«Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики» - Оливер Сакс

Произведение известного врача-невролога Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики» стала бестселлером и была переведена на многие языки. В ней автор рассказывает о своём врачебном опыте, о людях, которые для многих становятся непонятными и вызывают противоречивые чувства.

Несмотря на то, что автор является доктором, его произведение читается достаточно легко. Конечно, там есть описание некоторых заболеваний и их особенностей, но писатель постарался избегать сложных терминов. Примечательно, что Оливер Сакс пишет о людях не так, будто ведёт записи в анамнезе больного. Его повествование не выглядит сухим и сжатым, наоборот, оно наполнено чувствами, сопереживанием, размышлениями, человечностью.

В книге изложены истории многих людей, которые имеют некоторые отклонения в психическом развитии, в работе мозга. Например, автор предлагает вниманию истории людей, которые страдают от известного сейчас аутизма, но также он рассказывает и о совсем уж необычных случаях.

Интересно, насколько сложно устроен мозг человека, как происходят в нём все процессы. Если где-то происходит малейший сбой, то это уже может кардинально изменить восприятие человека. В книге рассмотрены как врожденные отклонения, так и приобретённые.

Автор книги не только наблюдает за людьми, но и размышляет о них. Большинство людей воспринимают таких людей как чудаков, дурачков, даже как ненормальных и неполноценных. Но если задуматься, возможно, их мышление является просто особенностью, а не отклонением от нормы. Иногда необычное восприятие позволяет людям создавать шедевры музыки, живописи, литературы. А может быть те люди, которые живут в своём собственном мире, не так уж несчастны? Иногда, наблюдая за такими людьми, возникает ощущение, что они могут жить более счастливо и полноценно, чем мы, нормальные и обычные, загруженные работой и бесконечными проблемами. Книга будет очень интересна всем, кто хочет больше узнать о людях с необычной психикой и мировосприятием.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики" Оливер Сакс бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Предисловие научного редактора

Получив предложение отредактировать перевод книги известного невролога, психолога и писателя Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу", я согласился, не думая ни минуты. Эта книга, подарок американского коллеги, уже пятнадцать лет стоит на полке моего шкафа рядом с работами А. Р. Лурии. За эти годы я возвращался к ней много раз. Преподавая курс нейропсихологии, просто невозможно удержаться от цитирования Сакса. Но "Человек, принявший жену за шляпу" -- нечто гораздо большее, чем специальная монография или пособие для преподавателя и врача.

Оливер Сакс -- одно из самых известных имен в своей области на Западе. И его популярность выходит далеко за границы узкопрофессиональной среды.

Он родился и получил образование в Лондоне и продолжил его в США. С 1970 года его книги -- "Мигрень", "Пробуждения", "Нога, чтобы стоять" --завоевывают читателей. Книга, которую читатель берет в руки, -четвертая по счету и одна из самых значительных работ Сакса. Нельзя сказать, что в России Сакс совсем не известен. Несколько его эссе под названием "Случаи из практики" публиковались в журнале "Иностранная литература". На его работы ссылаются российские авторы -- и нейропсихологи, и писатели (например, Татьяна Толстая). Но настоящее знакомство с творчеством Оливера Сакса у российского читателя еще впереди.

Как определить жанр этой замечательной книги -- популярный, научный? Или здесь нечто иное? С одной стороны, книга посвящена проблемам неврологии и нейропсихологии. Тема предполагает достаточно узкий круг читателей. Нельзя сказать, что Оливер Сакс прибегает к упрощениям, чтобы привлечь внимание непосвященных. Напротив, его подход сложнее, чем схематизированное изложение материала в учебнике и монографии. Решает дело не то, о чем пишет Оливер Сакс, а то, как он пишет. Язык книги живой, увлекательный, со склонностью к словесным играм и литературным ассоциациям. Восприятию не мешает ни врачебный сленг (ну кто еще может назвать больного с синдромом Жиля де ля Туретта "туреттиком"?), ни обилие специальных терминов, ни перечисление химических веществ, о существовании которых большинство просто не догадывается.

Можно ли представить себе "неврологическую пьесу" или фильм, снятый по мотивам специальной монографии? Наверное, в этом случае монография должна нести в себе нечто особое -- драматизм, внутреннюю динамику, накал страстей. И героем ее должен быть человек, а не его болезнь. Это как раз важнейшая черта творчества Сакса. И не удивительно, что его книга "Пробуждения" стала основой для пьесы Гарольда Пинтера, а позже была экранизирована. Совсем уж трудно представить главу из монографии или научно-популярной книги на оперных подмостках. Но с предлагаемой вам книгой произошло именно это. Оперу по ней написал Майкл Найман, популярный современный композитор, автор музыки к большинству фильмов Питера Гринуэя. Думаю, сюжет привлек композитора не столько тем, что главный герой -- известный музыкант. Музыка присутствует в самой книге -- ритм и, если хотите, мелодия. Читатель уловит ее так же, как герой, прислушиваясь к шуму на улице, улавливал в нем некую симфонию. Музыка составляет внутренний мир глубоко неполноценного в иных отношениях человека, заполняя не только его память, но и душу. Музыка преображает неуклюжую, диспластичную Ребекку, в танце ее движения приобретают грацию. Музыка остается единственной силой, организующей жизнь профессора П., у которого "есть своя мелодия для всякого действия".

Похоже, что каждый читатель может найти в книге что-то свое. Кого-то заинтересует "кунсткамера" -- удивительные нейропсихологические истории. Для другого читателя книга Оливера Сакса -- это маленькие трагедии, где на первом плане не болезнь, уродство, а переживание, судьба, напряженность борьбы человека с болезнью. Трагично непонимание своего положения, еще более трагично осознание -- на миг. Для медика здесь -- углубленное описание сложных и редких клинических случаев. Для психолога -- попытка постижения человеческой души: надлом открывает скрытое. Где взять читателя столь же универсального, как автор?

Убежден, что такой читатель существует. И его встреча с этой книгой будет началом долгой дружбы. Он прочтет все остальные книги Сакса, удивляясь настойчивости автора, который, отстаивая основной тезис, всякий раз открывает нечто новое. Для нас. Но прежде всего для самого себя.

Поразительно, что Оливер Сакс, человек с огромным клиническим опытом, умудряется не терять способности удивляться. Каждое его описание проникнуто этим чувством.

В книге Оливера Сакса читатель обнаружит некую двойственность. Автор --врач, и ему присущи все стереотипы традиционного клинического мышления. Он мечтает о том, чтобы понять человеческую душу через физиологию мозговых структур. Он верит в чудодейственные вещества, которые "пробуждают" пациентов. Ему присущ оптимизм ученого, исповедующего принципы позитивной науки. Головной мозг видится ему великолепной машиной, чрезвычайно сложной и слаженной. Машиной, поломки которой так же необычайны, как и ее нормальная работа. Впрочем, человек начинает задумываться об устройстве механизма в основном тогда, когда механизм этот выходит из строя. Сакс никогда не вербализует этот подход. Наоборот, все его сознание протестует против механицизма. Сакс -- философ и литератор вступает в спор с традиционным мышлением медика. Он говорит не только о мозговых структурах и нейромедиаторах. Он говорит об архетипах, символах, мифах. Говорит эмоционально, взволнованно. Для читателя ясно, на чьей стороне победа. Романтическое мировосприятие торжествует. Не случайно А. Р. Лурия мечтал о романтической неврологии, а Сакс подхватывает эту мысль. Разнородность материала книги, многообразие затронутых в ней проблем требует синтеза. Этот синтез почти невозможен на интеллектуальном уровне. И здесь на помощь приходит страсть.

Книга охватывает и философские вопросы. Какова природа болезни как таковой? Что есть здоровье? Что делает болезнь с психикой? Всегда ли отнимает -- или порой привносит в человеческую душу нечто новое и даже позитивное? Сама структура книги отвечает на этот вопрос. Ее основные разделы называются "Утраты" и "Избыток". Но даже в разделе "Утраты" Сакс соглашается с тем, что на каком-то уровне болезнь может усилить творческие потенции личности. Профессор П., теряя способность к зрительному восприятию, переходит от реализма в живописи к кубистическим и абстрактным полотнам. И хотя в итоге художественные способности героя сходят на нет, но "на полпути" он явно приобретает новые качества стиля. Даже в неистощимых выдумках другого пациента -- человека, потерявшего память, Оливер Сакс видит творческое начало.

Для психиатра, который привык к разделению симптомов на "продуктивные" и "негативные", добавляющие и отнимающие, эта проблема кажется очевидной. Ведь если у обычного человека нет галлюцинаций и бреда, а у больного есть, то, следовательно, речь идет о продукции, хотя и патологической. И опять-таки если сознание глубоко помрачено, то речь идет об утрате. Но если в сознание вторгаются причудливые образы, заполняя внутреннее пространство наравне с впечатлениями реального мира, то речь идет о качественных, продуктивных расстройствах. Однако у Сакса понимание "потери и избытка" более сложное и, как мне кажется, более близкое к истине.

Да полно, бывает ли избыток? Если и бывает, то только в результате недостатка какого-либо иного фактора, нарушающего равновесие. Проще всего проиллюстрировать этот тезис на примере полной потери способности к запоминанию (корсаковский синдром). Конфабуляции (выдумки, фантазии), как правило, встречающиеся при потере памяти, -- это симптом продуктивный. Но ведь конфабуляции лишь заполняют огромный недостаток -- пустоту, образовавшуюся в психике человека, не способного сохранить истинные впечатления в своей памяти. Да, бредовые идеи являются продукцией. Но Фрейд в свое время показал, что бредовое мировоззрение параноика -- лишь ущербная попытка воссоздать какое-то подобие гармонии на месте разрушенной болезнью психики. Любая болезнь включает в себя не только изменения, но и реакции на эти изменения: со стороны структур головного мозга -- на физиологическом уровне, со стороны психики больного -- на психологическом, а еще со стороны близких и общества...

Несмотря на то, что ученные достаточно продвинулись в изучении головного мозга, до сих пор обо всех его возможностях им неизвестно. Современный человек в совершенстве знает, как устроен главный орган центральной нервной системы, но на ряду с этим мало знает, где находится предел его возможностей, есть ли он вообще и что на самом деле может человек, а что ему никогда не будет подвластно. Неврологи, психологи, психиатры и физиологи пытаются найти ответы на эти вопросы уже не одно десятилетие. Чтобы приоткрыть завесу над тайной, специалисты изучают психику человека, которая иногда не поддается законам обычной жизни.

Писатель и нейропсихолог Оливер Сакс долгие годы занимался изучением человеческой психики, что объясняет его тягу к написанию «медицинских» бестселлеров. Каждое произведение автора обращено к теме психологии и содержит в себе медицинский базис. Главное отличие его книг – Сакс художественно описывает истории реальных людей, ставших жертвами метаморфоз подсознания, искренне сопереживая всем своим героям. Одно из культовых произведений господина Сакса, созданное на эту тему, книга «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики». На сайт вы можете скачать бесплатно «Человек, который принял жену за шляпу» в fb2, epub, pdf, txt, doc и rtf – Оливера Сакса.

В книге «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики» Оливер Сакс собрал более 50 глав, каждая из которых это отдельный рассказ о человеке, ставшем невинной жертвой проделок психики.

Люди с жалобами на психическое здоровье не могут трезво смотреть на мир. Реальность в их представлении является правдивой, но с точки зрения здорового человека она искривлена. Медицина диагностирует такие расстройства, называя их неврозами, уверяя, что подобные взаимоотношения между психикой и сознанием вызваны глубинными психологическими конфликтами, перенапряжением нервных процессов и давлением Super Ego. На КнигоПоиск вы можете слушать аудио-книгу и читать онлайн «Человек, который принял жену за шляпу» – Оливера Сакса.

Оливер Сакс в своей книге «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики» предлагает читателю не просто мемуары нейропсихолога, занимающегося наблюдением и лечение психически нездоровых людей. Это книга историй, каждая из которых тронет своего читателя до глубины души, разрушив границы между понятными и странными вещами. Где-то на средине книги Вы, непременно, зададитесь вопросом, а стоит ли пытаться сделать этих людей нормальными или втиснуть их в рамки общества, если оно никогда не примет их из-за отклонений? Каждый читатель ответит на этот вопрос самостоятельно. Господин Сакс не дает никаких однозначных ответов, он только предлагает почву для размышлений.

Эта книга представляет собой интерес, не только как медицинское пособие. Повествовательная манера автора сделала из нее интереснейший сборник рассказов о людях, не вписывающихся в рамки общества, но продолжающих жить по его законам и правилам игры, которые диктует подсознание.. Читайте также краткое содержание книги (сокращённый пересказ) и отзывы о книге.