Кто такие евреи и что значит быть евреем. Название в русском языке. Происхождение слова «евреи»

Евреи - это нация, корни которой уходят в древние Иудейское и Израильское царства. Народ, который более двух тысяч лет существовал без своего государства, сегодня разбросан по многим странам мира.

Так, согласно официальным данным, 43% евреев проживают в Израиле, 39% - в США, а остальные - в самых разных уголках планеты. Многие из них живут и совсем рядом с нами. А вы знаете, как распознать еврея среди русских, немцев, кавказцев и других народов мира? Какие особенности внешности и характера отличают эту древнейшую и загадочную нацию?

Спросите

Итак, как распознать еврея? Прямо спросить его об этом. Большинство евреев гордятся тем, кто они есть, и не скрывают свое происхождение. Многие полукровки даже не задаются вопросом, какую половину предпочесть: еврейскую или русскую, украинскую, белорусскую… И даже капля крови для них бесценна. Это, между прочим, нормальная человеческая реакция. Ведь евреи - это древний народ с богатой историей и культурными особенностями. Так почему бы не гордиться этим? Спросите их сами.

Но бывают случаи, когда люди стараются скрыть свое еврейское происхождение. И это не нормально. Например, в годы далекой перестройки у телеведущего Любимова прямо спросили об этом. И шоумен в прямом эфире перед всей страной поклялся, что ни он, ни его родители не евреи. Характерные черты, однако, присутствовали и в его внешности, и в поведении. Да и фамилия говорила сама за себя: Любимов производно от Либерман.

Загляните в паспорт

Какие фамилии носят евреи? Характерные черты еврейских фамилий - это немецкие суффиксы «-ман» и «-ер». Однако здесь нужно быть осторожными. Ведь такие фамилии носят и сами немцы, и латыши. Например, Блюхер был чисто и немецкая фамилия досталась ему от предка, участвовавшего в войне с Наполеоном. Это было наградой за мужество и заслуги перед отечеством - носить фамилию известного немецкого полководца.

Есть еще одна особенность еврейских фамилий. Так, это может быть своеобразный «географический штамп». Многие евреи, переезжая в Россию из Польши, меняли свои фамилии таким образом, чтобы можно было понять, откуда они родом. Например, Высоцкий (поселок Высоцк в Беларуси), Слуцкий, Житомирский, Днепровский, Невский, Березовский (деревня Березовка), Донской и т. д.

Также могут образовываться от уменьшительно-ласкательных женских имен. Ведь, в отличие от русских, они ведут свои родословные по материнской линии. Пример: Машкин (Машка), Чернушкин (Чернушка), Зойкин (Зойка), Галкин (Галка) и т. д.

Но помните, что фамилия - это не отличительная черта евреев. Машкин и Галкин могут оказаться настоящими русскими мужиками, а, казалось бы, стандартные Иванов и Петров - евреями. Так что на основании одной только фамилии делать выводы рано.

Выбор имен

С именами все намного сложнее - они могут быть любыми. Конечно, есть чисто еврейские. Например, Лев (производное от Леви), Антон (от Натан), Борис (от Борух), Яков, Адам, Самсон, Марк, Абрам (от Авраам), Моисей, Наум, Ада (Аделаида), Дина, Сара, Эстер (от Есфирь), Фаина и другие.

Но существует и отдельная категория имен, которые имеют израильское происхождение, однако русские люди носят их еще чаще, чем сами евреи. Характерные черты таких имен - окончание -ил (Даниил, Михаил, Самуил, Гавриил), а также библейский смысл (Мария, Иосиф, Илья (Илия), София).

Носатость

Итак, какие характерные черты лица у евреев? Первое, на что всегда обращают внимание - это нос. Причем многие считают, что одного этого признака уже достаточно, чтобы считать человека евреем. Знаменитый «еврейский шнобель» начинает загибаться от самого основания. Так, израильский антрополог Джекобс подробно описал это явление «кончик загибается вниз, напоминая крючок, а крылья приподняты». Если взглянуть сбоку, то нос напоминает удлиненную кверху цифру 6. В народе такой нос называют «еврейской шестеркой».

Однако только по одному этому признаку нельзя с точностью сказать, что человек - еврей. Если посмотреть на то выяснится, что практически все из них были носатыми: и Некрасов, и Гоголь, и Карамзин, и даже Тургенев. Но доподлинно известно, что евреями они не были.

На самом деле у израильтян могут быть самые разнообразные носы: и мясистые «картошки», и узкие с горбинкой, и прямые, длинные, с высокими ноздрями, и даже курносые. Так, что один только нос - это далеко не показатель «еврейства».

Распространенные ошибки

Существует мнение, что есть определенные признаки, которыми обладают только евреи (характерные черты лица) - огромный нос, черные глаза, толстые губы. С носом мы уже разобрались. Что касается темных глаз и то это самые распространенные негроидные признаки. А негроидная примесь свойственна не только евреям, но и лицам другой национальности. Например, в результате союза монголоида и негра можно получить те же черты. Такая примесь часто наблюдается у греков, испанцев, португальцев, итальянцев, арабов, армян, грузин.

Еще одно массовое заблуждение - у евреев темные кучерявые волосы. Здесь все то же самое. Негроидный признак - налицо. С другой стороны, библейский еврей Давид был блондином. Это уже нордическая примесь. А посмотрите на российского певца Агутина - типичный еврей, но отнюдь не темноволосый.

Признак номер один

И все-таки как по лицу отличить еврея от славяно-руса? Существуют ли железобетонные признаки? Ответ: да.

Если вы сомневаетесь, кто перед вами: еврей или нет, в первую очередь обратите внимание на расовую черту - средиземноморскую примесь. Ее нет даже у кавказцев, которых часто путают с евреями из-за их мясистых носов, толстых губ и курчавых волос. Средиземноморская примесь очень характерна и явно выражена даже при большом кровосмешении. Что же это такое?

И прямо, и в профиль это очень узкое длинное лицо. Оно не расширяется кверху, в отличие от типичных славяно-русских лиц. Такую форму головы с узким и продолговатым затылком имеют только евреи. Характерные черты можно рассмотреть на фотографиях Луи де Фюнеса или Софии Ротару. Русские евреи - это смесь средиземноморцев и переднеазиатов (кавказцы, армяне). Идеальные примеры - Борис Пастернак и Владимир Высоцкий.

Итак, главная отличительная черта евреев - это очень узкое, длинное лицо, которое к верху не расширяется. Если из-за каких-либо примесей такое лицо расширилось, то где угодно, но не в районе лба. Лоб у еврея всегда узкий, как будто его зажали в тиски. В остальных местах, в принципе, голова может расширяться. И уже после того, как вы увидели этот признак, можно обращать внимание на нос, губы, глаза, фамилию и все остальное, чем отличаются евреи.

Характерные черты характера

Главными чертами характера любого еврея являются уверенность в себе, абсолютное чувство собственного достоинства и всякое отсутствие стеснительности и робости. Существует даже специальный термин на идише, который объединяет в себе эти качества - «хуцпа». Переводов этого слова на другие языки не существует. Хуцпа - это своеобразная гордость, вызывающая желание действовать, без опаски оказаться недостаточно подготовленным или неспособным.

Что же такое для евреев «хуцпа»? Смелость, способность изменить свою судьбу, бороться с ее непредсказуемостью. Многие евреи уверены, что само существование их государства Израиль - священно, это и есть акт хуцпа.

Как уже говорилось выше, аналогов в других языках и переводов этого понятия нет. Но в нееврейском обществе хуцпа имеет негативный окрас и отождествляется с понятиями «наглость», «нетерпимость по отношению к другим людям», «бесстыдство» и т. д.

Косвенные признаки

Стоит рассмотреть еще некоторые славян и евреев. Так, например, чистота лица. У евреев, в отличие от большинства русских, нередко наблюдается скопление родимых пятен в области носа, рта и подбородка. Родинки - это признак старения и деградации организма. Чем позднее они формируются на теле человека, тем крепче организм. У евреев как правило, образуются еще в детском возрасте.

Продолжаем называть характерные черты израильтян - сильнообнаженные при улыбке десна. Такое очень редко наблюдается у славяно-русов. У евреев часто встречается достаточно редкий и асимметричный зубной ряд, в отличие от славян, которым свойственны плотные нижние и верхние зубы.

Картавость как дефект речи часто считается косвенным признаком. В принципе, она свойственна некоторым евреям. Но только меньшинству. Большинство израильтян очень четко произносят букву «р». И даже учат этому русских. Но все-таки картавость - это редкий признак, ведь многие из евреев, у кого был такой дефект, упорно занимались с логопедом. Да и любой русский ребенок может иметь такое произношение от рождения.

Национальная принадлежность

У всех народов мира не существует обязательных и строгих законов, которые регулируют национальную принадлежность. Здесь свобода выбора: либо национальность матери, либо отца. Исключение составляют только евреи. У них строгий и нерушимый закон: только тот, кто рожден от матери-еврейки, может считаться евреем.

И закон этот строго соблюдается на протяжении всего времени существования нации.

У неискушенного в религиозных познаниях человека может возникнуть вопрос, за какие такие заслуги евреи в глазах Бога обрели привилегированное положение? Для этого нужно обратиться к религиозным текстам.

В Торе (книга Брейшит, глава 12:1-3) Бог говорит Аврааму: «Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и ты будешь благословением».

Само понятие избранности еврейского народа впервые было озвучено примерно за 1300 лет до нашей эры (через 500 лет со времен Авраама) на горе Синай Моисеем, передавшим слова Бога: «Так молви Дому Яакова, и скажи сынам Израиля... Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов» (Исход, глава 19:3-6).

Согласно иудаизму между Богом и еврейским народом был заключен Завет, который можно трактовать и как благословение, и как огромную ответственность, которая возлагается на евреев. Православный публицист Сергей Худиев пишет, что Божие избрание отличается от человеческого. Если мы избираем за что-то, то для Бога – это акт чистой, свободно оказанной милости, которая не связана с какими-либо достоинствами.

Эту мысль доносит Библия, которая подчеркивает, что евреи избраны не за заслуги, а ради того, чтобы спасти все человечество. Согласно Ветхому Завету, языческие народы были не в состоянии принять воплощенного Бога, а поэтому к приходу Мессии их должен был готовить народ Израиля.

Протоирей Дмитрий Смирнов проясняет этот вопрос. Господь, по его мнению, не избирал еврейский народ. Бог избрал Авраама. В то время как многие представители рода человеческого погрязли в языческих культах поклонения целому сонму божков и божеств, Авраам был верен единому Богу – творцу всего сущего на земле. И только впоследствии избранничество было соотнесено с целым народом.

Не избрали, а назначили

При внимательном прочтении Библии можно заметить, что слово «богоизбранный» не точно передает смысл отношений Бога и еврейского народа, отраженного в священном писании. «Этот народ Я образовал для Себя», – сказано на страницах Ветхого Завета (Ис. 43,21). Получается народ не богоизбранный, а богосозданный.

Как остроумно заметил один раввин по поводу избранности своего народа: «евреи не участвовали в выборах, никто их не избирал, их просто назначили».

Апостол Павел говорит, что еврейский ветхозаветный закон – это «детоводитель по Христу» (Гал. 3,24). Это странное слово становится понятным, если установить его греческую основу. В греческом оригинале стоит слово «pedagogon», однако оно не равнозначно близкому нам слову педагог. В античном мире педагогом являлся раб, который внимательно следил за ребенком, чтобы он вовремя добирался до школы, не шалил и не тратил сил впустую.

Также и Закон Моисея, воплощать в жизнь который было доверено евреям, в своем истинном смысле не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия 365 запретов и 248 повелений. Изначальная миссия избранничества иудеев заключалась в том, чтобы предостеречь другие народы от злоупотребления опасными верованиями.

Одним из атрибутов языческих культов, практиковавшихся в Ханаане, Финикии или Карфагене, был такой страшный обряд, как жертвоприношение младенцев, подтвержденный современной археологией. В этих обстоятельствах уже не кажутся столь ужасными приказы Иисуса Навина выжигать землю Ханаана от людей, чей религиозный разум помутился настолько, что они в жертву своему богу приносили своих же первенцев.

«Фанатизм в Библии попускается – перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие», – замечает в этой связи российский богослов и философ Андрей Кураев.

Избранных больше нет?

С тех далеких времен минула не одна тысяча лет. Неужели до сих пор народ Израиля вынужден исполнять свою миссию? В новозаветную эпоху многие лишали евреев этой созидательной роли. Апостол Павел, наделяя христианство универсализмом, противопоставлял спасительное Евангелие устаревшему Закону. Христианский Святой истолковывал иудаизм как «пройденный этап», тем самым принижая теологическую значимость иудаизма в новозаветное время.

В 2010 году епископы из стран Ближнего Востока, собравшиеся на конференцию в Ватикане, приняли резолюцию, потребовавшую от Израиля прекратить использовать Библию как оправдание несправедливостей, чинимых в отношении палестинцев. «Права на "Обетованную землю" больше не являются привилегией еврейского народа. Христос отменил это право. Избранного народа больше нет», – сообщалось в резолюции Ватикана.

Для евреев такое заявление стало очередным поводом заявить, что идею богоизбранности восприняло и трансформировало христианство. Согласно концепции средневековых теологов миссия Израиля закончилась с рождением в его среде Иисуса Христа. «Израилем во плоти» теперь являлась Христианская Церковь.

Возможно, многочисленные беды, обрушившиеся на долю еврейского народа с наступлением христианской эры, и есть свидетельство того, что миссия Израиля окончена? В XIX веке русский святитель Феофан Затворник высказал свое толкование этого богословского вопроса: «Кого избрал Б-г, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его».

В одном из документов Всемирного Совета Церквей протестантских общин за 1988 год сказано, что Завет между Б-гом и еврейским народом остается в силе. Антисемитизм, как и любые учения, подвергающие осуждению иудаизм, должны быть отвергнуты.

Компенсация за унижения

Вся сложность и противоречивость вопроса богоизбранничества в современном мире заключена в дилемме: догматически еврейский народ остается избранным народом Бога, но какое это должно иметь проявление в реальной жизни, кроме декларирования, никто не может объяснить.

В глазах антисемитски настроенной части общественности богоизбранность евреев выражается в их пренебрежительном и высокомерном отношении к другим народам, в привилегированном обладании правами и возможностями, которые не даны простому смертному.

Отстраняясь от антисемитской риторики, можно попытаться понять, в чем заключается особый статус современного еврейства. Известный переводчик Корана Валерия Прохорова пишет, что «после рабского существования в Египте сыны Израиля стали свободны, получили обильные земли и процветание, каждый из них являл собой как бы царя».

Этот аспект рассматривал и философ Николай Бердяев: «Есть еврейское самомнение, которое раздражает. Но оно психологически объяснимо: этот народ был унижен другими народами и он себя компенсирует сознанием избранности и своей высокой миссии».

Стремление обрести чувство собственного достоинства после многих лет лишений и унижений запечатлелось в генетической памяти еврейского народа и выразилось, в обретении защиты, в том числе, через чувство превосходства и достижение статусности, богатства.

Андрей Кураев усматривает в евреях пророческий пафос, твердящий «мы в ответе за все». Весьма часто приходится замечать, пишет Кураев, что этнический еврей, ставший православным священником, становится человеком «партии» и крайности. Он не может ограничить себя просто кругом своих приходских или монашеских обязанностей. Ему нужно «спасать Православие».

Межконфессиональный конфликт

Русский писатель Яков Лурье, объясняя еврейский феномен, отмечал, что дело здесь не в Ветхом Завете и не в национальности. «Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, пишет Лурье, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах».

Действительно, современная идея богоизбранничества еврейства может объясняться и через конфликт с христианством. Ведь те права и обязанности избранного Богом народа, которые преподнес Израилю Моисей, христианство, по сути, применило к себе – «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2,10).

Один из проповедников еврейского национализма в России Сергей Лёзов антисемитизм христианства видит в том, что оно «узурпировало притязания Израиля» на исключительность его отношений с Богом. В тоже время борцы с антисемитизмом заходят дальше и требуют, чтобы христианские народы, в порядке покаяния за преступления языческого германского нацизма, усвоили взгляд на Израиль как на народ, по-прежнему в абсолютной уникальности хранящий свою богоизбранность.

Для протестантского богослова Оскара Кульмана тут есть два понимания национального мессианизма, между которыми непроходимая грань: существует ли избранный народ для того, чтобы послужить всему человечеству, или же для того, чтобы все человечество, опомнившись, послужило ему.

Завет по принуждению

В Талмуде сказано, когда еврейский народ стоял у подножия Синая, Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян (Шаббат. 88,1).

Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою. Так стоит ли считать действительным Завет, полученный евреями по принуждению?

Богоборческие мотивы были отмечены еще во времена первых Патриархов. Не случайно Иаков при благословлении получил имя Израиль – «Борющийся с Богом». «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28), – напутствовал его Создатель.

Тяга к свободе проявилась и в наследниках Иакова. Им было интересно все, что запрещала Тора. Так возникла Каббала – проповедовавшая магию и астрологию и отрицавшая Единого Личного Бога-Творца. В доме Израиля нашла себе место и языческая доктрина переселения душ.

Евреи создали религию самообожествления, – говорит Андрей Кураев о Каббале. Они, наконец, предались желаниям своего сердца, что запрещали им Пророки. Ушли Пророки, и ушла Благодать Божия. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст», – обращался Христос к сынам Израиля (Мф. 23, 37).

Израиль, для которого Завет оказался тяжким бременем, предавшись соблазнам тайных знаний, во многом ушел от богоизбранности. Христианство более высоко оценивает историческую миссию Израиля, чем сам Израиль, – писал католический богослов и французский кардинал Анри де Любак. – Не ради себя существует Израиль, а ради всего человечества.

Анри де Любак сравнил евреев со старшим сыном, который в известной притче не захотел, чтобы Отец принял его младшего брата. Израиль дал миру Христа, но сам не заметил этого. В итоге, по словам богослова, когда по завершении своей провиденциальной миссии Израиль возжелал сохранить свои привилегии, он стал узурпатором.

Слово «еврей» на иврите означает «зареченский», «тот, кто живет за рекой». По самой распространенной версии, древние евреи - это небольшое племя, жившее в бронзовом веке на землях, подконтрольных Древнему Египту; племя, постепенно обретшее самостоятельность, сменившее оседлый образ жизни на отчасти кочевой, из-под гнета проклятых египтян тем или иным образом сбежавшее, окрепшее и даже основавшее собственное небольшое, но агрессивное государство.

Жить в древнем мире аккурат между Египтом и Месопотамией - занятие рискованное, поэтому евреи в конце концов оказались вынуждены ютиться в весьма пустынной местности и бесконечно бодаться с тоже вполне агрессивными местными племенами. Народов, народцев и народишек на Плодородном полумесяце между Средиземным и Красным морем было множество, но выжить и сохраниться сумели фактически только евреи - прежде всего благодаря своей идеологии.


Во-первых, от египтян и вавилонян они усвоили законодательные нормы, в том числе идеи частной собственности, протогосударственности, социальной иерархии и прочие крайне продвинутые по тем временам представления.

Во-вторых, они владели и весьма развитыми технологиями, тоже позаимствованными у самых могущественных на тот момент цивилизаций мира. И военное дело, и земледелие, и изготовление инструментов были у них по тем меркам чрезвычайно передовыми.


А в-третьих, они имели собственное, весьма ревнивое божество, которое не терпело никаких соперников и не любило иноплеменников. Иегова был личным Богом одного-единственного народа и к прочим народам относился с неприязнью. (То, что в результате Иегова стал Богом и христиан, и мусульман, превратившись в самое космополитическое божество планеты, - это, конечно, знатная шутка истории.) Поэтому евреи практически не смешивались с другими племенами, сохраняя исключительную этническую монолитность, и обрели такую интересную штуку, как национальное самосознание уже к первому тысячелетию до нашей эры (для сравнения стоит отметить, что страны современной Европы, скажем, стали понимать, что это такое, примерно в XVI веке нашей эры). Иудаизм был религией крови, родовые книги были здесь священны, никакого мультикультурализма и этнического разнообразия евреи не поддерживали даже в расцвете своих царств, колоний они практически не знали, а побежденные племена предпочитали уничтожать или изгонять, делая исключение лишь в редких случаях. Ну и бесконечно боролись за чистоту скреп, традиционализм и чтобы крючков на церемониальном занавесе было ровно столько, сколько указано в Левите.

При таком положении дел евреи могли главенствовать над мелкими племенами. Но, сталкиваясь с новыми сильными цивилизациями, они оказывались беспомощны. Персы, греки, войска Птолемеев - все, кто хотел, творили на еврейских землях все, что хотели, не разрушая, однако, еврейскую государственность до конца и даже принося туда на копьях некоторые культурные новшества.

В конце концов Иудея была завоевана Римом, и латинские язычники, устав бороться с беспорядками в косной и не поддающейся реальным реформам провинции, просто выставили оттуда фактически всех евреев, чтобы валили куда глаза глядят. Евреи и так к тому времени были уже разметаны, считай, по всей Азии и эллинскому миру (спасибо прежним завоевателям), так что, повздыхав и упаковав пожитки, они разъехались - кто к тете Саре в Дамаск, кто к дяде в Армению, кто к прежнему деловому партнеру в Анатолию, а кто к родне жены на Пиренеи. Так началось почти двухтысячелетнее странствие еврейского народа по миру.


Почему евреи есть, а других - нет


Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.

Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд - сборники религиозных предписаний и пояснений к ним. Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей. Начали составляться и редактироваться эти сборники в I-II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью - сохранить еврейский народ в его странствии.

Если изучить священную книгу иудеев Тору (она является, собственно говоря, практически всем Ветхим Заветом христиан и немалой частью Корана мусульман), то мы обнаружим там лишь очень небольшое количество запретов и правил. А вот в Мишне, а потом и в Талмуде эти правила были настолько расширены и дополнены, что сейчас быть ортодоксальным иудеем - очень муторное и трудоемкое занятие. Ты можешь есть только кошерную, особым образом приготовленную пищу, ты должен пользоваться не только отдельной посудой, но даже отдельными очагами для готовки мясного и молочного, ты должен одеваться так, чтобы люди на улицах бегали за тобой с целью сделать колоритное селфи на твоем фоне, в субботу ты превращаешься в совершеннейшего инвалида, неспособного даже выключить свет в туалете, и прочая и прочая.

Все эти очень неудобные, громоздкие правила при всей их смехотворности сыграли, однако, важнейшую роль в деле сохранения евреев как народа. Еврей с детства приучался к тому, что он отличается от других людей, он не мог прийти к иноверцу на обед (а вот к себе пригласить - легко), он был вынужден жить рядом с еврейскими мясниками, молочниками, булочниками и виноделами, так как только их пища была позволена ему, он мог жениться только на еврейке. Еврей, который нарушал эти правила, изгонялся в конечном счете из своего народа, и скорбели по нему больше, чем по мертвому.

Конечно, постепенно запреты ослабевали и традиции рушились, но происходило это очень медленно. Правда, XIX и XX века нанесли огромный урон еврейской идентичности, запас кочевой прочности у народа уже шел на убыль. Но тут странствие и кончилось: ООН создала Израиль и евреи вернулись домой. Хотя и не все.

Несмотря на запрет браков с гоями, евреи, естественно, все-таки смешивались с местным населением - медленно и печально. У разных групп евреев мы видим совершенно разные типажи внешности. Тем не менее все они считают себя одним народом (и генетическое родство у них есть).

Почему евреев так часто не любили

Диаспора - группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе - всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения. Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими. При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто. Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.


Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках


На самом деле весь урожай Нобелевских премий (26% от общего числа выданных вообще) достался лишь одной группе евреев - ашкеназам, выходцам из Центральной Германии, Польши и т. д. Все ашкеназы - очень близкие родственники. По расчетам ученых из Йеля, Института Альберта Эйнштейна, Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоуна-Кеттеринга, в 2013 году исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, общая численность изначальной группы ашкеназов составляла около 350 человек, в дальнейшем их потомки скрещивались преимущественно между собой. В христианской Северной Европе темных веков, где складывалась община ашкеназов, условия жизни для евреев были чрезвычайно трудны. Пока их соплеменники в Азии и Византии пользовались фактически всеми правами граждан, евреи этой части Европы были жестко преследуемы и ограничены в видах деятельности (например, им запрещали обрабатывать землю и владеть ею); здесь могли существовать лишь единицы из них, терпимые местными властями за исключительные заслуги или по особым ходатайствам. Поэтому неудивительно, что ашкеназы - потомки сплошь и рядом влиятельных торговцев, государственных советников, крупных ростовщиков, почитаемых рабби и прочей средневековой интеллектуальной и деловой элиты. После бегства евреев из Константинополя ситуация не слишком изменилась, и именно тогда сложился окончательно этот субэтнос. Цеховые правила запрещали им быть ремесленниками во многих профессиях, обработка земли и служба в армии тоже были для них закрыты, поэтому ашкеназы занимали другие ниши - прежде всего это торговля, банковское дело, медицина, юриспруденция.

В дальнейшем, когда у ашкеназов появилась возможность более или менее безопасно расселиться в Польше и Германии, у них по-прежнему пользовались эволюционным преимуществом люди с повышенным интеллектом. Богачи предпочитали выдавать дочерей замуж за самых успешных учеников религиозной школы - ешивы, пусть даже этот светоч мудрости был гол как сокол.

Так что да, ашкеназы имеют в генетическом анамнезе повышенные интеллектуальные способности. Но не спеши завидовать: многовековые близкородственные браки привели к тому, что ашкеназы страдают многими генетическими заболеваниями, от которых практически застрахованы представители других этносов. Сейчас, когда ашкеназы прервали свою брачную замкнутость, ситуация начинает выравниваться, и через пару веков они уже ничем не будут отличаться от обычных землян.

Про Карла Маркса и Альберта Эйнштейна все знают. А вот что эти - тоже да, ты знал?

Как стать евреем


В отличие от христиан или мусульман евреи никогда не стремились превращать в евреев всех окружающих. Наоборот, они старались таких метаморфоз всемерно избегать. Тем не менее у них существует обряд «гиюр», который делает прошедшего его стопроцентным евреем - как в религиозном, так и в социальном и юридическом смысле.

Пройти гиюр - дело чрезвычайно утомительное. Сперва тебе нужно найти трех раввинов, которые согласятся сделать тебя евреем. Причем раввины будут тебе отказывать, запугивать, отговаривать и рассказывать, какая это жуткая вещь - быть евреем. Но если кандидат в евреи упрям как бык и ничего не боится, он должен выучить 613 заповедей Торы (ага, это тебе не десять христианских), пройти обучение религиозному канону и потом перед религиозным судом четко вслух произнести кабалат - присягу о принятии этих заповедей. Если он не может ее произнести (например, он глухонемой), то не может стать евреем. Кроме того, мужчинам придется расстаться с одной деталью своего тела, сам знаешь какой. Прошедший гиюр окунается в ритуальную емкость (микву) и становится евреем, «гером» - так называют тех, кто принял еврейство, будучи от рождения гоем. Да, кстати, если тебе доподлинно известно, что у тебя в роду были древние амаликитяне, воздержись сообщать об этом. В Торе четко сказано, что амаликитянин быть евреем не может. Правда, сейчас никаких амаликитян в природе нет, и точно неизвестно, кто они вообще такие.


Правда ли, что евреи презирают гоев


А ты презираешь слонов? Иудеи считают, что у евреев на Земле особая функция - поддерживать гармонию мира, приводя его в соответствие с пожеланиями Творца. Они - избранные, они отличаются от других людей, как остальные люди отличаются от животных. В идеальном мире, который наступит после пришествия Мессии, евреи будут только и делать, что молиться беспрестанно. А кормить и обслуживать их будут другие народы в благодарность за то, что евреи спасают этот мир, который вообще существует только потому, что Бог любит евреев. Но быть любимцем еврейского Бога - занятие само­убийственное, ибо этот всемогущий садист жестоко наказывает свой народ за любое непослушание. Поэтому удел еврея - по крайней мере, на данный исторический момент, до Пришествия, - это страдание. Все прочие народы живут лучше, потому что они не считаются. Слоны, знаешь, тоже очень неплохо устроились.

10 ошибочных представлений о евреях


Евреи - это сыновья Иакова. Как много разговоров о них! Кто-то уважает этих людей, кто-то презирает, но еврейский народ никого не оставляет равнодушным. Им присваиваются нелестные эпитеты, о них слагаются мифы и легенды, повсюду звучат анекдоты, в которых высмеивается их скаредность, мелочность и скупость. Так кто такие евреи?

Отдельное племя

Представители каждой национальности похожи друг на друга: китайцы принадлежат к единой монголоидной расе, у них схожий разрез глаз, цвет кожи, рост; итальянцы - это темпераментная и темноволосая нация; шведы отличаются светлыми глазами и волосами, а евреи абсолютно разные.

Если прогуляться по красивым и ухоженным улицам Тель-Авива, то можно заметить темнокожих мужчин в национальных одеждах, спешащих по своим делам, белокурых женщин, наряженных в роскошные восточные платья, бледных и худощавых студентов в строгих европейских костюмах. Что же объединяет всех этих людей, неужели общая история?

На вопрос о том, кто такие евреи, невозможно ответить без предисловия. Существует забавная и увлекательная легенда, гласящая, что в древности понятия «национальность» не существовало в принципе, и народы жили отдельными племенами, разговаривая при этом на одном языке. Продолжение известно даже детям: люди решили воздвигнуть высокую башню (до самого неба), чем и разгневали Всевышнего. Он разрушил незаконченное строение и в наказание разделил всех людей на национальности, говорящие на разных языках. Евреев же среди восставших против Бога не было…

Кто такие евреи? Для начала стоит развенчать самое распространенное заблуждение о том, что еврей - это национальность. На самом деле слово «еврей» очень тесно сплетено со словом «иудей», отсюда следует, что «еврей» - это религиозная принадлежность, вероисповедание. Любой человек, прошедший гиюр (процесс обращения в иудаизм), официально считается евреем.

Подведя итоги, можно ответить на вопрос о том, кто такие евреи. Ими могут стать и русские, и американцы, и немцы, и японцы, и жители любых других стран. Евреи - это те, кто принял еврейскую веру и все ее строгие законы, а также дети, рожденные от матери-еврейки, даже если впоследствии они открыто выступят против Торы и сменят вероисповедание.

Русскоязычные иудеи

Что означает понятие «русские евреи» и существуют ли такие? Безусловно, они существуют, но при этом резко отличаются от сородичей, проживающих в других странах. Прежде всего, меньшей религиозностью. Основная их масса относится к иудаизму также прохладно, как и к буддизму, к индуизму или к христианству.

В результате разделов Речи Посполитой состав Российской империи пополнили земли, на которых проживала основная часть иудеев. Уже к концу XIX века в России обитало почти 70% от всего еврейского народа. Эти люди - явление уникальное, это истина, которая не требует доказательств. Сформировалась особенная субэтническая группа, говорящая на русском языке, но при этом она принадлежала к нескольким культурам одновременно - русской и еврейской.

Русские евреи претерпели множество лишений. В 1908 году был принят указ, запрещающий им поступать в высшие учебные заведения. В офицерское звание не производились не только сами евреи, но и их потомки. Гонения, множественные запреты, ущемление прав и в конце концов холокост привели к массовой эмиграции евреев.

Сейчас в Израиле проживает одна шестая часть русских евреев. Они являются самой крупной этнической группой в стране и оказывают огромное воздействие на политическую и социальную обстановку. Интересно то, что для израильтян они русские, а для русских - евреи.

Нелюбовь к врагам

Почему евреев не любят? Евреи в России живут - этот факт не дает многим людям покоя. Возможно, дело в каких-то качествах и особенностях их нрава, присущих только этой нации? Скорее всего, нет. Что-то невидимое и незримое скрыто в них, это вызывает целую гамму чувств: от легкой и маловыраженной неприязни до откровенного отвращения. Существует предположение, что дело в зависти к их удаче, уму и богатству. Также есть более интересное и правдоподобное объяснение антисемитизму. Оно имеет духовные корни.

Даже ярые атеисты в глубине своей души не могут полностью отречься от мысли: «А вдруг Бог все же существует?», и если это действительно так, то люди не могут именовать себя хозяевами мира. Общество раздражает неистовая вера евреев в собственную богоизбранность. Антисемиты считают, что они претендуют на мировое господство, а также врожденное национальное превосходство. Иудейская концепция о мессии (мессианство) строится на том, что это не они назначили себя, а Всевышний выбрал их как хранителей и последователей учения о едином Боге (монотеизм).

Евреи в России всегда будут подвергаться нападкам, западная толерантность не приживется на этой территории. Религиозные фанатики не могут простить им сожжение Иисуса Христа; люди, для которых "Библией" является произведение Mein kampf, принадлежащее перу Адольфа Гитлера, также не поменяют своих убеждений.

Но еврейский этнос как будто полностью абстрагирован от мнений народа всего мира. И продолжает жить своей жизнью. Кстати, не забывая при этом делать акцент на собственной значимости и величине вклада в искусство, литературу, науку и т. д.

Евреи: фото

У еврейского народа есть особенности и во внешности, но не каждый человек способен отличить еврея от не еврея. С возрастом их черты становятся более выраженными. Считается, что еврея легко определить по носу - эта «выдающаяся» часть лица выдает национальную принадлежность. И действительно, тонкий, удлиненный нос с кончиком, сильно загнутым вниз - это черта, которой обладают многие евреи. Фото позволяет подробно рассмотреть этот признак.

Это характерный еврейский нос.

Была ли трагедия?

Холокост (всесожжение) - это слово, которое известно каждому человеку. История евреевхранит множество печальных фактов, но страшнее систематичного преследования и полного уничтожения не было ничего. Сколько же их погибло? В 1945 году была названа ужасающая цифра - 6 000 000 человек. Но современные исследования показали, что рассуждения о жертвах, исчисляемых миллионами, абсурдны и не подкреплены никакими доказательствами. Отрицание холокоста преследуется по закону. Почему же люди хотят скрыть правду и на чем основано утверждение, что погибло всего несколько сотен тысяч человек?

Ирвингисты (отрицатели) утверждают, что все это большая ложь и фальсификация, умышленное сокрытие исторических фактов. А делается это для того, чтобы хитрые евреи и дальше могли брать деньги у Германии, выставляя себя жертвами.

Основные аргументы ревизионистов:

  1. Отсутствие приказов об уничтожении говорит только о том, что их не существовало.
  2. Массовое исчезновение евреев - результат их переселения и депортации.
  3. Свидетельские показания евреев отличаются противоречием.
  4. Сожжение и отравление газом были экономически и технически невозможны в то время.

Люди разделились на два лагеря. Те, кто поддерживает евреев в этом вопросе, считают, что немцы, осознав, что война проиграна, начали создавать необходимую базу для отрицания холокоста. Как бы то ни было, людей погибло очень много. История евреев хранит множество свидетельств о массовых расстрелах и пытках, они сами называют все это одним коротким словом «шоа», что означает - "катастрофа, разрушение, крах".

Высший эшелон власти

Много мест заняли евреи в правительстве России. Причем они занимают самые престижные должности:

  1. Дворкович Аркадий Владимирович - заместитель председателя Правительства РФ.
  2. Шувалов Игорь Иванович - первый заместитель председателя Правительства РФ.
  3. Козак Дмитрий Николаевич - заместитель председателя Правительства РФ.
  4. Сечин Игорь Иванович - президент государственной нефтяной компании «Роснефть».
  5. Нургалиев Рашид Гумарович - министр внутренних дел РФ.
  6. Лавров Сергей Викторович - министр иностранных дел.
  7. Авдеев Александр Алексеевич - министр культуры.

Список можно продолжать очень долго. Ясно одно - евреи в правительстве России заняли практически все места. Часто можно услышать шутку о том, что Россия - это второй Израиль и огромное невспаханное поле для деятельности предприимчивых евреев. По неофициальным данным, их количество в правительстве составляет от 70-ти до 90 процентов. Причем началось это очень давно.

После царя к власти пришел Ульянов Владимир Ильич. Вождь не скрывал своей принадлежности к еврейскому народу, но не испытывал ни гордости, ни стыда по этому поводу. Его сменил Иосиф Виссарионович. Здесь мнения разделились: кто-то считает, что он - грузин, кто-то, что - осетин, кто-то, что он - еврей. Какие аргументы приводятся в пользу последней версии? Прежде всего, профессия его отца - сапожник. В те времена это являлось традиционным еврейским занятием. Ну, а главным доводом считается фамилия - Джугашвили. В переводе с грузинского «Джуга» - это "еврей". Таким образом, по-русски эта фамилия звучит как «сын еврея».

Евреи в российском шоу-бизнесе

Знаменитые евреи выступают на российской эстраде. Многие люди даже не подозревают о принадлежности любимых певцов и актеров к когорте еврейского народа. Ниже представлен их список:

  • Анжелика Варум (Варум Мария Юрьевна) - дочь композитора и театрального режиссера. Фамилия деда - Робак, он был вынужден сменить ее во время Второй мировой войны.
  • Леонид Агутин (Чижов Леонтий Николаевич) - родился в семье музыканта и учительницы. Девичья фамилия матери - Школьникова.
  • Лариса Долина (Кудельман Лариса Александровна) - родилась в Баку. Мать - Кудельман Галина Израилевна.
  • Жасмин. Родилась в еврейской семье.
  • Лолита Милявская (Горелик Лолита Марковна). Мама - русская, отец - еврей, после развода иммигрировавший на родину - в Израиль.
  • Борис Михайлович Моисеев - родился в тюрьме, мать - политическая заключенная (еврейка).
  • Михаил Захарович Шуфутинский - родился в семье евреев.
  • Музыкальная группа "Би-2" (Игорь Михайлович Бортник, Александр Николаевич Уман). Оба участника - евреи.
  • Елена Воробей (Елена Яковлевна Лебенбаум) - родилась в еврейской семье.
  • Максим Александрович Галкин - еврей по маминой линии.
  • Владимир Натанович Винокур - появился на свет в семье строителя (Натана Львовича Винокура) - еврей.
  • Леонидов Максим Леонидович - еврей.
  • Олег Михайлович Газманов. Его мать - еврейка.
  • Тамара Михайловна Гвердцители (Тамрико Гвердцители) - чистокровная еврейка.
  • Марина Арнольдовна Хлебникова - еврейка.
  • Клара Новикова - еврейка.
  • Валерий Миладович Сюткин - польский одессит с еврейскими корнями.

Знаменитые евреи снимаются и в российском кино:

  • Алика Смехова.
  • Илья Олейников.
  • Вениамин Смехов.
  • Михаил Полицеймако.
  • Иннокентий Смоктуновский.
  • Леонид Филатов.
  • Геннадий Хазанов.
  • Александр Цекало.
  • Инна Чурикова.
  • Леонид Ярмольник.

Все эти люди - лишь небольшая часть евреев, которых в России все знают и любят. Кто-то является большим почитателем их таланта, харизмы, но даже не догадывается об их еврейском происхождении.

Список евреев, носящих звание национальных героев России, включает почти 200 фамилий. Все эти люди отличились перед отечеством и заслуживают доброй памяти и вечной благодарности. Вот некоторые из них:

  1. Драгунский Давид Абрамович - полковник гвардии.
  2. Волынов Борис Валентинович - полковник.
  3. Абрамов Шетиель Семенович - капитан гвардии.
  4. Баршт Абрек Аркадьевич - майор.
  5. Березовский Ефим Матвеевич - старший лейтенант.
  6. Блувштейн Александр Абрамович - майор гвардии.
  7. Бубер Леонид Ильич - лейтенант.
  8. Вайнруб Матвей Григорьевич - генерал-майор.
  9. Гельман Полина Владимировна - старший лейтенант.
  10. Дыскин Ефим Анатольевич - красноармеец.

Характер. Черты. Нрав

Многие люди верят в то, что черты евреев имеют свои особенности и принципиальные отличия от черт характера других людей. Еврейский этнос обладает положительными и отрицательными качествами (как и у любого народа). Евреи наделены повышенной приспособляемостью, всегда с легкостью ориентируются в новом месте, не испытывают дискомфорт. Самоуверенность и наглость - на их языке эти черты называются коротким и емким словом «хуцпа».

Евреи необычайно устойчивы к любым конфликтам, жизнерадостны и очень умны. Все это позволяет им добиваться необыкновенных успехов в любой отрасли, отмечается тяга к знаниям, повышенная способность к обучению. Они всегда приходят на помощь друг другу, а также противопоставляют себя другим народам.

Значимый вклад в науку

Российские евреи заняли нишу не только в политике страны, но и в науке, искусстве.

  • Вольфкович Семен Исаакович (химик) - внес огромный вклад в развитие химии. Удостоен Сталинской премии второй степени за разработку технологического процесса комплексного использования фосфатного сырья с получением фосфорных и азотных удобрений, кремнефторида натрия и редких земель.
  • Бернштейн Сергей Натанович (математик) - его диссертация была посвящена решению проблемы Гильберта. Он нашел условия аналитичности решения уравнений второго порядка эллиптических и параболических типов.
  • Гинсбург Виталий Лазаревич (физик-теоретик) - Нобелевский лауреат, премирован за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.
  • Канторович Леонид Витальевич (математик) - лауреат Нобелевской премии за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.

О евреях существует один небезынтересный факт: 1/5 обладателей престижной Нобелевской премии - либо евреи, либо имеют еврейские корни. Это еще раз подтверждает силу и мощь их уникального интеллекта.

В искусстве этим людям также отведено много места:

  • Осип Эмильевич Мандельштам - это всем известный русский поэт, родившийся в еврейской семье.
  • Исаак Осипович Дунаевский - талантливый и знаменитый композитор еврейского происхождения.
  • Маршак Самуил Яковлевич - поэт, детский писатель (еврей).
  • Борис Леонидович Пастернак - выдающийся и почитаемый поэт, еврей по происхождению.

Таким образом, можно заметить, что евреи в правительстве, науке, искусстве покоряют невероятные вершины и не просто имеют успех, а производят настоящий фурор и переворот.

Гонимый и презираемый народ?

Но если они такие умные, успешные и талантливые, то неизбежно встает один вопрос: "Почему евреи - гонимый народ?" Они рассеяны буквально по всему миру, их пытались уничтожить, но вопреки всему они живы, более того, счастливы и сосредоточены на собственных великих свершениях. На самом деле вопрос носит риторический характер. Евреи, прожившие всю жизнь в России, конечно, отличаются от тех, кто родился на иудейской земле, но все же в их словах, жестах, поступках есть пренебрежение к «гоя», именно этим нелестным эпитетом награждаются люди - не евреи. Гой - это весь другой народ. И чаще всего это слово носит негативную окраску.

«Еврей - дворник»

Еврей - дворник - это короткий анекдот из далеких советских времен. Смысл шутки заключается в том, что эти люди никогда не занимались подобной «унизительной» деятельностью, они предпочитают высокооплачиваемые и престижные должности. Гордость, высокомерие и самолюбие - это неотъемлемые и основные черты евреев. Но наступил момент, когда ситуация начала меняться в худшую для них сторону. Переворотной стала знаменитая шестидневная война, в ходе которой израильские войска разгромили армии Египта, Сирии, Иордании и многих других арабских стран. Наступил период массовой эмиграции. Евреи в СССР систематично вытеснялись с руководящих постов.

Более 20 лет они получали отказы, пытаясь занять свое место под солнцем в стране Советов. Чтобы избавиться от них, принимались процентные нормы для приема в вузы. Все эти меры привели к мощнейшему движению еврейской эмиграции. В итоге сотни евреев начали спешно покидать территорию страны.

Фамилии евреев

Еврейские священнослужители имели два очень популярных титула - Леви и Коэн. Эти статусы передавались по мужской линии (от отца к сыну и т. д.). Именно эти слова послужили продуктом для образования целого ряда распространенных среди евреев фамилий:

  • Каганский;
  • Каганович;
  • Каганер;
  • Левит;
  • Левинсон;
  • Левитан;
  • Левитанский;
  • Левитин.

Более 3% еврейского населения носит фамилию Коэн, на втором месте стоит фамилия Леви (1,5%).

Многие фамилии являются производными от мужских имен. Если рассматривать это на простом примере, то можно взять русское имя Иван, добавить к нему окончание «ов» и получить широко известную фамилию Иванов. Тот же принцип действия и у евреев.

В России к имени добавляется суффикс «-ович/-евич», а в некоторых случаях «-ский/-чик». Получаются фамилии: Якубович, Беркович, Абрамович, Давидович.

Также популярны окончания «-бейн», «-штам», «-сон». (Давидсон, Якобсон, Аронштам, Гиршбейн, Мандельштам).

Фамилии могут образовываться и от женских имен. Например, фамилия Ривман произошла от имени Рива, Годельсон - от имени Голд, Цивьян - от имени Цива.

В главной еврейской книге - Торе - можно найти сравнения евреев с такими животными, как лев, осел, лань и т. д. Фамилия Йеуду отождествляется со львом, Нафтали - с ланью, Иссахара - с сильным и выносливым ослом.

Внешность тоже может стать поводом для образования фамилии. Файн - красивый, Шварцман - черный, смуглый, Штаркман обладает невероятной физической силой, встречались и забавные - Горбонос, Здоровяк, Беленький и т. д.

Евре и - народ, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство - Израиль). Численность от 12 до 14 млн чел. (2006, оценка), из них около 40 % в Израиле и 35 % в США. Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых - идиш - входит в германскую группу языков.

Название

Самоназвание

Современное самоназвание ивр. יְהוּדִים‎, йеhудим ; на идише: ייִדן (й)идн ; на ладино: ג׳ודיוס джудиос .

Древним самоназванием является также бней-Исраэль - сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).

Происхождение слова «иудеи»

Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди ). В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus , англ. Jew , фр. Juif , нем. Jude , польск. żyd , русск. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии - к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

Происхождение слова «евреи»

На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка «иврит»= еврейский)

Это самое первое самоназвание еврейского народа, и оно связано с происхождением праотца еврейского народа, Авраама, от Эвера. Многократно упоминается в книге Бытия

Буквальное значение слова «иври» - «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר‎) - «перейти»). Это дает возможность дополнительных толкований «пришелец с той стороны реки Евфрата» или «находящийся по другую сторону от всех народов».

Название в русском языке

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Έβραίος; [hebrajos ], позднее [эврэос ], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי‎ (иври ). Подобным образом происходит и латинское hebraeus , к которому восходят англ. Hebrew , нем. Hebräer , фр. Hebreu , итал. ebreo , исп. hebreo и т. д.

Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно восходит к позднепраславянскому *židъ - заимствование из итал. giudeo , и заимствовано из лат. judaeus - «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском и чешском языках, где слово еврей не употребляется, и в галицком диалекте литературного украинского языка - но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово єврей .

Слово гебреи (hebraeus ) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

Критерии еврейства

Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право - Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе,

В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу - даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если ещё в XVII-XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев - вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.

В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века.

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль гласит.