План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Урок по русскому языку. Тема: Запятая в сложном предложении. План-конспект урока по русскому языку на тему: Тема урока: «Запятая в сложном предложении

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Тема: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

формировать понятия:

С помощью чего соединяются части сложного предложения;

Какую роль в сложном предложении играют союзы И, А, НО;

Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Развивать умения работать с толковым словарём;

Обогащать лексический запас обучающихся;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный экран, компьютер;

Для парной работы:

Карточки с алгоритмом;

Для индивидуальной работы:

Учебник «Русский язык»;

Тесты разноуровневые;

Листы самоанализа своей работы.

Ход урока.

1.Организационный момент. 2 мин.

Сегодня такой хороший день

В нашем классе гости

Давайте поприветствуем их

И подарим им свои улыбки.

Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

после ответов детей открывается запись на экране

Интересный

Познавательный

Развивающий

Результативный

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики?

после ответов – запись на экране

Активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Дисциплинированные

Настройте себя положительно на урок.

2.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. 4мин.

Посмотрите на экран

на экране:

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой.

Их лица светились счастьем и гордостью.

Назовите структурные особенности данных предложений.

Докажите, что это простые предложения.

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное.

Докажите, что получилось сложное предложение.

Подчеркните грамматические основы, выделите союз. Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (нет)

Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая)

Какими средствами связаны простые предложения в составе сложного? (по смыслу или с помощью интонации)

Вы соединили предложения по смыслу с помощью союза И, интонация показывает, где заканчивается первая часть сложного предложения.

А как на письме можно разделять части сложного предложения?

Какое правило новое вы выведите?

на экране-

Части сложного предложения разделяются запятой .

Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке?

3.Определение темы урока. Постановка целей на урок . 3 мин .

Сформулируйте тему нашего урока.

на экране после ответов:

Тема урока «Знаки препинания в сложном предложении»

Чтобы усвоить новую тему, какие цели вы поставите для себя на этот урок?

Прочитайте ещё раз составленное вами предложение. О каком важном событии здесь идёт речь?

4. Открытие нового знания. 5 мин.

Итак, сегодня на уроке мы будем отрабатывать постановку знаков препинания в сложных предложениях.

Что помогает нам четко организовать работу с новым правилом?

(составление алгоритма)

Рассмотрите карточку №1.Что надо сделать?

Работаем в парах.

КАРТОЧКА:

Прочитайте предложение, поставьте знаки препинания и составьте алгоритм ваших действий при постановке знаков препинания в сложном предложении.

Советские войны мужественно защищали свою Родину и мы помним их героические подвиги.

«Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

    Найди и подчеркни……….

    Определи количество……….

    Найди………, который связывает части сложного предложения.

    На границе частей сложного предложения перед союзом поставь……

Проверьте правильность постановки знака препинания в предложении.

на экране-

Советские войны мужественно защищали свою Родину, и мы помним

их героические подвиги.

- Объясните пошагово свои действия при постановки знака препинания.

Для чего нужна запятая в этом предложении?

Проверьте алгоритм.

на экране-

Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

1.Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

2.Определи количество частей в данном предложении.

3.Найди союз, который связывает части сложного предложения.

4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.

В чем нам поможет данный алгоритм?

5. Первичное закрепление. Работа по учебнику. 8МИН.

Откройте учебник с. 149 прочитайте к какому блоку относится наш урок

упр. 2. Прочитайте задание.

На что вы будете опираться при выполнении упражнения?

Выберите и выпишите одно простое и одно сложное предложение и выполните задание учебника.

Некоторые ребята получат индивидуальные задания – карточки. (конструирование предложений) Приступили.

Прочитайте простые предложения, которые вы выписали.

Докажите, что это простые предложения.

Что связывает союз в этих предложениях?

Прочитайте сложное предложение.

Поставили ли вы запятую в данном предложении?

Проговорите алгоритм, которым вы пользовались.

Почему необходимо было ставить запятую в этом предложении?

Выполните синтаксический анализ простого предложения, которое вы выписали.

А теперь проверьте свою работу.

на экране-

Индивидуальные карточки сдайте.

Простые предложения

Снег розовел на солнце и синел в тени.

Над рекою висели и расплывались серые клочья тумана.

Павел сел на табуретку стола и устало склонил голову на ладонь.

Сложное предложение

Небо затянулось облаками, и пошёл тихий серый дождь .

6. Физминутка.2 мин.

А теперь отдохнём.

Проведём физминутку «Клоуны».

А вы должны подумать и сказать, какие предложения я использовала в этой физминутке?

Дети свободно стоят между партами. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

- брови сведите и широко разведите раскрыв глаза;

- глаза прищурьте, затем широко откройте;

- губы максимально растяните в улыбке, а затем сожмите;

- шею максимально вытяните, и поверните голову к соседу;

- плечи максимально сведите и разведите;

- руками обнимите себя, погладьте и пожелайте успехов в учёбе.

- Кто был внимателен и скажет, какие предложения были использованы в физминутке?

Что вы знаете об однородных членах?

- Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

7. Лови ошибку Слайд 14 3 мин

Проверь правильно ли поставлены знаки препинания. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Я беру лодку, и иду к реке.

Раздается звонок, и мама открывает дверь.

Океан бушевал и яхта дрожала.

Я поднял глаза и увидел белку.

8. Откройте рабочую тетрадь С.41 № 1 Все вместе 4 мин

2 3 мин.

3 взаимопроверка 3 мин

7. Самостоятельная работав группах. Тест.5 мин.

Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас проверим. На столах карточки разного цвета. Какую работу необходимо выполнить?

Выберите нужный цвет и приступайте к выполнению.

КАРТОЧКИ:

1 уровень –розовый цвет

1.Соедините каждое предложение со схемой, которая ему соответствует.

И . А. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок, а на тонкой

ножке висят жемчужины.

O , O И O . Б. Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.

А . В. С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.

    Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки .

А. Ударил мороз, и лужи покрылись льдом.

Б. Он услышал шум машины, и остановился.

В. Дорога шла по склону и лошади бежали веселей.

Д. Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.

    Расставьте знаки препинания.

Мы пригласили на праздник ветеранов и они получили цветы и подарки.

2 уровень - зелёный цвет

1.Составьте схему предложения, расставьте знаки препинания.

А. Почки раскрываются и на каждом кончике висит прозрачная капля.

Б. Снег лежал на крыше и на балконе.

В.Пришла весна запели птицы а почки ещё не распустились.

2.Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки .

А. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

Б.Я разбудил отца, и мы пошли на рыбалку.

В. Ледники тают и из-под них вытекают ручьи.

Г. Учился петь а выучился танцевать.

Д. Девочка на цыпочках подходит к зеркалу, и смотрит на себя.

3.Расставьте знаки препинания.

Мой дедушка воевал и за отвагу и доблесть он получил медаль.

Поменяйтесь работами. Взаимопроверка.

на экране-

синий цвет

1. , И . – Б.

O , O И O . - В.

, А . – А.

2. Б, В.

3. Мы пригласили на праздник ветеранов, и они получили цветы и подарки.

зелёный цвет

1. А. , И .

Б. O И O .

В. , , А .

2. В, Г, Д.

3. Мой дедушка воевал, и за отвагу и доблесть он получил медаль

3 уровень Желтый цвет

Возьмите в руки листочки, подпишите и поставьте вниз номера от 1 до 9. Внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, поставьте "+", если запятая не нужна – "–".

1. По склонам гор видны сосны и кедры.

2. Многие горные хребты Алтая покрыты вечным снегом и ледниками.

3. Антон бросился к берегу и сел в лодку.

4. Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали.

5. Свистнул паровоз, загудел.

6. До Подольска много дач и складов.

7. При взлете вертолет не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.

8. Высокий рост, длинная шея позволяют верблюду далеко видеть в пустыне.

9. Для защиты от жарких ветров и вихрей ноздри верблюда могут закрываться.

Ответы детей.

1 –, 2 –, 3 –, 4 +, 5 +, 6 –, 7 +, 8 +, 9 –.(слайд)

Какие знания и умения вам помогли выполнить задания?

На что вы опирались при выполнении заданий?

8.Итог урока. Рефлексия.

Что было самым важным?

Что было самым трудным?

Какие задания вы бы хотели выполнить?

9. Д.з .

- СИНКВЕЙНЫ

Предложение

Сложное, простое

Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю

Мне нравится узнавать что-то новое

Знания

Урок

Русский, интересный

Читаем, пишем, учимся

Мне понравилось

Экзамены

Информация

Новая, интересная

Узнаём, знакомимся, работаем

Сегодня я узнала много нового

Урок


Цели : систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Методы :самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

– Мы с вами работаем с таким разделом языкознания, как синтаксис, и изучаем строение такой единицы синтаксиса, как сложное предложение. Вспомните:

· Что такое сложное предложение?

· По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения? (По средствам связи – на союзные и бессоюзные; союзные, в свою очередь, делятся на ССП и СПП.)

· Какие предложения относятся к ССП и СПП?

Задание.

В предложениях, записанных на доске, расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы. Найти «четвертое лишнее» в зависимости от вида сложного предложения; списать его, сделать полный синтаксический разбор.

(Весь класс ищет «четвертое лишнее» и выполняет синтаксический разбор; двое учеников у доски «по секрету» вставляют пропущенные буквы и строят схемы предложений.)

Она гл_дит и сер_це (в) ней забил_сь чаще и с_льней.

Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.

Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м.

Мы (не) знали ни кто он ни (от) куда он взялся.

Ключ :

Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. – СПП.

– Возникает проблема: нужна ли запятая между предикативными частями последнего предложения?

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

– Мы должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения предикативных частей сложноподчиненного предложения и условия их постановки. Для этого предстоит проанализировать данные предложения, ответить на вопросы и сделать соответствующий вывод.

· Какой знак препинания чаще всего употребляется на стыке предикативных частей СПП?

· Выясните условия, когда этот знак препинания ставится и когда не ставится.

· Отразите вывод в таблице.

Предложения для исследования (учитель может предложить более объемный материал) :

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

2. Обратите внимание на то, и что он сделал, и как он это сделал.

3. Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

4а) Она дала ему три карты, с тем чтобы он поставил их одну за другой.

4б) Она дала ему три карты с тем, чтобы он поставил их одну за другой.

5. Нам придется выйти пораньше, особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб.

В результате работы обучающиеся составляют таблицу:

I. Не ставится запятая в сложном предложении после главной грамматической основы:

с одним придаточным

с двумя однородными придаточными (зависят от одного
и того же слова или основы
и отвечают на один и тот же вопрос)

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие) :

Меня упрекают , но не знаю в чем .

, но (в чем).

1) если перед ними стоит отрицание не :

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .

(не чтобы), а (чтобы)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также . Запятая будет стоять перед этими словами:

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся) :

Окончание табл.

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

, а именно (если)

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .

(ни как), (ни кто)

II. При составных союзах:

Благодаря тому что;

ввиду того что;

вследствие того что;

в силу того что;

оттого что;

потому что;

несмотря на то что;

вместо того чтобы;

для того чтобы;

с тем чтобы;

в то время как;

после того как;

перед тем как;

с тех пор как;

так же как

В начале предложения – запятой не разделяется.

В середине предложения – запятая –

один раз !

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга]

[Я собирался стать геологом] , (потому что геологом был Сергей) .

НЕ + составной союз:

[Я пришел на спектакль не потому], (что он был интересный ).

Усилительная частица + составной союз:

[Слушатели набились в концертный зал только потому], (что представление было бесплатное ).

Вводное слово + составной союз:

[Мы проиграли футбольный матч, возможно , в силу того], (что были просчеты в тактике игры)

3. Этап закрепления и применения изученного.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

1) 1, 2;

2) 3;

3) 2, 4;

4) 2.

Выделяем грамматические основы предложения.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать .

В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась ине вспоминать – это не разные основы, а одно сказуемое.

Ответ : 4) 2.

Номинация: разработка конспекта по русскому языку

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но».

Луговая Любовь Петровна, учитель начальных классов, 4 класс

Цели:

Образовательные:

    Научить детей с помощью чего соединяются части сложного предложения;

    Показать какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но;

    Продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединёнными союзами и, а, но;

    Работать над развитием устной и письменной речи учащихся, отрабатывать орфографические навыки.

Развивающие:

    Развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;

    Прививать интерес к русскому языку;

    Развивать пунктуационные навыки.

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к русскому языку.

    Воспитывать у детей такие качества, как: взаимопомощь и товарищество;

    Воспитывать умение объективно оценивать свою работу и работу других.

Оборудование:

Рабочие тетради, учебник, карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска, толковый словарь и другие справочники.

Ход урока.

I . Организационный момент.

а). Вступительное слово учителя

Прозвенел звонок,

Начинается урок русского языка.

Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь! Садитесь!

Русский – для многих стал родным языком.

Потому что люди разных национальностей могут общаться на нём.

А.С.Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения.

Итак, начинаем!

II . Минутка чистописания.

а). Пальчиковая гимнастика.

Откройте тетради и запишите

Классная работа.

Помните о правилах письма:

Тетрадь я правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу,

На отлично напишу!

б). Загадка о букве:

О какой букве идёт речь?

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

До того она кругла,

Покатиться бы могла. (О букве О).

в). Запись заглавной буквы О.

г).На что похожа буква О в горизонтальном положении?

Остров – относительно небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

д). Запишите слова,
которые начинаются с буквы О.

Оратор, общение, окружной.

Разберите слово окружной по составу.

III .Словарная работа .

а). Знакомство с новым словарным словом.

О каком слове идёт речь, вы определите по лексическому значению.

Прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы. Что это? (А лмаз)

Запишите слово, определите ударный слог, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Парный согласный на конце слова или сомнительный согласный).

Проверьте, запишите рядом проверочное слово. (Алма зы )

Образуйте имя прилагательное.

Какое слово получилось? (А лмазный).

Выделите корень во всех словах.

б). Немного из истории предмета.

Знаете ли вы?

Что алмаз – простой углеводород. Его родственник сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

в). Работа с деформированным предложением.

Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался.

Работаем в парах.

Запишите предложение, выделите грамматическую основу.

Составьте схему.

(Вспыхнула алмазным блеском молния , и раздался удар грома.)

, и .

г). Актуализация знаний.

Дайте характеристику предложения. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений, соединённых союзом и , распространённое).

С помощью чего мы соединили части сложного предложения? (союза и.)

Что такое союз? (Служебная часть речи).

История языка. Работа над определениями союза в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова.

- В 19 веке в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова».

- В 20 веке в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Сравните определения союза.

Чем они отличаются?

Различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в 20 веке учёные лингвисты знали о языке и его законах больше, чем учёные 19 века, что и отразилось в словарях.

Какие вы знаете союзы? (а, но).

Союзы и, а, но называются сочинительными.

Какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но? (Соединяют части сложного предложения.)

А в простом предложении? (Связывают однородные члены).

д). Постановка проблемы.

Прочитайте предложения.

Вот уж осень улетела и примчалась к нам зима.

Мир строит а война разрушает.

Звёзды ещё сверкали но небо уже стало светлеть.

Какие это предложения по составу (простые или сложные?)

Докажите. (2 грамматические основы)

Что такое сложное предложение?

Как связаны между собой простые предложения в составе сложного?

Нужна ли запятая в сложном предложении с союзами и, а, но?

Какова смысловая роль союзов и, а, но?

IV . По схеме назовите тему урока.

И,а,но

Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

V . Поиск решения.

1). Наблюдение по учебнику. Стр.47 упр. 72

Ученики читают по два предложения, одно из левого столбика, другое из правого

сравнивают : оба предложения сложные, состоят из двух частей,

в левом столбике части соединены союзом а, но, и,

в правом бессоюзная связь. Запятая ставится в любом случае.

Выполните схемы к предложениям левого столбика.

Сделайте вывод:

VI . Физминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через 200!

Раз-два! Раз-два! (3 раза)

Хватит- хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли в пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Выдох, вдох,

Выдох, вдох.

VII . Первичное закрепление. Стр.48. упр.73(1).

1). - Прочитайте предложения. Спишите, подчеркните грамматические основы и поставьте пропущенные запятые.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит. (Ф.Тютчев)

1). , , . (Сложное, из 3-х простых предложений, соединённых при помощи интонации.)

2). , и . (Сложное, части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союза и.)

2). Работа над правилом стр. 49.

Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов или только при помощи интонации.

На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом.

VIII . Работа по карточкам. Сравнительный анализ предложений.

Соедини линиями части предложения и подбери союз.

Составь и запиши сложные предложения, поставь запятые. (В предложении с союзом (но) действия предметов противопоставляются, а с союзом (и) действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия).

Какова смысловая роль союзов и, а, но?

У союза и

Соединительная

роль или роль перечисления

У союза а

Разделительная роль

У союза но

противительная роль

I Х.Итог урока (на карточках отвечают или устно вслух)

Что нового узнали на уроке?

1). Как соединяются части сложного предложения?

2). Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

3). Какая информация была для вас совершенно новой?

4). Какие термины вы запомнили на уроке, которые помогали вам успешно работать на уроке?

Х.Рефлексия урока.

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

XI . Заключительное слово учителя.

Ребята, чтобы знать русский язык, понимать его силу и красоту нужно любить и обязательно его учить. Умело пользоваться справочниками и словарями. (Выставка книг).

«Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда в нём самом!

XII . Домашнее задание стр. 55 упр.3.

Благодарю всех за работу! Оценки получают…

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

Урок № 39

Тема: Сложные предложения с сполучниковим и бессоюзным связи связью. Запятая между простыми предложениями, входящими в сложное.

Запятая перед и, и, и, а, но, чтобы, потому что, когда, как

Цель: углубить понятие о сложное предложение; формировать у учащихся умение определять грамматические основы в сложных предложениях, правильно интонировать сложные предложения, употреблять знаки препинания между простыми предложениями в сложном, оr рунтовувати употребления разделительных знаков; воспитывать любовь к родному слову; формировать умение анализировать воспринятое; развивать мышление, речь, память.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Работа у доски. Записать предложения, в каждом из них определить и подчеркнуть грамматическую основу. С’ выяснить, из скольких простых предложений состоит каждое сложное предложение. Объяснить употребление разделительных знакi в. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.

Ревет и стонет Днепр широкий, сердитый ветер завива... (Т. Шевченко) Туча небо кроет, солнце не блеснет, ветер волком воет, дождь потоком виснет. (П. Грабовский.) Проклювали жаворонки тучи дождевые, а сами спрятались в густой траве. (В. Заяц.) И море переливается в огнях, волнуется трава. Поет в небе дальний птица душа моя поет. (В. Сосюра.) Дремлет сад, и остро пахнет г’ ята. (В. Сосюра.) В калины о кукушке я спрашиваю, но калина не отвечает. (Есть. Гуцало.)

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

И II. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 87-88).

ИV . Выполнение упражнений на закрепление.

Работа у доски. Записать предложения. Определить и подчеркнуть в каждом грамматические основы, объяснить, как эт’ связаны простые предложения в сложное: без союзов или при помощи союзов (соединительных слов)?

Большие тучи холодом нагусли, красная листва падает в роще. Летят в теплые края очень дикие гуси, а я слонам привет передаю. (Л. Костенко.) Журавлята сожалели, что растут они медленно. (М. Сингаевский.) Как спит малая травка, лебеды дождик снится. (А. Мястковский.) Отцвели голубые маттиолы, погасло лето на желтых полях. (В. Гринчак.) Лещиновые кусты позадирали копья, по пикам дождь стика, а ветер обтіка. (Есть. Гуцало.) Пробег автомобиль, и синее облачко дыма за ним развеялась. (М. Рыльский.)

Творческая работа. Из каждой пары простых предложений образовать сложные с помощью союзов (или связующих слов). Образованы сложные предложения записать, объяснить знаки препинания.

1). 1. Ночь прошла быстро. Наступил серый утро туманное. 2. Буря утихла. Волны продолжали бушевать. 3. Понесся первый порыв ветра. Лодка вздрогнул.

2). 1. Была прекрасная, но грустная пора. Ее называют поздней осенью. 2. Над городом стояла ночь. Высоко среди неба светил ясный месяц. 3. Прошел проливной дождь. Небо теперь ясное.

Завершить сложные предложения и записать их, ставя, где нужно, запятые. Прочитать получившиеся предложения, правильно их інтонуючи. Начертить схему каждого предложения.

1. Солнце уже взошло, но...

2. Золотые лучи солнца коснулись деревьев, а...

3. Осень торжественно прощалась с землей, и...

4. Вокруг стояла торжественная тишина, ...

Работа с учебником. Выполнение упражнения 224 (устно).

Объяснительный диктант. Указать сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы. Начертить схемы сложных предложений (по образцу, данному в упражнении 224), объяснить употребление разделительных знаков.

Днепр ревет, дрожит подмытая круча... (Б. Гринченко.) Гром креснув, и дождь полился. (Л. Боровиковский.) Гром гогочет, а молния облако раздирает. (Т. Шевченко.) Сияет солнце, волна играет, опилки с ветром шелестит. (С. Черкасенко.)

Опилки трав’ яниста степное растение с узкими листьями и цветками, собранными в пушистую метелку; ковыль-волосатик.

Переписать, подчеркнуть в каждом из предложений грамматические основы.

1. Эт’ ялы пышные цветы, затих осенний сад, туманом лег на ветви холодный ноябрь. Медленно на рассвете бредет он в степях, где листиком последним легкий мороз пропах. Зима вот-вот прилине, в снегах уснет земля, и песня хуртовинна над ней загуля. (Д. Мегелик.)

2. Иду путем; солнце сияет, ветер с травами говорит; перед мной и за мной степь колышется, как море. Он нагнулась опилки белая, зверобой скрутил стебельки, краснеет душица, как звезды, горят козельце. Крикнул перепел в овражке, стрепет брызнул над терниями; по кустам между дерезой ходят дрофы табунами. (Я. Щоголев.) Наймисливіша ткачиха не зітче такой обильной плахты, как природа заткала на чудо людям ту широкую долину! (Панас Мирный.) Вы представьте, посмотрите, как восходят звезды украдкой, потому что они хотят приготовить сюрприз луне; а он поднимается спокойно, величественно над темным и молчаливым степью. Лес становится мрачным; высокая скала таинственно склоняется над второй, а та стоит, как гора, и луна обливает их своим бледным сиянием. (Марко Вовчок.)

Переписать предложения, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Расставить пропущенные запятые (подаем предложение без их изъятия). Объяснить употребление запятых. Доказать, что представленные предложения являются сложными. Прочитать их, правильно інтонуючи.

П...ся калинка, явор молодеет, а кругом их в..рболози и лозы с..леніють. (Т. Шевченко.) По горизонту неба серыми барашками побежали мохнатые тучки, над оз..ром заш...лестів оч...рет, а с д...рев тихо снимались и задумчиво падали на землю сухие л...сточку (С. Васильченко) Желтые пал..колючки цвета тихо качались на волосинках вдоль колосьев, и незаметный п..лок золотився на солнце. (М. Коцюбинский) С..лена трава горит с..леним огнем, а на ее длинных л..сточках играет и сверкает чистая роса. (Панас Мирный.)

Работа с учебником. Выполнение упражнения 226 (устно).

Переписать, расставляя запятые (подаем предложение без их изъятия). Объяснить наличие или отсутствие запятой перед союзом и. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу. Указать предложения простые и сложные.

Спрятал декабрь подо льдом реки и повдягав леса в белые кружева. (Ю. Старостенко.) Улетел последний аист, и не остался на нашей земле ни один перелетная птица. (Из журн.) Толстая снежная одеяло и прочный ковер опавших листьев надежно укроют землю от мороза. (Из журн.) Мчались кони напрямик, перебросили санки, и уже наша вьюга дальше не поехала. (В. Заяц.)

В представленных пословицах дописать вторую часть сложного предложения, поставить нужные знаки препинания.

Кто людей спрашивает... . Чем умный стыдится... . Кто рано встает... . Страшно бывает поэтому... .

Для справок.

Тот и разум имеет. Тем дурак превозносится. За тем дело водится. У кого совесть нечиста.

V. Подведение итогов урока.

Беседа.

· Какие предложения называются сложными?

· Сколько грамматических основ, то есть сколько простых предложений может быть в сложном предложении?

· Как связаны между собой простые предложения в сложном?

· Как інтонуються сложные предложения?

· Какими союзами могут соединяться простые предложения в сложном?

· Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения?

Учебный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу. Указать сложные предложения.

Мы идем через сенокос, и темнеет над нами небо. Звенит земля, а я слушаю. Слушаю небо, слушаю землю и слушаю дедову язык. И в мое сердце вливается какая-то незримая сила, что на веки вечные она привяжет меня к этой земле, к певучей тихой речи.

Чем гуще изморозь падала на дедову голову, тем больше он любил меня и щедро раскрывал свою душевную сокровищницу. (По В. Симоненко; 63 сл.)

V И. Домашнее задание.

§ 12, упражнение 228 или творческая работа: составить текст (объем - 6-8 предложений) на тему “Прощание с осенью”, использовав в нем 3-5 сложных предложений. Работу записать, в каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу.