Образец оформления материалов деятельности рабочей группы. Порядок формирования и деятельности рабочей группы

Глава 3. Порядок формирования и деятельности Рабочей группы

5. Рабочая группа формируется в составе руководителя Рабочей группы, двух заместителей руководителя и членов Рабочей группы.

В состав Рабочей группы могут входить представители органов и организаций.

Состав Рабочей группы утверждается распоряжением Правительства Чеченской Республики.

6. Руководителем Рабочей группы является заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики, председатель комиссии Правительства Чеченской Республики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Чеченской Республики.

7. Порядок работы Рабочей группы определяется руководителем Рабочей группы или по его поручению заместителем руководителя Рабочей группы.

8. Руководитель Рабочей группы:

1) организует работу Рабочей группы и обеспечивает контроль за исполнением ее решений;

2) определяет перечень, сроки и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Рабочей группы;

3) организует перспективное и текущее планирование работы Рабочей группы;

4) участвует в подготовке докладов Правительству Чеченской Республики по вопросам, входящим в компетенцию Рабочей группы;

5) представляет Рабочую группу при взаимодействии с органами и организациями, организует переписку с ними.

9. В отсутствие руководителя Рабочей группы по его поручению обязанности руководителя Рабочей группы исполняет один из заместителей руководителя Рабочей группы.

10. Рабочая группа для осуществления своих функций имеет право:

1) взаимодействовать по вопросам, входящим в компетенцию Рабочей группы, с соответствующими органами и организациями, получать от них в установленном порядке необходимые материалы и информацию;

2) заслушивать представителей органов и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Рабочей группы;

3) пользоваться в установленном порядке банками и базами данных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чеченской Республики;

4) использовать государственные системы связи и коммуникации;

5) привлекать в установленном порядке к работе Рабочей группы для осуществления аналитических и экспертных работ научные и иные организации, отдельных специалистов;

6) создавать рабочие группы по отдельным направлениям деятельности.

11. Работа Рабочей группы осуществляется в соответствии с планом, который ежегодно принимается на заседании Рабочей группы и утверждается ее руководителем.

12. Заседания Рабочей группы проводятся в соответствии с планом ее деятельности не реже одного раза в квартал. При необходимости по решению руководителя Рабочей группы могут проводиться внеочередные заседания Рабочей группы, в том числе выездные.

Заседание Рабочей группы проводит руководитель Рабочей группы или по его поручению заместитель руководителя Рабочей группы.

13. Члены Рабочей группы участвуют в ее заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена Рабочей группы на заседании он вправе заблаговременно (не позднее 3 дней до даты проведения заседания Рабочей группы) изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.

14. Заседание Рабочей группы считается правомочным для принятия решений, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов Рабочей группы.

15. Подготовка материалов к заседанию Рабочей группы осуществляется органами и организациями, к ведению которых относятся вопросы повестки Дня.

16. Члены Рабочей группы обладают равными правами при обсуждении вопросов, рассматриваемых на заседании Рабочей группы.

17. Решение Рабочей группы принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Рабочей группы. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

Решения, принимаемые на заседании Рабочей группы, оформляются протоколом, который подписывает руководитель Рабочей группы или его заместитель, председательствующий на заседании. Копия протокола заседания Рабочей группы рассылается ее членам.

18. Решения Рабочей группы, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения представленными в ней органами и организациями, реализующими меры по вопросам, связанным с функционированием систем АПК "Безопасный город".

19. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Рабочей группы осуществляется Главным управлением МЧС России по Чеченской Республике.

20. Рабочая группа информирует органы и организации, реализующие меры по вопросам, связанным с функционированием систем АПК "Безопасный город", о принятых решениях путем направления выписки из протокола заседания, Рабочей группы.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка формирования и осуществления деятельности технических рабочих групп


Утратил силу с 8 сентября 2017 года на основании
приказа Росстандарта от 10 апреля 2017 года N 735
____________________________________________________________________


Во исполнение , утвержденных (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст.253; N 38, ст.5284),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и осуществления деятельности технических рабочих групп.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А.В.Кулешова.

Руководитель
Федерального агентства
А.В.Абрамов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

регистрационный N 40090

Порядок формирования и осуществления деятельности технических рабочих групп

УТВЕРЖДЕН
приказом
Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 20 октября 2015 года N 1225

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок формирования и осуществления деятельности технических рабочих групп (далее - Порядок) определяет правила формирования и осуществления деятельности технических рабочих групп (далее - рабочие группы).

1.2. Рабочие группы формируются на временной основе и осуществляют свою деятельность при определении технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения, а также при разработке и актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (далее - справочники) в соответствии с настоящим Порядком.

1.3. Рабочие группы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Порядком.

1.4. Подготовку предложений по кандидатурам для включения в состав рабочих групп, координацию деятельности и организацию взаимодействия рабочих групп с федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам, связанным с определением технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения, а также с разработкой и актуализацией справочников, осуществляет Бюро наилучших доступных технологий (далее - Бюро).

1.5. Основными задачами рабочих групп являются:

а) сбор и анализ данных, полученных от федеральных органов исполнительной власти в установленных сферах деятельности, государственных научных организаций, некоммерческих организаций, в том числе государственных корпораций, экспертных организаций, промышленных союзов (ассоциаций), объединений предпринимателей и других организаций, необходимых для определения технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии;

б) разработка проектов справочников и актуализация справочников;

в) разработка информационного перечня применяемых технологий и показателей (совокупности сведений, содержащихся в проекте справочника, описывающих технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, используемые в настоящее время в рассматриваемой сфере деятельности, а также текущие уровни выбросов загрязняющих веществ и потребления ресурсов) на основании предложений членов рабочей группы;

г) определение технологии в качестве наилучшей доступной технологии с учетом критериев, указанных в , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 1458 (далее - Правила);

д) разработка перечня новейших наилучших доступных технологий.

2. Порядок формирования рабочих групп

2.1. В целях формирования рабочей группы Бюро готовит и направляет проект уведомления о формировании рабочей группы (далее - уведомление) в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт).

2.2. Росстандарт в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта уведомления из Бюро размещает уведомление на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Росстандарта), а также направляет в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти соответствующую информацию о предоставлении предложений по кандидатурам для включения в состав рабочей группы.

2.3. Уведомление о формировании рабочей группы должно содержать:

наименование рабочей группы;

наименование справочника;

коды и наименования групп (подгрупп) Общероссийского классификатора стандартов (ОКС);

зарубежный или международный аналог справочника;

номер контактного телефона, адрес электронной почты и данные лица, ответственного за формирование рабочей группы;

сроки и место приема заявок на участие в создаваемой рабочей группе;

фактическую дату размещения уведомления на сайте Росстандарта.

2.4. Срок, в течение которого производится прием заявок на участие в создаваемой рабочей группе (далее - заявка), устанавливается Росстандартом с учетом предложений Бюро, федеральных органов исполнительной власти и сроков, определенных Поэтапным графиком создания в 2015-2017 годах справочников наилучших доступных технологий , утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 года N 2178-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 46, ст.6379; 2015, N 36, ст.5094), но не может составлять менее 15 рабочих дней со дня размещения уведомления на сайте Росстандарта.

2.5. Заявка подается в Росстандарт, оформляется на бланке организации и должна содержать следующие сведения:

фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме;

контактная информация (сведения о месте нахождения, почтовый адрес, электронная почта, номера факсов, номера телефонов для связи);

дата и исходящий номер;

наименование рабочей группы, на включение в состав которой подается заявка;

предложение о включении в состав рабочей группы представителей организации, подготовленное по результатам рассмотрения уведомления, размещенного на сайте Росстандарта;

сведения о кандидатах (представителях организации) в члены рабочей группы: фамилия, имя, отчество, сведения об образовании (оконченные учебные заведения, квалификация и специальность по образованию, ученая степень, ученое звание), структурное подразделение и занимаемая должность, контактная информация (номер контактного телефона, адрес электронной почты);

фамилия, имя, отчество, подпись руководителя или иного уполномоченного лица.

2.6. Дополнительно к заявке прилагается подписанное каждым из кандидатов в члены рабочей группы письменное согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку Росстандартом и Бюро его персональных данных (указанных в заявке) в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3451; 2009, N 48, ст.5716; N 52, ст.6439; 2010, N 27, ст.3407; N 31, ст.ст.4173, 4196; N 49, ст.6409; 2011, N 23, ст.3263; N 31, ст.4701; 2013, N 14, ст.1651; N 30, ст.4038; N 51, ст.6683; 2014, N 23, ст.2927; N 30, ст.4217, ст.4243).

2.7. Росстандарт направляет поступившие заявки в Бюро.

2.8. Заявки, поступившие в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Порядка, Бюро регистрирует, рассматривает и анализирует в целях подготовки предложений по кандидатурам для включения в состав рабочих групп.

2.9. Не позднее 10 рабочих дней со дня окончания приема заявок, Бюро направляет в Росстандарт предложения по кандидатурам для включения в состав рабочих групп, в том числе предложения по кандидатурам руководителей секретариатов рабочих групп, сформированные по результатам рассмотрения и анализа поступивших заявок.

2.10. Состав рабочей группы утверждается приказом Росстандарта отдельно для каждого из справочников с учетом области их применения и отраслевой специфики, электронная копия указанного приказа размещается на сайте Росстандарта в течение 3 рабочих дней с момента его подписания.

2.11. В состав рабочей группы включаются представители:

федеральных органов исполнительной власти;

государственных научных организаций;

некоммерческих организаций;

государственных корпораций;

экспертных организаций;

промышленных союзов (ассоциаций);

объединений предпринимателей;

иных организаций.

2.12. Рабочая группа состоит из:

а) членов рабочей группы;

б) руководителя секретариата рабочей группы (представитель Бюро);

в) секретариата рабочей группы.

2.13. Члены рабочей группы могут иметь статус полноправного члена с правом голоса или члена-наблюдателя с совещательным правом голоса.

Член рабочей группы с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом рабочей группы с правом голоса по всем вопросам, за исключением права участвовать в голосовании при принятии решений.

2.14. В течение месяца с даты утверждения Росстандартом состава рабочей группы руководитель секретариата рабочей группы готовит и представляет на утверждение в Бюро обоснованные предложения по установлению статуса членов рабочей группы.

Бюро, получив от руководителя секретариата рабочей группы предложения по установлению статуса членов рабочей группы, рассматривает их в течение 5 рабочих дней и утверждает статус членов рабочей группы протокольным решением, либо, в случае наличия замечаний, возвращает их руководителю секретариата рабочей группы на доработку с указанием сроков, отведенных на исполнение.

Статус членов рабочей группы определяется и утверждается не позднее двух месяцев с даты утверждения состава рабочей группы.

В процессе деятельности рабочей группы Бюро вправе принимать решения об изменении статуса полноправного члена или члена-наблюдателя на основании соответствующих обоснованных предложений руководителя секретариата рабочей группы.

2.15. Росстандартом на основании предложений Бюро может быть принято решение о включении в состав рабочей группы новых членов и (или) об исключении членов рабочей группы из ее состава.

Основанием для включения в состав рабочей группы нового члена является заявление заинтересованного лица, оформленное аналогично требованиям к оформлению заявки на участие в рабочей группе в соответствии с пунктами 2.5-2.6 настоящего Порядка и одобренное Бюро.

Бюро представляет право доступа к документам рабочей группы и возможность присутствовать на ее заседаниях кандидату в члены рабочей группы в случае одобрения его заявления.

Основаниями для исключения члена из состава рабочей группы являются:

соответствующее письменное заявление члена рабочей группы на имя руководителя секретариата рабочей группы;

регулярное отсутствие (более двух раз подряд) без уважительных причин на заседаниях рабочих групп;

систематическое невыполнение требований, предъявляемых к нему в процессе деятельности рабочей группы;

иные действия (бездействие), нарушающие порядок работы рабочих групп.

Изменения, вносимые в состав рабочей группы, оформляются приказом Росстандарта.

3. Порядок работы рабочих групп

3.1. Координацию деятельности рабочей группы осуществляет руководитель секретариата рабочей группы.

3.2. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочих групп, включая ведение делопроизводства, информирование о времени и месте проведения заседаний, обеспечение необходимыми информационными материалами, организацию подготовки заседаний, осуществляют секретариаты рабочих групп.

3.3. К работе в рабочей группе в качестве экспертов-консультантов могут привлекаться представители организаций и физические лица, не являющиеся членами рабочей группы, но являющиеся компетентными в решаемых рабочей группой вопросах и обладающие необходимыми профессиональными знаниями и практическим опытом.

Основанием для привлечения экспертов-консультантов является решение, принятое на заседании рабочей группы.

3.4. Основной формой деятельности рабочей группы является заседание. По решению руководителя секретариата рабочей группы заседания в зависимости от технической возможности, а также поставленных задач осуществляются как в очной, так и в заочной форме посредством видеоконференции, информационных форумов по обмену данными или иным доступным способом.

3.5. В целях оперативного принятия решения по вопросам, относящимся к компетенции рабочей группы, в период между заседаниями руководитель секретариата рабочей группы организовывает и проводит заочное голосование согласно положениям главы 4 настоящего Порядка.

3.6. На первом (установочном) заседании руководитель секретариата рабочей группы инициирует и организует разработку плана деятельности рабочей группы (далее - план деятельности), содержащего сроки и этапы работ, установленные Бюро.

3.7. Срок, в течение которого план деятельности разрабатывается и предоставляется в Бюро на утверждение, устанавливается руководителем секретариата рабочей группы, но не может составлять более 20 рабочих дней со дня проведения установочного заседания.

3.8. План деятельности утверждается Бюро в течение 5 рабочих дней с момента его предоставления. Копии плана деятельности рассылаются (в электронной форме) секретариатом рабочей группы всем ее членам в течение 3 рабочих дней, следующих за днем утверждения.

3.9. Заседания рабочей группы назначаются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

3.10. Даты проведения заседаний определяются руководителем секретариата рабочей группы с учетом утвержденного плана деятельности.

3.11. Повестку заседания определяет и утверждает руководитель секретариата на основе задач, стоящих перед рабочей группой, а также предложений Росстандарта, Бюро и членов рабочей группы.

3.12. О проведении заседания рабочей группы, форме, месте и времени его проведения, а также о повестке дня члены рабочей группы уведомляются секретариатом путем направления соответствующего уведомления в электронной форме не менее чем за 10 рабочих дней до даты проведения заседания.

3.13. Материалы заседания рабочей группы направляются секретариатом всем членам рабочей группы (в электронной форме) одновременно с уведомлением о проведении заседания.

3.14. Приглашение на заседание рабочей группы экспертов-консультантов, не являющихся членами рабочей группы, а также кандидатов в члены рабочей группы осуществляется в сроки, установленные в пункте 3.12.

3.15. Итоги заседаний рабочей группы оформляются протоколами. Протоколы подписываются руководителем секретариата рабочей группы и утверждаются руководителем Бюро.

3.16. Любой из членов рабочей группы, а также приглашенные на заседание лица вправе выразить свою точку зрения (особое мнение), отличную от принятого решения. При этом особое мнение излагается в письменном виде и прилагается к протоколу заседания рабочей группы.

Утвержденные протоколы, особые мнения, документы и материалы, выносимые на заседание рабочей группы, хранятся (в бумажном и (или) электронном виде) в Бюро.

Копию протокола заседания рабочей группы и прилагаемых к нему документов секретариат направляет всем членам рабочей группы в течение 5 рабочих дней с даты утверждения протокола.

3.17. Организация и проведение заседаний рабочей группы осуществляется за счет Бюро, а расходы, связанные с участием в заседаниях, члены рабочей группы несут самостоятельно.

4. Порядок принятия решений рабочими группами

4.1. В процессе осуществления деятельности рабочей группы решения принимаются путем проведения очного или заочного голосования.

4.2. В голосовании принимают участие только полноправные члены рабочей группы. Голосование, проводимое в очной или заочной форме, считается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее половины от общего числа полноправных членов рабочей группы.

4.3. При принятии рабочей группой решений путем голосования каждый полноправный член рабочей группы имеет один голос.

4.4. Решения принимаются простым большинством голосов полноправных членов рабочей группы, участвующих в голосовании.

4.7. Результаты голосования оформляются протоколом голосования, который подписывается руководителем секретариата рабочей группы.

Подсчет голосов, оформление и подписание протокола голосования осуществляются руководителем секретариата рабочей группы в течение 10 рабочих дней по истечении срока голосования.

Копия протокола голосования в течение 5 рабочих дней со дня подписания направляется членам рабочей группы.

4.8. Разногласия, не снятые рабочей группой, выносятся Росстандартом на очередное заседание Межведомственного совета по переходу на принципы наилучших доступных технологий и внедрению современных технологий (далее - Межведомственный совет).

Межведомственный совет рассматривает на заседании разногласия по проекту справочника, выявленные при публичном обсуждении и не урегулированные в рамках деятельности рабочей группы, принимает окончательное решение по проекту справочника, оформляет принятое решение протоколом и направляет его в рабочую группу согласно пункту 23 Правил .

5. Принятие результатов деятельности рабочих групп и решений о прекращении их деятельности

5.1. По результатам деятельности секретариат рабочей группы формирует отчетный пакет документов рабочей группы (далее - пакет документов), который визируется руководителем секретариата и представляется Руководителю Бюро.

Пакет документов включает в себя:

а) уведомление о формировании рабочей группы;

б) копию приказа Росстандарта о создании и утверждении состава рабочей группы;

в) проект справочника (первая редакция), представленный руководителем секретариата в Бюро для организации его дальнейшего публичного обсуждения и проведения экспертизы в Техническом комитете по стандартизации "Наилучшие доступные технологии";

г) протоколы заседаний рабочей группы, протоколы голосований;

д) пояснительную записку к проекту справочника.

5.2. Решение о прекращении деятельности рабочей группы принимается Росстандартом по предложению Бюро, в том числе, основанном на фактическом выполнении рабочей группой плана деятельности, завершении разработки и утверждения справочника, а также утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий нормативными документами в области охраны окружающей среды.

5.3. Решение о прекращении деятельности рабочей группы оформляется приказом Росстандарта, копию которого Бюро направляет всем членам рабочей группы.

5.4. С момента начала формирования рабочей группы и до прекращения ее деятельности в Бюро формируются и в дальнейшем хранятся (в электронной и (или) бумажной форме) материалы и информация, необходимые для разработки и актуализации справочника, именуемые "делом справочника", которые включают:

а) пакет документов, представленный секретариатом рабочей группы Руководителю Бюро в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Порядка;

б) копию приказа Росстандарта об утверждении справочника;

в) копию приказа Росстандарта о прекращении деятельности рабочей группы;

г) иные документы.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 17.12.2015,
N 0001201512170029

Одним из наиболее эффективных инструментов современного организационного развития, внедрения стратегических изменений, адаптации коллектива предприятия к изменяющимся условиям, является привлечение персонала к управлению предприятием путем организации целевых (профильных) рабочих групп детализации и внедрения изменений. Функции рабочих групп (РГ) выполняют функциональные подразделения предприятия, которых непосредственно касаются организационные изменения. В состав РГ входят руководители подразделений (менеджеры) – руководители рабочих групп и непосредственные исполнители работ – участники рабочих групп.

Схема организации РГ (рис. 7.2) предусматривает следующие роли:

1) заказчик изменений – это, как правило, руководитель предприятия (или собственник), который, совместно с консультантом ставит задачу перед руководителем проекта изменений;

2) руководитель РГ – как правило, работник в статусе заместителя заказчика изменений (руководителя предприятия или владельца), который несет ответственность за деятельность целевой РГ, распределяет работы в рамках РГ и контролирует их выполнение.

Рис. 7.2.Схема организации рабочих групп

Группа руководителей РГ во главе с руководителем проекта изменений составляют команду управления изменениями, в функции которой входят:

определение кадрового состава рабочих групп, привлечение в случае необходимости непрофильных специалистов как участников или экспертов;

согласование между собой решений РГ, чтобы избежать межфункциональных разногласий;

согласование и принятие к внедрению предложений рабочих групп;

3) участник РГ – специалист, выполняющий работы в рамках специализации РГ и обладающий совещательным голосом;

4) консультант – специалист, возможно посторонний, постановщик задачи для рабочей группы. Основной задачей консультанта является методическая поддержка деятельности РГ, объяснение целей, задач и методов работы. Консультант может выступать в качестве эксперта;



5) эксперт – профильный специалист, в задачи которого входит рассмотрение специальных, узкопрофессиональных вопросов и экспертиза принимаемых РГ решений. Эксперт может быть как внутренним работником, так и приглашенным со стороны.

Последовательность действий при формировании рабочих групп указана на рис. 7.3.

Рис. 7.3.Этапы формирования рабочих групп

На первом этапе, исходя из принятых стратегических установок, из числа руководителей функциональных подразделений предприятия формируется небольшая группа специалистов-единомышленников – команда управления изменениями. Руководитель (владелец) предприятия ставит перед группой стратегическую задачу, вытекающую из необходимости проведения организационных изменений. Команда управления определяет состав целевых РГ, формирует группы экспертов и консультантов по направлениям.

На втором этапе начинается активная фаза детализации и внедрения изменений. Заказчик, консультанты и эксперты доводят до участников РГ стратегию организационных изменений, связанные с этим проблемы, формулируют задачи, оказывают методическую помощь. На этом этапе определяются «пределы ответственности», проводятся тренинги и семинары, организуется групповая работа.

На третьем, самом сложном и ответственном этапе происходит основная деятельность РГ, формируются и детализируются предложения, касающиеся будущих изменений, принимаются окончательные решения. Осуществляется реальное делегирование полномочий и ответственности как руководителям, так и участникам РГ. Делегирование ответственности и полномочий позволяет:

установить на стадии детализации изменений межфункциональное взаимодействие;

максимально «привязать» стратегические цели к реальным условиям и компетенциям;

преодолеть сопротивление изменениям, присущее любому коллективу;

получить поддержку стратегических изменений на уровне среднего менеджмента, то есть именно там, где очень часто тормозится большинство инициатив;

привлечь персонал к процессу стратегического управления и управления изменениями.

На четвертом этапе, после того, как были решены все вопросы, касающиеся изменений, проводится экспертиза результатов, получается вывод заказчика, подготавливается персонал, осуществляется внедрение изменений.

На пятом этапе осуществляется мониторинг изменений, анализ и оценка полученных результатов, которые могут стать основой для дальнейшего развития предприятия.

7.4. Организационная диагностика: необходимость проведения и содержание

Многие организации терпели поражение в осуществлении нововведений, поскольку масштабы таких инноваций были более значительными, чем степень готовности к ним организации. Любые организационные изменения целесообразно начинать с диагностики «шага развития», который субъективно готова осуществить организация, ее персонал, позволяет корпоративная культура. Второй важный момент – это оценка масштаба и глубины предполагаемых нововведений. Сопоставление субъективно допустимого «шага развития» и целевого масштаба нововведений позволяет зафиксировать величину «разрыва» между этими переменными. «Разрыв» между готовностью компании к преобразованиям, с одной стороны, и предполагаемым масштабом нововведений, с другой, преодолевается за счет консолидации и усиления «движущих сил» и минимизации влияния «сдерживающих сил», которых устраивает текущее положение дел.

Диагностика – это процесс оценки деятельности организации или подразделения, направленный на раскрытие проблем и обозначение сфер их возможного решения. Состоит из сбора необходимой информации об организационном функционировании, анализа этих данных и выводов относительно потенциальных изменений и улучшений. Эффективная диагностика предполагает выбор вмешательства, то есть систему мероприятий, удовлетворяющих необходимость организации в развитии. Главное правило диагностики – искать не недостатки, а ресурсы.

Организационная диагностика – это совокупность специальных методов, применяемых в исследовании организации, включающая интервьюирование, анкетирование, анализ структуры и возможности осуществления управленческих решений, выявление соотношений интересов и целей различных групп персонала.

Цели диагностики:

выявить и описать структуру и векторы напряжения силового поля организационных преобразований (соотношение движущих и сдерживающих сил);

определить оптимальную модель управления организационными изменениями;

Направлениями диагностики могут быть:

оценка персонала, выявление сотрудников, готовых и способных выполнять роль «агентов перемен»;

оценка слухостойкости формальных каналов коммуникации; выявление фактических слухов и оценка механизмов их распространения;

оценка степени удовлетворенности персонала существующим положением дел и субъективного восприятия (осознания) необходимости преобразований («оценка зоны комфорта»);

оценка «горизонта допустимых преобразований» в представлениях работников различных категорий;

выявление заинтересованных ключевых групп, фигур, оценка возможных сценариев их влияния на разработку и внедрение проекта изменений;

реконструкция неформальной структуры организации, выявление «лидеров мнений», их установок относительно возможных преобразований;

выявление оптимальной схемы формализации системы управления организационными изменениями.

тБВПЮБС ЗТХРРБ – НЕИБОЙЪН УМПЦОЩК, ОП ЧТЕНЕОБНЙ УПЧЕТЫЕООП ОЕПВИПДЙНЩК.
чПЪШНЕН ПВЩДЕООХА ЪБДБЮХ. пТЗБОЙЪБГЙС ПУХЭЕУФЧМСЕФ 4 УПЧЕТЫЕООП ТБЪМЙЮОЩИ ЧЙДБ ДЕСФЕМШОПУФЙ. дМС ХЮБУФЙС Ч ЧЩУФБЧЛЕ (ОБРТЙНЕТ, «хТБМ йОДХУФТЙБМШОЩК») ОЕПВИПДЙНП РПДЗПФПЧЙФШ ЕДЙОЩК РТПЕЛФ, ТЕБМШОП Й ОБЗМСДОП РТЕДУФБЧМСАЭЙК МХЮЫЙЕ ДПУФЙЦЕОЙС ЛПНРБОЙЙ РП ЧУЕН ЮЕФЩТЕН ОБРТБЧМЕОЙСН ЪБ РПУМЕДОЙЕ ДЧБ ЗПДБ.
лБЛ ЬФП УДЕМБФШ? рПТХЮЙФШ ЛБЦДПНХ ПФДЕМХ РТЕДУФБЧМСФШ УЧПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ, Б PR-ПФДЕМХ НХЮЙФШУС, УЧПДС ЧУЕ ЧПЕДЙОП? йМЙ ЧЪЧБМЙФШ ОБ PR-ЭЙЛПЧ ПВСЪБООПУФШ РТЕДУФБЧМСФШ ФП, Ч ЮЕН ПОЙ СЧОП ТБЪВЙТБАФУС ИХЦЕ, ЮЕН УРЕГЙБМЙУФЩ ПФДЕМПЧ?
пРФЙНБМШОПЕ ТЕЫЕОЙЕ – УПЪДБОЙЕ ТБВПЮЕК ЗТХРРЩ.

лпздб упъдбчбфш?

уПЪДБЧБФШ ТБВПЮХА ЗТХРРХ ЙНЕЕФ УНЩУМ Ч ФПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ ЧБЫБ ЪБДБЮБ ЙНЕЕФ ЛТПУУ-ЖХОЛГЙПОБМШОЩК ИБТБЛФЕТ. фП ЕУФШ, ЕУМЙ Ч ЕЕ ТЕЫЕОЙЙ ПВСЪБФЕМШОП ДПМЦОЩ РТЙОЙНБФШ ХЮБУФЙЕ РТЕДУФБЧЙФЕМЙ ТБЪОЩИ РПДТБЪДЕМЕОЙК.

ЕУМЙ ДМС ТЕЫЕОЙС ЧПРТПУБ ДПУФБФПЮОП УЧЕУФЙ ЧПЕДЙОП ДЧХИ ОХЦОЩИ ЮЕМПЧЕЛ – ТБВПЮХА ЗТХРРХ УПЪДБЧБФШ ОЕ ОБДП. б ЕУМЙ ФБЛЙИ МАДЕК РПФТЕВХЕФУС ХЦЕ ФТЙ Й ВПМЕЕ – ХЦЕ ОБДП.

ЕУМЙ РП ХТПЧОА УМПЦОПУФЙ ЪБДБЮБ НПЦЕФ ВЩФШ ТЕЫЕОБ Ч ДЧБ РТЙУЕУФБ, РТПЭЕ РТПЧЕУФЙ 2-И ЙМЙ 3-ЬФБРОПЕ УПЧЕЭБОЙЕ У РПУФПСООЩН УПУФБЧПН ХЮБУФОЙЛПЧ.

ЕУМЙ ЪБДБЮБ ОПУЙФ ДЙБЗОПУФЙЮЕУЛЙК ИБТБЛФЕТ (ХУФБОПЧМЕОЙЕ РЕТЧПРТЙЮЙО) – ЗТХРРХ РТБЧЙМШОЕЕ ОБЪЧБФШ ЛПНЙУУЙЕК.

Б ЕУМЙ ЮХЧУФЧХЕН, ЮФП ЪБДБЮБ ОЕРПОСФОБС, ДЙОБНЙЛБ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС ДМЙООБС, ОБДП УПЪДБЧБФШ ТБВПЮХА ЗТХРРХ.

йъ лпзп дпмцоб упуфпсфш тбвпюбс зтхррб

лБЛ РТБЧЙМП, ТБВПЮЙЕ ЗТХРРЩ Х ОБУ УПЪДБАФ ЙЪ ФЕИ, ЙЪ ЛПЗП Ч РТЙОГЙРЕ УПЪДБЧБФШ ОЕМШЪС. йНЕООП РПЬФПНХ УПЪДБООЩЕ ЗТХРРЩ ОЕ ТБВПФБАФ.

рЕТЧЩК ОЕЖХОЛГЙПОБМШОЩК ЧБТЙБОФ: ТБВПФБ У РПУТЕДОЙЛБНЙ.

УПЪДБЕН ЗТХРРХ ЙЪ РТЕДУФБЧЙФЕМЕК ТБЪМЙЮОЩИ ПФДЕМПЧ, Б РПФПН ОЕ НПЦЕН УПВТБФШ ЙИ ЧПЕДЙОП, РПФПНХ ЮФП ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩК ТХЛПЧПДЙФЕМШ ОЕ УЮЙФБЕФ ЧБЫХ ЗТХРРХ ЮЕН-ФП ЧБЦОЩН Й ЪБЗТХЦБЕФ ЪБОСФЩИ Ч ОЕК УЧПЙИ УПФТХДОЙЛПЧ ЪБДБЮБНЙ ПФДЕМБ. лБЦДЩК ТБЪ ЙИ РТЙИПДЙФУС «ПФРТБЫЙЧБФШ».

чФПТПК ОЕЖХОЛГЙПОБМШОЩК ЧБТЙБОФ: НПЦОП ОБЪОБЮЙФШ Ч ТБВПЮХА ЗТХРРХ ПДОЙИ ТХЛПЧПДЙФЕМЕК.

ОБ УПЧЕЭБОЙЙ ОБЮБМШОЙЛПЧ ПФДЕМПЧ ЙОЙГЙБФПТ РТПЕЛФБ ТБУУЛБЪЩЧБЕФ, Ч ЮЕН, УПВУФЧЕООП, ЪБЛМАЮБЕФУС ЪБНЩУЕМ. лФП-ФП ЙЪ РТЙУХФУФЧХАЭЙИ ТХЛПЧПДЙФЕМЕК УБН ДЕМБФШ ЮФП-ФП ВХДЕФ? оЕФ.

ЧЕТОХЧЫЙУШ Ч УЧПК ПФДЕМ, ПОЙ РЕТЕУЛБЪБМЙ ХУМЩЫБООПЕ ЙУРПМОЙФЕМСН. й ОБЧЕТОСЛБ УДЕМБМЙ ЬФП, ЮФП ОБЪЩЧБЕФУС, У РСФПЗП ОБ ДЕУСФПЕ. рТПУФП РПФПНХ, ЮФП ОЕ УНПЗМЙ ЙЪМПЦЙФШ ЧПРТПУ ФБЛ, ЛБЛ РЕТЧПЙУФПЮОЙЛ - ЧЕДШ ЧЩУФХРБЧЫЙК Л УПЧЕЭБОЙА ЗПФПЧЙМУС, Б ПУФБМШОЩЕ ТХЛПЧПДЙФЕМЙ РТПУФП РТЙУХФУФЧПЧБМЙ.

ЛПЗДБ ОБУФХРЙМП ЧТЕНС ЙДФЙ ОБ ЧФПТПК ФХТ ТБВПЮЕК ЗТХРРЩ, ОБЮБМШОЙЛ ЧЩСУОЙМ, ЮФП УДЕМБМП ЕЗП РПДТБЪДЕМЕОЙЕ. пО ЧЩЪЧБМ ПФЧЕФУФЧЕООПЗП Й ЧЩУМХЫБМ ЕЗП (Ч ФПФ МЙНЙФ ЧТЕНЕОЙ, ЛПФПТЩК ДМС ЬФПЗП ПФРХЭЕО). ъОБЕФ МЙ ПО Ч ЙФПЗЕ ЧПРТПУ ФБЛ ЦЕ ЗМХВПЛП, ЛБЛ РПДЮЙОЕООЩК? оЕФ.

РПЬФПНХ ОБ ЧФПТПК ФХТ РТЙДХФ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ОЕРПДЗПФПЧМЕООЩЕ ТХЛПЧПДЙФЕМЙ. оП ЬФЙ УФБФХУОЩЕ МАДЙ ОЕ НПЗХФ РПЛБЪБФШ ДТХЗ ДТХЗХ, ЮФП ОЕ ЧМБДЕАФ ЧПРТПУПН. й ДБЦЕ ФПФ, ЛФП ЧУЕ РПОСМ, ОЕ УНПЦЕФ ЙЪНЕОЙФШ УЙФХБГЙА. дХНБА, ДБМШЫЕ РТПДПМЦБФШ ФЕНХ ОЕ УФПЙФ, ЮЙФБФЕМЙ ХЦЕ ЧУЕ РПОСМЙ: ЗТХРРБ ЙЪ ПДОЙИ ОБЮБМШОЙЛПЧ – ОЕТБВПФПУРПУПВОБС ЗТХРРБ.

жХОЛГЙПОБМШОЩК ЧБТЙБОФ.

ОБДП УДЕМБФШ ФБЛ, ЮФПВЩ ТХЛПЧПДЙФЕМЙ ПФДЕМПЧ ТБЪТЕЫЙМЙ РТПРХУФЙФШ УЧПЙИ РПДЮЙОЕООЩИ Ч ТБВПЮХА ЗТХРРХ ЛБЛ ВЩ УЛЧПЪШ УЕВС. фП ЕУФШ, РЕТЧЩК ТБЪ ПОЙ РТПУМХЫБМЙ ЙОЖПТНБГЙА ОБ УФТБФЕЗЙЮЕУЛПН ЛПНЙФЕФЕ Й УПЗМБУЙМЙУШ – ЬФП ОБДП ДЕМБФШ. б ТБВПЮХА ЗТХРРХ УПЪДБЕН ЙЪ ФЕИ, ЛФП ВХДЕФ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ДЕМБФШ ДЕМП Й ПВЭБФШУС ДТХЗ У ДТХЗПН ВЕЪ РПУТЕДОЙЛПЧ.

ЮФП ФБЛПЕ УФТБФЕЗЙЮЕУЛЙК ЛПНЙФЕФ? оБЪЧБФШ ЕЗП НПЦОП РП-ТБЪОПНХ. уХФШ: ЬФП ФП НЕУФП, ЛХДБ РПУФХРБАФ ЙОЙГЙБФЙЧЩ. ъДЕУШ ТХЛПЧПДЙФЕМЙ ОБ РПМЙФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ УПЗМБЫБАФУС ЙМЙ ОЕФ. б ЙУРПМОСФШ ЬФЙ УПЗМБЫЕОЙС ВХДХФ ТБВПЮЙЕ ЗТХРРЩ.

ТЕЪХМШФБФЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ ТБВПЮЙИ ЗТХРР ПЗМБЫБАФУС ФПЦЕ ОБ УФТБФЕЗЙЮЕУЛПН ЛПНЙФЕФЕ – ЧЕДШ ТХЛПЧПДЙФЕМЙ ДПМЦОЩ ЪОБФШ ЙФПЗЙ УПЧНЕУФОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ УЧПЙИ РПДЮЙОЕООЩИ.

УЛБЦЕФЕ, УМПЦОП? ъБЮБУФХА РПЗПЧПТЙФШ У ЗМБЪХ ОБ ЗМБЪ ЛБЦЕФУС РТПЭЕ, ЮЕН УНПДЕМЙТПЧБФШ РПЧЕДЕОЙЕ РПДПВОПЗП УПВТБОЙС. дБ, ЛПОЕЮОП, ЧЩ НПЦЕФЕ ЧУЕ ТБУУЛБЪЩЧБФШ ЛБЦДПНХ ТХЛПЧПДЙФЕМА ЙОДЙЧЙДХБМШОП – ОП ЪБ ЮЕК УЮЕФ? лФП ПРМБЮЙЧБЕФ ЬФП ТБВПЮЕЕ ЧТЕНС?

ОЕФ ХЦ, ТБЪ ЧУЕН ОБДП ПВ ЬФПН ХЪОБФШ - РХУФШ УДЕМБАФ ЬФП ПДОПЧТЕНЕООП. рПМХЮБЕФУС ЬЛПОПНОЕЕ, ДБЦЕ ЕУМЙ Ч ВПМШЫПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ Х УФТБФЕЗЙЮЕУЛПЗП ЛПНЙФЕФБ ЕУФШ РПУФПСООЩК УЕЛТЕФБТШ Й УЧПК ВАДЦЕФ ТБЪЧЙФЙС.

йъдбойе ртйлбъб

лБЛ УДЕМБФШ ФБЛ, ЮФПВЩ ЮМЕОЩ ТБВПЮЕК ЗТХРРЩ ДПЗБДБМЙУШ, ЮФП ЬФХ ТБВПФХ ПОЙ ДЕМБАФ ОЕ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ПДПМЦЕОЙС Й ОЕ ОБ ПВЭЕУФЧЕООЩИ ОБЮБМБИ? лБЛ ПЖПТНЙФШ УППФЧЕФУФЧХАЭЙК УФБФХУ ТБВПЮЕК ЗТХРРЩ Ч ОБЫЕК ПТЗБОЙЪБГЙЙ? юФПВЩ ЛБЦДЩК, РТЙЧМЕЮЕООЩК Л ТБВПФЕ, ХЧЙДЕМ УЧПА ЖБНЙМЙА Ч УРЙУЛЕ ЬФПК ЗТХРРЩ?

МПЗЙЮОП, ЮФП РЕТЧЩК ТХЛПЧПДЙФЕМШ ДПМЦЕО ЙЪДБФШ РТЙЛБЪ.

оп ЮФПВЩ ПО НПЗ ЬФПФ РТЙЛБЪ ОБРЙУБФШ, Ч УЙУФЕНЕ ЛПТРПТБФЙЧОЩИ ГЕООПУФЕК ЛПНРБОЙЙ ДПМЦОП УХЭЕУФЧПЧБФШ РТБЧЙМП ЙЪДБОЙС РПДПВОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ. ч ИПТПЫЕК ПТЗБОЙЪБГЙЙ ФБЛЙЕ РТЙЛБЪЩ РЙЫЕФ УБН ЙОЙГЙБФПТ.

ВПМЕЕ ФПЗП, РТЙОСФП УМЕДХАЭЕЕ. еУМЙ НЩ ИПФЙН РТЙОСФШ РТПЕЛФ, ОЕПВИПДЙНПУФШ ТЕБМЙЪБГЙЙ ЛПФПТПЗП ОЙ Х ЛПЗП ОЕ ЧЩЪЩЧБЕФ УПНОЕОЙС, ОП РТПУФП ОЕ ОБЫМПУШ ФБЛПЗП УНЕМПЗП, ЛПФПТЩК ЪБ ЬФП ВЕТЕФУС – ОБЫЕДЫЙКУС УНЕМЩК Л ЗЕОЕТБМШОПНХ ДЙТЕЛФПТХ УТБЪХ ЙДЕФ У РТПЕЛФПН РТЙЛБЪБ, Б ОЕ УП УМПЧБНЙ. й ЗЕОЕТБМШОЩК ДЙТЕЛФПТ, ХЧЙДЕЧ ЮЕМПЧЕЛБ У ДПЛХНЕОФПН, УТБЪХ РПОЙНБЕФ, ЮФП ФПФ РТЙЫЕМ ДЕМШОП ТЕЫЙФШ ЧПРТПУ. ч ЙФПЗЕ ЗЕОЕТБМШОЩК РПУНПФТЕМ, ЧУФБЧЙМ ДЧБ УМПЧБ, Й РТПЕЛФ ЪБРХЭЕО Ч ТБЪТБВПФЛХ (ДМС ЬФПЗП ТБЪТБВПФЮЙЛ ЪБТБОЕЕ ПУФБЧЙМ НЕУФП, ЛХДБ ЧУФБЧЙФШ ОХЦОЩЕ УМПЧБ).

Б ЕУМЙ ПО РТЙЫЕМ Й ПВЯСУОСЕФ ОБ РБМШГБИ – УЛПМШЛП ВХДЕФ ЕЭЕ ФХТПЧ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС?

ОП ЕУМЙ НЩ ЧЩУФХРБЕН У ЪБДБЮЕК, П ЛПФПТПК ЕЭЕ ОЙЛФП УМЩИПН ОЕ УМЩИЙЧБМ, ФП Л ЗЕОЕТБМШОПНХ ДЙТЕЛФПТХ ЪБ УРЙОБНЙ ЛПММЕЗ ЙДФЙ ОЕ ЬФЙЮОП. дМС ЬФПЗП Й РТЙДХНБМЙ УФТБФЕЗЙЮЕУЛЙК ЛПНЙФЕФ. фБН НЩ ЧУЕИ Й ПРПЧЕУФЙН, Й ЗПТБЪДП РТПЭЕ РПМХЮЙН ПВЭЕЕ УПЗМБУЙЕ (ЧЕДШ ОБ МАДСИ УПРТПФЙЧМСФШУС ОЕПВИПДЙНЩН ДМС ТБЪЧЙФЙС ЛПНРБОЙЙ ОПЧПЧЧЕДЕОЙСН ЗПТБЪДП УМПЦОЕЕ).

пъоблпнмеойе

ъДЕУШ ЕУФШ ПДОБ ФПОЛПУФШ. нЩ У ЧБНЙ ЪБЙОФЕТЕУПЧБОЩ Ч ФПН, ЮФПВЩ ЮМЕОЩ ТБВПЮЕК ЗТХРРЩ ХЧЙДЕМЙ УЧПЙ ЖБНЙМЙЙ Ч РТЙЛБЪЕ. оП ЛПЗДБ НЩ РЙЫЕН РТПЕЛФ РТЙЛБЪБ, ФП ЕЭЕ ОЕ ЪОБЕН, ЛПЗП ЙЪ УПФТХДОЙЛПЧ ПФДБДХФ Ч ТБВПЮХА ЗТХРРХ ТХЛПЧПДЙФЕМЙ ПФДЕМПЧ. юФПВЩ ЧЩСУОЙФШ ЬФП, НПЦОП ЧПУРПМШЪПЧБФШУС МЙУФПН ПЪОБЛПНМЕОЙС У РТЙЛБЪПН. лПЗДБ РТЙЛБЪ ВХДЕФ ЙЪДБО, УПФТХДОЙЛЙ, ЛПФПТЩИ ЬФП ЛБУБЕФУС, ДПМЦОЩ ВХДХФ РПУФБЧЙФШ УЧПА РПДРЙУШ Ч МЙУФЕ ПЪОБЛПНМЕОЙС. фБЛЙН ПВТБЪПН, ЧУЕ, ЛФП ВХДЕФ РЕТЕДБО Ч ТБВПЮХА ЗТХРРХ, ЖБЛФЙЮЕУЛЙ РПЖБНЙМШОП РПРБДХФ Ч РТЙЛБЪ.

ЙФБЛ, РТЙЛБЪ ЙЪДБО, Й НЩ БДНЙОЙУФТБФЙЧОП ЪБНЛОХМЙ ОБ УЕВС ОХЦОЩИ МАДЕК. еУМЙ Ч РТЙЛБЪЕ РТПРЙУБОП, ЛХДБ Й ЛПЗДБ ЙН ОБДМЕЦЙФ РТЙВЩФШ, ЬФЙ РТЙЫЕДЫЙЕ МАДЙ РПУФХРБАФ Ч ТБУРПТСЦЕОЙЕ ТХЛПЧПДЙФЕМС ТБВПЮЕК ЗТХРРЩ, ИПФС ЧУЕ ПОЙ ОБИПДСФУС Ч ДТХЗЙИ РПДТБЪДЕМЕОЙСИ. й ТХЛПЧПДЙФЕМШ ТБВПЮЕК ЗТХРРЩ У ЬФПЗП НПНЕОФБ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ ОБ ЪБУЕДБОЙСИ НПЦЕФ ЙНЙ ТХЛПЧПДЙФШ ФБЛ, ЛБЛ ВХДФП ПОЙ ЕЗП ЫФБФОЩЕ УПФТХДОЙЛЙ.

охцоп мй юмеобн тбвпюек зтхррщ рмбфйфш деошзй?

й ЕУМЙ ДБ, ФП ЛБЛЙЕ? дЕОШЗЙ ЧППВЭЕ ЪБ ХЮБУФЙЕ Ч РТПЕЛФЕ РМБФЙФШ ОБДП. еУМЙ ЙУИПДЙФШ ЙЪ ЛТЙФЕТЙЕЧ НБЛУЙНБМШОПЗП ЦНПФБ, ФП РМБФЙФШ УФПЙФ МЙЫШ ФПФ НЙОЙНБМШОЩК РПТПЗ ДЕОЕЗ, ЛПФПТЩК НПТБМШОП ОЙЛПЗП ОЕ ПВЙДЙФ. уЛПМШЛП УНПЦЕФ ВЩФШ УЧЩЫЕ ЬФПЗП – ЬФП ПФ ЭЕДТПФ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ТХЛПЧПДЙФЕМС.

РМБФЙФШ ЙМЙ ОЕ РМБФЙФШ ДЕОШЗЙ Ч ТБНЛБИ РТПЕЛФБ – ЬФП ПРТЕДЕМСЕФУС ПРТЕДЕМЕООЩНЙ ЛБФЕЗПТЙСНЙ.

ЛБЛ РТБЧЙМП, Ч ТБВПЮХА ЗТХРРХ РПРБДБАФ ДЧБ ФЙРБ МАДЕК, Й РПДИПД Л ЙИ ПРМБФЕ РТЙОГЙРЙБМШОП ТБЪОЩК.

1) оБЪПЧЕН ЙИ ХУМПЧОП «МАДЙ ПФ УФБОЛБ». ьФП ФЕ МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ОЕ НПЗХФ ХКФЙ УП УЧПЕЗП ТБВПЮЕЗП НЕУФБ. оБРТЙНЕТ, ТБВПФОЙЛЙ ТЕУЕРЫЕО. еУМЙ ЬФПЗП ТБВПФОЙЛБ ОЕФ ОБ НЕУФЕ – ТЕУЕРЫЕО ЖХОЛГЙПОЙТПЧБФШ ОЕ НПЦЕФ. ч ЛБЦДПН ВЙЪОЕУЕ ЕУФШ ЛБФЕЗПТЙЙ МАДЕК, ЛПФПТЩЕ УЧПК РПУФ РПЛЙОХФШ ОЕ НПЗХФ. б ЪОБЮЙФ, НЩ ОЕ НПЦЕН Ч ТБВПЮЕЕ ЧТЕНС РТЙЧМЕЮШ ЙИ Л ДЕСФЕМШОПУФЙ ТБВПЮЕК ЗТХРРЩ.

ЕУМЙ ТБВПЮЙИ ЗТХРР Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ ПЮЕОШ НОПЗП, Й МАДЙ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЗПДБ ХЦ ФПЮОП ЪБОСФЩ Ч ЛБЛПК-ФП ПДОПК ЙЪ ОЙИ, РМБФЙФШ ОБДП ПВСЪБФЕМШОП.

ОП ЕУМЙ ТБВПЮБС ЗТХРРБ Ч ОБЫЕК ЛПНРБОЙЙ – ТЕДЛЙК УАТРТЙЪ, ЬФПК ЛБФЕЗПТЙЙ ТБВПФОЙЛПЧ РМБФЙФШ РТПРПТГЙПОБМШОП ЪБТРМБФЕ ОЕ ОБДП. рПЮЕНХ? рТЕДУФБЧШФЕ, ЮФП Ч ТБВПЮХА ЗТХРРХ ЧЧЕМЙ РТПДБЧГБ. пО РТЙЫЕМ ОБ ЪБУЕДБОЙЕ Й РПОСМ, ЮФП УЙДЙФ ТСДПН У ДЙТЕЛФПТПН РП НБТЛЕФЙОЗХ. еЗП ЧЧЕМЙ Ч УЧСФБС УЧСФЩИ, ЕЗП ДПРХУФЙМЙ Л ТЕЫЕОЙА ЧБЦОЩИ ЧПРТПУПЧ. нЩ ЕНХ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ ЪБРМБФЙМЙ, ОП ОЕ ДЕОШЗБНЙ – НЩ ЕНХ ДБМЙ РХФЕЧЛХ Л ЛБТШЕТОПНХ ТПУФХ. лФП П ОЕН ТБОШЫЕ ЪОБМ Ч ЛПНРБОЙЙ? ч МХЮЫЕН УМХЮБЕ, БДНЙОЙУФТБФПТ ФПТЗПЧПЗП ЪБМБ. б ЕУМЙ ПО ХУРЕЫОП РТПСЧЙФ УЕВС Ч ТБВПЮЕК ЗТХРРЕ, П ОЕН ХЪОБАФ РЕТЧЩЕ МАДЙ ЛПНРБОЙЙ.

2) пЖЙУОЩЕ ТБВПФОЙЛЙ.

ОБЮОЕН ЙЪДБМЕЛБ: ЕУМЙ Ч ОБЫЕК ПТЗБОЙЪБГЙЙ РПСЧМСАФУС ЧБЛБОФОЩЕ ДПМЦОПУФЙ, ЛПЗП НЩ ОБ ОЙИ УФБЧЙН? чУЕ УПФТХДОЙЛЙ РТЙ ДЕМЕ. еУМЙ УОСФШ ЙИ УП УЧПЕЗП ТБВПЮЕЗП НЕУФБ Й РЕТЕЧЕУФЙ ОБ ЧБЛБОФОПЕ, ЮФПВЩ ЪБЛТЩФШ ПВТБЪПЧБЧЫХАУС ДЩТХ, ПОБ РТПУФП РЕТЕНЕУФЙФУС Ч ДТХЗПЕ НЕУФП.

ТХЛПЧПДЙФЕМЙ ИПТПЫП ЪОБАФ ФПМШЛП ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩИ РПДЮЙОЕООЩИ - ФЕИ, ЛФП ОБ 1 ЬФБЦ ОЙЦЕ Ч ФБВЕМЙ П ТБОЗБИ. б ТБЪ ОЕ ЪОБЕН ПУФБМШОЩИ, ФП ЮФП ДХНБЕН РТЙ РПСЧМЕОЙЙ ЧБЛБОУЙЙ? уЧПЙИ УПФТХДОЙЛПЧ ОБ ЬФП НЕУФП ОЕФ, ОБДП ЙУЛБФШ ОБ УФПТПОЕ. чПФ ФПМШЛП ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЛБДТПЧ ОЕФ ЙМЙ НЩ П ОЙИ ОЕ ЪОБЕН? оЕ ЪОБЕН, РПФПНХ ЮФП ОЕ ЧЩУФТПЙМЙ Ч УЧПЕК ЛПНРБОЙЙ РТПГЕДХТХ РТПУЧЕЮЙЧБОЙС ЛБДТПЧ.

РТПВМЕНБ ЧУЕИ ТСДПЧЩИ УПФТХДОЙЛПЧ: П ЛБЦДПН ЙЪ ОЙИ ЪОБЕФ ФПМШЛП ПДОП ДПМЦОПУФОПЕ МЙГП - ЕЗП ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩК ОБЮБМШОЙЛ. й ЕУМЙ ПО УЧПЕНХ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПНХ ОБЮБМШОЙЛХ ОТБЧЙФУС, ФП ВХДЕФ ТБВПФБФШ. еУМЙ РЕТЕУФБМ ОТБЧЙФШУС – ФПФ ЕЗП ЧНЙЗ ХВЕТЕФ, Й ОЙЛФП Ч ЬФПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ ДБЦЕ ОЕ ПИОЕФ. рПФПНХ ЮФП П ОЕН ЪОБМЙ ФПМШЛП, ЮФП ПО НБУФЕТУЛЙ ТБУУЛБЪЩЧБЕФ БОЕЛДПФЩ ОБ ОПЧПЗПДОЙИ ЧЕЮЕТЙОЛБИ. оП ЕЗП ДЕМПЧЩЕ ЛБЮЕУФЧБ, ЛТПНЕ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЗП ПЛТХЦЕОЙС, ОЙЛФП ОЕ ЪОБЕФ. б ЧУЕЗДБ МЙ ОБЮБМШОЙЛ ЪБЙОФЕТЕУПЧБО Ч ФПН, ЮФПВЩ «УЧЕФЙФШ» РПМЕЪОХА ЙОЖПТНБГЙА П РПДЮЙОЕООПН ОБЧЕТИ?

ПДОБ ЙЪ РТПГЕДХТ РТПУЧЕЮЙЧБОЙС ЛБДТПЧ – ЬФП РТПЕЛФ.

Й ПЖЙУОЩН ТБВПФОЙЛБН ЧППВЭЕ ОЙЮЕЗП ОЕ ОБДП РМБФЙФШ - Й ПОЙ ОЕ ДПМЦОЩ ОБ ЬФП ПВЙЦБФШУС. лПОЕЮОП, НПЦЕФ ВЩФШ ЦЕУФ ДПВТПК ЧПМЙ Ч ЧЙДЕ РППЭТЕОЙС, ОП РМБФЙФШ ОЕ ОБДП. рПЮЕНХ? еУМЙ С ТБВПФБА, Л РТЙНЕТХ, Ч НБТЛЕФЙОЗПЧПН ПФДЕМЕ, ФП НПЗХ МЙ УДЕМБФШ ЮФП-ФП УЕТШЕЪОПЕ Ч ПДЙОПЮЛХ ЪБ УЧПЙН УФПМПН? оЕФ, ФПМШЛП РТЙ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЙ У ДТХЗЙНЙ. ьФП ПЪОБЮБЕФ, ЮФП Ч ЖХОЛГЙПОБМШОЩЕ ПВСЪБООПУФЙ УПФТХДОЙЛБ НБТЛЕФЙОЗПЧПЗП ПФДЕМБ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ ЧИПДЙФ ПВСЪБООПУФШ ХЮБУФЧПЧБФШ Ч ТБВПЮЙИ ЗТХРРБИ. еУМЙ ПО ЬФПЗП ОЕ ДЕМБЕФ - ПО ОЕ УППФЧЕФУФЧХЕФ ДПМЦОПУФЙ.

ЛПОЕЮОП, УПФТХДОЙЛ НПЦЕФ РТЙОЕУФЙ ДПМЦОПУФОХА ЙОУФТХЛГЙА Й УЛБЪБФШ, ЮФП ФБН ЬФПЗП ОЕ ОБРЙУБОП. рТПЧЕТШФЕ: ДЕКУФЧЙФЕМШОП ОЕ ОБРЙУБОП? оХ, ФПЗДБ ЪБРЙЫЙФЕ. пО, ЛПОЕЮОП, ОБ ЧБУ ПВЙДЙФУС. оП ЛПЗДБ ЮЕТЕЪ ДЧБ ЗПДБ ОБ ЕЗП НЕУФП РТЙДЕФ ДТХЗПК УПФТХДОЙЛ, ФП ХЦЕ РТЙНЕФ ЬФП ЛБЛ ДПМЦОПЕ.

ТЕЪХМШФБФЩ ТБВПЮЕК ЗТХРРЩ ДПЛМБДЩЧБАФУС ОБ ФПН ЖПТХНЕ, ЛПФПТЩК ЬФХ ТБВПЮХА ЗТХРРХ ЪБРХУФЙМ. ч УТЕДОЕК ЛПНРБОЙЙ ЬФП УФТБФЕЗЙЮЕУЛЙК ЛПНЙФЕФ. ъОБЮЙФ, РБТЕОШ ЙЪ ПФДЕМБ НБТЛЕФЙОЗБ ЧЩУФХРЙФ У УППВЭЕОЙЕН РЕТЕД ЗЕОЕТБМШОЩН ДЙТЕЛФПТПН. юФП ФБЛПЕ ДМС ОЕЗП ЬФПФ РТПЕЛФ? ьФП ФПООЕМШОЩК ЬЖЖЕЛФ, У РПНПЭША ЛПФПТПЗП ПО УЕВС УТБЪХ ЪБУЧЕЮЙЧБЕФ ОБЧЕТИХ, НЙОХС НОПЗЙЕ ХТПЧОЙ ЙЕТБТИЙЙ. б ВЕЪ ЬФПК ТБВПЮЕК ЗТХРРЩ ПО ВЩ ОЙЛПЗДБ ФБЛЙИ ЧПЪНПЦОПУФЕК ОЕ ЙНЕМ.

ДМС ФЕИ МАДЕК, ЛПФПТЩЕ РПОЙНБАФ, ЮФП ЙН ОБДП ТБУФЙ, ТБВПЮБС ЗТХРРБ СЧМСЕФУС ТЕБМШОПК УФХРЕОШЛПК.

Ч ЧБЫЕК ЛПНРБОЙЙ ФБЛ ОЕ РТЙОСФП? дБ, ЬФП РТПВМЕНБ УПЧТЕНЕООЩИ ВЙЪОЕУПЧ, Ч УЙУФЕНЕ УФБОДБТФПЧ Й ЛПТРПТБФЙЧОЩИ ГЕООПУФЕК ЛПФПТЩИ ОЕ ЧРЙУБОП ФБЛПЕ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕ. оП ЬФПЗП Й ОЕ ВХДЕФ, ЕУМЙ НЩ У ЧБНЙ ОЕ ОБЮОЕН РПФЙИПОЕЮЛХ ДЕМБФШ.

ЛУФБФЙ, ЕУФШ ЕЭЕ ПДОБ РТЙЮЙОБ ФПЗП, РПЮЕНХ ТБВПЮЙЕ ЗТХРРЩ ТЕДЛП УПЪДБАФ - ЛБЦДПНХ ЮЕМПЧЕЛХ ЗМХВПЛП Й ИПТПЫП ДХНБЕФУС Ч ПДЙОПЮЛХ. лПЗДБ ОБ ОБУ ЧЪЧБМЙМЙ УЕТШЕЪОХА ЪБДБЮХ, ИПЮЕФУС ХВЕЦБФШ ПФ ЧУЕИ, ЪБРЕТЕФШУС Ч ЛБВЙОЕФЕ Й УРПЛПКОП РПДХНБФШ. оП ЛБЛ ФПМШЛП ОБЮЙОБЕН ДХНБФШ, УТБЪХ ЧУРПНЙОБЕН, ЮФП ЕУМЙ ВЩ ТСДЩЫЛПН ВЩМ уЙДПТПЧ, ПО ОБН ЮФП-ФП ЧБЦОПЕ НПЗ ВЩ РПДУЛБЪБФШ. б ЕЭЕ ЮЕТЕЪ 5 НЙОХФ РПОЙНБЕН, ЮФП ОЕПВИПДЙНП ЪБДБФШ ХФПЮОСАЭЙК ЧПРТПУ йЧБОПЧХ…

РПЬФПНХ Ч 21 ЧЕЛЕ НЩ ДПМЦОЩ ХНЕФШ ЖПТНЙТПЧБФШ Ч УЕВЕ ЛПНРЕФЕОГЙА ХНЕФШ ДХНБФШ ОБ МАДСИ. ьФП ОЕЛПНЖПТФОП, УПЧУЕН ОЕХДПВОП, ОП ДТХЗПЗП РХФЙ ОЕФ.


бМЕЛУБОДТБ пМШНБО

РП НБФЕТЙБМБН НБУФЕТ-ЛМБУУБ ТХЛПЧПДЙФЕМС РТПЗТБННЩ нчб
«уФТБФЕЗЙЮЕУЛЙК НЕОЕДЦНЕОФ Й РТЕДРТЙОЙНБФЕМШУФЧП» бМЕЛУБОДТБ убъбопчйюб
(нПУЛПЧУЛБС НЕЦДХОБТПДОБС ЧЩУЫБС ЫЛПМБ ВЙЪОЕУБ «нйтвйу»)