Существительные с шипящими на конце без мягкого знака. Правописание мягкого знака

Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

В существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветош_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это точ_ -в-точ_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как биш_ их... Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпеж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за туч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумаеш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаеш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла теч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж_ , за такого незначительного человека... («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил... Не плач_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лиш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвеш_ зелено, испортиш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набьеш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тысяч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обруч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фальш_ и лож_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помоч_ им, - сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей нож_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила ноч_ - мать благословила доч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда - хотя весьма редко - златой луч_ надежды, луч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один ключ_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, - решительно сказал усач_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встреч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Плач_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзнич_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Дич_ ! - завопил взбешенный до ярости Лужин, - дич_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да полож_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч_ до зрелищ_ , что никому без себя сеч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - проч_ миражи, проч_ напускные страхи, проч_ привидения!..» («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смерч_ и все поглотит, все разом... («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Цель урока: изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода».

Задачи урока:
- образовательная:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

- развивающая:

  • развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся;

- воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: поисковый, словесный, практический

Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация 24 слайда (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка для 3 класса (авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, изд. «Просвещение», 2007 год, УМК «Школа России»);
  • алгоритм работы «Существительные с шипящими на конце»;
  • бланки для проверки знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.

II. Чистописание.
На доске:
ж ч ш щ ь
- Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? ([ж] – согласный, твёрдый непарный, звонкий парный звук, [ш] – согласный твёрдый непарный, глухой парный звук, [ч"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук, [щ"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук).
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.

III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде №2:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм.
- Выпишите слова в два столбика.
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости , а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?
Проверка. (Слайд № 2, по щелчку)
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «помощь»).
(Слайд № 3)
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

IV. Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 4)
Устно: Замените словосочетания одним словом:
Она бывает устной и письменной – речь
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).

V. Открытие детьми нового знания.
- Сейчас будем работать парами.
- Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод.
(Слайд № 5)

Исследуем слова

  1. Прочитайте слово.
  2. Какой частью речи является слово?
  3. Определите род имен существительных.
  4. Какой звук слышится на конце слова?
  5. Подумайте, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их на группы.
  7. Чем отличаются слова из каждой группы?
  8. Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило.

(Слайд № 6). На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая пара выполняет задание в тетрадях. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях.
- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика. (Слайд № 6, по щелчку)
- Какова же работа мягкого знака в эти словах? (грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Схемой это можно записать так: (Слайд № 7)

VI. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила на странице 69.
- Правы ли были мы с вами?

VII. Физминутка.
(Слайд № 8)
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода – подпрыгивайте.
Дичь, чиж, ночь, грач, тишь, дочь, врач, брошь, кулич, мышь, плащ.

VIII. Закрепление полученных знаний.
- У каждого на парте имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 58 на стр. 70
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род имени существительного)
б) - Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).
(ученик - у доски)
(Слайд № 9)

1) Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ )
2) В небе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет
(Печь )
3) Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём.
(Душ )
4) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь )
5) Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(Ёж )
6) Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш )
7) Стукнешь о стенку -
А я подскачу.
Бросишь на землю -
А я отскачу.
Чтобы было! А что было?
(Мяч )
8) Ходит вдоль каравая,
Его разрезая.
(Нож )

IX. Практическая работа.

Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд № 10). Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Сколько ошибок насчитали? Какую оценку надо ставить такому ученику?
Самопроверка. (Слайд № 10, по щелчку)

X. Картинный диктант.
(Слайды № 11 – 22)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).

XI. Тест (самостоятельная работа)
- А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.

XII. Обобщение знаний по теме.

Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? Чему научились?

XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 23)
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самопроверка. На экране правильные ответы, дети проверяют.
(Слайд № 24)

XIV. Домашнее задание.
Правило на странице 69, упражнение 59 на странице 70.

XV. Окончание урока.

Очень часто мы просто игнорируем изучение функций мягкого знака, и студент просто не знает, что мягкий знак может означать что-то, кроме мягкости. В этом случае иногда возникают ошибки в произношении, например, в таких словах, как глушь, божья, удушье .

А вы тоже когда-то пытались произнести всегда твёрдые согласные Ж и Ш как мягкие? Помните, они всегда только твёрдые и в русском языке у них нет мягких пар.

Итак, если мы видим мягкий знак после согласных, которые могут быть только твёрдыми или только мягкими, мы должны понимать, что в этих случаях мягкий знак выполняет другие функции.

Мягкий знак («Ь») в русском языке может выполнять несколько функций :

  1. он может обозначать мягкость согласной перед ним (день, словарь);
  2. он может обозначать грамматическую форму слова (говорить, ночь);
  3. а также может выполнять разделительную функцию (листья, семья).
Давайте подробнее поговорим о каждой функции и разберёмся, что эти функции значат.

Первая и самая известная функция мягкого знака – обозначение мягкости . Мягкий знак говорит нам, что мы должны произносить согласную, которая стоит перед ним мягко. Это верно для всех согласных, имеющих мягкую пару. Но мы должны запомнить, что мягкий знак не может повлиять на непарные согласные: всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц) и всегда мягкие (Ч, Щ).

Но что, если мы все же видим мягкий знак после Ш or Ч ?

С этим связана грамматическая функция мягкого знака.

Всегда, когда мы пишем мягкий знак на конце слова после шипящего согласного (Ж, Ш, Ч, Щ), он обозначает вовсе не мягкость, а показывает нам, что это слово женского рода (3 тип склонения). Вы можете запомнить эту хитрость, чтоб лучше определять род существительных на –Ь.

Итак, дочь, ночь, печь, мышь, тишь, ложь, рожь, помощь, вещь – все эти слова имеют женский род.

Запомните, в словах мужского рода с шипящим согласным (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце слова мы не пишем –Ь: мяч, грач, врач, шалаш, ёрш, ёж, борщ .

Кроме того, мягкий знак также указывает на инфинитив – начальную форму глагола: печь - to bake, помочь – to help. В глаголах на –ТЬ мягкий знак обозначает не только инфинитив, но и мягкость звука Т.

А теперь давайте разберёмся, что же такое разделительная функция мягкого знака. Мы можем говорить об этой функции, когда видим мягкий знак после согласного и перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (мягкие гласные). Разделительная функция мягкого знака обозначает, что мягкий знак «разделяет» согласный перед ним и последующий мягкий гласный, а гласный в таком случае мы произносим как дифтонг, с начальным звуком /й/.

Давайте посмотрим на примеры слов с транскрипцией:

Семья [с`эм`йа], листья [л`ис`т`йа], [друз`йа], [п`йот], льёт [л`йот],
вьюга [в`йуга], соловьи [салав`йи], муравьи [мурав`йи].

Как мы видим, мягкий знак обозначает не только мягкость согласных, но также определяет произношение последующих мягких гласных и способен указать на грамматические признаки слова, такие как женский род у существительных и форма инфинитива у глаголов.

Очень полезно знать функции мягкого знака, если вы хотите иметь хорошее произношение и понимать как работает русский язык.

Успехов в изучении русского языка!
Ваша Юля.

Цель урока : вспомнить правила написания мягкого знака у глаголов и существительных на шипящий, уметь отличать существительные 3-го склонения от существительных 2-го склонения и существительных мн. ч. 1-го склонения в р.п.; повторить словарные слова; уметь составлять словосочетания по заданной схеме.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Словарная работа.

Я буду называть вам слова, а вы составьте с ними словосочетания по схеме «глагол + сущ. с предлогом».

Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.

Подчеркните орфограммы.

3. Работа по поиску закономерностей.

На доске записаны слова:

режь, передач, кирпич, спишь, речь, беречь, дочь, гараж, спрячь, жечь, стелешь .

1. Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. На какие группы можно их разделить? Какой принцип классификации вы применили?

Слова можно разделить по-разному:

– на части речи: глаголы и существительные;

– по принципу: с мягким знаком и без.

2. Давайте объединим обе классификации. Что у нас получится?

4. Упражнение на закрепление (работа у доски, каждый ученик пишет по 5 слов).

Запишите слова, устно объясните условия написания мягкого знака или его отсутствие, пользуясь составленной выше схемой.

5. Мои загадки – ваши отгадки.

Я загадаю вам загадки. Отгадки записывайте в тетрадь. Кто отгадает все 5 загадок, получит 5.

1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч.)

3. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. (Ночь.)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь.)

Запасная:

6. Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь.)

6. Перфокарта (для быстрого контроля).

Слова для работы:

пляж, стричь, дремлешь,

вещь, лыж, печь,

луч, пейзаж, рощ,

тысяч, не бережешь, репортаж.

7. Самостоятельная работа.

Распределите слова по принципу «с мягким знаком на конце после шипящих» и «слова без мягкого знака на конце».

Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_, еш_те, ветош_, намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_, нож_, свеч_, калач_, реж_те, смерч_, леч_, пресеч_, плеч_, плач_.

8. Итоги урока, объяснение домашнего задания.

9. Домашнее задание. Подберите 20 своих примеров по теме сегодняшнего урока.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Мягкий знак - одна из тех букв, которые нередко заставляют пишущего испытывать затруднения в выборе правильного варианта написания. Тем более что с ним связано несколько видов орфограмм. Попробуем разобраться с одной из них.

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции :

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак ).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак ).
  • помогает определить грамматические признаки слова (после шипящих на конце слова - грамматический знак ).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной).

Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь . Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему? Потому что мы знаем: только в существительных женского рода 3 склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. А после других букв - не шипящих - он может писаться и в 3-м склонении (степь), и во 2-м (конь). И это объяснимо: после других, парных по твердости - мягкости, согласных мягкий знак обозначает мягкость, а не грамматическую категорию.

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть - в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть - в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется :

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме - то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед -ся или -те: назначьте, испечься, расстанешься .

Мягкий знак не пишется :

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.