Самые плохие самолеты. Какой самолет самый надежный и безопасный: рейтинг безопасности

Человек рожден со многими способностями, но вот умением самостоятельно летать природа его, увы, обделила. Скорость, которую развивает среднестатистический житель, небольшая, а расстояния иногда приходится покрывать огромные. Поэтому по мере развития цивилизации было изобретено множество способов, помогающих ускорить движение: от использования лошадей и повозок до появления автомобилей и самолетов. Таким образом, современный человек имеет возможность очутиться в другом месте планеты буквально спустя считаные часы. Это, безусловно, добавило комфорта в суматошную жизнь землян, но и заставило некоторых из них задаться вопросом: что безопаснее - самолет или поезд, а может быть, автомобиль?

Неумолимая статистика

В сознании людей прочно закрепился распространенный стереотип, что авиаперелеты - это опасно, а самый стабильный вид транспорта - автомобиль. Такая ситуация сложилась потому, что если самолет терпит катастрофу, то весть об этом мгновенно облетает все существующие медиа-издания и средства массовой информации, объявляется траур. Кроме того, количество пассажиров, пострадавших в подобных катастрофах, исчисляется одновременно сотнями человек, это тоже впечатляет и пугает.

Но если обратиться к статистическим данным, то наибольшее количество аварий происходит с автотранспортом, а особенно с мотоциклами. Причем убежденные байкеры рискуют в несколько раз больше, нежели ортодоксальные водители. Согласно статистике, на каждые 160 млн км погибает два автомобилиста, а цифра, говорящая об опасности мототранспорта, настораживает - 42 человека. Кроме того, виновником или провокатором аварии может быть не сам водитель, а другой участник движения.

На втором месте по безопасности после автомобилей находятся поезда. Многие пассажиры уверены, что поезд и есть самый спокойный вид транспорта, придающий уверенности в благополучном исходе путешествия. Но это не совсем так. Ситуация, когда поезд попадает в аварию, происходит не столь часто, как автомобильные катастрофы. Но поскольку масштабы довольно большие, особенно по количеству жертв, то такие события заметны и трагичны.

Так что безопаснее: самолет или поезд? Ответ однозначен: самолет. Как бы странно на первый взгляд это ни звучало, но авиакатастрофы происходят гораздо реже остальных, а по общему количеству жертв, рассчитанному согласно покрытому километражу или за определенное время, они значительно уступают другим видам передвижения. К примеру, за год в катастрофах с участием самолетов погибает в среднем около 2 тыс. пассажиров. Если сравнить эту цифру с жертвами автомобильных аварий, вывод становится очевиден.

Конкурс безопасности

Теперь, когда статистические данные говорят сами за себя, пришло время прояснить еще один немаловажный момент. Существует ли самый безопасный в мире самолет? Ответить на этот вопрос можно, понимая, что подразумевается под безопасностью летательного средства. Для обычного жителя планеты, не вникающего в тонкости авиаперевозок и обслуживания отдельных единиц самолетного парка, самый надежный самолет - это тот, на счету которого минимум авиакатастроф. Но надо учитывать, что не только конструкция борта имеет принципиальное значение при эксплуатации, не менее важен Конечно, те компании, которые выпускают много различных моделей с усовершенствованными функциями безопасности пассажиров и объемным стажем полетов, пользуются большей популярностью и рейтингами.

Именно статистические исследования выясняют, какие самолеты безопаснее.Соответственно, доверяя обнародованным спискам, люди составляют для себя мнение о качестве и безопасности перелета. Таким образом, в рейтинг безопасных самолетов входят различные модели 767, 757, 737 NG) и "Аэробусов" (340, 330, 320). По разным данным, которые приводит статистика безопасных самолетов, в данный список входят лайнер бразильского изготовления "Эмбраер" и судно "Макдоннел-Дуглас". Что касается первого, то это самолет, рассчитанный на ближние полеты. Его начали изготавливать сравнительно недавно. Но несмотря на это, аварий с участием бразильского борта еще не регистрировалось.

Лидирующий тандем

Звание "Самый безопасный в мире самолет" делят между собой два авиагиганта - "Боинг 777" и "Аэробус 340". Второе из этого дуэта имеет множество вариаций и предназначено для межконтинентальных перелетов. Это один из самых крупных и безопасных самолетов в мире. Например, модель А 340-600 отличается длиной фюзеляжа: это самый длинный летательный аппарат семейства "Аэробусов". Самолеты данной фирмы оборудованы сверхмощными двигателями марки "Роллс-Ройс". Четырехмоторный турбореактивный борт оборудован системой компьютерной навигации и управления, а вместо традиционных штурвалов используются боковые джойстики.

Что касается безопасности, то об этом можно судить по произошедшим за все время катастрофам или неисправностям с участием "Аэробусов". Было всего 5 случаев, три из которых со смертельным исходом. Примечательно, что два из них были спровоцированы ошибкой пилотов или экипажа судна. Остальные произошли случайно: пожар на борту при буксировке, лопнули шины на шасси и был произведен теракт. В ноябре 2007 года в Тулузе был зафиксирован последний случай с наличием жертв, спровоцированный человеческим фактором. Но "Аэробус 340", хоть и прочно вошел в рейтинг безопасных самолетов, не выдерживает конкуренции с "Боингом" из-за перерасхода топлива. В последнее время заказы на производство "Аэробусов" уменьшились.

Самолет номер 1: он существует

Но все-таки, учитывая многочисленные рейтинги, почетный титул "Самый безопасный в мире самолет" с гордостью носит "Боинг 777". Знаменитые" Боинги" пересекают воздушное пространство по всему миру, но борт «три семерки» не был замечен в происшествиях с человеческими жертвами, исключая террористические атаки. Это широкофюзеляжный лайнер, предназначенный для дальних перелетов. Разработано семейство "Боингов 777" в 90-х годах прошлого столетия, но в эксплуатацию они вступили с 1995 года. Самолеты данного класса за время своего существования покрыли около 20 млн км воздушных путей, и все полеты прошли без значительных коллизий. Это первый лайнер в мире, спланированный и созданный полностью с помощью компьютерных технологий. На нем был зафиксирован первый рекорд дальности полетов среди пассажирских воздушных судов. Всего на данный момент построено 748 подобных лайнеров. Практически во всех статистических исследованиях "Боинг" "три семерки" возглавляет рейтинг безопасных самолетов.

Но почему-то незаслуженно забыты турбовинтовые суда.А зря, ведь многие из них отличаются добротностью и безопасностью. Самый надежный самолет из группы турбовинтовых судов - "Сааб 2000". Это шведское воздушное чудо вот уже 20 лет не имеет в своем послужном списке ни одного смертельного случая.

Российские стандарты

Российские пассажирские самолеты, которые по безопасности с трудом могут составить конкуренцию западным аналогам - Ту -154 и его собрат, Ту-134. Эти самолеты покоряют воздушное пространство постсоветских стран и государств Ближнего Востока. Ту-134 выпускается с 60-х годов и является одним из наиболее востребованных судов у российских компаний. С участием Ту-154 катастроф было чуть больше, но его все-таки использовало большинство российских авиакомпаний.

По новым стандартам безопасности, выбросов в атмосферу, уровню шумов данные российские пассажирские самолеты, созданные около 40 лет назад, уже не удовлетворяют потребителей и мировое сообщество, а следовательно, подлежат модернизации или замене.

Подготовительный этап, или полет разрешён

Самолет - безопасный транспорт не только благодаря усовершенствованным летным качествам, но и коллективу, его обслуживающему. Третий человек после капитана и пилота - авиатехник. Именно он курирует все процессы, происходящие от прибытия борта в аэропорт до вылета из его пределов.

Иногда этого ответственного человека называют дирижером, потому что именно благодаря ему лётный «оркестр» играет партии синхронно и вдохновенно. Он первым устанавливает тормозные колодки и подключает борт к заземляющему кабелю, проверяет все необходимые крепления (а их более тысячи единиц), и вообще, мелочей в работе авиатехника нет. В его руках человеческие жизни, поэтому в случае роковой ошибки авиатехника ожидает уголовная ответственность.

Он проводит визуальный осмотр самолета на предмет повреждений, проверяет уровень масла в моторе, состояние взлетной полосы. Кроме того, авиатехник находится на связи с экипажем, выясняя, не было ли проблем во время полета и при посадке. Этот человек контролирует и координирует работу аэродромных служб, проведение уборки салона, комплектацию борта водой и продуктами. Летный дирижер следит за погрузкой багажа в соответствии с утвержденной схемой. Он действует в точности по правилам и не упускает ни единой мелочи. После заправки топлива авиамеханик сверяется с датчиками и подписывает документы, разрешающие вылет.

Но не надо думать, что только один человек отвечает за состояние борта перед вылетом: его дублируют еще несколько инспектирующих групп, а перед полетом борт обязательно осматривает экипаж. Все эти действия проводятся в течение 50 минут с особой тщательностью, а контроль за работой авиамеханика ведется не от недоверия, а во избежание случайных ошибок. За смену этот незаменимый сотрудник аэропорта успевает проверить около 4 воздушных судов, и несколько раз произнести волшебную фразу: «Вылет разрешаю!»

Места выживших: миф или реальность?

Даже люди, не подверженные аэрофобии, нет-нет да задумаются над вопросом: а есть ли безопасные места в самолете? Инстинктивно некоторые считают, что менее опасными являются места в арьергарде салона или рядом с аварийным выходом. Пассажиры обосновывают это тем, что в случае катастрофы борт ударится о землю носом, следовательно, менее пострадают люди, сидящие позади. А если возникнет экстренная ситуация, то возле выхода увеличится шанс быстрее покинуть борт. Но это абсолютная чушь.

Не стоит тешить себя иллюзиями. Искать безопасные места в самолете бесполезное занятие. В случае исправности судна все совершат посадку живыми и здоровыми. Кроме того, места, которые себе наметил пассажир, как лучшие, могут оказаться заняты. А у нервных особ осознание этого факта приведет к паническим атакам и отказу от путешествия.

20 века

Крушение пассажирских самолетов - событие неординарное, подлежащее обязательной фиксации и расследованию. История авиакатастроф 20 века ознаменовалась первым падением британского пассажирского самолета, летящего во Францию. Тогда, в декабре 1920 года, погибло 4 человека из 8 находящихся на борту.

В 1971 году на Аляске в гору врезался борт со 111 пассажирами. К сожалению, выживших не осталось.

Фатальная ошибка: незакрытая грузовая дверь, спровоцировала аварию в небе Франции, унесшую 346 жизней. Это случилось в 1974 году.

Страшная катастрофа произошла в 1977 году на Канарских островах. Тогда друг в друга врезались два "Боинга". Это происшествие остается самым крупным в по количеству погибших: 583 человека.

В 1979 году потерпел катастрофу экскурсионный лайнер, пролетающий над Антарктидой. Он столкнулся с вулканом "Эребус". Погибли 257 человек.

Это не единственное столкновение со склоном горы: в Японии в августе 1985 года упал "Боинг", врезавшись в гору Оцутака.

Крупнейшая в индонезийской истории авиакатастрофа произошла в 1997 году: самолет, идущий на посадку, столкнулся со скалой. Погибли все 234 человека.

А что сейчас?

Новый век принес усовершенствования и новшества, которые явились вкладом в безопасность полетов, но катастрофы все же периодически случаются. Часто крушение пассажирских самолетов происходит по вине экипажа или недоработке подготавливающего борт персонала. Вопиющий случай имел место в небе над Грецией в 2005 году. Из-за недосмотра авиамехаников произошла разгерметизация кабины пилотов, поэтому самолет, оставшийся без управления, врезался в первое же препятствие.

Уникальный случай произошел в Судане. Там в июле 2003 года разбился самолет практически сразу после вылета. А необычность катастрофы состоит в том, что по счастливой случайности единственным в живых остался двухлетний ребенок.

В октябре 2005 года от удара молнии взорвался "Боинг" в воздушном пространстве Нигерии. Судно упало на плантацию какао, погибли все пассажиры.

В целом до нынешнего времени 21 век огорчил человечество количеством серьезных авиакатастроф, достигающих 30 случаев.

Почему они падают?

Этим вопросом рано или поздно задается каждый пассажир. Даже самый безопасный в мире самолетне застрахован от катастрофы. По статистике наиболее распространенным фактором является человеческий: ошибки пилотов, неправильно принятые решения. На втором месте стоят неблагоприятные атмосферные условия и Немало катастроф произошло по причине неисправностей и неполадок, которые внезапно возникли или не были своевременно выявлены авиамеханиками и техниками. Часто причиной становится непрофессионализм и халатность диспетчеров и сотрудников аэропорта. Не последнее место занимают спланированные террористические акты.

Первопроходцы пассажирской авиации

А какими были пассажирские самолеты вначале? Интересно, что первый пассажирский самолет был спроектирован с широтой и шиком, а родиной его была… Россия! Назывался он довольно харизматично - «Илья Муромец». Богатыря переделали из бомбардировщика, он имел комфортабельный салон, собственный ресторан, спальные комнаты с ваннами. Примечательно, что самолет отапливался и обеспечивался электроэнергией. Судно поднялось в воздух в 1913 году. В следующем году «Илья Муромец» совершил рекорд дальности полетов, произведя двусторонний рейс из Петербурга в Киев. К большому сожалению, дальнейшему развитию событий помешала война.

После американская компания "Форд" создала надежный самолет, который использовался для перевозки пассажиров (8 человек) много лет.

Аэрофобам на заметку

Почему некоторые люди панически боятся полетов? Психологи утверждают, что это происходит по причине невозможности контролировать какую-либо ситуацию. И даже несмотря на то, что в ДТП погибает гораздо больше людей и происходят такие аварии чаще, укоренившийся стереотип о более безопасной поездке на автомобиле не позволяет обуздать иррациональные страхи.

Аэрофобия мешает людям значительно сокращать время путешествия и наслаждаться полетом. Но с такими страхами можно и нужно бороться.

  1. Займите себя перед посадкой. Не томитесь в ожидании, а почитайте книгу, журнал, послушайте музыку. Женщинам не возбраняется посетить магазины и порадовать себя обновками.
  2. Во время ожидания взлета на борту не стоит бездельничать. Читайте, смотрите фильмы, слушайте плеер или в крайнем случае медленно считайте про себя.
  3. Утешьте себя историями из прошлого: ведь раньше тоже были самолеты, которые значительно отставали в оснащении, и ничего, пользовались спросом.
  4. По поводу здоровья не беспокойтесь: иногда авиацию используют даже для перевозки серьезно больных людей.
  5. Неплохо позволить себе 100 граммов спиртного или специальный препарат, снимающий страх перед полетами. Но не принимайте медикаменты без консультации с доктором.
  6. И помните: клин клином выбивают - летайте чаще!

Существует также ряд психологических приемов, которые можно узнать у психолога и применить в подходящий момент.

Обобщение информации

Выбирая безопасный самолет, руководствуйтесь престижем авиакомпании, ее бюджетом и опытом работы в сфере авиаперелетов. А главное, доверьтесь экипажу, ведь они летят с вами на одном борту, следовательно, уверены в безопасности полета.

26 января 2016, 22:29

Самолеты сегодня достаточно часто попадают в авиакатастрофы. Есть целая статистика по поводу того, какой самолет является самым опасным.Издание BusinessWeek составило рейтинг самых опасных самолетов, используя данные страхового консультанта Ascend. В итоге самым опасным пассажирским самолетом по числу аварий был признан Boeing 737.

Необходимо отметить, что самолеты занимающие 5 и 8 места, по сути своей являютсся одной моделью, только слегка модернизированной, то же самое можно сказать и про самолеты на 9 и 10 местах Стоит также отметить, что к числу безопасных лайнеров (без человеческих жертв среди пассажиров), не попавших в рейтинг по причине небольшого их количества, относятся лайнеры Ил-86/96, Ту-204/214, Airbus A380, Embraer 135/140/145/170/175/190/195, Canadair Regional Jet 700-900, McDonnell Douglas MD-90, Fokker-70 и некоторые другие. Между тем, по данным сайта Aviation Safety Network, самым опасным самолетом в мире из ныне эксплуатируемых, по коэффициенту, который высчитывается исходя из количества полетов, числа погибших и общего числа крушений, является Boeing 747. Далее в списке значатся Boeing 737-300/400/500, Ту-154, Airbus A300, Boeing 757, Airbus A320/319/321, Airbus A310, Boeing 767, Як-42.

Согласно данным BusinessWeek, одна авиакатастрофа со смертельным исходом приходится на 507 500 летных часов самолета Boeing 737. Между тем, самая старая версия семейства Boeing 737 до сих пор эксплуатируется авиакомпаниями в бедных странах.

Ил-76. Самолет Ил-76, который чаще всего эксплуатируется авиакомпаниями стран бывшего Советского Союза, занимает вторую строчку рейтинга самых опасных моделей самолетов, которые эксплуатируются по всему миру в количестве от 100 штук. На 549 900 летных часов этого самолета приходится одна авиакатастрофа. В настоящее время в мире используются 247 самолетов Ил-76, выпускающихся с 1974 года по сей день.

Ту-154. Самый распространенный самолет в большинстве стран СНГ, выполняющий рейсы по внутренним и международным линиям, является также одним из самых опасных. На 1 041 000 летных часов самолета Ту-154 приходится одна авиакатастрофа, пишет BusinessWeek. В настоящее время в мире эксплуатируется 336 самолетов этой модели.

Airbus A310. Одна авиакатастрофа приходится на 1 067 700 летных часов Airbus A310. Большинство крупных авиакомпаний уже прекратили его эксплуатацию, в то время как перевозчики из бедных стран продолжают летать на этом самолете европейского авиастроителя Airbus. Среди них - Pakistan International Airlines.

McDonnell-Douglas DC-9. Самолет McDonnell Douglas, который не выпускается с 1982 года, до сих пор используется авиакомпанией Delta Airlines, а также еще множеством других мелких перевозчиков. Между тем, одна авиакатастрофа приходится на 1 068 700 летных часов самолета.

Ту-134. В историю российской гражданской авиации Ту-134 вошел как самый массовый самолет. Его выпуск прекратился в 1986 году, однако Ту-134 до сих пор широко используется авиакомпаниями из стран бывшего Советского союза и на Ближнем Востоке. На 1 087 600 летных часов самолета приходится одна авиакатастрофа.

Boeing 727. Одна авиакатастрофа приходится на 2 306 300 летных часов Boeing 727. Самолет не выпускается с 1984 года, и большинство крупных авиаперевозчиков уже давно заменили старые Boeing 727 на более современные самолеты. Однако за пределами США большинство чартерных переводчиков продолжают эксплуатировать Boeing 727.

McDonnell-Douglas MD-80. McDonnell-Douglas MD-80 был созданы на замену DC-9 в начале 80-х. Их производство прекратилось в 1999 году, однако авиалайнеры по-прежнему эксплуатируются американской авиакомпанией Delta, а также рядом европейских перевозчиков, в том числе Alitalia и SAS. Всего в эксплуатации находятся 923 самолета данной модели. На одну авиакатастрофу приходится 2 332 300 летных часов McDonnell-Douglas MD-80.

McDonnell-Douglas DC-10. DC-10 - самолет, чья безопасность с годами, наоборот, повысилась. В мире летают 153 самолета этой модели, на каждые 2 908 800 летных часов DC-10 приходится одна авиакатастрофа. В настоящее время самолет используют в основном грузовые и чартерные операторы.

McDonnell-Douglas MD-11. Самолет MD-11, производство которого закончилось в 2001 году, разочаровал своего создателя тем, что продемонстрировал в итоге невысокие показатели по эффективности использования топлива и другим параметрам. Между тем, в мире эксплуатируются 187 авиалайнеров такими авиакомпаниями, как Finnair и KLM. Одна авиакатастрофа приходится на 3 668 800 летных часов MD-11.

Spletnik-S-404.Cамолет S - 404 производство которого началось в 2016 году разочаровал абсолютно всех,продемонстрировав рекордные показатели неэффективности использования топлива и других параметров.Ни одного рейса не прошло успешно.Всего насчитывается N -ое количество катастроф.,количество выпущенных и эксплуатируемых лайнеров скрывается производителем.

За последнее время случаи авиакатастроф не то чтобы участились по сравнению даже с концом ХХ века, но стали более масштабными. Несколько крушений аэробусов заставили некоторых начать пользоваться другими видами транспорта.

А ведь на самом деле, согласно статистике, самолёт - самый безопасный вид транспорта. Некоторые типы крылатых машин вообще никогда не участвовали в серьёзных происшествиях. Какие именно? С этим поможет разобраться рейтинг, составленный на основе сводной информации, предоставленной изданием BusinessWeek и лондонским страховым консультантом Ascend. Стоит отметить, что авиакатастрофы, связанные с терроризмом, в статистике не учитывались.

Самолёты расположены в порядке убывания количества катастроф на общее время налёта всех машин этого типа. Говоря простыми словами, в данном случае наибольшую роль играет общее количество произведённых самолётов каждого типа, общее время налёта каждого отдельно взятого самолёта и срок эксплуатации в авиакомпаниях.

На деле через 30 лет самый безопасный самолёт вполне может перейти в разряд опасных или самых опасных. Кроме этого, не стоит забывать о том, какая компания эксплуатирует лайнер: в умелых руках и стул - балалайка. А вот при эксплуатации в странах третьего мира проблемы могут возникать практически у любых самолётов.

1. Boeing 777

Boeing 777-300 компании «Трансаэро». Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1995 года, построено 748 самолётов. Согласно официальному рейтингу, не было ни одной катастрофы, при общем времени налёта более 20 миллионов часов. Однако на деле было несколько аварий. Две закончились совершенно благополучно, а в одной погибло трое пассажиров. Вот только 2014 год выбил машину из лидеров из-за двух таинственных исчезновений: 8 марта малайзийский Boeing пропал в Индийском океане, а 17 июля ещё один самолёт того же типа был сбит над Украиной. (Но мы же договаривались не считать террористические акты и результаты боевых действий.)

2. Airbus A340


Airbus A340-600 авиакомпании Lufthansa. Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1993 года, построен 341 самолёт. На своём счету имеет всего пять аварий при общем времени налёта более 13,5 миллиона часов. При этом не пострадал ни один человек.

3. Airbus A330


Airbus A330-200 авиакомпании «Аэрофлот». Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1993 года, построено 577 самолётов. Всего было потеряно восемь самолётов этого типа различных модификаций. Первая авария, случившаяся в 1994 году в Тулузе, закончилась гибелью всех семи членов экипажа. Другая (пятая по счёту) катастрофа в 2009 году над Атлантическим океаном унесла жизни всех членов экипажа и пассажиров в количестве 228 человек. Причина катастрофы неизвестна. В 2005 году при заходе на посадку в Триполи погибло 103 человека из 104, находившихся на борту. Все самолёты этого типа налетали более 14 миллионов часов, так что третье место в рейтинге занимают вполне заслуженно.

4. Boeing 747


Компьютерная реконструкция аварии Boeing 747 над Токио в 1985 году. Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1970 года, в эксплуатации находится 941 самолёт. Одна катастрофа на 17,5 миллиона часов. При эксплуатации самолётов этой серии (более 40 лет) был потерян в общей сложности 51 самолёт и произошло 18 катастроф со смертельным исходом. Самая крупная из них случилась в 1985 году в Токио из-за некачественного ремонта (что не очень-то относится к некой надёжности самолёта): пилоты потеряли управление и столкнулись с горой. Погибло 520 человек из 524, находившихся на борту.

5. Boeing 737 NG


Boeing 737-900 авиакомпании Alaska Airlines в раскраске Disneyland. Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1997 года. В эксплуатации находится 2 623 самолёта. Одна катастрофа на 17 миллионов часов. Boeing 737 - самый массовый современный пассажирский самолёт. За всё время произошло три катастрофы.

6. Boeing 767


Boeing 767-300ER Романа Абрамовича. Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускался с 1982 года. В эксплуатации находится 879 самолётов. Одна катастрофа на 15,5 миллиона часов. Boeing 767 - один из самых популярных самолётов среди авиакомпаний с рейсами большой протяжённости. Однако, по данным на 2012 год, в общей сложности было потеряно 15 самолётов данного типа. Катастрофы унесли жизни 851 человека.

7. Airbus A320


Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот». Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1988 года. В эксплуатации находится более 3 600 самолётов (вместе с А319 и А321). Одна катастрофа на 15 миллионов часов, всего было потеряно 33 самолёта. Крупнейшая авария унесла жизни 199 человек. Худшим годом для данного типа самолётов стал 2006-й: тогда было потеряно сразу четыре машины, при этом три из них сгорели в ангаре аэропорта Брюсселя (никто не пострадал). Кроме последней очень громкой аварии во Французских Альпах, произошедшей по умыслу второго пилота, следом случилась ещё одна: 29 марта 2015 года в Канаде самолёт совершил жёсткую посадку, в результате которой 23 пассажира получили травмы.

8. Boeing 757


Boeing 757 American Airlines. Фото: WIkipedia

Авиалайнер выпускался с 1982 года. В эксплуатации находится 973 самолёта. Одна катастрофа на 15 миллионов часов. Всего было потеряно восемь самолётов данного типа (из восьми трагедий только три произошли в результате неисправностей). Печально известен в результате терактов 11 сентября, когда две машины этого типа, захваченные террористами, были направлены на здания в Вашингтоне и Пенсильвании. Ещё одна машина потерпела крушение над Боденским озером в результате столкновения с Ту-154 из-за ошибки диспетчера.

9. Boeing 737 CFMI


Boeing 737-500 авиакомпании Utair. Фото: www.utair.ru

Авиалайнер выпускался с 1984 года. В эксплуатации находится 1 760 самолётов. Одна катастрофа на 5,5 миллиона часов. В общей сложности было потеряно 174 лайнера, погибло 3 835 человек. Лайнеры данного типа 110 раз захватывались террористами и подвергались другим криминальным действиям (например, угонам), в результате чего погибло более 500 человек. Самая крупная катастрофа подобного самолёта в России произошла в Перми 14 сентября 2008 года, когда машина упала в черте города прямо на железнодорожные рельсы.

10. McDonnell-Douglas MD-11


Грузовой McDonnell Douglas MD-11F, используемый FedEx. Фото: Wikipedia

Авиалайнер выпускается с 1990 года. В эксплуатации находится 187 самолётов. Одна катастрофа на 4 миллиона часов. Было потеряно всего 10 самолётов этого типа. В катастрофах погибло 245 человек.

Что за самолет?
Семейство Boeing 737 – самая распространенная группа авиалайнеров современности. Каждые пять секунд в мире взлетает и садится одна такая машина. А еще 737-й стал самым массовым турбовентиляторным пассажирским самолетом в истории авиации. К лету 2015 года было произведено более 8,6 тыс. этих машин, а эксплуатируют его десятки стран мира. К 2005 году использовались 1882 самолета моделей 737-300/400/500 (Classic) и 1643 машины 737-600/700/800/900 (Next Generation).

«Династия» 737-х включает множество авиалайнеров, построенных в разное время и обладающих разными возможностями. Если Boeing 737-100 имеет до 103 пассажирских мест, то самый крупный самолет семейства – 737-900ER может взять на борт до 215 пассажиров. Сейчас производят новое, третье поколение – Boeing 737NG (Next Generation), а скоро появится и его преемник – Boeing 737 MAX. Одним из отличий новой машины будут более мощные, надежные и экономичные двигатели CFM International LEAP-1B. В конструкции воздушного судна применят и новые композитные материалы. В целом самолет станет комфортнее и безопасней. По замыслу руководства Boeing, это позволит успешно конкурировать с Airbus и его новым A320neo.

Безопасность
К 2014 году в катастрофах было потеряно 177 авиалайнеров Boeing 737, а общее число жертв превысило 3,8 тыс. человек. Самым масштабным стало крушение Boeing 737-8HG в Мангалуре (Индия) в 2010 году: тогда погибло 158 пассажиров и членов экипажа из 166 находившихся на борту. Впрочем, не пугайтесь. В случае с Boeing 737NG одна катастрофа приходится на 17 млн летных часов, и он заслуженно входит в число самых безопасных авиалайнеров мира. Львиная доля всех аварий с его участием приходится на бюджетные авиакомпании стран третьего мира, а причиной катастроф чаще всего является человеческий фактор.

Boeing 737 / ©Wikipedia

Что за самолет?
На второй позиции расположился не менее знаменитый A320. В последнее время к этому самолету приковано особое внимание, ведь разбившийся A321 – одна из его модификаций. A320 – узкофюзеляжный пассажирский самолет, созданный европейской корпорацией Airbus. Он стал первым в истории серийным авиалайнером, получившим электродистанционную систему управления (ЭДСУ).

A320 продолжает пользоваться огромной популярностью, и к осени 2015 года было произведено свыше 6,7 тыс. этих кораблей. К 2005-му в эксплуатации находились 2420 разных модификаций A320. Добавим, что самолеты Airbus (как и Boeing) составляют основу российской гражданской авиации: к нынешнему году российские операторы эксплуатировали 281 «Аэробус».
Самой крупной модификацией самолета стал A321, который в эконом-варианте вместит в себя до 220 пассажиров. Дальность полета в этом случае может достигать 5600 км. Самолет не только очень популярен, но и имеет хорошие перспективы на будущее. Они связаны с модификацией Airbus A320neo, двигатели которого будут на 15% экономичнее тех, что используются сегодня. Новая модификация может похвастаться повышенным комфортом для пассажиров, большей экологичностью и пониженным уровнем шума.

Безопасность
Степень безопасности A320 зависит от модификации. Всего в авариях и катастрофах потеряно 33 таких самолета, три из которых были вариантом 321-го. Среди причин катастроф – теракты, отказ оборудования и, самое главное, человеческий фактор. Самой масштабной трагедией с участием «Аэробуса» стал недавний синайский инцидент 31 октября 2015 года: тогда, напомним, погибло 224 человека. В целом же A320 довольно безопасен: одна катастрофа приходится примерно на 15 млн часов. Это несколько хуже показателя Boeing 737 (а также ряда других пассажирских самолетов), но лучше, чем у многих авиалайнеров подобного класса. Новая модификация A320neo, очевидно, будет еще безопаснее, так что бояться полетов на этом самолете не надо.

A321 авиакомпании «Aэрофлот» / ©Wikipedia

Что за самолет?
Boeing 777 досталась третья строчка рейтинга популярности. Перед нами семейство широкофюзеляжных пассажирских самолетов, которые эксплуатируются с 1995 года. До сентября 2015-го Боинг произвел 1340 таких самолетов в разных модификациях, среди которых пассажирские варианты, транспортник и один самолет-заправщик. Авиалайнер является крупнейшим двухмоторным реактивным пассажирским самолетом из всех, что эксплуатируются. Узнать его можно по характерным шестиколесным стойкам шасси. Особенностью модели стало то, что впервые в ее разработке не использовались бумажные чертежи, а все расчеты выполнялись на компьютере. В целом самолет обладает достаточным комфортом и предназначен для коммерческих перелетов продолжительностью до 18 часов. Вместимость в зависимости от модификации варьируется от 300 до 400 пассажиров в трех классах.

Безопасность
Вплоть до 2014 года Boeing 777 был самым безопасным самолетом в мире: одна катастрофа приходилась на 20 млн часов. Но в марте 2014-го рейс 370 Malaysia Airlines таинственно исчез над водами Индийского океана, а в июле того же года такой же самолет (и тоже компании Malaysia Airlines) был сбит в небе над Донбассом. Все это подпортило репутацию Boeing 777, и все же он остается крайне надежной машиной. В обозримом будущем Boeing начнет производство новой модификации 777X, уровень безопасности которой будет еще выше.

Boeing 777-312ER Singapore Airlines / ©Boeing

Что за самолет?
Airbus A330 – широкофюзеляжный пассажирский самолет, активно эксплуатирующийся с 1994 года. К осени 2015-го было выпущено 1224 таких авиалайнера – как гражданских, так и военных. К первым относятся A330-100, A330-200, A330-200F, A330-200HGW, A330-300 и A330 P2F. Российский «Аэрофлот» эксплуатирует 22 самолета А330-200 и А330-300. Вместимость последнего составляет 335 пассажиров в двух классах или 295 в трех. Самолеты совершают дальние перелеты из Москвы в Японию, Таиланд, США, Китай и другие страны. Самая новая модель воздушного судна получила название A330-300X.

Безопасность
Авиалайнер A330 вполне надежен: на одну катастрофу приходится 14 млн часов. На счету самолета две крупные катастрофы. Первая произошла в 2009 году над Атлантическим океаном, вторая – в 2010-м в Триполи. Катастрофа над Атлантикой забрала жизни 228 человек – погибли все находившиеся на борту. Случившееся стало не только самой масштабной трагедией с участием A330, но и крупнейшей в истории авиакомпании Air France. Причиной происшедшего эксперты назвали обмерзание трубок Пито, последовавшее выключение автопилота и непродуманные действия летчиков.

Airbus A330 / ©Airbus

Что за самолет?
Гигант Boeing 747 совершил первый полет в далеком 1969 году, но даже сейчас продолжает активные полеты. К моменту своего появления на свет он стал самым большим авиалайнером в мире (сегодня пальму первенства удерживает Airbus A380). Высокая стоимость самолета и его эксплуатации перекрывается выгодой от массовых авиаперевозок. Модификация 747-400ER может вместить до 524 пассажиров в двух классах или 416 в трех. Именно модификация 747-400, кстати, стала самой продаваемой. Последний вариант легендарной машины – Boeing 747-8 – впервые поднялся в небо в 2010 году. К 2015 году было произведено свыше 1,5 тыс. таких машин, из которых к середине 2000-х совершало полеты чуть более тысячи. Конечно, сейчас существуют куда более экономичные и технологически совершенные пассажирские самолеты, но 747-й продолжают активно эксплуатировать на загруженных и протяженных трансконтинентальных путях.

Безопасность
Как и следовало ожидать, судьба 747-го оказалась насыщенной и сложной. К нынешнему году в авариях было потеряно 59 этих судов, а жертвами авиационных происшествий стали 3732 человека. На счету авиалайнера Boeing 747 и самая крупная авиакатастрофа в истории. Речь идет о столкновении в аэропорту Лос-Родеос, когда на взлетно-посадочной полосе столкнулись два самолета Boeing 747 компаний KLM и Pan American. Результат – гибель 583 человек. Правда, причиной трагедии вновь оказался пресловутый человеческий фактор: летчики неверно поняли команду диспетчера, хотя, в целом, несчастный случай произошел из-за стечения обстоятельств, которые сложно было предугадать.

Последняя крупная катастрофа с участием Boeing 747 произошла над Тайваньским проливом в 2002 году. Тогда из-за механического износа и некачественного ремонта самолет рассыпался в воздухе, в результате чего погибли все 225 человек, находившиеся на борту. Хвостовая часть машины оторвалась в полете, а самолет развалился так быстро, что экипаж даже не успел выйти на связь с землей. Аварийность 747-го не кажется такой высокой, если учесть, сколько самолетов было построено и какое количество полетов они совершили. Одна катастрофа приходится на 17,5 млн часов, так что авиалайнер может заслуженно гордиться званием одной из самых безопасных крылатых машин в мире.

Boeing 747-400 / ©Boeing

Что за самолет?
Boeing 767 находится в эксплуатации с 1982 года. За это время их успели произвести в количестве 1081 шт. Широкофюзеляжный авиалайнер строится в нескольких модификациях, среди которых пассажирские самолеты и один транспортный. Если другие широкофюзеляжные авиалайнеры второго поколения (такие как Airbus A300) почти сошли на нет, то Boeing 767 продолжают активно использовать. Эксперты подсчитали, что за все время разные модификации перевезли 795 млн человек, выполнив 4,8 млн коммерческих рейсов. Самая вместительная модификация 767-400ER может взять на борт до 375 человек. Этот вариант обойдется заказчику в 200 млн долларов.

Безопасность
Один из авиалайнеров Boeing 767 компании Air Canada получил прозвище «Планер Гимли» за то, что без топлива смог пролететь больше 120 км и совершить удачную посадку. Все находившиеся на борту рейса выжили, а самолет был восстановлен и встал в строй. Всего же было утеряно 17 таких машин, в катастрофах погиб 851 пассажир и член экипажа. Самой известной трагедией с участием машины этого типа стал таран террористами башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года. Инцидент, впрочем, неразумно списывать на сам лайнер – он считается надежным и проверенным: по статистике, одна катастрофа приходится на 15,5 млн часов.

Boeing 767 / ©Wikipedia

Что за самолет?
На предпоследней позиции рейтинга – двухмоторный пассажирский узкофюзеляжный самолет Boeing 757, производившийся с 1982 по 2004 годы. За это время успели построить 1050 авиалайнеров, из которых по состоянию на 2005 год в эксплуатации находилось около тысячи. Самолет оказался весьма успешен с коммерческой стороны и принес корпорации Boeing многомиллиардные доходы. Существует две основные пассажирские модификации машины: 757-200 и 757-300. Вариант 757-200 – самый распространенный, он может вмещать до 235 пассажиров. А вот самая крупная модификация 757-300 перевозит до 280 пассажиров, да еще и в салоне повышенного комфорта, концептуально близкого к тому, который используется на моделях Boeing 737NG. Есть и транспортный вариант – 757-200F, который способен брать на борт до 39 тонн грузов.

Безопасность
Перед нами еще одно весьма удачное во всех смыслах творение Boeing: одна катастрофа приходится примерно на 14 млн летных часов. За все годы использования 757-го было потеряно всего восемь таких машин. Причем уровень аварийности самолета мог бы быть еще ниже, если бы не теракты 11 сентября, когда террористы захватили два этих самолета. Один из них (бортовой номер N644AA) боевики направили в здание Пентагона, другой (бортовой номер N591UA) разбился в поле, когда пассажиры оказали захватчикам сопротивление. Крупнейшей катастрофой в истории Boeing 757 стала трагедия под Пуэрто-Плата (Доминиканская республика), когда погибли 189 человек. Причиной катастрофы стало… осиное гнездо в приборе трубки Пито, из-за которого была нарушена работа указателей скорости. Это привело к некорректным действиям экипажа. Виноваты вновь были люди, а не механизмы.

Boeing 757-200 / ©Wikipedia

Что за самолет?
Самый большой в мире авиалайнер Airbus A380 – далеко не самый массовый самолет. По состоянию на октябрь этого года было построено 173 таких машины. Однако мы не смогли пройти мимо него, ведь в будущем этот авиалайнер сможет полностью заменить Boeing 747. Лайнер A380 вмешает 525 пассажиров в трех классах или 853 в одноклассовой конфигурации. Так что перед нами целый воздушный «город». Отметим, что стоимость одного такого самолета достигает 403,9 млн долларов.

Безопасность
И хотя самолет эксплуатируется относительно недавно – начиная с 2005 года, его уже можно отнести к числу наиболее безопасных крылатых машин. На счету A380 только две аварии, причем все они обошлись без жертв, а сами самолеты проложили использоваться. Первое происшествие (2010 год) связано с разрушением в полете одного из двигателей. Второй инцидент случился в 2011-м, он связан со столкновением машин на взлетно-посадочной полосе.

Airbus A380 / ©Businessinsider

5. Boeing 737 NG

Этот самолет из славной серии Боингов 737 выделен отдельно как исключительно удачная и безопасная конструкция. Эта третья серия или, вернее сказать, третье поколение 737-х. Он так и называется: NG (new generation — новое поколение). Производство началось в 1982 году. С тех пор (на 2014 год) выпущено 4593 самолета, при общем числе заказов более 6500. Кстати, NG — основной конкурент Airbus A320.

За всю свою историю с этим типом самолета произошло всего три катастрофы, общее число погибших составило 277 человек. Одна из них — посадка в 2009 году в аэропорту Схипхол (Амстердам) самолета Турецких авиалиний. Погибли четыре члена экипажа и 5 пассажиров.

Со статистикой одна катастрофа на 16 млн. часов налета Boeing 737 NG занимает пятое место нашего списка.

4. Boeing 747

А вот и патриарх широкофюзеляжного самолетостроения — Boeing 747. Я просто благоговею перед этим авиалайнером. Jumbo Jet («самолет слон»), как его еще называют, это самый первый в мире широкофюзеляжник, выпускаемый с 1969 года.

Почти 40 лет (до начала выпуска A380 в 2005 году) Boeing 747 — самый тяжелый, самый большой и самый вместительный пассажирский самолет в мире, самый узнаваемый по характерному «горбу» верхней части фюзеляжа и герой десятков Голливудских кинолент (помните «Самолет президента» с Х. Фордом в главной роли?). Кстати, знаменитая кинозвезда и сам большой любитель управлять самолетом — Харрисон Форд летает в Нью-Йорк из своего ранчо в Вайоминге, да и еще членов своей семьи время от времени перевозит. Авиапарк актера насчитывает 7 самолетов и один вертолет.

За все время самолеты Boeing 747 перевезли более 3,6 млрд. пассажиров — больше чем половина населения Земли. В общем, Boeing 747 — самый-самый самолет, ну и наконец, он просто красавец.

Мне приходилось летать на этом самолете в Гонконг, Тайвань, Канаду. И хотя длительные авиаперелеты переносить не очень комфортно, могу сказать, что внутренний объем салона позволяет легко выдержать 10-часовой перелет, а уровень шума в салоне совершенно минимальный. Посмотрите фото этого самолета, которое я сделал в аэропорту Амстердама, ожидая посадку на него на рейс в Гонконг.

Хотя стоимость этого лайнера несколько сот миллионов долларов, экономичность самолета в пассажирских перевозках является причиной его супервостребованности. На начало 2014 года было произведено 1484 самолета из 1538 заказанных. Сейчас эксплуатируется около 930 машин.

За более чем 40-летний период эксплуатации аварии со смертельным исходом случались с этим самолетом всего 18 раз. Одна из них вошла в историю как самая крупная авиакатастрофа по количеству жертв — 583 погибших. Правда, причиной был отнюдь не технический, а человеческий фактор.

В 1977 году на взлетной полосе аэропорта Лос-Родос (остров Тенерифе — самый большой из Канарских островов) при взлете Boeing 747 компании KLM столкнулся с Boeing 747 кампании Pan American. Катастрофе предшествовал ряд фатальных событий: закрылся основной аэропорт острова Лас Пальмас и самолеты принимались на второстепенном аэродроме Лос-Родос, в момент взлета возник сильный туман — до 100 м видимости, и вдобавок сильный испанский акцент диспетчера аэропорта привел к недопониманию команд экипажами.

Мне доводилось бывать на Тенерифе, и я тогда специально заехал в аэропорт Лос-Родос посмотреть на это место. Помню, что очень удивился, увидев, насколько мал этот аэропорт для приема таких самолетов, как Boeing 747. В основном там базировались небольшие самолеты местных авиалиний.

Но тем не менее этот лайнер является одним из образцов надежности авиационной техники, один из самых безопасных самолетов мира: одна авиакатастрофа на 17,3 млн. часов налета.

3. Airbus A330

Также широкофюзеляжный самолет для средних и дальних маршрутов. Производство начато в 1993 году. На конец 2013 года было поставлено 1033 самолета при общем количестве заказов 1248 машин. Вплоть до 2008 года с этим типом самолета не произошло ни одного происшествия со смертельным исходом, и это при общем налете к этому времени в 12 млн. часов.

Однако в июне 2008 года лайнер Французской авиакомпании Air France, выполняющий рейс из Рио-де-Жанейро в Париж, упал в воды Атлантического океана, унеся с собой жизни 228 человек. Черные ящики обнаружить не удалось, и причины трагедии до сих пор полностью не ясны.

В нашем списке Airbus A330 открывает тройку самых безопасных самолетов в мире.

2. Airbus A340

Аэробус Airbus A340 в целом схож со своим предшественником Airbus A330, но обладает более удлиненным фюзеляжем и четырьмя двигателями. Последнее слегка подпортило его экономические показатели перевозок по сравнению с ближайшими аналогами с двумя двигателями.

Самолет производится с 1993 года. На июль 2013 года было выпущено 377 машин. За весь период эксплуатации было всего пять летных происшествий без единой жертвы. И это при налете более 13 млн. часов.

Единственный серьезный случай произошел в 2005 году в Торонто. При посадке в сложных метеорологических условиях самолет выкатился за пределы ВПП (ошибка экипажа — не включили вовремя реверс двигателей) и сгорел. 40 человек получили травмы разной степени.

Так что Airbus A340 занимает у нас почетное второе место, как один из самых безопасных пассажирских авиалайнеров.

1. Boeing 777 — самый безопасный самолет в мире!

Самый крупный в мире широкофюзеляжный лайнер с двумя двигателями, предназначенный для авиалиний большой протяженности. Именно этому самолету принадлежит абсолютный рекорд дальности для пассажирских самолетов — 21 000 км.

Boeing 777, его еще называют T7 (Triple Seven «три семёрки»), может вместить 300−500 человек, в зависимости от исполнения фюзеляжа. Лайнер оснащен самыми большими и самыми мощными в истории авиационного моторостроения двигателями General Electric GE90.

Самолет начали разрабатывать в начале 90-х, в эксплуатации с 1995 года. На 2014 год выпущено 1200 машин. Стоимость одного самолета — порядка 300 млн. долларов.

Самолеты налетали уже порядка 20 млн. часов, и за это время произошло всего четыре летных происшествия. Одно из них — с тремя погибшими. Это авария 2013 года в аэропорту Сан-Франциско, когда при заходе на посадку самолет зацепил хвостом волнорез в начале ВПП, упал на полосу и загорелся. Погибли две китайские школьницы и еще одна скончалась в больнице.

Тем не менее Boeing 777 остается самым надежным авиалайнером и в нашем списке занимает первое место как самый надежный самолет в мире.

Ну и не могу в заключение не упомянуть о самом распространенном нашем пассажирском самолете Ту-154 . Наверняка, большинство из читателей хоть раз, но на нем летало. Я прикинул по себе и думаю, что сам совершил на нем не одну сотню полетов за свою жизнь. Даже раз попал в авиапроисшествие, правда, без последствий для здоровья. Нервная система не в счет…

Самолет Ту-154 в нашу десятку не вошел, так как флагман пассажирской авиации бывшего СССР имеет следующие показатели. Начало эксплуатации — 1972 год. Производился до 2013 г. Всего выпущено 1026 машин из них на 2014 год в эксплуатации остается 80 самолетов.

За время эксплуатации Ту-154 произошло 70 авиапроисшествий, в которых погибло 3172 человека. По нашему критерию — одна катастрофа на 1,1 млн. часов налета. Напомню, что десятый номер нашего списка имеет этот показатель одна катастрофа на 4 млн. часов.

Таков результат сравнения надежности ведущих авиалайнеров мира. Теперь вы точно знаете, какие самолеты безопаснее и какой — самый безопасный самолет в мире.