Кафедральные школы в средневековье существовали. Церковные школы

образование средневековый воспитание университет

В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.

Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого - арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.

Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.

Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл "квадриум" (четвертый путь). Этот цикл вместе с "тривиумом" (третьим путем) - грамматикой, риторикой, диалектикой - составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.

Семь свободных искусств вместе взятые с богословием, как "венцом" всего обучения, составили содержание средневекового образования. Пик развития монастырских школ пришелся на период правления франкского короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось повсюду расширять сеть школ, открывая их при каждой церкви (в основном на территории Франции и Германии).

Одним из главных деятелей школьной реформы Карла Великого был преподаватель англосаксонской монастырской школы Альбин Алкуин (ок. 735-804). В написанных им обращениях к народу "Письмо об изучении наук", "Всеобщее увещевание" обосновывалась необходимость систематического всеобщего образования, подготовки квалифицированных учителей для этой цели. Впервые после трехсотлетнего забвения античного наследия образование получило статус организации, способной сохранить все его достижения. Период правления Карла Великого вошел в историю под названием "Каролингское возрождение", поскольку задолго до эпохи Возрождения возникла тяга к изучению классической древности и сохранению ее культуры. В рукописях того времени до нас дошли многие сочинения "золотого" и "серебряного" века римской литературы. В монастырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала, Цицерона, Саллюстия и др. В переписанных от руки монахами произведениях в уголке рукописи стояла специальная пометка "для школы". Это был период культурного подъема, расцвета литературы, искусства, архитектуры. Ко двору были привлечены образованнейшие люди, объединившиеся в так называемую Академию, руководимую Алкуином.

Со временем последние правители империи Каролингов перестали уделять должное внимание школьному делу и оно постепенно пришло в упадок. Живший античными традициями мир раннесредневековой школы полностью изменил направление своего развития в XI-XIII вв. Период развитого средневековья, приходящийся на эти века, отмечен политической централизацией в странах Западной Европы, концентрирующей власть в руках монархии. Это вызывало яростное сопротивление Церкви, не желавшей сдавать своих позиций. В условиях глубоких изменений в политической и духовной жизни общества добивается господствующего положения новый вид религиозной философии - схоластика (от лат. школьный, ученый). Она вырабатывает иной тип культуры, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Важнейшая роль в этой ориентации принадлежала философу и теологу Фоме Аквинскому (1225/26-1274). В своем основном трактате "Сумма теологии" он по-новому интерпретирует церковную традицию, пытаясь подчинить светское знание вере, опираясь при этом на Аристотелеву этику, логику, психологию. Вся его деятельность была направлена на отработку вероучения в форме научного знания.

В течение столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником изучения богословия в школах повышенного типа - коллегиях и университетах. Развитие схоластики и подогнанных под нее учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с грамматикой и риторикой. Ее вытеснили формальная логика и новая латынь. В этой связи требовала пересмотра и организация преподавания. Почти в каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования - высшей.

Курс обучения в школах был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, два следующих - изучению богословия, церковной истории и права, два последних - углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия, т. е. получить один из высших духовных санов.

Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: "Что такое луна? - Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? - Годичная житница" и т.д.

Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.

Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.

После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.

Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая - правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.

Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.

Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание "доктор абака" (т. е. "доктор умножения и деления"). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.

В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что "природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души".

Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.

К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии - доблесть, духовенства - благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.

В Средневековье детство заканчивалось уже в семь лет. В этом возрасте дети начинали принимать участие в ремесленном производстве и становились подмастерьями, работникам и служанками. Семилетние сироты должны были с этого возраста обеспечивать себя самостоятельно. Только девочки, если их родители были не слишком бедными, могли остаться дома и готовиться к роли будущей жены и хозяйки.

Азам чтения, письма и счета, если до этого вообще доходило дело, детей обучали родители. Только отпрысков патрициев и аристократов- чаще всего сыновей, но иногда и дочерей - учили частные преподаватели или учителя в школе.

В деревнях школы были общественными, с элементарной учебной программой, в основе которой лежала Библия. В городах в 15 веке существовало три разновидности школ. Прежде всего, духовные школы при соборах и монастырях, где обучали будущее духовенство. Кроме того, в монастырских школах давали и светское образование. Основными предметами были грамматика, риторика, музыка, геометрия, арифметика, астрономия и религия.

Альтернативой этим школам были так называемые латинские школы, куда принимали только мальчиков. Здесь все предметы преподавали только на латыни. Даже личные беседы ученики, под угрозой штрафа, должны были вести только на латинском языке. Такие школы находились в ведомстве городского совета, который брал на себя заботы о школе и об учителях. Учителями были духовные лица или обычнык люди, чьи знания не проверяли.
Третьей опцией были письменные и счетные школы. В таких учреждениях учились обычно дети купцов, там также предполаглось трех- или четырехлетнее обучение для девочек.

"Чертов колодец" на церкви Св. Лаврентия, Нюрнберг. Черт уносит школьника, внизу изображены книга и таблица для письма.

В школу дети начинали ходить с шестилетнего возраста. Родители пытались подсластить первое время за партой при помощи бубликов, изюма, фиг, миндаля, которые давали с собой.

Занятия длились, в зависимости от длины светового дня, до 12 часов. Летом уроки начинались в пять часов утра и заканчивались в пять вечера.

Кроме учителей, в школах работали многочисленные помощники. Дети были разделены на группы, перевод из одной группы в другую проходил четыре раза в год. Школьники, как и учителя, обязаны были не только присутствовать в школе, но и на церковных службах.

Телесные наказания были частью обучения. Детей не только щедро секли розгами, но и заставляли часами стоять на коленях на горохе, у позорного столба, носить тяжелые бревна, пить грязную воду или есть из собачьей миски.

Мартин Лютер так вспоминает свои школьные годы:

Школьный управитель достает из ведра с водой розги, бьет и хлещет бедного шалопая по заду; тот орет так, что его слышно через три дома, пока не появляются волдыри и не течет кровь. Многие управители такие злобные дьяволы, что обвивают розги проволокой, переворачивают розгу и бьют толстым концом. Еще наматывают волосы вокруг трости, и так бьют и таскают детей, что даже камни молят о пощаде".

Speculum humane vite. Аугсбург, 1488

Иногда школьников даже калечили побоями. Но, как писал Абеляр в 12 веке: "Кто жалеет розог, ненавидит своего сына".
Розги следовало всегда держать на виду: обычно они висели на стене.

В этом возрасте дети склонны более ко злу, чем к добру, поэтому следует держать их в узде. Используй возможность наказывать маленьких детей, но не усердствуй слишком. Частые, но не сильные наказания полезны маленьким детям. Удваивай наказание, если они отрицают свою вину, оправдываются или избегают наказания. И так следует поступать не только до трех, четырех или пяти лет, но, если необходимо, до двадцати пяти",

Писал монах Джованни Доминичи в 15 веке.
Впрочем, были и гуманисты. Другой итальянец, поэт 15 века Гуарино да Верона утверждал:

"Учитель не должен бить ученика, что заставить его учиться. Это только отталкивает свободную молодежь и вызывает отвращение к учебе. Ученики, таким образом, оскорблены душевно и интеллектуально, учителя обмануты, и наказание вовсе не достигает своей цели. Лучший помощник учителя - дружелюбие. К наказанию следует прибегать только в крайних случаях"

К сожалению, его слова до середины 20 века не имели успеха.

В отличие от мальчиков, девочки, если они не происходили из знатных семейств, не получали интеллектуального образования. Купец Паоло да Чертальдо в 14 веке хорошо сформулировал мнение своих современников

Позаботься о том, чтобы мальчик в шесть или в семь лет научился читать. Если речь идет о девочке, отправь ее на кухню, а не усаживай за книги. Девочкам не нужно уметь читать, если ты не хочешь, чтобы она стала монахиней".

Мария Магдалина с книгой, 1435

Родители единогласно стремились привить девочкам самую главную добродетель: послушание мужчинам - отцам и будущим мужьям. Грамота и счет лишь вредили девочкам, а умение ткать и шить поощрялось также у девушек из богатых семейств. Главной заботой родителей было хранить целомудрие дочерей.

Впрочем, к 15 веку ситуация изменилась. От девочек тоже ожидали, что к определенному возрасту они будут уметь читать и писать. Знаменитый нюрнбергский юрист и дипломат Кристоф Шойрль взял на воспитание семилетнюю девочку Анну. Когда она к тринадцати годам все еще не умела "молиться, читать и ткать", Шойрль отдал ее в другую семью, потому что больше ничем не мог помочь ей.

Особенно женщины из купеческих семей должны были уметь читать и писать, поскольку они часто вели деловую перепиcку и контролировали денежный оборот. Для повседневных дел знание грамоты тоже было необходимо: чтобы записывать покупки и расходы.

Владение арифметикой в 16 веке помогло Сабине Вельзерин при ее громком бракоразводном процессе с нюрнбергским купцом Линхардом Хирсфогелем: она самостоятельно вычислила и предоставила суду сумму, которую должен был выплатить ей бывший супруг.

Женщины нередко владели личными библиотеками: сначала рукописными, затем печатными.

В позднем Средневековье девочки в Нюрнберге ходили в счетные школы, хотя число школьниц было меньше, чем школьников. Аристократ Бехайм заранее оплатил обучение в школе при госпитале Святого Духа для своих дочерей Сабины и Магдалены: старшей тогда было пять лет, младшей - четыре года. Сначала детей учили писать на табличках, и лишь когда они умели уверенно пользоваться чернилами, им позволялось писать на бумаге. Бехаймы оплатили обучение для своих дочерей до десяти лет: обычно в этом возрасте девочки прекращали учиться.

Женщинам разрешалось преподавать в школах, но только младшим детям или исключительно девочкам. Вход в университет или в латинскую школу был для девушек закрыт.

Рыцарь вручает книгу своим дочерям. Гравюра Альбрехта Дюрера, 1493

В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.

К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь.

Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V – XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.



В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.

Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.

Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.

Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой – составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.

Семь свободных искусств вместе взятые с богословием, как «венцом» всего обучения, составили содержание средневекового образования.

Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.

Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.

Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.

После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.

Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.

Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.

Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание «доктор абака» (т. е. «доктор умножения и деления»). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.

В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души».

Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.

К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.

Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других.

В XII – XIII веках в Западной Европе появляется необходимость подкрепить религию философией, не верить слепо, «но понять то, во что верят». Эту задачу выполняет схоластика, которая пытается примирить веру и разум, религию и науку.

Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.

По-иному было организовано воспитание светских феодалов – «господ земли и крестьян». Главным для средневекового рыцаря была выработка военно-физических умений, крепостнической морали и благочестия.

Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.

До семи лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена.

С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы.

В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.

Младшие сыновья феодала оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана замка религии, реже – чтению и письму. Некоторые из них отправлялись в монастыри либо ко двору епископа.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.

На протяжении средних веков рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Распалась и традиция рыцарского воспитания, но не исчезла бесследно. Так, «кодекс чести», идеи эстетического и физического развития юных рыцарей питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения.

В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения.

Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами.

Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем.

Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников.

Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках.

Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов.

Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри.

Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ.

Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя.

Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны.

В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием.

До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования.

Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв.

Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.

С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку.

Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах).

Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли.

Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам.

Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы.

Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения.

Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были весьма мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не весьма дорогим. Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров).

К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние.

Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический.

Содержание обучения артистического факультета определялось программой семи свободных искусств и длилось в течение 5 – 7 лет. Он являлся подготовительным общеобразовательным университетом. После его окончания студенты получали ученую степень «магистр искусств» и могли продолжать обучение на одном из факультетов. По окончании еще 5 – 7 лет обучения и успешной защиты, слушатели получали ученую степень «доктора наук».Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками.Однако первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов». Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь и дали мощный толчок развитию мировой культуры, науки и просвещению (Р. Бэкон, А. Данте, Я. Гус, Н. Коперник, Ф. Бэкон, Ф. Петрарка и др.).

Период средневековья в Европе прошел под покровительством Церкви. Все сферы деятельности и личная жизнь от простого крестьянина до короля контролировалась духовным наставником. В какой-то мере единственным действительным правителем во всех странах каталитического мира был Папа Римский. Образование не обошла эта доля стороной. В монастырских школах средневековья воспитывались и обучались грамоте. Влияние церкви на науки было настолько велико, что под нее контролем создавались новые дисциплины, а уже известные поддавались анафеме и искоренялись. Неугодных ученых сжигали на кострах за колдовство, а их труды уничтожались.
Действительно, грамотных людей можно было встретить крайне редко и большая их часть являлась служителями Церкви. Рукописные издания Священного Писания, ведение записей по истории, составление различных хозяйственных записей производилось руками писарей из духовенства. Соответственно Церковь должна была обучать таких людей грамоте, а иногда и более сложным наукам: философии, математики, химии и другим. Такие люди нужны были еще и для выявления ереси среди работ ученых, которые пытались развивать свои идеи. Естественно, что первые учебные заведения стали появляться при монастырях.
Впервые такая практика появилась при восточных монастырях и храмах, где желающие могли обучиться не только грамоте, но и наукам. Школы известны и при православных монастырях и храмах еще со времен Византии. Конечно, обучение не было бесплатным, поэтому такое удовольствие могли позволить себе только дети высшего сословия.
Эпоха варварства и безграмотности в Европе длилась очень долго. Хотя уже в XVIII веке большинство дворян и зажиточных буржуа посылали своих отпрысков в монастыри на воспитание. Безусловно, девочки и мальчики не учились вместе, а в основу образования было положено изучение молитв и религиозных текстов. Помимо грамоты, преподавали также основы арифметики, истории, философии, этикет и танцы, фехтование и верховая езда. Наиболее состоятельные могли позволить себе личного учителя - гувернера, или приглашенного студента, который приходил на индивидуальные занятия.
Система образования была направлена на формирование культуры и приверженности общественным ценностям, богобоязненности и любви к своему королю. Сам механизм усвоения знаний заключался в повторении произнесенного учителем и подробной записи лекций, многие из которых приходилось учить наизусть. В крупных университетах студенты зубрили целые тома из работ церковных деятелей.
Меры контроля дисциплины и успеваемости самые действенные, которые может придумать учитель - телесные наказания, чаще всего с помощью розог. Эти вымоченные в воде прутики были наиболее удобными и практическими способами наказания для учителя. Помимо этого, использовались трудотерапия и чтение.
Условия обучения были достаточно суровыми. Для занятия разных классов зачастую выделялось одно большое помещение. В одном классе объединялись дети разных возрастов. Усвоение информации происходило практически механическое, редко у учеников спрашивали их мнение и развивали свободу мысли. Однако учитывая безграмотность, насчитывающую поколения, таким способом детям давался минимум, необходимый для благополучной жизни в обществе.
Просвещенная Европа обзавелась первыми высшими учебными заведениями в XII веке. Сосредоточением знаний стала Болонь. Университеты создавались при крупных монастырях, где ученые-монахи передавали свои знания молодым умам.
Церковь отрицала любые научные труды, которые опровергали или шли вразрез со Священным Писанием. Порицала научную деятельность вне своего контроля. Любое отхождение от общеизвестных истин вело к гонениям, отлучению и костру. Множество невероятных для того времени открытий погибло в беспощадном огне инквизиции. Математика и Химия признавались еретическими науками, их изучение было ограниченным, многие законы истолковывались неправильно. В таких условия зарождалось действительное образование, которое наблюдается в современных школах, лишенных религиозной оболочки, но и многих положительных черт средневекового воспитания.

ДИДАКТИКА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Историко-педагогическая характеристика эпохи раннего Средневековья

Существование педагогической традиции в Средневековье, как, впрочем, и в другие исторические периоды, формирование педагогических идей, осуществление образовательного процесса связаны со структурно-функциональным устройством общества, типом социального наследования субъектов образовательного процесса. Педагогика Средневековья имеет характерные особенности, поскольку, во-первых, педагогические традиции данной эпохи незамкнуты во времени, имеют собственное историческое прошлое, устоявшееся в своих влияниях на современную западноевропейскую педагогику. Во-вторых, человек Средневековья самоопределялся не с этнической принадлежностью, а с локальной (деревня, город, семья), а также по конфессиональному признаку, т.е. принадлежностью к служителям церкви или мирянам. Как в образовательном материале, так и в организации специальных учебных заведений происходит синтез реальной действительности с новыми потребностями социума. Идеалом средневекового воспитания является отказ от всесторонне развитой личности эпохи Античности, формирование человека-христианина. Новый идеал воспитания определял основную европейскую педагогическую традицию раннего Средневековья (V-X вв.) - христианскую традицию, которая определяла и образовательную систему эпохи.

Типы учебных заведений раннего Средневековья

Начало христианских школ было положено монастырями и связано со школой катехуменов, где обучение и воспитание сводились к изучению христианских догматов, подведению к вере, подготовке к праведным поискам «христианского рождения» перед крещением в праздник Пасхи.

Основными типами церковных школ явились: приходская, монастырская, соборная, или епископальная (кафедральная). Как таковой строгой градации по уровню образования школ не было, но все же некоторые отличия между ними имелись.

Приходская школа - это элементарная (малая) школа, которая располагалась при церкви и давала начальные знания 3-10 ученикам в области религии, церковного песнопения, чтения на латинском языке и где иногда велось обучение счету и письму. Единственными и основными учителями были: дьякон или дьячок, схоласт или дидаскал, магнискола, которые должны были обучать всем наукам. Если число учеников увеличивалось, то специально за дисциплиной наблюдал циркатор.

Монастырские школы развивались в тесной связи с епископальными школами, которые готовили преемников для епархиального клира. Ученики собирались в кружки около епископа, получая глубокие религиозные знания. Так, правила обучения св. Бенедикта Нурсийского (480-533) заключали в себе требования читать по три часа в день, а во время поста прочитывать целую книгу. Бенедиктинская школа раннего Средневековья - это часть целого комплекса учреждений с миссионерскими задачами, где также решались проблемы обучения светским наукам. Школа разделялась на schola claustri, или interior, - для монастырской молодежи и schola canonica, или exterior, - для светского юношества. Смысл старинного девиза монахов бенедиктинского ордена заключался в том, что крепость ордена, спасение его и слава состоят в его школах. Люди, руководившие образованием в этот период, принадлежали к этому ордену. Просветительская деятельность Альбина Алкуина (735 - 804) вышла далеко за рамки данной эпохи, поскольку его монастырская школа в Туре была «рассадником учительства» вплоть до XII в. Аббатство в Монте Кассино, где находился центр бенедиктинского ордена, знаменито еще и тем, что здесь впоследствии занимался выдающийся богослов Фома Аквинский (1225-1274). К XVI в. в странах Западной Европы насчитывалось около 37000 монастырей, принадлежащих бенедиктинскому ордену и происходящим от него орденам (каждый пятый из них имел монастырскую школу). В этих школах учителями были, как правило, монахи или священники, которые в установленные часы проводили учебные занятия с детьми. Основными предметами являлись те же, что и в приходских школах, но впоследствии этот круг значительно расширился, включив риторику, религиозную философию, грамматику и в некоторых школах - дисциплины квадривиума. В монастырских школах большое внимание уделяли переписыванию книг, за счет чего в монастыре появлялась библиотека. Мудрецы того времени говорили, что монастырь без библиотеки, что крепость без охраны.

Из епископальных школ в Средние века развиваются соборная и кафедральная школы, в которых также существовали внутренние общежительные школы для молодого поколения - клира - и открытые (для мирян), причем первые имели характер воспитательный, а вторые - образовательный. Школы этого типа считались повышенными, поскольку располагались в крупных церковных центрах, где преподавался полный объем средневековых наук - «семь свободных наук» (лат. septem artes liberales). С целью усиления церковной власти и духовного образования в 1215 г. Собор постановил: при всех кафедральных соборах учредить должность учителя грамматики и теологии. Епископатам предписывалось обратить особое внимание на образование юношества, а епископам - осуществлять контроль над всеми епархиальными приходскими школами.

Распоряжение Собора гласило: «Так как школы служат для подготовки всех тех, на которых впоследствии будет лежать руководство светскими и духовными делами в государстве и церкви, то мы повелеваем, чтобы во всех городах и деревнях нашей епархии приходские школы снова восстановлены были там, где они пришли в упадок, а где они еще сохранились, развивались более и более. С этой целью приходские священники, магистры и уважаемые члены общества должны заботиться о том, чтобы учителям, которыми в деревнях обыкновенно назначаются кистеры, доставлялось необходимое содержание. А школу следует устраивать в подходящем доме вблизи приходской церкви, чтобы, с одной стороны, пастору и знатным прихожанам легче было наблюдать за учителем, а с другой стороны, удобнее было приучать учеников к религиозным упражнениям... поселившимся в приход под опасением штрафа в 12 марок обязаны были посылать своих детей в школу, дабы тлеющее еще во многих сердцах язычество совершенно угасло», а пастору ежемесячно должен был представляться доклад о том, «как успевают ученики в христианских нравах, письме и чтении и день ото дня возрастают в страхе Божьем, чтобы с течением времени они избегали зла и все более утверждались в добре». В духовных школах в Средние века миряне были представлены в качестве как учеников, так и учителей, поэтому данный период не различает школы по направленности их образовательной деятельности. Учителя-миряне в основном знакомили учеников с семью свободными искусствами, римским правом, медициной.

Христианские учебные заведения характеризуются следующими признаками:

1) имея религиозно-нравственную конечную цель, были не только образовательным типом учреждения, но и воспитательным;

2) христианское обучение соединилось с обучением письму, чтению, песнопению;

3) вследствие своей связи с монастырями школы не были сословными, частными, национальными и носили публичный (массовый) характер.

В 313 г., когда христианство приобрело статус официальной религии, христианские общины оказались перед необходимостью создания церковных школ с целью распространения вероучения. В Европе раннехристианского периода почти не осталось светских школ, сохранившихся от поздней Античности. Церковь стала единственным центром, способствовавшим распространению знаний, а священное учительство - обязанностью служителей церкви.

Естественно, содержание христианского образования отличалось от светского и профессионального, знания имели ярко выраженную религиозную направленность. Став господствующей, церковь должна была ответить на многие вопросы в области образования, в том числе принять или не принять педагогическое наследие Античности.

В период раннего Средневековья в педагогике происходит переосмысление античного наследия в образовании и привносятся собственные ценности - ориентир на духовное воспитание, воспитание верой. До VI в. христиане получали грамматико-риторическое образование, средневековая педагогическая традиция унаследовала от предыдущей эпохи язык античного Рима, а с момента перевода Библии на латынь, когда церковные службы стали вестись на латыни, этот язык становится общеевропейским и обязательным для обучения. Конечно, отбросить научные достижения предшествующей эпохи человечество не могло, поэтому основной спор возник о средствах и путях постижения светских знаний христианином.

В эпоху Средневековья познание человеческого опыта осуществлялось посредством придания ему божественного проявления, основывалось на представлении мыслителей этой эпохи о том, что вся существующая реальность в мире распределена по степени приближенности к Богу. Но существовали и другие признаки разграничения овладения знаниями: по степени божественности знаний; по качеству познавательного процесса (необходимость включения не только мыслительных операций, но и физической нагрузки, в том числе в виде постов, послушания и т.д.); по уровню подготовленности ученика и учителя к обучению; по корпоративному - социальному признаку; по половозрастному и т.д.

Характерной особенностью содержания образования в раннем Средневековье являлся его эмоционально-символический характер. С помощью изучаемого материала педагог должен был создать положительно эмоциональный настрой процесса познания, чтобы божественная сфера души ученика была созвучна божественным смыслам познаваемого. Показательным в данном случае является изучение греческой буквы Y (ипсилон), поскольку эта буква являла собой символ всей человеческой жизни. От рождения до осознанного выбора дальнейшего пути человек движется снизу по прямой, а затем идет по выбранному пути, где левая прямая - широкая и удобная дорога греха, а правая - наоборот, тернистый путь, дорога праведника. Иными словами, процесс познания осуществлялся во всем комплексе религиозных смысловых значений, символов и аллегорий, направленных к божественным пределам. Раннесредневековый наставник говорил своему ученику: «Там, где это возможно, соединяй веру с разумом». Отсюда цель образования в эпоху раннего Средневековья - дисциплина свободной воли и рассудка и приведение человека с ее помощью к вере, к постижению и почитанию Бога и служению ему.

Таким образом, содержание образования имело двойную направленность: обеспечение определенной информацией и развитие душевных интенций ученика. При изучении светских наук отбирали то полезное, что было сотворено Богом для жизни людей или благочестивым образом было придумано самими людьми и что не вредит главному - воспитанию в духе добродетели и страха Божия. В эпоху Средневековья возникает проблема выбора книжного или внекнижного обучения, соотношения роли и значимости слова (чтение, грамматика, письмо и т.д.) с операциональными знаниями (ремесло, наука, искусства и т.д.), а также путей постижения непостижимого до конца Бога. Благодаря словесно-книжному обучению, образовательной программе богослова Аврелия Августина (Блаженного) (354 - 430), включающей изучение языков, риторику, диалектику, математику, шло активное развитие церковной культуры, осознание необходимости усвоения церковной догматики каждым христианином, т.е. западноевропейская педагогическая традиция определила круг наук, без которых человек не сможет развить и укрепить Веру. Сначала человек должен был освоить основные навыки обучения (чтение, письмо и счет), а затем перейти к постижению «семи свободных искусств», тривиума словесных и квадривиума математических наук, а также теологии, богословия и философии.

Обучение, как уже отмечалось, в странах Западной Европы велось на латинском языке, каких-либо временных рамок обучения не существовало. Единственным критерием перехода ученика на другую ступень образования являлась степень усвоения им изучаемого материала.

Процесс образования начинался с заучивания наизусть Псалтиря, поскольку считалось, что знание и повторение псалмов отводят человека от «ненужных» суетных мыслей, что являлось необходимым условием для внутреннего настроя детей к постижению вероучения, осознания Библии.

Собственно изучение «семи свободных искусств» начиналось с овладения латинской грамматикой, которая считалась проводницей ученика в мир наук. Цель изучения данного искусства - правильно читать и понимать Священное Писание, правильно выражать собственные мысли.

Риторика и диалектика, с одной стороны, учили ребенка составлять и произносить проповеди, а с другой стороны, формировали умение логически мыслить, доказательно и аргументированно дискутировать, что также позволяло избегать заблуждений в вероучении.

Овладению высшей ступенью образования придавали особое значение в связи с тем, что данный блок дисциплин утверждал динамичное восприятие человеком «Божественного космоса», основанного на мире чисел. При обучении арифметике осваивались четыре математические операции, а толкование чисел было неразрывно связано с символами веры. Так, единица соотносилась с символом единого Бога, двойка - с символом дуалистичности Иисуса Христа (Божественного и человеческого), число три - это Святая Троица и т.д. Геометрия дополняла своим содержани 7 ем курс арифметики, поскольку рассматривалась как наука об устройстве окружающего мира с помощью чисел. В музыке также изыскивали философскую основу, считая, что она приводит к гармонии небесные и земные сферы. Астрономия рассматривалась как наука, тоже стоящая на службе церкви, поскольку занималась вычислением и исчислением церковных праздников, постов.

В кафедральных школах венцом обучения считалось постижение философии, которая завершала курс «семи свободных искусств» и вела к постижению теологии, овладению мудростью символических аналогий, постижению картины мира.

Рассматривая педагогический процесс в эпоху раннего Средневековья, необходимо выделить его основные тенденции и характерные особенности:

1. Основной способ обучения - ученичество. Педагогическая традиция наставничества в религиозном образовании проявлялась в форме ученичества монаха, священнослужителя у Бога; при светском образовании (рыцарском, ремесленном) ребенок являлся учеником у мастера. Основной формой работы с учеником была индивидуальная работа по передаче знаний, наставлений.

2. Высокая роль словесно-книжного обучения. Структура содержания образования, ее направленность связаны с постижением человеком двух миров: небесного и земного. Это взаимовлияние выражается в том, что, постигая реальный мир, овладевая науками о земном, человек движется к Высшей мудрости, где есть гармония музыки, арифметика небесного и грамматика Библии. Но весь мир создан Божественным Словом, которое воплощено в священной книге - Библии. Обучение помогает освоить Истину Слова. Логико-грамматическое образование являлось одной из задач образования, отсюда и вербальный (катехетический - вопросоот-ветный) метод обучения как основной, т.е. словесное обучение, или обучение Слову.

3. Развитие памяти ученика, поскольку недопустимы были какого-либо рода искажения Священного текста, цитируемых трактатов Отцов Церкви, канонов, теологических сочинений. Универсальным методом обучения явилось заучивание образцов и их воспроизведение. Уже в раннехристианской педагогике предлагалось использовать механизмы ассоциативной памяти, соотнося содержание текста с его расположением, рисунком, местом заучивания и т.д. Память служила ученику библиотекой.

4. Основной принцип обучения - авторитаризм. В большей степени строгость, наказания применялись с целью воспитания человека-христианина в «страхе Божьем», что обеспечит, во-первых, развитие Разума и Веры, а во-вторых, восхождение к постижению Истины и Мудрости. Страх Божий и любовь рассматриваются Отцами Церкви во взаимосвязи, так как дисциплинированная воля через Страх уничтожает гордыню, мешающую почитанию Господа: «Учите не яростию, не жестокостию, не гневом, но радостно-видным страхом и любовным обычаем, сладким поучением и ласковым рассуждением».

5. Основное средство обучения и воспитания ребенка - семейный мир. Основы развития ребенка закладывались в семье, которая являлась наглядным пособием для трудового воспитания, становления религиозных воззрений, для начальной социализации.

6. Взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения основывалось на понимании того, что главный учитель - Бог. Одновременно этот факт осознавали как ученик, так и учитель, поэтому основным источником образования считалось Божественное начало.

7. Дидактическое наставление в постижении Божественных Тайн. Это касалось любой изучаемой науки. Универсальность знаний состояла в том, что необходимо было постичь противоречие, возникающее между Божественным единством мира и разнообразием окружающей действительности. В этом заключался феномен необходимости приобретения энциклопедического знания.

8. Включение в образовательный процесс наглядности. Обучение чтению велось трудным буквослагательным методом. Учились читать по абецедарию - пособию, напоминающему букварь. Учеников этой ступени образования называли также абецедариями. Звуки речи, отложившиеся в детской памяти, изображались, что помогало ученикам соединять звук и букву. Основными пособиями при обучении грамматике были трактаты мыслителей раннего христианства, Античности, а также учебник Доната Алкуина, из которого учитель зачитывал тексты, а ученики, записывая их на дощечках, запоминали и пересказывали. Известно, что ученики заводили словарики, где имелся перевод с латинского языка, а также использовался наглядный материал в виде изображения человека, на частях тела которого были надписаны глаголы.

  • В течение 1840-х и 1850-х годов перечень учебных дисциплин, предусмотренных Общим уставом императорских российских университетов 1835 г. для юридических факультетов, был расширен
  • Взаимоотношение младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми
  • Виды учебных изданий. Их типологическая характеристика