Конспект урока русского языка "правописание гласных в корне слова". Конспект урока по русскому языку " Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление"

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова) .
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова .)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин .)

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре )
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный .

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

– Прочитайте.

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

о а и е я
1 .
2 .
3 .
4 .
5 .
6 .
7 .
8 .
9 .

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели:

1. Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова».

2. Отработка навыка правописания гласных в корне слова.

3. Развитие орфографической зоркости.

Задачи урока

1. Образовательные:

Закрепить и обобщить правописание слов с безударными гласными в корне слова;

Учить обоснованию выбора безударной гласной в корне слова.

2. Развивающие:

Активизировать познавательную активность на уроке;

Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, самостоятельность, память;

Расширять словарный запас у детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение слушать и слышать товарищей;

Воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку;

Воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения;

Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе.

Оборудование: видеозапись «Зимняя сказка», презентация к уроку, музыкальная физминутка, карточки для индивидуального опроса, сигнальные карточки для игры, рисунки зимы, птиц, животных, ёлки, снежинок с буквами, снеговика, алгоритм для проверки безударных гласных букв, карточки для самостоятельной работы, картинки смайликов.

Ход урока

I . Организационный момент.

(слайд 2)

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Я желаю всем старанья,

Пониманья и желанья.

Много нового узнать,

Чтобы грамотно писать.

II . Приветствие гостей.

К нам на урок пришли гости, посмотреть, как вы работаете на уроке, чему научились.

Ребята, повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь. (Дети говорят хором стих)

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Ну пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

А теперь повернитесь ко мне, ребята. Я думаю, что наш урок будет для вас познавательным и интересным.

III . Психологический настрой

Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость и успех.

Давайте прочитаем девиз нашего урока (написан на доске).

Думайте, ищите, развивайтесь.

Законы урока прочитайте на экране.

(слайд 3)

1. Вести себя спокойно.

2. Уважать друг друга.

3. Не выкрикивать.

4. Быть терпеливым.

IV . Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос:

Какую тему проходили на прошлом уроке?

Объясните, что значит «безударная гласная»?

(Гласная, которая стоит без ударения)

Как проверить безударную гласную в корне слова?

(Правила из учебника стр. 104)

Какой стих мы учили о проверке безударной гласной?

(Хором рассказывают стих)

Давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Алгоритм на доске:

1. Читаю слово.

2. Ставлю ударение.

3. Выделяю корень.

4. Подбираю проверочное слово.

5. Вставляю букву.

2. Творческое задание.

Ребята, а теперь проверим ваше письменное задание. Послушаем сказки, которые вы написали о безударных гласных.

(Читают 2 учащихся).

Оценивание детей.

3. Работа по индивидуальным карточкам. (Приложение 1)

(3 учащихся)

V . Сообщение темы и целей урока.

(слайд 4)

Сегодня мы будем закреплять знания по нелегкой теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

VI . Закрепление изученного материала.

(слайд 5)

1. Правило посадки при письме.

Давайте повторим правило посадки при письме.

Руки – на месте,

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спинка – прямая.

2. Запись числа, классной работы.

Стих говорят хором.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Дети, записывают в тетрадях:

Классная работа

3. Просмотр видео «Зимняя сказка».

4. Слушание стихотворения.

Какое время года наступает? (Зима)

А вы любите зиму? Почему? (Всё становится сказочным).

Сегодня мы с вами заглянем в эту сказку.

5. Минутка чистописания.

(Вывешивается картинка Зимы, снежинок и ёлки)

Пришла зима в лес, засыпала всё снегом и хозяйничает в лесу. Взмахнула рукавом и закружила в вальсе подружек-снежинок.

Посмотрите на эти снежинки. Какие буквы на них написаны? (Буквы А О И Е Я)

Почему именно эти буквы принёс ветер? Догадались, ребята? (Да, это безударные гласные, которые нужно проверять.)

Запишите эти буквы в тетради. Обведите самую красивую букву карандашом. Молодцы!

6. Письмо с комментированием – задание «Мудрой Совы».

На доске вы видите лесную красавицу – ёлку. Кто прилетел к ней? (Прилетела Сова)

Эта мудрая птица хочет, чтобы вы выполнили её задание. Внимание на экран.

(слайд 6)

Прочитайте задание.

Вставьте безударную гласную, пользуясь алгоритмом.

г _ ра – х _ лмы –

св _ ча – дв _ ры –

сп _ на – цв _ ты –

7. Игра «Покажи гласную!».

Поиграем в игру, которую принесли свиристель и синичка. (Вывешиваются на доску картинки птиц) Вот они какие!

Я буду называть слово, а вы должны будете показать безударную гласную сигнальными карточками.

Гр _ чи, сл _ ды, з _ ма, тр _ ва, м _ ря, хл _ пушка, в _ лчата, д _ ревья, скр _ пит, с _ сна.

VII . Физминутка.

А теперь сделаем дружно зарядку со Снеговиком. (Проигрывается музыкальное видео).

Садитесь, дети.

VIII . Обобщение знаний.

1. Игра «Собери слова» – работа в паре.

Эту игру вам приготовила Зима.

Великолепен вид зимней природы, но подул зимний ветерок и буквы на снежинках рассыпались. (Приложение 2)

Вам нужно собрать буквы в слова, записать слова и подчеркнуть безударную гласную. Работаете в паре.

Проверка (слайд 7).

2. Игра «Угадай последнее слово и запиши».

Посмотрите, кто к нам пожаловал. Кто это? (Лиса)

Она принесла вам загадки.

Вам нужно записать отгадки с проверочными словами, поставить ударение в словах, выделить корень.

Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо, и … (тепло).

Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная … (звезда).

Зимой и летом зелена,

Стоит красавица … (сосна).

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лиса)

Оценивание за задание.

Проверка (слайд 8).

3. Работа с деформированным текстом – работа в группах.

Однако в зимнее время тяжело живётся не только птицам, но и зверям. Этот зверёк просит рассказать о нём. А о ком идёт речь мы узнаем, когда поработаем в группах.

У вас на партах есть задание для каждой группы.

Какая группа справится, то покажите знаком, что вы закончили работу.

Задания для групп (Приложение 3).

1 группа

Закрутила, к, гн_зду, и, м_тель, белка, посп_шила.

2 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Х_лодный, м_роз, и, вет_р, зв_рьку, не страшны.

3 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Забралась, в, гн_здо, белка, и, принакрылась, пуш_стым, хв_стом.

4 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Неп_года, и, утихла, она, выл_зла, из, гн_зда.

5 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Белка, в, лапки, _ловую, ш_шку, вз_ла.

6 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Вкусная, зап_сена, еда, у, зв_рька, пуш_стого.

Проверка

(Читают по одному ученику из каждой группы, объясняют вставленные буквы, называют главные члены предложения).

(слайд 9)

Что же это за зверёк, дети? (Это белка ) (слайд 10)

Почему же белка не спит зимой? (Ей есть чем питаться, она запасается едой на зиму.)

Оценивание за работу групп.

4. Самостоятельная работа по карточкам (по вариантам).

Послушайте задание, которое приготовила Сорока. (Вывешивается рисунок Сороки).

Я, сорока-белобока,

По белу свету полетала,

Слов немало нахватала,

А пока хвостом виляла,

Буквы где-то растеряла.

Вы скорее возьмите карточки и вставьте нужную букву.

(Приложение 4)

(слайд 11)

IX . Итог урока.

(слайд 12)

Какую тему закрепляли на уроке?

(Правописание безударных гласных в корне слова)

Чему научились?

(Правильно писать слова)

Как нужно проверять безударную гласную?

(Рассказывают правило)

Х. Рефлексия.

(слайд 13)

Понравился ли вам наш урок?

Каким он был для вас? Выберите слова:

Интересный;

Увлекательный;

Познавательный;

Трудный.

Покажите смайликом оценку ваших знаний за урок.

(слайд 14)

Х I . Домашнее задание.

(слайд 15)

Выполнить упражнение 196.

Повторить правило стр. 104.

(слайд 16)

Вот опять звенит звонок

Пора заканчивать урок.

Вас спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

МБОУ «Сокрутовская оош»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «Сокрутовская»

Ильченко Людмила Николаевна

2012-2013 учебный год

Открытый урок по русскому языку на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, работа в парах, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями

ИКТ: презентация к уроку

Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку .

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начн ѐ м же урок, не будем зря время терять.

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

- Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. (Слайд 2)

IV. Чистописание.

Откройте тетради, запишите число, классная работа (слайд 3)

А сейчас минутка чистописания.

На доске:

Нос, носовой, носить, переносица

Скажите, что объединяет эти слова?

Какое слово лишнее? (слайд 4 )

V. Словарная работа.

Сова приготовила для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

М О РОЗ, ЗА Я Ц, УЛ И ЦА, Р А БОТА, СЕВ Е Р, О БЕД. (слайд 5)

Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

VI. Постановка проблемы урока.

Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями - Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

Мяч будет, - сказал товарищам Саша - Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось?

Какое правило не знал Саша?

Как правильно записать это слово?

с м…чом - м я ч - с м я чом (слайд 6)

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

Я вам предлагаю ответить на вопросы: (слайд7)

Что

Где надо проверять?

Как

Чем

VII. Работа над темой урока

А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

Например, слово ЗИМА

Сначала прочитаем слово.

Затем - поставим ударение.

Потом определим безударную гласную.

И подберём проверочное слово.

АЛГОРИТМ

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово. (слайд 8)

VIII. Упражнения. Работа по учебнику .

Используя алгоритм, выполните упражнение №263 в учебнике на стр. 99. (слайд 9)

Выб…гать, бл…стеть, сп…шить, пос…дить, закр…чать, засв…стеть, уд…вить, забл…стеть, дот…щить, просл…дить, зал…вать.

Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

X. Физкультминутка. (Слайд 10)

Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Как крылья сложат назад.

Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.

Возьмите свои карточки. На карточках три тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Ребята первого варианта выполняют задание, а ребята второго варианта проверяют. Желаю удачи!

А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый - тЯжесть 3) столовая - стОлик

2) похвала - хвАлить 4) гостиница - гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской 3) посодить

2) письмо 4) страна

С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

1) камушки 3) стрелки

2) легкие 4) спортивный

(слайд 11)

Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

IX. Работа с текстом.

Сова приготовила для вас новое задание - текст. Прочитайте. О чём говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и вставьте пропущенные орфограммы. (Слайд 12)

Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели п…ля и луга. Льдом покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.

- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

XI. Подведение итогов.

Итак, со всеми заданиями, которые подготовила вам сова, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова) (Слайд 13)

Первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

Молодцы!

XII. Рефлексия.

Послушайте стихотворение в конце нашего путешествия по лесу.

Сосна, вода, дела, трава -
Проверить надо все слова.
Безударный гласный -
Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте -
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.

Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.

Получился ли урок, каким мы его задумали?

Давайте поблагодарим сову за те задания, которые она вам приготовила. Если они вам понравились, то подарите сове цветочек, а если вы испытывали затруднения, то подарите ей шишку, чтобы сова на следующем уроке помогла вам понять этот материал.

Спасибо за урок!

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем - не найдём.

9. Ходит - бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15 . Течет, течет - не вытечет.
Бежит. Бежит - не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.



Урок русского языка во 2 классе, «Школа России»

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова

Цели урока:

Образовательные: закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

повторить ранее изученные орфограммы;

обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;

обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся;

развивать самоконтроль, взаимопроверку.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу;

воспитывать интерес к изучаемому предмету, к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, алгоритм правописания безударных гласных в корне слова и карточки для каждого ученика.

Ход урока

    Организационный момент

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнём урок.

Разминка.

Разминка “Да” или “Нет”.В алфавите 33 буквы? (Да).Все живущие в воде рыбы? (Нет).Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).Гласный звук образует слог? (Да).Мухомор съедобный гриб? (Нет).В слове енот 5 звуков? (Да)После буквы “Ж” всегда пишется “И”? (Да).

Учитель читает пословицу: «Ученье путь к уменью» (слайд)

Эта пословица будет девизом нашего урока.

Как вы думаете, почему?

Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

Кого называют путешественниками?

Мы должны дойти до главного города этой страны «Грамотеевск». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия. Идти мы будем, ориентируясь на карту (слайд).

Начнем путь с тропы «Чистописание».

Вспомним правила письма.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь!

    Минутка чистописания

Загадка о букве.

Давайте отгадаем загадку и узнаем, какую букву мы будем сегодня писать.

Видишь: девочка Алена,

Держит трубку телефона.

Трубка телефонная –

Буква ….. огромная.

Охарактеризуйте букву В

вв, вр, ве, во, ва.

Строчная буква в состоит из петельки и полуовала.

Посмотрите как она соединяется с другими буквами (верхним или нижним соединением) А почему она с буквой о соединяется то верхним соединением, то нижним?

От чего это зависит? (Это зависит от буквы которая следует за ней).

(слайд)

    Словарная работа

Мы подошли к морю словарных слов, давайте разгадаем кроссворд, слова которого начинаются на букву В или имеют внутри слов такую букву и запишем их.

1. Движение, поток воздуха над землей.

2.Всеядная птица серая с черным отливом.

3. Беззаботно – радостное настроение.

4. Время года, которое следует за зимой.

5. Маленькая птичка с серо – черным оперением, обычно живущая около жилья.

6. Буквы – значки, как бойцы на парад

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется (алфавит).

7. Человек, дружески расположенный, к кому-нибудь.

Среди записанных слов найти одно лишнее, объяснить почему. Ветер, ворона, весело, весна, воробей, алфавит, товарищ. (Все слова словарные кроме слова весна) слайд.

Какое сейчас время года? Расскажите стихотворение о весне.Веселый воздух свеж и чист,Вот зеленеет первый листВидна в проталинах земля,Вокруг ручьи бегут звеняВатага вольных воробьевВорону гонит из кустов.Весна готовит свой парад –Весь мир весне веселой рад

    Гимнастика для глаз

    Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Послушайте стихотворение и узнайте тему нашего урока.

Если буква гласная

Вызвала сомненье,

Ты ее немедленно

Ставь под ударенье.

Какая самая сложная орфограмма в русском языке? (Безударная гласная). Почему? (Безударная гласная самая распространённая, встречается во всех частях речи. Надо хорошо знать смысловое значение слова).

Итак, тема нашего урока «Безударная гласная в корне слова». Мы будем совершенствовать навык правописания безударной гласной в корне сова (слайд).

    Работа по теме урока

А теперь перед нами «Лесная полянка». Мы составим предложение о лесном жителе – еже. Работа с деформированным предложением.

В, ж..вёт, л..су, ёж, к..лючий.

В лесу живёт колючий ёж. (слайды)

Подчеркните все «опасные» места в этом предложении (объяснения учеников: название каждой орфограммы, правило, проверочное слово). Подчеркните главные члены предложения.

VII . Физкультминутка

Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Представьте, что мы вышли на природу в майский солнечный день. Мы выходим на разминкуНачинаем бег на местеФиниш – метров через двестиРаз! Два,Раз! Два,Раз! Два.Хватит, хватит, прибежали,Потянулись, подышали!Вот мы руки развели,Словно удивились,И друг другу до земли,В пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Ниже, дети не ленитесьПоклонитесь улыбнитесь,Вдох, выдох, вдох, выдох.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величавоИ на лево надо тожеПоглядеть из-под ладошек.И направо! И еще!Через левое плечо.

    Продолжение работы по теме урока

Вы хорошо поработали и мы прошли «Лесную полянку», но впереди новое испытание – «Долина безударных гласных».

1. Отгадайте загадку.

Ст-ят ст-лбы белые,

На них шапки з-лёные,

Летом м-хнатые,

З-мой сучковатые,

Где -ни ст-ят, там и шумят (берёзы) - слайд

Дети выписывают слова с пропущенной орфограммой. Ставят ударение, выделяют корень.

Проверка, Доказать, почему вставил именно эту гласную, а не другую. Стоят, столбы, зелёные, мохнатые, зимой, они (слайд)

Какое слово с безударной гласной в корне нельзя проверить ударением? (берёза).

На какие другие правила встретились нам слова в загадке? (сучковатые -ЧК-).

Как вы думаете, почему я вам загадала загадку именно о берёзе?

Давайте вспомним, что мы знаем о берёзе?! (слайд)

А вот что я знаю о берёзе.

У неё одной из деревьев серебристо-белый ствол.

После лесных пожарищ на пепелище первой вырастает берёза.

Люди, звери и птицы с удовольствием пьют сок берёзы.

Из бересты люди плетут лукошки и туески.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Берёза считается символом нашей Родины.

2. Давайте подберём к слову “берёза” родственные слова, выделим корень, подчеркнём безударную гласную непроверяемую ударением.

Какие слова мы называем родственными?

(Ученик работает у доски, дети работают и помогают, если нужна поддержка).

Берёза – берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

Проверка с доской. Разобрать слова по составу.


IX . Кинезиологические упражнения. «Колечко», «Деревья», Прятки».
X . Закрепление изученного

1. Давайте ещё раз уточним способы проверки безударных гласных в корне слова.

У вас на партах лежит алгоритм правописания безударных гласных в корне. Нам он очень пригодится в следующей работе.

Давайте повторим, как надо с ним работать (слайд)

Работа с алгоритмом

Безударная гласная в корне слова.

Алгоритм проверки.

Прочитай слово, поставь ударение.

Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

Для проверки гласного измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

Обозначь орфограмму.

На доске записано предложение.

На кр-ю п-лянки вес-ло ш-лестят л-сточками б-рёзки.


(Ученик у доски)Прочитайте предложение.

Давайте назовём пропущенные орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне.

Проверку будем делать с конца предложения.

Скажите, какому гласному звуку, ударному или безударному живётся лучше?

(Ударному гласному звуку живётся лучше – все его отлично слышат и правильно пишут нужную букву).

А как же быть безударному бедняжке? (Ставить его в сильную позицию, проверять ударением).

Давайте ему поможем: будем ставить его под ударение, и он в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать слово не составит труда.

Зрительный диктант.

Ещё раз внимательно прочитайте предложение, запомните его.

Закройте глаза и представьте это предложение зрительно.

(Запись закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Проверка (слайд)

Что мы с вами записали? (Предложение).

Докажите, что это предложение.

Давайте найдём и подчеркнём главные члены предложения, определим какой частью речи они выражены.

2. Самостоятельная работа.

Вот мы и дошли до нашего града «Грамотеевск» (слайд). Но и здесь нас ждут испытания.

На столах лежат карточки.

1) Прочитай и отметь все орфограммы в словах: _ или .

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из рощи шёл домой.

2) Запиши предложения в тетрадь, оставляя «окошки» на месте гласных орфограмм: вместо буквы ставь точку.

3) Посмотри нужные буквы и ручкой зеленого цвета вставь их в «окошки».

Взаимопроверка.

XI . Итог урока

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Русского языка.

Что понравилось?

Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 27»

Открытый урок по теме:

« Правописание безударных гласных в корне слова»

Разработала учитель начальных классов:

Ключникова Тамара Андреевна

г.Петропавловск-Камчатский

Тип урока: закрепление изученного материала.

Разработала: Ключникова Тамара Андреевна

(учитель начальных классов)

Вид урока: комбинированный.

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, компьютер, проектор, памятки.

Цели:

обучающие - отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, графически обозначать орфограмму;

воспитывающие - способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи, самостоятельности в выборе решений логических упражнений;

развивающие - учить думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление.

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.

2. Постановка учебной проблемы

Предлагаю вам выполнить следующее задание: запишите под диктовку слова. Выделите корень и поставьте знак ударения. (К доске приглашаю двух учеников) земля, стена, дожди, мосты, ряды

Сравните.

Итак, что же получается? Задание я дала вам одно. А как вы его выполнили? (По-разному)

Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (Мы не знаем, как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова)

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

-А кто еще поставил такую цель?

-Что поможет достичь цель нашего урока? (алгоритм проверки данной орфограммы,учебник, учитель)

– В течение урока будем отвечать на вопросы:

Как надо проверять?

3. Повторение ранее изученного материала.

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

Что а, о, и, е, я

Как надо проверять? в корне

Чем подбирать проверочные слова

ударением

4. Работа над темой урока

Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.

Ребята, вы сказали, что поможет достичь цель нашего урока это алгоритм проверки безударной гласной в корне. Давайте его вспомним? - Итак, вот слово «ЗИМА».

Какой первый шаг? (Прочитаем слово)

Затем поставим ударение.

Выделим корень слова

Определяем безударную гласную (безударная гласная и)

Подберём проверочное слово (зимы)

Пишем гласную

Алгоритм

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

Пишем гласную

Работа в парах (карточка №1)

У вас на столах лежат карточки №1.Возьмите их. Прочитайте задание. (Впишите безударную гласную, проверочное слово)

– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне выполним задание в паре.

Напоминаю правила работы в парах. Готовность пары – поднятая рука.

На выполнение задания отводится 2 минуты.

Приступаем к заданию. Проверка (коллективная)

Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки. Молодцы!

ЗАДАНИЕ: Впишите безударную гласную, проверочное слово

Проверяемое

Проверочное

Проверяемое

Проверочное

лсты

лсты

чсы

чсы

гра

гра

отврить (картофель)

отврить (картофель)

Ребята, скажите, как найти проверочное слово, какой вывод можно сделать?

Ответ детей: Нужно изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне

Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. Откройте учебник на.101-ой странице и сверьте свой вывод с выводом в учебнике. (читает ученик)

5. Первичное закрепление

Ну а сейчас я предлагаю вам из теоретиков превратиться в практиков.

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

Приготовили сигнальные карточки.

– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Ночевка, беда, сова, грачи,река, мелок, бегун, листочек, горевать, земля.

    Дифференцированная работа (разноуровневые задания). Работа по карточкам.

-У каждого из вас лежит карточки разного цвета.

Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради. Время выполнения 5 минут.

Карточка (жёлтого цвета)

Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной, укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.

пож.лтели корень

к.ренья лебедь, лебедушка

выгл.нул желтый

л.б.диный молот, молотит

м.л.ток взгляд

г.л.ва головы, головка

Карточка (зелёного цвета)

Спиши. Вставь пропущенные буквы, запиши вместо точек проверочные слова, выдели корень.

Ч.стоту – ……, гр..знуля. – …, сл…за-………, п.тнистый – ….., уг..сает – ….., сп..шит – …., в.шнёвый – ….., з…леный – ……

Карточка (розового цвета).

Выпиши слова с безударной гласной в корне, в скобках напиши проверочные слова. Добавь два своих примера на тоже правило.

На лесных полянах показались золотые лисички.

Итак, проверим.

Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.

Прочитайте задание.

Поднимите руку, кто выполнял карточку зелёного цвета.

Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

Поднимите руку, кто выполнял карточку розового цвета.

Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

Следующее испытание.

    Работа в группах.

Напоминаю правила работы.

Я даю каждой группе одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными.

Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву. Время работы -3 минуты.

Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после - аргументируете свое несогласие.

Что у нас с вами получилось? О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?

Ребята, какое задание вы можете предложить с этим текстом?

Придумайте название тексту. Время работы - 1 мин.

Текст для работы в группах

В лесу зверьки готовятся к зиме. Белка сушит на ветвях деревьев грибы. Мышка запасает зерно. Ёжик утепляет гнездо. Змея нашла укромное местечко под бревном. Улетают в тёплые края ласточки и стрижи.

    Игра «Найди и исправь ошибку.

Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.

Сенева, вада, бижать, трова, свистеть

Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)

– Какое? (Свистеть.)

– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)

6. Систематизация знаний, полученных на уроке

1) - Вернемся к первому заданию: исправьте ошибки и объясните, почему надо писать так, а не иначе.

7. Итог урока. Рефлексия.

Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке.

Какова была тема урока?

Какие цели мы ставили перед собой?

-Достигли ли мы нашей цели?

У каждого ученика лист с двумя шкалами

Интересный урок Моё участие

Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

Спасибо за работу на уроке!

Дополнительные задания

    Вставь пропущенную букву в слова,

допиши проверочное слово