Перевозка баранов в легковой машине. Перевозки сельскохозяйственных животных автотранспортом. Транспортировка животных автомобильным транспортом

Всем привет!

Помню, я обещал видео показать. Показываю. Это коротенький фрагмент об осмотре маток и ягнят. Ягнята осматриваются перед отправкой в Москву, овцематки - попутно. Сейчас постараюсь хоть и коротко, но обстоятельно рассказать об этом процессе:


Первое: всех животных нужно периодически осматривать. Это касается не только овец, ягнят и баранов, а всех. И КРС, и птицу. Даже кошек надо осматривать. А раз уж я занимаюсь овцеводством - отару нужно осматривать в два, а то и в три раза чаще положенного. Думаю, что тут всё логично и понятно, на этом пункте заострять внимание не обязательно.

Второе: перед отправкой всего поголовья или его части, независимо от места отправления животных (межрегиональная транспортировка или внутрирайонная), фермер обязан получить от районной Службы по Борьбе с Болезнями Животных при Государственной Ветеринарной Службе разрешение. Это Ветеринарное Свидетельство формы №1 или формы №4 (в зависимости от пункта назначения и целей транспортировки). Такое Вет. Свидетельство - документ строгой отчетности государственного образца. В нём вся информация, к нему есть приложение, где указана конкретика по транспортируемому составу скота - количество, половой и возрастной состав, номера бирок, татуировок или клейма каждого животного. Без такого Вет. Свидетельства далеко не уедешь.

Третье: для получения Вет. Свидетельства необходимо поставить планируемое к отправке поголовье на карантин. Карантин - это изоляция животных от основной отары, забор крови ветеринаром за месяц до отправки (в случае межрегиональной отправки), анализы и общий осмотр. Если всё в порядке - можно в путь! Видео снято как раз в «карантинной» калде. Там помещается до 200 голов. Когда там свободно, туда мы отсаживаем овец с совсем маленькими ягнятами, делая им отдельные «зоны покоя». Всё остальное поголовье, кроме подготовленных к отправке животных и окотных овцематок, гуляет на выпасе с чабаном. Кстати, помните, я . Скажите, интересна и познавательна ли подобного рода информация?

Четвёртое: осмотр, забор крови, клеймение ягнят и баранов ветеринаром - процедура не из дешёвых. Транспортировка и сопровождение до Москвы - тоже. Поэтому всё нужно рассчитать и подготовить. Нужно понимать, какое именно количество баранов отправится на бойню в Подмосковье. Нужно понимать, сколько из общего количества отправляемых голов будет ягнят, а сколько баранов. Нужно анализировать и прогнозировать продажи. Нужно страховать риски. Поэтому отправить голов больше или меньше необходимого количества - непозволительная роскошь. А также нельзя отправить "некондицию" - худых животных. Они и так похудеют в дороге и в первое время пребывания на бойне, поэтому отправлять в Москву нужно как минимум хорошо упитанных животных. Для этого нужен осмотр.

Пятое: итак, чего, собственно, смотрим. Я проверяю упитанность ягнят. Для этого смотрю рёбра и корейку в области седла. Это места, которые являются "показательными" и тактильно доступными для оценки упитанности. Оцениваю упитанность по 5-бальной шкале. Ягнята, которых осматривал на этом видео, почти все получили оценку "4" или "5". Также осматриваю животных на предмет болезней. Попалось 3 ягнёнка с больными суставами (на видео есть один - который лежал), они хромали, и их общее состояние было неудовлетворительным, поэтому упитанность, к сожалению, была на "единичку". Разумеется, они в Москву не поехали и остались на ферме для лечения. Всего-навсего проблемы с суставами из-за ушибов или нехватки кальция, но везти таких ягнят на бойню нельзя - им будет сложно перенести дорогу и они непригодны для мясной реализации. Ещё при осмотре я визуально определяю их вес. Опыт пришёл быстро, и сейчас я ошибаюсь максимум на 1 килограмм. Понимание суммарного мясного выхода отправляемой партии даёт мне возможность прогнозирования размера прибыли от реализации. Это важно - деньги, как известно, любят счёт. А в контексте сельскохозяйственной деятельности деньги не только любят, а буквально требуют счёт и пересчёт. Уж очень много нюансов и тонкостей, о которых я постараюсь с течением времени рассказать на страницах своего журнала.

Ещё некоторое количество информации

Подобные услуги часто требуются представителям фермерских хозяйств, частным предпринимателям, осуществляющим покупку или продажу сельхоз животных. Далеко не всегда найти подходящий вариант можно в своём регионе. Поэтому может потребоваться доставка баранов и перевозка коз самолётом между федеральными округами, странами Таможенного союза или за его пределы.

Особенности перевозки мелкого рогатого скота

Отправителю следует иметь на всех животных ветеринарные паспорта. Важно, чтобы они были здоровы, имели необходимые прививки, иначе их попросту не пустят даже на территорию аэропорта. Если речь идёт о коммерческой деятельности, то нужно взять документы, подтверждающие право собственности. Не имея соответствующих бумаг, перевезти козу, овцу, барашка, невозможно.

Требования при доставке коз авиацией

- Если перелёт длительный, важно соблюсти условия содержания в это время. В частности, перевозка баранов и другого мелкого скота учитывает качество вентиляции, наличие достаточного количества света, температуру и уровень влажности.
- До отправки самолётом желательно пройти карантин в течение месяца. Этого обычно достаточно для выявления инфекций и болезней. После этого можно отправляться на ветеринарный контроль. Там вам сообщат, как перевезти козу , чем её можно и нельзя кормить перед дорогой, сколько воды дать.

Перевозки сельскохозяйственных животных автотранспортом чаще всею используются на расстояние не свыше 500 км, однако выгоднее перевозить животных автотранспортом на расстояние, не пресыщающее 150-200 км. Для перевозки используют специальные машины, салоны у которых имеют крыши, высокие борта, снабжены трапами для погрузки и выгрузки животных. В специализированных автомашинах (скотовозах) можно перевозить до 16 голов крупного рогатого скота, или до 50 голов телят, или до 55 голов свиней, или до 90 голов овец и коз.

При отсутствии специализированного автотранспорта животных перевозят обычным грузовым транспортом. Для этого наращивают борта до 11-1,2 метра. Пол кузова должен быть гладким, без щелей и хорошо укрыт подстилкой. При перевозках в ветреную, дождливую и очень жаркую (погоду кузов автомашины покрывают брезентом. Крупных животных размещают на короткой привязи головой вперед. Молодняк крупного рогатого скота, коз, овец и свиней перевозят без привязи. При перевозках автотранспортом свыше 12 часов животным дают 3-4-часовой отдых, во время которого они получают воду и корм (именно в таком порядке!).

Перевозимых животных всегда сопровождает проводник - один на 1-4 автомашины. В обязанности проводника входят правильное размещение животных, (своевременное поение и кормление, очистка кузовов от навоза, замена подстилки, слежение за состоянием здоровья животных и сдача их в пункте назначения. Проводник находится в кабине последней автомашины, если их несколько в колонне, или в первой автомашине, если их две.

Переезд – дело хлопотное и беспокойное для любого человека, а что уж говорить, если перевезти надо корову или птицу? Известная поговорка утверждает, что для нас, людей, переезд подобен пожару. У животных он тоже вызывает состояние стресса:

— они отказываются от кормов;
— порой заболевают;
— получают травмы;
— теряют в весе и продуктивности.

Всех этих неприятностей можно избежать, если хорошенько подготовиться к перевозке животных.

Перевозка скота на новое место

Какой вид транспорта предпочесть? Безусловно, автомобильный. Преимущества его, по сравнению с железнодорожным, очевидны:

— сокращение времени нахождения в пути;
— уменьшение расходов кормов;
— меньшие затраты.

Для транспортировки скота используются специальные автомобили – скотовозы или обычные грузовики. Нельзя перевозить скот на самосвалах и машинах с металлическим кузовом.
Автомобиль-скотовоз имеет необходимое оборудование, а вот кузов обычного грузовика придется обустроить:

— борта оградить прочными досками, щитами высотой 1,6 м (для лошадей – 2 м);
— пол покрыть деревянным настилом;
— удалить из кузова острые предметы;
— если кузов удлиненный, то для перевозки свиней, телят, овец его разделяют одной-тремя перегородками высотой 1 м, чтобы избежать травм животных при резком торможении, а также на спусках и подъемах.

В холодное время года впереди кузова устанавливают прочный деревянный щит (ветрозащиту), а зимой и в ненастные дни весь кузов обтягивают брезентом. Это сохранит животных от пронизывающего ветра, а значит – и от заболеваний и гибели.

Помните, что мокрый шерстный покров кожи теряет свои теплозащитные свойства, а особенно чувствительны к низким температурам овцы.

В морозы пол кузова надо обильно покрыть подстилкой (лучше соломой). В жару, при перевозке жирных свиней, целесообразно насыпать на пол песок, смоченный холодной водой – это предохранит животных от перегрева и тепловых ударов.

Кузов должен быть очищен от навоза. Особенно важно соблюдать это правило зимой, когда пол обледеневает, животные скользят и получают травму.

Не стремитесь вместить в одну машину как можно больше животных – подобная «экономия» обернется убытком. Обычно условия такие:

— на каждую голову крупного рогатого скота нужно 2 м2 площади;
— для молодняка КРС, свиноматок и хряков – по 1,6 м2;
— для молодых свиней, овец и телят – по 1 м2.

Такая площадь дает животным возможность лежать. Для племенного скота пространство увеличивают наполовину.

Как расположить животных в машине?

Если дорога предстоит не дальняя (не боле 2-х часов пути), то лошадей, взрослый КРС и тяжеловесный молодняк размещают в кузове:

— либо продольно – головой вперед;
— либо поперечно – головой к боковому борту;
— либо смешанным способом – часть животных ставят продольно, а 1-2 головы – поперечно.

При длительных перевозках, крупный рогатый скот ставят только продольно, прочно привязывая у передней стенки. Легковесный молодняк, в возрасте до 2-ух лет, можно транспортировать без привязи.

Не забудем и о погрузочно-разгрузочном сооружении: надежнее всего оно из кирпича или земляной насыпи, высотой до уровня кузова. Деревянный переходный настил, длиной не менее 2 м и шириной 1 м, располагается так, чтобы одна его часть легла на пол кузова, другая – на площадку.

Подготовка животных к переезду

Животные переносят перевозку лучше, если их заранее рассортировать по группам, с учетом пола, возраста, упитанности и живой массы. Каждую такую группу содержат отдельно 2–3 дня на ограниченной площади, кормят и поят в режиме перевозки. Животные привыкают друг к другу, меньше беспокоятся, становятся менее агрессивными.

Погрузка должна происходить в максимально спокойной обстановке. Желательно, чтобы в ней участвовал скотник или хозяин, поскольку животные привыкли к нему и чувствуют себя спокойнее, становятся более послушными.

Для подгона животных используют хлопушки – деревянные палки длиной 60 см, к концу которых прикреплена лента из брезента, резины или бельтинга шириной 8 см и длиной 40 см.

Кормление животных во время остановок

Если перевозка займет у вас не более 6 часов, то животные могут обойтись без кормов и воды. При более длительном «путешествии» позаботьтесь об отдыхе и питании для животных. Корма заготовьте из расчета:

— для рогатого скота и овец – 5 кг на 1 центнер живой массы;
— для свиней – 3,5 кг концкормов на одну голову;
— для лошади – 12 кг сена и 2 кг концкормов.

Перед кормлением животных нужно выгрузить. Имейте в виду, что, в первые 3 часа после остановки, животные отказываются от воды и кормов: им необходимо успокоиться. Во время остановки нужно очистить кузов от навоза и обновить подстилку.

Еще несколько правил и фактов

Запрещается перевозить свиней при морозе ниже минус 19°C и температуре выше плюс 26°C.

Летом лучше перевозить скот ранним утром.

Скорость движения автотранспорта не должна превышать: по асфальтированным дорогам – 60 км/ч; по булыжным – 45 км/ч; по проселочным и грунтовым – 30 км/ч.

Низкие температуры животные переносят легче, чем высокие.

После транспортировки в тесноте или при неудобном размещении у животных наблюдается сильная мышечная дрожь всего тела или подергивание отдельных его частей.

Плохо сказывается на животных и вынужденная стоянка между их погрузкой и отправлением транспорта. Бывает, что длительная задержка отправления в путь вызывает у свиней сильное расстройство нервной системы и даже судороги.

Перевозка кроликов, пушных зверей, птицы

Кроликов перевозят в клетках (200x40x30 см), каждую из которых разделяют перегородками на 8 отделений. Переднюю стенку делают из деревянных реек с промежутками в 4 см из двух половинок каждая. Половинки служат дверцами на 4 отделения.

Клетки можно устанавливать в 4 яруса, которые крепко скрепляют между собой. На пол кладут сухую и чистую подстилку:

— солому и опилки;
— мох и древесный лист.

Кормление кроликов

При длительной перевозке (более 5 час) кроликов следует кормить и поить трижды в день. Суточный кормовой рацион для кролика средней живой массы около 2 кг:

— 100 г сена или сочной травы;
— 200 г силоса или корнеплодов;
— 25 г концентрированных кормов.

Пушных зверей (нутрии, норки, соболи, песцы) перевозят в прочных деревянных ящиках или металлических клетках с непроницаемым дном, металлической решетчатой дверцей и прочным запором. Как правило, взрослых зверей помещают отдельно, а молодняк грузят по 2-3 головы.

Размер клеток:

— для соболей и норок – 66x46x40 см;
— для лисиц и песцов – 52x51x48 см;
— для нутрий – 44x40x35 см.

Клетки устанавливают в 4 яруса, прочно скрепляют рейками или проволокой. При длительных перевозках в клетках оборудуют кормушки и поилки.

Кормовой рацион:

— для плотоядных зверей удельный вес мяса и рыбы должен составлять 70-90%;
— для нутрий – сено хорошего качества, зерно, корнеплоды;
— для одной головы лисицы и песцов необходимо 500 г, соболя – 250 г мяса или рыбы, нутрии – 300 г комбикормов, 100 г сена, 400 г корнеплодов.

Кормить зверей нужно трижды в день.

Лучше купить птицу недалеко от дома

Птицу перевозят в клетках (90x60x60 см) или в специальных контейнерах:

— дно и торцевые стенки сплошные;
боковые стенки и крышки из планок с просветом 5 см;
— дверцы делают сверху.

Плотность посадки кур, цыплят-бройлеров и уток – 30, гусей и индеек – 15 голов на 1 м2 пола. Уток лучше перевозить в клетках по 10-12, гусей и индеек – по 6-7 голов.

Птица плохо переносит перевозку, особенно без воды и корма, поэтому ее рекомендуется перевозить на расстояние не больше 100 км.

При длительных перевозках, птицу следует кормить и поить каждые 2 часа, постоянно следить за ее состоянием, не допускать падежа. Через 6 часов пребывания в клетках в пути, потери живой массы составляют около 6%, спустя 18 часов – до 12%.

Какие документы понадобятся для перевозки животных?

Транспортировка скота и птицы проводится только с разрешения и под контролем ветеринарной службы при наличии ветеринарного свидетельства (форма 1), которое выдается только при отсутствии в данной местности инфекционных болезней.

Для перевозки в пределах одного района нужна справка, подписанная и заверенная главным ветврачом.

Документы эти действительны в течение трех суток, до момента отправки животных, и только до указанного пункта.

Еще статьи по теме фермерства: