Стратегическая игра где есть 4 расы. Лучшие стратегии на PC всех времён — обзор и описание

Множество геймеров предпочитают шутерам и бродилкам стратегии, особенностью этого жанра является поэтапное планирование игры, представляем вашему вниманию список лучших игр стратегий на ПК.

Вот как он выглядит.

№1. StarCraft 2

StarCraft II: Крылья свободы – это одна из самых популярных новинок в области игровых стратегий.

События происходят через четыре года после происшествий в игре Brood War, которая является официальным аддоном. Главный герой стратегии – Джон Рейнр.

Он и его команда головорезов проходят огромное количество испытаний на пути к познаванию новых историю о своем мире.

В «Крыльях свободы» присутствует более детальное описание событий жизни главного героя и его экипажа «Гипериона» в целом.

В процессе игры геймеры узнают страшную тайну, которая может уничтожить весь мир и приблизятся к ее разгадке.

Сюжетная линия включает больше 25-ти миссий и заданий. Также есть несколько дополнительных уровней.

В игре присутствуют усовершенствованные образцы всей техники, больше карт и противников. Графика StarCraft II заметно лучше, чем предыдущие версии игры.

StarCraft II имеет многопользовательский режим игрового процесса.

Также в онлайн версии игры пользователи смогут играть за разные группы героев, создавая свой собственный ход стратегии.

Приобрести игру можно на официальном сайте компании Blizzard Games. Стоимость: 1500 рублей.

№2. Dota 2

Дота – это знаменитые пошаговые стратегии для ПК. Они популярны из-за онлайн-режима игры, в котором задействовано более двух миллионов пользователей со всего мира.

В 2013 году компания Valv представила миру вторую версию популярной игры, которая по праву входит в топ лучших стратегий мира.

События Dota 2 разворачиваются в реальном времени. В игровом режиме принимают участие одновременно две команды, в каждой из которых есть по пять человек.

Соответственно, эти две команды являются соперниками. Одна играет за светлую сторону героев, другая – за темную.

Геймер может управлять только одним героем, который обладает особыми навыками, знаниями и умениями.

Каждый игрок может повышать уровень своего подопечного путем зарабатывания большего количества золота или собирания предметов, которые наделяют способностями.

Убивая врагов, герой также получает золото и повышает свой уровень в команде. Цель игрового процесса Dota 2 – уничтожить главную базу команды соперника.

Для покупки необходимо иметь собственный аккаунт в системе Steam. Dota 2 бесплатна, однако, в игре есть платный контент, который можно приобрести для улучшения экипировки команды.

Вам также должно быть интересно:

№3. Sid Meier’s Civilization V

Стратегические игры от разработчика Firaxis всегда пользовались успехом среди геймеров. Sid Meier’s Civilization V не стала исключением.

Она вышла в 2010 году и вот уже шесть лет занимает лидирующие позиции в качестве хорошей игры в жанре стратегия.

Sid Meier’s Civilization V

Пятая часть знаменитой стратегии стала отличной доработкой предыдущих версий, в которой присутствует множество новых возможностей и функций. Каждый игрок – это лидер одного из государств игры.

Главная цель – привести сою державу к победе через войны и стычки с другими народами и их правителями. Теперь игроки могут объединять свои народы для достижения общей цели.

Присутствует возможность ведения нейтральной политики, то есть не участвовать ни в каких войнах, а только защищать свои территории и улучшать благосостояние страны.

Каждый игрок может улучшать свое войско путем изучения новых военных технологий и стратегий ведения боя.

Периодичность игры охватывает времена, когда орудия производили из бронзы и вплоть до разработки космических кораблей.

В новой версии игры есть усовершенствованная картинка, большее количество новых технологий, наций. Также присутствует удобный пользовательский интерфейс для навигации во время игры.

№4. Spore

Самые лучшие игры о компании Electronic Arts включают в себя и игру Spore. Ее можно установить как на компьютер, так и на смартфон. Вышла стратегия в 2008 году.

Spore – это своеобразный симулятор «всего вокруг». В начале игры каждый игрок – это всего лишь микроорганизм, который обитает на дне всемирного океана.

Главная цель – эволюционировать в разумное создание.

В процессе совершенствования внешний вид игрового героя меняется не только внешне, но и внутренне. Эволюционировавший герой должен построить собственную галактику и захватить Вселенную.

В каждой миссии будет много соперников, которых нужно одолеть. По мере совершенствования героя, игра становится сложнее и запутаннее, превращаясь в полномасштабную стратегию.

№5. Heroes of Might and Magic 3

Heroes of Might and Magic – это всем известная ролевая стратегия, которая присутствует на рынке уже более 15-ти лет и все еще очень популярна.

Игровой процесс разворачивается вокруг мира фэнтези в котором есть множество новых фракция, предметов и оружия.

Тактика игры - это сражение с вражескими армиями. Все боевые действие происходят в отдельном от процесса игры экране.

ПО сравнению с предыдущими частями появился подземный уровень и улучшенная графика. Также игроки могут выбирать уровень сложности миссий.

№6. Shogun 2

Данная игра – это сиквел популярной стратегии, которая вышла более десяти лет назад. Сюжет заключается в том, что девять кланов в Японии воюют за единоличную власть над своей империей.

Каждый игрок является представителем одного клана.

Его цель – разрабатывать военные стратегии против вражеских войск и вести внешнюю политику, которая улучшит благосостояние империи, чтобы подданные были на стороне вашего героя.

Вторая часть игры полностью возвращает игрока к воспоминаниям о предыдущей версии, однако присутствует намного улучшенная графика и большее количество миссий и карт, на которых можно развивать свои земли или вести войны с противниками.

№7. Warhammer 40,000

Данная тактическая стратегия позволит игроку возглавить орден «Кровавой вороны», чтобы защитить свою территорию в космосе.

Однажды вороны получают странный и неизвестный радиосигнал, который вы, как предводитель, решаете исследовать подробнее.

В процессе разгадки все члены ордена будут подвергаться испытаниям и опасностям, которые должны привести их к разгадке тайны и завоеванию всего космического пространства Вселенной.

Важно! В новой версии игры увеличено количество противников и игровых карт. Также добавлены два более опасных героя в последнюю миссию сражения.

Стратегии – жизненно важная часть ПК-культуры. Неважно, любите ли вы динамичные схватки в реальном времени или заумные пошаговые симуляции, отличные стратегические игры погружают вас в уникальные масштабные сценарии, дающие возможность управлять империями, контролировать исследующие космос расы и командовать кавалерийским натиском на вражеские армии.

Представляем вам нашу подборку лучших стратегий для ПК. Независимо от того, нравятся ли вам сражения в режиме реального времени или пошаговые баталии, стратегии позволяют стать участником масштабных событий, управлять империями, контролировать могущественные расы и бесстрашно воевать против многотысячных армий. За это мы их и любим. Но некоторые мы любим сильнее прочих.

Как в случае с подборкой лучших шутеров от первого лица, мы постарались сделать список максимально разнообразным и собрать самых достойных представителей жанра, которые и сегодня способны захватить дух. Статья обязательно будет пополняться по мере выхода новых отличных стратегий.

Согласны ли вы с нашим выбором? Хотите ли вы пополнить данный список? Делитесь своими предложениями в комментариях.

Выбывшие из основного списка

Игра очень ловко использует нехватку возможностей, часто ставя игрока перед сложным выбором. Единовременно вы можете просканировать лишь шесть точек, в то время как игра регулярно подкидывает возможности для сражения. Вам необходимо искать новых рекрутов; инженеры должны строить новые узлы связи для установления контактов с новыми территориями; нужны ресурсы для улучшения оружия и брони. Нельзя получить сразу все. Возможно, довольствоваться придется чем-нибудь одним из этого списка. В далеко 1989 Сид Мейер описал игру как «серию интересных решений», и XCOM 2 на данный момент самое точное воплощение этих слов, когда-либо вышедшее из рук Firaxis.


Red Alert, возможно, имеет наименьшее отношение к стратегиям из всего нашего списка. Для победы в абсолютно любой схватке достаточно первым построить технический центр и отправить 25 мамонтов на вражескую базу, или просто выслать чинук, набитый до отказа простыми девушками Танюшами, прямо в тыл противника. В каком-то смысле, отсутствие баланса и было одной из причин огромной популярности этого тайтла. Да и сейчас тот хаос, что творится в тамошних сражениях на суше, море и в воздухе, остается привлекательным. К тому же, игру сделали бесплатной.


Упростив формулу XCOM, Firaxis пошла более коротким путем к тем вещам, что всегда составляли суть серии. В основе своей это squad action, игра, в которой вы всеми силами опекаете свой любимый и неповторимый отряд. И неважно, пересаживаете ли вы бойцов в громоздкие боевые машины, или даете им имена своих друзей (или и то, и другое сразу), Enemy Within превосходит остальные стратегии благодаря необходимости очень серьезно подходить к своим решениям.


Для этой итерации игры Сида Мейера о мировом превосходстве Firaxis с нуля создала новый движок. Это была первая игра в серии, использующая 3D-эффекты и блистающая неповторимым голосом легенды Леонарда Нимоя. В широком перечне нововведений и улучшений отдельной строкой стоял более умный, агрессивный ИИ. Стоит отметить, что именно с этой части стал проще моддинг игры, результатом чего стало появление нескольких превосходных дополнений, созданных игроками. Фаны Civilization могут часами спорить о том, какая часть лучшая в серии, но моя любимая – четверка.


Фишка FS в том, что обе противоборствующие стороны делают свои ходы одновременно. Приходится не просто планировать передвижение своего отряда киберсолдат, но и предугадывать действия противника. Перед подтверждением хода игра позволяет взглянуть на совершаемые действия, чтобы игрок мог избежать совсем уж очевидных. В одной из своих лучших партий я умышленно отправил солдата под вражеский огонь, чтобы отвлечь противника, пока остальные мои бойцы заходили с фланга. Изучайте предпросмотры хода, чтобы действовать с безупречной точностью, избегая потерь.

BattleTech, которую можно охарактеризовать как смесь настольной игры с дизайном XCOM, являет собой глубокую и продуманную пошаговую стратегию с впечатляющей системой кампании. Вы управляете группой наёмников, разумно распределяя доступные средства и обновляя свою коллекцию боевых костюмов и роботов.

В сражениях же необходимо целиться в конкретные части вражеских роботов, принимая во внимание прочность их брони, скорость стрельбы, угол, под которым ведётся огонь, и особенности окружения. Поначалу во всём этом сложно разобраться, поскольку игра не особо дружелюбна к новичкам, однако если вы любите богатые на детали стратегии или уже знакомы с данной вселенной, то BattleTech обязательно придётся вам по вкусу.

Стратегия в режиме реального времени Northgard, выполненная в сеттинге эпохи викингов, немало заимствует из таких проектов, как Settlers и Age of Empires, а также предлагает нам погрузиться в уникальную систему расширений, позволяющую постепенно увеличивать площадь подконтрольных территорий.

Важную роль в геймплее играет и погода. К зиме необходимо готовиться особенно тщательно, однако если выбрать соответствующую ветку в древе развития технологий, то зима на ваших землях будет теплее, чем на вражеских территориях, что даст вам стратегическое преимущество. Откровенно скучная история компенсируется отличным дизайном сюжетных миссий и невероятно увлекательными боями в режиме сражений.

Практически идеальный тактический экшн с роботами и шикарным дизайном от создателей FTL. В Into the Breach вам предстоит отбиваться от волн монстров Век на картах, разделённых на 64 сектора, где располагаются различные крепости и сюжетно важные объекты. Разумеется, самый простой способ избавиться от монстров Век – это стереть их с лица земли при помощи своих роботов и атак с воздуха, но для этого придётся мыслить стратегически и не подпускать врагов к своим постройкам.

Гражданские здания обеспечивают вас электричеством, которое служит здесь своеобразной шкалой здоровья. Всякий раз, когда противник нападает на такое здание, вы становитесь на шаг ближе к поражению. Как только у вас не останется электричества, ваша команда отправится назад во времени и попытается спасти мир заново. Это довольно сложное, компактное и динамическое приключение. Открывая новые типы роботов и апгрейды для них, вы будете постепенно изучать новые способы сражения с беспощадным врагом.

Первая Total War: Warhammer показала, что фэнтезийная вселенная Games Workshop идеально подходит для масштабных битв и удивительной детализации поля боя – именно этим известна студия Creative Assembly. Во второй же части нас ждало множество улучшений – в интерфейсе, облике и умениях героев, а также армий различных фракций.

Четыре представленные фракции (скавены, высшие эльфы, тёмные эльфы и ящеролюды) разительно отличаются друг от друга, а при их создании авторы основательно изучили предысторию богатой вселенной Warhammer. Если вы давно хотели познакомиться с миром Warhammer, но не знали, с чего начать, то эта игра отлично подойдёт вам. А если у вас уже есть прекрасный оригинал, то вас ждёт одна масштабная кампания, действие которой разворачивается на единой гигантской карте.

Дополнение War of the Chosen привносит в игру как ряд незначительных мелочей, так и довольно интересные элементы вроде колоритных болтливых врагов, появляющихся в случайном порядке по мере прохождения основной кампании, каждый из которых имеет сильные и слабые стороны. Вас также ждут новые типы солдат противника, тысячи косметических изменений, похожие на зомби враги, населяющие заброшенные города, возможность создавать пропагандистские плакаты и многое другое.

В итоге каждая кампания в War of the Chosen получается немного перенасыщенной, но все изменения настолько хорошо выполнены, что ни один фанат XCOM 2 не должен проходить мимо.

На первый взгляд название игры звучит просто кощунственно. Спустя десять с лишним лет после выхода последнего Homeworld они решили превратить игру, которую помнили за ее космические корабли и перемещение в трехмерном пространстве, в очередную наземную стратегию про танки? Да это еще и приквел? Тем не менее, вопреки всем возникшим опасениям, Desert of Kharak получилась удачной по всем параметрам.

Это не только изумительная RTS, ставящая себя особняком от остальных современников жанра, но и великолепный представитель Homeworld, переосмысливший серию и четко уловивший ее магию.

Лучшая на данный момент игра серии, в которой так много различных деталей, что кажется, будто она сразу вышла в комплекте с парой-тройкой дополнений. Система областей позволяет строить огромные города и мотивирует продумывать свои действия на несколько шагов вперёд. Отдельной похвалы заслуживает потрясающий дизайн игры – да, к местному мультяшному стилю привыкаешь не сразу, однако со временем становится понятно, что данное решение пошло проекту на пользу.

Очень интересно увидеть, что нового привнесут дополнения в эту и без того насыщенную игру, являющуюся безусловным пиком всей легендарной серии.

«Надеюсь, будущие патчи и дополнения восполнят имеющиеся пробелы», написал один из журналистов в своём в день её выхода. И хотя научно-фантастическом проекту от Paradox ещё есть куда расти, высокий уровень обновлений и их регулярный выход определённо идут игре на пользу.

К примеру, с дополнением Utopia внутренняя политическая система игры подверглась значительным изменениям (не говоря уже о сотне других мелких нововведений), что подарило нам ещё сотню часов геймплея. К тому же теперь здесь можно строить сферы Дайсона вокруг звёзд, чтобы выкачивать из них энергию, обрекая близлежащие планеты на обледенение. Жестокое, но завораживающее зрелище.

Endless Legend стала в прошлом году одним из нежданных прорывов. Последовав за Endless Space от студии Amplitude, фэнтезийная 4Х-стратегия EL была очень хороша, но все же не в полной мере реализовала потенциал разработчиков. Релиз ее прошел незамеченным благодаря выходу на рынок высокобюджетной Civilization: , но EL по праву стала лучшей игрой в жанре со времен четвертой Civilization.

Она глубже и разнообразнее, в ней потрясающие асимметричные фракции, субрасы, герои, квесты и прочее, прочее. И выглядит она, к тому же, просто великолепно.

Настолько же социальный эксперимент, насколько и стратегическая игра, Neptune’s Pride сталкивает людей друг против друга в битве за звездную систему. Правила просты: развивайте свои системы, стройте корабли и отправляйте их на завоевание новых систем. Война раскручивается медленно, неделю или около того, и требует внимания, что может слегка подпортить вам реальную жизнь.

Простая, но элегантная механика потворствует заключению и нарушению союзов, что может вылиться в коварное нападение вчерашних друзей на ваши системы. Естественно, часа в три утра, пока вы смотрите второй сон. Доступная игра, продуцирующая массу поразительной драмы.

Я до сих пор люблю первые две Red Alert, поскольку в серии C&C от Westwood практически нет плохих тайтлов, однако именно в этой части идеально всё: здесь самые интересные кампании, лучшие юниты, прекрасные карты и, конечно же, шикарные ролики.

Фракции отличаются друг от друга по всем параметрам и имеют куда больше уникальности, чем это было в оригинальной игре – взять хотя бы советских осьминогов и дельфинов, выступающих на стороне союзников. Здесь авторы нашли идеальный баланс между самоиронией и искренностью в катсценах, а потому игра и увлекала, и вызывала улыбку в нужных моментах.

Чего, увы, нельзя сказать о натуральной катастрофе в лице Red Alert 3 от EA.

Если вы когда-либо мечтали покорять космос во главе армады настраиваемых звездолетов-колоссов, эта стратегия для вас. В ней умный, креативный ИИ, а одна полная игра может занять недели.

Вам придется следить за экономикой, технологией, дипломатией, культурой, наращивать военную мощь, выковывать альянсы, сражаться в войнах и доминировать над прочими народами галактики. Напоминает игры серии Civilization, но только масштабнее и, местами, намного глубже.

По своей механике Homeworld феноменальная стратегия с полностью трехмерным игровым пространством. Она была в числе первых представителей жарна, вырвавших его с одной единственной плоскости.

Более того, игра может похвастать шикарной атмосферой и дизайном звука, от Адажио для струнных в начальных миссиях до барабанной дроби, ускоряющей сердцебиение в мультиплеерных баталиях. Если вам нравится перезагруженный Battlestar Galactica, обязательно поиграйте в Howmeworld.

С масштабностью битв в Supreme Commander способен соперничать один лишь Total War. Вот ты отдаешь приказ конкретному инженеру, затем крутишь колесо мыши – и ты наблюдаешь за полем боя с высоты птичьего полета. А пару секунд спустя ты уже разглядываешь лицо другого солдата, в нескольких километрах от первого. Даже голова кругом идет.

Столкновение армий, состоящих из стройных колонн сотен роботов, награждает игрока самой восхитительной перестрелкой, которую только способен обработать процессор. SupCom является одной из очень немногих RTS, которые в одном сражении объединяют морскую, наземную и воздушную технику. И даже больше – с артиллерией, тактическим ядерным вооружением и экспериментальными роботами титанических размеров.

Вдобавок к тому, что SC2 стал преемником лучшей соревновательной стратегии прошлого десятилетия, он заслужил почет еще и за переосмысление структуры традиционной кампании RTS. Хорошим примером подобного является Heart of the Swarm, но начало положила именно «человеческая» Wings of Liberty: затейливое приключение, каждую новую миссию подающее к столу смесь из рабочих формул.

От сценария защиты от нашествия зомби до планеты, каждые несколько минут затапливаемой лавой, SC2 заставляет игрока заново учить все свои основные элементы.

Не самый очевидный претендент на попадание в этот список, Tooth and Tail привлёк нас своим простым взглядом на RTS (а создавалась игра явно под контроллеры), в котором сохранились все слагаемые отличной стратегии. Игра даже ближе по духу к Pikmin, чем Halo Wars – юниты здесь собираются вокруг вашего персонажа и выполняют простейшие приказы, а создание юнитов происходит автоматически, опираясь на лимит популяции и доступные ресурсы.

Битвы длятся не более 10 минут, а действие происходит на фоне неплохо прописанного политического конфликта между фракциями антропоморфных животных.

Игра, которую сегодня вспоминают как родоначальника , Warcraft III – это в первую очередь изобретательная и амбициозная стратегия, познакомившая многих игроков с кинематографичным фэнтези.

Здесь впервые были введены RPG-элементы в виде героев и нейтральных юнитов, чего не наблюдалось раньше ни в одной стратегии, а масштабная кампания рассказывала потрясающую историю, которая полностью захватывала игрока благодаря безупречному исполнению. В качестве бонуса прилагались забавные фразы от юнитов, реагировавших на закликивание.

Переход серии в полное 3D ознаменовал собой пересечение рубежа, за которым постепенно накапливающиеся проблемы привели к нестабильности при релизе Empire и долгоиграющим неполадкам с ИИ, преследовавшими игроков в поздних играх серии.

Оригинальный Rome представил нам незатейливый, но захватывающий облик древней войны, и сделал это шедеврально. Великолепный экскурс в одну из самых любопытных эпох военной истории, интересный и по сей день.

Большим искушением было поставить в этот список первую часть «Рассвета Войны», но решено было остановиться на ее экспериментальном сиквеле, заменившим большие отряды на горстки крутейших космических отморозков с наборами убийственных способностей.

Для расправы с орочьими ордами вам приходится управлять этими генномодифицированными спецназовцами, согласовывая их действия с налетами Штурмовиков, прицельным огнем Скаутов и прикрытием отрядов тяжелого вооружения. И совместный режим Last Stand тоже получился замечательным.

SSE пользуется кое-какими приемами 4Х-стратегии, но работать их заставляет в обертке RTS. Это игра о звездных империях, что растут, процветают и гаснут в далеком космосе далекого будущего. Ну, и про то, как громадные звездолеты этих империй выходят из гиперпространства к пылающим мирам.

Дипломатия тоже доступна, но ведь это громадные звездолеты! Сыграйте в дополнение Rebellion и увидите, как эти самые корабли вырастают до действительно невероятных размеров.

CKII это политическая стратегия. Она не только о том, как игрок ведет в бой свои войска, но и про свадьбу его имбецильной племянницы. Значение имеет каждый персонаж, у каждого есть свои цели и желания. Да, это сложно (вините в этом феодальный строй), но зато можно получить свою личную драму, прямо здесь и сейчас.

Ситуация частенько загоняет игрока в угол, в безвыходные положения, заставляя творить ради власти ужасные вещи. Как-то раз мне пришлось казнить новорожденного младенца, чтобы править могла его старшая и более умная сестра. Средневековье было то еще времечко.

Зловещая синяя карта мира в DEFCON стала идеальной сценой для жуткой истории о начале ядерной войны. Сначала вы готовитесь к Армагеддону, забивая склады запасами, размещая пусковые шахты, атомные подлодки и настраивая противоракетную оборону. Эта организационная стадия игры сама по себе интересна своей стратегической составляющей, но по настоящему крутым DEFCON становится, когда ракеты отправляются в небо.

Расплывающиеся пятна взрывов, подсчет жертв по мере того, как город за городом обращаются в радиоактивные пепелища. Когда пыль осядет, формальная победа уже мало кого будет волновать. Мультиплеер, где творится сущий кошмар, просто изумителен.

Некоторые игры пытаются дистанцироваться от эмоциональной стороны войны, что закончилась совсем недавно. Но не Company of Heroes. Она напряженная, сложная и жестокая.

Само собой, игра использует чисто голливудские приемы (грязевые султаны артиллерийского обстрела перекочевали сюда прямиком из «Спасти рядового Райана»), но в результате мы получили самую интенсивную стратегию в мире, идеально ухватившую тактический дисбаланс Второй мировой войны.

Глубокая стратегическая составляющая и прозрачная пошаговая боевая система сделали из Xenonauts образец среди ребутов игр. Если вы старый фанат серии X-COM, забудьте о своих древних дисках и ископаемой графике двадцатилетней давности. Лучший способ вспомнить славные деньки – включить «Ксенонавтов». Если же вы с X-COM не знакомы, эта игра даст вам шанс насладиться истоками серии с доработанной механикой и деталями.

После Rome серия скорым шагом шла в тупик, таща на себе ворох проблем. Но Shogun 2 все же сумел стать такой игрой, какой фанаты хотели снова видеть Total War. Шикарный сеттинг, отточенная механика и честь вашего лидера, балансирующего между буддизмом и христианством. Реальная разница между кланами (лучники Тёсокабэ – лучшие!), и кое-какие особенно забавные специальные отряды, вроде бомбометателей ниндзя кисё.

Shogun 2 предложил еще и такую классную вещь, как совместная кампания для двоих игроков – отличный (хоть и медленный) способ завоевания континента. Последовавшая за TWS2 игра Rome 2 стала чрезвычайно амбициозной, но так и не смогла добиться той отточенности баланса и механики, что удалась Creative Assembly в Shogun 2. Во втором дополнении, Fall of the Samurai, игрокам предложили фантастическую кампанию уже в эпоху пороха, в самой середине 19 века. Ружья, мечи, ниндзя – там есть все, что душе угодно.

В 2012 году, эксперт по стратегиям Тим Стоун (Tim Stone) описал игру как «свежий и дружелюбный» варгейм, похвалив впечатляющий ИИ. Чтобы одолеть компьютерных генералов, придется на всю катушку использовать преимущества поля боя и разнообразить тактику.

Простой и доступный интерфейс снижает порог вхождения, обычно высокий в варгеймах. А изучив тонкости системы, вы откроете для себя невероятные глубины механики.

Age of Empires подарила нам возможность проживать столетия прогресса в получасовых игровых сессиях, но RoN пошла дальше, с умом внедряя элементы пошаговых стратегий вроде Civilization. Вместо того, чтобы напрямую вести свои войска в бой, вы расширяете государство, отстраивая новые города.

Когда границы стран сталкиваются, между народами начинается технологическая гонка, война за влияние, перемежающаяся ракетными ударами и бросками копий. Разве может когда-нибудь надоесть процесс сокрушения лучников и рыцарей танками и стелс-бомбардировщиками?

Список не мог обойтись без этой игры, даже с учётом того, что Rise of Nations развила все заложенные здесь идеи по максимуму. Age of Empires II и сегодня смотрится на ПК весьма достойно благодаря HD-переизданию, для которого до сих пор выходят дополнения. Последним стало Rise of the Rajas, вышедшее в конце 2016 года. Совсем неплохо для игры, которой почти стукнуло 20 лет.

Создавайте огромные армии, улучшайте их, собирайте ресурсы и наслаждайтесь увлекательными кампаниями в этой RTS. А если вас утомят предложенные кампании, то вы всегда можете скачать любительские дополнения или даже создать собственные сценарии. С нетерпением ждём выхода четвёртой части игры.

С начала 90-х и до середины 00-х стратегии властвовали над умами игроков, получая заслуженный почет и уважение. Увы, но их золотая пора минула: RTS (стратегии в реальном времени) не могут конкурировать в зрелищности с очередным Battlefield, с динамикой Overwatch или сюжетом Witcher 3. Поэтому геймерам приходится довольствоваться очередным перепрохождением старой-доброй классики или ожидать выхода новой «Цивилизации».

Впрочем, не все так пессимистично. Наш рейтинг лучших стратегий позволит установить самых достойных представителей жанра, а также узнать о последних релизах, которые подарили некоторым классическим стратегиям вторую жизнь. Надеемся, этот ТОП-10 окажется информативным. Если же нет: комментарии и голосование внизу статьи в помощь.

Рейтинг лучших стратегий

Stronghold вышла на свет в золотую эпоху RTS — в 2001 году. В то время большинство стратегий пытались подражать либо C&C, либо Warcraft, но у «Стронгхолд» были иные планы.

В игре была хорошо проработанная экономическая составляющая. Хотя количество доступных ресурсов не далеко ушло от стандартных «дерево/железо/золото/камень/еда», появился необычный параметр — «Популярность». Она обеспечивала приток новых жителей в город и зависела от многих факторов: налогообложения, разнообразия доступной пищи, развлечений.

Чтобы нанять солдат, недостаточно было построить казарму. Нужно было возвести здания, производящие оружие. Обеспечить оружейников нужным строительным материалом. Подождать, пока хромающий дед вальяжной походкой доставит в арсенал выстроганный лук… Теперь можно нанять одного лучника. И так со всеми типами войск! Нельзя просто поставить казарму и «наклацать» любых юнитов — этому предшествовала организация полного цикла производства оружия и амуниции. Неудивительно, что в игре был ряд экономических миссий, которые не уступали по сложности военным.


Обычное безмятежное утро в Stronghold Crusader

Впрочем, особую популярность завоевала не первая часть, а ее продолжение: Stronghold Crusaders, которая появилась в следующем, 2002 году. Как следует из названия, игра была посвящена противостоянию арабов и крестоносцев. К сожалению, исчез режим атаки/защиты замка (единственное, ради чего стоит уделить внимание первой части), зато появилось больше юнитов, часть из которых можно было нанимать за золото без производства оружия. За деньги нанимались исключительно воины пустыни, в то время как европейские солдаты и дальше должны были снаряжаться оружием собственного производства.

Игра остается популярной до сих пор благодаря мультиплееру и выходу дополнения Crusaders Extreme. Также этому способствует простая, но достаточно разнообразная система постройки фортификационных сооружений: Стронгхолд позволяет обнести замок зубчатыми стенами и высокими башнями, оснастить их защитными орудиями и лучниками, установить дополнительные ловушки и выкопать ров с водой.

Первая часть Command & Conquer вышла в 1995 году, став на то время настоящим прорывом жанра и составив серьезную конкуренцию Варкрафту и Дюне. Многие привычные ныне особенности геймплея на то время выглядели революционными:

  • Выделение и направление группы юнитов всего одним щелчком мыши;
  • Присутствие нейтральных юнитов, зданий и других объектов, с которыми можно взаимодействовать (читай «разносить в хлам»);
  • Система разделения юнитов по классам. Появился принцип «камень, ножницы, бумага» — первый тип юнита эффективен против второго, но уязвим для третьего и т.д.;
  • В игре стали использоваться видеоролики и анимационные заставки. В паре с классным саундтреком, они позволили игрокам «проникнуться» историей вселенной C&C, а не воспринимать ее как очередную безымянную шахматную доску для оттачивания своих тактических способностей;
  • Наличие всего одного ресурса, тиберия — именно за него и ведутся все войны во вселенной этой игры.

C&C оказалась обрела популярность со всеми вытекающими: многие элементы геймплея разошлись по другим играм, став привычными элементами большинства стратегий. Кроме классической серии C&C, которая радует своих поклонников новыми релизами до сих пор, со временем появились две «альтернативные» версии вселенной игры. Это Command & Conquer: Generals (2003) и ставшая весьма популярной линейка игр Red Allert.

  • Red Allert

Советы как бы передают пламенный привет старику Эйнштейну

Red Allert вполне заслуживает отдельной статьи. Эта игра вобрала в себя невероятное количество безумия и «клюквы» на тему холодной войны и противостояния НАТО и СССР. Вот краткое описание предыстории вселенной игры: насмотревшись на ужасы Второй мировой, в 1946 году старик Эйнштейн решает смастерить машину времени и вернуться в прошлое, чтобы изничтожить Гитлера. В результате чаша весов качнулась в другую сторону: товарищ Сталин решает построить свой собственный, коммунистический Рейх, и Европе вместе с союзниками все-равно приходится воевать.

Насколько была успешна игра, судите сами: во всем мире было продано 35 млн копий. В книге рекордов Гинесса появилась запись, уверяющая, что Red Allert — самая продаваемая RTS в мире. В 2000 и 2001 годах вышли Red Allert 2 и Red Allert 2: Yuri’s Revenge, которые до сих пор остаются классическим выбором олдфагов. Впрочем, для почитателей более современной графики, есть и третья часть RA.

Warhammer — обширная вымышленная вселенная, на основании которой построены многие книги, комиксы, фильмы, компьютерные и настольные игры. При этом существует две версии этой вселенной: Warhammer Fantasy и Warhammer 40,000. В первом случае, как следует из названия, Вархаммер верен канонам фэнтези и радует поклонников Толкина и прочих «эльфов». А Warhammer 40,000 создает некий микс из фэнтези и , отодвигая противостояние поближе к звездам.

Игр, связанных с Warhammer 40.000, можно насчитать около 20. Но только одна из них у любого поклонника стратегий всегда ассоциируется со словом «Вархаммер»: это единственная и неповторимая Warhammer 40 000: Dawn of War, вышедшая в 2004 году.

Стратегии, в привычном понимании этого слова, места предоставлено не так и много: в центре внимания оказывается тактика. Здания строятся быстро, а ресурсов предусмотрено всего 2: энергия, для которой нужно строить генераторы, и специальные баллы, которые можно получить, удерживая чек-пойнты под натиском неприятеля.

Создатели игры как бы с первых минут прямо заявляют: оставьте всю эту возню с постройкой базы и экономическим развитием для ботанов. Вселенная WH40K создана исключительно для того, чтобы заставлять закованных в латы десантников драться с различными монстрами (от орков до более экзотических созданий). Так что никакого длительного экономического развития в ней не предвидится: только сражения с первой до последней минуты.


Warhammer 40,000: Dawn of War 2 как будто создана для Джереми Кларксона из «Топ Гир»: с воплем «Power!!!», игрок разметает всех врагов на своем пути. Тактика? Не, не слышал.

В 2009 году состоялся релиз Warhammer 40 000: Dawn of War 2, которая получила высокие оценки игроков, была тщательно похвалена многими игровыми изданиями, но… внезапно оказалась не стратегией. Верные почитатели первой части с ужасом обнаружили, что долгожданная Dawn of War 2 стала больше напоминать RPG типа Diablo, чем себя же 5-летней давности. Правда, это не помешало игре найти своих поклонников, которые уверяют, что мультиплеер сохранил все необходимые элементы RTS и вполне удовлетворителен.

7. Total War

Забавно, что Total War и Warhammer 40 000: Dawn of War расположились по соседству в рейтинге лучших стратегий, ведь как раз в мае этого года вышла Total War: Warhammer — первая TW, посвященная вселенной Вархаммер. Правда, не Warhammer 40.000, а Warhammer Fantasy — так что она, в первую очередь, придется по вкусу любителям фэнтезийных миров. Впрочем, давайте обо всем по порядку — ведь выходу этой игры предшествовало 9 других частей, которые и принесли TW всемирную известность.

Главной отличительной особенностью Total War является удачное соединение пошагового режима и RTS: уровень каждого из них выбирается отдельно. Главное действо разворачивается на глобальной карте мира, в которой все происходит пошагово. Но сражения загружаются отдельно и стремительно развиваются в режиме реального времени. Игрокам предстоит с умом использовать особенности местности и различные типы юнитов, что позволяет получить преимущество даже над превосходящими силами противника.


Первая TW вышла в 2000 году. Но всемирную известность серии принесла ее третья часть, Rome: Total War, в которой использовался трехмерный движок. Как следует из названия, действие происходило во времена Римской империи. Кроме «классических» европейских наций, в игре были доступны арабские империи (Египет) и даже варвары. В зависимости от выбранной стороны отличались не только юниты, но и архитектура городов. Популярность этой части последующие TW так и не смогли переплюнуть.

В 2013 вышла Rome: Total War II — изначально забагованная, но позднее доведенная до ума с помощью многочисленных патчей. Вероятно, вдохновившись «Цивилизацией», разработчики Rome 2 добавили возможность побеждать не только путем завоевания, но и с помощью культуры и торговли. Впрочем, это не единственная часть, достойная внимания: Napoleon, Attila, Shogun 2 и упомянутый ранее Warhammer также по-своему интересны.

Если бы мне удалось создать настолько успешный продукт, как Warcraft, я бы лет 20 почивал на лаврах, спуская все деньги каким-нибудь абсолютно бессмысленным способом. Но ребята из Blizzard не такие: сорвав заслуженные овации после выхода Warcraft 2, Близзарды взялись за работу над космической RTS. Правда, в результате у них все-равно получился Варкрафт: бета версия была нещадно раскритикована и воспринята как «орки в космосе». К счастью, разработчики прислушались к критике и полностью переделали графический движок и сеттинг. Так в 1998 году родился легендарный StarCraft.

В игре представлено 3 расы: зерги, протоссы и терраны, которые заимствованы со вселенной Вархаммера 40.000 (тираниды, эльдары, имперская гвардия). Впрочем, схожесть исключительно поверхностна: появившись на свет, СтарКрафт пошел собственным путем развития — вселенная этой игры обросла своими особенностями и сейчас имеет мало общего с Warhammer.

В большинстве стратегий, чтобы сохранить хрупкий баланс, все нации имеют одинаковый набор юнитов и зданий + несколько уникальных построек/солдат, которые вносят определенное разнообразие, но принципиально не влияют на тактику игры. StarCraft же наплевал на эти каноны. Все 3 расы абсолютно разные:

  • Зерги далеки от технологий и науки, добиваются превосходства исключительно количеством.
  • Высокодуховные протоссы являются полной противоположностью зергов: каждый протосс мнит себя важной личностью с богатым внутренним миром, поэтому стоит немало ресурсов, но и бьет, соответственно, больно и сильно.
  • Терраны (от слова «терра») представляют в игре человеков. Являются «золотой серединой» между зергами и протоссами.

Красивые огоньки Star Craft 2 заманивают доверчивых школьников и вызывают скептическую усмешку олдфагов

Такие разительные отличия между расами дали игре солидное преимущество перед остальными RTS, завоевав ей репутацию «умной» стратегии, в которой нужно не просто «наплодить» как можно большую армию, а продумать свои действия наперед, проявив стратегические и тактические умения. Не последнюю роль играет и микроконтроль: если протоссы не особо требовательны к точности управления, то успех наступательный операций других рас, особенно зергов, напрямую зависит от скорости и точности реакции игрока.

В 2010 году вышла StarCraft II. Современная графика и отличный мультиплеер позволили игре вернуть былую славу и занять свое законное место в киберспорте. Хотя олдфаги уверяют, что уникальный баланс первого SC отчасти утерян, СтарКрафт 2 получил высокие оценки самых разных игровых изданий (в среднем 9 из 10) и подарил ей вторую жизнь.

5. Age of Empires

В 1997 году вышла первая часть Age of Empires: все тот же Варкрафт, только в профиль. Вместо фэнтезийных рас в игре было представлено 12 человеческих наций, которые могли развиваться от каменного века до античности. Фурора в игровом мире эта игра не совершила, но в целом была воспринята благоприятно, что вдохновило ее создателей начать работу над второй частью.

Спустя 2 года вышла Age of Empires II: The Age of Kings, которая стала поистине легендарной. Она затмила не только первую часть, но и многих тогдашних «китов» этого жанра, отвоевав себе приличную армию поклонников. В 2000 году появился аддон Age of Empires II: The Conquerors, который добавил в игру 5 новых наций с уникальными юнитами, а также дополнительные миссии и технологии. Именно эта часть игры и стала самой популярной в серии Age of Empires. В чем причина ее успеха?

  • Разнообразие наций. В The Conquerors насчитывалось 18 наций, многие из которых были довольно экзотичны: гунны, тевтонцы, сарацины, кельты, персы, ацтеки, майя и т.д. По сути, именно эта игра заложила моду на стратегии с множеством разных цивилизаций.
  • Возможность развития. Вторая «фишка», которая была впервые среди стратегий реализована именно AoE 2 — переход из одной исторической эпохи в другую. Все это сопровождалось довольно обширным деревом технологий, для исследования которых необходимо было строить различные здания и тратить ресурсы.
  • Баланс. Само собой, нации отличались не только цветом и разным дизайном зданий. Каждая из них имела собственные бонусы и уникальных юнитов. Одни имели экономическое преимущество, другие более сильную кавалерию, третьи классные осадные орудия, четвертые дальнобойный флот и т.д. Все это разнообразие было довольно сбалансированным без явных фаворитов. В результате, Age of Empires 2 приглянулась многим любителям сетевых баталий.

Как оказалось, красивая картинка не может заменить интересный геймплей

В 2005 году вышла Age of Empires III. Она была неплоха, но до успеха своей предшественницы и близко не дотягивала. В результате, после нескольких аддонов, Microsoft сдались и, на радость фанатов, вернулись к Age of Empires 2. В 2013 году они выпустили Age of Empires 2: HD edition, а затем еще 2 аддона: The Forgotten (5 новых наций, в том числе славяне) и The African Kingdoms (еще 4 нации и «африканские» кампании). Так что на сегодняшний день AoE 2 продолжает развиваться и радовать поклонников новыми дополнениями.

4. Казаки

Успех Age of Empires привлек внимание многих игроделов: они перестали пытаться создать собственный «варкрафт», переключившись на «Эпоху империй» (которая, несомненно, создавалась под вдохновением от Warcraft). Вот и ребята из украинской компании GSC Game World создали RTS, которая концептуально имеет много общего с AoE.

Игра «Казаки», вышедшая в 2001 году, оказалась настолько успешна, что в глазах многих отечественных стратегов надолго затмила «Эпоху». Если верить «Игромании», то в свое время «Казаки» стали самой продаваемой отечественной игрой (более 1 миллиона копий).

«Казаки» продолжили идею многочисленных игровых наций. Во втором аддоне первой части, который назывался «Снова война», было доступно 20 разных стран. И если в «Эпохе» не было ни одной славянской нации, то в «Казаках» была доступна не только Россия, но и Украина (что логично, следуя из названия и географического расположения разработчиков). Были и более изысканные нации, вроде Пьемонта и Саксонии.

В отличие от других стратегий, в «Казаках» ресурсы тратились не только на приобретение юнитов, но и на их содержание. Без еды начинался голод, а наемники, приобретенные за золото, поднимали восстание, стоило казне опустеть. Чтобы использовать огнестрельное оружие, необходимы были железо и уголь — без них стрелки и артиллерия оказывались беззащитны.

Также в игре можно было захватывать некоторые вражеские здания, артиллерию и крестьян (кроме украинских, с ними как обычно: воля або смерть). В сравнении с «Эпохой империй», «Казаки» казались более динамичными, позволяя создавать невероятное количество каких-то безумных и бесстрашных юнитов — в сетевой игре схватки таких полчищ выглядели эпично и захватывающе.

  • Казаки 2

В 2005 году вышли «Казаки 2»: не смотря на высокие оценки многих игровых изданий, игра не вызывала того восторга, что первая часть. В ней было переработано абсолютно все: она стала более реалистичной и продуманной. Никаких «спорных» наций, набегов орд бесстрашных безумцев и апгрейдов древних ружей до такой степени эффективности, что даже Калашникову становится завидно.

Сражения в «Казаках II» заставляли учитывать особенности местности, подолгу перезаряжать ружья и следить за боевым духом солдат, которые могут струсить и броситься в рассыпную. Звучит, вроде бы, неплохо, но в сетевой игре от былого веселья не осталось и следа.

  • Казаки 3

А 21 сентября 2016 года вышли долгожданные «Казаки 3», о которых никто уже и не мечтал. И все бы хорошо, если бы не цифра 3 в названии — все ожидали продолжения серии, а получили ремастеринг первой части. Старая игра была перенесена на новый графический движок, геймплей полностью взят с оригинальных «Казаков». Добавьте к этому приличное количество багов, которые GSC Game World активно исправляли после релиза с помощью различных патчей, и вы поймете, почему многие геймеры почувствовали себя обманутыми. Все-таки, GSC стоило объявить о том, что игра является ремастерингом первой части до релиза, а не после него.

3. Heroes of Might and Magic

Первая часть пошаговой стратегии Heroes of Might and Magic вышла в далеком 1995 году. Ее предшественником была King’s Bounty, которая появилась еще в 1991 году. Но всеобщая любовь и признание к HoMM приходили постепенно, накрыв Heroes of Might and Magic III с головой где-то ближе к 1999 году.

Действие всех «Героев» происходит в некой фэнтезийной вселенной. Расы есть, но игрок к ним не привязан: герой может завоевывать замки любых фракций и нанимать любых доступных юнитов. Так что под одними знаменами может собраться самая разношерстная и дикая братия: эльфы и скелеты, кентавры и драконы, люди и элементали.

Сражения происходят на поле, разделенном на тайлы (шестиугольники). Юниты одного типа занимают одну клетку вне зависимости от их количества. Ходы осуществляются по очереди, герой же смотрит на это действо со стороны, время от времени пытаясь помочь своей армии, кастуя различные заклинания. Постепенно герой получает опыт, изучает новые скиллы и собирает различные артефакты, делающие его лучше и выше.

HoMM IV вышли в 2004 году и были восприняты, мягко говоря, неоднозначно: уж слишком много оказалось нововведений. Главное и ключевое новшество касалось героев: из пассивных наблюдателей они превратились в активных участников баталий, которые могли передвигаться, наносить урон и подвергаться атаке подобно остальным юнитам. Герои могли путешествовать вообще без войск: по одному или сбившись в банду из 7 персонажей. Прокачавшись как следует, одинокий герой мог самостоятельно вынести многочисленную армию.

Была и обратная сторона медали: если удавалось вначале боя убить вражеского героя, можно было получить солидное преимущество. Например, имело смысл организовать диверсионную атаку на неприятеля, уложить предводителя войска и отступить — обезглавленная армия теряла возможность захватывать шахты и замки, что заставляло ее отступать и тащить бездыханную тушку полководца домой.

Все эти нововведения породили несметные просторы для споров и холливаров: поскольку с выхода третьей части прошло 6 лет, появилось новое поколение геймеров, которые «Героев» до этого в глаза не видели — им HoMM4 пришлись по душе. А вот те, кто вырос на предыдущих частях, испытали баттхерт смешанные чувства.

  • Heroes of Might and Magic V

Споры между сторонниками и противниками четвертой части остановил релиз Heroes of Might and Magic V, который состоялся в 2006 году: вчерашние противники объединили свои усилия в общем порыве выразить претензии по поводу мультяшной графики для любителей аниме. Если же закрыть глаза на картинку, по геймплею «Герои 5» были осовремененной копией третьей части — очевидно, разработчики не стали экспериментировать, чтобы подзаработать на ностальгии фанатов серии.

На этом заканчиваются классические «Герои» и начинается нечто совершенно непонятное. HoMM 6 и 7 превратилось в некий альтернативный продукт, настолько далекий от оригинала, что на их фоне даже «Герои 4» выглядят эталоном кошерности. Поэтому большинство поклонников «Героев» предпочитают играть в более ранние версии, с 3 по 5. Но самыми популярными остаются Третьи ХоММы. Тем более, что в 2015 году вышла HD-версия этой игры.

2. Civilization

Первая «Цивилизация» появилась в лохматом 1991 году и, как поговаривают, являлась цифровой версией одноименной настольной игры начала 80-х. Поскольку в те времена компьютеры у простых смертных не водились, о новой стратегической игрушке подозревали немногие: преимущественно работники НИИ и прочих интересных предприятий.

Тем не менее, игра оказалась вполне успешной: какой инженер мог устоять от искушения после напряженной рабочей смены примерять на себя роль Сталина или Ганди? Наличие Цивилопедии, детальной игровой энциклопедии, выгодно отличало Civilization от других стратегий тех времен.

  • Civilization II

В 1996 году Сид Мейер и компания выпустили вторую часть Цивы, которая, благодаря большей распространенности компьютеров, стала вполне успешным коммерческим продуктом. Не смотря на посредственную графику, в игре были классные моменты: к примеру, при постройке чуда света проигрывался видеофрагмент реальной кинохроники. Можно было увидеть запуск «Аполлона» или ядерной ракеты, съемки Сикстинской капеллы или Нотр-Дам де Пари. В последующих частях кино заменили обычной анимацией.

  • Civilization III

2001 год отметился выходом Civilization III: первой Цивы с приятной графикой. Даже сейчас она смотрится вполне привлекательно, а в 2001 году эта картинка вызывала настоящий восторг. Геймплей также претерпел определенные изменения. В Civ 2 игроки старались не собирать много юнитов на одной клетке, т.к. в случае вражеской атаки и гибели одного из них погибали все, кто стоял на клетке. В Civ 3 ничего подобного не происходило: чтобы очистить клетку от вражин, необходимо было уничтожить их всех.

Поэтому очевидная и единственная тактика ведения войны в третьей Циве: создание так называемого стека — толпы разношерстных юнитов на одной клетке. Время от времени появлялся лидер, который мог объединить 3 юнитов под своими знаменами. Такое образование называлось армией и представляло собой эдакого толстого юнита с 20НР. С помощью армии можно было выпилить практически все, что угодно.


Окно города — лучшее, что было в Civilization III

Фирменной фишкой второй и третьей Цивы стала ситуация, в которой технологически отсталый юнит, имея больше боевого опыта, мог спокойно уничтожить какое-нибудь чудо-оружие будущего. Например, в порядке вещей была ситуация, когда копейщик точным ударом разрывал в клочья вражеский танк или лучник, как следует натянув тетиву, сбивал вражеский бомбардировщик. Особо забавлял тот факт, что самолет сбивался одинаково успешно не только лучником, но и мечником. В последующих частях эта проблема была отчасти решена, но в первых Цивах такие события порождали немало приступов истерии.

В Civilization III был целый ряд нововведений, которые перекочевали во все последующие игры серии: разнообразные ресурсы на карте, Золотой век, культурное влияние на соседние города, с помощью которого можно было ассимилировать соседнее поселение, дерево технологий (в предыдущих частях приходилось запоминать или записывать последовательность открытий различных наук).

  • Civilization IV

Civilization IV, вышедшая в 2005 году, обзавелась трехмерным изображением. Игроки, привыкшие к третьей Циве, настороженно восприняли непривычную графику, так не похожую на предыдущую часть. В игре появились религия и шпионаж (аддон Beyond the Sword), а действия авиации стали более реалистичны: самолеты совершали налеты из города и не могли быть сбиты каким-то суровым копейщиком. Проблема скоплений большого количества юнитов на одной клетке отчасти решалась как раз авиацией или артиллерией: урон от их атаки получали все юниты в стеке.

Наступил 2010 год и вышла Civilization V. На смену квадратным клеткам пришли более удобные и практичные гексы: с ними границы государств избавились от странной линейной угловатости и стали более правдоподобными. Систему накопления громадного количества юнитов на одной клетке снесли под корень: теперь на одном шестиугольнике мог размещаться только один военный юнит. При этом их сделали эффективнее и сильнее.

На содержание определенных юнитов требовалось тратить стратегические ресурсы: лошадей, железо, нефть, уголь или уран. Не имея их под рукой, государство рисковало остаться без кавалерии, линкоров, ядерного оружия и авиации, что не только добавило реализма, но и заставило игроков осторожно распоряжаться ресурсами вместо того, чтобы клепать в неимоверных количествах все, что вздумается.

Тактика постройки как можно большего количества городов также отжила свое: большие империи получали штрафы по культуре и науке, а население начинало проявлять недовольство. Так что появилось несколько различных тактик: развитие через 4-5 городов с большим количеством населения или постройка большего количества поселений, но с меньшим количеством жителей в городах. Стала возможна победа и с одним единственным городом (привет от Венеции).

Еще одно нововведение: появление городов-государств, которые не претендуют на мировое господство. Дружба с ними приносила различные бонусы: ресурсы, очки науки, культуры или религии, юнитов и дополнительные голоса в Конгрессе.

Стоит отметить, что многие из функций, как и в предыдущих Цивах, были добавлены в аддонах: религия и шпионаж, караваны, возможность принимать различные резолюции в Конгрессе и ООН — в начальной версии без аддонов всего этого не было. Поэтому, читая отзывы об игре, не сложно проследить, как гнев поклонников серии постепенно сменялся на милость.

21 октября 2016 года состоялся релиз Civilization VI. Среди заметных нововведений: 2 дерева технологий, культурное и научное, которые открываются независимо друг от друга. Клетки вокруг городов необходимо застраивать специальными районами: научными, культурными, военными, религиозными, промышленными и т.д. Построить все точно не получится — банально не хватит клеток. Тем более, что каждое чудо света также требует отдельного тайла.

Описать все нововведения и особенности шестой Цивы сложно по причине ее свежести. Но игра уже получила высочайшие оценки различных игровых изданий, да и отзывы в Стиме, по большему счету, весьма положительные. И это не смотря на то, что обычно первая версия Civilization оказывается сыроватой и только со временем, с помощью нескольких аддонов превращается в шедевр. Но, судя по всему, шестая Цивилизация может стать первой представительницей серии, которая хороша изначально.

Сюжет Warcraft: Orcs and Humans завязан на противостоянии людей и орков. Как и в фильме, орки вываливаются в мир людей из портала и между ними начинается борьба за место под солнцем. Впрочем, первая часть привлекла к себе не так много внимания — вся слава досталась ее сиквелу, Warcraft II: Tides of Darkness, который вышел всего через год. Но только посмотрите, какие изменения в графике произошли за этот короткий период! Добавьте к приятной картинке интересные ролики и добротный сюжет, и все — шедевр готов.


Как бы «до» и «после» — год прошел не зря
  • Warcraft III

А вот продолжения банкета пришлось ждать долго — целых семь лет. И первая реакция игрового сообщества была неоднозначна: уж слишком много подозрительных новшеств появилось в игре:

  • Трехмерный движок;
  • 2 расы переросли в 4 (были добавлены ночные эльфы и нежить);
  • На картах появилось достаточно много нейтральных юнитов и монстров;
  • В игру были добавлены герои, которые накапливали опыт, прокачивали скиллы и кастовали всякие штуки (чем не RPG?);
  • Ролики стали еще ярче и красивее;
  • Сюжет еще закрученнее и пафоснее.

Вершиной эволюции третьей части стал выход Warcraft III: The Frozen Throne в 2003 году, которая и породила всеми памятную дотку (вряд ли открою Америку, если напомню, что DotA была создана в обычном редакторе карт Warcraft 3 и не рассматривалась как полноценная самостоятельная игра).

Был ли Warcraft родоначальником жанра RTS? Конечно, нет. Можно ли утверждать, что это лучшая стратегия в мире? Уверен, многие с этим не согласятся: C&C и Цивилизация, HoMM и Total War имеют солидные армии поклонников. Но, бесспорно, Варкрафт внес весомую лепту в жанр стратегий и, раз уж оказался на первом месте нашего рейтинга, значит… *здесь должен быть жизнеутверждающий тезис, но у меня нет ни одного подобного тезиса, связанного с Warcraft. Сорян, пацаны. Будут варианты — пишите в комментарии*

Существует огромное разнообразие жанров и видов компьютерных игр, но стратегии для ПК занимают ведущие позиции, ведь только благодаря им можно управлять вселенными, строить или разрушать цивилизации. Так что если вы хотите почувствовать себя богом, то смело запускайте одну из подобных забав. Что уж говорить, что игр этого жанра создано очень много, но мы подобрали для вас рейтинг самых лучших.

Civilization V

В этой стратегии для ПК вы погрузитесь в историю нашего мира и проведете человечество по всем ветвям - от каменного века до современной реальности и намного дальше. Игроку предстоит принять множество разных решений: социальных, политических, экономических, военных.

Свобода выбора - то, что характеризует эту стратегию. Можно быть завоевателем или построить государство, ориентированное на туризм или промышленность. В игре сможет разобраться даже новичок, открывающий для себя мир стратегий. Ведь в Civilization V отличная система подсказок и огромная база учебных пособий. Переосмысленная сетка боя погружает в игру с головой, также радует приятная графика.

Total War: Shogun 2

Продолжает список «Лучшие стратегии для ПК» игра, которая перенесет нас в феодальную Японию XVI века. Вам предстоит управлять целой империей - от экономики до защиты государства от захватчиков. В игре есть два режима, и нужно продемонстрировать все свои стратегические способности, чтобы успешно маневрировать между ними.

Управляйте империей в режиме не забывая о том, что вас ждут тактические бои в реальном времени. Баталии в Total War: Shogun 2 - отдельный разговор. Игроку предстоит продумывать тактику боя, и даже противник с численным превосходством может быть разбит благодаря умело проведенному бою или засаде.

StarCraft 2

Если вам нравятся научно-фантастические игры-стратегии на ПК в режиме реального времени, то стоит обратить внимание на StarCraft 2. Здесь все по классике: собирайте ресурсы, стройте войска и защищайте галактику от злобных космических эльфов и ксеноморфных инопланетян.

Игра потребует быстрых решений и действий. Особенно радует мультиплеер, ведь возможность сразиться с другим игроком куда как сильнее щекочет нервы. Хотя и одиночная кампания имеет свои плюсы. Огромное количество квестов и дополнительных заданий не дадут заскучать, а их вариативность и оригинальность приведут в восторг любого игрока.

XCOM: Enemy Unknown

Космические стратегии, на компьютер установленные, могут действительно удивлять. В XCOM: Enemy Unknown игроку предстоит отразить вторжение в режиме пошаговой стратегии. Вам нужно собрать команду из шести бойцов и смело направить их против роботов, инопланетян и других противников.

В игре большое количество карт местности, где героям предстоит вступать в жесткие перестрелки, а после битвы их ждет база, где нужно изучать технологии, увеличивать свои способности и решать проблемы с финансированием. Стратегия затянет не на шутку. Если вам не хочется идти по пути однопользовательской компании, и есть огромное желание вступить в бой с реальным противником, то режим мультиплеера даст вам такую возможность.

Tropico 5

Продолжает рейтинг «Лучшие стратегии для ПК» отличный градостроитель, где вам предстоит почувствовать себя диктатором Карибского бассейна. Маленькая республика может стать великой страной, но только под умелым руководством. Игроку предстоит самому решать, по какому пути пойдет его маленькое царство, ведь в этом и прелесть тоталитарного режима.

Но не стоит сильно перегибать палку, ведь ваш народ может поднять восстание и свергнуть режим. А если не быть достаточно осторожным во внешней политике, то страну ждет военное вторжение. Игра Tropico 5 - отличный и забавный градостроитель, который подарит массу удовольствия.

Age of Wonders 3

Классические фэнтезийные игры-стратегии на ПК не утратят актуальности никогда. Несмотря на то что в этой игре достаточно слабо продумана дипломатия и управление городами, Age of Wonders 3 не зря попала в список лучших.

Огромное количество разнообразных юнитов, и поля битвы, усеянные препятствиями, погружают в баталии с головой. При правильной тактике и умелой стратегии можно построить действительно огромную армию, сметающую все на своем пути. Так что если вам близки по духу эльфы, гномы, великаны, и вы не прочь поупражняться в магии, то смело приобретайте эту игру.

World in Conflict: Soviet Assault

В этой стратегии, на компьютер установленной, вам предстоит защищаться от «злобных советских солдат», которые решили завоевать весь мир. Тема достаточно заезжена и уже утратила актуальность, но то, как она подается в World in Conflict: Soviet Assault, стоит отдельного внимания.

В этой стратегии уже не нужно строить базы или управлять ресурсами, победа или поражение зависит от командных очков, которые дают за прохождение миссий. Впечатляющая графика и действительно интересная однопользовательская кампания поглотят и будут держать в напряжении в течение всей игры.

Стратегии онлайн

«Правила войны» открывают подобного жанра. В этой вам предстоит стать бесстрашным командором, пережившим ядерную войну и пытающимся наладить отношения с не совсем дружелюбными соседями.

Игра завоевала огромное число поклонников среди пользователей социальных сетей по всему миру, и на это есть причины. Отличная графика и озвучка, затягивающий игровой процесс, возможность общения с другими игроками и создание союзов - вот далеко не полный список достоинств, благодаря которым проект «Правила войны» попал в рейтинг «Лучшие игры-стратегии». Бесплатно играть можно сразу в браузере, что делает игру еще привлекательнее.

"Меч и Магия"

Идея о том, чтобы перевести легендарную серию в онлайн-режим, существовала уже давно. И наступил этот миг, когда можно поиграть в любимых «Героев» бесплатно, открыв окошко в браузере. Экономическому развитию и строительству замков здесь уделено мало внимания, но это компенсируется огромным количеством квестов, благодаря которым вы вдоволь попутешествуете по миру. Поиски артефактов, прокачка персонажа и стычки с врагами не дадут вам заскучать.

В игре «Меч и Магия» достаточно продумана а на прохождение сюжетной линии может уйти почти 100 часов - это достаточно впечатляющее время для игры-стратегии онлайн. Но, как и в любом браузерном проекте, герою предстоит взаимодействовать с реальными игроками. Некоторые из них станут друзьями, а кто-то окажется и заклятым врагом. Можно с уверенностью сказать, что Ubisoft удалось воплотить мечту множества фанатов серии.

Anno Online

Игры-стратегии на русском языке чаще всего предполагают очередность градостроительства и кровавых баталий. Но если вы не хотите участвовать в битвах, и жаждете отдаться созидательному процессу, то вам просто необходимо поиграть в Anno Online. Здесь вам также предстоит взаимодействовать с другими игроками, но только путем торговли и сотрудничества.

Основной задачей станет развитие своего города. Также вам необходимо думать об увеличении населения и проблемах с его обустройством. Вы будете налаживать торговые и производственные связи, заниматься постройкой домов и промышленных зданий и многое другое. продумана, и вы не найдете город, похожий на ваш, ведь каждый игрок развивается по своему пути.

Появился термин 4Х (глобальная стратегия), мы исследовали, расширяли, эксплуатировали и уничтожали (eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate) – то есть жили в фэнтезийных мирах. В последнюю пятилетку жанр переживает своего рода возрождение и, хотя иметь выбор – это прекрасно, не следует бездумно хвататься за всё подряд.

Не каждую глобальную стратегию можно назвать игрой для всех, поэтому я перебрал все основные тайтлы, вышедшие за последние несколько лет, и постараюсь резюмировать, почему вы можете захотеть (или не захотеть) в них поиграть.

Сделай свой ход

Давайте начнем с чего-то необычного. Dominions 5 - игра в жанре 4Х, про воинствующих богов и их фантастические армии. В самом начале игры вы создаете божество. Это божество может иметь образ яростного дракона или магического камня. Шаг за шагом вы собираете армии, вербуете волшебников для поиска апокалипсических заклятий, и отвлекаете от себя внимание остальных богов.

Графика в игре, скажем так – олдскульная. Вам нужно обыскать файлы сообщества, чтобы найти достойную пользовательскую карту. Но если вы это сделаете, да еще и прочитаете инструкцию к игре, вы получите детальную стратегию, которая создает безумные истории. В 4Х играх я привык управлять космическими кораблями и кавалерией, но только в игре Dominions я могу направить дружеские войска сатир, виверн, духов стихий и привидений против атлантов. После нескольких пробных игр вы без проблем сможете победить искусственный интеллект в игре. Но по-настоящему игра раскрывается в мультиплеере.

Кому подойдет игра : люди готовы вытерпеть убогую графику ради того, чтобы получить детальную магическую систему и управление над великолепными и разнообразными фракциями.

Уникальная смесь 4Х и в реальном времени, Rebellion обладает более быстрым темпом, чем остальные участники этого списка. Это не только самостоятельное дополнение, но и улучшенная версия Sins, поэтому не нужно беспокоиться о розыске оригинала.

Кому подойдет игра : Для нынешних фанов RTS, которые желают приобщиться к 4Х, и игроков, которым нравится брать с места в карьер, поддерживая высокий темп игры. Впрочем, некоторым домашним пошаговым генералам она может показаться несколько хаотичной.

Эта пошаговая фэнтазийная глобальная стратегия вращается вокруг персонажей Героев и лидера фракции, называемого сувереном, который может выполнять квесты в духе RPG и задействуется во многих аспектах менеджмента, не ограничиваясь одними лишь сражениями.

Кому подойдет игра : Поклонники классических RPG благодаря местной квестовой системе почувствуют себя как дома, а настраиваемые фэнтазийные армии, скорее всего, привлекут внимание любителей миниатюр Warhammer и Hordes.

Одна из наиболее интересных особенностей вселенной Endless Space (и его сиквела). Многое завязано на древней империи, известной, как Endless, и квази-магической Пыли, которую они оставили после себя.

Кому подойдет игра : Хороший порог вхождения в космические 4Х, тем не менее, способный бросить вызов опытным игрокам, и заманчивый сюжет для всех, кто заинтересован в хорошей истории помимо доминирования в галактике.

Если бы мы короновали самодержца глобальных стратегий, то в борьбе за трон у было бы немного конкурентов. Взять и провести одну из цивилизаций сквозь века от древности до современности, стараясь достичь различных условий победы – в этом известной серии просто нет равных.

Кому подойдет игра : Учитывая выход Civ 6, сложно рекомендовать её предшественника, но «пятёрка» частенько появляется на распродажах по смехотворно низкой цене, поэтому, если вы не уверены в том, что серия вам приглянется, попробуйте именно её, не выбрасывая полную цену за новинку. Она по праву именуется великолепной игрой, особенно дополнение «Brave New World».

В то время, как большая часть остальных игр из нашего списка помещает игрока в сгенерированный случайным образом мир или галактику, EU4 воссоздаёт необычайно глубокую модель Земли с 1444 по 1821 год. Вы можете возглавить любой народ планеты, от Франции до команчей, проведя их сквозь столетия колонизаций, исследований и технологический открытий.

Кому подойдет игра : Принимая во внимание высокую оценку, которую заслужила игра, проще сказать, кому она не подойдёт. Сложность симуляции и запутанность систем торговли, войны и дипломатии может отпугнуть новичков в глобальных стратегиях, но интерфейс EU4 и подсказки делают всё, чтобы помочь вам втянуться в процесс и почувствовать себя в нём как минимум уютно.

Примите роль полубога, сражающегося со своими родичами за контроль над осколками, оставшимися от разрушенного мира. Eador – ещё одна 4Х игра, которую сложно отнести к какой-либо категории, поскольку в ней присутствуют и элементы 4Х, и RPG, и даже тактические пошаговые элементы, схожие с настольными играми.

Кому подойдет игра : Величайшее достоинство Eador в том, как она устроена по сравнению с остальными глобальными стратегиями. Мир игры разбит на осколки, каждый из которых представляет собой уменьшенную версию стратегической карты в играх вроде Total War или , что даёт вам возможность насладиться чем-то отличающимся от стандартных огромных карт или массы статичных планет в бескрайнем космосе.

Перенеся формулу предоставляет вам роль главы первой на планете чужаков человеческой колонии, где вам придётся руководить её развитием и соревноваться с другими колониальными концернами. Механика игры покажется вам сильно знакомой, если вы играли в Civ 5.

Кому подойдет игра : На мой взгляд, это не слишком удачное отступление от серии Civilization, поскольку Beyond Earth не хватает элементов, которые привели её родственников к успеху. Хотя в ней достаточно крутых штук, вроде нелинейной технической системы, позволяющей развивать свои футуристические технологии во множестве разных направлений, игра ощущается как высокобюджетный мод Civ 5, и не способна удержать внимание игрока более чем на пару десятков часов.

Подобно своему научно-фантастическому двойнику Endless Space, эпичная история Endless Legend разворачивается в богато детализированном мире со своими персонажами и предысторией. Цивилизации подробнейшим образом настраиваются, и каждая обладает своими отличительными возможностями.

Кому подойдет игра : Базируясь на проверенных временем элементах 4Х, она не побоялась стать больше и смешать их таким образом, что заинтересовались даже старые игроки, уже порядком уставшие от жанра. Кроме того, EL будут рады те, кто жаждет заняться исследованием великолепно проработанного фэнтазийного мира в новом интересном сеттинге.

Warlock очень близок к тому, как я представлял себе качественную переработку Civilization на фэнтазийный лад. Все нейтральные фракции на карте служат большей цели, нежели простой раздражитель в самом начале игры.

Кому подойдет игра : Вследствие своей относительной простоты и приверженности жанровым шаблонам, Warlock – неплохой первый шаг для тех, кто хочет влиться в ряды поклонников фэнтезийных глобальных стратегий. К тому же, в ней неплохой юмор, в сравнении с такими более суровыми и величественными коллегами, как Endless Legend и Fallen Enchantress.

Позволяя исследовать звезды в реальном времени с возможностью паузы, Distant Worlds может похвастать одной из самых крепких моделей гражданский экономики (способной работать на автопилоте, пока вы управляетесь с политическими задачами), которые я видел в глобальных стратегиях.

Кому подойдет игра : Помимо того, что это в целом отличная 4Х стратегия, Distant Worlds способен завлечь тех игроков, которым важна возможность исследования. Стратегия преуспела там, где потерпели неудачи многие другие sci-fi игры: здесь космос и вправду ощущается бесконечным.

Подобно Sins of a Solar Empire, эту игру тоже можно записать в гибриды 4X/RTS. Выделяется она глубоко проработанными системами дипломатии и планетарного развития.

Кому подойдет игра : Star Ruler 2 по своей сложности близок к максимуму, а огромный объём мельчайшего контроля систем, доступный игроку, для новичка выглядит просто устрашающе. Однако, если вы любитель массовых анимированных космических сражений, игра может стоить свеч.

Претендент на громкое звание «блокбастера» среди глобальных стратегий, GalCiv III на сегодняшний день является наиболее зализанным и дорогостоящим проектом.

Кому подойдет игра : Если вас тошнит от однообразных условий победы, то одним из самых больших позитивных изменений, что появились в серии, стало превращение «победы» в набор целей, из которых можно выбрать подходящую, что весьма разнообразит геймплей.

Первая по-настоящему глобальная стратегия, перенесённая в космос. Stellaris вознёс историческую формулу Paradox к звёздам, давая порулить военными, политическими и экономическими аспектами вашей космической империи.

Кому подойдет игра : Фанаты глобальных стратегий почувствуют себя в Stellaris как дома, но игрокам, привыкшим к более традиционным 4Х, придется потратить время, чтобы освоиться. Игра гораздо сильнее фокусируется на политике, и элементы вроде формы правления или воли граждан играют в ней значительную роль.

Самое недавнее воплощение известной серии не обладает множеством инноваций, но играется по-прежнему неплохо, оправдывая приличную стоимость громкими именами актеров озвучания.

Кому подойдет игра : Несмотря на свою новизну, МоО типичная глобальная стратегия, со времен предшественника 1996 года выпуска, улучшенная лишь новой графикой. Отличный старт для абсолютных новичков, да и бывалых дрожь пробирает, когда Джон де Лэнси плачет о войне, что кипит между его империей и вашей.

Игра строится на лучших идеях своего предшественника, в этот раз предлагая ещё более уникальные сюжеты для каждой из межзвёздных империй.

Кому подойдет игра : К этому пункту списка вас уже не должно удивлять то, что истинные знатоки интерактивного нарратива должны набрасываться на всё, что имеет в своём названии слово «Endless». Endless Space 2, возможно, лучшая возможность для новичков приобщиться к жанру, чем первая часть, так как она серьёзно улучшила свои способы доставлять игроку сиюминутно важную информацию.

Civilization вылупилась из своего кокона, дабы явить миру самое невероятное преображение и свежий подход за всю историю серии. К тому же, там есть Шон Бин.

Кому подойдет игра : Да для любого, кому нравятся . Что можно добавить про Civ 6, чего ещё не сказано? Даже самые бывалые ветераны серии найдут в ней множество новых вызовов и возможностей, но при этом игра остаётся одной из самых дружелюбных к новичкам глобальных стратегий.