:
  • с воспитателем;
  • с одногруппником.
  • Бытовые: «День рождения», «Праздник в кругу семьи», «Собираемся на прогулку», «Зоопарк» (с игрушками-заместителями или масками животных).
  • Деловые: «На приёме у врача», «Больница для кукол», «Поварята», «Магазин игрушек», «Почтальон».
  • На темы литературных произведений: сюжеты народных сказок «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок», по мотивам авторских сказок «Путешествие с Айболитом», «Мойдодыр в гостях у ребят».
Средняя Построение игры основывается на умении менять роль одного и того же ребёнка во время одной игры:
  • на первоначальном этапе освоения нового способа игры воспитатель является партнёром, помогает детям («Сейчас я тоже пассажир автобуса. Теперь я кондуктор/дорожный инспектор/работник заправки/автослесарь»);
  • игры с партнёром и в небольших подгруппах.
  • Бытовые: «У нас в семье появился младенец», «Мамин праздник», «Большая стирка»/«Генеральная уборка», «Банный день» (с куклами), «В метро».
  • Деловые: «Водители грузовиков», «Универсальный магазин», «Стройка» (дома, моста, башни, крепости), «Скорая медицинская помощь», «В аптеке», «Ветеринарный центр», «Моряки и рыбаки», «В цирке».
  • Литературные: «Почтальон Печкин в Простоквашине», «Путешествие к Чебурашке на родину», «Праздник на острове Чунга-Чанга».
  • Героико-патриотические: «Пожарные».
Старшая Дети развивают умение действовать в сюжетно-ролевой игре по принципу «Смысловой куст»: у одного ребёнка сменяется несколько ролей за игру. Развивающий элемент в игре старший дошкольников - введение нестандартного персонажа (Баба-Яга в парикмахерской, крокодил Гена в музее, Чебурашка в космосе и т. д.).
  • Бытовые: «Переезд в новую квартиру»/«Новоселье», «Правила дорожного движения».
  • Деловые: «В детском саду» (куклы заменяют воспитанников, дети исполняют профессиональные роли - воспитатель, заведующая, нянечка, завхоз и др.), «Процедурный кабинет»/«Травмопункт», «В сберегательной кассе»/«Банк», «Дизайнерская студия», «Автосервис», «Модное ателье», «Фотосалон», «Салон красоты»/«Студия маникюра», «Библиотека».
  • Литературные: «Серая шейка», «Царевна-лягушка», «Незнайка в цветочном городе».
  • Героико-патриотические: «Спасатели», «Пограничные», «Оборона крепости», «Запуск спутника».
Подготовительная Сюжетно-ролевые игры строятся детьми 6–7 лет по принципу придумывания:
  • «расшатывание» сюжета знакомой сказки;
  • придумывание новой сказочной истории;
  • телефонные разговоры;
  • придумывания реальных историй из жизни.
  • Бытовые: «Прогулка по городу», «Экскурсия в музей», «Новый год в кругу семьи», «Ремонт в квартире», «Участвуем в субботнике», «Наши питомцы».
  • Деловые: «Корреспонденты», «Кафе», «В театре», «Город мастеров», «В офисе», «Турагенство», «Салон связи», «Модница - ателье для леди», «На телевидении», «Школа», «Железнодорожный вокзал»/«В аэропорту».
  • Литературные: «Зимовье», «Чук и Гек», «В поисках подснежников», «Принцесса на горошине».
  • Героико-патриотические: «Служба спасения»/«МЧС», «Полицейский участок», «ГИБДД», «Полёт Юрия Гагарина», «Высадка на Луне».
  • Режиссёрские: дети учат персонажей кукольного или пальчикового театра исполнять свои роли.

Временной план игры в детском саду

Положения СаНПин по организации режима работы в ДОУ не содержат прямых указаний по длительности игровой деятельности дошкольников. Поскольку организованная педагогом сюжетно-ролевая игра считается формой обучения в детском саду, приравняем её длительность к временным нормам образовательных и физкультурных занятий.

Таблица: примерный временной план игр

Тема, группа Начало игры Основная часть игры Завершение игры Общая длительность
«На приёме в поликлинике», первая младшая группа Воспитатель приглашает ребят поиграть в «Поликлинику», показывает врачебный кабинет, распределяет роли (доктор, ожидающие в очереди пациенты с различными жалобами), проговаривает с детьми примерные партнёрские диалоги.
2–3 минуты
Дети в парах разыгрывают диалоги («На что жалуетесь?», «Доктор, у меня болит…», «Проведём осмотр», «Я вам назначаю…»); роль доктора передаётся несколько раз разным воспитанникам.
9–10 минут
Воспитатель хвалит детей, спрашивает о понравившихся моментах, просит положить игрушки на места.
2–3 минуты
15 минут
«Поездка в метро», средняя группа Первичное распределение ролей, ребята пробуют самостоятельно продумать сюжет, подбирают атрибуты.
3–4 минуты
Воспитатель подсказывает смену ролей воспитанникам, направляет сюжет, предлагает использовать дополнительные игровые материалы.
12–14 минут
Обсуждение игры в целом, высказывание впечатлений, планирование возможных вариантов для обогащения сюжета
2–5 минут
20 минут
«На границе», подготовительная группа Распределение ролей, составление плана игры, подготовка места, изготовление некоторых атрибутов для игры, перевоплощение в уголке ряжения.
4–7 минут
Выстраивание сюжета по задумке воспитанников.
18–23
Анализ игры: каких атрибутов не хватало, как можно улучшить, разнообразить сюжет, что добавить в костюмах.
3–5 минут
30 минут

Если воспитатель видит заинтересованность детей в более длительной игре и не наблюдает признаков переутомления или чрезмерного перевозбуждения, стоит немного увеличить время на игру.

Видео: сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос» в подготовительной группе (30 минут)

Конспект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» в средней группе - таблица

Цель
  • Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия.
  • Развивать умение подбирать предметы и атрибуты к игре.
  • Воспитывать уважение к труду работников салона красоты.
  • Формировать умение доброжелательно общаться со сверстниками, считаться с интересами товарищей.
  • Расширять представления детей о труде взрослых (парикмахер, мастер маникюра, уборщица).
Оборудование Предметы-заместители, бросовый материал, наборы специальных игрушек «Детский парикмахер», полотенца, фартуки, пеньюары, детские игрушки для уборки, ширма, магнитофон, бейджики.
Предварительная работа Экскурсия в салон красоты, беседа с работниками, рассматривание иллюстративного материала, изготовление атрибутов к игре.
Руководство к игре - Дети,сегодня мы с вами отправимся на очень интересное мероприятие, которое произойдёт в нашем любимом городе Серпухове. Давайте наденем куртки, шапки (показываю), встанем парами. Будьте осторожны и внимательны на улице (звучит фонограмма «Шум улицы»).
- Вот мы и пришли. Здесь в этот прекрасный день открывается новый салон красоты «Золушка». И мы будем его первыми посетителями.
- Скажите, дети, для чего нужны салоны красоты? (ответы детей)
- Что люди делают в салоне красоты? (ответы детей) Кто работает в салоне? (парикмахер, мастер маникюра, косметолог, массажист, уборщица). Давайте же зайдём в «Золушку». Двери открыты для посетителей салона! (звучит торжественная музыка).
- Посмотрите, какой красивый и уютный салон! Это - удобный зал ожидания для клиентов, где вы можете посмотреть модные журналы и выбрать красивую стрижку, причёску. Это - зал, где работают парикмахеры. Скажите, какую работу выполняют парикмахеры? Что нужно им для работы? (ответы детей)
- Лучше других про работу парикмахера рассказала Лиза. Ты будешь работать мастером за этим креслом (показываю). А вторым мастером будет Костик. Я заметила,что ему очень нравится эта профессия. Вот это твоё рабочее место за этим креслом (показываю). Запомнили? Давайте пройдём
дальше. Это - маникюрный кабинет. Как называется мастер, который здесь работает? (мастер маникюра) Что она делает? Кто из вас мог бы работать мастером маникюра?
- Хорошо, Катя, ты будешь работать в маникюрном кабинете. Вы мне говорили, что в салоне работает ещё уборщица. То, что она делает очень важно. Уборщица поддерживает чистоту и порядок в салоне. А когда в салоне чисто и аккуратно, это нравится клиентам. Всегда приятно находиться в таком помещении. Парикмахеры благодарны за её работу. Кто из вас, ребята, мог бы справиться с этой ролью? Кому можно поручить это ответственное дело? Ты, Арина, будешь уборщицей. А я с вашего разрешения стану хозяйкой салона «Золушка». Буду наблюдать за вашей работой и помогать.
- Итак, парикмахеры у нас - Лиза и Костик, мастер маникюра - Катя, уборщица - Арина, а остальные - посетители. Присаживайтесь в кресла и на диван, посмотрите журналы. Не забудьте вести себя тихо и спокойно, ждите когда вас пригласит мастер. А вы возьмите всё необходимое для работы и проходите к своим креслам. Будьте с клиентами внимательны, вежливы и приветливы. Аккуратно обращайтесь с оборудованием. Наш салон начинает свою работу! (звучит музыка).
Выполняют игровые действия.
- Дети, рабочий день заканчивается, нам пора закрывать салон красоты. Завтра он обязательно откроет перед вами свои двери.
- Какие роли вам понравилось выполнять?
- Что интересного было в игре?
- Кто из вас хотел бы работать в салоне красоты, когда станете взрослыми?

В сюжетно-ролевой игре дети учатся осваивать элементы новых профессий, например, мастера ногтевого сервиса

Атрибуты и наглядный материал для игр

Существует множество идей, как разнообразить детские игры при помощи различных атрибутов, вариантов оформления. Предметы и игрушки-заменители для сюжетно-ролевой игры легко изготовить своими руками, в том числе из бросового материала. К пополнению материальной базы игрового уголка следует привлекать воспитанников и родителей.

Видео: атрибуты для сюжетно-ролевых игр

https://youtube.com/watch?v=CyranziRHJw Video can’t be loaded: Атрибуты для сюжетно - ролевых игр в детском саду (https://youtube.com/watch?v=CyranziRHJw)

Фотогалерея: готовые наборы для игр

Спецодежда и инструменты для игры в стройку Фонендоскоп, другие инструменты и пузырьки для разыгрывания роли доктора Кассовый аппарат, корзинка и товары для игры в супермаркет/магазин Меню и набор продуктов для игры в кафе Набор посудки для игр в семью, кухню, ресторан
Инструменты для стрижек, укладок и причёсок

Игрушки в готовых наборах функциональны: в кассовый аппарат встроен калькулятор, на кухонной плите загораются конфорки, фен шумит и дует, у дрели вращается сверло и т. д. Эти атрибуты для игр максимально точные копии реальных приборов и инструментов, они яркие и удобные.

Фотогалерея: атрибуты из бросового материала

Атрибуты для игры в космическое путешествие Атрибуты для игры в продуктовый магазин или кафе Атрибут для игры в стройку или ремонт квартиры Атрибуты для игры в корресподентов Атрибут для игры в офис, агентство Атрибуты для игры в кухню, кафе, ферму Атрибут для игры в поликлинику Атрибут для игры в салон красоты/маникюрный салон

Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и баночки - для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и коробки с этикетками - для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей - для салона красоты.

Фотогалерея: ролевые костюмы

Готовые костюмы для ролевых игр можно разместить в уголке ряжения или игровой зоне Простой вариант ролевых костюмов своими руками: украсить фартуки специальными обозначениями профессий Атрибуты и элементы костюмов для игры в морское путешествие Костюм космонавта своими руками Шапочки к игре по мотивам народной сказки

Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.

Случай из жизни автора статьи: детям придумывали игру про супергероев. Специальных масок или одежды дома не было, и тут же включилось воображение! Супергеройская маска получилась из отрезка тёмной ткани с прорезями для глаз. Костюм чудо-девочки сложился из маминой футболки и шляпы из пластикового листа.

Дети - невероятные фантазёры, из простых вещей они делают костюмы и могут вообразить себя кем угодно

Фотогалерея: оформление игровой среды

Витрина аптеки с окошком сделана своими руками с использованием печатных изображений лекарств (листовки можно взять в любой аптеке) Наполнение реальными предметами (образцами тканей, швейными принадлежностями, журналами с выкройками) побуждает детей ближе познакомиться с устройством ателье Оригинальное оформление игровой среды при помощи бросового материала Банкомат для современной игры можно сделать из обычной коробки Самое главное в игровой среде на морскую тему - наличие корабля Игровая среда состоит из самодельных предметов с символикой Почты России Для современной сюжетно-ролевой игры использованы предметы техники, а для оформления игрового офиса - рисунки детей Игровая среда наполняется реальными предметами (инструменты и приборы) и важным самодельным атрибутом - таблицей для оценки зрения

Как говорилось выше, игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.

Анализ сюжетно-ролевой игры

С целью выявления эффективности организаторских способностей воспитателя в сюжетно-ролевых играх и корректировки плана дальнейшей деятельности педагог проводит анализ игры.

Протокол составляется по следующим критериям:

  1. Соответствие темы и содержания игры интересам воспитанников и уровню их игровых умений.
  2. Соответствие подготовительного этапа возрастной категории детей.

    Игровая среда, выбор атрибутов и план сюжета продуманы воспитателем - для младшего возраста. Дети самостоятельно подбирали атрибуты из предложенных и намечали план игры - средний возраст. В соответствии с темой игры воспитанники сами подготовили предметные условия, сделали материал и атрибуты, распределили роли и развернули сюжет - старшие дошкольники.

  3. Описание методов для руководства ходом игровой деятельности, их результативность.
  4. Какие задачи были реализованы в проведённой игре.
  5. Оценка деятельности воспитанников:
    • средства воплощения ролей (использование костюмов, мимики, жестов, выразительность речи);
    • использование атрибутов;
    • коммуникативный аспект в игре (взаимодействие с партнёром, помощь, отсутствие конфликтных ситуаций).
  6. Завершение игры: логический финал игрового сюжета, эмоциональное состояние детей (признаки переутомления, приподнятое настроение, желание в будущем развить сюжет игры).
  7. Направление последующей работы воспитателя: корректировка/совершенствование методики проведения игры, какими средствами обогатить игровой опыт детей.

Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию личностных качеств воспитанников. В сюжетно-ролевых играх дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.

Поделитесь с друзьями! ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Тема: «Зоопарк»

Возраст: средняя группа.

Программное содержание:

Образовательная цель: познакомить детей с дикими животными и их повадками.

Развивающая: развивать любознательность, способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру, побуждать к вхождению в роль.

Воспитательная: формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе», воспитывать любовь ко всему живому.

Задачи по развитию игры:

Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными

ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в

процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний.

Задачи нравственного воспитания:

правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные

взаимоотношения.

Методы приемы : рассматривание видеосюжетов про зоопарк, рассказ с показом иллюстраций, беседа, создание предметно - игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой, показ действий, как нужно вести себя в зоопарке.

Оборудование: игрушки: обезьяна, тигры, слоны.

Словарная работа: зоопарк, вольер, ветеринар.

Роли: посетители зоопарка, обезьянка, экскурсовод.

Основные сюжетные линии:

Выбор действий детьми: рассматривание животных, ролевые диалоги с обезьянкой, кормление животных, исполнение танца слонят.

Предварительная работа:

Просмотр с детьми видеосюжетов про зоопарк, про уход за животными, про общение с ними. Показывает иллюстрации, читает рассказы о животных, беседует с детьми.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в зоопарк. Сейчас утро и все звери готовятся к завтраку. Давайте посмотрим, что они едят? (подходит к вольеру с обезьянкой). Кто это? Это обезьянка. Обезьянка, что ты любишь кушать?

Обезьянка: Люблю бананы. Полезу на банановое дерево и нарву спелых бананов.

Воспитатель: обезьянка, угости, пожалуйста, ребят.

Обезьянка: Раз – два – три – лови!!!

Воспитатель: Какие вкусные бананы. Спасибо тебе обезьянка, хороший у тебя обед.

Дети задают вопросы обезьянке, вступают с ней в ролевые диалоги.

Воспитатель: А теперь мы подходим к вольеру, где живут тигры. Это целая семья: тигр папа, тигрица мама и их детеныш тигрёнок.

Воспитатель побуждает детей рассказать о своем впечатлении от тигров, дает образец диалога с ними. Дети могут спросить у тигров, как они живут, что едят; рассмотреть их поближе.

Дети могут побеседовать с воспитателем о том, как живут слоны, что они умеют делать, для чего им хобот и другие.

Воспитатель предлагает детям станцевать танец слонят. Дети «изображают большие уши» (прижимают ладони с растопыренными пальцами к ушам и неуклюже танцуют).


(младшая группа)

"Профессии"

Цель:

  • 1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
  • 2. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
  • 3. Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
  • 4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера.
  • 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Предварительная работа

  • * беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома "Профессии";
  • * загадывание загадок, заучивание стихов о профессии, об игре;
  • * экскурсия на кухню, медицинский кабинет;
  • * чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки "Колобок", "Лиса и Заяц", "Петушок с семьей" Ушинского, "Маша-растеряша" Воронковой, "Как мы ездили в зоологический сад" Житкова, "Как Маша стала большой" Пермяк, "Поросенок Петр и магазин" Петрушевской, "Игрушки" А.Барто, "Айболит" К.Чуковского, "Мойдодыр";
  • * пальчиковые игры, словесная игра "Угадайте, какая профессия у человека";

Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевым играм "Дочки-матери" , "Магазин", "Больница", "Парикмахерская"

Ход игры

Небольшая беседа в раздевалке.

Воспитатель. Какие профессии вы знаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель.

Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем?

Дети предлагают (один из трёх вариантов выбирают дети):

- на поезде

Воспитатель: Чтобы поезд поехал, постучите по колесам. Какие колеса? С уголками? (Нет, круглые, без уголков.) Завертелись круглые колеса (движение руками, согнутыми в локтях), погудели у-у-у, пошипели, пар выходит ш-ш-ш. Паровоз говорит "убегу", а вагоны отвечают "догоню".

Звучит музыка, дети поют:

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чух-чух-чух - гудит паровоз,

Далеко-далеко ребят он повез.

- на самолете

На самолете полетим.

Качайте шины самолета - ш-ш-ш.

Наливайте в баки керосин - с-с-с.

Заводите моторы - д-д-д.

Полетели самолеты!

Звучит музыка, дети летят и поют:

Самолет летит, самолет гудит,

Приземлился и молчит.

- на машине

Открывайте бак - чи-чик-чик.

Наливайте бензин - с-с-с.

Закрывайте бак - чик-чик-чик.

Мы качаем, мы качаем,

Воздух в шины надуваем.

Проверяем каждый раз

И аварий нет у нас.

Пассажиры, торопитесь,

По два рядышком садитесь.

За рулем сидит шофер,

Смотрит он на светофор.

Светит красный светофор:

Нет проезда - стой шофер.

Светит желтый - значит жди,

Свет зеленый впереди.

Шофер нажимает на педаль

И машина мчится вдаль.

Звучит музыка, дети поют:

Машина, машина идет, гудит,

В машине, в машине шофер сидит.

Вот поле, вот речка, вот лес густой,

Водитель приехал, машина стой!

Би-би-би. сюжетный ролевой игра дидактический

Воспитатель. Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.

Здесь у нас "Магазин".

Продавцы товары знают!

Даром время не теряют,

Это их привычный труд!"

А вот здесь у нас "Салон красоты".

Мастер сделает прическу,

Феном, щеткой и расческой,

Пышно локоны завьет,

Челку щеткою взобьет.

Все в его руках горит -

Они изменит внешний вид!

Воспитатель . Посмотрите, а что это за красный крест? Что там находится?

Правильно, "Больница"

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач

Ведь тебе поможет врач!

А вот здесь у нас живут

Куклы, зайцы, мишки,

Ждут, когда к ним придут

Мамочки-малышки!

Воспитатель. Как много интересного у нас в городке

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем.

И мечтаем поскорее,

Мамы с папой стать взрослее,

Чтобы не просто так мечтать,

Кем сегодня хочешь стать? (ответы детей кто кем будет)

Игра начинается

Воспитатель . Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Кубики носим по одному, никому не мешая. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)

Проходит определенное время игры.

Воспитатель. В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился. Закрывается "Больница", "Парикмахерская", "Магазин". Все убираем на место.

С детьми, которые уже убрали все на место, провожу пальчиковые игры:

1. Пальчик о пальчик

Стук-стук-стук (2 раза)

Дружно вместе

Хлопаем в ладоши (2 раза)

Как пружиночки мы пляшем,

Как мячики поскачем (2 раза)

Пляшут ручки, пляшут красиво,

Завертелись, закружились,

А потом остановились.

2. Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки!

Собраны в морщины,

А у бабушки ладоши -

Добрые-предобрые.

Все работали ладоши

Долгими годами.

Пахнут теплые ладоши

Щами, пирогами.

По кудрям тебя погладят

Добрые ладоши.

И с любой печалью сладят

Теплые ладоши.

Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки!

3. Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

4. Точка, точка,

Два крючочка.

Носик, ротик, оборотик.

Палка, палка,

Скалка, скалка.

Огуречик - вот и вышел человечек

Воспитатель. Все ребятки справились, скажите, кем сегодня ты был, Ваня? Как ты заботился о своем сыночке? Куда с ним ходил? Даша, а ты чем кормила свою дочку? Юля, на какую кроватку ты спать положила доченьку? Каким доктором был Кирилл? Парикмахер? Продавец?

Воспитатель . Молодцы, сегодня все были добрыми, внимательными, заботливыми.

Вместе с детьми.

Мы ссорились, мирились,

И спорили порой.

Но очень подружились

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра.

А дружба не кончается!

Ура! Ура! Ура!

Воспитатель. Чтобы побыстрее вернуться в детский сад, полетим на самолете. Дети "летят" в раздевальную комнату. Игра окончена.