«Конспект урока по окружающему миру на тему «Замечательное вещество — вода. Свойство воды.» (3 класс). Урок по окружающему миру на тему: "Вода. Её свойства и значение"

Конспект урока по окружающему миру на тему
«Замечательное вещество – вода. Свойства воды».
Цель урока: Показать обусловленность свойств вещества его структурой.
Задачи образовательные:
Сформировать представления учащихся о том, что вода – это вещество.
Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность употребления её в пищу.
Задачи развивающие:
Развивать наблюдательность, любознательность, память, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.
Задачи воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, глобус; раздаточный материал: таблички для проверки домашнего задания; оборудование для опытов: карточки для записи выводов, стаканы с водой, ложки, полоски белой бумаги, соль, банки.Ход урока
Орг. Момент
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?
А чтобы урок наш прошёл интересным и полезным. Мы должны дополнить девиз нашего урока.
Слайд 1.
Урок мы будем ………., изучать
Информацию из урока ….. извлекать
Точку зрения……. высказывать
На вопросы …….отвечать
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ………..! развивать
(Слова –подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать).
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
Проверка домашнего задания.
а) Опрос.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошедших занятиях.
- Как называют ученые окружающие нас разные предметы? (тела)
- Какие бывают тела? (естественные и искусственные)
- Приведите примеры тел.
- Из чего состоит каждое тело? (из веществ)
-Какие бывают вещества? (твердые, жидкие, газообразные)
- Из каких частиц состоит вещество? (из молекул)
- Из каких частиц состоят молекулы? (из атомов)
б) Работа в парах.
На парте лежит карточка -табличка и частички веществ – молекулы (кружки). Пожалуйста, расположите и приклейте частички так, чтобы это соответствовало каждому виду вещества: твёрдому, жидкому или газообразному. А четвёртой группе нужно соотнести тела с веществами. (Выполнение задания, объяснение учащимися при проверке выбора того или иного варианта. 3.Новая тема
а) На доске три картинки (роса, туман, иней).
- В каком состоянии находятся эти тела. Ребята, а из какого вещества состоят эти тела? (из воды)
-Как вы думаете, какая же тема нашего урока?
Слайд 2
- А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?
Слайд 3 (Вода вещество.)
- А любое вещество имеет свои свойства.
-А о свойствах воды вам известно? (нет)
- А если мы не знаем о свойствах воды. То тогда о чём мы будем говорить? (находить свойства воды)
-Сегодня на уроке мы узнаем о воде, и какими свойствами она обладает.
Слайд 4
б) - Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Как вы думаете, много ли воды на Земле?
- Посмотрите, такой видят космонавты Землю из космоса.
Перед вами уменьшенная модель Земли - глобус.Скажите, какого цвета больше?
Что же изображено голубым цветом?
-А где можно встретить воду на нашей планете?
- Если изобразить нашу Землю в виде круга и разделить круг на четыре части, то три части будет закрашена синим цветом, и только 1 часть закрашена коричневым.
Голубым цветом изображены реки, моря, океаны нашей планеты. Только одна часть состоит из суши.
- Вот сколько на нашей планете воды, ребята!
Вода занимает ¾ поверхности земного шара.
Учитель: Ребята для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к нашим знатокам. Они подготовили небольшие сообщения о воде.
в) Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 95. Вам нужно прочитать текст и найти правильные ответы на вопросы, которые я вам приготовила.
1 группе – У каких водоёмов селились наши предки? Как они использовали воду?
2 группе – Для чего организмам нужна вода?
3 группе – Сколько человеку надо потреблять воды в сутки?
4 группе – Как в старину добывали воду?

Б) Практическая работа
Для того, чтобы познакомиться со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию. Слайд 5.
-Кто знает, что такое лаборатория? (место, в котором проводятся научные опыты).
Слайд 6.
- Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? Составьте слово.
Слайд 7.
(Исследователи. Прочитать хором.)- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)
- Итак, что такое вода? (жидкое вещество)
-Как мы будем исследовать воду?
1. Сами проведём опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы.
ФизминуткаОчень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
Практическая работа
-Итак, переходим к опытам.
-Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.
- После просмотра постарайтесь ответить ответить:
Какое правило самое важное?
(Видеофрагмент «Безопасность») Слайд 8.
Ответы детей.
-Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований».
Работа в парах. Слайд № 9 (картинка лаборатории)
Опыт № 1
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
- Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт № 2
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета.
Вывод: вода не имеет цвета
-Сделайте отметку в « Листе исследований».
Опыт № 3
Уч –ль: Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет.
Опыт № 4
Уч-ль: - Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 5 (фокусы)
- А сейчас ребята, я вам по секрету расскажу, что нашей Ангелине нравится делать фокусы. Один фокус она приготовила для нас.
Пред ней 3 бутылочки с водой и платок.
Ученица: Ну что ж,
Я фокусник известный
Чудесами вас «угощу»
Чистую, светлую водицу
В разные цвета превращу.
Ты вода – водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица не простой – зелёной.
(встряхивает бутылку, вода приобретает зелёный цвет.)
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода- водица
Не простой, а синей. (встряхивает бутылочку)

Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица
Не простой, а красной.
Уч-ль: -Ребята, что же произошло? (Вода изменила цвет)
- А от чего зависит цвет воды? (Цвет воды зависит от того, что в ней растворили)
- Так какое же свойство воды Ангелина подтвердила фокусом? (вода растворитель)
- А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?
Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. (Отмечают в листе исследований)
Опыт № 6
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Не забывайте правила безопасности при определении запаха.
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов.
Глаза мы завяжем.
- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают сок, кофе)
- Какое чувство помогло вам? (обоняние)
-Почему было трудно определить третье вещество? (нет запаха)
-Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вода
- какой сделаем вывод?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт № 7
-Как можно ещё отличить вещества друг от друга? По вкусу.
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
-Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю. Что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.
- Какие ощущения?
Стакан №1 – молоко(сладкий)
Стакан № 2- лимонный сок (кислый)
Стакан № 3 – вода (не имеет вкуса!!!)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- А может ли вода приобрести какой - нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить).
Уч-ль: - Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований
-Какое вещество было объектом наших исследований?
- какими свойствами она обладает?
Уч-ль: Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования.
Слайд № 10
Свойства водыда нет
Прозрачность Цвет Жидкая, течёт Форма Вода- растворитель Запах Вкус Уч-ль: - В начале урока наши знатоки рассказали, что без воды жизнь невозможна.
-Внимание на экран (Видеофрагмент «Чистая вода»)
- Многие люди неразумно относятся к воде и расходуют её.
- Для них нужно придумать плакаты со знаками призывающие их беречь воду.
6. Работа в группах (назначаю старшего группы)
- На партах лежат экологические знаки. Вам необходимо за короткое время создать плакат по бережному отношению к воде.
Отчет ответственных групп.
Уч-ль: Какой вывод сделаем? (К воде нужно относится бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)
7. Рефлексия учебной деятельности.
Подведем итог нашего урока.
-Перечислите свойства воды.
- Как нужно относиться к воде?
К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Как нам необходима всем всегда
Чистая вода.
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
8. Домашнее задание:
- Проработать материал учебника на стр.95-99;
-Подобрать пословицы о воде.

МБОУ СОШ №9 имени Героя Российской Федерации

Медведева Сергея Юрьевича

Название работы: «Вода. Её свойства и значение»

Предметная область: «Окружающий мир»

Участники: возраст 9 - 10 лет, 3-й класс

Выполнила: Храброва Маргарита Юрьевна (учитель начальных классов)

I. Организация начала урока.

Здравствуйте ребята. Желаю вам хорошего настроения и успешной работы на уроке.

II. Сообщение темы, целей и задач урока.

Ребята, я предлагаю вам отгадать кроссворд и определить тему урока и цель (Обобщение, Вода).

Вопросы к кроссворду №1 :

1. Модель нашей планеты? (глобус)

2. Избыточно увлажнённый участок земли с влаголюбивыми растениями? (болото)

3. Часть земной поверхности, значительно возвышающаяся над равниной? (гора)

4. На какой реке находится наш город? (Бия)

5. Естественное углубление в скале? (пещера)

6. Водяная оболочка Земли, окружающая материки и острова? (океан)

7. Самое низкое место оврага? (дно)

8. Самый жаркий материк нашей планеты? (Африка)

9. Крупный массив суши? (материк)

Вопросы к кроссворду №2:

1. Ровная, без высоких холмов земная поверхность? (равнина)

3. Твердое состояние воды? (лед)

4. Чертеж, изображающий часть земной поверхности? (план)

На доске плакат с кроссвордами

(приложение А)

III. Основная часть.

Приступим к отчетам групп по проделанной ими работе. Но сначала послушайте слова известного французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которые будут девизом нашего урока:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь… Ты - самое большое богатство в мире»

Мы должны познакомиться со значением воды в жизни человека, с основными свойствами воды, с понятием «вода - растворитель», прикоснуться к тайне водных богатств родного края.

Поисковой деятельностью мы занимались в группах. Каждая группа получила задание, теперь будет отчитываться, и заполнять свое место в таблице

Я буду выступать в роли консультанта. Начинаем работу.

Девиз урока написан на доске.

Его читает наизусть подготовленный ученик.

1. Просмотр изображений планет

В качестве заставки к отчёту 1 группы по теме «Значение воды в жизни человека» предлагаю посмотреть изображения планет и ответить на вопрос «Чем отличается наша планета от остальных планет Вселенной?» (Только на ней существует вода).

Альбом-атлас «Планеты»

2. Отчёт 1 группы «Значение воды в жизни человека» .

1 ученик - Наша группа изучала значение воды в жизни человека. Вода - это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода - это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь неотделимы друг от друга. Без пищи человек может прожить 40 дней, а без воды он умирает на восьмой день. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи.

Ученики по очереди выходят к доске и защищают свои работы по теме «Вода», которые вывешиваются на доске.

<Рисунок 1>

(приложение Б)

2 ученик - По воде передвигаются плоты, лодки, корабли. Люди путешествуют, перевозят грузы, ловят рыбу, охраняют от браконьеров, спасают людей, оказавшихся в море, исследуют подводный мир.

<Рисунок 2>

(приложение В)

(приложение Г)

3 ученик - Вода создает красоту в природе. Это и красивые пейзажи с озерами, морями; и водопады, вызывающие восхищение; даже обычный домашний аквариум, создает красоту в доме и успокаивает.

<Рисунок 3> (приложение Д)

4 ученик - Вода необходима для выращивания растений, как питье жизненно необходима для животных и человека.

<Рисунок 4>

(приложение Е)

5 ученик - На воде устраиваются различные соревнования.

<Рисунок 5>

(приложение Ж)

ВОДА - ЖИЗНЬ

Вода - прекрасное творенье

Нас окружающей среды,

Источник силы, вдохновенья,

Источник жизни и хвалы.

Ведь без неё земля пуста,

Как обожжённая пустыня

Храни природу, человек,

Жизнь в озере и океане,

Покой прудов, теченье рек,

Глоток воды в твоём стакане!

(Работа с классом - подведение итогов по рисункам на доске)

Вывод: Значение - красота, передвижение, жизнь для растений, животных и человека, и др.

Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок

3. Отчет 2 группы «Состояния воды»

1 ученик - Наша группа изучала состояния воды. Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. В зависимости от температуры она может переходить из одного состояния в другое. Молекулы воды одинаковы по форме и величине, но в разных состояниях расстояние между ними тоже разное.

2 ученик - Вода может находиться в жидком состоянии - это реки, озера и другие водоемы, а также питьевая вода из крана и другое.

3 ученик - Вода при замерзании превращается в лед, это и айсберги, и сосульки, и другое.

4 ученик - Вода при нагревании превращается в пар, он невидимый и молекулы его располагаются между молекулами воздуха.

Вода (3 состояния)

газообразное

4. Отчет 3 группы. «Свойства воды - жидкости»

1 ученик - Наша группа получила задание изучить свойства воды.

1) Вода - текучая. Каждому из нас приходилось пролить воду из чашки, и мы видели, как она растекалась.

2) Вода не имеет формы. Посмотрите на эту посуду. Налитая внутрь вода, приобрела её форму.

3) Проведём такой опыт: в стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли её видно? О чём это говорит? Значит, вода - прозрачная.

4) Есть ли у чистой воды цвет? Нет.

5) Давайте определим, есть ли у чистой воды запах. Нет.

6) Когда мы изучали термометр, то уже говорили, что вода, как жидкость, при нагревании расширяется, а при охлаждении - сжимается. Но у неё есть ещё одно интересное свойство: когда вода превращается в лёд, она перестаёт сжиматься и начинает расширяться. Поэтому лопается налитая доверху бутылка воды, оставленная на морозе.

Итак, подведём итоги. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия свойств воды.

Ученики демонстрируют прозрачность воды

5. Отчёт 4 группы. Наша группа изучала свойство растворимости.

Все мы с вами пили сладкий чай, солили суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. То же самое происходит и с некоторыми другими веществами.

Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми. Вода для них - растворитель. То, что получилось после растворения, называют раствором.

Опытная деятельность

Но проведём такой опыт: попробуем в воде растворить песок. (Демонстрирует). Что вы скажете по этому поводу? Правильно, песок в воде не растворился. Такие вещества называются нерастворимыми.

Итак, подведём итог:

1) вода обладает ещё одним свойством: она - растворитель;

2) вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми;

3) вещества, которые в воде не растворяются, называют нерастворимыми;

4) вода с растворённым в ней веществом называется раствор.

Подведение итогов. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия терминов по теме «Вода - растворитель».

Ученики демонстрируют опыты о растворимости с солью, песком и сахаром.

6. Отчёт 5 группы «Водные богатства родного края» .

Наша группа получила задание изучить, какие реки и озера находятся в Алтайском крае.

Говоря о воде, нельзя не затронуть разговор о водных богатствах Алтайского края (рассмотреть карту Алтайского края).

«Алтай. Прекрасная моя родина. Красота её, ясность её поднебесная- редкая на земле»-так говорил В.М. Шукшин.

В.В.Бианки писал: «Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Для жительства я бы выбрал Алтай»

На вершине Алтая кедр качали ветра.

У него золотая, словно солнце кора.

Он стройней всех и выше в этих горных лесах.

У него пропасть шишек голубых на ветвях» (И. Ветлугин)

1. Всего в крае насчитывается 28964 малых и больших рек, 13500 озер. Они условно делятся на 2 части: бассейн реки Оби и бассейн Кулундинской равнины. Чистая вода рек - результат работы микроорганизмов,фильтрующих ее, но вредные вещества, которые сбрасывают в реки и озера, губят эти организмы и вода становится непригодной для рыбы, вызывает желудочно-кишечные заболевания у людей, непригодна и как место отдыха. А красивых мест для отдыха на Алтае много.

Демонстрация карты Алтайского края (показ детьми называемых объектов)

28964 реки, 13500 озер.

2. Телецкое озеро или «Золотое озеро», с которым связано много легенд, имеет небольшую площадь - 223 км2, но,благодаря большой глубине (до 325 м), в нем содержится огромное количество чистейшей пресной воды, насыщенной кислородом. Недаром Телецкое озеро называют «вторым Байкалом». Вытекает из него только река Бия, а впадают 70 ледниковых рек и 150 временных водотоков с водой из реки Чулышман.

Телецкое озеро (глуб. 325м.)

3. На многих горных реках есть красивые водопады, которые всегда оставляют незабываемые впечатления у туристов. Самые известные это - Текелю (60м), Куркуре (20м), Корбу (12м). А зимой водопады превращаются в сплошную глыбу льда.

Водопады

(приложение З)

Текелю (60м)

Куркуре (20м)

Корбу (12м)

4. На Алтае преобладают реки длиной менее 10 км., а наибольшими являются Бия (301 км.), Катунь (688 км.), Алей (858 км). Бия - вторая по водности река Алтая. Она вытекает из Телецкого озера, используется для сплава на плотах и лодках. На ней много прекрасных мест для отдыха и рыбалки. В реке водятся таймень, щука, язь, налим, плотва, пескарь.

Катунь 688 м.

Алей 858 м.

5. Кулундинское озеро - самое большое среди озер Алтая, но неглубокое - глубина не превышает 3 метра. На его берегах - заповедник. Вода слабосоленая и уровень солености повышается, а уровень воды снижается.

VІ. Закрепление изученного материала, подведение итогов.

Дети, посмотрите на доску. Здесь собран весь изученный материал урока. Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Заинтересовало?

В заключение хочу сказать о том, что вода всем хорошо знакома, окружает нас в повседневной жизни. Она достаточно хорошо изучена. Но именно сегодня учёные говорят о том, что многие из свойств воды ещё не изучены окончательно. А некоторые из них и вовсе кажутся фантастическими. В науке есть предположение, что вода впитывает и отображает в себе всё, что происходит вокруг, и в зависимости от этого изменяет свою структуру, тем самым влияя на наше эмоциональное состояние и здоровье.

V. Домашнее задание.

Мини-сообщение о любом водоёме Алтайского края, происхождение названий алтайских рек и озёр.

Свое впечатление от урока прошу выразить помещением своего «смайлика» на соответствующую часть круга.

На этом урок окончен. Спасибо за сотрудничество.

Приложение А - Кроссворд (из личного архива автора)

Приложение Б - <Рисунок 1> (из личного архива автора)

Приложение В - <Рисунок 2> (из личного архива автора)

Приложение Г

Приложение Д - <Рисунок 3> (из личного архива автора)

Приложение Е - <Рисунок 4> (из личного архива автора)

Приложение Ж - <Рисунок 5> (из личного архива автора)

Приложение З - Водопады

Приложение И - Слова для прикрепления на доску:

Газообразная

Дождь, туман, роса Снег, лед, иней, айсберг

Пар (невидимый)

Не имеет формы

Бесцветная

Прозрачная

Без запаха

Сжимается и расширяется

Растворитель

Передвижение

Жизненно необходима

Для производства хлеба и др.продуктов питания

Для передачи тепла по трубам и др.

28964 реки, 13500 озер.

Телецкое озеро (глуб. 325м.)

Водопады

Текелю (60м)

Куркуре (20м)

Корбу (12м)

Катунь 688м

Кулундинское озеро

Самое большое

Глубина 3м

Список использованных источников

1. Популярная энциклопедия для детей. М., 2009.

2. Путеводитель по Алтайскому краю. Новосибирск, 2010.

3. Туристический Алтай. Справочник. М., 2010.

4. Уроки проекты по окружающему миру. М., 2007.

5. Большой энциклопедический словарь. НОРИНТ, 1997.

6. Альбом-атлас «Планеты», 1998.

7. Набор школьных плакатов «Окружающий мир», 2000.

8. Настенный календарь «Времена года», 2011.

Тема: Вода и её свойства.

Цели:

  1. Сформировать представление о трёх состояниях воды, уточнить и систематизировать знания о свойствах воды и льда.
  2. Развивать наблюдательность, умение обобщать, расширять кругозор учащихся.
  3. Способствовать созданию атмосферы товарищества, сотрудничества, приобщать учащихся к художественным ценностям.

Оборудование:

  • стаканы с водой,
  • блюдца,
  • глобус,
  • схема “вода”,
  • сахар,
  • сок морковный,
  • рисунки с изображением воды в различных состояниях,
  • иллюстрации с картин И. К. Айвазовского “Девятый вал”, “Чёрное море”.

Ход урока

Все учащиеся класса разбиты на группы.

I. Сообщение темы урока.

У: - Сегодня наш класс превратился в научную лабораторию, а вы – исследователи. Отгадайте, что будет предметом нашего исследования:

Я бегу струёй из крана
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода.)

II. Беседа.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
Откуда ты? – спросил росу.
Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!

Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

У: - В этом стихотворении имеется в виду Мировой океан, в его состав входит вся вода планеты.

Посмотрите на глобус. Что можете сказать о пространстве, занимаемом водой? Вода занимает 3/4 земной поверхности.

Что такое вода? (Выслушиваются ответы учащихся). На доску помещается табличка:

вода – это вещество.

Сообщение учащегося:

“Вода одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Вода поит животных и растения, вода работает на электростанциях, а ещё вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров”.

III. Определение состояний, в которых может находиться вода.

У: - Отгадайте загадки:

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло
Скользко, - весело, светло!

У: - Что такое лёд?

При какой температуре вода превращается в лёд?

Кто-то ночью утащил лес,

Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.

Что же случилось на самом деле?

Что представляет собою туман?

Когда ещё наблюдали газообразное состояние воды?

При какой температуре вода закипает и начинает испаряться? (Около 100 градусов).

Итак, в каких состояниях может находиться вода?

Расскажите, опираясь на схему, какие природные явления связаны с водой? В каком состоянии находится вода?

IV. Определение свойств воды и льда.

У: - Сейчас, ребята, вы будете ставить опыты. Цель вашей работы – выяснить, какими свойствами обладают вода и лёд. Результаты своих наблюдений вы запишете в таблицу, которая есть на ваших столах.

  1. Отлейте часть воды из стакана в блюдце.
  2. Понюхайте.
  3. Попробуйте на вкус.
  4. Определите, имеет ли вода цвет (если да то какой).
  5. Добавьте морковный сок. Что произошло с водой?
  6. Имеет ли форму.
  7. Добавьте в стакан сахар и размешайте. Что произошло с сахаром? Какие ещё вещества растворятся в воде?
  1. Положите кусочек льда на текст или рисунок. Что вы обнаружили? Каким свойством обладает лёд.7
  2. Подержите кусочки льда на ладони. Какой он на ощупь?
  3. Что происходит со льдом у вас в руке?
  4. Попробуйте разломить ледяную пластинку. Удалось ли это сделать? Постучите кусочком льда о стол. Что заметили? О каком свойстве говорит этот опыт?
  5. Поместите ледяную пластинку в блюдце со льдом. Что произошло?

Результатом практической работы станет таблица:

У: - Подробно газообразное состояние воды вы, ребята, будете изучать в старших классах.

“Картинная галерея”.

У: - Вода - это не просто вещество, которое люди используют в своих целях. Эта природная стихия с древних времён привлекала человека своими тайнами. О подводном мире складывались легенды, написано много фантастических книг. Художники отражали в своих произведениях красоту водной стихии. Константин Иванович Айвазовский посвятил ей почти всё своё творчество.

Рассматривание иллюстраций картин “Девятый вал” и “Чёрное море” и слушание сообщений учащихся.

1-й ученик. “Иван Константинович Айвазовский родился в семье небогатого купца в городе Феодосия, который находится на берегу Чёрного моря. Ещё в детстве проявлял исключительные способности к рисованию. С 1883 года становится студентом петербургской Академии художеств, которую оканчивает раньше положенного срока. Айвазовского всегда привлекала романтика моря. В картине “Девятый вал” он отобразил борьбу человека с водной стихией. Ему удалось передать грозную картину шторма в открытом море, дать впечатление ярости морской пучины”.

2-й ученик. “Одна из самых знаменитых картин И. К. Айвазовского называется “Чёрное море”. В картине живо ощущается мерное движение волн, громадность морской равнины. Вода ещё только колышется, но движение уже грозно и неотвратимо. В небе чистая лазурь сменяется цепью облаков, и на море возникают цветные полосы, блики. Вдалеке виднеются небольшие волны. И вот они уже близко, они выросли и стали огромными грядами волн, вскипающими кое-где беляками”.

V. Закрепление знаний.

У: - Задания группам:

Первой группе: найдите слово, которое является обобщающим для всех остальных:

  • состояние,
  • роса.

Второй группе: исключите слово:

  • течет,
  • бесцветна,
  • вода,
  • растворитель.

Третьей группе: исключите слово:

  • жидкое,
  • прозрачная,
  • твердое,
  • газообразное.

Четвёртой группе: найти слово, которое является обобщающим для всех остальных:

Для первой группы слово “состояние”, для второй – ”вода”, для третьей - “прозрачная”, для четвёртой – “явления природы”.

На столах рисунки:

  • снежинка,
  • капля на листе растения,
  • туча,
  • лужа,
  • пар из чайника,
  • сосулька,
  • ручей,
  • снежный узор на окне.

У: - Ребята первой и третьей группы должны выбрать рисунки, на которых вода находится в газообразном состоянии. Ребята второй группы выбирают рисунки, на которых вода в твёрдом состоянии и ребята из четвёртой группы выбирают рисунки, на которых вода в жидком состоянии.

VII. Итог урока.

Каждой группе предоставляется слово. Учащиеся аргументируют свои ответы.

VIII. Домашнее задание.

Выучить материал в учебнике, приготовить сообщения о явлениях природы, связанных с водой.

Список литературы

  1. Учебник “Окружающий мир” 2 класс. Авторы: Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. Издательство “Вентана-Граф”. 2003 г.
  2. Н. Н. Новоуспенский “Айвазовский”.

Тип урока: урок объяснение нового материала.

Цели урока:

Познавательные: познакомить учащихся со свойствами воды; дать представление о роли воды в живой и неживой природе;

Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, умение наблюдать, обобщать, делать выводы; формировать исследовательские умения в практической деятельности;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.

Ход урока

1. Организационный момент.

Я уверена, что на уроке мы сможем сделать новые интересные открытия, испытать радость общения друг с другом.

2.Актуализация опорных знаний.

Есть на нашей планете вещество, без которого ни обойтись ни одному живому организму. Название этого вещества спрятано в ребусе. Что это? Как вы разгадали ребус?

Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

2.1.Чтение стихотворения учащимися.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться

Ни наесться, ни напиться.

Смею я вам доложить:

Без воды нельзя прожить!

2.2 Загадки о воде.

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

Нахмурится, насупится,

В слезы ударится, ничего не останется.

(Туча)

Вода по оде плавает.

(Айсберг)

Скатерть бела, весь мир одела.

(Снег)

Что за звездочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

(Снежинки)

Утром падаю всегда.

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах

На опушке и в лугах.

(Роса)

Что видно, когда ничего не видно?

(Туман)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешен иней.

В кружево просто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности, только вода.

2.3 Вода в природе. Сообщение учащихся.

Вода всюду вокруг нас. Она есть и на поверхности Земли, и под землей, в воздухе, в растениях, в животных, в человеке.

Вот облако. Скоро и оно прольется дождиком. И снежинка - тоже вода. А что такое град? Да это та же дождевая капля, застывшая в воздухе. Лед, по которому мы катаемся на коньках – тоже вода. А что клокочет в чайнике, стоящем на плите? Этот тоже вода, только превращенная в пар.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Струя водопада и брызги фонтана

И все это только вода.

2.4. Значение воды. Слово учителя.

Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы и пассажиров. Без воды ни приготовить пищу, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая вода – самое нужное вещество. А все это стало известно человеку, когда он узнал свойства воды.

3. Определение темы и цели урока

Тема нашего урока: «Вода. Свойства воды». Как бы вы объяснили название темы?

Что вы уже знаете о воде? А что бы вы еще хотели узнать? Заполните 1 и 2 столбики таблицы.

4. Открытие новых знаний. Исследовательская работа.

4.1 Постановка проблемы

Перед нами новая страница знаний. Предлагаю наш класс на время превратить в лабораторию (научный центр), а работать в этом центре будут 3 исследовательские группы.

Что будет предметом нашего исследования?

Чтобы узнать, свойства воды, нам нужно ответить на вопросы:

1) Какого цвета вода?

2) Имеет ли вода запах?

3) Какого вкуса вода?

4) Что произойдет с водой, если ее разлить?

5) Что произойдет с водой, если в нее добавить соль, сахар, речной песок?

4.2 Проведение опытов. Работа в группах.

Опыт 1. Какого цвета вода?

Сравните цвет воды с цветом молока. Что вы заметили? (Молоко белого цвета, а вода-бесцветна).

Опустите в стакан с водой, с молоком ложку, лист с печатным текстом, палочку. К какому выводу вы пришли? (Вода - прозрачна).

Опыт 2. Имеет ли вода запах?

Сравните запах воды и духов. (Вода не имеет запаха).

Опыт 3. Какого вкуса вода?

Попробуйте ложечкой воду на вкус. (Вода не имеет вкуса).

Опыт 4. Текучесть.

Налейте немного воды в пластиковую тарелку. Что произойдет с водой, если немного наклонить тарелку? (Вода потечет).

Опыт 5. Растворимость.

Добавьте в питьевую воду соль, сахар, речной песок. Размешайте. Что происходит с солью и сахаром? (Соль и сахар растворяются). Что происходит с песком? (Он не растворился, а осел на дно).

К какому выводу вы пришли, в результате этого опыта? (Вода растворяет некоторые вещества).

Физкультминутка.

4.3. Подведение результатов исследования. Коллективное заполнение таблицы (3 столбик).

5. Закрепление новых знаний.

5.1 Работа по вопросам и заданиям учебника. Стр. 5 (вопросы и задания).

5.2. Самостоятельная работа в печатной тетради. Стр. 23 № 50, 51. Взаимопроверка в парах.