Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие юных любителей природы. Сценарий квест-игры по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Приключения эколят

Экологический квест

Подготовила и провела:

Андриенко Светлана Евгеньевна

УВК «Уютненская ош I - III ступеней-гимназия»

Неуловимые виражи!

Мальчевский В.

Окружающая нас природная среда прекрасна и хрупка. Сегодня и детям, и взрослым, необходимо больше знать о том, как сохранить и защитить природу, ведь она источник нашей жизни. Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных подростков? Есть много эффективных способов: акции, тематические газеты, плакаты, конкурсы рисунков и поделок, составление экологических кроссвордов, написание сообщений и т.д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все их участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий, и каждый будет осознавать, что именно от него, от его знаний, принятых решений, действий зависит успех команды! В процессе таких деятельных игр можно решать многие воспитательные задачи. Идея экологического квеста "Полёт стрижей" появилась после того, когда я познакомились с положением о конкурсе Центра эколого-натуралистического творчества учащейся молодёжи республиканской природоохранной акции «Птица года». Цель квеста:
    совершенствование форм и методов внеклассной и внешкольной работы по экологическому воспитанию обучающихся через вовлечение в занимательное интерактивное действие;
развитие бережного отношения к окружающей среде.

Задачи квеста:

    привлечение внимания подрастающего поколения к вопросам охраны окружающей среды;

    ознакомление с экологической информацией и способами ее подачи, развитие чувства причастности к решению вопросов сохранения окружающей среды;

    научить участников экологически грамотному образу жизни; помочь освоить новую полезную информацию;
  • создание условий для раскрытия творческого потенциала участников, возможности для их самореализации.

Правила проведения экологического квеста "Полёт стрижей" :
за определённое время необходимо выполнить ряд заданий и достичь результата – найти стрижей, т.е. собрать все части пазла с их изображением. Экологический квест-игра представляет собой ряд заданий, которые последовательно выполняют все команды. Прохождение каждого этапа дает возможность перейти к следующему этапу. На каждом этапе команда получает определенное количество баллов, которые суммируются для подведения итогов. При подведении итогов учитывается правильность выполнения задания, а также скорость выполнения. Участники квеста:

7 команд по 24 - 28 игроков в каждой.
Организаторы квеста:

учителя всех начальных классов, отвечающие за прохождение учащихся каждой отдельной остановки;

классный руководитель 4-Б класса, Андриенко С.Е. (мать – стрижиха) играет роль куратора команд и отвечает за безопасность членов команды во время движения по маршруту.
Место проведения квеста
: классы, актовый зал.

Оборудование: маршрутные листы (по количеству команд); названия станций (формат А 4); листы оценок жюри (по количеству команд);

реквизит на станциях;

таблички с названиями станций;

49 частей пазла "Стрижата";

призы для награждения; задания на каждую остановку (гнездо). Подготовительная работа: определить кабинеты для остановок; проинструктировать учителей; прикрепить таблички на двери; в коридор определить вожатых для проведения подвижной игры «Стрижи и мошки» и т.д. (в случае наслоения команд на один кабинет – остановку-гнездо). Дата проведения квеста: 22.10.2014 г .
Длительность проведения квеста
: 1 час. Критерии оценки и подведение итогов:

По итогам экологического квеста определяется победитель. Участники команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами, выигравшая команда награждается дипломом победителя.
Сценарий экологического квеста "Полёт стрижей"
Экологический квест начинается с театрализованной сценки.

Взрослый стриж рассказывает участникам игры о таинственном исчезновении из гнезда его маленьких стрижат и обращается к командам с просьбой: найти и спасти стрижат, так как без них мир станет для него жестоким, бессердечным и безрадостным. Капитаны команд получают маршрутные листы с указанием названий станций. Маршрутный лист команды __________________________________

Остановки (гнёзда)


Согласно маршруту команда проходит на все остановки поочередно.
Затем все участники квеста (стрижи) разлетаются по различным гнёздам в поисках маленьких стрижат. I гнездо "Театральное" II гнездо "Крылатые фантазии" III гнездо "Поэтическое"
IV гнездо "А ну-ка, эрудиты!"
V гнездо "Асы воздуха" VI гнездо " Объяснялки " VI I гнездо "Сказочное"
На каждой остановке (гнезде) дети проходят
испытания, где участники команд отвечают на вопросы, решают логические задачи, отгадывают загадки, читают стихотворения о стрижах, выбирают из предложенных вариантов верные, совершают определённые действия. О дальнейшем пути следования команде сообщается после выполнения задания на остановке. За правильные ответы на каждой станции команда получает одну часть пазла "Стрижиное пёрышко" (всего их 49). Во время передвижения (от остановки к остановке) команды знакомятся с выданной на предыдущей остановке полезной информацией о стрижах.
К назначенному контрольному времени все команды прибывают к месту финального сбора с заполненным листом оценок жюри. Лист оценок жюри

Гнездо

Квест завершается составлением общего пазла с изображением стрижат и награждением команд. При подведении итогов отмечаются как командные заслуги, так и индивидуальные успехи игроков.

Приложение к квесту

Гнездо «Театральное»

Участники команды становятся актерами театра-экспромта,

исполняя роли: солнца, двух лучей, двух цветков, ветра, червячка, двух стрижей, кузнечика, петуха.

Ведущий читает текст, участники квеста исполняют свои роли:

Как прекрасно утром в лесу!
Из-за горизонта выплывает яркое улыбающееся солнце.
Оно бросает свои лучи на зеленую поляну.
Цветочки рады солнцу .
Они тянутся к нему, раскрывают свои лепестки, приветливо качают стебельками.
Небольшой
ветерок залетел на полянку, он овевает цветочки со всех сторон. Цветочки колышут своими лепестками.
Вдруг, откуда ни возьмись, появляются
два веселых быстрых стрижа . Он парят в потоках ветерка, радуются жизни, весело поют. С цветка на цветок скачет зелёный кузнечик. Неподалеку ползет маленький червячок. Он хочет погреться на солнышке.
Тут появился голодный
петух . Он громко закукарекал, да так, что кузнечик с испугу затрясся и поскакал прочь. А червячок не успел спрятаться, и петух схватил его. Цветы , увидев это, задрожали и прижались к земле.
Петух , предчувствуя обед, расправил крылья и гребешок. Он счастливо отправился домой.
Солнце перестало улыбаться, решило спрятаться от петуха и никогда больше ему не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Стрижи стремительно взлетели ввысь под облака.
Петух не ожидал этого, испугался и выпустил из клюва червяка. Червяк тут же скрылся в траве зеленой поляны. А петух расстроился – опять он остался голодным. Он опустил голову вниз и ушел ни с чем.

Вновь выглянуло солнышко. А ветерок -спаситель поднял с земли пригнувшиеся цветочки и весело полетел по полянке. Два весёлых стрижа вернулиль поближе к цветочкам , собирая в полёте комашек.

Гнездо «Крылатые фантазии»

Складывание стрижа из бумаги.

Оригами «Чёрный стриж»

Складываем базовую форму «Блинчик»

1. Нижний левый и правый углы сложите к центру.

2. Заготовку сложите пополам и поверните.

3. Левый угол вогните внутрь, формируя клюв.

4. Выполните надрез по дорожке (по показу).

5. Оба крыла отогните вверх.

6. Вогните внутрь хвост птицы.

Стрижи отправляются в полет, собираются в стаю и улетают.

Гнездо «Поэтическое»

Конкурс на лучшее выразительное прочтение стихотворения


П.Н. Барто « Стриж» Нет, не точильщик На камне зернистом Лезвия точит Звенящих ножей – Вихрем, снижаясь С пронзительным Свистом, Мимо проносится Стайка стрижей. Быстро Взмывают стрижи В высоту, В небе играют, Свистят На лету, Воздух стригут, И пронзают, И режут; Ветер Их носит, Упругий И свежий.

Небесные стрижи

Черный стриж темно-бурого цвета
Ты – посланник солнечного лета.
На земле стриж совсем не бывает,
Он с рассвета до ночи летает,
То ввысь необозримую, взвиваясь,
А то почти земли касаясь.
Пищу только в полете стриж себе добывает,
На лету насекомых черным клювом хватает,
Да и пьет, только грудью воды касаясь.
Жизнь черных стрижей нам почти не видна,
Песен они не поют у гнезда.
Не может он на коротких темно-бурых ногах
Попрыгать по земле.
Лишь резкий характерный крик

Мы слышим часто в вышине,
Когда прицепится к карнизу или стене.
Будучи обитателем скал,
Стриж городской и деревенской птицей стал,
Хотя и селится по-прежнему средь скал.

Гнездо «А ну-ка, эрудиты!»

    Перечислите, как строит гнездо черный стриж в порядке осуществления ( собирает материал в воздухе, подхватывая на лету пушинки, волоски, кусочки листьев; материал попадает в рот; склеивает застывающей в воздухе липкой слюной; готовит гнездо примерно через неделю ).

    Назовите места для гнездования черного стрижа от лесов до городов

( в дуплах, трещинах скал, под крышами, в щелях зданий ).


3. Как подает голос черный стриж? 4.Сколько может находиться в воздухе

черный стриж?

1. стр 1. 1-2 года

2. взз 2. 1-3 года

3. ух 3. 2-3 года

4. кар 4. 2-4 года

5.Какой хвост у черного стрижа? 6. Сколько яиц откладывает в гнездо

черный стриж?

1 . вильчатый 1. 1-2

2. округлый 2. 1-5

3. ступенчатый 3. 2-3

4. хвост отсутствует 4. 1-5


7. Чем питается черный стриж? 8.Сколько достигает в длину черный стриж? 1. летающими насекомыми 1. 10 см 2. рябиной 2. 18 см 3. желудями 3. 25 см 4. семенами растений 4. 50 см 9. Кто высиживает птенцов? 10.На какую птицу по форме похож черный стриж? 1. самка 1. на сокола 2. самец 2. на дрозда 3. самец и самка 3. на свиристель 4. никто 4. на ласточку

Гнездо «Асы воздуха»

Подвижная игра «Поймай мошку»

Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу. Расстояние между ними около 5 м. Это стрижи. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами на равном расстоянии от команд ставят кеглю или другой небольшой предмет. Учитель называет какой-либо номер. Игроки-стрижи, стоящие под этим номером, выбегают, стремясь первым схватить кеглю-мошку. Тот, кто сумеет это сделать, убегает. Учитель выкладывает следующую кеглю и называет другой номер, бегут другие игроки. В чьей команде по окончании игры окажется больше кеглей-мошек, та команда и выиграла.

Помимо заботы о пропитании стрижам нужно помнить о врагах, которые им угрожают. Кто эти враги?

«Стриж и кот»

На площадке чертится круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – кот, он встает в центре круга. Остальные играющие – стрижи – становятся за кругом у самой черты. По сигналу учителя стрижи начинают «влетать» и «вылетать» внутрь круга и обратно, а кот старается поймать кого-то в тот момент, когда тот находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот – стрижом. Игра повторяется несколько раз.


«Стриж и мошки»

На полу мелом чертится большой круг. Внутри него дети – «мошки» бегают и веселятся. Водящий – «стриж» , пробегая сквозь круг, пытается поймать мошку. Дети разбегаются за пределы круга. Когда стриж пролетел, мошки снова слетаются в круг.

Игра продолжается, пока в кругу не останутся 2-3 мошки.

Гнездо «Объяснялки»

Попробуйте сказать другими словами, но при этом сохраняя смысл пословицы.

    Всякая птица своим пером гордится.

Тело стрижа покрыто однотонным буровато-тёмным оперением с грязно-белым пятном на горле.

    Птичка – невеличка, а коготок остёр.

В отличие от других птиц у стрижей все 4 пальца направлены вперед; пальцы снабжены острыми коготками.

    Всякая птица своим клювом сыта.

Клюв у стрижа небольшой, черный, слегка заостренный, но клевать им стриж не может. Ловят черные стрижи мелких насекомых в полёте, раскрыв клюв, как собирают тралом рыбу рыболовные суда.

Кукушка кукует, сорока стрекочет, журавль курлычет, а стриж визжит.

Визжать, как стриж, не умеет никто.

    Видна птица по полёту .

Черный стриж – самая быстролетная, длиннокрылая птица. Сидит птица на отвесной стене, ухватившись лапками за стену, а потом разжимает лапки, начинает падать и тут же расправляет крылья. Так стрижи отправляются в полёт, а по-другому не могут. Крылья у них слишком длинные для того, чтобы взмахнуть ими, находясь на земле.

    Разминка «Черные стрижи».

Черные стрижи летают, (руки в стороны и назад)

Мошек собирают, (открыть широко рот)

Черные стрижи визжат, (повизжать)

Накормить птенцов хотят. (Наклоны головой вниз – вперед).

    Мало – помалу птичка гнездо свивает.

Стриж ловит на лету соринки, пушинки, обрывки бумаги, и все это склеивает клейкой слюной. Гнездо у черного стрижа невысокое, плоское.

    У каждой пташки свои замашки.

Черный стриж не умеет передвигаться по земле, не умеет с ровного места подниматься на крыло. Стриж, как медведь в берлоге, как барсук в норе, как летучая мышь, как змея с наступлением холодов, может впадать в так называемое оцепенение.

Гнездо «Сказочное»

Продолжить рассказ Сергея Владимировича Михалкова

«Гнездо стрижей»

Дом пансионата стоял на горе. С балкона открывался вид на все ущелье и на поросшие лесами склоны гор, за которые весь день цеплялись ленивые, низкие облака. Внизу шумел горный поток, а над ним, в прозрачной вышине, день-деньской взмывали ввысь и ныряли в бездну десятки стрижей. В погоне за мошкарой они напоминали маленьких истребителей в воздушном бою. На балконе, в углу, под самым потолком, притулилось стрижиное гнездо. Мое соседство ничуть не смущало его пернатых обитателей, и я, проводивший большую часть времени на балконе за работой, был в курсе всех стрижиных событий. Стриж и стрижиха поочередно, а иной раз вместе возвращались домой с добычей и, стремительно протолкнув что-то в раскрытые клювы двух прожорливых птенцов, так же стремительно ныряли из-под навеса крыши вниз и исчезали из виду. Нетрудно было догадаться, что стриженята - брат и сестра. Братец был крупнее и бойчее; он чаще выглядывал из гнезда, шире раскрывал клюв, встречая родителей, и нахально отталкивал свою сестренку, когда та пыталась тоже подышать свежим воздухом. Как-то, выйдя на балкон, я по привычке поднял голову и увидел братца-стрижонка уже не в гнезде, а около него - может быть, он даже и не выпал, а впервые из него вылез. Легкий ветерок ерошил его мягкие перышки, а сам он неуверенно жался к стенке дома, держась лапками за провод, на котором сидел. Его сестренка, вертя головкой, следила за ним, робким чвириканьем выражая, по-видимому, свое недоумение. Я решил помочь птенцу, встал на стул и хотел было осторожно водворить его обратно в гнездо, как вдруг, самым неожиданным образом, стрижонок вспорхнул и улетел.

Придумайте, что могло дальше произойти со стрижонком (можно в сказочной форме). Ребята по одному предложению придумывают своё продолжение рассказа. Глоссарий
Приключенческая игра (синонимы: Квест (транслит. англ. quest - поиски), Adventure (англ. приключение) - один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Участники живого квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая цель - борьба за сокровища, раскрытие тайны, спасение от бедствия. Каждый из участников получает индивидуальную в этой ситуации, а также свои индивидуальные цели.

Наличие нескольких целей обеспечивает разноплановость игры. Игрок сам может определять, какая цель для него первоочерёдная.

Суть игры - выполнить как можно больше целей.


Красная книга - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные. Памятник природы - охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении. Заказник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты . «Стрижиная проблема» – их птенцы нередко преждевременно покидают гнёзда, ещё не умея летать. Такое происходит и у многих других птиц, но у большинства видов родители продолжают заботиться о плохо летающих слетках, защищая их и продолжая выкармливать. У стрижей же вылетевшие из гнёзд молодые птицы сразу начинают самостоятельно питаться и жить без помощи родителей. Поэтому если птенец покидает гнездо, не умея летать – он неминуемо погибнет, если человек не придёт ему на помощь. Выкормить такого стрижонка дома – дело довольно хлопотное, но вполне возможное.

Людмила Виткалова
Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие юных любителей природы»

Цель : Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.

Задачи : Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях; развивать доброжелательное и ответственное отношение к природе , желание оказывать помощь природным объектам ; способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности; доставлять детям радость от участия в общей игре; воспитывать у детей желание беречь природу , способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы .

Материал : Заранее приготовленные конверты с заданиями, аудиозапись голосов птиц, игрушечные насекомые, картинки птиц прикрепленные к птичьему столбу, сюжетные картинки (медведь, лиса, заяц, волк, белка, лягушка, дятел, сова., карта - маршрут

Ход игры:

Дети с воспитателем выходят на улицу. Воспитатель обращает внимание на конверт который находится на елке возле здания детского сада.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите здесь какой – то конверт. Как вы думает для кого он?

Давайте посмотрим. Тут что то написано. Кто из вас уже умеет читать?

Открывают конверт и читают текст «Дорогие ребята! Пишет вам мудрая сова. Я живу в лесу и узнала, что вы любите природу и много о ней знаете и решила отправить вам посылку - чемоданчик. Чемоданчик вам должны доставить во вторник двадцать восьмого ноября. «

Воспитатель. Ребята, как же нам с вами повезло, такое замечательное письмо получили, а еще и посылка ожидается. Будем ждать. Постойте, а какой сегодня день недели, а число?

Дети отвечают.

Давайте посмотрим, нет ли где-нибудь чемоданчика? Дети ищут, не находят.

Появляется баба Яга, жительница леса. Я заколдовала лес и всю природу . Пусть в лесу трава засохнет, цветы и деревья зачахнут. Птицы перестанут петь свои песни. А звери, лесные жители, впадут в спячку. А еще я обманула мудрую сову и спрятала ваш чемоданчик.

Воспитатель : Как же так? Ребята, мы можем такое допустить? Что же нам делать? (версии детей )

Баба Яга : Ну что ж, я согласна расколдовать лес и подсказать, где спрятан чемоданчик. Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. А я вам помогу добраться до нужных мест, дам карту -подсказку куда вам надо идти. Если вы правильно выполните все задания, то сможете спасти лесных обитателей и узнать, где спрятан чемоданчик.

Баба – Яга отдает детям карту с обозначенным маршрутом. (Дети вместе с воспитателем рассматривают карту и решают куда им идти)

Первое задание на «Поляне туриста» .

Воспитатель. Ребята, посмотрите, это же наша поляна туриста. Пошлите скорее туда.

На поляне лежит конверт. В конверте задание (Воспитатель предлагает прочитать сначала детям, а если у детей не получается читает сам)

«Дорогие ребята вам нужно каждой группе по очереди спеть по строчке из песен, в которых упоминаются деревья, цветы, травы. Как только, закончатся песни, отправляйтесь дальше в путь. Спасибо вам за помощь»

Следующее место куда нам надо идти – это…. птичий столб.

К столбу прикреплено задание

Воспитатель : Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте узнать всех исполнителей которые здесь живут. На птичьем столбе прикреплены изображения птиц (кукушка, дятел, сова, соловей, сорока, ворона) .

В этом удивительном пне спрятались насекомые. Давайте узнаем, какие? Если правильно назовете, то насекомого обязательно найдете .

1. Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-

Сверху на серединку,

С травинки на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Домовитая хозяйка

Летает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(Пчела)

Красненькие крылышки,

черные горошки.

Кто это гуляет

по моей ладошке ?

Божья коровка

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(Муравей)

Красненькие крылышки,

черные горошки.

Кто это гуляет

по моей ладошке ?

(Божья коровка)

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и предлагает еще быстро ответить на вопросы.

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором» ? (Дятла)

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)

Воспитатель. Ну что ж ребята нам пора идти дальше, помогать сове. Дальше мы с вами должны оказаться на поляне сказок.

«Театральная пауза»

Каждая команда поочередно выбирают сюжетные картинки, на которых изображены различные животные, нужно изобразить (показать) их другой команде без слов, а те должны догадаться о ком идет речь : (медведь, лиса, заяц, волк, белка, лягушка, дятел, сова. ,

Воспитатель. Ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязнено. Давайте поможем нашей природе . А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор. (дети собирают мусор с полянки в специальные пакеты) .

Проводится игра «"Рассортируй мусор» .

На поле разбрасывают много бумаги и пластиковых бутылок.

Одна команда собирает бумагу, другая бутылки.

Воспитатель. Ребята природа и вся наша планета говорит вам «Спасибо!»

Воспитатель. Ребята, а куда же нам деть пакеты с мусором который мы собрали. (Подводит детей к тому , что нужно его сложить в специальные контейнеры для сортировки мусора.

Дети с воспитателем двигаются к мусорным бакам. Там их ждет игрушечная сова которая сидит на мусорных баках, а рядом стоит чемоданчик.

Сова. Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес и всю природу от Бабы Яги , а еще я узнала, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь. В моем чемоданчике – подарки для вас.

(Дети открывают чемоданчик – там энциклопедия по экологии по выбору воспитателя и сладкие подарки - конфеты.)

Публикации по теме:

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «В поисках Рождественской звезды» Квест - игра для детей старшего возраста «В поисках Рождественской звезды» Форма–квест Аннотация: Мероприятие познакомит с историей праздника.

Квест-игра «Путь к здоровью» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Обобщать представление детей о здоровом образе жизни как о важном качестве жизнедеятельности человека, развивать социальные чувства,.

Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста «По следам сказок» Цель: Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение.

Квест-игра «Путешествие в Изумрудный город» для детей старшего возраста Квест по мотивам известной повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Данный квест предназначен для детей, которые ещё не.

Портнягина Диана Рифхатовна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР – детский сад № 146 города Тюмени

Эко – квест на тему «Природа-человек-техника» в рамках экологического проекта

Цель: воспитание чувство любви к природе, уважение ко всему живому, формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи:

«Познавательное развитие»

Обобщать и закреплять знания детей о многообразии животного и растительного мира, об экологических катастрофах, причинах их возникновения, последствиях для окружающей среды, знания об инновационных технологиях, которые причиняют минимальный вред окружающей среде, о необходимости разделения бытового мусора. Развивать логическое мышление, память, внимание. Формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе; умение устанавливать закономерности и причинно-следственные связи, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.

«Речевое развитие»

Обогащать обществоведческий словарь детей (названия представителей животного и растительного мира, обитающих на планете Земля, внесенных в «Красную книгу», лечебных свойствах лекарственных растениях, правила поведения в природе и др.). Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, закреплять умение правильно употреблять предлоги, делить слова на слоги.

«Социально – коммуникативное развитие»

Развивать форму свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формировать готовность к совместной деятельности. На основе расширения природоведческих знаний, развивать социальный и эмоциональный интеллект, воспитывать бережное отношение к природе, разумное использования ее богатств, умение жить в гармонии с природой и техникой.

Правила проведения Эко - квеста "Природа-техника-человек»
За определённое время необходимо выполнить ряд заданий, которые последовательно выполняет группа детей и их родители – в результате которого, дети получают одно число от кодового замка.

Прохождение каждого этапа дает возможность перейти к следующему этапу. На каждом этапе команда получает цифру от шифра для того, чтобы включить «Экоробота» Фиксиков.

Участники квеста:

Дети старшей группы «Земляничка» и их родители.

Организаторы квеста:

Воспитатели старшей группы «Земляничка». Ведущий – Портнягина Диана Рифхатовна, фиксик Симка Шадрина Наталья Сергеевна, фиксик Нолик – психолог, Лесовичок – музыкальный руководитель, ответственный за станцию «Лесная», на станции «Загадочная» ответственный - физкультурный руководитель, фея Медуница – художественный руководитель, ответственный за станцию «Художественную».

Место проведения Эко - квеста : группа, музыкальный и физкультурный зал

Оборудование: Карта с маршрутом прохождения по экологической тропе, таблички с названиями станций; карточки с изображением чисел, медали «Юных экологов», сладкие призы

Реквизит на станциях:

1. «Лесная»

Видеопроектор;

Картинки с изображением деревьев, надпись с волшебными словами.

Музыкальное сопровождение для танца «Роботов», фонограмма для песни

«Давайте, за руки возьмемся»

2. Загадочная»

Физкультурное оборудование для прыжков

Две корзины, с картинками для обозначением сортировки мусора (пластик, бумага)

3. «Художественная»

Заготовки запрещающих знаков;

Мелки, карандаши;

Медали «Юных экологов».

Предварительная работа: Просмотр с детьми презентаций на тему «Экологические катастрофы», «Доктор Айболит бьет тревогу», «Вода в опасности», «Лесные пожары», «Баргузинский заповедник», «Роботы в нашей жизни», видео фильмов на тему «Экология для дошкольников», беседы на тему «Нефтяные аварии», «Каким воздухом мы дышим», «Как люди загрязняют воду?», «Что такое красная книга», «Запрещающие знаки», «Для чего нужны роботы».

Чтение художественной литературы: рассказ А.Онегова «Тропинка полевая», И.Акимушкин «Жил-был бобр», «В мире животных», В.Е.Флинт «Про птиц из красной книги», «Про зверей из красной книги».

Играли в дидактическую игру с «Эко - кубиками» на закрепление материала по теме «Экологические катастрофы», «Животный мир», «Лекарственные растения», «Красная книга», «Заповедники», «Мусорные отходы».

Дата проведения Эко - квеста: 27.03.2017

Длительность проведения Эко - квеста : 1 час.

Критерии оценки и подведение итогов:

По итогам Эко - квеста награждается вся группа за активное участие, экологические познания, стремление к определенным результатам, перспективу на будущее планеты со знанием того, что экологическое состояние нашей планеты зависит только от нас!

Образовательный эффект:

  • Формируются представления о роли человека в сохранении

целостности всей экосистемы планеты; воспитываются бережное отношение к природе, следование экологическим правилам, основы экологического сознания.

  • Повышается экологическое образование дошкольников!

Сценарий Эко - квеста «Природа-техник-человек»

1.Оргмомент. Звучит музыка (Фиксики. Часики идут)

Дети входят в зал. Приветствуют гостей.

Воспитатель:

Слышите, часы идут

Тикают, стараются

Снова дети по - утру

В садик собираются

Наступает новый день

Чтоб он был удачным

Скажем дружно: Добрый день!

Вам желаем счастья!

Внимание, внимание, приглашаем всех к просмотру презентации «Экологические катастрофы»

Вопросы к детям по содержанию видеофильма.

Чем опасны лесные пожары?

Ребята, как люди загрязняют наш воздух и воду?

Какие последствия, происходят после разлива нефти в океане?

Почему, мусорные отходы, загрязняют атмосферу?

Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод?

Можно ли жить прожить без современной техники на сегодняшний день?

А может кто-нибудь знает про новинки в технологиях, которые приносят минимальный ущерб природе или наоборот заботятся о экологической безопасности природы?

(Выступают дети – агенты, про электромобиль, солнечную энергию и водородное топливо, очистительные системы на заводах)

А можно ли все изменить в недалеком будущем? Мы с ребятами решили создать выставку «Экороботов будущего», которые созданы жить в сотрудничестве с людьми и природой.

Наши дети – это будущее поколение, которое должно использовать новейшую технологию, во благо человека и природы. Приглашаем всех на нашу выставку «Экороботов»

Сейчас, ребята представят, своих «Экороботов» и расскажут для каких целей, они предназначены.

(Дети презентуют своих «Экороботов»)

Ребята, какие вы все молодцы!

Ребята, а это чей «Экоробот»? Откуда, он взялся?

3.Сюрпризный момент.

Появляются фиксики (под музыкальное сопровождение)

Нолик: Я Нолик, меня вы ребята узнали?

Мы с вами в мультфильме встречались, в журнале

С Дим Димычем вместе я часто играю

И Симке приборы чинить помогаю

Симка: Я маленький фиксик по имени Симка

В приборе любом заменю я пружинку

Ещё я слежу, чтобы эти мальчишки

Дим Димыч и Нолик, шалили не слишком.

Здравствуйте, ребята! Мы тоже решили поучаствовать в вашей выставке «Экороботов».

Нолик: Это наш робот, мы его смастерили. Но, к сожалению, у нас случились непредвиденные обстоятельства! Симка, решила закодировать его, а шифр забыла!

Симка: Я хотела, как лучше! Думала, приду на выставку, удивлю ребят! Что, же теперь делать!

Ребята, а давайте поможем Симке и Нолику подобрать шифр к кодовому замку, ведь «Экоробот» фиксиков, создан для защиты окружающей среды!

Нолик, ребята, а хорошо ли вы знаете цифры? Умеете считать?

(Ответы детей)

Сейчас, я вас проверю!

Нолик (психолог) проводит игры на логическое мышление, внимание и память «Веселая математика »,«Запомни и назови»,

Ребята, прежде чем вы приступите расшифровывать код, я хочу проверить, ваше внимание, память и смекалку. Готовы?

Вопросы к дошкольникам:

1) Сколько ушей у двух мышей?

2) Сколько лап у двух медвежат?

3) Сколько дней в неделе?

4) Сколько частей в сутках?

5) Сколько месяцев в году?

6) У какой геометрической фигуры меньше всего углов?

7) Восемь на один меньше...

8) Семь на один больше...

9) У квадрата четыре угла, а у треугольника...

Хорошо, молодцы! А сейчас я предлагаю запомнить вам расположение цифр, затем, я буду по очереди прятать одну цифру, а вам нужно будем отгадать, что я спрятала.

Симка, какие вы молодцы! Легко справились с заданиями!

Ребята, чтобы быстрее найти ключи от шифра, нам необходимо пройти испытания, которые нам встретятся на экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.

Но прежде, чем отправится в путешествие, нам нужна карта, а чтобы ее получить нам надо ее найти в одном из свертков.

(Под музыку дети легко двигаются по группе, как только музыка закончилась каждый берет сверток и разворачивает его. У кого окажется карта, тот и будет капитаном команды.)

Ну, что ж с первым испытанием, мы справились, карта и капитан у нас есть!

Нам, пора отправляться!

Ход игры-приключения:

1. Станция – «Лесная» (Музыкальный зал)

Детей встречает «Лесовичок» (музыкальный руководитель)

Здравствуйте, ребята! В нашем лесу появилась злобная колдунья, которая превратила все деревья в злобных роботов, которые пугают всех обитателей нашего леса.

(Неожиданно появляется злобная колдунья с громких хохотом)

Что, это вы здесь все собрались? Я сейчас, вас тоже превращу в роботов, так как не люблю живую природу! И превращу живой лес - в мертвый!

(Колдунья произносит волшебные слова и дети превращаются в роботов, звучит песня «Роботов», дети исполняют танец и замирают)

Лесовичок: Беда, то какая! Но я знаю, чтобы расколдовать детей, вы должны решить ребус.

(На мольбертах развешены картинки деревьев)

Лесовичок задает вопросы.

Раздел «Деревья» Задание для родителей!

1. Какое дерево тонет в воде? (Лиственница)

2. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (Осина)

3. Древесина какого дерева наиболее широко используется в кораблестроении? (С осна)

4. Какое дерево используется для изготовления лыж? (Береза)

5. Какое дерево, и зимой и летом одним цветом (Ёлка)

Задание для родителей!

(Ряб,а +3 буква в осине+ 4 буква в сосне, +6 буква в слове береза) -

Ответ: рябина.

Взрослые подходят к рябине, находят, волшебные слова, читают их, расколдовывая своих детей!

Волшебные слова произносят все вместе!

Сусака, масака, лэма, рэма, гэма!.. Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма!..
Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики!

(Тут появляется злобная колдунья)

Как вы посмели, всех расколдовать!

А вот попробуйте решить такую задачу! я буду говорить предложения, вы внимательно слушайте, если я ошибусь, то поправьте меня!

Игра «Исправь предложения»

(Правильное употребление в речи предлогов)
Листья растут В дереве. Птичка села ИЗ куста. Муравей вылез В муравейник. Сова сидит НА дупле. Дятел стучит К дереву. Заяц убегает К лисе. Стрекоза летает ПОД землёй. Гусеница ползёт ПОД веточкой. Бабочка порхает В цветке. Цветы растут НАД деревом.

Ну, раз вы такие умные, то вот вам такое задание!

Игра «Разбей на слоги»

Бо-ло-то сколько слогов? Три.

Деревья, гнезда, птицы, камыши, журавли, техника, роботы, фиксики.

Но я, обязательно, найду себе помощников, разрушителей природы!

(Колдунья убегает)

Лесовичок: Как ловко вы справились со злобной колдуньей!

Что придумали люди, чтобы защитить животных, птиц, деревья от разрушителей природы?

(Ответы детей)

Вы просто замечательные будущие юные экологи!

У меня, такое замечательное, настроение, что хочется спеть с вами песню.

(Дети исполняют вместе с Лесовичком песню «Давайте за руки возьмемся»)

Поздравляю вас, вы справились со своим испытанием, держите, первую цифру вашего шифра.

2.Станция «Загадочная» (Физкультурный зал)

В зале их встречает физкультурный работник.

Здравствуйте, ребята. Выберете себе мяч. (Детям предлагается на выбор мячи двух цветов - для деления на команды), а для чего они вам понадобятся вы узнаете позже.

Вы любите природу? А это мы сейчас проверим?

Где находятся уши у кузнечика? (В коленках)

Кого пасут и доят муравьи?(Тлю)

Где почтовые голуби переносят почту?(Хвост и лапки)

Как называется рыба, которая может дышать воздухом?(Анабас)

Почему не мерзнут ноги у пингвинов?(Они холодные)

У кого существа пять сердец?(У дождевого червя)

Ну, теперь я вижу, что вы знатоки природы? Вот вам, следующая загадка!

Вот построил он плотину,
Надо веточек и тину –
Строит всё без топора,
Будет домик у … .
(Бобра)

Я предлагаю, вам поговорить о бобрах!

Вы знаете, что бобры занесены в Красную книгу.

А почему?

(ответы детей)

Молодцы!

А почему, их называют «Инженерами»?

(ответы детей)

Какой формы хвост у бобра? Почему он такой формы?

(ответы детей)

А есть ли у бобра перепонки? (Да на задних лапах)

А на передних лапах? (Нет, потому что неудобно хватать ветки)

(ответы детей)

- Молодцы, на все вопросы ответили правильно!

Вам нужно, пройти необычное испытание, представьте, что вы бобрята! На реке произошло, ужасное происшествие! Кто - то загрязнил речку бытовым мусором. Вам срочно нужно собрать весь мусор из реки.

Нам понадобиться помощь, родителей! Мусор из пластиковых отходов нужно сложить в одну корзину, а мусор бумажный в другую! Будьте внимательными!

(Дети делятся на две команды, проходят через препятствия доходят до реки, берут мусор и возвращаются обратно, складывая мусор в отдельные корзины)

Со всеми, испытаниями вы справились, держите вашу 2 цифру от кодового замка.

3.Станция «Художественная» (В группе)

В группе их встречает «Медуница» (художественный руководитель).

Здравствуйте, ребята!Я фея «Медуница»! А зовут меня так, потому что я знаю все лекарственные растения, которые растут в лесу. А вы знаете?

(Ответы детей)

Раздел «Лекарственные растения»

1. У какого растения верхняя часть листа на ощупь гладкая да холодная, а нижняя покрыты белым пухом, мягкая и теплая, как бархат. Применяется при простудных заболеваниях, кашле?

(Мать-и-мачеха)

2. Какое растение растет по дорогам, у которого очень прочные листья. Применение – залечивает раны, помогает при ушибах, укусах насекомых? (Подорожник)

3. Какое лекарственное растение определяют на ощупь даже слепые? Применение - используют для лечения простуды и кашля, останавливает кровотечение.(Крапива)

4. Когда-то считали, что это растение опасно для домашних животных? Применение – помогает при ожогах. (Зверобой)

6. Любимая трава у животноводов и огородников, лечит домашних животных, отгоняет вредных насекомых от огорода. (Тысячелистник)

Медуница: Могут ли растения быть лекарственными, если луга и водоемы, на берегах которого они растут, загрязнены?

Ребята, некоторые люди, нарушают правила поведения в природе.

Давайте нарисуем экологические знаки, которые помогут оберегать природу от нарушителей?

Что можно изобразить на этих знаках?

(На столе находятся зарисовки экологических знаков, дети вместе с родителями приступают к работе)

Как хорошо, вы справились с испытанием. Держите свою 3 цифру, к шифру, я думаю, она вам пригодится!

4. Станция. «Эко - мастерская» (Группа)

Ребята, мы нашли все цифры, к нашему шифру. Нолик и Симка.

Нолик: Ура! Вы справились!

Симка. Ну теперь, у нас получится включить нашего экоробота!

Симка и Нолик вставляют цифры в шифр.

Экоробот включается!

Презентация Экоробота (включается запись)

Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Зовут меня «Защитник планеты Земля! На нашей планете происходит столько глобальных катастроф, люди загрязняют воздух и воду вредными химическими веществами!

Происходит разлив нефти, пожары на химических заводах, люди вырубают деревья, убивают животных и птиц, вылавливают в огромном количестве рыб, не заботясь о их будущем потомстве. Мусорят, разводят костры в лесу! Моя задача оберегать все живое на планете Земля! и подавать тревожный сигнал сотрудникам МЧС, лесникам, морским патрулям.

Но я не всегда успеваю, оказаться в нужном месте, и в нужный час.

Мне нужны помощники! Если среди вас, есть дети, готовые вступить в мою команду, вам нужно произнести клятву.

Дети произносят «Клятву юного эколога»

Клятва

Клянусь - беречь лес, не разводить костры, не ломать ветки, не разорять гнезда, не вытаптывать лекарственные растения!

Клянусь - заботится о животных, птицах, насекомых и растениях!

Клянусь - не загрязнять воду, не мусорить!

Клянусь - быть защитником нашей планеты Земля навсегда!

Дорогие, родители, отныне вы являетесь, защитниками природы!

Фиксик и Нолик вручают детям, медали юных экологов и сладкие призы!

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. Серия «Экологическое воспитание в детском саду». МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010. – 82 с. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5814466
  2. Николаева С. Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996. 98 с.
  3. Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет. Серия «Экологическое воспитание в детском саду». МОЗАИКА- СИНТЕЗ; М.; 2010. 26 с.

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5815393

  1. Лучич, М. В. Детям о природе. книга для воспитателя детского сада. - Москва: Просвещение, 1989. 139 с.
  2. Севрук Ю.А. Сборник экологических игр. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
  3. Шпотова Т.В, Кочеткова Е.П. Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
  4. Ясвин В.А. Мир природы в мире игр. Эко Центр "Заповедники", Москва, 1998.
  5. Игры, в которые мы играем! Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".

"Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004353

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Тема: Квест­игра "Экологический серпантин"
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное
отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части
природы.
Задачи:
­ ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
­ прививать экологическое мышление;
­ сформировать основы экологической культуры;
­научить решать экологические задачи и проблемы;
Экологическая сказка « Первый день в жизни бабочки».
­ Мы сегодня отправимся на лесную полянку. Посмотрите, кто это нас
встречает? (рисунок бабочки). Она только вчера появилась на свет и ничего
ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг.
А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.
_Что это?­ спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: « Земля».
­Ребята, а что такое Земля? (ответы детей).
­Вот она какая­Земля! Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух.
Воздух был свеж и чист. Не успела подумать обо всём этом,как услышала
голоса «Воздух, воздух»
­ Расскажите, ребята, Бабочке, а что такое воздух.
­ В воздухе приятно было летать, но Бабочка почувствовала, что снизу
потянуло сыростью.
­Что же это такое?­ подумала Бабочка.
Тихий журчащий голос прошептал: « Вода.», и раздался всплеск рыбы.
­Ответьте, что такое вода?(ответы детей)
Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела, что на неё смотрят два
огромных глаза.
­ Как вы думаете, кто это мог быть?
_ ДА, это человек. От человека зависит то, какими будут земля, воздух, и
вода.А чтобы любить и охранять природу, мы должны её хорошо знать
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Может кто­то мне скажет, годом чего
объявлен 2017 год в России? (ЭКОЛОГИИ). Вот по этой причине мы
проводим нашу сегодняшнюю игру.
Ведущий
Мы рады приветствовать на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле­
матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета –
величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от
зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Ведущий

Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом
доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если
погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и
вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения –
нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу
значить сохранить жизнь.
1.Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц здесь много перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыш в траве зеленой
И стрекозы только шум
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой на свете – нету!
2. Мы речь свою ведем о том
Что вся Земля наш общий дом
Наш добрый дом просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем
Еще о том ведем мы речь
Что мы наш дом должны беречь
Давайте докажем что не зря
На нас надеется Земля.
3.Природа – это дом, в котором мы живем
И в нем шумят леса, текут и плещут реки
Под сводом голубым под светом золотым
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
4.Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
5. Лес, поля, моря и горы­
Это Родины просторы.

Там, где ветер разыгрался,
Или дождь разбушевался,
Где болото с комарами,
Или грязь под сапогами.
Там, где снег валит стеною,
Укрывает сединою.
Все для нас с тобой родное,
Все чудесное, живое.
6. Взрослые и дети!
Природу берегите.
К её богатым недрам
Рук жадных не тяните.
Заботою и лаской
Её вы одарите
Она ответит тем же.
Вы только помогите!
Песня «У природы много дней»
Ведущий: А теперь поиграем в игру «Экомячик»
«Экомячик» передают друг другу мяч:
«Ты катись наш экомячик,
Долго­долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».
Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.
1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные
насаждения. К чему это может привести?
2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море,
растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические
последствия может повлечь за собой эта авария?
3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают
человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить
этих насекомых с помощью ядохимикатов?
4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого
убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В

настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков
разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую
«непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?
5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и
талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический
прогноз возможных последствий этого явления.
Вед.Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но
невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу
встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним
основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках
экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия,
общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных
условиях.
А сейчас отправляемся в путешествие, где мы покажем свои знания об охране
природы, узнаем ещё много­много нового
Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо­бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,

Этот чудо­самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно ­
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют ­ не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь ­ обжигает.
(Медуза).
Станция "Эрудит"
1. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
2. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
3. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
4. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
5. Косой ли заяц? (Нет).
6. Что делает зимой ёж? (Спит).
7. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
8. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба­пила, рыба­меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)
Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, сосна, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Голубь, воробей, дятел, скворец, синица – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка ­ впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные
птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать­и­мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье
лыко ­ это лекарственные растения.
4. «Исправь ошибки»
Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать
свои ответы.
Поездка в лес
Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В
последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же
решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не
забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа
одного из учеников.
«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие,
но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой
роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики,
подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто
выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали
палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай,
перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и
полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли
костра подмигивали нам на прощанье.
В кустах мы нашли гнездо какой­то птицы. Подержав в руках тёплые
голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше
поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы
нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в
школе пригодится.
В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как
добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими

муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали
муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел
гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы
успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых
цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».
7. «Экологический светофор»
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и
помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
 Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
 Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе
своими действиями! Соблюдай меру и правила!
 Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия
полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того
решения, которое принимается.
1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
3. Ребята огородили муравейник. (с)
4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
10.Дети сильно шумят в лесу. (ч)

11.Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
12.Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
13.Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
14.Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
15.Дети вешают кормушку. (с)
Станция "Орнитологическая"
По голосам узнать птиц
Ведущий
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить
себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и
окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый
договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был
расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя
достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им
самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый
договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном
согласии», – предлагает Ж. Дорст.
От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или
триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную
рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии,
осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко
реагируя на её нужды.
Подведение итогов
Несколько добрых советов:
 Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
 Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
 На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не
шуми.

 Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что­
либо полезное.
 Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
 Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
 Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов
пребывания в ней.
 Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и
неосознанных туристов.
1. Мы с тобой всегда должны беречь природу,
Чтоб поднимались чувства к небосводу,
Чтоб всегда водилась в наших реках рыба,
И тогда потомки скажут нам: «Спасибо!»
2. Мы хотим, чтоб всюду бабочки порхали,
Чтоб они луга собою украшали,
Чтоб чистый дождик поливал из тучи,
Чтоб сад весною пеной цвел кипучей!
3.И пускай цветет моя Земля,
И леса, и реки, и поля.
Мы за все сейчас в ответе,
Если жить хотим на планете!
Финальная песня «Пусть всегда будет Солнце»

Гилина Ирина
Экологическая игра-квест «Лесные правила»

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №136 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Квест для детей старшего дошкольного возраста

«Лесные правила »

Составили педагоги

ЧДОУ «Детский сад №136 ОАО «РЖД»

инструктор по физической культуре И. М. Псарева

учитель- логопед Н. Ю. Малых

воспитатели И. А. Гилина, М. В. Пушкарева

Цель : Становление начал экологической культуры дошкольников, развитие экологического сознания , мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи :

1. Повышение двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию природы.

2. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста. Научить решать экологические проблемы .

4. Закрепить знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножать ее богатство.

Оборудование : карты по количеству команд (Приложение №1,знаки «Правила поведения в лесу » (Приложение №2, картинка – пазл «Люби и охраняй природу» (Приложение №3, яйца от киндер – сюрприза – 20 шт., бумага, пластиковые бутылки, веревки, каски пожарных, ведра – 2 шт., ветки (для костра, совочки (на подгруппу, пластилин, гальки, ракушки, рыбки, 2 мяча, нарезка звуков леса (пение птиц, журчание ручья, звуки животных) пазл – бабочка (Приложение №4, книжки – малышки по правилам поведения в лесу .

Действующие лица : Эколята : Шалун и Ёлочка, Лисица.

Предварительная работа : Просмотр мультфильма «На лесной тропе » (Союзмультфильм,1957г., чтение художественной литературы (Приложение №5, рассматривание иллюстраций, беседы о правилах поведения в природе . Изготовить эмблему, придумать название команды.

Подготовка к экологическому квесту : Воспитатель с детьми, после утренней зарядки проходят по территории детского сада и видят беспорядок : разбросанный мусор, разоренное гнездо… Воспитатель предлагает детям подумать, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию .

С тревожным видом на площадке появляются Шалун и Ёлочка.

Шалун : Здравствуйте девчонки, здравствуйте мальчишки, вы нас узнали?

Ответы детей.

Шалун : Меня зовут Шалун, мы пришли к вам с полянки, которая рядом с детским садом. И пришли не просто так, а за помощью.

Елочка : А я – Елочка, живу рядом с Шалуном на той же полянке и очень люблю свой родной дом.

Только на нашей полянке случилась беда…

К нам пришла злая Лиса, она натворила страшные дела.

Ребята, вы заметили, что сделала Лиса?

Ответы детей

Разорила птичьи гнезда, разбросала мусор на лужайке, …

Шалун : Как нам быть, подскажите?

Ответы детей.

Вбегает Лиса с магнитофоном, со спичками :

Сейчас веток наломаю, костёр разожгу…

Шалун и Ёлочка : Ах вот, кто напроказничал на наших участках в Детском саду!

Шалун. Нам с Ёлочкой придется за тобой прибирать.

Ёлочка. Но мы вдвоем не справимся .

Шалун. А нам помогут ребята, правда ?

Шалун. Чтобы справиться , с проделками Лисы надо быть дружными, выносливыми, быстрыми, умными. Есть, среди вас, такие?

Ответы детей

Ёлочка. Чтоб не заблудиться в пути получайте карту, выполняйте задания, на ней отмечены опасные места, где Лиса напроказничала. За выполненное задание - получайте часть пазла. Когда вы получите все части пазла, сможете собрать картину.

Шалун. Вместе мы, справимся с трудностями .

1 задание. «Не разоряйте птичьи гнезда» (участок группы №5)

Подходят к участку на дереве прикреплено задание :

(Письмо от аиста)

Я, аист, прилетел к вам, чтобы вывести птенцов на вашем участке. Было у меня двадцать яиц, но злая Лиса гнездо разорила, все яйца разбросала. Помогите спасти моих будущих птенцов.

Дети ищут на площадке, заранее спрятанные «яйца» (капсулы от шоколадных яиц) пересчитывают, собирают в гнездо.

Ставят экологический знак «Не разоряйте птичьи гнезда»

Получают пазл.

2 задание. «На лужайке» (участок группы №4)

Подходят к участку на веранде прикреплено задание :

От зайчика

Я скакать тут очень рад, но боюсь поранить и обжечь лапки, запутаться в верёвках. Помогите мне друзья, буду благодарен я.

Дети собирают «мусор» , и сортируют его по контейнерам.

Бумага, пластик, верёвки.

Игра – соревнование «Потуши пожар» . Дети делятся на две команды, надевают пожарные каски и из большого ведра носят воду маленькими ведерками и «тушат» костёр.

Ставят экологический знак «Не бросай мусор»

«Не разводи костров в лесу» ).

Получают пазл.

3 задание «Муравьи, друзья мои» (спортивная площадка)

Подходят к оборудованию для метания на нем прикреплено задание :

От муравья

Здравствуйте мои друзья, у меня случилась беда. Прибежала Лиса и разрушила мой дом – муравейник. Но я знаю, вы пришли мне помочь. Разделитесь на две группы и постройте новый муравейник и заселите (слепите) новых жителей – муравьев.

Ставят экологический знак «Не разоряй муравейник»

Получают пазл.

4 задание «Засели водоем» (около клумбы «2 гуся» )

Подходят к кувшину, читают задание :

Чтобы реки, моря, океаны и озёра, и даже ручейки были чисты и прозрачны в них должно быть только то, чем заселила их природа.

Игра «Засели водоём»

Дети выбирают из кучи предметов то, что живет в водоёме (гальки, ракушки, рыбки, водоросли)

Игра «Лесной ручей »

Участники игры строятся в колонны по одному. Расстояние между игроками 0,5 м. Первым номерам раздаются мячи. По сигналу руководителя первый игрок передает мяч через голову назад и так до конца колонны. Последний игрок в колонне, получивший мяч, передает его дальше, но внизу между ногами.

Побеждает команда, чей мяч вернется первым в начало колонны. Игра повторяется 2-3 раза.

Ставят экологический знак «Не загрязняй водоем»

Получают пазл.

5 задание «Звуки леса» (на участке группы №6)

Дети заходят на площадку, звучит громкая, шумная музыка «хаус»

Музыкальный руководитель :

Ребята, а можно так громко на природе слушать музыку?

Ответы детей

Природа живет своей жизнью, а мы приходим только в гости. Поэтому надо вести себя воспитанно : не шуметь, не рвать цветы, ветки деревьев…

Я предлагаю вам послушать звуки леса и отгадать их.

Ставят экологический знак «Не шуми в лесу»

«Не рви цветы, не ломай ветки»

Получают пазл.

6 задание «Бабочка в беде» (на участке, где посажены ёлки и дубки)

Дети заходят на участок и видят, как на полянке осталась всего одна бабочка.

Письмо - обращение : Ребята, мне очень обидно, что многие люди стараются нас поймать и подержать в своих руках. А потом отпускают, но летать мы уже не можем, потому что тонкий слой пыльцы остаётся на ваших руках. Не берите нас в руки, не ловите нас сачком!

Помогите нам!

Шалун или Ёлочка

Бабочке очень нужны нашей природе, перелетая с цветка на цветок, они опыляют растения. Давайте им поможем!

Дети видят картинку бабочки, но вторая половинка картинки бесцветная. Предлагается собрать пазл, второй половинки, чтобы вся бабочка была красочная. (5- 6 бабочек, дети договариваются, кто с кем будет работать)

Ставят экологический знак «Не лови бабочек»

Получают пазл.

После прохождения последнего задания все команды собираются на спортивной площадке и собирают картинку – пазл из полученных деталей «Люби и охраняй природу» .

Шалун. У нас с Ёлочкой сегодня очень важное дело. Нам надо принять в эколята ребят из группы №5 . Они показали себя сегодня, как настоящие защитники природы.

Елочка, Шалун и дети группы №5 говорят клятву Эколят-дошколят :

Клянусь всегда защищать братьев наших меньших,

Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.

Клянусь беречь водоемы от загрязнения.

Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.

Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Шалун : Молодцы ребята, вы сейчас стали Эколятами и мы вам вручаем почетные медали.

Звучат фанфары (Идет вручение медалей)

Шалун и Ёлочка : Спасибо вам, дети. Вы помогли сберечь наш милый дом. Ведь природа – это не только дом для зверей, а также для птиц, насекомых, деревьев и растений.

Лиса : Я поняла, я больше не буду безобразничать : жечь костры, разбрасывать мусор, обижать птиц и насекомых, загрязнять водоем, ломать ветки и топтать цветы, а буду любить и охранять природу.

Ёлочка. А чтобы ты навсегда запомнила, правила поведения в природе , мы дарим тебе вот эти знаки.

Шалун и Ёлочка дарят знаки «Правила поведения в природе » Лисе

1 ребёнок. «Лесные правила »

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй ,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь :

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки .

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверушкам ,

приготовить для них кормушки,

И тогда любой зверек –

будь то ласка иль хорек,

Еж лесной , речная рыбка –

скажет : ты – мой друг! Спасибо! (Н. Рыжова)

2. ребенок

Мы с тобой всегда должны беречь природу,

Чтоб поднимались чувства к небосводу,

Чтоб всегда водилась в наших реках рыба,

И тогда потомки скажут нам : «Спасибо!»

3. ребенок

Мы хотим, чтоб всюду бабочки порхали,

Чтоб они луга собою украшали,

Чтоб чистый дождик поливал из тучи,

Чтоб сад весною пеной цвел кипучей!

4. ребенок

И пускай цветет моя Земля,

И леса, и реки, и поля.

Мы за все сейчас в ответе,

Если жить хотим на планете!

Песня «Мы хотим чтоб птицы пели»

Приложение №1

Приложение №2

Знаки «Правила поведения в лесу »

Приложение №3

Картинка – пазл «Люби и охраняй природу»

Приложение №4

Пазл – бабочка

Приложение №5

Художественная литература по безопасному поведению в природе

1. «Хитрые ласки» (Г. Шалаева) .

2. «Что нельзя купить?» (В. Орлова) .

3. «Наша планета» (Я. Аким) .

4. «Сережа» (Р. Сеф)

5. Сказка «На лесной тропинке » (Т. Шорыгина) .

6. «Советы лесной мышки » (Т. Шорыгина) .

7. «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г. Шалаева)

8. «Наказание за незнание» (М. Фисенко) .

9. «Ландыш» (Е. Серова)

10. «Осколок стекла» (Т. Шорыгина) .

11. «Пожар в лесу» (М. Фисенко)

12. Волшебные вороны» (Т. Шорыгина) .

13. «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова) .

14. «Зима» (М. Фисенко)

15. «Гроза» (А. Барто) .

16. «Гроза» (В. Лифшиц) .

17. Сказка «Добрая Ивушка» (Т. Шорыгина) .

18. «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло» (Д. Орлова) .

19. «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева, Н. Иванова) .

20. «Не прыгай в воду в незнакомых местах» (Г. Шалаева, Н. Иванова) .

21. «Как Владик с Катей ходили купаться» (М. Фисенко)

22. «Как неразлучные друзья в воде не тонул