Германские племена. Как проходило расселение германских племён I-VIII вв

Классификация германских племён

Плиний Старший в 4-й книге своей «Естественной истории» впервые попытался классифицировать германские племена, объединяя их в группы по географическому признаку:

«Германские племена распадаются на пять групп:
1) вандилиев (Vandili), часть которых составляют бургундионы (Burgodiones), варины (Varinnae), харины (Charini) и гутоны (Gutones);
2) ингвеонов, к которым принадлежат кимвры (Cimbri), тевтоны (Teutoni) и племена хавков (Chaucorum gentes);
3) иствеонов, ближе всего живущих к Рейну и включающих в себя сикамбров;
4) живущих внутри страны гермионов, к которым относятся свевы (Suebi), гермундуры (Hermunduri), хатты (Chatti), херуски (Cherusci);
5) пятую группу - певкинов (Peucini) и бастарнов (Basternae), которые граничат с вышеназванными даками.»

Отдельно Плиний упоминает также гиллевионов, проживающих в Скандинавии, и другие германские племена (батавы, каннинефаты, фризы, фризиавоны, убии, стурии, марсаки), не классифицируя их.

  • Вандилии Плиния относятся к восточным германцам, из которых наиболее известны готы (гутоны). К этой же группе относят племена вандалов.
  • Ингвеоны населяли северо-запад Германии: побережье Северного моря и полуостров Ютландию. Тацит назвал их «обитающие близ Океана». К ним же современные историки относят англов, саксов, ютов, фризов.
  • Прирейнские племена иствеонов в III веке стали известны под именем франков.
  • Этническая принадлежность бастарнов (певкинов) к германцам остаётся дискуссионной. Тацит выразил сомнение в их германских корнях, хотя по его словам они «речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев ». Рано отколовшись от массива германских народов бастарны начали смешиваться с сарматами.

Согласно Тациту названия «ингевонов, гермионов, истевонов » произошли от имён сыновей бога Манна, прародителя германских племён. Позже I века эти названия не употребляются, многие названия германских племён исчезают, но появляются новые.

История германцев

Карта расселения германских племён на I в.н. э.

Германцы как этнос сформировались на севере Европы из индоевропейских племён, осевших в районе Ютландии, нижней Эльбы и юге Скандинавии. Их стали выделять как самостоятельный этнос только с I в. до н. э. С начала нашей эры наблюдается экспансия германских племён в соседние с ними районы, в III веке они атакуют северные границы Римской империи по всему фронту и в V веке в ходе Великого переселения народов разрушают Западную Римскую империю, расселившись по всей Европе от Англии и Испании до Крыма и даже на побережье Северной Африки.

В ходе миграций германские племена смешивались с более многочисленным коренным населением завоёванных территорий, теряя свою этническую идентичность и участвуя в формировании современных этносов. Названия германских племён дали названия таким крупнейшим государствам как Франция и Англия, хотя доля германцев в составе их населения была относительно небольшой. Германия как национально единое государство было образовано только в 1871 году на землях, занятых германскими племенами в первые века нашей эры, и включало в себя как потомков древних германцев, так и потомков ассимилированных кельтов, славян и этнически неизвестных племён. Считается, что генетически наиболее близки к древним германцам остаются жители Дании и юга Швеции.

Ранняя германская религия

В конце I в. н.э. Тацит сообщал, что германцы передавали собственную историю исключительно в песенной форме. Их устная культура отчасти походила на кельтскую, однако у них было и своеобразное священное писание, запечатленное на деревянных дощечках. Их мифы имели патрилинейное происхождение: бог Туисто, сын земли, родил трех сыновей, давших имена трем группам германских племен. Туисто — бог племени (готский Thuidisco и кельтский Teutates). Его эпитет сын земли перекликается со скандинавской легендой, записанной значительно позднее. В Обмане Гильфи (середина XIII в.) рассказывается, что земля была сотворена из тела гиганта, а люди произошли от двух предков, сделанных из стволов деревьев — Аска и Эмбля. Таким образом, и здесь человеческие существа порождены живой силой земли. В более раннем мифе трое сыновей Туисто дают имена трем народам: ингевонам, ближайшим к морю, герминонам, внутренним, и истевонам, остальным — согласно Тациту, а согласно Плинию — обитавшим поблизости от Рейна. Два из этих названий появляются позднее и в именах племенных богов. Шведские короли Ynglingasaga, правившие людьми, живущими рядом с морем, вели свое происхождение от бога Ингви, а обитателей центральной Германии король франков Шарлеман в IX в. разгромил в битве около священной рощи, в которой находился культовый символ Ирминсул, или Небесный столб — высокая деревянная колонна, напоминавшая те, что во времена романо-кельтского владычества в долине Рейна воздвигали в честь Юпитера. Название истевоны не похоже на имя кого либо из германских богов; возможно, что Плиний ошибся с рекой. Еще со времен Геродота не Рейн, а Дунай называли Истром (Hister или Istar). Истевоны могли быть восточными германцами, а Иста — божеством их реки.

Все германцы, согласно Тациту, отличались исключительной силой и отвагой, но, в отличие от кельтов, они одевались очень скромно, а порой и вообще чисто символически — мужчины из одежды носили только плащи. Верность своему племени была превыше всего: считалось позором пережить в битве вождя. Германцы отличались от кельтов также тем, что жили не в укрепленных городах, а в деревнях, причем дома их стояли отнюдь не кучно. Основными занятиями германцев были охота, рыболовство и земледелие. Походили же германцы на кельтов своим пристрастием к спиртным напиткам, но если кельты пили средиземноморское вино, то германцы в огромных количествах поглощали национальное — пиво. Политическое устройство западных германцев отличалось демократичностью (или практичностью): вождей своих они выбирали по заслугам, однако разрешение гражданских дел и наложение наказаний находилось в руках священнослужителей, как если бы к наказанию человек приговаривался не по приказу вождя, а по воле божества, неотступно присутствовавшего рядом во время битвы (Germania 7.2). Таким образом, можно говорить скорее о культе символического искупления вины, чем об индивидуальной ответственности, (о друидах говорили, что они приносили в жертву невинных, если преступников не хватало). Священные образы и знаки (или знамена, signa) германцы хранили в рощах, а во время битвы шли в бой вместе с ними. Богами их, согласно interpretatio romana, были Меркурий (Вотан?), Геркулес (Донар?) и Марс (Тиу?). Тацит сообщает, что свевы, одно из восточных племен, совершали жертвоприношения Исиде, культовым символом которой являлся корабль — либурнийская галера, показывая тем самым, что их религия пришла извне (Germania 9.2). Однако, образом Секваны, божества реки Сены, тоже был корабль, почему мы вправе заключить, что этот культ Исиды мог иметь на самом деле местное происхождение. Тип корабля, однако, свидетельствует о том, что свевы были одно время знакомы с товарами из восточного Средиземноморья. Во времена Тацита Свевом называли реку Одер, так что божество реки вполне могло быть и божеством племени. В дальнейшем мы увидим, что у восточных германцев богинь было гораздо больше, чем у западных.

Все германцы, утверждают и Тацит, и Цезарь, верили в пророческую силу женщин, и потому прорицательниц даже порой приравнивали к божествам. Одной из них была Веледа, своей песней ведшая германцев в битву в правление Веспасиана (69-79) и в 78 г. привезенная в Рим. В равной степени почитались ее предшественница Ауриния и другие женщины. Традицию обожествления вдохновенной сивиллы можно сравнить с римской языческой практикой и с синтоистской, где умершая предсказательница становится kami. Еще одной знаменитой прорицательницей была алемано-франкская Тиота. Провидицу племени семнонов, в 91 г. вместе с царем Масьясом отправившуюся в Рим, звали Ганна (древняя германская магия называлась gandno). А Валубург (от walus, волшебный посох) во втором столетии новой эры находилась в Египте вместе с армией (284; 51). Женщина по имени Галиаруннос, общавшаяся с тенями умерших, в V в. была изгнана из земель готов царем Филимером. Уже много позднее саги Biskupa, Heidarviga и Vatnsdoela прославили знаменитую исландскую прорицательницу Тордис Спакона. Есть некоторые свидетельства и о том, что божественные женщины жили вместе с животными. Так, в лесах Швеции вместе с волками жили варгаморы, мудрые женщины. Саги повествуют также и об обычных женщинах, предсказывающих будущее, оберегающих и исцеляющих своих мужей с помощью заклинаний. По-видимому, для германских жен это было частью обычного повседневного домашнего труда.

По сведениям Тацита, германцы занимались и гаданием, которое совершали глава семьи или, в особо важных для всего племени случаях, жрец. Гадание проводилось посредством полосок дерева, срезанных с орешника, которые произвольно разбрасывались по белой ткани, после чего гадатель собирал их, глядя при этом на небо. Похожие ритуалы, только уже с деревянными дощечками с вырезанными на них рунами, происходили и в период Средневековья. Фонетический рунический алфавит появился лишь в IV в., более ранние знаки скорее всего представляли собой идеограммы. Кроме того, существовала и практика гадания по полету птиц и поведению лошадей. Священных белых коней выводили из рощи, где их постоянно держали, и запрягали в церемониальную колесницу, после чего наблюдали за их ржанием и фырканьем.

Накануне новолуния и полнолуния собиралось все племя: эти дни считались благоприятными для принятия решений. Германцам были знакомы понятия преступления и ответственности, ибо за различные проступки накладывались различные наказания. Предателей и дезертиров приговаривали к повешению, а трусов и тех, кого замечали в пристрастии к телесным мерзостям, бросали в болото, огораживая место погребения барьером. За последнее время обнаружено несколько таких могил, хотя, возможно, не во всех из них похоронены преступники. Есть и еще одно сходство между кельтскими и германскими обычаями. Если верить Тациту, и тех, и других отличала суровая мораль, столь контрастировавшая с распутной жизнью римлян и вольными нравами галльских кельтов. Германцы были сильными людьми, они неукоснительно придерживались законов и моногамии. Впрочем, у них не считалось зазорным праздно лежать целый день у огня или напиться до ужасного состояния. Погребальные обряды германцев также отличались простотой: мертвых укладывали на погребальный помост вместе с оружием, а порой и с лошадьми, а поверх насыпали торф. Сведений о том, как германцы хоронили женщин, у нас, к сожалению, нет.

Таковы были воинственные западногерманские племена. Восточные же германцы, которых Тацит называет свевами, несколько отличались от них. Конечно, воинственность и неискушенность оставались их главными чертами; но они уделяли большое внимание уходу за волосами. Мужчины забирали волосы назад и завязывали узлом либо на макушке, либо на задней части шеи, чтобы казаться еще более высокими и устрашающими. Религией их, в которой свое место занимали не только боги, но и богини, был шаманизм, с элементами транса и экстаза. Семноны, во времена Тацита жившие в Бранденбурге, около современного Берлина, а в затем мигрировавшие на юг и образовавшие конфедерацию алеманов, регулярно собирались в древнем лесу и перед началом церемоний приносили в жертву людей. Там же находилась и священная роща, куда людям разрешалось входить только будучи связанными, принизив себя для того, чтобы открыто нести силу божества (Germania, 39.3). Это похоже на описание трансового исступления, как в сантерийской концепции освобождения божеством. Германцы как минимум играли роль божества, как в современной практике Викка. Если в священной роще человек случайно падал (что нередко случалось в состоянии транса), то вставать на ноги ему запрещалось: извиваясь, он должен был выползать из рощи. Тацит осуждает этот обычай как суеверный и добавляет, что истоком его являются верования семнонов в то, что роща — дом божества, давшего начало их племени и властвующего над всеми вещами, а все остальное подчиняется ему и является частью его владений. Семноны, хозяева священной рощи, считали себя главным кланом свевов.

Мировоззрение свевов отчасти напоминает римское, перекликаясь с ярко выраженными в последнем стремлением к господству над остальными народами, и с римской религией, вбирающей в себя всех прочих богов. В отличие от рассматривавшихся нами прежде народов, германцы неизменно возводили своих человеческих прародителей непосредственно к божеству. Иордан, историк вестготов, сообщает, что они поклонялись своим предкам под именем ансов, равно как и богу, тождественному Марсу. Именно этому богу они посвящали главные боевые трофеи, развешивая добычу на деревьях. О традиции северных язычников приносить награбленное в жертву богам свидетельствует также Орозий в своем описании разгрома римской армии кимврами в нижнем течении Роны в 105 г. до н.э. Кимвры захватили два военных лагеря римлян и, выполняя данный богам обет, начали приносить в жертву все подряд: Они разрывали на части и выбрасывали одежды, швыряли в реку золото и серебро, кромсали на куски воинские доспехи, срывали упряжь с лошадей, после чего лошади кидались в реку, и вешали на деревьях взятых в плен. Не было ни добычи победителям, ни пощады побежденным. Цезарь сообщает, что кельты точно так же посвящали военные трофеи своим богам, с той лишь разницей, что они не развешивали их на деревьях или в святилищах, а складывали кучей на освященной земле. Иордан отмечает, что в свое время и вестготы приносили в жертву людей, но они отказались от этого обычая уже к тому времени, как вышли к побережью Черного моря.

Не совсем ясно, рассматривали ли восточные племена своих богинь также и как божественных прародительниц, или же только как покровительниц и заступниц. Ныне хорошо известно, что племена, жившие в устье Эльбы и на юге современной Дании, поклонялись Нертус, Матери-Земле. Считалось, что она постоянно вмешивается в жизнь людей и ездит в повозке, запряженной коровами. Священнослужитель богини Нертус чувствовал, когда они собирается покинуть свое святилище на острове, и с глубоким почтением следовал за повозкой все то время, пока богиня объезжала людские владения. И тогда наступал великий праздник — единственное время, когда воинственные германцы складывали оружие. В конце путешествия повозку и все ее содержимое мыли в озере. Ритуал исполняли рабы, которых после этого топили. Никому не дозволялось видеть богиню на пороге смерти. Греки и римляне, как мы помним, тоже совершали ритуальное омовение священных вещей после праздничного шествия, но архаический ритуал жестокого продолжения этого омовения был им неведом.

Нагарвалы, жившие ближе к истокам Одера, на Ризенгебирге, практиковали форму древней религии, в которой главную роль играл жрец, облаченный в женское платье, руководивший проведением церемоний в честь богов-близнецов Алки (название, возможно, означает просто боги), в римской интерпретации превратившихся в Кастора и Поллукса. Священнослужитель в женской одежде типичен для религий транса. Мы уже видели galli, жрецов-кастратов экстатического малоазийского культа Великой Матери, одевавшихся, согласно Апулею, как женщины. В восточном шаманизме облачение жреца в одежду другого пола свидетельствовало о его неподвластности обычной жизни. К сожалению, Тацит не сообщает нам подробностей о культе Алки. Еще далее к востоку, на территории современной Литвы, жило племя эстиев (название сохранилось в имени эстонцев), которые, как пишет Тацит, говорили на том же языке, что и бритты, и поклонялись матери богов, символ которой — фигурку дикого кабана — они всегда брали с собой в качестве защитного амулета, считая его самым надежным оружием. Жрецы богини считались святыми людьми, защищенными от хаоса повседневной жизни. Кабан был священным животным и у кельтов, а в позднегерманской религии животное приносили в жертву Фрейе и Фрие (Фригге), божествам, дарующим удачу и изобилие. Эстии собирали янтарь — еще один знак Фрейи в поздней мифологии; Тацит говорит, что они не подозревали о том, каким спросом пользовался янтарь у римских торговцев, что, впрочем, маловероятно, ибо янтарные торговые пути между Балтикой и Средиземноморьем существовали еще со времен этрусков.

Наконец, Тацит упоминает ситонов, во всех отношениях похожих на другие племена за тем исключением, что у них царил матриархат. Очевидно, что у восточных германцев женщина, божественная или реальная, пользовалась куда большим авторитетом по сравнению с западными германцами, у которых все божества были мужскими и о которых, в отличие от бриттов, никак нельзя сказать, что для них не имело значения, какого пола их правитель. Древние восточные германские племена соприкасались со славянами, которым в нашем исследовании посвящена восьмая глава. Когда культура вестготов и остготов перешла из стадии этнографической на стадию историческую, сведения об их религии практически исчезают. История мученической смерти Св. Сабы, утопленного в конце IV в. вестготами, заставляет предположить, что таков был их традиционный ритуал жертвоприношения, как и в случае с рабами Нертус. Кроме того, некоторые авторы сообщают, что племена, жившие вокруг Черного моря, в том числе и готы, почитали бога меча. Согласно Аммиану Марцеллину, аланы (монголойдное, но типичное для данной территории племя) втыкали в землю обнаженный меч, который они считали божеством войны и защитником своих домов (76; 71). Меч также служил олицетворением скандинавского Тора, бога войны и справедливости, руническое изображение которого представляет собой направленную острием вверх стрелу либо стилизованный меч. Источники времен готского нашествия ничего не сообщают нам о готских богинях.

ГЕРМАНЦЫ (латинский - Germani, немецкий - die Germanen), группа народов - древних носителей германских языков. Обычно выделяют 3 ветви германцев: западную (сформировалась между реками Рейн и Одер; подразделялась на несколько групп), северную (сложилась на юге Скандинавского полуострова и севере полуострова Ютландия) и восточную (оформилась в ходе миграций).

В древности германцами первоначально называли небольшое племя (по ряду оценок, негерманское) на левом берегу Рейна. С середины 1 века до нашей эры это название было распространено на народы к востоку от Рейна и к северу от верхнего течения Дуная, где жили германцы и постепенно ассимилированные ими другие народы. Восточные пределы области расселения германцев античные авторы помещали в районе Вислы. К германцам они причисляли и более восточные группировки, например, бастарнов (на основе сходства облика и некоторых внешних особенностей культуры), противопоставляя их сарматам.

Попытки выделить культурное единство германцев в бронзовом веке пока не убедительны, хотя ряд лингвистов считает, что германские языки в это время уже обособились. Формирование германцев связывается с археологической ясторфской культурой и расселением в раннем железном веке части носителей этой и родственных ей культур. Сильное воздействие на германцев оказали культуры Гальштат и Латен, отражающие влияние групп кельтов.

Древнейшей миграцией германцев, отражённой в письменных источниках, были переселения кимвров и тевтонов. Их группировки во 2 веке до нашей эры двигались из южной Ютландии, присоединяя по пути другие объединения, и достигли среднего Дуная, Галлии, северо-восточной Испании и северной Италии. В 102-101 годах они были разгромлены римской армией под командованием Гая Мария. Пик следующей волны германской миграции, в которой доминировали свевы, пришёлся на 70-60-е годы. Ударная группировка этого объединения во главе с Ариовистом утвердилась в северо-восточной Галлии, но в 58 была разгромлена Гаем Юлием Цезарем. Вторжение свевов послужило одним из поводов к римской оккупации Галлии. Граница римских владений и германцев по Рейну стабилизировалась после экспедиций Цезаря в земли германцев в 55-53.

В конце 1 века до нашей эры - начале 1 века нашей эры Рим распространил свою власть над германцами от Рейна до реки Везер, несколько раз римские легионы доходили до Эльбы; была провозглашена провинция Германия. Однако восстание херусков под предводительством Арминия, поддержанное другими германцами, привело к разгрому римлян в 9 нашей эры в Тевтобургском Лесу. В результате походов Тиберия (11) и Германика (14-16) Риму удалось стабилизировать ситуацию, в отношениях с германцами он перешёл к политике активной обороны. Вдоль Рейна были сформированы провинции Германия Нижняя и Германия Верхняя, построена система укреплений по Рейну, включая нижнюю Логону, долину в низовьях и левобережье Майна, большую часть бассейна Неккара, там же был возведён так называемый верхнегерманский вал, подходивший к ретийскому валу, проходившему севернее верхнего течения Дуная. Вдоль границ была полоса, свободная от населения. С частью германских племён Рим заключил договоры о поставке рекрутов.

В 1 веке нашей эры можно выделить следующие племена и племенные объединения германцев: батавы (жили у устья Рейна), тенктеры (на левом берегу нижнего Рейна; были известны своей конницей), гермундуры (восточнее верхнегерманского и севернее ретийского валов; единственные из германцев, кому позволялось торговать на римской территории), хаты (в верховьях Везера; славились пехотой), херуски (в среднем течении Везера), хавки (в нижнем течении Везера), фризы (у побережья Северного моря). Юг Ютландии населяли кимвры, в бассейне Эльбы господствовало объединение свевов, включавшее лангобардов, семнонов и др., Богемию заняли маркоманы, восточнее располагались квады и др., в том числе негерманские племена. Повисленье населяли многочисленные племена лугиев (смотри в статье Пшеворская культура), ближе к Балтийскому морю жили ругии, готы и др. Из скандинавских племён известны свеоны. Существовали, вероятно, культовые группы германских племён: ингевоны у Северного моря, герминоны на Эльбе и Везере, истевоны ближе к Рейну и др.

В этот период общество германцев, при некоторых отличиях, имело родоплеменную организацию. Германцы занимались земледелием и животноводством. В ходе миграций происходило усиление роли военных вождей и их дружин. Важным фактором развития германцев было влияние Римской империи, в том числе восстановление при императоре Нероне Янтарного пути.

К середине 2 века процессы в среде германцев привели к новой волне миграций. В среднем Подунавье это привело к Маркоманским войнам, в которых, кроме маркоманов и квадов, участвовали другие германцы и негерманские племена. Их опустошительные походы охватили Подунавье, германцы достигали Северной Италии. Во 2-й половине 2 века вандалы, обитавшие в верховьях Вислы, появились на северо-востоке Карпатской котловины, началось движение готов и гепидов из нижнего Повисленья в Причерноморье (смотри Вельбарская культура). В 1-й половине 3 века к востоку от Рейна оформились новые объединения германских племён - алеманны и франки.

К середине 3 века натиск варваров на Римскую империю резко усилился. Со стороны Рейна активизировались алеманны, франки, ютунги и др., прорывавшиеся далеко в глубь римских территорий (233-234, 253, 259-261, 268, 270-271, 274-276). Особенно опустошительными были так называемые Скифские войны. На их начальном этапе значительная роль принадлежала негерманским объединениям карпов и др., но постепенно она перешла к восточным германцам, особенно готам. Ценой реформ, приведших к формированию системы домината, Римская империя устояла. Была эвакуирована провинция Дакия, оставлены так называемые Десятинные поля между верховьями Рейна и Дуная, с рядом германских племён заключены военные союзы. В качестве федератов и наёмников германцы играли заметную роль в её военно-политических структурах (некоторые германцы достигали высоких должностей). Рим, со своей стороны, оказывал влияние на различные стороны жизни и культуры германцев (смотри, например, Черняховская культура). Среди германцев начало распространяться христианство, появились первые религиозные общины. Епископ Ульфила составил первую германскую азбуку (готское письмо) и перевёл на готский язык Библию (вероятно, около 360). Христианство среди германцев первоначально распространилось в форме арианства.

Качественные изменения произошли в германском мире в эпоху Великого переселения народов, формировались новые группировки. В управлении завоёванными территориями использовались опыт римской администрации и знания, полученные на службе в римской военно-политической системе. В итоге у германцев начали формироваться государства, стали кодифицироваться законы (смотри Варварские правды).

Почти все восточные германцы в конце 4-5 века несколькими волнами переселились на территорию Римской империи, где были созданы Вестготское королевство сначала в Галлии, затем в Испании, государство вандалов в Северной Африке, Остготское королевство в Италии, включавшие, кроме германцев, численно превосходившее их местное население. В Потисье сформировалось государство гепидов, на всём пространстве расселения восточных германцев, вплоть до северо-восточного Причерноморья (смотри в статье Дюрсо), возникли более мелкие «королевства» и военно-политические объединения. Однако уже в середине 6 века под ударами Византии, лангобардов и авар пали государства вандалов, остготов, гепидов, в ходе арабских завоеваний разгрому подверглось государство вестготов. Восточные германцы этих и других политических объединений были поглощены местным и пришлым населением. До 16 века сохранялись остатки крымско-готского языка в Южном Крыму (смотри в статьях Суук-Су, Мангуп, Готский язык), но позднее его носители стали частью местных греков (смотри Мариупольские греки) и татар.

С 5 века началось расселение западных германцев в Западной Римской империи, приведшее к образованию государств алеманнов, франков, лангобардов. В этом ряду стоит складывание государства бургундов и баваров. К западу от Эльбы сложились политические объединения тюрингов, саксов (более восточные территории были оставлены германцами и заняты славянами). В дальнейшем практически все они вошли в состав Франкского государства. После распада последнего в его бывших западной и южной областях, где преобладало романоязычное население, сформировались романские народы - валлоны, французы, итальянцы, а в северо-западном и восточном районах - современные носители германских языков: фламандцы, голландцы, немцы, австрийцы. Англы, часть саксов и ютов на протяжении 5-6 веков переселились в Британию. Сложившаяся там общность англосаксов послужила основой для формирования англичан.

Северные германцы в эпоху Великого переселения народов в основном оставались в пределах Скандинавии. После периода Вендель наступило время довольно значительных миграций викингов эпохи. Они сыграли заметную роль в развитии ряда государств (Англии, Франции, смотри в статьях Денло, Нормандия; Древнерусские государства, смотри в статье Варяги), колонизовали Исландию и Фарерские острова. Северные германцы стали основой скандинавских народов: шведов, норвежцев, датчан, исландцев, фарерцев.

Мифология, эпос, литература. Мифология германцев известна по древнегерманским текстам (эпос и скандинавская средневековая литература, древнеанглийский и древненемецкий заговоры), греческим и латинским сочинениям (Тацит, Иордан, Прокопий Кесарийский, Григорий Турский, Павел Диакон, Беда Достопочтенный, Саксон Грамматик, Адам Бременский). По сообщениям о германцах 1 века у Тацита, по названиям дней недели в германских языках и скандинавским источникам реконструируются имена общегерманских богов, сопоставляемых Тацитом с позднеантичными персонажами: Водан (скандинавский - Один, у Тацита - Меркурий), Тиу (скандинавский - Тюр, у Тацита - Марс), Донар (скандинавский - Тор, у Тацита - Геркулес) и *Фрия (скандинавский - Фрейр и Фрейя и Фригг, у Тацита - Исида), а также богиня Нертус (женская параллель скандинавской Ньёрду). Мифологический и героический эпос германцев наиболее полно сохранился в скандинавском и древнеанглийском ареале. Исконная эпическая традиция была устной. Для германской поэзии характерен аллитерационный стих, принявший особо сложную форму у скандинавских скальдов. Наиболее ранние из сохранившихся произведений героического эпоса - англосаксонские поэмы «Беовульф» (сложились в конце 7 - начале 8 века) и «Битва при Финнсбурге» (9 век), малые памятники «Видсид» и «Вальдере» (10 век), древнесаксонские поэмы на библейские сюжеты «Генезис» и «Хелианд» («Спаситель»), древненемецкая «Песнь о Хильдебранде» (начало 9 века), а также латинское переложение «Вальтарий» (9-10 века).

Основной корпус записей германского эпоса датируется 13 веком: древнеисландская «Старшая Эдда» (мифологические песни, цикл песней о Сигурде, песни о Вёлунде, Хельги, Хамдире), средневерхненемецкая «Песнь о Нибелунгах», прозаические переложения в исландских памятниках - «Младшей Эдде» и сагах («Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке», «Саги о древних временах»); германские героические сюжеты легли в основу скандинавских баллад позднего Средневековья. Для германской мифологии характерны эсхатологические мотивы (эддическое «Прорицание Вёльвы»), доминирование нужд и морали войны, для эпоса - тема судьбы, героический трагизм. Героев, павших на поле боя, принимает в своём чертоге Вальхалле Один; возлюбленными героев (Сигурда, Хельги, Вёлунда) часто бывают валькирии (с ними связывают распространённые с эпохи Вендель изображения женщин с рогом в руке). В героическом эпосе германцы нашли поэтическое отражение события эпохи Великого переселения народов: разгром гуннами бургундского королевства, смерть гуннского предводителя Аттилы в 453 и др. Многие скандинавские королевские и знатные роды возводились к ботам-асам (генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, англосаксонских королевских династий).

Общегерманской письменностью было руническое письмо. В 4-13 веках складывалась литература на готском, древнескандинавском, древнеанглийском, древнесаксонском, древнефризском, древневерхненемецком языках.

Музыка . Сведения о музыкальной культуре германцев отрывочны. Тацит сообщает о песнопениях германцев и об особой песни, исполнявшейся перед боевым строем с использованием резонанса щитов. Основным музыкальным инструментом германцев, по археологическим и литературным источникам, был струнный инструмент типа лиры, называвшийся общегерманским словом *harpa - арфа (древнеисландский - harpa, древнеанглийский - hearpe, древневерхненемецкий - harfa), игра на которой сопровождала исполнение эпоса. Духовые инструменты типа трубы натуральной - роги-луры, вероятно, восходят к лурам бронзового века. Из готского перевода Библии известны германские слова swiglon - ‘играть на свирели’, Jnithaurn - ‘труба’ (буквально ‘шумный рог’), klismo - ‘кимвалы’.

Искусство . Древнейшее изобразительное искусство германцев тесно связано с традициями других европейских народов. Сильнейшее влияние на него оказали кельты, позднее - культурный мир Римской империи. В эпоху римских влияний произошло формирование своеобразных стилей германского ювелирного ремесла (полихромный стиль; литьё, воспроизводящее резьбу, - немецкий - Kerbschnitt, английский - chip-carving).

Наиболее яркое явление изобразительного искусства германцев - германский звериный стиль, для которого характерен исключительный орнаментализм и формализм. На его формирование повлияли анималистические традиции, восходящие к скифо-сибирскому звериному стилю и особенно к искусству Латена; на раннем этапе сказались влияния провинциально-римского искусства. К концу 5 века сложился набор зоо- и антропоморфных мотивов, сохранявшийся почти неизменным до конца эпохи викингов при частой смене стилей. Первый самостоятельный германский звериный стиль (стиль I по классификации Б. Салина) сформировался на основе техники Kerbschnitt и образцов римского искусства 4-5 века (пояса так называемого позднеримского воинского стиля и др.). Под влиянием этой техники звериные (реже человеческие) изображения приобретают геометрические очертания, распадаются на элементы, самостоятельно участвующие в орнаментальной композиции. Во 2-й половине 6 века в звериный стиль проникает ленточная плетёнка, составившая основу нового стиля II: под её влиянием изображения подвергаются линейной стилизации, композиция строится на волнообразном ритме. Германский стиль II получил наибольшее развитие в искусстве культуры Вендель в Скандинавии и англосаксонской Британии (6-8 века). Напротив, в континентальной Европе традиция звериного стиля затухает в эпоху Каролингов. В 8 веке равномерная ритмика плетения германского звериного стиля сменяется иррегулярной, иногда чрезвычайно сложной, появляется характерный мотив «зверя, завязанного в узел» (стиль III, по Салину), возрождаются геометризм, элементы рельефа и натурализма (в том числе зарождается мотив «хватающего зверя», заменяющий плетение в построении сложных композиций). Все эти тенденции достигли наивысшего развития в искусстве начала эпохи викингов (деревянная резьба Осеберга, клад из Броа). В дальнейшем на их основе сложились стили 9-10 века Еллинг (волнообразная ленточная плетёнка) и Борре (геометрические фигуры, мотив «хватающего зверя», рельефность). Во 2-й половине 10 века в звериный стиль проникают континентальные влияния: элементы растительного орнамента, мотив одиночного звериного изображения - «большого зверя» (в то же время имеющий прототипы в зверином стиле 7-9 века). На их основе сложились стили конца эпохи викингов - Маммен и Рингерике; в последнем стиле эпохи викингов (Урнес) происходит возврат к равномерному плоскостному зооморфно-ленточному плетению. Традиции звериного стиля были продолжены в фасадной резьбе норвежских деревянных «столбовых церквей» 12 века, каменных крестильных купелей, повлияли на сложение тератологии европейского романского стиля в целом.

В противоположность звериному стилю стилистика антропоморфных изображений германцев примитивна. Сюжеты восходят к скандинавским петроглифам бронзового и железного веков, ряд мотивов заимствован из античного искусства: изображения воинов с оружием, кораблей, всадников (в том числе на брактеатах - золотых медальонах, имитирующих римские образцы), женщин, держащих рог; встречаются многофигурные композиции, мифологические сцены (в Осеберге, на «камнях с изображениями» острова Готланд, рунических камнях, порталах «столбовых церквей»).

Лит.: Schmidt L. Geschichte der deutschen Stämme bis zum Ausgang der Völkerwanderung. Мünch., 1934-1938. Bd 1-2; Holmqvist W. Germanic art during the first millenum AD. Stockh., 1955; Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960; Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968; Vries J. Р. Altgermanische Religionsgeschichte. 3. Aufl. В., 1970. Bd 1-2; Hachmann R. Die Germanen. Мünch, u. а., 1971; Reallexikon der germanischen Altertumskunde. 2. Aufl. В.; N.Y., 1973-2005 Bd 1-30; Die Germanen: Ein Handbuch / Hrsg. В. Krüger. 2. Aufl. В., 1976-1983. Bd 1-2; Корсунский А. Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984; Щукин М. Б. На рубеже эр. СПб., 1994; Иордан. О происхождении и деяниях гетов. 2-е изд. М., 1997; Germanen beiderseits des spätantiken Limes. Кöln; Brno, 1999; Koлосовская Ю. К. Рим и мир племен на Дунае, I-IV века нашей эры. М., 2000; Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000; Томпсон Э. А. Римляне и варвары. СПб., 2003; Стеблин-Каменский М. И. Труды по филологии. СПб., 2003; Wolfram Н. Die Germanen. 8. Aufl. Мünch., 2005.

И. О. Гавритухин; Н. А. Ганина (мифология, эпос, литература, музыка); Е. В. Смирницкая (искусство).

Германцы как народ сформировались на севере Европы из индоевропейских племен, осевших в Ютландии, нижней Эльбе и юге Скандинавии в 1 веке до н.э. Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда они начали продвигаться на юг. При этом они входили в соприкосновение с коренными жителями - кельтами, которых постепенно вытесняли. От южных народов германцы отличались высоким ростом, голубыми глазами, рыжеватым цветом волос, воинственным и предприимчивым характером.

Название «германцы» кельтского происхождения. Римские авторы заимствовали этот термин у кельтов. Сами германцы не имели собственного общего для всех племён названия. Подробное описание их строя и образа жизни дает древнеримский историк Корнелий Тацит в конце I века н.э.

Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Часть древних германских племен - северные германцы продвигались вдоль океанского побережья на север Скандинавии. Это предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев.

Самая значительная группа – это западные германцы. Они делились на три ветви. Одна из них - это племена, обитавшие в районах Рейна и Везера. Сюда входили батавы, маттиаки, хатты, херуски и другие племена.

Вторая ветвь германцев включала племена североморского побережья . Это кимвры, тевтоны, фризы, саксы, англы и др. Третьей ветвью западногерманских племён был культовый союз герминонов , куда входили свевы, лангобарды, маркоманны, квады, семноны и гермундуры.

Эти группы древнегерманских племен конфликтовали между собой и это приводило к частым распадам и новообразованиям племён и союзов. В III и IV веках н. э. многочисленные отдельные племена объединились в крупные племенные союзы алеманнов, франков, саксов, тюрингов и баварцев.

Главная роль в хозяйственной жизни германских племён этого периода принадлежала скотоводству , которое было особенно развито в районах, изобилующих лугами - Северной Германии, Ютландии, Скандинавии.

У германцев не было сплошных, тесно застроенных деревень. Каждое семейство жило в отдельном хуторе, окруженном лугами и рощами. Родственные семьи составляли отдельную общину (марку) и сообща владели землей. Члены одной или нескольких общин сходились вместе и проводили народные собрания. Тут же они совершали жертвоприношение своим богам, решали вопросы о войне или мире с соседями, разбирали тяжбы, судили уголовные преступления и выбирали предводителей и судей. Юноши, достигшие совершеннолетия, получали в народном собрании оружие, с которым потом уже не расставались.

Как и все необразованные народы, древние германцы вели суровый образ жизни , одевались в звериные кожи, вооружались деревянными щитами, секирами, копьями и палицами, любили войну и охоту, а в мирное время предавались праздности, игре в кости, пирам и попойкам. Еще с древности любимым напитком у них было пиво, которое они варили из ячменя и пшеницы. Игру в кости они любили так сильно, что часто проигрывали не только все имущество, но и собственную свободу.

Забота о домашнем хозяйстве, о полях и стадах оставалась на долю женщин, стариков и рабов. Сравнительно с другими варварскими народами положение женщины у германцев было лучшим и многоженство было у них мало распространено.

Во время битвы женщины находились позади войска, они ухаживали за ранеными, приносили пищу сражающимся и своими похвалами подкрепляли их мужество. Нередко германцев, обращенных в бегство, останавливали крики и упреки их женщин, тогда они вступали в битву с еще большим ожесточением. Больше всего они страшились, чтобы их жены не попали в плен и не стали рабынями у неприятелей.

У древних германцев уже было деление на сословия: благородных (эдшзинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лассы). Из сословия благородных выбирались военачальники, судьи, герцоги, графы. Предводители во время войн обогащались добычей, окружали себя дружиной из храбрейших людей и с помощью этой дружины приобретали верховную власть в отечестве или завоевывали чужие земли.

У древних германцев развивалось ремесло , в основном - оружие, орудия труда, одежда, утварь. Германцы умели добывать железо, золото, серебро, медь, свинец. Технология и художественный стиль ремесленных изделий претерпели значительные кельтские влияния. Были развиты выделка кож и обработка дерева, керамика и ткачество.

Торговля с Древним Римом играла значительную роль в жизни древнегерманских племен . Древний Рим поставлял германцам керамику, стекло, эмаль, бронзовые сосуды, золотые и серебряные украшения, оружие, орудия труда, вино, дорогие ткани. В Римское государство ввозились продукты сельского хозяйства и животноводства, скот, кожи и шкуры, меха, а также пользующийся особым спросом янтарь. Многие германские племена имели специальную привилегию посреднической торговли.

Основу политической структуры древних германцев составляло племя. Народное собрание, в котором участвовали все вооружённые свободные члены племени, являлось высшим органом власти. Оно собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на собрании племени.

Во главе племени стоял предводитель, которого избирало народное собрание. У античных авторов он обозначался различными терминами: principes, dux, rex, что соответствует общегерманскому термину könig - король.

Особое место в политической структуре древнегерманского общества занимали военные дружины, которые формировались не по родовой принадлежности, а на основе добровольной верности предводителю.

Дружины создавались с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в соседние земли. Создать дружину мог любой свободный германец, обладавший склонностью к риску и авантюрам или наживе, обладающий способностями военного лидера. Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность предводителю. Считалось, что выйти живым из боя в котором пал вождь – бесчестье и позор на всю жизнь.

Первое крупное военное столкновение германских племён с Римом связано с вторжением кимвров и тевтонов, когда в 113 г. до н.э. тевтоны разбили римлян при Норее в Норике и, опустошая все на своём пути, вторглись в Галлию. В 102-101 гг. до н.э. войска римского полководца Гая Мария разгромили тевтонов при Аквах Секстиевых, затем кимвров в битве при Верцеллах.

В средине I в. до н.э. несколько германских племён объединились и сообща выступили на завоевание Галлии. Под предводительством конунга (племенного вождя) Ареовисты германские свевы пытались закрепиться в Восточной Галлии, но в 58 г. до н.э. были разбиты Юлием Цезарем, который и изгнанал Ариовиста из Галлии, а союз племён распался.

После триумфа Цезаря римляне неоднократно вторгаются и ведут военные действия на германской территории. Все большее число германских племён попадает в зону военных конфликтов с Древним Римом. Эти события описаны Гаем Юлием Цезарем в

При императоре Августе была предпринята попытка расширить границы Римской империи на восток от Рейна. Друз и Тиберий покорили племена на севере современной Германии и построили лагеря на Эльбе. В 9-м году н.э. Арминий - вождь германского племени херусков разгромил римские легионы в Тевтонском лесу и на какое-то время восстановил прежнюю границу по Рейну.

Римский полководец Германик отомстил за это поражение, но вскоре римляне прекратили дальнейшее завоевание территории Германии и установили пограничные гарнизоны по линии Кёльн-Бонн-Аусбург до Вены (названия современные).

В конце I в. определилась граница - "Римские рубежи" (лат.Roman Lames) отделявшая население Римской империи от разноликой "варварской" Европы. Граница проходила по Рейну, Дунаю и Лимесу, который соединял эти две реки. Это была укреплённая полоса с фортификационными сооружениями, вдоль которой были расквартированы войска.

Часть этой линии от Рейна до Дуная протяженностью 550 км существует до сих пор и как выдающийся памятник древних фортификационных сооружений внесен ЮНЕСКО в список "Всемирного наследия" в 1987 году.

Но вернемся в далекое прошлое к древним германским племенам, которые объединялись, когда у них начались войны с римлянами. Так постепенно образовалось несколько сильных народов - франки на нижнем течении Рейна, алеманны к югу от франков, саксы в Северной Германии, далее лангобарды, вандалы, бургунды и прочие.

Самым восточным германским народом были готы, которые подразделялись на остготов и вестготов - восточных и западных. Они покорили соседние народы славян и финнов, и в царствование своего короля Германариха господствовали от Нижнего Дуная до самых берегов Дона. Но готы были вытеснены оттуда диким народом, пришедшим из-за Дона и Волги - гуннами. Нашествие последних и было началом Великого переселения народов.

Таким образом, в пестроте и разнообразии исторических событий и кажущейся хаотичности межплеменных союзов и конфликтов между ними, договоров и столкновений германцев с Римом, вырисовывается исторический фундамент тех последующих процессов, которые составляли суть Великого переселения народов →

Этимология этнонима германцы

«Слово Германия - новое и недавно вошедшее в обиход, ибо те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали галлов , ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. Таким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того как это название укоренилось, он и сам стал называть себя германцами.»

Впервые термин германцы использовал, по известным данным, Посидоний в 1-й половине I в. до н. э. для названия народа, имевшего обычай запивать жареное мясо смесью молока с неразбавленным вином . Современные историки предполагают, что употребление этого слова в более ранние времена явилось результатом поздних вставок . Греческие авторы, которых мало интересовали этнические и языковые различия «варваров», не разделяли германцев и кельтов. Так, Диодор Сицилийский , писавший свой труд в середине I в. до н. э. , относит к кельтам племена, которые уже в его время римляне (Юлий Цезарь , Саллюстий) именовали германскими .

По-настоящему этноним «германцы » вошёл в оборот во 2-й половине I в. до н. э. после галльских войн Юлия Цезаря для обозначения народов, живших к востоку от Рейна до Одера, то есть был для римлян не только этническим, но и географическим понятием.

Происхождение германцев

Индоевропейцы. 4-2 тыс. до н. э.

Согласно современным представлениям, 5-6 тыс. лет назад в полосе от Центральной Европы и Северных Балкан до северного Причерноморья существовало единое этноязыковое образование - племена индоевропейцев, говоривших на едином или по крайней мере близких диалектах языка, получившего название индоевропейского языка-основы, из которого развились затем все современные языки индоевропейской семьи. По другой гипотезе, индоевропейский праязык зародился на Ближнем Востоке и был разнесён по Европе миграциями родственных племён .

Археологи выделяют несколько ранних культур на рубеже каменного и бронзового веков, связанных с распространением индоевропейцев и с которыми ассоциируются разные антропологические типы европеоидов:

К началу 2-го тысячелетия до н. э. из этноязыковой общности индоевропейцев выделились и развивались самостоятельно племена анатолийцев (народы Малой Азии), арии Индии, иранцы, армяне, греки, фракийцы и наиболее восточная ветвь - тохарцы . К северу от Альп в центральной Европе продолжала существовать этноязыковая общность древнеевропейцев, которой соответствует археологическая культура курганных погребений (XV-XIII вв. до н. э.), перешедшая в культуру полей погребальных урн (XIII-VII вв. до н. э.) .

Обособление этнических групп из древнеевропейской общности хронологически прослеживается по развитию отдельных археологических культур .

Юг Скандинавии представляет регион, где в отличие от других частей Европы наблюдается единство топонимов, принадлежащих только к германскому языку . Однако именно здесь обнаруживается разрыв в археологическом развитии между относительно процветающей культурой бронзового века и сменившей её более примитивной культурой железного века , что не позволяет сделать однозначного вывода о зарождении именно в этом регионе германского этноса.

Ясторфская культура. 1-е тыс. до н. э.

Направление миграции германских племен (750 г. до н.э - I в. н. э.)

Во 2-й половине I тыс. до н. э. во всей прибрежной зоне между устьями Рейна и Эльбы и в особенности во Фрисландии и Нижней Саксонии (традиционно относятся к исконно германским землям) была распространена единая культура, которая отличалась как от единовременных латенской (кельты), так и от ястфорской (германцы). Этническую принадлежность её индоевропейского населения, в нашей эре ставшего германским, классифицировать не удаётся:

«Язык местного населения, судя по топонимике, не был ни кельтским, ни немецким. Археологические находки и топонимика свидетельствуют о том, что Рейн до прихода римлян не был никакой племенной границей, и по обе стороны жили родственные племена».

Лингвисты делали предположение о выделении прагерманского языка из праиндоевропейского в самом начале железного века, то есть в начале 1-го тысячелетия до н. э., появляются также версии о его формировании значительно позже , вплоть до начала нашей эры:

«Именно в последние десятилетия в свете осмысления новых данных, поступающих в распоряжение исследователя, - материала древнегерманской топонимики и ономастики, а также рунологии, древнегерманской диалектологии, этнологии и истории - в ряде работ было со всей определённостью подчеркнуто, что вычленение германской языковой общности из западного ареала индоевропейских языков имело место в относительно позднее время и что образование отдельных ареалов германской языковой общности относится лишь к последним векам до и первым векам после нашей эры.»

Таким образом по версиям лингвистов и археологов формирование германского этноса на базе индоевропейских племён относится примерно к периоду VI-I вв. до н. э. и произошло в областях, прилегающих к нижней Эльбе , Ютландии и югу Скандинавии. Формирование специфически германского антропологического типа началось гораздо раньше, в раннем бронзовом веке , и продолжилось в первые века нашей эры как результат миграций Великого переселения народов и ассимиляции негерманских племён, родственных германцам в рамках древнеевропейской общности бронзового века.

В торфяных болотах Дании находят хорошо сохранившиеся мумии людей, внешний облик которых не всегда совпадает с классическим описанием античными авторами рослой расы германцев. См. статьи о человеке из Толлунда и женщине из Эллинга , живших на Ютландии в IV-III вв. до н. э.

Генотип германцев

Современные этносы характеризуются не столько преобладанием той или иной гаплогруппы (то есть определённой структуры мутационных кластеров в мужской Y-хромосоме), сколько определённой пропорцией набора гаплогрупп среди популяции. В силу этого наличие у человека какой-либо гаплогруппы не определяет его генетическую принадлежность к конкретному этносу , но указывает на степень вероятности такой принадлежности, причём вероятность может быть одинаковой для совершенно различных этносов.

Хотя на германских землях удаётся классифицировать оружие, фибулы и другие вещи по стилю как германские, по мнению археологов они восходят к кельтским образцам латенского периода.

Тем не менее отличия между ареалами расселения германских и кельтских племён прослеживаются археологически, прежде всего по более высокому уровню материальной культуры кельтов, распространению оппидумов (укреплённых кельтских поселений), способам захоронения. То, что кельты и германцы представляли собой схожие, но не родственные, народы, подтверждается их отличным антропологическим строением и генотипом. В плане антропологии кельты характеризовались разнообразным сложением, из которого сложно выбрать типично кельтский, в то время как древние германцы представляли собой по строению черепа преимущественно долихоцефалов . Генотип кельтов чётко ограничивается гаплогруппой R1b, а генотип населения в ареале возникновения германского этноса (Ютландия и юг Скандинавии) представлен в основном гаплогруппами I1a и R1a.

Классификация германских племён

Отдельно Плиний упоминает также гиллевионов, проживающих в Скандинавии, и другие германские племена (батавы , каннинефаты, фризы , фризиавоны, убии, стурии, марсаки), не классифицируя их.

Согласно Тациту названия «ингевонов, гермионов, истевонов » произошли от имён сыновей бога Манна, прародителя германских племён. Позже I века эти названия не употребляются, многие названия германских племён исчезают, но появляются новые.

История германцев

Древние германцы до IV века.

Античный мир долгое время ничего не знал о германцах, отделённый от них кельтскими и скифо-сарматскими племенами. Впервые о германских племенах упомянул греческий мореплаватель Пифей из Массалии (совр. Марсель), совершивший во времена Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э.) путешествие к берегам Северного моря, и даже предположительно Балтики .

Римляне столкнулись с германцами в ходе грозного нашествия кимвров и тевтонов (113-101 гг. до н. э.), которые в ходе переселения из Ютландии опустошили приальпийскую Италию и Галлию. Современники восприняли эти германские племена как орды северных варваров из неизвестных далёких земель. В описании их нравов, сделанных поздними авторами, трудно отделить художественный вымысел от реальности.

Самые ранние этнографические сведения о германцах сообщил Юлий Цезарь , покоривший к середине I в. до н. э. Галлию, в результате чего вышел к Рейну и столкнулся в сражениях с германцами. Римские легионы к концу I в. до н. э. продвинулись до Эльбы, и в I веке появились труды , в которых подробно описаны расселение германских племён, их общественное устройство и нравы.

Войны Римской империи с германскими племенами начались с самого раннего их соприкосновения и продолжались с разной интенсивностью на протяжении всех первых веков н. э. Наиболее известным сражением стала битва в Тевтобургском лесу в 9 году , когда восставшие племена истребили 3 римских легиона в центральной Германии. Риму не удалось закрепиться за Рейном, во 2-й половине I века империя перешла к обороне по линии рек Рейн и Дунай, отражая набеги германцев и совершая карательные походы в их земли. Набеги совершались по всей границе, но наиболее угрожающим направлением стал Дунай , где на его левом берегу по всему протяжению расселились германцы в ходе своей экспансии на юг и восток.

В 250-270-е годы римско-германские войны поставили под вопрос само существование империи. В 251 году погиб император Деций в сражении с готами , осевшими в северном Причерноморье, после чего последовали их опустошительные сухопутные и морские набеги в Грецию, Фракию, Малую Азию. В 270-е годы империя была вынуждена отказаться от Дакии (единственной римской провинции на левом берегу Дуная) из-за усилившегося напора германских и сарматских племён. Империя устояла, последовательно отразив нападения варваров, но во 370-е годы началось Великое переселение народов , в ходе которого германские племена проникли и закрепились на землях Римской империи.

Великое переселение народов. IV-VI вв.

Германские королевства в Галлии продемонстрировали силу в войне с гуннами. Благодаря им в на Каталаунских полях в Галлии был остановлен Аттила , и вскоре гуннская империя, куда входил ряд восточных германских племён, распалась. Императоров в самом Риме в 460-470 гг. назначали военачальники из германцев, сначала свев Рицимер , потом бургунд Гундобад . Фактически они правили от имени своих ставленников, свергая тех, если императоры пытались действовать независимо. В 476 году германские наёмники, составлявшие войско Западной империи во главе с Одоакром , низложили последнего римского императора Ромула Августа . Это событие формально считается концом Римской империи.

Общественное устройство древних германцев

Социальный строй

По словам античных историков древнегерманское общество состояло из следующих социальных групп: военные вожди, старейшины, жрецы, воины-дружинники, свободные члены племени, вольноотпущенники, рабы . Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. В первые века н. э. у германцев существовал родоплеменной строй на его поздней стадии развития .

«Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]… Когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать [в военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, - тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь.»

Вожди содержались за счёт добровольных пожертвований членов племени. В I веке у германцев появляются цари, которые отличаются от вождей только возможностью наследования власти, весьма ограниченной в мирное время. Как заметил Тацит : «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей - из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом. »

Хозяйственные отношения

Язык и письменность

Как считается, эти магические знаки стали буквами рунического письма . Название знаков-рун является производным от слова тайна (готское runa : тайна), а английский глагол read (читать) произошёл от слова угадывать . Алфавит футарк , так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака, которые представляли собой сочетание из вертикальных и наклонных линий, удобных для резки. Каждая руна не только передавала отдельный звук, но также являлась символическим знаком, несущим смысловое значение.

Не существует единой точки зрения на происхождение германских рун. Наиболее популярна версия рунолога Марстрандера (1928 г.), предположившего, что руны развились на основе неустановленного североиталийского алфавита, ставшего известным германцам через кельтов.

Всего известно порядка 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III-VIII вв. Одна из самых ранних надписей (raunijaz : «испытывающий») на наконечнике копья из Норвегии датируется ок. 200 годом . , ещё более ранней рунической надписью считается надпись на костяном гребне , сохранившемся в болоте на датском острове Фюн . Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века .

Большинство надписей состоит из единственного слова, обычно имени, что в дополнении к магическому использованию рун приводит к невозможности расшифровать около трети надписей. Язык древнейших рунических надписей наиболее приближен к прагерманскому языку и архаичнее готского , самого раннего германского языка из зафиксированных в письменных памятниках.

Благодаря своему преимущественно культовому назначению руническое письмо в континентальной Европе вышло из употребления к IX веку , вытесненное сначала латынью , а потом письменностью на основе латинского алфавита. Однако в Дании и Скандинавии руны использовались до XVI века .

Религия и верования

См. также

  • Славянские народы

Примечания

  1. Страбон , 7.1.2
  2. Тацит , «О происхождении германцев и местоположении Германии»
  3. Oxford Dictionary of English Etymology, 1966
  4. Посидоний (135-51 до н. э.): его фрагмент (fr. 22) о германцах из кн. 13 известен в цитате Афинея (Deipnosophists, 4.153).
  5. Schlette F. Frühe Völker in Mitteleuropa. Archäologische Kulturen und ethnische Gemeinschaften des I. Jahrtausends v.u.Z. // Frühe Völker m Mitteleuropa. - Berlin. - 1988.
  6. Диодор в кн. 5.2 упоминает племя кимвров , племена за Рейном, племена, собирающие янтарь. Всех их он относит к кельтам и к галлам .
  7. В. Н. Топоров. Индоевропейские языки. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 186-189
  8. Т. И. Алексеева, Славяне и германцы в свете антропологических данных. ВИ, 1974, № 3; В. П. Алексеев, Ю. В. Бромлей, К вопросу о роли автохтонного населения в этногенезе южных славян. VII Международный съезд славистов. M., 1973
  9. Теория древнеевропейской языковой общности была сформулирована в середине XX века германским лингвистом Г. Краэ на основе анализа древнеевропейских гидронимов (названий рек).
  10. Чистая топономика характеризует как автохтонность населения на данной территории, так и захват силой этой территории, связанный с уничтожением или изгнанием коренного населения.
  11. А. Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. Гл. Германцы. Изд. «Наука», 1974
  12. Периодизация раннего железного века Германии по материалам раскопок в Нижней Саксонии: бельдорф, вессенштедт (800-700 гг. до н. э.), тремсбюттель (700-600 гг. до н. э.), ясторф(600-300 гг. до н. э.), рипдорф (300-150 гг. до н. э.), зеедорф(150-0 гг. до н. э.).
  13. А. Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. Изд. «Наука», 1974, стр. 331
  14. G. Schwantes. Die Jastorf-Zivilisation. - Reinecke-Festschnft. Mainz, 1950: возникновение языковой общности германцев датируется временем не ранее середины I тыс. до н. э.
  15. А. Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. Изд. «Наука», 1974, с. 325
  16. " Family Tree DNA R1a Project