Человек использует мозг на 100 процентов. Сколько процентов мозга работает у человека на самом деле. Упражнения тоже важны

Наука

Возможно, Вы видели в кино или слышали о том, что мозг человека используется им лишь на 10%. Кстати, данное утверждение приписывается даже Альберту Эйнштейну, который указывал на якобы малую деятельность нашего мозга. Но на самом деле это не соответствует действительности (если бы Эйнштейн знал, что на него наговаривают, то наверняка бы очень удивился).

Вот если эта цифра была бы 100%, то тогда люди обладали бы сверхспособностями. Так уверяют нас непонятно откуда взявшиеся слухи.

Почему же этот миф так долго живет и продолжает распространяться?

Заблуждения людей

Результаты исследований показывают, что 65% опрошенных людей считают этот миф правдой; а 5% думают, что эта цифра увеличивается, веря в эволюцию.

Даже телешоу "Разрушители мифов" несколько лет назад ошибочно исправило миф о 10% задействованного мозга на 35%.

Как и большинство легенд, происхождение этого вымысла не ясно, хотя есть некоторые догадки. Истоки идут от нейробиолога Сэма Вана (Sam Van) из Пристона автора книги "Добро пожаловать в Ваш мозг".

Возможно, это был Уильям Джеймс (William James), который вначале 20 века считался одним из самых влиятельных мыслителей психологии. Он говорил: "У людей есть неиспользовавшийся интеллектуальный потенциал".

Это вполне разумное утверждение позже возродилось в искаженной форме писателем Лоуэллом Томасом (Lowell Thomas) в 1936 году в своем предисловии к книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей".

"Профессор Уильям Джеймс из Гарварда говорил, что средний человек развивает только 10 процентов его скрытой психической способности", пишет Томас. Похоже на то, что он или кто-то еще в свое время упомянул просто понравившееся ему число.

Указание на 10% явно является ложным по нескольким причинам.

На сколько процентов работает мозг человека

Весь мозг активен все время. Мозг является органом. Его живые нейроны и клетки, которые в свою очередь поддерживаются этими нейронами, всегда вызывают активность. Вы когда-нибудь слышали про то, что селезенка используется лишь на 10%? Наверняка нет.

Вот как объясняет работу головного мозга человека профессор неврологии и психологии в Университете Нью-Йорка Джо Лед. Допустим, Вы смотрите видео изображение в сканере магнитно-резонансной томографии.

Некоторые участки мозга, отвечающие за слух или визуализацию, к примеру, сейчас активны больше чем другие участки. Их деятельность будет изображена в виде цветных пятен.

Эти сгустки значимой деятельности, как правило, занимают небольшие части мозга, даже меньше 10%. Поэтому может показаться не знающему человеку, что остальная часть мозга работает на "холостом ходу".

Однако Джо Лед утверждает, что мозг при небольших действиях определенных функций все равно работает на все 100%.

Мы привыкли отождествлять наш мозг с собой, со своей личностью. Головной мозг человека – орган, ответственный за ясность и остроту мыслей, за интеллект и смекалку, за нормальную жизнедеятельность организма.

Орган – пульт управления огромным механизмом под названием “человек”. Необходимо ли за ним как-то следить? Какие упражнения для работы мозга следует выполнять, чтобы держать этот самый мозг в тонусе? И как улучшить работу мозга в принципе? На перечень этих и прочих подобных вопросов мы возьмемся ответить в статье.

Мозг. Что с ним делать, чтобы он работал?

Звучит забавно? Вряд ли. Ведь огромное количество людей считает, что собственное тело – это своего рода полевой цветок, мол, растет и развивается само по себе, по наитию. И это катастрофическая ошибка. За всем организмом необходим внимательный уход, а так как мозг является частью вашего организма – то стоит подумать и о нем.

Хотите обладать быстрой концентрацией и потрясающим вниманием на зависть рассеянным коллегам? Горите желанием иметь хорошую реакцию и сохранять ясность разума в любых сложных ситуациях? Для всего этого необходимо держать мозг в тонусе.

Чтобы оперативно решать поставленные задачи и эффективно регулярно выполняйте специальные упражнения для работы мозга. Делать это стоит ежедневно и результаты удивят вас самих. А что может быть приятнее, чем расширять собственные границы, обретая новые возможности?

Как заставить мозг работать на 100 процентов?

Знакомая всем байка о том, что человек использует лишь десять процентов собственного мозга – это, конечно, глупость. Но это вовсе не означает, что человек использует абсолютно весь объем потенциальных возможностей этого органа. Ниже вы найдете рекомендации, как раскрыть свой умственный потенциал и как заставить мозг работать на 100 процентов.

Упражнения для работы мозга

Что улучшает работу мозга и какие конкретно для этого нужны упражнения? Способов и рекомендаций, на самом деле, масса. Рассмотрим наиболее практичные и полезные советы из существующих.

  1. Рисуйте.

    Да-да, вы не ослышались. Даже если вы не слишком творческая натура, сам по себе процесс рисования стимулирует активную работу правого полушария головного мозга, лишний раз “разминая” его и помогая раскрыться мыслительным процессам. А творческий подход ко многим обыденным целям и задачам очень часто просто необходим.

  2. Пишите.

    Особенно актуально это в наше время – в эру информации и разнообразных гаджетов. Когда вы в последний раз держали в руках ручку, либо карандаш, а не стучали пальцами по клавишам клавиатуры ноутбука? Необходимо вспомнить это полезное занятие. Еще лучше – завести собственный дневник. Процесс письма, особенно если связать его с творческим подходом, активизирует критическое мышление человека, помогая в развитии аналитических способностей.

  3. Занимайтесь физкультурой.

    Она поможет не только улучшить циркуляцию крови, а соответственно, работу мозга, но и выплеснуть лишнее эмоциональное напряжение. К тому же регулярные пойдут на пользу телу и вашей самооценке.

  4. Самогипноз.

    Не относитесь предвзято, эта штука действительно работает! Самовнушение не только позволяет голове “перезагрузиться” и тем самым отдохнуть, но и существенно проясняет мышление. Внушая себе определенные установки, соответствующие вашей жизненной позиции и поставленной цели, вы встаете на самосовершенствования.

  5. Мозговой штурм.

    Известная методика, которая придает мозгу некий импульс, подталкивая его на поиск новых идей и новой информации, а также настраивает на продуктивную работу.

  6. Кроссворды.

    Они сейчас не так популярны, как прежде. Но менее полезны кроссворды не стали. Их решение, как и решение любых других головоломок, способно пробудить вашу память и вновь припомнить “отложенные на дальнюю полочку” знания. Решение кроссвордов – чуть ли ни самый популярный ответ на вопрос, как улучшить работу мозга, уступающий, разве что, чтению книг.

  7. Шахматы.

    Эта игра стала классикой не зря. Регулярная игра в шахматы учит концентрировать внимание, думать, искать выход из сложившихся обстоятельств и развивать терпение. Пригодится в жизни, не так ли?

  8. Интересуйтесь и задавайтесь вопросами.

    Возникший вопрос – это всегда стимул к самостоятельному поиску ответа. А значит, данный процесс не только принесет новые знания, но и заставит мозги “пошевелиться”. Сегодня за знаниями не обязательно идти в библиотеку. Полезной информации вокруг множество, стоит только начать ее искать, и из этого потока уже не высвободиться, поскольку жажда знаний всегда увлекает, если ей поддаться.

  9. Позитивное мышление.

    Следствие принципа позитивных мыслей – выброс необходимых для правильной работы всего организма гормонов. Позитивное мышление расширяет границы для работы мозга, поскольку не заставляет сосредотачиваться на чем-то одном, что гложет сознание.

  10. Что улучшает работу мозга – так это осознанность.

    Умение “быть здесь и сейчас”, находясь “в настоящем моменте” – это как раз то, что позволяет держать ум в ясности и в необходимом тонусе. Не действуйте на автомате, берите те возможности, которые сейчас вас окружают, следите за своими мыслями и поступками. Самоанализ настраивает мозг на работу в выбранном вами направлении.

  11. И напоследок – вносите изменения, выходите из зоны комфорта.

    Даже незначительные коррективы в ежедневный маршрут движения или пребывание в новом месте со своими друзьями способны привнести что-то новое в вашу “карту мира” и заставить собственный мозг активизироваться к новым обстоятельствам. Устраивайте себе , в которые действуете только непривычным для вас образом.


Как улучшить работу мозга? Выводы

Техник и методик – уйма. Но главное – это комплексность и регулярность. Именно ежедневные упражнения помогут обрести натренированный мозг, готовый справляться с любыми задачами. Ведь вода камень точит, и целенаправленная работа над тем, чтобы держать мозг в тонусе, поможет в личностном развитии и движении к любой поставленной цели.

Человечество всегда интересовалось тем, как развить мозг на 100 процентов. Согласно многочисленным теориям, это вывело бы не только жизнь, но и человечество на совершенно иной уровень. Тем не менее, достичь подобной цели еще никому не удавалось и понятие 100% имеет скорее относительный характер.

Например, исследования доказывают, что большинство людей задействуют свой мозг всего на 10%, то есть речь идет только о десятой части общего потенциала. Один из самых великих умов в истории – Альберт Эйнштейн, использовал приблизительно 20%, потому разница между 10 и 20% просто колоссальная. Почти невозможно предугадать, что мог бы делать человек и какие навыки бы он приобрел, работай мозг на максимуме возможного.

С другой стороны, это вовсе не значит, что необходимо оставить все попытки раскрыть потенциал мозга. Важно понимать, что под понятием 100% скорее подразумевается личный потенциал каждой личности, а не всего человечества в целом. Проще говоря, развивая умственные способности, вы будете раскрывать заложенный в вас потенциал, который может проявляться в совершенно разных занятиях, отраслях и сферах.

Секретная пилюля или многолетний труд и усилия?

В большинстве случаев, когда речь идет про развитие мозга, люди рассчитывают на какую-то секретную пилюлю, экспериментальные препараты или высокие технологии. Тем не менее, в ожидании такого «секретного способа» многие забываю о том, что мозг также нужно развивать. Если сравнить это с физическими возможностями человека, то мозг требует такой же нагрузки, как и мышцы. Что может ее обеспечить?

  • Получение новых знаний (любых, которые полезны именно для вас);
  • Вычисление задач разной сложности. Например, подсчет общей суммы товаров в супермаркете без калькулятора и тд;
  • Любая «умственная» работа;
  • Творчество.

Это далеко не полный список, а скорее примеры того, что может дать нужную нагрузку для мозга.

Тем не менее, не все так просто, потому помимо непосредственной нагрузки, важно учесть и другие факторы, а именно:

  • Образ жизни;
  • Вредные привычки (алкоголь и курение);
  • Питание;
  • Регулярная физическая активность.

Все это может влиять не меньше, а может даже больше, чем регулярная мозговая активность. Потому, если вы хотите развить мозг, то важно подойти к этому комплексным путем, а не только делать все с помощью каких-то упражнений.

Рацион для развития мозга

Фраза «ты то, что ты ешь», очень четко отображает саму суть того, как пища влияет на организм и здоровье человека. Хоть ее часто принято относить к состоянию внутренних органов, мышц и общей физической подготовки, на мозг это тоже распространяется. Некачественная пища, недополученные важнейшие вещества, все это может значительно снижать умственные способности, приводить к различным расстройствам и даже болезням.

Потому, не нужно рассчитывать на лекарства, таблетки или прочие «радикальные меры», улучшить работу своего мозга можно уже за счет пересмотра того, что вы едите. Какие продукты лучше всего влияют на мозг и что обязательно должно присутствовать в рационе? В первую очередь те, в которых содержатся флавоноиды, а также прочие полезные для мозга вещества. К таковым относятся:

  • Какао и зеленый чай;
  • Натуральное красное вино (но не более 50 грамм в день);
  • Ягоды (особенно черника и черная смородина);
  • Орехи.

Также в рационе обязательно должны присутствовать фрукты, овощи, морская рыба, а вот сладости, фастфуд и любые вредные продукты лучше исключить.

Правильный спорт

Вы наверняка слышали о том, что спорт это важнейшее занятие для тех, кто хочет понять, как развить мозг на 100 процентов. Безусловно, это так, но в данном утверждении упускается одна важная< деталь – спортивная нагрузка должна быть оптимальной и подходящей. Перетренированность будет вредить не меньше, а может даже больше, чем полное отсутствие спорта в целом. Потому, нужно правильно подходить к выбору физической нагрузки. Лучше отдать предпочтение таким видам активности, как:

  • Велосипед или велотренажер;
  • Бег (на открытой местности или в зале);
  • Плаванье;
  • Гимнастика.

Тренировки в спортзале тоже подходят, но только если они не превышают 45-50 минут по времени и все упражнения выполняются с умеренными весами. Если обобщить, то нагрузка должна быть с оздоровительным характером. Виды спорта с интенсивными и тяжелыми нагрузками, например, тяжелая атлетика, не подходят для подобных целей.

Также стоит избегать любых единоборств, потому что помимо отсутствия полезной нагрузки, в них часто может идти дополнительное влияние на мозг за счет получения физических повреждений.

Помогает ли творчество развивать мозг?

Безусловно, одним из наиболее эффективных способов «задействовать» мозг, то есть давать ему постоянную нагрузку для развития, считается творчество. Согласно собранным данным и результатам огромного количества исследований, ученым удалось выяснить, что творческие люди обладают большим IQ. Это вполне объяснимо, потому что они дают развитие своему потенциалу, в отличие от тех, кто регулярно вынужден выполнять автоматизированную работу, которая не требует получения новых знаний, адаптации или проявления своих возможностей.

Более того, творческая деятельность прекрасна тем, что в этой сфере у вас нет ограничений. Можно выбрать что угодно:

  • Музыку;
  • Театр;
  • Изобразительное искусство;
  • Хореография;

Вы можете выбирать что угодно, от создания картин и росписи различных фигурок, до чего-то совершенно уникального. Главное, чтобы это побуждало вас улучшать себя, свои навыки и создавать то, что принесет радость вам и другим людям.

Упражнения тоже важны!

Образ жизни, питание, творчество и прочие факторы, в значительной мере влияют на развитие умственных способностей. Тем не менее, применение различных упражнений позволит получать еще больший эффект, потому если вы хотите развивать свой мозг на максимум, то им нужно уделять внимание. Среди наиболее популярных можно выделить:

  • Гладьте живот по часовой стрелке одной рукой, а ладонью другой руки хлопайте по голове. Далее меняйте руки и совершайте те же движения. В результате вы должны выполнять упражнение до тех пор, пока не будете делать ни одной ошибки в движениях, даже при частой смене рук;
  • Изменение рук. Проще говоря, суть упражнения очень проста – нужно выполнять все привычные дела другой рукой. Например, чистите зубы, пишите левой рукой, если вы правша и тд. Это позволит развивать оба полушария мозга;
  • Ходьба с завязанными глазами. Это упражнение отлично стимулирует развитие способностей вашего мозга, но выполнять его нужно только с помощью напарника. Например, завяжите глаза и попробуйте пройтись дома или даже на улице, но только полагаясь на другого человека;

Это самые простые, но одни из самых действенных упражнений, потому вы можете начать с них, чтобы проверить свои возможности.

Что еще может помочь?

Что еще можно сделать для того, чтобы улучшить свои умственные способности и раскрыть потенциал мозга? В первую очередь нужно исключить любые проблемы с давлением, а также избавиться от гиподинамии. Малоподвижный образ жизни не лучшим образом сказывается на состоянии мозга, особенно при наличии лишнего веса, который почти всегда сопутствуется появлению холестериновых бляшек. Очень важно обеспечить приток крови к мозгу и хорошую проходимость сосудов, это заметно улучшит не только умственную активность, но и память, фокусировку и тд.

Также необходимо пить достаточное количество простой воды. Она позволяет выводить все лишнее из организма, особенно когда это касается шлаков и токсинов. На каждые 30 кг веса нужно употреблять не менее 1 литра воды.

В остальном, активный образ жизни, отсутствие стрессов, правильный сон и питание станут лучшими помощниками для тех, кто хочет развивать свои умственные способности и улучшать работу мозга.

Недавно для радио записывал интервью с Алексеем Паевским , главным редактором портала Нейроновости , научным редактором портала Indicator.ru , и на мой взгляд одним из лучших научных журналистов в стране, уж в области нейронаук точно. Видеозапись интервью можно посмотреть на канале рубрики .

Мы поговорили о тайнах мозга, перспективах лечения болезни Альцгеймера и будущем интерфейсов мозг-компьютер. Вчера вышла печатная версия интервью на портале E1 . Публикую ее полностью под катом в авторской версии (чуть расширенной и незацензурированной).


- Человеческий мозг очень сложен и до сих пор таит много тайн. Что ученые на текущий момент о нем знают, а что остается загадкой до сих пор?

Была такая не очень цензурная карикатура про психологов, из двух частей. На одной – джентльмены в цилиндрах смотрят на мозг и говорят, перефразируя более приличными словами: «Офигеть, какой он сложный». И на второй – уже современные психологи говорят то же самое.
За 150 лет нейронаука узнала о мозге очень много, безумно много, сейчас это самая развивающаяся область научного знания. Но, тем не менее, остается очень много загадок. Мы до сих пор не понимаем почему возникают многие болезни, связанные с мозгом, и что с ними делать.


Карикатура «200 лет развития психиатрии». На e1 был приличный вариант. А оригинал отсюда .

- А что мы все-таки знаем о мозге?

Что он состоит из большого количества клеток. Но произошло важное изменение в парадигме понимания мозга – в мозге важную роль играют не только нейроны, которых у нас 86 миллиардов. Примерно равную роль в функционировании и даже мышлении играют еще и так называемые клетки глии (О том что это можно прочитать в статье «Нейронауки для всех. Глия » - прим.). Их очень долго считали вспомогательными. Этих клеток три или четыре типа: есть астроциты, есть микроглиальные клетки, есть олигодендроциты и другие менее известные и менее важные. Вот эти клетки, как выяснилось, тоже играют важную роль и в передаче сигнала от нейрона к нейрону в синапсе (то, где соединяются нейроны, называют синапсом, там происходит химическая передача электрического тока от нейрона к нейрону), и в формировании этих самых синапсов, а также в их разрушении. Сейчас в патогенезе многих заболеваний, как неврологических, так и психиатрических, видят роль, порой даже ключевую, этих самых глиальных клеток.

Также нужно понимать, что самое важное в мозге – это не то, сколько в нем нервных клеток. 86 миллиардов – это очень много. Но еще важнее то, что, скорее всего, наша способность мыслить и то, как мы это умеем делать, связана не с количеством нейронов, а с тем, как они друг с другом соединены. Каждый нейрон может образовывать до 150 тысяч связей. Обычно меньше, но есть нейроны, у которых по 150 тысяч синаптических входов.

- Значит число вариантов связей бесконечно…

Безумное количество.

Сейчас в развитых странах продолжительность жизни растет, и можно сказать, что люди стали доживать до тех заболеваний, о которых раньше и не задумывались. Таких как рак или нейродегенеративные заболевания: болезни Альцгеймер, Паркинсона и так далее. Это действительно так? Насколько они сейчас распространены?

Нужно сказать, что 90% всех нейродегенеративных заболеваний – это болезнь Альцгеймера. Первая пациентка с болезнью Альцгеймера Августа Д (Детер) была найдена самим Альцгеймером чуть больше 100 лет назад.

Да. Мы стали доживать до Альцгеймера, потому что эта болезнь, чаще всего, стартует после 70-ти. Сейчас у нас эпидемия, число случаев заболевания увеличилось. (от болезни Альцгеймера страдает 47% людей старше 85 лет. В России официально больны 1,8 млн. Всего же в мире болеет 44 млн человек. – прим.) Есть огромное количество теорий его возникновения, нам известны разные фрагменты мозаики, но мы не понимаем, как они складываются. Поэтому огромное количество препаратов, которые проходили успешное тестирование на животных, в клинике на людях с треском проваливаются.

- С чем это связано?

Видимо, наш мозг устроен несколько сложнее, чем мышиный. Это во-первых. Во-вторых, у мышек нет Альцгеймера. Мы специально создаем мышек с некой моделью болезни Альцгеймера, но это означает, что модель неверна и неточна, и надо искать еще что-то.

- То-есть Альцгеймер до сих пор остается неизлечимым заболеванием?

Да. Пока никак. Без шансов.

- А с другими заболеваниями есть какие-то успехи?

Есть прогресс с Паркинсоном. Буквально меньше месяца назад уже на человеке началось клиническое испытание совершенно новой, принципиально новой методики (подробнее об этом можно прочитать в этой новости). В чем ее суть. При Паркинсоне гибнут нейроны в черной субстанции, это нейроны, которые выделяют дофамин. И идея такая: мы берем клетки кожи здорового человека, превращаем их в плюрипотентные стволовые клетки (неспециализированные клетки, способные превращаться в клетки различных органов и тканей, кроме клеток плацентый – прим.), стволовые клетки превращаем в свеженькие нейроны и потом пересаживаем их больному человеку. Было понятно, что это поможет, донорские нейроны работают. Но была другая опасность. Когда мы создаем плюрипотентные стволовые клетки из каких-то дифференцированных клеток (В 2012 году Синъя Яманака получил за это Нобелевскую премию), а потом получаем из них набор нужных нам других дифференцированных клеток, в данном случае нейронов, то важно в этом наборе выключить всю плюрипотентность, т.е. способность превращаться в другие клетки. Иначе у нас будет опухоль.


Фотография выращенных в культуре дофаминергических нейронов чёрной субстанции пациентов с болезнью Паркинсона. Снимок отмечен жюри конкурса Nikon Small World Фото: Dr. Regis Grailhe, Nasia Antoniou, Dr. Rebecca Matsas, Institut Pasteur Korea, Department of Screening Sciences & Novel Assay Technology, Seongnam, South Korea

В сентябре прошлого года завершилось двухлетнее клиническое испытание этой методики на макаках. У макак нет болезни Паркинсона, ее моделировали, убивали нафиг «черную субстанцию» и потом вводили дофаминергические нейроны, полученные из стволовых клеток. 23 месяца тестировали и наблюдали улучшение симптомов, но также смотрели, не появится ли опухоль. Ни у одной из 11 обезьянок не появилась. Сейчас первый человек получил 2,5 миллионов нейронов и вроде пока все идет хорошо.

Если мы не можем пока лечить болезнь Альцгеймера, насколько мы хорошо разбираемся в том, как она возникает? Можно ли ее как-то предотвратить или профилактировать?

Когда мы видим Альцгеймер, когда он начинает проявляться в симптомах, делать что-то уже поздно. Наш мозг очень пластичен, он до последнего компенсирует потерянные нейроны, до последнего компенсирует функции. Важно научиться диагностировать Альцгеймер до симптомов, чтобы хоть как-то тестировать профилактику.

И в этом есть действительно серьезные успехи, причем на разных фронтах. Недавно появилась нейросетевая программа, которая позволяет заранее диагностировать Альцгеймера по позитронно-эмиссионной томографии. Но это дорого и совсем не годится для скрининга.
Судя по всему, промежуточная причина Альцгеймера – образование бляшек белка амилоида на нейронах, отчего они гибнут. Как выяснилось, эти бляшки образуются и в сетчатке. И рядовые современные офтальмологические исследования при осмотре глаза позволяют, скорее всего, заподозрить Альцгеймер за несколько лет до симптомов (подробнее об этом можно ). В этом есть успехи.


Как болезнь Альцгеймера убивает нейроны. На снимке, отмеченном жюри конкурса Nikon Small World, мы видим нейроны гиппокампа крысы (зеленые), «атакованные» олигомерами амилоида бета (красные), токсичными для нейронов. Именно это вызывает гибель нейронов гиппокампа и потерю памяти. Фото: Dr. Pascale Lacor, Northwestern University, Evanston, Illinois, USA .

Вы упомянули нейросети. Успехи по созданию искусственных аналогов мозга как-то основаны на изучении человеческого мозга? Или это не связанные вещи?

Отчасти. Мы в плену языка, если что-то имеет частицу – нейро, кажется, что имеет отношение к мозгу. Нейросети почти не имеют никакого отношения к мозгу за одним небольшим вычетом – так называемые сверточные нейросети или конволюционные нейросети очень мощно продвинули нас в распознавании образов. Архитектура этих нейросетей немножко копирует то, как устроена работа зрительной коры головного мозга. Исключительно бионическая штука. Мы копируем процесс обработки информации нашим глазом, который мы достаточно неплохо знаем.

Можем ли мы в будущем улучшить наш мозг за счет дополнительных гаджетов, технологий? Насколько перспективно появление интерфейсов, напрямую связанных с общением с мозгом?

Смотрите, наш мозг прекрасно работает, нет смысла улучшать его, надо использовать то, что есть! Типа, а можно ли сделать так, чтобы наши глаза видели «в рентгене»? А зачем, у нас же есть рентгеновский аппарат! Смартфон – тоже часть нашего мозга.

- Но тут есть промежуточное звено в виде рук, компьютеров, плохого зрения, плохого слуха…

Слух или зрение можно улучшить. Есть приборы: телескопы, микроскопы. Сетчатка глаза – это тоже мозг, только вынесенный «на аутсорс». Первичная обработка зрительного сигнала, образа происходит уже в глазу. В зрительную кору отправляется образ, уже обработанный ганглионарными клетками сетчатки.

С интерфейсами мозг-компьютер такая история. У нас есть три способа считывания активности головного мозга. Первый - традиционный, инвазивный, когда мы вставляем в мозг электроды и считываем активность. Это самый точный способ узнать активность мозга. К сожалению, или к счастью, полное управление сигналами мозга возможно только такими интерфейсами - когда мы погружаем электроды в мозг. Это ограничивает его использование людьми, у которых есть показания. Например, полностью парализованным людям можно вмонтировать электроды, и они смогут управлять протезами и, скажем, выпить кофе, управляя силой мысли.
Другой вариант, когда нам нельзя вскрывать черепную коробку, потому что сама операция по трепанации черепа и инвазии опасна…

- Да и мало приятного.

Да. Поэтому когда Илон Маск обещает «нейрокружева» (Речь о проекте Neuralink – прим), сто тысяч электродов вживить – это очень странно воспринимается специалистами.

Другой вариант, когда нам нужно считывать с головного мозга небольшое количество команд. Мы можем считывать их с помощью электроэнцефалографии - это когда мы надеваем на голову шапочку или гарнитуру с электродами. Здесь есть серьезные успехи, причем и в нашей стране. В декабре первая серийная (не опытная, а серийная!) партия в 500 гарнитур – устройств, которые называются «НейроЧат », поступает в тестирование в разные клиники. Она позволяет полностью парализованному человеку, который даже не может говорить, достаточно быстро набирать текст на компьютере и общаться с другим человеком. Еще вариант, например, управление инвалидной коляской силой мысли. Стандартно это три команды – вперед, вправо-влево, стоп. В «Нейрочате» появляется клавиатура на экране, человек достаточно быстро учится выбирать столбец, строку, команды.


Система «Нейрочат», позволяющая общаться силой мысли. Фото: ndipi.ru

Есть еще один способ - при помощи томографии, когда человек лежит в томографе, управляет роботом, например. Но тут есть небольшая проблема в считывании - задержка в несколько секунд. И, кроме того, томограф – немобильная штука.

Нужно предостеречь, кстати, наших слушателей и читателей. Сейчас очень модно увлекаться стимуляцией головного мозга электрическим током, так называемой транскраниальной стимуляцией постоянным током - tDSC. В отличие от магнитной стимуляции, которая используется исключительно в исследовательских и медицинских целях (это большой и дорогой прибор), интернет пестрит кустарными схемами для стимуляции постоянным током на основе батарейки «Кроны» или чего-то еще. Я предостерегаю всех – не надо так делать! Недавно даже появилось письмо исследователей, которые занимаются стимуляцией мозга: да, можно, на какое-то небольшое время на небольшой процент (30-40) увеличить этой стимуляцией рабочую память, внимание, но только если эта стимуляция будет правильной. Если электроды будут расположены правильно, если вы попадете в нужные зоны, а у вас они могут быть индивидуальны. В случае, если вы ошибетесь, эффект может быть обратным.

- А что можно посоветовать для безопасной стимуляции мозга?

Спать! Ничего нового, но, тем не менее, мало кто понимает всю важность сна. Сон безумно важен для правильной работы мозга. Если вы спите столько, сколько нужно (стандартный вариант 7-8 часов, не больше и не меньше), за это время в мозге происходит очень много процессов. Есть гипотеза, что во время сна происходит консолидация памяти. Вы формируете воспоминания, запоминаете. Во время сна происходит очищение мозга от продуктов метаболизма, в буквальном смысле промывание мозга. Раскрывается канал спинномозговой жидкости и происходит более активная циркуляция жидкости, которая вымывает продукты метаболизма.

Проводились эксперименты. У человека, который недоспал, снижается внимание и все остальное так же, как у человека, который прилично выпил.

И плюс, как ни странно, в плане когнитивных вещей мозг представляет собой прекрасную мышцу, которую можно накачивать. Тренируйте, и все будет работать. Среди инструментов по прокачке мозга есть и прекрасные мнемонические способы, и правила запоминания, и интеллектуальные игры, все это хорошо тренирует мозг –в той области, в которой вы его тренируете.

- Вы читаете много лекций, ездите на семинары. Есть какой-то самый популярный и устойчивый миф о нашем мозге?

Да! И я подозреваю, откуда взялся этот миф. Из введения к книжке Дэйла Карнеги, написанного каким-то психиатром или психологом, который, скорее всего, просто его выдумал. Это миф о том, что наш мозг работает на 10 процентов. Об этом спрашивают почти на каждой лекции. Отвечаю - мозг всегда работает на 100 процентов! Другое дело, как его можно натренировать или подготовить.


Две книги Алексея Паевского и Анны Хоружей об истории болезней, вышедшие в 2017 году.

Мы сейчас пишем еще пять книг. Пишем продолжение «Чумы», которая носит рабочее название «Холера». Это продолжение историй про болезни, потому что мы не до всех добрались.
Мы сейчас подготовили книжку с условным названием «Нейронауки для чайников» - базовый курс молодого бойца для тех, кто хочет войти в нейротематику, популярное изложение основ строения мозга, того, как он работает, методов изучения и всего остального.

У нас готовится к выходу первый том биографий лауреатов Нобелевской премии по физике, химии и медицине за 1901-1910 годы. А написали мы уже по 1952 год. И продолжение «Смерти замечательных людей». Вторую «Смерть» мы назвали «Сделано в СССР». Еще очень хочется сделать необычную книжку о Менделееве. Мы назвали ее «Менделеев: контекст». Поскольку следующий год – это год Периодической таблицы, мы хотим сделать книжку из 70 с небольшим глав – по главе на год жизни Дмитрия Ивановича – и рассказать его биографию параллельно с тем, что происходило в мире, в первую очередь – в мире науки.

Кроме этого, мы создали портал

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

О том, как работает важнейший орган человеческого тела, головной мозг, существует множество легенд и псевдонаучных теорий. Самое частое утверждение гласит: по проведенным исследованиям он тратит не более десяти процентов потенциала. Правда ли это? На сколько процентов работает человеческий мозг на самом деле?

Как работает мозг человека

Мозг - наиболее сложный орган у всех живых существ. Каждое мгновенье ему нужно обработать огромное количество информации, передать сигналы другим системам организма. Ученым до настоящего времени не удалось полностью изучить его структуру и функциональные особенности. У человека орган отвечает за такие процессы, как: , сознание, речевые функции, координация, эмоции, рефлекторные функции.

Центральная нервная система нормального человека состоит из спинного и головного мозга. В состав этих органов входят 2 разновидности клеток: нейроны (носители информации) и глиоциты (клетки, выступающие в качестве каркаса).

Все тело человека пронизано сетью нервов, являющихся продолжением ЦНС. Через нейроны информация от мозга расходится по всему организму и поступает обратно для обработки. Все нервные клетки создают с ним единую информационную сеть.

Миф об использовании 10% мозга

Нет достоверных данных, откуда появилась теория «Десяти процентов», предположительно все произошло так:

  1. На стыке 19 и 20 веков двое исследователей Сидис и Джеймс изучали способности детей, проверяя теорию ускоренного развития человека, и пришли к выводу, что человеческий мозг имеет огромный потенциал, который не используется полностью. Позже Томас, другой знаменитый ученый, при написании предисловия к труду Карнеги, вспомнил эту теорию и предположил, что мозг человека на самом деле работает только на десять процентов своего потенциала.
  2. Группа научных работников, проводя исследования по нейробиологии, изучая и кору его полушарий, вывели заключение, что в каждую секунду он задействован на десять процентов. Позже на вопрос, сколько же процентов мозга работает у человека, в книгах и телевизионных передачах начали приводить усеченный ответ.

Так расхожий миф превратился в реальность. Легенда о том, что среднестатистический человек использует только десятую часть своего потенциала, приобрела большую популярность. Она постоянно муссируется в художественной литературе и кино, на ее основе создано множество книг и фильмов.

Нечистоплотные психотерапевты и различного рода экстрасенсы хорошо наживаются на существующем мифе, предлагая программы тренингов, проводя дорогостоящие курсы, где человеку:

  • обещают тренировать мозг до достижения стопроцентного раскрытия потенциала;
  • гарантируют, что каждый умный ребенок станет гением, при использовании предложенных методик;
  • предлагают найти и раскрыть скрытые паранормальные способности, якобы дремлющие в каждом человеке.

Что на самом деле

А как же в действительности, насколько работает мозг и как проверить, применяет ли человек свой потенциал полностью?

Аргументация, свидетельствующая о полном использовании мозга:

  • Не стоит опираться на умозаключения ученых, сделанные в конце девятнадцатого века. В те времена просто не существовало технической возможности для подсчета в процентном соотношении количества нейронов, задействованных в работе.
  • Многолетние эксперименты, тесты и исследования показали, что при выполнении простого действия (общение, чтение и другое) активизируются все участки органа. Следовательно, он работает не на 10, а на 100 процентов.
  • Тяжелая часто приводит к серьезным нарушениям в работе организма, потере многих функций. При использовании десятой части деятельности мозга человек не заметил бы разницы, орган мог бы компенсировать травму и задействовать остальной потенциал.
  • Природа экономна, ведь на мозговые процессы, протекающие в организме человека, затрачивается около двадцати процентов энергии. Вряд ли на орган, который используется частично, тратилось бы столько энергии.
  • Величина мозга также свидетельствует о том, что он использует куда больший процент вещества. Все органы человеческого тела прямо пропорциональны функциям. Мозг, который использует только десятую часть потенциала, весил бы столько же, сколько он весит у овечки.
  • Ускорение мыслительных процессов в мозгу происходит в том случае, если применяются правильные методики обучения и упорный труд, а не произошла активация неработающих участков с помощью дорогостоящих курсов.

Мистические способности

Человек в критической ситуации может почувствовать в себе просто мистические способности для решения проблемы. Известны случаи, когда люди в момент опасности поднимали огромные тяжести, принимали нужные решения за краткие доли секунды, увеличивали скорость восприятия информации.

Что же происходит в таких случаях: мобилизация организма и выброс в кровь адреналина или пробуждение остальной части органа? Достоверно известно, что, пережив экстремальную ситуацию, человек чувствует сильнейшую усталость, ведь организм затратил большое количество энергии на действия. Следовательно, дело не в мистических способностях, которые дремлют в мозгу, а в мобилизации органа для решения важной задачи.