Определение бактериология. Бактериология медицинская. Что такое питательная среда

Раздел Б., изучающий морфологию и биологические свойства бактерий - возбудителей инфекционных болезней человека и разрабатывающий методы и средства микробиологической диагностики, специфической профилактики и терапии этих болезней. Б. общая - раздел Б., изучающий свойства бактерий вне зависимости от их принадлежности к отдельным систематическим группам.

  • - наука, изучающая бактерии. С.-х. Б. изучает бактерии, участвующие в жизни почвы, разложении навоза, в технических процессах, причиняющие болезни с.-х. жив., и др. См. Микробиология...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - раздел микробиологии, изучающий морфологию и биологию бактерий, их роль в пром-сти, е. х-ве, в патологии животных и человека...

    Ветеринарный энциклопедический словарь

  • Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - раздел микробиологии, изучающий морфологию, физиологию, биохимию, экологию, медицинское, народнохозяйственное значение бактерий...

    Экологический словарь

  • - научная дисциплина, изучающая бактерии...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - I Бактериоло́гия + греч. logos учение) раздел микробиологии, изучающий строение, физиологию, биохимию, генетику, систематику бактерий, их распространение и роль в природе...

    Медицинская энциклопедия

  • - наука, изучающая строение, физиологию, биохимию, систематику и генетику бактерий, их роль и распространение в природе; положила начало микробиологии и ныне является ее разделом...

    Большой медицинский словарь

  • - Техническая Б. изучает процессы ооразования бактериями спиртов, органических кислот, ферментов, аминокислот, антибиотиков, стимуляторов роста и др. Подробнее см. Бактерии, Микробиология...

    Большая Советская энциклопедия

  • - раздел микробиологии, изучающий бактерии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Р., Д., Пр....

    Орфографический словарь русского языка

  • - бактериоло/гия,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - БАКТЕРИОЛО́ГИЯ, -и, жен. Раздел микробиологии наука о бактериях. | прил. бактериологический, -ая, -ое. Бактериологическая война...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БАКТЕРИОЛО́ГИЯ, бактериологии, мн. нет, жен. . Наука о бактериях...

    Толковый словарь Ушакова

  • - бактериоло́гия ж. Раздел микробиологии, изучающий бактерии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - бактериол"...

    Русский орфографический словарь

"бактериология медицинская" в книгах

Медицинская статистика

автора Мухин Юрий Игнатьевич

Медицинская статистика

Из книги Мы бессмертны! Научные доказательства Души автора Мухин Юрий Игнатьевич

Медицинская статистика Нет, борьба с курением похвальна, поскольку народ раньше ничего такого за табаком не подозревал, а теперь узнал, что «капля никотина убивает лошадь». Умнее стал, спасибо медицине. Правда, ученый мир забывал сообщить человечеству, что человека может

Медицинская история

Из книги Моя коллекция автора Разумовский Лев Самсонович

Медицинская история Заболел у меня живот и побежал я в нашу поликлинику на улице Жуковского - лечиться.Добыл в часовой очереди номерок к врачу и на третий день встал пораньше и поехал в поликлинику с утра пораньше, чтобы оказаться первым к ее открытию.Увы! У дверей уже

Медицинская статистика

Из книги автора

Медицинская статистика Медицинская статистика по Ёсивара за семь лет (1898 - 1904) выглядит так: Год Количество осмотров Количество зараженных Зараженных на 100 Количество обслуженных гостей 1898 134 602 7506 5,58 1 237 885 1899 108 268 5333 4,95 1 367 639 1900 108 109 5117 4,76 1 428 136 1901 108 572 4864 4,48 1 157 492 1902 107

Медицинская страховка

Из книги Феномен доктора Хауса [Правда и вымысел в сериале о гениальном диагносте] автора Захватова Евгения Сергеевна

Медицинская страховка Учебный госпиталь Принстон-Плейнсборо относится к разряду некоммерческих, а следовательно, согласно американским законам любой гражданин США может получить там помощь бесплатно, причем качество лечения ничем не должно отличаться от того, которое

Медицинская история

Из книги автора

Медицинская история 3.102 Согласно заслушанным показаниям, Литвиненко был исключительно здоровым человеком. В отличие от многих коллег по ФСБ, он не пил и не курил. Он регулярно занимался спортом. По словам Марины Литвиненко, Литвиненко поставил их на медицинский учет в

Медицинская книжка

Из книги Еще вчера. Часть вторая. В черной шинели автора Мельниченко Николай Трофимович

Медицинская книжка И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. (Исайя, кн. 8) Болезни приходят и уходят, а здоровье – увы – только уходит! Моя медицинская книжка состоит из нескольких скрепленных томов и

МЕДИЦИНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

Из книги Пифагор. Том II [Мудрецы Востока] автора Бязырев Георгий

МЕДИЦИНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ На «Марс» уехал. Мне казалось - Спасусь на Марсе от любви. А ты гуляла и смеялась - Венера булькала в крови!.. Дорогие мои, медицинская астрология построена на соответствии определенных частей тела, органов и систем организма определенным

Медицинская диагностика

Из книги Биолокация для начинающих автора Бриль Мария

Медицинская диагностика Измеряем кровяное давление Примерно лет 20 тому назад в некоторых средствах массовой информации сообщалось, как можно в домашних условиях, не имея медицинского прибора, измерить артериальное давление (АД). Многие увлеклись этой идеей, тем более

Медицинская астрология

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Медицинская астрология 23.04.38 <...> Именно, знание астрологии значительно облегчит лечение лучами светил. Правильно составленный гороскоп укажет, какие лучи светил и в каких сочетаниях наиболее благоприятствуют данному индивиду. Советую Вам изучить и так называемую

[Медицинская астрология]

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Медицинская астрология]

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Медицинская астрология] Также каждому врачу идущей эпохи очень советуется знакомство с астрологией. Она может быть большим подспорьем при трудных диагнозах и при определении удачного времени для той или иной операции. Статистика показала, что все выдающиеся врачи

Медицинская мантра

Из книги Минуя веху. Ключи к пониманию энергии нового тысячелетия автора Кэрролл Ли

Медицинская мантра В то время, как не является сюрпризом то, что трансцендентальная медитация уменьшает стресс, сейчас исследователи показывают, что использование ТМ для достижения более высокого состояния сознания может помочь очищению артерий. Афро-американцы с

Бактериология

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

БАКТЕРИОЛОГИЯ КИСЛОЙ КАПУСТЫ

Из книги Соль здоровья - в кислой капусте без соли! автора Брэгг Патриция

БАКТЕРИОЛОГИЯ КИСЛОЙ КАПУСТЫ Сообщая о бактериологических характеристиках кислой капусты в журнале «Химия и технология продуктов питания», Моррис Якобе указывает, что присутствие вредных низкокислотных или совсем бескислых организмов на только что срезанных листьях

Темы практических занятий раздела «Частная медицинская бактериология и микология».

1. Общая характеристика возбудителей кишечных инфекций. Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов.

2. Микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов, бактериальной дизентерии, эшерихиозов.

3. Микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов, дизентерии, эшерихиозов. Микробиологическая диагностика пищевых токсикоинфекций сальмонеллёзной этиологии (сальмонеллёзных гастроэнтеритов) и внутрибольничных сальмонеллёзов.

4. Микробиологический диагноз брюшного тифа, паратифов, коли-инфекции (окончание). Микробиологический диагноз холеры. Микробиологический диагноз кампилобактериозов и хеликобактерной инфекции.

5. Микробиологический диагноз холеры (окончание). Итог по разделу «Возбудители кишечных инфекций».

6. Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками.

7. Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками (продолжение), грамотрицательными палочковидными микроорганизмами и анаэробными микроорганизмами.

8. Микробиологическая диагностика анаэробных инфекций, заболеваний, вызванных грамотрицательными палочковидными микроорганизмами (продолжение), дифтерии.

9. Микробиологическая диагностика анаэробных инфекций, дифтерии (окончание). Микробиологическая диагностика коклюша, гемофильной инфекции, легионеллёза, туберкулёза, лепры, актиномикоза.

10. Итог по разделу «Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками, грамотрицательными палочковидными и анаэробными микроорганизмами. Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша, гемофильной инфекции, легионеллёза, туберкулёза, лепры, актиномикоза».

11. Микробиологический диагноз зоонозных инфекций - чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы.

12. Микробиологическая диагностика чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы (окончание). Микробиологическая диагностика спирохетозов.

13. Микробиологическая диагностика микозов, риккетсиозов, хламидиозов и микоплазмозов.

Исследование бактерий имеет большое практическое значение для человека. На сегодняшний день открыто большое количество прокариот, которые отличаются друг от друга по патогенности, области распространения, форме, размерам, количеству жгутиков и другим параметрам. Чтобы детально изучить данный штамм, применяется бактериологический метод исследования.

Какие существуют методы клеток?

Чтобы определить, являются ли бактерии патогенными, проводят исследование культуры различными способами. Среди них:

1. Бактериоскопический метод.

2. Бактериологический метод.

3. Биологический метод.

Бактериоскопический и бактериологический основаны непосредственно на работе с клетками прокариот, когда биологический анализ требуется для изучения влияния таких клеток на живой организм подопытных животных. По степени проявления тех или иных признаков заболевания ученый может сделать вывод о наличии или отсутствии патогенных бактерий в пробе, а также естественно их размножить в организме животного для получения их культуры и использования в других работах.

Бактериологический метод исследования отличается от бактериоскопического. В первом для анализа используется специально подготовленная культура живых прокариот, когда во втором проводится работа с мертвыми или живыми клетками на предметном стекле.

Этапы бактериологического метода исследования. Микробиология

Принцип изучения свойств бактериальной культуры может пригодиться как для ученых-микробиологов, которые поставили цель исследовать прокариотические клетки, так и для лаборантов, задача которых заключается в установлении патогенности или непатогенности бактерий, а затем диагноза пациента.

Методика изучения бактерий делится на три этапа:

1. Выделение бактерий из первоначальной пробы.

2. Высевание бактерий и выращивание изучение ее свойств.

Первый этап

Проба, или мазок, берется со свободной поверхности среды или у пациента. Таким образом мы получаем «коктейль» из множества видов бактерий, которые должны высеять на питательную среду. Иногда появляется возможность выделить сразу необходимые бактерии, зная их очаги распространения в организме.

Через двое-трое суток отбираются нужные колонии и высеваются на твердые среды чашек Петри с помочью стерильной петли. Во множестве лабораторий работают с пробирками, где может находиться твердая или жидкая питательная среда. Так и проводится бактериологический метод исследования в микробиологии.

Второй этап

После получения отдельных колоний бактерий проводится непосредственный макро- и микроанализ. Измеряются все параметры колоний, определяется цвет и форма каждой из них. Нередко проводится подсчет колоний на чашке Петри, а затем в исходном материале. Это имеет значение при анализе патогенных бактерий, от числа которых зависит степень заболевания.

Бактериологический метод исследования, 2 этап которого заключается в изучении отдельных колоний микроорганизмов, может быть сопряжен с биологическим способом анализа бактерий. Еще одна цель работы на этом этапе - увеличить количество исходного материала. Это можно сделать на питательной среде, а можно провести эксперимент в естественных условиях на живых подопытных организмах. Патогенные бактерии будут размножаться, и в результате кровь будет содержать миллионы клеток прокариот. Из взятой крови легко приготовить необходимый рабочий материал бактерий.

Третий этап

Самая важная часть исследования - это определение морфологических, биохимических, токсигенных и антигенных свойств культуры бактерий. Работа ведется с заранее «очищенными» культурами на питательной среде, а также с препаратами (зачастую окрашенными) под микроскопом.

Установить принадлежность патогенных или условно-патогенных бактерий к той или иной систематической группе, а также определить их устойчивость к лекарствам позволяет бактериологический метод исследования. 3 этап - антибиотики, т. е. анализ поведения клеток бактерий в условиях содержания лекарственных препаратов в окружающей среде.

Исследование устойчивости культуры к антибиотику имеет важное практическое значение, когда необходимо прописать для конкретного пациента необходимые, а главное, действенные препараты. Здесь и может помочь бактериологический метод исследования.

Что такое питательная среда?

Для развития и размножения бактерии должны находиться в заранее подготовленных питательных средах. По консистенции они могут быть жидкие или твердые, а по происхождению - растительные или животные.

Основные требования к питательным средам:

1. Стерильность.

2. Максимальная прозрачность.

3. Оптимальные показатели кислотности, активности воды и других биологических величин.

Получение изолированных колоний

1. Метод Дригальского. Он заключается в том, что на бактериальную петлю наносится мазок с различными видами микроорганизмов. Этой петлей проводят по первой чашке Петри с питательной средой. Далее, не меняя петлю, методом остаточного материала проводят по второй и третьей чашкам Петри. Так, на последних образцах колонии бактерии будут засеваться не слишком плотно, тем самым упрощается возможность найти необходимые для работы бактерии.

2. Метод Коха. В нем используются пробирки с расплавленной питательной средой. Туда помещается петля или пипетка с мазком бактерий, после чего содержимое пробирки выливается на специальную пластинку. Агар (или желатин) застывает через какое-то время, а в его толще легко обнаружить нужные колонии клеток. Важно перед началом работы развести смесь бактерий в пробирках, чтобы концентрация микроорганизмов не была очень большой.

Этапы которого основаны на выделении нужной культуры бактерий, не обходится без этих двух способов нахождения изолированных колоний.

Антибиотикограмма

Визуально реакцию бактерий на препараты можно заметить двумя практическими способами:

1. Метод бумажных дисков.

2. Разведение бактерий и антибиотика в жидкостной среде.

Метод бумажных дисков требует наличия культуры микроорганизмов, которые были выращены на твердой питательной среде. На такую среду кладут несколько бумажек округлой формы, пропитанных антибиотиками. Если препарат успешно справляется с нейтрализацией бактериальных клеток, после такой обработки останется участок, лишенный колоний. Если же реакция на антибиотик отрицательная, бактерии выживут.

В случае использования жидкой питательной среды сперва готовят несколько пробирок с культурой бактерий разных степеней разведения. В эти пробирки добавляют антибиотики, и в течение суток наблюдают за процессом взаимодействия вещества и микроорганизмов. В конечном итоге получается качественная антибиотикограмма, по которой можно судить об эффективности препарата для данной культуры.

Основные задачи анализа

Здесь перечислены по пунктам цели и этапы бактериологического метода исследования.

1. Получить исходный материал, который будет использоваться для выделения колоний бактерий. Это может быть мазок с поверхности любого предмета, слизистой оболочки или полости органа человека, анализ крови.

2. на твердой питательной среде. Через 24-48 часов на чашке Петри можно обнаружить колонии бактерий разных видов. Отбираем по морфологическим и/или биохимическим критериям нужную и проводим уже с ней дальнейшую работу.

3. Размножение полученной культуры. Бактериологический метод исследования может опираться на механический или биологический способ увеличения численности культуры бактерии. В первом случае ведется работа с твердыми или жидкими питательными средами, на которых в термостате размножаются бактерии и образуют новые колонии. Биологический способ требует естественных условий увеличения численности бактерий, поэтому здесь микроорганизмами заражается подопытное животное. Через несколько суток в пробе крови или мазке можно обнаружить множество прокариот.

4. Работа с очищенной культурой. Чтобы определить систематическое положение бактерий, а также их принадлежность к возбудителям заболеваний, необходимо провести тщательный анализ клеток по морфологическим и биохимическим признакам. При исследовании патогенных групп микроорганизмов важно знать, насколько эффективно действие антибиотиков.

Это была общая характеристика бактериологического метода исследования.

Особенности проведения анализа

Главное правило проведения бактериологического исследования - это максимальная стерильность. Если идет работа с пробирками, посевы и пересевы бактерий должны проводиться только над нагретой спиртовкой.

Все этапы бактериологического метода исследования требуют использования специальной петли или пастеровской пипетки. Оба инструмента должны быть предварительно обработаны в пламени спиртовки. Что касается пастеровской пипетки, то тут перед термической стерилизацией необходимо отломать кончик пипетки пинцетом.

Техника посева бактерий тоже имеет свои особенности. Во-первых, при посеве на твердые среды проводят бактериальной петлей по поверхности агара. Петля, конечно же, уже должна иметь на поверхности образец микроорганизмов. Также практикуется посев внутрь и в этом случае петля или пипетка должны достичь дна чашки Петри.

При работе с жидкими средами используются пробирки. Здесь важно следить, чтобы жидкости не касались краев лабораторной посуды или пробки, а используемые инструменты (пипетка, петля) не дотрагивались до посторонних предметов и поверхностей.

Значение биологического метода исследования

Анализ пробы бактерий имеет свое практическое применение. Прежде всего бактериологический метод исследования может использоваться в медицине. К примеру, необходимо изучить микрофлору больного, чтобы установить правильный диагноз, а также выработать правильный ход лечения. Здесь помогает антибиотикограмма, которая покажет активность лекарственных препаратов против возбудителя заболеваний.

Анализ бактерий используется в лаборатории для определения таких опасных заболеваний, как туберкулез, возвратный тиф или гонорея. Также он применяется для изучения бактериального состава миндалин, полостей органов.

Бактериологический метод исследования можно использовать для определения загрязненности среды. По данным о количественном и качественном составе мазка с поверхности какого-либо предмета определяется степень заселенности данной среды микроорганизмами.

БАКТЕРИОЛОГИЯ . Содержание: I. Отделы бактериологии.......... 696 II. История бактериологии, главнейшие этапы ее развития............. 697 III. Методы разработка, преподавание и прак- тическое значение............ 703 IV. Институты и лаборатории......... 705 Вактериологич. и сан.-бакт. (гигиенические) ин-ты и лаборатории в СССР... 707 V. Объединения бактериологов, бакт. съеады, журналы, музеи............. 711 Бактериология (от греч. bakteria- палочка и logos-слово), наука о мельчайших, невидимых простым глазом, организмах растительного происхождения, которые чаще всего имеют вид палочек, шариков и изогнутых спирально нитей. Нередко отождествляют Б. с микробиологией. Слово «микроб» введено впервые Седийо (Sedillot) в переписке с Пастером и означает «маленькое живое»(от греч. mikros-малый, bios-жизнь) По своему содержанию понятие «микробиология» (см.) шире понятия «бактериология», которая занимается микробами растительного происхождения или бактериями (см.), называвшимися раньше также дробянками (Spaltpilze), благодаря способу своего размножения. Б. как наука утвердилась около 50 лет тому назад, когда, благодаря классическим трудам Кона (Cohn), Де-Бари (De-Вагу) и, особенно, Луи Настера (Pasteur, 1822-1895), Коха (Koch, 1842-1910), Джозефа Листера (Lister, 1827-1912), было привлечено внимание к изучению бактерии, и молодая отрасль естествознания, Б., с примыкающими к ней энзимологией, иммунологией и серологией выделилась как особая дисциплина. Благодаря изучению болезнетворных микробов, Б. тесно связалась с патологией заразных болезней и вообще с современной медициной и профилактикой, выработав точные методы исследования и послужив базой для рациональных методов борьбы с инфекциями. Б. выяснила роль микробов в экономике природы. Изучение микробов почвы и выяснение сущности брожений дали возможность использовать добытые результаты в земледелии и технике. I. Отделы бактериологии. В наст, время Б. можно разделить на след. отделы.-О б щ а я Б. занимается изучением формы (морфология) и жизни микробов (физиология). Сюда входит рассмотрение строения бактериальной клетки, особенностей ее роста, размножения и тех био-хим. процессов, которые являются результатом жизнедеятельности бактерий. Сюда входит также изучение продуктов, выделяемых микробами (напр., пигменты, ферменты, токсины и пр.), и тех изменений, которые микробы производят в окружающей среде (гниение, брожения, окислительные процессы, инфекция).-С е л ь с к о-х озяйствен-н а я Б. занята изучением микробных процессов, происходящих в почве (гниение белков, нитрификация, фиксация N, круговорот S, С). Рациональное пользование почвой, как средой для произрастания культурных растений, напр., хлебных злаков, невозможно без учета микробной жизни в почве.-Техническая Б. занята изучением бродильных процессов, которые имеют широкое применение в технике. Приготовление вина и пива, молочное дело, сыроварение, приготовление уксуса, выпечка хлеба тесно связаны с работой микробов, продуктами деятельности к-рых человек пользовался задолго до открытия микробов, выяснения их распространения и роли.-М е д и-цинекая Б. занята изучением болезнетворных микробов, вызывающих у челов. заразные б-ни. Изучение явлений инфекции является достоянием этой области. Каждая заразная болезнь обусловливается особым микробом, паразитирующим в высшем организме. Открытие микробов-возбудителей, изучение как самих микробов, так и перемен, происходящих в зараженном организме, составляют главный предмет медиц. бактериологии. Пути проникновения инфекции и борьба организма с заразным началом изучаются при каждой заразной б-ни; в результате вырабатываются способы специфич. предупреждения и лечения каждой формы (профилактика, вакцинация, серотерапия) .--В е-теринарная Б. изучает заразные б-ни животных, гл. обр. домашних, и вырабатывает меры как защиты от эпизоотии, так и лечения отдельных форм. II. История бактериологии, главнейшие этапы ее развития. Первыми учеными, увидевшими микробов через увеличительные стекла, были А. Кирхер (Kircher, 1601-1680) и А. Ле-венгук (Antonius Leeuwenhoeck, 1632-1723). Палочковидные, спиральные и шаровидные живые существа (animalcula viva) были найдены Левенгуком в налете с зубов; он описал и нарисовал этих микробов в книге «Тайники природы» («Arcana naturae»), опубликованной в 1683 г. как продолжение его писем Лондонскому королевскому обществу. Через сто лет, в 1786 г., Мюллер (Mtiller) изобразил уже точно главнейшие формы микробов в книге «Animalcula infusoria» и, вместо употреблявшегося Линнеем названия «Chaos», установил новые виды-Monas и Vibrio (извитая форма). Более точное описание отдельных видов приводится в сочинении Эренберга (Ehrenberg), вышедшем в 1838 г. и снабженном прекрасным атласом. Эренберг впервые описал сенную палочку (Вас. subtilis), чудесную палочку (Вас. рго-digiosus), крупную спириллу (Spirillum vo-lutans) и ввел в употребление названия Spirillum, Spirochaete, Bacterium.-Н а у ч н а я Б. начала развиваться со времени Постера (см.) и Роберта Коха (см.). Пастер раздвинул область бакт. исследования, доказал невозможность при настоящих лабораторных условиях самозарождения микробов (gene-xatio spontanea), развил принципы стерилизации, выяснил зависимость процессов брожения от специфических микробов (дрожжей-при алкогольном брожении, своеобразных палочек-при молочнокислом, мас-лянокислом и уксусном брожении). Пастер указал на широкое распространение микробов в почве, воде, воздухе, на их роль при гниении и других процессах в почве, изученных впоследствии его учениками (С. Н. Виноградский и др.). Благодаря работам Пастера над молочнокислым брожением, Джозеф Листер (см.) развил в хирургии учение об антисептике. Изучение брожений дало Пастеру нить для выяснения сущности заразных б-ней, из к-рых особенно подробно были подвергнуты исследованию б-ни шелковичных червей, куриная холера, сибирская язва, злокачественный отек и симптоматический карбункул (vibrion septique). Наблюдения над жизнью микробов и условиями их произрастания дали возможность Пастеру получить ослабленные разводки (вакцины), к-рые были широко использованы для предохранит, прививок скота против сибирской язвы. Ученики Пастера продолжа-и его дело: Дюкло (Duclaux, 1840-1904) в области изучения химии бродильных процессов, Ру (Roux), Иерсен (Yersin) и другие-в области разработки учения о болезнетворных процессах. Пастер положил основы научной микробиологии как точной экспериментальной науки, подобно тому, как это сделал Клод Бернар (Claude Bernard) в физиологии. Работы Пастера послужили толчком для изучения, гл. обр., микробных процессов-брожений и инфекций.- Точная методика в Б. была установлена, гл. обр., благодаря работам Коха, к-рые по своей ясности и доказательности считаются образцовыми. Первые из его работ относятся к этиологии нагноения и сибирской язвы. В дальнейшем составило эпоху в науке открытие Кохом туб. палочки и холерного вибриона, а его учениками Лё-флером (Loeffler)-дифтерийной палочки (1884 г.) и Гафки (Gaff ky)-тифозной. Коху принадлежит установление т. н. Коховской триады, проведенной при изучении туб. палочки и сводящейся к следующим трем требованиям при открытии нового возбудителя: 1) нахождение микроба при всех случаях заболевания; 2) получение чистой культуры; 3) воспроизведение заболевания прививкой культуры на животных. Кроме открытия палочки и вибриона (называемых Кохов-скими), Кох получил впервые из бульонных туб. разводок-Туберкулин, которым начал пользоваться для иммунизации. Результаты сделанных в лаборатории исследований Кох приложил для выработки рациональных методов борьбы с эпидемич. заболеваниями: холерой, тифом, tbc, сонной болезнью и пр.-Дальнейшее развитие Б. пошло по трем направлениям: 1) открытие новых микробов-возбудителей заразных б-ней; 2) изучение сопротивляемости организма микробам и их ядам и 3) выработка профилак-тич. мер борьбы с инфекциями. В 1884 году был открыт Николайером (Nicolaier) микроб столбняка. В 1887 г.-микроб цереброспинального менингита Вейксельбаумом(\¥е1сп-selbaum). В 1882 г. открыт Лавераном (La-veran) возбудитель малярии, чем доказано, что, кроме бактерий, болезнетворную роль могут играть и простейшие животные (Protozoa). В 1892 г. была открыта Пфейффером (Pfeiffer) гемоглобинофильная палочка инфлюэнцы. В 1894 г. Иерсен открыл палочку чумы, В 1898 г. Шига и Крузе (Shiga, Kru-se) открыли палочку бациллярной дизентерии. В 1905 г. Шаудин (Schaudinn) и Гофман (Hoffmann) открыли возбудителя сифилиса-бледную спирохету. В 1917 г. открыта Идо и Инада (Ido, Inada) спирохета инфекционной желтухи и несколько позже Ногуши (Noguchi)-спирохета желтой лихорадки. С усовершенствованием оптич. приборов (осветитель Аббе, иммерсионные системы, ультрамикроскоп), с введением красок и улучшением методов культивирования микробов с каждым годом число вновь открытых микробов увеличивалось. Изучена микрофлора почвы (С. Н. Виноградский и В. Л. Омелян-ский), воды, воздуха и человеческого тела (И. И. Мечников). Введены специальные среды для отдельных видов микробов. Изучены бактерии, живущие без доступа воздуха (анаэробы), первое сообщение о которых сделано Пастером (микроб маслянокислого брожения). Особенно важным достижением в культивировании микробов следует считать получение разводок спирохет при анаэробных условиях (Muhlens, Шерешевский, Но-гуши, Novy, Аристовский и др.), а также простейших (Novy, Neal, Nicolle) на кровяном агаре. Громадный прогресс в культивировании микробов дало введение в науку С. Н. Виноградским избирательных (элективных) сред, дающих возможность обогащения разводки микробами желаемого вида. Этот способ был применен вначале по отношению к почвенным микробам, а затем приобрел право гражданства в мед. Б. при получении чистых разводок холеры (пептоновая вода) и брюшного тифа (желчь).-Выдвинутый со времени Негели (Nageli), Цопфа (Zopf), Ценковского, Бухнера (Buchner) и др. вопрос об изменчивости бактерии в наст, время подвергается широкой разработке: у мног. видов бактерий (группа тифа, Со-li, дизентерия, кислотоупорные, вибрионы, стрептококки) признается возможность давать, благодаря их изменчивости, отклонения от основного типа. Подобная изменчивость наблюдается как в отношении формы микробов, характера их роста, так и по отношению к биол. и пат. свойствам. Бактерии могут изменять форму своих колоний, бродильные свойства по отношению к сахарам, способность выделять энзимы и токсины, терять и усиливать свою вредоносность. Изменяется также стойкость бактерий по отношению к физическим и химическим агентам, напр., температуре (термофильные и психрофильные расы), патогенность при культивировании вне организма и при переводе через животных. Учение об изменчивости бактерий представляет один из интереснейших вопросов в истории В., к-рыйвызывал и вызывает по наст, время оживленную полемику, разделяя исследователей на плео-морфистов и мономорфистов.-Невосприимчивость (или иммунитет) при заразных б-нях, отмеченная еще Фукидидом во время эпидемий Пелопонесской войны, начала изучаться с 1721 г. и, особенно, с 1798 г. после введения Дженнером (Jenner) оспопрививания. Пастер выработал живые ослабленные вакцины против сибирской язвы в 1881 г. и ввел предохранительные прививки против бешенства с 1885 г. Теоретическая разработка природы иммунитета началась с 1883 года после знаменитой речи И. И. Мечникова «О защитных силах организма», произнесенной на съезде естествоиспытателей и врачей в Одессе. В этой речи впервые было намечено учение о фагоцитах, развившееся затем в стройную фагоцитарную теорию (клеточная теория). Гуморальная теория, объясняю-щая невосприимчивость бактерицидным действием соков организма, начала развиваться благодаря классическим работам Беринга (Behring) и Китазато (Kitasato) над иммунитетом при дифтерии и тетанусе (1890 г.). С 1894 г., благодаря трудам Ру, Иерсена, Беринга, была введена серотерапия (лечение кровяной сывороткой иммунных лошадей) при дифтерии и столбняке, давшая сразу понижение смертности вдвое-с 30% до 14%, а теперь и ниже. В 1894-96 гг. были откры- ты в крови иммунных животных бактерицидные вещества - агглютинины (ПфеЙффер, Gruber, Исаев), а в 1897 г.-преципитины (R. Kraus). Год спустя (1898 г.) Борде (Jules Bordet) открыл гемолизины и вслед за тем явление связывания комплемента, послужившее основой для установления реакции Вас-сермана (Wassermann) при сифилисе. Разработке учения об иммунитете много помогла схема Эрлиха (Paul Ehrlich), известная под названием теории боковых цепей (Sei-tenkettentheorie). В последнее время начала развиваться физ.-хим. теория иммунитета, объясняющая явления невосприимчивости законами коллоидной химии. Теоретическая разработка учения об иммунитете помогла введению предохранительных прививок при холере, чуме, тифе, дизентерии, дифтерии и других заболеваниях. Благодаря трудам Безредка, развивается учение о местном иммунитете, с которым связана разработка ранее практиковавшегося метода иммунизации через рот (per os) убитыми разводками бактерий. Преципитины нашли свое приложение в суд.-мед. практике для определения характера кровяных пятен, в санитарии-при исследовании мясных продуктов и в сельском хозяйстве-при определении сортов муки. Приложение Б. к профилактике и эпидемиологии нашло широкое применение не только при изучении эпидемий, но и при выработке системы предупредительных мер и борьбы с эпидемиями. Изучая переносчиков заразных б-ней (комары, блохи, вши, клещи), Б. тесно сомкнулась с биологией вообще, и с зоологией в частности. В последнее время усиленно занимаются невидимыми фильтрующимися вирусами. При целом ряде б-ней (ящур, бешенство, пе-рипневмония рогатого скота и пр.) установлено со времен Лефлера существование подобных вирусов. После опытов Туорта (Twort) и д"Эрелля (d"Herelle) зашла речь о микропаразитах бактерий (бактериофаг). Однако, большинство исследователей считает бактериофага литическим ферментом (агентом). Со времени Фонтеса (Fontes) установлено существование у многих бактерий (tbc, тиф, чума) мельчайших зерен, проходящих через фильтр и дающих при произрастании и заражении типичные формы. Главнейшие этапы в развитии Б. положили прочные основы для разрешения общебиологических вопросов о жизни клетки, о синтезе белков из неорганических соединений, о возникновении жизни на земле, о круговороте веществ в природе и пр. Микробная клетка является живой лабораторией, в которой образуются новые сложные вещества протоплазмы и, благодаря работе к-рой, разрушаются отжившие организмы. Вследствие простоты и элементарности жизненных отправлений бактериальной клетки их легче изучить, чем в клетке высших организмов. Идя рука-об-руку с естествознанием, Б. внесла много нового в биологию. Со времени Пастера выяснилась роль микроскопических живых существ в процессах, наблюдаемых при брожениях и гниении. Прежние воззрения на эти процессы, как на чисто химические, уступили свое место новым взглядам, в основу к-рых легли работы бактериологов. Повсеместное распространение микробов в природе заставило обратить внимание на роль этих «бесконечно-малых». Изучение роста микробов на минеральных средах дало возможность путем точных анализов установить накопление органического вещества. Синтез сложных белков, не достигнутый до сих пор химиками, производится в бактериальной клетке. С другой стороны, при своей жизни микробы для своего питания разрушают готовые органические соединения: белки, клетчатку, углеводы. Минерализация отмерших организмов происходит благодаря работе микробов. Без бактерий поверхность нашей земли превратилась бы в кладбище, покрытое трупами. Бактериолог глазом, вооруженным микроскопом, заглянул в самые затаенные уголки природы и там нашел кропотливую жизнь микробов. В отдаленные геологические эпохи при образовании каменного угля, нефти и залежей селитры (столь необходимой для удобрения полей) работали микробы. На глубине озер, морей и океанов, в иле кишит микробная жизнь, в результате к-рой образуется леч. радиоактивная грязь. Микробиология раскрыла интимную жизнь клетки, изучила обмен веществ и выяснила тайны питания, роста и размножения. Процессы интрамолекулярного дыхания, обмен веществ и их круговорот в природе выяснены благодаря успехам Б. Круговорот С, N, О и др. веществ в природе, происходящий благодаря жизнедеятельности бактерий, был изучен во всей широте Б. Не меньшее значение имела Б. яри изучении борьбы за существование живых существ. Явления антагонизма, симбиоза и паразитизма никогда не выходили из поля зрения микробиолога. Установление ясных взглядов на жизнь и смерть, на взаимоотношения живых существ невозможно без знания микробиологии. Развитие современной медицины тесно связано с историей Б. Открытие возбудителей заразных б-ней, изучение их патогенеза и распространения наложили глубокий отпечаток на мировоззрение мыслящего врача. Прежние туманные представления о «соп-tagium vivum» сменились ясным представлением о доступных изучению видимых возбудителях болезней-микробах. Б. дала прочную базу для хирурга, акушера, венеролога, интерниста и инфекциониста, выработав новые методы бактер. распознавания болезней и указав пути для борьбы с ними (антисептика и асептика, серотерапия, химиотерапия, вакцинотерапия). Особенно важную роль в диагностике заразных б-ней сыграло открытие туб., тифозной, сапной, чумной и дифтерийной палочек. Применение туберкулина и маллеина дало возможность, благодаря кожным и глазным реакциям Пирке и Кальметта, распознавать скрытые заболевания этими б-нями. Открытие гонококка и бледной спирохеты позволило не только точно диагносциро-вать вызываемые ими заболевания, но и выработать рациональные методы лечения. Получение токсинов дифтерийной и столбнячной палочек привело к выработке специфических антитоксических сывороток, из к-рых противо-дифтерийная спасла не мало детских жизней, а противо-столбнячная предотвратила заражение раненых столбняком. Изучение явлений иммунитета дало врачу возможность своевременного благодетельного леч. вмешательства в ход заболевания, а также позволило выработать ряд предохранительных прививок против тифа, холеры, паратифов, чумы, дифтерии и пр. Исследования крови б-ных дали возможность введения диагностических реакций Видаля (агглютинация), Борде-Вассермана (связывание комплемента при сифилисе) и Вейль-Фе-ликса при сыпном тифе. Изучение целой группы инфекций, вызванных простейшими (малярия, пендинская язва, спленомегалия, амебная дизентерия и пр.), позволяет не только своевременно распознать заболевание, но и применить рациональные методы лечения. Выяснение антагонизма микробов дало возможность использования одних инфекций для лечения других, как это имеет место в способе Вагнер-Яурега (прививка малярии прогрессивным паралитикам). Б. способствовала широкому биол. образованию врача и указала ему верный путь изучения заразных форм, выработав новые методы работы и подхода к заразному б-ному. По мере развития Б. исчезают эмпирические и интуитивные способы лечения, уступая свое место основанным на лабораторном эксперименте. Получение на животных экспериментальных заболеваний tbc, сифилисом, чумой и пр. дало возможность проверки новых методов лечения и предохранения. Громадное влияние имело развитие Б. на разработку эпидемиологии и профилактики. Причины возникновения эпидемий, пути их распространения, их угасание и особенности изучаются и проверяются при помощи бакт. метода. Констатирование первых случаев заболевания, роль микроба, его выживаемость, степень вирулентности во внешней природе и пути проникновения изучаются экспериментально в лаборатории. Выяснение влияния различных эпидемиологических факторов (скученность, питание, иммунность и пр.) производится при помощи экспериментальной эпидемиологии, которая, базируясь на бактериологическом методе, сделала весьма крупные успехи (благодаря трудам Topley, Webster, Flexner, Neufeld и др.) Приложение точного исследовательского метода дает наиболее надежный материал для статистической регистрации заболеваемости. Примерами могут служить определение паразитарного индекса при малярии, массовые обследования отдельных групп населения на tbc, сифилис, эпидемиологическое выяснение бациллоносителей при тифе, дифтерии и пр. При изучении условий инфицирования на производствах и при выявлении эпидемиологических условий заражения в различных социальных группах населения-бакт. метод дает наиболее надежные результаты для социологических обобщений. Механизм Заражения туберкулезом в детском возрасте и иммунизирующее значение ослабленных заражений стали ясными только благодаря развитию бактериологии и выяснению путей распространения заразного начала. Точность метода и возможность контролирования его являются залогом правильн. развития эпидемиологии. Ш. Методы разработки, преподавание и практическое значение, Бактериология как наука биологическая разрабатывается при помощи наблюдения и эксперимента. Каждое усовершенствование микроскопа влекло за собой раскрытие подробностей строения бактерий. Кроме метода наблюдения в живом состоянии, широко применяются различные методы окраски. При помощи окрасок удается изучить распределение ядерной субстанции в бактериальной клетке, присутствие и расположение органов движения (жгутиков), наличность спор и пр. Нек-рые из микробов обладают только им свойственными окрасками и, благодаря этим окраскам, могут быть отличаемы друг от друга (окраска по Граму, кислотоупорная, серебрение и пр.). Введение методов окраски в Б. способствовало изучению как формы, так и строения бактерий. Для изучения жизненных особенностей бактерий применяется метод искусственных культур или разводок на жидких и твердых питательных средах, состав и реакция к-рых обычно приноравливаются к потребностям микробов. Для нитрифицирующих микробов наиболее подходящей средой является раствор аммиачных солей без примеси органических соединений (пептона), которые оказывают вредное действие. Для туб. палочки применяются среды с глицерином (4-8%). Для гонококка, менингококка обычно применяются среды, содержащие белки человеческого тела. Светящиеся бактерии растут лучше всего на соленых средах. Серные микробы требуют сероводорода. Большинство дрожжей и плесневых грибков предпочитает сахаристые среды кислой реакции, тогда как для культивирования бактерий требуется щелочная реакция. Разводки микробов дают возможность наблюдать их рост и развитие, изучить отношение к различным физ. и хим. агентам и действие на организм высшего существа. Благодаря разводкам, удается накопить громадное количество микробных тел и подвергнуть их хим. анализу для выяснения составных частей. Разводки бактерий дают возможность выяснить сущность тех изменений в окружающей среде, к-рые производят микробы. Для изучения растворимых веществ, выделяемых микробами, прибегают к методу фильтрации жидких культур через фарфоровые фильтры (свечи Шамберлана и Бер-кефельда). Бактерии остаются на фильтре, а ферменты или энзимы и ядовитые вещества (токсины) проходят сквозь фильтр и в дальнейшем изучаются в отношении их ферментативного и отравляющего действия. В наст. время при изучении жизнедеятельности микробов, их состава и продуктов выделения широко применяются методы биол. химии. Те же методы применяются при изучении продуктов брожения, при очистке токсинов и леч. сывороток от примесей посторонних веществ. Применение микрометодики имеет место также в Б. Для изучения хода ферментативных процессов был предложен Аррениусом (Arrhenius) математический ме- тод. Экспериментальный метод применяется при заражении животных различными способами: подкожным, внутривенным, внутри брюшинным, регови пр., для выяснения картины заболевания и патогенеза б-ней. Экспериментальный метод широко применяется также в области иммунологии и хемотерапии. В наст, время экспериментальным методом пользуются для разрешения различных эпидемиологических вопросов (экспериментальная эпидемиология). Преподавание Б. как отдельной дисциплины в России начато было впервые в Одессе И. И. Мечниковым и Я. Ю. Бардахом. Последний читал в качестве приват-доцента самостоятельный курс на естественном отделении физ.-математического факультета Новороссийск. ун-та (Одесса) в 90-х гг. XIX в. В Петербургском ун-те отдельный курс Б. читался Г. А. Надсоном и Б. Л. Исаченко, в Киеве-В. В. Подвысоцким и А. Д. Павловским. В Военно-мед. академии, в Моск. университете Б. преподавалась при различных других дисциплинах (заразные б-ни, общая патология, пат. анатомия и пр.). Первая самостоятельная кафедра Б. была учреждена в Петербургском женском мед.ин-те в 1898 г. В наст, время Б. как самостоятельная наука преподается в большинстве мед., сел.-хоз. и ветеринарных вузов. Преподавание соединено с лабораторной проработкой предмета, во время к-рой усваивается бакт. методика и приобретаются навыки в выделении чистых разводок и изучении наиболее важных в данной отрасли науки микробов. Практическое значение Б. проявляется во всех областях, куда проникает исследователь-микробиолог.-В агрономии выяснение процесса нитрификации и усвоения азота при помощи бактерий (клубеньковые, Azotobacter, Clostridium Pasteurianum) дало возможность следить за микробными процессами в почве, становящейся, благодаря работе микробов, более плодородной. Прямой метод, разрабатываемый С. Н. Виноград-ским, дает возможность учесть количество и виды полезных микробов в почве. Значение «зеленого удобрения» (посев клевера, люцерны и других бобовых) выяснено благодаря работам микробиологов, открывших в клубеньках мотыльковых растений азот-фикси-рующих микробов (Вас. radicicola). Американцы пробовали применить в качестве удобрения засев полей почвенными микробами, образующими в почве полезные для растений вещества.-В технике микробы применяются в самых широких размерах. Алкогольное производство, получение вина и пива ведется теперь по усовершенствованному способу при помощи чистых разводок. Созревание сыров тоже идет при содействии микробов, сбраживающих молочный сахар и пептонизирующих казеин. Получение уксуса фабричным способом происходит благодаря окислительному действию микробов. Мочка конопли и льна,получение индиго сопровождаются бактериальными процессами. Приготовление кумыса и кефира, имеющих столь важное ди-этическое значение, улучшилось благодаря работам бактериологов. В наст, время ни одно бродильное производство не обходится tiAl;ii:i"iio."iotii!i I r> ■4Ш-- ? >■> шт *- f *■ f rnr I 1 " I 1 x:

Институт Пастера в Париже: 1 - фасад главного здания; 2 - госпиталь; 3 - лаборатория. Б. М. Э.




Институт Коха в Берлине: 1 - фасад главного здания; 2 и 3 - лаборатория.

Занятие № 19

СТАФИЛОКОККИ. СТРЕПТОКОККИ. НЕЙССЕРИИ

Микробиологическая диагностика заболеваний, вызываемых стафилококками, стрептококками, нейссериями

    Приготовление мазка из гноя (см. Занятие №1), окраска по Граму (см. Занятие№2) , микроскопия и зарисовка препарата.

    Микроскопия и зарисовка мазка из уретрального гноя больного гонореей и мазка из спинномозговой жидкости больного менингококковым менингитом.

Занятие № 20

КИШЕЧНАЯ ПАЛОЧКА. ШИГЕЛЛЫ. САЛЬМОНЕЛЛЫ

Микробиологическая диагностика колиэнтеритов, бактериальной дизентерии, сальмонеллезов

Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:

      Посев испражнений больного на чашку со средой Эндо или Плоскирева (см. Занятие №5).

      Отбор бесцветных или цветных колоний, приготовление из них мазков (см. Занятие №1), окраска по Граму (см. Занятие№2), микроскопирование и зарисовка препаратов.

      Постановка пластинчатой ориентировочной РА (см. Занятие №13) с поливалентными эшерихиозными, шигеллезными и сальмонеллезными сыворотками.

      Пересев агглютинабельных колоний на среду Клиглера (Олькеницкого) (см. Занятие №5).

Занятие № 21

УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫЕ ЭНТЕРОБАКТЕРИИ. ПСЕВДОМОНАДЫ. КАМПИЛОБАКТЕРЫ. ГЕЛИКОБАКТЕР

Микробиологическая диагностика клебсиеллезов, иерсениозов, протейных заболеваний, синегнойной инфекции, кампило- и геликобактериоза

Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:

1. Засев патологического материала по Щукевичу для выделения протея.

Метод Щукевича используют для идентификации протея по наличию феномена роения (повышенной подвижности).

      Материал, содержащий бактерии, засевают в пробирки со скошенным МПА. предварительно стерилизуя петлю, вносят культуру в конденсат у основания скошенного МПА, стараясь не касаться краев пробирки и поверхности агара.

      Протей обладает феноменом «роения», при этом колонии как бы расползаются, быстро покрывая всю поверхность скошенного агара даже там, где посев не проводили.

      Добавление к МПА фенола ингибирует «роение», и рост бактерий происходит локально только в месте посева – у основания скошенного агара.

Занятие № 22

Вибрионы. Бруцеллы. Франциселлы. Yersinia pestis. Бациллы Микробиологическая диагностика холеры, бруцеллеза, туляремии, чумы, сибирской язвы Практические навыки, осваиваемые студентами на занятии:

        Посев испражнений на щелочную пептонную воду.

        Микроскопия мазков с туляремийными бактериями и бруцеллами.

        Микроскопия мазка из антракоидов, окрашенных по Граму.

Посев испражнений на щелочную пептонную воду для идентификации холерного вибриона.

      Испражнения засевают в пробирки с 1% щелочной пептонной водой (селективная среда), предварительно стерилизуя петлю в пламени спиртовки до забора материала и после засева.

      При этом края пробирок с испражнениями фламбируют в пламени спиртовки до и после взятия материала, а края пробирок с питательной средой – до и после засева.

      Пробирки с посевами ставят в термостат на 6 - 8 часов при 37 0 С.

      Холерный вибрион при выращивании в 1% щелочной пептонной воде через 6-8 часов образует нежную плёнку на поверхности среды.