Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков в потоке речи. Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиция звуков

В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции . В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой .

В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильной позицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј ] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [ј ул ъ], райо н – [рај о н], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (ма й – [ма i ], ми лый – [ми лыi ]).

[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и , когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].

1) в начале слова: е сть – [јэ ]сть, ё ж – [јо ]ж, ю нга – [ју ]нга, я блоко – [ја ]блоко;

2) после гласных: ка ю та – ка[ју ]та, ма я к – ма[ја ]к, мо и – мо[ји ],

3) после разделительных Ъ и Ь: съ е л с[јэ ]л, соловь и солов[ји ].

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Редукция (лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.

Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја ], [су днъ – суда – судΛ во i].

Редукция качественная – это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:

в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;

в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.

Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.

Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется сильной . В сильной позиции различаются следующие гласные: [а] – [дам], [о] – [дом], [э] – [эм] (название буквы), [ы] – [дым], [и] – [им], [у] – [ум].

В безударных слогах гласные произносятся менее отчётливо, короче, поэтому положение гласного в безударном слоге называется слабой позицией. Сравним произношение корневых гласных в словах бегать, бежать, выбежать . В первом случае гласный [э] находится в сильной позиции, в ударном слоге, поэтому слышен чётко. Его нельзя перепутать ни с каким другим. В словах бежать и выбежать гласные в корне находятся в слабой позиции, т.к. ударение переместилось на другие слоги. Мы уже не можем сказать, что в этом случае слышим гласный [э], т.к. его звучание ослабляется, уменьшается в продолжительности, и его произношение приближается к [и]. Причём в слове выбежать гласный произносится ещё короче, теряя свои основные признаки. Такое позиционное изменение гласных называется редукцией .

Редукция – это ослабление произношения гласного, связанное с изменением его долготы и качества звучания в слабой позиции. Редукции подвергаются все гласные в безударных слогах, но степень редукции и её характер различны для разных гласных. Различают редукцию количественную и качественную .

При количественной редукции гласные хоть и произносятся не так ясно, теряя часть долготы (т.е. изменяясь количественно), но не утрачивают своего основного качества, не становятся совсем неясными: пу ть – пу ти́ – пу тево́й; ли ́ ца – ли цо́ – ли цево́й; пры ́ гнуть – пры жо́к – вы́пры гнуть . Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В любой позиции они произносятся достаточно узнаваемо.

При качественной редукции изменяется сам характер звучания гласных: они теряют своё основное качество, становясь практически неузнаваемыми. Так, в словах болеть и враги нет гласных [о] и [а], встречающихся в сильной позиции ([бол`], [врак]). Вместо них произносится звук, похожий на ослабленный [а], а следовательно, для него нужно своё обозначение - [L] (а-палатка). В слове цена гласный звук в слабой позиции похож одновременно на [ы] и [э]. В транскрипции он обозначается [ы э ] ([ы] с призвуком [э]). Если сравнить слова болевой , враждовать , ценовой , оказывается, что гласные в корнях, находясь достаточно далеко от ударных слогов, становятся совсем короткими, неразличимыми. В транскрипции такой гласный обозначается [ъ] (ер). (Кстати, изменения в слабых позициях зависят не только от удалённости от ударного слога, но и от положения гласного после твёрдого или мягкого согласного. Так, в той же позиции, что и болеть, враги , в слове часы произносится звук, средний между [и] и [э] - [и э ], а в слове часовой - звук, обозначаемый [ь] (ерь)).

Таким образом, в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, выделяются 2 типа качественной редукции: их называют 1-я степень редукции (или 1-я слабая позиция) и 2-я степень редукции (2-я слабая позиция).

1-й степени редукции подвергаются гласные, находящиеся в таких позициях:

а) 1-й предударный слог: [пLл`а́] (поля) , [трLва́] (трава) , [п`и э та́к] (пятак) , [шы э сто́й`] (шестой) ;

б) 1-й неприкрытый слог, независимо от удалённости от ударного слога: (один) , (одинокий) , [ы э та́ш] (этаж) , [ы э тLжы]́ (этажи) ;

В) рядом стоящие одинаковые гласные (так называемое «зияние» гласных): [зLLл`э́т`] (заалеть) , [нLLгLро́т] (на огород) .

2-й степени редукции подвергаются гласные в остальных случаях:

а) 2-й, 3-й и т.д. предударный слог: [кърLнда́ш] (карандаш) , [къръндLшы́] (карандаши) , [с`ьд`ина́] (седина) , [т`ьл`и э фо́н] (телефон) ;

б) все заударные слоги: [ма́мъ] (мама) , [ло́жъч`къ] (ложечка) , [мо́р`ь] (море) , [бо́р`ьмс`ь] (боремся) .

Обозначение в фонетической транскрипции гласных, подвергающихся качественной редукции, можно схематично представить так:

Напомним, что гласные [и], [ы], [у] качественной редукции не подвергаются, поэтому в фонетической транскрипции они в любой позиции будут обозначаться [и], [ы], [у]: [л`ис`и́цъ] (лисица) , [к`ирп`ич`и́] (кирпичи) , [с`и́н`ий`] (синий) , [рыч`а́к] (рычаг) , [рыч`и э жо́к] (рычажок) , [лы́сый`] (лысый) , [кукуру́зу] (кукурузу) .

Вопросы и задания

1. Чем обусловлено позиционное чередование гласных?

2. Что такое редукция? С чем она связана?

3. Назовите типы редукции. Чем они отличаются?

4. Какие гласные подвергаются количественной редукции?

5. В чём суть качественной редукции?

6. С чем связано существование двух степеней качественной редукции?

7. Как изменяются и обозначаются гласные 1-й степени редукции? гласные 2-й степени редукции?

8. Измените слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы гласные, находящиеся в сильной позиции, сначала оказались в 1-й слабой, а затем во 2-й слабой позиции: дом, шесть, царь, тянется, целый, тёмный .

9. Определите позиции гласных звуков. Затранскрибируйте слова. Разделите их на слоги: водянистый, беззаботный, шестерёнка, явление, замёрзший, праздник, язык, счастье, вокзал, незабудка .

10. Какое фонетическое явление лежит в основе появления омофонов: компания – кампания, посветить - посвятить, шила – шило, поласкать – полоскать, чистота – частота ? Затранскрибируйте слова.

11. Прочтите слова. Сделайте их буквенную запись: [л`у́л`къ], [й`и э нта́р`], [р`и э шэ́н`ий`ь], [б`и э р`о́скъ], [й`и э ш`:о́], [ръзр`и э д`и́т`], [цы э по́ч`къ], [пъдрLжа́т`] . Во всех ли случаях возможен только один вариант буквенной записи?

12. Затранскрибируйте текст1. Укажите случаи количественной и качественной редукции. Дайте полную характеристику гласных звуков в подчёркнутых словах.

Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Коротышка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.

Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.
Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.
Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.
В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.
Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а] , [о] , [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки.
Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад] а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э] , например: [м"иэста] , [ч"иэсы] , [п"иэт"брка] , [с*иэло] .
Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков. Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.
В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст [о] л - ст [а] ла.
В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз - [п"ьриэв"6с] , садовод - [съдавот] , водовоз - [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука) .
Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)» .
Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции. Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.

В русском языке 36 согласных звуков.
Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.
В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие. Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п] , [в] - [ф] , [г] - [к] , [д] - [т] , [ж] - [ш] , [з] - [с] .
Однако некоторые согласные являются только глухими: [х] , [ц] , [ч"], [ш] или только звонкими: [л] , [м] , [н] , [р] , [Г] . Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д»] , [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"]. Не имеют парных звуков твердые согласные [ж] , [ш] , [ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].
В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.
Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый) , сонорным (правда) , перед [в] и [в*] (свить) . Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [прбз"ба] ; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп] ; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик] ; твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].

Тексты билетов 8 класс.

Билет №1.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка.

Русский язык в современном мире выполняет три функции:

1) национального языка русского народа;

2) государственного языка Российской Федерации;

3) языка межнационального общения народов России.

Рассмотрим эти три функции.

Русский язык – это национальный язык русского народа , который вместе с другими народами сыграл большую роль в истории нашей страны.

Русский язык – это язык науки, техники и культуры. На русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького, К. Г. Паустовского и др.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Богатство и выразительность русского языка отмечали многие писатели и общественные деятели: В. Белинский, Н. Гоголь, И. Тургенев, А. Н. Толстой, М. Горький, К. Паустовский. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - В. Белинский. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - К. Паустовский.

Основу русского национального языка составляет литературный язык. Литературный язык – это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, государственных учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык.

Русский литературный язык – язык нормированный. Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических норм, построение предложений в литературном языке подчиняются литературным правилам, или нормам.



Литературный язык имеет устную и письменную форму. Устная речь – это речь звучащая, произносимая. В устной речи важно правильно произносить звуки, слова, предложения, соблюдать интонацию и ударение. Для нее характерны простые короткие предложения. Письменная речь связана с написанием. Она оформляется правильно и точно с точки зрения орфографии и пунктуации. В письменной речи используются сложные и осложненные предложения.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации . На нем принимаются все законы страны, на нем выступает глава государства – Президент России, на этом языке написан основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации. На русском языке ведутся съезды партий, конференции по разным областям знаний.

Российская Федерация – многонациональное государство. Среди равноправных национальных языков русский язык выступает как язык межнационального общения народов России . Владение русским языком наряду с родным необходимо для обмена информацией в различных областях. Как средство межнационального общения русский язык помогает решать задачи общегосударственного, экономического и культурного развития нашей многонациональной страны. С помощью русского языка народы России могут приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли и культуры. Русский язык играет роль посредника между всеми языками народов России, служит взаимообогащению национальных культур. Русский язык является самым распространенным среди других языков в нашей стране.

Билет № 2.

Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиция звуков.

В лесу, на улице, дома мы слышим много самых различных звуков. Звуки речи отличаются от всех других звуков прежде всего тем, что они образуют слова.

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой .

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые – из голоса и шума.

В русском языке 6 гласных звуков: [а"], [о"], [у"], [ы"], [и"], [э"]. Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о"], вар[ а"], бур [у"], лес [э"], синь [и"]) и безударными (например, вода [а], трава [а], судак [у], лесок [и], лиса [и], была [ы]). Звуки под ударением стоят в сильной позиции , а без ударения – в слабой . Звуки [у], [ы] всегда стоят в сильной позиции. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы этот звук оказался под ударением: удивительный - дивный, тяжелый – тяжесть, окно - окон.

Согласные звуки : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р] и др. Всего 36 согласных звуков. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Образуются пары звонких и глухих звуков:

Не образуют пар звонкие [л], [м], [р], [н], [й].

Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].

Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] называются шипящими.

Сильная позиция звонких и глухих согласных в положении перед гласными: д ор ог а, н ач ал о, с ов ет ы; перед звонкими согласными [л], [м], [н], [р], [й]: с лово, с мола, с нова, п равда, в ьюга. Слабая позиция согласных звуков: оглушение на конце слова и перед глухими согласными: дуб[п] , рог[к] , [ф] в се; озвончение перед звонкими согласными: молот ь[д "]ба, с[з] бить. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук: дуб – дубы, низкий – низок, указка – указать, сказка – сказочка, молотьба – молотить, просьба – просить и др.

Звонкие и глухие согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Согласные образуют пары твердых и мягких звуков:

Твердые [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
мягкие [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]

Не образуют пар твердые [ж], [ш], [ц].

Не образуют пар мягкие [ч], [щ], [й].

Билет № 3.

Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.

Основной значимой единицей языка является слово . Совокупность всех слов языка составляет его лексику . Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка, называется лексикологией . Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение.

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества. То, что обозначает конкретное самостоятельное слово, является его лексическим значением . Например, есть предмет «мост » и есть слово «мост », обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова «мост » следующее: «сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь».

По лексическому значению слова делятся на однозначные и многозначные, слова с прямым и переносным значением, омонимы, синонимы, антонимы. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. Например, герб – отличительный знак государства или города, который изображается на флагах, монетах, печатях. Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. Например, словом гребень обозначается и предмет для расчесывания волос, и вершина горы, и верх волны, и верх только что вспаханного пласта земли, и мясистый нарост на голове у петуха. При этом между данными предметами имеется сходство по форме. Многозначных слов в языке больше, чем однозначных. В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами в одной словарной статье.

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, слово воет обозначает звуки, производимые волком: волк воет . Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу: ветер воет . Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи, например, лук – огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд; ключ – предмет для отпирания и запирания замка и ключ – родник. Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, в разных словарных статьях.

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Например, словаметель, пурга, буран, метелица, вьюга имеют общее лексическое значение: падение снега в ветреную погоду. Синонимы составляют ряд слов, который называется синонимическим рядом . Один из синонимов является основным, главным, в словарях он помещается первым. Синонимы в речи используются:

1) для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);

2) для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся);

3) как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова;

4) как способ связи предложений в тексте.

Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значению: правда – ложь, красивый – безобразный, начать – закончить, вверх – вниз и др. Употребление антонимов делает нашу речь ярче и выразительнее.

Билет №4.

Группы слов по употреблению и происхождению.

По употреблению и происхождению слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные (ограниченные в употреблении), диалектные, профессиональные, устаревшие, новые (неологизмы), заимствованные. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова, т.е. такие слова, которые употребляют все русские люди, независимо от профессии и места жительства: отец, мать, сын, дочь; хороший, красивый, длинный; один, два, три; я, ты, он; говорить, ходить, писать. Такие слова могут употребляться в любом стиле речи и тогда, когда мы говорим, и тогда, когда мы пишем.

К словам, ограниченным в употреблении, относятся диалектные слова (диалектизмы) и профессиональные слова (профессионализмы).

Диалектизмами называются слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности. В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты, южнорусские диалекты, среднерусские диалекты. Одни и те же предметы (признаки, действия) в диалектах и в литературном языке нередко называются по-разному: петух (литературный язык и севернорусское наречие) – кочет (южнорусское наречие); говорить (литературный язык) – баить (севернорусское наречие) – гутарить (южнорусское наречие). Многие диалектные слова становятся общеупотребительными и входят в синонимические группы, например, дом (общеупотребительное), изба (севернорусское), хата (южнорусское). Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

Профессиональные слова – это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. В математике, например, знаменатель, числитель, множитель, слагаемое; в науке о языке: фонетика, орфография, синтаксис и т.д. Специальные слова, обозначающие научные понятия, называются терминами. Профессиональные слова используются в художественных произведениях для более точного описания людей, их занятий.

Устаревшие слова (архаизмы) – это слова, вышедшие из активного, повседневного употребления: конка, городовой, дворецкий. Чаще всего устаревают слова, если выходят из употребления предметы, орудия, понятия и т.д., называемые этими словами. В художественных произведениях устаревшие слова используются для более точного рассказа о жизни людей в прошлом.

Неологизмы (новые слова) – это слова, возникающие в языке, чтобы называть новые предметы, орудия труда, культуры, новые представления о мире и т.д. Одни неологизмы быстро теряют оттенок необычности, новизны, становясь общеупотребительными (космонавт, пирожковая, светофор), другие сохраняют этот оттенок более длительное время (прилуниться, луноход). Некоторые новые слова не переходят в разряд общеупотребительных, оставаясь неологизмами (чаще всего авторские неологизмы): сливеют губы с холода (у Маяковского; становятся сливового цвета, синего с оттенком фиолетового).

По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова (т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е. такие, которые взяты из других языков). В лексике русского языка около 10 % заимствованных слов. Заимствуются слова из других языков в силу разных причин: для называния заимствуемых предметов, орудий, понятий (гобой, трактор, балет, искусство); для уточнения названий сходных предметов, орудий, машин (гостиница, мотель; варенье, повидло, джем, конфитюр). Чаще всего заимствуются слова из греческого, латинского, французского, английского, немецкого, тюркских языков. При заимствовании чужие слова в русском языке претерпевают фонетические, смысловые, морфологические изменения, а также изменения в составе слова.

Билет №5.

Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши – бездельничать; за тридевять земель – далеко.

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы-синонимы: два сапога пара, одного поля ягоды (один другого не лучше); на краю света, куда ворон костей не заносил, куда Макар телят не гонял (далеко). Фразеологизмы – антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь; засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлебывать кашу; тяжел на подъем – легок на подъем. Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек», т.е. делать очень несложное, нетрудное дело.

Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: «Вот выдержишь экзамены и будешь вольный казак (свободен)». (А. И. Куприн). Егор хоть и спорщик, но мокрая курица (размазня). Тележного скрипу боится (трус).

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, например, золотые руки, бить баклуши, отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга, личные достоинства и недостатки, например, не теряет головы, водить за нос.

Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения: Отделкой, чистотой ларец

в глаза кидался (выделялся, отличался). (И. Крылов) Ребята работали засучив рукава (хорошо, прилежно).

Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок приобретают цитаты из литературных произведений: Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) Сейте разумное, доброе, вечное…(Н. А. Некрасов)

фонетические процессы

Видоизменение звуков в речевой цепи. Фонетические процессывызываются взаимодействием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука вслове.

Фонетические процессы бывают:

1) комбинаторными:

а) ассимиляция (уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции;

ассимиляция бывает полной и частичной, прогрессивной (прямой) и регрессивной (обратной);

б) диссимиляция (расподобление артикуляции соседних согласных);

в) аккомодация (взаимодействие соседних гласных и согласных);

г) диэреза (выкидка, разделение ): выпадение звука в сложном сочетании звуков (вм. солнце [сó"нцъ]);

2) позиционными фонетическими процессами:

а) редукция (количественная, качественная);

б) сингармонизм.

Позиция – это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: [до́м – то́м / жа́р– ша́р // м"и́р / сы́р / са́т / му́ш / ро́м /л"э́с //].

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: [ту́т / са́т / сÙ ды́ / съдÙ во́т//].

Изменение согласных звуков

Для согласных звуков различают сильные и слабые позиции: 1) по глухости и звонкости; 2) твердости и мягкости.

I. Сильные и слабые позиции по звонкости и глухости

1. Сильными позициями по звонкости и глухости являются для парных звуков:

а) положение звонких и глухих согласных перед гласными: [б а́р – п а́р / г о́ркъ – к о́ркъ /д "э́лъ – т "э́лъ];

б) положение звонких и глухих перед сонорными: [б л"э́ск – п л"э́ск /п "ĵу́ – б "ĵу́ / г ну́т –к ну́т];

в) положение звонких и глухих согласных перед губно-зубными звуками [в], [в"]: [д во́įь – т во́į / с в"э́т – з в"э́р"];

г) непарные звуки всегда находятся в сильной позиции, т.к. они могут иметь только одно звучание – или глухой, или звонкий.

2. Слабыми позициями по звонкости и глухости являются:

а) позиция в абсолютном конце слова. В русском языке действует закон конца слова, суть которого заключается в том, что парные звонкие согласные оглушаются: [ло́п / но́ш / са́т / с"н"э́к ];

б) позиция перед глухими согласными, где звонкие согласные оглушаются: [ло́т къ / но́ш къ / проп къ];

в) позиция перед звонкими согласными, где глухие согласные озвончаются: [про́з "бъ / вÙг за́л / мълÙд "ба́];

При оглушении звонких согласных и озвончении глухих согласных наблюдается уподобление (ассимиляция) предшествующего согласного последующему.

II. Сильные и слабые позиции по твердости и мягкости

1. Сильными позициями по твердости и мягкости являются:

а) перед гласными: [с а́т – с" а́т" / л у́к – л у́к / с э́р – с" э́р];

б) позиция в абсолютном конце слова: [в"э́с – в"э́с" /тро́н – тро́н" / дво́р – дв"эр" ];

в) перед заднеязычными: [ба́н къ – ба́н" къ / го́р къ – го́р" къ / д"э́т к"и – д"а́т" к"и];

г) непарные звуки по твердости и мягкости всегда находятся в сильной позиции.

2. Слабой позицией по твердости и мягкости является:

а) положение твердых зубных перед мягкими зубными: [л"и́с" т"ик / ф" с"о́ / в "з"а́т"];

б) положение твердых зубных перед мягкими шумными передненебными: [ба́н" ш̅"ик / збо́р "ш̅"ик];

в) положение твердых зубных перед [ĵ]: [с" ĵэ́л /друз" ĵа́ / в" ĵу́гъ];

г) положение твердых зубных перед мягкими губными: [бÙм" б"и́т" / з" м"э́į / т"э́р" п"ит].

(В современном русском языке смягчение согласного перед мягким колеблется)

д) мягкие согласные в редких случаях могут отвердевать перед твердыми: [бунта́р" ® бунта́р ск"иį / м"э́т" ® м"э́д ныį ].

Некоторые согласные звуки в произношении имеют более продолжительное звучание по сравнению с другими согласными. Такие согласные называются долгими .

Например, в русском языке звук, обычно обозначаемый буквой щ – [ш̅"], может быть только долгим звуком: щ ука – [ш ̅"у́ка], прощ ай - [прÙ ш̅ "а́i] и т.д.

В орфографическом письме долгота согласного чаще всего передается постановкой рядом двух одинаковых букв, обозначающих данный согласный: ка сс а (ср.: к о са), ба лл (ср.: ба л ), коло сс (ср.: коло с ).

Долгие согласные могут находиться в корнях слов: Ро сс ия, жу жж ать, дро жж и и т.д.

Кроме того, долгие согласные могут появляться на стыке предлога и следующего за ним слова, приставки и корня или корня и суффикса, когда два одинаковых рядом стоящих согласных звука сливаются в один долгий согласный: [Ùт ̅"и э б"а́] – от т ебя, [рÙс ̅" в"э́т] – расс вет, [в ̅Ùз"и́т"] – вв озить, [ч"угу́н ̅ыi] - чугунн ый и т.д.

Часто бывает так, что постановка рядом двух одинаковых букв в орфографическом письме наблюдается там, где в произношении нет долгого согласного.

Например, в следующих словах мы обычно произносим краткие, а не долгие согласные, хотя на письме обозначена их долгота: алл ея – [ал "э́iь], искусс тво - [иску́с твъ], артилл ерия - [Ùрт"ил" э́р"иiь], барри када - [бър" ика́дъ], грамм атика - [грÙм а́т"икъ], колл екция - [кÙл" э́кцыiь] и т.д.

Это обстоятельство создает известные трудности в освоении орфографии данных слов учащимися.

Выпадение согласных звуков

В некоторых случаях при стечении нескольких согласных звуков один из них может не произноситься. Однако в других формах слова или в родственных словах он произносится.

Например: прелест ный - [пр"л"э́сныi], но прелест ь - [пр"э́л"ьс"т" ], позд но - [по́знъ], но опозд ал - [ÙпÙзд а́л], свист нуть - [с"в"и́снут"], но свист еть - [с"в"ис"т" э́т"].

Выпадающие согласные звуки по правилам русской орфографии на письме обозначаются соответствующими буквами.

Изменение гласных звуков русского языка

Для гласных звуков сильной позицией является их ударное положение:

о́ м / ма́ к / м"и́ р / ды́ м / лу́ к / хл"э́ п ].

Если гласные находятся в безударном положении, то позиция является слабой : [трÙ ва́ / дрÙ ва́ / м"и э ста́].

Степень изменения гласных в безударном положении зависит от того, какое место они занимают по отношению к ударному. Так, в слове огоро ́д оба безударных гласных [о] произносятся как [Ù] ; а в слове молоко ́ первый [о] стоит во второй предударной позиции и произносится как [ъ] (звук близкий к [ы]): ъ лÙко́].

Изменение гласных звуков в безударном положении зависит еще и от того, после каких согласных (твердых или мягких) они стоят. Например: гласный [и ] после твердых согласных произносится как ]: цирк – [ц ы́ рк], жизнь - [ж ы́ зн"], ширь - [ш ы́ р"].

Изменение гласных звуков в слабых позициях называется редукцией (от лат. reductio – приводить, обратно).

Различают качественную и количественную редукцию.

Ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, называется качественной редукцией : [ч"а́с / ч"и э сы́ / ч"ь сÙ фш̅"и́к]; [го́лъ ву / гÙ ло́ф / гъ лÙ ва́]; [во́ды / вÙ да́ / въ дÙ во́с].

Уменьшение и долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении тембра называется количественной редукцией : [лу́к / лу га́ / лу гÙво́i], [сы́р / сы ры́ ].