Материал по русскому языку (6 класс) на тему: "А действие стремится к результату" (постоянные и непостоянные признаки глагола). Определение постоянных и непостоянных признаков глагола

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые глаголы – это глаголы, которые относятся и к І, и ко І І спряжению: брезжить, зиждиться; хотеть, захотеть (хочу, хотим, хочешь, хотите, хочет, хотят); бежать, вбежать (бегу, бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут) .

Запомни! Изменение разноспрягаемых глаголов хотеть (хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят ) и брезжить (брезжит, брезжат ).

Как правильно определить спряжение?

Личное окончание гл. ударное – по личным окончаниям: лета΄ть – лети΄шь – ІІ спр., пи΄ть – пье΄шь – І спр.

Личное окончание безударное – по инфинитиву: дока΄зываешь – дока΄зывать – І спр.

В последнем случае важно правильно определить вид глагола. Сравни:

Не путайте глаголы повел. н. со схожими по звучанию гл. изъявит. н. буд. вр. Сравни:

1. Наклонение глагола

1. 1 Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходило в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Глаголы в форме изъяв. н. изменяются:

По временам;

В настоящем времени – по лицам и числам;

В прошедшем времени – по родам (только во ед. ч.) и числам;

В будущем времени – по лицам и числам.

Пример: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром.

1. 2 Сослагательное (условное) наклонение обозначает желаемое действие, которое может происходить при определённых условиях. Глаголы не изменяются по временам, но они имеют формы рода (только в ед. ч.) и числа.

Образуется: гл. прош. вр. изъяв. н. + частица БЫ (Б).

Примеры: Я сыграла бы теперь что-нибудь. Любому это показалось бы возможным.

1. 3 Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказание, просьбу, совет. Действие может произойти или не произойти. Примеры: живи (живите), учись (учитесь), верь (верьте), читай (читайте), пусть приедет .

Образуется повелительное наклонение с помощью:



Иногда для смягчения формы приказа к глаголам повел. н. прибавляется частица КА: принеси-ка, дай-ка .

Внимание! Форма повел. н. может совпадать по звучанию с формой 2-го л., мн. ч., наст. или буд. вр. изъявит. н.: Вы говорите , что видели его?

2. Времена глагола

По временам изменяются глаголы только в изъявительном наклонении.

3. Число глаголов

Определяется по вопросу к глаголу.

4. Лицоглаголов

Лицо глагола указывает на того, кто участвует в речи. Лицо можно определить только у гл. в форме наст. и буд. вр. в изъявит. н. и у гл. повел. н.

Лицо 1-е 2-е 3-е
Ед. ч. Я радую сь Ты радуешь ся Он (она, оно) радует ся
Мн. ч. Мы радуем ся Вы радуете сь Они радуют ся

Безличные глаголы – это глаголы, обозначающие действие, которое протекает само по себе, называют явления природы, состояния человека. Они не изменяются по лица и числам, не сочетаются с Им.п. К безличным глаголам относят глаголы:

3-го л., ед. ч., наст. вр.: Вечереет . Мне нездоровится . Не спится , няня, здесь так душно. На дворе светает . Меня знобит . Хочется чего-то весёлого. Здесь легко дышится .

Ср.р., ед.ч., прош. вр.: На дворе ещё чуть брезжило . Стемнело бы скорее.

5. Род глаголов

Можно определить только у глаголов изъявительного наклонения в прошедшем времени.

1. Вид глагола

Большинство гл. имеют видовые пары: строить – построить .

Некоторые гл. не имеют видовых пар:

Гл. сов. в.: молвить, хлынуть, грянуть, ринуться .

Гл. несов. в.: преобладать, расхаживать, зависеть, участвовать .

Способы образования видовых пар:

А) заменой суффиксов: реша ть – реши ть, крича ть – крикну ть;

Б) добавлением приставки: стареть – по стареть, печь – ис печь;

В) переносом ударения: нареза΄ть – наре΄зать, высыпа΄ть – вы΄сыпать ;

Г) изменением основы слова: говорить – сказать, брать – взять .

Внимание! Некоторые глаголы могут приобретать значение то совершенного, то несовершенного вида: женить, казнить, телеграфировать, велеть, ранить, исследовать . Сравни предложения:

2. Переходность / непереходность

3. Возвратность / невозвратность

Возвратные глаголы обозначают действие, направленное на сам предмет. Они имеют постфиксы (обозначают также, как суффикс):

СЯ: прятаться, готовиться , возвращаться ,

СЬ: одеваюсь , горжусь .

Невозвратные глаголы – все остальные.

4. Тип спряжения

Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам, оно обозначаются римскими цифрами.

І спряжение ІІ спряжение
Окончания неопределённой формы
-ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть -ить
Личные окончания + примеры
- У (Ю) (я) рассказываю бормочу - ЕШЬ (ты) рассказываешь бормочешь - ЕТ (он) рассказывает бормочет - ЕМ (мы) рассказываем бормочем - ЕТЕ (вы) рассказываете бормочете -УТ (- ЮТ) (они) рассказывают бормочут - У (Ю) (я) строю клею - ИШЬ (ты) строишь клеишь - ИТ (он) строит клеит - ИМ (мы) строит клеим - ИТЕ (вы) строите клеите - АТ (- ЯТ) (они) строят клеят
Относят ко ІІ спряжению: - 7 глаголов на – еть: видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, вертеть . - 4 глагола на – ать: гнать, держать, дышать, слышать . Брить, стелить относят к I спряжению.

Запомни! Нормы произношения и написания некоторых глаголов:



1) У гл. есть и дать при изменении формы появляются приставки: с ъесть, по есть, пере дать, соз дать.

2) Правильно говорить положи, положите; клади, кладите; поезжай, поезжайте .

Глагол

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать ? что сделать ? и обозначает действие или состояние предмета как процесс.
Синтаксическая функция: в предложении является сказуемым. В неопределенной форме глагол может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.
Старик новому соседу. (Н.О.)

Морфологические признаки глагола
Постоянные:
возвратность;
переходность;
вид (совершенный или несовершенный);
спряжение (I или II).
Непостоянные:
наклонение (изъявительное, повелительное, условное);
время (в изъявительном наклонении) - настоящее, прошедшее, будущее;
число (единственное или множественное);
лицо (в повелительном наклонении; в настоящем и будущем времени - изъявительное наклонение);
род (в прошедшем времени - единственного числа, в условном наклонении).
Начальная форма - неопределённая форма глагола (инфинитив).
Глаголы переходные и непереходные
Переходные глаголы могут иметь при себе прямое дополнение: встречать (друга), выпить (чаю); существительное в винительном падеже без предлога: знать (адрес); существительное в родительном падеже без предлога, если действие охватывает часть предмета: положить (сахара); если при глаголе имеется отрицание: не видеть (горизонта). Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения: бежать, улыбаться .
Вид глагола
Совершенный (завершенное действие) что сделать? - отправить, ответить .
Несовершенный (незавершенное действие) что делать? - отправлять, отвечать.
Наклонение глагола
Изъявительное.
Реальные действия, которые происходили, происходят и будут происходить на самом деле: участвует, участвовал, будет участвовать .
Повелительное.
Действия, к которым говорящий побуждает кого-либо (приказывает, просит, советует): (не) участвуй, (не) говори, (не) приходи .
Условное (сослагательное).
Действия предполагаемые, желательные или возможные при определенных условиях: (не) участвовал бы, (не) говорила бы, (не) приходил бы .
Спряжение глагола
Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.

Существуют разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, которые спрягаются частично по І-му, а частично по ІІ-му спряжению.

Особо спрягаются глаголы есть (питаться) и дать .

Морфологический разбор глагола
1. Часть речи. Общее значение.
Начальная форма (инфинитив).
2. Постоянные морфологические признаки:
вид;
переходность;
возвратность;
спряжение.
Непостоянные морфологические признаки:
наклонение;
время (в изъявительном наклонении);
лицо (в настоящем и будущем времени; в повелительном наклонении);
число;
род (в прошедшем времени единственного числа и в условном наклонении).
3. Синтаксическая роль.
Вы едете… Вам дремлется. (Тург. )
Едете - глагол.
1. (Что делаете?) едете (обозн. действие). Н. ф. - ехать.
2. Пост. - несов. в., невозвр., неперех., I спр.; непост. - изъявл. накл., наст. вр., 2-е лицо, мн. ч.
3. (Что делаете?).
Дремлется - глагол.
1. (Что делается?) дремлется (обозн. состояние). Н. ф. - дрематься.
2. Пост. - несов. в., возвр., неперех., I спр.; непост. - изъявл. накл., наст. вр., безличн.
3. (Что делается?). 

У глагола, как и у любой , существуют признаки, по которым производится его характеристика. Они представляют собой грамматические категории, которые присущи глагольным формам. Рассмотрим постоянные и непостоянные признаки глагола, изучаемые в рамках школьной учебной программы.

Под глаголом понимается языковая словесная категория с присущими ей синтаксическими и морфологическими свойствами, которая обозначает состояние или действия рассматриваемого предмета. Часть речи отвечает на вопросы «что делать», «что сделать».

При изучении в обязательном порядке рассматриваются формы:

  • Начальная. Встречается под названием неопределенной. Иное наименование – инфинитив. Оканчиваются на –чь, —ть, -ти. Перечисленные окончания относятся к формообразующим суффиксам. В рамках школьной программы их часто рассматривают как окончания. Примеры: беречь, нести, катать. Для неопределенной глагольной формы характерно называние действия или состояния. Нет указания на конкретное лицо, время или число. Подобные особенности позволяют отнести ее к разряду неизменяемой. Главная черта, выделяющая инфинитив среди прочих категорий, — наличие постоянных свойств.
  • Личная. К данной категории относятся все существующие категории, отличные от инфинитива. Имеют личные окончания.
  • Деепричастная. Некоторые ученые относят деепричастия к отдельной части речи.
  • Причастная. В некоторых программах ее аналогично деепричастию выделяют как отдельную часть речи.

Знания о том, какие морфологические признаки имеет глагол, учеником получаются на уроках русского языка. Именно 5 класс в общеобразовательной средней школе принято считать оптимальным периодом для освоения основ морфологии.

В рамках учебной программы 5 класса ученик получает базовые знания о постоянных и непостоянных признака глагола. Также им приобретаются практические навыки по разбору слова как части речи.

Доскональное владение основами правописания в русском языке невозможно без знания морфологических свойств, характеризующих как часть речи глагол.

Существует следующая классификация:

  • Постоянные морфологические признаки. Отличительная особенность – не поддаются видоизменению вне зависимости от присутствия иных частей речи или прочих факторов влияния.
  • Непостоянные морфологические признаки глагола. В отдельных литературных источниках встречаются под названием изменяемых. Отмечаются способностью меняться в зависимости от общего смысла предложения или отдельной фразы.

Постоянные

Грамматические категории, которые сопутствуют характеристике глагольных форм, называются постоянными морфологическими признаками. Вне зависимости от смыслового значения, которым наделяется фраза, они не поддаются изменению.

Среди постоянных морфологических признаков, присущих глаголу, встречаются следующие категории:

  • Вид. Выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида. Для первой группы характерно завершенное действие и вопрос «что сделать». Например: убежать, прочитать. Вторая группа называет незавершенное действие и отвечает на вопрос «что делать»: видеть, умножать.
  • Возвратность. Служит для описания потенциального состояния (ругается) или происходящего действия, выполняемого субъектом относительно самого себя (умывается), а также действия, происходящего относительно двух и более объектов, находящихся в тесной взаимосвязи (мириться). Особенность – наличие постфикса -ся/сь. Существует деление на возвратные (помыться, раздеться) и невозвратные (посадить, напоить) глаголы.
  • Переходность. Представляет собой категорию, характеризующую возможность направленного действия. Особенность – возможность присоединить дополнение. Принято выделять переходные (помыть фрукты, съесть пирожное) и непереходные (идти, находиться).
  • Тип спряжения. Представляет собой категорию, согласно которой определяется механизм спряжения по лицам и числам. Выделяется 2 (оканчиваются на -ить) и 1 спряжение (все остальные). Также существуют разноспрягаемые глагольные формы.

Рассмотрение постоянных морфологических признаков глагола невозможно без характеристики непостоянных.

Непостоянные

Грамматические категории, присущие спрягаемым глаголам и причастиям, относятся к непостоянным признакам. Для данной группы характерна способность изменяться под воздействием смысловой нагрузки, которая заключена во фразе.

Какие непостоянные признаки принято выделять:

  • Наклонение. Выражает отношение действия к реальности. Принято выделять условное (особенность – частица «бы»: увидел бы, прочитал бы, поехал бы), повелительное (делай, смотри, услышьте) и изъявительное (отдыхаю, понимаете) наклонения.
  • Число. Является категорией, определяющей число описываемых субъектов, вовлеченных в действие. Присуща глаголам и причастиям. Существует деление на единственное (бегает, ходит, прочитанный) и множественное (носили, ходите, изрисованные) число.
  • Время. Содержит указание на временной промежуток, когда происходило действие относительно момента речи. Характерно для изъявительного наклонения. Принято выделять настоящее (смотрю, ем), прошлое (смотрел, ел) и будущее (буду смотреть, буду есть) времена.
  • Лицо. Дает представление о том, кто совершает действие. Характерно для повелительного и изъявительного наклонения будущего и настоящего времени. Классифицируется на 1 (рисую, читаем, пойдемте), 2 (поешь, думаете, искупайтесь) и 3 (гладит, смотрят) лица.
  • Род. Характеризуется гендерной принадлежностью лица, осуществляющего действие. Присущ причастиям, глаголам условного и изъявительного наклонения в прошедшем времени. Выделяют женский (украшенная, убрала, накричала бы), мужской (испачканный, наметал, съел бы), средний (убранное, ускакало, понадобилось бы) род.

Порядок разбора

В числе практических навыков, предусмотренных учебной программой, ученики обязаны знать, как разобрать слово.

Для глагола существует следующий порядок действий при морфологическом разборе:

  1. Определяется часть речи, инфинитив.
  2. Выделяется глагольная форма.
  3. Определяется спряжение.
  4. Выявляется время.
  5. Уточняется число.

В зависимости от принадлежности будущему или настоящему времени становится доступным определение лица. Для глагольных форм прошедшего времени выбирается род. Последний шаг в разборе – определение как члена предложения, то есть синтаксической роли в конкретном предложении.

Полезное видео

Подведем итоги

Знание в рамках русского языка таких понятий, как постоянные и непостоянные морфологические , необходимо для того, чтобы успешно сдать выпускной экзамен в школе и в дальнейшем поступить в вуз, где русский язык входит в перечень вступительных испытаний.

План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования глагола Образец морфологического разбора Разноспрягаемые глаголы Безличные глаголы Переходные и непереходные глаголы








Вид глагола Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что делают? что делали? и т.д., являются глаголами несовершенного вида. Глаголы которые отвечают на вопросы что сделать? что сделают? что сделали? и т.д., являются глаголами совершенного вида.


Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и будущем простом времени) У глагола два спряжения: –Ко II спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются – на –ить –+ глаголы-исключения: гнать, дышать, держать и слышать; ненавидеть и обидеть; смотреть, видеть и вертеть, и зависеть и терпеть –К I спряжению – все остальные –+ глаголы-исключения: брить, стелить


Спряжение глаголов II спряжение 1) все глаголы на -ить (кроме 3 исключений); 2) 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть); 3) 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать). I спряжение 1) глаголы брить, стелить, зиждиться 2) все глаголы на -еть (кроме 7 исключений) 3) все глаголы на -ать (кроме 4 исключений) 4) все остальные глаголы на -оть, -уть, - ть,..


ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? I спр.II спр. -ать (ять)ить -оть -еть -нуть -ти и др. 1 л. -у, -ю -ем 1 л.-у, -ю -им 2 л.-ешь -ете 2 л.-ишь -ите 3 л-ет -ут -ют 3 л.-ит -ат -ят + искл.: брить, стелить + искл.: гнать, дышать, держать, слышать, ненавидеть, обидеть, смотреть, видеть, вертеть, зависеть, терпеть Таблица окончаний спряжений глагола


Непостоянные признаки В изъявительном наклонении: Время (настоящее, прошедшее, будущее) Число (единственное, множественное) Лицо (у глаголов наст. и буд. времени) Род (у глаголов в прошедшем времени) В повелительном наклонении: Число В сослагательном (условном) наклонении: Число Род (в единственном числе)




Правописание не с глаголами Не с глаголами пишется раздельно (не располагать, не мочь, не говорить…) Не с глаголами пишется слитно, если слово не употребляется без не (нездоровится, ненавидеть, негодовать, н é житься) Не с глаголами пишется слитно, если слово образовано с помощью приставки недо- (недописать, недогрузить, недослышать)




Образец морфологического разбора Глагол Укажи часть речи. Что обозначает слово? (действие, состояние)На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму (инфинитив). Назови постоянные признаки (вид, возвратность, спряжение); непостоянные признаки (наклонение, число, время, лицо или род). Определи роль в предложении.


Образец морфологического разбора Примечания. 1. Время у глагола указывают только в изъявительном наклонении. 2. В прош. времени глаголы изменяются по родам и числам. 3. В наст., и будущ. времени глаголы изменяются по лицам и числам. 4. Инфинитив, безличные и разноспрягаемые глаголы требуют особого внимания при морфологическом разборе.


Образец морфологического разбора Ходит глагол, так как: 1. Обозначает действие (что делает?), н. ф. ходить. 2. Имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., II спр.; непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит, накл., ед. ч., наст, времени, 3-го лица. 3. В предложении является сказуемым (что делает? ходит).


Образец морфологического разбора Бежит глагол, так как: 1. Обозначает действие (что делает?), н. ф. бежать. 2. Имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., разноспряг.; непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит, накл., ед. ч., наст, времени, 3-го лица. 3. В предложении является сказуемым (что делает? бежит).


Разноспрягаемые глаголы хотеть в ед. ч. –спряг. как глаг. I спр. во мн.ч. – как глаг. II спр. бежать – в 3л. мн.ч. – как глаг. I спр. в остальных случаях – как глаг. II спр. Глаголы: есть, дать – особое спряжение, так как в ед. ч. в окончаниях нет гласных Ем, ешь, ест; едим, едите, едят. Дам, дашь, даст; дадим, дадите, дадут.


Безличные глаголы Обозначают действия, совершающиеся сами по себе, без действующего лица. Они обозначают: 1.явления (состояние) природы: светает, вечереет, смеркается, морозит, вьюжит… 2.Физическое состояние живого существа: лихорадит, знобит, тошнит, нездоровится, хочется Изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного (условного) наклонения Светает. Уже рассветало, когда мы въехали. Рассветало бы поскорее!


Переходные и непереходные глаголы Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определённый предмет. Все остальные - непереходные Глаголы с суффиксами -ся (-сь) Этот предмет выражается чаще всего с помощью сущ. в В.п. без предлога (Р.п. без предл. – часть предмета) поехать в Москву - В.п. с пр. Ветер клонит деревья - В.п. без предл. налить бензина (часть) - Р.п. без предл. принести дров (часть) - Р.п. без предл. зависеть от соседа - Р.п. с пр.


Наклонения глагола изъявительноеусловноеповелительное 1. обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить 1. обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях 1. обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить 2. что делает? что делал? что сделает? изменяются по временам, спрягаются 2. что делал бы? что сделал бы? изменяются по родам и числам; не изменяются по временам 2. что делай? что сделай? изменяются по числам; не изменяются по временам 3. несов. в. – н.в., п.в., б.в. (составное) бежать – бежит, бежал, будет бежать сов.в. – п.в., б.в. сделать – сделал, сделает. 3. образуются от основы н.ф.г. + -л- + бы(б) частица пишется отдельно, может стоять после глаг., перед ним, может быть отделена другими словами: бежал бы 3. образуется от основ н.в. и б.в. при помощи –и- или без суффикса. учат – учи, учите; спрячутся – спрячься, спрячьтесь; бросают – бросай, бросайте. 4. II спр – на –ить + гнать, дышать, держать и слышать; ненавидеть и обидеть; смотреть, видеть и вертеть, и зависеть и терпеть I – спр. – все остальные + брить, стелить 4. видел бы, видела бы, видело бы, видели бы Я отправился бы в путешествие. Я бы вылечил всех детей. Если бы вечером залаяла собака, вы бы поняли, что идёт чужой. 4. употребляются обычно в форме 2 л., ед. и мн. ч.; имеет также формы 3л. ед. и мн.ч. + да, пусть, пускай, ка и 1л., мн.ч Пускай поёт о нас страна! Пусть всегда будет мама! Спой-ка мне, соловушка! в предложении – чаще сказуемое