Выполни письменный разбор простого предложения. Предложения

В русском языке процессом синтаксического анализа считается поочередное сопоставление слов с выделением некоторого подмножества из множества всех слов. Результатом выступает синтаксическая очерёдность, которая применяется совместно с лексическим анализом. Синтаксический анализ даёт возможность проанализировать строение предложения, что увеличивает уровень пунктуационной грамотности.

Синтаксический разбор приемлемо выполнять как в простых, так и в сложных предложениях, а также в словосочетаниях. В каждом примере свой сценарий анализа, в котором подчеркиваются свойственные составные части. При синтаксическом анализе необходимо обладать способностью выделить словосочетание из предложений, а также определить, каким предложение является - простым либо сложным. Кроме того, следует понимать, каким образом строится словосочетание, и присвоить ему тип связи. Различают такие типы связи: согласование, примыкание, управление. При синтаксическом анализе нужно выбрать желаемое нам словосочетание в предложении, затем установить главное слово. Следующим шагом будет определение времени, наклонения, а также лица и числа главного слова. Что касается анализа простого предложения, то необходимо изначально определить его по цели высказывания, а именно - повествовательное оно, побудительное либо вопросительное. Затем нужно найти подлежащее и сказуемое. Следующим этапом определяем тип предложения - оно односоставное либо двусоставное. После выясняем наличие в предложении слов помимо подлежащего и сказуемого, что позволит нам сказать – распространенное оно либо нераспространенное. Далее будет установление - полное или неполное предложение. Разберем такой пример: «Я не слушала музыку прекрасней Бетховена». Предложение будем считать простым. Наделено одной грамматической основой - «я не слушала». «Я» - подлежащее, личное местоимение. «Не слушала» - простой глагол, сказуемое, в состав которого входит частица «не». В предложении присутствуют следующие второстепенные члены «музыку» - дополнение, выраженное существительным. «Прекрасней» - определение, выраженное прилагательным в сравнительной степени. «Бетховена» - дополнение, существительное. Теперь можно охарактеризовать это предложение - оно повествовательное, не восклицательное; по строению - простое, так как одна грамматическая основа; двусоставное - есть оба главных члена; распространенное - ведь в нем присутствуют второстепенные члены; полное - нет пропущенных членов. Однородных членов в предложении также нет.


Порядок синтаксического разбора может быть различным. Иногда требуется дать характеристику сложному предложению в целом, а иногда - разобрать входящие в него части, которые организованы как простые предложения. Рассмотрим вариант более подробного синтаксического разбора. Сначала определяем предложение по цели высказывания. Затем вид по интонации. После этого следует найти простые предложения в составе сложного и определить их основы. Далее выделяем средства связи между частями сложного предложения и указываем тип предложения по средствам связи. Определяемся с наличием второстепенных членов в каждой части сложного предложения и указываем, являются ли части распространенными или нераспространенными. В следующем шаге отмечаем наличие однородных членов или обращения.

Пользуясь последовательностью и правилами синтаксического анализа, не составит большого труда сделать правильный синтаксический разбор предложения, хотя по скорости разбора скорее всего вас обойдёт шестиклассник-хорошист.

Разбор предложения по составу называют синтаксическим. Он один из первых, который изучают в школе. Сначала процесс может вызывать трудности, однако, уже после двух разборов многие люди быстро находят все составляющие. Поможет в разборе знание частей речи, правила об основе и второстепенных членах предложения, понимание связи слов в словосочетании. Это проходят к концу начальной школы, поэтому ученики 5 класса выполняют разбор без труда.

Придерживаясь определённой последовательности, можно быстро сделать разбор. Для этого понадобится обратить внимание на такие этапы:

  1. Определить, к какому типу относится фраза: повествовательному, вопросительному или побудительному.
  2. По эмоциональному окрасу отличают восклицательное и невосклицательное предложение.
  3. Затем переходят к грамматической основе. Её нужно найти, обозначить способ выражения, указать, является предложение простым или сложным.
  4. Определить односоставность и двусоставность написанного.
  5. Найти дополнительные члены предложения. Они покажут, является оно распространённым или нет.
  6. С помощью определённых видов линий выделить каждый второстепенный член предложения. При этом над словом указывают, каким оно является членом предложения.
  7. Обозначить, имеются ли пропущенные члены предложения в предлагаемой фразе, что позволит определить, полным или неполным является высказывание.
  8. Имеются ли осложнения.
  9. Дать характеристику написанному.
  10. Составить схему.

Чтобы правильно и быстро провести синтаксический разбор, нужно знать, что представляет собой основа и второстепенные члены.

Основа

В любой основе имеется подлежащее и сказуемое. При разборе первое слово подчёркивается одной линией, второе – двумя. Например, «Наступила ночь ». Здесь грамматической основой выступает полная фраза. В ней подлежащее слово «ночь». Подлежащее не может находиться ни в каком другом падеже, кроме именительного.

По соседству находится сказуемое «наступила», которое описывает действие, совершённое с подлежащим. (Пришёл рассвет. Наступила осень.) В зависимости от того, простым или сложным является предложение, выделяют одну или две основы. В высказывании «Жёлтые листья опадают с деревьев» одна грамматическая основа. А здесь две основы: «Луна спряталась – наступило утро».

Перед синтаксическим разбором фразы необходимо найти дополнительные члены предложения:

  1. Чаще всего дополнение - это существительное или местоимение. Ко второму члену предложения могут добавляться предлоги. Оно отвечает на все вопросы падежей. Сюда не входит именительный падеж, так как он может быть только у подлежащего. Посмотри (куда?) на небо. Обсудим (что?) вопрос. В семантическом значении они стоят в одном ряду с существительным.
  2. Определение выполняет описательную функцию, отвечая на вопрос «Какой? Чей?». Часто сложно выявить член предложения из-за того, что оно бывает двух видов. Согласованное, когда два слова находятся в одном лице, роде, числе и падеже. Несогласованное выступает словосочетанием с управлением и примыканием. Например: «На стене висит книжная полка. На стене висит полка для книг» . В обоих случаях можно задать вопрос: какая? Однако отличием является согласованность и несогласованность определения.
  3. Обстоятельство описывает образ действия, время. Считается самым обширным членом предложения. Мы встретились (где?) в магазине. (Когда?) Вчера мы ходили в кино. Я (как?) легко сделаю упражнение. Это приводит к тому, что обстоятельство часто путают с дополнением. Здесь важно правильно поставить вопрос от главного слова к зависимому.

Взаимосвязь при написании

Важно сказать, что все второстепенные члены обязательно связаны с одним из главных слов. Определение находится в составе подлежащего, поэтому вопросы задают именно от этого члена предложения. А вот дополнение и обстоятельство связано со сказуемым.

На письме при разборе следует обозначить второстепенные члены. Если подлежащее и сказуемое подчёркивают одной и двумя линиями соответственно, то дополнение выделяют пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – точкой и тире. При синтаксическом разборе следует обязательно указывать в графическом варианте, чем является каждое слово.

Практическое занятие

Рассмотрим простое предложение:

Зимой туристы отправляются на горнолыжный курорт.

Начинают с основы. Здесь она представлена словосочетанием «туристы отправляются». То есть подлежащее - туристы, сказуемое – отправляются. Это единственная основа, значит, написанное является простым высказыванием. Так как имеются дополнительные члены, то оно является распространённым.

Теперь можно заняться поиском дополнений. Здесь при написании его не использовали. За ним следует определение: на (какой?) горнолыжный курорт. И можно выделить обстоятельства. Отправляются (куда?) на курорт, отправляются (когда?) зимой.

Вот так выглядит предложение при разборе по составу: Зимой (обст.) туристы (подл.) отправляются (сказ.) на горнолыжный (опр.) курорт (доп.).

Пример сложного предложения:

Солнце зашло за тучу, с неба пошёл мелкий дождь.

Сначала ищем основу. В предложении речь идёт о солнце и дожде. Значит, основы в предложении две: солнце зашло, и дождь пошёл. Теперь нужно найти дополнительные члены предложения в каждой основе. Зашло (куда?) за тучу; пошёл (какой?) мелкий, пошёл (откуда?) с неба.

Вот так нужно разбирать распространённые предложения по составу:

Мальчик сидел на крыше дома и смотрел на звёздное небо, притягивающее взгляд.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

Здесь основа – мальчик сидел и смотрел, поэтому сказуемых два. Находим второстепенные члены предложения. Сидел (где?) на крыше (чего?) дома. Смотрел (куда?) на небо, (какое?) звёздное. Небо (какое?), притягивающее взгляд.

То есть после нахождения всех составляющих высказывания, оно будет выглядеть так:

Мальчик (подл.) сидел (сказ.) на крыше (обст.) дома (доп.) и смотрел (сказ.) на звёздное (опред.) небо (обст.), притягивающее взгляд (опред.).

Синтаксический разбор предложения делать несложно. Главное, придерживаться шагов, начиная с поиска главных членов предложения. Они являются основой. Затем переходят к второстепенным. В конце разбора каждый из них подчёркивают определённой линией.

Видео

Из видео вы узнаете, как правильно сделать синтаксический разбор предложения.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Сегодня мы продолжаем изучать сложное предложение, на этом уроке научимся делать его синтаксический разбор.

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное ).

2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное ).

3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы.

4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзные, бессоюзные ).

5. Выделить второстепенные члены в каждой из частей сложного предложения, указать, распространенной или нераспространенной она является.

6. Отметить наличие однородных членов или обращения.

Предложение 1 (рис. 1).

Рис. 1. Предложение 1

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (имеет две грамматические основы), союзное (соединенное союзом и ), и первая, и вторая части - нераспространенные (рис. 2).

Рис. 2. Разбор предложения 1

Предложение 2 (рис. 3).

Рис. 3. Предложение 2

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. Первая часть распространенная (есть определение), вторая нераспространенная (рис. 4).

Рис. 4. Разбор предложения 2

Выполните синтаксический разбор предложения (рис. 5).

Рис. 5. Предложение

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. Первая часть распространенная, осложнена однородными сказуемыми. Вторая часть распространенная.

Рис. 6. Разбор предложения

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. - М.: 2012 Часть 1 - 182 с., Часть 2 - 167 с., Часть 3 - 63 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012. - Часть 1 - 192 с.; Часть 2 - 176 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: 2012 - 318 с.

4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. - М.: Просвещение, 2014. - Часть 1 - 127 с., Часть 2 - 160 с.

1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()

Домашнее задание

1. Каков порядок синтаксического разбора сложного предложения?

2. Какие бывают сложные предложения по средству связи между частями?

3. Подчеркните грамматические основы в предложении:

Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

Слова и словосочетания - это составляющие каждого предложения на письме и в устной речи. Для его построения следует четко понимать, какая должна быть между ними связь, чтобы построить грамматически правильное высказывание. Именно поэтому одной из важных и сложных тем в школьной программе русского языка является синтаксический разбор предложения. При таком разборе проводится полный анализ всех компонентов высказывания и устанавливается имеющаяся между ними связь. Помимо этого, определение структуры предложения позволяет правильно расставить в нем знаки препинания, что достаточно важно для каждого грамотного человека. Как правило, данная тема начинается с разбора простых словосочетаний, а после детей учат проводить синтаксический разбор предложения.

Правила разбора словосочетаний

Анализ определенного словосочетания, взятого из контекста, является относительно простым в разделе синтаксиса русского языка. Для того чтобы его произвести, определяют, какое из слов выступает главным, а какое - зависимым, и определяют, к какой части речи каждое из них относится. Далее необходимо определить синтаксическую связь между этими словами. Всего их выделяют три:

  • Согласование - это своего рода подчинительная связь, при которой род, число и падеж для всех элементов словосочетания определяет главное слово. Например: отдаляющийся поезд, летящая комета, светящее солнце.
  • Управление также является одним из видов подчинительной связи, оно может быть сильным (когда падежная связь слов необходима) и слабым (когда падеж зависимого слова не предопределен). Например: поливать цветы - поливать из лейки; освобождение города - освобождение армией.
  • Примыкание - это также подчинительный вид связи, однако он относится лишь к неизменяемым и не склоняемым по падежам словам. Зависимость такие слова выражают лишь смыслом. Например: езда верхом, непривычно грустный, очень страшно.

Пример синтаксического разбора словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетания должен выглядеть примерно так: «красиво говорит»; главное слово - «говорит», зависимое - «красиво». Эту связь определяют посредством вопроса: говорит (как?) красиво. Слово «говорит» использовано в настоящем времени в единственном числе и третьем лице. Слово «красиво» - это наречие, а потому в данном словосочетании выражается синтаксическая связь - примыкание.

Схема синтаксического разбора простого предложения

Синтаксический разбор предложения немного похож на анализ словосочетания. Состоит он из нескольких этапов, которые позволят изучить структуру и отношение всех составляющих его компонентов:

  1. В первую очередь определяют цель высказывания отдельно взятого предложения, все они делятся на три вида: повествовательные, вопросительные и восклицательные, или побудительные. Для каждого из них характерен свой знак. Так, в конце повествовательного предложения, рассказывающего о каком-либо событии, стоит точка; после вопроса, естественно, - вопросительный знак, а в конце побудительного - восклицательный.
  2. Далее следует выделить грамматическую основу предложения - подлежащее и сказуемое.
  3. Следующий этап - описание строения предложения. Оно может быть односоставное с одним из главных членов или двусоставное с полной грамматической основой. В первом случае дополнительно нужно указать, каким именно предложение является по характеру грамматической основы: глагольным или назывным. А далее определить, есть ли в структуре высказывания второстепенные члены, и указать, распространенное оно или нет. На этом этапе также следует указать, осложненное ли предложение. Осложнениями считают однородные члены, обращения, обороты и вводные слова.
  4. Далее синтаксический разбор предложения предусматривает разбор всех слов по их принадлежности к частям речи, роду, числу и падежу.
  5. Завершающий этап - объяснение поставленных в предложении знаков препинания.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Теория теорией, но без практики нельзя закрепить ни одной темы. Именно поэтому в школьной программе много времени уделяется синтаксическим разборам словосочетаний и предложений. И для тренировки можно брать самые простые предложения. Например: "Девушка лежала на пляже и слушала прибой".

  1. Предложение повествовательное и невосклицательное.
  2. Главные члены предложения: девушка - подлежащее, лежала, слушала - сказуемые.
  3. Данное предложение двусоставное, полное и распространенное. В качестве осложнений выступают однородные сказуемые.
  4. Разбор всех слов предложения:
  • «девушка» - выступает в роли подлежащего и является существительным женского рода в единственном числе и именительном падеже;
  • «лежала» - в предложении является сказуемым, относится к глаголам, имеет женский род, единственное число и прошедшее время;
  • «на» - это предлог, служит для связи слов;
  • «пляже» - отвечает на вопрос «где?» и является обстоятельством, в предложении выражено существительным мужского рода в предложном падеже и единственном числе;
  • «и» - союз, служит для соединения слов;
  • «слушала» - второе сказуемое, глагол женского рода в прошедшем времени и единственном числе;
  • «прибой» - в предложении является дополнением, относится к имени существительному, имеет мужской род, единственное число и употреблено в винительном падеже.

Обозначение частей предложения на письме

При синтаксическом разборе словосочетаний и предложений используются условные подчеркивания, которые обозначают принадлежность слов к тому или иному члену предложения. Так, например, подлежащее подчеркивают одной линией, сказуемое - двумя, определение обозначают волнистой линией, дополнение - пунктиром, обстоятельство - пунктиром с точкой. Для того чтобы правильно определить, какой именно член предложения перед нами, следует поставить к нему вопрос от одной из частей грамматической основы. К примеру, на вопросы имени прилагательного отвечает определение, дополнение определяется вопросами косвенных падежей, обстоятельство указывает на место, время и причину и отвечает на вопросы: "где?" "откуда?" и "почему?"

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора сложного предложения немного отличается от вышеприведенных примеров, а потому не должен вызвать особых трудностей. Однако все должно быть по порядку, и поэтому учитель усложняет задачу лишь после того, как дети научились разбирать простые предложения. Для проведения анализа предлагается сложное высказывание, которое имеет несколько грамматических основ. И здесь следует придерживаться такой схемы:

  1. Сначала определяют цель высказывания и эмоциональную окраску.
  2. Далее выделяют грамматические основы в предложении.
  3. Следующий шаг - определение связи, которая может осуществляться при помощи союза или без него.
  4. Далее следует указать, посредством какой связи соединены две грамматических основы в предложении. Это могут быть интонация, а также сочинительные или подчинительные союзы. И тут же сделать вывод, каким является предложение: сложносочиненным, сложноподчиненным или бессоюзным.
  5. Следующий этап разбора - это синтаксический анализ предложения по его частям. Производят его по схеме для простого предложения.
  6. В заключение анализа следует построить схему предложения, на которой будет видна связь всех его частей.

Связь частей сложного предложения

Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:

  • Сложносочиненные предложения, соединенные посредством союзов а, и, или, то, но . Как правило, обе части в таком высказывании равноправны. Например: "Солнце светило, а облака плыли".
  • Сложноподчиненные предложения, в которых используются такие союзы и союзные слова: чтобы, как, если, где, куда, так как, хотя и другие. В таких предложениях всегда одна часть зависит от другой. Например: "Солнечные лучи заполнят комнату, как только пройдет туча".

Сегодня мы продолжаем изучать сложное предложение, на этом уроке научимся делать его синтаксический разбор.

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное ).

2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное ).

3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы.

4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзные, бессоюзные ).

5. Выделить второстепенные члены в каждой из частей сложного предложения, указать, распространенной или нераспространенной она является.

6. Отметить наличие однородных членов или обращения.

Предложение 1 (рис. 1).

Рис. 1. Предложение 1

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (имеет две грамматические основы), союзное (соединенное союзом и ), и первая, и вторая части - нераспространенные (рис. 2).

Рис. 2. Разбор предложения 1

Предложение 2 (рис. 3).

Рис. 3. Предложение 2

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. Первая часть распространенная (есть определение), вторая нераспространенная (рис. 4).

Рис. 4. Разбор предложения 2

Выполните синтаксический разбор предложения (рис. 5).

Рис. 5. Предложение

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. Первая часть распространенная, осложнена однородными сказуемыми. Вторая часть распространенная.

Рис. 6. Разбор предложения

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. - М.: 2012 Часть 1 - 182 с., Часть 2 - 167 с., Часть 3 - 63 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012. - Часть 1 - 192 с.; Часть 2 - 176 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: 2012 - 318 с.

4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. - М.: Просвещение, 2014. - Часть 1 - 127 с., Часть 2 - 160 с.

1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()

Домашнее задание

1. Каков порядок синтаксического разбора сложного предложения?

2. Какие бывают сложные предложения по средству связи между частями?

3. Подчеркните грамматические основы в предложении:

Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.