Управление инфраструктурой организации. Организация и управление производственной инфраструктурой предприятия

В условиях глобализации экономики и виртуализации экономических отношений возрастают требования к качеству инфраструктурного обеспечения жизнедеятельности как на «наноэкономическом» уровне (отдельный объект недвижимости), так и на микроэкономическом уровне (организации), мезоэкономическомуровне (отрасль и регион), макроэкономическом уровне (государство) и мегаэкономическом (планетарном) уровне. Это обусловлено тем, что инфраструктура реального сектора выступает важным интегрирующим фактором, мультипликатором экономического роста. Чем более богата, разнообразна и хорошо организована инфраструктура организации, региона, государства, тем выше капитализация вышеуказанных объектов, тем более они становятся инвестиционно-привлекательными для новых видов бизнеса. От степени развития инфраструктуры также зависит и уровень транзакционных издержек субъекта хозяйствования, который оказывает немалое влияние на глобальную конкурентоспособность участников экономической деятельности. В этой связи все более актуальными становятся вопросы, связанные с разработкой концепции инфраструктурного менеджмента для вышеуказанных уровней управления.

Прежде всего, стоит определить, что мы понимаем под инфраструктурным менеджментом, и что является предметом управления. Анализ интернет-ресурсов показал, что термином инфраструктурный менеджмент чаще всегообозначают управление инфраструктурой объекта недвижимости (Facility Management) с целью получения оптимальной прибыли от его эксплуатации. Но это только «наноэкономический» уровень рассматриваемого понятия. Мы же считаем необходимым привлечь внимание к необходимости формирования целостной концепции инфраструктурного менеджмента и на более высоких уровнях экономической системы.

Вообще предмет инфраструктурного менеджмента является сложноструктурированным и комплексным. В исследованиях и обсуждениях инфраструктурных проблем традиционно поднимаются вопросы обеспечения развития трех инфраструктурных сфер: производственной, рыночной и социальной. Между тем, в постиндустриальном обществе происходит более детальная дифференциация инфраструктурных видов деятельности. Таких инфраструктурных секторов можно выделить, по крайней мере, восемь.

1. Производственная инфраструктура: включает услуги по обеспечению населения и бизнеса энергией, топливом, водой, производственным оборудованием, услугами капитального строительства и ремонта.

2. Социальная инфраструктура: обеспечивает воспроизводство человеческого потенциала (капитала) посредством развития профессионального образования и здравоохранения.

3. Рыночная инфраструктура: служит ускорению оборота товаров, денег и капиталов и включает биржи, банковскую систему, страховые услуги.

4. Институциональная инфраструктура: позволяет регулировать отношения и взаимодействие экономических агентов посредством законодательства и правоприменительной практики, а также неформальных институтов нравственного поведения и социальной ответственности.

5. Логистическая инфраструктура: обеспечивает реальные транспортные связи, хранение товаров на складах, создание резервов и запасов.

6. Информационная инфраструктура: обеспечивает каналы связи, накопление и доступ к базам данных, телекоммуникации.

7. Инновационная инфраструктура: объединяет творческие виды деятельности, включая науку, инноватику, венчурный бизнес.

8. Экологическая инфраструктура: формируется постепенно для обеспечения охраны природы и сохранения естественной среды жизнедеятельности.

Ряд видов инфраструктурного обеспечения необходим в планетарном масштабе. Так все более актуальными становятся вопросы глобальной энергетической и экологической безопасности, образования, проблемы развития глобальной производственной и социальной инфраструктуры.

Итак, в таблице 1 мы обозначили многоуровневые цели инфраструктурного менеджмента.

Таблица 1

Цели инфраструктурного менеджмента

Уровень управления

Цель управления

Отдельный объект недвижимости

Получение оптимальной прибыли от эксплуатации

Организация

Снижение эксплуатационных и транзакционных издержек

Повышение капитализации, инвестиционной привлекательности территории и качества жизни населения

Государство

Создание безопасных условий для развития воспроизводственных процессов и жизнедеятельности в целом

Ускорение процесса мировой интеграции на основе социально-эколого-экономических факторов и формирования на планете единого управленческого центра с целью снижения уровня бедности и безопасного развития цивилизации.

Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления инфраструктурой позволил нам выделить разные подходы, например:

1. хронологический подход, который заключается в управленииэволюцией инфраструктуры объекта в динамике;

2. пространственный подход, направленный на управление пространственной сопряженностью элементов инфраструктуры;

3. функциональный подход, четко разграничивающий цели, поставленныеперед институтами инфраструктуры;

4. бенчмакинговый подход, позволяющий сопоставить и дать сравнительнуюоценку эффективности функционирования инфраструктурных звеньев.

С нашей точки зрения, для создания условий непротиворечивости целей разного уровня, в основу методологии инфраструктурного менеджмента следует положить системный подход, который позволяет понять закономерности развития объектов управления, выявить те свойства элементов и механизмы взаимодействия элементов между собой и с внешней средой, которые определяют эффективность, эмерджентность и целостность хозяйственной системы. Причем, в рамках инфраструктурного менеджмента системообразующие связи имеют особое значение, так как они определяют новые интегративные,инновационные свойства систем и синергетический эффект, придавая новые качественные характеристики свойствам системы.

Таким образом, в целом под инфраструктурным менеджментом мы понимаем обеспечение возможностей и создание безопасных условий для воспроизводственных процессов на всех уровнях хозяйственной системы с целью снижения издержек, увеличения капитализации и повышения качества жизни населения. В задачи инфраструктурного менеджмента входит: мониторинг состояния инфраструктуры и оценка ее релевантности и безопасности; анализ прогностического фона и прогнозирование необходимости развития инфраструктуры; формирование и управление базой знаний об имеющихся инфраструктурных условиях, экспертиза инфраструктурных проектов; координация реализации инфраструктурных проектов, взаимоувязка сценариев развития; ресурсное обеспечение инфраструктурного развития; интенсификация эксплуатации инфраструктуры.

В настоящее время продолжается процесс либерализации рынков инфраструктурных услуг, снижение монополизма в отраслях инфраструктуры, наблюдается усиление роли государства и общественных институтов в осуществлении контроля и регулирования этой сферы. Эти тенденции обуславливают необходимость адекватного новым реальностям методологического обеспечения инфраструктурного менеджмента.

Литература:

1. Безгодов А. В. Глобальная инфраструктура: необходимость и процесс формирования.Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007

2. Гилязутдинова И.В. Методология организационно-экономического развития инновационных хозяйственных систем. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет». 2009 г.

3. Кузнецов В.В. Инфраструктурные факторы совершенствования управления в промышлеиности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Пермский государственный университет. 2005

4. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. – М.:КомКнига, 2010.- 456 с.

5. Курбонов С.Н. Инвестиционное обеспечение развития производственной инфраструктуры трансформируемой экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». 2009 г.

Страница
4

Также одной из важных проблемой технического управления зданием является его состояние. Здание построено в 1964 году, и ему необходимо улучшение текущего состояния с помощью реконструкции или модернизации.

Модернизация – это перечень работ или услуг по улучшению фактического состояния всех технических приборов и систем здания с целью приведения последних в соответствие с имеющимся уровнем развития техники и повышения эффективности их работ.

Реконструкция – это изменение количественных характеристик здания.

Наиболее важной из вышеперечисленных проблем является управление энергоресурсами здания, т. к. расходы по этой статье составляют значительную часть бюджета организации.

Для решения этой проблемы возможны следующие варианты:

· Установка приборов учета тепла;

· Установка устройств регулирования систем отопления;

· Совершенствования теплозащиты здания путем установки стеклопакетов;

· Совершенствование систем электроснабжения с помощью замены существующих светильников на энергосберегающие;

· Совершенствование систем энергоснабжения с помощью системы управления освещением.

Наиболее оптимальным вариантом будет являться установка устройств регулирования системы отопления и приборов учета тепла.

Контроль за тепловым пунктом необходим не только для проверки приходящих счетов, но и для предотвращения серьезных штрафов. Дело в том, что энергетики устанавливают ограничения на выходные параметры теплового пункта - температуру, давление на выходе и целый ряд других параметров потребления тепла. Если температура выбивается из нормативного диапазона, то это интерпретируется ими как неоптимальный расход тепла. Давление также должно поддерживаться на определенном уровне, так как оно влияет на работу всей системы обеспечения теплом. Выход этих и других параметров за пределы нормативов приводит к наложению на потребителя крупных штрафов.

Одним из способов экономии тепла является снижение температуры батарей во время оттепели, в ночное время, во время выходных или каникул. Этого добиваются путем сокращения входящего в теплообменник потока воды таким образом, чтобы выходные параметры находились в пределах соответствующей нормы. Контроль за тепловым пунктом позволит также оспорить счета на оплату в случае неадекватного качества услуг. Например, если температура подводимой воды заметно меньше стандартной, то потребитель может заявить, что подводимого тепла было недостаточно для поддержания в помещениях нормальной температуры. При наличии документированного подтверждения шансы выиграть в таком споре весьма велики.

Детализировать расход тепла внутри здания в этом случае можно эмпирическим путем, варьируя подачу тепла в помещения и контролируя изменение в них температуры и общего расхода тепла. Очевидно, что методика расчетов по результатам подобных экспериментов вряд ли будет слишком сложной.

Таким образом, при применение этого метода предприятие сможет сократить затраты на теплоснабжение за счет снижения потребляемого тепла.

Управление инфраструктурой здания

Одной из проблем управления инфраструктурой здания является управление охраной и безопасностью здания.

Управление охраной и безопасностью здания – это комплекс мероприятий по обеспечению безопасности зданий и их пользователей от проникновения посторонних лиц путем обмана или взлома, таких как:

Контроль входа и выхода в здание;

Система внутреннего видеонаблюдения;

Охрана объектов в ночное время;

Особые наблюдения.

Эта проблема является актуальной, так как это детское учреждение.

Вторую основную проблему, которую можно выделить - это управление системой питания и отдыха персонала. Эта проблема включает совокупнсть работ по обеспечению общественного питания персонала здания, а также организация мест отдыха:

Доставка и приготовления продуктов питания для столовой и буфетов;

Оборудование и содержание помещений в соответствии с требуемыми нормами;

Оборудование и содержание помещений для отдыха персонала.

Эта проблема является актуальной в связи с тем, что тренировки в ДЮСШ проходят в течение всего дня и у сотрудников есть только одно место для отдыха – это тренерская, в которой очень мало места и которая плохо оборудована, место приема пищи также находится в этой комнате.

Главной проблемой можно выделить управление охраной и безопасностью здания, потому что это детское учреждение, которое никак не охраняется и любой желающий может попасть внутрь без особых проблем. Сторож есть только в ночное время суток.

Решением данной проблемы может стать установка системы безопасности:

1. Система контроля и управления доступом;

2. Система тревожной сигнализации;

3. Система охранно-пожарной сигнализации;

4. Система телевизионного наблюдения.

Система контроля и управления доступом обеспечивает разграничение доступа в здание. В состав системы входят турникет и устройства автоматической идентификации: контроллеры, считыватели, бесконтактные идентификаторы.

Тревожная сигнализация применяется в случае возникновения внештатной ситуации. Рабочие места оборудованы, скрыто установленными кнопками, сигнал с которых выводится на пост ведомственной охраны. Все помещения оборудованы двухрубежной системой охранной сигнализации на основе магнитоконтактных и объемных извещателей.

Система охранно-пожарной сигнализации построена на основе интегрированной системы охраны "Орион" и охватывает все помещения объекта. Сбор, обработка, отображение и регистрация извещений о состоянии системы осуществляется контроллером системы, установленном на посту ведомственной охраны. Все извещатели системе являются адресными, что позволяет однозначно идентифицирован место срабатывания или неисправности системы.

Для управления системой безопасности предусмотрен персональный компьютер с установленным автоматизированным рабочем местом "Орион". Система телевизионного наблюдения осуществляет визуальный контроль обстановки в коридорах и снаружи здания. Система обеспечивает создание архива видеозаписей с возможностью последующего просмотра. Запись возможна как в круглосуточном режиме, так и в режиме событий с опережающей записью. При этом используется детектор движения - при наличии движения в кадре система автоматически начинает записывать видеоинформацию с момента, предшествующего началу движения.

Для ДЮСШ наименее затратным будет установка системы контроля и управления доступом, который ограничит проход посторонних людей в помещение.

Осуществление этих мероприятий позволит обеспечить безопасность как работников так и детей, занимающихся в этом ДЮСШ.

Коммерческое управление зданием

На сегодняшний день по коммерческому управлению зданием можно выделить следующую проблему:

Управление площадями и аренда – это комплекс работ по рациональному использованию и управлению имеющимися площадями и объемами здания:

· Учет всех имеющихся площадей и объемов;

· Разделение площадей по затратам а их использование;

1. Организация безопасности:

Установка и эксплуатация пожароохранной системы и сигнализации

Установка и обслуживание систем видеонаблюдения и сенсорных датчиков

2. Клининг – профессиональная уборка:

Подбор технического персонала – клинеров

Составление технологических карт уборки

Поддержание должного уровня чистоты и гигиены на объекте

Расчет расхода бытовой и/или профессиональной химии

Организация поставки и распределения бытовой и/или профессиональной химии, расходных материалов, инвентаря

Обеспечение униформой - единый фирменный стиль для клинеров

3. Кейтеринг:

Планирование и организация всего процеса питания с момента покупки сырья: хранение, приготовление и выдача потребителям.

Соблюдение санитарных норм и стандардов HACCP

Контроль и содержание ввереной техники и оборудования

Сервисные работы

Организация поставок воды, кофе и чая

Обслуживание вендинговых машин

4. Озеленение территории:

Ландшафтный дизайн

Уход за зелеными насаждениями

5. Контроль хранения и вывоз мусора

3.2Технический фасилити менеджмент включает:

1. Технический осмотр систем здания – аудит:

Анализ состояния всех систем здания: электропроводка, вентиляционные системы, канализация и пр.

Замена необходимых элементов системы или всей системы в случае необходимости

Постоянный контроль функционирования систем здания

2. Устранение последствий аварий:

Любые аварийно-ремонтные работы в кратчайшие сроки (электросети, канализация, отопительные и вентиляционные системы, лифты, эскалаторы)

3. Обеспечение постоянной работоспособности всей техники и оборудования

4. Ремонтные работы:

Ремонт, монтаж и демонтаж офисной мебели

Ремонт внутренних и внешних покрытий здания

Фасадные работы

Ремонт бытовой и оргтехники

3.3 Коммерческий фасилити менеджмент

1. Администрация

2. Расчеты с арендаторами

3. Продажа и аренда площадей

4. Расчет амортизации, налоги.

3.4 Управление поставками

1. Телефонные линии

3. Интернет обеспечение

4. Коммуникации: водно-канализационные, отопление, газ, электричество, технологический пар.

Все вышеперечисленные направления должны рассматриваться в контексте площадей, которыми обладает организация, занимающая объект недвижимости. Как известно, любая организация состоит из трех подсистем: производственной, административной и подсистемой их обеспечения.

Управление производством никогда не связывало напрямую создание благоприятных условий труда с экономическим выгодами, поэтому все жизнеобеспечивающие функции были закреплены за различными подразделениями организационной структуры. В основном все они находились в ведении главного инженера. Их делили между собой отдел главного энергетика, отдел главного механика, хозяйственный отдел, отдел охраны труда, служба вневедомственной охраны.

Практически любая организация обладает сегодня большим набором различных сервисных служб, управление которыми во многом сводится координацией усилий этих подразделений. Все эти службы, заметно различающиеся между собой, должны действовать не порознь, а как единый комплекс. Однако, в подавляющем большинстве российских организаций, они функционируют автономно вне всякой координации с друг другом. Подчинение одному административному лицу (замдиректора по общим вопросам или проректору по хозяйственной части, или управляющему делами и т. п.) не устраняет того факта, что каждая служба ревностно оберегает собственную "территорию". Вся сервисная часть организации в целом представляет достаточно механический набор служб, выполняющих свои узкопрофессиональные обязанности. А это одна из причин того, что многие направления и сферы деятельности организации на сегодняшний день ускользают из поля зрения сервисных служб. Только в том случае слаженного функционирования возможно достижение ими своей задачи. Таковой является периодическое снижение внутренних издержек организации. Именно это должно являться ключевым моментом в работе специалиста по управлению службами обеспечения. Так, например, важными направлениями экономии внутренних непроизводственных затрат могут являться такие мероприятия, как: организация внутреннего пространства, обеспечение оптимальной конфигурации инженерных и информационных сетей, организация эффективного рабочего места.

Современной тенденцией является также нежелание организации содержать в своем составе весь комплекс служб обеспечения. Все больше и больше организаций для выполнения функций, которые обычно возлагались на штатных сотрудников, нанимают консультантов со стороны или привлекают для этой цели более мелкие фирмы. Например, предпочитают выводить за штат или передавать другой организации обслуживающий персонал: уборщиц, водителей, курьеров, охрану и т. д. Происходит это по двум причинам: во-первых, чем меньше численность сотрудников, тем меньше фонд заработной платы и тем меньше налогов платит организация; во-вторых, меньше фонд заработной платы – меньше себестоимость продукции. Данное направление получило название - оутсерсинг (outcourcing).

Другим интересным направлением является контрактинг (contracting), когда администрация муниципального образования заключает специальный договор с фирмой-производителем конкретного оборудования (например, систем отопления, вентиляции и кондиционирования): администрация – фирма - производитель – муниципальное учреждение, который позволит снизить соответствующие затраты в муниципальных учреждениях (школах, дворцах культуры, театрах) за счет установки современного оборудования с последующим выкупом его администрацией. После полной оплаты установленного оборудования оно переходит в собственность администрации, а само муниципальное учреждение значительно снижает свои затраты на данный ресурс и тем самым уменьшает нагрузку на местный бюджет.

    Организационная структура управления ремонтным производством предприятия.

    Система технического обслуживания и ремонта оборудования.

    Особенности энергохозяйства.

    Организационная структура управления энергохозяйством предприятия.

    Организация и управление транспортным обслуживанием производства.

    Инфраструктура народного хозяйства – это комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих промышленное или какое-либо другое производство и население. Включает в себя транспорт, связь, торговлю, материально-техническое обеспечение, науку, образование и здравоохранение. Производственная инфраструктура предприятия – это комплекс обслуживающих вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьём, материалами, топливом, энергией, инструментом, оснасткой, а также поддерживающих оборудование в работоспособном состоянии. Состав подразделений технического обслуживания образует производственную инфраструктуру предприятия, в которую включают: вспомогательные цехи (ремонтный, энергетический, инструментальный, транспортный, снабженческо-складское хозяйство). Состав и масштабы этих подразделений определяются особенностями основного производства, типом и размером предприятия, а также его производственными связями с внешней средой.

    Ремонт – это комплекс мероприятий по восстановлению исправности или работоспособности или их составных частей. Ремонт основных фондов на крупных и средних промышленных предприятиях выполняют следующие службы: главного механика, главного энергетика, главного архитектора. Эти службы образуют ремонтное хозяйство предприятия. Основной объем ремонтных работ выполняет служба главного механика (ремонтно-механическая служба). В зависимости от размеров предприятия и характера производства применяются следующие организационные структуры управления ремонтным хозяйством: децентрализованные, смешанные и централизованные. При децентрализованной структуре управления техническое обслуживание и все виды ремонта технологического оборудования проводятся силами ремонтных подразделений, входящих в состав производственных цехов. При смешанной структуре управления техническое обслуживание и текущий ремонт осуществляется силами ремонтных подразделений основных цехов, а капитальный ремонт осуществляется ремонтно-механическим или другим специализированным ремонтным цехом. При централизованной структуре управления все виды ремонта и технического обслуживания оборудования выполняются специализированными подразделениями, входящими в состав централизованного ремонтного производства. На небольших предприятиях все виды ремонта, модернизации оборудования и межремонтное обслуживание выполняют ремонтно-механические цехи под руководством главного механика. В настоящее время для ремонта сложной техники используется фирменное обслуживание, которое осуществляет специализированные подразделения предприятия-изготовителя, которые помимо ремонта осуществляют контроль за условиями эксплуатации. Административное управление централизованной ремонтной службой осуществляет главный механик, его заместители и начальники ремонтных производств. Функциональные управление возложено на отдел главного механика, в состав которого входят: планово-экономическое бюро, бюро труда и з/п, конструкторско-технологическое бюро, производственно-диспетчерское бюро, группа планово-предупредительного ремонта. Перспективным направлением совершенствования технического обслуживания средств труда является создание комплексного производства технического обеспечения и ремонта средств труда, которое будет осуществлять все виды ремонта всех видов основных фондов: активных и пассивных, надзор за их эксплуатацией, а также обеспечение предприятия всеми видами энергии, водой и связью.

    Выполнение ремонтных работ в заранее известные сроки способствует предупреждению прогрессирующего изнашивания оборудования в эксплуатации и сокращению потерь в производстве из-за его неисправности и ремонта. Эти сроки указываются в инструктивных материалах по техническому обслуживанию и ремонты оборудования в отраслях промышленности. Сущность системы планово-предупредительного ремонта (ППР) заключатся в том, что после работы оборудования в течение определённого числа часов вне зависимости от нагрузки и фактического состояния его останавливают для проведения запланированного ремонта. Система планово-предупредительного ремонта исключает возможность случайного выхода оборудования из строя, позволяет ремонтировать его в кратчайшие сроки, создаёт предпосылки для наиболее эффективного использования оборудования, сокращает стоимость ремонта, улучшает его качество. Система планово-предупредительного ремонта из межремонтного технического обслуживания и ремонтных работ. Межремонтное обслуживание включает текущих ремонт, текущий уход за оборудованием, контроль за соблюдением правил эксплуатации, промывку отдельных узлов и агрегатов, смазку и смену масел, осмотр и проверку на точность. Текущий уход за оборудованием ведут рабочие во время перерывов в работе агрегатов. Он заключается в чистке станков, смазке и поддержании чистоты. Все операции выполняются по заранее составленным графикам. Ремонтные работы включают проведение текущего (малого) ремонта, среднего и капитального. Текущим ремонтом называется минимальный по объёму ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашиваемых деталей и регулированием механизмов обеспечивается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта. Средний ремонт предполагает частичную разборку оборудование, замену и восстановление изношенных деталей. Он выполняется без снятия оборудования с фундамента. Капитальный ремонт требует полной разборки и ремонта всех базовых деталей. Замена изношенных деталей и узлов, восстановление части деталей, затраты на все виды ремонта финансируется за счёт ремонтного фонда, которых образуется по нормативам и включается в себестоимость продукции. По некоторым видам оборудования осуществляется только текущий и капитальный ремонт в связи с тем, что по источникам финансирования средний и капитальный не отличаются друг от друга. В основе составления плана планово-предупредительного ремонта. В основе составления плана ППР лежат нормативы и структура ремонтного цикла, предусмотренные единой системой ППР. Ремонтный цикл – это время работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или время между двумя капитальными ремонтами. Структуру ремонтного цикла составляют количество и последовательность входящих в него ремонтов и осмотров. Межремонтный период – это время работы оборудования между двумя плановыми ремонтами. В система ППР предусмотрена определённая структура ремонтных циклов по группам оборудования с учётом назначения, сложности и условий эксплуатации. Для исчисления трудоёмкости ремонтных работ всё оборудование в зависимости от сложности, конструктивных и технологических особенностей, размеров обрабатываемых деталей классифицирую на группы сложности. В системе ППР установлены нормативы затрат труда, материалов, время нахождения оборудования в ремонте на ремонтную единицу. В машиностроении в качестве ремонтной единицы принята 1/11 затрат рабочего времени на ремонт токарно-винторезного станка 1К-62. Введены нормы обслуживания. Нормы простоя оборудования в ремонте зависят от вида ремонта и сменности работы бригады.

Лекция по ОПУПу №10.