Поверья и обряды первой недели после пасхи. Обычаи и традиции пасхальной недели по дням

Неделя после великой Пасхи называется Светлая седмица. Все 7 дней проходят народные гулянья, люди ходят друг к другу в гости. Хлебосольные хозяйки накрывают столы простыми, но вкусными блюдами. Все празднуют победу жизни над смертью. Неделя является символом весеннего пробуждения природы, зарождения нового.

Считается, что усопшие также радуются Христову Воскрешению. Бытует суеверие, что души их всю пасхальную неделю бродят в мире живых и отмечают светлый праздник. Издревле в народе на Руси существовало много поверий и интересных обрядов после Великого праздника на Светлой неделе.

Интересны приметы недели после Пасхи, уходящие своими корнями в давние века и созданные по наблюдениям древних славян. Младенец, народившийся в пасхальную неделю, будет иметь крепкое здоровье и проживёт долгие годы. Умершие на Святой седмице одарены милостью Божией попасть в Царство Небесное. Увидеть ночью во сне умершего родственника - в текущем году в семье все будут живы и здоровы.

Есть много примет на Светлую седмицу после Пасхи относительно погоды

Известно много примет касательно молодых девушек:

  • замужним, кто услышит кукушку, предрекалось появление сына или дочки, а девицам на выданье - скорое счастье;
  • зудят губы у девицы - значит, целоваться ей с парнем, а брови чешутся к любовному свиданию;
  • ударилась локтем - кавалер вспоминает;
  • накликает свидание муха, упавшая в суп;
  • чтобы ладошки не потели, всю неделю нельзя дотрагиваться до соли;
  • красоту лица придаёт умывание водой с красной крашенки и серебра.

Помнятся и наказы предков, касающиеся обычных бытовых дел. В понедельник и четверг не положено заниматься шитьем - можно зашить глаза усопшим. Нельзя стирать бельё - замутится вода перед мёртвыми.

Старинные обычаи и забавы

Русская православная церковь и народ усердно чтят традиции недели после Пасхи, созданные предками. В храмах круглосуточно от Светлого понедельника и до Светлой субботы Царские врата открыты для прихожан. Образно это символизирует открытие Гроба Господня, когда ангел отвалил камень от дверей гробницы. Во время молитвы можно созерцать тайны священнодействия.

Всю неделю не разрешалось работать. Женщинам нельзя было заниматься домашними делами и хозяйством. Запрещалось ткать, прибирать, вязать, вышивать. Мужчины не прикасались к своей работе, не занимались землёй и домом. Все гуляли и праздновали Воскрешение.

Считается, что в Светлую неделю по земле странствует Христос с апостолами, одетыми в простое одеяние. Они просят милостыню, дабы определить хороший перед ним человек или плохой, чтобы воздать всем по заслугам. Поэтому все дни Светлой седмицы в домах особливо привечали нищих, больных, убогих, странствующих. Им давали еду и щедрое подаяние.

В среду и пятницу категорически запрещено поститься, даже перед причащением. Все дни Светлого праздника люди должны радоваться жизни, отдыхать душой и телом. Но так же нельзя поддаваться страсти чревоугодия. В Великую Пасху перед иконами ставили горшочки с мёдом (канунчики), в которые опускали свечу и зажигали, поминая усопших. На праздничной седмице кувшинчики, относили на кладбище на могилы и оставляли там.

В каждых деревнях и сёлах строили традиционную забаву ребятни и молодёжи - большие качели. Качаясь на них, празднующие призывали, чтобы уродились высокими злаки. Другое поверье, касающееся качелей, относится к очищению от грехов. С каждым качанием ветер сдувает с человека дурные мысли и бесчестные поступки.

Не проводились на неделе после Пасхи венчания, которые считались мирскими радостями, отвлекающими от Светлого праздника. Креститься не возбранялось. Но всю неделю девушки проводили ритуалы, посвящённые замужеству. Чтобы побыстрее найти суженого и выйти замуж, в Великий день девушка должна первой оказаться наверху колокольни и ударить в колокол.

Чтобы водились в кармане деньги, обязательно надо подать нищему медяк.

Традиции всех дней Светлой седмицы

Каждый день праздничной недели имел своё назначение.

  1. Понедельник - поливальный. Молодёжь ходила к старшим в гости с выпечкой и крашенками: крестники к своим крёстным отцу и матери, внуки радовали бабушек и дедов. Обливали друг друга водой из ведер, чтобы смыть недуги и болезни. В некоторых деревнях и сёлах только мужчины ходили в гости, а женщины оставались дома хлопотать по хозяйству, накрывать стол.
  2. Вторник называли купальницей. По славянскому обычаю в этот день обливали водой того, кто проспал заутреню. В некоторых губерниях начинались праздничные игры и состязания на ловкость и силу. В Светлый вторник женщины выходили прогуляться по гостям, а мужчины сидели дома.
  3. Среда - градовая. Запрещалось работать, чтобы не накликать град на урожай. С этой же целью христиане в церквях ставили свечки. Второе название среды - хороводница. По разным местам девушки начинали водить хороводы на вечерних гуляниях.
  4. Четверг - навский, или Пасха мёртвых. Поминают усопших, но ни в коем случае не скорбят по ним, а вместе с их душами радуются светлому событию Пасхи. Приносят на могилы куличи и яички. Птица, спустившаяся в этот момент с небес, считалась добрым поверьем.
  5. Пятница - прошеный день. В церквях почитают икону Божией Матери, по окончании литургии освящают воду. В народе происходило примирение между зятем и тестем с тёщей. Последние приглашали молодоженов домой, дабы испить вместе молодого пива.
  6. Суббота именуется Святой артос. Прихожанам разрешалось подняться на колокольню, позвонить в колокола. Священнослужители отламывали и раздавали хлеб - артос. Другое название - ублажение гордых. Родители молодых приходили к ним в дом, проводили смотрины семейного уклада, затем предки новобрачного ублажали и угождали молодой жене.
  7. Воскресенье - Фомино воскресенье, Красная горка. Считается, что браки, заключённые на Красную горку, крепкие и долговечные. Молодёжь собиралась в компании на природе, на горках, все пели, плясали, водили хороводы. Устраивали смотрины, сватались.

Люди искренне радовались Великому празднику. Всю Седмицу в губерниях, сёлах, деревнях стоял колокольный звон. Люди надевали красивые наряды, выходили на улицы, христосовались, обмениваясь троекратными поцелуями и говоря: «Христос воскресе!». Всё вокруг было светлым, радостным, пробуждающим к жизни и счастью.

Время чтения: 12 мин.

Пасха – главный праздник для всех христиан, центр всего церковного года. Христиане долго готовились к этому событию, и радоваться Воскресению Христа, праздновать Церковь тоже призывает долго. Ведь пасхальная радость настолько огромна, что не вмещается в один день! Уже с древности праздник длится целую неделю — следом за Пасхой начинается Пасхальная неделя, или Светлая седмица. Светлым называется и каждый её день.

Светлая седмица (Пасхальная неделя) - праздничная неделя, продолжительностью семь дней, включающий в себя Пасхальное воскресенье и шесть последующих дней до Красной горки.
В 2018 году Сплошная Светлая Пасхальная седмица с 8 по 14 апреля.
Другие названия недели
Пасхальная неделя, Христовочка, Проводная неделя, Гремяцкая неделя, Красная неделя, Червоные святки, Святая неделя, Светлая неделя, Великоденская неделя, Радостная неделя, Славная неделя, Гревицкая неделя, Великоночные святки.
Седмица - сплошная: поста в среду и пятницу нет, и даже готовящимся к Причащению нельзя самовольно налагать на себя пост.


Светлая седмица дата в ближайшие годы
— В 2019 году с 28 апреля по 4 мая.
— В 2020 году с 19 по 25 апреля.
— В 2021 году с 2 по 8 мая.
Традиции и обычаи
В православии во всю Светлую седмицу после богослужения проводятся крестные ходы, на которых верующие поют праздничные песнопения и священник всех кропит святой водой. Во время крестного хода звучит праздничный колокольный звон. Православные христиане в этот период вместо как утренних, так и вечерних молитв читают Пасхальные часы. Традиции и обычаи В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении Светлой Пасхальной Седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей - они закроются только в Светлую Субботу перед 9-м часом.
В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола.
По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола. На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).
Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!»
До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны.
На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв.
Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен.
Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу.
В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь.
В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.
В Светлую неделю, которая считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. Это происходило по-разному в разных деревнях. Например, в Печорском уезде Архангельской губернии девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу для игры в бачу. Бача представляла собой длинную, украшенную росписью палку, которой надо было сбить установленную на земле деревянную фигурку. Игра собирала большое количество людей, желавших посмотреть на девушек. В Орловской губернии девушки, надев первый раз женскую одежду - понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней. В Рязанской губернии девушки, вступившие в брачный возраст, приглашались на площадь перед церковью. Там они стояли некоторое время всем напоказ, а затем катались по селу на лошадях.
При этом их «предлагали» в невесты каждому встретившемуся мужчине. В Пасхальную неделю девушки coвершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в Великдень первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол. Во время Светлой недели во многих областях устраивались смотры молодоженов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус. Во Владимирской губернии, например, молодожены подходили к собравшимся у их дома замужним женщинам и давали им в качестве «вступительного» пирог и яйца. В Костромской губернии замужние женщины, собравшись группой, приходили к дому молодоженов и требовали, чтобы новобрачная их впустила. Та открывала им дверь и говорила: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки». После этого все входили в дом и угощались праздничной едой.
Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.
Пасхальный понедельник
В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин.
«…Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».
Согласно Священному писанию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40 дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознёсся небо.
Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.
— В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки - к бабушкам, неся им гостинцы - пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками.
— На Украине компании парней по обычаю ходили от дома к дому и поздравляли с праздником, за что получали яйца, праздничный хлеб, деньги. Все деньги шли в казну молодежных групп и расходовались, как правило, на проведение осенью и зимой молодёжных праздников с приглашением девчат.
— На Гуцульщине девка в этот день дарит своему парню крашенку или писанку (пасхальное яйцо). Не даёт сама, а прячет за пазуху, а парень отнимает у неё, слегка поборовшись. Достав яйцо, ведёт девку к воде, обливает водой «на красу и здоровье», бывает, что и искупает полностью. Вероятно от этого обычая, известного и в других регионах Украины, а также Польши, понедельник назывался «поливаный».
— В Чехии рано утром в пасхальный понедельник (чеш. Červené pondělí) парни выходят с «помлазкой» - пасхальной плёткой. Ищут девчат, которые прячутся или делают вид, что хотят спрятаться. Парни стегают девчат берёзовой метёлкой, можжевельником или плёткой из молодых прутьев вербы, украшенной лентами (говорят, что это омолаживает и оздоравливает). Девушки откупаются крашенками, писанками, угощением.
— Сербы Побусный или Водяной понедельник (серб. Побусани понедаљак, Водени понедељак) посвящают поминовению предков и наведению порядка на могилах. В этот день относят на могилы и раздают нищим крашеные яйца.
Вторник - «Купалища»
Во вторник Светлой Седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.
Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.
В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.
На Украине на третий день «Великодних святок» селяне собирались в корчме «на музыку», чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем «гостеваний», молодёжных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста, а найдя - топтали их приговаривая: «Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать».
Градовая среда, Хороводница
Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.
В юго-восточной Болгарии в этот день совершался обряд Мара Лишанка, с целью вызвать дождь и защитить поля от града.
Навский четверг
Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту».
В четверг девушки кликали Весну, исполняя на пригорках специальные песни с призывом весны.
В Павловском районе Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день пасхальной недели „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала». У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок. Сходные ритуальные действия совершались в других районах области на Троицу, а в иных местах на зимние святки.
Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.
Пятница - прощёный день
В пятницу Светлой Седмицы празднуется память - иконы Божией Матери «Живоносный Источник». По традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.
Празднуется память - Иконы Божией Матери «Почаевской».
В Белоруссии на прощёный день (белор. Прашчэнне) в Красную (белор. Чырвоную, Вялiкую, Велiкодную) пятницу деревенские девушки умывались на рассвете холодной водой, чтобы в течение всего года быть красивыми и здоровыми. Верили, что «калi гарох пасеяць у Вялiкую П’ятнiцу, та ён вельмi добрэ зародзiць». Тесть и тёща приглашали зятя и его родню на «молодое пиво».
На прощёный день в Тульской губернии тесть и тёща также «сзывают зятниных родных» на молодое пиво. В Костромской и Вологодской губерниях варили пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходились молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан был говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».
Суббота - Хороводницы
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы перед 9-м часом впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.
Субботу также в народе называли «хороводницей», так как она была разгаром молодёжного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили «с колоколами прощаться», так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал.
В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания. В Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома «окликальщиками» молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. В доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось «вьюнинами». «Вьюнины» были важным переходным моментом в жизни молодожёнов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после - мог надолго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых её частично освобождали в предшествующий период.
В этот день - самый разгар молодого веселья. В Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

В православном мире календарный год начинается с Рождественского поста, продолжающегося до наступления Рождества Христова. 7 января начинается сплошная седмица, именуемая Церковью Святочной, а в народе – просто Святками.

Традиционно многодневные посты предназначены для самоанализа, молитв и духовных подвигов. Во время поста существуют особые правила, которые нельзя нарушать. Как правило, неделя разделяется на понедельник, среду и пятницу, когда можно одни продукты, вторник и четверг, когда можно горячую пищу без масла, и субботу и воскресенье, когда позволительно добавить растительного масла в блюда.

Сплошные недели служат утешением после многодневных постов, помогают запасаться силами перед предстоящим духовным испытанием (постов ведь несколько), не дают мнить себя «вечно ограничивающим себя постником».

Сплошной седмицей называют неделю с понедельника по воскресенье, когда отменяют даже еженедельные посты в среду и пятницу, разрешается питаться любыми продуктами.

Такие недели зачастую являются подготовительными перед 4 основными Постами (Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост) и привязаны к церковным праздникам.

Виды седмиц

В течение года в православном календаре Церковью установлено пять сплошных седмиц перед тем или иным постом.

Святочная седмица

Завершение Рождественского поста ознаменует начало Святочной седмицы. Строго говоря, она длится не семь дней, а 11. Седмицей охватывается период со Дня рождения Христа, во имя спасения человечества явившегося в наш мир, до Крещения Господня – с 7 по 18 января .

«Святые дни» или «Святые вечера» с древних времён почитались в Церкви. В эти дни Уставом Пр. Саввы Освященного запрещалось поститься, совершать коленопреклонения и заключать браки.

Святость сплошной седмицы нарушалась пережитками языческих праздников: к примеру, гаданиями.

Неделя Мытаря и Фарисея

Неделя Мытаря и Фарисея получила название благодаря одноимённой притче из Евангелия от Луки, рассказывающей о необходимости смирения, а не гордости и возвышения своих достоинств.


Мытарь и Фарисей – герои притчи, пришедшие на покаяние. Второй убедил себя в собственной возвышенности и приближённости к Богу настолько, что перестал замечать собственную гордыню, а первый искренне признал свои грехи и попросил о прощении.

Эта Неделя является одной из череды подготовительных седмиц накануне Великого Поста.

Церковный Устав не устанавливает точной даты сплошной седмицы, потому что она привязана к дате Пасхи. Такая неделя должна обязательно состояться за 14 дней до начала поста.

Неделя о блудном сыне

Перед Великим Постом существует ещё одна подготовительная седмица – Неделя о блудном сыне. Евангелие от Луки содержит притчу, повествующую об истории отца и сына. Блуждающий по миру сын, прогулявший все, что было за душой и было дано отцом, возвращается домой, чтобы искренне молить о прощении, и получает его.


Проводя аналогию, перед Великим Постом необходимо покаяться в грехах и вернуться в лоно церкви, надеясь на милость Его.

Неделя о Страшном Суде

Последние 7 дней перед Великим Постом в православии на литургиях читается Притча о страшном Суде, а вся неделя посвящена памяти об усопших, отпетых и не отпетых церковью. В эти дни следует вспомнить о том, что Бог есть справедливый судья, а не только милостив.

Масленица

Языческая Масленица фактически слилась с последней подготовительной перед постом сплошной Сырной седмицей, которую почитают Православные церкви. В христианском смысле во время Сырной недели необходимо посвятить себя общению с ближними, примирению с ними.

Возникновение такой церковной традиции связано с обетом византийского императора Ираклия І, ведшего изнурительную войну с персами. Он дал обет не употреблять мясной пищи за неделю до старта Великого Поста, и, когда была одержана победа, Церковь включила такое правило в Устав.

Отличительной особенностью Сырной седмицы являются ограничения в еде, связанные с близостью поста. На этой неделе есть можно рыбу, молочные продукты, сыр и яйца, а мясные блюда уже нельзя.

Светлая седмица

В течение пасхальной недели Иисус несколько раз встречался со своими учениками, пока они окончательно не поверили в произошедшее. Последняя встреча Спасителя была с апостолом Фомой, который дольше всех отказывался верить в воскресение Господне и хотел увидеть раны и убедиться в чуде.


Христос подарил ему такой шанс, лично посетив Фому, возвратив ученика на истинный путь. Пример апостола показывает, что Церковь не закрывает дверь перед человеком, который хочет поверить, но не имеет внутренних сил для этого.

Светлой неделей называют первую седмицу после Пасхи — время радости, счастья, великого чуда.

В это время все богослужения будут подобны пасхальному.

Категорически запрещается соблюдать пост, аскезу и даже совершать коленопреклонения. Сплошной седмицей люди отмечают Воскресение Господне: радуются и веселятся. Есть во все дни можно любую пищу.

Троицкая неделя

Последней в календарном году сплошной седмицей является Троицкая, следующая за праздником Святой Троицы – Днём Рождения Церкви. По преданию, именно в этот день Святой Дух снизошёл к апостолам и даровал им знание языков.


Всего таких даров, согласно Библии, было 9, включая дар языков. Святой Дух снизошёл к верующим, даровав им возможности для привлечения к Церкви тех, кто не обладает верой, назидания себя и других.

В течение недели можно будет кушать всё, что угодно – ограничения Поста впереди.

Конец Троицкой недели является также и началом летнего Петрова (Апостольского) поста, который имеет различную продолжительность, но всегда завершается 12 июля – в День Петра и Павла.

Православные посты и седмицы неотделимы друг от друга: первые дают возможность совершить духовный подвиг, очиститься и заняться самоанализом, вторые же дают время отдохнуть от аскезы, ощутить другую сторону жизни. Важно при этом помнить, что сплошные седмицы даются не для сплошного веселья, а веселья обдуманного – каждая из них наполнена внутренним смыслом, открытым для верующих.

Если чего-то не понимаете, ваша вера не крепка или вы ищете наставника, сходите в церковь. Обратитесь с молитвой к Богу или поговорите со служителем.

Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская) — неделя после Пасхи.

По церковному календарю, эта неделя (Светлая седмица) считается целиком праздничной, сплошной: в среду и пятницу пост отменяется, поэтому она составляет один праздник, а каждый ее день называется Светлым.

В этом году Светлая (иначе — Пасхальная) седмица приходится на период с 9 по 15 апреля. Длится она, как уже говорилось, семь дней, начиная от Пасхи и завершаясь Фоминым днем. Все семь дней принято каждый день звонить в колокола, кроме того совершаются праздничные крестные походы. Очень многие храмы на Светлую седмицу разрешают всем желающим попробовать свои силы на звоннице — позвонить в колокола «на свой вкус». Поэтому колокольный звон, как правило, заполняет всю округу с утра и до вечера. Все дни недели называются светлыми, а богослужения совершаются по пасхальному чину.

Каждый день недели после Пасхи имеет свое название и значение, есть и определенный запреты для этих дней. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей или Пасхальной неделей, согласно народным традициям все эти дни принято веселиться, ходить друг к другу в гости, отдыхать. Узнайте, что можно, а чего нельзя делать в эти дни.

Светлая неделя после Пасхи по дням

Первый понедельник после Пасхи принято идти в гости к своим родным и близким: крестникам — к крестным родителям, внукам – к бабушкам и дедушкам. Приносить пасхальные подарки: крашенки и паски.

В народе считалось, что первым в дом должен входить мужчина, это принесет богатство и счастье в семью.

Первый понедельник называют еще Днем Богородицы, принято раздавать милостыню нуждающимся и делать добрые дела.

Купалища

Вторник Пасхальной недели называется Купалища, в народе принято было в этот день обливать холодной водой тех, кто проспал утренние молитвы.

Хороводница или Громовая среда

Со среды недели после Пасхи начинаются молодежные гуляния, девушки и парни собирались водить хороводы, женихи присматривают невест, люди постарше также собирались «на музыку», танцевали, весело проводили время семьями, собирались в корчмах для продолжения празднования Пасхи.

Навский четверг

Во многих местах первый четверг после Пасхи идут на кладбище, несут красные яйца и поминаю усопших, наводят порядки на могилках предков.

Народные гуляния продолжаются, люди продолжают ходить в гости, устраивают посиделки, «водят кобылу»: на палку надевают «хвост», «голову», имитируя коня, мужчина переодевается в цигана и «катает на кобыле» всех желающих.

Прощеная пятница

В этот день тесть и теща приглашали в гости родителей зятя.
Женщины и девушки должны были до рассвета умыться в этот день холодной водой – считается, что этот обряд наделяет красотой и молодостью.

Окликальная суббота

В субботу после Пасхи было принято окликать молодоженов, к ним в гости приходили родители.
В субботу молодежь продолжала водить хороводы, веселиться, проводили веселый обряд «провожание русалок».

Улица

Под открытым небом по вечерам собиралась молодежь и проводила вечеринки, которые проходили весло и живо, с песнями, музыкой, танцами, парни заигрывали к девушкам.

Что нельзя делать в Светлую Седмицу

  • Венчаться всю неделю не рекомендуется плоть до Красной горки. Обряд крещения проводится. Надо отметить, что строго запрета на венчание нет – Великий пост уже окончен, но лучше с этим не торопиться и отложить венчание до Красной горки.
  • Нельзя в этот праздничный период устраивать панихиды, скорбеть или ходить на кладбище.
  • Конечно, на работу в течение Светлой недели ходить придется, но не забывайте веселиться и старайтесь в работе сильно не усердствовать. Дела, которые можно отложить на потом, лучше не начинать.
  • В Светлую неделю нужно постараться обеспечить себе, близким людям и всем окружающим только радость, светлые события и счастливые моменты.

Нужно понимать, что праздник Пасха в церковном православном календаре является самым главным и торжественным. Для каждого христианина воскрешение Христа – это огромное событие, которое является важным символом вечной жизни, победы добра над злом. Этот праздник не заканчивается в праздничное воскресенье, а только начинается. Потом в течение сорока дней будут праздники, время для веселья и радость. Особенно это проявляется в Светлую седмицу.

Когда можно стирать убирать — без работы никуда

Многое в вопросе о том, когда приступать к работе после Пасхи зависит не только от желаний верующих людей, но также от обстоятельств и особенностей их трудовой деятельности. Священнослужители говорят о том, что работа как таковая не возбраняется, особенно если речь идет о работе по найму, ведь понедельник – второй день после Пасхи для всех без исключения является рабочим днем.

Просто все в эти дни необходимо делать с молитвой к Господу, не забывая в своем даже самом плотном графике найти время для посещения церкви. Для тех, кто все-таки сомневается в том, что не совершает греха, работая сразу после Пасхального воскресенья, можно посоветовать обратиться к батюшке и задать ему столь волнующий вопрос.

Важно помнить

Категорически запрещено работать в Страстную пятницу и собственно на Пасху. В эти дни принято откладывать все дела, как говорится, на потом. А вот сделать что-то полезное по дому или в огороде уже на второй день после этого церковного праздника ничуть не возбраняется. Читая или слыша о запрете на труд в послепасхальные дни, необходимо хорошо понимать, что данный запрет более является благословением людей на проведение времени во внимании к Господу, а также окружающим близким людям. Данный запрет скорее относится к благочестивой традиции, сотни лет передающейся из поколения в поколение.

Домашние хлопоты, работы в огороде – неотъемлемая составляющая часть жизни подавляющего числа людей. Заниматься ими после Светлого Христова Воскресенья можно, но желательно без фанатизма.




Вот и началась пасхальная . Продлится она с 9 по 15 апреля, то есть от праздника Пасхи и до недели Фомы. Для православных это время – продолжение светлого и радостного праздника в году – Христова Воскресенья.

Считается, что такую радость невозможно выразить за один день, поэтому вся следующая неделя становится одним сплошным праздником. В это время все верующие продолжают приветствовать всех знакомых восклицанием «Христос воскрес!» и будут так делать ещё 40 дней, вплоть до Вознесенья, когда Его дух покинул землю.




Вот так и проходит Светлая седмица 2018, что нельзя делать в это время, знают немногие, но все же, эти запреты есть. Так, к примеру, в это время нельзя поститься. Даже привычные каждому верующему человеку однодневные посты в среду и пятницу отменяются. В конце концов, верующие и так держали пост в течение практически 50 дней (40 – Великого поста и ещё 7 страстной недели). К тому же, радость праздника пасхи не должна быть сдержана отказом от скоромных продуктов.

Поэтому эти семь дней носит ещё одно название – Сплошная, но чаще их все же называют Светлая седмица в 2018 году. Что нельзя делать точно – так это грустить. Все это время люди празднуют, ходят в гости, дарят небольшие подарки, в частности, крашеные яйца, куличи и пироги. Особенно – в первый день, когда внуки должны поздравлять своих бабушек и дедушек, а крестники – крестных родителей.




Очень важны и приметы на Светлую седмицу. Так считалось, что молодая семья будет жить долго и дружно, если сыграет свадьбу на Красную горку, то есть, в Светлое воскресенье. Другая традиция этой недели – благотворительность. Богатые люди в эти дни навещали детские приюты и дома призрения, чтобы помочь их обитателям. Кто такой возможности не имел, просто старались подать милостыню всем нищим, которые в ней нуждаются.

Есть и ещё одна красивая традиция – трезвон. Так называют особый пасхальный колокольный звон, который оглашает всю округу об этой радостной вести. В это время каждый, от мальчишки и до старика может залезть на звонницу и самостоятельно попробовать управляться с колоколами. Поэтому звон чаще всего стихал только на ночь.

Теперь вы знаете, чем заканчивается Пасхальная неделя, что нельзя делать после неё, что можно и как вообще нужно провести ближайшие семь дней после праздника, чтобы они прошли не зря.