Правила благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов. Что учесть при озеленении. Минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий

  • Благоустройство дворовых территорий

    Благоустройство территории жилой застройки включает в себя: устройство внутренних дворов, палисадников: озеленение; устройство жестких покрытий для движения транспорта и тротуаров для пешеходов; устройство площадок различного назначения (детские игровые, спортивные, хозяйственные, парковочные для машин и т.д.).

    На рис. 2.39 показано внешнее благоустройство части территории застройки. Надо учесть, что условия благоустройства могут быть разными. В старой застройке присутствуют тесные, узкие и темные дворы, так называемые «дворы-колодцы». В новой застройке, наоборот, дворы большие и светлые, но зачастую пустые и неблагоустроенные. И подходы к благоустройству различных дворов разнообразные. Старая застройка представляет мало возможностей для благоустройства и озеленения территории. Поэтому изучается первоочередный спрос нехватаюших элементов благоустройства во дворе и это очень тесно связано с разуплотнением или сносом старых строений.

    Имеются проблемы другого рода в новых микрорайонах, где проводится уплотнение застройки. В данном случае присутствуют большие дворы, но их можно разделив на зоны и, применяя различные элементы благоустройства, приблизить по масштабам к человеку, сделать более уютными.

    Территория каждого двора должна иметь зоны по использованию:

    Зона отдыха;

    Спортивно-игровая зона;

    Хозяйственная зона;

    Зона движения.

    Не в каждом дворе можно разместить все эти зоны, тогда приходится размещать часть зоны или самое необходимое. Очень редко удается разместить в небольших дворах старой застройки спортивные площадки, садики или террасы. Вместо спортивных площадок могут быть поставлены лишь столы для тенниса и т.п. К необходимым элементам благоустройства, которые обязательно присутствуют в каждом дворе, относятся дорожки, проезды и проходы, мусорные и хозяйственные площадки и элементы озеленения, хотя бы минимальные. Разбить газон или сад в небольшом дворе невозможно, но всегда можно посадить пару деревьев, устроить клумбу или перголу.


    Такие элементы, как скамейки, скульптурные формы, фонтанчики или небольшие бассейны не требуют больших площадей, но последние требуют больших затрат, зато очень украшают двор и с их помощью можно создать уютные уголки для отдыха взрослого населения. Беседки размещают, как правило, во дворах большей площади. Желательным и необходимым элементом в каждом дворе являются детские игровые площадки. Но, к сожалению, во многих тесных дворах такой возможности нет из-за недостатка площади. В таких случаях устраивают детскую площадку одну на несколько дворов в каком-нибудь более крупном дворе, а в остальных мелких - лишь игровые сооружения для самых маленьких детей.

    На рисунках 2.40 и 2.41 показаны схемы расположения и использования детских игровых площадок различных уровней и примеры нормативов по размерам детских площадок с соблюдением безопасности из опыта Германии.



    При устройстве пешеходных дорожек, тротуаров и проездов в России зачастую до сих пор в качестве покрытий используют асфальт и бетон. Асфальтовое покрытие является токсичным, особенно при испарениях летом. Необходимо применять, в основном, покрытия из экологически чистых природных материалов: песка, гравия, природного камня, кирпича и дерева. Для того чтобы максимально сохранить природную среду, необходимо устраивать бортики для отделения газонов и посадок от дорожек. Либо, если это каменные дорожки, желательно оставлять зазоры между камнями, чтобы земля «дышала».

    Площадки для сбора мусора - необходимый элемент благоустройства жилой территории, без которого не может существовать двор. Они, конечно, сильно портят вид во дворе и поэтому при реконструкции и благоустройстве дворов их надо сделать как можно незаметнее, огородить загородками и озеленить растениями или кустарниками.

    Проблема парковки автомобилей всегда является острой, особенно при увеличении автопарка машин и нехватки внутриломовой территории. Зачастую жители вынуждены оставлять свои машины вдоль внутридомовых проездов и улиц, что создает неудобства, как для пешеходов, так и для владельцев машин. В новых районах также не хватает мест для парковки, либо они неорганизованные, стихийные - на пустырях, тупиковых улицах, площадях и т.п. Есть несколько путей решения данной проблемы. Во-первых, это просто парковки машин «под окнами». Это приемлемо для крупных микрорайонов, где есть достаточно места; в таком случае парковку машин отделяет от дома ряд деревьев. Во-вторых, выделяются специальные места для стоянки во дворе или перед домами. Они устраиваются только для жителей близлежащих домов и по возможности в местах, не граничащих с детскими площадками и местами отдыха, либо хорошо от них отделяются загородками и озеленением. В-третьих, это размещение различных видов гаражей, в виде различных наземных и надземных гаражей - стоянок, в том числе и многоярусных. Подземные гаражи могут располагаться как под территорией двора, так и под домами, а также комбинированные. Если гараж располагается под дворовой территорией, то она освобождается для использования ее под озеленение, детские площадки, места для отдыха.

    Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до жилых домов приведены в таблице 2.4.



    Тротуары для пешеходов надо устраивать только по основным путям движения. В процессе эксплуатации и реконструкции строительного фонда пешеходные пути частично изменяют в связи со сносом или сооружением какой-либо постройки, открытием нового магазина или остановки городского транспорта на ближайшей улице. Появление новых направлений движения пешеходов нужно вовремя заметить и правильно учесть.

    Закономерности пешеходного движения представлены на рис. 2.42. Следует учитывать закономерности движения людей на местности в различных условиях.

    Когда человек идет по открытой, свободной от заметных препятствий местности, от начальной точки к видимой цели движения, он обычно не идет по прямой, а отклоняется от нее в пределах 0,1 длины пути с углами между прямой линией и фактическим путем порядка 15-250 (рис. 2.42,6). Если на пути пешехода встречаются небольшие, легко преодолимые препятствия вроде канавок, остатков бетонных плит, участков густой травы, он обходит их с углами до 30°, что является критической величиной угла (2.42,в).

    При явно непреодолимых препятствиях (здание, пруд) пешеход находит наиболее короткий маршрут их обхода. Если даже за препятствием не видно цели движения, путем дальней ориентации люди определяют самый подходящий путь движения с точностью порядка 10 % длины.

    В системе озеленения городской застройки выделяются три категории зеленых насаждений:

    Общего пользования - парки культуры и отдыха, детские, спортивные парки (стадионы), парки тихого отдыха и прогулок, сады жилых районов и микрорайонов, скверы, бульвары, озелененные участки при общегородских торговых и административных центрах, лесопарки и т.д.

    Ограниченного пользования - насаждения на жилых территориях, насаждения на территориях детских и учебных заведений, спортивных, культурно-просветительных и общественных учреждений, на территориях предприятий промышленности и т. д.

    Специального назначения - насаждения вдоль улиц, магистралей и на площадях, насаждения коммунально-складских территорий и санитарно-защитных зон, ботанические, зоологические сады и парки, выставки, насаждения ветрозащитного, водо- и почвоохранного значения, противопожарные насаждения, насаждения мелиоративного назначения, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, насаждения кладбищ и крематориев.

    Любой объект городских зеленых насаждений независимо от его специфических функций является составной частью единой системы озеленения города, его архитектурно-планировочной структуры с учетом природно-климатических особенностей.

    В жилом районе зеленые насаждения включают насаждения общего пользования (сады жилых районов, микрорайонов, бульвары, скверы и т.д.) и насаждения ограниченного пользования и специального назначения (озелененные дворы, участки школ, детских садов, посадки на улицах и площадях и т.д.). Если отсутствует одна из составных частей системы озеленения, то ее надо компенсировать за счет увеличения площади других видов зеленых насаждений, добиваясь того, чтобы не менее 50 % территории жилого района было занято зелеными насаждениями.



    На рис. 2.43 приведена принципиальная схема зеленых насаждений города. Разработанная схема обеспечивает нормальную доступность зеленых насаждений всех категорий, равномерную (пропорционально количеству населения) насыщенность районов города насаждениями общего пользования, хорошую изоляцию магистралей и жилых районов от промышленности. Схема достаточно гибка, что позволяет применять ее в различных планировочных ситуациях, в том числе и при реконструкции жилой застройки.

    СНиП 2.07.01-89 предлагает следующие площади зеленых насаждений общего пользования, таблица 2.5.


  • Фото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин

    Работы финансируются в основном за счёт средств от продажи патентов индивидуальным предпринимателям, доходов от платных городских парковок и налогов на доходы физических лиц от сдачи квартир в аренду.

    За последние годы в столице было реконструировано более 22 тысяч дворов, сообщил на заседании Президиума Правительства Москвы.

    «Мы реконструировали, отремонтировали, восстановили более 22 тысяч московских дворов. Речь идёт о создании спортивных, детских площадок, озеленении, формировании парковочного пространства и ряде других мероприятий. Важно, чтобы эта работа не останавливалась, продолжалась на системном уровне», — отметил Мэр Москвы.

    По его словам, необходимо обеспечить контроль над тем, что уже сделано: своевременно заменять сломанные малые архитектурные формы, поддерживать в хорошем состоянии спортивные и детские площадки. Также благоустройство надо обеспечить постоянными источниками финансирования. Основными из них являются три.

    «Первое — это плата за парковку, второе — это плата за патенты, которые собираются в том или ином районе, и третье — это налоги, которые поступают от сдачи в аренду жилья (квартир). И часть централизованных источников, которые поступают непосредственно из бюджета города Москвы. Это достаточно значимые источники. Финансирование по ним год от года увеличивается. В следующем году объём таких средств будет немалым — он составит около 10 миллиардов рублей. Причём они распределяются по понятной чёткой формуле между префектурами и районами», — уточнил Сергей Собянин.

    Мэр Москвы подчеркнул, что теперь следует наметить чёткие планы реализации этих программ и освоения этих средств таким образом, чтобы все проекты создавались с учётом мнения горожан и предполагали постоянную реновацию столичных дворов, чтобы они постоянно находились в хорошем состоянии.

    Заместитель Мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства доложил о реализации программы благоустройства дворовых территорий.

    «C 2011 года в городе действует программа комплексного благоустройства дворовых территорий. Выделенный объём финансирования за прошедшие годы позволил отремонтировать и провести комплексное благоустройство московских дворов. Притом что с 2016 года основным источником финансирования являются средства стимулирования управ районов», — сказал заммэра.

    Он отметил, что часть дворов была отремонтирована в рамках программы «Моя улица». Это дворы, расположенные рядом с зонами благоустройства.

    «В столице более 24 тысяч дворов, в том числе 22,5 тысячи дворов в старых границах города. На сегодняшний день 22,5 тысячи дворов приведено в порядок, капитально отремонтировано в рамках стандарта комплексного благоустройства, безопасной эксплуатации», — уточнил Пётр Бирюков.

    Программа ремонта и обустройства дворовых территорий на этот год завершена. «Приоритетной задачей на 2017-й и последующие годы является поддержание в технически исправном состоянии в соответствии с нормативными требованиями всех дворовых территорий, а также обеспечение сохранности различных элементов и малых архитектурных форм на благоустроенных территориях. Состояние московских дворов сегодня позволяет перейти на ритмичный межремонтный интервал в зависимости от технического состояния того или другого двора», — отметил заммэра.

    В 2017 году планируется благоустроить около трёх тысяч дворов,отремонтировать или сделать заново 820 детских площадок, 41 детский игровой городок, 468 спортивных площадок, 188 площадок тихого отдыха, 403 площадки для выгула домашних животных, 16 хозяйственных площадок. Также запланированы работы по ремонту асфальта и ограждений, созданию дополнительных мест парковки автомобилей, озеленению, приведению в порядок контейнерных площадок и других объектов.

    Городскую программу комплексного благоустройства дворовых территорий реализуют в Москве с 2011 года. В 2011-2014 годах в рамках этой программы провели централизованный ремонт и комплексное благоустройство дворовых территорий. В результате московские дворы привели в соответствие с новым стандартом комфорта.

    Он включает:

    — разумную и безопасную организацию дворового пространства;

    — отделение пространства для машин (парковки, проезжая часть) от пространства для людей (тротуары, детские, спортивные и другие площадки);

    — озеленение (деревья, кустарники, клумбы, газоны);

    — качественную инфраструктуру для отдыха и занятий спортом всех категорий жителей (современные детские площадки, межквартальные игровые городки, спортивные площадки, комплексы уличных тренажёров, площадки для тихого отдыха);

    — по желанию жителей ограничение въезда во дворы постороннего транспорта (шлагбаумы).

    В 2015 году были проведены работы по благоустройству в 4047 дворах, в том числе комплексный капитальный ремонт — в 1578 дворах. В 2016 году — в 3050 дворах, в том числе комплексный капитальный ремонт коснулся 2078 дворов.

    Всего с 2011 по 2016 год в московских дворах капитально отремонтировали или сделали заново 22 288 площадок различного назначения. Среди них 16 832 детские площадки, 1664 детских межквартальных игровых городка, 1194 спортивные площадки, 2598 площадок иного назначения. Во дворах установили более 3,5 тысячи комплексов уличных тренажёров, заменили 29,6 миллиона квадратных метров асфальтового покрытия.

    Применяемые в Москве механизмы финансирования обеспечивают:

    — поддержание дворовой инфраструктуры (детские горки, тренажёры и другое оборудование) в исправном состоянии;

    — регулярный (в среднем один раз в семь лет) ремонт дворовых территорий;

    — реализацию проектов дополнительного благоустройства дворовых территорий на основе пожеланий жителей.

    Одновременно с благоустройством дворов в Москве ремонтируют и приводят в порядок подъезды многоквартирных домов. В среднем их ежегодно ремонтируют около 20 тысяч, что позволяет поддерживать в нормальном состоянии все 105,9 тысячи московских подъездов.

    Так, в 2016 году отремонтировали 22 335 подъездов, план на 2017 год — 20 661 подъезд. Работы финансируются за счёт средств управляющих компаний.

    Обычно такие дворы находятся на территориях кварталов, площадь которых не превышает 9 га. Как правило, эти зоны застроены малоэтажными домами, между которыми остается не так много места. По этой причине разработка проектов спортивных площадок и детских игровых зон - достаточно сложная задача.

    Дворы домов в зоне исторической застройки часто заняты администрацией, владельцами небольших кафе и магазинов. При составлении проекта благоустройства двора необходимо учитывать пешеходные пути, созданные естественным образом. Их нужно подчеркнуть, выделив тротуарной плиткой, а также с помощью высаженных по обочинам кустарников.

    Из-за ограниченности дворового пространства на зоны отдыха нужно выделять минимум места. При этом от участков с шумными видами развлечений следует отказаться.

    2. Дворы в низкоэтажной периметральной застройке

    Как правило, такие кварталы создавались до 1950 года и имеют площадь не более 9 га. Главные сложности создания дизайн-проекта благоустройства территории в этом случае:

    Ограниченное пространство между домами. Очень трудно организовать тихие и шумные зоны отдыха. К примеру, проект детской игровой площадки должен учитывать интересы жильцов, любящих тишину, что сложно осуществить в данных условиях.

    Большое количество стихийных парковок во дворах.

    Проезды внутри кварталов необходимо делать максимально простыми, ведущими сразу к основной магистрали. Шумных зон отдыха следует избегать или стараться размещать как можно дальше от окон квартир.

    3. Дворы в среднеэтажной периметральной застройке

    Площадь таких кварталов может достигать 50 га. Этот факт позволяет без труда создавать проекты спортивных площадок. Здания могут достигать 9 этажей. Они формируют небольшие жилые комплексы. Внутри них можно разместить детские площадки, маленькие парковые зоны и объекты социальной инфраструктуры.

    Главная проблема дворов со среднеэтажными домами - чрезмерная занятость территории припаркованными автомобилями. Они мешают жильцам нормально перемещаться. Машины пожарной и скорой помощи не могут беспрепятственно проехать на место вызова.

    При благоустройстве дворов нужно делать больше парковочных карманов, не забывая о пешеходах, которые должны чувствовать себя в безопасности, перемещаясь возле домов.

    4. Дворы в среднеэтажной микрорайонной застройке

    Расположены на большой территории (до 50 га). Как правило, сложно выделить границы между дворами соседних домов.

    Основные проблемы:

    Мало пространства непосредственно между домами. Создание проекта детской игровой площадки требует большого профессионализма.

    Большое количество автомобилей затрудняет беспрепятственный выезд из дворов.

    Жильцы домов практически не защищены от шума, пыли и выхлопных газов автомобилей.

    Проект благоустройства дворов в подобных микрорайонах должен учитывать потребности всех категорий жильцов: пенсионеры, водители, молодые родители, дети дошкольного и школьного возрастов.

    По возможности нужно защитить двор от «случайных» автомобилей, чтобы снизить уровень шума и количество пыли. Обязательно наличие хорошей системы сбора талой и дождевой воды.

    5. Дворы в высокоэтажной микрорайонной застройке

    Кварталы с такими домами могут достигать 65 га. Обычно между первой линией и проезжей частью находятся свободные участки, которые можно применить с пользой. Это нужно учитывать при разработке дизайн-проекта благоустройства территории.

    Проблемы:

    Между высокими домами образуются плохо просматриваемые из окон пространства. При недостаточном освещении может возникнуть чувство опасности.

    Границы между тихими и шумными зонами стерты.

    Из-за большого количества автомобилей их ставят даже на газоны.

    Проект благоустройства двора должен быть ориентирован на создание четких границ между зонами. Важно обеспечить жильцам чувство безопасности. Места с растительностью должны быть ухоженными.

    6. Дворы в современной высокоэтажной застройке

    Площадь кварталов в этом случае может достигать 125 га. Это достаточно большая территория, на которой можно легко реализовать проекты спортивных площадок, а также детских игровых зон с учетом возрастных категорий.

    Тем не менее в таких дворах имеется много проблем:

    Огромная нехватка парковочных мест. Пешеходы чувствуют раздражение и испытывают большие неудобства.

    Пешеходные дорожки не связывают отдаленные участки двора. По этой причине люди часто ходят по газонам и вытаптывают их.

    Много шума, вызывающего чувство дискомфорта.

    При благоустройстве двора нужно позаботиться о безопасности людей и их комфортном проживании. Парковочные места необходимо реорганизовать. Обязательно следует оборудовать детские и спортивные площадки.

    Многие собственники жилья ежемесячно платят за благоустройство придомовой территории многоквартирного дома. Однако не все знают, что скрывается за этим пунктом в квитанции. Расскажем в статье, что входит в это понятие, на оказание каких услуг вправе рассчитывать граждане, и какая ответственность грозит за нарушение правил благоустройства придомового участка.

    Придомовая территория – это участок земли, который располагается под многоквартирным домом и возле него. К ней также относятся инфраструктурные элементы.

    Этот участок обладает четко установленными границами и относится к общей собственности владельцев квартир в доме. Сведения о границах придомовой территории можно получить в техническом паспорте, выдаваемом в БТИ, а также в Методических указаниях по расчету размеров земельных участков, утвержденных Приказом Минземстроя РФ № 59 от 26 августа 1998 года.

    Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

    Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

    Размеры придомового участка вычисляются исходя из технических параметров самого дома и его полезной площади. Границы этой территории определяются после завершения строительства здания посредством составления акта.

    Согласно ст. 16 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса» от 29 декабря 2004 года, земельный участок, который является придомовой территорией, распределяется между собственниками квартир. Распределение происходит пропорционально квадратным метрам, находящимся в собственности. Дополнительное регулирование в отношении прав жильцов освещается в ст. 36 ЖК РФ.

    Благоустройство придомовой территории – это обязанность собственников квартир. Она может проявляться в содержании или в финансировании содержания участка в должном виде.

    Как правило, услуги по благоустройству предоставляет управляющая компания. Именно на это учреждение возлагается ответственность за содержание территории. В зону их ведения обычно входят:

    • земельный участок;
    • подъезды;
    • пешеходные зоны и автомобильные дороги;
    • объекты озеленения;
    • бытовые площадки;
    • парковки;
    • детские площадки.

    Уточнить этот перечень можно в акте. Он должен находиться у председателя управляющей компании. При отсутствии необходимых бумаг обязанность по содержанию перекладывается на муниципалитет.

    Части придомовой территории являются неотъемлемыми. То есть, иными словами, они не могут быть проданы или переданы кому-либо в единоличное пользование. Участок может быть передан всем собственникам жилья, но на безвозмездной основе.

    Кто занимается благоустройством придомовой территории?

    Целевое назначение придомового участка – обеспечение комфортного проживания собственников. Использовать территорию жильцы могут только сообща.

    Управление общей территорией предоставляется управляющей компании или ТСЖ. В последнем случае участники Товарищества самостоятельно решают все вопросы, связанные с обустройством участка.

    ТСЖ вправе сдавать юридическому лицу, арендующему помещение в доме, место под парковку. Однако следует учитывать, что при нарушении правил пользования участком для участников ТСЖ наступает коллективная ответственность.

    Если обустройством прилегающей земли занимается управляющая компания, то для ведения деятельности сотрудники учреждения должны произвести расчет суммы расходов на содержание. Это осуществляется на основании нормативов, а также площади и границ участка, предусмотренных в его кадастровом паспорте.

    Правила благоустройства придомовой территории

    Основным нормативным актом, регулирующим правила благоустройства придомовой территории, являются действующие строительные нормы – СНиП. По сути, это технический регламент.

    Кроме этого документа, вопросы обустройства участка возле здания регулируются Сводами правил – СП, которые утверждаются на федеральном уровне. В этом нормативном акте содержаться требования и описания строительных, монтажных, эксплуатационных и иных процессов, связанных с благоустройством.

    Однако, несмотря на множество нормативных актов, в законодательной области благоустройства территории возле дома есть существенные недостатки. Так, к примеру, по закону площадь дома не может превышать размеры придомовой территории, но в действительности, пользуясь несостыковкой в действующем регламенте по расчету этой площади, недобросовестные представители муниципалитета получают определенную выгоду.

    Результат законодательных противоречий приводит к тому, что жильцам приходится брать на себя ответственность за несоизмеримо большую площадь участка или, напротив, собственники сталкиваются с полным отсутствием придомовой территории.

    Иногда единственная мера в борьбе с самоуправством – приватизация участка около дома. Жильцы, являясь собственниками территории вправе самостоятельно принимать решения по ее содержанию.


    Что входит в благоустройство придомовой территории?

    В соответствии с Постановлением Госстроя РФ № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27 сентября 2003 года, в перечень работ по благоустройству входят:

    • установка мусорных баков для различных категорий бытовых отходов;
    • чистка территории от выпавших осадков и мусора;
    • обустройство зон отдыха и их содержание в должном состоянии;
    • обеспечение гарантий отсутствия угроз для жизни и здоровья жильцов;
    • содержание мест общего пользования;
    • содержание наземных и подземных парковок;
    • принятие мер по дезинфекции и дезинсекции объектов;
    • содержание газонов и уход за цветущими насаждениями;
    • установка ограждений;
    • обустройство и содержание детских и летних площадок;
    • содержание фасада здания, ворот, лавочек и других элементов.

    План работ утверждается на общем жилья. Заинтересованные лица вправе ознакомиться с ним в любой момент. Рассмотрим, что конкретно включает в себя план благоустройства.

    Озеленение

    С помощью озеленения территории можно придать придомовому участку более ухоженный и визуально приятный вид. Однако расходы на этот вид работ полностью оплачиваются владельцами жилья в здании.

    Зачастую, собственники самостоятельно осуществляют работы по озеленению. Несмотря на это, вопросы, касающиеся спиливания деревьев, представляющих угрозу создания аварийной ситуации, а также санитарная очистка участка осуществляются за счет бюджетных средств муниципалитета.

    Дорожки

    Обустройство участка дорожками основывается на необходимости создания удобства для перемещения граждан. Кроме того, материалы изготовления должны отвечать требованиям к износостойкости, морозоустойчивости и быть безопасными для перемещения. Зачастую бывает так, что в желании сэкономить используются некачественные материалы, что приводит к дополнительным расходам.

    Дорожки на общей территории должны быть функциональными. Тропинки могут вести к клумбе или другому объекту, но одна из них обязательно должна следовать от входа на территорию к подъезду здания. Есть требования и к ширине дорожек – на них должна помещаться садовая тележка.

    Ограждения

    Собственники вправе оградить свой двор от соседних придомовых территорий. Однако установленные ограждения должны быть установлены с соблюдением особых требований:

    1. Ограждения не должны ущемлять законные интересы жителей соседних домов. Если это произойдет, по решению суда забор может быть демонтирован.
    2. Нельзя полностью ограничивать доступ во двор. Исключение – ограждение вокруг детской площадки, если она размещается в стороне от сквозного прохода.
    3. Нельзя ограничивать доступ на территорию спецмашинам различных служб. Они имеют право на въезд в любой двор, если находятся при исполнении своих обязанностей.

    В остальном установка ограждений находится в ведении собственников жилья.

    Парковка

    По решению, принятому на общем собрании собственников жилья, можно ограничить парковку для чужих транспортных средств на придомовом участке. Это ограничение не будет касаться только спецмашин экстренных служб.

    Важно учитывать также нормы СНиПа и СанПина. Согласно правилам, расстояние от парковки до фасадов зданий не может быть менее 10 м, если парковка подразумевает обеспечение мест более чем 10 автомобилям.

    Федеральная программа благоустройства придомовой территории

    В 2017 году стартовала федеральная программа под названием «Наш двор», на реализацию которой выделено более 20 миллиардов рублей.


    Чтобы поучаствовать в программе, жителям необходимо провести общее собрание. На нем нужно обсудить и утвердить план работ по обустройству придомового участка. Если все собственники согласны с планом и готовы поддерживать надлежащее состояние территории возле дома, то выбирается представитель от лица всех жильцов.

    В первостепенную задачу представителя входит подача заявки на рассмотрение в государственные органы. Документы рассматриваются специальной комиссией, которая выберет интересный проект и окажет поддержку в его реализации.

    Стоит принять во внимание, что в этом случае ни один из собственников не сможет остаться в стороне. Участие в проекте может выражаться финансированием в поддержку проекта или непосредственными действиями по облагораживанию территории.

    Жалоба на благоустройство придомовой территории

    Если управляющая компания не выполняет обязанностей по благоустройству придомовой территории, жильцы вправе падать претензию. Когда управляющая компания игнорирует жалобу и не предпринимает никаких мер по устранению нарушений, есть два способа воздействия:

    1. Коллективная жалоба в Жилищную инспекцию и Роспотребнадзор. В документе необходимо описать суть претензии с конкретными недочетами в работе управляющей организации.
    2. Обращение в прокуратуру или суд. К этому способу стоит прибегнуть, если предыдущий не возымел действия.

    Лица, нарушившие действующие правила, могут быть привлечены к административной ответственности с мерой пресечения в виде штрафа. Максимальный размер санкций – 10 тысяч рублей. Кроме того, жильцы могут потребовать возмещения нанесенного ущерба.

    При возникновении сложностей, связанных с управлением многоквартирным домом, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте.

    Теперь вы знаете, что включает в себя благоустройство придомовой территории многоквартирного дома. В ваших силах повлиять на ситуацию, если состояние прилегающего участка оставляет желать лучшего.

    Действительно хорошая новость – в действие вступает федеральная программа благоустройства дворовых территорий в период с 2018 по 2022 год. Это название имеет расширенное значение – новый облик приобретут не только дворы, но и площади, парки, скверы, набережные. Но основная часть денег предназначается для улучшения дворовых территорий.

    Программа благоустройства дворовых территорий в 2018– 2022 годах

    Сумму в 20 миллиардов рублей выделяет из своего бюджета федеральное правительство. Деньги будут распределены по регионам, их администрации должны будут продумать правильную схему дальнейшего использования этих средств.

    Предметно выделенные деньги предназначены на благоустройство общественных мест. Разрешения обычных жителей на улучшение площадей и парков не требуется, так как права их нарушены в данном случае не будут. А вот обязательства после благоустройства придомовых территорий у жильцов возникнут. Эти места приобретут статус общедомового имущества. На собственников квартир возлагается обязанность платить за содержание дворов в надлежащем виде.

    Распределение по регионам

    В Российской Федерации имеется 85 регионов. Различаются они размерами территорий и численностью. Самым большим по количеству населения регионом считается город федерального значения Москва. Однако она – один из самых маленьких регионов по занимаемой площади. Противоположная ситуация в Якутии. Площадей, парков и дворов, видимо, все же больше в крупных населенных пунктах. Как видим, претворение программы в жизнь является непростой задачей уже на первом этапе.

    Принятие муниципальных программ

    Чтобы получить деньги из федерального бюджета, регионы и муниципалитеты должны разработать собственную программу и утвердить ее. Необычным является то, что на это могут повлиять сами жители. Мероприятия по благоустройству проводятся на дворовых территориях только многоквартирных домов.

    Муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий, начинающаяся с 2018 года, включает перечень адресов придомовых участков многоквартирных домов, нуждающихся в улучшении. Правительственное постановление РФ № 169 регламентирует, что утверждение должно быть произведено не позже 31 декабря 2017 года.

    Какие населенные пункты могут участвовать в программе?

    Приказом Минстроя РФ № 691-пр утверждены методические рекомендации, согласно которым в программе участвуют муниципальные образования с численностью населения, превышающей 1 000 человек.

    Кто сейчас заботится о дворах

    Согласно жилищному кодексу, земельный участок, на котором располагается дом, является общедомовым имуществом. Но для этого должна быть выполнена формальность – официальная передача. На деле эту процедуру большинство дворов не прошло. Поэтому они считаются муниципальной собственностью.

    Каждый год выделяются деньги на поддержание порядка в них в соответствии с собственным вкусом и финансовыми возможностями. Опрос жильцов дома не производится и, соответственно, их пожелания не учитываются. Хозяевами жильцы дома себя не считают и особо бережно к имуществу не относятся.

    Новые правила

    В 2022 году после окончания программы будут введены новые правила. Благоустроенные и радующие глаз ухоженностью дворы начнут считать частью общедомового имущества. Что это означает, жильцам уже известно – они платят за содержание крыш, подвалов и подъездов. Так же придется платить и за поддержание порядка в своих дворах. Но за уже наведенный порядок!

    Таким образом, государство сначала помогает немалыми деньгами за длительное время навести порядок во дворе, а затем эта обязанность переходит к владельцам квартир.

    Дальнейшая судьба каждого двора зависит от волеизъявления жителей дома. Важно, чтобы они поняли: территорию двора включат в программу только в том случае, если ими будет проявлена инициатива. Решается это на общедомовом собрании, где жильцов ознакомят с перечнем минимальных работ, которые могут быть произведены в их дворе.

    На собрании должно быть принято решение, какие именно улучшения следуют произвести. Если предполагаются дополнительные виды работ, надо узнать, готовы ли жильцы участвовать в этом материально и личным участием. На собрании выбирается человек, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов дома и следить за сохранностью приобретенных улучшений.

    Примеры минимальных и дополнительных работ указаны в таблице.

    Если будет принято решение о проведении дополнительных работ, то следует выяснить количество людей, готовых в этом участвовать.

    Участие может быть:

    1. Трудовое. Оно является безвозмездным и добровольным. Это участие в субботниках, строительных и покрасочных работах, установке урн и скамеек, озеленении, уборке территории.
    2. Финансовое. Под этим понимаются средства, собранные в виде единовременных выплат (размер должен быть не менее утвержденного в решении собрания), и привлечение спонсоров.

    Организовывать собрания могут: правление ЖКХ, управляющая компания или инициативные жильцы. Для оповещения можно расклеить объявления с указанием повестки, разложить оповещения в почтовые ящики, позвать при личном общении. Все решения, принятые на собрании, фиксируются в протоколе.

    На сайте муниципального управления можно узнать, какой конкретно двор включен в программу.

    Что необходимо для включения придомовой территории в программу по благоустройству

    Для того чтобы конкретный двор попал в программу, надо произвести следующие действия:

    1. Создать инициативную группу.
    2. Составить перечень желаемых изменений.
    3. Оформить схему двора с предполагаемыми улучшениями.
    4. Провести общее собрание жильцов, после которого будет оформлен протокол.
    5. Подать заявку на участие в программе в адрес муниципальных властей.

    Если согласно кадастровому паспорту на придомовой территории расположено несколько домов, то в инициативной группе должны быть представители каждого из них.

    На чертеже указываются уже существующие объекты и планируемые. Предполагаемые нововведения должны соответствовать муниципальной программе. К примеру, установка во дворе памятника может туда и не входить.

    Положительное решение принимается, если за него проголосовало большинство из числа присутствующих на собрании. По итогам собрания составляется протокол.

    Затем в муниципалитет подают заявку на благоустройство. Созданная там общественная комиссия рассмотрит ее и организует общественное обсуждение. Муниципальная организация предоставит на рассмотрение дизайн-проект двора, который требует согласования с представителями, выбранными на общем собрании жильцов.

    На основании дизайн-проекта муниципалитетом будет организован конкурсный отбор подрядчиков для проведения необходимых работ. Представители из инициативной группы проводят промежуточный контроль над ходом работ.

    Дальнейшее содержание двора в порядке может осуществляться силами самих жителей или с привлечением сторонних организаций за дополнительную плату.

    Участие в программе и совместное обсуждение деталей имеет дополнительный бонус – это сплочение людей, проживающих в одном доме.