малоизвестные факты. Декабристы

В столице Российской империи Санкт-Петербурге на Сенатской площади произошло восстание революционно настроенных дворян, вошедшее в историю как восстание декабристов . Случилось это 14 декабря 1825 года. В тот же день царские войска подавили выступление смутьянов. Главных организаторов в количестве 5 человек повесили, 31 человека приговорили к бессрочной каторге, остальным дали более мягкие наказания: разжаловали в солдаты, посадили в тюрьму, отправили в действующую армию на Кавказ.

Многие из восставших имели семьи. Среди жён нашлись мужественные женщины, поехавшие на каторгу за своими мужьями. Они разделили с ними все тяготы изгнания. Эти женщины вошли в историю как жёны декабристов .

Список жён декабристов

Волконская Мария Николаевна (1805-1863)

Княгиня, урождённая Раевская. В январе 1825 года вышла замуж за Сергея Волконского (1788-1865). Муж участвовала в восстании и был приговорён к 20 годам каторжных работ в Сибири. Жена к этому времени уже родила мальчика. После вынесения приговора выехала вслед за мужем, оставив ребёнка родным.

Жила вместе с супругом на Благодатском руднике, в Читинском остроге, на Петровском заводе в Забайкалье. В 1837 году супруги переехали в село Урик севернее Иркутска на 18 км. С 1845 года Волконские проживали в Иркутске. В доме Волконских в настоящее время работает Иркутский музей декабристов. В 1856 году, после амнистии, семья переехала под Москву в Петровско-Разумовское, проживала также в Москве у родственников.

В ссылке Мария Николаевна родила 3-х детей: 1 мальчика и 2 девочек. Из 4 детей выжили только 2 ребёнка – мальчик Михаил и девочка Елена. С 1858 года семья проживала в селе Воронки в Малороссии. Умерла Волконская в 1863 году от сердечной болезни.

Анненкова Прасковья Егоровна (1800-1876)

Француженка, дочь наполеоновского офицера, урождённая Жанетта Полина Гёбль. В 1823 году приехала в Россию и работала модисткой в торговом доме Дюманси. В 1825 году встретила Ивана Анненкова (1802-1878) и влюбилась в него. После восстания тот был приговорён к 20 годам каторги с дальнейшим пожизненным проживанием в Сибири.

Знакомство молодых людей продолжалось всего 6 месяцев. Но Гёбль видимо сильно полюбила Анненкова, к тому же она была от него беременна. Оставив родившуюся дочь будущей свекрови, женщина поехала в Сибирь вслед за любимым. Встретилась пара в Читинском остроге, а 4 апреля 1828 года молодые обвенчались в читинской церкви. На время венчания с арестанта сняли кандалы, а затем вновь надели.

С осени 1830 года супруги жили в Петровском заводе, с 1835 года в селе Бельское Иркутской губернии. Затем переехали в уездный город Туринск Тобольской губернии. С 1839 года Анненков состоял на гражданской службе. В 1856 году семье разрешили покинуть ссылку. Так как в Москве и Санкт-Петербурге им запретили жить, то они обосновались в Нижнем Новгороде. В этом городе Прасковья Егоровна и умерла в возрасте 76 лет.

Ивашёва Камилла Петровна (1808-1840)

Дочь гувернантки, урождённая Камилла Ле Дантю. Мать служила в семье Ивашёвых, а дочь увидела сына хозяев Василия Ивашёва (1797-1841) и влюбилась в него. Но Ивашёв был богатым дворянином, а девушка всего лишь прислугой. Поэтому ни о каких отношениях, а уж тем более о свадьбе, и разговор идти не мог.

В самом восстании Ивашёв участие не принимал, но принадлежал к обществу заговорщиков. Его осудили на 15 лет каторги, которую он отбывал в Читинском остроге и Петровском заводе. А вот что касается Камиллы, то, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Девушка изъявили желание выйти замуж за осуждённого. Ивашёву об этом сообщили родственники, и тот был несказанно удивлён и растроган благородным порывом молодой красивой девушки.

В сентябре 1830 года Камилла приехала в Петровский завод. Молодые люди сыграли свадьбу, и им целый месяц разрешили жить в доме, специально построенным для молодожёнов. Затем мужу надели кандалы, и он опять перешёл на положение каторжника.

В этом браке Камилла родила 4 детей и 9 лет до своей преждевременной смерти была по-настоящему счастливой женщиной. В 1832 году срок каторги сократили до 10 лет. В 1835 году семья переехала в Туринск, где Ивашёв построил дом. К семейству в 1838 году присоединилась мать Камиллы. А в декабре 1839 года сама Камилла сильно простудилась. Болезнь осложнили преждевременные роды. 7 января 1840 года женщина умерла в возрасте 31 года. Для мужа это стало страшным горем. Он умер ровно через год в день похорон любимой жены.

Муравьева Александра Григорьевна (1804-1832)

Графиня, урождённая Чернышёва, жена декабриста Никиты Муравьёва (1795-1843). Сам Муравьёв участия в восстании не принимал. В это время он находился с женой в Орловской губернии в своём имении. Но его арестовали как одного из руководителей тайного общества и приговорили к 15 годам каторжных работ.

Жена последовала в Сибирь вслед за мужем. Прибыла в Читинский острог в феврале 1827 года, оставив родителям 3-х детей. Александра Григорьевна была первой из жён декабристов, приехавшая к мужу на каторгу. В 1830 году переехала вслед за мужем в Петровский завод. Находясь в Сибири, родила ещё 3-х детей. Живя в ужасных условиях, подорвала здоровье и умерла 22 ноября 1832 года. Среди декабристов это была первая смерть.

Муравьёва хотела, чтобы её прах покоился рядом с прахом отца. Но власти запретили везти тело покойной графини в Европу. Похоронили её в сибирской земле, а над могилой построили часовню.

Нарышкина Елизавете Петровна (1802-1867)

Графиня, дочь военного министра Коновницына Петра Петровича, фрейлина императорского двора. Вышла замуж за Михаила Нарышкина (1798-1863) в сентябре 1824 года. Государыня по случаю брака выдала своей фрейлине 12 тыс. рублей.

Михаил Нарышкин в восстании не участвовал, но входил в тайное общество. Был осуждён на каторжные работы сроком на 8 лет. Жена последовала вслед за мужем в Сибирь. Прибыла в Читинский острог весной 1827 года. В 1830 году переехала вместе с мужем в Петровский завод. В 1833 году чета Нарышкиных перебралась в город Курган Тобольской губернии. Здесь у них был свой дом, который стал культурным и просветительным центром.

В 1837 году бывшего полковника Нарышкина отправили рядовым на Кавказ. А жена с удочерённой девочкой Ульяной отбыла в Псковскую губернию, чтобы проведать родных. Через год переехала в станицу Прочный Окоп на Кавказе, где проходил службу её муж. В 1844 году Нарышкину дали отставку и отправили на постоянное место жительство в село Высокое под Тулой. Там он и скончался в 1863 году.

После смерти мужа Елизавета Петровна переехала в имение своей тётушки в Псковскую губернию. Скончалась в возрасте 65 лет и была похоронена в Донском монастыре в городе Москве вместе с мужем и дочерью, родившейся в 1825 году и прожившей всего 2,5 месяца.

Розен Анна Васильевна (1797-1883)

Дворянка, урождённая Малиновская. С 2-х лет сирота, воспитывалась у родных. Вышла замуж за барона Андрея Розена (1799-1884). Свадьба состоялась в апреле 1825 года. А в декабре муж принял участие в восстании декабристов. Его осудили на 6 лет каторжных работ.

Анна приехала к мужу в Сибирь в 1830 году, оставив 5-летнего сына у родной сестры. В 1831 году родила 2-го сына уже в Петровском заводе. В 1832 году у Розена срок каторжных работ закончился, и семья перебралась в город Курган Тобольской губернии. Здесь семейство купило дом на деньги посланные родственниками. Анна Васильевна занялась врачебной практикой.

В 1837 году вечное поселение было заменено военной службой, и Розены переехали в Тифлис. В 1839 году Розена демобилизовали по состоянию здоровья, и он вместе с семьёй переехал в имение брата под Нарвой. В 1856 году декабристам объявили амнистию, и Анна вместе с супругом уехала в Харьковскую губернию. Там Розены прожили всю оставшуюся жизнь. Жена умерла в возрасте 86 лет, а муж пережил её всего на 4 месяца.

Трубецкая Екатерина Ивановна (1800-1854)

Княгиня, урождённая Лаваль. Вышла замуж за князя Сергея Трубецкого (1790-1860) в мае 1820 года. Женщина никак не могла забеременеть и даже ездила лечиться от бесплодия за границу. Первого ребёнка она родила в 1830 году. Всего же родила 7 детей. Последнюю девочку в 1844 году.

Трубецкой был одной из ключевых фигур восстания, но в решающий день на Сенатскую площадь не явился. Однако это не спасло его от 20-летней каторги и пожизненного поселения в Сибири. Жена последовала вслед за мужем и встретилась с ним на Благодатском руднике в феврале 1827 года. Затем они жили в Петровском заводе, а в 1839 году поселились в селе Оёк Иркутской губернии. В 1845 году семья поселилась в Иркутске. В октябре 1854 года Екатерина Ивановна умерла от рака и была похоронена в иркутском Знаменском монастыре.

Фонвизина Наталья Дмитриевна (1805-1869)

Дворянка, урождённая Апухтина. Вышла замуж в сентябре 1822 года за Михаила Фонвизина (1787-1854). Приходился он молодой жене двоюродным дядей, состоял в тайном обществе, но в восстании участия не принимал, так как ещё в 1822 году вышел из организации. Однако был арестован в своём родовом имении и получил 8 лет каторжных работ.

Жена приехала к мужу в Читинский острог в марте 1828 года, оставив 2-х сыновей на воспитание матери. В 1830 году вслед за мужем перебралась в Петровский острог. Родила там 2-х детей, но те умерли в раннем возрасте. В конце 1832 года пара перебралась на поселение в Енисейск, а в 1835 году переехала в Красноярск. В 1838 году супругам разрешили переехать в Тобольск.

В 1853 году Фонвизиным разрешили вернуться из Сибири в Европу. Они поселись в Московской губернии в имении Марьино. В конце апреля 1854 года Фонвизин умер, и жена стала вдовой. Она переехала в Москву и некоторое время жила там. В мае 1857 году вышла замуж за декабриста Ивана Пущина (1798-1859). Тот как раз отбыл ссылку и приехал в Санкт-Петербург.

Но этот брак продлился недолго. Пущин умер 3 апреля 1859 года. А Наталья Дмитриевна последние годы провела в Москве. К концу жизни её парализовало. Умерла она в возрасте 66 лет, была похоронена в Покровском монастыре.

Шаховская Наталья Дмитриевна (1795-1884)

Княгиня, урождённая Щербатова. Вышла замуж за Фёдора Шаховского (1796-1829) в ноябре 1819 года. Тот состоял в тайном обществе, но вышел из него в 1823 году. Однако его приговорили к 20-летней ссылке. Жена в это время ждала 2-го ребёнка.

Мужа сослали в Туруханск, а в августе 1827 года перевели в Енисейск. Жена, имея на руках маленького ребёнка, не могла выехать к мужу. А тот сам категорически возражал против этого. В 1828 году у Шаховского стали наблюдаться отклонения в психике. Наталья Дмитриевна тут же начала писать во все инстанции, умоляя перевести мужа в Европу, в одно из имений под её личную опеку.

В конце концов, государь разрешил перевести ссыльного в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и содержать его под арестом. Жена поселилась рядом и обеспечила мужу врачебный уход. Но тот скончался в мае 1829 года. Сама Наталья Дмитриевна умерла через много лет в Москве. Похоронили её на Ваганьковском кладбище.

Юшневская Мария Казимировна (1790-1863)

Дворянка, урождённая Крупиковская. За Алексея Юшневского (1786-1844) вышла замуж в 1812 году. Это был её второй брак. Юшневский руководил Южным обществом декабристов. Его приговорили к каторжным работам сроком на 20 лет. В январе 1829 года жена поехала вслед за мужем в Сибирь. Жила с ним в Петровском заводе по 1839 год включительно. Затем супруги жили на поселении в деревнях возле Иркутска. Занимались преподавательской деятельностью.

В январе 1844 года Алексей Юшневский умер в селе Оёк Иркутской губернии. Жене разрешили вернуться в Европу лишь в 1855 году. Умерла Мария Казимировна в Киеве. Имела дочь от первого брака, от второго брака у неё детей не было.

Якушкина Анастасия Васильевна (1807-1846)

Дворянка, урождённая Шереметьева. Жена Ивана Якушкина (1793-1857). Церемония бракосочетания состоялась 5 ноября 1822 года. До ареста мужа родила одного сына, а во время следствия второго. Якушкин состоял в тайном обществе, призывал убить императора. Его приговорили к 20 годам каторги и вечному поселению.

Жена хотела следовать за мужем, но тот настоял, чтобы она осталась в Европе, так как у неё на воспитании было двое маленьких детей. Лишь в 1831 году он дал согласие на приезд жены, посчитав, что сыновья уже подросли и могли остаться на попечении бабушки.

В 1832 году было подано прошение на переезд Якушкиной в Сибирь, но император его отклонил. Государь посчитал, что женщина должна заниматься воспитанием детей, а прошение подано слишком поздно. Это раньше всем жёнам разрешалось ехать за мужьями в ссылку, а теперь нужно думать о подрастающем поколении. Такой же ответ был получен и на второе прошение. Так и не увидев мужа, Анастасия Васильевна умерла за 11 лет до его смерти. В память о жене Якушин открыл в городе Ялуторовске Тобольской губернии школу для девочек.

Заключение

После суда над декабристами император предоставил жёнам осуждённых право развестись с мужьями. Однако подавляющее большинство женщин этого не сделало. Дворянки и аристократки отказались от роскоши, оставили своих детей родственникам и поехали в Сибирь за мужьями.

Все они были лишены дворянства и соответствующих привилегий. Перешли на положение жён ссыльных каторжников. А это предусматривало ограничение в правах переписки, передвижения и запрещало распоряжаться своим имуществом. Дети, рождённые в Сибири, считались казёнными крестьянами.

Однако мужественных женщин ничто не остановило. По зову сердца жёны декабристов отправились в далёкий и плохо обжитый край с его морозами и ужасными бытовыми условиями. Это был великий бескорыстный поступок. Он вызывает искреннее восхищение и по праву считается подвигом.

Парламент. Движение декабристов. Войска принесли новую присягу. Реформы. Северное и Южное тайные общества. Провозглашение России республикой. Союз Спасения. Участников восстания стали свозить в Петропавловскую крепость. Южное общество. Предложение о необходимости цареубийства. Престол. Переписка. Идеи и планы декабристов. Переприсяга Сената. Орден русских рыцарей. Северное общество. Переговоры. Первые тайные союзы.

«Выступление декабристов» - Декабристы. Декабристы на Сенатской площади. Даты и слова. Почему восстание началось раньше запланированного срока. После смерти Александра 1. Декабристы на Сенатской площади. Выступление на Сенатской площади. Междуцарствие. Причины поражения восстания. Герои 1825 года. Династический кризис 1825 г. Кончина Александра I. Причины поражения декабристов. Мятежники. Историческое значение выступления декабристов.

«Имена декабристов» - Чижов Николай Алексеевич. Муравьев Никита Михайлович. Формирование умений. Пестель Павел Иванович. Союз благоденствия. Трубецкой Сергей Петрович. Пушкин Николай Сергеевич. Союз спасения. Предпосылки зарождения организованного общественного движения. Бегичев Степан Никитич. Муравьёв Александр Николаевич. Движение декабристов. Коновницын Пётр Петрович. Декабристы и Тульский край. Каховский Пётр Григорьевич.

«Восстание на Сенатской площади» - Первые тайные общества. Волконский. Выступление декабристов на Сенатской площади. Конституция «Русская правда». Предпосылки движения декабристов. Значение восстания декабристов. Оценка восстания декабристов. Итоги восстания. Конституционные проекты. Восстание декабристов. Главные заговорщики. Причины поражения восстания. Царские войска. Декабристы. План восстания.

«События 1825» - --Предположи дальнейшее развитие событий? Ирина Купченко в роли княгини Екатерины Ивановны Трубецкой. Конец восстания. Большинство жертв были раздавлены бросившейся в панике от центра событий толпой. Наталья Бондарчук в роли Марии Волконской. К ночи с восстанием было покончено. --Где именно были образованы тайные общества? Своей целью Союз ставил освобождение крестьян и реформу управления государством.

«Движение и восстание декабристов» - П. Каховский. Оценка декабристов. Расправа над декабристами. Конституция Н. Муравьева. Цели участников тайных организаций. Какие причины вызвали появление тайных организаций. Значение движения декабристов. Уничтожение самодержавия. 14 декабря 1825 года. Жертвы мысли безрассудной. К. Рылеев. Н.В. Басаргин. С. Трубецкой. Северное и Южное общество. М. Лунин. Восстание декабристов. Автор «Русской правды».

October 3rd, 2016

190 лет назад, 13 июля (по новому стилю - 25 июля) 1826 года в Петропавловской крепости были казнены пять участников знаменитого восстания декабристов - Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Петр Каховский, Михаил Бестужёв-Рюмин и Сергей Муравьев-Апостол.

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло вооруженное выступление с целью государственного переворота. Меньше чем за сутки оно было подавлено войсками, верными провозглашенному императором Николаю I. Согласно официальным данным, погиб 1271 человек, их них 150 - дети, а 79 - женщины. Причем многие жертвы случайно оказались на месте события.

Но кто знает, где находится могила пятерых казненных декабристов? Сейчас мы это и узнаем...

Марионетки и злодеи

После известных событий уже через три дня была учреждена Комиссия для изысканий о злоумышленных обществах под председательством военного министра Александра Татищева.

Большинство арестованных заговорщиков содержались в Петропавловской крепости, но некоторые попали в другие тюрьмы, например в Выборгский замок. На допросах они вели себя по-разному. За помощь следствию бунтовщикам обещали облегчить их участь. И некоторые этим воспользовались. Например, назначенный диктатором восстания князь Сергей Трубецкой, который так и не появился на Сенатской площади, был откровенен со следователями, давал показания и, в конце концов, избежал смертной казни. Сергея Петровича, лишенного всех чинов и дворянства, отправили на каторгу в Сибирь, куда за ним вскоре последовала жена Екатерина.

Долгое время упорствовал и не хотел давать никаких показаний Иван Якушкин. Однако в конце концов сделал подробное признание, которое позднее оценил, как «следствие ряда сделок с самим собою». Схожим образом повел себя и Михаил Лунин.

Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин не отказывались ни от своих убеждений, ни от своей роли в организации восстания. Но не желали выдавать других участников бунта. Кондратий Рылеев в письменных показаниях просил «пощадить молодых людей», которые, по его словам, были вовлечены в происходящее другими лицами. К слову, после казни Николай I распорядился оказывать из государственной казны материальную помощь семье Рылеева.

А вот Павел Пестель, наоборот, поначалу утверждал, что знать не знает ни о каком заговоре и ни о каких тайных обществах. Однако осознав, что следствию и так уже многое известно, начал давать показания. Император, лично общавшийся с главными фигурантами заговора, дал Пестелю выразительную характеристику: «Пестель был злодей во всей силе слова, без малейшей тени раскаяния».

Под царским присмотром

Надо сказать, что государь внимательно следил за ходом следствия, лично участвовал в допросах. Некоторые историки утверждают, что это доставляло Николаю I большое удовольствие. Хотя известны его высказывания о том, как было ему горько и обидно слушать признания в измене Отечеству от представителей русской элиты - офицеров, которые храбро сражались с Наполеоном. А участвовал в процессе царь для того, чтобы быть уверенным: материалы, которые принесут ему на утверждение, не подтасованы и не сфальсифицированы.

Доводилось также читать о жестоких методах допросов декабристов, о том, что к ним применялись физические меры воздействия. Арестованных действительно заковывали в кандалы. Но в то время это была обычная для всей Европы практика. Что же касается пыток, то они по отношению к декабристам не применялись.

30 мая (11 июня по новому стилю) 1826 года комиссия представила Николаю I доклад. Вскоре был учрежден Верховный уголовный суд. На его рассмотрение передали дела 579 подследственных. Из них виновными признали более 250 человек, причем наказание понес лишь 121. Вина остальных, по мнению судей, не была значительной.

Верховный уголовный суд вынес суровые приговоры. Пятерым - смертная казнь четвертованием, еще 31 - через отсечение головы. Однако Николай I существенно смягчил приговоры. Четвертование заменил повешением, а вместо отсечения головы отправил мятежников на каторгу. По свидетельству очевидцев, просвещенная Европа была тогда поражена милосердием и гуманизмом российского монарха. Ведь, как выяснилось в ходе следствия, в планы некоторых заговорщиков входила ликвидация всех членов императорской семьи, включая маленьких детей.

Концы в воду?

13 июля 1826 года Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол были повешены во дворе кронверка Петропавловской крепости. Об этой казни и по сей день ходит много легенд. Одна из них гласит, что Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев сорвались с петель, их вешали повторно. Однако в воспоминаниях, которые оставил руководивший процессом обер-полицмейстер Петербурга Борис Княжнин, об этом нет ни слова.

Княжнин описал не только казнь, но и процедуру захоронения трупов. Однако не указал конкретного места. Историки предполагают, что такое распоряжение обер-полицмейстер получил от самого императора, который опасался, что могила станет местом паломничества.

В первой половине XIX века считалось, что казненных похоронили на острове Голодай, который ныне так и называется - остров Декабристов. Кто-то даже знал точные координаты: есть косвенные свидетельства, что вдова Рылеева приходила на могилу мужа. Но затем место захоронения было загадочным образом забыто. И появились различные версии, которые живы до сих пор.

Первая - Петровский остров. Здесь, на территории судостроительной фирмы «Алмаз», есть памятный знак казненным декабристам. Гипотезу, что они могут быть похоронены на этом острове, выдвинул в годы перестройки писатель Андрей Чернов. Он опирался на предположение, высказанное Анной Ахматовой. Поэтесса в свою очередь ссылалась на Пушкина, который якобы описывал место захоронения в своих стихах. И оно очень похоже на Петровский остров.

После публикации статьи Чернова на острове начались раскопки, в которых участвовали солдаты, сотрудники объединения «Алмаз» и просто энтузиасты. Какие-то кости действительно нашли, но настолько истлевшие, что определить, кому они принадлежат, было невозможно. Тем не менее знак поставили.

Согласно второй версии, тела казненных завернули в мешки, которые затем зашили и сбросили с корабля в Финский залив. Откуда взялась такая версия, сказать трудно. Ее сторонники утверждают, что Николай I стремился полностью стереть память о декабристах и хотел, чтобы их могилу никогда не нашли. Но ни документов, ни свидетельств очевидцев, подтверждавших такую экзотическую расправу над мертвыми, не сохранилось.

Есть похожая гипотеза, что тела повешенных сразу же сбросили в Кронверкский проток. Хотя в этом случае через какое-то время останки бы всплыли, что, конечно, стало бы известно всему городу.

Остров "Голодай"

Например, декабристы Завалишин и Штейн-гель знали, что тела их погибших товарищей "...в следующую ночь тайно отвезли на остров Голодай, и там зарыли скрытно". Бестужев говорил: "Их схоронили на Голодав, за Смоленским кладбищем..." Другой современник, Щукин, утверждал то же самое: "... повешенных отвезли на остров Голодай и похоронили в одной яме в конце острова в пустынном месте за немецким кладбищем".

Справка:

До 1775 года остров носил имя Галладай, а затем на протяжении свыше 150 лет — Голодай.

Существует несколько версий происхождения названия. Прежде всего — иностранное происхождение слова (от швед, «ха-лауа» — «ива» или англ. holiday — «выходной день», «праздник»).
По другой, совсем неправдоподобной гипотезе, название острову в начале XVIII века дали голодавшие крестьяне — строители города, жившие здесь в землянках и бараках.

Вероятнее всего, имя острова произошло от фамилии английского врача Томаса Голлидея (Холлидея), владевшего здесь земельным участком. А название «Галладай» объясняется неточным произношением малоизвестной и малопонятной фамилии. Позже жители острова превратили непонятное название «Галладай» в близкое им «Голодай».

Было множество других лиц, указывавших Голодай как место последнего упокоения декабристов. Наиболее достоверным из них является свидетельство анонимного помощника квартального надзирателя - участника похорон: "Знаешь ли ты Смоленское кладбище?.. Там есть немецкое кладбище, а за ним армянское. Тут есть такой переулочек налево. Вот мимо армянского кладбища и идти до конца переулка. Как выйдешь к взморью, тут и есть. Тут их всех и похоронили. Ночью их вывезли с конвоем, и тут мы шли... Там потом четыре месяца караул стоял".

И если уж простой народ шел толпами к месту погребения декабристов, то родственники казненных тем более. На дорогую ей могилу часто приходила вдова Рылеева. Об этом рассказывала Каменская, которая, будучи 8-летней девочкой, в 1826 году сопровождала ее туда: "Помню, что наши говорили при мне, что вдове Рылеева, по какой-то особой к ней милости, позволили взять тело мужа и самой похоронить его на Голодае, только с тем, чтобы она над местом, где его положат, не ставила креста и не делала никакой заметы, по которой можно было заподозрить, что тут похоронен кто-нибудь. И точно, на том месте, куда мы ходили, креста не было. Но не утерпела несчастная женщина, чтобы своими руками не натаскать на ту землю, под которой лежало ее земное счастье, грудку простых булыжников и не утыкать их простыми травами и полевыми цветами... Для постороннего взгляда эта груда камешков была совсем не заметна, но мы с нею видели ее издалека и прямо шли к ней".
Слухи о том, что тело казненного Кондратия Рылеева выдали его вдове для погребения, не имеют подтверждения. Наоборот, известно другое. Бибикова, сестра казненного декабриста Муравьева-Апостола, просила отдать ей труп брата, на что Николай I ответил решительным отказом. Вероятно, Каменская принимала за братскую могилу всех пятерых декабристов захоронение Рылеева.

Так, например, близкий друг Натальи Рылеевой, Миллер в 1827 году ходил на Голодай с дочерьми помолиться над прахом погибших. Художник Жемчужников часто гулял по Васильевскому острову вместе с живописцами Федотовым и Бейдеменом в конце 1840-х - начале 1850-х годов. Он рассказывал: "...вдали виднелось Смоленское кладбище в виде леса, за кладбищем был известный нам курган над телами казненных декабристов". Сведения о местонахождении могилы декабристов имеются в дневниках знакомого Пушкина Жандра. Он побывал возле их могилы вскоре после казни, летом 1826 года, и видел выставленный там воинский караул. Спутником Жандра, судя по всему, был Грибоедов.

В 1862 году, уже после объявленной амнистии всем декабристам, петербургский генерал-губернатор Суворов решил облагородить знаменитую могилу. Однако со временем это место стало заливаться водами Невы, а родственники казненной "пятерки" сами переселились в мир иной. Так последнее пристанище декабристов было забыто...



как предполагали общая могила пятерых казненных декабристов

Случайная находка

В июне 1917 года петроградские газеты взорвались заголовками: "Найдена могила казненных декабристов!". Поскольку недавно произошедшая в России Февральская революция представлялась продолжением дела декабристов, то сообщение об этой находке вызвало небывалый интерес в самых широких кругах общественности.

Еще в 1906 году городские власти приняли решение произвести застройку острова Голодай комплексом зданий под названием "Новый Петербург".

Владелец строительной компании итальянец Ричард Гуалино слышал, что декабристы были похоронены где-то на месте нынешней стройплощадки, и попытался найти могилу. Однако в 1911 году полиция узнала о деятельности итальянца и запретила ему производить раскопки. После Февральской революции 1917 года он уехал в Турин, оставив вместо себя управляющим инженера Гуревича, которого попросил продолжить поиски. С подобной просьбой к нему обратилось и вновь созданное в Петрограде Общество памяти декабристов.

1 июня 1917 года Гуревич сообщил секретарю общества профессору Святловскому, что во время рытья траншеи под водопровод позади гарнизонного флигеля найден чей-то гроб. На следующий день по просьбе профессора генерал Шварц для дальнейших раскопок выделил солдат 1-й автомобильной роты. В результате из земли было вырыто еще 4 гроба, которые лежали в общей могиле вместе с первым. Таким образом всего было найдено 5 человеческих скелетов, что соответствовало числу казненных декабристов.

В первом, наиболее сохранившемся гробу, был найден скелет, одетый в офицерскую форму времен Александра I. Гроб был богатый, обитый когда-то парчой, имел деревянные ножки в виде львиных лап. Остальные домовины были гораздо скромнее по изготовлению и сохранились хуже. Поэтому находившиеся в них кости представляли собой лишь фрагменты человеческих скелетов. Судя по остаткам одежды, трое из похороненных здесь людей были военными, а двое - гражданскими. Это полностью соответствовало истине - Пестель, Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были военными, а Рылееви Каховский - гражданскими лицами. По предположению членов Общества памяти декабристов, наилучше сохранившийся скелет в военной форме принадлежал полковнику Пестелю.

Все найденные человеческие останки сложили в один, наиболее сохранившийся гроб, и поместили в покойницкую Смоленского кладбища для "передачи в Академию наук с целью изучения и последующего торжественного погребения".
Сразу же развернулась дискуссия, действительно ли найденные на Голодае останки принадлежат казненным декабристам. Мнения разделились. Одни приводили доводы, что число найденных скелетов соответствует числу повешенных бунтарей, форма одежды тоже подтверждает это, пуговицы на одном из мундиров изготовлены не ранее 1808 года, в гробах были обнаружены кожаные ремни, которыми обычно связывали руки осужденных перед казнью.

Другие петроградцы сильно сомневались. Из рассказов современников было известно, как казнили и хоронили декабристов. Перед экзекуцией с них сняли одежду и сожгли на костре, а потом переодели в саваны смертников. Уже поэтому они не могли быть похоронены в военной форме. Некоторые свидетели вообще утверждали, что их хоронили голыми, так как похоронная команда забрала эти саваны себе. По другим сведениям, трупы казненных были зарыты без гробов, а потом засыпаны негашеной известью, так что ни от формы, ни от самих скелетов ничего не могло сохраниться.

Наконец, найденные в гробах куски кожи, принимаемые за кожаные ремни - просто остатки сапог, от которых, кстати, сохранились еще и каблуки. А найденные в "могиле Пестеля" пуговицы соответствовали образцам времени правления как Александра I, так и Николая I. И вообще, число человеческих костей, найденных на Голодае, вряд ли могло принадлежать пятерым - их слишком мало.

А что же Пушкин?

Очередной интерес к могиле декабристов проявила Анна Ахматова. Исследуя творчество Пушкина, она пришла к выводу, что поэт искал могилу своих друзей, побывал на ней и даже оставил в некоторых своих произведениях своеобразный путеводитель к ней. Прежде всего, это была пушкинская работа "Уединенный домик на Васильевском", В стихотворении "Когда порой воспоминанье..." место погребения декабристов Пушкин якобы описывал так:

Открытый остров вижу там,
Печальный остров и берег дикий,
Усеян зимнею брусникой,
Увядшей тундрою покрыт
И хладной пеною подмыт

В поэме "Медный всадник" на этот счет Анна Андреевна нашла такие строки:

Остров малый.
На взморье виден.
Иногда Причалит с неводом туда
Рыбак на лодке запоздалый
И бедный ужин свой варит...

Ахматова считала, что Пушкин отобразил в этих строках остров Голодай, где были тайно зарыты тела декабристов. Однако никакой сенсации открытие Ахматовой тогда не вызвало, тем более что ее выводы были оспорены историками Тарховым и Измайловым. По их мнению, Пушкин описывал какой-то другой остров, а не Голодай. И добавили, что под заранее составленную схему нетрудно подобрать цитаты из любых произведений поэта, лишь бы они подходили по смыслу.

Тем не менее, в 1985 году пушкинист Невелев пошел еще дальше. Александр Сергеевич на полях своих рукописей часто делал различные зарисовки. Так, на страницах черновой рукописи "Полтавы" он изобразил нескольких повешенных: сначала двоих висельников, затем виселицу с пятью повешенными, потом одного повешенного и, наконец, троих мертвецов на виселице. Невелев решил, что Пушкин здесь отобразил "историческую информацию о казни декабристов".

Исследователи Беляев и Цявловский дали на эти безосновательные предположения ответ: рисунки Пушкина - всего лишь иллюстрации к "Полтаве". Известно, что после Полтавской баталии ряд сторонников изменника Мазепы были прилюдно повешены, а вместо самого сбежавшего гетмана на виселицу вздернули его чучело.

Убежденный в своей правоте Невелев предположил, что среди множества других рисунков Пушкина наверняка имеется также изображение могилы декабристов.

Ленинградский поэт Чернов в 1987 году решил найти могилу казненных декабристов, руководствуясь указаниями Пушкина (вернее, Ахматовой и Невелева). В третьей "масонской тетради" поэта он обнаружил рисунок какого-то сломанного дерева под скалой и большого камня, лежавшего у его подножия. По мнению Чернова, это был тот самый камень, принесенный на могилу руками Натальи Рылеевой в 1826 году. Далее Чернов находит в рабочих тетрадях Пушкина и на страницах рукописи "Медного всадника" семь рисунков, на которых изображены какие-то скалы, кусты, обрывы, деревья, избушка рыбака. Ничего подобного на Голодае нет. Потому исследователь предположил, что место погребения дакабристоз находится на острове Гоноропуло, отделенного в прошлом от Голодая узкой протокой.


Поиски истины к столетнему юбилею

Очередной всплеск интереса к могиле декабристов возник в 1925 году в связи с предстоящим 100-летием их казни. Тогда поиски истины возглавила организация, занятая изучением истории партии и революционного движения в России.

Найденные в 1917 году на Голодае останки хранились в подвалах Зимнего дворца, в те годы ставшего Музеем революции. Исследования шли в двух направлениях. На месте находки пяти гробов было решено провести новые раскопки, а медицинским экспертам из Военно-медицинской академии, Вихрову и Сперанскому, поручили дать заключение по поводу самих скелетов. В качестве специалиста по военной форме был приглашен эксперт из Главнауки Габаев.

Первой сенсационной подробностью поисков 1925 года стало известие о шестом гробе, найденном тогда же, восемь лет назад, рядом с пятью предполагаемыми домовинами декабристов.

В том же месте на острове Голодай было заложено четыре раскопа. В первом из них рабочие наткнулись на полуистлевший человеческий скелет, похороненный без гроба. Углубившись еще, землекопы обнаружили трухлявый гроб с еще одним скелетом без признаков какой-либо одежды. Во втором, третьем и четвертом раскопах было найдено по одному полуразвалившемуся гробу с фрагментами человеческих костей. Стало ясно - здесь было кладбище, и находка пяти гробов (по числу казненных декабристов) в 1917 году чистая случайность.

Медицинская экспертиза скелетов дала свои сенсационные результаты. Оказалось, что они принадлежали не пяти, а всего лишь четырем людям: троим взрослым и одному подростку в возрасте 12-15 лет! Историческая экспертиза найденного в одном из гробов мундира показала, что он принадлежал офицеру лейб-гвардии Финляндского полка образца 1829-1855 годов.

Комиссия Истпарта пришла к выводу, что найденные на Голодае останки "не могут принадлежать казненным декабристам". Тем не менее, учитывая, что остров Голодай, по всем свидетельствам, является местом, где они все же были похоронены, власти решили соорудить на одной из площадей памятник, что и было сделано в 1939 году, а сам остров переименовали в остров Декабристов.

Так закончилась эпопея по поиску могилы декабристов в 1917 и 1925 годах.

Но если все перечисленные версии - ошибочные, то какая же верная? Напротив острова Декабристов, на берегу реки Смоленки, находится православное Смоленское кладбище - одно из старейших в Петербурге. Здесь похоронены многие известные люди. В XIX веке к нему примыкали два участка: для самоубийц и домашних животных. Большинство серьезных исследователей склоняются к мнению, что, скорее всего, останки казненных декабристов лежат как раз на одном из этих участков.

Однако найти их сейчас - задача практически неосуществимая...

источники

Декабристы и вокруг них

Редакторская преамбула

В основу настоящего указателя имен положен "Алфавит", составленный Александром Дмитриевичем Боровковым. В этот документ попали все имена, которые в том или ином контексте были упомянуты в ходе следствия, в том числе невинные и непричастные. Если бы в настоящем указателе я ограничился только перечислением лиц, понесших наказание, то есть исключительно участниками восстания на Сенатской площади, то мой список составил бы лишь 121 имя. Ну, плюс 57 подвергнутых исправительным наказаниям - переводам из гвардии в армию или в отдаленные полки. "Алфавит" же охватывает 570 имен, в том числе вымышленных подследственными для сокрытия действительных соучастников. Чуть ли не пятую часть составляют привлеченные по ложным доносам. Есть в этом списке и доносчики, которые не участвовали в восстании, а, наоборот, помогали властям изобличать его участников.

Однако, указатель имен "Декабристы и вокруг них" не является просто электронной копией "Алфавита" Боровкова. Здесь помещаются собранные из разных источников биографии всех, кто участвовал в тех событиях с обеих сторон, включая самого императора Николая I и его брата Михаила, а также имена нечаянных свидетелей, родственников причастных, участников следствия и других, кто имел хоть какое-то отношение к декабристам.

В советское время выяснению всех подробностей жизни и деятельности декабристов не уделялось особенно пристального внимания, так как от публики пытались скрыть истинную суть этих людей: это были осужденные общественным мнением изменники Отечеству и заговорщики против государственных устоев с претензией на цареубийство, а вовсе не борцы за права угнетенных, как изображала их марксистская историография. Однако, похоже, и сегодня далеко не все заинтересованы в выяснении ВСЕЙ ИСТИНЫ. Это и понятно. Ведь большая доля декабристов состояла в масонских ложах, а разъяснение "технологий" работы тайных враждебных России организаций не входит в планы современных наследников "вольных каменщиков".

Искажение истинной картины декабризма проистекает из двух источников: с одной стороны, современные враждебные России историки-советологи стремятся исказить представление о нашем прошлом в выгодную для преследуемых ими целей (например, Россию во главе с императором Николаем Павловичем они ненавидят лютой ненавистью, так как тогда у нас было государство - сильное, не подверженное манипуляциям из лондонского Сити, а суверенное на самом деле). С другой стороны, советская, условно говоря, традиционная историография декабризма в упор не замечала и по инерции до сих пор не замечает, что в декабре 1825 года основными политическими игроками были вовсе не Пестель, и не Муравьев-Апостол, и уж никак не казненный вместе с ними Каховский. Игроками были Дибич, находившийся при императоре Александре в момент его смерти, Милорадович запретивший приносить присягу Николаю и настоявший на присяге Константину. Они причастны к созданию той политической неопределенности, в результате которой на площадь вышли декабристы. Не вмешайся Милорадович в процедуру престолонаследия - не было бы никаких декабристов. Однако, для советской историографии невозможным было признать сей факт. После того, как появилось ленинское "декабристы разбудили Герцена", никак иначе описывать события исхода 1825 года на Сенатской площади советскому историку уже не приходилось. Так Пестель с Муравьевым-Апостолом стали помимо своей воли предтечами большевиков, захватившим и Сенатскую площадь, и город на Неве, и всю страну в 1917 году.

Так что разбираться в том, кто кем был на самом деле, вам, читатель, придется самостоятельно. А для удобства пользования список декабристов разбит на подразделы в алфавитном порядке.

Перейти к меню именного указателя "Декабристы и вокруг них":

| АБ | БА | ВА | ГА | ДА | Е-Ё | ЖА | ЗА | И-Й | КА | ЛА | МА | НА | ОА |

| ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА |

Использованы материалы кн.: Крутов В.В., Швецова-Крутова Л.В. Белые пятна красного цвета. Декабристы. В двух книгах. Книга первая. Новости прошлого. М., 2001.

На тихую улочку в центре Иркутска в старинную усадьбу приезжают люди со всего света, чтобы узнать о судьбах «государственных преступников», отбывавших ссылку в Сибири за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Это усадьба декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского. Совсем рядом, на соседней улице усадьба декабриста князя Сергея Петровича Трубецкого. Обе усадьбы входят в состав историко-мемориального комплекса «Декабристы в Сибири».

Посетим и мы эти скромные дома, бывшие центром встреч и общения декабристов.

Итак... Всего в сибирскую ссылку было отправлено 124 участника декабристских организаций, 96 из них - в каторжную работу, остальные - на бессрочное поселение. 113 из числа сосланных в Сибирь принадлежали к дворянскому сословию и только 11 (крестьянин Дунцов-Выгодовский и десять нижних чинов) - к податным сословиям. Среди декабристов восемь человек были обладателями княжеского титула, родословная которых восходила либо к легендарному Рюрику, либо к великому литовскому князю Гедимину (Барятинский, Волконский, Голицын, Оболенский, Одоевский, Трубецкой, Шаховской и Щепин-Ростовский). Граф Чернышев принадлежал к семейству, ведущему свой род от одного из любимцев Петра 1. Еще четверо (Розен, Соловьев, Черкасов и Штейнгейль) имели баронский титул. Поскольку главной и почетной обязанностью дворянства считалась ратная служба, 113 ссыльных «дворянских революционеров» были военными. Только шесть человек служили по гражданскому ведомству, а пятеро находились в отставке. Среди военных трое имели генеральский чин. Самому старшему из невольных сибиряков, Горскому, было 60 лет, самому младшему, Толстому, - 20.

Каторжные работы декабристы отбывали в Благодатском руднике, Чите и Петровском Заводе. Собрав в одном месте более 70 «друзей 14 декабря», Николай 1 стремился, в первую очередь, обеспечить строгий надзор и полную их изоляцию. Прибытие в Сибирь жен и невест декабристов разрушило изоляцию декабристов, так как в отличие от своих мужей они сохраняли право переписки с родными и друзьями и стали добровольными секретарями узников.

Благодаря дамам, они получили возможность знакомиться с новинками научной и художественной литературы, а литературные и музыкальные вечера, занятия рисованием давали выход их творческой энергии. Готовясь к поселенческой жизни, многие декабристы овладевали ремеслами: прекрасными портными оказались князь Оболенский и Бобрищев-Пушкин, столярами - тот же Пушкин, Кюхельбекер, Загорецкий. Но самым талантливым мастером был Бестужев, в тюрьме сумевший сделать весьма точный хронометр. Портретная галерея декабристов, созданная им, сохранила для потомков облик «первенцев русской свободы».

Воспитание иркутска

Иркутская колония была одной из самых многочисленных: в Урике проживали семьи Волконских, Муравьевых, Лунин, Вольф, Панов, в Усть-Куде - братья Поджио и Муханов, в Оеке Трубецкие и Вадковский, в Бельске Анненковы и Громницкий, в Олонках Раевский, в Мало-Разводной - Юшневские, братья Борисовы, Якубович и Муравьев, в Смоленщине - Бесчаснов.

Из декабристов первым иркутянином стал Муравьев. Приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, он был назначен сначала городничим в Верхнеудинск, а в 1828 г. переведен в Иркутск. Под его руководством центр города был благоустроен, положены тесовые тротуары, на набережной Ангары заведены «московские гулянья в экипажах вокруг качелей», а порядок, обеспеченный полицией, которую возглавлял ссыльный городничий, отмечался даже в жандармских донесениях. Его дом на Спасской площади стал центром культурной жизни города. Здесь проводились музыкальные вечера, вечера поэзии и читались лекции.

Жизнь декабристов определялась многочисленными инструкциями. Им запрещалось отлучаться из мест поселения без разрешения начальства далее чем на 30 верст; вся переписка с родственниками должна была вестись через канцелярию генерал-губернатора и III Отделение; «дабы с избыточным богатством» они «не позабыли о вине своей», строго регламентировались занятия любыми промыслами и отвергались те, которые могли обеспечить их материальную независимость. За редким исключением «государственным преступникам» запрещалось вступать в государственную службу, а также заниматься общественно-значимыми видами деятельности, например, педагогикой. Однако большинство из них разделяли мнение Лунина, утверждавшего: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».

Раевский не только открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, но на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутская для занятий учебного заведения для девочек - Сиропитательного дома Медведниковой. Частной педагогической деятельностью занимались Борисов, Юшневский и Поджио.

В 1836 г. по представлению генерал-губернатора Броневского «ввиду недостатка в крае медицинских чиновников» была разрешена врачебная практика Вольфу. Доверие к ссыльному доктору было столь велико, что к его услугам прибегали и представители «иркутского бомонда» - богатые купцы, чиновники и даже губернатор. Оказывал медицинскую помощь нуждающимся и Муравьев: бывший гусарский полковник оказался «успешливым зубодером». А Мария Волконская и Екатерина Трубецкая почти с каждой посылкой получали лекарства для раздачи больным односельчанам.

Большое влияние оказали «государственные преступники» и на развитие культуры в Сибири. Именно с появлением здесь этих высокообразованных людей у сибирской молодежи появилась «тяга к учебе» и «стремление в университеты». Вошли в моду чтение, подписка на газеты и журналы, устройство литературных и музыкальных вечеров, посещение театра. В доме Волконских репетировали и ставили спектакли. С открытием в Иркутске театра его постоянными зрителями стали семьи Трубецких и Волконских.


Гнев на милость

В Сибири декабристы оказались тесно связанными с крестьянством. Каждый поселенец наделялся 15-ю десятинами земли, «дабы трудами своими снискивать себе пропитание», но братья Муравьевы и Сергей Волконский взяли в аренду дополнительные наделы, на которых устроили хозяйство с использованием наемной рабочей силы. Новыми были и приемы хозяйствования, и новые для этого региона сорта сельскохозяйственных культур - гималайское просо, огурцы, арбузы и дыни. Семена выписывались из России, а некоторые были привезены из Петровского Завода, где декабристы занимались огородничеством, и «собранные с тюремных кустов» семена дали прекрасные овощи. Живший в Смоленщине Бесчаснов устроил маслобойку, на которую все окрестные крестьяне привозили конопляное семя, получая от этого небольшой, но стабильный доход.

Настороженное поначалу отношение местных жителей к «государственным преступникам» довольно быстро сменилось дружеским и доверительным, чему в немалой степени способствовали искренний их интерес к делам окружающих, готовность прийти на помощь, участие в жизни села, к которому они были приписаны. Они посещали свадьбы и именины соседей и делали это уважительно, соблюдая принятые у хозяев обычаи. Крестили младенцев и следили за их дальнейшей судьбой. Некоторые из декабристов женились на местных девушках.

Проявляли интерес к декабристам и иркутские купцы. Известная независимость, противопоставление чиновникам, особенно приезжим, «навозным», как их здесь насмешливо именовали, понимание, насколько полезными для них могут быть образованные поселенцы, имеющие, к тому же влиятельных родственников в столицах, а также свойственное сибирякам сочувствие к «несчастным» способствовали сближению Трапезниковых, Басниных, Наквасиных с декабристами. Именно через них шла тайная переписка с родными и друзьями ссыльных дворян, они и их доверенные лица доставляли посылки, в том числе и вещи, на которые декабристы не имели права. Помогали купцы и материально: ссужали деньги в долг на длительные сроки. Постоянное и длительное общение декабристов с купцами «немало содействовало» складыванию у последних «более смягченных культурных нравов и вкусов».

Сложнее складывались отношения с чиновниками. Опасаясь доносов и «неудовольствия Петербурга», правители местной администрации старались соблюдать полученные инструкции. Поэтому нередко самые простые и обоснованные просьбы встречали решительный отказ, как это случилось в 1836 г. с Анненковым, просившим разрешения приехать из Бельска в Иркутск к тяжело рожавшей жене. Только начавшаяся болезнь Прасковьи Егоровны и смерть новорожденных близнецов заставили генерал-губернатора отменить свой запрет. Некоторые чиновники видели в «государственных преступниках» возможность упрочить свое служебное положение. Так, получив от своего знакомого рукописные сочинения Лунина, чиновник особых поручений Успенский тотчас отправил донесение в Петербург, после чего декабрист был вновь арестован и отправлен в Акатуй, Только с приездом в Иркутск нового генерал-губернатора Н.Н. Муравьева, слывшего либералом, положение изменилось. Он не только бывал вместе с женой в домах Волконских и Трубецких, но интересовался мнением декабристов по многим вопросам, давал им поручения, взял к себе на службу Михаила Волконского. В свою очередь, декабристы также живо интересовались многими начинаниями Муравьева, оказывали содействие в организации экспедиций по исследованию и освоению Амура.

Столь же неоднозначно складывались и взаимоотношения с местными священниками. По отзывам современников, большинство декабристов были исправными прихожанами, без ханжества и излишней экзальтации. Те, у кого была такая возможность, оказывали материальную поддержку церквям тех сел, в которых проживали. Так, братья Александр и Никита Муравьевы в Урике на местной церкви вместо деревянной кровли сделали железную, бедному священнику Карнакову построили дом, выстроили близ церкви деревянное здание с тремя отделениями - для богадельни, училища и торговой лавки.

Менее обеспеченные вносили свою лепту личными трудами, как, например, П.Ф. Громницкий. Он написал для церкви села Бельское несколько икон. Но, несмотря на это, приходские священники, по словам вдовы олонского батюшки Сперанского, боялись «навлечь на себя подозрения со стороны местных властей за близкие отношения к поднадзорным». Образованные, широко мыслящие архиереи были более независимы.

У архиепископа Нила особенно близкие отношения сложились с Трубецкими. Именно их рекомендации склонили иркутского пастыря при выборе игуменьи Знаменского монастыря. К нему обратился Трубецкой с письмом, объясняя причины отказа от царской «милости» в 1842 г. Согласие отдать детей, «прижитых в Сибири», в казенные заведения с изменением родовой фамилии, писал декабрист, означало признание «греховным сожитие с женой моей и осрамило бы ее и семейство ее пред целым светом».

Сложившееся на каторге братство декабристов не распалось и после ее окончания. Разбросанные по всей Сибири, они продолжали интересоваться судьбой товарищей. Действовала журнальная артель, новинки литературы рассылались в самые отдаленные уголки края. Пущин, взявший на себя обязанности распорядителя общей декабристской артели, находил средства для помощи малоимущим. Среди тех, кто постоянно делал взносы в общую кассу, были Волконский и Трубецкой. В доме Трубецких находили приют дети их товарищей - дочери Кюхельбекера и сын Кучевского.

Последний приют

Для многих Сибирь стала последним приютом - дорогой длиною в жизнь. «Мы не на шутку начинаем заселять сибирские кладбища», - писал с грустью Пущин. Последний приют нашли в иркутской земле Поджио, Панов, Муханов и Екатерина Трубецкая с детьми Софьей, Владимиром и Никитой. Андреев и Репин погибли при пожаре в Верхоленске. В 1843 г. после недолгой болезни скончался «стоивший целой академии» Муравьев. При отпевании в оекской церкви Вадковского не выдержало сердце Юшневского. Вскоре рядом с его могилой на кладбище села Большая Разводная появились могилы Муравьева и братьев Борисовых. В лазарете Усолья после тяжелой болезни умер Громницкий.

Пришедшее, наконец, «прощение» вызывало у декабристов двойственное чувство: хотелось вернуться в родные места, увидеть оставшихся еще близких, познакомиться с молодым поколением и жаль было расставаться с пусть скромным, но налаженным бытом, сложившимся кругом друзей, возмущало и недоверие нового монарха, отдававшего возвращавшихся стариков под надзор полиции.

Александр II позаботился об эффектном представлении своей «милости» (доставить Манифест об амнистии в Иркутск было поручено сыну декабриста Михаилу Волконскому), но ясно дал понять, что они по-прежнему в глазах власти преступники и милосердие проявлено лишь из-за старости декабристов и своеобразной традиции прощения пострадавших от ушедшего царя, сложившейся в России еще в XVIII в.

По возвращении в Россию декабристы встретили не только радость родственников, все тридцать лет поддерживавших их, и поклонение молодежи, но и мелочные придирки властей, стремившихся поскорее выпроводить из Москвы «неудобных стариков», и имущественные дрязги с братьями, кузенами и племянниками, уже привыкшими считать их имения своей собственностью.

Добрая память

Декабристы оставили в Иркутске не только добрую память о себе, они способствовали формированию традиций интеллигентности и терпимости, позволивших нашему городу стать столицей Восточной Сибири как в административном и экономическом, так и в культурном и духовном отношении.

Их благотворное и разностороннее влияние не стерло время. Здесь сохраняются дома и могилы «первенцев свободы». Еще в 1925 г., в дни празднования 100-летнего юбилея восстания на Сенатской площади, была создана декабристская экспозиция, положившая начало коллекции историко-мемориального Музея декабристов, открывшегося 29 декабря 1970 г.

Экспозиции двух домов рассказывают об истории декабризма - от событий 14 декабря 1825 г. до амнистии, дарованной императором Александром II в 1856 г., и возвращения декабристов из ссылки, а также о судьбах их первых хозяев и их потомков. Здесь хранятся подлинные предметы, принадлежавшие декабристам: семьям Трубецких, Волконских, Фонвизиных, Муравьевых, Рылееву, Каховскому, Муханову, Раевскому, Вольфу, Пущину, Батенькову и другим. Музей проводит литературно-музыкальные салоны, спектакли «Домашнего театра Волконских».

Ежегодно с 14 по 25 декабря Музей проводит традиционный областной фестиваль «Декабристские вечера». В эти дни проходят концерты в областной филармонии, литературно-музыкальные салоны в домах Волконских и Трубецких, литературные вечера в областных и городских библиотеках.

Тамара ПЕРЦЕВА, ст. научный сотрудник Декабристского комплекса.

Журнал «Время странствий», №№7-8 (36-37)/2006