Благовещение Пресвятой Богородицы. Как праздновать Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для всего христианского мира: оно ознаменовало скорое прибытие Сына Божьего на землю для спасения всего человечества.

Значимость Благовещения Пресвятой Богородицы в религиозном мире огромна. В этот знаменательный день Деве Марии была явлена весть с Небес о том, что она станет матерью Божьего Сына и произведет его на свет от непорочного зачатия.

Традиции и обычаи на Благовещение

Если в этот знаменательный день продолжается строгий пост , церковь разрешает сделать послабление в честь празднования. Христианам позволительно употреблять в пищу рыбную продукцию.

7 апреля под запретом остается работа. Домашние дела, требующие внимания, выполнять можно, но от праздного времяпровождения стоит воздержаться. Свободное время необходимо посвятить молитвам, размышлениям о жизни и духовному просветлению. По поверьям, в этот день нельзя шить, вязать и плести — так можно накликать беду в дом и испортить отношения с домочадцами.

Особое внимание уделяется в праздник птицам. Их выпускают на свободу, чтобы они донесли до Небес благую весть о хороших делах и поступках людей.

В ночь на Благовещение принято разжигать костры, чтобы окончательно растопить зимнюю стужу и привлечь теплую весну. В костры бросают мусор, старые предметы обихода и любые вещи, пришедшие в негодность.

Золу от костров в Благовещение относили в огород и посыпали грядки для того, чтобы отпугнуть вредителей и защитить урожай от невзгод.

Сажают в этот день и растения. Считается, сам Бог благословляет их на быстрый всход и обилие плодов.

После службы в церкви домой приносят просфоры, которыми угощают всех домочадцев. Остатки и крошки обычно отдают домашним животным, защищая их от болезней и хищных зверей.

Приметы на Благовещение Пресвятой Богородицы

Наши предки внимательно наблюдали в этот день за погодой: дождь сулил урожайный год, а гроза или гром предвещали обилие орехов по осени.

Рыбаки в Благовещение надеялись на хороший улов, ведь он означал, что рыба в водоеме не переведется и клев будет в течение всего года.

В праздник под запретом были любые бранные слова, ссоры и выяснение отношений. Наши предки верили, что от того, как пройдет день, зависит весь год. Благодушный настрой, добро и взаимопомощь были обязательны.

Хорошим индикатором погоды служили ласточки: если они появлялись до наступления праздника, значит, впереди ждала теплая зима.

В этот день ничего нельзя отдавать из дома, чтобы не провести год в бедности и безденежье.

По приметам, вода, освященная в Благовещение, обладала целебными свойствами и применялась в случае болезни домочадцев.

Запрещается надевать обновки в этот день: по поверьям, они быстро приходят в негодность, а новые наряды также недолго радуют покупателей.

Примечательно, что погода, которая стояла в Благовещенье, отражала погоду на Светлую Пасху.

Благовещение Пресвятой Богородицы — особый день, в который вы можете попросить у Высших сил защиты и покровительства . Любое ваше желание, произнесенное от чистого сердца и не содержащее корысти, обязательно сбудется. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.04.2017 05:15

Праздник всех христиан, Благовещение - это поистине великий день, который символизирует один из самых важных...

7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни . Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выкопать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

С этого праздника, «главизны нашего спасения,» зачинается тот родник «воды живой,» который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа,» так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение - праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение - «голубой» праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы - подснежники и фиалки; ночью - голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом.

По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, возвещая об одном из самых великих христианских праздников - Благовещении, после Литургии, со ступеней православных храмов взлетят в небо стайки голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом.

Назарет: город Благой вести

Назарет расположен среди невысоких (до 500 м) гор Галилеи. Он находится в лощине между двух горных хребтов, ниже уровня Средиземного моря, поэтому климат там теплый. Население его главным образом арабское. Евреи имеют свой квартал на одной из горных вершин (т.н. Верхний Назарет)… дальше

История установления праздника

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя - между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.


Источник, возле которого произошло Благовещение

У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова св. Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, мит­рополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.


Видео-сюжет Ивана Дьяченко:

Смысл праздника

Митрополит Сурожский Антоний: «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

Молитвословие Благовещению Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднству
Днесь всемирныя радости начатки предпразднственное воспети повелевают: се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие, и к Ней вопиет: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Сегодня начала всемирной радости велят петь песнопения перед праздником, ибо вот, Гавриил приносит Деве благую весть, и восклицает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!

Тропарь, глас 4-й
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий - Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак, глас 8-й
Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою

Припевы
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу.

Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию!

Ирмос 9-й песни
Яко одушевленному Божию кивоту, / да никакоже коснется рука скверных. / Устне же верных, Богородице, немолчно, / глас Ангела воспевающе, / с радостию да вопиют: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / «радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою!

Св. отцы о Благовещении

Святитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

«Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой».

Святитель Николай (Велимирович):

«Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. («О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветаюшая и всю храмину благовония исполняющая!» Прп. Ефрем Сирин. О чистоте.)

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь ».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Начало спасения». (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесённую над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изречённого в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошёл, чтобы нас на небеса возвести».



Среди двенадцати главных праздников, непреложно почитаемых каждым православным человеком, особо выделяется Благовещение Пресвятой Богородицы. В церковном календаре, которого придерживается Русская Православная Церковь, припадает эта дата на 7 апреля. Благовещением также называют и само событие, ставшее причиной этого важного праздника.

Это событие в канонических текстах имеет глубокий символизм. Неразрывно связывают зачатие Иисуса Христа с изгнанием Адама и Евы из Рая после свершения ими грехопадения. Так как Иисус Христос – Спаситель людского рода от последствий греха первых людей, то его зачатие считается началом новой эпохи развития человечества.

По преданию, архангел Гавриил явился к непорочной деве Марии с доброй вестью и наградил ее дарами от Святого Духа. Примечателен важный момент – реакция Марии на благие вести. Когда Гавриил сказал, что сила Всевышнего осенит Марию и новая жизнь начнет развиваться внутри ее тела, та ответила – «быть мне по слову Твоему». Тем самым девушка согласилась с Божьей волей и приняла ее. Без прямого согласия Марии не произошло бы этого знаменательного события. Но пресвятая дева осталась верна тем обетам, что дала, будучи еще воспитанницей при монастыре, и осталась верна Богу.




По старому стилю Благовещение чтилось 25 марта. С третьего столетия нашей веры этот день является одним из центральных и важнейших праздников для всех христианских конфессий, но особую традицию получил он в православии.

Предпосылки и история праздника

О непорочном зачатии Девы Марии знают все без исключения. Апостол Лука – единственный из авторов евангелистских текстов, кто описал это событие. Его трактовка изобилует деталями и даже отсылает к точному времени, когда это свершилось. Произошло явление Гавриила Марии на шестой месяц с того дня, как был зачат Иоанн Креститель. Его добрая весть о том, что благодаря Марии на свет явится Спаситель – благословление не только для девушки, но для всего человеческого рода. Как известно, Еву за первородный грех прокляли и обрекли всех ее дочерей на болезненное рождение потомков. Но Мария благодаря непорочности своей и искренней любви к Богу была благословлена.

Момент добровольности и согласия Марии на зарождение Сына Божьего внутри нее – очень важный символ. Ведь важно было не только воплощение будущего Спасителя людского народа, но и то, что Мария по свободной воле и своему решению приняла эту Божью благодать. Покорность Марии – один из важнейших символов христианской веры.




Благовещение сюжетно неразделимо связано с другим важным праздником, справляющимся во славу Богородицы – Успением. По церковным преданием, незадолго до смерти к Марии вновь явился архангел Гавриил, но совсем с иной целью и другими вестями. На древних иконах эти события изображаются очень похоже: Мария сидит с раскрытой книгой, когда перед ней возникает Ангел.

Благовещение символически несет в себе один из центральных мотивов христианской веры – искупление первородного греха. Непорочное зачатие сделало Иисуса Христа свободным от грехов первых людей, и Мария, своей покорностью и готовностью принять волю Божью – антипод Евы, нарушившей Его запрет.

До VII века этот праздник не имел знакомого нам привычного названия. В греческой традиции его именовали «днем приветствия», «днем благой вести». Из этого впоследствии во время широкого распространения христианства по греческому обряду вывелось современное название. Не сразу появилась дата – 25 марта. По новому стилю мы празднуем этот день 7 апреля.




Традиционно выделяют две теории о связи этого числа с другими важными для христианской истории событиями. Во-первых, несложно осознать связь с Рождеством Христовым. Ведь известно, что женщина ходит беременной ровно 9 месяцев, именно так было и с Марией. Прошло 9 месяцев от дня зачатия до дня, когда Спаситель явился на свет.

Вторая теория связывает событие с сотворением человечества. Человек, вечно несущий свой первородный грех, был создан богом именно в этот день. Так считали средневековые богословы и проповедники. Сотворив человека, Бог в тот же день, но пять с половиной тысяч лет спустя, сотворил Сына Своего, способного искупить грех Адама и Евы.

Библейские историки также были убеждены в связи Благовещения с днем Воскресения Христова. Считалось, что именно на двадцать пятый день марта в 31 году нашей эры Иисус Христос воскрес после своего распятия. В церковном календаре большая редкость, чтобы эти праздники совпадали. Если такое случается (а выпадает такое событие не больше 1-2 раз в век), то называют этот день Господственной Пасхой. Это исключительное мероприятие связывается в сознании народа с историческими переменами, кардинально меняющими судьбу человечества. Так, по одной из теорий, распад Советского Союза в 1991 году связан именно с тем, что на тот год пришлась Кириопасха.




Постоянную и календарную основу Благовещение обрело к ближе к VI веку. Хотя и до этого времени христиане чтили важную дату, называя ее первым праздником. В честь Благовещения сооружались храмы и проводились церковные службы. Тем самым история этой даты уходит глубоко в прошлое и не прекращается по сей день.

Православные традиции празднования Благовещения

Православная традиция определяет Благовещение как двунадесятый праздник, но так же в первую очередь он является памятным днем в честь Богородицы. Это накладывает особенный отпечаток на проводимые ритуалы и атмосферу богослужений. В первую очередь всегда проводится всенощная служба. Священники и служители церкви облачаются в голубые одежды. Цвет этот в православной традиции неразрывно связывается с непорочностью, которой обладала Дева Мария, означает чистоту Ее души и тела.

С 1995-го года в традициях РПЦ появилось новшество, связанное непосредственно с этим праздником. По обычаю в этот день после службы священники выпускают на волю белых голубей. Они символизируют свободу воли православного человека, ищущего Божье Царство. Но корни у этого ритуала уходят еще к имперской России. Выпускают на волю голубей не только в крупных соборах, но и в маленьких церквях.




Кроме празднеств и торжественных служб непосредственно 7-го апреля, у Благовещения есть также дополнительные празднования за день «до» и на следующий день. Впрочем, эти дополнительные службы отменяются, когда Благовещение выпадает на неделе до и после Светлой Пасхи. И, хотя выпадает этот праздник всегда на время Великого поста, всегда проводится полная божественная литургия, даже если другие церковные обычаи этих дней ее запрещают. Этим подчеркивается особенный статус древнейшего православного праздника.


Велико влияние Благовещения на культурную и светскую жизнь России в течение многих веков. Благодаря празднику обрели название большое количество населенных пунктов по всей русской земле. Особенно почетной была созвучная с праздником семинаристская фамилия, которую носили видные представители русского богословия. Божественная легенда о непорочном зачатии стала сюжетной основой для творчества многих русских поэтов. Начиная от Александра Пушкина и до Марины Цветаевой, поэтические классики воспевали Божью благодать, снизошедшую на Марию, в своих стихах. Вдохновляются этим сюжетом православные поэты и сегодня.

С каждым годом церковные праздники все прочнее входят в жизнь россиян. Однако до сих пор немало наших сограждан плохо знают календарные даты и, что самое главное, смысл многих праздников.

Даже если отойти от религиозной составляющей, тема Благовещения оставила мощный след в русской и мировой культуре, став источником вдохновения для многих великих художников и поэтов. Что же это за праздник, когда его отмечают и в чем смысл связанных с ним народных примет и обычаев? Постараемся ответить на эти и другие вопросы подробнее.

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется христианскими церквями большинства конфессий: православными, католиками и многими протестантскими церквями. В этот день, как повествует евангелист Лука, к Деве Марии явился ангел, посланный Господом, который принес ей благую (т.е. радостную) весть: за свою праведность она избрана для того, чтобы стать Матерью Божией, непорочно зачав от Духа Святого. Ангел также сообщил девушке, что родившегося Сына следует назвать Иисусом.

Для каждого из христиан этот день является началом освобождения человечества от власти греха и связанной с ним неизбежной смерти. Это один из наиболее важных (двунадесятых) праздников в Православии, стоящий в одном ряду с Пасхой, Рождеством и Преображением.

Церковь считает событие, произошедшее в день Благовещения, первым актом искупительной жертвы, принесенной впоследствии Иисусом.


Как через Еву грех вошел в мир, так он был побежден кротостью Девы Марии, которая ответила ангелу: «Да будет мне по слову Твоему», покорившись Божьей воле.

Благовещение относится к христианским праздникам, не зависящим от лунного календаря. Оно ежегодно отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю), т.е. ровно за 9 месяцев до , которое празднуется 7 января (25 декабря).

Дата праздника была утверждена Константинопольской церковью еще в шестом столетии. Из Византии обычай праздновать Благовещение распространился в странах Европы, а после принятия христианства пришел и на Русь.

Празднование Благовещения отмечено одной из самых красивых традиций; в этот день принято выпускать на волю голубей и других птиц. Если сегодня это делают преимущественно священники, то до революции 1917 года многие из верующих, пришедших на праздничное богослужение, приносили с собой клетки с небольшими птицами, которых выпускали на волю.

Это действие символизирует человеческую душу, томившуюся в клетке греха, но через Благую Весть получившую надежду на свободу.

Обычай доставляет особенную радость детям, которым нравится думать, что отпущенная из клетки птица полетит к себе домой. Иногда этим пользуются любители легкого заработка, которые специально к празднику ловят небольших птиц и продают их верующим с детьми.


Если голуби, выпущенные священником, как правило, живут в ближайшей голубятне, куда возвращаются, получив свободу, то пойманные птицы могут обитать довольно далеко от места, где их выпускают. Они нередко находятся в плохом состоянии, истощены и напуганы содержанием в клетке, поэтому немногие из них могут добраться до места своего обитания.

Не стоит поощрять подобные заработки и покупать птиц для Благовещения у случайных людей.

Весенний праздник Благовещения сопровождается многочисленными народными приметами. Так, считается, что благовещенская зола, которую выгребают из печи по окончании этого дня, обладает свойством приумножать урожай овощей.

Поэтому в домах с печным отоплением в деревнях и сегодня запасают золу от растопки печи в день праздника, чтобы рассыпать ее на грядках перед посадкой овощей. Кроме того, в этот день пасечники выносят на улицу ульи с пчелами.

В Благовещение, как и в любой другой большой церковный праздник, не следует заниматься тяжелым трудом или выполнять домашнюю работу. В этот день верующие посещают праздничное церковное богослужение, после чего проводят время с семьей. По возможности желательно в этот день никуда не уезжать из дома, отсрочив поездку хотя бы на один день. Не следует отправляться на охоту и убивать невинные Божьи творения.


Один из народных запретов связан с женскими волосами: считается, что в этот день нельзя плести косы и делать сложные прически.

Однако церковь не поддерживает это мнение: конечно, причесываться и заплетать косу можно, просто не следует отдавать заботам о внешности чересчур много усилий. Лучше позаботиться о чистоте своей души и уделить немного больше времени молитве.

Благовещение Пресвятой Богородицы - большой церковный христианской праздник. Это один из числа главных (двунадесятых) непереходящих праздников. Именно в день 7 апреля по григорианскому календарю (или 25 марта по юлианскому), согласно Евангелию, архангел Гавриил сошел с небес на землю и возвестил Марии, что она станет матерью Спасителя рода человеческого. Случилось это в ту минуту, когда девушка была занята чтением книги пророка Исаии в том месте, где рассказывается о рождении Мессии. И настолько велико было желание Марии быть причастной к этому событию, что Господь услышал ее и послал к ней своего небесного посланника. Архангел Гавриил также открыл Марии имя ее будущего сына и рассказал о его грядущем величии перед людьми.

Установление праздника произошло в древности, упоминания можно встретить начиная уже со II века новой эры. Ранние христиане именовали его по-разному: «Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещенье о Христе», «Благовещение Девы Марии». Но окончательное название он получил только в середине VII века от Рождества Христова. Теперь мы знаем праздник как Благовещение Пресвятой Богородицы.

Событие это в старину считалось первым из праздников (год начинался именно в этот день, с приходом весеннего равноденствия и возрождения природы), а потому было особо почитаемым. Иоанн Златоуст называл Благовещение «истоком торжеств, основой всех без исключения христианских празднеств». Ведь благая весть, принесенная архангелом Гавриилом непорочной Деве Марии, дает начало еще двум благим вестям: Рождеству Христову и Пасхе (Светлому Христову Воскресению). Без благой вести о чудесном зачатии Сына Божьего в чреве непорочной земной женщины не было бы двух других.

Христианские традиции Благовещения Пресвятой Богородицы

Наши пращуры считали Благовещение по роли равнозначным Пасхе. Они верили, что в этот день даже в аду грешников щадят и дают отдыхать от мук. Любая работа была под строгим запретом. Считалось, что праздник этот настолько велик, что каждое живое существо на Земле его празднует. Даже глупая птичка веточку в гнездо не положит. А если сделает это, Господь в наказание отнимет у нее крылья, заставив ходить по земле. Существует красивая легенда о кукушке, дерзнувшей в этот великий праздник вить гнездо. Бог наказал ее за это, сделав бездомной вдовой без семьи и детей.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы издревле были запрещены любые начинания. Будь то пахота, сев или любая другая хозяйственная забота. Считалось, что любое дело, начатое в Благовещенье, непременно выйдет пустым, безрезультатным, а то и принесет вред. А все, что будет в этот день посажено в огороде или на поле, непременно испортится и не взойдет. Со дня Благовещения крестьяне переходили жить в летнюю часть избы, оставляя на зимнем месте только стариков и больных. Грехом было работать по вечерам со свечой. А в некоторых деревнях вовсе считалось грехом зажигать огонь, как в сам праздник, так и накануне его. Несоблюдение этих правил сулило нарушителю неприятности на весь последующий год.

Но не только мрачными суевериями овеян этот день. Существует огромное количество добрых, светлых и трогательных примет. Так, например, Благовещение связывали с возвращением в родные места перелетных стай. А пойманных или купленных накануне птиц принято было отпускать. Это действие означало бескровную жертву природе во имя обильного будущего урожая. Также праздник Благовещения считался началом весны и новой жизни. А освященные накануне этого дня семена хранились до момента начала сева как подтверждение Божьего благословения на обильный будущий урожай.

В праздник Благовещения с древних времен благим делом считалось разведение костров. В них сжигали старую одежду, обувь, постель, ненужную деревянную утварь. Дымом горящих особых травяных сборов окуривали избы и хозяйственные постройки. А между двух пылающих огней принято было прогонять домашнюю скотину. Считалось, что все эти несложные ритуальные действия способны защитить дом от порчи и сглаза, помочь избавиться от всего старого и приобрести новое, а животных защитить от болезней и вредителей.

Еще одна древняя традиция - выпекание просфор. Готовят их для каждого члена семьи. По числу живущих в доме. После освящения в церкви во время благовещенской службы эти просфоры, искрошив, съедают. Крошки же подмешивают в зерно, предназначенное для посева, корм для скота и даже в мед, которым подкармливают пчел. Считается, что если дать скотине такой корм, то приплод и надои молока будут богатыми, животные станут меньше болеть. А зерно с крошками в нем сулит, по поверьям, урожай, от которого амбары затрещат. Пчелы же, съевшие мед с крохами просфор, принесут в ульи столько меда, что до следующего лета не съесть. Освященные просфоры могли храниться до будущего Благовещения. А если в доме кто-то болел, то ему давали кусочек, размоченный в воде. По поверьям, это помогало больному быстрее выздороветь

Благовещение - праздник новой жизни

Издревле Благовещение Пресвятой Богородицы ассоциировалось в народе с приходом весны. Этот великий праздник служил символом благоденствия, свободы и радости для людей и природы. Все самое чистое и прекрасное, чего не выразить словами. Ликование всего сущего и человеческой души. Для каждого христианина праздник Благовещение Пресвятой Богородицы означает надежду на жизнь вечную и освобождение человеческого рода от греха, несущего неизбежную смерть. В определенном смысле это праздник праздников, который дарует не только надежду на спасение, но само спасение и пути к нему.