Мужество – это бессмертное понятие. Мужество мужественный человек

Словарь Ушакова

Мужество

му жество , мужества, мн. нет, ср. (книж. ). Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество.

| Душевная стойкость и смелость. «В ней (революционной песне) звучало железное мужество.» М.Горький . Иметь мужество говорить правду в глаза.

Словарь Военных Терминов

Мужество

морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую боевую активность. Внутреннюю основу М. воинов социалистических армий составляют их идейная убеждённость, высокие нравственные принципы, а также воинское мастерство, тренированность, умение владеть собой в любой обстановке.

Педагогический терминологический словарь

Мужество

этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырёх кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). По мнению Аристотеля, М. есть преодоление страха смерти. Предмет М. - смерть, которая считается достойной и отношение к которой характеризует нравственные качества индивида. М. представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. Такие ситуации чаще всего связаны с войнами. Отсюда - представление о М. как мужской добродетели. М. выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физические. Существуют мотивы и типы поведения, которые очень похожи на М., но тем не менее в прямом смысле М. не являются.

Их, по Аристотелю, пять:

а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания;

б) опытность;

в) ярость;

г) самонадеянность;

д) незнание опасности.

Истинно мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него М. имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.

В современном понимании М. чаще употребляется в расширительном содержании, как синоним нравственной твёрдости, такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только с физическими, но одновременно и даже прежде всего с потерями материальными, социальными, психологическими). М. по преимуществу выступает как гражданская позиция и всё больше теряет значение мужской добродетели. Такому пониманию М. в значительной степени способствуют современные теории ненасилия. Например, Ганди говорил, что М. ненасилия во много раз превосходит М. насилия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 149-150)

Словарь антонимов русского языка

Мужество

трусость

Гаспаров. Записи и выписки

Мужество

♦ Н. И. К.-Л., видевшая войну, говорила: "Мужество - это у командира, который отсылает солдат и остается погибать у пулемета. И у его солдат, которые слушаются и уходят. Но не у того, который бросается погибать на амбразуру".

Библия: Тематический словарь

Мужество

способность бесстрашно противостоять опасности

А. Замечательные проявления мужества

Моисей и Аарон перед фараоном:

Исх 5:1–4; Исх 10:24-29

убийство Еглона Аодом:

Гедеон против Мадианитян:

Ионафан против Филистимлян:

Давид против Голиафа:

1Цар 17:26-50

Илия на горе Кармил:

Есфирь и царь Артаксеркс:

три друга Даниила и огненная печь:

Даниил и львиный ров:

апостолы перед синедрионом:

Деян 4:1-22; Деян 5:17-41

проповедь Савла (Павла) в Дамаске:

Деян 9:20-25

решение Павла идти в Иерусалим:

Деян 21:10-14

Б. Заповедь быть мужественным

Израильтянам от Моисея:

Израильтянам от Иисуса Навина:

Иисусу Навину от Моисея:

Втор 31:7,23

Иисусу Навину от Господа:

Нав 1:6–9,18

Соломону от Давида:

1Пар 22:13; 1Пар 28:20

судьям от царя Иосафата:

Израильтянам от Езекии:

Петру от Иисуса:

ученикам от Иисуса:

Павлу от Господа:

всем нам:

1Кор 16:13; Евр 3:6

В. Аспекты мужества

1. Когда мы нуждаемся в нем

Му́жество - одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль.

В античности

В новое время

В ходе перехода к индустриальному обществу (новое время) значение мужества падает, так как «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ницше). В этике Нового времени мужество становится второстепенным или даже приобретает отрицательный оттенок: так, Гоббс рассматривает страх смерти как полезную силу для установления мира. Спиноза помещает мужество в конец списка «аффектов». Согласно Канту, мужество - это способность «отваживаться на то, что велит долг»; Кант отмечает, что страх глумления требует для преодоления больше мужества, чем сражение. Среди известных философов нового времени один Ницше пытался безуспешно вернуть мужество на главную роль в этике.

Сейчас мужество часто употребляется просто как синоним общечеловеческой нравственной твёрдости , и теряет значение мужской добродетели (так, словосочетание «мужественная женщина» во многих языках - включая русский - не содержит противоречия). Этому способствуют современные теории и практические опыты ненасилия , когда ненасильственная борьба рассматривается как более мужественная, чем насильственная (Махатма Ганди).

В военном деле

См. также

Напишите отзыв о статье "Мужество"

Примечания

Источники

Отрывок, характеризующий Мужество

Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
– Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах.
– Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово!
Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.
– Что стали то? Аль загородили? Или уж на француза наткнулись?
– Нет не слыхать. А то палить бы стал.
– То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые!
– То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши.
– Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер.
– Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой.
– Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант.
– Осьмнадцатой.
– Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете.
– Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал.
Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то.
– Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов!
– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон.
И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.

Мужество как качество личности – способность проявлять волю, нравственную твердость, действовать решительно и целесообразно в экстремальных ситуациях, переносить страдания, включая физическую боль.

Был случай, когда к Чингисхану подошла жена одного князя, с просьбой освободить её родных. Чингисхан сказал: - Вот, перед тобой стоят твой муж, твой сын и твой брат. Я отпущу только одного, кого выбираешь? Не задумываясь, она ответила: - Брата. - Объясни мне, почему? Женщина сказала: - Мужа я могу найти, сына я смогу родить, а вот брата не могу создать. После услышанного Чингисхан освободил всех троих.

И мужеству и трусости бывает страшно, первое перед лицом опасной неизвестности принуждает себя само делать, что должно и поэтому называется мужеством, второе – не успело, не смогло или не захотело сделать само и спустя секунды все то, что должно сделать, его принудили другие люди, поэтому оно и называется трусостью. Мужество и трусость тесно соседствуют, и разделяет их «фанерная стенка», находящаяся в пространстве между страхом перед опасностью и реакцией на него. Именно эти мгновения расставляют всё по полочкам, именно эти «мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие».

Мужество идет от разума, а не от чувств. Мужественный человек на рефлексном уровне приучил себя качественно выполнять свои обязанности в любых экстремальных условиях, он не оставил чувствам ни единого шанса бояться, переживать, сомневаться и спокойно делает то, что необходимо. Ну, а как же чувства? Бояться и переживать можно потом, если возникнет желание.

В отличие от смелости, мужество предполагает ответственность и разумность. Мужества без подключения разума не бывает. Смелость может быть импульсивной, может проистекать от страха, смелым может быть и малыш, а мужественным – только разумный, волевой, зрелый и целостный человек. В мужестве проявляется качество накопленной воли. В упрямстве ребенка тоже есть воля, но каково ее качество?

Мужественный человек не только смел, но и благоразумен. «Мужество без благоразумия – только особый вид трусости», — писал Сенека Старший. Развив в себе ответственный, позитивный и конструктивный взгляд на мир, мужество уверенно утверждает: «Я отвечаю за все, что происходит в моей жизни». Ему и в голову не придет перекладывать вину на других людей, обстоятельства, злой рок, карму, наследственность или невезение. «Я способно преодолеть все трудности, усвоить все уроки, которые предлагает мне жизнь, и принимаю любой вызов судьбы», — говорит мужество, — «Чему быть, того не миновать. У любой задачи есть решение. Важно не терять присутствие духа, а думать о том, что необходимо сделать, понять, что я приобретаю от реализации негативного сценария». Фаворит мужества – Николай Островский писал: «Мужественность воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».

Человеку с таким ярко проявленным качеством как мужество, как правило, присуще самообладание, стойкость, выдержка, самоотверженность и зрелое чувство собственного достоинства. Мужество необходимо всегда, везде и во всем. Однажды полководец спросил воина: - Что нужнее всего в бою? Тот ответил: - Нужней всего мужество! - А сила, а оружие? Или ты о них забыл? - спросил полководец. - Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил тот.

«Мужественный человек, — по словам Пьера Буаста, — обыкновенно страдает, не жалуясь, человек же слабый жалуется, не страдая». Мужество это не каменная бесчувственная глыба, обыкновенно оно идет рядом с мягкостью характера, особой чуткостью к трудностям и бедам других людей и великодушием. «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством», — писал Конфуций. Мужественный человек считает: «Предотвращенный бой – выигранный бой», он не будет кичиться своей силой, напротив, будет терпим и терпелив к чужим недостаткам, стереотипам мышления, заблуждениям и предрассудкам.

Живым воплощением мужества является второй помощник капитана «Титаника» — Лайтоллер. Презирая страх, он после столкновения корабля с айсбергом трудился на корабле, организуя посадку женщин и детей в спасательные шлюпки. Даже в критический момент, когда он спускал на воду последнюю шлюпку, рассчитанную на 47 мест, в то время, как на корабле оставалось еще 1600 обреченных на смерть людей, Лайтоллер не сделал ни малейшей попытки самому сеть в эту шлюпку, хотя имел на это право. Впрочем, лучше предоставим слово Уолтеру Лорду, автору документальной повести «Последняя ночь «Титаника»: «Стоя на крыше кают командного состава, Лайтоллер видел эту волну. Он наблюдал за тем, как гонимые ею толпы людей отступали по палубе наверх, как более проворным удавалось избежать соприкосновения с ней, а наиболее неповоротливые не успевали отступить достаточно быстро и поглощались водой. Лайтоллер понимал, что отступление людей к корме — всего лишь продление агонии. Он повернулся лицом к носу судна и прыгнул в воду. Когда он вынырнул, то увидел впереди «воронье гнездо» (наблюдательная площадка на мачте для впередсмотрящих), которое теперь находилось вровень с поверхностью моря. Слепой инстинкт самосохранения заставил Лайтоллера в течение нескольких секунд плыть к «гнезду» как к месту спасения. Но вскоре он опомнился и стал отплывать от судна, пока не доплыл до перевернутой, но держащейся на плаву шлюпке и вскарабкался на ее днище. На эту шлюпку забралось около тридцати человек, но некоторые из них впоследствии замерзли и были смыты в воду волнами. Ведь температура воды в ту ночь была минус два градуса! Как свидетельствуют очевидцы, именно благодаря хладнокровию Лайтоллера большинству из его спутников удалось дождаться до подхода помощи. Дело в том, что воздух то и дело выходил из под корпуса перевернутой шлюпки, и она все глубже погружалась в воду. Время от времени через ее днище перекатывалась волна и любое неверное движение одного человека могло потопить утлое суденышко. Тогда второй помощник капитана приказал всем тридцати мужчинам встать, построил их в две шеренги и заставил их повернуться лицом к носу шлюпки. Когда она начинала крениться, он приказывал людям одновременно наклоняться в ту или иную сторону и тем самым выравнивать хрупкое равновесие. Перемещая вес тела с одной ноги на другую, замерзшие, пропитанные ледяной водой люди не только удерживали на плаву свое перевернутое «судно», но и согревали себя этими движениями. Лайтоллер же подбадривал свою команду сообщениями о скором подходе помощи, и действительно — после более часа балансирования на грани жизни и смерти, их заметили и спасли гребцы с других лодок». Во истину, мир бы осиротел без мужества!

Петр Ковалев

Значение слова МУЖЕСТВО в Толковом словаре Ефремовой

МУЖЕСТВО

му жество

1. ср.

1) Спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.

2) Душевная стойкость и смелость.

2. ср. устар.

Зрелость, возмужалость.

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МУЖЕСТВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МУЖЕСТВО в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырёх кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и …
  • МУЖЕСТВО в Энциклопедическом словаре:
    , -а, ср. Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить м. и …
  • МУЖЕСТВО в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    му"жество, му"жества, му"жества, му"жеств, му"жеству, му"жествам, му"жество, му"жества, му"жеством, му"жествами, му"жестве, …
  • МУЖЕСТВО в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • МУЖЕСТВО в Тезаурусе русского языка:
    Syn: смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость (редк.), доблесть Ant: трусость, …
  • МУЖЕСТВО в Словаре синонимов Абрамова:
    см. смелость, …
  • МУЖЕСТВО в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость (редк.), доблесть Ant: трусость, …
  • МУЖЕСТВО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ср. 1) Спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде. 2) Душевная стойкость и смелость. 2. ср. устар. Зрелость, …
  • МУЖЕСТВО в Словаре русского языка Лопатина:
    м`ужество, -а; но: `орден …
  • МУЖЕСТВО в Полном орфографическом словаре русского языка:
    мужество, -а; но: орден …
  • МУЖЕСТВО в Орфографическом словаре:
    м`ужество, -а; но: `орден …
  • МУЖЕСТВО в Словаре русского языка Ожегова:
    храбрость, присутствие духа в опасности Проявить м. и …
  • МУЖЕСТВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    мужества, мн. нет, ср. (книжн.). Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество. - Душевная стойкость и смелость. В …
  • МУЖЕСТВО в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • МУЖЕСТВО в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. 1. Спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, в беде. 2. Душевная стойкость и смелость. II ср. устар. Зрелость, …
  • МУЖЕСТВО, ГЕРОИЗМ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-26 Time: 10:22:30 * Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине. (Ромен Роллан) * Мужество …
  • МУЖЕСТВО ЖЕНЩИНЫ (РАССКАЗ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:05:47 Цитаты из рассказа «Мужество женщины» из сборника рассказов «Бог его отцов», 1901 (автор Джек Лондон) …
  • СААДИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-19 Time: 14:47:17 * Богатство — для услады жизни, но жизнь не для того, чтобы копить богатства. * Достаточное …
  • БЫТИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-03 Time: 12:50:30 * Быть — значит быть в восприятии. ""(Джордж Беркли)"" * Тот, кто делает из …
  • ТИЛЛИХ в Новейшем философском словаре:
    (Tillich) Пауль (1886-1965) - немецко-аме-риканский протестантский теолог и философ, один из классических представителей (в ранний период своего творчества) диалектической теологии. …
  • ПОСЛ ИЕР 1
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Послание Иеремии. Глава 1 Главы: 1 1 Список послания, которое …
  • НИКОН (ВОРОБЬЕВ) в Православной энциклопедии Древо.
  • КОДРАТ НИКОМИДИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кодрат Никомидийский, имя нескольких лиц. 1. Кодрат Никомидийский (+ 250 - 259), мученик. …
  • ИОАКИМ КОРСУНЯНИН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоаким Корсунянин (+ 1030), епископ Новгородский, святитель. Память 10 февраля (в Соборе Новгородских …

Мужество – одно из волевых и моральных качеств, включающее в себя самообладание, смелость, терпеливость, стойкость и способность дерзать.

В античные времена мужество считалось одной из четырех основных, фундаментальных добродетелей.

Под этой чертой подразумевался не только бравый характер, но и умение владеть собой в трудных ситуациях.

Виды мужества и их особенности

Мужественный – не значит совершенно бесстрашный: ничего не боится только глупец.

Волевой человек должен быть наделен мудростью, спокойствием духа, рациональной предусмотрительностью и достоинством. Нравственная сила помогает индивиду преодолеть самый жуткий страх и начать действовать вопреки ему.

Формы, в которых проявляется мужество, бывают самыми разными:

1. Готовность противодействовать внешним вражеским силам, желание бороться с противником, невзирая на его численный перевес и силу.

2. Мужественно (то есть – стойко, терпеливо) можно переносить боль, страдания, утрату, нищету, болезнь.

3. Церковь полагает мужество важной составляющей веры.

4. Способность отречься от своих интересов ради блага многих . Человек, ухаживающий за родственником-инвалидом, обладает несомненным мужеством.

5. Определенное мужество требуется детям, чтобы переносить унижения и едкие шутки в школе. Взрослым – чтобы справляться с враждебным настроем окружения.

Мужественный человек не станет разводить панику в опасной и страшной ситуации: вместо криков и заламывания рук, он будет трезво мыслить и действовать.

История мужества: от чести к самопожертвованию

Во все временя мужество как добродетель было тесно связано с классом стражей, воинов и рыцарей. Проводилась явная параллель между этой чертой и понятиями чести, достоинства, крепости духа и нравственной твердости.

Разумеется, героическое качество было присуще лишь сильному полу и неоднократно демонстрировалось (читайте – отстаивалось) на турнирах, соревнованиях и поединках.

Американский оратор и военный Роберт Ингерсолл полагал, что для мужества самым суровым испытанием является поражение.

Если человек после того, как упадет на дно и познает самое сильное унижение, не потеряет своего достоинства – его можно считать по праву мужественным.

Аристотель утверждал, что мужество выражается в готовности рискнуть своей жизнью (и даже добровольно отдать ее) ради совершения добра. При этом герой не должен страшиться смерти и обязан верить в силу добродетели.

Именно с древнегреческого философа пошла ассоциация мужественности с доблестным поведением во время боя и исключительно с сильным полом.

Современные рыцари: мужчины и женщины

Ницше считал, что в новейшее время, когда обществом завладели промышленные ценности, а аристократические порывы ушли на второй план.

Понимание мужества «побледнело», его значимость нивелировалась. Нравственная стойкость стала необязательной для большинства граждан.

Некоторые философы даже стали считать это качество лишним и «вредным для жизни»: ведь страх смерти как нельзя лучше способствует поиску компромиссов с вражескими странами и, в итоге, ведет к перемирию.

Но Ницше до последнего надеялся, что со временем этический смысл мужества возродится.

Сегодня, несмотря на «брутальный» корень слова, мужественной может считаться и дама, и никаких языковых противоречий филологи не отмечают.

Да и незачем: достаточно вспомнить, какой силой характера во времена войны обладали медсестры и сотрудницы госпиталей. С каким самоотверженным старанием они выхаживали раненых и вытаскивали тех из-под обстрела.

Представьте, с какой смелостью жены уезжали вслед за сосланными в Сибирь неугодными государству мужьями. С какой гордостью и честью переносили они невзгоды военного времени, голод и бедноту.

Возможно, для современного мира это и есть демонстрация мужества в его первоначальном, добродетельном смысле?